Дворцово-вотчинная. Дудкина Л.В. История государства и права России Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

Тема: Киевская Русь как раннефеодальная монархия (2 часа).

План семинарского занятия:

Политико-территориальная организация Киевской Руси.

Статус князя в механизме государства.

Аристократическое (боярское) начало в управлении.

Вече как демократический элемент политической структуры древнерусского государства.

Формирование дворцово-вотчинной системы управления.

Тема для доклада : Теории возниконовения государства у восточных славян.

Цель и содержание семинарского занятия – формирование знаний студентов об особенностях организации управления в Киевской Руси.

При ответе на первый вопрос необходимо обратить внимание на процесс перехода от родоплеменной организации власти к государственно-территориальной. Разрушение властных институтов патриархального общества, оформление крупных племенных союзов и изменение властеотношений порождает возникновение административных и культовых центров – старших городов и особого рода связей с пригородами и волостями. Образование Киевской Руси происходит путем объединения различных государственных образований восточных славян. Складывается «лестница» городов по политико-экономической значимости, что определило разделение территории государства между ветвями княжеского рода.

Подготовка ответа на второй вопрос предполагает анализ договорных отношений между князем и населением на основе обычаев. Обязанности защиты подданных и осуществления правосудия корреспондировали монарху право сбора налогов на собственное содержание, найм дружины и организацию оборонных мероприятий. Ответственность князей перед подданными наступала вследствие нарушения обычаев. Порядок передачи верховной власти изменялся на протяжении всего периода Киевской Руси и прошел эволюцию от наследования старшим в роду до наследования старшим сыном. Распределение столов между членами княжеской фамилии осуществлялось с учетом места в роду и значимости города.

Ответ на третий вопрос должен включать анализ положения земских бояр и дружинников, их роли в управлении. Земские бояре - местные аристократы выступали в отношениях с князем как авторитетные представители населения. В период миграции членов княжеского рода оставались привязанными к месту (старшему городу земли) и приносили присягу новому князю. С установлением княжеской оседлости сливаются с ближними дружинниками и составляют при киевском или удельном князе совет. Бояре дружинники – ближайшие сподвижники и первые советники князя перемещаются с ним по новым уделам. Отношения между князем и боярами имеют личный договорной характер. Отъезд на службу к другому князю рассматривался современниками как неотъемлемое право боярина.



Изложение ответа на четвертый вопрос следует осуществлять с учетом изменения роли народного собрания на протяжении истории Киевской Руси. На раннем этапе вече собирается достаточно часто для решения разнообразных вопросов. С укреплением монархических начал роль вече падает. В случае грубого нарушения князем обычаев вече собиралось стихийно и могло заменить нарушителя.

Содержание ответа на пятый вопрос должно отражать процесс перехода от численной (десятичной) системы управления к дворцово – вотчинной. При сохранении общинного управления происходит формирование вотчинной администрации, которая осуществляет и государственные функции еще не отделенные от частнохозяйственных. Постепенно складывается система должностных лиц, которая включала и членов младшей дружины, и княжеских холопов: тиуны, огнищане, вирники, старосты и т.д. При подготовке ответа следует ознакомиться с нормами Русской Правды.

Студент должен знать и уметь объяснить такие понятия, как: «князь», «земский боярин», «дружинник», «старшая и младшая дружины», «старший город», «пригород», «волость», «огнищанин», «тиун», «вирник», «отрок», «детский», «вече», «боярский совет» и т.д.

Вопросы для обсуждения:

· Раскройте содержание понятий «старший город» и «пригород».

· Какие изменения произошли в порядке сбора дани и почему.

· Назовите причины упадка роли веча.

· Перечислите признаки дворцово-вотчинной системы управления.

· Найдите в тексте Русской Правды названия должностных лиц княжеской администрации с раскрытием их функционального назначения.

· Разъясните отличия в статусе бояр земских и дружинников.

Практические задания:

1. Приведите примеры разрешения вопросов наследования престола в Киевской Руси вооруженным путем,

2. Порядок замещения и функциональное назначение должности тиуна.

3. Найдите пример перераспределения власти между главным городом и пригородом в истории Руси.

Тесты для самоконтроля:

1. Полюдье – сбор налога (дани) при:

а) объезде князем подвластных земель; б) доставке старостами дани на погосты;

в) грабеже населения; г) нет варианта правильного ответа;

2. Вече – собрание:

а) собрание жителей главного города; б) собрание всех желающих;

в) собрание иностранцев; г) нет варианта правильного ответа;

3. Крещение Руси было осуществлено:

а) Владимиром Ясно солнышко; б) Владимиром Мономахом;

в) Ярославом Мудрым; г) нет варианта правильного ответа;

4. Старший сын великого князя занимал должность посадника:

а) в Киеве; б) в Новгороде;

в) во Владимире; г) нет варианта правильного ответа;

5. Вирник – должностное лицо, которое осушествляло:

а) правосудие; б) сбор штрафов за убийство;

в) наблюдение за хозяйственным комплексом; г) нет варианта правильного ответа;

6. Тиун – должностное лицо, которое осуществляло:

а) правосудие; б) сбор дани;

в) посольство; г) нет варианта правильного ответа;

7. При разделении земель между сыновьями Ярослава Мудрого киевским князем стал:

а) Изяслав; б) Святослав;

в) Всеволод; г) нет варианта правильного ответа;

8. В нарушение сложившегося порядка престолонаследия великокняжеский стол занял:

а) Владимир Мономах; б) Изяслав Ярославич;

в) Всеволод Ярославич; г) нет варианта правильного ответа;

Литература:

Учебная:

· История отечественного государства и права. Под ред. О.И. Чистякова. Ч. 1, 2. М., 1997.

· Исаев И.А. История государства и права России (любое издание).

· Исаев И.А. Лекции по истории государства и права России (любое издание).

· Новицкая Т.Е. История отечественного государства и права. Ч. 1,2. М., 1995.

Специальная:

1. Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб.-М., 1990.

2. Вернадский Г.В. Киевская Русь. Москва - Тверь, 1997.

3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., 2006.

Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «История государства и права России». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

17. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

Дворцово-вотчинная система – это система, при которой органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве, которые делились на:

1) княжеский дворец – центр удельного управления, вотчину князя, являющегося правителем государства;

2) боярскую вотчину– территорию, на которой дворцовое-вотчинное управление поручалось отдельным боярам. Основными княжескими должностными лицами являлись воевода (военачальник, правитель области, округа и города), тиуны (группа привилегированных княжеских и боярских слуг, которые участвовали в управлении феодальным хозяйством в XIV–XVII вв.);

3) огнищан – слуг князя, которые отвечали за сохранность имущества в доме князя («княжеских мужей»);

4) старост – выборных или назначенных должностных лиц, назначенных для руководства небольшими административно-территориальными единицами и общественными коллективами. По Русской Правде выделяли сельского старосту (ведал сельским населением), ратайного старосту (ведал вотчинной пашней);

5) стольников – первоначально придворных должностных лиц, прислуживающих князьям (царям) во время торжественных трапез и сопровождающих их в поездках, а позднее воеводских, посольских, приказных и других должностных лиц.

Система дворцово-вотчинного управления:

1) княжеский (царский) дворец, находящийся в ведении дворецкого (дворского);

2) ведомства дворцовых путей – отдельные ведомства в дворцовом хозяйстве, которые возглавлялись соответствующими путными боярами. Названия бояр, управляющих тем или иным путем, зависел от названия самого пути. Выделяли:

а) сокольничего, заведующего великокняжеской птичьей охотой;

б) ловчего, ведающего дворцовой охотой;

в) конюшего, ведающего конюшнями, придворными конюхами и имениями, отведенными на содержание княжеских табунов;

г) стольничего, прислуживающего во время торжественных трапез у великих князей и царей;

д) чашничего, ведающего питейным делом, бортничеством, хозяйственным, административным и судебным управлением, дворцовыми селами и деревнями.

В период дворцово-вотчинной системы управления получила широкое распространение система кормления. Под кормлением понимают жалование великого князя за службу, право пользоваться наместническими доходами в волости по наказному или доходному списку.

Разновидности корма:

1) въезжий корм;

2) периодический корм;

3) торговый корм (пошлины, взимаемые с иногородних купцов);

4) судебный, брачный корм.

Кормление ограничивалось указанной в грамотах таксой, за превышение которой полагалось наказание.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалка (М. И. Петров, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром -

Расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления.

Система управления подразделялась на две части. Одну составляло собственно управление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), который ведал также пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые «пути», обеспечивавшие специальные нужды князя и его окружения: сокольничий, ловчий, конюшенный, стольничий, чашничий и т. п. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не только ограничивались сбором тех или иных продуктов, но и выступали как административные и судебные органы.

Возрастали также компетенция и функции системы дворцово-вотчинных органов. Из органов, обслужи-вавших личные нужды князя, они перерастали в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Таким образом, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. При этом усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата.

Из состава дворцовой службы выделилась великокняжеская казна, также была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.

Система кормлений. Во главе административных единиц стояли должностные лица – представители центра. Уезды возглавлялись наместниками – волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения – получали от него «корм», т. е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их службу.

Кормленщики были обязаны не только управлять соответствующими уездами и волостями, но и содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.), иметь свои военные отряды. При этом кормленщики не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, поскольку их назначение было сравнительно краткосрочным – на год-два. Все интересы наместников и волостелей сосредоточивались на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. От системы кормлений особенно страдали мелкие вотчинники и помещики, которые не могли самостоятельно обезопасить себя от «лихих» людей. Поднимающееся дворянство было также недовольно системой кормления, поскольку доходы от местного управления шли в карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес.

Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При ϶ᴛᴏй системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве.

Вся территория удельной Руси, а позднее и Московского государства (в XV–XVI вв.) делилась на следующие территории :

  1. княжеского дворца;
  2. боярской вотчины.

Именно такая система была удобна и сложилась в период феодальной раздробленности. Стоит заметить, что она пришла на смену десятичной системы управления, при кᴏᴛᴏᴩой выделялись тысяцкие, сотские, десятские.

Княжеский дворец являлся центром удельного управления, вотчиной князя. Кстати, эта территория управлялась единолично князем.

Вотчина бояр – ϶ᴛᴏ территория, на кᴏᴛᴏᴩой дворцовое (княжеское) управление и хозяйство поручалось отдельным боярам, вольным слугам или холопам.

Княжеские должностные лица : воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и др.

Складывалась самостоятельная система административных ведомств в княжеских землях.

Центральное управление ϶ᴛᴏй системой осуществляли бояре, важнейшие вопросы хозяйства княжеской вотчины поручались совету бояр.

Система дворцового управления :

  1. дворец – управлялся дворецким (дворским);
  2. ведомство дворцовых путей (преимуществ, доходов); пути: сокольничий, ловчий, конюший, стольничий, чашничий и др.

Пути – ϶ᴛᴏ административные и судебные органы власти, они возглавлялись «путными боярами».

Название управляющего тем или иным путем зависело от названия самого пути. К примеру, сокольничий заведовал сокольниками и другими служителями птичьей охоты, конюший – конюшнями Великого князя, стольничий – бортными леса и т. д.

Удел князя, ближайший к Москве, назывался «дворцом», туда посылался дворецкий (наместник Великого князя Московского), в то время как удельные князья отправлялись на службу в Москву.

Назначение наместником – «пожалование» . Пожалование даровалось нередко бывшим князьям в их родном уделе на срок до 3-х лет.

В помощь наместнику формировался круг ближайших людей – изба . Изба ведала судом и финансами.

Система кормления в местном самоуправлении получила широкое распространение в период дворцово-вотчинной системы государственного управления (до середины XVI в.)

Кормление – ϶ᴛᴏ жалование Великого князя за службу, право пользоваться наместническими доходами в волости, по «наказному» или «доходному» списку.

Кормление получали наместники в городах или волостях.

Кормления даровались на основании грамот на кормление. Но они были ограничены таксой в данных грамотах. Нужно помнить, такие ограничения устанавливались для каждого уезда дифференцированно.

Грамоты на кормление давали наместникам право управления, суда и корма. Корм состоял из :

  1. «въезжего корма» (при въезде наместника на кормление);
  2. периодического (на Рождество, Пасху, Петров день);
  3. пошлин торговых (с иногородних купцов);
  4. судебных брачных («выводной кузницы»)

За превышение таксы полагалось наказание.

В период образования единого государства власть кормленщиков на местах стала ослабевать. Появились уставные грамоты – Двинская 1397 г. и Белозерская 1488 г. – кᴏᴛᴏᴩые ограничили власть кормленщиков тяглым населением.

Дворцово-вотчинная система управления

Дворцово-вотчинная система управления. Московское государство унаследовало от предыдущего периода органы центрального управления, построенного по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его функций приходят в противоречие со старыми формами, подготавливают постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления.
Во времена Московского государства дворцово-вотчинная система делилась на две части. Одну составляло управление дворца, во главе которого находился дворецкий (дворский), имевший в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворский ведал и пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые пути, обслуживающие непосредственно князя и его окружение. О назначении путей красноречиво говорят названия должностей: Сокольничий, Ловчий, Конюшенный, Стольничий и т.д. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути выступали и как административные, и как судебные органы. Руководители путей именовались путными боярами.
Из органов, обслуживающих личные нужды князя, дворцово-вотчинные органы управления все больше превращаются в общегосударственные учреждения. Так, дворский с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением светских и церковных феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения, превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого (по численности) и разветвленного (по структуре) аппарата. Чины дворца - дьяки - специализировались на определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделяется великокняжеская казна, которая становится самостоятельным ведомством. Была создана также большая дворцовая канцелярия с архивом и иными структурными подразделениями.
Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления. Этот переход начался в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин "приказ". Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживающий личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководившими всем громадным государством.


Top