Смартфоны наступают, или стоит ли покупать цифровой фотоаппарат

Технический прогресс, который движется семимильными шагами, постоянно вносит коррективы в ситуацию на рынке портативной электроники. В прошлом десятилетии под удар попали сперва бюджетные диктофоны, затем – карманные аудиоплееры, еще позже – недорогие спутниковые навигаторы. Теперь в «зоне риска» оказались компактные цифровые фотоаппараты любительского класса, именуемые в народе «мыльницами». У пользователей уже возникает вопрос: стоит ли покупать цифровой фотоаппарат? Есть ли смысл в этом приобретении?

В чем же причина

Виной тому оказались мобильные телефоны, совершенствование которых привело к появлению новых функций. Sony еще в 90-х додумались, что раз у трубки имеется микрофон – с него можно записывать звук. После появления компактных накопителей, которые могли бы поместиться в телефоне, диктофон, как отдельное устройство, стал нужен только журналистам для записи интервью.

Оснащение проигрывателем MP3 даже бюджетных аппаратов, ценой в пару десятков долларов, стало столь же сильным ударом по позициям плееров. Теперь отдельный проигрыватель стал нужен только ценителям высококачественного звука. Но и это временно: смартфоны с полноценным аудиопроцессором класса Hi-Fi уже появились. Навигаторы же стали жертвой планшетов, которые теперь оснащаются модулем сотовой связи и приемником GPS/ГЛОНАСС.

Поэтому неудивительно, что новость, будто Samsung продает бизнес по производству фото и видеокамер компании Nikon, публика приняла спокойно, и она не стала сенсацией. Многие пользователи мобильной техники реально уже забыли, когда сами делали снимок на «мыльницу».

Согласно годовому отчету фотохостинга Flickr, 42 % всех загруженных снимков приходятся на владельцев iPhone. Следом за ними идут зеркальные фотокамеры Canon и Nikon. Компактных фотоаппаратов в списке самых популярных устройств нет совсем (ни в пятерке, ни в десятке рейтинга).

Есть ли смысл покупать цифровой фотоаппарат

В связи с этим возникает закономерный вопрос: есть ли смысл покупать цифровой фотоаппарат? Зачем нужно современному человеку это устройство? И закономерным может показаться ответ, что смысла в этом приобретении нет. На самом же деле, ситуация несколько сложнее и ответить на поставленные вопросы «в двух словах» возможным не представляется.

Основная причина того – различия в потребностях. Один человек снимает себя, родных и друзей в процессе совместного отдыха, проведения торжеств, и изредка хочет запечатлеть что-то интересное. Другой же – может не расставаться с камерой целый день, снимая все, что кажется ему привлекательным. Еще одна группа фотографов – профессионалы, которые занимаются обслуживанием мероприятий и делают фотосессии. Для каждой из этих категорий ответ свой собственный.

Покупать ли зеркальный цифровой фотоаппарат

На вопрос о том, покупать ли цифровой фотоаппарат-зеркалку, ответ дать проще всего: да, в таком приобретении, в ряде ситуаций, смысл определенно имеется.

В первую очередь, такое устройство незаменимо для людей, занимающихся фотографией на профессиональном уровне. Ничего лучшего, на данный момент, пока еще не придумали. «Зеркалка» — это большая матрица, полноценный видоискатель, отображающий обстановку такой, какой она будет на фотографии, и высокофункциональные сменные объективы. К достоинствам относятся и обилие ручных настроек съемки, возможность установки аксессуаров (вспышки, бленды, светофильтры), мощный аккумулятор, и надежность. Поэтому для фотографа-профи в качестве рабочего инструмента подойдет именно зеркальная камера.

Если занятие фотографией на коммерческой основе поставлено за цель, то такая камера – условно единственный вариант покупки. А «условно» потому, что существует и класс беззеркальных полноразмерных фотоаппаратов, которые не сильно отстают от «зеркалок», но при этом обладают немного меньшей стоимостью. Для новичка, познающего азы в мире профессионального фото, они тоже станут неплохим решением.

Стоит ли покупать цифровой фотоаппарат компактного класса

На вопрос, есть ли смысл покупать цифровой фотоаппарат-«мыльницу», ответить сложнее. Среди целевой аудитории этого класса электроники разрозненности больше, и можно условно выделить несколько основных категорий покупателей.

Первая группа – те, кто увлекается фотографией на любительском уровне и желает отточить мастерство до уровня профи. Таким людям смысла приобретать компактную фотокамеру практически нет: относительно бедное меню настроек, небольшая матрица, объектив с маленькими линзами и отсутствие возможности смены объектива – никогда не дотянут до уровня «зеркалок», хоть и будут заметно превосходить фотомодули смартфонов.

С помощью камеры компакт-класса реально хорошо сфотографировать портрет, пейзаж, натюрморт или запечатлеть объект в движении. Но в любом из этих типов отличный кадр, который мог бы претендовать на звание произведения искусства, получить удастся лишь при счастливом стечении обстоятельств.

Вторая категория потенциальных покупателей фотоаппаратов – те, кто фотографирует интересные жизненные ситуации, делает на память снимки с прогулок или фото с родными и друзьями. Как правило, для таких людей не важны тщательно подобранные игра света и тени, экспозиция, выдержка, светочувствительность. Главное, чтобы снимок был четким, не зашумленным, а в кадре находилось именно то, что фотографировали.

В данной группе (а она – наиболее многочисленная) как раз и происходит постепенное доминирование камер смартфонов над «мыльницами». Современные матрицы в телефонах, имеющие разрешение от 8 до 40 мегапикселей, полностью удовлетворяют потребности рядового пользователя. А появление функций оптической стабилизации изображения, «умного» лазерного автофокуса, а также улучшение методов программной обработки кадра, лишь ускоряют процесс вытеснения «мыльниц» с рынка.

Учитывая, что для запуска камеры на смартфоне – достаточно вынуть его из кармана/сумки/чехла и нажать на экран, а чтобы привести «в боевую готовность» фотоаппарат – нужно еще найти его, включить, а для загрузки кадра на ПК или в интернет требуется проводить дополнительные манипуляции – становится ясно, что ответ на вопрос «Покупать ли цифровой фотоаппарат?» у большинства будет отрицательным.

Зачем же нужны цифровые фотоаппараты компакт-класса

Казалось бы, после прочтения данной информации, цифровой фотоаппарат-«мыльница» — прибор абсолютно бесполезный и неинтересный сегодня. Почему же тогда многие компании их до сих пор производят? Вот тут и заключается вся суть.

  • Во-первых, отдельное узкоспециализированное устройство – в любом случае лучше, чем девайс формата «все в одном». Камеры смартфонов хороши, но не идеальны. По таким параметрам, как наличие оптического увеличения, размер матрицы фотографического сенсора, диаметр линз, а также быстродействие, мобильные устройства едва-ли превзойдут когда-то не только зеркалки, но и компактные камеры.

  • Во-вторых, до настоящего момента существует категория пользователей, которым неинтересно постоянно шагать в ногу с технологиями. Эти люди используют простые сотовые трубки с базовой функциональностью и предпочитают использовать для каждой задачи специально предназначенный девайс. Звонят они по телефону, чтобы не заблудиться в дальней поездке – используют навигатор, для выхода в интернет пользуются ПК или планшетом, а снимки делают на фотокамеру.
  • В-третьих, ряд пользователей, чья деятельность связана с нахождением в экстремальных условиях (это могут быть спортсмены, силовики, сотрудники служб спасения, альпинисты, любители рыбалки или охоты, поклонники экстремального туризма) приобретают телефоны, которые просты, надежны и не подведут в опасной ситуации. Вместе с тем, утеря девайса не должна стать серьезным ударом по кошельку. А на данный момент смартфонов, которые отличались бы одновременно доступной ценой, высокой ударопрочностью, водонепроницаемостью, и обладали хорошей камерой, еще не изобрели. Зато существуют как недорогие «звонилки», так и «мыльницы» в отдельности, обладающие повышенной живучестью. Это – явный плюс, так как потерять один узкоспециализированный девайс – значит остаться без этого девайса, а потерять устройство «все в одном» – потерять все.

Заключение

Развитие смартфонов, действительно, нанесло серьезный удар по рынку компактных фотокамер. Однако вопрос о том, стоит ли покупать цифровой фотоаппарат, до сих пор остается актуальным. Ряд пользователей теперь может свободно обходиться без этого девайса, используя в качестве замены сотовое устройство или планшет.

Но осталась и широкая категория людей, для которых покупка фотокамеры – единственный вариант. В первую очередь, это профессионалы и фотохудожники-любители, которым способностей фотоаппарата в смартфоне никогда не будет достаточно. Еще одна группа тех, кто будет приобретать «цифровики» – люди, которые не желают использовать устройства вида «все в одном», поручая каждую задачу специализированному девайсу.

Учитывая, что компании, производящие фотокамеры, тоже идут в ногу со временем, и пока производители смартфонов делают на этом поприще шаг вперед – они делают два, о снятии с обсуждения вопроса «есть ли смысл покупать цифровой фотоаппарат?» в ближайшей перспективе речь не идет.

Что нужно знать о фотоаппарате для того, чтобы меньше совершать ошибок и чаще радоваться результатам или ключевой вопрос прогресса и его влияние на рост профессионального мастерства.

Еще несколько лет назад профессионалы снисходительно улыбались, слыша разговоры о цифровых фотокамерах. Сейчас всё изменилось, и цифровые зеркальные фотоаппараты перестали вызывать удивление и насмешки в профессиональных кругах. Буквально взрывной рост «цифровизации» фототехники затормозился, приблизившись к границе технологических и физических возможностей. Что еще важнее - возможности цифровой техники приблизились к границе разумных потребностей фотолюбителя. Функциональные и качественные характеристики цифровых фотокамер разных производителей сблизились вплотную и, наконец, цены стабилизировались в приемлемом потребительском коридоре. Что особенно важно, качество изображения формируемого профессиональными и некоторыми любительскими цифровыми аппаратами не уступает, а во многих случаях и превосходит плёночное. Да, плёнка жива и, возможно, будет жить еще долго, но прогресс остановить невозможно. Согласитесь, побеждает та технология, которая удобнее и дешевле. Поэтому, изучая фотоаппарат как основной инструмент фотографа, мы будем говорить, прежде всего, о цифровых фотокамерах. Каким фотоаппаратом снимать - плёночным, или цифровым каждый решает сам? Какую модель выбрать, с какими характеристиками, какого производителя тоже дело вкуса и личных предпочтений? Для эффективного обучения мастерству фотографии несущественно фотокамерой какого производителя вы пользуетесь.

Но! Хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги - намного удобнее и дешевле обучаться, имея цифровой фотоаппарат, и уж совсем жизненно необходимо, чтобы ваша камера имела возможность съемки в полуавтоматических и ручном режимах. Почему эти тезисы верны, вы поймете в процессе знакомства с материалом данной лекции.

Кратко об устройстве фотоаппарата и влиянии конструктивных элементов на результат.

1. ОБЪЕКТИВ

Объектив - устройство создающее изображение на светорегистрирующей плоскости.

Достаточно подробно мы уже рассмотрели этот вопрос в лекции, посвященной объективам, поэтому напомню и уточню только несколько важных пунктов:

разрешающая способность - важнейшая характеристика, определяющая максимально возможную четкость и резкость формируемого изображения. Зависит от качества материала, из которого выполнены линзы объектива, качества обработки поверхностей и точности самой оптической схемы. Нетрудно догадаться, что чем объектив лучше, тем он дороже.

светосила - упрощенно это отношение количества света пропущенного объективом в светорегистрирующую плоскость, к количеству света отраженного от фотографируемого объекта (в сторону объектива, естественно). Характеризуется светосила минимальным значением диафрагмы f (обратная величина, см. лекцию про объективы), лучшие объективы имеют значение f/1.2, у большинства объективов минимальное значение f/4.

аберрации (они же вносимые искажения) - чаще всего, выделяют две основных группы искажений влияющих на изображение:

Схема хроматической аберрации (1) и её уменьшение с помощью ахроматической линзы (2)

- геометрические аберрации - дисторсии, сферическая аберрация, кома и астигматизм. Самая заметная - дисторсия - искажение изображения прямых линий, зависит от взаиморасположения диафрагмы и линзы. В большинстве оптических систем удается скомпенсировать эти искажения и свести их практически к нулю.

Световой поток на рисунке, распространяется слева направо.

Результат в плоскости кадра:


Подушкообразная дисторсия


Бочкообразная дисторсия


Отсутствие дисторсии

Про сферическую аберрацию, кому и астигматизм, а также про дифракционную аберрацию, особенно пытливые студенты могут прочитать в справочной литературе.

Виньетирование - это не столько характеристика объектива, сколько эффект, связанный с объективом - затемнение изображения по краям кадра возникающее, частично, вследствие ограничения светового пучка диафрагмой, но наиболее сильно проявляющееся при использовании нескольких светофильтров на внешней оправе объектива.

автофокус - это уже характеристика системы фотоаппарат-объектив. Скорость и точность фокусировки в объективах с автофокусом зависит от используемого типа привода и качества системы автофокусировки в целом. Думаю, не нужно объяснять, на что и как это влияет. Сегодня, чаще всего используют ультразвуковой привод, позволяющий сделать этот процесс очень быстрым, плавным, бесшумным и точным. Трудности, как правило, возникают в случае низкой освещенности, для решения этой проблемы в некоторых фотоаппаратах используют систему подсветки автофокуса. При работе с фотоаппаратом без подсветки автофокуса, зачастую можно подсвечивать обычной лазерной указкой. В некоторых случаях эффективнее использовать ручной автофокус, если он конструктивно предусмотрен, конечно.
От качества объектива, как нетрудно догадаться, качество изображения зависит в первую очередь. Такие характеристики объектива как фокусное расстояние и ГРИП можно рассматривать как переменные или производные от других характеристик. Об этом мы подробно говорили в лекции посвященной объективам.

2. МАТРИЦА

Матрица - электронное устройство, расположенное в той самой светорегистрирующей плоскости, в которой объектив формирует изображение и, фактически регистрирующее это самое изображение.

Обычно размышления на тему цифровой фотокамеры начинаются с оценки разрешающей способности матрицы и других ее характеристик. Во многом это правильно. Упрощенно, матрица, она же сенсор, это аналого-цифровой преобразователь (АЦП преобразует аналоговый сигнал - количество света, в цифровой - электрический импульс) на основе кремниевого кристалла в котором сформирована плоскость (матрица) фотодиодов каждый из которых и есть пиксел. Все вместе эти элементы преобразуют световой поток падающий на плоскость в поток данных в виде совокупности электрических сигналов. Матрицы различаются по типу и размеру (подробно об этом в статье Салавата Фидаева). Не вдаваясь в технические подробности, можно отметить, что для получения фотоотпечатков удовлетворительного качества традиционного бытового формата 10×15 см достаточно 2-мегапиксельной матрицы (два миллиона светочувствительных элементов). Понятно, что тем, кто учится фото-мастерству, бытовой формат не интересен, а значит нужно более высокое разрешение. К счастью, большинство цифровых фотокамер уже давно перешагнули за пятимегапиксельный рубеж. Почему пять мегапикселей имели такое принципиальное значение? Потому что, в профессиональной фотографии, самый распространённый формат - это 20×30 см, размер стандартного листа (А4), и пяти мегапикселей как раз достаточно для получения качественного изображения такого формата. Итак, по пунктам.

разрешение - количество точек из которых формируется изображение. В общем виде, надеюсь, интуитивно понятная характеристика - чем разрешение выше, тем лучше.

динамический диапазон - фактически, качество точек - очень важный параметр матрицы, который характеризует способность аналого-цифрового преобразователя (сенсора), фиксировать и детализировать световую информацию в диапазоне от минимального количества света (темная часть изображения) до максимального (светлая часть изображения). Иначе говоря, способность качественно зафиксировать детали изображения одновременно в самой светлой и в самой темной частях снимка. Естественно, чем больше динамический диапазон, тем точнее и мягче изображение. Динамический диапазон определяется битностью представления данных. Для понимания того, что такое битность, приведу упрощенный пример. Один бит - одна позиция в двоичной системе счисления (использует компьютер), которая может принимать значения 0 или 1, то есть либо черный, либо белый. Два бита - две позиции по два значения - 2×2=4 всего четыре: черный, темно серый, светло серый, белый. Три бита - 2×2х2=8 - восемь уровней (ступеней) детализации от черного до белого; четыре бита - 2×2х2×2=16 - соответственно, шестнадцать уровней. И так далее. На сегодняшний день в большинстве систем фиксации, преобразования и отображения изображений используется восьмибитный диапазон, то есть 2 в восьмой степени, что соответствует 256 ступеням от абсолютно белого до совершенно черного. Это, конечно, существенно меньше, чем диапазон человеческого глаза, но для решения фото-задач в большинстве случаев достаточно. Подробнее мы это обсуждаем в лекции «Свет и освещение в фотографии».

физический размер матрицы и кроп-фактор - площадь которую занимают пикселы в столь важной для нас плоскости и пропорция отношения к стандартному размеру 24×36. Что здесь важно понять?

- размер пикселя - как нетрудно догадаться, если есть маленькая восьмимегапиксельная матрица и существенно большая, скажем, шестимегапиксельная, значит размеры пикселей у них отличаются. Влияет ли это на что-нибудь и как именно? Чем больше размер ячеек (фотодиодов) тем «глубже» и «чище» получается фотоизображение. Это обусловлено тем, что во-первых. светочувствительность пикселя и его точность как АЦП пропорциональна его площади и, во-вторых чем пиксели крупнее, тем меньше влияние тепловых шумов, неизбежно возникающих при работе и разогреве матрицы. Поэтому маленькие, много-мегапиксельные матрицы, чаще всего имитируют 8-битный диапазон, существенно экстраполируя зашумленные данные. Как вы понимаете, нет ничего удивительного в том, что фотографии, сделанные «цифромыльницами» с крошечными восьмимегапиксельными матрицами, такие шумные и нечёткие. Кроме того, такие матрицы гораздо чувствительнее к ошибкам экспозиции. Минимальная недодержка ведет к повышенному уровню шума в тенях, а при небольшой передержке, детали в светах «выжигаются».

- кроп-фактор или нет худа без добра . Кроп-фактор всего лишь, показывает насколько матрица по площади меньше стандартного узкопленочного формата (см. статью Салавата Фидаева). Что здесь важно понимать? Во-первых, использование малой светорегистрирующей площади позволяет делать светосильные объективы с большими фокусными расстояниями весьма небольшого размера. Эта возможность, в полной мере используется в цифрокомпактах и фотокамерах просьюмерского формата с суперзумами. Во-вторых, в цифрозеркалках со стандартной оптикой периферийная часть изображения «обрезается», а именно там, как вы помните основные искажения.

Еще есть такое понятие как тип матрицы, но в эти технологический дебри мы пока не будем углубляться. В качестве резюме хочется сказать, если технологический прорыв позволит создать достаточно маленькую десятимегапиксельную «холодную» (без тепловых шумов) матрицу с реальным динамическим диапазоном больше двенадцати, то фотоаппарат профессионального качества легко разместится в любом телефоне. Вопрос в том возможно ли это, когда ожидать такого чуда и будет ли это выгодно фотографической промышленности?

3. ПРОЦЕССОР

Процессор - устройство, преобразующее поток данных в изображение и управляющее всей системой.

Что такое процессор, сегодня, в общих чертах, представляет каждый. Что нужно знать фотографу о процессоре своего фотоаппарата? В общем, ничего особенного - это мозг фотоаппарата, который участвует в определении экспозиции, при необходимости оптимизируя экспопару (в полуавтоматических режимах и в сюжетных программах) занимается фокусировкой, в случае надобности распознавая лица в кадре и показывая, что именно он распознал. Кроме того, разбирается с чувствительностью, обеспечивает корректную работу органов управления - превращает указания фотографа в действующие параметры работы всей системы под названием цифровая фотокамера. Если темно, включает подсветку автофокуса и управляет вспышкой. И, наконец, самое главное - создает изображение из того потока безликих данных, который получает от матрицы. Ну а потом, конечно, преобразует изображение в указанный формат, с заданными параметрами сжатия в нужном цветовом пространстве. Ну и еще записывает снимок на карту памяти и выводит изображение на монитор. И наконец выходит в режим готовности к новому снимку. Да, совсем забыл, диафрагмой и выдержкой также, как и затвором, тоже управляет процессор, честно выполняя указания фотографа. Кстати, может и самостоятельно фотографировать, достаточно только поручить. Процессоры все разные и у них, бывают недостатки - некоторые долго соображают, другие мудрят с фокусировкой, третьи регулярно ошибаются в сложных световых условиях, а иные плохо справляются и с простым светом. Но самые большие недостатки любого процессора это неспособность выбрать место/время съемки и неумение выстроить кадр. Так что, коллеги, приходится фотографу быть умнее процессора и судя по всему это надолго, поскольку фотография процесс творческий.

Дополнение или еще раз спасибо процессору.

Часто вы задумываетесь над тем, что световой поток в помещении с лампами и свет на улице в солнечный день, имеют разную природу и состав - имеют разную «цветовую температуру». Те, кто снимал на пленку, наверняка получив отпечатки, удивлялись, почему с одной и той же пленки одни фотографии нормальные, другие в синеву, а третьи сильно желтят. Для правильной цветопередачи в разном освещении, выпускаются и используются разные пленки. В отличии от плёнки, процессор цифрового фотоаппарата может настраиваться оперативно на изменение спектрального состава светового потока, используя белый цвет, как стандарт, и обеспечивает естественную цветопередачу в самых разных условиях - это называется баланс белого. Он может подстраиваться автоматически, может быть выставлен принудительно по типу освещения: дневной свет, облачно, лампы накаливания, лампы дневного света и может выставляться вручную или настраиваться по белому листу. Подробнее о балансе белого и цветовой температуре в лекции «Свет и освещение в фотографии».

4. ДИСПЛЕЙ

Дисплей, главный подсказчик, учитель и... обманщик

Дисплей, он же монитор, не нуждается в долгом представлении, это экранчик на котором виден получившийся после съемки кадр. Он же позволяет заблаговременно видеть подобие того, что должно получиться после нажатия на спусковую кнопку и вносить необходимые поправки. Большинство цифровых зеркальных аппаратов, правда, не дают возможности наблюдения через дисплей, но позволяют просматривать изображение немедленно после экспозиции. Возможность увидеть результат в процессе фотосъемки, отбраковать неудачные кадры, переснять - для многих самая важная и, как нетрудно догадаться, для нас весьма учебно-методическая. Совершенно очевидно, что дисплей может иметь разный размер, разрешающую способность и яркость. Эти параметры не нуждаются в детальном описании в силу очевидности. Очень важно, что почти все современные камеры позволяют вывести на дисплей гистограмму, не нужно пренебрегать этой возможностью, она спасает от многих ошибок и в экспозиции и в построении кадра. Некоторые модели фотоаппаратов оснащаются поворотными или вращающимися дисплеями, что заметно повышает удобство работы - например можно точно кадрировать (прицеливаться) при съемке на вытянутых руках над головой, или снимать с уровня земли. Не возникло вопроса, почему дисплей, при всех его плюсах - обманщик? Думаю, нет, но на всякий случай поясню: в силу малого размера дисплей оставляет нашему сознанию слишком много места для игры воображения. Поэтому очень часто кадр, казавшийся на дисплее гениальным, на большом экране оказывается безнадежным.

5. ЭКСПОСИСТЕМА

Экспосистема - вполне интеллектуальная и весьма непростая система определения условий освещенности и баланса значений экспопары.

Я не буду вам рассказывать, как работает TTL-замер при полностью открытой диафрагме с использованием много-зонного кремниевого фотоэлемента о том, какие экспонометрические системы сегодня наиболее распространены или о том, в чем разница замеров падающего и отраженного света. Главное, что вы должны понимать это то, какие способы измерений принципиально используются в фотоаппаратах и как это влияет на фотосъемку.

Экспозамер . Встроенный экспонометр современного фотоаппарата может оценивать количество света отраженного от области съемки, как правило, несколькими способами. В разных моделях, разных производителей названия режимов и технология замеров могут довольно сильно различаться, но принцип везде один. Есть два базовых режима - точечный и интегральный. В первом случае оценивается освещенность небольшой точки, совпадающей, как правило, с точкой фокусировки (или несколькими точками), во втором - усредняется освещенность всего кадра или значительной его площади. Все остальные режимы будут вариациями между этими полярными случаями. Например: оценочный замер сопряженный с любой точкой автофокусировки, частичный замер 10% площади в центре кадра, центральный точечный замер 3-4% площади в центре кадра, центрально-взвешенный интегральный замер, интегральный замер с приоритетом зон в которых система распознала лица... Что из этого следует вы уже знаете или, наверняка, догадываетесь. Если вы фотографируете блондинку в темной одежде на темном фоне, а экспозамер производится по всей площади кадра, то получится отлично проработанный костюмчик с белым пятном вместо лица. Конечно у пятна, скорее всего, прорисуются брови, глаза и губы, но выдать такой портрет за высокий ключ на темном фоне будет непросто. Отсюда вывод - режим экспозамера нужно подбирать в соответствии со светотеневым характером кадра площадью и освещенностью его смысловых центров. Итак, вы определили и установили подходящий режим, теперь процессор знает, как правильно оценить общее количество света и, связав его с чувствительностью, рассчитать значение экспопары.

Экспопара - пара двух параметров: выдержки и диафрагмы. При помощи экспопары выставляется экспозиция. Очевидно, что одной и той же экспозиции соответствует довольно много экспопар, например 1/30 - f/8, 1/60 - f/5,6, 1/120 - f/4 и т. д. Дальше самое интересное - определение правильной экспопары. Тут без помощи фотографа не обойтись. Нужно задать (ввести, установить) режим отработки экспозиции: программный автоматический (Р), приоритет выдержки (S), приоритет диафрагмы (А), сюжетные программы (полный автомат, портрет, пейзаж, макро, спорт, ночной...). Еще иногда встречается автоматическая экспозиция с учетом глубины резкости и всегда - автоматическая экспозиция с участием собственной вспышки. Дальше, определив экспозицию и получив от фотографа дополнительную творческую информацию, фотоаппарат сам выбирает оптимальное соотношение диафрагма - выдержка. Понятно, что если в одних и тех же световых условиях снимать спортивный репортаж и пейзаж, то в первом случае нужно отдать приоритет выдержке сделав ее как можно короче, а диафрагма пусть подстраивается. Во втором случае наоборот - нужно закрыть посильнее диафрагму и пусть выдержка будет длинной, чувствительность минимальной, а штатив устойчивым. Замечали? Именно по солидному штативу видно серьезного пейзажиста! Как вы думаете, насколько точно фотоаппарат делает то, что нужно фотографу? Правильно думаете - весьма точно. Только весьма опытный фотограф может решить эту задачу точнее. Поэтому, во многих фотоаппаратах, есть еще ручной режим (M), в котором система только подсказывает корректность установки экспопараметров, а сами параметры выставляет фотограф. С экспопарой и режимами отработки экспозиции разобрались, но это не все - еще есть экспокоррекция которая совершенно необходима если процессор туповат или категорически не согласен с вашими творческими замыслами. Если, например, вам нужно недоэкспонировать или переэкспонировать кадр вы вводите соответствующую экспопоправку и процессор честно ее отрабатывает. Ну и, наконец, на случай когда трудности не только у процессора, но и у фотографа, есть автоматическая экспозиционная вилка, она же экспозиционный брэкетинг. Как правило, это серийная съемка по три кадра в диапазоне ±2 ступени (EV), с шагом 1/2 или 1/3 ступени.

Про экспозицию и экспопару можно подробно прочитать в дополнении к данной лекции «Экспозиция и экспонометрия».

6. КАРТЫ ПАМЯТИ И ФОРМАТЫ ХРАНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Флэш-карты . Цифровая память на съемный носителях - способ и место хранения отснятых фотографий. Сегодня, в профессиональной фотографии используются, в основном, четыре типа:
- CF - Compact Flash.
- SD - Secure Digital Card - к ним же относятся «вложенные» форматы MiniSD и MicroSD.
- Memory Stick - к ним же относятся Memory Stick Pro, Memory Stick Pro Duo, Memory Stick Micro M2.
- xD-Picture Cards

CF (Compact Flash) - самый старый и распространенный тип флэш-памяти. Современные CF карты отличаются высокой скоростью чтения/записи и большим объёмом до 32Гб. Цены на флэш-память сейчас настолько снизились, что не имеет смысла пользоваться CF картами прошлых поколений.

SD (Secure Digital) - меньше по размеру и быстрее, чем CF карты, но имеют несколько меньшую ёмкость. Архитектура SD теоретически допускает более высокие скорости передачи данных, чем CF, поэтому считается более перспективной.

Memory Stick - формат флэш-памяти разработанный и продвигаемый компанией Sony. Этим если не все, то многое сказано.

xD-Picture Cards - наименее распространенный и, потому все более дорогой, по сравнению с прочими тип флэш-памяти, а следовательно наименее конкурентоспособный.

Форматы изображения . Есть три основных формата:
- RAW - технический формат, набор данных полученных непосредственно с матрицы;
- TIFF - стандартный для многих компьютерных программ формат, в котором каждая точка имеет описание цветовых показателей;
- JPEG - тоже стандартный формат, фактически сжатый (архивированный) файл, без потери или с минимальной потерей информации.

TIFF - последовательное поточечное описание всего изображения, с указанием для каждой точки всего набора данных. Последнее время редко используется для фотосъёмки, поскольку, использование этого формата существенно замедляет работу фотоаппарата из-за большого объема передаваемых данных и в разы сокращает количество кадров умещающихся на карте памяти. Например, фото с максимальным разрешением, сделанное ЦФК с 12-мегапиксельной матрицей в формате TIFF при 8 битах на канал, будет иметь объем 28Mb, а в формате JPEG с максимальным качеством - около 2,0 Mb, а в RAW - 10 Mb. Именно поэтому многие производители в моделях, ориентированных на фотолюбителя, отказались от использования формата TIFF.

JPEG сжатое изображение, имеет существенные недостатки другого характера. Во-первых, даже в случае минимальной компрессии, качество изображения в формате JPEG ниже оригинального. Во-вторых, JPEG не поддерживает битность выше восьми, что, как мы уже отмечали, отрицательно сказывается на тональном диапазоне изображения. В-третьих, изображения в форматах TIFF и JPEG нельзя использовать в качестве доказательства достоверности, потому что они легко поддаются редактированию в графических приложениях.

RAW - наиболее часто используемый в профессиональной цифровой фотографии формат, лишенный недостатков, упомянутых выше. Что же это за формат и чем он хорош, и почему TIFF в разы больше по объему, а информации содержится больше в RAW-е? Есть два определения, не очень научных, но совместно хорошо объясняющих смысл этого формата. Первое - RAW это сырой файл, содержащий исходные данные, полученные с матрицы. Второе - RAW это исходный черно-белый TIFF - не совсем корректное, но помогающее понять суть формата определение. RAW это поточечное описание всего изображения без цветовой информации. Файлы в этом формате требуют конвертации в компьютере, но зато дают возможность корректировать экспозицию и баланс белого в широких пределах. Кроме того, в формате невозможен фотомонтаж. В последнее время появляется все больше просмотрщиков и конверторов упрощающих работу с RAW и делающих его все более привлекательным для фотолюбителей.

7. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

Управление фотоаппаратом. Кроме традиционных кнопок (клавиш, дисков) включения питания, спуска, управления трансфокатором (зумом) и режимами съемки, в цифровой камере есть специальные кнопки и клавиши для работы с меню. На экране дисплея отображаются режимы и параметры фотосъемки, а также различные дополнительные установки, которые можно менять в ходе работы и после съемки для просмотра и пересылки отснятого материала. Естественно, производители стараются сделать общение с фотоаппаратом удобным и интуитивно понятным, но удается им это по-разному.

Независимо от того, чем вы снимаете, этот материал необходимо освоить, если вы хотите добиться качественных результатов в фотографии. В любом виде фотографии, знание материальной базы и умение использовать её достоинства и недостатки лежит в основе предсказуемости результата.

_______________________

В первую очередь нужно решить, зачем вам фотоаппарат. Много путешествуете? Хотите фиксировать, как растёт ваш ребёнок? Не представляете жизни без экстрима и желаете пересматривать моменты, от которых захватывало дух? Или поняли, что фотография - ваше призвание?

Так или иначе, фотоаппарата, который идеально подошёл бы для всех этих целей, не существует. Поэтому камеру нужно подбирать в соответствии с вашими запросами.

Но для начала давайте разберёмся с типами фотоаппаратов и непонятными терминами.

Какими бывают фотоаппараты

Компактные фотоаппараты

Достаточно большой класс камер от простых мыльниц до почти профессиональной техники.

Бюджетные компактные фотоаппараты. На сегодняшний день одни из самых простых и доступных по цене вариантов. Камеры очень маленькие, поэтому без труда влезают в женскую сумочку или даже карман куртки. Освоить их тоже легко, но на этом плюсы заканчиваются.

Минус у них один, но очень существенный: невысокое качество съёмки. Последние модели смартфонов снимают ничуть не хуже, а временами даже лучше. Поэтому, если вы мечтаете о профессиональных снимках, оставьте компактный фотоаппарат на полке магазина.

Ультразумы. Их ещё называют суперзумами или гиперзумами. По сути, тот же самый компакт, только оснащённый объективом, который позволяет делать неплохие кадры с большого расстояния. Ну и цена у таких камер значительно выше.


Профессиональные компактные фотоаппараты. Это универсальные фотоаппараты, которые взяли понемногу от каждого типа камер. Как правило, имеют хороший несъёмный объектив, а за счёт большой матрицы изображение получается довольно качественным. Также они могут оснащаться объективом с большим зумом, что позволит делать снимки с большого расстояния.

Что сказать о габаритах? В карман такой фотоаппарат, конечно, не засунуть, но и излишне громоздким он не выглядит. Однако плата за подобную универсальность довольно высока.


Зеркальные фотоаппараты

Название фотоаппарат получил от заложенного в конструкцию зеркала, через которое будущий кадр, преломляясь, идёт прямиком в видоискатель.

Матрица - это та часть камеры, на которой и формируется фотография. Чем больше матрица, тем чётче и качественнее будет изображение.

Именно благодаря большой матрице зеркалки и выдают изображения высокого качества. Ещё одна их особенность - съёмные объективы. Их очень много.

Знакомство с зеркалкой обычно начинают со стандартной комплектации: собственно тела камеры и объектива. Такой комплект называется Kit или китовым.

Профессионалы предпочитают приобретать фотоаппарат без объектива, чтобы оснастить его в соответствии со своими потребностями. Такой тип носит название Body. В России с чьей-то лёгкой руки он давно стал тушкой.

Минусов у зеркалок два: большие габариты и высокая цена даже у фотоаппаратов среднего уровня. Поэтому и позволить себе их может далеко не каждый.


Беззеркальные фотоаппараты

Беззеркалки на рынке цифровой техники появились сравнительно недавно. Они тоже оснащены большой матрицей, что позволяет получать снимки отличного качества. Габариты такой техники значительно меньше, чем у зеркальных камер. Однако совсем компактным фотоаппарат не назовёшь, и для его ношения всё же понадобится отдельная сумка.

К недостаткам беззеркалки можно отнести довольно быстрый расход батареи и высокую цену.


Экшен-камеры

Название говорит само за себя. Подобные камеры предназначены для фото- и видеосъёмки в экстремальных условиях: во время прыжков с парашютом, погружений с аквалангом, спуска на горных лыжах или быстрой езды.

Современные экшен-камеры выдают картинку хорошего качества, но при плохом освещении оно практически сходит на нет.

Тем не менее цена на такие устройства весьма высока.


Какую камеру выбрать

Любительская съёмка

Вам идеально подойдёт компактная профессиональная камера. В ней есть всё, чтобы получить фото отличного качества. Для самых первых снимков используйте автоматический режим, а когда поймёте, что этого уже не хватает, покопайтесь в настройках. В такие аппараты зашита не одна установка для съёмки в различных условиях.

Если планируете фотографировать детей, выбирайте камеру с максимально быстрым автофокусом. Иначе ребёнок успеет отвернуться, отвести взгляд или вообще убежать из кадра.

Смотрите в сторону зеркалок? Приобретайте китовый фотоаппарат начального уровня: для домашних кадров его возможностей хватит с лихвой. Не бойтесь слова «начальный»: оно вовсе не значит, что вы получите снимки плохого качества. Просто в таких фотоаппаратах отсутствуют дополнительные функции, которые вам вряд ли когда-нибудь понадобятся.

Профессиональная съёмка

Если ваша мечта - покорить мир идеальными снимками или вы уже задумались об открытии собственной фотостудии, обратите внимание на зеркальные фотоаппараты среднего и высокого уровня. Это надёжные инструменты, которые будут делать не только качественные снимки, но и окажутся очень удобными.

Возможностей китовой сборки быстро станет недостаточно, и придёт пора экспериментировать с фильтрами и объективами. Не беспокойтесь о больших габаритах: маленькая камера в руках профессионала будет выглядеть несерьёзно.

Выбирая будущую камеру, помните о главных особенностях профессиональной съёмки: большой матрице и возможности замены объектива.

Для ваших целей полезной окажется и беззеркалка. Снимают они ничуть не хуже своих зеркальных сестёр.

Не забывайте и о том, что подобная техника потребует немалых финансовых вложений.

Путешествия

Из отпуска каждый мечтает привезти , поэтому камеры смартфона зачастую бывает недостаточно.

Фотоаппарат для путешествий не должен быть громоздким или тяжёлым, ведь чаще всего самые красивые места попадаются на экскурсиях. А таскать несколько часов кряду крупную технику не очень-то удобно, особенно если для своего отпуска вы выбрали жаркую страну.

Поэтому для путешествий выбирайте профессиональный компакт или ультразум. Как вы помните, в первом случае снимки будут качественнее. Но и цена выше.

Старайтесь выбирать камеру с видоискателем. В солнечный день очень сложно разглядеть будущий кадр на встроенном экране. Не забудьте о фильтрах для съёмки в условиях яркого освещения. Они компактны и стоят совсем недорого. А если планируете снимать из окна поезда или машины, позаботьтесь о том, чтобы у будущего фотоаппарата был хороший стабилизатор, иначе рискуете получить нечёткие смазанные кадры.

Тем же, кто любит экстремальный отдых, следует приобретать экшен-камеру. Она должна быть лёгкой, непромокаемой, а в идеале ещё и неубиваемой.

Как не переплатить за фотоаппарат

  1. Не ходите в магазин, не определившись с конкретной моделью. Выбор огромен, а просить помощи у продавцов - занятие гиблое. Фотоаппарат они вам подберут, не сомневайтесь, вот только заплатите вы за него вдвое больше, чем планировали.
  2. Не зацикливайтесь на конкретном производителе. У каждого есть как удачные модели, так и откровенно провальные.
  3. Ищите обзоры камер в интернете. Пользуйтесь сервисами для сравнения различных моделей и типов фотоаппаратов. Например, Digital Photography Review или DxOMark .
  4. Не гонитесь за количеством пикселей. Многие считают, что от этого параметра напрямую зависит качество фотографий. На самом деле он влияет лишь на максимальный размер снимков (это важно, если из фотографии вы хотите распечатать плакат). 16–20 мегапикселей для домашней съёмки и путешествий будет вполне достаточно.
  5. Задумайтесь, нужны ли вам такие функции, как Wi-Fi, NFC (технология беспроводной передачи) и GPS. Как показала практика, мало кто ими пользуется. Так зачем переплачивать?
  6. Объектив для камеры должен обладать наибольшей светосилой: от этого напрямую зависит качество съёмки при плохом освещении. Оптимальное значение f2.8–4.0.
  7. Обратите внимание на качество видеозаписи. Формат 4K стремительно набирает популярность, поэтому редкий производитель не оснащает им новые модели, но для полноценного просмотра такого видео вам нужен , проектор или монитор. Чтобы снимать ролики отличного качества, формата Full HD вполне достаточно.

На что смотреть в магазине

  1. Не поленитесь подержать фотоаппарат: он должен удобно лечь в руки.
  2. Внимательно рассмотрите линзу: на ней не должно быть ни царапины.
  3. Проверьте матрицу на предмет битых или проблемных пикселей. Для этого нужно снять однотонный фон, лучше всего серый, и попросить продемонстрировать полученное фото на экране монитора. Увеличьте снимок до максимума: все точки должны быть одного цвета.
  4. Сделайте несколько снимков в разных режимах. Проверьте, как работает зум.
  5. Осмотрите внешний вид камеры, проверьте работоспособность кнопок.

Помните, что главным условием хороших снимков будет не только хорошая камера, но и умелое с ней обращение. Поэтому читайте , не бойтесь экспериментировать с , пробуйте разные режимы… Ещё один совет: снимайте как можно больше. Так вы быстрее разберётесь в функциях фотоаппарата, а количество, как бы банально это ни звучало, очень скоро перейдёт в качество.

Что еще нужно докупить к новому фотоаппарату

В этом материале мы опускаем рассуждения о вспышках и объективах - это слишком дорогие вещи, чтобы называть их простыми аксессуарами. А в остальном - приступим!

Чтобы сделать хотя бы один-единственный снимок на камере, нужно сразу же приобрести флеш-накопитель, на который, собственно, и будут сохраняться ваши фотографии. (Есть, конечно, фотоаппараты со встроенной памятью. Правда, той памяти хватит на 5-10 снимков в нормальном качестве. Да и камеры такие - редкость.)


Флешка SDHC 16GB 10 Class

Большинство любительских и полупрофессиональных фотоаппаратов поддерживают флешки формата SDHC . Эти карточки различаются не только по объемам, но и по классам. От 2-го до 10-го. 2-й класс SD-накопителей позволяет записывать на себя информацию со скоростью не менее 2 мегабайт в секунду. Десятый класс - запись 10 мегабайт в секунду.

Теперь подсчитаем: средняя фотография в формате JPEG с зеркального фотоаппарата 550D занимает около 7 мегабайт. Если собираетесь снимать только в JPEG-формате, карточки 8-го класса вам хватит вполне. Потому нет смысла переплачивать за 10-й класс SDHC, если фотоаппарат не умеет с такой скоростью снимать. Но как только речь заходит о RAW-снимках или видео FullHD-качества - без 10-го класса не обойтись. Иначе камера будет подтормаживать во время работы.

По поводу объема есть такое правило: «Лучше меньше, да больше». Этим правилом стараются пользоваться профессиональные фотографы. Оно означает, что лучше иметь флешки меньшего объема, но чтобы их было больше. Так, четыре карты памяти по 4 гигабайта лучше, чем одна на 16 Гб. Это можно объяснить тем, что, если вдруг какая-то карточка когда-нибудь сломается, информация останется хотя бы на других трех.

Репортеры вообще не должны игнорировать этот постулат - с нашей сегодняшней свободой слова на митингах может подойти милиция/полиция и заставить удалить все снимки, которые были сделаны за время работы (в Беларуси не раз такое было). И уж поверьте, отформатировать 4 гигабайта отснятого материала не так жалко, как 16 или 32.

Чтобы снять своего кота, день рождения сына или шашлык на выходных, карточки на 8 гигабайт вам хватит с лихвой! Это, конечно, при условии, что вы не будете делать трехчасовые фотосессии в формате RAW (для таких нужд и двух флешек по 16 Гб иногда не хватает).

Вставили флешку. Сделали два кадра. Решили показать другим. Фотоаппарат прошелся по рукам близких, и вот уже дисплей запачкан отпечатками пальцев.

Поверьте, отпечатки - не самое страшное, что может остаться на дисплее. Неизбежно при активной эксплуатации на дисплее появятся еще и царапины. Через месяц, полгода, год... это лишь дело времени.

Обезопасить дисплей можно и нужно! На рынке продаются специальные защитные пленки для дисплеев телефонов, фото- и видеокамер и других портативных устройств.


Защитная пленка на дисплей

Наклейте аккуратно прозрачную защиту, и вы даже не заметите разницы между «до» и «после». Зато через полгода можно будет легко удалить старую пленку и примостить новую - дисплей вдохнет новую, непотрепанную, жизнь. Да, если что, и при последующей продаже фотоаппарат будет иметь неплохой товарный вид хотя бы за счет отлично сохранившегося дисплея.

Пленки стоят недорого. До пятнадцати долларов США. Если поискать по интернет-магазинам, форумам и сетевым барахолкам, можно найти за два-три доллара.

Защитили дисплей - пришла очередь и объектива. Хотя этот пункт статьи касается только счастливых владельцев фотоаппаратов со сменной оптикой (зеркальных и беззеркальных камер).


Основная задача UV-фильтров - отсекать невидимые человеческому глазу ультрафиолетовые лучи. А их, в отличие от нас с вами, отлично видит матрица фотоаппарата. Потому в солнечную погоду без такого аксессуара фотографии получаются как бы замыленные.

Но для нас с вами защитный ультрафиолетовый фильтр постоянного ношения интереснее в другом аспекте - это самая популярная защита для объектива среди фотографов. UV-фильтр - почти 100% прозрачное стекло, которое принимает на себя всю грязь, капли воды, отпечатки пальцев и прочие-прочие неприятности, которые могут оказаться на объективе.

Каким бы прозрачным стекло ни было, некоторую часть света оно все равно задерживает. Так что, если вы частенько снимаете в клубах или в вечернее время, имеет смысл присмотреть светофильтр с мультипросветлением. Такие стоят дороже, зато больше качественного света пропускают на матрицу фотоаппарата.

Кстати, вспоминается история из практики. Снимал я рок-концерт в крупнейшем клубе Беларуси. Попал в самую гущу слэма. Вот кто-то добренький и ударил в порыве «страсти» локтем по камере. Хорошо, что в это время был светофильтр надет, - его стекло пополам, а объектив не пострадал. Мораль: лучше купить еще один UV-фильтр постоянного ношения за 10 долларов, чем новый объектив за 120.

Диаметр этого объектива - 58 мм

При покупке светофильтра обращайте внимание на соответствие диаметра аксессуара и вашего объектива. Обычно размер передних линз - 52 миллиметра у и 58 у Canon. Если сомневаетесь, какой диаметр конкретно в вашем случае, посмотрите на объектив - там будут цифры в миллиметрах (mm).

Еще один аксессуар для поддержания чистоты объектива. Любого объектива - будь то сменные линзы зеркальной камеры или телескопическое око мыльницы.

Карандаш для чистки оптики

Выбор. Здесь все просто: главное, чтобы у карандаша можно было регулировать длину мягкого ворса. И чтобы на обратном конце была двойная грубая насадка - круглая и треугольная.

Коротким ворсом можно стереть прилипшую пыль, которую невозможно просто стряхнуть или сдуть. Круглой грубой материей чистят непосредственно объектив или светофильтр. Треугольной - матрицу, зеркало или видоискатель камеры.

В яркий солнечный день можно засветить весь кадр «зайчиками», даже если солнце и светило не прямо в объектив, а сбоку. То же самое и при съемке в клубе с тамошними лазерами и прожекторами, которые так и норовят постоянно очень некстати посветить откуда-нибудь сбоку в объектив. С таким "дефектным" светом борется бленда.

Бленда на 18-55-мм кит-объектив

Бленды бывают круглые и лепестковые. Круглые используются с кит-объективами (которые продавались вместе с зеркальной камерой). В таких объективах обычно крутится передняя линза во время фокусировки. В объективах с неподвижной передней линзой используют лепестковые бленды.

Чем больше длина фокуса фотообъектива, тем длиннее должна быть бленда. На 18-55-миллиметровый объектив нельзя надевать 5-сантиметровый аксессуар - он будет попадать в поле кадра. А для 70-200-миллиметрового нет смысла приобретать 2-сантиметровую насадку - она на таком фокусном расстоянии ничем не поможет.

При покупке, так же как и в случае со светофильтрами, обращайте внимание на соответствие диаметров.

Поверьте, очень неприятно, когда внезапно садится аккумулятор камеры. И еще более неприятно, когда нет вариантов запитаться откуда-нибудь и продолжить съемку.

Дополнительная, неоригинальная, батарея Canon 550D

Хорошо, если у вас мыльница на одноразовых батарейках: купили три комплекта, и можно не волноваться. Владельцам зеркальных фотоаппаратов в этом плане сложнее - нужно докупать запасной аккумулятор или же батарейную ручку.

Второй аккумулятор может быть оригинальным или китайской копией - разницы нет. Из своего опыта скажу, что Canon 550D на полностью заряженном "Китае" за $15 делает столько же снимков, сколько и на оригинальной батарее за $100.

Батарейная ручка - аксессуар, который прикрепляется снизу зеркального фотоаппарата. Внутри ручки могут находиться две аккумуляторные батареи или несколько обыкновенных одноразовых батареек. Благодаря нескольким элементам питания срок автономной работы фотоаппарата увеличивается вдвое, а то и втрое.

Кроме того, на батарейных ручках нередко присутствуют и клавиши для управления фотоаппаратом. Например, кнопка спуска затвора на нижней правой части ручки делает удобной вертикальную портретную съемку.

Оригинальные батарейные ручки могут стоить до 400 долларов США. Но не всегда обязательно платить эти относительно огромные деньги, ведь можно найти китайские копии в разы дешевле.

Нередко фоторепортеры меняют стандартный нашейный ремень на кистевой. С ним удобнее делать снимки с необычных ракурсов. Снизу, сверху, сбоку - ничто не тянет за шею.

Кистевой ремень

Следует иметь в виду, что кистевой ремень очень неудобен, если у вас тяжелый профессиональный фотоаппарат и соответствующая оптика. Нелегко будет носить, например, массой 1200 грамм и полуторакилограммовый объектив 70-200mm f/2.8G . А если еще есть батарейная ручка, три килограмма получается, как ни крути. И в руках пару часов эту тяжесть попробуй поносить...

Самые дешевые кистевые ремни стоят от 15 долларов. Фирменные кожаные, естественно, много дороже.

Для фотохудожников этот дешевый аксессуар незаменим. Особенно для снимков на длительной выдержке со штатива, дабы избежать тряски еще при спуске затвора.

Пульт дистанционного управления в масштабе

Как вариант вместо использования пульта дистанционного управления можно просто ставить на фотоаппарате таймер автоспуска. Но как снимать в режиме BULB (выдержка от руки)?

Отнюдь не все фотоаппараты имеют инфракрасный сенсор, необходимый для работы ИК-пультов. Не проблема - существуют еще тросики дистанционного управления. Это те же пульты, только связываются они через шнур, вставляемый в камеру.

Штатив - переносная опора для фотоаппаратов. Со штативов можно делать фотографии на длительных выдержках (от половины секунды до часа и дольше). И снимки эти, естественно, не будут размытыми.

Камера на большом штативе-треноге

Опоры для фотоаппаратов бывают треножные (штативы) и одноножные (моноподы) .

С моноподов очень сложно снимать на выдержке более полусекунды без размытия. Ведь все равно приходится держать рукой ножку, чтобы она не упала. А рука, как ни крути, от природы дрожит. Треноги в этом плане выигрывают - с них можно делать хоть 30-секундные снимки.

Совет: чтобы полностью исключить дрожание камеры, в настройках камеры активируйте функцию «Блокировка зеркала», затвор спускайте пультом дистанционного управления или через тросик. И никогда не раскладывайте штатив на максимальную высоту. Чем выше будет камера, тем больше будет дрожь от ветра (соответственно, и размытие). Лучше центр тяжести оставить снизу.

30-секундная выдержка. Спуск затвора - пульт ДУ

Треножные штативы бывают карманные, средние, большие и очень большие - это если по-простому.

Вот уже три года как зеркальные камеры умеют снимать HD-видео. И очень неплохо справляются, раз уж даже последнюю серию 6-го сезона "Доктора Хауса" сняли на зеркалку Canon 5D Mark 2.

К сожалению, камеры не умеют превосходно записывать звуковую дорожку к видео. Точнее сказать, микрофоны камер превосходно записывают все звуки фокусировки и зуммирования объектива, щелчки нажатия кнопок во время съемки. Но только не тот звук, который должен сопровождать картинку...

Это недоразумение исправляют специальные стереомикрофоны.

Самые качественные - микрофоны-пушки. Они как раз и разработаны для зеркальных фотоаппаратов. Подключаются в специальное гнездо камеры, а держатся в «горячем башмаке» - там, где обычно устанавливается вспышка. Стоят микрофоны-пушки немало - от 100 долларов.

Во много раз дешевле стоит обыкновенный петличный микрофон. Его вполне хватит для записи интервью.

Петличный всенаправленный микрофон есть смысл приобрести, если планируете снимать городские сюжеты или концерты. Главное, чтобы у аксессуара было внутреннее питание (то есть чтобы внутри микрофона были установлены дополнительные батарейки). Ну и следите за разъемами: обыкновенная камера - обыкновенный 3,5-миллиметровый вход. Бывают, хоть и достаточно редко, отступления от устоявшихся стандартов.

Наконец, в чем вы будете все добро носить?

Сумки для фототехники делятся по типам: рюкзаки, чехлы, слинги, поясные сумки и - внезапно - просто сумки.

Обыкновенные сумки . Читай - большие чехлы для больших фотоаппаратов. Отличие от маленьких сумочек не только в размерах, но и в том, что помимо самой камеры сюда вмещаются флешки, бленды, пульты и прочие аксессуары.

В первую очередь нужно решить, зачем вам фотоаппарат. Много путешествуете? Хотите фиксировать, как растёт ваш ребёнок? Не представляете жизни без экстрима и желаете пересматривать моменты, от которых захватывало дух? Или поняли, что фотография - ваше призвание?

Так или иначе, фотоаппарата, который идеально подошёл бы для всех этих целей, не существует. Поэтому камеру нужно подбирать в соответствии с вашими запросами.

Но для начала давайте разберёмся с типами фотоаппаратов и непонятными терминами.

Какими бывают фотоаппараты

Компактные фотоаппараты

Достаточно большой класс камер от простых мыльниц до почти профессиональной техники.

Бюджетные компактные фотоаппараты. На сегодняшний день одни из самых простых и доступных по цене вариантов. Камеры очень маленькие, поэтому без труда влезают в женскую сумочку или даже карман куртки. Освоить их тоже легко, но на этом плюсы заканчиваются.

Минус у них один, но очень существенный: невысокое качество съёмки. Последние модели смартфонов снимают ничуть не хуже, а временами даже лучше. Поэтому, если вы мечтаете о профессиональных снимках, оставьте компактный фотоаппарат на полке магазина.

Ультразумы. Их ещё называют суперзумами или гиперзумами. По сути, тот же самый компакт, только оснащённый объективом, который позволяет делать неплохие кадры с большого расстояния. Ну и цена у таких камер значительно выше.


Профессиональные компактные фотоаппараты. Это универсальные фотоаппараты, которые взяли понемногу от каждого типа камер. Как правило, имеют хороший несъёмный объектив, а за счёт большой матрицы изображение получается довольно качественным. Также они могут оснащаться объективом с большим зумом, что позволит делать снимки с большого расстояния.

Что сказать о габаритах? В карман такой фотоаппарат, конечно, не засунуть, но и излишне громоздким он не выглядит. Однако плата за подобную универсальность довольно высока.


Зеркальные фотоаппараты

Название фотоаппарат получил от заложенного в конструкцию зеркала, через которое будущий кадр, преломляясь, идёт прямиком в видоискатель.

Матрица - это та часть камеры, на которой и формируется фотография. Чем больше матрица, тем чётче и качественнее будет изображение.

Именно благодаря большой матрице зеркалки и выдают изображения высокого качества. Ещё одна их особенность - съёмные объективы. Их очень много.

Знакомство с зеркалкой обычно начинают со стандартной комплектации: собственно тела камеры и объектива. Такой комплект называется Kit или китовым.

Профессионалы предпочитают приобретать фотоаппарат без объектива, чтобы оснастить его в соответствии со своими потребностями. Такой тип носит название Body. В России с чьей-то лёгкой руки он давно стал тушкой.

Минусов у зеркалок два: большие габариты и высокая цена даже у фотоаппаратов среднего уровня. Поэтому и позволить себе их может далеко не каждый.


Беззеркальные фотоаппараты

Беззеркалки на рынке цифровой техники появились сравнительно недавно. Они тоже оснащены большой матрицей, что позволяет получать снимки отличного качества. Габариты такой техники значительно меньше, чем у зеркальных камер. Однако совсем компактным фотоаппарат не назовёшь, и для его ношения всё же понадобится отдельная сумка.

К недостаткам беззеркалки можно отнести довольно быстрый расход батареи и высокую цену.


Экшен-камеры

Название говорит само за себя. Подобные камеры предназначены для фото- и видеосъёмки в экстремальных условиях: во время прыжков с парашютом, погружений с аквалангом, спуска на горных лыжах или быстрой езды.

Современные экшен-камеры выдают картинку хорошего качества, но при плохом освещении оно практически сходит на нет.

Тем не менее цена на такие устройства весьма высока.


Какую камеру выбрать

Любительская съёмка

Вам идеально подойдёт компактная профессиональная камера. В ней есть всё, чтобы получить фото отличного качества. Для самых первых снимков используйте автоматический режим, а когда поймёте, что этого уже не хватает, покопайтесь в настройках. В такие аппараты зашита не одна установка для съёмки в различных условиях.

Если планируете фотографировать детей, выбирайте камеру с максимально быстрым автофокусом. Иначе ребёнок успеет отвернуться, отвести взгляд или вообще убежать из кадра.

Смотрите в сторону зеркалок? Приобретайте китовый фотоаппарат начального уровня: для домашних кадров его возможностей хватит с лихвой. Не бойтесь слова «начальный»: оно вовсе не значит, что вы получите снимки плохого качества. Просто в таких фотоаппаратах отсутствуют дополнительные функции, которые вам вряд ли когда-нибудь понадобятся.

Профессиональная съёмка

Если ваша мечта - покорить мир идеальными снимками или вы уже задумались об открытии собственной фотостудии, обратите внимание на зеркальные фотоаппараты среднего и высокого уровня. Это надёжные инструменты, которые будут делать не только качественные снимки, но и окажутся очень удобными.

Возможностей китовой сборки быстро станет недостаточно, и придёт пора экспериментировать с фильтрами и объективами. Не беспокойтесь о больших габаритах: маленькая камера в руках профессионала будет выглядеть несерьёзно.

Выбирая будущую камеру, помните о главных особенностях профессиональной съёмки: большой матрице и возможности замены объектива.

Для ваших целей полезной окажется и беззеркалка. Снимают они ничуть не хуже своих зеркальных сестёр.

Не забывайте и о том, что подобная техника потребует немалых финансовых вложений.

Путешествия

Из отпуска каждый мечтает привезти , поэтому камеры смартфона зачастую бывает недостаточно.

Фотоаппарат для путешествий не должен быть громоздким или тяжёлым, ведь чаще всего самые красивые места попадаются на экскурсиях. А таскать несколько часов кряду крупную технику не очень-то удобно, особенно если для своего отпуска вы выбрали жаркую страну.

Поэтому для путешествий выбирайте профессиональный компакт или ультразум. Как вы помните, в первом случае снимки будут качественнее. Но и цена выше.

Старайтесь выбирать камеру с видоискателем. В солнечный день очень сложно разглядеть будущий кадр на встроенном экране. Не забудьте о фильтрах для съёмки в условиях яркого освещения. Они компактны и стоят совсем недорого. А если планируете снимать из окна поезда или машины, позаботьтесь о том, чтобы у будущего фотоаппарата был хороший стабилизатор, иначе рискуете получить нечёткие смазанные кадры.

Тем же, кто любит экстремальный отдых, следует приобретать экшен-камеру. Она должна быть лёгкой, непромокаемой, а в идеале ещё и неубиваемой.

Как не переплатить за фотоаппарат

  1. Не ходите в магазин, не определившись с конкретной моделью. Выбор огромен, а просить помощи у продавцов - занятие гиблое. Фотоаппарат они вам подберут, не сомневайтесь, вот только заплатите вы за него вдвое больше, чем планировали.
  2. Не зацикливайтесь на конкретном производителе. У каждого есть как удачные модели, так и откровенно провальные.
  3. Ищите обзоры камер в интернете. Пользуйтесь сервисами для сравнения различных моделей и типов фотоаппаратов. Например, Digital Photography Review или DxOMark .
  4. Не гонитесь за количеством пикселей. Многие считают, что от этого параметра напрямую зависит качество фотографий. На самом деле он влияет лишь на максимальный размер снимков (это важно, если из фотографии вы хотите распечатать плакат). 16–20 мегапикселей для домашней съёмки и путешествий будет вполне достаточно.
  5. Задумайтесь, нужны ли вам такие функции, как Wi-Fi, NFC (технология беспроводной передачи) и GPS. Как показала практика, мало кто ими пользуется. Так зачем переплачивать?
  6. Объектив для камеры должен обладать наибольшей светосилой: от этого напрямую зависит качество съёмки при плохом освещении. Оптимальное значение f2.8–4.0.
  7. Обратите внимание на качество видеозаписи. Формат 4K стремительно набирает популярность, поэтому редкий производитель не оснащает им новые модели, но для полноценного просмотра такого видео вам нужен , проектор или монитор. Чтобы снимать ролики отличного качества, формата Full HD вполне достаточно.

На что смотреть в магазине

  1. Не поленитесь подержать фотоаппарат: он должен удобно лечь в руки.
  2. Внимательно рассмотрите линзу: на ней не должно быть ни царапины.
  3. Проверьте матрицу на предмет битых или проблемных пикселей. Для этого нужно снять однотонный фон, лучше всего серый, и попросить продемонстрировать полученное фото на экране монитора. Увеличьте снимок до максимума: все точки должны быть одного цвета.
  4. Сделайте несколько снимков в разных режимах. Проверьте, как работает зум.
  5. Осмотрите внешний вид камеры, проверьте работоспособность кнопок.

Помните, что главным условием хороших снимков будет не только хорошая камера, но и умелое с ней обращение. Поэтому читайте , не бойтесь экспериментировать с , пробуйте разные режимы… Ещё один совет: снимайте как можно больше. Так вы быстрее разберётесь в функциях фотоаппарата, а количество, как бы банально это ни звучало, очень скоро перейдёт в качество.


Top