Тонина Ольга Игоревна. Гибель теплохода "Армения"

12 сентября 1941 года передовые части 11 Германской армии подошли к Перекопу, северной границе Крыма. С того момента бежать с полуострова стало возможным только по морю.

Все сухопутные трассы быстро были взяты под контроль немецкими войсками. Около миллиона человек мирного населения оказались в ловушке. Немецким подготовленным войскам противостояли разрозненные войска Красной Армии, которые не давали большого шанса на победу.

К началу ноября 1941 года бегство жителями Крымского полуострова приняло массовый характер. С приближением фашистских войск в городах началась паника. За посадку на любой транспорт шла настоящая борьба. Эвакуация мирного населения производилась по единственной схеме из Севастополя и Ялты в Туапсе на Кавказе.

Теплоход «Армения » пришвартовавшийся в начале ноября 1941 года в порту Севастополя как нельзя лучше подходил для этой цели.

Теплоход «Армения » был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в ноябре 1928 года и относился к типу пассажирских судов «Абхазия ». Всего было построено четыре однотипных корабля: «Абхазия », «Грузия », «Крым » и «Армения » для Черноморского морского пароходства. Теплоход «Армения » успешно совершал рейсы на Кавказ, перевозя более 10000 человек в год.

теплоход «Армения» фото

строительство теплохода «Армения»

теплоход «Абхазия»

теплоход «Грузия»

8 августа 1941 года двухпалубное грузопассажирское судно на период военных действий было переоборудовано в . Пассажирские каюты стали медицинскими палатами, а на бортах появились специальные символы - Красный крест.

Утром 6 ноября 1941 года началась посадка на теплоход «Армения ». Сначала судно не было пришвартовано к пирсу, во избежание давки и возможного штурма, пассажиров доставляли на борт в лодках. Внезапно поступил приказ из штаба Севастопольского оборонительного района об эвакуации из города всего медицинского персонала Черноморского флота. В результате лучшие врачи Крыма оказались на одном судне. Чтобы выполнить приказ капитану Владимиру Яковлевичу Плаушевскому пришлось теплоход «Армения » пришвартовать к причалу Корабельной бухте и сюда сразу хлынули огромные толпы ищущих спасение жители города. Каждый хотел попасть на судно. В панике пассажиры стали пробираться в технические помещения на самые нижние палубы. Теплоход с эвакуировавшимися людьми был заполнен сверх нормы. Люди стояли плотно прижавших друг к другу, но это был единственный шанс на спасение.

Переполненный напуганными людьми в 17:00 6 ноября 1941 года теплоход «Армения» отшвартовался от причальной стенки и вскоре скрылся за горизонтом и исчез не только из вида провожавших, а и советской истории.

У провожавших севастопольцев появилось чувство отчаяния за то, что они не использовали свой шанс. Но это стало бы реальностью, если бы взяло курс на установленный кавказский маршрут.
Из Севастополя теплоход «Армения » увозил медицинский персонал Черноморского флота, сотни тяжелораненых бойцов и тысячи мирных жителей. Война на море еще не началась, поэтому дорога была каждая минута. Кавказ был свободен и ничто не мешало спасти людей. Но капитан Плаушевский получил приказ от главного командования Черноморского флота зайти в Ялту и забрать еще нескольких пассажиров.

В 02:00 7 ноября теплоход «Армения » прибыл в порт Ялта. Во время этого перехода медицинское судно задержалось на 3 часа, прождав на рейде Балаклавы транспорт с неким грузом для доставки на борт. Погрузив несколько плотно запечатанных черных ящиков судно «Армения » снялось с якоря и продолжило свой рейс. Сопровождающие агенты НКВД остались на борту с целью обеспечения охраны груза.

В Ялте на переполненный теплоход «Армения » погрузилось еще сотни испуганных людей. Только в 08:00 7 ноября 1941 года медицинское судно смогло выйти и взять курс на Туапсе, потеряв бесценное время. Тем временем командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский отдал приказ не выходить из порта до темноты, т. е. 19:00, но капитан Плаушевский нарушил его. Всего в 10 км от Ялты в Гурзуфе уже бесчинствовали гитлеровские войска. Капитан принял самое главное в своей жизни решение, и он отдал приказ, чтобы спасти вверенных ему врачей, но было уже поздно.

Отойдя на расстояние около 25 миль от полуострова Крым «Армения » был атакован двумя торпедами немецкого бомбардировщика типа He-111H, который проигнорировал опознавательные знаки. В 11:29 судно с 7000 медицинского персонала и мирными жителями затонуло в Черном море на глубине 472 метра. В ужасной трагедии только 8 пассажирам на шлюпке удалось спастись.

Эта огромная цифра погибших на одном корабле кажется невероятной, но еще удивительнее тот факт, что в наше время никто не знает об одной из самых чудовищных морских катастроф в истории второй мировой войны. Ведь на борту теплохода «Армения » людей погибло больше чем на легендарных лайнерах « » и « ».

Информация об этой трагедии держалась в строжайшем секрете. Недавно украинским историкам удалось обнаружить эти подробности. Причиной гибели теплохода стали две незапланированные остановки, приведшие к потере времени. Командование Черноморского флота отдало приказ, который допустил целый ряд ошибок, а ведь врачи погибшего корабля могли спасти тысячи жизней солдат и офицеров, воевавших против нацистской Германии.

И только один человек Владимир Яковлевич Плаушевский взял на себя ответственность за недопустимые ошибки своего руководства. Нарушив приказ, он предпринял последнюю возможность спасти людей, предотвратить которую было уже невозможно.

9 мая 2010 года несколько ветеранов Великой отечественной войны возложат венки в районе, где предположительно произошло трагедия.

Технические данные пассажирского теплохода «Армения»:
Длина - 112,1 м;
Ширина - 15,5 м;
Высота борта - 7,7 м;
Водоизмещение - 5770 тонн;
Силовая установка - два дизельных двигателя мощностью 4000 л. с.;
Скорость - 14,5 узла;
Количество пассажиров - до 980 человек;
Экипаж - 96 человек;

В те же самые минуты, что на Красной площади в Москве шел парад, недалеко от Ялты, в результате немецкой воздушной атаки, затонул гражданский пароход «Армения». На его борту погибло около 6 000 человек.

Теплоход Армения 7 ноября 1941 года был потоплен немецкой авиацией вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 5000 до 7000 человек.

Но вот загадка! Об одной из самых масштабных и трагических катастроф на море, мы и сегодня почти ничего не знаем! А ведь на борту «Армении» погибло людей больше, чем на пяти «Титаниках»!

«Искатели» проведут собственное расследование, чтобы ответить на вопросы: при каких обстоятельствах произошла эта трагедия, и почему советское правительство все годы своего существования скрывало сам факт катастрофы и ее масштабы. Для этого мы отправимся в Крым и на месте изучим все обстоятельства трагедии.


В последний рейс «Армению» вёл капитан Владимир Яковлевич Плаушевский.

Около 17:00 6 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Севастополя, эвакуируя военный госпиталь и жителей города. По разным оценкам, на борту находилось от 4,5 до 7 тыс. человек. В 2:00 7 ноября судно прибыло в Ялту, где взяло на борт ещё несколько сотен человек. В 8:00 судно вышло из порта. В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем «Хейнкель He-111», принадлежавшим 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты «Армения» затонула. Несмотря на то что транспорт имел отличительные знаки санитарного судна, «Армения» нарушила этот статус, так как была вооружена четырьмя зенитными пушками 21-К. Кроме раненых и беженцев, на её борту находились военнослужащие и сотрудники НКВД. Корабль сопровождали два вооружённых катера и два истребителя И-153. В связи с этим «Армения» являлась «законной» с точки зрения международного права военной целью.

На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан. На судно был погружен также персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23 госпиталя), руководство пионерлагеря «Артек» и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, точно их число не известно (так же, как при эвакуации немцев из Германии в конце войны - на судах Вильгельм Густлофф, Гойя). Официально в советское время считалось, что погибли около 5 тыс. человек, в начале XXI века оценки увеличены до 7-10 тысяч человек. Спасти удалось только восьмерых. Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории.

Существует версия, что причиной катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому побережью в тёмное время суток в относительной безопасности, был отправлен командованием в Ялту, хотя в Севастополе находились десятки менее ценных судов, которые бы могли произвести эвакуацию из этого города. В результате погрузка затянулась на всю ночь и капитан был вынужден выйти в море из Ялты в 8:00. Решение капитана было оправдано, поскольку Ялта не имела никаких средств противовоздушной обороны, кроме того, в любой момент она могла быть захвачена наступавшими немецкими частями; в этом случае «Армения» была бы просто расстреляна полевой артиллерией вермахта. В море же теплоход имел возможность уклоняться от атак маневрированием.

Все помнят катастрофу мирового масштаба с пароходом «Титаник»? Конечно…. Но почему мы помним и знаем очень много подробностей об этом кораблекрушении, и не знаем о более ужасающих и глобальных бедствиях, произошедших на водах мирового океана? А потому, что про эти беды не были сняты фильмы, не было написано множество книг и потому, что некоторые из них до сих пор находятся под грифом секретности.

Теплоход «Армения»

Армения…. Это не только красивая и дружелюбная маленькая страна , не только город в солнечной Колумбии, но и название одного из теплоходов, построенных на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году. Вместе с этим теплоходом в открытое море вышли также суда «Абхазия», «Аджария» и «Украина». Все теплоходы были спроектированы для перевозки пассажиров, товаров и почты на Крымско-Кавказской линии.

С началом Второй Мировой Войны, страны, вовлеченные в противостояние с Германией, использовали все возможные ресурсы, и в том числе пассажирские и товарные суда. Их перестраивали в санитарный транспорт, для перевозки раненых. В годы войны тройка судов Балтийского судостроительного завода была потоплена, но самую большую тайну скрывает в себе потеря теплохода «Армения» .

В 1941 году кораблем командовал опытный 39-летний капитан Владимир Яковлевич Плаушевский. Именно он получил приказ от командования черноморским флотом спасти военный госпиталь и жителей города Севастополь. Для полного представления о теплоходе, стоит написать о фактах, которые сыграли немаловажную роль в судьбе корабля. Теплоход мог принять на борт 950 человек плюс экипаж 96 человек, но принял на борт 4,5-7 тысяч человек, что многократно превышало его возможности. Очевидцы, которые были в порту Севастополя, рассказывают, что на теплоход рвался каждый житель города, все боялись оставаться, так как немецкие войска были уже рядом. Уточним, что такой перегруз грозил теплоходу очень сильной неустойчивостью на волнах Черного моря, он мог перевернуться при даже небольшом шторме. Палуба и трюмы теплохода были заполнены врачами и жителями города. После погрузки людей, судно около 17:00 6 ноября 1941 года вышло из порта Севастополя и направилось в сторону Кавказа, в Туапсе.

Но по пути у корабля было еще две остановки. На одной из них, в порту города Ялта, теплоход должен был эвакуировать политработников и несколько сот гражданских. А вот на второй принять на свой борт сотрудников НКВД и неизвестные деревянные ящики. Вторая остановка была неподалёку от берега Балаклавы, там теплоход дождался шлюпки с грузом и сотрудниками НКВД. Ждать пришлось около трех часов. Что находилось в столь ценных ящиках, из-за которых тысячи людей подвергались ежесекундной опасности, так и осталось неизвестным, мы можем только догадываться об их содержимом.

Есть несколько догадок о том, что перевозили в деревянных ящиках. Первая — это документы НКВД, которые никак нельзя было оставлять наступающему неприятелю. Вторая, в пользу которой говорят многие факты, это картины известных российских художников. На расстоянии полутора часов езды на автомобиле от Балаклавы, находилась Алушта, в которой летом того же года, была выставка картин выдающихся российских художников, таких как Брюллов, Крамской, Репин, Левитан и многие другие.

По прибытии в Ялту, судно приняло на свой борт еще несколько сот человек. Теплоход, прибывший в порт в 2:00 7 ноября получил приказ, ждать темноты и выходить в море только в 19:00. Но, взяв на себя ответственность, капитан Плаушевский вывел корабль в море в 8 часов утра 7 ноября. За такое нарушение приказа весь экипаж судна мог быть расстрелян, но этому помешало более трагичное обстоятельство.

Теплоход «Армения» имел на бортах отличительные знаки санитарного транспорта в виде красных крестов. Но также судно было дополнительно вооружено четырьмя 45-мм пушками, что давало возможность считать корабль военным объектом и соответственно атаковать его.

7 ноября 1941 года в 8:00 «Армения» вышла из порта города Ялта и направилась прямым ходом в Туапсе, имея на своем борту несколько тысяч пассажиров, в числе которых был целый военный госпиталь и сотрудники НКВД с неизвестным, но ценным грузом. И, предположительно, в 11 часов 25 минут, на корабль была совершена атака немецким самолетом «Хейнкель Не-111». Судно было поражено сброшенными торпедами. Потопление теплохода заняло какие-то считанные минуты, из чего историки делают выводы, что ущерб от попадания торпеды был сокрушительным и судно, скорее всего, разорвало на части.

Мемориальная доска в память об «Армении»

Дно черного моря даже на данный момент, с современными технологиями очень мало обследовано. И останки теплохода «Армения» до сих пор не найдены. И никто не знает, что было в этих злополучных ящиках, которые стали одной из причин гибели 4,5-7 тысяч людей, гибели первоклассных советских докторов, которые могли спасти сотни жизней солдат. Гибель теплохода «Армения» осталась одной из самых загадочных тайн начала Второй Мировой Войны.

BlackSeaNews

Теплоход «Армения» принадлежал к серии почтово-товаро-пассажирских судов типа «Абхазия», которые были самыми комфортабельными и быстроходными грузопассажирскими судами советской постройки 30-х годов.

Эти суда одними из первых были спроектированы Центральным бюро по морскому судостроению в Ленинграде. Теплоходы предназначались для Крымско-Кавказской линии и проектировались под руководством инженера-кораблестроителя Я. А. Копержинского при участии капитанов и механиков, работавших на этом маршруте. По названию маршрута суда прозвали «крымчаками».

Строительство «Армении»

Фото из архива Игоря Алексеева, журнал «Нептун»

Проект предусматривал двухпалубную архитектуру с протяженной средней надстройкой в 81,7 м. Клепаный корпус подразделялся на девять главных отсеков. Для размещения груза имелось шесть трюмов и два твиндека.

Судно могло принять 60 пассажиров первого класса, 190 - второго, 266 - третьего, и 426 человек размещались на палубе. Всего - 942 пассажира.

Безопасность многочисленных для такой вместительности пассажиров обеспечивалась наличием 16 спасательных шлюпок на 48 мест каждая. Двухвальная энергетическая установка включала два двигателя завода «Русский дизель».

«Армения» на съёмках фильма «Сокровища погибшего корабля» Владимира Брауна, 1935 год. Фото с сайта sirjones.livejournal.com

Справка sea.infoflot.ru:

Длина: 112 м. Ширина: 15,55 м. Высота борта: 7,84.Осадка в грузу; 5,95 м. Водоизмещение в полном грузу: 5770 т. Дедвейт: 1480. Регистровая вместимость: валовая - 4727 т, чистая - 2566 т. Пассажировместимость: каютная - 518 чел.; палубная - 462 чел.; Тип ГЭУ: дизельная. Мощность ГЭУ: 2 x 1472; Тип движителя: ВФШ. Тип успокоителей качки; бортовые кили. Скорость в грузу: 12,6 узлов. Вместимость насыпью: 2820 м3

«Армения» (как и «Абхазия», «Аджария» и «Украина») относилась к первой серии и была построена на Балтийском заводе в 1928 году. Суда второй серии («Грузия» и «Крым») строились на верфи фирмы Круппа в Киле. Между двумя сериями имелись различия. Например, дополнительная надстройка на теплоходах Балтийского завода повысила центр тяжести, и в трюм пришлось погрузить 120 т балласта.

В годы Второй Мировой «крымчаки» оказались почти единственными судами на Черном море, которые могли эффективно использоваться в качестве быстроходных военных и санитарных транспортов. Пять теплоходов из шести погибли в 1941-1942 годах , а т/х «Крым» был поврежден и выведен из строя.

«Армения» на съёмках фильма «Сокровища погибшего корабля» Владимира Брауна, 1935 год. Фото с сайта sirjones.livejournal.com

В начале войны «Армению» и ее собратьев модернизировали рабочие Одесского судоремонтного завода. Ломались перегородки кают - чтобы развернуть операционную и 4 перевязочных на 11 столов каждая. Считалось, что на борт придется брать максимум по 400 раненных. Экипаж теперь состоял из 96 человек плюс медперсонал: 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.

Менее чем за пять месяцев войны «Армения», капитаном которой был Владимир Плаушевский , успела совершить 15 рейсов в Одессу и обратно и перевезти за это время около 16 тысяч человек.

Предполагается, что «Армения» была маркирована красными крестами . Об этом говорит в книге «Героический Севастополь» 1979 года один из организаторов обороны Севастополя генерал-лейтенант артиллерии П. А. Моргунов , бывший в то время комендантом береговой обороны Крыма и главной базы ЧФ:

«...хотя он имел отличительные знаки санитарного судна, был торпедирован фашистским самолетом...».

«В этом месте текста, - писал в своих исследованиях «Гибель «Армении»: число погибших неизвестно» севастопольский историк Евгений Веникеев , - имеется сноска: «Отдел Центрального военно-морского архива (ЦВМА), фонд 10, дело 19, лист 221».

Стоит заметить, что, как рассказывают исслдователи, делавшие запрос в Центральный военно-морской архив, это самое дело №19 было уничтожено в 1949 году ... Более того. Через немецких ветеранов пытались найти экипаж торпедоносца, атаковавшего «Армению», дабы уточнить детали и координаты гибели теплохода, так как немецкие архивы славятся большой сохранностью документов. Ответ пришел неожиданный: «Архив люфтваффе вывезен в СССР ».

«Армения» на съёмках фильма «Сокровища погибшего корабля» Владимира Брауна, 1935 год. Фото с сайта sirjones.livejournal.com

В то же время ученый секретарь военно-научного общества ЧФ капитан II ранга в отставке Сергей Соловьев (к сожалению, уже почивший) считает, что на «Армении» не было знака Красного Креста , так как она, наряду с другими транспортами, кроме морской эвакуации, занималась доставкой из тыловых районов к местам боев вооружения, боеприпасов, живой силы. «Армения» была покрашена в военный цвет шаровой краской и даже имела пулеметы. Все это лишало транспорт права неприкосновенности.

Е. Никитин (Госпитальные суда, СПБ 1992) утверждает, что после историй с «Чеховым» и «Котовским», с конца июля 1941 года были аннулированы все отличительные знаки Красного Креста и все санитарные ТР были покрашены шаром, вооружены и переведены на положение ВТР. Так что вряд ли «Армения» была под флагом Красного Креста.

Как бы то ни было, это - лишь одна из множества загадок, связанных с последни рейсом «Армении».

В музее Черноморского Флота, значится:

«Санитарный транспорт ЧФ «Армения». Дата и место гибели - 7.11.1941 г. к югу от Ялты, 44° 17′ с. ш., 34° 10′ (глубина 250 м - ред.) в. д. Шел из Ялты в Туапсе с ранеными и грузами. Потоплен вражеской авиацией. Число погибших неизвестно. Спаслись 8 человек. (ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 8)».

Точка 44° 17′ с. ш., 34° 10′

В справочнике «Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», изданном в Москве в 1989 году, такая запись:

«Армения», грузопассажирский теплоход, 4727 тонн, капитан В. Я. Плаушевский (погиб). Дата и место гибели теплохода - 07.11.1941 г. к югу от Ялты. Шел из Ялты в Туапсе с ранеными и грузами, потоплен вражеской авиацией. Число погибших неизвестно, спаслось 8 человек».

Не густо. С 1989 года по немногим уцелевшим документам, мемуарам военных и воспоминаниям выживших гражданских сложилась общая картина трагедии.

Теплоход «Армения» 6 ноября 1941 года стоял на внутреннем рейде Севастополя и быстро принимал на борт раненых и эвакуированных граждан.

Свидетельствует участник обороны Севастополя полковник медслужбы А. И. Власов :

«Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание... госпитали и лазареты свернуть. На «Армению» было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом. Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники... Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад №280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя...».

Эвакуация из Севастополя. 1942 год. Фото с сайта pliew.narod.ru

Совсем без медперсонала Севастополь не оставляли:

ПРИКАЗ ВОЙСКАМ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО ОБОРОНИТЕЛЬНОГО РАЙОНА №003

Для санитарного обеспечения частей Севастопольского оборонительного района в каждом секторе создать по одному медико-санитарному батальону и госпитальную базу на 2000 коек из расчёта: морской госпиталь на 900 коек и 1300 коек на базе ППГ №76 и №268.

Укомплектование произвести за счёт медперсонала Приморской и 51-й армий, а также Севастопольской моорской базы. Весь излишиствующий персонал эвакуировать. Сансклад оставить в количестве 4 человек. 39-ую отдельную автосанроту доукомплектовать за счёт личного состава и материальной части 105-й автосанроты и 51-й армии. Весь излишиствующий состав передать в отдел укомплектования и кадров.

Командующий Севастопольским оборонительным районом Генерал майор Петров
Член Военного Совета Бригадный комиссар Кузнецов
Начальник штаба полковник Крылов

Капитан «Армении» Владимир Плаушевский получил приказ выйти из Севастополя 6 ноября в 19 часов и следовать в Туапсе . Для сопровождения флотом был выделен только один небольшой морской охотник № 041 под командованием старшего лейтенанта Кулашова .

Любопытно, что даже в секретной «Хронике Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре» нельзя выяснить, когда именно теплоход отправился в путь, хотя там же с точностью до минуты указано время выхода и входа в порт даже самых малых судов. Точное время устанавливалось по свидетельствам очевидцев.

Но, несмотря на то, что при отсутствии охраны только ночь может обеспечить скрытность плаванья и не даст возможности противнику атаковать транспорт, капитан «Армении» получает приказ Военного совета Черноморского флота выйти из Севастополя не в вечерних сумерках, а на 2 часа раньше , то есть в 17 часов, в светлое время суток.

Однако, «Армения» отправилась не в Туапсе, а в Ялту . Свидетельствует полковник И. М. Величенко , бывший специалистом по скрытной связи при командующем Черноморским флотом:

«В тот день по неудовлетворительно работающей проводной связи из Ялты сообщили контр-адмиралу Н. М. Кулакову , что в городе собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых не на чем эвакуировать... выбор пал на «Армению», и она пошла к своей гибели...».

Фото с сайта world-archaeology-news.blogspot.com

Уже в море «Армении» приказали подойти к Балаклаве, где у берега к ней причалили катера НКВД, с которых были перегружены деревянные ящики. На борт поднялись и сопровождающие.

«Судя по найденным в архивах документам, НКВД вез какой-то очень ценный груз, - говорит глава департамента морского наследия Украины Института археологии Национальной академии наук Сергей Воронов . - Накануне, 6 ноября, Сталин подписал приказ о срочной эвакуации с Крымского полуострова всего наиболее ценного на Кавказ. Но что именно они грузили - неизвестно».

Ещё одна загадка «Армении». В ящиках могли быть и документы. А в сюжете «Гибель «Армении». Приказано забыть» из цикла пепередач «Искатели», сделали предположение, что в ящиках находились экспонаты передвижной выставки «Основные этапы развития русской живописи» из Русского государственного музея, которую война застала в Алупке. Хотя считается, что большинство картин были вывезены в Германию. Из 183 экспонатов, 60 произведений вернулись на постоянное хранение в фонды Государственного Русского музея. Одно произведение пополнило экспозицию Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени. Поиск продолжается.

Тем временем, к двум часам ночи «Армения» пришвартовалась в Ялте . Свидетельствует доброволец Е. С. Никулин :

«С вечера мы о теплоходе «Армения» еще ничего не знали. Ночью, часа в два нас разбудили и повели почти строем по середине улицы в порт. В порту стоял громадный теплоход.

Вся пристань и мол заполнены людьми. Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперек мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины. Погода была ненастная, часто шел дождь. Полная луна проглядывала в разрывах черных, быстро несущихся облаков. Через мол перекатывались волны. В городе начал гореть склад горючего, и громадные черные клубы дыма ветром несло на город. Наступал рассвет...».

Ялта. Фото с сайта poltora-bobra.livejournal.com

Вера Чистова , которой тогда было 9 лет:

«Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе «Армения». Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали. Сотни людей остались на молу. Мы с бабушкой пошли в мастерскую отца на набережной. Там я уснула».

Сколько всего оказалось человек на борту, когда «Армения» вышла из Ялты - неизвестно. СМИ сообщают о 5-7 тыс. человек . Некоторые замахиваются даже на 13 тыс .

В «Хронике морской войны 1939-1945» авторства Jürgen Rohwer и Gerhard Hümmelchen (Издатель - Библиотека современной истории. Штутгарт, 2007) есть упоминание о количестве забраных людей. Но насколько достоверны данные, и на какие источники авторы опираются, мы не знаем:

«...«Армения» забирает из осажденного Севастополя около 4000 раненых и медицинского персонала с оборудованием из 11 госпиталей и отправляется в Ялту, где набирает еще 800 человек по официальным данным, для того, чтобы эвакуироваться в Новороссийск...»

Историк Виталий Прудников в передаче «Гибель «Армении». Приказано забыть» предполагает, что на теплоходе было не более 4 500 человек - иначе, учитывая его размеры, он бы перевернулся.

Судно Страна Тоннаж Год Число жертв Причина гибели
Гойя 5 230 1945 ,
4 апреля
~ 7000 Атака ПЛ Л-3
Junyo Maru 1944 ,
18 сентября
5620 Атака ПЛ HMS Tradewind
Toyama Maru 1944 ,
29 июня
5600 Атака ПЛ USS Sturgeon
Кап Аркона 27 561 1945 , 3 мая 5594 Атака авиации
Вильгельм Густлофф 25 484 1945 ,
30 января
~ 5300 Атака ПЛ С-13
Армения СССР 5 770 1941,
7 ноября
~ 5000 Атака авиации
Ryusei Maru 1944 ,
25 февраля
4998 Атака ПЛ USS Rasher
Донья Пас 2602 1987 ~ 4375 Столкновение с танкером и пожар
Ланкастрия 16 243 1940 ~4000 Атака авиации
Генерал Штойбен 14 660 1945 3608 Атака ПЛ С-13
Тильбек 2815 1945 ,
3 мая
~ 2800 Атака авиации
Зальцбург 1759 1942 ~ 2000 Атака ПЛ М-118
Титаник 52 310 1912 1503 Столкновение с айсбергом
Худ, линейный крейсер 41 125 1941 ,
24 мая
1415 бой с немецкими кораблями
Лузитания 31 550 1915 1198 Атака ПЛ U-20

Отметим, также, что 7 ноября 1941 года вышел приказ Ставки Верховного Главнокомандования «Севастополь не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами».

Анатолий Иванович Бурмистров , сын капитана первого ранга и старшего морского начальника Феодосии, Героя Советского Союза Ивана Алексеевича Бурмистрова , прорвавшегося в Ялту, сохранил воспоминания отца об этих трагических событиях в его книге «Флагман»:

«Ялта тоже была обречена, - говорит А. Бурмистров. - Отец прибыл туда 3 ноября. Как он рассказывал, город был окутан дымом, раздавались взрывы, шла перестрелка. 6 ноября, практически уже ночью, в порт вошел теплоход «Армения».

Наступило утро 7 ноября. Отец находился рядом с капитаном «Армении» капитан-лейтенантом Владимиром Яковлевичем Плаушевским . Посоветовал ему продержаться день в порту и выходить по темноте: днем опасно.

«Не могу, - ответил тот, - получил радиограмму из штаба: отшвартовываться сразу после завершения погрузки. Я уже загрузился. Да к тому же вы сами прекрасно знаете, что немцы вот-вот будут в городе. Так что будем выходить. Мы же обозначены как санитарное судно».

Что мог на это сказать тот, кто хорошо знал о фашизме еще с испанских событий! Но права на приказ у него не было. Вздохнув, благословил капитана на удачу. Попрощавшись, перебрался на один из катеров, сопровождавших теплоход.

Утро выдалось ненастным. Это вселяло надежду на то, что все обойдется. Не обошлось… Через два часа, после того как «Армения» отошла от причальной стенки, ее засекли фашистские самолеты-торпедоносцы. Сброшенные с них смертоносные снаряды угодили точно в цель. «Армения» продержалась на плаву не более четырех минут.

И. Бурмистров успел подобрать на свой катер лишь нескольких человек… В. Плаушевский также разделил судьбу корабля».

«Армения» на съёмках фильма «Сокровища погибшего корабля» Владимира Брауна, 1935 год. Фото с сайта sirjones.livejournal.com

В то же время, из записок адмирала Ф. С. Октябрьского :

«Когда мне стало известно, что транспорт «Армения» собирается выходить из Ялты днем (в 8 утра - ред.), я сам лично передал приказание командиру ни в коем случае из Ялты не выходить до 19:00, то есть до темноты . Мы не имели средств хорошо обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря. Связь работала надежно, командир приказание получил и, несмотря на это, вышел из Ялты. В 11:00, он был атакован самолётами торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды «Армения» находилась на плаву четыре минуты».

Получал Плаушевский приказ или нет - в 8:00 «Армения» покинула Ялтинский порт . Несмотря на опасность путешествия днём, такое решение имело причины. Батарею ПВО и 17-ю противокатерную, которая заодно прикрывала порт , сняли как раз в ту же ночь. Порт был беззащитен.

Из «Не померкнет никогда» Крылова Н. И. (М.: Воениздат, 1984):

«...Отдых войск в Ливадии пришлось ограничить несколькими часами. Около полудня 7 ноября они были подняты по тревоге, чтобы продолжить марш. К этому времени два полка нашей 421-й дивизии, которые трое суток вместе с пограничниками сдерживали противника у Алушты, заняли оборону уже под самой Ялтой, а немцы были в Гурзуфе...»

7 ноября 1941 года. На Черном море штормило, в небе - низкая облачность, в охране санитарного транспорта «Армения» уже идут 2 катера сопроождения, в небе появились 2 истребителя прикрытия И-153 «Чайка», которые барражируют на высоте 500 м.

Катерник с морского охотника МО-04 М. М. Яковлев :

«7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик , а через непродолжительное время над водой, на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты . Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва - не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет «Армению», то ей несдобровать... Так оно и получилось».

Немецкий торпедоносец He-111 зашел со стороны берега неожиданно и на бреющем полете с дистанции 600 м сбросил 2 торпеды, после чего ушел в облака и скрылся. Истребители прикрытия даже не успели среагировать на происходящее.

Гибель «Армении». Худжник Андрей Лубянов. Из документального кино Н. Брайко «Фотография из семейного альбома (теплоход «Армения»)»

В 11 часов 25 минут одна из сброшенных торпед попала в носовую часть корабля. После торпедирования теплоход находился на плаву всего 4 минуты. В 11 часов 29 минут он затонул. Спаслось только 8 человек.

Но есть ещё свидетельства - в «Хрониках полка Герасима Рубцова» Лезинского М. Л. Вспоминает бывший командир взвода пулеметчиков Сводного полка войск НКВД, лейтенант Н. П. Малявкин :

«Наш заградительный отряд 184 стрелковой дивизии пограничных войск НКВД, выполняя боевую задачу по прикрытию Приморской армии, отходящей с Ишуньских позиций, сам попал в окружение в районе Ялты.

С горных высот - Ялта как на ладони. Мы видели, как 6 ноября («Армения» покинула Ялту 7 ноября - ред .), днем, от пирса ялтинского порта отошел теплоход «Армения» с ранеными. Теплоход еще не успел выйти в открытое море, как налетела группа вражеских самолетов и несмотря на то, что по бортам теплохода отчетливо были видны санитарные кресты, начали прицельное бомбометание по плавучему госпиталю... До нас доносились не только взрывы бомб, но и голоса людей. Я и сейчас слышу эти крики, стоит только закрыть глаза и вспомнить страшные дни отступления. До сих пор чувствую свою вину, и товарищи мои чувствуют, что не могли им ничем помочь. Не могли. Но мы мстили за их смерть - фашисты наседали на нас и всю ярость мы обрушили на них».

Вид на Ялту с горных высот... Фото с сайта story.travel.mail.ru;

Из дневника Дешкина Николая Андреевича , который жил в Ялте в период оккупации. Публикуется его правнуком:

«5/XI ... В порту стоит и грузится еплоход. Люди мечутся, а уйдет ли он неизвестно. Потом ночью на 6/XI он, говорят, вышел, но очень многие говорят, что он и потоплен. Дома в 4 1/2 ч.
6/XI ... Капитан Евсеев и еще какой то майор нервно ходят взад и вперед у перил набережной против ул. Литкенса. Смотрят все время и в бинокль и так в сторону Гурзуфа. Видно, что нервничают. ... Около 10 час. или ранее... Бегал в сквер Калинина. Пылает морской вокзал, судно большое у мола, горят вещи на молу... Еще позже ходил: пламя на морвокзале и судне усиливается. Ветер не сильный с гор к морю.
7/XI Проспал нескольк часов. Опять побежал в сквер. Вокзал пылат во всех местах. Судно горит ярко, точно даже море кругом пылает...
8/XI ... Судно, горевшее в порту, наконец затонуло...»

На форуме sevastopol.ws , где правнук Дешкина под ником gavreluk публикует отрывки дневника прадеда, он даже предположил:

«Вообще, вникнув в эту тему, мне кажется, что возле берегов Ялты погибла не только «Армения» (кстати ее описываемая гибель и противоречивость свидетельств говорит о том, что люди видели разные суда, пострадавшие от бомбежки, и лишь позже сошлись во мнении, что это была «Армения» ), но и некие другие суда (1 или 2).

Вергасов Илья Захарович , «Крымские тетради»:

«Дорога круто идет в горы, за спиной Ялта, «Армения» все еще на причале... Лес внезапно кончился, впереди нас оголенная Никитская яйла... Мы все одновременно увидели «Армению». Теплоход шел на восток, оставляя за собой расходящийся пенный след. Два крохотных сторожевика сопровождали корабль. Это последний транспорт из покинутого города, на нем одиннадцать госпиталей, советский и партийный актив Большой Ялты, врачи, многие семьи партизан. Там Борис Иванович и его семья... И вдруг крик Захара Амелинова: «Идут!!!»

Они, гады, шли с треском, воем, пронеслись над нашими головами метрах в двухстах-трехстах. Мы видели лица летчиков. Бомбардировщики мгновенно оказались над теплоходом, выстроились, и началась безнаказанная карусель. Со сторожевиков ударили зенитные пулеметы, но разве плетью обух перешибешь? Фашисты пикировали, как на учении.

Теплоход переломился пополам и буквально за считанные секунды исчез, оставив после себя черную яму, которая тут же сомкнулась под напором тысячетонных волн. Сторожевики сиротливо бороздят воду, но подбирать, видимо, некого...

1966 год. Осень... На вершине гурзуфского седла, над самым поселком красуется белая беседка. «Роза ветров» - так называют ее туристы. Стою в беседке. Рядом две дочки-школьницы. Под нами море. Ищу то место, где погибла «Армения». Но как его найти! Одна лишь водяная гладь...».

Беседка «Роза Ветров» (справа). Фото с сайта multisport.kh.ua

И уже упомянутая выше «Хроника морской войны 1939-1945»:

«Когда бои подступают к Ялте, судно покидает порт без достаточного сопровождения. Перед Гурзуфом , в нескольких морских милях позади Ялты, судно - несмотря на отчетливо видный Красный Крест (Виталий Костриченко), атаковали He 111 DT KG.28 (КТБ SKL, часть, том 27, с.139). Корабль тонет в минуты, только 8 человек спасены».

Так где же затонул транспорт?
Почему, вместо того, что бы пойти на Кавказ, «Армению» отправляют в Ялту?
Почему перед длительной осадой сворачивают все госпитали Севастополя?
Что забирает «Армения» в Балааклаве?
Сколько человек на борту в момент выхода из Ялты?
Какой приказ получил Плаушевский утром 7 ноября?
Куда направилась «Армения» из Ялты?
Как «Армения» была потоплена?
Почему уничтожили дело №19, кому это было нужно?...

Много вопросов и лишь один способ найти ответы - обнаружить «Армению».

Продолжение следует...

Фильм «Сокровища погибшего корабля» Владимира Брауна с участием «Армении», 1935 год. Часть 1

Документальное кино, посвящённое «Армении»:

Использованы материалы: sevastopol.ws/Forums, stapravda.ru, militera.lib.ru, Непомнящий Н. Н. - Военные катастрофы на море, 2001 г., telegrafua.com, tsushima4.borda.ru, sea.infoflot.ru, reibert.info, lostart.ru, svpressa.ru, nvo.ng.ru, sobytiya.com.ua, pantikapei.ru, kp.crimea.ua, ru.wikipedia.org

"Армения" - теплоход, гибель которого долгое время скрывали власти. Около тысячи человек погибло на его борту во время наступления немцев на Севастополь. 7 ноября 1941 г., в день парада на Красной площади, произошла эта ужасная трагедия. У южного берега Крыма ушла на дно "Армения" - теплоход, который считался одним из лучших кораблей Черноморского флота. Об этой катастрофе было запрещено что-либо сообщать. Только в 1989 году был снят гриф "совершенно секретно" с книги, изданной Наркоматом ВМФ СССР, в которой говорилось об этой трагедии. В ней не было подробностей - лишь скупо сообщались координаты и время гибели боевых судов и кораблей, включая интересующее нас судно.

Характеристика теплохода "Армения"

Теплоход был спроектирован инженерами под руководством Я. Копержинского, главного конструктора. В ноябре 1928 г. он был спущен на воду. Это судно было одним из шести лучших пассажирских судов, которые бороздили Черное море. Дальность плавания "Армении" составляла 4600 миль. "Армения" - теплоход, который мог перевозить 518 пассажиров в классных каютах, 317 палубных пассажиров и 125 "сидячих", а также груз весом до 1 тыс. тонн. При этом судно могло развивать скорость до 27 км/ч. Шестерка лучших кораблей (кроме "Армении", в нее входили "Абхазия", "Украина", "Аджария", "Грузия" и "Крым") начала обслуживать линию Одесса - Батуми - Одесса. Эти суда перевезли тысячи пассажиров до 1941 г.

Теплоход становится санитарно-транспортным судном

"Армению" с началом войны спешно переделали в санитарно-транспортное судно. Курительный салон был переоборудован в аптеку, рестораны превращены в перевязочные и операционные, в каютах были сделаны дополнительные подвесные койки. Плаушевский Владимир Яковлевич, которому в то время было 39 лет, был назначен капитаном. Старпомом стал Знаюненко Николай Фадеевич. Экипаж "Армении" состоял из 96 человек, а также 75 санитаров, 29 медсестер и 9 врачей. Дмитриевский Петр Андреевич, главный врач железнодорожной больницы города Одессы, которого хорошо знали многие в этом городе, стал руководителем медперсонала. На палубе и на бортах появились ярко-красные кресты, хорошо заметные с воздуха. Большой белый флаг с изображением Красного Креста был поднят на грот-мачте.

Однако эти меры не спасали госпитальные суда. Авиация Геринга с первых же дней войны осуществляла налеты на них. Санитарные транспорты "Антон Чехов" и "Котовский" были повреждены в июле 1941 г. А "Аджария", атакованная пикирующими бомбардировщиками и объятая пламенем, выбросилась на мель на глазах у всей Одессы. Такая же участь в августе постигла и "Кубань".

Заслуги "Армении"

Красная армия, теснимая противником, несла большие потери в тяжелых боях. Было очень много раненых. На борту "Армении" в любую погоду днем и ночью трудился медперсонал. Судно совершило 15 невероятно опасных и тяжелых рейсов с ранеными. "Армения" перевезла около 16 тыс. бойцов, не считая стариков, детей и женщин, которые были размещены в каютах членов экипажа.

Такова вкратце история теплохода "Армения".

Защита судна

До сих пор остается много загадочного в обстоятельствах гибели этого корабля. В "Хронике Великой Отечественной…", рассекреченной в 1989 году, говорится, что теплоход "Армения" (фото представлено выше), "Кубань", а также учебное судно "Днепр" осуществляли рейсы из Одессы вместе с эсминцем "Беспощадный". Безусловно, это уберегало суда от атак немецкой авиации.

Манштейн со 2-й армией стремительно наступал на Крым. Командование ЧФ не было готово к этой атаке. Перед войной учения флота сводились только к боевым походам и "уничтожению" морских десантов. Никто не мог и подумать, что Севастополь придется оборонять с суши.

Транспортировка раненых и эвакуация жителей

Немцы быстро взяли под контроль все сухопутные трассы. Мирные жители полуострова (около 1 млн человек) оказались в ловушке. Подготовленным войскам Гитлера противостояли разрозненные части Красной Армии. Они не давали русским большого шанса одержать победу. Жители Крымского полуострова к началу ноября 1941 года начали массово покидать его. В городах с приближением войск фашистов началась паника. Люди вели настоящую борьбу за посадку на любой транспорт.

На улицах Севастополя в октябре и ноябре 1941 г. царила неразбериха. Из города эвакуировали все что можно. Госпитали, оборудованные в самом Севастополе и в штольнях, были полны раненых, однако кто-то отдал распоряжение немедленно эвакуировать весь медперсонал. Уже в наши дни, подъезжая к городу, из окна автобуса или вагона в районе Инкермана можно заметить глыбы и огромные нагромождения камней. Это взорванные госпитали, находившиеся в штольнях. Только легкораненые были эвакуированы оттуда на корабли по приказу Сталина. Е. Николаева, медсестра этого госпиталя, свидетельствует, что штольню вместе с "нетранспортабельными" взорвали, чтобы раненые не достались противнику. Представитель СМЕРШа руководил взрывными работами. Два доктора отказались эвакуироваться. Они погибли вместе с ранеными.

Ф. С. Октябрьский, вице-адмирал ЧФ, постоянно при себе держал эсминец "Бойкий". Он уклонялся от решения задач, связанных с охраной госпитальных и пассажирских судов и формированием конвоев при переходе морем. Октябрьский считал, что эти вопросы должны решать руководители гражданского флота. Это стало одной из причин, по которой на дне Черного моря оказалось множество лучших пассажирских судов вместе с находившимися там людьми.

Обстоятельства, предшествовавшие трагедии

По показаниям очевидцев и найденным документам удалось восстановить события, которые предшествовали выходу в море теплохода "Армения" 6 ноября 1941 г. Судно находилось на внутреннем рейде. "Армения" спешно принимала множество эвакуированных и раненых граждан. Обстановка на судне была очень нервозной. Налет немецкой авиации мог начаться в любую минуту. Основная часть боевых кораблей Черноморского флота вышла в море по приказу Октябрьского, в том числе и крейсер "Молотов", где находилась единственная на флоте радиолокационная корабельная станция "Редут-К".

В Карантинной бухте, кроме "Армении", грузился теплоход "Белосток". "Крым" принимал людей и оборудование у причала Морзавода. Погрузка на этих кораблях осуществлялась непрерывно. Плаушевский, капитан "Армении", получил приказ отплыть из Севастополя в 19 часов 6 ноября. Судно должно было следовать в Туапсе. Лишь небольшой морской охотник под командованием П. А. Кулашова, старшего лейтенанта, был выделен для сопровождения.

Отплытие "Армении"

Капитан Плаушевский понимал, что при таком сопровождении лишь темная ночь способна обеспечить теплоходу скрытность плавания и защитить его от атаки противника. Каковы же были досада и удивление капитана, когда ему приказали выйти из города не в вечерних сумерках, а в 17 часов, когда было еще светло. Ведь гибель санитарного теплохода "Армения" в этом случае была неминуемой.

Выйдя в 17 часов из Севастополя, теплоход отшвартовался в Ялте лишь спустя 9 часов, т. е. примерно в 2 часа ночи. Историки выяснили, что в пути был получен новый приказ: зайти в Балаклаву и забрать оттуда работников НКВД, медперсонал и раненых, поскольку немцы продолжают наступать.

Выход из Ялты и гибель "Армении"

Плаушевскому доложили, что работники НКВД, партактив и 11 госпиталей с ранеными ожидают погрузки в Ялте. Когда адмиралу Ф.С. Октябрьскому стало известно, что "Армения" должна выйти из Ялты днем, он передал командиру приказание не отплывать до 19 часов, то есть до темноты. По крайней мере, так говорится в записках адмирала. Октябрьский отметил, что не было средств обеспечить прикрытие судна с моря и воздуха. Командир получил приказ, но тем не менее вышел из Ялты. Немецкие самолеты-торпедоносцы атаковали его в 11 часов. "Армения" была потоплена. После попадания в нее торпеды она находилась на плаву в течение 4 минут.

Действительно ли Октябрьский отдал приказ об отплытии не ранее 19 часов

Отсутствие документов, которые были уничтожены в 1949 г. или позже, бросает на него тень. Историки не могут не заподозрить, что Октябрьский пытался найти себе оправдание спустя годы после этой трагедии. Но нужно признать, что как командующий флотом адмирал знал обстановку на театре боевых действий. Он знал, где находится теплоход "Армения" и время, когда она отплыла от берега. Знал Октябрьский и то, что это судно, лишенное охранения, при господстве в воздухе немецкой авиации является идеальной мишенью для пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев. Гибель теплохода "Армения" в 1941 году в случае отплытия днем легко было предвидеть. Поэтому весьма вероятно, что распоряжение о том, чтобы ждать ночи, он все-таки передал Плаушевскому. Однако на судне случилось какое-то зловещее событие, которое заставило капитана ослушаться этого приказа. В этом заключается еще одна тайна гибели теплохода "Армения".

Кому подчинялся Плаушевский

Вернемся назад, чтобы исследовать события. Доподлинно известно, что переданный капитану Плаушевскому первоначальный приказ был сформулирован четко: необходимо забрать медперсонал и раненых и следовать из Севастополя в Туапсе ночью. Затем был получен срочный приказ о том, что для спасения раненых и партактива нужно следовать в Ялту. Время выхода "Армении" из Севастополя было изменено - предстояло отправиться на 2 часа раньше, в 17 часов. Третий приказ, который был передан капитану, заставил его также забрать раненых и представителей местной власти, не заходя в Четвертый приказ, который Плаушевский получил рано утром 7 ноября от Ф.С. Октябрьского, предписывал отплывать из Ялты вечером, не ранее 19 часов. Странным образом он оказался нарушен. Капитан отправил в открытое море теплоход "Армения", гибель которого стала одной из величайших трагедий Великой Отечественной войны.

Плаушевский, несомненно, проигнорировал этот приказ лишь потому, что ему пришлось подчиниться другой власти, которая находилась на борту. Ею были сотрудники СМЕРШа и НКВД, принятые на судно. Люди, оставшиеся на причале, видели, как Плаушевский, прежде чем скомандовать об отдаче швартовых, находился в ярости. Он громоподобно ругался и был похож на загнанного зверя. И это Плаушевский, о котором сослуживцы отзывались как об исключительно выдержанном и хладнокровном человеке. Безусловно, капитану угрожали те, кто спешил покинуть Ялту. Они обещали ему расправу за отказ подчиниться.

Выжившие

"Армения", вышедшая из Ялты рано утром в сопровождении морского охранника, была сразу же атакована двумя торпедоносцами. Ей не удалось пройти и 30 миль. После торпедирования судно находилось на плаву 4 минуты, а затем затонул теплоход "Армения" (1941 год, 7 ноября). Только восьмерым находившимся на борту удалось спастись. В их числе был военнослужащий Бурмистров И. А. и старшина Бочаров. Видел гибель "Армении" и П. А. Кулашов, старший лейтенант и командир морского охотника. Когда он вернулся в Севастополь, его допрашивали в НКВД целый месяц, а затем выпустили.

Поиски "Армении"

Так получилось, что на картах не было точно указано, где затонул теплоход "Армения". Место гибели его можно определить лишь приблизительно. Американские и украинские поисковики предприняли совместные попытки обнаружить остатки судна, в том числе с помощью нашедшего "Титаник" глубоководного аппарата Билларда. Было обследовано множество возможных мест затопления. Самый современный поисковый аппарат использовался в 2008 году. Указанный квадрат был исследован 27 раз вдоль и поперек! Стоимость экспедиции оценивается в 2 млн долларов. В результате нее был найден затонувший баркас, старинный парусник, гильзы от снарядов. Однако так и не удалось обнаружить остов "Армении", длина которой составляла 110 метров.

Нельзя исключать вероятность того, что судно могло соскользнуть по склону на большие глубины, где отыскать его очень непросто. Возможно, где-то там и находится теплоход "Армения" на дне. Фото этого участка показали, что характер его рельефа не исключает такой вероятности. Однако возможно и то, что специалисты просто не там ищут. Капитан, понимая безвыходность создавшегося положения, мог в последний момент принять решение двинуться обратно, на Севастополь, под защиту авиации и зенитной артиллерии главной базы флота. Однако вероятнее всего то, что Плаушевский директивы, подписанной в 2 часа ночи самим Сталиным, получил распоряжение вернуть обратно персонал госпиталей. Первым пунктом в этом документе было прописано, что Севастополь не следует отдавать немцам ни в коем случае. Это означает, что надо искать судно не у Гурзуфа. Вполне вероятно, оно находится на траверзе мыса Сарыч, западнее места, где его искали. Этот участок до сих пор не был исследован.

Будем надеяться, что в скором времени будет найден теплоход "Армения". 1941 год навсегда остался одним из самых трагических в истории Севастополя. События времен Великой Отечественной войны должны быть изучены более подробно, а "Армения" поднята со дна. Поиски теплохода "Армения" продолжаются.


Top