Объективной реальностью называется. Понятие объективной реальности. Философское учение о материи и ее атрибутах

Изменить свою жизнь путем оказания влияния на реальность – способ, вызывающий недоверие у многих людей. Тем не менее, каждый из нас в определенные периоды своей жизни предпринимал некие шаги, в результате которых кардинально менялось прежнее окружение, материальное состояние, излечивались хронические заболевания. На данный момент, упрощенный вариант получения таких изменений демонстрируется в различных техниках достижения успеха.

Если суммировать большинство рекомендаций, то, в конечном итоге, мы получаем способ изменения устаревшей модели мира, берущий за основу существование двух философских категорий – объективной и субъективной реальности, и осознание собственных возможностей их развития.

Человек и объективная реальность

О том, насколько поддается влиянию человека объективная реальность, можно судить благодаря простому примеру. Отец ведет за руку ребенка, который в категоричной форме требует немедленно удалить из привычной среды обитания камни всех размеров. Причина у малыша вполне серьезная – камень причинил боль, и ребенок немедленно сделал вывод, что и другие камни будут вести себя подобным образом. Самое простое решение с точки зрения ребенка – искоренить каменное зло навсегда. Однако отец даже не пытается выполнить требование, поскольку знает, что это невозможно.

Наличие камней на планете – объективная реальность, которую мы не в силах изменить. То же самое касается смены времен года, восходов и заходов солнца, либо атмосферных явлений. Попытки повлиять на объективную реальность, часто оборачиваются негативными последствиями, порождающими новые составляющие. Например, вполне материалистический подход к обилию дождей, позволивший предпринять попытку внесения изменений с помощью «расстрелов» дождевых облаков, привел к выпадению снега на территории, где его могли видеть только на фотографиях или в фильмах.

Принять идеалистическую точку зрения, делегирующую создание и управление объективной реальностью божественным силам, материалисты не могут. Однако признают, что функционирует данный механизм исключительно исходя из собственного устройства, и никаких вмешательств не допускает. Иными словами, объективная реальность – это действительность, изменить которую человек не может.

Субъективная реальность и ее изменение

В детстве и подростковом периоде, основываясь на мнении окружения, а также на собственном опыте, человек создает модель мира, которая может изменяться, наподобие физических или математических моделей, меняющихся благодаря результатам, полученным в процессе экспериментальных исследований. Тот же ребенок, требующий исчезновения камней с лица земли, создал субъективную реальность, в которой камни представляют собой угрозу его комфортному существованию.

Если не предпринять никаких действий, то выстроенная модель будет оставаться неизменной долгие годы, пока не возникнет ситуация, способная изменить субъективную точку зрения. Однако отцу достаточно показать, как «злой» камень может разнообразить детскую игру в качестве строительного материала для сказочного замка, и ситуация изменится кардинально.

Внутренние и внешние каналы, поставляющие нам информацию, путем ее смешивания, превращают вполне обычные вещи в необычные. У ребенка представление простого карандаша в образе космической ракеты, создает сказочный, далекий от реальной действительности мир. Практически то же самое происходит и у взрослого человека. Его оценка информации, поступившей с помощью внешнего канала (зрения, обоняния, слуха), создает собственную субъективную реальность, которая может быть схожей с субъективными реальностями других людей только благодаря длительному сосуществованию в одинаковых условиях.

Так, могут совпадать оценки объективной реальности у людей одинаковых профессий. И все же, субъективная реальность – сугубо индивидуальна, хотя может меняться под воздействием мнения окружающих. В этом случае происходит трансформация существующей модели мира и, соответственно, изменения в жизни человека.

Таким образом, управляя собственными оценками, а значит и субъективной реальностью, человек может изменить свою жизнь и добиться долгожданного успеха.


В рамках современной научной парадигмы существует целая группа не доказанных гипотез, которые, тем не менее, в силу ограниченности сознания либо по злому умыслу преподносятся нам как "истины в последней инстанции". Причем, абсолютно голословно. И при этом нам предлагается слепо в них верить, не включая собственное мышление, осознание и не осуществляя экспериментальной проверки их истинности.

Одной из таких известных псевдо-истин являются голословные заявления "авторитетов" от науки о том, что якобы "объективная реальность" существует абсолютно независимо от нашего сознания, что является полнейшей чушью, учитывая, что человек, обладающий сознанием, не является полностью изолированной от внешнего мира системой, а находится во взаимодействии с элементами внешней реальности. И вовсе не случайно все больше современных ученых начинают осознавать этот факт. Одним из таких современных ученых-новаторов, отказавшихся от слепой веры в сомнительные догмы, является доктор психологических наук, профессор В.Серкин.

Вот, например, что он пишет об "объективной реальности" в своей работе "Деятельностная теория сознания": "Независимо от того, хотим мы этого или нет, наши действия всегда изменяют нашу реальность.

Пример. Во время лекции студенты попросили меня доказать данный тезис. Я попросил для этого несколько секунд и нарисовал обезьяну на чистой доске. С моим высказыванием о том, что теперь реальность в аудитории является иной, чем до рисунка, все согласились. Осознавание факта изменения реальности своими действиями дает нам возможность хотя бы иногда изменять реальность своего бытия осознанно и ответственно. Часто также отказ от практических действий является одновременно и отказом от влияния на реальность своего бытия.

Традиционная парадигма моделирования сознания, связанная с гносеологическим подходом, описывает отражательные функции сознания. Наиболее ярко такое описание представлено в работах К.Кастанеды, где человек прямо описывается как воспринимающее существо, а варианты "реальности" осознаются как варианты описания материала восприятия. Предлагаемая нами парадигма трактует человека как творящее (и тем самым выбирающее) свою "реальность" существо, а основными специфическими функциями сознания являются функции преобразования и проектирования.

Представление о сознании как совокупности познавательных и мотивационных процессов опирается на неявный постулат о существовании "объективной реальности", с одной стороны, и отделенного от реальности познающего субъекта, с другой. Согласно нашей теории, сознание развивается в процессе деятельности (активной практики), изменяющей "реальность", т.е. вместе с развитием "реальности". Термин "реальность" взят в кавычки, так как "реальность" для творящего существа является не неизменной "объективно существующей" данностью, а процессом (физическим атрибутом его активности), на который можно влиять своей деятельностью.

А.Н.Леонтьев в свое время очень близко подошел к этой мысли, указывая на переход форм деятельности (и отдельных действий) в свойство предмета (одна из граней опредмечивания деятельности).

Пример. При строительстве дачного домика (деятельность) я распиливаю длинную доску (действие). После успешного завершения моего действия в новой более устраивающей меня реальности уже не существует одной прежней длинной доски, а существуют две короткие.

В текстах А.Н.Леонтьева и Б.Ф.Ломова содержатся размышления о тройственном влиянии на: а) предмет деятельности; б) субъекта деятельности; в) саму себя. Раскроем эти положения чуть шире и подробнее: деятельность изменяет а) реальность, так как любой предмет деятельности является системной частью реальности; б) физическое тело, психические функции, сознание, отношения и средства субъекта деятельности; в) саму деятельность и, соответственно, всю систему деятельностей.

Несуществование "объективной реальности, независимой от нашего сознания" и наших действий , учитывая системность и взаимосвязи Вселенной, по-новому определяет проблему ответственности субъекта процесса познания.

Здесь необходимо высказать соображения о очевидном радиусе (дальности) влияния действий человека на изменяемую реальность: а) если я действую физически, то радиус влияния ограничивается моими физическими и инструментальными возможностями (буквально - куда могу дотянуться); б) если я действую организационно, то есть организую действия другого человека, то радиус влияния ограничивается протяженностью моих действующих социальных связей (в пределе - Земля и дальность космических аппаратов); в) пока тот же радиус влияния в пределе могут иметь культурные действия (создание произведений искусства, проектов и т.п.)" .

Любое наше осознанное действие в мире физической реальности неизменно ее изменяет и при этом является действием нашего сознания. А следовательно "объективная реальность независимая от нашего сознания" действительно не существует. Мы являемся неотъемлемой частью Вселенной и одним из ее взаимодействующих между собой элементов. Таким же элементом реальности является и наше сознание. Но для чего нас столь старательно уводили в сторону от вполне очевидной истины? Уж не для того ли, чтобы увести в сторону и от знания о колоссальных потенциальных возможностях нашего сознания, "просыпающихся" при достижении состояния полной осознанности?

У каждого человека при восприятии себя, других людей и окружающего мира, запускается объективная и субъективная реальность (внешняя и внутренняя реальность человека). И, основываясь на объективной или вымышленной, субъективной реальности, люди испытывают эмоции, физические ощущения и автоматически выбирают свое поведение и стиль, образ и путь жизни, становясь либо удачливыми, либо середняками, или неудачниками.

Мы все окружены внешней, объективной реальностью. Она воздействует на наши органы чувств, наше тело и наш мозг. Мы в ней рождаемся, живем и умираем. Мы, не можем наблюдать эту реальность непосредственно, мы ее только интерпретируем при помощи мозга. Обычно наше восприятие ясное и чистое, и мы можем ощущать настоящую боль, настоящую грусть и настоящий страх, но это все возмещается тем, что мы также можем испытывать настоящие радость, счастье и удовлетворение.


У многих из нас в детстве, когда все виделось более четко и ясно, было не столь искривленное восприятие окружающей действительности. Но становясь старше, мы начинаем терять незамутненноетъ опыта, и внешний мир погружается в туман. Мы отдаляемся от окружающей, внешней, объективной реальности все больше и больше по мере того, как наш мозг начинает создавать воображаемые системы, которые блокируют наше восприятие и искажают естественные чувства — у нас появляется субъективная реальность (внутренняя).
Воззрения других людей, например родителей, или культуры в целом начинают внедряться и искривлять наш собственный взгляд на этот мир. Некоторые из нас вообще лишаются собственного мнения.

Там, где раньше только осязаемая боль могла заставить нас почувствовать себя несчастными, теперь новые абстракции и мысленные фантазии приводят к страданиям. Там, где когда-то плач вызывал ушибленный палец, слезы порождаются оскорбленными чувствами. Там, где когда-то боль прекращалась в тот же момент, как удалялся стимул, там сейчас мучения длятся неделями, месяцами и даже годами после исчезновения вызывающего их явления.


Когда-то мы находили величайшую радость в чистых и светлых чувствах, теперь же мы выкидываем осязаемое удовольствие и счастье ради метафизических абстракций. Эти абстракции не дают нам ничего материального, ни тепла, ни близости, потому что это пустые иллюзии, обманные удовольствия. Часто мы пренебрегаем бесценным богатством незамутненного восприятия ради изощренных представлений о мире, которые мы были приучены строить.

Лучшей возможностью для вас приобрести подлинное счастье является возврат к внешней, объективной реальности, а лучшим способом этого достичь - развеять как можно больше иллюзий и начать снова смотреть на мир ясными глазами. Поэтому обратите внимание на свои мысли и посмотрите, какие из них основаны на фактах (на объективной, внешней реальности), а какие надуманы (исходя из внутренней, субъективной реальности, которая больше похожа на виртуальность).


Консультация психоаналитика онлайн

Обязательно загляните в психотерапевтический журнал: читайте полезные статьи и рекомендации…

Не забудьте посетить

Объективная реальность – это вещей. явлений и процессов, которые существуют вне и независимо от нашего сознания и подчиняется действию фундаментальных законов естествознания. . В философии содержание данной реальности раскрывается через понятия: движения, пространство, атрибут, субстрат, субстанция. В мире существует только одна реальность, которая воздействует на наши органы чувств.

Для определения объективной реальности, которую человек может ощущать, копировать, фотографировать, отображать (но которая существует вне его сознания и ощущений) в философии существует понятие материи. Условно материю можно разделить на две группы: то, что познано человеком и то, что стоит за гранью его познания, однако это деление очень условно, между тем, очевидна его необходимость: говоря о материи, мы можем анализировать только то, что познано человеком. Для описания материи выделяют три объективные формы ее существования: движение, пространство, время.Здесь под движением понимается не только механическое перемещение тел, но и любое взаимодействие, любое изменение состояний объектов - формы движения многообразны и могут переходить из одной в другую. Очень часто мы говорим о движении, противопоставл ему покой, считая их равноправными. Между тем, это глубокое заблуждение: покой носит относительный характер, в то время как движение абсолютно.

Бытие - в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает и материальное, и духовное. Оно есть нечто реально сущее. Категория бытия это одна из самых древних философских категорий, все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой бытия является ничто. Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.



Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.

Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИИ.
Во всех субъективно идеалистических учениях отрицается объективное, т.е. независимое от сознания человека существование материи. Беркли утверждал: " материи нет, и никто ее никогда не видел. Понятие материя можно употреблять в том смысле, в каком люди употребляют слово не что."Согласно объективным идеалистам материя порождена духом над мировым разумом.
Согласно Гегелю, абсолютная идея, развиваясь, порождает материальный мир. Материалисты выделили ряд этапов развития материалистических представлений о материи: 1) Это наглядно чувственного представления материи. Материя рассматривается, как материал, из которого "сделаны" все вещи. (Демократ, Фалес)2) Вещественные представления о материи, они сложились в 17-18 веке и были связаны с развитием классической механики. Материя отождествлялась с веществом, ей приписываются те свойства объектов, которые изучаются естествознанием: масса, протяженность, непроницаемость, атомы, молекулы. (Дидро, Руссо)3) Филосовско-гносеологическое. Философские представления о материи, они охватывают всю материальную действительность, обладают признаком всеобщности, под материей в данном случаи понимается вся природа как объективная реальность, согласно Спинозе природа является causa sui (причина сомой в себе). Философские представления о материи были присущи классикам диалектического материализма Маркс и Энгельс не отождествляли материю с чем-то конкретным чувственным или со свойствами вещества.Философское определение материи дал Ленин: "материя есть философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них."Современная наука свидетельствует о том, что объективная реальность существует в 4 формах: вещества и поле, вакуум, плазма. Современная наука блестяще подтвердила Ленинскую идею неисчерпаемости материи. Недостаток: не исследуется внутреннее строение материи; не исследуется ее онтологический аспект.

общая теория относительности;

– специальная теория относительности;


22. Понятие и содержание субъективной реальности. Основные подходы к решению проблемы идеального в современной философии.

В философии под реальностью понимается все существующее в действительности. Различают объективную и субъективную реальность. Субъективная реальность - это реальность, которая существует в виде возможных проявлениях закономерностей, существующих в сознании человека в виде совокупности архетипа, системы идей, системы идеалов. Здесь утверждается плюралистический принцип существования субъективной реальности, существование многообразия ее видов и форм. Историческая практика говорит о том, что окружающий нас мир обладает свойствами целостности и единства, имеет внутренний источник развития.

Проблема Идеального и решение ее в современной философии. М.Бом пишет « Современная наука во многом сходится с мистикой, которая развивается на основе мифологии. Это свойство наиболее ярко проявляется в следующем: И мистика и наука ставят вопрос о источнике. И мистика и наука сокрализуют мир, придавая ему момент духовности. Так как человек изменяет окружающий мир воздействуя на него через систему своих фундаментальных ценностей. Современный человек не может обойтись без представлений о красоте, как всемогущем..Красота всегда божественна, следовательно любой человек одухотворяет природу в поисках своей истины.

Проблема идеального:

Данная проблема является фундаментальной проблемой, она помогает понять процесс возникновения образного мышления и его перехода к системе абстракций. Приоритет в разработке идеального принадлежит советской философской школе. Выделяется 4 направления.1- Ильенкова, 2- Дубровского, 3- Лившица, 4 – синтет. теория идеального В. Пивоварова.

Ильенков считает, что идеальное – это форма существования объективной реальности. Идеальное существует независимо от существования его носителя. Идеальное существует не только в голове, но и в реальности, в мире.И свою концепцию он строит на философии Платона, учение о идеях, которое существует вне материи и определяет ее. Идеальное – это реально существующее явление, схема реальной предметной деятельности человека, согласующаяся с формой вне головы, вне мозга, схема деятельности, а не сама деятельность, в ее плоти и крови..

Ильенков считает, что идеальное возникает на основе социально- преобразующей деятельности человека. А деятельность есть ни что иное как совокупность практических действий и трудовых операций по возникновению и созданию какой-либо вещи, в идеальном понятии нам дан не образ а схема производственной деятельности человека, которая имеет для человека значимость закона бытия, алгоритма. Об этом писал Бриджмен, который утверждал: «Вся историческая деятельность человека отражена и сохранена в его языке и существует в виде предметов культуры, обладающих универсальным эстетическим ходом». Идеальное существует в виде: 1-всеобщего закона, который определяет производственную деятельность человека, 2 – нормы общественного сознания, 3 – эстетический идеал, 4- Закодированные памятники культуры.. Идеальное это закон человеческого бытия. Дубровский резко противопоставляет свою концепцию Ильенкову. Идеальное это сугубо личностное явление, реализуемое мозговыми нейродинамическим процессом определенного типа. Понятию идеального он подходит с позиции естествознания. Идеальное- это форма существования нашей психики. Наша психика постоянно поглощает информацию и поэтому принципиально не может потерять ее. У человека существует кратковременная память или система актуальной информации, это совокупность необходимой нома информации, которая может устранить возникшие фундаментальные потребности. Данная информация существует в виде архитипа. Человек это живое существо, поэтому у него постоянно возникают потребности. А так как наши потребности это потребности тела и духа, то на процесс влияет особенность нашего тела и состояния духа.

Возвращаясь к дискуссии Ильенкова и Дубровского, мож­но сделать следующий вывод: противоположность их концеп­ций отражает различную природу идеального и духовного. Иде­альное - это отражение на уровне объективной реальности и оно свойственно не только человеку, но и машине и всей природе в целом, представляя из себя, таким образом, высшее системное свойство сложноорганизованных функциональных систем. Ду­ховное свойственно только человеку и существует в человеке. Из этого положения можно вывести следующие различия идеально­го и духовного.

Все духовное по способу своего бытия и проявления иде­ально, но не все идеальное имеет духовное содержание. Действи­тельно, мы имеем такое явление, как искусственный интеллект, свойственный машине, кроме того, по Ильенкову, идеальное свя­зывается главным образом с опредмеченными результатами дея­тельности: форма стоимости, икона, формы государственно-по­литической организации жизни, которые, по его мнению, являются субъективными в социуме по отношению к природе, но не к человеку. Идеальное - это мостик, это канал связи, по которым духовное входит в сферу сознания и через него в социум.

Идеальное доступно практически бесконечному тиражиро­ванию, духовное всегда индивидуально и неповторимо. Их раз­личие такое же, как отличие картины мастера {И.Е. Репина «Бур­лаки на Волге») от соответствующей репродукции, тиражированной миллионными экземплярами.

Идеальное и по форме, и по содержанию доступно машине и может существовать вне и без человека. Духовное живет только в человеке, для человека и только ему доступно. Оно возникает через переживание, являющееся наиболее адекватным способом реализации ценностного отношения. Оно всегда связано с идеа­лом, с определенным способом его реализации.

Духовное появляется там, где возможности идеального оказываются исчерпанными и оно останавливается в бессилии раз­решить задачу, стоящую перед ним. Это такие вопросы, которые поставил перед собой еще И.Кант: есть бог или нет, бессмертна душа или смертна, это проблемы свободы воли и целостности мира, выраженные в его антиномиях. Данные проблемы выхо­дят за пределы разума, это надмировые проблемы, ибо мир для Канта - это идея, «только создание разума» . Разум, а для нас он идеальное, не способен разрешить эти про­блемы, оставляя их решение вере, духовному, поэтому ему, как заяалял Кант, «пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере» .

Идеальное - это составная часть природного бытия. Духов­ное - это не составная часть природы, а ее высшая качественная ценность, присущая человеку, как иной новой форме бытия. Духовное не подвластно количественным факторам и на части не делится.

Духовное, высшие духовные ценности могут быть приобре­тены только собственным жизненным опытом, духовным тру­дом по их овладению. Тогда как идеальное навязывается челове­ку, приобретается, присваивается им, не затрагивая при этом глубинные основы внутреннего мира человека.

Разводя идеальное и духовное, мы тем самым разводим понятия «сознание» и «душа». Две тысячи лет назад термин «со­знание» (психика) был вполне уместен в философии, хотя уже Плотин различает сознание и душу, указывая, что сознание - это воспоминание. Это не реальность, а отражение того, что случи­лось с человеком на высшем уровне, уровне «отдохновения в божественности». Это не только воспоминание, но и способ­ность зафиксировать содержание высшего уровня в языке. Кро­ме того, сознание обязано напоминать человеку о его греховно­сти, поэтому сознание, по Плотину, вторично по отношению к душе . Душа субстанциональна, сознание функционально. Н.А. Бердяев тоже считал, что сознание дано человеку для того, чтобы он испытывал муки души, потерявшей связь с Богом.

Духовное является основой всякой культуры и культура принимается как система ценностей человека, идеальное является законом, технологией производств и трудовой деятельности, которая создает предметы и явления.


Top