Градусная сеть. Координаты

>> Градусная сеть, ее элементы. Географические координаты

§ 3. Градусная сеть, ее элементы. Географические координаты

Ориентироваться по карте и находить точное местоположение географических объектов на поверхности Земли позволяет градусная сеть , или система линий параллелей и меридианов.

Параллели (от греч. parallelos - букв, идущий рядом) - это линии, условно проведенные на поверхности Земли параллельно экватору. Параллелей на карте и глобусе можно провести сколько угодно, но обычно на учебных картах их проводят с интервалом 10-20°. Параллели всегда ориентированы с запада на восток. Длина окружности параллелей уменьшается от экватора к полюсам.

Экватор (от лат. aequator - уравнитель) - воображаемая линия на земной поверхности, полученная при мысленном рассечении Земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения. Все точки на экваторе оказываются равноудаленными от полюсов. Экватор делит Земной шар на два полушария - Северное и Южное.

Меридиан (от лат. meridians - полуденный) - кратчайшая линия, условно проведенная поверхности Земли от одного полюса до другого.

Таблица 2


Сравнительная характеристика меридианов и параллелей

Географические полюсы (от лат. polus - ось) - математически высчитанные точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью. Меридианы можно провести через любые точки на земной поверхности, и все они будут проходить через оба полюса Земли. Меридианы ориентированы с севера на юг, и все имеют одинаковую длину (от полюса до полюса) - около 20000 км. Средняя длина 1° меридиана: 20004 км: 180° = 111 км. Направление местного меридиана в любой точке можно определить в полдень по тени от любого предмета. В Северном полушарии конец тени всегда показывает направление на север, в Южном полушарии - на юг.

Градусная , или картографическая, сеть служит для определения географических координат точек земной поверхности - долгот и широт - или нанесения на карту объектов по их координатам. Все точки данного меридиана имеют одну и ту же долготу, а все точки параллели - одинаковую широту.

Географическая широта - это величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданной точки. Так, Санкт-Петербург находится в Северном полушарии, на 60° северной широты (сокращенно с.ш.), Суэцкий канал - на 30° с.ш. Определить географическую широту любой точки на глобусе или карте - это определить, на какой параллели она находится. К югу от экватора любая точка будет иметь южную широту (сокращенно ю. ш.).

Географическая долгота - это величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки. Начальный, или нулевой, меридиан выбран условно и проходит через Гринвичскую обсерваторию, находящуюся недалеко от Лондона. К востоку от этого меридиана определяется восточная долгота (в. д.), к западу - западная (з.д.) (рис. 10).

Широта и долгота любой точки Земли составляют ее графические координаты. Так, географические координаты Москвы - 56° с.ш. и 38° в. д.

Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. - М.:Айрис-пресс, 2010. - 368с.:ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Цель урока: сформировать понятие о градусной сетке, определить как она выглядит на глобусе и картах, сформировать понятие о различии изображения на ней меридианов и параллелей.

Задачи:

  • Развивающие :
  • развивать умение работы с картой;
  • развивать практические умения нахождения меридианов и параллелей на глобусе и карте, характеризовать их особенности;
  • развивать интерес к изучаемому предмету.
  • Воспитательные :
  • воспитывать стремление расширять свой кругозор;
  • побудить интерес к работе с картой и атласом.

Оборудование: учебники, атласы, настенная карта полушарий, глобус, презентация (Приложение 1 ),раздаточный материал.

Основные понятия: карта, глобус, экватор, полушария, ось, градусная сетка, меридианы, параллели.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.
А какое настроение у вас, ребята? (Приложение 2 . Раздать заранее). Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.
Один поэт сказал: «Считай, ты потерял день, в какой не улыбнулся».
А чтобы он не был потерянным, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, мысленно пожелайте успехов.

(Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока).

1. Географическая разминка – повторение

Учитель: Какие термины темы: План местности – масштаб – мы знаем?

Работа с терминами:

II. Стадия вызова

– Назовите и покажите эти полушария на глобусах. Сегодня экватор проходит здесь (учитель «прокладывает» экватор по классу: даёт ленту в руки двум учащимся так, чтобы она проходила между группами и две из них оказывались по одну сторону от линии, а две – по другую.)
– Откройте учебник на стр. 28. Запись в тетрадь: Линии-помощники – продольные и поперечные линии (параллели и меридианы) составляют градусную сетку, с помощью которой можно определить положение любого объекта на нашей планете. (Приложение 6 )

Уменьшаясь к северу и югу,
Форму круга сохранить сумели.
Параллельны все они друг другу,
Потому зовутся параллелями.
Самую большую звать экватор,
Маленькая – это точка полюс.
Все с востока тянутся на запад,
И по ним к широтам ведут поиск.

Запись в тетрадь: Параллель – это условные линии, проведённые параллельно экватору.

Глобус весь пересекают,
Сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают
Стрелки на любых часах.
Через сушу, океаны
Пролегли меридианы.

Запись в тетрадь: Меридиан – условная линия, проведённая через полюса.

– Как называются линии-помощники? (Меридианы и параллели) .С помощью линий меридианов и параллелей на карте можно определить направление и указать положение частей территорий и объектов.

Составьте синквейн:

  • 1 вариант со словом меридианы,
  • 2 вариант со словом параллели.

– Начальный меридиан – это… (Гринвичский меридиан)
– Сегодня он проходит здесь (учитель «прокладывает» гринвичский меридиан по классу аналогично экватору.) Нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°.
От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток. К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°. Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.

Заполнить таблицу (слайд 19)

Свойства линий градусной сетки

IV. Закрепление материала

– Что вы узнали на уроке?
– Что такое градусная сетка, экватор, полюс, меридиан, параллель?
– Может ли параллель иметь величину: 45°, 78°, 95° (95 нет – только до 90, остальные –да)
– Может ли меридиан иметь величину: 37°, 129°, 181° (181 нет – только до 180, остальные – да)

Вставьте пропущенное слово:

Условная линия, проведенная параллельно экватору – …
Самая длинная параллель – …
Точка Земли, через которую проходит воображаемая земная ось – …
Самая короткая параллель – …
Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса – …
Что является границей между Северным и Южным полушариями – …

IV. Стадия рефлексии

Нарисовать смайлик:
Веселый – на уроке понравилось и тему урока понял;
Грустный – не все еще понял на уроке.
На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу.

Выставление отметок в журнал и дневники.

VI. Итог урока

Домашнее задание: (слайд 23)

1. §11, выучить новые определения.
2. Определить в каких полушариях находятся все материки Земли.
3. На контурной карте обозначить:

Красным – экватор и нулевой меридиан.
Зеленым – линию перемены дат и Северный и Южный полюса
Синим – меридианы 30°, 60°, 90°, 120°, 150° (в двух полушариях).
Черным – параллели 20°, 40°, 60°, 80°, (в двух полушариях).

4. Составьте рассказ, используя представленные условные знаки.

Составляем кластер (записать на доске, уч-ся по очереди выходят и записывают свои точки зрения)
Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей.

Земли, система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчёта географических координат точек земной поверхности - долгот и широт. Все точки данного меридиана имеют одну и ту же долготу, а все точки параллели - одинаковую широту. В геодезии фигура Земли принимается за сплюснутый эллипсоид вращения, на котором меридианы являются эллипсами, проходящими через земные полюсы, а параллели малыми кругами, плоскости которых перпендикулярны к оси вращения Земли и параллельны земному экватору. Вследствие сжатия земного эллипсоида линейное расстояние между параллелями, проведёнными через равное число градусов, слегка увеличивается от экватора к полюсам. На Геоиде меридианы и параллели являются кривыми двоякой кривизны, хотя весьма близки соответственно к эллипсам и окружностям.

А. А. Михайлов.

  • - синоним слов Интернет, Паутина, World Wide Web и иных терминов, которые еще появятся в данной области...

    Альтернативная культура. Энциклопедия

  • - изображение системы меридианов и параллелей на картах и глобусах для определения географических координат точек земной поверхности- долготы и широты...

    Словарь военных терминов

  • - I: 1) С., или тенеты, обычно использовали для ловли крупных животных. Зверей загоняли либо в разлож. на земле, либо в расставленные сети, к-рые затем, когда добыча попадала в них, затягивали. Известны ассир...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - Олицетворяет ловушку, затруднительное положение. - атрибут и принадлежность всех связывающих богов. Ловушка является отрицательным аспектом женской силы, Великой Матери, которая часто является богиней сетей...

    Словарь символов

  • - геральдическая фигура...

    Архитектурный словарь

  • - обобщение понятия графа. С. задается парой вида, в к-рой V - нек-рое множество, - семейство наборов элементов из V. В наборах элементы могут, вообще говоря, повторяться...

    Математическая энциклопедия

  • - система псемейств достаточно гладких линий, определенных в области G n -мерного дифференцируемого многообразия Мтак, что 1) через каждую точку проходит точно по одной линии каждого семейства si...

    Математическая энциклопедия

  • - отображение направленного множества в пространство. М. И. Войцеховский...

    Математическая энциклопедия

  • - с ф е р- совокупность всех сфер, относительно к-рых данная точка имеет данную степень р - степень С. Существуют три типа С. сфер: 1) гиперболическая С. , состоящая из всех сфер, ортогональных нек-рой данной сфере...

    Математическая энциклопедия

  • - топологического простран с т-в а X - семейство подмножеств этого пространства такое, что для каждой точки и каждой ее окрестности Ох найдется элемент М семейства такой, что Семейство всех одноточечных...

    Математическая энциклопедия

  • - Земли, система меридианов и параллелей на геогр. картах и глобусах, служащая для отсчёта геогр. координат точек земной поверхности - долгот и широт - или нанесения на карту объектов по их координатам...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - взаимодействующая совокупность объектов, связанных друг с другом линиями связи.По-английски: NetworkСм. также: Сети Информационные взаимодействия  ...

    Финансовый словарь

  • - см. Мортира...
  • - Из народных сказок о злыднях ясно выступает мысль, что злого демона можно посадить в бутылку, завязать в мешке, забить в дырку дерева клином...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Земли, система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчёта географических координат точек земной поверхности - долгот и широт...

    Большая Советская энциклопедия

  • - система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности - долгот и широт - или нанесения на карту объектов по их координатам...

    Большой энциклопедический словарь

"Градусная сеть" в книгах

Сеть

Из книги Думай, как Стив Джобс автора Смит Дэниэл

Сеть Способность Джобса замечать и завязывать дружбу с людьми, которые могли бы быть полезны ему, а также его мечта создать оконный интерфейс были естественными для него еще с юных лет. Он инстинктивно чувствовал, что величия нельзя достичь в одиночку, и это ощущение

Сеть

Из книги Космические игры (сборник) автора Лесников Василий Сергеевич

Сеть По расположению может быть:– Вертикальной или горизонтальной.– Располагаться под определенным углом к горизонту.По конструкции может быть:– С одной или двумя точками закрепления.– Однородная.– С разным шагом переплетения в прямом и боковом направлении.– Узкая

СЕТЬ 1

Из книги Школа бизнеса автора Кийосаки Роберт Тору

СЕТЬ 2

Из книги Школа бизнеса автора Кийосаки Роберт Тору

СЕТЬ 2 Ценность № 1: Бизнес-образование, изменяющее жизньЭто - не деньги«Мы имеем самый лучший план вознаграждения». Я часто слышал этот комментарий, когда изучал различные компании сетевого маркетинга. Люди, желающие показать мне свои деловые возможности, рассказывали

СЕТЬ З

Из книги Школа бизнеса автора Кийосаки Роберт Тору

СЕТЬ 4

Из книги Школа бизнеса автора Кийосаки Роберт Тору

СЕТЬ 4 Ценность № 3: Ценность доступа в бизнес сектора "В"…без больших затрат на его построение и поддержаниеКто-то спросил меня: «Если сектор "В" намного лучше, чем другие сектора, то почему большое количество людей не начинают в нем бизнес?» Разговор шел с церковной

СЕТЬ 5

Из книги Школа бизнеса автора Кийосаки Роберт Тору

СЕТЬ 5 Ценность № 4: Ценность вложения капитала в те же инвестиции, куда вкладывают капитал богатые«Вы можете научить меня покупать недвижимость без потерь?» Я постоянно удивляюсь, сколько раз мне задают подобные вопросы. Я знаю, что такие инвестиции существуют, но меня

СЕТЬ 6

Из книги Школа бизнеса автора Кийосаки Роберт Тору

СЕТЬ 6 Ценность № 5: Ценность живой мечты«Многие люди не имеют мечты», - как-то сказал мой Богатый Папа.«Почему?» - спросил я.«Поскольку мечты стоят денег», - ответил он.Зажигание мечтыЯ и моя жена Ким пошли на встречу, где топ-продюсер компании сетевого маркетинга

СЕТЬ 7

Из книги Школа бизнеса автора Кийосаки Роберт Тору

СЕТЬ 7 Ценность № 6: Какова ценность сети?В 1974 году, когда я работал на корпорацию «Ксерокс» на Гавайях, у меня было трудное время. Я продавал изделие, известное как телексерокс, которое было еще неизвестным. Мне обычно задавали вопрос: «Хорошо, у кого еще это есть?» Другими

СЕТЬ 8

Из книги Школа бизнеса автора Кийосаки Роберт Тору

СЕТЬ 8 Ценность № 7: Как Ваши ценности определяют Вашу действительность«Так почему ценности столь важны?» - спрашивали меня в классе, где я преподавал начало построения бизнеса. Понимание этого вопроса очень важно, поэтому, немного подумав, я ответил: «Поскольку наши

СЕТЬ 9

Из книги Школа бизнеса автора Кийосаки Роберт Тору

СЕТЬ 9 Ценность 8: Ценность лидерстваКаждый год мой Бедный Папа стоял перед сотнями недавно принятых на работу школьных учителей и представлял их району. Помню, как маленьким мальчиком я наблюдал его, стоящим на трибуне и говорящим с большим доверием и искренностью. Я

СЕТЬ 10

Из книги Школа бизнеса автора Кийосаки Роберт Тору

СЕТЬ 10 Почему бизнес сетевого маркетинга будет развиватьсяБизнес сетевого маркетинга имеет хорошую перспективу. Происходящие экономические изменения и прогрессивные тенденции сегодня привлекают все больше и больше людей в этот бизнес. Вот некоторые из экономических

Сеть Брахмы - сеть мнений

Из книги Ранний буддизм: религия и философия автора Лысенко Виктория Георгиевна

Сеть Брахмы - сеть мнений После двух глав (малой и большой), посвященных вопросам буддийской морали (за что хвалят отшельника Готаму простые люди), начинается разговор о других предметах - «глубоких, труднорассмотримых, трудномыслимых, умиротворяющих, не постижимых

Градусная сеть

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

9. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. 10. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. 11. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

9. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. 10. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. 11. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не

Градусная сеть Земли – система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности – долгот и широт – или нанесения на карту объектов по их координатам.

Для создания градусной сети необходимы определенные точки отсчета. Шарообразная форма Земли определяет существование на земной поверхности двух неподвижных точек – полюсов . Через полюсы проходит воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля.


Основные элементы градусной сетки карты - по­люсы, экватор, меридианы и параллели.

Географические полюсы – математически высчитанные точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.

Экватор – воображаемая линия на земной поверхности, полученная при мысленном рассечении эллипсоида на две равные части (Северное и Южное полушарие).

Все точки экватора равноудалены от полюсов. Плоскость экватора перпендикулярна оси вращения Земли и проходит через ее центр. Полушария мысленно разделены еще множеством плоскостей, параллельных плоскости экватора.

Линии их пересечения с поверхностью эллипсоида называются параллелями .

Все они, как и плоскость экватора, перпендикулярны оси вращения планеты. Параллелей на карте и глобусе можно провести сколько угодно, но обычно на учебных картах их проводят с интервалом 10-20°. Параллели всегда ориентированы с запада на восток. Длина окружности параллелей уменьшается от экватора к полюсам. На экваторе она самая большая, а на полюсах равна нулю.

При пересечении земного шара воображаемыми плоскостями, проходящими через ось Земли перпендикулярно плоскости экватора, образуются большие окружности – меридианы .

Меридианы также можно провести через любые точки эллипсоида. Все они пересекаются в точках полюсов. Меридианы ориентированы с севера на юг. Средняя длина дуги 1° меридиана: 40 008,5 км: 360° = 111 км. Длина всех меридианов одинакова. Направление местного меридиана в любой точке можно определить в полдень по тени от любого предмета. В Северном полушарии конец тени всегда показывает направление на север, в Южном – на юг.

Градусная сеть необходима для отсчета географических координат точек земной поверхности – широты и долготы.

Географические координаты.


Географические координаты - это географическая широта и долгота.

Географическая широта – расстояние вдоль меридиана в градусах от экватора до какой-либо точки на поверхности Земли.

Началом отсчета является экватор. Широта всех точек на нем равна 0. На полюсах широта составляет 90°. К северу от экватора отсчитывают северную широту, к югу – южную.

Географическая долгота – расстояние вдоль параллели в градусах от начального меридиана до какой-либо точки земной поверхности.

Все меридианы равны по длине, поэтому для отсчета необходимо было выбрать один из них. Им стал Гринвичский меридиан, проходящий недалеко от Лондона (там, где расположена Гринвичская обсерватория). Долгота отсчитывается от 0° до 180°. К востоку от нулевого меридиана до 180° отсчитывается восточная долгота, к западу – западная. Таким образом, используя градусную сеть, можно точно определить географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана.


Top