Разница между мужским и женским мировоззрением

Два лагеря – мужской и женский – ведут постоянную захватывающую игру. Они то отдаляются друг от друга, не сумев понять противоположную «цивилизацию», то соединяются, восторженно переплетаясь. А все дело в несходстве взглядов и принципов, разном понимании мира, осознании в нем своего места. Рассмотрим подробней, чем отличается женское мировоззрение от мужского.

Мужской и женский фактор

Начнем с того, почему мужчина и женщина по-разному смотрят на этот мир. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что в них заложено самой природой, а конкретней – об особенностях мышления.

Известно, что четко выстроенная мысль, логика – это про мужчину. Он прямолинеен, хорошо ориентируется в пространстве, видит ситуацию более масштабно, во главу угла ставит рациональность. У женщины на первом месте ощущения, эмоции, сопровождаемые отсутствием логических рассуждений. Начав с одного, она пропускает это через свою гамму чувств и образов и на выходе получает совершенно иной результат.

Другим моментом, объясняющим отличие женского мировоззрения от мужского, является то, какая роль издревле отведена представителям противоположных полов. Миссия мужчины – продолжить род, и он имеет свой взгляд на отношения с женщиной. Женщина нацелена на рождение здорового потомства и его безопасное существование, и это также сказывается на ее позиции по отношению к мужчине.

Мужчина сильный. Он призван оберегать. Поэтому его отношение к риску и опасностям совершенно отличается от женского. Кроме того, привязанность женщины к семейному очагу и стоящая перед мужчиной задача решения внешних дел заставляют представителей обеих сторон по-разному относиться к всевозможным проблемам и трудностям.

Сравнение

Отметим несколько ключевых моментов.

Приоритеты

Мужчине крайне важно быть успешным. А успех тесно связан с тем, насколько мужчина реализовался в своем деле, каких добился высот. Мужчина постоянно обдумывает детали, касающиеся его работы, и стремится добиться главного – увеличения материальных накоплений. Если мужчина видит, что его труды были не напрасны, и получает ожидаемый результат, он счастлив.

Конечно, в современном обществе женщина тоже нередко пытается своими силами твердо стоять на ногах в материальном плане, проявляя при зарабатывании денег мужские качества, но все же зачастую ей приходится делать это по необходимости. Ведь, в принципе, главное, что ее занимает, – собственная семья, спокойствие каждого ее члена, создание уюта и благожелательной атмосферы в доме.

Отношение к противоположному полу

Роль мужчины – в зачатии потомства. Он быстро «вспыхивает» для близости, видя в этом возможность отдать женщине свое семя. К сожалению, после он способен оставить партнершу и отправиться покорять другие, еще не изведанные горизонты. Это составляет трагедию многих женщин. Однако если избранница всерьез привлекла мужчину не только физически, но и душевными качествами, он может остаться с ней навсегда и сделает все, чтобы она чувствовала себя счастливой.

Женщина, с ее инстинктами материнства, действует осторожней. Она более избирательна в выборе партнера и старается не подпускать к себе слишком быстро. Женщине важно убедиться в том, что ее спутник надежен, даст необходимую стабильность, что с ним дети и она сама будут стопроцентно защищены.

Отношение к трудностям

В мире, полном опасностей, мужчине некогда растрачиваться на постороннее. В экстренной ситуации его реакция незамедлительна, он способен действовать решительно и безошибочно. Мужчина словно ждет случая, который позволит ему проявить свои железные качества, доказать, что он «настоящий», умеющий всегда найти лучший выход. Сущность мужчины – ходить по лезвию ножа, ставить на кон все для получения еще большего.

Женщину проблемы часто пугают. Она предпочитает оставаться спокойной и уверенной… за крепкой мужской спиной. А если ей все-таки приходится бороться с серьезными препятствиями, то на это уходит столько энергии, что, скорее всего, она будет чувствовать себя обессиленной и опустошенной, но не счастливой.

Лидерство

Многие женщины не хотят это признавать, но все-таки быть лидером – привилегия мужчины. Для успешной реализации своего потенциала ему просто необходимо чувствовать себя значимым, главным. Это ощущение придает мужчине уверенности, увеличивает энергию, требующуюся для решения проблем.

Женщина, примеряя на себя роль лидера, вынуждена столкнуться с ответственностью, которая порой оказывается не по зубам и вместо удовлетворения приносит раздражение и стрессы. Поэтому чаще всего женщина более мягкая, уступчивая. Это еще один критерий, который определяет разницу между мужским и женским мировоззрением.

Соперничество

В крови мужчины – борьба за признание своего первенства перед себе подобными. Его женщина должна быть самой достойной, дети – самыми умными и талантливыми, достижения – широких масштабов.

В женщинах также присутствует дух соперничества, но все-таки постоянная гонка их слишком выматывает, и чаще всего они предпочитают сотрудничать, чтобы общими усилиями добиться какого-то результата.

Великие и не очень философы умели сохранять нейтральность и строгость суждений, размышляя об устройстве мира, о боге, об обществе и его потребностях. Но была у них такая тема, мучительно сложная тема, на которой всё шло наперекосяк. Тема это, конечно же, половая.

И всё бы хорошо, если бы лишённые внятной аргументации рассуждения о природной женской сучности были просто высказаны вслух и тотчас же забыты. Но нет же - некоторых угораздило их записать. Что же они там записали - в нашей подборке.

Мы, конечно, не судим авторов слишком строго - они жили во время, когда о социальных механизмах конструирования гендерных различий мужчины старались даже не подозревать. Вместе с тем, крайне желательно, чтобы находящиеся в здравом уме люди сейчас этой ерунды не повторяли.

Фридрих Гегель. Философия права

«Женщины могут быть образованными, но для выс­ших наук, как философия, и для некоторых произведений искусства, требующих всеобщего, они не созданы. Женщины могут обладать остроумием, вкусом, изяществом, но идеальным они не обладают.

Различие между мужчиной и женщиной таково же, как различие между животным и растением: животное больше соответствует харак­теру мужчины, растение больше - характеру женщины, ибо она больше представляет собою спокойное раскрытие, получающее своим началом более неопределенное единство чувства.

Государство подвер­гается опасности, когда женщины находятся во главе правительства, ибо они действуют не согласно требованиям всеобщего, а руководясь случайными склонностями и мнениями.

Женщины получают свое образование какими-то неведомыми путями и как бы через атмосферу представления, больше благодаря жизни, чем благодаря приобрете­нию знаний, между тем как мужчина достигает своего положения лишь посредством завоеваний мысли и многих технических стараний».

Бенедикт Спиноза. Политический трактат

«Кто-нибудь, пожалуй, спросит, стоят ли женщины под властью мужчин по природе или в силу положительного закона? Ведь если это так только в силу закона, то для нас нет, следовательно, никаких оснований устранять женщин от управления. Но если мы обратимся за поучением к опыту, то увидим, что такое положение вещей объясняется слабостью самих женщин.

Ибо невиданное ещё дело, чтобы мужчины и женщины правили вместе, но всюду на земле, где только есть мужчины и женщины, мужчины правят, а женщины находятся в подчинении, и, таким образом, оба пола живут в согласии.

Но, напротив, амазонки, которые, по преданию, когда-то правили, не терпели мужчин в своей стране, но растили только девочек; рождённых же ими мальчиков убивали.

Ведь если бы женщины по природе были равны мужчинам и по силе души, и по силе ума, в которых главным образом заключается человеческая мощь, а следовательно, и право, то, конечно, среди столь различных наций нашлись бы и такие, где оба пола управляли на равном основании, и другие, где мужчины управлялись бы женщинами и получали бы такое воспитание, что отставали бы от них в умственных качествах.

Но так как этого нигде нет, то можно вполне утверждать, что женщины по природе не имеют одинакового с мужчинами права: они, напротив, с необходимостью уступают мужчинам и поэтому невозможно, чтобы оба пола управляли на равном основании, и ещё менее, чтобы мужчины управлялись женщинами.

Если, кроме того, мы обратим внимание на человеческие аффекты, на то именно, что мужчины по большей части любят женщин только вследствие аффекта похоти, а дарования их и рассудительность ценят лишь постольку, поскольку они отличаются красотою, и, кроме того, что мужчины не терпят, чтобы любимые ими женщины в чём-нибудь проявляли благосклонность к другим, и т. п., то легко убедимся, что равное участие мужчин и женщин в управлении сопряжено с большим ущербом для мира».

Иммануил Кант. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного

«У женщины более сильна прирожденная склонность ко всему красивому, изящному и нарядному. Уже в детстве женщины с большой охотой наряжаются и находят удовольствие в украшениях. Они чистоплотны и очень чувствительны ко всему, что вызывает отвращение.

Они любят шутку, и, если только у них хорошее настроение, их можно забавлять безделушками. Очень рано они приобретают благонравный вид, умеют держать себя и владеют собой; и все это в таком возрасте, когда наша благовоспитанная мужская молодежь еще необузданна, неуклюжа и застенчива.

Женщины очень участливы, добросердечны и сострадательны, прекрасное они предпочитают полезному, и то, что у них остается от расходов на пропитание, они охотно откладывают, чтобы тратить больше на внешний блеск и наряды.

Раздумье и долгое размышление благородны, но трудны и не особенно подходят для лиц, у которых естественная прелесть должна свидетельствовать лишь о прекрасной природе.

Трудное учение или слишком отвлеченные рассуждения (даже если бы женщине удалось достигнуть в этом совершенства) сводят на нет достоинства, присущие женскому полу».

Фридрих Ницше. Человеческое, слишком человеческое

«Женщины втайне всегда интригуют против высшей души своих мужей; они хотят отнять у нее её будущность в угоду безбоязненному и спокойному существованию в настоящем.

Естественная склонность женщин к спокойному, равномерному, счастливо-гармоническому существованию и общению, маслоподобный и умиротворяющий элемент в их действиях на жизненном море непроизвольно противодействует более героическому внутреннему побуждению свободного ума. Не замечая того, женщины поступают так, как если бы с пути странствующего минералога убирались все камни, чтобы он не повредил себе ноги, тогда как он именно и вышел в путь, чтобы натыкаться на них».

Артур Шопенгауэр. Parerga und Paralipomena

«Чем благороднее и совершеннее какая-нибудь вещь, тем позднее и медленнее достигает она своей зрелости. Мужчина приобретает зрелости рассудка и духовных сил едва ли раньше двадцати восьми лет; женщина - с восемнадцатым годом. Но зато такой уж и рассудок: вполне скудно отмеренный.

Поэтому женщины всю свою жизнь остаются детьми, видят всегда только ближайшее, прилепляются к настоящему, принимают видимость вещей за сущность дела и предпочитают мелочи важнейшим занятиям.

Благодаря именно разуму, человек не живет, как животное, только в настоящем, а обозревает и обсуждает прошедшее и будущее, откуда и проистекают его осторожность, заботливость и частая озабоченность. К происходящим от этого выгодам и невыгодам женщина причастна менее мужчины, вследствие своего более слабого разума.

Она, скорее, отличается духовною близорукостью: её интуитивный (непосредственно воспринимающий) ум остро видит вблизи, но имеет тесный кругозор, в который не входит отдаленное.

Поэтому все отсутствующее, прошедшее, действует на женщин гораздо слабее, чем на нас, отчего и проистекает чаще встречаемая в них и подчас доходящая до безумия наклонность к расточительности (мотовству).

Женщины убеждены в душе своей, что назначение мужчин - зарабатывать деньги, а их - тратить, если возможно - еще при жизни мужа или же, по крайней мере, после его смерти».

Отто Вейнингер. Пол и характер

«В то время, как мужчина, взятый с анатомической точки зрения, может психологически вполне походить на женщину, женщина никогда психологически на мужчину походить не может, как бы мужествен ни был её внешний вид и как бы мало женственно ни было впечатление, которое она производит.

Теперь мы можем с достоверностью дать окончательный ответ на вопрос об одаренности полов: есть женщины с некоторыми чертами гениальности, но нет женского гения, никогда его не было (даже у мужественных женщин, о которых говорит история и первая часть нашего труда), никогда его и не будет. Кто в этом вопросе проявит нерешительность и настолько расширит понятие гениальности, что под него отчасти подойдут и женщины, тот тем самым окончательно разрушит это понятие.

Природа женщины, существенной чертой которой является отсутствие определённости логических понятий, не менее убедительно, чем слабо развитая сознательность её, доказывает, что у женщины нет своего «я».

12. Второй пол и философия

Симона де Бовяар: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся»

В 1949 году увидела свет книга «Второй пол» французской писательницы Симоны де Бовуар, жены выдающегося философа Жан-Поля Сартра. В книге было показано, что, во-первых, понимание мужского и женского определяется культурными, в том числе и философскими, нормами; во-вторых, с незапамятных времен мужская культура признается положительной, а женская негативной. Писательница дала своей книге название не случайно. Имеется в виду, что первый пол - это биологические признаки, по которым биологи отличают мужчину от женщины. Самое главное биологическое отличие женщины от мужчины состоит в ее детородной способности. Но наряду с первым полом есть еще и второй, сотворение мужественности и женственности в социальной жизни человека, выработка и культивирование мужских и женских ценностей. Вот почему Симона де Бовуар утверждает, что «женщиной не рождаются, женщиной становятся».

Первые книги в защиту женщин появились еще в XV веке. Но вплоть до второй половины XX века женскую проблематику не удавалось поднять на философские высоты. В последние 30 лет это удалось. Теперь женский вопрос становится сквозным для всей культуры. Что значит быть мужчиной, что такое женщина? Эти, на первый взгляд, простые вопросы при детальном рассмотрении оказались наполненными философскими тонкостями, разветвленной проблематикой, о которой раньше и не подозревали. Из поля зрения философов выпало подлинное значение единства и различия мужественного и женственного. Исподволь, незаметно для себя традиционная философия не только не поставила под сомнение правомерность подчинения женщины мужчине, но и способствовала укреплению патриархата (власть отцов). Тем самым философия неправомерно сузила свои горизонты, абстрагировалась от множества проблем, имеющих важнейшее значение не только для женщин, но и для мужчин (материнство и отцовство, семья, общество, неравенство в семье, сексуальное насилие, проституция и т. д.).

Женщина и мужчина, женственность и мужественность

О качествах женщин и мужчин написаны миллионы страниц. Очень часто приходят к следующим двум выводам:

Сколько-нибудь уверенное проведение границ между мужчиной и женщиной возможно лишь на среднестатистическом уровне. На индивидуальном уровне признаваемые типично мужскими или же, наоборот, женскими качества мигрируют от мужчин к женщинам и в обратном направлении. Так, высокую рациональность и научную дерзость обычно приписывают мужчинам. Но как быть с полькой Марией Склодовской-Кюри, которая дважды удостаивалась Нобелевской премии - первый раз по физике, второй раз по химии (к тому же она была обаятельной женщиной)? Говорят, что женщины пасуют перед опасностями, но относится ли сие к летчицам и космонавткам? Опять же некоторые мужчины способны соперничать в изяществе с женщинами.

Качества «среднестатистических» мужчины и женщины дополняют друг друга. Нельзя утверждать сколько-нибудь обоснованно, что качества мужчины непременно лучше качеств женщины.

Ниже мы приводим в сопоставлении качества (добродетели) среднестатистических мужчины и женщины. Речь идет о мужественности и женственности, о второй природе мужчин и женщин.

Фактически как в левом, так и в правом столбце указаны ценности. Сложите все мужские ценности (M 1 …, М n) и вы получите то, что можно назвать мужской философией. Соответственно сумма Ж 1 …., Ж n даст женскую философию.

Возьмите теперь какую-либо философскую систему, например рационализм. Он попадет под рубрику мужской философии. Если же мы изберем в качестве объекта ту или иную конкретную личность, то в ней наверняка обнаружатся как мужские, так и женские качества. Мы получим записи типа: Сидоров Алексей (M 1 , M 4 , Ж 3 , Ж 7), Иванова Марина (М 2 , М 5 , Ж 1 , Ж 3).

В качестве вывода отметим: так называемая женская философия составляет органическую часть современной философской картины мира.

Философия любви

«Любовь, - отмечал писатель А.П. Платонов, - есть соединение любимого человека со своими основными и искреннейшими идеями - осуществления через него (любимого - любимую) своего смысла жизни». Любовь - это взаимное влечение мужчины и женщины, это биологические инстинкты, одухотворенные и нравственно, и эстетически. Нет такой ценности человека, которая бы не входила так или иначе в нежное таинство любви. Самое, пожалуй, короткое определение любви гласит: любовь - это одухотворенная плоть. Любовь - это, по В.Г. Белинскому, не просто каприз чувств или прихоть сердца, а уважение достоинств человека.

О любви много размышляли философы. Платон был первым, кто в систематически развитой философии возвысил духовную любовь над чувственной (отсюда выражение - «платоническая» любовь, т. е. духовная, а не физиологическая). В средние века любовь считалась главной добродетелью Бога. В Новое время любовь по преимуществу приписывалась человеку, но достаточно часто символ любви - сердце противопоставлялся символу разума - уму. В XX веке любовь то низводят до физиологических инстинктов (как у Фрейда), то приравнивают к ценностям эстетики или этики. «Любовь - это цветы нравственности…» (В.А. Сухомлинский).

Отметим одно весьма любопытное обстоятельство. Довольно часто на фоне поэтической лирики философские рассуждения блекнут, им недостает свежести, проникновенности. Чтобы не быть голословным, послушаем поэта. Вот что писал А.С. Пушкин о любви соответственно в 14, 25 и 36 лет:

Сердце страстное пленилось;

Признаюсь - и я влюблен!

И сердце бьется в упоеньи,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! уж не бывать!

Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты…

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты.

Вряд ли возможно перевести строчки Пушкина в философский текст. Мы и не будем пытаться сделать это. Нам остается пожелать философии достичь поэтического совершенства (не обязательно в стихах, ведь поэтика в прозе тоже отнюдь не заказана).

Сформулируем теперь основные выводы.

Любовь - философская тема постольку, поскольку она в жизни человека занимает наиважнейшее место.

Любовь - это одухотворенная плоть, путь к совершенству посредством природно данных инстинктов. Любовь - критерий духовной красоты.

Понимание любви зависит от духовного уровня эпохи и отдельного человека.

В любви, как и в других делах, человек сам кузнец своего счастья: хочешь быть любимым - совершенствуй себя.

В философии любви так называемой мужской философии недостаточно, ее необходимо дополнить женской философией.

Обсуждение многочисленных дискуссионных вопросов философии любви (проблема первой любви, выбор объекта любви, трагедии любви, целомудрие, роль танца, музыки, искусства), рассмотрение которых выходит далеко за пределы этой книжки, требует должной философской подготовки.

Забавную телевизионную передачу довелось автору этих строк наблюдать в Германии. Там в престижном дамском клубе еженедельно разыгрывается звание «Мужчина недели», победителя прилично награждают. В конкурсе участвуют 10 молодых людей, судьи - девушки, неудачников под общий хохот сталкивают в бассейн. Каково же было наше удивление, когда однажды среди красавцев оказался довольно тщедушный паренек с лысиной и оттопыренными ушами. Он оказался студентом-философом. И - настоящее чудо! - философ выиграл приз! Дамы полюбили его за ум, юмор, умение превращать свои слабости в силу.

Хорошая философия - это всегда любовь, а подлинная любовь - это всегда философия, сложный слалом на пути к желаемым призам.

Легко ли быть молодым?

«Легко ли быть молодым?» - это название фильма, который был очень популярен в конце 80-х годов. Оказывается, быть молодым точно так же нелегко, как быть взрослым мужчиной или взрослой женщиной. Во всех случаях, молод ты или стар, дорожи человеческим достоинством. С ним не рождаются, оно не достается по наследству, его вырабатывают, лелеют, за него приходится бороться. Молодым не становятся в потоке времени, который, вроде бы, увлекает каждого от детства к юности. Молодым нужно уметь стать.

С философским осмыслением молодости дело обстоит приблизительно так же, как с философским осмыслением женственности. Подобно женщинам и молодежь является социальной группой. В обществе всякая биология нагружается социальностью. Это относится как к молодым, так и к пожилым, как к мужчинам, так и к женщинам.

Итак, молодежь - это особая социальная группа людей, выделяющаяся как своей биологией, так и ценностями. Эта вроде бы простая мысль, как ни странно, была выработана не где-то в глубине истории, а в конце 60-х - начале 70-х годов нашего столетия. Решающее значение имели три обстоятельства: 1) достигшее апогея в середине 60-х в США движение молодежи против войны во Вьетнаме; 2) молодежные волнения во Франции в мае 1968 года, когда недовольство молодых своим положением вылилось в массовые беспорядки; 3) создание особой молодежной культуры с ее акцентом на рок- и поп-музыке, рок-н-ролльном стиле танца, модной одежде с ее игрой в обнаженность, кожу и прозрачность, наконец, откровенной сексуальной революции. Во всех трех случаях налицо самостоятельность молодежи, невозможность втиснуть ее в старый стереотип: молодежь - это всего лишь люди, еще не ставшие взрослыми. Если пластинки Майкла Джексона и Элтона Джона расходятся 30-миллионными тиражами, то это очевидным образом указывает не только на своеобразие молодежной культуры, но и на ее размах, массовость. Об этом же свидетельствуют заполненные фэнами спорта и поп-музыки стадионы и огромные концертные залы.

Первоначально молодежную культуру считали исключительно формой протеста против тех или иных устоявшихся общественных порядков (отсюда название «контркультура»). Впоследствии стало ясно, что хотя молодежной культуре действительно присущ пафос протеста и бунтарства, она вместе с тем есть просто новая культура. Когда в начале 1998 года Борису Гребенщикову, лидеру российских рок-музыкантов, была присуждена престижная премия «Триумф», то тем самым отмечался его вклад в музыкальную культуру страны.

Итак, молодежь - это самостоятельный субъект социального творчества.

Ценности молодых

Между ценностями молодых и пожилых нет резкой границы. Что же касается самих ценностей молодых, то там на каждом шагу встречаются неопределенности, все максимально подвижно, крайности то и дело сходятся. Это затрудняет характеристику ценностей молодых. Даже перечислить их непросто.

Итак, среди ценностей молодых, на наш взгляд, доминируют следующие:

Стремление к максимальной жизненной непосредственности, противостоящей чопорности и надменности;

Поддержка групповой, формальной или неформальной общности («мы - это мы, а они - это они»);

Непрактичность, переходящая порой в свою противоположность - прагматичность;

Изобретательность и новаторство, сменяющиеся непрактическим следованием стандартам;

Бунтарство и экстремизм, сменяющиеся социальной пассивностью;

Безудержное стремление к свободе и анархии, то и дело дополняемое иждивенчеством;

Опора на воображение, фантазию, конструирование виртуальной (ускользающей) реальности в противовес строгой логичности;

Игривость, противопоставляемая плановости;

Ирония, смех, карнавальность культуры;

Переплетение мужского и женского (парни похожи на девушек, а девушки на парней).

Молодежная философия перед новым вызовом

Совокупность ценностей молодых образует основу того, что можно назвать философией молодых. Из всех философских систем философия молодых больше всего напоминает постмодернизм. Их роднит стремление наполнить новое сверхновым, протест против строгой логики, придания эстетическим и этическим ценностям характера обязательных норм. Естественно, при сопоставлении философии молодых и постмодернизма следует учитывать, что в первом случае речь идет об умонастроении, складывающемся не за письменным столом ученого-философа, а в общении молодых; во втором же случае мы имеем дело с глубоко профессиональной философией.

И, наконец, еще одно очень важное обстоятельство. В философской культуре молодых указанные выше ценности не обязательно доминируют, чаще всего они дополняются веером других философский ценностей, всех тех, которые обсуждаются с первых страниц этой книги. В конечном счете молодые задумываются над теми же проблемами, что и взрослые. Тем и другим нет резона отказываться от достижений философии как единого целого.

Наше время - вызов каждому, и молодому, и пожилому. Чтобы ответить на вызов достойным образом, нужна хорошая философия. С этой точки зрения сами по себе ни мужская, ни женская, ни молодежная философия не являются самодостаточными.

Молодежь изначально находится в философском поле, где она проявляет известное своеобразие.

Сложность современной ситуации требует от молодежи включения в мировую философию (молодостью жизнь не заканчивается).

Леонардо да Винчи справедливо заметил: «Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью».

Основные выводы

Быть женщиной, мужчиной, а также молодым (или пожилым) означает не только обладать некоторой биологией, но и соответствующими социально-ценностным содержанием;

Традиционная философия недостаточно учитывает особенности философствования женщин и молодежи.

Новации так называемых женской и молодежной философий вполне возможно обогатят современную мировую философию.

Основные термины

МУЖЕСТВЕННОСТЬ

ЖЕНСТВЕННОСТЬ

МОЛОДЕЖЬ

ЖЕНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЛОДЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вопросы и задания

1. Согласно греческой мифологии, по воле Зевса в наказание людям за похищение Прометеем огня у богов Гефест создал из воды и земли Пандору. Пандора пленила красотой брата Прометея Эпиметея и стала его женой. Увидев в доме у мужа ящик, любопытная Пандора открыла его. Ящик был наполнен бедствиями, которые распространялись по земле. Дайте философскую характеристику мифу о ящике Пандоры.

2. В христианстве есть Бог-отец и Бог-сын, но нет Бога-матери. Придумайте возможное объяснение этому факту.

3. Назовите по три главные черты мужественности и женственности.

4. Как вы понимаете смысл выражения: любовь - это одухотворенная плоть?

5. Почему, на ваш взгляд, влюбленные, поженившись и даже прожив счастливо несколько лет, вдруг расходятся?

6. Каковы особенности так называемой женской философии?

7. Что значит быть молодым?

8. Каковы особенности так называемой молодежной философии?

Из книги Хрестоматия по философии автора Радугин А. А.

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание» Абунасыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби (870–950) является одним из величайших мыслителей раннего Средневековья. Он многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

27. Казахская философия: история и современность (Абай, Валиханов, Алтынсарин), истоки черты, традиции и новации. Профессиональная философия в Казахстане. (Рахматуллин -

Из книги Лекции по истории философии. Книга вторая автора

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

Из книги Философия истории автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Раздел второй. Второй период: Догматизм и скептицизм В этом втором периоде, предшествующем периоду александрийской философии, мы должны рассмотреть догматизм и скептицизм: догматизм, который распадается на два философских учения, на стоическое и эпикурейское, и третье

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на

Из книги Трагедия философии автора Булгаков Сергей Николаевич

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки Аналитическая философия (Мур, Рассел, Витгенштейн) сформировалась в XX веке и видела задачу философии не в синтезе научного знания, а в

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

Отдел второй. РИМ ОТ ВТОРОЙ ПУНИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ ДО ИМПЕРИИ По нашему разделению, второй период начинается со второй Пунической войны, т.е. с того решительного момента, когда установилось римское господство. В первую Пуническую войну римляне показали, что они могут

Из книги Лекции по истории русской философии автора Замалеев Александр Фазлаевич

Глава XVII Буржуазная философия в странах Западной Европы во второй половине XIX в. Во второй половине XIX в. упадок буржуазной философской мысли продолжается: будучи неравномерным, по-разному проявляясь в различных странах и в различные периоды, он повсеместно обнаруживает

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

Глава XVIII Идеалистическая философия в России второй половины XIX - начала XX в. Развитие капитализма в России во второй половине XIX - начале XX в. проходило при наличии значительных остатков феодально-крепостнических отношений. Капитализм в сельском хозяйстве развивался

Лекция 5 ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в. Время и идеалы эпохи Екатерины II. Либерально-правовое направление: Я.П. Козельский, Д.И. Фонвизин. Патриархально-консервативное направление: М.М. Щербатов. Радикально-демократическое

Из книги автора

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XIX ВЕКЕ. Книга вторая. Развитие марксистской философии во второй половине XIX

Особое место в общемировой философии занимает женская философия. В списках знаменитых философов женские имена практически не встречаются, но их вклад в развитие науки является достаточно большим и значимым, чтобы выделить для него отдельную нишу.

Особенности женской философии

Женская философия не может быть похожей на философию мужчин. Физическая и психическая разница между полами формирует у женщин особый подход к осознанию себя, своего места в мире и главных жизненных ценностей.

Главные ценности женщины

Основная потребность для каждой женщины - ощущение себя любимой и желанной. Гендерная роль предписывает ей стремиться к созданию семьи. Именно внутри семьи реализуется потребность в принятии. Забота о семье и муже позволяет чувствовать себя нужной.

Большинство женщин, среди своих основных ценностей, выделяют:

  • любовь;
  • материнство;
  • красоту;
  • здоровье;
  • финансовую стабильность;
  • самореализацию.

Мужчины в аналогичном опросе на первое место ставят финансовое благополучие. Эта разница обусловлена отличиями межполовой психологии. Однако в современном мире, строгие рамки социальных ролей стремительно стираются. Изменения в социальной политике позволяют женщинам одновременно играть свою традиционную роль и примерять на себя мужскую, становясь главным добытчиком в семье. Такие изменения, влияющие на саму основу взаимоотношений, становятся главной темой современной женской философии.

Особенности женского взгляда на мир

В течение жизни женщина выполняет разные социальные роли, которые влияют на ее мировоззрение и формируют личность. К ним относятся:

  • дочь;
  • сестра;
  • жена;
  • мать;
  • ученица;
  • работница;
  • подруга.

Переходя с одной ступени развития на другую, женщина получает жизненный опыт, который влияет на ее отношение к миру, своей жизни, жизненной цели и другим ключевым вопросам.

Поскольку долгое время роль женщины в социуме была пассивно-наблюдательной, это не могло не отобразиться на ее взглядах. В противовес мужчинам, культивирующим идеи активного исследования мира и преобразования его под свои нужды, женщины чаще занимают позицию немого созерцателя. В этом случае, невмешательство в процессы изменения общества позволяет взглянуть вглубь и разобраться в сути явления. На основании таких наблюдений часто рождаются новаторские идеи, которые в свою очередь позволяют влиять на социум ненасильственными методами.

Женщины и красота

В течение всего времени развития человеческой цивилизации, формировались и закреплялись стереотипы о красоте, как основной женской ценности и призвании. Стандарты красоты изменяются под влиянием политической и социологической ситуации в мире, но потребность в идеале остается неизменной.

Красота как оружие

Философии о женщинах характеризуется тем, что мужчины и женщины имеют разные варианты развития личности и разное предназначение. Особенность социальной роли мужчины - быть добытчиком и защитником. Женщине отводится роль хранительницы очага. Мужчина завоевывает и доминирует в отношениях, а женщина уступает и находится под его защитой.

Если оружие мужчины - его физическая сила, финансовая состоятельность и высокий статус в обществе, то оружие женщины - ее внешность. С помощью красоты она может добиться более высокого положения, получить различные привилегии.

Красота как ценность

В основе взаимоотношений находится идея о единении двух противоположностей. Сильный активный мужчина и слабая пассивная женщина вместе создают гармоничный союз. Чтобы получить возможность для создания союза (в понимании современного общества - нуклеарной семьи), женщина должна обладать необходимыми качествами. Одно из них - физическая красота.

Модельная внешность является главной ценностью для женщины любого возраста, национальности и социального статуса. Потеря красоты вследствие несчастного случая, заболевания или в силу возрастных изменений в организме может стать причиной апатии, депрессии и даже самоубийства. Поэтому один из ключевых вопросов женской философии - концепт красоты и ее роль в жизни женщины.

Миф о красоте

Современное восприятие красоты претерпевает серьезные изменения. Икона феминизма третьей волны Наоми Вульф в своей знаменитой работе «Миф о красоте» рассматривает красоту, как социальный конструкт, созданный в рамках патриархата. Патриархат или власть мужчин - это особенность мироустройства, при которой принадлежность к мужскому полу наделяет человека особыми правами от рождения. Принадлежность к женскому полу обязывает к роли подчиненного. Одна из обязанностей подчиненной женщины - быть красивой.

Стандарты красоты формируются таким образом, чтобы их невозможно было достичь. Естественные особенности внешности объявляются нежелательными и вредными. К ним в разное время относились или относятся: волосы на теле, форма губ, структура волос, вес, рост и другие характеристики тела.

Стремясь достигнуть идеала, женщина должна тратить огромные суммы денег, ограничивать себя в еде, причинять серьезный вред здоровью. Поскольку многие врожденные особенности физиологии изменить невозможно, идеал красоты остается недостижимым. Это заставляет женщину страдать и чувствовать себя неполноценной. «Миф о красоте» утверждает, что женщины могут стать счастливыми только когда откажутся от стремления к навязанному идеалу и осознают, что их ценность не определяется только внешними данными.

Знаменитые женщины философы

Несмотря на запрет на образование, недостатка в женщинах-философах нет. Даже во времена античности были знаменитые мыслительницы, которых уважали их современники. В список основоположниц женской философии входят:

  1. Ханна Арендт. Еврейка, вынужденная бежать из Франции и нашедшая убежище в Америке. Написала несколько работ о политическом устройстве. В своих книгах рассматривала особенности тирании, как формы власти и стремление людей к тоталитаризму.
  2. Филиппа Фут. Занималась исследованиями вопросов этики. Преподавала в Оксфорде, работала со многими современными философами. Ее эссе «Добродетель и пороки» считается классикой современной философии.
  3. Элизабет Энском. Занималась исследованием многих отраслей, включая этику, логику, лингвистику и метаэтику. Знаменитой ее сделала серия статей «Интернациональность», рассматривающая моральные устои, определяющие намерения и поступки человека. Ввела в философский дискурс термин «консеквенциализм».
  4. Мэри Уолстонкрафт. Английская писательница и философ. Выступала за свободный доступ женщин к образованию, за что ее можно считать одной из основоположниц феминистской философии. Помимо политической и социальной литературы писала художественные книги, в том числе, детские. Ее дочь также стала писательницей, она - автор романа «Франкенштейн».
  5. Гипатия Александрийская. Дочь философии Теона, последовательница взглядов Платона и Аристотеля. Она была влиятельным политическим деятелем своего времени и знаменитым философом. Преподавала философию, математику и астрономию, после смерти отца руководила его школой. Внесла большой вклад в развитие схоластики.
  6. Анна Дюфурмантель. Французский философ, исследовала философию риска. Написала 30 книг, наибольшую известность ей принесла работа «В защиту риска». В ней писательница рассматривает риск, как необходимую мотивацию к развитию.
  7. Гарриет Тейлор-Милль. Основоположница британского феминизма. После смерти своего первого мужа вышла замуж за философа и единомышленника Джона Милля, вместе с ним изучала социальную роль женщины в обществе. На основе ее эссе, Милль написал свою работу «О подчиненности женщин», которая стала одной из первых официально опубликованных книг о феминизме.
  8. Кэтрин Гинес. Преподаватель Пенсильванского Университета, исследует Африку и особенности «черного» феминизма. Основала коллегию «Черных женщин-философов». Критиковала феминистские идеи Бувуар за недостаточную инклюзивность. По мнению Гинес, помимо патриархата, главной проблемой чернокожих женщин по-прежнему остается расизм и это необходимо учитывать.
  9. Симона де Бувуар. Одна из основоположниц «белого» феминизма. Автор нескольких десятков книг, из них наиболее известна «Второй пол». В ней писательница рассматривает роль женщины в современном мире, особенности отношений с мужчинами, материнство и другие основные жизненные аспекты. Вместе с Жан-Полем Сартром она развивала и популяризовала французский экзистенциализм. Ее знаменитое высказывание «Женщинами не рождаются, женщинами становятся» стало одной из самых употребляемых литературных цитат.
  10. Кэрол Гиллиган. Рассматривала стандарты морали и этики, критикуя универсальность понятий. Основала школу этики заботы, написала несколько книг о психологии женщин.


Top