В соответствии с принципом разделения. Во-первых, это "законосовещательный" орган, напр., в виде народного собрания, в который входят и принимают участие все свободные граждане. наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населе

Разделение властей – один из принципов действующей Конституции РФ 1993 г.. Ст. 10 Конституции указывает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. На основе этого принципа государственную власть в стране осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды (ст. 10, 11).

Его цель, просто, состоит в том, чтобы проверить правильность аргументов, представленных в поддержку определенного заключения или, по крайней мере, обоснование рассуждений, разработанных в каждом случае, особенно когда речь идет об использовании взвешивания.

Таким образом, когда конкретная ситуация требует использования взвешивающей техники, чтобы проверить, действительно ли выбранное решение среди различных возможных интерпретаций является наиболее адекватным, становится необходимым изучить принятую аргументацию.

Суды Российской Федерации

Аргументация приобретает актуальность в конституционном толковании из-за открытого характера многих норм, что подразумевает большую степень субъективности со стороны переводчика. Следует также отметить, что принцип достоинства человеческой личности, лежащий в основе Федеративной Республики Бразилии в силу ее масштаба в конституционном бразильском праве, всегда будет преобладать над всей правовой системой, а не подчиняться методу размышлений.

Согласно конституционному положению, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание – парламент. Он состоит их двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95).

Исполнительную власть в стране осуществляет правительство Российской Федерации (ст. 110).

Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие.

Принцип справедливости или функциональной коррекции

Фактически, это истинный конституционный над-принцип, который освещает все другие конституционные и внутриконституционные принципы и нормы. И поэтому принцип достоинства человеческой личности нельзя игнорировать в любом акте толкования, применения или создания правовых норм. В силу этого принципа интерпретатор конституционных заявлений не может принимать значения, которые подрывают или нарушают организационно-функциональную схему, конституционно установленную первоначальной Учредительной державой.

Конституционный Суд Российской Федерации представляет собой орган конституционного контроля, «самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства». Задачи Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции РФ на всей территории государства.

В этом контексте мы можем утверждать, что одним из предпосылок процесса толкования конституционных норм является принцип разделения властей, закрепленный в искусстве. 2 Большого закона. Под предлогом преступления статьи 5,, душа населения Конституции, не может судебный осуществлять суд над квантом наказание, предусмотренным во вторичном предписании, под угрозой узурпации деятельности и законодательно, следовательно, маршрут, подвергаясь нарушение принципа разделения властей. Чрезвычайный призыв известен и лишен 45.

Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации

Согласно разрешенной судебной практике этого Федерального Верховного Суда, судебная власть не разрешает денежную коррекцию прогрессивной таблицы подоходного налога при отсутствии правового положения в этом смысле. Понимание, основой которого является регулярное использование государственной власти для организации экономической и финансовой жизни страны в рамках компетенции исполнительной и законодательной власти 46.

Верховный Суд Российской Федерации является «высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции» (ст. 126 Конституции РФ).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выступает как высший судебный орган «по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами» (ст. 127 Конституции РФ).

Принцип интегративной эффективности

Согласно руководству, содержащемуся в этом принципе, в решении право-конституционных проблем, переводчик должен предпочесть критерии, которые способствуют политической и социальной интеграции. Несмотря на незаменимость этой интеграции для конституционной нормальности, даже заявители конституции не могут подорвать письмо и дух для достижения этой цели любой ценой, даже потому, что вначале он подчинен другим ценности, которые с тех пор признаны фундаментальными, такие как человеческое достоинство, демократия и плюрализм, например, которые предшествуют его разработке, включены в нее и, в конце концов, продолжают руководствоваться ее толкованием.

Президент РФ по природе и характеру выполняемых функций - глава государства, но не является органом какой-либо из трех властей. Согласно ч. 2. ст. 80 Конституции России, Президент РФ «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». Поэтому в юридической литературе высказано следующее убедительное суждение: «у Президента РФ – своя форма власти, согласно которой он решает задачи “обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти – и Российской Федерации, и субъектов РФ». Как видно, этот вывод подкрепляется содержанием ст. 80, 85 Конституции РФ. Существенно и то, что никакие другие органы подобными возможностями не располагают.

Принцип нормативной силы Конституции

Рекомендация этого интерпретационного канона заключается в том, что среди возможных интерпретаций следует выбирать, что дает большую эффективность, применимость и постоянство конституционных норм. Конституционные нормы, так же как и правовые нормы в целом, имеют атрибут императивности и, следовательно, должны соблюдаться под угрозой активации их собственных механизмов для обеспечения соблюдения. В первую очередь для судебной власти взять на себя эту функцию конкретизации конституционных норм, придавая этим нормам максимальную эффективность, которую можно извлечь из них.

С этой точки зрения президентская власть (как власть главы государства) несколько возвышается над другими ветвями власти. Образно говоря, Президент РФ стоит несколько особняком от законодательной, исполнительной и судебной властей, в силу отмеченной выше специфики (обеспечение согласования их функционирования и взаимодействия). Вместе с тем нередко признается, что Президент – глава государства – больше тяготеет к исполнительной власти. Он осуществляет определенные полномочия, свойственные этой власти, и официально либо фактически руководит центральными органами исполнительной власти государства, а, по сути всей системой этих органов на территории страны.

Выдержки из приведенных ниже суждений достаточно подробно объясняют этот принцип толкования. Прецеденты 48. Получение лекарств государством является основополагающим правом, и истец может требовать их от любого из субъектов федерации до тех пор, пока они демонстрируют свою потребность и невозможность покрытия их собственными ресурсами. Это связано с тем, что, как только эти требования будут соблюдены, федеративный орган должен руководствоваться духом солидарности, чтобы обеспечить право, гарантированное Конституцией, и не создавать юридических препятствий для отсрочки судебного исполнения. 49.

Каков смысл понятия «ветвь государственной власти»? В отечественной юридической литературе последнего времени предлагаются различные трактовки этого понятия . В целом можно сказать так: ветвь государственной власти – это обособленная организационно-функциональная структура государственного механизма, реализующая определенную управленческую функцию посредством специализированных форм, методов, процедур.

Принцип максимальной эффективности или эффективности

Этот принцип тесно связан с принципом нормативной силы Конституции, описанным выше, и предусматривает, что термин, содержащийся в Конституции, должен иметь значение, которое дает ему наибольшую эффективность. Эффективность означает реализацию Закона, практическое действие нормы, превращение ценностей и интересов в мир фактов. Таким образом, это символизирует эффективность, как можно более близкое приближение, обязанности быть нормативным и существом социальной реальности. Конституционное переводчик должен быть привержен эффективности Конституции: между альтернативными и правдоподобные интерпретации должны выполнять то, что позволяет выполнение конституционной воли, избегая, до предела, решения, которые принимают убежище в аргументе не самоприменимостью стандарта или в случае упущения законодательной власти 51.

Конституция РФ достаточно четко закрепила за каждой из ветвей власти круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию, предусмотрела в этом плане необходимые сдержки и противовесы.

Обратим внимание на инструменты системы сдержек и противовесов применительно к названным ветвям государственной власти в современной России. Соответственно, назовем следующие положения: а) применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует основные стадии законодательного процесса (ст. ст. 105, 108 Конституции Российской Федерации); б) право Президента Российской Федерации наложить вето при поспешных решениях законодателя (ст. 107 Конституции Российской Федерации); в) предусмотренная Основным Законом страны возможность для Государственной Думы и Совета Федерации в установленном порядке (ст. 107 Конституции РФ) преодолеть вето Президента; г) право Президента принять решение об отставке Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 117 Конституции Российской Федерации); д) право Государственной Думы выразить вотум недоверия Правительству Российской Федерации (ч. 3 ст. 117 Конституции Российской Федерации); е) необходимость согласия Государственной Думы при назначении Президентом на должность Председателя Правительства Российской Федерации (п. “а” ст. 83 Конституции Российской Федерации); ж) право Государственной Думы выдвинуть обвинение против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности (п. “ж” ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации); з) право Президента Российской Федерации распустить Государственную Думу (ст. ст. 111, 117 Конституции Российской Федерации) и др.

Селсо Рибейро Бастос определяет этот интерпретационный канон следующим образом. Постулат действителен в той мере, в какой понимается, что Конституция не может быть обедневшей. Фактически, на этом этапе он становится подкреплением постулата единства Конституции.

Вы не можете полностью опустошить содержание статьи, независимо от того, что это будет представлять собой форму нарушения Конституции. Ниже мы приводим ниже некоторые решения, провозглашенные Федеральным Верховным судом, в которых они по-прежнему выявили озабоченность в поисках максимальной эффективности принципа или конституционного правила.

В этой связи можно отметить следующее: если единство государственной власти – ее глубинное свойство, проявляющееся в нацеленности на обеспечение общенациональных интересов личности, то разделение властей – теоретико-правовая конструкция, обусловленная потребностью сохранить названное свойство. Этого можно достичь путем строгого разграничения компетенции трех ветвей власти, а также их взаимодействия. Имеется в виду достаточно четкое сбалансированное единство государственного механизма.

Наиболее выгодное конституционное правило ретроактивного уголовного права требует гибкой или технически «щедрой» интерпретации. С какой доброкачественной ретроактивностью действует немедленно, а не по закону, в котором вставлено наиболее благоприятное уголовное правило, но по достоинству самой Конституции. 53.

Принцип пропорциональности или разумности

Вызовы Декларации в чрезвычайном обращении. Решение было направлено на пленарное заседание второго класса. Пленарное заседание может быть вынесено на противоположные заявления об обжаловании решения, вынесенного дробным органом, когда дело было передано первоначальным судом. Утечка Декларации была отвергнута, и она поддержала заключение второй группы для Суда по оценке расификации действий. 55. Этот принцип направлен не только на толкование конституционных норм, но и на самом деле является общим принципом права, предшествующим и обусловливающему правовую позитивизацию.

Общие моменты, относящиеся к рассматриваемой теории, заключаются в следующем: законодательная, исполнительная и судебная ветви власти должны взаимодополняться, но не пересекаться, не накладываться одна на другую. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных Конституцией и законом. К тому же, надо отметить, что разделение властей ни в коей мере не означает их противостояние. Каждая ветвь имеет свои функции и наделяется соответствующей компетенцией; власти обладают возможностью сдерживать и контролировать друг друга. Если одна из трех властей оказывается приоритетной, то очень сложно говорить о разделении властей. В этом случае следует говорить лишь о разделении компетенции между ними.

Его суть связана с идеей справедливости, осторожности, запрета на эксцессы и, прежде всего, на справедливость, поэтому ее непросто осмыслить, и легче видеть, что этот принцип осуществляется через чувства и интуицию. Выражение «разумность» связано с разумом. Это уместность между мотивами, целями и средствами действий, осуществляемых Общественной державой, которые также должны соответствовать фундаментальным ценностям, закрепленным в Конституции.

Соразмерность заключается в взвешивании между наложенным налогом и предоставленным пособием. Его концепция также охватывает принятие соответствующей меры по намеченной цели, поэтому она анализирует, если нет другой меры, менее обременительной для достижения этой цели.

В науке признается, что оптимальные формы разделения и взаимодействия властей в современной России еще не устоялись, требуют дальнейшего совершенствования. Обращается внимание также на то, что это «разделение является неполным; функции властей частично пересекаются».

В этой связи приводится ряд убедительных аргументов. Известно, что законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию. Однако Президент страны, в эту ветвь не входящий, во-первых, пописывает и обнародует федеральные законы, а во-вторых, издает указы и другие правовые акты, в том числе и нормативного характера. По-видимому, Президента, являющегося главой государства, вернее всего было бы отнести к исполнительной власти. Но положений о том, что Президенту принадлежит исполнительная власть, в Конституции нет. Примечательно и то, что Президент осуществляет и некоторые функции тесно связанные с правосудием: назначение судей, а также помилование преступников.

Между тем в стране наблюдалось все более обостряющееся противостояние Президента и оппозиционного большинства Верховного Совета. Все это вело к полному параличу власти

Луис Роберто Баррозу и Ана Паула де Барселло описывают этот принцип. Это ценный инструмент защиты основных прав и общественных интересов, поскольку он позволяет контролировать дискреционные действия публичной власти и действовать в качестве меры, с которой норма должна толковаться в конкретном случае для лучшей реализации конституционное назначение, встроенное или полученное из системы. Этот принцип может также действовать, чтобы позволить судье закончить вес нормы с определенной частотой, чтобы не позволить ей производить нежелательный результат со стороны системы, тем самым оправдывая это дело.

К тому же, отметим следующее: деятельность исполнительных органов не исчерпывается одним лишь “исполнением законов”. Это более основательная и многообразная управленческая деятельность, связанная с реализацией самого общественного предназначения государства, осуществлением его функций. Сказанным объясняется значение нормотворческой, организационной деятельности этих органов и др. Вместе с тем в юридической литературе по этому поводу высказано такое суждение: «органы исполнительной власти не вправе заниматься первичным нормотворчеством, издавать нормативные акты, имеющие силу закона», ибо это означает «вторжение» в сферу законодательной власти.

Чтобы проиллюстрировать использование этого принципа, ниже мы приводим некоторые решения, вынесенные Федеральным Верховным судом. Может ли законодатель, соблюдая принцип разумности, устанавливать требования к вступлению в должность, работу или общественную функцию.

Он соответствует принципу разумности конституционного заключения о том, что оценка титулов служит только классификации кандидата, никогда не определяя одобрения или неодобрения. Сфера, заимствованная судом из государственного права, во всех отношениях с принципом разумности, неспособным созерцать критерии морали и безличности.

Следует учитывать и то, что теория разделения властей нигде полностью не была воплощена в жизнь. В одних странах равновесие властей было нарушено в пользу парламента, в других в пользу правительства.

Для современного Российского общества принцип разделения властей особенно важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но умеренность, “рассредоточенность” государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную власть.

Характеристики принципа разделения властей

С принципом соразмерности и разумности мы завершили изучение методов интерпретации конституционных правил, подчеркнув важность этой темы для юридических операторов, учитывая их широкое использование судебной системой, представленную здесь самой высокой вершиной, которая является Верховный суд, при решении предъявленных ему требований.

Все ветви закона были затронуты новым конституционным порядком, а его контуры пересмотрены в соответствии с конституционными принципами и нормами. В этом контексте тема принципов конституционного толкования, заслуживающая внимания юридических операторов, приобрела актуальность из-за ее широкого использования судебной системой в решении требований, которые ей представляются, как мы показали на протяжении всего этого исследования.

Контрольные вопросы по теме

1. В чем смысл принципа или теории разделения властей в государстве?

2. Каковы теоретические истоки теории разделения властей?

3. Что означает понятие «ветвь государственной власти»?

4. Каковы особенности классических ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной?

5. Почему в практике государственной деятельности необходима система «сдержек и противовесов» относительно ветвей государственной власти?

6. Конституция РФ 1993 г. устанавливает разделение властей и вместе с тем говорит о единстве системы государственной власти. Как можно объяснить данное конституционное положение?

7. Каковы особенности реализации принципа разделения властей в современной России?

8. Уточните место и роль Президента РФ в системе разделения властей.

9. Какова степень реализации теории разделения властей на федеральном и региональном уровне Российской Федерации?

  • Введение
    • 1. Содержание принципа разделения властей
    • 1.1 Сущность принципа разделения властей
    • 1.2 Отражение принципа разделения властей в Конституции РФ
    • 2. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России
    • Заключение
    • Глоссарий
    • Список использованных источников
Введение Принцип разделения властей представляет собой основополагающее начало в механизме государственной власти Российской Федерации и представляет собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение государственной власти по "ветвям" не лишает ее основного качества - целостности и единства.Смысл разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов.Цели такой системы построения власти:1) создать гарантии от ее произвола, сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов;2) обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти;3) наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов, предотвращая узурпацию власти, ее монополизацию.Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточно четким правовым обеспечением взаимодействия ветвей государственной власти.Цель работы: раскрыть принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ.В данной работе были поставлены следующие задачи: рассмотреть содержание принципа разделения властей, его конституционное закрепление;выявить особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России.Структура курсовой работы следующая: введение, две главы и заключение.При выполнении данной работы был изучен ряд учебной и научной литературы, такой как "Конституционное право" под редакцией С. Баламезова, Баглая М.В. и др., а также статьи таких журналов как "Государство и право", "Политические исследования".1. Содержание принципа разделения властей 1.1 Сущность принципа разделения властей Разделение властей является одним из главнейших демократических принципов, направленных на предотвращение узурпации государственной власти и использования ее в ущерб публичным интересам. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.Конституционный принцип разделения властей выступает в качестве правовой структуризации государственной власти в Российской Федерации и включает в себя разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что не лишает государственную власть ее основного качества - целостности и единства. В свою очередь, полномочия разделенной власти представляют собой формы структуризации государственной власти согласно рассматриваемому принципу разделения властей.В юридической науке термин "разделение" применительно к государственной власти употребляется в двух значениях: согласно одному из них, наиболее распространенному, он используется для обозначения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, второе значение термин употребляется в отношении разделения государственной власти между федеративным государством и его составляющими государственными образованиями, то есть в теории федерализма - как "разделение власти".По отношению к данному принципу в классическом понимании, где идет речь о трех ветвях государственной власти, существует два противоположных подхода: разграничение властей и разделение властей, которые соответствуют двум различным концепциям демократии: президентской и парламентской. Под "разграничением властей" понимается строгое, абсолютное отделение трех ветвей власти; ни одна власть не может взять на себя функции другой, поэтому в таких системах, запрещается совмещение должностей в органах, относящихся к различным ветвям власти.Сущность "разделения властей" состоит в том, что ветви власти в основных составляющих отделены друг от друга и независимы, но данная концепция допускает и признает отдельные сферы пересечения, в которых ветви власти выполняют чуждые им функции в той мере, в какой сохраняется принципиальное отделение властей друг от друга. Диссертант отмечает, что закрепление принципа разделения властей в качестве основы организации государственной власти является важным показателем признания Россией общедемократических ценностей.Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость отдельных ветвей государственной власти, но и их координацию, взаимосдерживание и взаимоконтроль. В настоящее время Конституция РФ располагает механизмами взаимоконтроля ветвей власти. Однако нельзя утверждать, что подобный контроль является равнозначным и равносильным.Принцип разделения властей в его современном прочтении содержит два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство. По-прежнему он нацелен на то, чтобы предотвратить абсолютизацию одной из властей, утверждение авторитарного правления в обществе.Законодательная, исполнительная деятельность и отправление правосудия органически взаимосвязаны, они выполняют определенные государственные функции в более общей системе. Одним из требований нашего времени является устранение институционального несоответствия, отражающего смешение и переплетение функций различных ветвей власти.При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более, сливаться с другой властью. Это обеспечивается: а) различными источниками формирования ветвей власти; б) различными сроками полномочий; в) степенью защиты одной власти от другой.Анализ разделения властей предполагает изучение этого феномена в двух направлениях: по горизонтали и вертикали, то есть речь идет о разделении власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями и о разделении власти между федеральным центром и регионами. Оба направления сегодня являются определяющими в сфере строительства российского правового государства.Разделение властных функций проходит по несущим конструкциям государственного управления: законодательный представительный орган в лице Федерального Собрания обладает правом на законотворчество; исполнительный в лице Президента и Правительства - на практическую реализацию законов; судебный орган - на улаживание споров и конфликтов. Силовое вторжение одной из ветвей власти в область деятельности другой может привести к смешению функций и в результате - к?ослаблению авторитета власти в целом.Существуют и другие подходы к оценке способов разграничения функций властей. Болгарский исследователь С. Баламезов считает, что власти необязательно уравнивать между собой, лучше подчинить деятельность исполнительных и судебных органов закону . Тем самым обеспечивается превращение принципа разделения властей в важнейший элемент правового государства. Такой подход в современной России едва ли возможен. И не столько из за политических соображений, сколько по причине медленного развертывания законотворческого процесса.Российские специалисты также по-разному оценивают значение каждой ветви власти. Одни подчеркивают приоритет законодательной власти, другие отмечают особую роль власти субъектов Российской Федерации, третьи считают "центром притяжения" всей государственной машины исполнительную власть.Российская Федерация представляет собой наиболее сложный вариант государства, построенного на принципе разделения властей. Институт президентства вносит дополнительные осложнения в реальную политику разделения властей, поскольку де-факто значительная часть полномочий ветвей власти соединяется в руках Президента как главы государства. В результате создается почва для дисбаланса сил, что ведет не к их взаимодействию на основе взаимодополнения, а к выяснению сфер влияния.Большинство российских ученых склоняется к мнению, что Президент РФ не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Вместе с тем существуют различные точки зрения на место и природу президентской власти в России.Так, О.Е. Кутафин полагает, что сегодня разделение властей в России "характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской, стоящей над всеми другими властями" . Близкую по смыслу позицию, которую разделяем и мы, занимает Ю.И. Скуратов, утверждающий, что "институт президентства в России сочетает черты как президентской, так и полупрезидентской республики". Крайнюю позицию в этом вопросе занимает М.А. Краснов, который утверждает, что "мы являемся свидетелями оформления еще одной ветви власти - президентской". Однако эта позиция, на наш взгляд, не совсем верна, поскольку наличие терминов "глава государства", "президент" вовсе не означает появление четвертой ветви власти .Механизм, заложенный в Конституции РФ для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент обладает очень широким арсеналом средств воздействия на законодательную и исполнительную власти. Президент не просто арбитр, наблюдающий со стороны за соблюдением правил политической игры ее участниками. Он сам участвует в этой политической игре, что не может не сказаться на функционировании властей.В России, как и в большинстве стран мира, не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку, отказывая в одобрении его политики или предложенных им решений. Но это вовсе не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в силу специальный механизм ответственности, который иногда, по аналогии с англо­американской практикой, называют импичментом.Таким образом, несмотря на сложности современного политического развития, принцип разделения властей в современной России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов.1.2 Отражение принципа разделения властей в Конституции РФ Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя. Принцип, закрепленный в статье 10, гласит:"Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляется народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст.3). Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ .Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека - обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительнойвластью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд .В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров,принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введены ряд сдержек.Прежде всего, Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.Так, если государственная дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседания не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распуститьпалату. Следовательно, остается только один выход - отставка Правительства.Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент - арбитр в споре между властями - может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия назаконодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, Полномочия Президента. Президент Российской Федерации высшее командование Вооруженных сил.В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следованияпредписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретаетпротивоправный характер, вступает в действие специальный механизмответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. По Конституции РФ 1993 г. отрешение от должности Президента становится практически невозможным .Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.Законодательную власть в Российской Федерации согласно Конституции (ст.94 Конституции РФ) осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации.Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч.1 ст.11).Важная гарантия, закрепленная в "Основах конституционного строя", состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношения к другим органам государственной власти.Независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, это гарантирует законодательной власти право принимать или не принимать любые законы без чьих-либо указаний.Собрание не подчиняется какому бы ни было контролю со стороны исполнительной власти, оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость. В своей деятельности Федеральное Собрание руководствуется только требованиями Конституции РФ.Вместе с тем парламентская независимость не является абсолютной. Онаограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой Финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его "сдержками и противовесами". При этом они неумаляют независимого положения Федерального“Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации”, - гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральныхминистров .Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.Механизм парламентской ответственности Правительства описан вроссийской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности - обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, оказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти.Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полу-года свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого)По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст.126).Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст.127).Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемыхнормативных актах, заключаемых международных договоров. ТакжеКонституционный Суд решает споры между федеральными органамигосударственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.125).В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикцияЕвропейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России .2. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России Конституционное закрепление принципа разделения властей, впервые осуществленное в Конституции России 1993 г., послужило основой не только правового, но и политического понимания особенностей взаимодействия различных ветвей государственной власти. Разделение властей представляет собой функциональный разрез единой государственной власти и не означает многовластия. В правовом демократическом государстве власть является единой, так как ее единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о разграничении полномочий между ветвями единой неделимой государственной власти.Разделение властей на практике позволяет эффективно выполнить важные государственные полномочия каждой из ветвей, исключить концентрацию власти в руках одного человека или государственного органа, что ведет к злоупотреблениям, коррупции. Отсюда очевидна исходная основа взаимоотношений между ветвями государственной власти в России - правовое закрепление принципа разделения властей.Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение, соперничество и т.п. Законодательная власть вторгается в полномочия исполнительной и наоборот. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной .В президентской республике России при "жестком" разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, их институтов явно не сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений между ними, ведет к конфронтации. Кроме того, в России нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения властей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом. Казалось бы, в данных сложных, кризисных условиях при наличии очевидного отсутствия конкретных полномочий, прописанных законодательно, ветви власти должны сплотиться для поиска механизмов решения общих проблем. Но в России каждая из них старается стать автономной, независимой, что может привести к неуправляемости страной.В российском поле взаимодействия ветвей власти речь идет, как правило, о законодательной (представительной) и исполнительной. О судебной власти как одной из ветвей государственной власти, ее месте и роли в системе властей говорят и пишут мало.Эта российская особенность отражает традиционный взгляд на судебную власть как на силу, полностью подконтрольную партийно-государственной номенклатуре. В то же время заметно стремление ряда авторов описать власть средств массовой информации и криминалитета в качестве нарождающихся, реальных "четвертой" и "пятой" ветвей государственной власти. Судебная власть призвана поддерживать систему правового регулирования в обществе, защищать права и свободы человека. Она обладает такими средствами для реализации данных задач, что способна стать мощным фактором взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти .В настоящее время процесс взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти в России слабо отлажен еще и потому, что фактически не разработана концепция развития национальной государственной политики, в которой были бы представлены общие, стратегические направления функционирования становящегося российского государства и общества, на базе которой можно было бы конкретизировать отдельные направления деятельности институтов, органов государства. В этой концепции следовало бы предусмотреть вертикальное и горизонтальное разделение власти, взаимодействие и специфику взаимовлияния и т.п.Взаимодействие разных ветвей власти есть одна из важных предпосылок их собственного существования и развития, а также обеспечения единства государственной власти, основанного на принципе разделения властей. Если каждая из ветвей государственной власти пытается достичь поставленных целей только на базе собственной автономии, самостоятельности, исключительности, абсолютной независимости от других ветвей власти, то она попадает в поле отчуждения от единства, целостности государственной власти. Нарушается не столько индивидуальный порядок функционирования конкретной ветви власти, сколько единство, суверенитет, целостность государственной власти. Подобное характерно для взаимодействия ветвей государственной власти России .Отсутствие опыта демократизации управления и руководства при постановке цели либерализации демократического процесса привело к децентрализации власти, усилению региональных властей и "приватизации" государства административным аппаратом. Реформы сверху были очень слабо поддержаны народом. Поэтому социальная база реформ, в отличие от многих постсоциалистических обществ, была не просто размытой, но индифферентной по отношению к кардинальным преобразованиям. Ветви государственной власти объективно получили шанс экспериментирования без опаски контроля со стороны народа.В отличие от стран Восточной Европы, в России не оказалось в наличии политических институтов, способных мобилизовать социальную базу поддержки реформаторского курса верхов. При наличии объективных условий и субъективной поддержки реформ страны Восточной Европы сделали довольно значительный шаг в сторону единства ветвей государственной власти, эффективности каждой из них. В этих странах действенно заработал общественный договор между властью и народом, чего в России не случилось.С началом реформ в России возникла проблема разделения и перераспределения власти. Причем ее надо было решать параллельно с другими задачами демократических преобразований, что не могло не сказаться на характере и механизме преобразовательного процесса. Впервые закрепленный в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позднее в Конституции принцип разделения властей не мог заработать в силу отсутствия правовой базы .Особенностью российской Конституции является то, что Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, он как бы стоит над ними, выполняя роль арбитра, гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Институт президентства для России новый и он не может сложиться быстро. Для его успешного функционирования необходимо четкое разделение власти, сложившаяся исполнительная вертикаль, легитимность, опора на влиятельную организацию и парламентскую фракцию. Ни одно из этих условий в России не выполняется. В результате Президент вынужден порой поступаться принципами, подменять указами правотворческую деятельность парламента, вступать в конфронтацию с ним. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд.В условиях федеративного государства очень важно не нарушать основополагающих принципов взаимодействия всех ветвей власти, не допускать появления органов, которые по статусу были бы выше конституционно закрепленных. В России президентская администрация, Совет Безопасности не являются конституционно закрепленными органами федеральной государственной власти. Но они занимают важное место в нынешней системе государственных органов, оказывают заметное влияние на ветви государственной власти, что может порождать появление корпоративных структур, вносящих неразбериху в механизмы властного взаимодействия.Взаимодействие ветвей российской государственной власти, как правило, ограничивается взаимовлиянием законодательной и исполнительной федеральных властей, а также взаимодействием федеральных органов государственной власти с региональными (органами государственной власти субъектов Федерации). Механизмы этого взаимодействия, однако, не отрегулированы, правовое обеспечение не отлажено. Отсюда - низкая эффективность властей.Представляется, что в современных условиях, сложившихся в российском обществе, принцип разделения властей нуждается в некоторой модификации. Государственную власть следует разделить не на три, как ныне, а на четыре ветви: законодательную, исполнительную, судебную и надзорную.С этой целью законодательная власть должна остаться такой, какая она есть в настоящее время.Исполнительная и судебная, в принципе, тоже должны оставаться с функциями, выполняемыми ими ныне.Надзорная власть должна быть образована следующим образом:Во-первых, следует существующий ныне Конституционный Суд Российской Федерации преобразовать в Федеральный Комитет конституционного надзора с наделением его правом рассматривать дела о конституционности любых нормативно-правовых и правоприменительных актах как по запросам уполномоченных на то субъектов, так и по собственной инициативе, и тем самым повысить его роль в охране Конституции Российской Федерации.Во-вторых, вывести Прокуратуру из системы судебной власти, куда она, в силу своей основной функции - надзора за законностью - не совсем хорошо вписывается, и отнести ее к надзорной ветви власти. Но при этом ее надо одновременно вывести из того нелепого положения, в котором она находится: освободить от двух функций: следствие и поддержание обвинения в суде.В-третьих, создать, наконец, Федеральный следственный комитет, в ведение которого сосредоточить следствие по всем видам преступлений. На его же органы следовало бы возложить утверждения обвинительных заключений и поддержания обвинения в суде при рассмотрении дел о преступлениях.Эти меры, несомненно, сделают пристрастными органы Федерального следственного комитета, но зато освободят от ведомственных пристрастий органы Прокуратуры, повысят ее потенциальные возможности в осуществлении надзора за законностью, освободив ее от надзора за самой собой.В-четвертых, создать Федеральную контрольно-ревизионную службу (или иной федеральный орган), переподчинив ей ведомственные контрольно-ревизионные службы с одновременным предоставлением ей права назначать должностных лиц этих служб и осуществлять их финансирование из своего фонда.Представляется целесообразным, при выделении надзорной власти, назначение руководителей Федерального следственного комитета и федеральной контрольно-ревизионной службы отнести к компетенции Совета Федерации по представлению Президента Российской Федерации.Осуществление перечисленных мер, как представляется, способствовало бы повышению эффективности разделения властей, ответственности органов всех ветвей государственной власти и укреплению законности в деятельности всех субъектов права .Заключение Принцип разделения властей в его современном прочтении содержит два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство. По-прежнему он нацелен на то, чтобы предотвратить абсолютизацию одной из властей, утверждение авторитарного правления в обществе.При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более, сливаться с другой властью. Это обеспечивается: а) различными источниками формирования ветвей власти; б) различными сроками полномочий; в) степенью защиты одной власти от другой.Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России.Особенностью российской Конституции является то, что Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, он как бы стоит над ними, выполняя роль арбитра, гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.Взаимодействие разных ветвей власти есть одна из важных предпосылок их собственного существования и развития, а также обеспечения единства государственной власти, основанного на принципе разделения властей.В настоящее время процесс взаимозависимости и взаимодействия различных ветвей власти в России слабо отлажен еще и потому, что фактически не разработана концепция развития национальной государственной политики, в которой были бы представлены общие, стратегические направления функционирования становящегося российского государства и общества, на базе которой можно было бы конкретизировать отдельные направления деятельности институтов, органов государства. В этой концепции следовало бы предусмотреть вертикальное и горизонтальное разделение власти, взаимодействие и специфику взаимовлияния и т.п.Глоссарий

Новое понятие

Власть

право и возможность распоряжаться чем-либо (кем-либо) по своей воле.

Законодательная власть

В соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия.

Исполнительная власть

в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Представительная власть

совокупность полномочий, делегированных народом (его частью) своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а также совокупность самих представительных органов власти.

Судебная власть

в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США).

Президент РФ

согласно ст.80 Конституции РФ глава российского государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Пост избираемого всенародно Президента введен в 1991 г. Нынешний статус П. РФ установлен Конституцией РФ. Конституция исходит из его ведущего положения в системе государственных органов. Глава государства в РФ - не часть системы разделения властей, он поставлен над другими ветвями власти.

Разделение властей

один из основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную (наряду с которыми иногда выделяют также учредительную, избирательную и контрольную) власти.

Конституция РФ

основной закон государства; имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Закрепляет основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

Правительство

высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением.

Основная задача правительства - проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом).

Федерация

форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Список использованных источников Нормативно-правовые акты:1. ??????????? ?????????? ????????? ?? 12.12.1993 ? ??????????? ?? 30.12.2008 // Российская газета, 2009. № 7.Научная литература:1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., Инфра, 2002. - 351 с.2. Баламезов С. Конституционное право. Учебник для вузов. - М., 2000. - 432 с.3. Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделение властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. 1997. № 8.4. Керимов А.А. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 55. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Отв. Ред. Л.А. Окуньков. - М., 1996. - 523 с.6. Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 1999. - 376 с.7. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. / Под. Ред. Акад. Б.Н. Топорнина. - 470 с.8. Кутафин О.Е. Источники конституционного права. - М., 2002. - 432 с.9. Михайлева Н.А. Конституционное право России. М., 2006. - 325 с.10. Немова С.В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. - 1998. - №4. - с.51-54.11. Политология. Энциклопедический словарь - М., 1999. - 542 с.12. Радченко В.И. Президент в Конституционном строе Российской Федерации. М. 2000. - 345 с.13. Салмин А.М. О некоторых проблемах самоопределения и взаимодействия исполнительной и законодательной власти // Политические исследования. 1996. № 1.14. Тарасова О.Е. Принцип разделения властей и гражданское общество. Диалектика взаимосвязи (социально-философский аспект). - Красноярск: Красноярский государственный технический университет, 2004. - 452 с.15. Чиркин. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1996. - 432 с.16. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М., 2003. - 342 с.

Top