Перестаньте думать, что вы грязные и окаянные! Как избавиться от уныния, как бороться со смертным грехом

Само слово «грех» в русском языке первоначально могло трактоваться как «ошибка», о чем свидетельствуют такие однокоренные слова, как «огреха», «погрешность». К слову, в других языках это слово имело похожее значение. В греческом это понятие обозначали словом ἁμάρτημα (ἁμαρτία), что вернее всего переводится как «промах, провинность», а иудеи обозначали непреднамеренное прегрешение словом «хэт», что также можно перевести как «промах».

В современном обществе, если не брать в расчет религиозный аспект, понятие «греха» воспринимается как нарушение законов общественной морали, а также государственных законов. Таким образом, человек, соблюдающий законы общества, не совершающий преступлений, предусмотренных уголовным кодексом, не нарушающий светских моральных и этических норм, уже не грешит.

Несколько сложнее обстоит дело с религиозным понятием греха, ведь каждая религия трактует понятие греха по-своему.

Сознание греховности.

Тем не менее люди зачастую чувствуют себя грешными, переживают из-за того, что живут неправильно, поступают несправедливо по отношению к другим. Жить с такими мыслями непросто. Но правда состоит в том, что ни один человек не может быть абсолютно хорош или безнадежно плох.

Если мучает сознание собственного несовершенства, можно попробовать решить эту проблему, работая с внутренним чувством вины, а также развивая собственную эмпатию. Перестав испытывать вину за то, в чем человек фактически не виноват, ему станет легче принять себя и поверить, что он не так уж плох, сделать собственную жизнь более радостной. А развитая эмпатия, т.е. способность чувствовать переживания и эмоции окружающих, умение поставить себя на место другого, понять, что он испытывает, когда с ним поступают тем или иным образом, поможет бережнее относиться к ближнему и не ранить его своими поступками, а значит, объективно стать лучше, т.е. перестать грешить.

Избавиться от чувства вины.

Иногда чувство вины ошибочно путают с совестью, когда человек переживает за совершенные им неблаговидные поступки и стремится их исправить. Но чувство вины - это нечто другое. Это ощущение собственной ответственности за то, за что человек в принципе отвечать не может.

Работать с чувством вины нужно, и обычно процесс это длительный. Порой не обойтись без помощи специалиста-психолога. Начать его можно с осознания следующих важных принципов.

1. Каждый человек не похож на окружающих, и имеет право жить так, как подсказывает ему его совесть, разум, здравый смысл, религиозные убеждения, интуиция. Невозможно нравиться каждому, нереально стать хорошим для всех. Конечно, разумные компромиссы с окружающими - самый лучший выход из возможных конфликтных ситуаций, но уступки должны быть взаимными и не наносить вреда личности.

2. Не стоит позволять обвинять вас в том, за что вы не можете нести ответственность: в плохой погоде и напряженной международной обстановке, в том, что ребенок принес очередную «двойку», у мамы-пенсионерки болят суставы, а у начальника плохое настроение. Если вы чувствуете, что собеседник пытается сделать именно это, лучше просто уйти от общения, а решение важных вопросов перенести на потом.

3. Вы не несете ответственности за последствия своих поступков, о которых не могли предполагать. Так, вашей вины нет в том, что вы подарили маме туристическую путевку, а она, совершая эту поездку, сломала ногу.

4. Вы не виноваты в том, что живете богаче, комфортнее или счастливее, чем ваш родственник, друг или коллега (если, конечно, не добились этого за его счет). Если вы все же чувствуете себя виноватым по этому поводу, сделайте что-нибудь полезное для окружающих, не требуя от них благодарности: разбейте клумбу перед домом, помогите соседу погрузить вещи для переезда на дачу.

Чувство вины - это деструктивное состояние, способное привести человека к сознанию собственной неполноценности, поэтому начинать с ним работать необходимо как можно раньше.

Развивать эмпатию.

Способность сопереживать другому, понимать, какие именно эмоции и чувства он испытывает, помогает понять природу этих чувств, а значит, если есть такая возможность, постараться сделать так, чтобы люди при общении с вами как минимум не испытывали отрицательных эмоций. Не это ли есть то, что в христианстве называется «любовь к ближнему»?

К эмпатии способны все психически здоровые люди и даже некоторые животные, но нет предела совершенству, и способность эту можно развивать на благо себе и окружающим.

1. Для начала научитесь четко определять, что именно переживает человек в конкретный момент времени. Замечайте изменения мимики, тембра голоса, жестикуляцию, положение тела.

2. Постарайтесь вжиться в его физическое состояние и почувствовать то же, что и он. Копируйте все подмеченные вами особенности изменений в его внешности в момент проживания какой-то эмоции и постарайтесь почувствовать то же, что и он.

3. Настроившись таким образом на эмоции собеседника, можно постараться вывести его из негативного эмоционального состояния, однако, это требует специальных навыков.


Грех - это ссора с Богом. Когда мы совершаем греховный поступок, мы сами себя отталкиваем от Господа, а это приводят к несчастьям, неурядицам, болезням.

И тогда стоит задуматься: как избавиться от греха, как его побороть?

Отпусти мне, батюшка, грехи.

Таинство исповеди предусмотрено в христианских религиях именно для того, чтобы отпускать совершенные против божьих заветов деяния. Основной элемент исповеди - покаяние. Просто рассказать о грехе человеку, который является лишь свидетелем, недостаточно. Трудно искупить грех, сердечно в нем не раскаиваясь, не сожалея о содеянном. Очищая душу исповедью человек должен всей своей жизнью стремиться больше не совершать подобного. Хорошо, если исповедь будет искренней. Тогда грех будет отпущен.

Молитва и пост.

В исламе такого действия, как исповедь, не существует. Здесь считается, что между Богом и человеком не должно быть посредников. И просят отпущения грехов мусульмане в своих молитвах перед Аллахом. Если должным образом провести главный мусульманский пост - месяц Рамадан - все грехи будут отпущены.

В православии пост и молитва являются только помощниками в искуплении грехов. Однако из любых правил, как известно, бывают исключения. Например, при невозможности получать исповедь, монахи-отшельники искупали грехи молитвой и строгим постом.

Дело.

Если есть возможность исправить, то нужно это сделать. Хотя бы попытаться. Одна добрая притча рассказывает, как к старцу пришел человек, желающий избавиться от порока недоброго на слово языка. На вопрос "как?" старец повелел сначала распотрошить перьевую перину с крыши дома. Человек выполнил, обрадованным вернулся к старцу, узнать, искупил ли он этим свои деяния. На что получил ответ: "А теперь собери".

Лучше не доводить свои дела до такого масштаба, но если уж случилось, то для искупления придется приложить максимум сил. Украденное иногда можно вернуть. Перед обиженным извиниться. Убил - помоги кому-то жить или выжить. В общем и целом, совершая дела доброты во имя веры, можно в грядущее время склонить чашу судных весов в свою сторону, получить отпущение грехов.

В зависимости от тяжести совершенного греха и доброделание бывает разным. Некоторые привыкнут справляться в миру, у некоторых душа требует монастырского уединения. Но суть не в этом. Главным все же в искуплении греха остается чувство сожаления о сделанном, раскаяние.

Все и сразу.

Всякой хорошей хозяйке понятно, что одной свежей воды для борща явно маловато. Туда нужно добавить овощи, поджарку, мясо и т.п. Что-то забыла - и борщ уже не борщ. Сравнение, может, и слабовато, но очевидно - для того чтобы искупить грехи, нужно делать все возможное: исповедоваться и причащаться, молиться и поститься, творить добрые дела. И стремиться не повторять впредь совершенной ошибки.


1. Молитесь Господу. Только он может дать силу, чтобы противостоять искушению. В молитве своей просите духовной крепости и защиты от греха. Соблюдение православных постов смирит плоть и направит ум к молитве. Полезно очистить душу таинством покаяния и принятием святого Причащения. Священник подскажет, как лучше исправить жизнь к лучшему.

2. Занимайтесь физическим трудом. Святые отцы говорят, что корень всякого зла - в лености и безделье. Умеренная нагрузка направит мысли в нужное русло и позволит отвлечься от любых греховных мыслей.

3. Избегайте соблазнов. Нужно стараться не попадать в такие места, которые приводят нас к искушению, не читать соблазнительных книг, не смотреть подобных фильмов. Пусть настольной книгой станет Библия, которую можно читать и утром, и перед сном, и в общественном транспорте. К искушению приводит также соблазнительная одежда, жесты, вольные танцы.

4. Старайтесь поменьше празднословить. Болтая ни о чем с другими людьми, очень легко впасть в грех осуждения ближнего, тщеславия, гордыни. Пустые разговоры приводят к пересудам, зависти, различным соблазнам.

5. Вообще, почти любой грех берет свое основание в гордости. Именно из-за нашего чувства собственной важности и значительности мы осуждаем, прекословим, возвеличиваем свои поступки. Нужно быть скромным, смиренным и помнить о том, что любой из нас - ничто перед могуществом Бога.

6. Будьте терпеливы. Где нет терпения, там не будет и любви. Нужно спокойно переносить недостатки ближних и их промахи. Безгрешных людей нет на свете, старайтесь прощать и забывать плохое. Это подарит душевное спокойствие и внутренний мир.

1. Вы согрешили, вина перед Всевышним не дает вам покоя, вы не знаете, что делать, как жить дальше? Во-первых, не впадайте в эмоции, отнеситесь к ситуации разумно. Аллах Всевышний создал человеческую натуру несовершенной, мы не можем не совершать грехи, это наша неотъемлемая часть.

В хадисе сказано: «Клянусь Аллахом, благодаря могуществу и воле которого я живу! Если бы вы не совершали грехов, то Аллах Всевышний заменил бы вас на другой народ, который бы совершал грехи, а затем просил бы прощения у Аллаха. И Аллах простил бы их (таким образом, проявляется то, что Аллах является Прощающим)».

Самое первое, что нужно вам сделать после совершения греха – это принять и осознать свой грех . Многие люди совершают запретное, даже не подозревая, что они делают что-то не так. Осознание своего греха – это уже признак веры в вашей душе, непринятие сердцем того, что неприятно Всевышнему. Если закрывать глаза на свои грехи то, они последуют один за другим, что человек просто перестанет различать хорошее от плохого.

Вы совершили грех, но не отчаивайтесь! Милость Аллаха настолько безгранична, что все можно исправить ! Аллах даровал ключи к своему прощению. Теперь вам нужно провести «работу над ошибками» и все исправить.

2. Никому не рассказывайте о своем грехе

Аллах скрывает по своей милости наши грехи, они остаются только между нами и Всевышним. И в этом благо. Ваш грех – это то, что вы должны решать между собой и Аллахом. Между Всевышним и человеком нет посредников, и смысла в раскрытии своих грехов людям нет.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил: «Все члены моей общины будут избавлены, за исключением заявляющих во всеуслышание о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах покрыл его грех, а утром он сам говорит: «О такой-то! Я совершил вот такой грех». И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а на утро сбрасывает покров Аллаха».

3. Осознайте пагубность своего греха

Только подумайте о всем том, чего лишила вам ваша минутная слабость, ваш порыв, ваш нафс, ваша ошибка. Пересчитайте все то, чего вы лишились из-за своего греха. Самое главное из этого то, что вы совершили то, чем Аллаха Всевышний недоволен. Грехи лишают нас удела, уменьшают пропитание, отдаляют от Аллаха, Его милости. К тому же, один грех влечет за собой другой. Учитывая все это, возненавидьте всей душой то деяние, которое лишило вас стольких благ и усложнило ваше положение.

4. Перестаньте совершать этот грех

Самая главная «практическая» работа над своей ошибкой заключается в том, чтобы перестать делать то, что отдаляет вас от довольства Аллаха. Ведь нет смысла ни в покаянии, ни в чем другом, пока человек не перестает совершать то, что не является благом.

«Раскаивающийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал его, а просящий прощения за грех, но продолжающий грешить, подобен насмехающемуся над Аллахом».

5. Не отчаиваться в милости Аллаха

Ваша ошибка – ваш грех – это не повод для уныния, и отчаянию, тем более в милости Аллаха, это повод стать еще ближе к Создателю. Ведь, если человек будет ходить постоянно осуждая и виня себя, он не будет видеть смысла в жизни и будет неблагодарен Аллаху. Это совершенно неверная позиция. Грехи должны нас огорчать и расстраивать, но не должны заставлять опускать руки, а наоборот – будить больший энтузиазм в стремлении обрести довольство Аллаха. Нас будучи верующими характеризует то, как мы относимся к своему греху, и то, как мы справляемся. Даже в самом плохом важно находить благое, а в этом случае – это возможность обрести прощение Аллаха, и извлекать урок на всю оставшуюся жизнь.

6. Дуа прощения

Совершите омовение и произнесите дуа прощения, форм которых очень много. Такими могут быть:

Субханака-Ллахумма уабихамдика, ашхаду ан ля иляха илля анта, астагъфирука уа атубу иляйк («Свят Ты, о Аллах, и хвала Тебе! Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние»).

Аллахумма дж"альни мина-ттаууабин уадж"альни миналь-мутатаххирин («О Аллах! Сделай меня в числе кающихся и сделай меня в числе очищающихся»).

Просите Аллаха о прощении на любом языке, в любое время и месте, вслух или про себя. Аллах – Слышащий и Знающий.

«Аллах Всевышний говорит: “О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя!”».

7. Совершите покаяние

Самый важный этап в контексте совершения грехов – это искреннее раскаяние и совершение покаяния. Праведники говорили: «Истинное покаяние - это произнесение слов покаяния языком, раскаяние сердцем и решимость никогда больше не возвращаться к греху. Если человек покается таким образом, Аллах простит его грех, даже если он был большим. Потому что Аллах прощающий».

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Каждый сын Адама совершает грехи, но лучший из них тот, кто совершает покаяние».

В хадисе Пророка Мухаммада (мир Ему) говорится: «Тот, кто совершает искреннее покаяние в своих грехах, как будто бы не совершал их».

Покаяние – большое благословение, и радость, дарованная верующим, которые даже после совершения запретного, при раскаянии могут стать абсолютно чистыми.

8. Попросите прощения у обиженного

Если ваш грех связан с тем, что в причинили боль, оскорбили или унизили другого человека, то очень важно попросить прощения у него. Наша религия удивительная, она призывает к миру и добру, она не терпит разногласий, она стороне согласия и спокойствия. Также в этом случае, обидчику нужно просить прощения у обиженного, а обиженный должен простить его. Так предписания ислама устанавливают порядок. Это становится ясно из хадисов:

«Пусть тот, кто поступил несправедливо по отношению к своему брату, в отношении его чести или чего-либо еще, освободится от этого сегодня, прежде чем исчезнут динары и дирхамы! Ведь если будут у него благие дела, их заберут у него (в Судный день) в соответствии с нанесенной им обидой, а если добрых дел у него не окажется, будет взято что-нибудь из дурных дел обиженного и возложено на него».

«Прости человека, который сделал тебе зульм, то есть притеснение».

«Умейте прощать и идти на уступки. Ибо прощение и снисходительность лишь прибавляют величия и значимости человеку. И если желаете, чтобы Аллах возвеличил вас, простите же и вы другим их грехи».

9. Сделать хорошее после греха

«Поистине, обладатель левого свитка (ангел записывающий плохие дела) держит поднятым свое перо над свитком согрешившего раба-мусульманина в течение шести часов. Если он покаялся и попросил прощения у Аллаха (за совершенный грех), то он (ангел) отбрасывает этот грех. В противном случае он записывает его как одно плохое деяние».

10. Совершите тауба-намаз – это намаз покаяния

«Если человек совершает грех, встает для очищения себя, далее совершает намаз и затем просит у Аллаха прощения, то не может быть так, чтобы Аллах не простил его».

Совершается в количестве двух ракаатов.

Невероятные факты

Бывают моменты, когда нам особенно хочется очистить себя от всего плохого и негативного.

Каждый из нас старается совершать как можно меньше плохих поступков и предаваться исключительно духовным и добрым мыслям.


Как избавиться от грехов

Вопрос заключается в следующем: как прийти к тому, чтобы очистить свою жизнь от всего дурного и, прежде всего, от всех тех неправильных мыслей и поступков, которым мы предаемся и совершаем ежедневно, порой даже не осознавая это?

Верующие люди знают, чтобы именно духовность дает человеку правильное направление, а также силу, чтобы бороться с греховными мыслями и неправильными поступками.

Вот 5 важных шагов на пути к очищению и правильной духовной жизни:

1. Признание



Это, пожалуй, самый сложный этап.

Знаете, почему грех так легко побеждает большинство людей, и почему люди ему поддаются? Возможно, в первую очередь, потому что грех умеет маскироваться и обманывать людей.

Человек не всегда понимает то, что совершает что-то, что противоречит высоким духовным ценностям и идет в разрез с тем, как правильно нужно проживать свою жизнь.

В результате, человек тратит очень много времени, оправдывая свой грех как индивидуальную причуду или продукт среды, в которой он живет. Он описывают свои ежедневные грехи как врожденное пристрастие, которое имела его мать, отец, бабушка, дедушка.


Самое плохое состоит в том, что люди отрицают само наличие греха.Они не понимают, что совершают что-то, чего делать нельзя, и что является запретным и греховным.

Запомните: любая духовная победа начинается с идентификации врага.

Возникает вполне логичный вопрос: "Если вы не знаете, кто враг на самом деле, как же вы собираетесь с ним бороться? Как я собираюсь исключить из своей жизни то, что я даже не идентифицирую как нуждающееся в устранении?"

Грех это не только злое, но еще и лживое понятие. И грех находится внутри каждого из нас.

Что такое грех?

Возникает второй вопрос: Что такое грех? Это что-то, что противоречит наставлениям и заветам, которым дал человеку Бог.

Мы грешим, когда не делаем то, что считаем правильным. Мы также грешим, когда не подчиняемся Богу, или когда совершаем то, что противоречит тому, чему учит нас религия.

Одним из самых действенных и верных способов распознавания греха является молитва. Молитесь, чтобы вам пришло понимание греха, его идентификация. Ведь только зная врага в лицо, мы можем бороться против него.

2. Фокусирование внимания на правильных вещах



Фокусирование на том, что является правильным, очень важный этап в процессе избавления своей жизни от грехов.

Конечно же, здесь на помощь придёт Библия.

Чтение, запоминание и размышление о духовных ценностях помогут вам сосредоточить свое внимание на душе человека и чистых помыслах, а не на земных искушениях.

Как не совершать грехи

3. Оставаться далеко от греха



Старайтесь избегать ситуаций и мест, где может возникнуть соблазн.

К примеру, если у вас есть проблемы с алкоголем, не ходите в бары и места, где его распивают. Если у вас склонность к слабому полу, не посещайте пляж или места, где женщины ходят в полуобнаженном виде.

Сопротивляться соблазнам –это важное правило, если вы хотите избавить свою жизнь от грехов.

Как только вы отвлечетесь от искушения, вы изберите свой правильный путь.

4. Найдите партнера по интересам



Во всем, что вы делаете, очень важно также иметь единомышленника, с которым вы можете делиться чем-то.

Не зря говорится, "скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты". В любом деле очень важно иметь рядом кого-то, кто будет разделять ваши взгляды и убеждения.

После того, как вы совершите молитву, чтобы избежать греха, вы можете найти ответ Бога в форме друга, посланного вам свыше.


Правильный друг, это тот, который всегда поможет, поддержит и разделит с вами не только хорошее, но и плохое. Это также тот, кто будет разделять ваше мировоззрение, чьи интересы будут совпадать с вашими.

Человек, который помогает нам повиноваться всем заповедям, может называться "подотчетным партнером".

Люди, которые вовремя распознали и признали грехи в своей жизни, например, поддаваясь искушению наркотиками и алкоголем, часто знают, что друг, который поощряет благочестивую жизнь, очень полезен и важен.

Редакция сайт обращает особое внимание на следующий пункт, как на один из самых важных в вопросе об избавлении своей жизни от грехов:

5. Покаяние



Каждый человек совершает ошибки. В этом есть слабость человеческая.

Однако, все мы люди, и всем нам свойственно ошибаться. Бог знает, что мы совершаем ошибки, даже когда стараемся повиноваться и следовать всем заповедям, которые расписаны для человечества.

Покаяние –очень важный процесс в очищении души человека. Когда человек осознает свои ошибки, раскаивается в них, он ступает на верный путь.

Покаяние и следование правильным заветам приводит к тому, что душа становится чистой, и нам больше не хочется возвращаться в греховный образ жизни и вновь ступать на неправильный жизненный путь.

Путь избавлении

Послание Рим. 6 кладёт основание для избавления верующего от греха. Такое избавление Бог подает каждому верующему; все могут воспользоваться им. Более того, да будет нам совершенно ясно, что это освобождение от власти греха может быть личным опытом грешника в тот самый час, когда он принимает Господа Иисуса Христа как своего личного Спасителя и родится свыше. Ему не нужно быть верующим с долгим стажем, и пережить множество поражений прежде, чем принять эту Благую Весть Согласно Рим. 6, откладывание принятия Благой Вести происходит либо потому, что человек не слышал его полностью, либо потому что он не готов принять её вполне и покориться ей. Между тем, как это благословение должно быть общим достоянием всех только что возродившихся грешников.

Рим. 6 начинается призывом вспомнить, а не ожидать. Она направляет наше внимание на прошлое, на то, что уже наше: "Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху" (ст. 6). В одном только этом стихе мы находим три главные элемента:
1. "грех " (в единственном числе);
2. "ветхий человек "; и
3. "тело греховное ".
Эти три элемента резко различны по характеру и играют исключительные роли в действии греха. Грех здесь, это то, что обычно принято считать корнем греха. Библия говорит, что мы были раньше рабами греха. Грех был нашим владельцем. Поэтому прежде всего нам нужно признать, что грех имеет власть, потому что порабощает нас. Он употребляет эту власть непрерывно, чтобы подчинить нас ветхому человеку, и заставить грешить. Ветхий человек - это сумма всего того, что мы унаследовали от Адама. Узнать ветхого человека можно зная нового, потому что всё, что не от нового человека, должно быть от ветхого. Новый человек включает всё, что входит в нас новым от Господа в день возрождения. Следовательно, ветхий человек означает всё в нашей личности, что не входит в нового и находится вне его - наш старый характер и всё, что принадлежит старой природе. Мы грешим, потому что ветхий человек любит грех и находится под его властью.
Тело греха - это наше тело. Эта телесная часть человека стала неизбежной марионеткой во всём нашем согрешении. Оно носит название "тело греховное", потому что тоже подвержено власти греха, и полно страстей и похотей греховных. Именно через тело греху удаётся проявлять себя, иначе он был бы только невидимой силой.
Подытожим перечисленное выше: грех - это сила, которая тянет нас к согрешению. Ветхий человек - это невещественное наследие, полученное от Адама. Греховное тело - это наше вещественное тело, тоже унаследованное от него.
Процесс согрешения происходит в следующем порядке: сперва - грех; затем - ветхий человек; и наконец - тело. Грех проявляет свою силу для привлечения человека и принуждения его грешить. Поскольку ветхий человек любит грех, он потакает ему и склоняется к нему, возбуждая тело на грех. В результате тело, как марионетка в руках греха, согрешает. Через сотрудничество этих трёх элементов совершается грех. Побуждение грешить силою греха, наклонность грешить у ветхого человека, и исполнение на практике у тела - всегда налицо.
Как же может человек избавиться от греха? Некоторые предполагают, что раз грех есть первоисточник, для одержания победы нужно уничтожить его. Соответственно, они рекомендуют полное уничтожение греха. Если корень греха будет вырван, думают они, мы не будем никогда больше грешить, и очевидно становимся освящёнными. Другие уверяют, что нам нужно смирить тело, чтобы победить грех, потому что "не телом ли мы грешим?" - спрашивают они. Таким образом в христианстве появилась группа защитников аскетизма. Они пользуются всякими методами смирения себя, в уверенности, что как только они победят требования тела, они станут святыми. Ни одно из этих заключений не является правильным и не исходит от Бога. Рим. 6:6 прозрачно в отношении Его методов. Он не искореняет грех изнутри, и не покоряет тело снаружи, но вместо этого занимается ветхим человеком между тем и другим.

Божий факт

Идя на крест. Господь Иисус Христос взял на Себя не только наш грех, но и всё наше существо. Апостол Павел подчёркивает этот факт словами: "наш ветхий человек распят с Ним". Глагол "распят" в оригинале употреблён в прошедшем времени, в законченной форме, означающей, что ветхий человек был распят раз и навсегда с Ним. Как крест Христа есть законченный, совершившийся факт, так наше распятие с Ним тоже является совершившимся фактом. Кто ставит под вопрос реальность распятия Христа? Почему же мы должны сомневаться в реальности распятия нашего ветхого человека?
Многие святые, узнав об истине о сораспятии, сразу же предполагают, что они должны умереть, и изо всех сил стараются распять себя. Объяснить такую реакцию можно только отсутствием откровения или веры. Они не только сами занимаются этим, но учат этому других. Последствия слишком очевидны: у них нет силы избавиться от греха, и они чувствуют, что ветхий человек не умирает.
Это печальное заблуждение. Библия нигде не упоминает такого рода распятия самих себя. В ней говорится совсем обратное! Когда Христос пошел на крест Голгофский, Он взял нас туда с Собою и распял нас в Себе. Нам не говорится распинать самих себя, но вместо этого Св. Писание заверяет нас, что с ветхим нашим человеком было покончено, когда Христос пошёл на крест. Одно только Рим. 6:6 уже вполне подтверждает это. Здесь нет ни малейшего намёка на наше собственное само-распятие, и Слово Божие нигде не подразумевает осуществления нашего распятия. Стих в Рим. 6 не оставляет места сомнениям, когда категорически заявляет, что мы распялись со Христом, уже совершившийся факт. Это действительно последствие самого драгоценного изречения в Библии: "в Нём". Именно потому что мы "в Нём" и соединились с Ним. мы можем говорить, что когда Христос пошёл на крест, мы пошли туда в Нём, и когда Он был распят, мы тоже были распяты в Нём. Какая это дивная действительность, что мы во Христе!
Однако, чисто головное усвоение этих истин не может устоять перед искушениями. Откровение Божие положительно существенно. Дух Святой должен открыть нам как мы во Христе и как мы соединены с Ним воедино. Он должен также ясно показать нам, как наш ветхий человек был распят со Христом, по той простой причине, что мы во Христе. Но это не может быть только умственным познанием, это должно быть откровением Святого Духа. Когда истину открывает Бог, она самым естественным образом становится силою в человеке, и он тогда делается способным верить. Вера приходит от откровения. Без последнего не возможно первое. Этим объясняется, почему у многих нет веры. Они, хотя и понимают умом, откровения от Бога не получили. Поэтому, братья, молитесь пока Бог даст нам откровение, чтобы "зная то", в нашем духе, мы могли бы верно сказать: "ветхий наш человек распят с Ним".
Каково последствие распятия ветхого человека? Опять мы получаем неопределённый ответ: "чтобы упразднено было тело греховное". "Упразднено" означает здесь "лишено силы" или "лишено занятия". До этого, когда нас возбуждал грех, ветхий человек реагировал, и тело согрешило. После распятия ветхого человека, и замены его новым, грех всё ещё может возбуждаться в нас и пытаться оказывать своё давление, но он не находит согласия ветхого человека в доведении тела до греха. Грех не может больше соблазнять верующего, потому что он стал новым человеком; ветхий же человек умер. Раньше занятием тела было согрешение, но теперь оно лишено этого занятия, потому что ветхий человек оставлен. Оно не может грешить и следовательно лишилось своего занятия. Слава Господу, Он даровал нам это!
Почему Бог распинает нашего ветхого человека со Христом и лишает наше тело его занятия? Его цель: "дабы нам уже не быть рабами греху". То, что Бог совершил в этом отношении, делает нас способными не поддаваться более натиску греха, и не быть более под его властью. Грех не властвует над нами более. Аллилуйя! Мы должны славить Бога за такое освобождение.

Два предмета первой необходимости

Как можем мы достигнуть такого благословения? Два элемента насущно важны и без них нельзя обойтись никак. Во-первых: "Почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 6:11). Это неотъемлемая часть веры. Если Бог говорит, что наш ветхий человек распят со Христом, мы верим Его Слову и "почитаем себя мёртвыми". Но как же мы умираем? "Мы почитаем себя мёртвыми для греха". Когда Бог говорит, что мы воскресли со Христом, мы опять доверяемся Его Слову: "Почитаем себя... живыми". Как же мы живём? "Почитайте себя...живыми же для Бога". Такое "почитание" есть нечто иное, как вера Богу согласно Его Слова. Когда Бог говорит, что ветхий человек распят, мы верим Ему и почитаем себя мёртвыми. Если Он настаивает на том, что мы ожили со Христом, мы почитаем себя живыми. Беда многих в том, что они хотят чувствовать, видеть и испытывать на опыте это распятие и воскресение прежде, чем поверить Богу и Его Слову. Таковые не понимают, что Бог уже совершил это во Христе, и что если бы они только верили Его Слову, почитая за истину всё, что Он совершил. Дух Святой дал бы им и опыт. Дух Святой передал бы им то, что во Христе.
Во-вторых: "Не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мёртвых, и члены ваши Богу в орудия праведности" (Рим. 6:13). Это неотъемлемая часть посвящения. Если мы настаиваем на удерживании чего-то, что Бог говорит нам оставить, грех будет править нами, и наше почитание будет бесполезным. Если мы отказываемся предавать члены наши Богу в орудия праведности, чтобы говорить и делать то, чего желает Он, и идти туда, куда направляет нас Он, стоит ли удивляться, что мы ещё не свободны от греха? Всякий раз, когда мы отказываемся передать себя Богу или сопротивляемся Ему, грех возвращается к власти. При таких обстоятельствах мы естественно теряем способность "почитать себя", то есть верить Слову Божьему. Перестав верить и "почитать себя", можем ли мы все считать себя сокрытыми (пребывающими) во Христе? Да, но мы больше не живём в Нём в том смысле, как об этом говорится в Иоан. 15. В таком случае мы не годимся для испытания на опыте того, что фактически является нашим во Христе, даже нашего распятия.
На основании любого поражения мы можем сделать вывод, что оно произошло из-за недостатка веры или непослушания. Никакая другая причина не будет достаточной. Вполне возможно, что поражение может вытекать из этих двух причин, - если не сразу из обеих, то, либо из одной, либо из другой. Нам нужно научиться жить во Христе верою, никогда не видя и не воображая себя вне Него. Познавайте ежедневно, что вы во Христе, и что всё, что верно в отношении Него, верно и в отношении нас. Равно и наше посвящение следует изо дня в день хранить незапятнанным. Почитайте всё за сор, ибо нет ничего в мире, от чего бы мы не могли отказаться ради Господа, и нет ничего, что мы хотели бы оставить для себя. Будем настроены к положительному отклику на требования Бога, какими бы трудными или противными плоти они ни были. Ради Бога никакая цена не может быть слишком высокой, Ради угождения Ему можно пожертвовать всем, Будем изо дня в день учиться быть послушными детьми.
Если бы мы так почитали себя и были бы такими преданными, мы бы уже наслаждались тем, что Слово Божие открыто провозгласило: "Грех не должен господствовать над вами".

Связь между грехом и телом

Христианин вступает в решительно опасный период в жизни, когда приходит к познанию истины о сораспятии и к опыту некоторой свободы от греха. Если в этот критический момент он получит правильное наставление, и позволит Духу Святому применить к себе крест более глубоким образом, он сможет со временем достигнуть духовной зрелости. Но если верующий довольствуется рассматриванием своей победы над грехом как вершины достижения и не даст кресту удалить его душевную жизнь, он останется в своей душевной сфере и будет принимать свой душевный опыт за духовный. Несмотря на то, что с его ветхим человеком было покончено, душевная жизнь верующего осталась не тронутой крестом. Поэтому воля, разум и эмоции будут продолжать действовать бесконтрольно, и последствием будет то, что его опыт ограничится душевной сферой.
Что нам важно знать, это насколько такое освобождение от греха действительно повлияло на наше существо - чего оно коснулось, а что ещё остаётся нетронутым и нуждается в его прикосновении. Особенно важно, чтобы мы поняли, что грех находится в исключительной связи с телом. В отличие от многих философов, мы не считаем тело врождённо порочным, но признаём, что грех господствует над ним. В Рим. 6:6 мы нашли, что тело названо "телом греховным", потому что оно есть такое до тех пор, пока мы подвергнем действию креста и предадим члены свои Богу в орудия праведности. Грех захватил наше тело и поработил его. Оно сделалось его крепостью, орудием и гарнизоном. Поэтому для него нет более подходящего названия, чем "тело греховное".
Внимательное изучение Рим. 6-8, где говорится об освобождении от греха, обнаружит не только связь между телом и грехом, но также и роль совершенного Божьего спасения в деле освобождения нашего тела полностью от служения греху для служения Богу.
В Рим 6 апостол Павел ставит эти заявления:
". . . чтобы упразднено было тело греховное" (ст.6).
"Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его" (ст 12).
"Не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте. . члены ваши Богу в орудия праведности" (ст. 13).
В Рим. 7 Бог побуждает ап. Павла говорить о теле так:
"Тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших" (ст 5).
"Но в членах моих вижу иной закон" (ст. 23).
"Делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (ст. 23)
"Кто избавит меня от сего тела смерти" (ст. 24)
В Рим. 8 возвещания Духа Святого через апостола Павла очень ясны:
"Тело мёртво для греха" (ст 10)
"Оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (ст. 11).
"Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете" (ст. 13).
"Искупление тела нашего" (ст. 23).
На основании этих мест Св. Писания мы можем начинать распознавать специфическое отношение Бога к телу- Бог знает, что тело - это особое поле действия греха. Человек сделался рабом греха, потому что тело - марионетка греха. Но как только тело освобождается от греха, тот человек перестает быть рабом греха. Освобождённый действительно таким образом от греха человек, на опыте познаёт освобождение тела от его власти и влияния.
Цель распятия ветхого человека в том, чтобы освободить тело от власти греха. Когда ветхий человек, помогающий греху в теле, подвергается распятию, и новый человек занимает его место, власть греха над телом свергается, потому что без согласия ветхого человека грех не может непосредственно пользоваться телом.
Важно подчеркнуть, что освобождение от греха только означает освобождение нашего тела. (Конечно, завершение нашего искупления, включающее также и избавление от наличия греха, лежит в будущности). Не покончено ещё с душевной жизнью, на которую мы опираемся. Если мы считаем освобождение от греха жизнью на самом высоком уровне, мы предельно неразумны. Мы принимаем "упразднение" тела греховного за высшую жизнь, игнорируя, что за и над греховным телом лежит природная душа, с которой нужно покончить так же, как и с телом греховным. Духовная одиссея верующего непременно будет мелкой, если ему знакомо только "упразднение" тела (каким бы приятным оно ни было), а опыт упразднения души не знаком.
Мы уже упоминали действенное "я" или душу в служении Богу. Тело может быть "упразднено", но душа остаётся весьма активной. Она может проявлять себя разнообразно, но всегда будет вращаться вокруг своего "я". Верующие, которые живут душевно, всегда будут с клонятся в сторону рассудка, воли или эмоций. Они могут даже менять свои наклонности. Но хотя внешнее проявление может быть разным, внутреннее цепляние за душу характеризует их всех. Расположенные к самоволию будут поступать в своё удовольствие, и отвергать волю Божию. Предпочитающие разум будут жить по собственной мудрости, не уповая на руководство Святого Духа в своей интуиции. Эмоциональные будут искать чувственных ощущений и наслаждения ими. Каким бы ни была индивидуальная наклонность, каждый будет видеть в своей тенденции высшую жизнь. Каким бы ни было направление наклонности, одно общее для всех таких людей: все живут для себя; все живут тем, чем обладали по природе до уверования в Бога, будь то талант, способность, красноречие, смышленость, привлекательная внешность, ревностный дух или ещё что-нибудь. В принципе жизнь души - это природная сила; на деле это проявляется в упрямой неподатливости или самомнении или поисках удовольствий. Значит, если верующий живёт душою, он черпает силы из природного запаса, и проявляет особую силу одним или больше из этих образов. До тех пор, пока верующий не предаст душевной жизни на смерть, он будет культивировать эту жизнь, навлекая недовольство Бога, и лишая себя плодов Святого Духа.

Душа как жизнь

Когда мы говорим, что душа - это природная жизнь человека, мы имеем в виду силу, которая сохраняет нас живыми по плоти. Наша душа есть наша жизнь. Живое существо от начала (Быт. 1:21, 22) было названо "душою живою", потому что душа есть жизнь человека и всех других живых существ. Это наша природная сила, которой мы живём до нашего возрождения; это та жизнь, которой обладает каждый человек. Греческий лексикон даёт оригинальное значение слова "психея", как "животная жизнь", значит, душевная жизнь - это то, что делает человека живым существом. Она относится к естественному. Хотя душевная жизнь может быть не обязательно порочной - поскольку многие грехи побеждаются верующими через распятия ветхого человека со Христом - она, тем не менее, остаётся естественной. Она - жизнь человека, и следовательно, она человеческая. Она делает человека именно человеком, т.е. живым существом. Возможно, она добра, любвеобильна и скромна, но, тем не менее, она человеческая
Эта жизнь резко отличается от новой жизни, которую Дух Святой даёт при возрождении. Дух Святой даёт несотворенную (безначальную) и вечную жизнь, а душевная жизнь была сотворена. Дух Святой снабжает нас сверхъестественной силой, а эта только всего на всего естественная. Дух Святой даёт нам "зоэ", а эта жизнь только "психе".
Жизнь человека - это та сила в нём, которая даёт движение всем его членам. Поэтому эта душевная сила проявляется во всякого рода физической деятельности. Внешняя деятельность есть ничто иное, как проявление внутренней силы. Значит, всё, что скрывается невидимо за деятельностью составляет жизнь. Все, что мы "есть" по природе, включено в эту жизнь. Это - наша душевная жизнь.

Душа и грех

Душевная жизнь снабжает силой проводить в исполнение всякое повеление. Если управляет дух, душа по повелению духа действием воли решит или сделает то, что желает дух; если же в теле правит грех, душа будет под его влиянием, и употребит свою волю на решение или исполнение его желаний. Душа действует под диктовку своего хозяина, потому что её дело - исполнять приказы. До грехопадения человека она подчиняла свою силу указаниям духа, но после грехопадения она начала полностью реагировать на уговоры греха. Так как человек сделался плотским существом, тот грех, который начал править в теле человека после грехопадения, сделался его природой, поработившей душу и жизнь человека, и толкающей его на грех. Таким образом грех стал природой человека, между тем, как душа стала его жизнью.
Мы часто обращаемся с жизнью и природой, как с понятиями синонимными и равнозначащими. В строгом смысле они разны. Жизнь кажется куда шире природы. У каждой жизни своя природа, которая, будучи природным принципом существования, включает расположение и желание жизни Когда мы были ещё грешниками, нашей жизнью была душа, а нашей природой был грех. Мы жили душевной жизнью, расположение и желание которой было греховным. Иными словами, грех определяет наш образ жизни, а силу для такого (греховного) образа жизни дает душа. Зачинщицей - природа греха, а источник энергии - жизнь души Грех порождает, а душа приводит в исполнение. Таково состояние неверующего человека
Когда же верующий принимает благодать Иисуса Христа, веруя, что Христос заместил его на кресте, он получает Божественную жизнь и его дух оживотворяется со Христом, хотя бы он ещё ничего не знал о сораспятии. Эта новая, дарованная жизнь приносит с собою новую природу. Поэтому с этого времени у человека две жизни и две природы: с одной стороны душевная жизнь и духовная жизнь, а с другой - греховная природа и Божественная.
Эти две природы - старая и новая, греховная и благочестивая, - по сути (фундаментально) различны, непримиримы и несмешаемы. Старое и новое изо дня в день борется за власть над всем человеком В этой первичной стадии верующий - младенец во Христе, потому что он ещё плотской Его переживания разнообразны и болезненны и пестрят успехами и неудачами Позже он знакомится с освобождением крестом и учится, как с помощью веры почитать ветхого человека сораспятым со Христом. Таким образом он избавляется от греха, который до этого парализовал его тело. После распятия ветхого человека верующий получает силу побеждать и переживает на опыте исполнение радостного общения: "грех не должен над вами господствовать"
Со грехом под ногами, и всеми страстями и похотями позади, верующий вступает в новую сферу. Он может видеть себя совершенно духовным. Глядя на тех, кто ещё погружен во грехе, он не может не ощущать радости и удивляться, каким это образом он достиг вершины духовной жизни. Как мало понимает такой человек, что он не только далёк от полной духовности, но и остаётся частично плотским, что он ещё...

Душевный или плотской верующий

Почему это так? Потому что мы видим, что душевная жизнь продолжается, хотя крест разделался с греховной природой человека. Верно, что всякий грех исходит из греховной природы, а душа - просто услужливый слуга; но, тем не менее, душа унаследована от Адама и не может не быть зараженной грехопадением Адама. Она может быть не полностью осквернённой, однако она естественна, и далеко не похожа на Божественную жизнь. Испорченный ветхий человек в верующем умер, но душа остаётся двигающей силой его жизни. С одной стороны греховная природа глубоко поражена, но с другой стороны жизнь "я" продолжается и не может не быть душевной. Хотя, возможно, ветхий человек перестал направлять душу, последняя продолжает двигать ежедневным хождением человека. С тех пор, как Божественная природа заменила греховную, все наклонности и желания человека по природе хороши, что так не похоже на его прежнее состояние. Однако, нельзя забывать, что исполнителем этих новых желаний продолжает быть старая сила души.
Полагаться на душевную жизнь для исполнения желаний духа, значит употреблять естественную (человеческую) силу для совершения сверхъестественного Божественного добра. Это просто попытка исполнить требования Бога своими силами. В таком состоянии верующий всё ещё слаб положительно делать добро, хотя отрицательно он победил грех. Мало тех, кто честно признаёт свою слабость и неспособность предельно положиться на Бога. Кто может исповедать свою непригодность без того, чтобы быть смиренным Божией благодатью? Человек гордится своей доблестью. По этой причине ему вряд ли придёт в голову мысль об уповании на Духа Святого для делания добра, но он будет исправлять и улучшать своё прежнее поведение силою души. Опасность для него кроется в попытке угодить Богу своими собственными силами, вместо того, чтобы учиться укрепляться силою в своей духовной жизни посредством Духа Святого, чтобы он мог следовать указаниям новой природы. Фактически его духовная жизнь ещё во младенческом возрасте, и не доросла ещё до той степени зрелости, когда верующий мог бы проявлять каждую добродетель Божественной природы. Если верующий не будет смиренно уповать и полностью полагаться на Господа, он неизбежно пустит в ход свою природную, душевную энергию, чтобы ответить тем требованиям, которые Бог возлагает на Своих детей. Он не понимает, что какими бы благами ни казались его старания в очах людей, они никогда не смогут угодить Богу. Потому что, поступая так, он смешивает Божественное с человеческим, выражая небесные желания земными силами. А последствия? Ему совершенно не удаётся сделаться духовным и он остаётся душевным.
Человек не знает, что такое душевная жизнь. Просто выражаясь, это то, что мы обычно называем жизнью нашего "я". Серьёзно ошибается тот, кто не различает между грехом и "я". Многие верующие считают, что это одно и то же. Они не понимают, что как в учении Библии, так и в духовном опыте, это две разные вещи. Грех - это то, что оскверняет, что идёт против Бога и в корне испорчено, а "я" не обязательно такое. Наоборот, иногда оно бывает вполне уважаемым, услужливым и милым. Возьмите для примера душу в связи с чтением Библии - очень похвальным занятием. Попытка постигнуть Библию, Святую Библию с помощью своих врождённых талантов или способностей, сама по себе не считается грехом, и всё же такой подход к Библии, несомненно, исходит из "я". Приобретение душ в сопровождении методов, которые были придуманы самим человеком, тоже полны его "я". А как часто погоня за духовным ростом зарождается в природном "я", и потому, пожалуй, мы не терпим и мысли о том, чтобы отстать, или потому что ищем личной выгоды. Прямо говоря, делание добра не грех, но методы, манера и побуждения в таком делании добра могут быть пресыщены нашим "я". Его источником является природная доброта, а не та сверхъестественная, которую дарит Дух Святой через возрождение. Многие по природе милостивы, терпеливы и нежны. Для них проявление милости, терпения или нежности не есть грех, но потому что эти "добрые" черты исходят из их естественной жизни, и являются работой их "я", они не могут быть приняты Богом, как нечто духовное. Эти поступки совершаются не полным упованием на Духа Божьего, а упованием на свои силы.
Эти несколько примеров иллюстрируют, каким образом грех и "я" отличаются друг от друга. Продвигаясь по нашему духовному пути, мы обнаружим ещё много случаев, когда грех отсутствует, а "я" заметно присутствует. Впечатление такое, что "я" неизбежно пролазит почти во всякое святое дело и благороднейшее духовное хождение верующего.
Будучи долго в цепях греха, дитя Божие легко принимает освобождение от этой власти за совершеннейшую жизнь. Но именно здесь таится величайшая опасность на дальнейшем пути того, кто воображает, что всё злокачественное в нём уже искоренено. Он не сознаёт, что хотя ветхий человек и умер для греха и тело греховное упразднено, "грех", тем не менее, не умер. Он просто превратился в царя без престола, который при малейшей возможности будет стараться изо всех сил возвратить себе его. Верующий может даже переживать избавление от греха, но он не становится от этого совершенным. Ему ещё нужно разделаться бесповоротно со своим "я".
Как печально, когда верующий рассматривает себя освящённым, между тем, как добиваясь освящения, он на деле получил освобождение от греха. Таковые не знают, что избавление от греха является только первым шагом к победоносной жизни. Это только самая первая победа, которую даёт Бог, как заверение о многих других победах, которым надлежит последовать позже. Победа над грехом подобна двери: один шаг и вы внутри; победа над "я" подобна дороге: вы идёте до конца ваших дней. Свергнув грех, мы должны ежедневно приниматься за свержение нашего "я" - самого лучшего в нём, ревностного и религиозного "я".
Если человек получил только освобождение от греха, но еще не пережил самоотречения, или избавления от душевной жизни, он ставит себя неизбежно в положение восстановления своей природной душевной силы для совершения Божьей воли в своём хождении. Он не сознаёт, что помимо греха, ещё две других силы живут в нём: сила духа и сила души. Сила духа есть Божия сила, принятая духовно через возрождение, между тем, как сила души является его собственной, приобретённой им по природе от рождения.
Станет ли верующий духовным или нет зависит в значительной мере от того, как он будет обращаться с этими двумя силами внутри себя. Верующий вступает в ряды духовных, черпая от духовной силы вплоть до исключения силы душевной. Если же он будет употреблять душевную силу, или сочетание двух этих сил, результатом неизменно будет душевный или плотской верующий. Божий путь ясен. Мы должны отречься от всего, что исходит из нас самих: кто мы, чем обладаем, на что способны - и начать двигаться исключительно Им, ежедневно присваивать жизнь Христову посредством Святого Духа. Отсутствие понимания и послушания не оставит нам другого выхода, кроме жизни силою души. Следовательно, духовный верующий тот, у кого дух находится под руководством Святого Духа. Он черпает силы для ежедневного хождения от той жизни, которую дарит Святой Дух, Живущий в его духе. Он живёт на земле, угождая не своей воле, но воле Божией. Он не полагается на свою смышленость для планирования и служения Богу. Правило его хождения: жить тихо в духе, не будучи более под влиянием и контролем внешнего человека.
Душевный верующий значительно отличается от духовного. Хотя у него есть сила духа, он не черпает от неё силы для жизни. Изо дня в день он настойчиво продолжает давать волю душе и полагаться на силу своего "я". Он следует указаниям того, что ему приятно и нравится, потому что он не научился быть послушным Богу. В Божье дело он вносит свою собственную мудрость, и строит множество всяких хитросплетенных планов. Его ежедневное существование управляется и находится под влиянием внешнего человека.
Вывод из всего сказанного выше такой: проблема двух природ разрешена, а проблема двух жизней ещё нуждается в разрешении. Духовная жизнь и душевная сосуществуют в нас. Хотя первая сама по себе обладает недюжинной силой, вторая умудряется управлять всем существом, потому что так глубоко укоренена в человеке. Если верующий не решит отречься от душевной жизни, и не передаст бразды правления духовной жизни, у последней не будет никакой надежды на развитие. Это огорчает Небесного Отца, потому что дитя Божие лишает себя духовного роста. Его нужно научить, что победа над грехом, какой бы блаженной она ни была, является самым минимумом опыта верующего. В ней нет ничего потрясающего. Потрясать нас должно отсутствие победы над грехом. Не задаёт ли Св. Писание справедливый вопрос: "Мы умерли для греха: как же нам жить в нём?" (Рим. 6:2). Ведь вера в то, что Христос умер за нас, неотделима от веры а то, что мы умерли с Ним (Рим. 6:6). Поэтому удивлять нас должно не то, что умершие для греха перестали грешить, а то, что они продолжают грешить, как будто бы не умирали. Первое состояние нормально, а второе совершенно нет.
Освобождение от греха не такое трудное дело, если его рассматривать во свете законченного, совершённого и полного спасения, дарованного Богом. Верующий, однако, должен перейти к усвоению более сложного, и, пожалуй, трудноопределимого и глубокого урока: он должен научиться презирать свою жизнь. Мы должны не только ненавидеть греховную природу, которая перешла к нам от Адама, но и природную жизнеспособность, на которую мы теперь полагаемся, чтобы жить. Мы должны быть готовы отречься от доброго, производимого плотью, равно, как от злого, производимого плотью. Нужно не только оставить грехи, но в придачу к этому отдать на смерть и жизнь греха. Хождение в Духе Святом не означает только, что человек перестал грешить, но что он также выселил своё "я". Дух Святой может проявлять свою силу толь ко в тех, кто живёт Его силой. Всякий, кто живёт своими силами, не может расчитывать на могучее действие силы Святого Духа. Нам нужно освободиться от всего природного так же, как и от всего греховного. Если мы будем настаивать на жизни по-человечески, то есть согласно указаниям человека в нас - грешного или просто природного - мы отвергнем власть Духа Святого в нашей жизни. Как может Он проявлять Свою власть и силу, если мы, освободившись от греха, продолжаем мыслить по-человечески, желать по-человечески, и жить и трудиться для Бога по-человечески? Мы не опираемся полностью на Святого Духа Божьего, чтобы Он мог работать в нас. Если мы искренне жаждем Его полноты, мы должны во-первых отделаться от всеобъемлющего влияния души.

В жизни каждого человека бывают моменты, когда ему хочется освободиться от всего негативного и плохого. Одной из самых волнующих тем в такой период жизни становится избавление от грехов. Сегодня мы предлагаем поговорить о том, как быть с теми прегрешениями, в которых верующие люди каются от исповеди к исповеди, как не превратить беседу со священником в отчет. Постараемся ответить на вопрос о том, как избавиться от грехов, бороться ли со всеми сразу или же решать проблемы по очереди. Скажем сразу - говорить будем не только о православии, но и об исламе.

Стремление к чистоте

Первый вопрос заключается в том, как прийти к тому, чтобы очистить свою жизнь от дурного - неправильных поступков и мыслей, которые у человека появляются практически ежедневно. Верующие люди говорят: именно духовность способна дать человеку правильное направление. А вера дарует ему силу для того, чтобы он мог бороться с греховными мыслями. Духовная жизнь предполагает стремление человека к чистоте, жажду становиться лучше. Чем сильнее становится это стремление, тем ярче и острее совесть будет реагировать на любые отклонения от правды. Тогда вопрос о том, как избавиться от грехов, станет для человека неактуальным, ведь он просто перестанет их совершать. Так какие же шаги нужно совершить для того, чтобы победить в себе греховность?

5 шагов на пути к очищению

Самый главный и сложный этап - это признание. Дело в том, что, по мнению верующих, грех умеет отлично маскироваться и обманывать людей: они не всегда понимают, что совершают нечто, противоречащее духовным ценностям. В результате человек тратит очень много времени на то, чтобы оправдать свой грех, называя его врожденным пристрастием, индивидуальной причудой или продуктом среды, в которой он живет. Священнослужители говорят: любая духовная победа должна начинаться с идентификации врага. То есть важно признать, что то, что вы совершаете, является грехом. Второй этап - это фокусировка внимания на правильных вещах. На помощь человеку придет Библия. Нужно читать ее и размышлять о духовных ценностях, сосредотачивая свое внимание на душе и чистых помыслах, а не на земных искушениях. Третий шаг - сопротивление соблазнам. Если на первых порах вам тяжело справиться с искушениями, просто избегайте тех мест и ситуаций, где могут возникнуть соблазны. Не менее важно найти человека, с которым вы можете делиться своими мыслями и переживаниями. Это и станет четвертым этапом очищения. Крайне важно, чтобы рядом с вами был единомышленник, который будет разделять ваши взгляды и убеждения. Пятый шаг - покаяние. Его можно назвать одним из самых важных процессов, происходящих во время очищения души человека. В то время, когда человек осознает свои ошибки и грехи, начинает раскаиваться в них, он вступает на верный путь.

Разбор грехов

У каждого человека есть своя слабость, свой собственный порок и недостаток, от которого он желает избавиться. Причем на разных этапах жизни это могут быть абсолютно разные проблемы. Именно поэтому, говорят священнослужители, крайне важно, чтобы человек выделил какой-то один недостаток и начал его преодоление. Только после того как человек сумеет победить один грех, нужно браться за другой.

Решение задачи

Как избавиться от греха? Во-первых, его нужно увидеть, а во-вторых, возненавидеть. Обычно совесть верующего человека обостряется во время регулярной исповеди. То есть, осознав в себе какой-либо порок, исповедуясь в нем каждый раз, человек словно впадает в него снова. Разумеется, совесть реагирует на это крайне болезненно. Священники говорят: это очень хорошо, потому что именно такая болезненность является залогом того, что грех оставляет человека. При этом важно понимать, что исповедь - не отчет о проделанных грехах, а тщательная, невероятно кропотливая работа над преодолением собственных недостатков.

Вариантов избавления от греховных мыслей и поступков немало, зависят они от того, какой именно порок хочет устранить в себе человек. Как избавиться от греха осуждения? Этот грех не напрасно считается в православии одним из самых коварных и не замечаемых, а потому наиболее распространенных. Ему очень удобно маскироваться, ведь, осуждая, человек думает о том, насколько он справедлив, проницателен и высокоморален. Однако не стоит забывать о том, что это лишь осознание самого себя человеком несовершенным. С помощью этого греха человек просто самоутверждается за счет своих ближних. Справиться с осуждением непросто, но есть ряд действенных способов. Во-первых, необходимо помнить о том, что суд всегда принадлежит Богу. Достаточно вспомнить заповедь из Евангелия:

«Не судите, да не судимы будете».

Однако существует еще один метод борьбы с осуждением. Преподобный Анатолий Оптинский говорил: "Пожалей - и не осудишь". Как только человек начинает жалеть кого-либо, желание осуждать мгновенно пропадает.

Еще один серьезный порок - рукоблудие. Как избавиться от греха? Как и в случае с другими прегрешениями, этот необходимо возненавидеть. Конечно, поможет исповедь, не менее важно и организовать для себя жесткий режим. Ведь когда у человека много свободного времени, у него портятся голова, сердце и нравственность - об этом, кстати, размышлял

Серьезным пороком церковь считает и пристрастие к избыточному поеданию вкусной пищи. Как избавиться от греха чревоугодия? Перед каждой трапезой необходимо молиться, просить Господа дать воздержание и положить предел домоганиям чрева. Важно и определить для себя то количество пищи, которые вам стоит съесть, а после этого дня отделить от него четвертую часть и отложить ее в сторону. Возможно, в первое время вы будете испытывать чувство голода, однако, когда организм привыкнет, потребуется вновь отнять от нее четверть. Ни в коем случае не поддавайтесь на уговоры домашних съесть побольше, не отвлекайтесь на беседы.

Родовые грехи

Особое место в православии занимают так называемые родовые грехи. Дело в том, что все, что мы рассмотрели выше, можно отнести к группе личных грехов, то есть проступков, совершенных конкретным человеком, за которые он несет личную ответственность и терпит за них наказания. А вот родовой грех - это своеобразная болезнь нравственного порядка, с которой человек появляется на свет. Источник этого греха не сам человек, а его предки. Дело в том, если кто-то из ваших родителей, бабушек или дедушек не устоял против искушений и совершил такой тяжкий грех, как прелюбодеяние, убийство, магическое воздействие, то в момент совершения этого проступка душа и тело его были подвержены особому разрушительному воздействию. Оно не только сказалось на существе этого человека, но и передалось потомству. Как избавиться от родового предков? В первую очередь необходимо составить перечень прародителей до седьмого поколения. Обратите внимание: дяди и тети в этот список включаться не должны. Еще одна особенность: перечней должно быть два, в одном должны быть вписаны люди умершие, во втором - живущие. Как избавиться от грехов дома? Молитва - это то, что вам понадобится. Существует три достаточно мощных текста о прощении грехов рода: 50 псалом, 90 псалом, молитва «Символ веры».

Грехи в исламе

Как избавиться от грехов в православии, вы уже знаете, теперь предлагаем поговорить о том, как сделать это мусульманам. В том случае, если вы согрешили, вина перед Всевышним не дает вам покоя, не стоит впадать в эмоции. Мусульмане считают, что Аллах создал человека несовершенным, а потому он просто не может не совершать грехи. Первое, что нужно сделать после совершения проступка - принять и осознать его. Ни в коем случае нельзя отчаиваться, ведь милость Аллаха, говорят мусульмане, настолько велика, что все ошибки можно исправить. Рассмотрим, как избавиться от грехов человеку, который осознал всю их пагубность!

Соблюдение тайны

Мусульмане говорят: "Никогда не говорите окружающим вас людям о своем грехе". Милость Аллаха настолько велика, что он оставляет грехи грешника только между собой и самим человеком. Дело в том, что между Высшими силами и грешниками не может быть посредников, а потому и раскрывать свои прегрешения другим людям не стоит. Пророк учил мусульман:

Все члены моей общины будут избавлены, за исключением заявляющих во всеуслышание о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах покрыл его грех, а утром он сам говорит: «О, такой-то! Я совершил вот такой грех». И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха.

Осознать и перестать грешить

Следующий шаг - обдумывание того, чего лишила вас минутная слабость, осознание вреда. Пожалуй, самым главным можно назвать недовольство Аллаха. Грехи отдаляют мусульманина от Всевышнего, лишают достатка и пропитания. Не стоит забывать и о том, что один грех непременно ведет за собой другой. Учитывая все эти факторы, следует возненавидеть всем сердцем то, что вы совершили, что усложнило ваше жизненное положение. Разумеется, следует прекратить совершать этот грех в дальнейшем. Самая главная работа над ошибкой заключается именно в том, чтобы мусульманин перестал делать то, что отделяет его от довольства Аллаха. Покаяние не будет иметь никакого смысла до тех пор, пока человек совершает грех.

Грех - не повод для отчаяния

Никогда не отчаивайтесь и не сомневайтесь в милости Аллаха. Любая ошибка - это не повод для уныния, а причина стать еще ближе к своему Создателю. Конечно, грехи должны огорчать и расстраивать человека, но не должны заставлять его опускать руки. Любой неприглядный поступок должен пробуждать в мусульманине энтузиазм, который позволит обрести довольство Высших сил. В самом плохом необходимо всегда находить благое, в случае с грехом, например, это возможность обрести прощение, извлечь для себя урок на всю оставшуюся жизнь.

Заключение

Подведем итоги. Избавиться от грехов можно, правда, путь этот будет весьма сложным, полным соблазнов и искушений. Какую бы религию вы для себя ни избрали, обязательно совершите покаяние. В контексте совершения грехов истинное раскаяние является одним из самых важных этапов. В том случае, если ваш грех связан с каким-то другим человеком, например, вы несправедливо кого-то обидели или унизили, непременно попросите у него прощения. Все религии мира очень разные, но сходятся в одном: они призывают человека к миру и добру, согласию и спокойствию.

Совершайте больше хороших поступков. И конечно, молитесь. Говоря о том, как избавиться от грехов дома, священнослужители отмечают, что искренняя молитва, произнесенная от чистого сердца перед домашним иконостасом, важна не меньше, чем исповедь в храме.


Top