Высшие органы судебной власти. Высшие судебные органы власти рф

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется совокупностью всех судов страны: Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, краевых, областных, городских и районных судов – организованных и действующих на единых принципах и началах, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия в Российской Федерации (схема 43 «Посредством чего осуществляется судебная власть»).

При этом судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Такая совокупность судов именуется юстицией, а деятельность судов по разрешению правовых конфликтов – юрисдикционной. Юрисдикционная деятельность должна быть правосудной, т.е. основываться на праве и заканчиваться вынесением подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам.

Из трех ветвей власти, существующих в обществе, судебная власть – самая слабая в том смысле, что она не опирается на волеизъявление избирателей и не может найти у них поддержки, не располагает, как исполнительная власть значительными финансовыми и силовыми средствами. Сила судебной власти имеет нематериальный характер и состоит в уважении цивилизованного общества к праву и суду.

Существует ряд особенностей свойственных именно судебной власти, а именно:

  1. Судебная власть осуществляется только судом (ст. 118 Конституции). Это означает, что в России нет и не может быть никаких иных, кроме судов, государственных, общественных и иных органов, которые бы разрешали и рассматривали гражданские, административные, уголовные и иные дела и применяли бы от имени государства легализованное принуждение. Существующие товарищеские, третейские суды, суды чести, информационные суды, не предусмотренные Конституцией и федеральными законами, не входят в судебную систему, судебной властью не обладают и не могут применять меры государственного принуждения.
  2. Судебной деятельностью вправе заниматься граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Закон о статусе судей в РФ устанавливает и дополнительные требования к судьям: избегать действий, умаляющих авторитет судебной власти, совершенных как при исполнении судейских обязанностей, так и во внеслужебных отношениях; не избираться депутатом, не принадлежать к политическим партиям и движениям; не заниматься предпринимательской деятельностью и иной оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной, литературной и иной творческой деятельностью.
  3. Судьи независимы и подчиняются только закону. Независимость судей позволяет им беспристрастно, объективно, справедливо рассматривать правовые конфликты. Гарантиями независимости судей являются: исключение постороннего воздействия на судей в момент вынесения судебного решения (тайна совещательной комнаты); преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности; предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения; особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.
  4. Судьи несменяемы. Это означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном порядке действительность данных полномочий судьи не ограничивается определенным сроком. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, его нельзя освободить от должности без его доброй воли.
  5. Судьи неприкосновенны. Согласно закону неприкосновенность распространяется на личность судьи, его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы. Судья не может быть привлечен к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности, иначе, чем в особом порядке, установленном федеральным законом.
  6. Судебная деятельность осуществляется в особой судебной форме. Судебный порядок разрешения дел отнимает много времени именно потому, что судебная процедура очень сложна. Процессуальная форма судебной деятельности – это еще один барьер на пути принятия быстрого и несправедливого решения.

Таковы основные принципы и особенности судебной власти.

Структура судебной власти. Судебная власть в Российской Федерации, как уже было отмечено, состоит из трех ветвей.

  1. Конституционные суды. Конституционный Суд РФ и конституционные суды в республиках составляют первую ветвь судебной власти. Ее основная задача состоит в проверке на соответствие Конституции актов органов публичной власти.

Деятельность Конституционного Суда РФ регулируется ст. 125 Конституции и Законом о Конституционном Суде, принятом 21 июля 1994 г.

Конституционный Суд состоит из 19 судей, назначаемых Советом федерации по представлению президента РФ. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком, но судьи имеют полномочия, ограниченные сроком в 12 лет. Ограничен и предельный возраст для пребывания в должности судьи – 70 лет. Назначение судьи на второй срок не допускается.

В состав Конституционного Суда входят две палаты, включающие соответственно десять и девять судей. Персональный состав определяется путем жеребьевки, проводимой согласно Регламенту Конституционного Суда. Возглавляет Суд Председатель, который руководит подготовкой пленарных заседаний и председательствует на них, представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, он отдает приказы и распоряжения.

Компетенция Конституционного суда весьма широка и ею суд наделяется для защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России. Он решает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ. Кроме того, Конституционный Суд разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти, между органами власти Федерации и субъектов Федерации; проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и запросам судов; дает толкование Конституции РФ и т.д.

  1. Суды общей юрисдикции. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства.

Основным звеном второй ветви судебной власти являются районные (городские ) суды . Им подсудны практически все дела, кроме тех, которые передаются в ведение вышестоящих судов. На суды первого звена возлагается и обеспечение исполнения судебных решений, контроль за деятельностью и законностью действий органов, ведущих расследование дел, в частности, за законностью арестов.

Суды среднего звена – это суды субъектов федерации (республиканские, областные, краевые, окружные, городские). Количество судей в этих судах неодинаково и зависит от численности населения субъекта федерации. Они рассматривают дела о наиболее опасных преступлениях по первой инстанции (например, дела о взятках, крупных хищениях), выступают в роли судов второй кассационной инстанции, а также осуществляют проверку решений судов нижнего звена (в порядке надзора).

Военные суды – это специализированные суды, но они являются органичной частью судебной системы, о чем свидетельствует тот факт, что высшей инстанцией для военных судов является Верховный Суд РФ. Система военных судов состоит из судов основного звена (военные суды гарнизонов, объединений армий, флотилий), среднего звена (военные суды военных округов, флотов, групп войск, родов войск) и высшего звена (военная коллегия Верховного Суда РФ).

Военные суды рассматривают дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время военных сборов.

Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. Он имеет следующие судебные полномочия: рассмотрение дел по первой инстанции, если они отличаются особой сложностью и особой важностью; проверка обоснованности и законности решений, не вступивших в законную силу (по первой и второй кассационной инстанции); проверка приговоров, вступивших в законную силу.

  1. Арбитражные суды рассматривают споры: в области экономики (о заключении и прекращении договоров, исполнении договорных обязательств; о признании права собственности), где одной стороной является юридическое лицо либо гражданин – предприниматель; в области управления; о защите чести и достоинства, деловой репутации, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке и др.

Федеральные окружные арбитражные суды являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов федерации.

Высший Арбитражный Суд рассматривает дела по первой инстанции, жалобы на нормативные акты Президента, палат Федерального Собрания, Правительства, нарушающие права и законные интересы организаций и граждан, а также в его компетенцию входит рассмотрение дел в порядке надзора, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов (схема 44 «Какие суды образуют систему Высших судов РФ»).


Схема 44.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в основной библиотеке Sci.House

Воспользуйтесь формой поиска

3.4.6. Органы, осуществляющие судебную власть

релевантные научные источники:

  • Ответы к экзамену по арбитражному процессу

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.25 Мб

    1. Понятие, предмет, метод арбитражного процессуального права 2.Система принципов арбитражного процесса: понятие и значение. 3.Система арбитражных судов РФ. 4.Основные функциональные подразделения

  • Вопросы к экзамену по курсу «Гражданское процессуальное право»

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.22 Мб

  • Шпаргалка по жилищному праву России

    | Шпаргалка | 2016 | Россия | docx | 0.08 Мб

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125) и Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном суда Российской федерации» (далее - закон) . Внутренняя деятельность Конституционного Суда РФ осуществляется в соответствии с Регламентом Конституционного суда № 2-1/6 от 1 марта 1995 г.

Число судей Конституционного суда - 19 человек. Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела на пленарных заседаниях и заседаниях палат (две палаты - по 10 и 9 судей в каждой). ФКЗ « О Конституционном Суде РФ» ст.4 , ст. 20

В соответствии со ст.125 Конституции РФ, а также статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Конституционный Суд:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

А в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона

«О референдуме Российской Федерации» Конституционный Суд также проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации в отношении национального референдума, по запросу Президента Российской Федерации. Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. -- М.: Институт права и публичной политики, 2002. -- 40 с.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного суда, в заседаниях палат - только те, которые входят в состав данной палаты. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой установлен Регламентом Конституционного Суда. Председатель и заместитель Председателя не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат должен меняться каждые три года. Все эти вопросы относятся к организационным формам конституционного судопроизводства и приведены в статье 20 закона.

Также в пленарном заседании Конституционный суд решает организационные вопросы: избирает Председателя, его заместителя, судью - секретаря, формирует персональные составы палат, принимает Регламент, устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, распределяет дела между палатами, принимает решение по вопросам о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о досрочном освобождении от должности Председателя, его заместителя, судьи - секретаря.

Статья 22 Закона устанавливает круг вопросов, которые рассматриваются в заседаниях палат Конституционного суда. Это полномочия Конституционного Суда, перечисленные в статье 3 ч.ч. 1,2,3 Закона.

Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь - это руководящие органы Конституционного суда. Все они избираются на пленарных заседаниях голосование гарантирует свободу волеизъявления судей при решении данного вопроса. На их должности может быть избран только судья Конституционного Суда. Допускается их повторное избрание и возможность досрочно сложить с себя свои полномочия. Для этого достаточно их личного письменного заявления. Конституционный Суд не может этому воспрепятствовать и должен констатировать своим решением сложение полномочий. Порядок их избрания регулируется статьей 23 Закона. Эта же статья предусматривает новую процедуру досрочного освобождения Председателя и его заместителя, судьи - секретаря. Это становиться возможным по инициативе не менее 5 судей Конституционного Суда, которые считают, что указанные лица недобросовестно исполняют свои обязанности или злоупотребляют своими правами. Досрочное освобождение указанных лиц возможно по решению большинства от общего числа судей, но не менее 2/3. Этот вопрос решается тайным голосованием.

Полномочиях Председателя Конституционного Суда ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» ст.24:

1. Он руководит подготовкой пленарного заседания Конституционного суда, созывает их и председательствует на них;

Вносит на обсуждение суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

Представляет Конституционный суд в отношениях с государственными и общественными органами, уполномочен выступать с заявлениями от имени Суда;

Осуществляет общее руководство работой аппарата Суда, представляет на утверждение пленарного заседания суда кандидатуры руководителей секретариата и других подразделений аппарата, иных служб Суда, а также Положение о Секретариате и штатное расписание;

Издает приказы и распоряжения и осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим законом и Регламентом Конституционного Суда.

Активная роль отведена лицам, которые выполняют функции председательствующих в судебных заседаниях. Статья 58 настоящего закона определяет полномочия председательствующего в заседании.

Заместитель Председателя выполняет функции, которые возложены на него Председателем или Конституционным Судом в отсутствии Председателя. Они указаны в статье 26 Закона.

Судья-секретарь отвечает за ряд вопросов, связанных с организационным обеспечением деятельности суда в целом. Он руководит работой аппарата Конституционного Суда, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Суда, доводит до сведения органов, организаций и лиц, принятые решения и информирует суд об их исполнении и осуществляет другие полномочия, возложенные на него настоящим законом и Регламентом Конституционного Суда. Обязанности судьи-секретаря перечислены в статье 27.

Организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда осуществляет аппарат Суда, состоящий из Секретариата и иных подразделений (ст. 111).

Компетенции Конституционного Суда в ст. 3 Закона поделены на несколько групп и подробно рассматриваются в разделе 3 Закона. Проанализировав эти полномочия Конституционного Суда в соответствии со ст. 125 Конституции РФ и Законом о Конституционном Суде 1994 г. можно сделать вывод, что Конституционный Суд обладает большим объемом полномочий. В его полномочия включено право толковать Конституцию и право проверять конституционность законов по запросам судов.

Заключение

Судебная власть в РФ существует на основе принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 основного закона. Осуществление правосудия находится в исключительном ведении органов судебной власти.

Судебная система самостоятельна. Ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в сферу правосудия, в осуществление функций судебной власти.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» закрепляется единство судебной системы.

Основными, наиболее важными функциями судебной власти являются: функция осуществления правосудия, судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, толкование правовых норм, официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

Органы судебной власти осуществляют свою деятельность на основании законов Российской Федерации и принципов, закрепленных в конституции. Это принципы и нормы, определяющие взаимоотношения гражданина РФ с судебной властью, принципы, определяющие организацию судебной власти, а также принципы, определяющие порядок функционирования судебной системы.

Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ «О статусе судей» от 26 июня 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Все судьи имеют единый статус. Судьи осуществляют судебную власть на основании принципов самостоятельности, независимости, несменяемости и неприкосновенности.

В систему органов судебной власти России входят: Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом Российской Федерации, а также система арбитражных судов РФ.

Конституционный контроль осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. В эту систему также входят: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды (основное звено); военные суды округов и военные суды гарнизонов, подчиненные Военной коллегии Верховного Суда РФ; мировые судьи.

Арбитражные суды входят в судебную систему РФ и осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений

Таким образом, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной литературой по данной теме можно сделать определенные выводы.

Судебная власть - это реализуемая судами возможность оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы с помощью применения юридических мер воздействия.

Осуществление правосудия является исключительной прерогативой судебной власти.

Судебная система - это совокупность судов, построенных в соответствии с их компетенцией, поставленными перед ними задачами и стоящими перед ними целями.

Список использованной литературы

Нормативные акты

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010)

3. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 29.03.2010) "О статусе судей в Российской Федерации"

4.Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995)

5. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)

Научная литература

1. Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. -- М.: Институт права и публичной политики, 2002. -- 160 с.

2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - 3-е изд., изм. и доп. -. - М.: Издательская группа Норма - Инфра М, 2002. - 800 с.

3. Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации: учеб.для вузов / М. В. Баглай. -- 6-е изд., изм. и доп. -- М. :Норма, 2007. - 784 с.

4. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 7-е, перераб. и доп. / Под ред. К. Ф. Гуценко. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2002. - 416 с.

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Авт.-сост.

О.А. Кудинов. - М.: Ось-89, 2005. - 112 с.

6. Конституционное право. Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. - 2-еизд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2004. - 605 с.

7. Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М., 1998.

8. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. - М.: Юридическая фирма «Контракт»; «ИНФРА-М», 2004. - 432 с. - (Серия «Высшее образование»)

9. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.-176 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации, ее организация и функции. Конституционные принципы правосудия. Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов, система арбитража и общей юрисдикции.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

    Понятие и принципы построения органов государственной власти, структура органов исполнительной власти. Органы судебной власти и принципы осуществления правосудия. Принципы деятельности органов государственной власти, субъекты законодательной инициативы.

    курс лекций , добавлен 20.05.2010

    Понятие и классификация органов государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Основные функции судебной власти. Общие признаки, которыми обладают органы государственной власти в России. Принцип разграничения предметов полномочий.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2013

    Исследование понятия и признаков судебной власти. Нормативно-правовое регулирование судов. Определение основных положений статуса судей в Российской Федерации как носителей судебной власти. Изучение конституционных принципов осуществления правосудия.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2013

    Принципы и основания деятельности органов государственной власти. Порядок избрания, права и обязанности Президента России. Структурные подразделения и функции законодательной, исполнительной и судебной власти; полномочия в различных сферах деятельности.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Характеристика системы государственной власти Российской Федерации. Понятие органов государственной власти, их основные признаки и виды. Органы законодательной и исполнительной власти. Деятельность в России самостоятельной и независимой судебной власти.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2013

    Понятие государственной власти и особенности складывания ее системы в РФ. Роль и место Президента РФ в системе органов государственной власти. Федеральное Собрание Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Правительства РФ и судебной власти.

    контрольная работа , добавлен 28.02.2017

    Место и роль судебной власти в системе государственной власти РФ. Конституционные принципы организации судов и осуществления правосудия в стране. Правовое положение судьи, его независимость, несменяемость и неприкосновенность. Система федеральных судов.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2014

    Разделение органов государственной власти, с функциональной точки зрения, на органы законодательной власти, органы государственного управления (исполнительной власти) и органы судопроизводства (власти судебной). Компетенция парламентов республик.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2009

    Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей. Организация судебной власти. Единство судебной системы и разновидности судов Российской Федерации. Конституционно-правовой статус судей. Конституционные принципы правосудия.

Правоохранительные органы. Шпаргалки Кановская Мария Борисовна

9. Суд как орган судебной власти

Понятие «суд» имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматривающие дела.

Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным органом. Иные организации, в названии которых содержится слово «суд» (например, товарищеский суд), не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и закон «О судебной системе РФ» предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти : Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.

Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а несколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам так называемыми судебными составами. Рассматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных. Но и один судья, и судья с народными заседателями, и коллегия являются судом, так как действуют от имени государства.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уголовные дела, но и проверяет обоснованность и законность решений районного. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права.

Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности. Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением.

Из книги Аграрное право: конспект лекций автора Завражных Максим Львович

3. Министерство сельского хозяйства, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области управления сельским хозяйством Деятельность Минсельхоза регулируется положением «О Министерстве сельского хозяйства» от 24 марта 2006 г. Министерство

Из книги Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации автора Кашепов Владимир П.

Глава 5. Влияние судебной власти на состояние законности и обеспечение судебной

Из книги Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России автора Безруков Андрей Викторович

2.1 Федеральное Собрание России как орган государственной власти и обеспечения правопорядка Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю, однако, в отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в

Из книги Стандарты справедливого правосудия (международные и национальные практики) автора Коллектив авторов

§ 1. Транспарентность судебной власти - исходные предпосылки Цели расширения сферы транспарентности судебной деятельности в развивающемся миреПризнание транспарентности необходимым условием деятельности судебной системы является одной из наиболее последовательных

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

8. Понятие судебной власти В системе правоохранительных органов Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Конституционные основы судебной власти в РФ Конституционные принципы судопроизводства в РФ провозглашаются в гл. 7 Конституции и развиваются в соответствующих законах. Эти принципы следующие:? правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом;? судебная

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

17.1. Конституционные основы судебной власти

Из книги Закон Российской Федерации «О полиции». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления 1. Сотрудник полиции, избранный (назначенный) членом Совета Федерации

автора Автор неизвестен

Статья 19.7.3. Непредставление информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 19.7.4. Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 23.68. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов 1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ Исходя из принципа разделения власти Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). Как и другие ветви государственной власти, она обладает рядом

Из книги Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 12. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ Статья 40. Организация федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг является федеральным органом исполнительной

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 5. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги Крым: право и политика автора Вишняков Виктор Григорьевич

§ 4. Исполнительный орган власти решает передать Крым Украине на основании «целесообразности». И что из этого получилось Уже говорилось о том, что передача Крыма Украине произошла в директивном, закрытом порядке высшим партийным органом, причем мимоходом, одиннадцатым


Top