Запорожская сечь. Ликвидация запорожской сечи в связи с пугачевским бунтом

5.08.1775 (18.08). – Ликвидация Запорожской Сечи в связи с пугачевским бунтом

Запорожская Сечь – военный и административный центр малороссийского казачества, который находился за Днепровскими порогами в XVI–XVIII веках. По мнению исследователей, первая крепость за Днепровскими порогами (т. н. Хортицкий замок) – была построена князем Дмитрием Вишневецким в 1553 г. на острове Малая Хортица для отражения набегов крымских татар и просуществовала до 1557 г. Название "Сечь" происходит от слова "секти", "высекать", такое название связывается с тем, что столица была обнесена частоколом с высеченным острыми краями. Внутри размещались церковь, хозяйственные постройки и жилые строения – курени. Жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров. Это слово означало также воинское подразделение: всего было 38 куреней. (Часто со словом "Сечь" употреблялось слово "Кош" и Войско Запорожское иногда именовалось Запорожским Кошем. Это слово тюркского происхождение и означает "кочевье". Запорожцы, употребляя слово "Сечь", подразумевали постоянную столицу Войска, а под словом Кош подразумевали всю территорию кочевья Войска во время походов.)

Прием приходивших в Запорожскую Сечь осуществлялся, по данным Д.И. Яворницкого, при следующих условиях:
– статус вольного и неженатого человека
– хорошее знание русского языка
– принадлежность к православной вере
– специальная военная подготовка.

Вновь принятым казакам давались новые фамилии на казацкий манер, например: Не-Ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-вода и т.д.

По национальному составу Сечь в основном состояла из малороссийских черкас (т.е. русских, не путать с черкесами). Но помимо того, в числе принятых встречались люди разных национальностей: поляки, литвины, татары, турки, армяне и. Запорожское войско делилось на сечевых и зимовых казаков. Первые составляли цвет казачества и назывались "лыцарством" или "товарыством". Только эти казаки имели право выбирать из своего состава старшину, получать денежное жалованье и участвовать в делах управления. Зимовые казаки на Сечь не допускались, а жили вблизи нее, но также входили в состав Войска Запорожского.

Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган. На войсковых радах обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войскового старшины. Войсковые рады собирались в обязательном порядке 1 января (начало нового года), 1 октября ( – храмовый праздник на Сечи), а также на 2-й или 3-й день . Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время по желанию большинства Войска. Решения Рады были обязательны к исполнению для каждого запорожца.

Административные и судебные власти в Войске Запорожском насчитывали до полутора сотен человек. Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи. Далее шел низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д. Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Символ власти кошевого атамана – булава. Однако без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.

Перед судом были равны все – начальствующий и простой казак. Тяжкими уголовными преступлениями считались – убийство казаком казака, побои казаку в нетрезвом состоянии, связь с женщиной и „содомский грех“, опорочивание женщины, дерзость в отношении начальства, дезертирство, грабеж населения, утаивание части добычи и пьянство во время походов. Судьями была вся войсковая старшина. Наказания применялись: приковывание цепями к деревянному столбу на площади, приковывание цепями к пушке, сажание на деревянную кобылу, битье кнутом или киями, смерть. К смерти приговаривали за воровство, даже за мелкое. К ворам, прелюбодеям, содомитам и дезертирам применялось забивание у позорного столба киями. За убийство казака казаком убийцу клали живым в вырытую яму, а сверху на него опускали гроб с убитым и закапывали.

На вооружении у запорожских казаков, помимо излюбленных сабель, копий, кинжалов и другого холодного оружия, были самопалы, пистоли, пушки, гаубицы, мортиры. Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех противников, с которыми воевали запорожцы. Войско разделялось на три рода войск – пехоту, конницу и артиллерию. Численность всего войска была 10 000 – 12 000 человек, из них пехота составляла около 6 000 человек. Элитной частью войска была конница. Войско делилось на полки и сотни. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек. Полк состоял из трех сотен общей численностью 540 человек. Общераспространенным средством во время степных походов у запорожцев был табор, то есть, четырехугольный или круглый ряд возов, который мог устанавливаться в несколько рядов и скреплялся цепями.

Походы главным образом предпринимались против поляков, татар, турок. Сухопутные походы всегда начинались весной, для этого объявлялся сбор казаков на Сечи. Перед самым выходом из Сечи служился молебен и потом стреляли из самой большой пушки. Передвижение войска шло с большой осторожностью по балкам и оврагам. В походе запрещалось разводить костры, громко разговаривать, курить люльки. Впереди войска шли разведчики. Главной задачей было внезапное нападение на врага.

Морские походы совершались на так называемых "чайках" – больших лодках, вмещавших от 50 до 70 казаков; каждый имел саблю, два ружья, боеприпасы и продовольствие. Для морских походов выбиралось осеннее время, особенно пасмурные дни и темные ночи. Чайки выходили прямо из Сечи и спускались к Черному морю. Весть о выходе запорожцев в море наводила ужас на приморские области Турции. Турок казаки рассматривали как пришлых на эти земли оккупантов-басурман, к тому же защитников и покровителей крымских оккупантов-татар, с которыми шла непрерывная война. Высаживаясь на берег, запорожцы убивали жителей, забирали все ценное имущество, оружие, денежные средства и с добычей возвращались на Сечь.

Живя вблизи крымских татар, которые главным своим занятием считали набеги на русских, запорожские казаки принимали меры по охране своих границ от внезапного вторжения. Средствами охраны у запорожцев были конные разъезды (бекеты) казаков вдоль восточных и южных границ. Для сторожевых бекетов строились радуты – заставы вдоль левого берега Днепра на расстояниях 15 – 18 км друг от друга, чтобы можно было видеть с одной радуты другую. Для оповещения о нападавших татарах делался столб из бочек, поставленных друг на друга, наверху которых зажигался пук соломы.

К сожалению, ходили запорожцы не только на татар и турок. Несколько тысяч запорожцев пристали к в царствование . В 1606 г. они разграбили Пронск, Михайлов, Зарайск, Рязань. Потом в 1611 г. в продолжавшейся напали на Козельск, в 1612 г. на Вологду. В 1618 г. примкнули к походу польского королевича Владислава на Москву; запорожцами предводительствовал кошевой атаман Петр Сагайдачный. Бельская летопись описывает взятие казаками в начале этого похода города Ливны (в месте слияния рек Ливенки и Сосны, притока Дона, ныне на юго-востоке Орловской области), во главе с кошевым атаманом Петром Сагайдачным: «…А пришол он, пан Сагадачной, с черкасы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з женами и з детьми посек неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жен и детей в плен поимал…».

Главными источниками доходов на Сечи были: военная добыча во время походов, внешняя и внутренняя торговля, винная продажа, дань от перевозов, позже также государственное денежное жалованье. По обычаю лучшую часть добычи запорожцы отдавали на церковь, а остальное делили между собой. Как отмечали иностранцы, бывавшие на Сечи по торговым, посольским или другим делам, оставшиеся после дележки деньги могли быть пропиты казаками до последней копейки. Утаивание части добычи казаком считалось преступлением. Вторую значимую часть доходов давали шинки, расположенные на землях Войска Запорожского и сбор с проезжавших по землям войска купцов, торговцев, промышленников и чумаков. Значительную часть доходов составляли „дымовые“, то есть налог на жилища в пределах Войска. Последним источником доходов было жалованье, получаемое запорожцами от польского короля (реестровое казачество), а затем и от московского Царя.

Анализ писем старшин Войска Запорожского свидетельствует о том, что это были люди грамотные, писали по-русски не только грамотно, но и стилистически правильно. У казаков были свои школы: сечевые, монастырские и церковно-приходские. В сечевых школах обучались мальчики, насильно уведенные казаками на Сечь или привезенные родителями. Школа монастырская существовала при Самарском Пустынно-Николаевском монастыре. Школы церковно-приходские существовали при всех храмах на территории Войска Запорожского.

Запорожские казаки твердо придерживались православной веры. Церковь освящала все важнейшие этапы жизни и деятельности казаков. Поскольку Малороссия была оккупирована поляками, а в Речи Посполитой православная вера жестоко преследовалась, особенно после , – защита веры выпала на долю казаков, придавая им стойкости. Это обстоятельство вместе с усилением польско-еврейского гнета стало причиной казацких восстаний.

В 1648 г. казаки начали освободительную войну, которую возглавил гетман (см. в статье о нем). Не в силах самостоятельно одолеть поляков, казаки обратились за помощью к московскому Царю. В 1654 г. была созвана , заявившая о воссоединении Малороссии с Россией. Русские войска поддержали восставших казаков, что привело к русско-польской войне 1654–1667 гг. Война завершилась Андрусевским перемирием по условиям которого территории, лежащие восточнее Днепра (левобережная Украина), а также Киев с окрестностями на правом берегу, отошли к России; правобережная Украина – осталась у Польши.

Итак, несмотря на разбойные эксцессы (считавшиеся преступлением у самих казаков), малороссийское казачество сыграло историческую важную роль в сохранении русского самосознания и восстановлении русской территориальной принадлежности Малой Руси. Поначалу Малороссия лишь формально была частью Российской империи, гетманы оставляли за собой все доходы с городов и сел Малороссии. Однако нахождение под властью русских Царей неизбежно вело к ограничению их всевластия и соответственно – к недовольству в среде казацкой старшины. Начались антироссийские интриги, "замятни", изменнические переходы на польскую сторону...

Однако государственная унификация Империи требовала усиления контроля центральной власти над присоединяемыми территориями на юге. В 1764 г. назначила генерал-губернатором Малороссии прославленного и выпустила
. Эта реформа не вызвала недовольства малороссийского населения, ибо улучшала его положение. Затем в 1773 г. начался страшный (1773–1775), в котором ядро восставших составили уральские казаки, – и это возбудило подозрения Императрицы относительно лояльности своенравного запорожского казачества, в котором были заметны симпатии к Пугачеву и многие поддержали его. 5 августа 1775 г. последовал манифест "Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии".

Главной же причиной упразднения Запорожской Сечи стала государственная ненужность казачества этом месте, ибо исчезли прежние внешние угрозы, которым оно противостояло. С заключением (1774) Россия вернула выход к Черному морю и оградила от влияния Турции Крым, готовясь присоединить его. На западе ослабленная "шляхетской демократией" Речь Посполитая была на грани развала и последовавших вскоре т.н. .

Таким образом, дальнейшая необходимость в сохранении присутствия казаков на их исторической родине для охраны южных российских границ отпала. В то же время их традиционный образ жизни часто приводил к конфликтам с российскими властями – в частности в связи с неоднократными погромами казаками сербских поселенцев в Новороссии.

В Манифесте Екатерины говорилось:

«Мы восхотели объявить во всей Нашей Империи… что Сечь Запорожская вконец уже разрушена со истреблением на будущее время и самого названия Запорожских казаков… Сочли Мы себя ныне обязанными пред Богом, пред Империею Нашею и пред самым вообще человечеством разрушить Сечу Запорожскую и имя казаков от оной заимствованное. Вследствие сего 4 июня нашим Генерал-Поручиком Текеллием со вверенными ему от нас войсками занята Сечь Запорожская в совершенном порядке и в полной тишине без всякого от казаков сопротивления… Нет теперь Сечи Запорожской в политическом ее уродстве, следовательно же и казаков сего имени…».

Запорожское казачество было распущенно каких-либо без репрессий. Бывшим старшинам было дано дворянство, а нижним чинам разрешено вступить гусарские и драгунские полки. Но трем казакам, Екатерина не простила прежние обиды: Петр Калнышевский, Павел Головатый и Иван Глоба за измену в сторону Турции были сосланы в разные монастыри, правда и тут судьба их разнообразна, например, Калнышевский на Соловках смог дожить аж до 112 лет и даже после амнистии предпочел остаться в месте ссылки.

В 1787 г. бывшие казачьи старшины подали прошение на имя Императрицы, в котором выразили желание по-прежнему служить. Было сформировано "Войско Верных Запорожцев", которое участвовало в . По окончании войны войско было преобразовано в Черноморское казачье войско, и в знак благодарности им была выделена территория Кубани, которую оно заселило в 1792–1793 гг. В 1860 г. Черноморское казачье войско было слито с двумя левыми полками Кавказского линейного войска и стало называться Кубанским казачьим войском.

Из 5 тысяч запорожцев которые ушли в Турцию, султан позволил основать Задунайскую Сечь (1775–1828). Но казакам пришлось участвовать в подавление восстаний единоверных им православных народов Балкан. Не выдержав, в 1828 г. задунайские перешли на сторону России и были помилованы . Из них было сформировано Азовское казачье войско (1828–1860) преимущественно для береговой охраны и особенно отличилось в . В 1860 г. Азовское войско расформировали и казаков переселили на Кубань.

Сегодня, когда началось возрождение казачьих традиций, нам важно соблюсти научную и историческую точность и по-православному честно отнестись к истории казачества. Были у него славные страницы и жертвенные подвиги, были и падения – как и в других частях русского народа. Наши падения и грехи следует не замазывать и лакировать, а выносить из них правильные уроки, чтобы не повторять. К тому же издавна насаждается и немало антирусских мифов: якобы казаки не русские, а отдельная нация, которую всегда и всячески угнетали москали. Якобы были "русско-украинские" и "русско-козацкие войны". Упразднение Екатериной Запорожской Сечи выдается за ее "разрушение до основания" – что противоречит документальным данным. Никакого разрушения Новой Запорожской Сечи в 1775 г. не было. Все строения сохранились и продолжали служить по назначению новым переселенцам. Бывшую последнюю Запорожскую Сечь превратили в город Покровск.

Наиболее известным письменным памятником истории Запорожской Сечи является ответ запорожцев турецкому султану в конце XVII века.

«Султан Мохаммед IV – запорожским казакам. Я, султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств – Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять безпокоиться. Султан Мохаммед IV».

На это письмо казаки ответили:

«Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товарищ, самого Люцеперя секретарь. Який ти в черта лыцарь, коли голою сракою іжака не вб’еш. Чорт высирае, а твое військо пожирае. Не будеш ти, сукин ти сину, синів христіянських під собой мати, твойого війска мы не боімось, землею і водою будем биться з тобою, распрости твою мать. Вавилоньський ти кухарь, Макидоньский колесник, Іерусалимський бравирник, Александрійський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всього світу і підсвіту блазень, самого гаспида внук и нашого х… крюк. Свиняча ты морда, кобыляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою… От так тобі запорожці висказали, плюгавче. Не будешь ти і свиней христіанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо і календаря не маемо, місяц у небі, год у книзя, а день такий у нас, який і у Вас, за це поцелуй в сраку нас! Підписали: кошевой атаман Иван Сирко зо всім кошем Запорожськім». Сечевые КАЗаки - так назывались казаки-пограничники.
Запорожская сечь - это самая первая государственная граница, проведённая РомаНОВыми (НовоРИМскими) между оккупированной ими в 18 веке, Московской Русью (Московией, Московской Тартарией и т.п.) и "Крымским Ханством" (незавоёванным остатком Московии).
Изначально, Запорожская Сечь, была на стороне законной власти - Московского Царства. Но, впоследствии, были подкупленны обещанием им РомаНовыми, т.наз. "казацкой вольницы" т.е. разрешением казакам иметь свою землю (в Московии, это было им запрещено законом) и переметнулись на сторону РомаНовых. Этот момент и запечатлён Репиным, - когда переметнувшиеся казаки, пишут оскорбительное послание своему Царю ("турецкому султану"). После этого предательства казаков, Романовы двинулись дальше на юг...

Очень познавательная информация, но возникли сомнения. Грабежом и разбоем при такой строгой дисциплине вряд ли промышляли запорожские казаки, скорее всего, таким не благонравным занятием грешили гайдамаки.

История Украины с древнейших времен до наших дней Семененко Валерий Иванович

Запорожская Сечь

Запорожская Сечь

Выбор места для создания военно-политического центра казачества обусловливался как природными условиями, необходимостью его успешной обороны, так и привязкой к Днепру - главного пути морских походов против Турции и Крымского ханства. Первая Сечь была построена на острове Хортица, недалеко от Крарийской переправы (Кискача), служившей татарам при их нападениях на Украину. Жилые помещения разместили на скале, с юга и запада их защищал ров глубиной более 20 метров. Эта Сечь, названная Совутиной, существовала с середины XV до первой половины XVI века. Строительными работами здесь руководили гетманы В. Свентольдович и П. Лянцкоронский. По другим данным, первая Сечь под названием Комаровская, сформировалась еще в XIV веке на среднем Приднепровье - на территории нынешнего Переяслав-Хмельницкого района.

С 1554 до 1557 года на острове Малая Хортица площадью около 500 гектаров возникла Сечь, которой руководил князь Д. Вишневецкий (Байда). Она защищалась валами и редутами, высота которых даже через 400 лет составляла 12 метров.

На острове Большая Хортица длиной 12 и шириной 2,5 километра сохранились до нашего времени остатки Сечи П. Сагайдачного, О. Голуба и М. Жмайла (1617–1626).

Всего зафиксировано восемь Запорожских Сечей, в том числе пять - на территории Никопольского района нынешней Днепропетровской области.

С XV века основное пополнение для Запорожских Сечей шло из территории Киевщины, Сиверщины, Волыни, Галиции, в XVII столетии - из Подолии, Черкащины, Левобережной Украины.

Социально-политическое содержание доктрины основателей Запорожской Сечи состояло в следующем:

Признание Польшей особого статуса казачества с предоставлением ему экономических и социальных льгот;

Отказ польской шляхты и ополяченной украинской знати от колонизации киевского Поднепровья;

Оборона украинских земель от турецко-татарской агрессии (с 1479 года Крымское ханство стало вассалом Оттоманской Порты);

Защита украинско-белорусского (в современном понимании этих этнических терминов - В. С., Л. Р.) населения от католической экспансии, помощь братствам.

Несколько тысяч казаков жили на Сечи в куренях размером 40 на 12 метров. До конца XVI столетия они делались из хвороста, покрывались конскими шкурами, позже использовалось дерево. Имелись служебные помещения - амбары длиной до 24 метров для хранения различных припасов, оружия и боеприпасов; а также пекарни, церковь, дом для пожилых казаков.

Формально высшая власть принадлежала всеобщей казачьей раде, созывавшейся ежегодно в начале января для выборов гетмана (кошевого атамана) и других старшин. Первое свидетельство о такой раде датировано 1581 годом, когда гетманом оказался избранным авантюрист польского происхождения С. Зборовский. Он тут же приступил к формированию отряда для похода на Москву.

Несогласное с решением рады меньшинство принуждалось к покорности большинству не только угрозами, но иногда и избиениями, даже убийствами. Чтобы подчеркнуть зависимость кошевого атамана (гетмана) от власти толпы, его голову посыпали грязью. Демократизм в Запорожской Сечи - это классическая охлократия (власть толпы), опасная для укрепления идей государственности.

Казачьи обычаи были крайне суровыми, особенно в отношении уголовных преступлений. Кроме телесных наказаний, применения пыток, виновных в убийстве и воровстве вешали, закапывали живьем, забивали палками около позорного столба. В целом у казаков ценилась только воинская доблесть, презрение к смерти, материальным благам, повседневной трудовой деятельности на земле или занятиям ремеслом. В системе права они заимствовали от азиатских народов коварство, от поляков и русских - процедурные тяжбы. На них накладывались крайне суровые обычаи Сечи, поэтому за одно и то же преступление полагались разные наказания. Защита, естественно, отсутствовала, да и сам процесс наказания рассматривался как спектакль, а не трагедия личности.

Порядки в Сечи олицетворяли свободу личности и террор агрессивного большинства, аскетизм и разгул, благородство и жестокость, активность своевольной толпы и изнеженную лень, европейскую осторожность и азиатскую беспечность. Только в первой четверти XVII столетия начался переход от казачьей вольницы к жестко регламентированной военно-политической структуре. К сожалению, не был реализован план И. Верещинского 1596 года о политической эмансипации казачества и создании своеобразного государственного организма с публичной властью «князя».

Таким образом, у казачества выработалась противоречивая система власти и подчинения, которую некоторые историки назвали агрессивной безэлитной демократией. Являясь вечной оппозицией государственности, казачество игнорировало важность иерархической структуры, их вожди поэтому часто превращались в заложников, которых выдавали победителям в случае поражения или карали смертью за ошибочные решения, повлекшие тяжелые последствия. Знаток истории казачества Г. де Боплан отмечал, что за 17 лет ни один гетман не избежал такой трагической участи.

Не считая себя подданными ни Великого княжества Литовского, ни Польши (Речи Посполитой), нереестровые казаки постоянными нападениями на соседние государства вызывали дипломатические конфликты и ответные удары. Именно по этой причине польский сейм в 1593 году объявил их врагами отечества, а с 1597 до 1601 года формально запрещал казачество. В то же время польские власти не останавливались перед использованием казачьих отрядов в войнах с Московским государством и Турцией. Например, в феврале 1609 году по приказу короля 7 тысяч запорожцев совершили рейд по территории России, а осенью от 30 до 40 тысяч казаков под руководством атамана Олевченко прибыли под Смоленск, чтобы в дальнейшем занять такие города, как Путивль, Козельск, Вязьму, Брянск, Дорогобуж, Мещерск и другие. Во время польско-русской войны 1613–1614 годов запорожские отряды доходили почти до Архангельска и Холмогор, где объединились с английскими, ирландскими и шведскими войсками. В походе Самозванца на Москву в сентябре 1604 - мае 1605 года в его отрядах насчитывалось примерно 11 тысяч украинских казаков, до 1400 донцов, не более тысячи польских гусар.

За более чем 300-летнюю историю существования Запорожской Сечи казачество так и не выработало частную собственность на землю, поэтому часть угодий предоставлялась пользователям пожизненно, а большая часть распределялась ежегодно по жребию. Право на земельные участки фиксировалось согласно праву первого занятия данной территории, и оно признавалось как в Речи Посполитой, так позднее и царскими властями.

Но с середины XVII века в международном плане Запорожская Сечь не признавалась в качестве собственника своих земель, так как они принадлежали государствам-протекторам.

Необходимо отметить, что в течение XVI–XVII столетий запорожцы фактически держали в своих руках (или посредничали) торговлю Великого княжества Литовского, Польши и юга Московского княжества с Османской империей, татарами и турецким вилайетом в Крыму (прибрежная зона полуострова). В Турцию экспортировали ткани из России, пушнину, кожи, рыбу, масло, табак, а ввозили вина, бакалейные товары, оливковое масло, шелковые и хлопчатобумажные ткани, оружие, свинец, лошадиную упряжь. Согласно получаемым у запорожцев разрешениям, украинские чумаки брали соль в Крыму, причем ярлыки на ее добычу принадлежали именно Сечи. В Кинбурнских озерах казаки добывали свою соль, продавая ее затем жителям украинских и польских городов.

Для московских купцов запорожцы доставляли в Киев воск, мед, рыбу, скот, кожи; с донскими казаками они вели торговлю через земли Слобожанщины. Для покупки лошадей на Запорожье прибывали даже негоцианты из Пруссии. Однако у сечевиков все же преобладал архаичный способ получения добавочного продукта - путем захвата добычи в военных походах.

Практически все казаки варили пиво, брагу, мед, продавали спиртные напитки. На территории Сечи и в паланках было много шинков, но их количество известно только за 1740 год- 370 заведений.

Запорожское войско формировалось по принципу добровольчества, а новобранцев на протяжении нескольких лет обучали более опытные казаки. Славилась казачья пехота, а первые конные отряды появились у запорожцев только после 1576 года, когда Стефан Баторий передал в Сечь две тысячи лошадей. В то время как в Западной Европе и Польше в последней четверти XVI столетия исчезло рыцарство и появилась кавалерия, украинские земли оказались вне этого процесса. Поэтому запорожская конница, как, впрочем, и кавалерия реестровцев, оставалась слабой и малочисленной, хотя практически все казаки умели управлять лошадью. Именно отсутствие сильных кавалерийских частей предопределило поражения казацко-крестьянских выступлений против польско-литовских властей на протяжении 1591–1638 годов.

Широко известны морские походы запорожцев, происходившие, как правило, в июле. На гребных судах, именуемых чайками и вмещавших по 50–70 казаков, несколько пушек-фальконетов, каждая весом 96 килограммов, они достигали Кафы, Варны, Стамбула и других городов на побережье Черного моря. Сначала чайки сооружались из стволов липы или вербы (позднее - из досок), имели длину 15–20 метров, высоту и ширину по 4 метра, несли 10–15 пар весел. В конце XVII века на одну чайку шло, кроме дерева, до 210 килограммов железа, две бочки смолы, 50 килограммов клочья и 140 метров полотна на паруса.

Как известно, с конца XV столетия крымские татары, несмотря на получаемую от Польши ежегодную дань в 15 тысяч злотых (с 1511 года), систематически проникали на земли Украины, увозя пленников и добычу. Казачество же в меру своих сил и возможностей противостояло таким набегам, совершало ответные нападения на Крымское ханство и его протектора - Оттоманскую Порту. И все же отношения казачества и крымских татар не ограничивались враждой, имели место и союзы, взаимная помощь, никогда не прекращалась торговля. Сложившаяся в исторической науке тенденция видеть их контакты исключительно в негативном плане имеет давние традиции. Антиисламские мотивы, которые в XV–XVI веках живили европейскую поэзию, публицистику, хроники и летописи (только в XVI столетии опубликовано 2500 названий антимусульманских книг), объяснялись в большей степени религиозным противоборством христианства и мусульманства, нежели реальностью.

К середине XVII века национальный состав казачества Украины сложился примерно таким (в процентах): украинцев, белорусов, русских - 34,2, азиатов - 27,4, представителей среднеземноморских народов- 21, армяноидов- 17,4.

Для населения Украины Запорожская Сечь, в целом казачество стало олицетворением свободы и равенства, защитником православной веры, бастионом против внешних и внутренних врагов, «политическим народом».

Из книги Тайная история Украины-Руси автора Бузина Олесь Алексеевич

Как Екатерина восстановила Сечь О там, что Екатерина II в 1775 году сделала из Запорожской Сечи скирду гноя, знают все.Катерино, вража мати, що ти наробила? Край веселий, степ широкий та й занапастила, - пелось в известной народной песне.Но тогда как же объяснить, что до самого

Из книги Знаменитые морские разбойники. От викингов до пиратов автора Баландин Рудольф Константинович

Запорожская вольница Вот как описал Боплан организацию морского похода запорожцев:«Задумав погулять на море, они устраивают «раду» - военный совет, и выбирают походного атамана. Строят плоскодонные челны длиной до 20, шириной и высотой до 4 метров. Толстые канаты из

Из книги Запорожцы - русские рыцари. История запорожского войска автора Широкорад Александр Борисович

Глава 9 Богдан поднимает Сечь К середине XVIII века бесчинства польских магнатов не только не прекращаются, но и принимают все больший размах. Вот, к примеру, крупный магнат Иеремия Вишневецкий в 1643 г. захватил у городельского старосты А. Харлезского городище Гайворон с

Из книги Казачество. История вольной Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

48. ЗАДУНАЙСКАЯ СЕЧЬ Некрасовцев турки называли «игнат-казаки» - по имени основателя общины, «кара-игнат» - поскольку они всегда носили черные кафтаны, или «ин`ат-казаки» - «упрямые казаки». Покинув в 1740–1770 гг. Кубань, часть из них ушла в Малую Азию, но большинство

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси Том I автора Дикий Андрей

Запорожская Сечь в 18 веке. (Новая Сечь) Ушедшим в пределы Турции, после уничтожения Сечи и поражения Мазепы, запорожцам (выступившим на стороне Мазепы) после многих просьб, только в 1734 г., было разрешено вернуться и снова поселиться на прежних местах. Получивши щедрую

Из книги Терра инкогнита [Россия, Украина, Беларусь и их политическая история] автора Андреев Александр Радьевич

Украинские казаки и Запорожская Сечь до Богдана Хмельницкого В 1659 году на чрезвычайном сейме в Варшаве польские магнаты заявили королю Казимиру, что никому и никогда не отдадут Украину, потому что это «плодоносный Египет, земля обетованная, текущая молоком и медом,

Из книги Тайная история Украины-Руси автора Бузина Олесь Алексеевич

Как Екатерина восстановила Сечь О том, что Екатерина II в 1775 году сделала из Запорожской Сечи скирду гноя, знают все.Катерино, вража мати, що ти наробила?Край веселий, степ широкий та й занапастила, - пелось в известной народной песне.Но тогда как же объяснить, что до самого

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Запорожская Сечь Выбор места для создания военно-политического центра казачества обусловливался как природными условиями, необходимостью его успешной обороны, так и привязкой к Днепру - главного пути морских походов против Турции и Крымского ханства. Первая Сечь была

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Запорожская Сечь в последние десятилетия своей истории Ликвидация угрозы со стороны Крымского ханства знаменовала собой не только начало инкорпорационных мероприятий на Левобережной Украине. Падение ханата предопределило и судьбу Запорожской Сечи, присутствие

Из книги Без права на реабилитацию [Книга І, Maxima-Library] автора Войцеховский Александр Александрович

Шелюг М. П «Полесская Сечь» и атаман Тарас Бульба Против советских партизан на Волыни действовала еще одна «УПА». Вскоре она была переименована в так называемую «Украинскую народно-революционную армию» (УНРА). Ее возглавил нацистский агент Тарас Боровец, именовавший

Из книги История Украины. Южнорусские земли от первых киевских князей до Иосифа Сталина автора Аллен Уильям Эдвард Дэвид

Запорожская Сечь: землевладение на Украине Решающую роль в истории украинского казачества сыграл черкасский староста Дмитрий Вишневецкий. Его богатая событиями жизнь продолжалась недолго, но была полна ярких эпизодов. Вишневецкий решил создать базу для казаков,

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

«Задунайская Сечь» Третья часть, исполняя повеление султана, переселилась в гирла Дуная и около города Дунайца основала Сечь, выгнав живших там донских казаков «некрасовцев», которые в свое время, не желая подчиниться правительству, бежали из России.«Задунайская Сечь»

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Запорожская Сечь Гнездом казачества была Запорожская Сечь. Здесь вырастала казацкая сила; отсюда по большей части выходили главные вожаки повстанцев и лихих шаек, гулявших по морю на страх туркам; сюда сходились удальцы со всех сторон.Там, где Днепр, пробившись меж

История Запрожской Сечи

Запорожская Сечь — название целого ряда последовательно сменявших друг друга военных и административных центров днепровского низового казачества с XVI по XVIII вв., называемых «Сечь» по наименованию главного укрепления и «Запорожскими» по месту их расположения в низовьях Днепра южнее труднопроходимых днепровских порогов.
Этимология названий Сечь и Кош
Сечь представляла собой укрепление, внутри которого стояли церкви, хозяйственные постройки и курени. Название места нахождения штаб-квартиры казаков — Сѣчъ происходит от слова «сѣкти», «высѣкать», и связано с частоколом, окружающим поселение, у которого были высеченные острые края. Сечь являлась центром деятельности и управления всеми войсковыми делами, резиденцией всех главных старшин, стоявших во главе низового казачества. Часто со словом «Сечь» употреблялось слово «Кош». Запорожцы, употребляя слово «Сечь», подразумевали, прежде всего, постоянную столицу Войска, а под словом «Кош» — любую в том числе, временную стоянку войска, то есть, любой военный лагерь. Таким образом, Запорожским Кошем иногда именовалась Запорожская Сечь, а иногда временная ставка войска во время походов. Также, «кошем» запорожцы называли орган войскового управления, поскольку лагерь казаков не перестал быть военным и управлялся по своим законам, главные решения в котором принимались всем лагерем, то есть, кошем.
Образование Запорожской Сечи
Образование Запорожской Сечи связано с процессом формирования украинского казачества и освоение им ранее опустошенных татарами украинских земель между Днепром и Южным Бугом. Первые казаки на Запорожье появились, вероятно, в начале XVI в. Многочисленные отряды, которые занимались хозяйственным освоением этих земель и вели постоянную борьбу с татарами, вынуждены были строить на уходах укрепления из поваленных деревьев для собственной безопасности. Появление за порогами большого укреплен ного пункта, который бы был постоянной базой для наступления на Крымское ханство, связано с именем Вишневецкого. В первой половине 50-х гг. XVI в. он основал на о. Малая Хортица замок, который стал казацкой твердыней и опорным пунктом для масштабных походов против татар. Позже местоположение казацкой столицы неоднократно менялось, и в истории казачества зафиксировано несколько сечей: Томаковская (1564-1593 гг.), Базавлукская (1593-1638 гг.), Никитинская (1638-1652 гг), Чертомлыкская (1652-1709 гг.), Каменский (1709-1711 гг.), Олешковская (1711-1734 гг.) и Новая Сечь (1734-1775 гг.). Сооружения Сечи делали из нее настоящую крепость: вокруг казаки выкапывали глубокие рвы, насидалы высокие земляные валы, на которых сооружали оборонительные башни с бойницами. Здесь стояли пушки, в постоянном дозоре дежурили вооруженные казаки.
Посреди Сечи располагалась обширная площадь, на которой проходили казацкие военные советы, которые решали все вопросы повседневной жизни. Площадь окружали казацкие жилища - шалаши, построенные из деревянных бревен или плетеные из лозы и покрытые камышом; канцелярия, пушкарня, церковь, дома старшины. Все эти сооружения были хорошо приспособлены для обороны.
Органы управления Запорожской Сечи. По форме правления Запорожская Сечь была республикой. Войску Запорожскому Низовому были присущи определенные признаки демократической республики. Здесь не существовало ни феодальной собственности на землю, ни крепостничества; царило формальное равенство между всеми казаками. В Сечи господствующей была избирательная система органов управления, контроль за деятельностью которых осуществляла казацкая рада, которая была высшим органом власти. На сечевой совете решались все важнейшие вопросы внутренней жизни Сечи, вопросы войны и мира, дипломатических отношений, избрание казацкой старшины, распределения земель между сараями и т.д. Возглавлял Запорожскую Сечь выборный гетман. Гетман наделялся высшей судебной и исполнительной властью, был главнокомандующим, представлял Войско Запорожское на дипломатических переговорах. Казацкий совет кроме гетмана избирал также и военную старшину, которая была в распоряжении гетмана. К военной старшине принадлежали: обозной, писарь, судья, есаулы (порученцы гетмана). С помощью кошевой системы осуществлялось размещение казаков в корзине - полевом лагере во время военных походов и в самой Сечи.

Военные задачи и функции Запорожской Сечи.
Запорожская Сечь, выполняя историческую миссию защиты родной земли и спасения украинской нации от турецко-татарской агрессии. Казаки укрепили фортификациями города и местечки, создали военную охранно-защитную, разведывательно-сторожевую систему обороны границ Украины, просуществовавшую в течение трех столетий. Постоянно действовали посты со сторожевыми очередными отрядами, которые наблюдали за степными дорогами и переправами через реки. С помощью оригинальной сигнализации казаки предупреждали население о продвижении татарских орд, пытались организовать сопротивление врагу. Именно в Запорожской Сечи было создано Запорожское Войско, ставшее организационной формой вооруженных сил Украины. Запорожское Войско, постоянным и безотказным резервом которого всегда выступало все украинское казачество, имело свой флот, артиллерию, конницу и пехоту. Оно выработало блестящее казацкое военное искусство, превосходившее стратегию и тактику феодальных европейских армий.
Казацкое право. Кроме собственных органов управления, в Сечи функционировало также собственно казацкое право, которое было не писаным законом, a «древним обычаем, словесным правом и здравым смыслом». Если в целом на территории Украины в то время действовали различные источники права, то на Запорожской Сечи важнейшее значение приобрело казацкое обычное право, которое основывалось на принципах коллективизма, братства и взаимопомощи. На основании обычаев и традиций четко регламентировались права и обязанности старшин. Нормы казацкого права утверждали те общественные отношения, сложившиеся среди казачества. Они закрепляли военно-административную организацию Запорожской Сечи, устанавливали правила военных действий, деятельность судебных органов, порядок землепользования, заключение договоров, определяли виды преступлений и наказаний. Казацкое право признавали зарубежные государства, а казаки всячески защищали его, опасаясь, что писанное право может ограничить казацкие вольности.
Духовная жизнь. В основе миропонимания казаков, своеобразным идеологическим фундаментом казацкого государства были свободолюбивые и национально-религиозные основы. Глубокая религиозность, ревностная защита православной веры - характерные признаки духовной жизни Запорожья. Достаточно сказать, что вступление в запорожское общество начиналось с вопроса: «В Бога веруешь?» Именно православие, очевидно, в значительной степени повлияло на формирование романтической модели рыцарства, которым стало запорожское казачество. Ведь в православной системе ценностей глубокая духовность противопоставляется корыстному индивидуализму, а материальные интересы отходят на второй план. О благосклонном отношении казаков к религии свидетельствует существование в пределах Вольностей Войска Запорожского Низового более 60 церквей.
Судьба Запорожской Сечи после Национально-освободительной войны украинского народа
Запорожской Сечи принадлежала ведущая роль в Национально-освободительной войне украинского народа 1648-1657 гг., но после ее завершения большинство запорожцев не были включены в казацкий реестр. Это вызвало недовольство сечевиков и обострение их отношений с гетманской властью вплоть до вооруженных конфликтов. В период Руины запорожцы неоднократно вмешивались в борьбу разных старшинских группировок за гетманскую власть. При этом они нередко поддерживали кандидатов на гетманство из своей среды - Ивана Брюховецкого, М. Ханенко, П. Суховия, которые обещали положить конец произволу старшины и эксплуатации рядового казачества. Особенно осложнилось положение Запорожской Сечи после Андрусовского перемирия 1667 г., когда над ней был установлен совместный контроль России и Речи Посполитой. Причем по условиям перемирия сечь должна была оказывать военную помощь обоим государствам, каждое из которых стремилась использовать запорожцев для ликвидации независимости Гетманщины. В апреле 1775 г. русская императрица Екатерина II приняла решение о ликвидации Запорожской Сечи.

Условия приема в Запорожскую Сечь

Прием беспрерывно приходивших в Запорожскую Сечь осуществлялся, по данным Д. И. Яворницкого, после выполнения условий:
- статус вольного и неженатого человека
- хорошее знание русского языка
- принадлежность к православной вере
- наличие специальной подготовки
Войсковое и территориальное деление
В войсковом отношении запорожская община делилась на 38 куреней. Курень подразумевал собой в войсковом значении — сотню, полк, самостоятельную часть Войска. Слово курень имело двойное значение. Оно также означало и жилище запорожцев. По внешнему виду жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров.
Войсковые, куренные и паланочные Рады
Рада запорожских казаков представляла высший административный, законодательный и судебный орган. На войсковых радах обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании важных преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войскового старшины. Войсковые рады проходили в обязательном порядке 1 января, 1 октября Покрову и на 2-й или 3-й день Пасхи. Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время по желанию большинства Войска. Решения Рады были обязательны к исполнению для каждого запорожца.

Административные и судебные власти в Войске Запорожском

Всего начальствующего состава на Сечи, по разным источникам, насчитывалось от 49 до 149 человек. Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи. Далее шел низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д. Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления. Кошевой атаман вступал в дипломатические сношения с соседними государствами. Символ власти кошевого атамана — булава. В то же время без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.
Суды и казни на Сечи
Самым тяжким преступлением на Сечи считалось воровство. Даже за мелкую кражу существовало одно наказание — смерть. Суд руководствовался при ведении дел обычаями Сечи, был быстрым и доступным. Перед судом были равны все — начальствующий и простой казак. Тяжкими уголовными преступлениями считались — убийство казаком казака, побои казаку в нетрезвом состоянии, связь с женщиной и „содомский грех“, опорочивание женщины, дерзость в отношении начальства, дезертирство, грабеж населения, утаивание части добычи и пьянство во время походов. Судьями была вся войсковая старшина. Наказаниями было: приковывание цепями к деревянному столбу на площади, приковывание цепями к пушке, сажание на деревянную кобылу, битье кнутом или киями. За убийство казака казаком применялась страшная казнь. Убийцу клали живым в вырытую яму, а сверху на него опускали гроб с убитым и закапывали. Наиболее популярной казнью у казаков было забивание у позорного столба киями. Это применялось к ворам, прелюбодеям, содомитам и дезертирам.

Вооружение и войска

На вооружении у запорожских казаков были пушки гаубицы, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, копья, сабли, луки, стрелы, клинки и кинжалы. Исторические и археологические данные показывают, что Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы. Как истинные рыцари, запорожцы предпочитали всякому другому оружию саблю. Войско разделялось на три рода войск — пехоту, конницу и артиллерию. Численность всего войска была 10 000 — 12 000 человек, из них пехота составляла около 6 000 человек. Элитной частью войска была конница. По своим боевым качествам это подразделение представляло самую грозную силу запорожцев. Войско делилось на полки и сотни. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек. Полк состоял из трех сотен общей численностью 540 человек.
Сухопутные и морские походы запорожцев
Походы на суше главным образом предпринимались против поляков, татар, турок. Походы по рекам и морям почти всегда предпринимались против татар и турок. В сухопутных походах всегда конница преобладала над пехотой. Сухопутные походы всегда начинались весной, для этого объявлялся сбор казаков на Сечи. Перед самым выходом из Сечи служился молебен и потом стреляли из самой большой пушки. Передвижение войска шло с большой осторожностью по балкам и оврагам. В походе запрещалось разводить костры, громко разговаривать, курить люльки. Впереди войска шли разведчики. Главной задачей сухопутного похода было внезапное нападение на врага. Таким же характером отличались и морские походы. Разница состояла в том, что запорожцы выступали в поход на так называемых чайках — больших лодках. Лодки были двоякого рода — речные и морские. В одну лодку садилось от 50 до 70 казаков, каждый из которых имел саблю, два ружья, боеприпасы и продовольствие. Для морских походов выбиралось осеннее время, особенно пасмурные дни и темные ночи. Чайки выходили прямо из Сечи и спускались к Черному морю. Весть о выходе запорожцев в море наводила ужас на жителей приморских областей Турции. Высаживаясь на берег, запорожцы уничтожали людей, забирали все ценное имущество, оружие, денежные средства и с добычей возвращались на Сечь.
Доходы Войска Запорожского
Главными источниками доходов на Сечи были: военная добыча во время походов, внешняя и внутренняя торговля, винная продажа, дань от перевозов, царское хлебное и денежное жалованье. Главным источником была военная добыча. По обычаям лучшую часть добычи запорожцы отдавали на церковь, а остальное делили между собой. Как отмечали иностранцы, бывавшие на Сечи по торговым, посольским или другим делам, оставшиеся после дележки деньги могли быть пропиты казаками до последней копейки. Утаивание части добычи казаком считалось преступлением. Вторую значимую часть доходов давали шинки, расположенные на землях Войска Запорожского и сбор с проезжавших по землям войска купцов, торговцев, промышленников и чумаков. Значительную часть доходов составляли „дымовые“, то есть налог на жилища в пределах Войска. Последним источником доходов было жалованье, получаемое запорожцами от польского короля, а затем и от московского царя.
Восстание Хмельницкого и Переяславская Рада

В 1591—1638 гг. происходит ряд казацко-крестьянских восстаний. В 1648 г. казаки поднимают восстание из-за усилившегося притеснения казаков польскими магнатами. Восстание возглавил казацкий полковник Богдан Хмельницкий. Первоначально казакам сопутствовал успех. Их поддержало Крымское ханство, которым тогда правил Ислям III Герай. В битве при Жёлтых Водах (1648) казацко-крымское войско одержало свою первую победу, разбив польский отряд Степана Потоцкого. Вскоре последовала победа в Корсунской битве. До конца июля была освобождена вся территория Левобережья, а до конца августа — Брацлавское, Киевское, Подольское воеводства на правобережье, а также восточные и южные районы Волынского воеводства. освобождение правобережья связывают с именем Максима Кривоноса. В сентября была одержана победа под Пилявцами. Осенью ареной военных действий выступает Галиция. 26 сентября началась осада Львова. Гетьман требовал от польского командования и городской власти капитулировать и выдать казакам Я.Вишневецкого, А.Конецпольского. Узнав, что те тайно убежали, Хмельницкий, получив выкуп для уплаты ордынцам, снимает осаду и направляется на Замостье. В начале ноября гетьман начал переговоры с польским правительством и заключает перемирие с Яном II Казимиром. Однако в 1651 г. происходит Берестецкая битва, в результате которой польская армия под предводительством короля Яна Казимира и Николая Потоцкого наносит сокрушительное поражение казакам, и в августе того же года литовский гетман Радзивилл занимает Киев. Казаки были вынуждены просить помощи у единоверной России. В 1654 г. была созвана Переяславская Рада, заявившая о переходе подконтрольных восставшим территорий под протекторат России. Русские войска поддержали восставших казаков, что привело к русско-польской войне 1654—1667. Война завершилась Андрусевским перемирием по условиям которого территории, лежащие восточнее Днепра отошли к России, а лежащие западнее - к Польше. Условия перемирия были позднее подтверждены мирным договором 1686.

Уничтожение Запорожской Сечи (1709 год)

Уже с января 1709 г. к Петру стали поступать сообщения, что запорожцы что-то замышляют. Подозревая, что казаки могут выступить против него, Петр отдает распоряжения об укреплении гарнизонов крепостей: „…Вчерашнего дня получили мы подлинную ведомость, что запорожцы конные пришли уже давно и кошевого ждут с пехотою вскоре, а сей сбор их только 5 верст от Богородицкого, и опасно, чтоб чего над оным не учинили … не для города, а для артиллерии и амуниции, которой зело много, а людей мало. Того ради зело потребно, дабы один конный полк послать в Богородицкий, велеть бы оному там побыть, пока из Киева три полка будут в Каменный Затон “, при этом указывая Меншикову, что „…токмо едина материя суть, чтоб смотреть и учинить запорожцев добром по самой крайней возможности; буде же оные явно себя покажут противными и добром сладить будет невозможно, то делать с оными, яко с изменниками… “. На Раде, состоявшейся в марте, запорожцы приняли сторону Карла XII и начали боевые действия против российских войск, как самостоятельно, так и совместно со шведскими войсками. В стычке в местечке Царичевке запорожцами было захвачено в плен несколько русских солдат, которых они отправили к шведскому королю, стоявшему тогда в местечке Будищах. Но в большинстве случаев сечевики терпели поражения, так они были разбиты в стычке с отрядом полковника Болтина, вместе со шведами они потерпели неудачу у местечка Сокольна от генерала Ренне. После того, как Кость Г
ордиенко и гетман Мазепа подписали с Карлом XII союзнический договор, царь Петр I отдал приказание князю Меншикову двинуть из Киева в Запорожскую Сечь три полка русских войск под командованием полковника Яковлева с тем, чтобы „истребить всё гнездо бунтовщиков до основания“. Подошедший к Сечи полковник Яковлев, чтобы избежать кровопролития, пытался договориться с запорожцами „добрым способом“, но зная, что на помощь осажденным из Крыма может подойти кошевой Сорочинский с татарами, начал штурмовать Сечь. Первый штурм запорожцы сумели отбить, при этом Яковлев потерял до трехсот солдат и офицеров. Запорожцам даже удалось захватить какое-то количество пленных, которых они „срамно и тирански“ убили. После схватки взяты были в плен — кошевой атаман, войсковой судья, 26 куренных атаманов, 2 монаха, 250 человек простых козаков, 160 человек женщин и детей. Из того числа 5 человек умерло, 156 человек атаманов и козаков казнено, причем несколько человек были повешены на плотах и сами плоты были пущены вниз по Днепру на страх другим. Для того, чтобы ослабить страшное впечатление, произведенное на украинский народ истреблением сечевых козаков, царь издал 26 мая грамоту, в которой говорил, что причиной уничтожения Сечи, была измена самих запорожцев, потому что они сносились с врагами России, шведами. Тут же Петр приказывал хватать, бросать в тюрьму и казнить запорожцев, не бросивших свое оружие.
Основание новой Сечи
После разгрома шведов под Полтавой некоторые запорожцы ушли на юг и в 1710 году основали новую Сечь, при впадении в Днепр реки Каменки (на Херсонщине). Однако по приказу Петра она была разрушена войсками гетмана Скоропадского и генерала Бутурлина. Запорожцы отошли еще дальше и сделали еще одну попытку основать Сечь в турецких пределах. Однако они сразу же стали испытывать притеснения со стороны крымских татар и ногайцев. Тогда казаки попытались вернуться в Россию, но Петр І отклонил их просьбу. Запорожцам удалось вернуться на родину лишь в 1735 году при императрице Анне Иоанновне.

Конец Запорожской Сечи (1775 год)

Окончательно судьба запорожцев была решена 5 августа 1775 года с подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии»: "Мы восхотели объявить во всей Нашей Империи… что Сечь Запорожская вконец уже разрушена со истреблением на будущее время и самого названия Запорожских казаков… Сочли Мы себя ныне обязанными пред Богом, пред Империею Нашею и пред самым вообще человечеством разрушить Сечу Запорожскую и имя казаков от оной заимствованное. Вследствие сего 4 июня нашим Генерал-Поручиком Текеллием со вверенными ему от нас войсками занята Сечь Запорожская в совершенном порядке и в полной тишине без всякого от казаков сопротивления… Нет теперь Сечи Запорожской в политическом ее уродстве, следовательно же и казаков сего имени… "

Причины данного акта — совокупность нескольких действий. К концу XVIII века после многочисленных политических побед Российской империи, коренным образом изменились приоритеты развития отнятых у Турции земель и Малороссии, входившей в то время в состав Российской империи, и проживающих там малоросов и казаков Запорожской Сечи. С заключением Кючук-Кайнарджийского договора (1774) Россия получила выход к Черному морю и Крым. На западе ослабленная "шляхетской демократией" Речь Посполитая была на грани развала разделов. Таким образом, дальнейшая необходимость в сохранении присутствия казаков на их исторической родине для охраны южных российских границ отпала. В то же время их традиционный образ жизни часто приводил к конфликтам с российскими властями. После неоднократных погромов казаками сербских поселенцев, а также, в связи с поддержкой казаками Пугачевского восстания, императрица Екатерина II приказала расформировать Запорожскую Сечь, что и было исполнено по приказу Григория Потемкина об усмирении запорожских казаков. Пятого июня, 1775-го года войска генерала Петра Текели разделились на пять подразделений и окружили Сечь артиллерией и пехотой. Отсутствия южных границ и врагов за последние годы резко сказались на боевых качествах казаков, которые узнали о опасности лишь после окружения Сечи. Внезапность действия русских войск оказала сокрушительный удар на мораль казаков.
Последствия . Запорожское казачество было распущенно, многие казаки избежали наказаний. Бывшем старшинам была дано дворянство, а нижним чинам разрешено вступить гусарские и драгунские полки. Но трем казакам, Екатерина не простила прежние обиды, Петр Калнышевский, Павел Головатый и Иван Глоба, за измену в сторону Турции были сосланы в разные монастыри, правда и тут судьба разнообразна, например Калнышевский на Соловках смог дожить аж до 112 лет и даже после амнистии Александра I предпочел остаться в месте «ссылки». Из 5 тысяч запорожцев которые ушли в Турцию, Султан позволил основать Задунайскую Сечь (1775—1828 гг.). Но и тут условия оказались более суровыми чем в России, казакам приходилось воевать за свое существование с некрасовцами, а также участвовать в подавление восстаний единоверных им Православных народов Балкан. Поэтому в 1828-м году, казаки изменили Турции и вернулись в Россию из которых было сформировано Азовское казачье войско. В 1787 г казачьи старшины подали прошение на имя императрицы в котором выразили желание по-прежнему служить. Было сформировано «Войско Верных Запорожцев», которое участвовало в Русско-турецкой войне 1787—1792. По окончании войны войско было преобразовано в Черноморское казачье войско и в знак благодарности им была выделена территория Кубани, которую оно заселила в 1792-93 гг. В 1860 году Черноморское казачье войско было слито с двумя левыми полками Кавказского линейного войска и стало называться Кубанским казачьим войском. Часть запорожских казаков осела в болотах и топях белорусского Полесья, на территории Мозырского уезда.


Сечь представляла собой укрепление, внутри которого стояли церкви, хозяйственные постройки и курени

Ближайшей самостоятельной ветвью Малороссийского казачества является лихое Запорожье, сделавшееся чем то вроде академии для выработки могучих, закаленных характеров и непоколебимых в своих убеждениях бойцов.

Запорожье было носителем и хранителем старинных традиций и обычаев древних черкас. Запорожье - единственная из всех казачьих общин, сохранивших свою независимость и полное самоуправление до 1775 года, когда знаменитая Сечь была занята русскими регулярными войсками и прекратила свое почти 275-летнее, полное героических и сказочных подвигов, существование.

Запорожская Сечь сплошь состояла из Малороссийских черкас, искавших вольной волюшки и тяготившихся различными стеснениями, творимыми над ними польским правительством. Поступая в Сечь, они как бы отрекались от всего, оставшегося за еe границами, как бы поступали в своеобразный военный монастырь, в котором крепко держалось самое тесное братство и товарищество, где на обыкновенную храбрость мало обращалось внимания, где все должны были быть храбрыми и воинами, вольными как степной ветер, в частной жизни и скованными железной дисциплиной и сознательными традициями в военное время.

Кроме Малороссийских и частью Донских казаков Сечь пополняли и другие разнообразные по своему племенному и сословному составу рыцари, но число их было до того незначительно, так как охотников к суровой, пропитанной казачьим мировоззрением, жизни находилось немного, что пропадало без какого-либо следа в плотной казачьей массе истых Запорожцев.

Трудно точно сказать, когда было основано ядро Запорожского казачества, хотя данные говорят за то, что существование его относится к глубокой древности, и, во всяком случае, к циклу Киевских князей. Письменные же документы утверждают, что основателем Запорожской Сечи был борец за независимость Литовской Руси, волынский дворянин Евстафий Дашкевич, который, после упорной борьбы с поляками, бежал за днепровские пороги и приютился там в обществе промышлявших набегами вольных казаков. В 1500 году он соединил в сплоченное товарищество отдельные ватаги и они вместе построили на одном неприступном Днепровском острове свой укрепленный Кош - Запорожскую Сечь. По летописным сведениям Евстафий Дашкевич был у Запорожских казаков первым кошевым атаманом.

Скоро Запорожцы сделались грозой всего магометанского и отчасти польского мира, и имя их, связанное с легендарными по храбрости и хитрости подвигами, прославилось далеко за пределами Украины и Польши.

Нередко из отдаленных стран приезжали в Польшу отважные рыцари, чтобы лично повидать и подивиться на Запорожцев, причем многие из этих гостей, радушно принимаемые на жившем открытой разгульной жизнью Запорожье, оставались подолгу в среде казаков, деля с ними суровую жизнь и отважные походы. Пробыть некоторое время на Запорожье считалось почти тем же, как в нынешнее время окончить курс военной академии.

Запорожские казаки занимали обширные земли по низовьям Днепра и его притокам, причем строго обозначенных границ не было, так как почти со всех сторон их окружала дикая степь, служащая притоном полевым зверям и бродячим хищническим шайкам крымцев, черкесов и татар.

Одним из самых старинных городов, построенных запорожцами, является Чигрин, прозванный „складовым городом", потому что запорожцы имели обыкновение на зиму уходить из степей, в которых летом рассеивались для охоты и рыболовства, в Кош или в города. Город Чигрин был построен в 1530 году для склада военной добычи, для лечения раненных и для зимовки. Кроме Чигрина у запорожцев были города: Терехтимиров, Самар и другие.

Главным центром Запорожья являлась Сечь, где всегда пребывали кошевой атаман и старшины. Для управления же Запорожская область разделялась на паланки, или округа, которых сначала было пять. В каждой паланке имел местопребывание полковник и старшина этого округа, отправлявший в своем лице военную и судебную власть над проживавшими в паланке казаками. Впоследствии число паланок увеличилось и управление значительно усложнилось.

В Сечи находили себе верный и радушный приют все обездоленные польским жестоким управлением Малороссийские казаки, принося с собой непримиримую ненависть к притеснителям православной веры - польскому духовенству и особенно к жидам. Запорожцы требовали от всех новых пришельцев лишь принадлежность к православной вере, храбрость, безусловное уважение и подчинение старинным казачьим обычаям и законам. Несмотря на разгульную свободную жизнь и полное равенство, в мирной обстановке Запорожцы отличались выдающимся целомудрием и не допускали в свою Сечь женщин; кроме того, они были очень набожны, никогда не пропускали церковных служб и постов, построили на свои средства в Сечи храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы – покровительницы Сечи, - украсили его богатыми вкладами, а под старость многие, имевшие возможность дожить до нее, уходили в монастыри и особенно в Киевский и Терехтомирский, где постригались в монашество.

Как полагают, число запорожцев в 1535 году доходило до 3000 казаков, хотя конечно, при почти постоянной боевой жизни, уносившей массу жертв, а с другой стороны, при постоянном притоке (и притом неравном) новых пришлецов, число сечевиков учесть было невозможно, да вряд ли и сами Запорожцы из политических видов позволили бы перечислить себя.

„У нас, як байрак (овраг) то и козак", говаривали они на вопрос: сколько казачьей силы?

Сечь отчасти подчинялась малороссийским гетманам, хотя подчинение это не носило признака обязательности и при первом же посягательстве на вольность казаков нарушалось. Характерно то обстоятельство, что многие малороссийские гетманы вышли из Запорожья.

Так, после Евстафия Дашкевича малороссийскими гетманами были: князь Предслав Ланцкоронский, князь Дмитрий Вишневецкий (казак Байда), князь Евстафий Ружинский, Венцеслав Хмельницкий и другие.

Запорожцев не могло не возмущать бесцеремонное

Донские областные ведомости № 129/15.06.1913 г. стр. 3

самоуправство и беззаконное насилие поляков над православным земледельческим населением Украйны. Поэтому они при каждом удобном случае поддерживали восстания Малороссийских казаков, производя в случае успеха беспощадную резню польского населения и вешая без счета попадавшихся в руки жидов.

Так, в 1596 году, во время одного из таких восстаний, Запорожцы под предводительством гетмана Наливайки, совместно с Малороссийскими казаками, на голову разбили поляков и на время облегчили страдания Украинского народа. Но на другой же год, благодаря коварству и предательству поляков, храбрый Наливайко, (по происхождению белорусский дворянин Павел Гвоздич), был захвачен и увезен в Варшаву, где после невыносимых пыток и мучений был казнен всенародно.

После его мученической смерти дело восстания расстроилось, чем воспользовались поляки и с невероятными, позорящими имя христианина, варварствами подавили возмущение. Впрочем, нуждаясь в казацкой силе, польское правительство не раз заискивало у Запорожцев и обсыпало их ласками и обещаниями, не скупясь на королевские грамоты и универсалы, в которых подтверждались „на вечные времена” вольности и привилегии казачества, а также посылались ему войсковые клейноды и знамена. По свойственному всему казачеству добродушию Запорожцы верили этим польским уловкам и прекращали на время враждебные действия, а иногда и помогали Польше, особенно в отражении мусульман.

После 1596 года, в который совершилась казнь Наливайки, и прекращение восстания, гетманом сделался Петр Конашевич Сагайдачный, про которого бандуристы сложили следующую песню, ярко рисующую беспечный и воинственный характер тогдашних казаков.

„Ой на гори та женьци жнут,
А попид горой, долом долиною
Казаки йдут.
По переду Дорошенко,
Веде свое вийско, веде Запорижске
Хорошенько...
Посередини пан хорунжий, -
Пид ним кониченько,

пид ним вороненький

Сильне дужий...
А позаду Сагайсачный,
Що проминяв жинку

на тютюн та люльку, -

Необачный...
Гей, вернися Сагайдачный,
Визми свою жинку,

виддай тютюн, люльку,

Необачный...
Мини з жинкой не возитьця
А тютюн та люлька

козаку в дорози

Знадобытьця.
Гей хто в лиси озовися,
Та й викришем вигню,

закуремо люльку,

Не журися...”

Этот „необачный” гетман сумел уклониться от заманчивых обещаний Польского правительства и вести по отношению его совершенно независимый образ действий. За время правления Сагайдачного особенно упрочились дружеские отношения Запорожцев с Малороссийскими казаками. Польша, боясь новых восстаний казачества, объединенного Сагайдачным, держала себя по отношению православия и казачьих вольностей очень осторожно.

В 1622 году гетман Сагайдачный скончался, и с его смертью снова начались притеснения казаков и преследование православия на Украйне. Снова вспыхнуло восстание, снова полилась без счета казачья кровь за права и свободу православного люда. Эта героическая борьба, то затихая, то вновь разгораясь, велась с переменным успехом вплоть до присоединения Малороссии к Московскому царству. Запорожцы принимали в этой кровавой борьбе самое горячее и деятельное участие.

Наиболее славная эпоха жизни Запорожья считается от конца 16 и начала 17 века, когда в казачьих рядах появляются богатырские имена знаменитых казаков: Нечая, Сагайдачного, Барабаша, Павлюка и Ивана Сирка, прославившегося кроме военных подвигов еще и известным читающему миру, ответом Запорожцев турецкому султану в 1675 году.

Во время восстания Хмельницкого против поляков Запорожцы поголовно примкнули к Малороссийскому Войску и были главными виновниками жестоких поражений, нанесенных польским войскам казаками. Как уже было сказано, у Малороссии не хватило средств для доведения этой войны до счастливого конца, и поэтому Хмельницкий принужден был искать защиты и подданства у Московского Царя Алексея Михайловича, которому присягнула на Переяславской раде в верности вся Малороссия в 1667 г. Однако, Запорожцы, оберегая свои вольности, не согласились присягать Москве и остались независимыми от какого бы то ни было влияния.

В 1668 году Царь Феодор Алексеевич в знак своей милости послал Запорожцам подарки и жалованную грамоту.

Впрочем, несмотря на наружное спокойствие и даже благожелательное отношение к Запорожцам, Московское правительство не могло примириться с мыслью, что у самых границ недавно присоединенной и далеко еще не подчиненной московскому влиянию Малороссии существует вольная могучая община, от которой нельзя было ожидать сочувствия в проведении задуманных для наибольшего слияния края с центральной Россией мер. Кроме того, воинственное и буйное Запорожское казачество не давало покоя ни Турецкому султану, ни Крымскому хану, что опять-таки после присоединения Малороссии ежеминутно грозило Московскому, еще достаточно не окрепшему царству, кровопролитной войной с Турцией. Все это заставило московское правительство заняться проведением целого ряда ограничительных по отношению Запорожья мероприятий, ведущих к полному его в конце концов уничтожения.

Разумеется, свободолюбивые казаки не могли, с своей стороны считая себя совершенно независимыми, идти навстречу затеям московской политики и поэтому, крайне враждебно относились ко всякому усилению на Украйне русского влияния и господства и всеми мерами старались этому воспрепятствовать. Эти причины и подготовили при Петре Великом переход части Запорожцев на сторону шведского короля Карла ХІІ.

В 1686 году после окончательного соглашения Москвы с Польшей Запорожская Сечь отошло в сферу влияния Московского правительства и совершенно была изолирована от Польши. После этого подчинение Малороссии русскому влиянию быстро пошло вперед. Предчувствуя неравную борьбу, Запорожье завело тайные сношения с Крымским ханом, предполагая передаться в турецкое подданство.

В 1688 году Московское правительство построило на реке Самари возле самой Сечи небольшую крепость, под названием Богородичного городка и поместило туда русский регулярный гарнизон для наблюдения за действиями Запорожцев. Это в высшей степени не понравилось казакам и они уже не скрывали своих враждебных отношению к Москве.

Одним из главных руководителей недовольства был

Донские областные ведомости № 129/15.06.1913 г. стр. 4

малороссийский гетман Иван Мазепа, человек весьма хитрый, умный и честолюбивый. Он мечтал об отделении Малороссии в самостоятельное государство, в котором думал сделаться верховным правителем. Его верный сообщник, кошевой атаман Запорожья, Иван Гордиенко, с своей стороны подготовлял к тому же Сечь и, во время вторжения в Малороссию шведского короля Карла ХІІ, несмотря на увещевательные царские грамоты, пристал с Запорожским Войском к шведам. Как известно, Малороссийские казаки не примкнули к Запорожцам и остались верными Петру Великому.

В знаменитой Полтавской битве шведы были разбиты на голову русскими войсками и казаками, причем Карл с Мазепой и частью Запорожцев бежал в Турцию. Там Запорожцы поселились в местности, называемой Алешки, и основали новую Сечь. Петр Великий так был разгневан переходом Запорожцев на сторону Карла и изменой Мазепы, что приказал всякого из них, появившегося в пределах России, немедленно казнить. Попавших в плен в Полтавском сражении Запорожцев Петр Великий сослал в Сибирь, где они потом вошли в состав Сибирского и частью Забайкальского казачьих Войск. Для истребления же самой Сечи Царь приказал атаковать ее полковнику Яковлеву с регулярными войсками. Сечь после отчаянного сопротивления засевших в ней остатков Запорожцев была взята кровавым штурмом, причем все ее защитники были перебиты.

В 1710 году, пользуясь поражением русских войск турками, Запорожцы устроили было на реке Каменке Новую Сечь, но после Прутского мира между Россией и Турцией были снова атакованы и оттеснены русскими войсками за границу.

Наконец, в царствование Анны Иоанновны Запорожцам было разрешено вернуться на родину, и они, воспользовавшись разрешением, построили на реках Базавлуки и Подпольной в 1734 году Новую Сечь, причем стали называть себя „Славное Войско Запорожское Низовое”.

В 1737 году число их простиралось до 27000 казаков и из них служилых – до 13000 человек. Для наблюдения за жизнью Запорожья был построен вблизи Сечи Новосеченский ретраншамент с регулярным гарнизоном.

Самый Кош состоял из 38 куреней, управляемых куренными атаманами.

Курени состояли только из „товариства”, то есть холостых казаков, имеющих право жить в Сечи, тогда как женатые жили по паланкам и считались в „подданстве”. В Коше числились следующие курени:

Кущевский, Поповичевский, Васюринский, Ирклеевский, Щербиновский, Титаровский, Шкуринский, Кореновский, Незамаевский, Рогеевский, Корсунский, Калниболотский, Уманский, Деревянивский, Нижне-Стеблиевский, Вышне-Стеблиевский, Джерелиевский, Переяславский, Полтавский, Мышастовский, Минский, Тимошевский, Величковский, Леушковский, Пластунивский, Дядьковский, Брюховецкий, Ведмедовский, Плантировский, Пашковский, Батуринский, Каневский, Крылевский, Донской, Сергиевский, Конеловский, Иванивский и Кисляковский.

Войско Запорожское имело в постоянной готовности конницы свыше 6500 казаков и первой в мире по стойкости и выносливости пехоты около 6000 человек; эта пехота в то же время служила на море в гребной флотилии. Кроме того была довольно многочисленная и исправная артиллерия.

В 1768 году Запорожцы, частью соединившись с бежавшими из Польской части Малороссии от гонений за православие казаками, взяли город Умань и вырезали почти все население, состоявшее большею частью из евреев.

Участники этого погрома во главе с казаком Швачкой были переловлены русскими властями и сосланы в Сибирь. Последнее обстоятельство внесло в среду Запорожцев новое неудовольствие и ропот, продолжавшиеся до 1775 года и приносившие русскому правительству много беспокойства.

Наконец, решено было окончательно уничтожить самостоятельность Сечи, и в 1775 году генерал Текелли, имея под начальством отряд, состоящий из 8 полков регулярной кавалерии, 20 гусарских и 17 поселенных регулярных полков и 13 Донских казачьих полков, осадил Сечь.

Запорожцы не хотели сдаваться и готовы были уже к кровопролитному сражению, когда из храма вышел в полном облачении с крестом в руках архимандрит с духовенством и начал убеждать их не проливать христианской крове. Казаки послушались и дозволили занять Сечь без сопротивления. Генерал Текелли приказал срыть Сечь до основания. Часть Запорожцев рассеялась по окрестностям, а другая ушла в Турцию, где основала новую Сечь в Добрудже на Дунае. Запорожские земли повелено обратить в состав Новороссийской и Азовской губерний, а войсковую казну отдать на составление городских городах. Так окончила свое существование знаменитая Запорожская Сечь.

Запорожская Сечь - это укрепленная ячейка нереестрового Запорожского войска (низового) со второй половины XVI по конец XVIII века. Она была расположена за порогами Днепра на Её создание стало импульсом к консолидации украинского казачества. сильно повлияла на формирование самосознания казаков и утверждение их организационной структуры. Сохранилась информация о семи Сечах, которые последовательно сменяли друг друга. Мы попробуем разобраться, какое ещё влияние на ход истории оказала Запорожская Сечь, что это такое и для какой цели её создали.

Устройство

Запорожская Сечь - это островная крепость, которая была окружена валами с частоколом. По периметру стояли пушки. Между валами была широкая площадь, на краю которой стояли казармы-курени, где жили казаки-запорожцы. На Сечи их начитывалось несколько тысяч. Иногда численность доходила до десяти тысяч. Постоянный состав называли кошем. На территории была также церковь, школа, дома старших чинов, военно-хозяйственные постройки. Сечевой храм Покрова Пресвятой Богородицы и его священнослужители подчинялись Киево-Межигорской архимандрии. Открытое место возле церкви было центром общественно-политической жизни Запорожской Сечи. Там проводились советы и собрания.

За валами находился базар, куда приезжали купцы со своими товарами. Сечевики продавали там свою продукцию. Как правило, это была дичь, рыба. Запорожская Сечь - это территория, которая изначально была полностью свободной от помещичьей власти. Панов и крепостных там не было. Взаимоотношения между сечевиками строились не по обычному принуждению, а на договорных условиях. Каждый человек был свободным. Верхушка Запорожской Сечи, конечно, имела привилегии. Старшие чины нередко становились владельцам крупных зимовий, стад скота и т. п.

Выборность власти

Запорожская Сечь - это военизированная организация с четкой иерархией власти. Несмотря на то, что каждый казак был свободен, социальные различия все же имелись. Богатой старшине подчинялась масса бедных сечевиков. Между этими классовыми группами была прослойка мелких собственников - средний класс. Из среды богатого казачества всеобщим голосованием избиралась верхушка, которая сосредотачивала в своих руках административную власть. Она руководила войском и контролировала финансы, а также представляла Сечь в дипломатических отношениях.

Несмотря на избирательное право каждого казака, старшина практически всегда добивался выгодных для себя постановлений. Запорожская Сечь - это образование, которое называют Казацкой республикой.

Сечевое общество делилось на курени. Высшим органом власти была Казацкая Рада, на которой решались наиболее важные вопросы. В ней принимали участие все сечевики. Именно там выбирали кошевого атамана. Рада же могла и сместить его с должности. У сечевиков был свой суд. Существовал судебный кодекс и система наказаний. За кражу у собратьев, неподчинение приказу и дерзость по отношению к вышестоящему командованию, за изнасилование женщины во время похода (на Сечи женщин не было), мужеложство и другие проступки можно было по решению суда лишиться головы.

Образование

Запорожская Сечь - это место, где немало внимания уделяли образованию. Для детей казаков при церквях действовали школы. Там их учили грамоте, музыке, пению и др. Ещё одним показателем культурного развития Сечи являлось уважительное отношение к книгам, которые считались большой ценностью. Позволить себе их покупать могли лишь зажиточные казаки. Книга считалась одним из лучших подарков. Считается, что происхождение слова «сечь» - славянское. Это производное от «сеча» - на мечах. Значение слова «сечь» для украинских казаков было неразрывно связано с их крепостью на острове Хортица и в других местах. Оно стало синонимом дома.

Походы казаков

Запорожцы осуществляли морские и сухопутные походы на поляков, турок, татар, московитов. Для России и Польши Сечь была длительное время удобным противовесом и одновременно заслоном от и турок. Однако свободолюбивые казаки нередко воевали и с ними. Для украинского крестьянства, которое томилось под гнетом поляков, Сечь стала символом борьбы с угнетателями.

Запорожцы возглавляли все крестьянские восстания против Они являлись военной и движущей силой. В сухопутных походах казаков преобладала конница. В море они выходили на небольших судах - так называемых чайках. Каждая из них вмещала 50-70 воинов. Впереди шло судно кошевого атамана с флагом. Каждый казак был вооружен саблей, имел два ружья, нес шесть фунтов пороха, ядра для фальконетов, имел при себе один нюрнбергский квадрант для ориентирования.

Ликвидация Сечи

После русско-турецких войн XVIII столетия, в которых казаки тоже принимали участие на стороне России, был присоединен Крым и отвоевано Черноморское побережье. Непосредственная угроза со стороны турок и татар для империи исчезла. В тот же период произошло опустошительное которое сильно напугало Екатерину Вторую. Потерявшая свое геополитическое значение Запорожская Сечь с её вольницей была для правительницы потенциальным источником опасности. Именно эти причины и привели к ее ликвидации. После взятия крепости на Хортице большая часть казаков была переселена на Кубань и Дон.


Top