Употребление приставок «пре-» и «при. Методическая разработка на тему: Методическая разработка. Правописание приставок пре - при

Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср. при́вязь, при́ступ, при́звук, при́свист, при́был, при́данный, при́званный и пре́рванный, пре́данный . Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.

Приставка при имеет следующие основные значения:

1. близости, непосредственного примыкания к чему-н., напр.: приморье, Прибалтика, прибрежный, придорожный, приграничный, приуральский, приволжский ;

2. приближения, добавления, напр.: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, приписать, прикупить ;

3. неполноты действия, напр.: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить ;

4. доведения действия до определенного результата, напр.: приготовить, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить ;

5. в глаголах с суффиксами -ыва (-ива ), -ва – значение сопутствующего действия, напр.: приговаривать, пританцовывать, припевать .

Приставка пре в соединении с прилагательными и наречиями обозначает высокую степень качества, напр.: предобрый, премилый, пренеприятный, препротивно, преспокойно, предостаточно . В глаголах приставка пре обозначает действие, проявляющееся в высокой степени (преисполниться, превозносить, преуспевать ), или имеет значения, близкие к значениям приставки пере (прервать, преломляться, преградить, претерпеть ). В таких словах, как превысить, пресытиться, преизбыток , приставка пре обозначает чрезмерность, выход за пределы чего-н.

В некоторых словах значение приставок пре и при не вполне ясно или их выделение сомнительно, напр.: презирать, преподавать, преследовать, преподнести, препроводить, престарелый, привольный, пригодный, пригожий, причудливый, приказывать, привет . Написание таких слов определяется в словарном порядке.

Примечание 1. Различаются приставки в глаголах преувеличить, приумножить и в составляющих пару, близких по смыслу глаголах преуменьшить и приуменьшить. Глаголы преувеличить и преуменьшить с приставкой пре имеют значение ‘представить что-н. в бо́ льших (меньших) размерах, чем на самом деле’. Глагол приумножить означает ‘еще более умножить, увеличить’, а приуменьшить – ‘несколько уменьшить’.

Примечание 2. Различается также написание других близких или совпадающих по звучанию слов с приставками пре и при , напр.: пребывать (где) – прибывать (куда), предать (кого что) – придать (кому чему), предел – придел, преемник – приёмник, восприемник; преклонить (колени, голову) и преклоняться – приклониться) ‘нагнув (нагнувшись), приблизить(ся), прислонить(ся) к чему-н.’; преступить (что) – приступить (к чему), претворить (во что) – притворить (что) и притвориться; преходящий – приходящий, претерпеть – притерпеться, непременный – неприменимый, преставиться – приставить, непреложный – приложить.

Тема урока:

Технологии: личностно-ориентированная, работа в группах, игровая.

Цели: - повторение орфографического правила, регулирующего выбор букв е и и в

приставках пре – и при - ;

Развивать умение различать значение и правописание слов с приставками

пре – и при - ; развитие речи учащихся;

Воспитывать потребность овладеть грамотным письмом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: Правописание приставок пре - при - .

Технологии: личностно-ориентированная, работа в группах, игровая.

Цели: - повторение орфографического правила, регулирующего выбор букв е и и в

Приставках пре – и при - ;

Развивать умение различать значение и правописание слов с приставками

Пре – и при - ; развитие речи учащихся;

Воспитывать потребность овладеть грамотным письмом.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

II. Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради.

1. Слово учителя по теме урока:

Сегодня у нас урок – обобщение по теме «Гласные в приставках пре - и при-». Сегодня на уроке мы вспомним, от чего зависит выбор букв е и и в приставках пре – и при - , а также продолжим работу по формированию умения различать значение и правописание слов с приставками пре – и при - .

2. Объяснение новой темы:

Правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-

Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.

В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.

Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.

Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.

У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ, ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.


3. Объяснительный диктант. (Один ученик выполняет на доске, все остльные в тетради).

Приморский край, пренеприятный разговор, слегка прихрамывать, прервать рассказ, привести собаку, приглушить свет, прескверный характер, призадуматься над проблемой, пришить пуговицу.

III. Актуализация знаний.

1.Задание по группам: заполнить недостающую графу таблицы. (Таблицы изображены на разных половинах доски).

Задание для 1 –ой группы:

Задание для 2-ой группы:

Правила написания приставок пре и при

Примеры

Приехать

Приклеить

Привстать

Приморский

Преступник

Премилый

IV. Упражнение на закрепление навыка.
1.
Дифференцированно – творческие задания: (работа в группах)

Задание для организации работы в группе:

1.Сначала каждый самостоятельно решает поставленную задачу.

2. Затем делится своими мыслями со всей группой.

3. Все внимательно слушают каждого участника, затем составляют общее решение, учитывая мнение каждого участника.

4. Один из участников проводит беседу с одноклассниками.

1 группа. А.

Ребята! Sos! Нам нужно помочь! Мы пропустили урок. Не знаем, как правильно писать приставки пре и при! Выполните задание и объясните нам, какую приставку писать в этих словах и почему. У вас есть таблица, которая вам поможет.

Мудрость пр..ходит с годами.

Что в детстве пр..обретёшь, на то в старости обопрёшься.

Ласточка пр…летела – скоро гром загремит.

Журавль солнце пр..носит.

Ехал к обеду, а пр..ехал в среду.

Пр..мудрости в щах., а сила в капусте.

Ни то, ни сё кипело, а то пр..горело.

Если на Новый год звёзд густо – ягод будет пр..много.

Родная сторонушка. Что добрая матушка – пр…греет, пр..ласкает. накормит.

Организация рефлексии:

Расскажите, как вы выполняли задание, за счёт чего был получен результат, чему научились, выполняя данное задание?

Ключ для проверки задания:

Мудрость приходит с годами.

Что в детстве приобретёшь, на то в старости обопрёшься.

Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Журавль солнце приносит.

Ехал к обеду, а приехал в среду.

Премудрости в щах, а сила в капусте.

Ни то, ни сё кипело, а то пригорело.

Если на Новый год звёзд густо – ягод будет премного.

Родная сторонушка. Что добрая матушка – при…греет, приласкает, накормит.

2 группа. Б.

Задание:

Даны словосочетания , объясните своим одноклассникам их написания

Предобрый человек, пренеприятный разговор, предлинная история, прескверный характер, пришкольный участок, придорожный патруль, привокзальная площадь. премилый ребёнок, преградить дорогу.

Организация рефлексии:

  1. группа. В.

Проведите со своими одноклассниками беседу о правописании приставок пре и при.

Организация рефлексии:

Как выполняли задание, за счёт чего был получен результат, чему научились, выполняя задание?

2. Упражнение.
1. Коротков не расслышал, хотя и пр_падал ухом к замочной скважине.

(М. Булгаков, "Дьяволиада")
2. Даша с трудом влезла на печь, пр_крылась пальто, подобрала ноги. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
3. Итак, я слез и пр_был в свою часть. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
4. Пр_одолевая головную боль, он весь собрался для последней схватки.

(А. Толстой, "Хождение по мукам")
5. Этот Кузьма Кузьмич еще в вагоне пр_сматривался к Даше - чем-то она ему пр_шлась по вкусу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
6. Чиж беспр_станно чирикал и прыгал, и клетка беспр_станно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, "Отцы и дети")
7. Он сдвинул шапку на затылок, пр_держивая винтовку. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
8. Вместо подсолнухов, пр_манивающих солнце в маленькие окошки хат, торчат одни гнилые стебли. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
9. В это мгновение лодка пр_чалила. (И. Тургенев, "Накануне")
10. Пускай горе пр_даст вам твердость. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
11. Не в том ли состоит это пр_имущество,что в них меньше следов барства, чем в нас? (И. Тургенев, "Отцы и дети")
12. Но я не могу себя чувствовать пр_ниженной, последней из всех. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
13. Зачем заранее пр_дполагать, что я - враг? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
14. Ты должна будешь отстать от всех твоих пр_вычек; там, одна, ты пр_нуждена будешь работать... (И. Тургенев, "Накануне")
15. Я же, несмотря на многочисленные пр_вратности, никогда не знал несчастья. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
16. Дальнейший послужной список пр_ложен при паспорте. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
17. В это мгновение вошла в комнату А. В., и разговор пр_кратился. (И. Тургенев, "Накануне")
18. Инсаров прочел записку Елены - и тотчас же стал пр_водить свою комнатку в порядок. (И. Тургенев, "Накануне")
19. Агриппина шла, как пр_вязанная, шаг в шаг - за мужем. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
20. Я знаю трактирчик пр_скверный, где нам дадут обедишко пр_пакостный. (И. Тургенев, "Накануне")
21. Кузьма Кузьмич пр_строился на лавке под печкой и тоже не мог сразу заснуть - пр_чмокивая, бормотал. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
22. А вы говорите с ним и пр_зираете его в то же время. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
23. Иван Ильич, не шевелясь, чуть-чуть пр_открыл веки. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
24. Пр_лестно было выражение ее глаз. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
25. У тебя хоть семь пядей во лбу - не пр_взошел науку, и всегда сделаешь ошибку. (По А. Толстому, "Хождение по мукам")
26. И написана-то девушка пр_скверно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
27. Тебе же, мой друг, советую ботанизировать: это самое лучшее, что ты пр_думать можешь. (По И. Тургеневу, "Накануне")
28. Вы, кажется, умный человек: чего же нам пр_творяться? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
29. И добрые мужички надуют твоего отца всенепр_менно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
30. Певица отдалась поднимавшей ее волне, лицо ее пр_образилось. (И. Тургенев, "Накануне")
31. Пр_ведешь его ко мне, сам допрошу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
32. Елена уже не могла беспечно пр_даваться чувству своего счастья. (И. Тургенев, "Накануне")
33. Она поставила лампу на стол, пр_спустила огонек, села. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
34. И Н. П. вынул из заднего кармана сюртука пр_словутую брошюру.

(И. Тургенев, "Отцы и дети")
35. Там он увидел ее впервые, она показалась ему пр_красной, как весна.

(А. Толстой, "Хождение по мукам")

Проверка выполненного задания.

VII. Итог урока.

1. Вывод: - Подведём итог уроку. От чего же зависит правописание гласных в приставках? (от значения приставок) Но, прежде чем мы сделаем окончательные выводы, послушайте небольшое стихотворение и подумайте: о каких значениях приставок говорится в нем?

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из вселенной,

В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишется при несомненно.

О каком значении приставки говорится в стихотворении? (приближение)

Запись на доске: 1-е значение – приближение.

Винт прикрутил, привинтил колесо,

Приклеил, пришил умело, -

Пишем мы при, говоря обо всём,

Что добрые руки приделали.

2-е значение – присоединение.

О каких значениях приставки при – не было сказано?

3-е и 4-е значения – близость, неполное действие.

В прекрасном замке, на горе,

Жила-была приставка пре –

Особа преотважная, важная-преважная,

Гордая-прегордая, добрая-предобрая

Её считали очень мудрой

И называли все премудрой.

Был у неё прелестный пудель

Прехрабрый пёс по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери,

Когда вошла приставка пере –

Она сказала: «На заре

Я уезжаю, друг мой, пре –

Меня не будет два-три дня

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу,

Спокойной ночи, я спешу.»

О каком значении приставки пре – говорится в этом стихотворении?

Запись на доске: пре = очень

Пре= пере

А как быть со словами, в которых при – и пре – стали частью корня или словами, в которых трудно определить значение приставки? (их нужно запомнить).

2. Домашнее задание: сочинение – миниатюра на тему школьной жизни, используя слова с приставками пре – и при - .

3. Рефлексия.


Если у вас вызывает затруднения выбор между пре- и при-, то в этой статье мы постараемся собрать и обобщить всю информацию, касающуюся этой темы. В первую очередь, правописание приставок пре- и при- зависит от значения, которое они несут своим использованием в каждом конкретном случае. Бывают, конечно, и исключения, но о них мы поговорим немного позже. Если раньше у вас возникали затруднения, касаемо этого момента, то после прочтения статьи вы абсолютно точно будете чуть более подкованы в грамматике Великого и Могучего Русского языка.

Значения

Итак, какие же значения могут нести слова с приставками пре- и при-. Первой разберем приставку при- потому как она имеет несколько смысловых нагрузок. А именно:

  • Приближение к какому-либо объекту, добавление какой-либо части к чему-то (приделать, прикрутить, прибежать, прикупить и др.).
  • Завершение какого-либо действия (примирить, приготовить, приучить и др.).
  • Не полноты какого-либо действия или совершение его частично (придержать, приоткрыть, присесть и др.).
  • Близости объектов в пространстве по отношению друг к другу (приморский, прибрежный, приусадебный и др.).
  • Также используется в глаголах с суффиксами -ива, -ыва (приговаривать, пританцовывать, приделывать и др.).

Как мы видим, у приставки при- в русском языке множество значений. У приставки пре- же их гораздо меньше. Но их тоже обязательно знать и помнить:

  • В существительных она обозначает высокую степень качества называемого предмета или одушевленного лица (премилый, презабавный, предобрый и др.).
  • С глаголом приставка пре- значит действие, в высшей степени проявляющее себя (преувеличить, превознести, преуспеть и др.).
  • И, наконец, если в слове она близка по значению к (преграждать, прервать, преломлять и др.).

Таким образом, чтобы быть уверенным в том, что правописании приставки при- или пре- будет корректно в том или ином слове, нужно точно знать его значение. Если вы все таки не уверены, что оно обозначает, то можно воспользоваться толковым словарем.

Словари Даля или Ожегова подойдут для этого как нельзя лучше.

Стоит запомнить

И все же, как и в любом правиле, есть моменты этому самому правилу не подчиняющиеся. Иногда использование приставок при- и пре- может не иметь ничего общего с тем, какое значение имеет слово. Такие слова стоит просто запомнить или провести их полный этимологический анализ.

В словах же, пришедших к нам из других языков, правописание приставки стоит уточнять только при помощи орфографического словаря. Вот примеры таких слов: президент, примат, пресловутый, присягать, преамбула и многие другие. Множество слов подразумевают использование и той, и другой приставки. Но в зависимости от выбора и смысла слова, а возможно и всей фразы, кардинально изменится. Например: преклонить - приклониться, преступить - приступить, пребывать - прибывать, приемник - преемник и ряд других. Иногда приставка в ходе определенных изменений стала частью корня: природа, приключение, приглашение.

Это правило, как и любое другое, требует определенного времени для изучения. Но, стоит заметить, зубрить его совершенно не обязательно. Ведь, если ваш словарный запас довольно обширен, то сделать выбор между приставками пре- и при- в русском языке совсем не составляет труда.

Если все таки у вас возникают затруднения, можно попробовать написать небольшое сочинение. Выбрать любую интересную для вас тему и постараться использовать в нем как можно больше таких приставок. А после этого проверить себя при помощи словаря или интернета. И если результат вас не устраивает, можно делать это регулярно через некоторые промежутки времени, пока использование корректной приставки не будет происходить само собой.

Проверь себя

И все же статья направлена на закрепления правила использования приставок пре- и при-. Поэтому мы с удовольствием сделали подборку слов, которые, на наш взгляд, могут вызвать затруднения в подборе верной приставки. Прочитав статью, постарайтесь подставить пропущенную букву в каждое слово из списка ниже:

Пр_баутка, пр_амурский, пр_шелец, пр_рогатива, пр_исподняя, пр_зидиум, пр_мьера, пр_ломить, пр_подавать, пр_парат, пр_вентивный, пр_огромный, пр_фект, пр_сказка, пр_словутый, пр_мадонна, пр_жечь, пр_озерный, пр_корм, пр_страстие, пр_рванный, пр_мять, пр_ображать, пр_вышение, пр_датель, пр_йскурант, пр_ватизация.

Надеемся, эта статья оказалась действительно полезной и с нашим маленьким тестом вы справились на все 100%. Если вдруг нет, то вы самостоятельно можете найти множество интересных упражнений и тестов на прилавках книжных магазинов или в интернете.

ПРЕ- или ПРИ­ – это совсем не секрет

Правописание приставок

Цели урока:

1) создать условия для проявления интереса к теме урока;

2) обеспечить исследовательский характер учебной деятельности: наблюдение, сравнение, обобщение;

3) способствовать самостоятельной работе учеников с разными словарями, пособиями, учебниками;

4) научить учеников различать близкие по звучанию, но разные по значению слова;

5) обогащать словарный запас старшеклассников, обращая внимание на значение и правописание заимствованных и исконно русских слов.

ЭТАПЫ УРОКА

I. Поэтическая разминка.

Задание. Прочитайте наизусть стихотворение; объясните орфограммы в приставках; найдите в тексте примеры художественных тропов. Подготовьте стихотворение к записи по памяти .

(Не)пр_выкайте к ч_десам –
Д_витесь им, д_витесь!
(Не)пр _выкайте к н_бесам,
Гл_зами к ним т_нитесь,
Пр_глядывайтесь к обл_кам,
Пр_слушивайтесь к пт_цам,
Пр_кладывайтесь к р_дникам, –
Н_что (не)повторится.

(В.Шефнер)

II. Словарно-орфографическая разминка.

Задание 1. Запишите в словарик слова, в которых пре- и при- не являются приставками и их правописание нельзя объяснить изученными правилами . Отметьте слова, значения которых вам непонятны.

При-: причина, пример, привет, прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет (первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами), принуждение.

Пре-: президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить), престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).

Задание 2. Определите лексическое значение слов. Приведите примеры, включив слова в словосочетания или предложения, при необходимости обращайтесь к словарю Л.П. Крысина: Толковый словарь иноязычных слов. М.: ЭКСМО, 2005. Отметьте слова, значение которых вам непонятно.

Препари"ровать – приготовить какой-либо организм или вещество для научного лабораторного исследования;

преа"мбула – вводная, разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта;

презента"ция – публичное представление созданного фильма, печатного издания, предприятия и т.п.;

превенти"вный – предупреждающий что-нибудь, предохранительный;

привиле"гия преимущественное право, льгота.

Задание 3. Определите лексическое значение фразеологизмов, при необходимости обращайтесь к «Фразеологическому словарю русского языка» под ред. А.И. Молоткова. Если сможете, приведите свои примеры, включив в них фразеологизмы.

Пришлось не по вкусу – не нравится, быть неприятным кому-либо, вызывает раздражение, досаду.

Дядюшке Бельтова пришлась не по вкусу петербургская жизнь, и он поселился в Москве . (А.Герцен)

Придержать язык – поменьше говорить, болтать, рассуждать, помалкивать, замолчать.

– Ты, Маркуша, – придерживай язык. Я те [= тебе] врать не позволю! (М.Горький)

Прикусить язык – замолчать, воздержаться от высказывания.

Тут Иван Игнатьевич заметил, что проговорился и прикусил язык. (А.Пушкин)

Предавать (предать) огню и мечу – беспощадно разорять, уничтожая и сжигая. О земле, стране, народе.

Превратиться (превращаться) в слух – внимательно слушать.

– Ты хочешь мне что-то сказать? – Да. – Хорошо, я весь превратился в слух.

Задание 4. К данным словам подберите синонимы с приставками пре-, при-, пред-.

Безграничный (беспредельный), будущий (предстоящий), несправедливый (пристрастный), примерный (приблизительный), печальный (прискорбный), сплошной (непрерывный).

Грань (предел), зрелище (представление), измена (предательство), правонарушение (преступление), склонность к какой-либо деятельности, одаренность (призвание), убежище (пристанище), последователь (приверженец).

Доставать, покупать (приобретать), загородить (преградить), кончить (прекратить), мешать (препятствовать), находиться (пребывать), подъезжать к станции (прибывать), понравиться (приглянуться), побороть (превозмочь), очень хвалить (превозносить), преданность (привязанность), превзойти (превысить), прижаться (прильнуть), привлекать (притягивать), предвещать (предрекать).

Задание 5. Замените словосочетания синонимичными конструкциями с пре- и при-.

Поступить вероломно (предательски), относиться несправедливо (пристрастно), проходить свободно (беспрепятственно), идти сплошным потоком (непрерывным), находиться на собрании (присутствовать), относиться без уважения (с пренебрежением), нарушить верность (предать).

Задание 6. Подберите антонимы с приставками пре- и при-, составьте с ними предложения .

Удаляться (приближаться); очень мало (премного); отбавлять (прибавлять); очень злой (предобрый); уважать (презирать); отдалять (приближать); уродливый (прекрасный); последующий (предыдущий).

III. Актуализация полученных ранее знаний.

Вспомните значения приставок, сравните столбики А и Б.

А. Значение приставки пре- Б. Значение приставки при-
1.Высшая степень качества или действия, «очень»: предобрый, преискусный, прекрасный, преуспевать .

2. Значение, близкое к значению приставки пере-: прекращение, преступление, пресечь, преодолеть, превращение.

3. Что-либо новое, получившееся в результате изменения, преобразования

1.Присоединение, прибавление: пришить; приобщение; причастный .

2. Приближение: приехать, придвигать.

3. Близость к чему-либо:пригород, прибрежный .

4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, приостановить, припрятать, причудливый, привередливый.

5. Доведение действия до конца: приготовить, придумать .

6. Сопутствующее действие: присвистывать, притоптывать .

7. Приспособление к чему-либо: притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться

Задание 1. Составьте словосочетания с данными словами. Выберите из предыдущего списка значение приставки, запишите в таблицу, указав номер.

Например: преходящее явление – А2.

Задание 2. Отметьте и запомните слова, где затруднительно выделить приставку, а также определить ее значение. Выпишите отдельно слова иноязычного происхождения.

Препятствие, препоны, преисподняя, прегрешение, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преследовать, преподаватель, преподнести, предел, препроводить, преподобный, прелюбодей, камень преткновения, пресмыкаться, препарировать, преамбула, прелюдия, премьера, престиж, президент, претензия, прерогатива, превалировать, президиум, претендент, прецедент, префект... Прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицеп, примета, приверженец, прилежный, приятный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет…

IV. Практическая работа.

Задание 1. Составьте текст (не более 10 предложений). Озаглавьте его. Используйте слова с приставками пре-, при-.

Задание 2. От данных глаголов образуйте существительные и составьте с ними словосочетания.

Образец. Приблизиться – приближение весны .

Превратиться, присоединиться, прикоснуться, преподавать, принуждать, приветствовать, приземляться, препятствовать, преобразовать, препираться, прекращать, преследовать, преодолевать, пренебрегать, примерять.

Задание 3. Разберите слова по составу.

Превозносить, перераспределение, неприкосновенный, превзойти, превозмочь, преисполненный, присоединились, беспристрастный, беспрестанный, беспрерывный, неприспособленный, предрассудок, предназначенный, предрассветный, соприкосновение, предположение, непрерывный, непреклонный, неприступный, непримиримый, беспредельный, беспересадочный, невосприимчивый, пресыщение.

Задание 4. Замените слова с приставкой пре- сходными словами с приставкой пере- и составьте словосочетания .

Образец: превозмочь – пересилить себя, превратиться – переворот.

Претерпеть, преступник, предать, пресыщение, предание, прервать, пресечь, предел, непрестанно, преобразовать, превысить, преходящий, превратиться, превзойти, преобладание, не прекращаться.

Задание 5. К данным глаголам подберите однокоренные существительные, прилагательные, наречия (где это возможно) так, чтобы в них сохранились приставки пре- и при-. С каждым словом составьте словосочетание.

Образец: приветствовать – послать привет, приветливый человек, встретить приветливо, торжественное приветствие.

Прервать, призывать, препятствовать, привлекать, пренебрегать, преклоняться, преступить, принуждать, превращать, презирать, приземляться, примириться, не прерывать, предать.

Задание 6. Иногда смешивают приставки пре- и при- с предлогом при. Раскройте скобки, обозначьте предлоги и приставки .

1) Павел служил в (при)станционном буфете. (При)станционном буфете была кубовая. 2) Люди мечтали о (пре)образовании природы. (При)образовании нового вещества температура резко понижается. 3) Это было неожиданное (пре)вращение. (При)вращении шарика нитка натягивается. 4) Фотографии проявляли (при)красном свете. Мы отдыхали в (пре)красном доме отдыха. 5) Все произошло (при)странных обстоятельствах. Это был (пре)странный человек.

Самостоятельно составьте подобные пары предложений со словами:

при увеличении – преувеличение; при интересной – преинтересный; при следующих – преследующих; при мудром – премудром; при дорожной – придорожный; при фронтовых – прифронтовая; при усадебном – приусадебный.

Задание 7. Вспомните, как называются слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному, в зависимости от их значения (омонимы). Найдите омонимичную пару. Заполните 2-й столбик таблицы (см. слова для справок).

Придумайте и запишите предложения с этими словами .

Слова для справок: прибывать (приезжать), придавать (прибавлять), придел (боковой алтарь в церкви), приемник (аппарат), приступить (начать), притворить (прикрыть), притвориться (принять иной вид), приклониться (приближение к чему-нибудь), привратник (сторож), притерпеться (привыкнуть), приходящий (пришедший на время).

V. Объяснительное списывание.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.

Пр_вратностям судьбы не пр_кословь: все пр_ходяще. Пр_тензии и пр_тязания пр_тендента на пост пр_з_дента беспр_цедентны. Камнем пр_ткновения пр_дставлялась ему пр_вередливость юной пр_лестницы, от коей он пр_много пр_терпел. Бе_пр_страстно и непр_клонно пр_одолевай пр_пятствия и пр_поны.

Беспр_страстный, пр_странно, пр_вратник, пр_терпеться, пр_смыкаться, пр_успевать, пр_зент, пр_мьер, пр_мер, пр_ставился, пр_дставил, пр_ставить, пр_ставать, пр_ватизация, пр_мериватъ, пр_мирить, пр_подать, пр_проводитъ, пр_неприятно, пр_вилегии, пр_имущества, пр_поднять, пр_шепетывать, пр_ем, пр_н_ровиться, сильно пр_уменьшить, чуть пр_уменьшить, пр_увеличить, пр_умножить, пр_украсить, непр_стойностъ, непр_язнь, пр_близителъно, пр_вознести, пр_поднести, пр_поднять, пр_митивно, пр_ключение, пр_грешение, пр_исподняя, пр_баутка, пр_небрегатъ, пр_бежище, пр_каз, пр_стиж, пр_личия, пр_пираться, пр_переться, пр_чуда, пр_творить в жизнь, пр_творно, пр_следовать пр_ступника, пр_ступитъ к делу, пр_старелый, коленопр_клоненный, пр_клонный возраст, непр_ходящие ценности, непр_ходящая боль.

Задание 2. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, выделите приставки при- и пре-.

НА ПР_ЕМЕ У ПР_ЗИДЕТА К_МПАНИИ

На пр_еме у пр_зидента к_мпании было много пр_красных специалистов. Пр_зидента бурно пр_ветствовали. Пр_зидент пр_сел в пр_чудливое кресло. Началось заседание пр_зидиума. Все кричали, пр_вставали с мест. Тогда пр_зидент пр_кратил заседание и возобновил его, когда все пр_молкли. Пр_зидент выразил пр_знательность пр_восходным архитекторам за перестройку пр_зидентской рез_денции. Пр_сутствующие зааплодировали так, что пр_зидент пр_вскочил со своего пр_чудливого кресла. Когда все разошлись, пр_зидент пр_лег отдохнуть на пр_огромный мягкий-пр_мягкий диван.

Попробуйте сочинить свой рассказ с обилием слов с пре- – при-. Чей текст содержит наибольшее количество слов с приставками пре- и при- ?

VI. Интересное задание.

Вспомним орфографическую песенку Ф.Кривина (радиопередача «Радионяня»). Сформулируйте правила, о которых напомнила песенка, и, если в этом есть необходимост ь, расскажите их сами себе или друг другу.

При- или пре- ? Пре- или при- ?
Это совсем не секрет.

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,
Пишется при-, несомненно.

При- или пре- ? Пре- или при- ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что пишется при- обо всем,
Что добрые руки приделали.

При- или пре- ? Пре- или при- ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой при- .

При- или пре- ? Пре- или при- ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой –
Пре- мы напишем об этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Там только пре- ставить надо.

При- или пре- ? Пре- или при- ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

VII. Закрепление знаний.

1. Словарный диктант.

Престарелый представитель, беспрепятственное пребывание в городе, приобретать радиоприемник, преодолевать препятствия, причудливые облака, непререкаемый авторитет, приключилась прене приятная история, превратиться в беспристрастного наблюдателя, присутствовать на приеме, пригоревшая приправа, прекратить непрерывные переговоры, призадуматься над этим преданием, пренебрегать предостережением, притихший приморский город, беспрестанные придирки, прихворнуть и прилечь, прелестный приусадебный участок, преследование преступника.

2. Объяснительный диктант.

Преподаватель географии предложил нам изучать природу родного края. У нас нет неприступных гор, непроходимых болот, но есть прелестные живописные уголки, беспредельные лесные дали, места, связанные с древними преданиями.

Соприкосновение с природой всегда прекрасно! Бродя по лесу, мы подбираем корни причудливой формы, не пренебрегаем шишками, перышками: все это пригодится для изготовления игрушек. На привалах мы собираем хворост, разводим преогромный костер, стараемся приготовить еду повкуснее, но ведь в походе вкусна даже пригоревшая каша. Потом, прибравшись, непременно поддерживая огонь в костре и, притихнув, прислушиваемся к лесным звукам.

Учитель проверяет степень усвоения темы учениками, анализирует ошибки, допущенные в диктанте.

Подводится итог совместной работы.

VIII. Домашнее задание.

Задание 1. Выучите (если забыли) основное правило правописания приставок пре- и при-. Подумайте над значением приставки.

Задание 2. Вспомните слова-исключения (словарные слова) как заимствованные, так и исконно русские. Запишите эти слова в тетрадь в виде словосочетаний в два столбика.

Пре- При-
Преодолеть, прекословить, беспрекословный, пренебрежение, пресмыкаться, препятствие, пресловутый (широко известный, нашумевший, но сомнительный), преимущество, претензия, президиум, президент, претендент, премьера, препарат, препинания (знаки), престол, престиж, прелюдия Притязать, притязание, присягать, присяга, привередничать, привередливый, примирить, непримиримый, приурочить, прихотливый, неприхотливый, приоритет, привилегия, привилегированный, примитив, примитивный, приукрасить, природа, прискорбный, причина, пример, прическа, приличный, причудливый

Задание 3. Вспомните, написание каких слов связано с различием в их значении. Составьте списки этих слов с примерами. Определите их значение.

Образец:

Для справок:

Придать – предать;

приступить – преступить;

приклонить – преклонить;

притворить – претворить;

притвориться – претвориться;

придел – предел;

приемник – преемник.

Запомните, что преувеличить пишется только с приставкой пре-.

Запомните написание слов с приставками пре- и при- в словосочетаниях: преклонный («приближающийся к старости») возраст, неприступная (от приступ ) крепость, камень преткновения («помеха, затруднение»), непреложный закон («не подлежащий изменению, нерушимый»), непреходящее значение («долговечное»), превратности судьбы («злоключения, перемены, повороты в событиях).

Н.Н. ТЮЛЕНЕВА,
г. Томск

Значение приставок при- и пре-

Приставка пре– придает словам:

  • значение высокой степени качества или действия (возможно заменить приставку словом “очень”); например: преинтересный, пренеприятный, преувеличивать, преуспевать;
  • значение, близкое к значению приставки пере–; например: превращать, преображать, преступать.

Приставка при– придает словам следующие значения:

  • пространственной близости, смежности; например: прибрежный, пришкольный;
  • прибавления, приближения, присоединения; например: приделать, прибивать, примыкать;
  • совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок; например: приоткрыть, приостановиться;
  • доведения действия до конца; например: придумать, пристукнуть;
  • совершения действия в чьих–либо интересах; например: приберечь, припрятать.

Физкультминутка

Покажите с помощью мимики и жестов, что обозначают следующие слова (вся группа, кроме двух человек). Параллельно два ученика записывают на доске слова с приставками при– и пре– и их значения, показываемые учениками (приближение, присоединение, неполнота действия; долгое время находиться где-либо, близкое по значению к пере–).
В качестве варианта можно дать классу задание перевести эти слова на язык страны проживания и отметить общность переводов (одинаковые приставки, близкое значение и пр.)
По окончании выполнения задания – сделать вывод о значении слов с каждой из приставок и на основании этих выводов выполнить вторую и третью часть задания.

пр...седание, пр...вращение, пр...писка, пр...говор, пр...имущество, пр...ставала, пр..ступление, пр...вычка, пр...ображение, пр..ближение, пр...сутствие, пр..ход; пр...встать, пр..высить, пр...открыть, пр...шить, пр...поднять; пр...мчаться, пр...смешной, пр...цепить, пр...дорожный, пр...вязывать, пр...озёрный, пр...пугнуть, пр...вокзальный, пр...скакать, пр...морской, пр...клеить, пр...гореть, пр...интересный, пр...поднять, пр...бежать, пр...брежный, пр...плыть, пр...скучный, пр...ехать, пр...городный, пр...быть, пр...дворный, пр...кусить, пр...неприятный, пр...йти, пр...забавный; пр...соединиться к друзьям, пр...сесть на краешек стула, пр...быть вовремя, пр...бежать мгновенно, пр...едет на днях, неожиданно пр...умолк, пр...увеличить значение события, пр...лечь на четверть часа, пр...клеить аппликацию, пр...морский город, пр...подаватель университета, пр...поднять голову, пр...забавное происшествие, пр...мчаться сразу, пр...колоть брошку, пр...городная электричка, пр...мудрый старик, пр...землиться на поле, пр...брежная улица, пр...опасный зверь, пр...держать дверь, оперная пр...мьера, пр...вокзальное кафе, пр...косновение к руке, пр...скакать на коне, пр...неприятное событие, пр...двинуть поближе, пр...седать от боли, пр...бить к стенке, пр...плыть на корабле, пр...скучный рассказ, пр...красный собеседник, пр...близиться незаметно, плотно пр...жать, пр...кусить щеку.

Вставьте недостающие буквы

Русский человек пр..даёт особое значение слову "семья". Пр...дать семью означает пр...дать самого себя. И подобное пр...дательство не прощается ни людьми, ни Богом. Если русские гости обещают пр...быть минут через пять, то иностранцы ближайшие полчаса-час пр...бывают в недоумении: где же их носит. Пр...ступая к работе, не пр...ступайте закон!

Придумайте предложения со словами:

презрение – призрение, предел – придел, приёмник – преемник, предание – придание

Образуйте имена существительные от глаголов:

пребывать – прибывать, предать – придать

Замените слова одним словом, пользуясь словами для справок.

Слова для справок:
прелюдия, прискорбный, преследовать, премьера, примитивный, приятель, преступник, презентовать, преувеличить, предание, президент, превосходить, препятствие, привилегия, примадонна, привередливый, преступить.

  • Глава государства.
  • Подарить что–либо.
  • Оперная певица, исполняющая главные роли.
  • Вступление к музыкальному произведению.
  • Помеха, то, что преграждает путь или мешает совершению чего–либо.
  • Первое представление пьесы, оперы, балета, фильма.
  • Человек с прихотями, капризами.
  • Печальный, горестный.
  • Простейший, несложный по устройству.
  • История, передающаяся из поколения в поколение.
  • Исключительное право, предоставляемое кому–либо в отличие от других.
  • Представить в больших размерах, чем есть на самом деле, придать чему–либо очень важное значение.
  • Оказаться выше, сильнее.
  • Близкий знакомый.
  • Гнаться, следовать за кем–нибудь.
  • Нарушить правила.
  • Тот, кто нарушает правила.

Интерактивные упражнения

Интерактивные тесты онлайн


Top