Правление княгини ольги на руси. Крещение великой княгини русской. Внутренняя и внешняя политика

После убийства князя Игоря древляне решили, что отныне их племя свободно и они могут не платить дань Киевской Руси. Более того, их князь Мал сделал попытку жениться на Ольге. Тем самым он хотел захватить киевский престол и единолично править Русью. С этой целью было собрано посольство, которое направлялось к княгине. Послы везли с собой богатые подарки. Мал надеялся на малодушие "невесты" и на то, что она, приняв дорогие подарки, согласится разделить с ним киевский трон.

В это время великая княгиня Ольга воспитывала сына Святослава, который после смерти Игоря мог претендовать на трон, но был еще слишком мал. Попечительство над юным Святославом взял на себя воевода Асмуд. Сама же княгиня занялась делами государственными. В борьбе с древлянами и другими внешними врагами она должна была рассчитывать на собственную хитрость и доказать всем, что страной, которая раньше управлялась только за счет меча, можно управлять и женской рукой.

Война княгини Ольги с древлянами

Принимая послов, великая княгиня Ольга проявила хитрость. По ее приказу лодку, на которой приплыли послы, подняли на руки и понесли в город вдоль пропасти. В один момент лодку скинули в пропасть. Послы были погребены заживо. Дальше княжна отправила послание с согласием на брак. Князь Мал поверил в искренность сообщения, решив, что его послы достигли цели. Он собрал знатных купцов и новых послов в Киев. По древнему русскому обычаю гостям приготовили баню. Когда все послы оказались внутри бани, все выходы из нее были закрыты, а само здание сожжено. После этого было отправлено новое послание Малу, что "невеста" отправляется к нему. Древляне приготовили роскошный пир для княгини, который по ее требованию прошел невдалеке от могилы ее мужа, Игоря. Княжна потребовала, чтобы на пиру присутствовало как можно большее количество древлян. Князь древлян не возражал, полагая, что это только увеличивает престиж его соплеменников. Всех гостей напоили до отвала. После этого Ольга подала сигнал своим войнам и те умертвили всех, кто был там. Всего в тот день было убить порядка 5000 древлян.

В 946 году великая княгиня Ольга организует военный поход на древлян. Суть этого похода была демонстрация силы. Если ранее они были наказаны хитростью, то теперь врагу предстояло ощутить военную мощь Руси. В этот поход был взят и молодой князь Святослав. После первых боев древляне отступили в города, осада которых продолжалась практически все лето. К концу лета обороняющиеся получил от Ольги послание, что она насытилась местью и более ее не желает. Она попросила только три воробья, а также по одному голубю с каждого жителя города. Древляне согласились. Приняв дар дружина княжны привязала к лапам птиц уже зажженный серный трут. После этого всех птиц отпустили. Они вернулись в город, и город Искоростень погрузился в огромный пожар. Горожане были вынуждены спасаться бегством из города, и попали в руки дружинников Руси. Великая княгиня Ольга осудила старейшин на смерть, некоторых на рабство. В целом же убийцы Игоря были обложены еще более тяжкой данью.

Принятие Ольгой православия

Ольга была язычницей, но часто посещала христианские соборы, подмечая торжественность их обрядов. Это, а также необычайный ум Ольги, который позволил поверить ей в Бога-вседержителя, послужил причиной крещения. В 955 году великая княгиня Ольга направляется в Византийскую империю, в частности в город Константинополь, где и произошло принятие новой религии. Сам патриарх был ее крестителем. Но это не послужило причиной для изменения веры в Киевской Руси. Данное событие никак не отдалило русичей от язычества. Приняв христианскую веру, княжна оставила управление государством, посвятив себя служению Богу. Также она занялась помощью в строении христианских церквей. Крещение правительницы не означало еще крещения Руси, но это был первый шаг на пути к принятию новой веры.

Умерла великая княгиня в 969 году в Киеве.


Князь Игорь и Княгиня Ольга

Имя великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся женщинах Древней Руси. Её мужем был князь Игорь. Сменивший Олега на киевском княжеском престоле Игорь подобно его предшественнику изображён в древнерусских летописях во многом как легендарная личность. Вещий Олег приходился родственником и опекуном молодому князю.

Легенда XVI века передаёт сказание о том, как однажды киевский князь Игорь охотился в лесах у Пскова. Здесь он встретил на своём пути реку и увидел стоявший у берега чёлн. Перевозчиком оказалась девушка Ольга. Игорь попросил перевезти его, он был поражён её умом. Когда же он, «некие глаголы претворяше к ней», получил отпор на свои «стыдные словеса», девушка отказала Игорю столь искусно, воззвав к его княжеской чести, что Игорь не только не обиделся, но, согласно легенде, тут же посватался к ней.

Биография Ольги в большей её части загадочна. Даже само появление её на исторической сцене различные летописи датируют по-разному. В «Повести временных лет» под 903 годом читаем: «Игорь вырос и собирал дань после Олега, и слушались его, и привели ему жену из Пскова именем Ольгу». А в Новгородской первой летописи младшего извода в недатированной части, но непосредственно перед статьёй 920 года, сказано, что Игорь «привёл себе жену из Плескова, по имени Ольгу, была она мудрой и смышлёной, от неё родился сын Святослав».

Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых, богословы создали её Краткое и Пространное житие. Житие считает Ольгу уроженкой псковского села Выбуто, дочерью незнатных родителей. Напротив, известная в пересказе В. Н. Татищева поздняя Иоакимовская летопись выводит Ольгу от новгородского князя, или посадника - легендарного Гостомысла. Вряд ли можно сомневаться в том, что она была из знатной семьи, а не крестьянской девушкой.

Девушка пленила Игоря красотой, благонравием и скромностью. Любовь к юной Ольге ослепила Игоря, который, не раздумывая, пожелал взять её в жёны, предпочтя другим, более родовитым невестам.

О времени, месте рождения и происхождении самого Игоря нам ничего с достоверностью не известно. Рождение в Новгороде на Волхове около 879 года вызывает сомнение, поскольку в момент похода Игоря на Константинополь, в 941 году, ему должно было быть от 20 до 25 лет.

Поход Игоря на Константинополь в 941 году отмечен «Повестью временных лет» и упоминается в византийских историографических сочинениях. Но вызывает сомнение сорокалетнее (!) бесплодие Ольги. Весьма сомнительно, что Игорь женился на Ольге в 903 году и в течение 39 лет не имел детей, как и тому, что он взял её в преклонные годы не первым для себя браком. Скорее всего, к моменту рождения Святослава оба они, Ольга и Игорь, были молоды и полны сил.

Кончина Олега побудила древлянские племена к восстанию. Нестор следующим образом описывает вступление Игоря на киевский княжеский престол: «После смерти Олега стал княжить Игорь… И затворились от Игоря древляне по смерти Олега». В следующем году, по свидетельству Нестора, «пошёл Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше прежней».

Жаждавшие захватить власть в Киеве древляне замыслили убить Игоря и ждали удобного случая, чтобы расправиться с ним.

Но прежде чем столкнуться в смертельной схватке с вождями племенного союза древлян, князь Игорь предпринял под 941 год поход на Константинополь.

Ольга обладала даром предвидения - она чувствовала опасность, грозившую мужу, и изо всех сил старалась уберечь его от беды. Пророческий сон приснился ей, когда князь Игорь собирался в поход на Константинополь. Ольге привиделись сожжённые ладьи, мёртвые воины, чёрные вороны, кружившие над полем брани… Поражение дружины Игоря представлялось неизбежным.

Встревоженная Ольга пыталась остановить мужа, рассказав о дурных знаках, которые видела во сне, но он не сомневался в скорой победе.

Пророчество княгини сбылось, и войско было разбито. Впоследствии князь Игорь всегда прислушивался к словам Ольги, не раз предсказывавшей ему победу или поражение в ратных делах, следовал её мудрым советам.

Супруги жили счастливо. Вернувшись из похода на Константинополь, князь Игорь стал отцом: родился сын Святослав.

В 944 году князь организовал новый поход на Византию. На этот раз дело кончилось подписанием мирного договора.

Летопись Нестора под 945 годом повествует: «И пришла осень, и стал он (Игорь) замышлять поход на древлян, желая взять с них ещё больше дани. В тот год сказала дружина Игорю: „Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, да и ты добудешь, и мы“. И послушал их Игорь - пошёл к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, [то] поразмыслив, сказал своей дружине: „Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё“. И отпустил дружину свою домой, а сам с малою частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что [Игорь] идёт снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его. Так и этот, если не убьём его, то всех нас погубит“. И послали к нему, говоря: „Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань“. И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня против Игоря, убили Игоря и дружину его, так как было её мало. И погребён был Игорь, и есть могила его у Искоростеня, в Деревской земле, и до сего времени».

Настоящее погребение зверски убитого Игоря, по прадедовским обычаям языческой веры, не состоялось. Между тем в соответствии с народными поверьями покойник, которого не похоронили согласно обычаю, блуждал среди людей и тревожил их.

Следуя языческим традициям, княгиня Ольга надеялась, что безжалостная месть за смерть мужа исцелит её душу от страданий. Она поклонялась умершему супругу, который, по древним славянским верованиям, и в загробной жизни продолжал следить за своим родом и оказывать ему покровительство.

В годы замужества Ольга обрела ту самую «мудрость», которая позволила ей выдвинуться после смерти князя Игоря в правительницы Русского государства.

Минуло полгода после смерти Игоря, как вдруг весной следующего, 945 года верхушка древлянского союза племён решила восстановить дружеские отношения с Киевом и направила послов к Ольге с предложением выйти замуж за древлянского князя Мала.

Ольга ответила послам, что они могут привести сватов в ладьях к её терему (передвижение посуху в ладьях имело у восточных славян двойной смысл: и оказание почести, и обряд похорон). Наутро доверчивые древляне последовали её совету, а Ольга приказала их сбросить в яму и живыми закопать. Памятуя о мучительной смерти казнённого древлянами мужа, княгиня коварно поинтересовалась у обречённых: «Добра ли вам честь?» Послы ей будто бы ответили: «Пуще Игоревы смерти» (греческий историк Лев Дьякон сообщал, что «Игорь привязан был к двум деревам и разорван на две части»).

Второе посольство «мужей нарочитых» было сожжено, а вдова отправилась на землю древлян якобы для того, чтобы «створить трызну мужу своему». Когда войска встретились, юный Святослав, сын Ольги и Игоря, начал битву, метнув копьё в неприятеля. Пущенное детской рукой, оно не долетело до вражеских рядов. Однако опытные полководцы ободрили своих воинов примером юного князя. Здесь её «отроки» напали на «упившихся» после тризны древлян и перебили их множество - «иссекоша их 5000», как утверждает летопись.

Овладев Искоростенем, Ольга «сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а других людей убила, заставила платить дань… И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов. И существуют места её стоянок и охот до сих пор».

Но княгиня на этом не успокоилась. Через год, продолжает свой рассказ Нестор, «отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани. Ловища её сохранились по всей земле и свидетельства о ней, и места её, и погосты…»

Сказание о мести Ольги отчасти, вероятно, легенда. Обман, жестокость, коварство и другие действия княгини, мстящей за убийство мужа, прославляются летописцем как высший, справедливый суд.

Месть за гибель мужа не избавила Ольгу от душевных мук, а скорее добавила новые терзания. Покой и исцеление обрела она в христианстве, смирившись со своей участью и отказавшись от желания уничтожить всех врагов.

Отказалась Ольга и от брачного союза с византийским императором Константином Багрянородным, храня верность памяти мужа.

В 964 году Ольга уступила престол совершеннолетнему сыну. Но «възрастъший и възмужавший» Святослав длительное время находился в походах, и во главе государства по-прежнему оставалась его мать. Так, во время печенежского нашествия на Киев в 968 году Ольга возглавила оборону города. Предание нарекло княгиню хитрой, церковь - святой, а история - мудрой.

Судя по летописи, Святослав испытывал к матери почтительное уважение до самой её смерти. Когда она стала совсем больной, по её просьбе он вернулся из похода и был с матерью до её последнего часа.

Накануне своей кончины - все летописи датируют её 969 годом - «Ольга завещала не совершать по ней тризны (составной части языческого обряда похорон), так как имела при себе священника втайне».

Многое из того, что задумала, но не смогла осуществить Ольга, было продолжено её внуком, Владимиром Святославичем.

По-видимому, язычник Святослав запретил публичное отправление христианского культа (молебны, водосвятия, крестные ходы), выдвинул на первое место «норовы поганьские», то есть языческие.

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Ольга св. Ольга св. (в крещении Елена) – русская княгиня, жена Игоря Рюриковича. О происхождении ее делалось много предположений. В начальной летописи упоминается только, что Олег в 903 г. привел Игорю жену из Плескова (Пскова?), именем О. На основании известия одной

Из книги Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин автора

Княгиня ОЛЬГА (?-969), жена киевского князя Игоря, правила в малолетство князя Святослава и во время его походов Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, сказал

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИГ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОЛ) автора БСЭ

Из книги Русский рок. Малая энциклопедия автора Бушуева Светлана

АРЕФЬЕВА ОЛЬГА Родилась 21 сентября 1966 г. (Лошадь, Дева) в г. Верхняя Салда Свердловской области. Там же, еще учась в средней школе, начала писать песни, первая - на стихотворение Вл. Солоухина «Волки». Попытки проникнуть в свердловский рок-клуб окончились практически

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (1887-1941 гг.) поэт Любовь! ты – жизнь, как жизнь – всегда любовь.Любите глубже и верней – Как любят вас, не рассуждая,Своим порывом побуждаяГнать сонмы мертвенных теней…Бессмертен, кто любил, страдая, – Любите глубже и

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство мужа, князя Игоря? В своем мщении за убитого супруга великая княгиня Ольга проявила изощренные жестокость и хитрость. Убив Игоря, древляне считали себя вправе властвовать над Киевом, а потому отправили к Ольге посольство

Из книги 100 великих праздников автора Чекулаева Елена Олеговна

Равноапостольная княгиня Ольга Равноапостольный - значит уравнённый с апостолами. Таким именем называет православная Церковь тех ревнителей христианства, которые, подобно апостолам, утверждали веру Христову. Равноапостольными называют св. Марию Магдалину, греческого

Из книги Дальний Восток. Путеводитель автора Макарычева Влада

Ольга (4500 чел., 513 км к северо-востоку от Владивостока)Телефонный код – 42376 Административный центр Ольгинского района.Как добратьсяАвтобусАвтовокзалул. Ленинская, 15, ? 9 13 99Междугородное сообщение:Владивосток: 1–2 раза в день, 10 ч 35 мин; Дальнегорск: 1–2 раза в день, 2 ч

Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторов

Ольга (около 890–969) святая, равноапостольная, великая княгиня киевская Княгиня Ольга (в святом крещении Елена) почитается православной церковью святой и равноапостольной. Приняв христианство, она ненасильственными методами способствовала его распространению на

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 3 автора Бурлака Андрей Петрович

Кто такая княгиня Ольга? Ольга была первой в русской история женщиной, которая правила государством.Родилась Ольга, вероятно, около 890 года. О ее происхождении и родителях ничего не известно, кроме того, что она была родом из Пскова. В русских летописях Ольга впервые

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

«Князь Игорь» (пост. в 1890) опера, муз. Александра Порфирьевича Бородина (1833–1887), дописанная Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, либр. Бородина при участии В. В. Стасова 850 Я б не стал тужить, / Я бы знал, как жить. Д. I, карт. 1, песня князя Галицкого 851 Ни сна, ни отдыха

Из книги автора

ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ (?-1157), князь суздальский и великий князь киевский 22 Приди ко мне, брате, в Москов[у]. Приглашение, посланное новгородсеверскому князю Святославу Ольговичу в 1147 г. Это первое письменное упоминание о Москве сохранилось в Ипатьевской летописи. ? ПСРЛ. – М.,

Если посмотреть на Европу или Азию десятого-одиннадцатого века, то можно обнаружить, что правление женской рукой было как-то не принято. Мир изначально принадлежал мужчинам, более сильным, смелым, более решительным и легче принимающим нестандартные решения. Великая княгиня Ольга, супруга, не принимаемого всерьез до наших дней, князя Игоря Рюриковича, стала первой и практически единственной, кто руководил настолько крупным государством, как Киевская Русь. Она не водила дружину в разрушительные походы, не завоевывала новых земель и не уничтожала города и страны, а направила все свои силы и энергию на улучшение жизни внутри своей державы, за что ее с благодарностью вспоминают и сейчас.

Княгиня Ольга: биография сильной женщины

История древней Руси зачастую скупа и немногословно, особенно если речь идет о происхождении русских князей и событий их правления. По большому счету в летописях упоминаются только те, что получали княжение в Киеве или иных крупных городах, а также те, что заработали мощную славу в народе как добрую, так и дурную. О женах, дочерях и сестрах же в основном и вовсе можно найти разве что упоминание имен, но княгиня Ольга стала исключением в этом правиле. Об этой сильной женщине есть больше информации, но она все равно является разрозненной и зачастую противоречивой.

Ни одна старинная летопись, не содержит подтвержденной информации о том, когда же родилась будущая княгиня Ольга и к какому роду принадлежала. В семнадцатом веке в Степенной книге было указано, что упокоилась она в возрасте восьмидесяти лет. А это значит, что появиться на свет могла уже в конце девятого века. Однако во время записи, после указанных событий прошло уже более семисот лет, потому настоящим источником тут данную книгу не назовешь.

Происхождение

Информация о точной дате и месте рождения девочки, которая впоследствии станет супругой наследника первого Рюрика, его единственного сына Игоря, настолько противоречива и разрозненна, что узнать правду не представляется возможным. Некоторые считают, что она родилась в семье обычных псковских крестьян, откуда и была изъята в возрасте девяти или десяти лет, но подтверждения этому нет. Другие говорят, будто девушка принадлежала к знатному роду и приехала в Киев из Новгорода, а третьи вообще убеждают всех в варяжском происхождении княгини. Об этом свидетельствует и странно звучащее для славян имя Ольга, что можно трактовать, как Helga.

Существует версия, будто бы Ольга на самом деле была родной дочерью Олега, по прозвищу Вещий. Во время регентства его на киевском престоле, пока Игорь был слишком мал, он якобы обзавелся дочкой, а потом спрятал ее до поры в Новгороде или Пскове, а скорее всего, в деревне Выбуты за 12 километров выше по реке от Пскова. Так как приходился скорее всего родным дядей Игорю, ведь считается что он был родным братом Ефанды, супруги Рюрика, то тогда будущая невеста была ему двоюродной сестрой. Впрочем, истина так и останется скрытой от потомков, и можем только предполагать.

В писания Нестора указывается, что родом она из простого народа, а родиной ее является деревенька под Псковом. По иным сведениям, она была болгаркой, а корни ее скрыты тайной рода Бориса. Существует легенда, будто Игорь познакомился с будущей женой, отправившись на охоту. Желая переправиться на другую сторону, он попросил помочь ему худенького юношу на утлой лодочке. Этим юношей и оказалась Ольга. Поговорив с нею, будущий князь обнаружил, что помыслы ее чисты, а душа легка.

Заключение брака

Архангелогородский летописец гласит, что на тот момент, когда Ольгу выдали замуж за Игоря, ей было всего десять лет. По поводу этой свадьбы имеются вполне достоверные сведения. Она произошла в 903 году, согласно записям «Повести временных лет». Следовательно, родилась девушка в 893-ем. К тому же мнению склонялись Карамзин и Войтович. Проложное житие говорит о смерти не в восемьдесят лет, а в семьдесят пять, перенося дату рождения на 894-ый. Однако такая дата противоречит дате рождения ее сына Святослава в 938-943 годах. К тому времени матери уже было бы давно за сорок, что маловероятно.

Советский российский археолог, исследователь славянской истории и культуры Борис Рыбаков считал, что родиться княгиня могла не позже 927-928 года, исходя из того, сын ее появился на свет в 942-ом. Причем Святослав Игоревич без сомнений являлся старшим сыном этой четы, иначе не считался бы первым претендентом на отеческий престол и княжение. Чрезвычайно интересное исследование данного вопроса можно прочесть в книге «Княгиня Ольга. Святая воительница» Андрея Богданова.

О свадьбе есть несколько летописных свидетельств, самым известным среди которых становится «Повесть временных лет». Согласно записям, русская княгиня Ольга была выдана за Игоря Рюриковича. Именно оттуда отлично читается отрывок: «… от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил». Вполне возможно, что девушка была внучкой легендарного Гостомысла.

Новгородская Первая летопись, где содержится больше всего достоверных фактов и дат, которые можем почерпнуть, вопрос о дате женитьбы молодого Рюриковича и совсем юной красавицы Прекрасы оставляет открытым. Некоторые историки считают, что 903 год в «Повести…» — это более поздняя вставка, сделанная Нестором, когда он пытался как-то классифицировать данные привести историю к настоящему хронологическому порядку. После этого события, летописец следующий раз упоминает Ольгу уже только в 944 году, когда ее мужем был заключен договор с Византией.

Смерть Игоря

Правление княгини Ольги началось со смерти ее мужа. Хотя можно считать, что она принимала активное участие и раньше. Согласно преданиям, она показала себя с наилучшей стороны. Ведь пока князь Игорь занимался подготовкой и сборами армии для свершения великих походов и захвата новых земель для своего государства, она взяла на себя управление вопросами внешней и внутренней политики, экономики и прочего, чего требовала от нее жизнь. Она управлялась везде, умудрялась успевать встречаться с послами и дипломатами из других стран, принимать жалобщиков, разрешать споры меж дружинниками и много чего еще.

В 945 году, после очередной поездки в полюдье, Игорь Рюрикович почил в бозе и больше домой не вернулся. Ходили странные слухи, будто он решил снять с древлян двойную дань, за что в полной мере и поплатился. Мятежники подстерегли его с малой частью дружины, схватили, привязали к двум склоненным деревьям и отпустили, разорвав его на части. История была очень темная и некоторые даже считали, что Ольга тоже приложила руку к этому грязному делу. На то время старшему сыну княгини было всего три года, а надолго оставлять государство без правителя было никак нельзя, мать решила принять на себя регентские обязанности. Дружина князя беспрепятственно склонилась перед этой женщиной и даже молчаливо одобрила в ее решительности отомстить за мужа.

Страшная месть древлянам

После убийства Игоря Рюриковича, согласно все той же «Повести временных лет», древляне решили, что все их беды и печали на этом закончились. Они настолько обнаглели, что прислали к великой русской княгине Ольге сватов, чтобы звать ее замуж за их князя Мала. Это было роковой ошибкой, разъяренная женщина не смогла стерпеть подобного оскорбления. Древнерусский летописец Нестор указывает на четыре мести, которые приготовила она для мятежных древлян.

  • В качестве сватов в Киев прибыли двадцать старейшин-древлян. Ольга повелела вырыть огромную яму во дворе своего терема и бросить туда ладью с посланцами. Причем людей она приказала оставить там же. Так и засыпали их землей живых, под стоны, крики и плач.
  • Никто не узнал об участии первой делегации, потому в Киев был направлен гонец, чтобы выяснить, что же случилось. Ольга велела передать, что никаких сватов не видела, ведь их могли убить лихие люди или съесть по пути волки. После этого глупые древляне собрали еще одну делегацию из лучших мужей, чтобы идти сватать княгиню. Они были сожжены в баньке живьем, где мылись по приезду.
  • Так как похоронили Игоря там же, где убили, княгине Ольге пришлось ехать в земли древлян, чтобы справить тризну по любимому супругу. Она выкатила огромные бочки медов и устроила настоящее празднество с соревнованиями в честь умершего. Древляне поверили, будто это просто поминальный обед и напились допьяна, да так и попадали спать, где сидели. В этот момент воины княгини перебили всех до одного. Нестор говорит о пяти тысячах погибших на этом пиру.
  • Спустя год после смерти мужа, княгиня русская решила завершить начатое дело, видимо, она всегда любила доводить все до конца. Она собрала дружину и в 946 году выступила в настоящий поход против древлян. Однако осада Искоростеня (ныне Коростень, Украина) затягивалась, а противник сопротивлялся, как бесноватый, понимая перспективу сдачи. «Повесть временных лет» говорит, что именно Ольга придумала привязать к лапкам птиц зажженную паклю, пропитанную серой. Город сгорел дотла, а выжившие покорились судьбе.

Интересно

История про сожжение города при помощи птиц, точно также, как у Нестора, описана еще одним человеком, датским историком и летописцем двенадцатого века Саксоном Грамматиком, который фактически жил в то же время. Он пишет, что именно таким образом скандинавский народный герой Гутрум взял городок Сайренсестер, что в Уэссексе. Не «одолжил» ли интересный сюжет русский монах, а может, и наоборот датский писатель, так и останется загадкой для будущих поколений.

После того, как расправа над мятежниками была завершена, Ольга стала управлять государством, так как сыну князя Святославу на то время было еще очень мало лет. Правила Киевской Русью она до самого совершеннолетия сына, да и после него тоже, так как парень предпочитал проводить время в военных походах, покрывая себя славой, оставив матери заниматься скучными делами.

Правление и политика княгини Ольги

После покорения и частичного истребления древлян, повинных в смерти мужа, Ольга установила им уроки, то есть специальную дань в виде платы или работы, что должна быть выполнена до определенного срока. Также съездила она в Псков и Новгород, установив дань и там. Кроме всего, она решила автоматизировать систему сбора налогов, так как полюдье не казалось более таким правильным и безопасным. Было решено, что отныне налоги державе люди будут платить на погосты – своего рода областные или региональные центры. Заниматься сбором, подсчетом и хранением, с последующей передачей в Киев, должны были особые люди.

Стоит узнать

Именно Ольга стала родоначальницей каменного градостроительства. Причем первыми зданиями из камня стали городской дворец и загородный терем самой княгини. Причем она всячески приветствовала и помогала возводить такие дома не только в Киеве, но также в Пскове и Новгороде, а также и в других поселениях, ей подвластных.

Крещение великой княгини русской

Уже в 945-946 годах Ольга уже разработала новую налоговую систему на Руси. Она установила конечные размеры полюдья, а также сроки их окончательной выплаты, названные уроками, оброками и уставами. Все подвластные Киевской Руси земли были таким образом разделены на определенные административные единицы. Причем в каждом из них княгиня посадила своих инспекторов-тиунов, что и занимались исключительно налоговыми вопросами. Но это было далеко не последнее достижение ее, так как вскоре она совершит переломный поступок, который внесет изменения не только в ее судьбу, но и в судьбу государства.

Время шло, а международная обстановка стала накаляться. Хотя Игорь Рюрикович и заключил договор о ненападении с Византией, но там уже несколько раз сменилось правительство, да и прошло уже больше десяти лет. Следовало срочно что-то решать с отношениями двух государств, которые могли разрастись в конфликт. Русские летописи о визитах княгини в Царьград пишут вскользь, а причин этого вообще не объясняют.

Однако Василий Татищев считал, что она целенаправленно ехала туда по одной причине. В 955 или 957 году, согласно разных источников, русская княгиня Ольга приняла крещение в Царьграде (Константинополе), согласно текстам «Повести временных лет» и приняла имя Елена. В это время на Руси уже проживало очень много крещенных людей, это не вызывает никаких сомнений. Причем первые такие случаи зарегистрированы летописцами и датируются еще пятидесятыми-шестидесятыми годами девятого века, то есть задолго до даже до того, как она появилась на свет. Видя праведность и честность, благочинность и истинность этой веры, она решила принять ее и сама, а заодно установить более дружеские отношения с византийским правителем.

Внешняя политика

Есть иные мнения, как именно, когда и почему Ольга приняла крещение. К примеру, арабский исследователь и историк Яхья Антиохийский писал совсем не так. Согласно его письмам и сообщениям, решившись на отчаянный шаг, княгиня написала в Царьград письмо, в ответ на которое тут же был выслан епископ, что и провел обряд прямиком в Киеве. Татищев считал, что это маловероятно, так как языческое население Руси, которое было все же преобладающим, едва ли бы оценило и поняло такой шаг правительницы.

Еще один замечательный факт, нашедший свое отражение в сочинениях летописца Нестора, это колоссальная задержка в Константинополе. Если считать, что Ольга поехала креститься туда, взяв с собой посольство, включающее более сотни человек, то становится совершенно непонятно, почему же император не принимал ее больше месяца. Многие историки современности пеняют на политическое положение Византии тех времен. Она считалась чуть ли не центром всего мира, а правитель ее – наместником бога на земле.

Прибывшая со всей оравой Ольга, кроме торгово-военных договорных грамот, никакой документации естественно не имела, да и никакими титулами, котирующимися в той Византии, не располагала. Потому, согласно церемониалу, ее тактично отодвигали назад, при этом не давая обидеться и убраться восвояси, ведь Киевская Русь была важным стратегическим партнером. Вернувшись в Киев, Ольга стала убеждать Святослава тоже принять крещение, но это ей не удалось, сын все посмеивался над матерью и пенял на то, что дружина его не поймет. Да и вообще, была в нем какая-то изначальная нелюбовь к грекам.

Конец правления Ольги и воцарение Святослава

Когда именно Святослав, сын Ольги, стал самостоятельно править державой, не совсем понятно. Согласно писаниям Нестора, первый военный поход парня был произведен в 964-ом. Однако, в рукописных текстах Адальберта Магдебургского есть отсылка к тому, что к королю и герцогу Саксонии Оттону I Великому в 959 году приходили послы от королевы ругов, что крестилась при императоре Романе в Константинополе. Ну как же не счесть это прямым указанием на русскую княгиню Ольгу?

Получается, что тогда она еще считалась во всем мире законной правительницей Киевской Руси. В следующем 960 году Святославу как раз исполнилось восемнадцать. Тогда же была отправлена миссия в Киев от короля Оттона, от чего даже осталась ротонда десятого века, выстроенная в его честь. Однако убежденный язычник не стал слушать россказни приехавших послов, потому миссия потерпела неудачу и убралась восвояси. Следовательно, юный князь уже имел на то время большую силу и власть. Причем по пути обратно часть миссионеров была убита, а сам летописец и архиепископ Адальберт чудом спасся.

В каком именно году Святослав реально вступил в правление не знает никто, дата представляется весьма условной. К примеру, можно судить по набегу печенегов, которые после сорока лет затишья после походов Олега, стали поднимать голову и коситься на Киев. В 968 году они пришли под стены русской столицы, но подоспевший Святослав, как раз вернувшийся из похода в Болгарию, с легкостью снял осаду и прогнал врагов.

После этого князь собрался снова отправляться в путь, но мать удержала его, предчувствуя скорую смерть. Так и случилось, она скончалась ровно через три дня, в окружении родных и близких, тех кого любила больше жизни и со светлой грустью в душе, без особых мучений. Летописец говорит, что плакать над ней приходили все, начиная от сына и внуков, и заканчивая простыми людьми, пришедшими с самых дальних концов страны.

После этого, ее внук Владимир I Святославич в 1007 году перенес мощи своей бабушки в церковь Святой Богородицы в Киеве, но святой ее стали считать гораздо раньше, приблизительно в 972-978 годах при правлении Ярополка. На этом исторический портрет княгини Ольги можно завершать.

Отпечаток в истории

Такой великий человек, талантливый правитель, а также еще и духовный наставник, как Ольга, не мог не оставить определенный след в истории. То, что она была канонизирована в качестве святой, это общеизвестный факт, но помнят потомки первую русскую православную княгиню и без этого. В городе Пскове, который по одной из версий считается ее родиной, имеется Ольгинская улица, мост, часовня и набережная, а также выстроено несколько чудесных памятников. Кроме того, со времен правления Ольги и вплоть до 1944 года, над речкой Нарвой стоял старый погост, который впоследствии был разрушен бомбежкой.

Памятники княгине русской Ольге есть в Киеве, Пскове, Коростене и даже Великом Новгороде. В Ватикане, а именно в Соборе Святого Петра, в северном трансепте установлен портрет этой сильной и непоколебимой женщины, которая проливала свет на все, что когда-либо делала. Кроме того, в 1915 году, император Николай Второй учредил орден святой равноапостольной княгини Ольги, а с 1997 года на Украине можно получить награду «Орден княгини Ольги». О ней писал Гумилев и Васильев, Симона Вилар и Олег Панус, существует несколько художественных кинолент о ее правлении. В 1981 году был даже поставлен балет «Ольга» на музыку Евгения Станковича, который шел в Киевском театре оперы и балета.

Он считает, что Ольга принимает христианство из побуждений души, в соответствии с чертами её характера. Между тем крещение Ольги можно рассматривать и как расчётливый политический ход. Она становится одной из немногих, кто принимает новую веру среди язычников. Этот шаг позволил впоследствии вывести Русь на новый уровень и установить дипломатические отношения с такими государствами, как Византия, Болгария, являвшимися в то время православными.

Именно это поступок выделяет княгиню Ольгу как уникальную личность в истории. Мстительность, мудрость, хозяйственность, ловкость, верность - вот достоинства, которые отмечены в русской летописной традиции и которые она сохранила на протяжении всего правления.

«Повесть временных лет» указывает дату крещения Ольги - 955 год, во время поездки в Царьград (Константинополь). Поездка имела, несомненно, дипломатические цели, и княгиня, вновь проявив свою хитрость, обводит царя Византии вокруг пальца. По летописи Константин хотел, чтобы она стала его женой, но Ольга просит его стать ее крестным, что делает невозможным женитьбу на ней. «Перехитрила ты меня, Ольга», - говорил Константин. «И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил её, назвав своею дочерью». Так по летописи стала Ольга христианкой, и окрестили её Еленой.

Историки обратили внимание на два эпизода в летописи: место и дату крещения и побуждения княгини к принятию новой веры. О поездке княгини Ольги в Константинополь до сих пор не смолкают споры. Так А.В. Назаренко в своей статье назвал возможные даты этого события. Он не оспаривает общепризнанную дату - 955 год, но анализируя данные о присутствовавших на этом приёме персон, в частности детей Романа II, сына императора Константина, по преданию окрестившего Ольгу, приходит к выводу, что поездка могла состояться и двумя годами позднее, а именно осенью 957 года.

С.М. Соловьёв тоже вносит поправку на дату, говоря о крещении княгини: «В 955 году, по счету летописца, вернее в 957, отправилась Ольга в Константинополь и крестилась там при императорах Константине Багрянородном и Романе и патриархе Полиевкте».

Н.М. Карамзин пишет, что в 955 году «Ольга захотела быть христианкою и сама отправилась в столицу Империи и веры греческой... Там патриарх был её наставником и крестителем, а Константин Багрянородный - восприемником от купели. Император … сам описал для нас все любопытные обстоятельства ее представления. Когда Ольга прибыла во дворец, за нею шли особы княжеские, … многие знатные госпожи, послы российские и купцы, обыкновенно жившие в Царьграде. …после чего император на свободе беседовал с нею в тех комнатах, где жила царица. В сей первый день, 9 сентября, был великолепный обед в огромной так называемой храмине Юстиниановой, где императрица сидела на троне и где княгиня российская в знак почтения к супруге великого царя стояла до самого того времени, когда ей указали место за одним столом с придворными госпожами».

Рассматривая эпизод приёма Ольги в Византии, замечаешь, что предание подчёркивает важность этого события, особое положение княгини среди греческой знати и уважение её как полноправного правителя. Летопись восхваляет Ольгу, как возвышал её и император Константин при описании приёма княгини в Царьграде.

Место крещения также точно не указано, то ли Константинополь, то ли Киев, в котором к середине X в. уже был христианский храм. Историка С.М. Соловьёва эта проблема похоже волновала.. Он пишет, что над христианами насмехались на Руси, но преследований по религиозным мотивам не было. Княгиня Ольга могла спокойно креститься и в Киеве, и в Царьграде, но утаить это от людей она не смогла бы, да, видимо, и не хотела.

Другим не менее важным эпизодом является то, что заставило Ольгу принять христианство. С.М. Соловьёв пишет: «О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть, что Ольга отправилась в Царь - город язычницею, без твердого еще намерения принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкою». Рассуждая о том, почему Ольга так легко приняла новую веру, в отличие от мужей-воинов русских, он считает, что именно её природная мудрость дала ей понять превосходство греческой веры над русской.

Окрестившись, Ольга старается обратить в христиан и свою семью, сыновей, но Святослав воспротивился желанию матери. Н.М. Карамзин пишет, что «юный, гордый князь не хотел внимать её наставлениям. Напрасно сия добродетельная мать говорила о счастии быть христианином. …Святослав ответствовал ей: «Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?» Напрасно Ольга представляла ему, что его пример клонил бы весь народ к христианству. Юноша был непоколебим в своём мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая … должна была наконец умолкнуть и поручить Богу судьбу народа российского и сына».

У историка С.М. Соловьёва есть такая мысль: «Ольга, по свидетельству летописи, часто говорила ему: «Я узнала бога и радуюсь; если и ты узнаешь его, то также станешь радоваться», Святослав не слушался и отвечал на это: «Как мне одному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться». Ольга возражала: «Если ты крестишься, то и все станут то же делать». …не насмешек дружины боялся он, но собственный характер его противился принятию христианства. Он не послушался матери, говорит летописец, и жил по обычаю языческому (творил норовы поганские). Эта самая невозможность отвечать … матери должна была раздражать Святослава, о чем свидетельствует и летопись, говоря, что он сердился на мать. Ольга даже ожидала больших опасностей со стороны язычников, что видно из ее слов патриарху: «Народ и сын мой в язычестве; дай мне бог уберечься от всякого зла!»

Летопись не опровергает это. В данных отрывках показано отношение князя Святослава к христианству и раскрывается ещё одна черта характера Ольги - материнская теплота и тревога за детей. У В.Н. Татищева появляется ещё один персонаж - Глеб, младший брат Святослава. По Иоакимовской летописи, Святослав казнит его за веру христианскую, уже после смерти княгини: «Он же настолько рассвирепел, что и единственного брата своего Глеба не пощадил, но разными муками томя убивал». Судя по всему, братья различались между собой по характеру: Глеб был смиренным, Святослав же нет. К сожалению, других сведений о самом Глебе обнаружить не удалось.

Помимо этого, В.Н. Татищев пишет, что крещение Ольги - «пятое кресчение». Это может говорить о том, что летописцы показывали важность принятия новой веры князьями ещё до принятия христианства всей Русью.

2.5. Последние годы жизни и смерть княгини Ольги.

В летописи говорится, что последние годы жизни Ольга проводит в Киеве с детьми Святослава, сам же князь в Переяславце на Дунае, где поселился после завоевания обширных земель и их присоединения к русской земле. Именно это время совпадает с вторжением печенегов на Русь, и Ольга оказывается заточённой в крепости, ожидая помощи Святослава. К этому времени княгиня уже была больна, но князь, тем не менее, оставляет её одну.

Эти сведения есть также в труде С. М. Соловьёва: «…по преданию, он сказал матери своей и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там средина Земли моей; туда со всех сторон свозят все доброе: от греков - золото, ткани, вина, овощи разные от чехов и венгров - серебро и коней, из Руси - меха, воск, мед и рабов». Ольга на это отвечала ему: «Ты видишь, что я уже больна, куда же это ты от меня уходишь? Когда похоронишь меня, то иди куда хочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакались по ней сын, внуки и люди все плачем великим. Ольга запретила праздновать по себе тризну, потому что при ней был священник, который и похоронил ее».

Н.М. Карамзин ничего не пишет о смерти княгини, эпизод о сражении Святослава с печенегами завершается итогами правления Ольги на Руси, а также указывается дата её смерти - 969 год.

Итак, княгиня Ольга, согласно преданию, представлена совершенно уникальным человеком, выдающейся исторической личностью. Летопись восхваляет и возвышает её деяния и приписывает ей высшие достоинства, которые ценились русским народом и христианством. Естественно, обычай мести раскрывает её как язычницу, но переход в христианство становится огромным событием для становления русского народа на истинный путь. «Предание нарекло Ольгу Хитрой, церковь - Святой, история - Мудрой», - писал Н.М. Карамзин. Роль её личности в истории неоспорима: образ княгини Ольги становится примером верности, тревоги и материнского тепла. Учёные выделяют её хозяйственность и расчётливость, что было так важно и в политической жизни.

Она была похоронена в земле по христианскому обряду. Её внук, князь Владимир Святославич Креститель, перенёс мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Скорее всего, в княжение Ярополка (970 - 978) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля. Официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее -- до середины XIII века. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.

В 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику святой равноапостольной. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Княгиня Ольга является одной из выдающихся и загадочных личностей на Киевском престоле. Она управляла Русью 15 лет: с 945 по 960 год. И прославилась как первая женщина-правительница, как твёрдый, решительный политик и как реформатор. Но некоторые факты её дел и жизни весьма противоречивы, а многие моменты не выяснены до сих пор. Это позволяет поставить под сомнение не только её политическую деятельность, но само существование. Давайте разберёмся в тех данных, которые дошли до нас.

Информацию о жизни Ольги мы можем найти в «Степенной книге» (1560-1563 гг.), дающей систематическое изложение русский истории, в «Повести временных лет», в сборнике «О церемониях византийского двора» Константина Багрянородного, в Радзивилловской и в некоторых других летописях. Некоторая информация, которую можно почерпнуть из них, спорна, а иногда прямо противоположна.

Личная жизнь

Самые большие сомнения вызывают датировки рождения княгини. Одни летописцы сообщают 893 год, но тогда вышла бы замуж она в десятилетнем возрасте, а родила первого сына в 49. Поэтому-то эта дата кажется маловероятной. Современные историки выдвигают свою датировку: от 920 до 927-928 годов, но подтверждений этим догадкам нигде не найти.

Также невыясненной осталась национальность Ольги. Её называют славянкой из Пскова (или из древни под Псковом), варяжкой (из-за схожести её имени с древнескандинавским Хельга), и даже болгаркой. Такую версию выдвинули болгарские историки, переведя древнее написание Пскова Плесков как Плиску – столицу тогдашней Болгарии.

Род Ольги тоже вызывает споры. Принято считать её незнатного рода, но существует Иоакимовская летопись (правда, её подлинность стоит под сомнением), которая сообщает о княжеском происхождении княгини. Некоторые другие летописи, тоже спорные, подтверждают домысел, что Ольга была якобы дочерью Вещего Олега – регента Игоря Рюриковича.

Замужество Ольги – следующий противоречивый факт. По «Повести временных лет» свадьба состоялась в 903 году. Существует красивая легенда, гласящая о непреднамеренной встрече Игоря и Ольги в лесах под Псковом. Якобы молодой князь переправлялся через реку на пароме, которым правила прекрасная девушка в мужской одежде – Ольга. Он сделал ей предложение – она отказалась, но позже их брак всё же состоялся. Другие летописи сообщают легенду о намеренном замужестве: регент Олег сам выбрал Игорю жену – девушку по имени Прекраса, которой он дал своё имя.

О дальнейшей жизни Ольги мы ничего не можем знать. Известен лишь факт рождения её первого сына – приблизительно 942 год. В летописных записях она вновь появляется только после смерти мужа в 945 году. Как известно, Игорь Рюрикович погиб во время сбора дани в древлянских землях. Его сын тогда был трёхлетним ребёнком, и правление взяла в свои руки Ольга.

Начало правления

Начала Ольга с расправы над древлянами. Древние летописцы утверждают, что древлянский князь Мал дважды присылал к ней сватов с предложением выйти за него замуж. Но княгиня отвечала отказами, жестоко умерщвляя послов. Потом она совершила два военных похода в земли Мала. За это время были перебиты более 5 000 древлян и уничтожена их столица – город Искоростень. Здесь напрашивается вопрос: как после этого Ольгу причислили к лику святых равноапостольных и называли Святой?



Дальнейшее правление княгини носило более гуманный характер – она подала первый пример стройки зданий из камня (киевский дворец и загородная резиденция Ольги), объездила земли Новгорода и Пскова, и установила размер дани и места её сбора. Но некоторые учёные сомневаются в истинности и этих фактов.

Крещение в Константинополе

Все источники называют лишь приблизительные дату, место и крёстников Ольги, что тоже вызывает много вопросов. Но большинство из них сходятся в том, что она приняла христианскую веру в 957 году в Константинополе, а её крёстниками стали византийский император Роман II и патриарх Полиевкт. Славянские летописи приводят даже легенду о том, как император хотел взять Ольгу в жёны, но та дважды перехитрила его и оставила ни с чем. А вот в сборнике Константина Багрянородного указывается, что Ольга во время визита уже была крещёной.

Предположения

Конечно, такие противоречия в источниках можно объяснить давностью эпохи Ольги. Но можно предположить, что летописи говорят нам о двух (а то и более) женщинах одного имени. Ведь тогда на Руси существовал обычай многожёнства, и есть данные о нескольких жёнах Игоря. Может быть, князь в 903 году взял в жёны одну Ольгу одного происхождения, а родила ему Святослава другая Ольга другого происхождения. Этим легко объяснится путаница с годом её рождения, датой женитьбы и рождением сына.

И точно также хочется верить, что к лику святых причислили совсем другую Ольгу, не ту, что чинила зверские расправы над древлянами.


Top