Реестр недобросовестных поставщиков: определение и понятие, правовые последствия включения в реестр. Включение (внесение) в реестр недобросовестных поставщиков Черный список по 44 фз
Подача заказчиком информации на включение в реестр недобросовестных поставщиков . Заказчик обязан направлять информацию об участнике закупки и поставщике для включения в реестр недобросовестных поставщиков в случаях, предусмотренных в ч. 4 — 6 ст. 104 ФЗ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» (Закон N 44-ФЗ) в контрольный орган (ФАС России, ее территориальные органы) в следующих случаях:
1) победитель определения поставщика уклонился от заключения контракта, и он был заключен с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер;
2) единственный участник закупки , контракт с которым заключается на основании п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, уклонился от его заключения.
3) контракт расторгнут по решению суда;
4) контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений поставщиком условий контракта.
Если контракт расторгнут по соглашению сторон, направлять сведения для включения в реестр не нужно. Такой вывод следует из ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик не обязан направлять сведения в реестр недобросовестных поставщиков, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер. Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития России от 10.07.2015 N Д28и-1968, п. 1 Письма ФАС России от 08.12.2014 N АЦ/50130/14.
Передать сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков необходимо в следующие сроки:
1) в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с участником, заявке или предложению которого присвоен второй номер, если победитель определения поставщика уклонился от заключения контракта (ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ);
2) в течение пяти рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта, если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, уклонился от его заключения (ч. 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ);
3) в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).
Установлено два способа направления сведений и необходимых документов в уполномоченный орган (п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062;(Правила):
1) на бумажном носителе;
2) в электронной форме с использованием электронной подписи.
Если сведения не направлены в контрольный орган или направлены несвоевременно, а также, если переданная информация недостоверна, на должностных лиц заказчика может быть наложен штраф в размере 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).
Требования к информации и документам, которые заказчик должен направить в контрольный орган, установлены ч. 3 — 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ.
В перечень такой информации входит идентификационный код закупки, который указывается при направлении сведений в связи с расторжением контракта по решению суда или одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). До 1 января 2017 г. данный код отражать в сведениях не нужно (ч. 3 ст. 114 Закона N 44-ФЗ). Порядок формирования идентификационного кода утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 N 422.
Документы и информация на бумажном носителе подаются с заявлением (сопроводительным письмом), подписанным уполномоченным должностным лицом заказчика. Такое письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.
Если сведения подаются в форме электронного документа, то он должен быть подписан электронной подписью указанного лица (п. 9 Правил).
Закон N 44-ФЗ не возлагает на заказчика обязанности участвовать в заседании комиссии контрольного органа.
Вопрос о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков рассматривается с участием представителей заказчика в следующих случаях (п. 12 Правил):
— участник закупки уклонился от заключения контракта;
— контракт с поставщиком расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика исполнять контракт из-за существенных нарушений его условий.
Если представители заказчика не явились на заседание, комиссия принимает решение в их отсутствие (п. 12 Правил).
В случае, когда контракт расторгнут по решению суда , на уполномоченный орган не возлагается обязанность рассматривать вопрос о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков при участии представителей заказчика.
Принять участие в заседании целесообразно, поскольку у комиссии могут возникнуть вопросы, которые потребуют разъяснений.
Для принятия участия в заседании, заказчику необходимо:
1) определить представителя интересов заказчика — руководитель или иное лицо;
2) подготовить документы для участия в заседании:
— доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия действовать без доверенности;
— дополнительные документы, если уполномоченный орган в уведомлении указал на необходимость их представления;
3) выработать позицию относительно допущенных участником, поставщиком нарушений, которые послужили основанием для направления сведений в контрольный орган;
4) обеспечить явку представителя на заседание (если планируется, что интересы заказчика представляет не руководитель, а иное лицо).
ФЗ № 44 пришел на смену ФЗ № 94. В новом нормативном акте был учтен практический опыт проведения закупок. Совершенствование законодательства направлено главным образом на обеспечение защиты и заказчика, и предприятий, принимающих участие в торгах и извлекающих из этого основной свой доход.
В обновленном Законе предусмотрена возможность проверить недобросовестных поставщиков по реестру. 44-ФЗ предусматривает формирование единой информационной базы, в которой содержатся сведения о субъектах, участвовавших в закупках, выигравших их, но уклонившихся от заключения контракта. Кроме того, в ней присутствуют данные о лицах, договора с которыми расторгнуты по судебному постановлению либо в связи с допущенными нарушениями.
В статье рассмотрим особенности включения в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ .
Общие сведения
В соответствии со 104 статьей 44-ФЗ, в реестре недобросовестных поставщиков должны содержаться сведения не только о самих организациях. В нем должны присутствовать данные и об их участниках, информация о которых, как правило, приводится в справке о бенефициарах.
Законодательство устанавливает обязанность заказчиков направлять данные в ФАС. За непредставление информации в КоАП предусмотрен штраф. Должностным лицам может вменяться до 15 000 р., а юрлицам - до 100 тыс. р.
Стоит сказать, что проконтролировать заказчика довольно сложно.
Проверка организации
Предусмотренный по 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков находится на официальном сайте Единой информсистемы в сфере закупок, в разделе "Заказчикам".
Чтобы узнать, имеет ли субъект статус недобросовестного поставщика, необходимо в поисковом поле ввести ИНН либо наименование организации. Далее нужно нажать на поиск. В выпавшем перечне будут представлены нужные сведения.
В настройках расширенного поиска можно выбрать один из законов: 223-ФЗ или 44-ФЗ. В реестре недобросовестных поставщиков содержится большой объем сведений о каждом субъекте. Поэтому в поисковых полях можно указать страну происхождения, КПП, Ф. И. О. предпринимателя, местонахождение лица, основание и дату внесения данных.
Также в разделе "Заказчикам" присутствует гиперссылка "Проверка юрлица/индивидуального предпринимателя. Нужно поставить точку напротив нужного поля, ввести ОГРНИП или ОГРН, КПП (для юрлиц) и ИНН. Система выдаст сведения о
Важный момент
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ субъект должен задекларировать. Раньше это можно было сделать через сайт ФАС. Декларацию подавали или в свободной форме, или в виде справки. Ее можно было подготовить в автоматизированной системе на сайте ФАС "Реестр недобросовестных поставщиков" по 44-ФЗ или 223-ФЗ.
На сайте ФАС нужно было открыть реестр, ввести наименование, ИНН или Ф. И. О. организации. После этого появлялись сведения об отсутствии или наличии информации о недобросовестном поставщике в реестре по 44-ФЗ или по 223-ФЗ. Далее нужно было нажать "Печать справки". В настоящее время все эти действия можно осуществить на сайте Единой информсистемы в сфере закупок.
Внесение информации
Как установлено в п. 1 ст. 104 44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков ведется федеральным исполнительным институтом власти, осуществляющим контроль в сфере закупок. Им является ФАС. Внесение в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ может осуществляться региональным подразделением этой контролирующей структуры.
Цели информационной базы
Предусмотренный по 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков способствует сокращению количества сорванных контрактов и исключает участие таких лиц в торгах.
Открывая тендер, заказчик вправе включить в условия участия требование об отсутствии сведений о поставщике в реестре. В любом случае заинтересованное лицо может проверить информацию самостоятельно. Сведения хранятся в течение двух лет и доступны бесплатно.
Удаление записи из реестра производится только при отмене решения, на основании которого она была туда внесена.
Спорные случаи
Риск внесения информации о поставщике в реестр может обуславливаться разными причинами. Чтобы избежать негативных последствий хозяйствующим субъектам необходимо оперативно предпринимать защитные меры.
К примеру, проект договора отправляется заказчиком после истечения срока, отведенного для его подписания. Поставщику придется доказать, что его вины в том, что контракт не заключен, нет. В таких ситуациях суд, как правило, принимает сторону участника закупок.
Бывает так, что договор пришел вовремя, но поставщик не смог его подписать в связи с техническими неполадками, отсутствием электроэнергии, интернета и пр. Чтобы доказать непреднамеренность своих действий, необходимо предоставить доказательства форс-мажора. К примеру, это может быть чек о ремонте ПК, справка от интернет-провайдера о сбое. Причина неподписания контракта должна быть уважительной. Заказчик дает поставщику минимум 5 дней для подтверждения договора.
Обеспечительные меры
Условие о предоставлении банковской гарантии или внесении денежных средств присутствует практически во всех контрактах. Если поставщик не выполнил его в срок, установленный в документации по тендеру, то он может быть включен в реестр.
С денежным обеспечением, в целом, все ясно. Что касается банковской гарантии, то с ней могут возникнуть сложности. К примеру, она была предоставлена, но текст заказчика не устроил. В такой ситуации поставщик вполне может доказать, что причин для внесения в реестр нет.
Ненадлежащее исполнение контракта
При нарушении условий договора заказчик вправе направить иск в суд. В случае принятия решения в пользу него поставщик будет включен в реестр.
Этих последствий можно избежать, если участник заказа сможет доказать, что контракт был нетиповой и содержал третейскую оговорку.
Контракт все равно будет расторгнут, но оснований для внесения информации о поставщике в реестр не будет.
Односторонний отказ от договора
Среди заказчиков этот вариант расторжения контракта не особо пользуется популярностью. Дело в том, что причины одностороннего отказа необходимо доказывать в судебном порядке.
Порядок отказа регламентируется ст. 95 44-ФЗ. В реестр сведения о поставщике можно включить только после совершения определенных процедур. Заказчик, во-первых, должен вынести официальное решение об отказе от контракта. В трехдневный срок он направляет его поставщику. Решение вступит в действие только по истечении 10 дн. с момента получения его поставщиком. Если последний устранит за это время допущенные нарушения, то отказаться от контракта заказчик не сможет. При этом он обязан отменить свое решение в соответствии с п. 14 95 статьи 44-ФЗ.
Какие сведения содержатся в реестре?
В РНП информация разделена на несколько блоков по каждому поставщику. В первом блоке содержатся сведения о недобросовестном поставщике:
- Полное и сокращенное или Ф. И. О. физлица-предпринимателя.
- ИНН либо аналог ИНН, выданный в соответствии с положениями законодательства иностранного государства.
- Страна происхождения.
Следующий блок содержит общую информацию по заявке о включении в реестр:
- Наименование органа, внесшего информацию в РНП.
- Причина включение записи.
- Реестровый номер.
- Даты включения и исключения из реестра.
В следующем разделе приводятся сведения о заказчике, направившем заявку на внесение информации о поставщике в реестр:
- Наименование.
- Адрес местонахождения.
Следующий блок посвящен информации о проведенных закупках. В нем содержатся сведения о:
- Номере извещения, размещенного на сайте ЕИС. Если оно не опубликовано, в соответствующей строке будет стоять отметка.
- Название заказа/закупки, идентификационный код (при наличии).
- Способ размещения/определения поставщика. К примеру, это может быть электронный аукцион.
- Дата организации закупки, подведения итогов запроса котировок/предложений либо конкурса или дата признания торгов несостоявшимися.
- Номер лота.
- Наименование и реквизиты (номер и дата) подтверждающего документа.
В последнем разделе приводится информация о контракте. Здесь указываются:
- Номер записи в реестре.
- Стоимость контракта.
- Валюта сделки.
- Дата подписания контракта.
- Номер записи в реестре договоров.
- Предмет контракта/объект закупки. Здесь указывают название продукции, работы или услуги.
- Плановая дата выполнения.
- Дата расторжения договора.
- Основание для прекращения контракта.
Сроки направления сведений
Если участник закупки занял первое место, но уклонился и не подписал договор, в связи с чем контракт был заключен со вторым победителем, заказчику дается 3 раб. дня для подготовки и отправки сведений о недобросовестном поставщике в ФАС.
Если хозяйствующий субъект был признан единственным участником тендера, но не подписал соглашение, заказчик может передать информацию в ФАС в пятидневный срок. Исчисление начинается с последнего дня периода, отведенного для заключения контракта.
При нарушении условий закупки, признанных судом существенными, выигравшей стороной заказчик должен направить сведения в ФАС в течение 10 дней. Исчисление начинается с даты составления и подписания решения о прекращении действия договора.
В любом из перечисленных случаев заказчик обязан направить подтверждающие документы. Ими могут быть выписки из протоколов, отражающие отказ победителя от договора или результаты закупки. Также заказчик может приложить копию судебного постановления, в соответствии с которым контракт признан расторгнутым, или решение об отказе от договора с приведением пояснений, обосновывающих его.
Документы могут направляться через ЕИС в электронном виде. При этом они должны быть заверены усиленной цифровой подписью. Допускается направление сведений и на бумажных носителях. В этом случае отправка осуществляется заказным письмом с описью.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков - санкция для тех, кто нарушает условия закона и контракта. К кому она применяется, в каких случаях и можно ли оспорить решение, расскажем в статье.
Основания для внесения в реестр недобросовестных поставщиков
Список поручено вести ФАС. Посмотреть его можно на сайте ведомства и в ЕИС. Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков делятся на две группы. Такая участь ждет тех, кто:
- уклонился от подписания контракта (вовремя не поставил подпись или не перечислил обеспечения);
- существенно нарушил условия сделки (контракта), после чего заказчик был вынужден расторгнуть его.
Все основания, по которым заказчик обязан направить сведения в ФАС, со ссылками на положения Закона № 44-ФЗ смотрите в таблице:
Порядок внесения в реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ
Порядок внесения в реестр недобросовестных поставщиков описан в ПП РФ от 25.11.2013 № 1062. Рассмотрим алгоритм на случай, если контракт расторгли по суду или в одностороннем порядке из-за существенных нарушений со стороны поставщика. В течение 3 дней после официального расторжения (когда оно вступило в силу) заказчик должен направить в УФАС следующие сведения и документы:
- название, ИНН, адрес поставщика;
- объект закупки, цену контракта и срок его исполнения;
- код закупки;
- причину и дату расторжения контракта;
- копию решения суда или письменное обоснования причин отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчик направляет в ФАС информацию о недобросовестном поставщике. Контролеры решают, включать ли участника или контрагента в РНП. Смотрите в таблице причины, по которым компаниям удалось избежать реестра.
Документы и информация могут быть переданы в вид бумажного документа или на электронном носителе. К ним нужно приложить сопроводительное письмо с перечнем прилагаемых документов.
ФАС проверяет сведения в течение 10 рабочих дней. Если заказчик предоставил неполный комплект документов, их вернут в течение 3 дней.
Вопрос о включении поставщика в реестр рассматривают с участием представителей обеих сторон контракта. По итогу ФАС выносит решение об отказе или включении в РНП. Данные появляются в реестре недобросовестных поставщиков в течение 3 дней с даты, когда было принято решение ФАС.
Если поставщик оказался уклонистом, у заказчика есть пять дней на подачу бумаг в ФАС. В этом случае в ФАС нужно сообщить:
- данные участника закупки;
- его ИНН;
- даты проведения закупки;
- документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта.
Заявление о включении в реестр недобросовестных поставщиков
Заявление должно содержать:
- название компании или ФИО ИП;
- данные об учредителях, руководителях и членах правления - для компаний;
- причину внесения участника в РНП;
- даты закупки;
- дату подписания контракта;
- объект закупки, другие основные условия процедуры;
- причину расторжения контракта;
- список прилагаемых документов.
Какая информация вносится в реестр недобросовестных поставщиков
В реестр вносят:
- название компании или ФИО физлица/ИП;
- адрес или место жительства, ИНН;
- ФИО учредителей, если поставщик - компания;
- данные о закупке, даты проведения;
- реквизиты контракта;
- код закупки;
- дату расторжения контракта, предмет, сроки выполнения, цену;
- дату, когда информация была занесена в РНП.
Чем грозит внесение в реестр недобросовестных поставщиков
По закону заказчики имеют право требовать от участников, чтобы сведений о них не было в РНП, и часто пользуются этим правом. Такое требование установлено в большинстве закупок, поскольку ни один заказчик не хочет связываться с недобросовестным поставщиком. А значит, тем, кто числится в черном списке, закрыт путь к участию в госзакупках на 2 года. Именно столько данные остаются в реестре.
Возражение в УФАС на включение в реестр недобросовестных поставщиков
Поставщику дают право высказать свою позицию. Сделать это можно, составив возражение на решение заказчика о включении в РНП и выступив на заседании комиссии. Объясните свое видение ситуации, последовательно изложите все факты, перечислите ваши действия, которые говорят о добросовестном поведении. Комиссия ведомства рассмотрит доводы и примет решение. На практике поставщикам нередко удается доказать свою правоту. Для примера рассмотрим два подобных дела.
Заказчик и подрядчик заключили контракт на реконструкцию двух объектов. Однако в срок работы не были закончены. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. А спустя некоторое время обратился в УФАС с просьбой включить сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков. Антимонопольный орган рассмотрел обращение. Хоть заказчик и выполнил все действия, которые от него требовались, ему отказали. Тогда заказчик подал в суд.
Несмотря на срыв сроков, большую часть работы компания выполнила, а именно 83% (на сумму 102 млн руб. из 122 млн.). При суд учел, что повлияло на сроки выполнения работ. Подрядчику передали непригодную проектно-сметную документацию. Из-за этого ему пришлось заниматься разработкой новой, в том числе проводить неучтенные работы, которые требовали от администрации проведения дополнительных конкурсных процедур, по результатам которых были заключены дополнительные контракты. В итоге подрядчик не мог продолжать работы по своему контракту, пока не были закончены работы по другим контрактам.
Кроме того, в процессе работы подрядчик обнаружил недостатки, которые остались от предыдущего исполнителя и даже были приняты заказчиком. Поскольку эти недостатки угрожали годности и прочности результатов работ, не устранив их, продолжать работы было нельзя. В результате, несмотря на то, что установлено нарушение срока сдачи работ на 229 дней, суд не увидел оснований для включения в РНП (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 по делу №А21-8955/2017).
Еще один пример говорит о том, как не угодить в РНП на стадии подписания контракта. Поставщик подал в суд на заказчика и потребовал отменить решение о признании его уклонившимся от подписания контракта на поставку молочной продукции и взыскании всей суммы обеспечения - более 4 млн руб.
Дело в том, что заказчик оставил без ответа все направленные протоколы разногласий. Компания подала заявку на электронный аукцион и перечислила обеспечение заявки. Предложение одобрили. Участника признали победителем процедуры. Как полагается по закону, заказчик разместил в ЕИС проект контракта и стал ждать, пока победитель его подпишет. Документ был опубликован 5 декабря. Победитель трижды направлял протоколы разногласий до конца декабря, но все они были оставлены без ответа. Компании не понравились разночтения в условиях поставки, которые она хотела устранить.
Последний протокол разногласий был направлен 21 декабря, а уже 22 декабря заказчик разместил в ЕИС протокол отказа от заключения контракта. Он сослался на то, что победитель не подписал проект контракта, нарушил срок направления протокола разногласий, подав его через 13 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов (хотя между 30 ноября, когда был размещен протокол, и 10 декабря, когда был отправлен первый протокол разногласий, не прошло 13 дней), а также не предоставил обеспечение исполнения контракта. Поскольку общество признали уклонившимся от заключения контракта, 4 млн руб. в качестве обеспечения заявки перечислили оператору ЭТП.
Суд напомнил заказчику, что уклонистом признается тот победитель, которые не подписал контракт и не предоставил протокол разногласий в установленный законом срок. Однако в нашем случае участник не уклонялся от подписания контракта, а, напротив, всеми силами стремился к его заключению. Невозможность в конечном итоге подписать документ в установленный срок вызвана действиями самого государственного заказчика. Позже заказчик обжаловал решение первой инстанции, однако своим постановлением по делу № А53-10174/2017 от 22.03.2018 арбитражный суд кассационной инстанции города Краснодар жалобу не удовлетворил. Правым в итоге оказался участник.
Вложенные файлы
- Заявление о включении в РНП.docx
(далее – реестр и РНП) имеет для нее самые негативные последствия . Ведь до неопределенного круга лиц будет доведена информация о ее неблагонадежности и недобросовестности. А это может повлиять на решения о сотрудничестве, которые принимают потенциальные (и действительные) партнеры, ориентирующиеся на данные публичного реестра.
Кроме того, включение в реестр способно ограничить возможность участвовать в другой закупке. Причем речь идет не только о самой компании, но и о ее учредителях, руководителе, членах коллегиального исполнительного органа (ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). Иначе говоря, компания не сможет (как это практиковалось ранее), например, учредить новое общество и снова участвовать в госзакупках.
Каков порядок ведения реестра
Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС России).
При этом она руководствуется Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062. Они устанавливают в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра.
Сведения РНП о поставщике течение двух лет. По окончании этого срока информацию из реестра исключают (ч. 8–9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
Кого могут включить в реестр
ФАС России может включить в реестр информацию о следующих лицах (ч. 1 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
1. Поставщики (подрядчики, исполнители), с которыми заказчики расторгли контракты в судебном порядке
Пример ситуации, когда поставщика могут включить в официальный реестр недобросовестных поставщиков из-за расторжения договора с заказчиком в судебном порядке
Поставщик неоднократно нарушает сроки поставки товара.
Такое нарушение контракта является существенным и дает право заказчику расторгнуть договор в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК РФ).
Для этого заказчик должен сначала направить недобросовестному поставщику предложение о расторжении договора. После того как поставщик откажется (или по истечении установленного срока не будет получен его ответ), заказчик вправе обратиться в суд с требованием расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ).
Когда решение суда вступит в законную силу (п. 3 ст. 453 ГК РФ), появятся основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Поставщики (подрядчики, исполнители), которые существенно нарушили условия контракта, в результате чего заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта
Контракт нарушен существенно, если заказчик лишается того, на что вправе был рассчитывать при его заключении (абз. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ). Какое нарушение будет считаться существенным, зависит от вида договора. Например, если арендатор больше двух раз подряд не внес арендную плату в установленный срок, использует имущество не по назначению и т. д., то такое нарушение будет считаться существенным (ст. 619 ГК РФ).
3. Участники закупок, уклонившиеся от заключения контрактов
Победитель закупки считается уклонившимся от заключения контракта, если он:
- победитель конкурса, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил все экземпляры контракта заказчику, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 3 ст. 54 Закона № 44-ФЗ);
- победитель электронного аукциона, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ);
- победитель закрытого аукциона и не представил подписанный контракт и (или) обеспечение исполнения контракта в срок, указанный в документации о закрытом аукционе (ч. 1 ст. 91 Закона № 44-ФЗ);
- победитель запроса котировок и не представил подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, и (или) выписку из ЕГРЮЛ (ч. 11 ст. 78 Закона № 44-ФЗ);
- победитель запроса предложений, и не подписал к установленному сроку проекта контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 17 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
- в установленных законом случаях не предоставил информацию, подтверждающую его добросовестность, либо такая информация признана недостоверной (ч. 5 ст. 37 Закона № 44-ФЗ);
- в установленных законом случаях не представил обоснование предлагаемой цены контракта (ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).
При этом победитель закупки вправе отказаться от заключения контракта, если заказчик требует:
- заключить контракт на условиях, отличающихся от условий, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (аукционе, котировочной заявке);
- предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем размер, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе).
Если победитель не смог подписать контракт по уважительным причинам , то он может сделать это на заседании антимонопольного органа, который рассматривает вопрос о включении его в официальный реестр недобросовестных поставщиков (п. 7 Разъяснений ФАС России по ведению реестра недобросовестных поставщиков, проведению проверок факта уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению внеплановых проверок от 26 октября 2007 г.).
Какую информацию вносят в реестр
В РНП включается следующая информация о недобросовестном поставщике (ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ):
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН);
- наименование, ИНН юридического лица (для иностранного лица – аналог ИНН), являющегося учредителем недобросовестного поставщика, фамилии, имена, отчества учредителей, членов органов управления недобросовестного поставщика;
- объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
- идентификационный код закупки (с 1 января 2016 года);
- дата проведения закупки (в случае если победитель уклонился от заключения контракта);
- дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку (или окончательное предложение) или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
- дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
- основания и дата расторжения контракта (в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта);
- дата внесения информации в реестр недобросовестных поставщиков.
Какова процедура включения в реестр
Для включения в реестр недобросовестных поставщиков заказчик обязан передать в антимонопольный орган сведения о закупке и победителе (поставщике), а именно:
- информацию о победителе (поставщике), предусмотренную пунктами 1 и 2 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ;
- информацию о дате проведения закупки или дате заключения контракта (п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
- выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер;
- иные документы, свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта;
- копию решения суда о расторжении контракта;
- письменное обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Вышеназванные документы заказчик должен передать в определенные сроки. Их продолжительность зависит от :
- если победитель уклонился от заключения контракта – в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с участником, заявке (предложению) которого присвоен второй номер (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
- если от заключения контракта уклонился единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, – в течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подписания контракта (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
- если контракт расторгнут по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта – в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
ФАС России в течение 10 дней проверяет сведения, которые предоставил ему заказчик, и принимает решение о включении информации о конкретном поставщике в РНП.
Если заказчик не предоставит (предоставит заведомо недостоверную информацию) информацию о недобросовестных участниках закупки (поставщиках), то будет привлечен к административной ответственности. При этом штраф для должностных лиц составляет от 10 000 до 15 000 руб., а для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).
Обязан ли заказчик направлять сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер?
Нет, заказчик не обязан направлять в реестр такие сведения.
Это следует из пункта 1 письма ФАС России от 8 декабря 2014 г. № АЦ/50130/14 и судебной практики (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 г. № 08АП-5731/2015 по делу № А75-2002/2015).
Обязан ли заказчик направлять для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об участнике (поставщике), если они уже были ранее включены в этот РНП?
Да, обязан.
Закон № 44-ФЗ не содержит исключений. Если участник уклоняется от заключения контракта, контракт расторгнут по решению суда или заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, то заказчик должен направить соответствующие сведения об участнике (поставщике) для включения в реестр (п. 4, 5, 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).