Стадии избрания президента рф выдача открепительных удостоверений. Госдума отменила открепительные удостоверения. Центризбиркома были закреплены взаконопроекте

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении пакет поправок в избирательное законодательство, отменяющий открепительные удостоверения на выборах и дающий возможность голосовать не по месту регистрации, а там, где находишься. Это относится к выборам президента в марте 2018 года и к региональным выборам, начиная с 10 сентября этого года

Закон поддержали 381 депутатов, высказались против - 36.

Материалы по теме

Важнейшее изменение закона касается также отмены открепительных удостоверений. Тем избирателям, кто в день выборов не будет находиться в месте регистрации, закон теперь разрешает проголосовать без открепительного удостоверения, по заявлению. Для того, чтобы реализовать это право, нужно будет подать заявление в избирком по месту пребывания. Заявителя включают в список местных избирателей в порядке, установленном ЦИК РФ. Поправки предлагают также установить срок для подачи такого заявления - не ранее чем за 45 дней до выборов и не позднее 14:00 за день до голосования.

Заявление может быть подано избирателем лично по предъявлении паспорта, через портал госуслуг или через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

По подсчетом ЦИК, отмена открепительных удостоверений «вернет» на участки до 20 миллионов избирателей, которые не живут по месту прописки.

Перед заседанием Госдумы депутат фракции КПРФ Юрий Синельщиков заявил, что КПРФ будет голосовать против законопроекта.

По его словам парламентария, истинный замысел разработчиков законопроекта заключается в повышении процента явки проголосовавших, за счет исключения из списка избирателей, не пришедших на выборы.

«Но исходя из того, что записано в законопроекте, исходя из того, что предполагает записать в своих инструкциях Центральная избирательная комиссия, получается так, что по заявлению гражданина его не включают в список. А по его заявлению его, прежде всего, исключают из того списка, где он состоит. А потом, когда он во время выборов обратится на участок по месту своего пребывания, его будут включать в список после предварительной проверки, выяснив, что он не проголосовал еще где-либо», - пояснил депутат Сергей Пантелеев (фракция КПРФ).

«Может получиться и так, что эти граждане никуда не явятся. Но их исключат из соответствующих списков. Тем самым формально обеспечивается повышение процента явки избирателей на участки. Потому что те граждане, которые являются сомнительными, из списков автоматически исключаются, - уточнил Пантелеев. - Это, конечно, очень выгодно для правящей партии. Это очень выгодно на президентских выборах. Чтобы показать высокий процент поддержки победителя».

Закон также предусматривает упрощение требований к подписным листам, в которых проставляются автографы избирателей в поддержку того или иного кандидата. К примеру, парламентские партии могут выдвигать кандидатов на пост президента без сбора подписей избирателей, непарламентские партии должны собрать не менее 100 тыс. подписей, чтобы их кандидаты были зарегистрированы. Кандидату-самовыдвиженцу для регистрации на выборах необходимо собрать минимум 300 тыс. подписей.

Уточняется, что адрес места жительства избирателя может не содержать каких-либо реквизитов в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию. Ранее избиркомы нередко браковали подписи граждан, которые, например, не указали район проживания, хотя основные элементы адреса были написаны правильно.

Закон ужесточает административную ответственность за нарушения на выборах. Так, за неоднократное голосование одного и того же лица, а также за организацию такого голосования устанавливается штраф в 30 тыс. руб.

Также законом увеличиваются размеры штрафа с 3,5 до 30 тыс. руб. за выдачу бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза. Аналогичные санкции предусмотрены за выдачу гражданину заполненного бюллетеня, а также за его получение. Штраф за неоднократное подобное административное правонарушение составит 50 тыс. руб.

Согласно законопроекту, выборы президента России в 2018 году переносятся с 11 на 18 марта. В этот день в 2014 году был подписан договор о принятии в состав России Республики Крым.


Госдума приняла втретьем, окончательном чтении пакет поправок визбирательное законодательство, отменяющий открепительные удостоверения навыборах идающий возможность голосовать непоместу регистрации, атам, где находишься. Это относится квыборам президента вмарте 2018 года икрегиональным выборам, начиная с10 сентября этого года.

Пакет предложений покоррекции выборного законодательства внесли вначале марта глава комитета Совета Федерации поконституционному законодательству игосстроительству Андрей Клишас иего коллега Анатолий Широков. Инициативы, разработанные при участии Центризбиркома, были одобрены нижней палатой впервом чтении 12 апреля идополнены ковторому чтению. Так, изначально механизм голосования поместу пребывания был отдан исключительно наоткуп ЦИК, авпоследующей редакции рамочные нормы регламента

Центризбиркома были закреплены взаконопроекте.

Согласно документу, гражданин может быть включен всписок избирателей, заблаговременно подав заявление поместу пребывания впорядке, установленном ЦИК. Закон устанавливает сроки, когда можно это сделать— неранее чем за45 дней додня голосования инепозднее 14:00 субботы накануне выборов. Подать заявление можно будет только при наличии паспорта или временного удостоверения личности, если паспорт меняют.

ТИК, УИК, МФЦ и« Госуслуги»

Подать заявление, как поясняли вЦИК, можно будет втерриториальной избирательной комиссии (ТИК) неранее чем за45 дней довыборов инепозднее чем запять дней, атакже вучастковой избирательной комиссии (УИК) неранее чем за10 дней довыборов инепозднее чем запять дней. Законопроект также предусматривает возможность подачи заявления через портал « Госуслуги» или вмногофункциональных центрах (МФЦ).

Для тех, кто зачетыре дня ипозднее решил голосовать непопрописке (например, из-за срочной командировки), предусмотрена другая процедура. Они смогут подать заявление вУИК поместу регистрации до14:00 субботы накануне дня голосования. Заявление, которое избиратель должен будет предъявить поместу пребывания, будет защищено специальными марками воизбежание фальсификаций иповторного голосования, при этом гражданин будет обязан указать причину, покоторой меняет место для голосования. Проголосовать такой избиратель сможет неналюбом участке, ихколичество будет ограничено (от9 тыс. до15 тыс.), планируют вЦИК.

До14:00 субботы смогут прикрепиться кучастку поместу пребывания те, кто планировал голосовать поместу жительства, новсилу непредвиденных обстоятельств оказался недома. Это касается тех, кто накануне выборов попал вбольницу или вСИЗО, атакже военнослужащих, которых, например, перебросили научения.

Врегионах отменяют досрочку

Всоответствии споправками, подготовленными ковторому чтению иподдержанными депутатами, норма оголосовании поместу пребывания распространится инарегиональные выборы иреферендумы. ВЦИК ожидают, что это нововведение позволит отказаться отпрактики досрочного голосования, ккоторому ранее было много претензий. При этом навыборы вГосдуму эта норма распространяться пока небудет.

Внастоящее время навыборах вГосдуму инапрезидентских выборах досрочное голосование недопускается, аврегионах власти сами решают, организовать досрочное голосование для тех, кто неможет явиться научасток поместу регистрации вдень выборов, или использовать открепительные.

Взаконопроекте оговаривается, что региональные парламенты могут принять новый закон остарых правилах, тоесть обиспользовании открепительных и(или) досрочного голосования. Однако зампред ЦИК Николай Булаев уже заявил, что ниводном регионе, где 10 сентября пройдут выборы губернаторов изаксобраний, доначала кампании принять такой документ неуспеют.

« Вернуться» народной участок можно будет после проверки

Врамках доработки закона депутаты предусмотрели ситуацию, когда избиратель подал заявление оботкреплении сосвоего участка иприкреплении кдругому, новдень выборов все-таки пришел голосовать поместу регистрации. Такой избиратель сможет проголосовать только порешению участковой комиссии итолько после проверки, подтверждающей, что оннепроголосовал ранее.

Кроме того, закон допускает возможность публикации винтернете информации покаждому участку околичестве избирателей, открепившихся отнего иприкрепившихся кнему. ВЦИК сообщали, что данные будут обнародованы насайте комиссии впятницу— задва дня довыборов. Глава ЦИК Элла Памфилова заявляла, что комиссия ищет возможность публиковать нетолько количественные сведения, нои— усеченно— личные данные, учитывая требования закона озащите персональных данных.

Кроме того, взаконе прописывается норма обобеспечении избирательных прав граждан сограниченными возможностями. Органы исполнительной власти субъектов вобласти социальной защиты исоциальной поддержки инвалидов будут обязаны содействовать избиркомам вработе синвалидами сучетом имеющихся уних стойких расстройств функций организма.

Требования кподписным листам упрощают

Закон также предусматривает упрощение требований кподписным листам, вкоторых проставляются автографы избирателей вподдержку того или иного кандидата. Кпримеру, парламентские партии могут выдвигать кандидатов напост президента без сбора подписей избирателей, непарламентские партии должны собрать неменее 100 тыс. подписей, чтобы ихкандидаты были зарегистрированы. Кандидату-самовыдвиженцу для регистрации навыборах необходимо собрать минимум 300 тыс. подписей.

Уточняется, что адрес места жительства избирателя может несодержать каких-либо реквизитов, вслучае если это непрепятствует его однозначному восприятию. Ранее избиркомы нередко браковали подписи граждан, которые, например, неуказали район проживания, хотя основные элементы адреса были написаны правильно.

Также закон разрешает инвалидам позрению обратиться кдругому человеку запомощью впроставлении подписи идаты вподписном листе.

Штрафы занарушения навыборах возрастут вразы

Закон ужесточает административную ответственность занарушения навыборах. Так, занеоднократное голосование одного итогоже лица, атакже заорганизацию такого голосования устанавливается штраф в30тыс.руб.

Также законом увеличиваются размеры штрафа завыдачу бюллетеня вцелях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза с3,5 тыс. до30тыс.руб. Аналогичные санкции предусмотрены завыдачу гражданину заполненного бюллетеня, атакже заего получение. Штраф занеоднократное подобное административное правонарушение составит 50тыс.руб.

Видеонаблюдение иразукрупнение участков

Закон закрепляет возможность организации видеонаблюдения наизбирательных участках странсляцией винтернете. Глава ЦИК Элла Памфилова ранее заявляла, что оснастить видеокамерами напрезидентских выборах получится 85% всех избирательных участков страны.

Визначальной версии законопроекта предусматривалось разукрупнение избирательных участков сцелью сокращения численности избирателей накаждом с3 тыс. до1,5 тыс. Всоответствии споправками, утвержденными депутатами, проводить такое разукрупнение можно будет только посогласованию срегиональными избиркомами иЦИК. Решения обизменении границ избирательных участков должны приниматься непозднее чем за70 дней додня выборов.

Новость из разряда не совсем обычных, хоть и ожидаемых: на выборах в России больше не будут использоваться открепительные удостоверения. Необычной ее делает то, что такие удостоверения являются одним из самых старых элементов выборного процесса в РФ. Это нововведение отвечает развитию сразу двух демократических прав: на свободу передвижения и на участие в выборах. Законодатель и ЦИК стараются предотвратить при этом потенциалные злоупотребления.

Поправки в избирательное законодательство, отменяющие открепительные удостоверения и позволяющие голосовать не по месту регистрации приняты в среду в окончательном третьем чтении. Голосовать по фактическому местонахождению можно будет уже с единого дня голосования, то есть с 10 сентября с. г., и, конечно, на президентских выборах 18 марта 2018 года. Перенос президентских выборов с 11 марта на эту дату депутаты также утвердили в среду.

Законопроект, у которого есть все шансы быть утвержденным Совфедом (на стадии Думы он уже прошел коррекцию после первого чтения в апреле) устанавливает сроки включения граждан в списки избирателей по месту фактического пребывания. ТАСС со ссылкой на пояснения ЦИК сообщает, что общем случае подавать заявления об этом нужно не позднее чем за пять дней, но если вы находитесь в срочной, подтвержденной документами командировке (или, например, попали в больницу вдалеке о дома), то - не позднее 14:00 субботы накануне выборов. Подать заявление можно в территориальной или в участковой избирательной комиссии, а также через портал "Госуслуги" или в многофункциональных центрах (МФЦ).

На заявление, во избежание фальсификаций и повторного голосования будут наклеены специальные марки. При этом для голосования путешественников будут выделены специальные участки: от 9 тыс. до 15 тыс., в то время, как всего в России их 95 тысяч.

Отвечая на вопрос, о том, каков все-таки, при отсутствии открепительных удостоверений, механизм страховки от нарушений на выборах, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов сказал, что будут проверяться, сличаться по разным участкам списки зарегистрировавшихся, а также - проголосовавших, чтобы выявить гипотетическую возможность голосования в нескольких местах одного и того же лица. Другой элемент защитного механизма - карательный.

Выше штрафы

Голосовать с нарушением закона удавалось и прежде, говорит Дмитрий Орлов, применялись так называемые «карусельные» и «автобусные» технологии. Теперь же, и на это следует обратить особое внимание, выросла ответственность за нарушение избирательного законодательства. Таким образом, возможность реализации гражданами избирательного права существенно выросла, а риск масштабного нарушения закона, наоборот, снизился, считает политолог, отмечая также, что прежде желающим проголосовать, но находящимся в отъезде приходилось прибегать к весьма сложной процедуре или нести затраты, чтобы успеть вернуться вовремя к месту регистрации.

Таких, а также тех, кому приходилось просто отказаться от намерения проголосовать, как выясняется, было очень много. Глава ЦИК РФ Элла Памфилова заявила, что новый закон коснется от 5 до 20 млн человек.

В подтверждение слов политолога можно добавить, что Элла Памфилова рассказала об изучении ЦИКом возможности публиковать в интернете личные данные людей, включенных в избирательные списки по каждому участку (усеченно, так, чтобы это было в рамках закона о защите персональных данных). А возможность публикации информации о количестве открепившихся/прикрепившихся избирателей уже предусмотрена и такие данные будут обнародоваться на сайте комиссии за два дня до выборов.

В ЦИК ожидают также, что нововведение позволит отказаться от практики досрочного голосования, к которому ранее было много претензий и которое в настоящее время разрешено только на региональном уровне.

А штрафы за нарушения на выборах возрастают кратно: человек, проголосовавший несколько раз, а также организатор такого голосования, будучи раскрытыми, заплатят штрафы в 30 тыс. руб. Выдача бюллетеня "в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя" или проголосовать более одного раза, а также выдача (и получение) заранее заполненного бюллетеня будет наказываться штрафом от 3,5 тыс. до 30 тыс. руб. Штраф за неоднократные административные правонарушения такого рода составит 50 тыс. руб.

Правообладатель иллюстрации Рюмин Александр/ТАСС Image caption С отменой открепительных "карусели" на выборах могут уйти в прошлое

На президентских выборах в 2018 году не будут использоваться открепительные удостоверения, если парламент примет поправки в закон о выборах. С помощью открепительных на выборах устраивались фальсификации. Власти хотят избежать обвинений в нечестных выборах, считают эксперты.

Открепительные удостоверения не должны больше использоваться на избирательных участках на выборах в России. Законопроект с такими поправками внесли в пятницу в Госдуму председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас и член комитета по федеративному устройству Анатолий Широков. Как сказал Клишас РИА Новости, поправки согласованы с Центризбиркомом.

"Я не думаю, что открепительные удостоверения являются механизмом фальсификации, но у нас в обществе сложилось мнение, что это так. Выборы должны быть более прозрачными, опасения общества, если они имеются, должны быть учтены, даже если эти опасения излишни", - пояснил сенатор.

Предложение поддержала председатель Центризбиркома Элла Памфилова. "Если поправки в законодательство будут приняты, то мы создадим максимально благоприятные условия для возможности голосования людей по принципу "презумпции доверия". Это снимет все бюрократические процедуры", - сказала Памфилова Интерфаксу.

Больше никаких " каруселей "

Теперь избиратели, которые в день выборов не будут находиться по месту жительства, но хотят проголосовать, смогут быть включены в список избирателей там, где они находятся. Нужно будет подать заявку на включение со всеми своими данными.

Порядок и сроки подачи заявок, а также систему контроля над этой системой установит ЦИК. Российские избиратели, которые находятся за рубежом, также смогут проголосовать, подав заявление на включение в список избирателей на избирательных участках за границей.

Сенаторы также предложили наказание за повторное голосование одного и того же человека штрафом в размере 30 тыс. рублей. Столько же придется заплатить тем, кто попытается проголосовать за другого избирателя, а также тем членам избирательных комиссий, которые выдадут бюллетень таким правонарушителям.

Открепительные удостоверения давно себя изжили, говорит сопредседатель движения в защиту прав избирателей "Голос" Григорий Мельконьянц.

"Большой вопрос, успеют ли в ЦИКе подготовиться к президентским выборам . Это самая большая проблема. Вполне возможно создать такую систему [электронного контроля за списками избирателей]. Но насколько удастся ее апробировать, чтобы на выборах президента не было сюрпризов? Также за этой системой нужна независимая система наблюдения для прозрачности самого процесса", - рассуждает Мельконьянц.

По его словам, если такая система будет развернута на уровне участковых избирательных комиссий, как в Молдавии, то так независимым наблюдателям будет проще контролировать процесс. "Но у нас скорее всего до участковых комиссий не дойдут, это будет уровень территориальных комиссий, а так гораздо сложнее проверить, кого в какой список включили или нет", - предостерегает эксперт.

Открепительные удостоверения были источником злоупотреблений на выборах, говорит профессор Европейского университета Григорий Голосов. С помощью них устраивались "карусели" - это когда голосующих с открепительными возили по участкам на автобусах.

"Путин, судя по составу участников выборов, не сомневается в том, что он их выиграет. И если нет особой необходимости прибегать к манипуляциям, то незачем это делать, это рискованно. Для избирателей неважно, отменили открепительные или нет, а с точки зрения предвыборной риторики это снижает риски обвинений в нелегитимности выборов", - объясняет политолог.

Явку отмена открепительных не повысит, считает Голосов. По его словам, большинство граждан ими не пользовались, они в основном были способом манипулировать результатами голосования.

Еще больше демократии

Законопроект Клишаса и Широкова предусматривает не только отмену открепительных, в нем также речь идет о расширении полномочий наблюдателей.

"В целях обеспечения гласности на выборах президента Российской Федерации законопроектом предусматривается более либеральный подход к процедуре назначения наблюдателей", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Сенаторы предлагают отказаться от так называемого "крепостного права" для наблюдателей, которое было принято год назад. Тогда парламент ввел норму, согласно которой партия или кандидат могут направить на конкретный участок не более двух наблюдателей.

Авторы законопроекта объясняют необходимость этой меры другим своим предложением - об увеличении числа избирательных участков. Предлагается сократить максимальную численность избирателей на одном участке до 1,5 тыс. человек (сейчас 3 тыс.), поэтому участков потребуется больше.

Законопроект также предлагает ввести в закон о выборах президента возможность видеонаблюдения. Сейчас в законе это не прописано.

Журналистам разрешат присутствовать при подсчете голосов на избирательных участках, следует из документа. Сейчас это разрешено только членам комиссии.

Если закон будет принят, кандидаты смогут бесплатно распространять агитационные материалы стоимостью не больше 100 руб. Кроме того, законопроект предлагает запретить снимать кандидата с выборов, если среди собранных им подписей избирателей неразборчиво указан или отсутствует адрес.

Выборы президента России должны пройти в марте 2018 года. Действующий глава государства Владимир Путин пока не заявлял о планах баллотироваться на новый срок. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков говорил, что еще рано ставить вопрос об этом. О намерении баллотироваться заявляли оппозиционер Алексей Навальный и лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Две другие парламентские партии - КПРФ и "Справедливая Россия" - пока не определились с кандидатами.

Проект закона о внесении изменений в закон о выборах Президента, внесённый сенатором Клишасом, до внесения одобренный Центральной избирательной комиссией России.

Самой главной новацией законопроекта является отмена открепительных удостоверений на выборах Президента России. Предполагается включение избирателя в список избирателей на основании письменного заявления, поданного заблаговременно на любом участке по месту временного нахождения или же на основании простой явки избирателя на специально определённые для этих целей избирательные участки или же на любой участок, находящийся за рубежом.

Институт открепительного удостоверения существует в нашем законодательстве с приснопамятного 1937 года. Статья 15 Положения о выборах в Верховный Совет СССР, принятого 4-й сессией ЦИК СССР VII созыва 9 июля 1937 года устанавливала: "При перемене избирателем места своего пребывания в срок между опубликованием списка избирателей и днем выборов соответствующий Совет депутатов трудящихся выдает ему по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, «удостоверение на право голосования» и отмечает в списке избирателей — «выбыл»; в пункте нового местожительства — постоянного или временного — избиратель вносится в список избирателей при пред"явлении удостоверения личности, а также «удостоверения на право голосования».

В телепередаче "Старая квартира", шедшей в конце 1990-х годов, один из агитаторов, работавших на советских выборах, вспоминал, что при помощи открепительных удостоверений во времена социализма "нагоняли" явку до 99 процентов: заранее при обходе квартир определялись те граждане, которые не пойдут на выборы, после чего таким нехитрым способом они исключались из списка избирателей. Может, так оно и было: советские "выборы" - феномен изученный не слишком хорошо.

Так что открепительное удостоверение - явление хорошо изученное и достаточно активно применяемое. Особенно с учётом того, что всё больше и больше россиян живут или пребывают в день голосования не по месту официальной регистрации по месту жительства.

Правда, если в 1937 году избирателю по предъявлению удостоверения выдавали весь комплект бюллетеней по соответствуюющему участку, то сейчас он обеспечивается только бюллетенями своего округа. А, находясь вне округа, только бюллетенями по пропорциональному голосованию. В-общем, на президентских выборах всё понятнее всего - любой избиратель может получить бюллетень образца, единого для всей федерации, а то, в каком именно регионе он его получит, для итогов голосования по стране в целом не имеет никакого юридического значения: бюллетень один, победитель тоже один.

Зато приёмка с Гознака, рассылка по регионам и пересчёт в регионах открепительных удостоверений с последующей передачей в районы, а оттуда - в участковые комиссии - это замечательный вид спорта для членов избирательных комиссий всех уровней. Сначала принять и пересчитать, потом - выдать избирателям и учесть в протоколах комиссий. И чтобы всё сошлось до одной штуки. Бланки строгой отчётности, как-никак.

Воспоминания наблюдателей в различных регионах страны могут позволить увидеть разные способы возможных нарушений с открепительными удостоверениями - от выдачи бюллетеней не по своему округу до выдачи открепительных одним лицам с вписыванием в них других лиц. Благо, в Калининградской области такого не было, так что нам в этом плане есть чем гордиться. Но описываемые нарушения объединяет то, что для них и открепительные удостоверения не нужны и являются лишь дополнительным предметом антуража, в то время, как для большинства избирателей их получение может представлять известную сложность.

Ну отвыкли уже избиратели ходить на участок более одного раза, а потому избирательное право, за которое прежде боролись, приходится превращать в удобный клиентский сервис.

В 21 веке информационные технологии теоретически позволяют сделать единый список избирателей для всей страны или всего региона, чтобы избирателю было достаточно прийти куда угодно. Разве что за исключением "медвежьих углов" и иных районов, куда и так особо не захочешь добираться или же требуется непропорционально много времени, чтобы добраться. А потому вполне можно было бы поставить систему голосования в режим "реального времени", чтобы, подобно расчёту банковской картой, система сразу фиксировала, голосовал уже избиратель в другом месте или не голосовал. Даже явку можно будет вести ежесекундно, не говоря об отсутствии необходимости возни с большим количеством бумажной документации, которую потом всё равно изучают единицы.

Только вот понятно, что вопрос не столько в технических возможностях формирования единого электронного реестра избирателей на каждом участке (или же - вообще голосования из дома через систему "Госуслуги"), а в доверии к этой процедуре со стороны гражданского общества. В разных странах её решают по-разному. В Армении, например, вывешиванием распечатанных списков каждого участка на стене. Но, при желании, любую даже самую зарегламентированную и задокументированную процедуру можно использовать для злоупотреблений (или же, что ещё проще, заявить о мнимых злоупотреблениях), если к ней не будет доверия. Даже если она будет абсолютно прозрачной.

Только вот доверие повысить одними институциональными методами достаточно сложно. Оно формируется постепенно, десятилетиями, причём - в совершенно различных институтах и разными способами. Но вот как это делать - совсем другая история, к которой открепительные удостоверения не имеют никакого отношения.


Top