Комментарий к 275 ук. Государственная измена (ст.275 УК РФ). Кто может совершить изменнические действия

Каждое суверенное государство заботится о защите своих рубежей. Поэтому в уголовное законодательство вводится норма об ответственности за посягательство на безопасность страны. Так, 275 ст. Уголовного кодекса (УК РФ) описывает преступное нарушение верности государству – измену. Выражается таковое в передаче иностранным агентам защищенных сведений.

В силу специфики допуска к подобным данным подпадают под действие 275 ст. только спецсубъекты. Для граждан, не связанных присягой, в УК РФ есть другая норма. Это ст. 276. Она также описывает шпионаж, но осуществляемый не специальными субъектами. Таким образом, в УК РФ введено две отдельных нормы, рассматривающих один вид правонарушения.

Что такое шпионаж

Государственная система обладает исключительным правом на определенные виды информации. Передача таковой агентам иной страны представляет собой серьезную опасность. Данные могут быть использованы для причинения вреда стране в целом, ее населению, экономике, вооруженным силам и тому подобным факторам безопасности.

275 ст. включена в УК РФ не только с целью защиты охраняемой информации. Суть ее глубже. Она расшифровывает конституционную норму, гарантирующую людям жизнь в суверенном (независимом) государстве. Тот же принцип использован для включения в кодекс ст. 276. Обе нормы гарантируют сохранение независимости страны от посягательств внешних акторов. УК РФ способствует выявлению противоправной деятельности недобросовестных граждан:

  • наделенных специальными полномочиями;
  • не имеющих таковых.

Под шпионажем законодатель понимает активные действия, направленные на передачу охраняемых законом сведений. Причем государственная измена выделены в самостоятельную норму. Она описывает шпионаж, совершенный субъектом специальных правоотношений. В рамках полномочий некоторые лица получают допуск к тайне того или иного уровня. Их противоправная деятельность считается госизменой.

Те же действия, совершенные обычными людьми, подпадают под определение шпионажа. Отличие состоит в уровне взятых на себя обязательств. Например, государственный служащий принимает присягу. Этот акт налагает на него обязанность по защите системы. Неисполнение обязательства – это государственная измена.

Фактически таковые действия по виду и форме есть шпионаж. То есть передача важных сведений представителям иной страны. Но спецсубъект при этом нарушает клятву, а обычный человек только нарушает гражданские обязанности. Кроме того, преступление подразумевает намеренность. Обычно таковая состоит в получении вознаграждения за неправомерное деяние.

Однако ст. 276 и 275 УК РФ не содержат описания мотива преступника. Любая деятельность, направленная против безопасности страны, признается преступной. Фактически гражданин может выболтать тайну случайно. Его деяние также подпадет под описание уголовного правонарушения. Кроме того, в тексте указано оказание помощи иностранному государству либо международной организации. Если таковое деяние угрожает безопасности страны, то преследуется по закону.

Законодатель описывает шпионаж как передачу тайных сведений определенному субъекту. Таковой характеризуется следующим:

  • не имеет законного (в российской юрисдикции) права на обладание информацией;
  • представляет объект, отличный от Российского государства;
  • имеет возможность использовать данные против безопасности РФ.

Под приведенное описание, по мнению законодателя, подпадают не только другие государственные системы. Стороной противоправного деяния может быть международная организация, наднациональная структура, корпорация. Предоставление в их распоряжение тайных сведений – это шпионаж. Именно так деяние описывает и одна, и другая статья.

Совершается преступление различными способами. Конкретно таковые статья не описывает. За шпионаж привлекаются граждане, осуществляющие неправомерную передачу защищенных сведений другой стороне. А именно путем:

  • личного контакта;
  • привлечения посредника;
  • с использованием современных технологий.

Само преступление подразумевает цепь событий. Шпионаж не может быть осуществлен человеком, не обладающим тайными сведениями. Следовательно, этапы таковы:

  • поиск возможности получить защищенную информацию;
  • осуществление контакта с заинтересованным лицом;
  • передача сведений.

Как правило, преступник рассчитывает на награду. Таковая может носить различный характер:

  • деньги и другие материальные ценности;
  • выгоды разного рода, в том числе помощь в карьерном продвижении на Родине;
  • получение необходимых услуг;
  • иное.

В частности, противоправные деяния зачастую совершаются людьми, под давлением шантажа. Агенты спецслужб иных стран втягивают неосторожных граждан в обстоятельства, порочащие их честь. для давления на гражданина. Таковые обстоятельства статья не учитывает. За шпионаж преступнику придется отвечать в любом случае.

Характеристика государственной измены

Состав преступления описывается в юриспруденции определенными характерными чертами. Шпионаж квалифицируется по таким признакам:

  1. Объект – суверенитет Российской Федерации, безопасность государства.
  2. Субъект – человек с 16 лет.
  3. Предмет разделен на две составляющий. Это информация. Она включает государственную тайну, а также иные сведения, способные нанести вред стране.
  4. Объективная сторона состоит в завладении правонарушителем защищаемой информацией. Выделены три общих для данного правонарушения этапа работы со сведениями. Это сбор данных. Таковой осуществляется разнообразными методами: кража, наблюдение, подслушивание, подсматривание и тому подобного. Уголовная ответственность полагается также за сохранение защищенных данных. То есть осудить за шпионаж могут человека, который еще не успел передать сведения, а только получил их и удерживает. Третий этап – это передача данных.
  5. Уголовное деяние считается завершенным в любой из описанных моментов. Однако есть некоторые отличия. Так как статья 275 УК РФ подразумевает право субъекта на владение информацией, государственная измена не может быть признана в момент получения сведений. Уголовный проступок признается завершенным в момент передачи данных или создания условий для таковой.

Существует еще один нюанс, усложняющий квалификацию уголовного проступка. Законодатель учел современные условия трудовой деятельности граждан. Глобализация приводит к тому, что люди получили возможность строить карьеру не только на отечественных предприятиях. Но правовые отношения, обусловленные контрактом, не освобождают от гражданских обязанностей.

Так, в обеих статьях приведено описание правонарушения, связанное с выполнением обязательств в рамках контракта с иностранной или наднациональной структурой. Проступок может заключаться не только в прямой передаче сведений, но и в технической помощи заинтересованной стороне, консультации. Кроме того, преступник может совершить действие в интересах контрагента, вредящее РФ.

Уголовная ответственность за шпионаж и государственную измену

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Данный вид правонарушения . Уголовная ответственность за него предусмотрена в виде лишения свободы. За шпионаж осужденный получает от десяти до двадцати лет. А государственная измена наказывается строже. Преступнику назначается кара на срок от двенадцати до двадцати лет. Кроме того, с учетом ущерба судья получил возможность назначить правонарушителю штраф. Размер такового ограничен высшей планкой в полмиллиона рублей.

Кроме того, в кодекс включен комментарий. Он учитывает поведение подозреваемого, его личное отношение к проступку. Так, избежать ответственности позволено лицам, добровольно сообщившим о правонарушении. Здесь законодатель учел ситуации, когда нормы кодекса нарушаются не по доброй воле, а под давлением шантажиста.

К данным преступлениям относятся деяния, предусмотренные ст.ст.275 – 284 УК РФ.

Родовой объект – нормальное функционирование государственной власти

Видовой объект – основы конституционного строя и безопасности государства

Основы конституционного строя определены в главе 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества. Основы закрепляют форму государственной власти в РФ (ст.1 Конституции РФ) признают человека, его права и свободы высшей ценностью (ст.2), определяют народ как носитель суверенитета и институты государственной власти (ст.3). Содержание этих и других ценностей, охраняемых статьями главы 1 Конституции РФ и представляют основы конституционного строя как неотъемлемую часть видового объекта.

Безопасность государства – состояние защищенности жизненно –важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ФЗ «О безопасности РФ» от 5.03.1992 года.

Безопасность государства – состояние защищенности её конституционного строя, суверенитета, обороноспособности и её территориальной целостности.

Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и её независимости во внешнеполитической сфере.

Обороноспособность – состояние экономического, военного, социально – нравственного потенциала, обеспечивающего надежную защиту суверенитета государства и его территорий от нападений извне.

Неприкосновенность - нерушимость государственных границ: сухопутных, водных, воздушных.

По непосредственному объекту преступления подразделяются на две группы:

1. Внешняя безопасность РФ: ст.275,276,283,284 УК РФ

2. Внутренняя безопасность РФ: ст.277 – 282 2 УК РФ

По объективной стороне составы:

- материальные – ст.283,284 УК РФ

- формальные – ст.275,276,279 - 282 2

- усеченные – ст.277,278 УК РФ

S – физическое вменяемое лицо с 16 лет. Специальный S – ст.275,276,283,284 УК РФ.

Субъективная сторона – прямой умысел. Исключение: ст.283 – умышленная и неосторожная форма вины; ст.284 – неосторожное преступление.

Непосредственный объект – внешняя безопасность РФ – состояние защищенности жизненно важных интересов государства, то есть конституционного строя, суверенитета и территориальной неприкосновенности РФ от внешней угрозы, а также неприкосновенность государственного и общественного строя, военной мощи, экономических, политических, национальных, социальных ценностей.

В первых двух формах выполнения объективной стороны обязательным признаком является предмет. При шпионаже как форме выполнения объективной стороны государственной измены предмет имеет два вида:


Сведения, содержащие государственную тайну – «Сведения в области военной, внешней, политической, экономической, разведывательной и оперативно – розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ» (ФЗ «О государственной тайне РФ» от 21.07.1993 года). Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждает по представлению Правительства РФ Президент РФ.

Сведения, не содержащие государственную тайну – любая информация, которой интересуются разведывательные органы других государств, если она собирается или передается по заданию этих государств.

При выдаче государственной тайны как формы выполнения объективной стороны государственной измены предметом являются только сведения, содержащие государственную тайну.

Объективная сторона – формальный состав.

1. Шпионаж. Преступление окончено со времени совершения любого указанного в законе деяния. Если сведения не содержат государственной тайны, то состав выполнен только в случае, если указанное деяние совершено по заданию иностранной разведки.

2. Выдача государственной тайны – заключается в разглашении иностранному государству сведений, содержащих государственную тайну, которой S располагает по службе или работе. Способ выдачи государственной тайны (устно, письменно, предоставление документов, фотографий, чертежей) значения не имеет.

Выдача может произойти по инициативе как S, так и иностранного государства. Поэтому в случае ошибки (передача сведений лицу, не являющемуся представителем иностранного государства) содеянное квалифицируется как покушение.

3. Иное оказание помощи иностранному государству (организации) представителям заключается в действиях, не охватываемых шпионажем или выдачей государственной тайны вне зависимости от того, кто является инициатором этого.

Это может выражаться в предоставлении убежища агентам иностранных разведок, снабжение их документами, продуктами питания, средствами передвижения, публикации их в печати, передачи по радио и телевидению различных фальшивок.

Преступление окончено со времени фактического оказания помощи иностранному государству или организации.

S – специальный – гражданин РФ.

Субъективная сторона – Прямой умысел. Обязательный признак – цель – причинение ущерба внешней безопасности РФ.

Мотив – корыстный, идеологический не имеют значения. При деятельном раскаянии S освобождается от ответственности (примечание к ст.275 УК РФ).

Формулировки, сделавшие возможным уголовное дело против многодетной матери за звонок в посольство Украины, были заложены в 2012 году, когда Госдума приняла поправки в закон о госизмене. Проблема новой редакции статьи 275 УК - в крайней размытости формулировок и, соответственно, «резиновости»: при желании в госизмене можно обвинить почти любого человека, контактировавшего с иностранцем. «Закон может лежать себе спокойно, пока все про него не забудут, а в нужный момент быть использован точечно так, как это нужно государству», - предупреждала еще в 2012 году нынешний омбудсмен Элла Памфилова.

Действующая формулировка статьи 275 УК была принята 12 ноября 2012 года. В отличии от предыдущих поправок 2003 и 2009 годов, когда только расширялись виды наказания за измену, в 2012 году статья была изменена по существу.

В версии до 2012 года государственная измена определялась так:

Шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

После поправок 2012 года определение измены значительно расширилось:

Шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической , консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

В обновленном виде закон дает возможность квалифицировать как госизмену чуть ли не любой контакт с иностранцами, считает юрист Сергей Давидис, координатор Союза солидарности с политзаключенными. Он также отмечает, что самое важное изменение - в том, что если раньше обвинить в разглашении секретных сведений можно было только человека, имеющего к ним допуск, то теперь - и тех, кто не имеет, и, соответственно, не может оценить, является ли та или иная информация гостайной.

Политический контекст

По словам Давидиса, Светлана Давыдова - первая жертва расплывчатости нового законодательства об измене. В ее деле есть справка Генштаба о разглашении гостайны , но при этом Давыдова - пока единственная из ставших известными обвиняемых по ст. 275 УК, в принципе никогда не имевшая допуск ни к какой информации, которая может являться гостайной.

В экспертной и юридической среде распространено мнение, что дело Давыдовой нужно для запугивания общества и для создания правоприменительной практики по новой редакции ст.275 УК. «Они выбрали самое слабое звено - многодетную кормящую мать; на человека легче надавить, легче склонить к признанию несовершенного преступления и создать практику», - считает адвокат Давыдовой Иван Павлов . «История Светланы Давыдовой, которую мы все здесь защищали, и история Евгения Петрина, про которого все прекрасно написано в ленте у Ольга Романова , с точки зрения КГБ - части одного проекта. Он называется „легализация репрессий“. Идея в том, чтобы приучить общество к посадкам „за измену“», написал у себя в Facebook’е политолог Кирилл Рогов .

«Принятие новой формулировки госизмены происходило в общей логике закручивания гаек. В комитете по безопасности была бурная дискуссия. Геннадий Гудков тогда ещё был депутатом, он выступил против. 14 сентября его лишили мандата, и законопроект вынесли на пленарку», - рассказывает депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Знаменитый скандал с фильмом «Анатомия протеста-2 », вылившийся в истерику о «финансировании Грузией российской оппозиции», случился за месяц до принятия новой формулировки «государственной измены» - в октябре 2012 года. В первом чтении новая редакция «государственной измены» была рассмотрена за две недели до демонстрации «Анатомии протеста-2 » по НТВ. Про арестованного по следам этих фильмов оппозиционера Сергея Удальцова затем ходили слухи, что его могут обвинить как раз в госизмене.

Но в действительности закон о госизмене стал приобретать политический контекст еще до поправок 2012 года. Сергей Давидис отмечает, что к явно неправомерным случаям применения 275 статьи за все девяностые можно отнести лишь дела Александра Никитина и Григория Пасько.

С приходом Владимира Путина к власти таких дел становится больше. В прошлом десятилетии Союз солидарности с политзаключенными признал политзэками девять ученых . Все эти дела для правозащитников объеденины попытками представить научную или научно-производственную деятельность как антигосударственную. Впрочем, из девяти только четырех осудили за госизмену. К пятерым применяли статью «незаконный экспорт технологий» (189 УК) и ряд экономических статей.

Собственно за измену были осуждены Игорь Сутягин, занимашийся вопросами разоружения - в 2004 году он получил 15 лет, в 2010 году помилован Дмитрием Медведевым. В 2004 году 14 лет получил Валентин Данилов, работавший с космическими технологиями - через год Верховный суд сократил ему срок до 13 лет, а в 2012 году его отпустили по УДО. В 2012 году (еще до изменения формулировки 275 ст. УК) были осуждены Святослав Бобышев и Евгений Афанасьев, работавшие с военными технологиями, получили 12 и 12,6 лет соответственно.

Российская шпиономания - родом из прошлого. В советском законодательстве статья о государственной измене была сформулирована широко и применялась, в том числе, для борьбы с диссидентами.

С 1934 по 1960 годы измена описывалась статьей 58-1а Особенной части Уголовного кодекса РСФСР:

Измена Родине, то есть действия, совершённые гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как-то : шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелёт за границу, караются высшей мерой уголовного наказания - расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией всего имущества.

В Уголовном кодексе РСФСР от 1960 года «измену Родине» выделили в отдельную 64 статью. Формулировки и ответственность остались практически такими же:

Измена Родине, то есть деяние, умышленно совершённое гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности СССР: переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в СССР, оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества.

Историк Алексей Макаров, сотрудник архива Международного Мемориала, рассказал ОВД-Инфо , что основное различие в применении статьи об измене при Иосифе Сталине и других советских вождях - в количестве случаев: при Сталине это была массовая практика, после него - отдельные дела.

Обычно эта статья применялась к военнослужащим из находящихся за границей частей, если они пытались бежать. Гражданских же судили за незаконный переход границы. Также «изменниками» становились гражданские служащие, желавшие остаться за границей в ходе иностранной командировки (например, если потом они возвращались в СССР по семейным обстоятельствам). Материалы советских уголовных дел о шпионаже до сих пор недоступны, так что сложно судить, насколько справедливы были суды - таких дел было около десятка в год.

Статья об измене была удобна для борьбы с инакомыслящими тем, что, в отличие от «антисоветской агитации», предусматривала смертную казнь - ей, например, угрожали в ходе «дела Якира-Красина » .

Известный случай обвинения в «измене» - дело против Анатолия Щаранского, передавшего на запад списки «отказников» - людей, которым отказали в выезде из СССР - с указанием их мест работы. Так как отказывали в том числе по принципу владения гостайной, список потенциально мог позволить составить список предприятий с засекреченными производствами. Щаранский получил 15 лет.

Активисты и аналитики начали говорить о подготовке массовых посадок за «госизмену» - т. е. о начале нового витка политических репрессий.

Статья 275 УК РФ «Государственная измена» является наследницей ст.64 УК РСФСР (редакция 1960 г.). Вторая восходит, в свою очередь, к еще более ранней уголовно-правовой норме - 58-1а, которая была посвящена контрреволюционным преступлениям, принимающим форму измены Родине.

Назначение нормы и состав

В настоящее время за госизмену (ст. 275 УК РФ) можно получить внушительный срок - лишение свободы от 12 до 20 лет. Кроме того, возможно отягощение наказания штрафом (до полумиллиона рублей) и последующим ограничением для виновного лица свободы (лишение определенных гражданских прав) сроком до двух лет.

В соответствии с действующей редакцией уголовного закона, государственная измена может найти выражение в трех формах:

  • выдача другой стране государственной тайны;
  • шпионаж;
  • оказание в какой-либо деятельности, нацеленной против безопасности России, помощи иностранному государству.

На каждой из них более подробно мы остановимся далее в статье.

Общая характеристика состава

Объективная сторона данного преступного деяния, как уже было сказано, находит выражение в трех формах: выдача гос. тайны, шпионаж и оказание помощи иностранному государству в какой-либо деятельности, направленной против безопасности нашей страны.

Объектом является внешняя безопасность РФ. Предмет преступления по анализируемой норме - это сведения, информация, которые представляют собой государственную тайну. По смыслу ст. 275 УК РФ состав определяется как формальный, т. е. он не предполагает наступления последствий общественно опасного характера. Преступление расценивается как оконченное с момента оказания помощи.

Субъективная сторона определяется законодателем как вина, имеющая форму прямого умысла. Лицо в полной мере осознает характер своих действий (общественно опасный), но при этом желает их осуществить. Ответственность по данной статье наступает с 16 лет. Субъектом может быть только то лицо, которое является гражданином РФ.

Шпионаж

С данной формой государственной измены все достаточно просто и ясно. Подробную его характеристику дает к ст. 275 УК РФ комментарий. Шпионаж определяется как четко умышленный акт. Он выражается в намеренном сборе, хранении или хищении информации, которая содержит государственную тайну. Причем делается это не просто, так сказать, для коллекционирования. Основная цель шпионажа - это именно передача полученной информации представителям другой страны, иностранной или международной организации.

Кроме того, под данным преступным деянием понимается сбор любой другой информации (несекретной). Однако только в тех случаях, когда это делается по заданию органов разведки иностранного государства для последующего ее использования против безопасности РФ.

В этом случае возникает вполне логичный вопрос: каким образом пересекаются статьи 275, 276 УК РФ, ведь мы видим ссылку на шпионаж в обеих нормах? По какой из них будут наказывать преступника? Дело в том, что 276-я норма применяется только в отношении граждан иностранного государства либо лиц, не имеющих гражданства, которые виновны в совершении одного из древнейших преступлений. Шпионаж, совершенный россиянином, будет квалифицироваться как государственная измена по анализируемой уголовно-правовой норме.

Государственная тайна: выдача

Госизмена, выражающаяся в выдаче государственной тайны, тоже достаточно проста для восприятия. В соответствии со смыслом статьи 275 УК РФ она подразумевает передачу иностранной разведке гражданином России сведений, которые характеризуются соответствующим грифом секретности.

Процесс должен осуществляться с умышленной целью. Его отличие от шпионажа заключается в том, что в данном случае исключается этап сбора или хищения информации. По смыслу статьи все секретные сведения уже находятся у виновного лица. Данную точку зрения подтверждают комментарии к ст. 275 УК РФ. В них обычно указывается, что это происходит в случаях, когда лицо располагает секретами ввиду особенностей своей службы, например, является военным, работником предприятия оборонной сферы или сотрудником, имеющим доступ к материалам, которые составляют государственную тайну. Таким образом, секреты обвиняемому лицу стали известны легальным путем, на основании допуска, предоставленного ему государством.

В качестве еще одного канала получения секретной информации часто указывается формулировка «иным путем». Под ней следует понимать передачу сведений, полученных без разрешения государства, но при отсутствии признаков шпионажа, т. е. лицо не выполняло задания по их намеренному сбору.

Поправки в статью

В 2012 г. в УК РФ были внесены поправки, касающиеся анализируемой статьи. В новой редакции ст. 275 УК РФ (государственная измена) расширилась. Помимо выдачи сведений, составляющих государственную тайну, и шпионажа, она обзавелась еще одной формой. Выражаться государственная измена может и в оказании иностранному государству либо международной организации, а также их представителям материальной, финансовой, консультационной, материально-технической и другой помощи в деятельности, которая направлена против безопасности России.

Анализ изменений

Ранее данная часть нормы звучала гораздо скромнее и более скупо. В качестве государственной измены расценивалось оказание помощи иностранной компании или государству, а также их представителям в проведении деятельности, оказывающей ущерб безопасности (внешней) РФ.

Достаточно обратиться к комментариям к ст. 275 УК РФ, чтобы заметить существенную разницу старой и новой редакции. Интерес представляет не только расширение перечня так называемых врагов государства (в частности, включение организаций международного уровня), но и смещение фокуса внимания от «ущерба безопасности», т. е. обороноспособности, к безопасности в общем смысле, в т. ч. и внутренней.

Происходит замена четкой формулировки на более расплывчатую. Было «осуществляемая в ущерб внешней безопасности враждебная деятельность», а стало - «деятельность против безопасности». Фактически законодатель перешел от частного к общему, что многие правозащитники считают недопустимым.

Что означает иная помощь?

Статья 275 УК РФ содержит формулировку «иная помощь». Ранее под ней, как правило, понимались осознанные действия гражданина РФ, направленные на содействие работе разведывательных служб иностранных государств. Это могло, например, выражаться в предоставлении им убежища и помощь в поиске конспиративных квартир, предоставлении документов и каких-либо ресурсов, помощь в устройстве на работу, вербовке местных жителей и пр.

Деяния отличаются наименьшей формальной определенностью, а следовательно, потенциально подвержены расширительному толкованию. Именно этот факт со стороны правозащитников и вызывает наибольшее возмущение. А с введением последних поправок в Уголовный кодекс степень расплывчатости усилилась.

После подмены формулировок, по мнению многих правоведов, может произойти серьезное снижение требований к доказательной базе о наличии у действий обвиняемого реального и ощутимого ущерба, а также злого умысла.

Заметим, что в 2012 г. в Думу вносился законопроект и с более фантастической формулировкой. Он предлагал понимать под деятельностью против государственной безопасности и покушение на конституционный строй, государственную целостность и суверенитет. По сути, это могло запретить все публичные акции, выражающие несогласие с действиями власти.

Получение сведений «для себя»

В 2012 году законодатель конкретизировал в УК РФ ответственность за деяние, описанное выше. Это выразилось во введении новой статьи 238.1. Она устанавливает санкцию за незаконное получение составляющих гостайну сведений. Преступнику за совершение данного уголовно наказуемого деяния грозит до восьми лет лишения свободы.

В отличие от ст. 275 УК РФ, данная норма предусматривает ответственность за получение (без служебной надобности и оформления соответствующего допуска) и хранение секретных сведений, что называется «для себя». В статье 238.1 отдельно оговаривается тот момент, что действия, предусмотренные ст. 275, 276 УК под нее не попадают.

Если же происходит намеренная передача полученной «случайно» информации, то это квалифицируется уже по ч. 3 ст. 275 УК РФ о государственной измене. В данном случае идет речь об оказании иностранному государству помощи.

Главное - признать вину вовремя

Как и все уголовно-правовые нормы 29-й главы УК РФ, по мнению правоведов, 275-я при ближайшем рассмотрении выглядит нескладно. Однако есть в ней особая приписка, которая позволяет избежать установленных за государственную измену 12-20 лет лишения свободы.

В примечании указано, что лицо, совершившее предусмотренные этой статьей преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно своевременным и добровольным сообщением органам власти предотвратит дальнейший ущерб интересам страны, если в его действиях не содержится состава иного преступления.

В прессе такое «состояние» законодательства, регулирующего ответственность за государственную измену, сравнивают с антибиотиком широкого спектра действия. На практике оно может использоваться как против любых подозрительных форм самоорганизации граждан, так и против реальных угроз. В современном правовом государстве такое расширительное толкование норм права недопустимо.

Нельзя сказать, что в России стали чаще хватать людей по обвинению в госизмене. Однако в последние недели раз за разом сообщают о подобных делах. Что же такое государственная измена? «Лента.ру» решила разобраться в этом крайне нервном вопросе, опираясь на нормы закона.

Назначение и состав измены

Статья 275 Уголовного кодекса РФ «Государственная измена» - наследница статьи 64 УК РСФСР в редакции 1960 года («Измена Родине»), которая в свою очередь восходит к более ранней статье 58-1а УК РСФСР, посвященной контрреволюционным преступлениям в форме измены Родине.

За государственную измену в России можно получить от 12 до 20 лет лишения свободы, а также с отягощениями в виде штрафов (до 500 тысяч рублей) и последующим ограничением свободы (лишением некоторых гражданских прав) на срок до двух лет.

В действующей редакции УК государственная измена трактуется в трех формах:
- шпионаж,
- выдача государственной тайны иностранному государству,
- оказание помощи иностранному государству в деятельности, направленной против безопасности РФ.

Рассмотрим все формы изменнического поведения по отдельности.

Шпионаж

Проще всего со шпионажем, как с четко определяемым умышленным актом. Шпионаж представляет собой намеренный сбор, хищение либо хранение информации, содержащей государственную тайну. Причем не коллекционирования ради, а с установленной целью передачи представителям иностранного государства, иностранной либо международной организации.

Также под шпионажем понимается сбор иной (несекретной) информации, но только в случае, если он осуществляется по заданию иностранной разведки для использования против безопасности РФ.

Зачем тогда в УК отдельная 276-я статья «Шпионаж»? Она применяется по отношению только к иностранным гражданам или лицам без гражданства, пойманным на этом древнейшем виде общественно-неодобряемой деятельности. А вот шпионаж, совершенный гражданином РФ, как раз и трактуется по статье о госизмене, что также восходит к практике разграничения этих составов преступления в УК РСФСР.

Выдача государственной тайны

Госизмена в форме выдачи государственной тайны также не содержит ничего неясного. Эта часть статьи подразумевает передачу гражданином РФ иностранной разведке сведений, имеющих соответствующий гриф секретности. Передача должна осуществляться умышленно.

Отличие от шпионажа в том, что процесс сбора или хищения требуемой информации исключается, так как загрифованные сведения по условиям задачи уже находятся в руках обвиняемого.

В комментариях к 275-й статье обычно добавляют, что это происходит в случаях, когда обвиняемый располагает секретами по служебной надобности. Например, является военнослужащим, сотрудником спецслужб или работником оборонного предприятия, имеющим доступ к материалам, содержащим гостайну. То есть секреты стали известны обвиняемому «легально», на основании наличия к ним допуска от государства.

Иногда указывается еще один канал получения секретов - «иным путем». Данная формулировка подразумевает передачу секретной информации, полученной без санкции государства, однако и без признаков шпионажа (намеренного сбора по заданию).

В 2012 году УК РФ конкретизировал ответственность в этой области, пополнившись статьей 283.1 «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну» (до восьми лет лишения свободы). Эта статья подразумевает незаконное (без оформления надлежащего допуска и служебной надобности) получение и хранение секретных сведений «для себя». В статье отдельно указано, что под нее не попадают ситуации, предусмотренные статьями 275 и 276 (передача собранных сведений вовне).

Сама же по себе намеренная передача информации, полученной таким «нечаянным» образом, включает уже третью часть состава государственной измены - оказание помощи иностранному государству. Насколько можно судить по обрывочным сведениям, просачивающимся в прессу, это как раз случай Светланы Давыдовой, которую обвиняют по статье 275 за намеренную передачу в украинское посольство секретной информации, полученной случайным образом (подслушанной в маршрутке).

Оказанием помощи - и в любой иной устраивающей вас форме

В ноябре 2012 года формулировка 275-й статьи пополнилась расширительной трактовкой госизмены: теперь к ней относится и оказание «финансовой, материальной, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации».

Ранее эта часть статьи звучала более скупо: «оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации».

Интересно тут как расширение перечня врагов государства (например, включение в него международных организаций), так и смещение фокуса от ущерба «внешней безопасности» (обороноспособности) к безопасности вообще, то есть подразумевая и внутреннюю безопасность тоже. Стоит отметить замену вполне конкретной «враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности» на гораздо более расплывчатую «деятельность против безопасности».

Ранее под «иной помощью» обычно понимались сознательные рациональные действия гражданина РФ, содействующие работе иностранных разведок. Скажем, предоставление убежища сотрудникам иностранных разведок или помощь им в поиске явочных и конспиративных квартир, снабжение их ресурсами, техническими средствами и документами. Или, например, вербовка по их заданию агентуры из числа местных жителей, а также помощь в устройстве агентов на работу, подразумевающую доступ по служебной надобности к государственным секретам.

В эту категорию входят и такие действия, как передача иностранной разведке сведений, заведомо не имеющих грифа секретности, но интересующих ее (военно-техническая информация, сведения о научных разработках, данные о промышленности и транспорте, работе спецслужб и так далее). Здесь, правда, возникает чисто схоластическая тонкость разграничения со шпионажем. Характерным признаком может выступать, например, инициативный характер передачи - то, что обвиняемый сам предложил представителю разведки эту информацию, безотносительно своих мотивов.

В любом случае именно такое деяние, отличающееся наименьшей формальной определенностью, потенциально подвержено необоснованному расширительному толкованию, а его квалификация по статье 275 вызывает наибольшую критику со стороны правозащитников. И именно оно было дополнительно размыто по смыслу последними правками 2012 года.

Некоторые указывают, что после замены «враждебной деятельности» на «деятельность против безопасности» могут серьезно снизиться требования к доказательной базе о наличии у обвиняемого злого умысла, а у его действий - ощутимого реального ущерба. Этим мнением, в частности, на днях поделился с общественностью президентский совет по правам человека.

Причем в 2012 году законопроект вносился в Думу и вовсе с фантастической формулировкой о том, что под деятельностью против безопасности государства следует понимать действия, направленные, «в том числе, против ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности». Эта «юридическая ядерная бомба», по сути запрещающая любые публичные формы несогласия с действиями федеральных властей, все-таки не прошла через бредень юридической экспертизы Госдумы, вызвав резкие протесты среди депутатов.

Антибиотик широкого спектра действия

Можно, конечно, опять поиронизировать над юридической техникой федерального законодателя, как и не в первый раз указать на примеры невысокого уровня экспертизы законопроектов, что порой с неимоверной легкостью проходят чтения в Госдуме. (К слову, рассмотрение поправок 2012 года во втором и третьем чтениях сразу заняло у парламента не более 10 минут.) Но проблема гораздо сложнее.

Государство сталкивается с быстрыми переменами в социальной ткани, особенно в области упростившихся трансграничных взаимодействий (в том числе через интернет), и инстинктивно видит опасность во всплеске неконтролируемой (не санкционированной бюрократией) гражданской активности, а также в стихийных протестных движениях, координирующих свои действия на принципах сетевой самоорганизации. Власть, защищаясь, вынуждена перестраивать устаревающий юридический корпус в соответствии с новой угрозой.

Адекватно ли государство в этой перестройке? Чтобы ответить на данный вопрос, следует сперва понять, адекватно ли понимается сама угроза. А для понимания угрозы ее сначала нужно назвать.

И тут возникает эффект, который братья Стругацкие называли «лингвистическим удушьем». У государства нет слов, чтобы описать, конкретизировать угрозу, которую оно чует, нет способов отличить «правильную» социальную активность от «неправильной» (сознавая всю условность этих категорий).

Отсюда и расплывчатость формулировок 275-й статьи, и химерические конструкции недавно принятой военной доктрины, вводящей протесты собственного населения и критическую ревизию «славного прошлого» в разряд военных угроз для государства. Это не от кровожадности или трусости высших сановников, как почему-то многие считают, а исключительно от отсутствия у бюрократии подходящего языка. Явление есть, а слова для него нет. Поэтому принимается максимально широкая трактовка и дальше мысленно приписывается «а там разберемся в каждом конкретном случае». Как говорил Наполеон Бонапарт разработчикам французской конституции, «пишите коротко и неясно».

Как любая машина без «защиты от дурака», такое законодательство опасно в неблагонамеренных руках. Совать пальцы в работающий токарный станок чревато, но именно такими станками становятся некоторые элементы нового закона страны. Перед нами, по сути, «антибиотик широкого спектра действия», который технически может применяться как против реальных угроз социальной стабильности, так и против любых подозрительных форм самоорганизации населения вне государственных структур и контролируемых государством НКО.

Однако систематическое злоупотребление антибиотиками приводит к самым печальным последствиям для организма - от дисбактериоза до направленных мутаций вредоносных штаммов, устойчивых к этому лекарству.

Главное - своевременно покаяться

275-я, как и все статьи 29-й главы УК («Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства») при рассмотрении выглядит страхолюдно. Однако к ней есть особая приписка, позволяющая избежать этих неприятных «от 12 до 20 лет».

Примечание гласит: «Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, (...) освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления».

Такое же правило действует в отношении статей 276 («Шпионаж») и 278 («Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»).

Другими словами, если «у разбойника лютого совесть Господь пробудил» и он, обнаружив за собой признаки госизмены, немедленно покаялся компетентным органам, то про «от 12 до 20 лет» можно забыть. Естественно, если никаких иных преступлений в процессе государственной измены не было совершено.


Top