Срочный трудовой договор с муниципальным служащим. Особенности регулирования труда на муниципальной службе. Особенности статуса главы местной администрации

Трудовой договор (контракт) на муниципальной службе.

Содержание трудового договора с муниципальным служащим должно соответствовать положениям ст. 57 ТК РФ. В то же время режим рабочего времени, времени отдыха, условия оплаты труда регламентированы Законом N 25-ФЗ и законами субъектов РФ. В частности, рабочее время муниципальных служащих регулируется трудовым законодательством и согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, а для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами (ст. 320 ТК РФ). В то же время ст. 21 Закона N 25-ФЗ установлен более продолжительный по сравнению с закрепленным в ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск муниципального служащего, составляющий 30 календарных дней. Указано, что для муниципальных служащих, замещающих должности отдельных групп должностей муниципальной службы, законами субъектов РФ может устанавливаться ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Также предусмотрены отпуска за выслугу лет.

Относительно срока трудового договора: по общему правилу с муниципальным служащим заключается бессрочный трудовой договор. Случаи, когда возможно заключение срочного трудового договора, указаны в ст. 59 ТК РФ.

Напомним, что в случае, когда назначение на должность муниципального служащего было произведено по результатам конкурса, а также в иных случаях, указанных в ч. 4 ст. 70 ТК РФ, в трудовой договор нельзя включать условие об испытании.

Права и обязанности муниципального служащего указаны в ст. 11 и 12 Закона N 25-ФЗ. Рекомендуем положения этих норм полностью указывать в трудовом договоре. Права и обязанности представителя нанимателя рекомендуем формулировать, основываясь на ст. 22 ТК РФ.

Оплата труда производится в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных органов власти. Например, денежное содержание муниципальных служащих города Барнаула регламентировано Решением Барнаульской городской думы от 28.03.2008 N 742. Согласно ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) должны быть указаны в трудовом договоре. Особенностью оплаты труда муниципальных служащих является значительное количество различных премий и надбавок, которые могут изменяться, например, с увеличением выслуги лет. Изменение каждого из условий оплаты труда обязательно оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору. Учитывая указанное, работники кадровых служб могут выбрать приемлемый для них вариант оформления трудовых договоров: указывать все условия оплаты труда непосредственно в трудовом договоре или в договоре указать лишь оклад, а выплаты, зависящие от выслуги лет, наличия особых условий труда и т.д., оформить в виде таблицы в приложении к трудовому договору.


Его служебная деятельность протекает в структурном подразделении этого органа. Место работы определяется обычно местонахождением муниципального органа как стороны трудового договора. К необходимым условиям относится время начала работы. Практически начало работы определяется датой, указанной в приказе о назначении на должность. Трудовые договоры с муниципальными служащими, следуя ст.58 ТК РФ могут заключаться: 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен Кодексом и иными федеральными законами. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок. Оплата труда (денежное содержание) муниципального служащего – важное условие трудового договора. Согласно ст.

Срочный трудовой договор с муниципальным служащим

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — ФЗ N 25) не содержит положений о срочных трудовых договорах. Исключение составляют п. 2 ст. 7, где речь идет о муниципальных служащих, непосредственно обеспечивающих исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность, а также п. 2 ст. 19, где сказано о срочном трудовом договоре с муниципальным служащим, достигшим предельного возраста нахождения на службе. Между тем вопросы, связанные со срочными трудовыми договорами на муниципальной службе, имеют существенное значение.
От их решения зависит соблюдение прав муниципальных служащих, а также стабильность кадрового состава органов местного самоуправления. Согласно п. 6 ст.

Трудовой договор с муниципальным служащим

Внимание

ФЗ N 25 поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ N 25. К этому следует добавить, что в силу п. 2 ст. 3 ФЗ N 25 на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ФЗ N 25. Сказанное означает, что вопросы срочных трудовых договоров на муниципальной службе должны решаться на основе положений Трудового кодекса РФ о срочных трудовых договорах с учетом специфики муниципальной службы.


В Трудовом кодексе РФ вопросам срочных трудовых договоров посвящены ст. ст. 58 и 59. В ст.

Срочный трудовой договор: инструкция по применению

Инфо

На последнем случае необходимо остановиться подробнее. Здесь речь идет о должностях муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность (п. 2 ст. 7 ФЗ N 25). При этом следует ответить на два взаимосвязанных вопроса: 1) кто является лицом, замещающим муниципальную должность; 2) кто относится к муниципальным служащим, непосредственно обеспечивающим исполнение полномочий лица, замещающего муниципальную должность? В п.


2 ст. 1 ФЗ N 25 перечислены лица, замещающие муниципальные должности: депутаты; члены выборных органов местного самоуправления; выборные должностные лица местного самоуправления; члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса. Более подробно об этих лицах сказано в ст. ст.

Можно ли принять на муниципальную службу сотрудника перед декретом?

Из изложенного можно сделать вывод, что срочные трудовые договоры должны заключаться только с указанными лицами, которые непосредственно обеспечивают исполнение полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования. Сроки действия этих договоров ограничиваются сроком полномочий соответствующих лиц, замещающих муниципальные должности. При досрочном прекращении полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, действие срочных трудовых договоров прекращается.
Следовательно, ни с какими другими муниципальными служащими муниципальных образований Свердловской области не могут заключаться срочные трудовые договоры как с лицами, непосредственно обеспечивающими исполнение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. То же касается и других субъектов РФ.

Заключаем трудовой договор с бывшим служащим

Важно

Трудовой договор с лицом заключается после издания уполномоченным должностным лицом приказа (распоряжения) о назначении на вакантную должность. После этого заключается либо договор на неопределенный срок (без указания срока) либо срочный трудовой договор на срок не более пяти лет. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям.


Гражданин, поступающий на муниципальную службу, при заключении договора о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы или муниципальный служащий при заключении служебного договора о замещении должности муниципальной службы обязуется исполнять должностные обязанности, соблюдать требования служебного поведения и действующие в органе местного самоуправления правила трудового распорядка.
Администрации Московской Области // Распоряжение главы Озерского района МО ОТ 26.06.2002 NO. 604-Р Заключение Правового Управления Аппарата ГД ФС РФ от 22.02.2005 №2.2-1/495 «По проекту Федерального закона №85554-3 «Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации». Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Собрание законодательства Российской Федерации — 19 августа 2002 г. — №33 — Ст. 3196. Указ Президента РФ от 15 мая 1997 г. №484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» // Собрание законодательства Российской Федерации — 19 мая 1997 г. — №20 — Ст. 2239. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С.
Принимающий на работу нового сотрудника кадровик не всегда помнит, что на заключении трудового договора, внесении записей в трудовую книжку, оформлении приказа и других кадровых документов его обязанности не заканчиваются. Если в организацию принимается лицо, до этого находившееся на государственной или муниципальной службе, работодатель должен направить уведомление о заключении трудового договора по последнему месту службы. Как и когда это нужно сделать, чем обусловлена такая обязанность и что может грозить за ее неисполнение - расскажем в статье. В силу ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудовых договоров с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, должен сообщать работодателю по последнему месту службы данного лица о заключении трудового договора.

Можно ли заключить срочный трудовой договор на место муниципального служащего

К должностям муниципальной службы, учреждаемым для непосредственного обеспечения исполнения полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования, отнесены советник председателя представительного органа, советник заместителя председателя представительного органа, помощник председателя представительного органа и помощник заместителя председателя представительного органа.2. К должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий высшего должностного лица муниципального образования, отнесены советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования и помощник главы муниципального образования.
К должностям муниципальной службы, учреждаемым для непосредственного обеспечения исполнения полномочий выборных должностных лиц представительного органа муниципального образования, отнесены советник председателя представительного органа, советник заместителя председателя представительного органа, помощник председателя представительного органа и помощник заместителя председателя представительного органа.2. К должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий высшего должностного лица муниципального образования, отнесены советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования и помощник главы муниципального образования.
Найти такой перечень принципиально важно, поскольку, даже работая в госучреждении (муниципальном), можно быть не служащим, а простым наемным сотрудником, например завхозом, архивариусом, то есть занимать технические или другие должности. Помимо занимаемой работником в государственном или муниципальном органе должности следует обратить внимание на наименование организации и формулировку записи об увольнении. Так, к государственным органам относятся различные министерства, ведомства, управления, агентства, а к муниципальным - администрации, муниципальные образования и т.д.
К сведению. Система государственной службы включает в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службы.
Ситуация: Какую формулировку нужно использовать при заключении срочного трудового договора на время отсутствия основного сотрудника: общую «До выхода основного работника» или подробную, с указанием Ф.И.О отсутствующего сотрудника, причины его отсутствия и т. п. Срочный трудовой договор может быть заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего сотрудника, за которым в соответствии с трудовым законодательством сохраняется место работы. При этом стороны могут определить срок договора, указав конкретное событие.
Такой вывод следует из части 1 статьи 59 Трудового кодекса РФ, письма Роструда от 3 ноября 2010 г. № 3266-6-1.

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР (КОНТРАКТ)

С МУНИЦИПАЛЬНЫМ СЛУЖАЩИМ АДМИНИСТРАЦИИ

ОЗЕРСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Администрация Озерского района Московской области, именуемая в дальнейшем "Администрация", в лице исполняющего обязанности главы Озерского района Хоботова Владимира Александровича, действующего на основании Устава муниципального образования "Озерский район", с одной стороны, и ___________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)

Именуемый в дальнейшем "муниципальный служащий", с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. ______________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)

Назначается на должность _____________________________________________ (полное наименование должности)

Для выполнения обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, являющейся неотъемлемой составной частью данного договора (прилагается). 2. Договор является договором по основной работе. 3. Договор заключается на _______________________________________ (указать, на какой срок)

Начало действия договора ___________________________________________ - окончание действия договора ________________________________________ 4. Для муниципального служащего устанавливается испытательный срок _________________________________________________________________ (указать, с какого и по какое время)

5. Муниципальному служащему устанавливается 40-часовая рабочая неделя с пятью рабочими днями и выходными днями в субботу и воскресенье. Время начала и окончания ежедневной работы определяется Правилами внутреннего трудового распорядка.

6. Муниципальный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для осуществления своих должностных полномочий;

2) получение в установленных законом случаях и порядке от государственных и муниципальных органов, а также от организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности необходимой для исполнения должностных полномочий информации и материалов;

3) внесение предложений по совершенствованию муниципальной службы;

4) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений, а также проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

5) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с его должностными обязанностями;

6) продвижение по службе, увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы, уровня квалификации, стажа работы и служебных заслуг;

7) повышение квалификации, переподготовку (переквалификацию) за счет средств местного бюджета;

8) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы или государственной должности государственной службы;

9) выход в отставку;

10) обращение в орган управления муниципальной службой Московской области и (или) в суд для разрешения споров, связанных с прохождением муниципальной службы.

Муниципальному служащему могут быть предоставлены иные права в соответствии с нормативными правовыми актами Озерского района, не противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам Московской области.

7. Муниципальный служащий обязан:

1) осуществлять свои функции в пределах предоставленных ему прав и установленных должностных обязанностей;

2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

3) обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов, Устава Московской области, законов, иных нормативных правовых актов Московской области, Устава и иных нормативных правовых актов муниципального образования "Озерский район";

4) своевременно рассматривать обращения граждан и организаций, запросы депутатов, а также государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в установленном законодательством порядке;

5) исполнять распоряжения вышестоящих руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

6) соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и порядок работы со служебной информацией;

7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей;

8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, в том числе после прекращения муниципальной службы;

9) выполнять иные обязанности, возложенные на него законами Московской области, Уставом и иными нормативными правовыми актами Озерского района.

2. В порядке, установленном Уставом и другими нормативными правовыми актами Озерского района, в соответствии с федеральными законами и законами Московской области муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций.

3. В порядке, установленном федеральным законом, муниципальный служащий обязан представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

8. Муниципальный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Московской областной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа другого субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном Уставом Озерского района в соответствии с федеральными законами и законами Московской области, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

6) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

7) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей;

8) выезжать в командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными организациями;

9) принимать участие в забастовках;

10) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, коммерческих и некоммерческих организаций для пропаганды отношения к ним;

11) использовать в неслужебных целях средства материально - технического, финансового и информационного обеспечения, другое муниципальное имущество и служебную информацию;

12) использовать служебное положение с целью вмешательства или воздействия на результаты выборов в органы государственной власти Российской Федерации и Московской области, органы местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, а также на выдвижение кандидатов на государственные должности в эти органы или кандидатов на должности в органы местного самоуправления.

9. Администрация обязуется:

Создавать необходимые условия для безопасной и эффективной работы, обеспечивающие исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей;

Оборудовать рабочее место в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности;

Своевременно выплачивать обусловленное договором денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные действующим законодательством и иными нормативно - правовыми актами;

Предоставлять муниципальному служащему ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с настоящим договором.

10. Муниципальному служащему устанавливается должностной оклад в размере ____________ рублей (______________________________________) в месяц с коэффициентом ________________. Муниципальному служащему выплачиваются ежемесячные надбавки за квалификационный разряд, за выслугу лет к должностному окладу, премии, пособия и другие денежные выплаты, установленные действующим законодательством и актами, утверждаемыми главой Озерского района.

11. Муниципальному служащему устанавливается отпуск продолжительностью: основной - 30 календарных дней, дополнительный - до 15 календарных дней в следующем порядке: при стаже муниципальной (государственной) службы от 5 до 10 лет - 5 дней, при стаже муниципальной (государственной) службы от 10 до 15 лет - 10 дней, при стаже муниципальной (государственной) службы свыше 15 лет - 15 дней. Отпуск предоставляется в соответствии с ежегодным графиком отпусков и может быть предоставлен по частям. При этом продолжительность одной части отпуска не может быть менее 14 календарных дней.

Муниципальному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

12. Муниципальный служащий приступает к выполнению своих обязанностей в срок, установленный распоряжением о приеме (назначении) на работу.

13. Муниципальный служащий за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, а также обязательств, вытекающих из настоящего договора, нарушение правил внутреннего трудового распорядка несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

14. Споры, возникающие в связи с исполнением настоящего договора, разрешаются судом.

15. Условия настоящего договора могут быть пересмотрены по письменному соглашению сторон. Все необходимые изменения и дополнения излагаются в дополнительных соглашениях к настоящему договору, являющихся его неотъемлемой частью.

16. Настоящий договор составлен в двух экземплярах по одному для каждой из сторон и имеющих одинаковую юридическую силу.

ПОДПИСИ СТОРОН:

И.о. главы Озерского района Муниципальный служащий ______________ В.А. Хоботов __________________________ "__" ______________________ (подпись, Ф.И.О.)

М.П. "__" _________________ Паспорт: серия ___ N _____ Адрес: ____________________ кем и когда выдан ________ ___________________________ __________________________ Адрес: ___________________ __________________________ Телефон: _________________

Примечание: Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

5. Муниципальному служащему устанавливается 40-часовая рабочая неделя с пятью рабочими днями и выходными днями в субботу и воскресенье. Время начала и окончания ежедневной работы определяется Правилами внутреннего трудового распорядка.

6. Муниципальный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для осуществления своих должностных полномочий;

2) получение в установленных законом случаях и порядке от государственных и муниципальных органов, а также от организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности необходимой для исполнения должностных полномочий информации и материалов;

3) внесение предложений по совершенствованию муниципальной службы;

4) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений, а также проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

5) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с его должностными обязанностями;

6) продвижение по службе, увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы, уровня квалификации, стажа работы и служебных заслуг;

7) повышение квалификации, переподготовку (переквалификацию) за счет средств местного бюджета;

8) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы или государственной должности государственной службы;

9) выход в отставку;

10) обращение в орган управления муниципальной службой Московской области и (или) в суд для разрешения споров, связанных с прохождением муниципальной службы.

Муниципальному служащему могут быть предоставлены иные права в соответствии с нормативными правовыми актами Озерского района, не противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам Московской области.

7. Муниципальный служащий обязан:

1) осуществлять свои функции в пределах предоставленных ему прав и установленных должностных обязанностей;

2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

3) обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов, Устава Московской области, законов, иных нормативных правовых актов Московской области, Устава и иных нормативных правовых актов муниципального образования «Озерский район»;

4) своевременно рассматривать обращения граждан и организаций, запросы депутатов, а также государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в установленном законодательством порядке;

5) исполнять распоряжения вышестоящих руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

6) соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и порядок работы со служебной информацией;

7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей;

8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, в том числе после прекращения муниципальной службы;

9) выполнять иные обязанности, возложенные на него законами Московской области, Уставом и иными нормативными правовыми актами Озерского района.

2. В порядке, установленном Уставом и другими нормативными правовыми актами Озерского района, в соответствии с федеральными законами и законами Московской области муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций.

3. В порядке, установленном федеральным законом, муниципальный служащий обязан представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

8. Муниципальный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Московской областной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа другого субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном Уставом Озерского района в соответствии с федеральными законами и законами Московской области, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

6) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

7) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей;

8) выезжать в командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными организациями;

9) принимать участие в забастовках;

10) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, коммерческих и некоммерческих организаций для пропаганды отношения к ним;

11) использовать в неслужебных целях средства материально — технического, финансового и информационного обеспечения, другое муниципальное имущество и служебную информацию;

12) использовать служебное положение с целью вмешательства или воздействия на результаты выборов в органы государственной власти Российской Федерации и Московской области, органы местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, а также на выдвижение кандидатов на государственные должности в эти органы или кандидатов на должности в органы местного самоуправления.

9. Администрация обязуется:

— создавать необходимые условия для безопасной и эффективной работы, обеспечивающие исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей;

— оборудовать рабочее место в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности;

— своевременно выплачивать обусловленное договором денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные действующим законодательством и иными нормативно — правовыми актами;

— предоставлять муниципальному служащему ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с настоящим договором.

10. Муниципальному служащему устанавливается должностной оклад в размере ____________ рублей (______________________________________) в месяц с коэффициентом ________________. Муниципальному служащему выплачиваются ежемесячные надбавки за квалификационный разряд, за выслугу лет к должностному окладу, премии, пособия и другие денежные выплаты, установленные действующим законодательством и актами, утверждаемыми главой Озерского района.

11. Муниципальному служащему устанавливается отпуск продолжительностью: основной — 30 календарных дней, дополнительный — до 15 календарных дней в следующем порядке: при стаже муниципальной (государственной) службы от 5 до 10 лет — 5 дней, при стаже муниципальной (государственной) службы от 10 до 15 лет — 10 дней, при стаже муниципальной (государственной) службы свыше 15 лет — 15 дней. Отпуск предоставляется в соответствии с ежегодным графиком отпусков и может быть предоставлен по частям. При этом продолжительность одной части отпуска не может быть менее 14 календарных дней.

Муниципальному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

12. Муниципальный служащий приступает к выполнению своих обязанностей в срок, установленный распоряжением о приеме (назначении) на работу.

13. Муниципальный служащий за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, а также обязательств, вытекающих из настоящего договора, нарушение правил внутреннего трудового распорядка несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

14. Споры, возникающие в связи с исполнением настоящего договора, разрешаются судом.

15. Условия настоящего договора могут быть пересмотрены по письменному соглашению сторон. Все необходимые изменения и дополнения излагаются в дополнительных соглашениях к настоящему договору, являющихся его неотъемлемой частью.

16. Настоящий договор составлен в двух экземплярах по одному для каждой из сторон и имеющих одинаковую юридическую силу.

1. Общие положения

Читайте также: Учет заработной платы в бухгалтерском учете

5. Социальное страхование

8. Адреса и реквизиты сторон

Трудовой договор с муниципальным служащим (типовая форма)

Трудовой договор с муниципальным служащим N __

Представитель нанимателя (Работодатель) в лице ____________, действующего на основании ____________, с одной стороны, и гражданин Российской Федерации ____________, именуемый в дальнейшем Муниципальный служащий, с другой стороны, заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:

1. Общие положения

1.1. По настоящему трудовому договору Муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности ____________ в соответствии с должностной инструкцией. Представитель нанимателя (Работодатель) обязуется обеспечивать Муниципальному служащему необходимые условия для работы, выплачивать денежное содержание и предоставлять гарантии и компенсации в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами о муниципальной службе.

1.2. Местом работы Муниципального служащего является ____________, находящаяся по адресу: ________________________________________________.

1.3. Трудовой договор заключается на неопределенный срок/на определенный срок.

1.4. Дата начала исполнения работы ____________.

Дата окончания работы ____________.

1.5. Работа по настоящему договору является для Муниципального служащего основной.

2. Права и обязанности Муниципального служащего

2.1. Муниципальный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором;

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления;

6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;

7) повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;

8) защиту своих персональных данных;

9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;

10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;

12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.2. Муниципальный служащий имеет иные права, предусмотренные Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами о муниципальной службе.

2.3. Муниципальный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;

3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

4) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка администрации муниципального образования города _________, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;

5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

Читайте также: Отпуск после декретного отпуска когда положен

7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

9) сообщать Представителю нанимателя (Работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;

10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;

11) сообщать Представителю нанимателя (Работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

2.4. Муниципальный служащий обязан исполнять иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами о муниципальной службе.

3. Права и обязанности Представителя нанимателя (Работодателя)

3.1. Представитель нанимателя (Работодатель) имеет право:

1) изменять и расторгать настоящий договор в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе;

2) вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

3) поощрять Муниципального служащего за добросовестный и эффективный труд;

4) требовать от Муниципального служащего надлежащего исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу, предоставленному ему для исполнения должностных обязанностей Представителем нанимателя (Работодателем) (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Представителя нанимателя (Работодателя), если Представитель нанимателя (Работодатель) несет ответственность за сохранность этого имущества), и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка администрации муниципального образования города _______________;

5) привлекать Муниципального служащего к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;

6) принимать локальные нормативные акты, вносить изменения и дополнения в должностную инструкцию Муниципального служащего;

7) оценивать качество работы Муниципального служащего, получать от него текущую информацию о ходе дел, относящихся к ведению Муниципального служащего, контролировать его работу по срокам, объему.

3.2. Представитель нанимателя (Работодатель) обязан:

1) соблюдать законодательство о муниципальной службе, иные законы и нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия соглашений и настоящего договора;

2) предоставлять Муниципальному служащему работу, обусловленную настоящим договором;

3) обеспечивать Муниципального служащего оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для надлежащего исполнения им трудовых обязанностей, а также безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

4) выплачивать в полном размере причитающееся Муниципальному служащему денежное содержание в сроки, установленные правилами внутреннего трудового распорядка;

5) вести коллективные переговоры с участием Муниципального служащего (его представителей), предоставлять Муниципальному служащему (его представителям) полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

6) рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работником представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям, а в необходимых случаях — непосредственно Муниципальному служащему;

7) обеспечивать бытовые нужды Муниципального служащего, связанные с исполнением им трудовых обязанностей, а также осуществлять обязательное социальное страхование Муниципального служащего в порядке, установленном федеральными законами;

8) возмещать вред, причиненный Муниципальному служащему в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) обеспечивать защиту персональных данных Муниципального служащего от неправомерного использования и утраты;

10) знакомить Муниципального служащего под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью;

11) исполнять по отношению к Муниципальному служащему иные обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

4. Оплата труда Муниципального служащего

4.1. Муниципальному служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из:

— должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в размере ____________ рублей с последующей его индексацией в соответствии с нормативными правовыми актами области;

— премии за выполнение особо важных и сложных заданий (ежеквартально до ____%);

ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет муниципальной службы (в зависимости от стажа муниципальной службы до ____%);

— ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы (от ___% до ___%);

— ежемесячного денежного поощрения (до _______ окладов);

— надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере ____% должностного оклада;

единовременной выплаты к ежегодному отпуску и материальной помощи.

4.2. К денежному содержанию в соответствии с действующим законодательством устанавливается районный коэффициент в размере ____%.

4.3. Могут производиться иные выплаты, предусмотренные действующим законодательством.

4.4. Установление надбавок, премий, другие выплаты осуществляются в порядке, сроки и в размерах, определенных нормативными правовыми актами муниципального образования ____________ в соответствии с федеральным и областным законодательством.

5. Социальное страхование

5.1. Муниципальный служащий подлежит обязательному социальному страхованию в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

6. Служебное время и время отдыха

7. Иные условия трудового договора

7.1. Изменения и дополнения в настоящий трудовой договор могут вноситься по соглашению сторон до истечения срока действия настоящего договора в следующих случаях:

— изменение действующего законодательства;

— инициатива любой из сторон настоящего трудового договора.

Изменения и дополнения, вносимые в настоящий трудовой договор, оформляются в виде письменных дополнительных соглашений, которые являются неотъемлемой частью настоящего трудового договора.

7.2. Настоящий трудовой договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

7.3. Споры и разногласия по настоящему трудовому договору разрешаются по соглашению сторон, а в случае недостижения соглашения — в порядке, установленном действующим законодательством о труде.

7.4. Настоящий трудовой договор составлен и подписан в двух экземплярах, идентичных по тексту, обладающих равной юридической силой, и вступает в действие с момента его подписания сторонами. Один экземпляр хранится Представителем нанимателя (Работодателем) в личном деле Муниципального служащего, второй — у Муниципального служащего.

8. Адреса и реквизиты сторон

Электронные требования по уплате налогов и взносов: новые правила направления

Недавно налоговики обновили бланки требований об уплате задолженностей в бюджет, в т.ч. по страховым взносам. Теперь настал черед откорректировать порядок направления таких требований по ТКС.

Расчетные листки распечатывать необязательно

Работодателям отнюдь не обязательно выдавать сотрудникам расчетные листки на бумажном носителе. Минтруд не запрещает рассылать их работникам по электронной почте.

«Физик» перечислил оплату за товар по безналу – нужно выдать чек

В случае, когда физлицо перечислило продавцу (компании или ИП) оплату за товар по безналичному расчету через банк, продавец обязан направить покупателю-«физику» кассовый чек, считает Минфин.

Список и количество товаров на момент оплаты неизвестны: как оформить кассовый чек

Наименование, количество и цена товаров (работ, услуг) – обязательные реквизиты кассового чека (БСО). Однако при получении предоплаты (аванса) объем и список товаров определить иногда невозможно. Минфин рассказал, что делать в такой ситуации.

Медосмотр для работающих за компьютером: обязательно или нет

Даже если сотрудник занят работой с ПК не менее 50% рабочего времени, само по себе это еще не повод регулярно отправлять его на медосмотры. Все решают результаты аттестации его рабочего места по условиям труда.

Сменили оператора электронного документооборота – сообщите ИФНС

Если организация отказалась от услуг одного оператора электронного документооборота и перешла к другому, необходимо направить по ТКС в налоговую инспекцию электронное уведомление о получателе документов.

Спецрежимников не будут штрафовать за фискальные накопители на 13 месяцев

Для организаций и ИП на УСН, ЕСХН, ЕНВД или ПСН (за исключением отдельных случаев) действует ограничение в отношении допустимого срока действия ключа фискального накопителя используемой ККТ. Так, они могут применять только фискальные накопители на 36 месяцев. Но, как оказалось, пока эта норма фактически не работает.

Трудовой договор: эффективный контракт (образец)

Трудовой договор

Еще недавно отечественное законодательство не содержало не только образца эффективного контракта, но и самого понятия такого инструмента. Однако с принятием Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р. данный механизм оформления трудовых отношений появился в отечественной практике.

Эффективный трудовой договор

Правительство Российской Федерации своим распоряжением определило эффективный контракт как трудовой договор, имеющий конкретные и понятные критерии для оценки работы отдельного сотрудника с целью начисления стимулирующих выплат.

Следует учитывать, что переход на такой вид оформления правоотношений с работниками должен осуществляться в строгом соответствии с предписаниями ТК РФ.

Более того, отечественное законодательство, действующее в настоящее время, допускает перевод на эффективные контракты только служащих государственных и муниципальных организаций.

Работники частных предприятий на такую форму оформления отношений переведены быть не могут.

Каждому работодателю при введении такого вида соглашения надо выполнить следующие действия:

  • конкретно определить обязанности и функционал каждого работника предприятия;
  • выработать критерии для оценки эффективности трудовой деятельности;
  • согласовать не только уровень оплаты, но и поощрений;
  • получить согласие сотрудника на переход на новый вид договора.

Примерный образец эффективного контракта (трудового договора) утвержден в указанном выше Распоряжении Правительства России. Его форму можно получить с использованием справочно-правовой системы «Консультант Плюс» или скачать на сайтах органов власти Российской Федерации.

Важно помнить, что конечной целью перевода служащих на эффективную систему оплаты труда является достижение соответствия размера доходов сложности функций, исполняемых сотрудником.

Эффективный контракт после 2018 года

В настоящее время конечной датой применения эффективного подхода к оплате труда госслужащих является 2018 год.

Однако Правительство Российской Федерации не указало на прекращение действия своей программы и после такой даты.

На период 2017 года запланированы проведение анализа реализации инициативы и выработка рекомендаций по ее дальнейшему использованию.

С учетом заявленных целей можно предположить, что и после 2018 года институт эффективного контракта не исчезнет из отечественной практики оформления госслужащих на работу.

Эффективный трудовой договор: образец

Следует особо подчеркнуть, что Правительством Российской Федерации утверждена лишь примерная форма эффективного трудового соглашения.

Каждая государственная и муниципальная структура вправе разработать свой собственный вариант такого документа, применяемого для перевода служащих на эффективный метод оплаты труда.

Органы публичной власти не могут функционировать без сотрудников, обеспечивающих их деятельность, иначе говоря, без чиновников. В органах государственной власти это государственные служащие, в местных органах власти (если говорить юридическим языком - органах местного самоуправления) - муниципальные служащие. Характер работы муниципальных служащих имеет публичное значение, и регулирование их трудовой деятельности отличается определенной спецификой. Об этих особенностях мы расскажем в нашей статье.

Определение понятия муниципальной службы дано в Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон № 25-ФЗ). Это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нередко к муниципальным служащим относят депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Однако непосредственно в Законе № 25-ФЗ установлено, что эти лица не являются муниципальными служащими, они относятся к лицам, замещающим муниципальные должности, и действие указанного Закона на них не распространяется.

Должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий данных органов, аппарате избирательной комиссии муниципального образования. А муниципальный служащий - это гражданин, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Следует отметить, что зачастую к муниципальным служащим относят работников муниципальных учреждений (школ, детских садов, поликлиник и т. д.), а также муниципальных предприятий. Однако названные организации не являются органами местного самоуправления, поэтому указанные лица не считаются муниципальными служащими и к ним не применяются положения Закона № 25-ФЗ.

Сохраняется ли статус муниципальных служащих у сотрудников местной администрации при наделении администрации правами юридического лица и придании ей организационно-правовой формы муниципального казенного учреждения?

Необходимо исходить из того, что наделение местной администрации правами юридического лица осуществляется во исполнение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) и не изменяет статус местной администрации как органа местного самоуправления. Следовательно, данный фактор не влияет на статус сотрудников, обеспечивающих деятельность местной администрации.

Сотрудник местной администрации исполняет обязанности, связанные с выполнением администрацией переданных государственных полномочий (ведение воинского учета). Считается ли он муниципальным служащим?

Как уже указывалось, должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления. Она создается с целью обеспечения исполнения всего объема полномочий органа местного самоуправления (в рассматриваемом случае - местной администрации), т. е. как полномочий по решению вопросов местного значения, так и полномочий по реализации переданных государственных полномочий. Поэтому лицо, замещающее должность в местной администрации и исполняющее обязанности, связанные с осуществлением местной администрацией переданных государственных полномочий, является муниципальным служащим.

Распространяются ли на муниципальных служащих нормы трудового законодательства?

Основное правило, которым следует руководствоваться в отношении муниципальных служащих, заключается в том, что на них распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом № 25-ФЗ.?

Так, ТК РФ установлено, что продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска по общему правилу составляет 28 календарных дней. Для муниципальных служащих в этом отношении действуют специальные нормы Закона № 25-ФЗ, устанавливающие продолжительность отпуска 30 календарных дней.

А вот порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, поскольку в этом случае особенности Законом № 25-ФЗ не предусмотрены.

СРОК ТРУДОВОГО ДОГОВОРА НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Начальник отдела администрации сельского поселения оформила отпуск по уходу за ребенком. Можно ли в этой ситуации заключить срочный трудовой договор для исполнения обязанностей временно отсутствующего муниципального служащего?

Законом № 25-ФЗ установлены особенности срочного замещения должностей муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. В остальных случаях применяются общие нормы ст. 59 ТК РФ, согласно которой возможно заключение срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Обратите внимание! В отношении каждого кадрового вопроса на муниципальной службе следует определить, установлена ли Законом № 25-ФЗ специфика его решения. При отсутствии таковой нужно руководствоваться нормами трудового законодательства

Штатное расписание в органе местного самоуправления утверждается на основе реестра должностей муниципальной службы, который предусматривается каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно. В реестр могут быть включены должности муниципальной службы, которые учреждаются для непосредственного исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления). Эти должности замещаются на срок полномочий данных лиц, соответственно, с данной категорией муниципальных служащих заключаются срочные трудовые договоры. К этой группе муниципальных служащих относятся, например, помощники депутатов.

В практике часто приходится сталкиваться с неверным применением положения о срочном трудовом договоре.

Так, при замещении должности главы местной администрации по контракту, заключаемому на срок полномочий представительного органа муниципального образования (но не менее чем на два года), с его заместителем также заключают срочный трудовой договор на такой же срок. Это ошибка, поскольку заместитель главы местной администрации обеспечивает деятельность местной администрации как органа местного самоуправления, а не руководителя данного органа. Поэтому с заместителем должен заключаться трудовой договор на неопределенный срок.

ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОХОЖДЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Законом № 25-ФЗ для гражданина, который претендует на замещение должности муниципальной службы, а также в отношении муниципального служащего установлены определенные ограничения.

Среди таких ограничений в ст. 13 Закона № 25-ФЗ указывается наличие заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы. Перечень таких заболеваний утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения». Названный документ содержит перечень врачей-специалистов, осмотр которыми обязателен при прохождении диспансеризации, и перечень лабораторных и функциональных обследований.

В перечне заболеваний, при наличии которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу либо продолжать ее, предусмотрены, например, психические заболевания, расстройства поведения и эпилепсия.

Какие медицинские документы представляет гражданин при поступлении на муниципальную службу?

При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет в орган муниципального образования Заключение по форме № 001-ГС/у (приложение ), выданное медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям «психиатрия» и «психиатрия-наркология».

Возможно ли поступление на муниципальную службу иностранных граждан?

Поступление на муниципальную службу, а также ее прохождение иностранными гражданами возможно только в том случае, если с соответствующим государством Российская Федерация заключила договор, предусматривающий право граждан этой страны находиться на муниципальной службе.

В администрации сельского поселения начальником отдела образования работает женщина, сын который претендует на замещение в этой администрации должности муниципальной службы специалиста 1 категории юридического отдела. Можно ли принять его на службу? Какие ограничения существуют для принятия на муниципальную службу и прохождения муниципальной службы для лиц, находящихся в родственных отношениях, и кто из родственников подпадает под это ограничение?

Закон № 25-ФЗ содержит закрытый перечень таких лиц. К ним относятся: родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. При этом предусматривается два случая, когда нельзя принять гражданина на муниципальную службу, а муниципальному служащему находиться на муниципальной службе.

Первый случай. Наличие указанных отношений с главой муниципального образования, но только если он осуществляет полномочия руководителя местной администрации.

Второй случай. Наличие близкого родства или свойства между двумя муниципальными служащими. При этом ограничение действует только тогда, когда между указанными лицами имеет место непосредственная подчиненность или подконтрольность.

На рассматриваемую ситуацию указанные ограничения не распространяются.

Что понимается под непосредственной подчиненностью?

Непосредственная подчиненность существует, когда муниципальный служащий в соответствии с документами, определяющими его должностной статус, подчинен главе муниципального образования.

Например, супруг избран главой муниципального образования и исполняет полномочия руководителя местной администрации. В такой ситуации супруга не может замещать должность заместителя главы местной администрации.

Другой вариант. Глава местной администрации замещает должность по контракту, т. е. является муниципальным служащим, так же как и его заместитель. И в этой ситуации супруга главы не может замещать должность его заместителя. Вместе с тем она может замещать иную должность муниципальной службы в местной администрации при условии, что отсутствует непосредственная подчиненность.

Как определить непосредственную подконтрольность?

Наличие таковой следует определять опять же исходя из документов, которые устанавливают статус муниципальных служащих, право одного из них контролировать другого.

ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОХОЖДЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Федеральный законодатель установил для муниципальных служащих определенный перечень запретов. Рассмотрим некоторые из них.

Запрет 1. Муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность (напоминаем, это означает избрание депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления). При этом следует обратить внимание, что запрет не зависит то того, на какой основе - постоянной или непостоянной - исполняются полномочия.

Запрет 2. Муниципальному служащему запрещено замещение должности муниципальной службы в случае избрания на государственную должность как федеральную, так и субъекта РФ.

Вопросы возникают на региональном уровне и касаются, как правило, ситуации, когда муниципальный служащий избран депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (областной думы, областного совета депутатов и т. д.) и осуществляет свои полномочия без отрыва от основной деятельности. Указом Президента Российской Федерации от 04.12.2009 № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» депутат указанных региональных органов государственной власти отнесен к лицам, замещающим государственные должности субъектов РФ. Как и в отношении муниципального уровня, в данном случае запрет действует независимо от того, что полномочия депутата исполняются на непостоянной основе.

Запрет 3. Муниципальный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, входить в состав органа управления коммерческой организации (за исключением случаев, когда ему это поручено в соответствии с законодательством), в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, а также заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством.

При соблюдении каких условий муниципальный служащий может заниматься «иной оплачиваемой деятельностью»?

Закон № 25-ФЗ разрешает муниципальному служащему заниматься иной оплачиваемой деятельностью, но при этом должны соблюдаться два условия.

Первое условие заключается в том, что конкретный вид деятельности не указан в качестве запрещенного для муниципального служащего, второе - в том, что деятельность не должна приводить к конфликту интересов, т. е. не должна влиять на объективность исполнения муниципальным служащим своих обязанностей.

Муниципальный служащий занимается иной оплачиваемой деятельностью, не имея разрешения представителя нанимателя (работодателя). Правомерно ли это?

Законом № 25-ФЗ установлено, что представитель нанимателя (работодатель) должен быть только уведомлен муниципальным служащим, разрешения не требуется. Естественно, что занятие иной оплачиваемой деятельностью возможно только за пределами рабочего времени.

Представителю нанимателя (работодателю) стало известно, что занятие муниципальным служащим иной деятельностью приводит к конфликту интересов. Каковы его полномочия в создавшейся ситуации?

Представитель нанимателя (работодатель) обязан принять меры по урегулированию конфликта интересов. Для этого он должен предупредить муниципального служащего о необходимости прекратить занятия оплачиваемой деятельностью, установив разумный срок, до истечения которого муниципальный служащий обязан выполнить требование представителя нанимателя (работодателя).

Представитель нанимателя (работодатель) вправе отстранить муниципального служащего от замещаемой должности до того момента, пока он не представит документальное подтверждение того, что им прекращена указанная деятельность. Если же муниципальный служащий этого не сделает, представитель нанимателя (работодатель) обязан его уволить за нарушение требований закона. Следует иметь в виду, что на период отстранения от должности за муниципальным служащим сохраняется денежное содержание.

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ

В отличие от общего положения, согласно которому допускается заключение трудового договора с лицами, достигшими 16 лет, трудовой договор при замещении должности муниципальной службы может быть заключен только с гражданами, достигшими возраста 18 лет. При этом гражданин обязан владеть государственным языком РФ, соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к определенной должности, а также не должно быть обстоятельств, служащих ограничениями для приема на муниципальную службу.

Что включают в себя квалификационные требования и кем они утверждаются?

Квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Данные требования устанавливаются принимаемым уполномоченным органом местного самоуправления правовым актом на основе типовых квалификационных требований, которые, в свою очередь, устанавливает закон субъекта РФ.

При подсчете стажа работы по специальности следует обратить внимание на следующую позицию Верховного Суда Российской Федерации: чтобы стаж работы по специальности мог быть включен в стаж, дающий право на замещение должности муниципальной службы, он должен быть выработан именно по специальности, полученной в высшем учебном заведении (определение ВС РФ от 25.06.2010 № 56-В10-2).

Гражданин претендует на замещение должности муниципальной службы, требующей не менее четырех лет муниципальной (государственной) службы или пяти лет работы по специальности. Он имеет высшее образование по специальности «учитель математики» и второе высшее образование по специальности «государственное и муниципальное управление». Три года гражданин работал учителем в школе и пять лет руководил муниципальной организацией, при этом диплом об образовании по второй специальности был получен в тот период, когда гражданин уже в течение одного года являлся руководителем указанной организации. В стаж работы по специальности включаются период работы преподавателем, поскольку в это время гражданин имел соответствующее высшее профессиональное образование, и период работы директором организации, но только с момента получения диплома о втором высшем образовании по специальности «государственное и муниципальное образование». Последний период составил четыре года (пять лет минус один год). Рассматриваемые периоды работы - три и четыре года - суммируются. В результате общий стаж по специальности составил семь лет при требуемых пяти.

При поступлении на муниципальную службу, помимо тех документов, которые должны быть представлены в соответствии с ТК РФ, гражданин предъявляет:

  • собственноручно заполненную анкету по форме, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р;
  • свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе;
  • заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу.

При поступлении гражданина на муниципальную должность, которая включена в перечень, установленный правовым актом РФ, представляются также сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина. Указанные сведения представляются в том же порядке и по такой же форме, которые в субъекте РФ утверждены для государственных гражданских служащих.

Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

Хотелось бы обратить внимание на допускаемую на практике ошибку, когда в качестве нанимателя для муниципального служащего рассматривается орган местного самоуправления. Следует иметь в виду, что нанимателем для муниципального служащего будет муниципальное образование (городское, сельское поселение, городской округ, муниципальный район), а в отношения с гражданами, поступающими на муниципальную службу, так же как с муниципальными служащими, вступает не муниципальное образование, а его представитель. И он уже осуществляет те же действия, которые совершает работодатель. Однако в ТК РФ термины «наниматель» и «представитель нанимателя» не употребляются. Поэтому, чтобы обеспечить возможность применения положений ТК РФ к муниципальным служащим, Закон № 25-ФЗ использует не просто термин «представитель нанимателя», а дает его расшифровку, указывая «представитель нанимателя (работодатель)». Кто будет исполнять полномочия работодателя в отношении муниципального служащего, определяется в каждом муниципальном образовании самостоятельно.

Закон № 25-ФЗ не предусматривает обязательное проведение конкурса для замещения должности муниципальной службы. Данный вопрос решается в каждом муниципальном образовании по-своему. При этом может быть принято решение о том, чтобы поступление на все должности муниципальной службы проходило без конкурса (за исключением главы местной администрации), либо может быть предусмотрен перечень отдельных должностей, замещение которых возможно только по итогам конкурса.

Вместе с тем хотелось отметить позицию Верховного Суда РФ, выраженную в определении от 19.11.2008 № 78-Г08-36. Рассматривался вопрос о праве органов государственной власти Санкт-Петербурга установить в законе обязательность проведения конкурса для замещения должностей муниципальных служащих, в обязанности которых вменено выполнение отдельных переданных государственных полномочий. Суд указал на то, что «нормы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации, являются специальными нормами, регулирующими спорные правоотношения по наделению органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга». Основываясь на этом выводе, Верховный Суд РФ признал право органов государственной власти субъекта РФ предусмотреть обязательное проведение конкурса в данном случае.

ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА ГЛАВЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Здесь мы будем рассматривать ситуацию, когда местную администрацию возглавляет не глава муниципального образования, а глава, замещающий должность по контракту (далее - глава местной администрации). В этом случае он является муниципальным служащим, соответственно, на него распространяется действие Закона № 25-ФЗ, но с определенными изъятиями и дополнениями.

Законом № 25-ФЗ установлено, что порядок поступления на должность главы местной администрации по контракту определяетсяЗаконом № 131-ФЗ. Замещение указанной должности проходит исключительно на конкурсной основе. Решение о назначении лица на должность главы местной администрации принимается представительным органом муниципального образования (далее - представительный орган).

Следует обратить внимание на то, что согласно Закону № 131-ФЗ лицо назначается из числа кандидатов, т. е. у представительного органа должен быть выбор минимум из двух кандидатов. В противном случае результаты конкурса могут быть оспорены в суде как проведенные с нарушением требований Закона № 131-ФЗ.

Срок контракта определяется уставом муниципального образования и должен соответствовать сроку полномочий представительного органа, но при этом не может быть менее двух лет. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

В каких случаях возможно заключение контракта не на срок полномочий представительного органа?

Такая возможность возникает, например, при досрочном прекращении полномочий главы местной администрации. В этой ситуации часть срока полномочий представительного органа уже истекла и тогда контракт заключается на оставшийся срок. Если он составляет более двух лет, то контракт должен заключаться на этот период. Если же оставшийся срок полномочий составляет менее двух лет, то контракт заключается на два года.

Помимо ограничений, предусмотренных Законом № 25-ФЗ для поступления на муниципальную службу в отношении всех лиц, для кандидатов на должность главы местной администрации установлено дополнительное ограничение, которое заключается в том, что гражданин не может быть назначен на эту должность в случае, если он находится в отношениях близкого родства или свойства с главой муниципального образования. В перечне указаны родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов.

На главу местной администрации распространяются ограничения, предусмотренные для муниципальных служащих. Но при этом глава местной администрации (в отличие от других муниципальных служащих) не имеет права заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая, однако, не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут до истечения его срока. Основания для досрочного расторжения контракта установлены Законом № 131-ФЗ. Необходимо особо отметить, что установленный перечень данных оснований имеет закрытый характер, т. е. никаких иных причин для досрочного расторжения контракта быть не может.

УВОЛЬНЕНИЕ С МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Муниципальный служащий может быть уволен по основаниям, предусмотренным ТК РФ, а также по дополнительным основаниям, которые установлены Законом № 25-ФЗ.

Первое основание. Достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, - 65 лет. Но следует иметь в виду, что Закон № 25-ФЗ допускает продление срока нахождения на муниципальной службе.

До какого возраста допускается продление срока муниципальной И службы?

Продолжительность однократного продления составляет не более одного года. По истечении этого срока возможно продление трудового договора, но также не более чем на один год. Никакого возрастного ограничения на заключение данного вида трудового договора Закон № 25-ФЗ не устанавливает.

Второе основание. Оно связано с требованием в части гражданства, т. е. прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо вида на жительство.

Третье основание. С муниципальным служащим также расторгается договор в случае несоблюдения им ограничений и запретов, а с муниципальным служащим, замещающим должность, включенную в перечень, и в случае непредставления предусмотренных Законом № 25-ФЗ сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательствах.

Четвертое основание. Еще одно основание для расторжения трудового договора с муниципальным служащим - дисквалификация, которая является административным наказанием и назначается судьей.

Приложение

Форма заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению


Top