Почему Тамерлан не пошел на Русь? Три версии хождения Тамерлана на Русь

Тамерлан (Тимур ибн Тарагай Барлас) 1336 - 1405 гг.

Оставим в стороне картинки, юмор и политику. Окунемся в историю... в загадки истории...

Куликовская битва, как бы ни была она знаменательна, не определила последующую историю Московского княжества и Руси в целом. Наоборот, она, на мой взгляд, послужила началом самых кровавых и несчастливых десятилетий нашей истории. Мы видим, знаем и изучаем то, что выгодно было знать, видеть и изучать правителям России как тогда, так и в наши дни. Настоящая драма разыгралась теми же действующими лицами, что сошлись на Куликовом поле, но играли они совершенно иные роли.

В XIV веке на Руси было немало умных людей, которые понимали, что побитый Дмитрием Донским Мамай, тем более сумевший уйти на юг со значительной частью своего войска, это не последний и не самый страшный враг Руси.

Овеянное славой торжествующее русское войско возвращалось домой. Всем казалось, что отныне Русь будет свободной. Но на деле, как пишет мудрый историк Карамзин, Куликовское сражение «не имело тех важных прямых последствий, каких Дмитрий и народ его ожидали... Оно еще не прекратило бедствий России, но доказало возрождение сил ее».

Дмитрий, будучи в первую очередь умелым политиком, простил предателя Олега Рязанского, не стал обострять отношений с литовским князем Ягайлой.

И тут на политическую сцену выступил Железный Хромец, великий завоеватель Тамерлан, из тех же племен монгольских, что и Чингисхан. В те годы, когда Дмитрий вывел русские войска к Дону, Тамерлан сблизился с ханом Тохтамышем, изгнанным из волжских улусов. Тохтамыш вначале решил вернуть себе власть над Золотой Ордой и воспользовался тем, что Мамай был обескровлен и авторитет его упал достаточно низко. Ведь в глазах соотечественников он был побит рабом, вассалом.

Неудивительно, что Тохтамыш разгромил Мамая наголову. Тот бежал в Крым, в Кафу, где генуэзцы его на всякий случай отравили. Никому не нужны бывшие властители.

Тохтамыш воцарился в Орде и послал сообщить в Москву, что победил «общего врага». Дмитрий был рад возобновлению добрых отношений с Ордой. Воевать с ней он не намеревался. Он отправил Тохтамышу богатые дары. Но для татар ни о какой дружбе и речи быть не могло. Чтобы утвердиться на престоле, Тохтамышу было совершенно необходимо поставить русских на место, унизить их, сровнять с землей.


Многие понимали это и в Москве. И вечный соперник Дмитрия предатель Олег Рязанский уже поспешил к Тохтамышу, предлагая ему союз против Москвы. Согласия в русском стане не было. Даже тесть Дмитрия, князь Димитрий Нижегородский, послал в Орду сыновей с дарами. С каждым днем уверенность в своих силах падала. Русь в те годы могла единожды подняться против господства татар, но через два года не в силах была повторить этот подвиг.

И главное, не было уверенности в своих силах у главных вождей Руси, к которым и были обращены взоры населения. Восстав против татар, Москва взбесила слабнущего, но еще грозного ордынского зверя. Тем более что за спиной его стоял сам великий и непобедимый Тамерлан, который в то время ломал одно за другим азиатские государства.

Москва, куда двинулся со своей армией Тохтамыш, была большим городом, окруженным крепостными стенами и густо населенным. Так что при организованном сопротивлении врагу, при решимости защищать город никто бы Москву не взял. Но в учебниках истории не принято писать о том, что случилось с героями Куликовской битвы. И я передам слово осторожному монархисту Карамзину, который никогда лишнего дурного слова о русских властителях себе не позволил. И вот что получается в его «Истории», даже когда он хочет быть предельно вежливым: «Великий князь, потеряв бодрость духа, вздумал, что лучше обороняться в крепостях, нежели искать гибели в поле. Он удалился в Кострому с супругой и детьми, желая собрать там более войска...»

Последние слова — чистая ложь, потому что Дмитрий Донской сидел на краю непролазных костромских лесов и никакого войска не собирал. Да и не совсем понятно, почему в слабой крепости Костроме обороняться удобнее, чем в укрепленной Москве? Вслед за Дмитрием из Москвы убежал митрополит Киприан, глава Православной Церкви. Он скрылся в Твери. А за ними столицу покинули все воеводы, командиры, бояре — все, кто только мог.

И знаете, кто принял на себя оборону Москвы, когда следом за вождями оттуда убежала половина жителей? Юный литовский князь Остей! Самое удивительное, что брошенный князьями, оставленный церковью город умело сопротивлялся Тохтамышу. Три дня продолжался отчаянный штурм, и Москва устояла. Тохтамышу стало ясно, что город ему не взять. И если даже падет Белый город, защитники могут отступить в Кремль.

И тогда Тохтамыш прислал в Москву посольство с предложением почетного мира. Во главе посольства стали князья Нижегородские, которые послушно приехали в татарском обозе. Князья поклялись, что ручаются за татар. Собралась дума — все там были старше и родовитей литовского юноши. И конечно же проголосовали за мир. И князя Остея послали с депутацией к Тохтамышу на переговоры об условиях сдачи.

Тохтамыш пригласил Остея войти в свой шатер первым. И вы бы видели, с каким наслаждением на юношу накинулись охранники хана! Сам хан исполосовал Остея кинжалом и отрезал ему голову. Ну а потом город был отдан на разграбление войску. Передадим вновь слово Карамзину: «Сия многолюдная столица кипела прежде богатством и славой, в один день погибла ее красота, остались только дым, пепел, земля окровавленная, трупы и пустые обгорелые церкви».

Единственный из князей, кто осмелился сражаться с татарами, был нелюбимый Дмитрием его младший брат Владимир, который с небольшим отрядом спешил на помощь Москве и разгромил один из отрядов хана. И сам Тохтамыш, обоз которого был безмерно отягощен добычей и рабами, сразу после того боя стал отступать.

Тут явился Дмитрий Донской, ужасно расстроенный тем, что произошло, и велел выдать гробокопателям по рублю за каждые восемьдесят похороненных тел. А всего он дал им триста рублей. Умножьте и поймете, сколько погибло в Москве людей через 2 года после Куликовской битвы. А потом утройте эту цифру, потому что в нее не вошли десятки тысяч пленников и много тысяч утонувших и сгоревших.

Наверное, после этого Дмитрий Донской поспешил догнать и примерно наказать Тохтамыша? Ничего подобного! Он собрал войско и пошел на город Рязань, который также разграбили татары, но где правил его враг Олег. И чем же занялось войско Дмитрия Донского? Слово Карамзину: «Войско Дмитриево, остервенелое злобой, вконец опустошило Рязань, считая оную гнездом измены и ставя жителям в вину усердие их к Олегу».

Затем Дмитрий примерно наказал митрополита, сообщив в Тверь, что меняет Киприана на Пимена. Ну а после этих решительных шагов он отправил в Орду своего сына Василия просить Тохтамыша о дружбе и милости. Честное слово! Во всем, что я вам рассказал, никакой тайны нет, если не считать того, что в школе вы об этом не узнали. Но вот в последующих событиях тайна есть. И вы можете узнать о ней из любого исторического труда.

Дело в том, что великий завоеватель Тамерлан с некоторым удивлением обнаружил, что хан Тохтамыш, которого он пригрел, которому помогал в войне с Мамаем и которого поддерживал в интригах внутри Орды, вдруг вышел из-под контроля и заявил, что пришла пора разделаться с Тамерланом. Он собрал войска со всей Орды и вскоре потерпел от Тимура решительное поражение, настолько решительное, что даже рядовые воины Тамерлана получили по сто голов скота на душу.

Это случилось в 1391 году. Награбленное на Руси перешло в казну Тамерлана. Разумеется, поражение Тохтамыша ничему не научило, и через три года он собрал войско больше прежнего, и на реке Терек его опять разбили. Ему пришлось бежать с жалкими остатками своих войск.

Тамерлан решил, что не следует в третий раз наступать на одни и те же грабли. Придется пройтись по Орде огнем и мечом и лишить ее возможности возродиться. Тамерлан поднялся по Волге до нынешнего Саратова, а потом повернул к Днепру. Он уничтожал войска полководцев Тохтамыша по очереди. Орда подверглась катастрофическому разгрому и разорению.

Если обратиться к арабским летописям, которые описывают поход Тамерлана по землям, подвластным Золотой Орде, то мы узнаем, что вскоре Тимур дошел до города Москвы. На описание добычи, захваченной в этом городе, у летописца ушло немало строк. «Целыми вьюками блестели бобры, черных соболей также несметное число, горностаев столько связок, что не счесть...» И так далее. Особенно поразили летописцев русские женщины, подобные розам. После Москвы Тамерлан пошел на ют, к Азову, богатому торговому порту, где перебил всех немусульман, а потом кинулся на столицу Орды Сарай, от которой тоже ничего не оставил.

В другом восточном источнике говорится, что Тимур, завоевав булгар на Волге, пошел на Москву и осадил город Владимир. Тут он задумался, стоит ли идти дальше до пределов Севера, и тогда к нему явился святой Хызр и велел показать русским свою необоримую силушку. Тимур поднял двухлетнего жеребца и метнул его на крепостную башню Владимира. Башня конечно же рухнула, а Тамерлан при этом крикнул так, что у всех воинов «отнялся язык от страха и бледность страшная все лицо покрыла».

Что же сообщают о таком походе Тимура на русские земли наши летописи? Оказывается, они толком об этом походе и не помнят. В разных летописях даже указываются разные даты. Хотя если обратиться к источникам того времени, то окажется, что при известии о разгроме Тохтамыша и появлении на Волге Тамерлана Русь охватил ужас. Не хватало еще нового Батыева нашествия! Тем более что после разгромов последних лет Русь не успела восстановить силы.

Дмитрий Донской к тому времени уже умер, будучи еще относительно молодым человеком. Престол занял юный Василий, его сын, долго просидевший в заложниках в Орде, а потом вернувшийся домой через всю Европу. Василий начал собирать войска, но настроение в Москве было удручающим. Никто не верил в победу. Тогда по совету бояр Василий отправил людей во Владимир, где в соборе хранилась чудотворная икона Владимирской Божьей Матери, и ее перенесли в Москву. Владимирцы были в горе и трауре, но по всему пути до Москвы люди стояли вдоль дороги на коленях — икона казалась им последней защитницей отечества.

Что происходило дальше, с точки зрения москвичей, описано в летописи тех дней: «Тамерлан увидел сон — высокую гору и с нее идущих к нему Святителей с золотыми жезлами. Над ними в сиянии лучезарном явилась жена благолепия и величия неписаного, окруженная тьмами молниеобразных воинов, которые все грозно устремились на Тамерлана. Он затрепетал, проснулся и, созвав вельмож, спрашивал их о смысле такого сновидения. Сия величественная жена, ответствовали они, есть Богоматерь, защитница христиан. И так мы не одолеем их, сказал монарх Чагатайский, и велел полкам своим идти обратно».

Так что Богоматерь (а вернее всего, это и была Владимирская икона) подействовала на Тамерлана на расстоянии. И ни на какую Русь он вообще не ходил.

Значит, существует три версии. По одной Тамерлан взял Москву и разорил Русь, по второй он ограничился метанием жеребца в стену Владимира, и по третьей он так испугался, увидев во сне Владимирскую Богоматерь, что повернул обратно. Неужели нельзя установить, что же случилось на самом деле? Оказывается, можно.

Внешняя сторона событий все же разгадывается, потому что при войске Тамерлана работали «журналисты», которые записывали события день за днем. И тогда становится ясно, что существует и четвертая версия. По ней, разорив Золотую Орду, Тамерлан двинулся на северо-запад, к Руси. Он дошел до города Ельца.

Елец был небольшим городком, который лежал в степи между Русью и Ордой. Он был настолько незначительным, что его князья даже не внесены ни в один список русских летописей. Хотя известно, что сидел там князь Федор, данник Олега Рязанского. Но от Рязани до Ельца надо было добираться по пустынной земле. О ней в «Путешествии митрополита Пимена из Москвы в Константинополь» говорится: «Бяше бо путное шествие печално и уныло зело всюду, ни града, ни села... пусто же все и не населено».

Елец громадная армия взяла без труда, вернее всего, он и не сопротивлялся. Но никаких ценностей татары там не нашли. И тогда Тамерлан остановился... Замер... Не было в истории его походов такого, чтобы гигантское войско бесцельно стояло на месте две недели под проливными дождями ранней тогда осени. А потомТамерлан приказал поворачивать на юг...

Когда весть об уходе Тамерлана добралась до трепещущей Москвы, там начались торжества. Было официально объявлено, что Владимирская икона спасла Москву. А чтобы сомнений не оставалось, начали тут же воздвигать каменный храм в ее честь. Но тайна осталась. И никто, кроме несчастного елецкого князька Федора и его немногочисленных подданных, так и не увидел страшного Железного Хромца.

Если собрать воедино существующие теории, то можно представить наиболее вероятное объяснение поведению Тамерлана. Конец августа. Дожди. Впереди густые неизвестные леса. Городок Елец, пожертвовавший собой ради спасения всей Руси, оказался таким бедным захолустьем, что и завоевывать его не имело смысла. В то же время с севера лазутчики доносят, что московиты собирают войска и намерены дать бой. В холода. Под дождями, на раскисших дорогах... А ради чего? Тамерлану отлично известно, что Тохтамыш полностью разграбил Русь тринадцать лет назад, вывез все, что можно, сжег все, что не смог вывезти.

И зачем, спрашивается, вести армии на север, когда на теплом юге ждет столько богатых царств и городов? Тамерлан был очень расчетливым и холодным мыслителем. Две недели он взвешивал все «за» и «против». Две недели выслушивал лазутчиков и «аналитиков». И ушел грабить Азов, жечь Астрахань и Сарай. И продолжал этим заниматься еще десять лет, до самой своей безвременной кончины.

Есть предел терпению и генетическому выживанию нации. И страшно подумать, что было бы с разоренной, униженной Русью, если бы по ее бедным селениям и полусожженным городам прокатился еще раз каток безжалостных убийц.

А может быть, Тимур все же увидел вещий сон?

К моменту начала похода на Русь Тамерлан уже был знаменитым полководцем, покорившем многие страны. Его заслуженно называли «непобедимым».

Даже по тем смутным временам он отличался беспощадностью и жестокостью. Русь же была ослаблена сначала нашествием Мамая, потом походом Тохтамыша. Войско Тамерлана могло почти без усилий завоевать русское государство, но этого не случилось.

Историки едины в описании того, зачем Тамерлан отправился на Русь. Полководец преследовал своего главного на тот момент противника золотоордынского хана Тохтамыша. Конфликт между ними разгорелся за несколько лет до похода Тамерлана. Изначально Тохтамыш пользовался поддержкой Тамерлана - тот помогал ему в борьбе с Мамаем и интригах внутри Орды, но, получив власть, Тохтамыш начал подумывать о том, чтобы избавиться от покровителя.

В 1391 г. он собрал ордынское войско и напал на Тамерлана. Тот разгромил бывшего ставленника наголову - богатую добычу получили даже простые солдаты Тамерлана. Через три года Тохтамыш попытался взять реванш. И вновь безуспешно. Разъяренный Тамерлан решил уничтожить Орду совсем: собрал войско и начал уничтожать армии полководцев Тохтамыша. Разорив Орду, Тамерлан двинулся на Русь.

Он дошел до Ельца и без труда разорил небольшой город. Историк Сергей Соловьев писал: «Тамерлан, пленив владетеля елецкого со всеми его боярами, двинулся к верховью Дона и шел берегами сей реки, опустошая селения. Знаменитый персидский историк сего времени Шерефеддин , любя хвалить добродетели своего героя, признается, что Тамерлан, подобно Батыю, усыпал трупами поля в России, убивая не воинов, а только людей безоружных». Полководец двигался к Москве, однако даже не приступив к штурму, развернул войско и покинул пределы Руси. До сих пор есть версий относительно, почему это произошло.

Заступничество Богородицы

В православии отступление Тамерлана относят к одному из чудес, явленных иконой Владимирской Божьей Матери. Узнав о приближении Тамерлана, князь Василий вышел с войском под Коломну. Митрополит Киприан благословил на бой молодого князя и снарядил посольство во Владимир. Икону несли к Москве крестным ходом. В летописях говорится, что в тот день, когда икона прибыла в Москву (26 августа 1395 г.), Тамерлану приснился сон: Богородица приказывала ему уйти из русских пределов. Позднее Киприан основал на месте встречи иконы Сретенский монастырь.

Отсутствие богатой добычи

Этой версии придерживался Сергей Соловьев. Он писал, что добыча из Ельца и нескольких небольших городков Рязанского княжества не могла удовлетворить избалованных богатыми трофеями полководцев Тамерлана. Арабские источники, напротив, указывали, что во время пути к верховью Дона Тамерлан получил меха, тонкое полотно, слитки серебра и золота. «Летописец» побед Тамерлана Шарафаддин Язди также описывает большую добычу, но не упоминает ни одного эпизода битвы. Возможно, дары полководцу приносили князья, стремившиеся уберечь свои земли от набега.

Стратегические интересы

Приближалась осень, и погодные условия не благоприятствовали длительному походу. Москвичи также готовились к бою, к ним на помощь шло войско литовского князя Витовта.

Русские как данники Орды должны были принять сторону Тохтамыша и сражаться за него, но нашествие хана и разгром Москвы в 1382 г. этому не способствовали. Князь Василий готов был дать бой Тамерлану, но не готов был поддерживать его врага. Только став недавно князем в 1389 г., Василий Тохтамышу на помощь не пришел. Возможно, полководец был осведомлен и об этом. Тамерлану после всех его победоносных походов например, на Персию и Иран, Русь была не очень нужна.

Намного важнее для него был окончательный разгром Орды. К Ельцу полководец отправился с одной целью - догнать одного из ордынских военачальников, - Бек-Ярык-Оглана. Тот смог уйти от армии Тамерлана у Днепра и бежал на восток. На западе находились литовские владения, где ордынского полководца тоже не жаловали. Он скрылся в Ельце. После падения города ему удалось сбежать дальше, в глубь Руси.

Согласно хроникам, Тамерлан под Ельцом две недели размышлял о дальнейших планах. Некоторые историки пишут, что войску такое промедление не нравилось, в нем начинались роптания. Полководец отправился обратно через Крымский полуостров и в Закавказье, разгромив важные ордынские города. На этих территориях он смог собрать хорошую дань, чтобы триумфально вернуться в Самарканд.

После опустошительных походов золотоордынских ханов, русские земли были обескровлены. Они бы не выдержали надвигающегося нашествия Тамерлана. Однако оно так и не состоялось. Попробуем представить, какими бы могли быть результаты похода Железного Хромца на Русь.

Тамерлан (в арабском варианте Тимур) был рожден для завоеваний. Взглянем на его знамя, внутри которого размещались три овала. Говорят, они символизировали части света, покорившиеся завоевателю - Европу, Азию и Африку. Конечно, громко сказано (до Африки он так и не добрался), хотя в амбициях и самонадеянности Тамерлану не откажешь.

Он разгромил сильные армии турецкого султана Баязида и ордынского хана Тохтамыша, воевал на территориях Китая, Персии, Индии и Малой Азии, расширив границы своей империи от Каспийского до Аравийского моря. Придворный летописец Тамерлана Гийассаддин Али утверждал даже, что его повелитель дошел до земель франков.

Другие подданные Тамерлана льстили ему еще больше, уверяя будущих читателей хроник, что в походе на север их правитель достиг «пределов шестого климата». Согласно представлениям исламских ученых, мир разделялся на семь климатов: первым был экватор, седьмым — полюс. Шестой по этой логике должен был соответствовать заполярью.

Реальная картина завоеваний Тамерлана была, видимо, не столь масштабна. Однако историки предполагают, что в условиях войны с Тохтамышем среднеазиатский полководец вполне мог вести военные действия на землях древнерусских княжеств. Намереваясь уничтожить Золотую Орду, Тамерлан наверняка рассчитывал нанести урон и ее даннику - Руси.

На Русь

Мамай, разгромленный Дмитрием Донским, оказался не последним, и не самым страшным врагом Руси. В 1382 году Москву сжег другой ордынский хан - Тохтамыш, снова принудивший московского князя платить дань. Однако здесь на политическую арену вышел Железный Хромец, в планы которого не входило возрождение могущества Золотой Орды.

В 1388 году Тамерлан расправился с мятежным хорезмским городом Ургенч, а через два года направил свое войско навстречу Тохтамышу. Пять лет длилось противостояние властителей двух империй, которое обрамляли битвы 1390 и 1395 года, и в обеих Тамерлан сокрушил Тохтамыша.

Во время войны с золотоордынцами Тамерлан двигался вверх по Волге и, согласно историкам, достиг нынешнего Саратова. На всем пути ордынские земли подвергались опустошению и разорению. Но было ли у среднеазиатского воителя намерение двигаться дальше в сердце русских земель?

Арабские летописи говорят, что Тамерлан пошел дальше и вторгся в пределы Московского княжества. И не просто вторгся, но и разграбил Москву. «Целыми вьюками блестели бобры, черных соболей также несметное число, горностаев столько связок, что не счесть», - описывает хронист поживу. Особенно автора поразили русские женщины, которых он сравнил с розами.

После московского погрома, согласно арабскому источнику, завоеватель повернул на юг, грабя на своем пути города и уничтожая иноверцев. Конечным пунктом этого похода стала столица Орды Сарай, заверяет летописец.

Слова арабского писателя историки ставят под большое сомнение, так как не существует других источников, подтверждающих захват Тамерланом Москвы. Полководец действительно намеревался дойти до русской столицы, однако так до нее и не добрался, уверены историки.

Божья воля

Русские летописцы имеют свою точку зрения на эти события. Они сообщают, что грозного завоевателя остановила Владимирская икона Богоматери, которую перед намечающимся походом огромного тюркского войска с крестным ходом принесли в Москву. В летописи говориться, что приснился Тамерлану сон, в котором Богородица призывала его покинуть пределы Русской земли. По другой версии Тамерлан шел на Владимир, однако подобное видение заставило его повернуть назад.

Существует также арабская легенда, где говориться, что Тамерлану явился исламский проповедник Хызр и велел не воевать, а только продемонстрировать свою силу. Согласно легенде, Тамерлан бросил в стену города двухлетнего жеребца, а когда стена рухнула, полководец прокричал так, «что у воинов отнялся язык от страха и бледность страшная всё лицо покрыла».

Впрочем, возможно арабские источники говорят об осаде другого русского города - Ельца, который в то время являлся окраиной рязанских земель. Многотысячная армия Тамерлана без труда овладела слабо защищенной крепостью, после чего осталась стоять на месте под холодными осенними дождями. Только по пришествии двух недель Тамерлан принял решение вернуть войско в Самарканд.

Не войны ради

Историки до сих пор не могут найти однозначное объяснение поступку Тамерлана, однако они практически уверены, что решись он пойти на Русь, последствия для нашего государства могли быть катастрофическими. Учитывая размах и мощь империи Тамерлана мало уступавшей Золотой Орде в период ее расцвета, «великий эмир» мог собрать войско численностью минимум 200 тысяч человек. Именно столько, по словам самого Тамерлана, участвовало в походе на Золотую Орду.

Русское государство, еще не оправившееся от монгольского нашествия и погрязшее в междоусобицах, фактически не имело сил что-либо противопоставить армаде Железного Хромца. Поход Тохтамыша на Москву в августе 1382 года, во время которого хан смог разорить центральные области великого княжения без столкновения с его соединенными силами и затем добиться возобновления его зависимости от Золотой Орды, подтвердил неспособность Русского государства противостоять масштабной агрессии.

Русские княжества никак не угрожали империи Тамерлана, а поэтому у полководца не было необходимости совершать карательные походы. Единственное, что ему было нужно - это средства на содержание многотысячной армии. Арабский хронист Шараф ад-Дин Йазди описывает большую добычу, взятую Тамерланом в русских землях, однако не сообщает о боевых действиях против местного населения, хотя смысл его «Книги побед» («Зафар-наме») - описание подвигов самого Тамерлана и доблести его воинов.

Можно предположить, что дальнейший поход на Русь Тамерлана был бы вызван не желанием доказать свое военное превосходство, а намерением получить богатую добычу. В случае если бы осаждаемый город не капитулировал, то завоеватель вероятно поступил бы с ним, как с покоренным Ургенчем - сравнял с землей, а пустынное место засадил ячменем. Горожан вполне вероятно ждала бы печальная участь жителей иранского Исфахана, часть из которых воины Тамерлана обезглавили, другую часть задавили лошадьми.

Основной удар армии Тамерлана пришелся бы на богатые Московские и Владимирские земли, однако жирный куш в виде Пскова и Новгорода вряд ли бы достался завоевателю. Суровый климат, естественные препятствия в виде лесов и болот преградили бы дорогу армии Железного Хромца так, как полстолетия назад они застопорили продвижение монгольской орды. В результате города Северо-Западной Руси, учитывая ослабевшее Московское княжество, вероятно довольно быстро интегрировались бы в состав Великого княжества Литовского.

Скованный военной кампанией в Китае, Персии, Индии и Малой Азии Тамерлан вряд ли бы стал держать значительные силы в русских землях. Рано или поздно объединившиеся князья дали бы отпор завоевателю. Тамерлана интересовал Великий шелковый путь, проходивший по южным территориям его империи. Именно для удобства контроля за богатыми караванами он уничтожил северную ветвь шелкового пути и перенаправил ее через свои земли. Величие и богатства Самарканда - лучшее свидетельство успеха коммерческого предприятия «великого эмира».

1395 Несостоявшееся нашествие Тамерлана на Русь

В 1360-х гг. в Средней Азии выдвинулся Тимур (Тамерлан), выдающийся тюркский властитель и полководец, прославившийся своими военными подвигами и потрясший мир невероятной жестокостью. В ожесточенной борьбе за власть в Чагатайском улусе Большой Орды он сумел стать полновластным правителем нового государства со столицей в Самарканде. Тимур проявил себя как опытный государственный деятель, но главное – как неутомимый завоеватель. Из Самарканда, украшению которого он придавал большое значение, он совершал разрушительные нашествия на земли Персии, Месопотамии, Афганистана, Закавказья, Северной Индии, Анатолии, Сирии и напоследок предпринял поход на Китай. В этом походе он и умер в Отраре в 1405 г. К пределам Руси Тимура вывела война против золотоордынского хана Тохтамыша, тянувшаяся много лет с переменным успехом, то затухая, то вспыхивая вновь. В 1395 г. Тимур разбил Тохтамыша в битве на Тереке и, преследуя его, вторгся в татарские степи, а затем вышел к южной окраине Рязанских земель. С ним шло гигантское 400-тысячное войско. Ужас охватил Русь, помнившую Батыево нашествие, а теперь знавшую, что Тимур победил самого ордынского царя! Князь Василий не мог противостоять новому беспощадному завоевателю. Однако, захватив Елец, Тимур простоял две недели и повернул на юг сражаться с ордынцами – на Азов, Астрахань, Сарай, а потом в новые и новые дальние походы… Перепуганные москвичи пытались укрепить свой город, начали впопыхах рыть огромный ров, но в сущности им оставалось уповать только на Бога. И с тех пор как Железный Хромец повернул назад, в Москве считали, что Русь спасла знаменитая икона Богоматери Владимирской, срочно доставленная в город.

автора

Монголо-татарское нашествие на Русь Чингис-хан (Темучжин) – сын племенного вождя-неудачника, благодаря своему таланту и удаче стал основателем великой империи монголов и где натиском и мужеством, а где хитростью и обманом сумел истребить или подчинить многих ханов

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

1350-е – Нашествие «черной смерти» на Русь В середине 1350-х гг. страшная беда надвинулась на Русь – чума, «черная смерть», косившая людей быстро и страшно. От появления первых признаков болезни до кончины человека порой проходило всего два-три дня. Как писал летописец:

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

1395 – Нашествие Тамерлана В 1360-е гг. в Средней Азии возвысился Тимур (Тамерлан), выдающийся властитель и полководец, известного своей хромотой, военными подвигами и невероятной, поражавшей даже современников, жестокостью. Он создал огромную империю и хотел завоевать весь

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 19. НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ НА РУСЬ Первый поход Батыя. Улус Джучи наследовал его старший сын, хан Бату, известный на Руси под именем Батыя. Современники отмечали, что хан Бату был жесток в бою и «весьма хитёр на войне». Даже своим людям он внушал сильный страх.В 1229 году курултай

Из книги Ледовое побоище и другие «мифы» русской истории автора Бычков Алексей Александрович

Татаро-монгольское нашествие на Русь Согласно официальной версии первый рейд монгольских отрядов на Русь произошел в 1222-! 223 гг. «Западные земли» рассматривались монголами как территория потенциального расширения своих владений. Второй сын и наследник Джучи - Бату -

Из книги Внешнеполитические факторы развития Феодальной Руси автора Каргалов Вадим Викторович

Из книги Начало России автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

22. Нашествие Тамерлана Тимуру покорились Грузия, Армения, его войска вступили в Малую Азию, вышли к границам Сирии. Перед ним лежали владения мамлюкских султанов. Когда-то египетские халифы формировали личную гвардию из черкесских, русских, турецких, африканских рабов,

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

Монголо-татарское нашествие на Русь Захватив Северный Китай, Среднюю Азию и Северный Иран, войска Чингисхана под командованием его полководцев Джебе и Субудая пришли в причерноморские степи, угрожая кочевавшим там половцам. Как известно, отношения между русскими и

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

3. Нашествие монголов на Русь 3.1. Продвижение монголов к границам Руси. Осенью 1236 г. войска Батыя разорили Волжскую Булгарию, а в течение 1237 г. нанесли несколько поражений половцам. Русские князья, зная о военных действиях, шедших около границ их земель, вели между собой

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

1. Нашествие монголо-татар на Русь Разделённая на ряд враждующих между собой феодальных княжеств, Киевская Русь ослабила сопротивление внешним врагам. С запада наступали немцы, шведы, венгры. С юго-востока - из прикаспийских и причерноморских степей - на русские земли

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Нашествие татар на Северную Русь Казалось бы, несчастное побоище на Калке должно было заставить князей русских одуматься, собраться с силами, чтобы в случае нового нападения татарских полчищ дать им сообща мужественный отпор, спасти от лютости их Русскую землю. К

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Нашествие татар на Южную Русь В следующем, 1239 г. татары совершили нашествие на Южную Русь. Пошли они тем же путем, каким обыкновенно делали свои набеги половцы.Взят был город Переяславль и опустошен. Церковь Св. Михаила, великолепно украшенная золотом и серебром, была

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Нашествие Тамерлана и Едигея В то время, когда Кипчацкая Орда, к радости русских, ослабела и разлагалась, страшная гроза чуть не обрушилась снова на Русскую землю. В Средней Азии явился новый могучий завоеватель, подобный Чингисхану, страшный своей силой и жестокостью.

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

К рассказу «Нашествие татар на Северную Русь» Батый – Бату-хан, внук Чингисхана, сын его старшего сына Джучи.…свои бесчисленные полчища… – Численность степных кочевников всегда была меньше, чем у соседних оседлых народов, занимающихся земледелием. Однако кочевники

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

К рассказу «Нашествие татар на Южную Русь» Менгу – хан Мункэ, двоюродный брат Батыя.Батый… двинулся к венгерским границам. – Главной причиной похода на Венгрию было стремление окончательно разгромить половцев – единственных оставшихся конкурентов монголов за

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

К рассказу «Нашествие Тамерлана и Едигея» Кипчацкая Орда – Золотая Орда.Тимур, или Тамерлан, – эмир Самарканда, завоеватель, основатель крупной азиатской державы, распавшейся вскоре после его смерти, в 1405 г. В Западной Европе его звали Тамерлан (искаженное Темурленг –

Юрий ЛОЩИЦ

Нашествие Тамерлана на Русь в конце XIV века - одно из самых малоизученных событий отечественной истории. В первую очередь это касается исторической науки нашего столетия. Тамерланов сюжет она умудрилась продержать взаперти, не выпустив его - даже в конспективном изложении - ни в один из популярных учебников по истории. Это тотальное неведение одной из самых страшных угроз существованию древнерусского государства объясняется, однако, удивительно просто...

Тамерлан (Тимур)

Тамерлан никак не вписывался в атеистическую концепцию исторического процесса. Если изъять из сюжета его нашествия чудотворение, связанное с переносом из Владимира в Москву самой почитаемой на Руси Богородичной иконы, то никакой советский историк не смог бы вразумительно объяснить, что же именно побудило среднеазиатского полководца отказаться от почти даровой победы, вдруг и навсегда увести свои тьмы из южнорусских земель.

Ведь известно, что Москва на тот час вовсе не была готова к достойному военному отпору. В стратегическом отношении она выглядела еще беззащитнее, чем при тринадцатилетней давности нападении хана Тохтамыша. Всякое сугубо материалистическое объяснение выходки Тамерлана, вдруг благоволившего пощадить обескровленную Русь, выглядело бы жалким. Принцип пощады был неведом самому жестокому из полководцев, известных миру.

Понадобилось бы искать другие, более мизерные истолкования его каприза. Не страдал ли он приступами белой горячки еще задолго до своей кончины? Не получил ли громадный выкуп от русских? Не испытывал ли недостатка в провианте и фураже? Какой еще изворот бытия мог определить изворот его сознания? Или Тамерлан был первым последовательным абсурдистом в истории войн? Все гадания и фантазирования такого рода не имеют почвы в исторических источниках, связанных с вдруг прерванным нашествием на Русь, прерванным по воле инициатора страшнейшего погрома.

Приведу лишь один пример беспомощности анализа, проявленных при трактовке поступка Тамерлана. Пример этот особенно показателен, поскольку относится к последнему десятилетию существования советской исторической науки. В комментариях к "Повести о Темир Аксаке" ("Памятники литературы Древней Руси XIV - середина XV века". Москва, 1981) читаем: "В августе 1395 г. Тимур неожиданно вышел к Ельцу, разграбил его и, простояв у Дона около двух недель, по неясным причинам повернул обратно, направляясь в Крым. По-видимому, вполне трезво оценивая обстановку, Тимур не пожелал связываться с мятежными "улусами". Он только что вторично и уже окончательно разбил своего соперника, Тохтамыша, и продолжал карательные экспедиции по татарским землям, подчиняя их своей власти. Выход на Русь был разведкой, подобной той, которую осуществил военачальник Чингисхана Сабудай в 1223 г., дав бой русским и половецким князьям на Калке. Тем не менее, решение Тимура на Руси было воспринято как Божье заступничество и как чудо".

Комментатор, как очевидно, вовсе не утруждает себя документальными доказательствами происшедшего, рассчитывая, похоже, что его трактовка события будет принята на веру. Между тем в таком произвольном и алогичном построении нелепо выглядят обе стороны - и Тамерлан, по неожиданной прихоти вышедший к Ельцу и "по неясным причинам" повернувший обратно, и Русь, поспешившая этот якобы случайный, вовсе необязательный военный демарш Тамерлана осмыслить "как Божье заступничество и чудо". Если причины ухода завоевателя в Крым неясны, то совершенно лишено основания рассуждение о, якобы, трезвой оценке обстановки со стороны Тимура и об его опасении ворошить "мятежные "улусы", под которыми комментатор имеет в виду русские княжества.

Но мог ли струсить перед этими не ему, а его только что наголову разбитому противнику Тохтамышу подведомственными улусами непобедимый восточный цесарь? И мог ли быть его выход на Русь только разведкой? Ведь Тохтамыша он только что разбил вовсе не во главе малого разведывательного отряда, иначе бы и не кинулся тут же в малом числе добивать золотоордынцев в Крым. Как ни исхищряется комментатор, ему так и не удается представить приход Тимура на Русь в виде этакой случайной, неожиданной, легкой и необязательной разведывательной прогулки. А русскую сторону - в виде фанатичных простаков, которые случайное появление и необъяснимое исчезновение любопытствующих азиатов раздули до размеров "божьего заступничества и чуда".

Те сравнительно немногочисленные, но достоверные исторические факты Тамерланова нашествия и русского ему отпора, которые доступны совестливому исследователю, подтверждают как чрезвычайность угрозы, так и реальность благодатной чудотворной помощи.

Средневековые биографы и мемуаристы обычно отмечают, что Тимур, будучи неграмотным, обладал замечательно прочной и цепкой памятью, постоянно держал при себе личных чтецов, хорошо знал турецкий и персидский языки (Зафар-Намэ. "Книга побед"). Судя по масштабам его завоевательных походов, евразийская география также входила в круг хорошо усвоенных дисциплин. О Руси он знал никак не меньше, чем о Кавказе и Индии, о Китае и Ближнем Востоке.

Древнерусский летописец, повествуя о нашествии Мамая в 1380 году, приводит любопытную подробность: Мамай "начал испытовати от старых историй, како царь Батый пленил Русскую землю и всеми князи владел, якоже хотел", ибо он, Мамай, "хотяаше вторый царь Батый быти". В соответствии с этим вожделением и штудированием "старых историй" Мамай и на Русь пошел именно по тому самому коридору между притоками Волги и Дона, по которому когда-то вторгся в рязанское княжество внук Чингисхана, Батый.

Но ведь в "Повести о Темир Аксаке" об этом новом завоевателе говорится почти в тех же выражениях, что и о Мамае в повестях Куликовского цикла: "Оттоле возгорелся окаянный, нача мыслити в сердце своем тако и Русьскую землю попленити, аки прежде сего, за грехи попустившю Богу, поплени цесарь Батый Рускую землю, а гордый и свирепый Темир Аксак то же помышляше...".

Неслучайность этого сопоставления Тамерлана с Батыем подчеркнута автором повести почти тут же, при описании его полумесячного стояния у Ельца: "Темир Аксак уже стоящю на едином месте 15 дни, помышля, окаяный, хоте ити на всю рускую Землю, аки вторый Батый, разорити крьстьянство".

Историческая аналогия с внуком Чингисхана неизменно сохраняется во множестве списков и более пространных редакций повести. "Яко вторый Батый" Тимур аттестован и в "Повести на Сретение чудотворнаго образа Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии..." (в приложении ко II тому Никоновской летописи).

Так же, как и Мамай, Тимур шел на Русь вовсе не с разведывательной целью, а с задачей нового тотального покорения государства, явно уходящего из-под контроля одряхлевшей Золотой Орды. О серьезности его намерений говорит и характер воинских приготовлений, предпринятых русской стороной. Сын святого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского, нынешний самодержец Руси Василий Дмитриевич, собирает в Москве рать и ополчение, спускается с войском к Коломне и выстраивает оборону по северному берегу Оки.

Московская Русь еще во времена Дмитрия Донского завела на южных окраинах надежную степную разведку на случай нежданных набегов. Василий Дмитриевич, конечно, не стал бы затевать этих чрезвычайных и изнурительных для казны воинских передвижений, фактически общей мобилизации, если бы получил от своих дальних дозоров известие о малочисленном разведывательном рейде Тамерлана. К тому же Василий Дмитриевич знал незваного гостя не понаслышке. В свое время ему пришлось наблюдать за чудовищным ростом фантасмагорической Тамерлановой империи с близкого расстояния.

В 1371 году, то есть в год рождения Василия, Тамерлан уже владел землями от Маньчжурии до восточного берега Каспия. Во время своего трехлетнего подневольного пребывания в ставке хана Тохтамыша в качестве заложника старший сын Дмитрия Донского был свидетелем созревания розни между Тимуром и хозяином Золотой Орды. В 1386-м - год бегства Василия Дмитриевича из ставки Тохтамыша - Тимур проникает на Кавказ и захватывает Тифлис. В 1389-м, когда в Москве умирал Дмитрий Донской, Тамерлан предпринял первый из трех походов против Золотой Орды. В канун вторжения в русские пределы, в 1395-м году, состоялся третий поход: Тимур разгромил армию Тохтамыша на Тереке, подверг страшному разграблению золотоордынскую столицу - Сарай-Берке, после чего этот город фактически прекратил существование в качестве имперского мегаполиса.

Как бы строго ни относились наши старинные летописцы к Темир Аксаку, именуя его "гордым", "свирепым", "окаянным" мы не вправе забывать, что такими же или даже более крепкими эпитетами награждали его при жизни и после смерти многие закоренелые враги Древней Руси и всего славянства. В случае с этим жесточайшим из тиранов Божественное провидение распорядилось так, что Тимур стал подлинным бичом прежде всего для государств и народов, угнетавших Русь и, шире, православное славянство. В 11-м томе Никоновской летописи сразу вслед за сообщением о победе Тимура над Тохтамышем, читаем: "...и оттоле возгореся окаянный яростию на Русь пойти; и царя Турскаго Баозита в железной клетке с собою вожаше. И прииде близ предел Рязанския земли...".

В этом сообщении (оно проходит по многим спискам "Повести о Темире Аксаке") мы имеем дело с интереснейшим анахронизмом, с грубой хронологической ошибкой, которая, как нам кажется, была сделана все же намеренно. Дело в том, что в 1395 году Тамерлан никак не мог прийти на Русь, имея в обозе клетку с турецким султаном Баязидом, поскольку битва при Анкаре, в итоге которой Баязид Молниеносный попал в плен к Тимуру, состоялась в 1402 году, то есть семь лет спустя после того, как Тимур нежданно отменил свое нашествие на Русь.

Тут нужно напомнить, что пленный султан - это тот самый Баязид, которому достались лавры победителя на Косовом поле в 1389 году, когда в итоге кровопролитного сражения погибли с турецкой стороны султан Мурат, отец Баязида, а с сербской - великомученик князь Лазарь. С того времени Баязид весьма преуспел на европейском театре военных действий: в 1396 году он одержал победу в знаменитом Никопольском сражении, разгромив армию крестоносцев. В течение многих лет подготавливал Баязид взятие столицы Византии Константинополя. Одновременно методичным ударам подвергались болгарские Земли. В 1393 году турки взяли после трехмесячной осады Тырново, положив конец Тырновскому, а вскоре и Видинскому болгарским царствам.

Появление полчищ Тимура в Малой Азии пусть и не очень надолго, но все же приостановило вторжение турок на православные и славянские Балканы. Знаменательно: в Анкарской битве на стороне Баязида вынужден был участвовать сербский деспот Стефан Лазаревич, сын князя Лазаря, убиенного на Косовом поле. Но вскоре после Анкарского сражения Стефан - ему удалось уйти и спасти часть своего войска - на том же Косовом поле наносит поражение туркам, как бы творя историческое возмездие за первое Косово, за гибель родителя, за унижение Сербской земли.

Эти события (прежде всего поражение турок под Анкарой) также были восприняты русским автором "Повести о Темир Аксаке" в качестве возмездия, Божьей кары, насланной на осман-завоевателей. Вот почему повесть, написанная уже после вторжения Тимура в Малую Азию, свидетельствует о вполне сознательной "ошибке" автора, сажающего Баязида в железную клетку еще в 1395 году, с тем, чтобы Тамерлан как бы на погляд привез ее к русским рубежам: поглядите, мол, на убийцу православного деспота Лазаря.

Мартом того самого 1402 года (когда состоялась битва Тимура с Баязидом) помечена краткая статья русского летописца, дающая замечательное по своей масштабности обобщение военного и геополитического характера: "...явися знамение на западе, в вечерней зари, звезда велика зело копейным образом... се убо прояви знамение, понеже возсташа языцы воевати друг на друга: Турки, Ляхи, Угры, Немцы, Литва, Чехи, Орда, Греки, Руси, и иныя многая земли и страны смятошеся и ратоваше друг на друга; еще же и моры нача являтися". (ПСРЛ,т.12,с.187).

В этом образе повсеместных раздоров между народами нет преувеличения: то была эпоха поистине тектонических сдвигов на этнической карте евразийского материка. Эпоха великих битв и нашествий (Куликово, Косово поле, разорение Тохтамышем Москвы, Никопольское сражение, битва на Ворскле, Анкара, Грюнвальд, битва на Марице, нашествие Эдигея, Гуситские войны...) охватила жизненное пространство большинства славянских государств и народов. Она глубоко потрясла православный мир. Итогом этой эпохи явилось крушение Византии, зарождение нового центра православия в Московской Руси.


Top