Как и чем отличается лицей от школы. Чем отличается гимназия от школы? Разница в педагогическом составе

С развитием российского образования все больше простых среднеобразовательных школ стараются получить звание лицея или гимназии. Можно считать это попыткой повысить престижность учебного заведения. Родители же не видят отличий между ними. Они ошибочно полагают, что лицей дает техническое образование, а гимназия — гуманитарное. На самом деле это не так. Но однозначно, лицей или гимназия лучше школы.

Давайте попробуем разобраться, в чем тут разница между лицеем и гимназией, и какое все-таки предпочесть.

Вконтакте

Какую гимназию можно назвать классической

Первые учебные заведения с названием «гимназия» появились еще у древних греков. Это были типичные школы, которые обучали детей грамоте. На их примере и возникло впоследствии школьное образование.

Классические гимназии в современной России – это школы, дающие углубленные знания по выбранному в старших классах профилю. Чаще всего, встречается, что в 10 классе дети должны перейти на профильное обучение по нескольким направлениям:

  • Медицинское;
  • Гуманитарное (историко-правовое, гуманитарно-историческое);
  • Физико-математическое.

Дети фактически выбирают, куда бы они хотели поступить, какие наклонности есть у них.

Что такое лицей

Лицеи тоже образовались в Древней Греции во времена Аристотеля. Они были своеобразными философскими школами, и именно этим изначально отличались от гимназии.

В царской России одним из первых лицеев был Царскосельский, который являлся привилегированным учебным заведением. В нем обучался Пушкин.

Для начала надо выяснить, что такое лицей в современном понимании этого слова. В настоящее время они заключают контракт с ВУЗами, и готовят детей для принятия в них без дополнительных экзаменов.

Основные отличия между лицеем и гимназией отражены в таблице:

Линии сравнения Лицей Гимназия
Поступление Дети поступают после 6-7 класса Поступают после окончания четвертого класса школы или прогимназии
Способ обучения Основной упор на практические занятия Теория стоит во главе обучающей методики
Преподаватели и программы обучения Азы специальных наук преподают педагоги из ВУЗа Обучают по особым программам, применяя авторские разработки.Все педагоги получили высшую категорию
Стоимость обучения Более дорогое обучение, так как готовит студентов в конкретный ВУЗ Более дешевое обучение
Поступление в ВУЗ Выпускник находится на ступеньку выше остальных ребят при поступлении в определенное заведение Делается ставка на подготовку к поступлению в университет. Существует профильное обучение.

Чем отличается гимназия от школы

Гимназия – это, так сказать, элитная школа , в отличие от обычной.

Выше уже отмечалось, что простой общеобразовательной школе до статуса «гимназия» очень далеко. Попробуем разобраться в главных факторах истинного положения вещей:

  • Нужен педагогический состав с высокой квалификацией (приветствуется обладание высшей категорией). В лучшем случае здесь должен быть полностью укомплектован педагогический коллектив, и существовать дополнительный резерв учителей.
  • Достаточная обеспеченность материальной базой и техническими ресурсами.
  • В гимназии обучение идет по особым альтернативным программам, с помощью которых ребенок может легко освоить нужные учебные предметы. Упор делается на доскональном изучении гуманитарных предметов.
  • Иностранные языки находятся в приоритете.
  • Согласно учебным стандартам, в гимназии требуют изучения минимально двух иностранных языков. Кроме выбирают , французский, иногда можно встретить немецкий. Дети начинают изучать английский с 7-8 лет, а еще один язык вводит в пятом году обучения. Для лучшего усвоения материала ребят разделяют на подгруппы, примерно по 8-12 человек. Класс (в реалии российских школ состоящий из 30 детей) разбивают на 3 группы. Бывает, что правило нарушается из-за того, что в некоторых гимназиях в классе обучается по 40 детей.
  • Технические науки изучаются по стандартным учебникам, принятым министерством образования, в отличие от гуманитарных дисциплин. Их дети осваивают по учебникам с углубленной подачей материала. В перечне преподаваемых дисциплин можно увидеть мировую культуру, религию, ритмику, ораторское искусство, филологию и т.д.
  • К положительным сторонам гимназии можно отнести то, что здесь имеются всевозможные кружки, проводятся факультативные занятия и т. д., которые помогут ребенку с пользой провести внешкольное время.
  • Гимназии очень тесно сотрудничают, как и лицеи (чаще взаимодействуют, а не подписывают контракт) с различными университетами и учреждениями культуры. Поэтому учебное и внешкольное время ученика гимназии проводится очень насыщено.
  • Сейчас почти во всех гимназиях принята одежда особого образца, которая шьется только для детей обучающихся там. Поэтому и можно еще раз констатировать, что «гимназист – это звучит гордо».

Есть школы, где тоже существует своя форма, но это чаще всего носит рекомендательный характер. У гимназиста на форме можно заметить специальный символ его учебного заведения.

Теперь при выборе учебного заведения родители наверняка будут знать, чем отличается гимназия от школы.

Как можно рассматривать лицейское образование

Большинство россиян приравнивают лицей к вузовскому образованию.

Российские ВУЗы приняли решение приравнивать выпускников лицеев к окончившим 1 курс университета, и автоматически зачислять их на 2 курс.

При этом лицеист не уступает в подготовке другим студентам, даже превосходит их.

Для желающих обучаться в лицее, следует заранее выяснить, как попасть в учебное заведение.

Условия поступления в такое учебное заведение могут отличаться своими особенностями и их надо обязательно знать.

Прогимназия – гимназия для начальной школы

Прогимназия – это учебное заведение, которое обучает по программе младших классов. В прогимназии ведется обучение до четвертого или шестого класса. Название такое получила, так как готовит детей к поступлению в гимназию и существует на ее же базе.

Лицей и школа – чем они отличаются

Чем отличаются школа и лицей? Многие считают, что лучше лицейское образование, чем школьное, и не ошибаются. Программы, по которым получают знание лицеисты, являются авторскими, и разработали их преподаватели вузов. Они же часто и ведут занятия в лицее. Преподаватели здесь намного сильнее учителей школ – это только педагоги со стажем, знающие и применяющие различные методики преподавания. Обучение в лицее подстраивается под определенный ВУЗ, и может даже располагаться на его территории.

К минусам лицеев, по сравнению со школой, можно отнести то, что нагрузка здесь больше, поскольку ребят готовят к будущей .

Как попасть в это заведение? Принимают в лицей только тех детей, которые успешно прошли собеседование с преподавателями в присутствии завучей и директора лицея.

Если вы выбрали лицей, будьте готовы и к тому, что здесь нет обычного понятия «урок». Преподают учебные предметы «парами», то есть это два урока совмещенные в один с перерывом.

Важно! Выпускаясь из лицея, ребенок имеет аттестат особого образца, а иногда даже диплом. Значит он будет иметь особы привилегии.

Что нужно, чтобы ребенка зачислили в гимназию

«Каким образом попасть в гимназию?» — задают вопрос многие родители.

За лицеями и гимназиями законодательно закреплены определенные участки проживающих на этой территории будущих первоклассников. Претендовать на места в гимназии по территориальному принципу могут около 80% поступающих детей.

Остальные 20% гимназия имеет право набрать самостоятельно. На практике часто бывает так, что попадают дети, имеющие определенные родственные связи или по конкурсу. Ребятам дают тест, и кто из них напишет лучше, тот и будет учиться в данном учебном заведении.

До первого июля в гимназию подают документы те родители, дети которых законодательно закреплены за данным учебным заведением. После указанного срока — все, кто желает попасть в него по конкурсу или собеседованию. Классические гимназии также могут располагаться за городом, тогда поступление возможно только по собеседованию.

Отличия школы от гимназии

Преимущества и недостатки лицея, гимназии, школы

Вывод

Выбирая учебное заведение, обратите внимание на личностные характеристики вашего ребенка. Если он уже в классе 6-7 знает, куда он пойдет получать профессию, смело отдавайте его в лицей . Если ребенок талантлив и стремится получать новые знания, но еще не определился, кем он станет в будущем, то отведите его в гимназию.

Татьяна Соломатина

Чем отличается гимназия от обычной школы: на примере моих детей

Добрый день, друзья! Захотелось отойти от привычной темы «Путешествий» и немного поговорить о наболевшем, об образовании детей.

Куда отдать ребенка учиться? Как выбрать учреждение? Чем отличается гимназия от обычной школы? В интернете много статей, которые подробно освещают эти вопросы со стороны законодательной базы.

Цель моей публикации немного другая. Я рассмотрю данный вопрос на практике, с позиции мамы, которая прошла через все трудности устройства одного из своих детей в престижную гимназию. Вот уже 7 лет я наблюдаю жизнь двух разных общеобразовательных учреждений – обычной школы и гимназии, вижу всю ситуацию изнутри.

На практике не все так просто и однозначно, как в официальных бумагах. Многие из вас испытают шок, прочитав публикацию. Кто-то будет возмущен, кто-то не поверит, кто-то удивится, кто-то пожалеет или захочет поспорить. Но какая бы не была у вас реакция, мой рассказ направлен на то, чтобы заставить задуматься родителей об образовании детей не только, как о крепком плацдарме для будущего. Подумайте, как сохранить гармонию в детской душе, не убить личность, не отбить светлое желание учиться.

Ведь спеша на свой первый звонок, наши дети счастливы, мечтают о новых друзьях и пятерках, верят в чудо!

Читайте статью до конца, вы поймете, что я имею в виду.

Долго думала, как лучше донести до вас цель этой статьи, как доступнее объяснить чем отличается гимназия от школы. Потом просто решила рассказать все подводные камни, плюсы и минусы, на примере двух российских учреждений – Кратовской школы № 28 http://ramsch28.edumsko.ru/ и Раменской гимназии http://ramgim.edumsko.ru/ , в которых учатся мои дети.

Конечно, в каждом заведении есть свои нюансы, порой соседние школы кардинально отличаются друг от друга. Но система образования в России одна, требования едины, вот только внедряют ее в жизнь по-разному. Как и во всех отраслях, все зависит от человеческого фактора.

Поэтому, конечно есть исключения, и школы бывают ужасные, и многие гимназии или лицеи существуют «для детей», а не для собственного престижа.

Постоянные читатели моего блога знают, что живу я в небольшом дачном поселке Московской области – Кратово. Это не Москва, выбор школ невелик. Здесь их всего три, многие жители возят детей в ближайшие города, Раменское и Жуковский.

Я этим вопросом тогда не заморачивалась, считая, что начальная школа должна быть рядом. Но настал момент, и я поменяла свои взгляды, приняла решение, о котором жалею до сих пор.

Кирилл и Раменская гимназия

Кирилла отправила в Кратовскую школу № 28, которая подкупила какой-то необыкновенной домашней обстановкой, было ощущение, что отдаешь ребенка в семью.

Под конец первого года обучения, мнение не изменилось. Однако, мой сын резко выделялся на фоне других детей. Это отмечала наша классная руководитель, это видели мы, родители. К тому же, ему было скучно на уроках, потому что весь материал первого класса он уже знал.

Такая ситуация заставила нас задуматься о более серьезном, в плане обучения, учреждении. И подняв все связи, приложив немало усилий и финансовых затрат, со второго класса, мы перевели сына в самую престижную гимназию города Раменское.


А дальше был ужас, который продолжался всю начальную школу! Особенно трудно было в первый год. Причем Кирилл быстро освоил новую программу обучения, прекрасно вписался в коллектив класса. Проблемы были в другом.

Принцип «образования» в данном учебном заведении в начальной школе основывается на постоянном строгом «построении» детей. Нет никакого поощрения и пряника, только кнут и утверждения по типу «ты и твои родители – должны и обязаны».

Никакого индивидуального подхода к ребенку, помощи в трудных детских ситуациях, сочувствия или участия, только жесткая муштра, тяжелый взгляд и постоянная гонка за показателями. Причем если ребенок не дай Бог сделает шаг в сторону, оступится, то это рассматривается как предательство, и раздувается до неимоверных размеров.

Вы можете мне не верить, или подумать, что Кирилл из «проблемных» детей, или что у меня конфликт с администрацией, и я хочу очернить заведение. Но это не так. Мой сын до сих пор ходит в эту гимназию, на это есть свои причины, о которых я напишу ниже.

Так относятся ко всем детям, без исключения. Это политика школы. Мечта (стать лучшей школой Вселенной) директора, которая, благодаря такой постановки вопроса, успешно держит гимназию на первых строчках рейтинга не только районного уровня, но и всероссийского.


Надо отдать должное, благодаря политике жесткой дисциплины и страха, в начальной школе действительно дети получают обширные знания. Им дают гораздо больше материала, чем в простой общеобразовательной школе. Но какой ценой? Ломается психика, затаптывается личность, забиваются все желания ребенка.

Многие не выдерживают такого давления. Об этом не принято говорить вслух, но каждый год из нашего класса уходили один-два человека, именно по этой причине.

Оставшиеся держались и молчали. Молчали дети, запуганные учителями, молчали родители, понимая, что возмущения негативно отразятся на детях. Редкий бунт родителей подавлялся на корню словами: «Не устраивает, отправляйтесь в обычную школу».

Администрация не скрывает, что им интересны только дети-звезды, которые дают результат, в виде побед на престижных конкурсах и олимпиадах, и поднимают рейтинг гимназии на заоблачные высоты.

Именно на них делаются все ставки, именно к таким детям относятся с особой трепетностью, именно им прощается многое. Но они редко определяются в начальной школе. Здесь пока все равны, здесь куются кадры для средней ступени школы. И учителя начальной школы соревнуются между собой в воспитании новых «звезд».

Ведь как это приятно осознавать, что именно ты воспитал гения, что именно из твоих классов выходит больше неординарных, по меркам данного учреждения, детей. Конечно они действуют так не всегда по своей воле. Учителя тоже, в каком-то смысле, жертвы политики учреждения. Попробуй-ка пойти против руководства, быстро вылетишь из стен престижного заведения с хорошей зарплатой в обычную школу, с понижением статуса и материального ручейка.

Да и руководство можно понять, чем выше статус заведения, тем шире река финансирования, чем больше одержанных побед, тем больше шансов получить заветный гранд и соответственно немалые деньги. Со спонсорами сейчас туго, в стране кризис, соответствовать стандартам, сделать учреждение комфортным и удобным, оснастить его всем необходимым, потом достойно содержать – непростая задача.

Трагедия заключается в том, что, выполняя эту непростую задачу, администрация явно ставит свою основную миссию – воспитание и обучение детей, на второй план. Где, то чуткое отношение к детям, куда делись доброта, сострадание, желание разобраться в текущих проблемах отдельного ребенка или класса в целом?


Остался только «голый учебный план», где материал предоставляется в микроскопических дозах, отдавая углубленное изучение темы урока на совесть родителей, вынужденных нанимать репетиторов. Такая участь ждет всех учеников данного учреждения, вступивших в среднее звено (5-8 классы) и касается выпускников (9-11 классы).

Здесь невозможно учиться на 4 и 5, если родители не имеют средств, необходимых на дополнительное образование. На уроках дается минимум, все остальное дети обязаны черпать из других источников самостоятельно. В самой же гимназии, требуют знания большего объема, чем дают.

Это объясняется новыми стандартами образования, по которым ребенок должен научиться добывать знания сам. Но в таком случае, прежде чем пускать детей в свободное плавание – покажите им, как это делать! Расскажите где и как правильно собирать информацию, как ее оформлять, проведите курс лекций на тему самообразования, предложите какой-то план, направьте в правильное русло хотя-бы.

Ничего этого нет. Есть неоспоримый факт – если материальное положение родителей позволяет, то оплачиваются репетиторы, в противном случае, предоставленные сами себе дети, тупо сидят в интернете, играют в дурацкие игры и напрочь игнорируют учебу, с трудом «выезжая» на природной сообразительности и крепких знаниях основ предметов, полученных в начальной школе (слабые дети отсеиваются быстро). Вот к чему привели хваленые «новые стандарты», самообразование и пассивность педагогов.

Конечно, даже при такой обстановке, гимназисты имеют более высокую подготовку и выгодно отличаются от учеников простых школ. Ведь большинство все-таки занимается с репетиторами, что естественно дает свой результат, и в конечном итоге, приводит к хорошей успеваемости.

Но представьте себе, если у вас нет средств на преподавателей, а сами вы не владеете тем или иным предметом, не можете помочь ребенку в учебе. Что тогда?

Я отвечу. При должном старании и упорстве, ребенок справится, он будет нормально знать голую программу, ведь время, проведенное на уроке, выслушивание развернутых ответов других детей, не пройдут бесследно. Но вы должны быть готовы, что «хорошистом» ему не быть. «Тройки» по основным предметам обеспечены. Потому что просто невозможно учиться в гимназии хорошо, не получая материал, знания с неба не свалятся.

Кирилл

Я уже писала выше, что сын начал обучение в гимназии со второго класса. Все вышесказанное в полной мере проехалось по нему.

Счастливое, беззаботное детство закончилось со звонком на первый урок. До сих пор жалею, что подвергла ребенка столь тяжкому для того возраста, испытанию. Жалею, что не вернула в обычную школу, не дала возможность взрослеть в мирной, не нервозной обстановке.

В процесс обучения Кирилл втянулся быстро, сказались природный талант к мгновенному запоминанию информации и регулярное выполнение домашних заданий вместе со мной или отцом.

Одноклассники его принял сразу, сын по натуре лидер, ему несложно было завоевать расположение детей. До сих пор благодарна судьбе за столь дружный класс, за столь интересных и добрых детей.

Как видите, основные моменты, которые боятся родители при переводе ребенка в новую школу, прошли для нас безболезненно.


Но все остальное было тяжело. Ребенок попал в атмосферу жесткого прессинга. После теплой, душевной обстановки Кратовской школы, он страдал от муштры, равнодушия, грубого отношения со стороны учителя. И если остальные дети принимали сей факт, как должное, им не с чем было сравнивать, они не учились в другой школе и не знали, как может быть иначе. То Кирилл искренне не мог понять, почему забытая дома ручка вызывает в учителе такой гнев, а за верно решенную задачу, лишь неправильно оформленную в тетрадке (не столько клеток отступил от края), учитель ставит оценку «3».

Это была настоящая дрессировка, к которой уже привыкли одноклассники, но с которой мой ребенок смог смириться только через год. Не сам смирился, его в полном смысле сломали!

Третий и четвертый класс прошли под негласным девизом детей и их родителей – скорее бы средняя ступень! Повлиять на ситуацию было невозможно, такая обстановка во всех начальных классах данного учреждения.

Хотелось оттуда сбежать, но возвращаться в первую школу уже не хотел сын. Он прикипел к новому классу всей душой, сумел подстроиться под новый стиль обучения, резко повзрослел, стал более колючим, на уроках научился быть пай-мальчиком и хитростью добиваться желаемого от педагога.

Мне не нравились изменения, произошедшие с ребенком, но остаться в гимназии было его решение, против которого я пойти не смогла. К тому же, под моим ежедневным контролем успеваемость была на высоте, ребенок реально получал глубокие знания в начальной школе гимназии.


Сейчас Кирилл учится в 8 классе. До сих пор ничего не хочет слышать о переводе в ближайшую, обычную школу. Учится сам, без какой-либо моей опеки и репетиторов. Второй год в четверти присутствуют тройки.

Он вырос, по-прежнему лидер, имеет свое представление о дальнейшей судьбе, имеет упертый характер, научился добиваться всего, что нужно лично ему, здесь и сейчас. Заставить его что-то делать против желания невозможно.

Для себя я решила так. Захочет получить дальнейшее образование – помогу, найду деньги, оплачу репетиторов. Давить и принуждать не буду, этого он сполна получил, так рано, пройдя курс молодого бойца в начальной школе Раменской Гимназии.

Лёня и Кратовская школа № 28

Выше, я уже упоминала об этом учреждении. Здесь учился весь первый класс Кирилл. Поэтому, когда подошло Лёнькино время, на фоне столь тяжелого обучения в Раменской гимназии Кирилла, я без колебаний отправила сюда младшего сына, не желая ему печальной участи брата.

К тому же, Лёня совсем другой. Он мягкий, ранимый и очень добрый, доверчивый ребенок, ему труднее пережить прессинг, он бы точно сломался.

Кратовская школа № 28

Кратовская школа небольшая, здесь всего по одному классу каждого потока, причем детей немного, нет переполненности.


Здесь царит домашняя атмосфера, дети чувствуют себя комфортно. Практикуется длительное нахождение ребенка в стенах школы. Ребенок освобождается в половине третьего, потому что обязательна внеурочная деятельность.

Я неоднозначно отношусь к данному нововведению в образовании. Считаю, что оно полезно лишь в том случае, если школа предоставляет дополнительные занятия, которые позволят ребенку заняться чем-то интересным, отличным от уроков.

По факту, происходит так, что дети вынуждены с 8.30 утра до 14.30 просиживать за партой в одной позе, что трудно даже взрослому человеку. Причем эти занятия обязательны, даже если ребенку совсем неинтересны и не нужны.

Было бы хорошо, если бы дети получили возможность после уроков выплеснуть усталость посещая на базе учреждения спортивные секции, танцевальные кружки или интересные клубы (обучение фотографии, поварское искусство или туризм).


Однако, в данной школе организовать все это достаточно сложно. Она маленькая, лишних ставок для оплаты труда приходящих специалистов, нет. А скромные попытки, искренне болеющего за свое дело директора, Лайко Галины Викторовны, набрать платные группы детей, провалились, не получив отклика от малообеспеченных родителей.


Но надо отдать должное, Галина Викторовна упорно идет к высокой цели вывести нашу школу на более высокий уровень образования, собственно она делает все то же, что и директор Раменской гимназии. Только вот методы использует совсем другие.

Здесь не задвигают детей на второй план. Здесь каждого ребенка не просто уважают, к нему относятся как к личности, о детях заботятся, стараются справедливо разобраться во всех проблемах и конфликтах учеников.

Здесь детей не отправляют за знаниями в свободное плавание, их тянут, им объясняют, пытаются достучаться до ребенка не криком или угрозами, а доверительными беседами и долгими объяснениями.

Учителя дорожат каждым учеником, стараются найти компромисс между «новыми стандартами» и желаниями детей и родителей.

Школа проводит бесконечные турниры, конкурсы, праздники, соревнования. Причем в подготовке всего этого активно привлекаются родители. Сей факт многих раздражает. Я часто слышу такие слова: Лучше бы знаний больше давали!

И это понятно, ведь всем хочется, вернувшись с работы решать свои насущные дела, а тут дополнительная нагрузка в виде изготовления подделок или составления очередного сценария к празднику.

Но, дорогие родители, посмотрите, как радуются очередной победе в эстафете ваши дети, сколько идей в их голове, с каким восторгом они берутся за подготовку нового фестиваля. Задумайтесь, насколько им важна в этот момент ваша помощь и поддержка.


Возможно тогда вы поймете, насколько правильную тактику — объединения детей и родителей, выбрали в школе. Поверьте, плоды такого воспитания вы увидите позже, когда ребенок не бросит вас в беспомощном состоянии в глубокой старости, когда вам не придется выпрашивать как милостыню, тот пресловутый стакан воды.

Всем критикующим эту школу, так и хочется сказать, окунитесь хотя бы на одну учебную четверть в гимназию, тогда быстро почувствуете разницу. Там вам даже не дадут открыть рта, несмотря на то, что являетесь законным представителем ребенка. Будете ходить как шелковые, и родное ваше чадо, тоже.

В Раменской гимназии нет духа радости и счастья детей. Их несчастные ученики, бредут уже в 13.10 домой, к своим компьютерам, предвидя огромное домашнее задание, заранее зная, что, если даже с ним справятся, их никто не похвалит, в лучшем случае, преподаватель равнодушно поставит хорошую оценку в журнал. В худшем, раскритикует, найдет кучу помарок и неточностей, отбивая тем самым на корню желание учиться.

Кратовская школа не идеальна, и у нее есть сторонники и противники. Проблем много.


Здесь присутствует текучка кадров, потому что директор пытается вывести заведение на более высокий уровень не за счет дрессировки детей, от такой политики страдают преподаватели. Заваленные сверх меры обязанностями и бумажной волокитой, большинство не выдерживают, уходят в более спокойные места.

Здесь ваши дети конечно не получат столь глубокого образования, в первую очередь не из-за недостаточной квалификации учителей и текучки кадров, а из-за неоднородного контингента детей.

Поселок разрастается, строится. Сюда на работу приезжают граждане СНГ. Их дети приходят в нашу школу, порой не зная русского языка. Школа маленькая, здесь нельзя разделить детей на слабых и сильных, в потоке всего по одному классу. Отсюда трудности в обучении. Педагогам приходится учитывать способности таких детей, и строить процесс обучения соответственно.

Я не являюсь фанатом этого учебного заведения, хотя из написанного выше, у вас могло сложиться такое мнение. Мне просто нравится политика школы в отношении детей. Сравнивая с гимназией, считаю, что Кратовская школа лучше справляется с задачей воспитания достойных людей, несмотря на все статистики и рейтинги. Потому что нет такого рейтинга, где отмечаются не голые заслуги, основанные на показателях, а добрая атмосфера, одержимость, искреннее стремление вникнуть в проблемы ребенка.

Лёня

Сын учится здесь с первого класса. Сейчас он в шестом. За это время состав одноклассников изменился на 80%. Кто-то уезжал, меняя место жительство, кто-то переводил детей в заведения рангом повыше, часть уходили, не найдя общего языка с администрацией школы по вопросам организации процесса обучения.


Но мне не известно ни одного случая, чтобы класс покинул ребенок, который не смог адаптироваться к атмосфере, или не нашел общего языка с одноклассниками или учителями. Сей факт говорит уже сам за себя.

Мой сын не является каким-то одаренным ребенком, учится средне, тройки присутствуют. Может нарушить дисциплину и получить нагоняй, может забыть сделать домашнее задание. Причем никто за это его давить не будет, даже плохую оценку в журнал не поставят. Проведут беседу, в крайнем случае сообщат мне. В общем обычный, среднестатистический мальчишка.

Лёнька любит свою школу, он часто просит забрать его домой позже, желая после занятий поучаствовать в каком-то мероприятии, просто подольше пообщаться с друзьями или погулять во дворе заведения.


Сыну комфортно находиться там, он не стремится домой к компьютеру, ему не нужен виртуальный мир, потому что его вполне устраивает реальный. А ведь это очень важно. Я благодарна за такое положение вещей Кратовской школе.

Мой призыв ко всем родителям

Статья получилась длинной, но все что хотела сказать, уместить удалось. Я понимаю, что основная масса читателей не живет в Кратово и далека от этих двух учреждений. Но мне хотелось написать не абстрактную статью, полную общих советов и рекомендаций, а показать ситуацию на практике, на примере моей семьи и двух, таких разных учебных заведений.

Разных во всем – в названии, статусе, нормативных документах. А самое главное, такие разные в подходе к своей главной задаче – воспитанию и образованию детей.

На мой взгляд, нужно выбирать школу, прежде всего опираясь не на глубину знаний, которую способно дать заведение, не на его статус и престиж, а на то, каким путем здесь добиваются результата, на то, как относятся к детям.

Ведь на моем примере хорошо видно, что в конечном результате тратиться на репетиторов все-равно придется, причем для обоих детей. Полных знаний, необходимых для поступления на бюджетное обучение в престижный ВУЗ, не даст сейчас ни одна школа, и ни одна, даже самая лучшая гимназия в России.


Так стоит ли портить психику ребенка, лишать его еще пары годков беззаботного детства, обрекая на раннее взросление?

Теперь я точно знаю, что нет. В моем случае твердо убеждена, что приняла неверное решение, переведя ребенка в гимназию. Такой шаг стоит делать не раньше окончания начальной школы, только тогда будет ясно насколько нужно это вашему ребенку, насколько готов он к серьезному труду, насколько желает этого сам.

Ошибочно утверждение, что потом будет сложнее наверстать программу или поступить. Если это действительно так, если это будет трудно вашему ребенку, тогда лучше оставьте его в покое, он явно не готов к такому обучению. Пусть лучше будет «звездой» в обычной школе, чем замученным и забитым середнячком в гимназии.

Искренне рекомендую всем родителям, сто раз подумать перед принятием такого важного решения. Подумать прежде всего не о себе и своих амбициях, а о своем любимом чаде. Трезво оценить его характер, возможности, узнать о планах и стремлениях. Причем отнестись к ребенку, как личности, прислушаться к нему, даже если он совсем мал и не может осознанно решить, что для него лучше. Прислушаться к себе и своему сердцу. Быть честным с собой, тогда удастся трезво посмотреть на вещи и правильное решение обязательно придет.

Не судите меня строго, если не согласны. Это мой личный опыт и моя точка зрения. Я не собираюсь никому ее навязывать, однако всегда уважаю мнения других, поэтому прошу вас уважать и мое.

Буду благодарна, если оставите свои комментарии, очень хочется знать сколько людей думают так же, а сколько, видят вопрос по-другому. Если у вас есть подобный опыт, напишите статью, поделитесь с читателями, я обязательно опубликую ее на страницах своего блога. Подробнее об этом, читайте .

На этом прощаюсь с вами.
Татьяна Соломатина

Поступление в высшее учебное заведение всё чаще становится основной целью для родителей и детей. Каждый преследует свою цель - зарабатывать деньги, найти любимое дело, вступить в ряды интеллигенции, воплотить несбывшиеся мечты. Но до поступления в вуз и освоения профессии надо получить некоторые знания. А где приобрести этот багаж: в школе, гимназии и лицее? Рассказываем, чем отличаются эти учебные заведение и какой уровень подготовки они дают.

Виды общеобразовательных учреждений

Дают первый уровень образования для дальнейшей профессиональной деятельности (в совокупности это: дошкольное, начальное, основное и среднее общее).

Школа

Время распределяется таким образом, чтобы ребёнок мог заниматься не только уроками

Учебное и воспитательное заведение, которое позволяет получить среднее общее образование. Это может быть музыкальная, спортивная, художественная школа. Поступить в школу ребёнок может с 6 лет и до 8 включительно, но по заявлению родителей (опекунов, представителей) рассматривается возраст младше или старше утверждённого. Школа может отказать в приёме ребёнка только при переполненности. Данное образование не подразумевает углублённого изучения конкретных, выбранных учеником предметов.

Программа школ регламентирована нормами государства: это уровень нагрузки для детей разного возраста и программа обучения. Времени у ребёнка должно хватать на дополнительное образование.

Лицей

Нередко лицеи работают при вузах

Среднее учебное заведение, которое принимает детей с 7 по 11 класс. Часто лицеи относятся к определённым вузам (медицинским, архитектурным, инженерным), поэтому в них преобладают профильные предметы, а обучение даёт возможность поступления на второй курс вуза.

Лицей обладает огромным плюсом по сравнению со школой и гимназией - ребёнок сразу будет готовиться к поступлению в определённый вуз и первый год учёбы, а может и больше, он будет закреплять и дополнять знания по профильным предметам, полученные на общеобразовательном уровне. Преподаватели лицея могут одновременно проводить занятия и в вузе.

В это учебное заведение необходимо сдать вступительные экзамены, к которым надо готовиться около года. Школа не даст тех знаний, которые нужны абитуриенту, и понадобятся подготовительные курсы. А тем, кто с пятого класса проходил обучение в гимназии, будет проще.

Гимназия

В гимназии делается акцент на подготовку ученика к поступлению в вуз по выбранному профилю

Учебное заведение, программа которого более глубокая, чем школьная, с высоким уровнем преподавательского состава. Это профильное учреждение, которое позволяет изучать интересующие предметы большее количество часов. При гимназиях часто есть начальная школа, в которой детей готовят к дальнейшему обучению.

Разрешается поступать без дополнительных вступительных экзаменов детям, окончившим начальную школу (4 класса). Но в некоторых гимназиях дополнительно устраиваются вступительные испытания.

Минусом может стать то, что после обычной школы поступить в гимназию может быть трудно, а подготовительные курсы платные. У ребёнка будет больше возможностей узнать кем именно он хочет стать в будущем и начать реализовывать свой потенциал.

Чем отличаются

При плохих результатах ребенку грозит исключение из учебного заведения

Основная разница в возрасте поступления, наличие или отсутствии профильных предметов, занятости ребёнка во время обучения.

Таблица: сравнение школы, гимназии и лицея

Школа Гимназия Лицей
Когда поступать С 6 до 8 лет (возможно раньше или позже) На базе начальной школы На базе минимум 7 классов
Профиль Нет Многопрофильное заведение Один профиль
Поступление Без экзаменов Вступительное испытание определяет конкретное учебное заведение Экзамены по профильным предметам (например, с медицинским направлением: биология, химия)
Программа обучения Государственная Авторская Основная программа может меняться; комбинация государственной и авторской
Низкая Средняя Высокая
Преподавание Среди педагогов нет конкурса Педагоги проходят отбор Конкурс на рабочие места; педагоги, преподающие в вузе, при котором лицей
Продолжительность занятий 45 минут 45 минут 1,5 часа

У каждого учебного заведения есть свои плюсы и минусы. Школа открывает широкие возможности для дополнительного образования - спорт, музыка. Гимназия позволяет ребёнку быстрее определиться с предметными интересами и выбрать будущую профессию. Лицей предназначен для тех, кто уже выбрал вуз для поступления, и стремиться быть готовым к дальнейшей деятельности и быть в ней успешным. От целей и желаний в будущем зависит выбор учебного заведения для учёбы.

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок получил самое качественное и углубленное образование. Попробуем разобраться в том, что лучше - лицей или гимназия. Именно от уровня подготовки выпускника напрямую зависят его шансы на поступление в престижное учебное заведение. После окончания такого вуза у молодого человека гораздо больше шансов на получение высокооплачиваемой работы.

Общие черты учебных заведений

Чем лицей отличается от гимназии? Оба вида учебных заведений являются общеобразовательными организациями, поэтому в них образовательный и воспитательный процесс осуществляется в строгом соответствии с новыми федеральными стандартами. Выпускникам выдают аттестаты государственного образца, аналогичные тем документам, которые получают ребята в обычных российских школах.

Преподавательский состав в учебные заведения такого типа набирают на конкурсной основе. Предпочтение отдают учителям, имеющим высшую квалификационную категорию, дипломы и грамоты, свидетельствующие об их высоком профессиональном уровне. Оба вида общеобразовательных учреждений имеют спонсоров, помогающих поддерживать на высоком уровне материально-техническую базу.

Особенности лицеев

Чем лицей отличается от гимназии? Прием в государственные лицеи осуществляется только для учеников 8-9 классов. Во многих лицеях преобладает технический профиль. У всех лицеев заключены специальные договоры с высшими учебными заведениями, поэтому осуществляется специализированная подготовка лицеистов к поступлению в такие вузы. Рассуждая над тем, чем лицей отличается от гимназии, отметим отличия в способе обучения. В лицее приоритетное значение имеет практика.

Помимо усвоения теоретического материала по различным учебным дисциплинам, лицеисты также получают определенную специальность. Для проведения занятий в таких государственных образовательных учреждениях привлекают преподавателей высших учебных заведений. У выпускников лицея есть привилегии при поступлении в «родной» вуз. Существует и такая практика, согласно которой выпускные экзамены в лицее засчитываются в качестве вступительных испытаний в высшее учебное заведение.

Специфика гимназии

Чем лицей отличается от гимназии? Поступить в гимназию может талантливый ребенок, который окончил начальную школу. В таком учебном заведении дети получают глубокие и прочные теоретические знания. Преподаватели гимназии осуществляют целенаправленную подготовку воспитанников к обучению в престижных высших учебных заведениях.

В настоящее время особой востребованностью у родителей пользуется и лицей, и гимназия. В чем разница между ними? Профильное обучение в гимназии начинается только на старшей ступени обучения, когда ученик уже выбрал сферу своих научных интересов, определился с профессией.

Для преподавания в гимназии используются авторские программы, позволяющие формировать у школьников прочные теоретические знания.

Оба вида государственных учебных заведений обладают определенными преимуществами, дают воспитанникам прочные знания. И в гимназии, и в лицее, преподаватели и классные руководители прилагают все усилия для всестороннего развития личности детей. Для выполнения требований, установленных федеральными образовательными стандартами, педагоги используют инновационные методики обучения и воспитания.

Для тех учеников, которые к седьмому классу смогли определиться с выбором своей будущей специальности, подходит вариант «школа-лицей». Далеко не все ребята готовы в таком возрасте к осознанному выбору будущей профессии.

Если у ребенка отличное здоровье, ярко выражены интеллектуальные способности, есть интерес к исследовательской и проектной деятельности, подходит вариант «школа-гимназия».

Позитивные изменения

В далеком прошлом остались те времена, когда все учебные заведения были абсолютно одинаковыми, работающими по одной образовательной программе.

В настоящее время каждая школа, гимназия, лицей, работают по своим образовательным программам. Первые гимназии существовали в Древней Греции, они считались обычными школами. Лицеи в нашей стране предназначались для дворянских детей. После их завершения молодые люди получали чиновничьи чины.

Предназначение гимназий

Гимназия является обычной школой, обучение здесь осуществляется по учебным дисциплинам на углубленном уровне. В стенах таких учебных заведений особое внимание уделяют развитию индивидуальности школьников. В гимназиях осуществляют диагностику ранней одаренности, позволяющую выявлять талантливых детей, обучать их по специальным авторским методикам и образовательным программам.

Преподаватели таких учебных заведений стараются находить индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогают им с профессиональной ориентацией. Например, формируются старшие классы с профильным изучением биологии, физики, химии, математики. Те ребята, которые не смогли определиться с подбором профессии, могут выбрать общий профильный класс. Здесь обучение осуществляется одинаково по всем учебным дисциплинам.

Подводя итоги, отметим, что между школой, гимназией, лицеем существуют серьезные отличия. При выборе вида учебного заведения родители должны учитывать не только престижность заведения, но и способности ребенка, его желание посещать лицей или гимназию, выбранную для него мамой и папой.

Кем быть лучше, лицеистом или школьником? Есть ли какие-то преимущества лицейского образования перед школьным? Само название «лицей» навевает какие-то старинные ассоциации с пушкинскими временами и классическими понятиями в преподавании. Со школой все проще: парта, ручки, пеналы, переменки… Но в чем заключается основные отличия? Явно не в партах и переменках.

Определение

Лицей - название его происходит от греческого слова «ликеион» - означающее учебное заведение. В настоящее время они больше распространены в странах западной Европы, Латинской Америке и даже в Африке. Что касается нашей страны, то здесь до революции так называли привилегированное образовательное учреждение среднего или высшего уровня. Чаще всего здесь готовились чиновники. Кроме того, в настоящее время так называют ряд учебных заведений, которые работают с 1989-го года по собственным учебным программам. Получается определенная специализированная подготовка учащихся к поступлению в ВУЗы: физико-математическая, филологическая, химико-биологическая и др. Также подобными названиями сегодня «награждают» учреждения среднего профессионального образования (бывшие ПТУ).

Школа - это слово также имеет греческое происхождение от слова «школе» - досуг. В широком смысле слова, подобное название может применяться к любому образовательному учреждению. Но в классическом понимании, это заведение с определенной министерством образования программой, где проходят обучение дети от 6-7 до 16-17 лет. В итоге они получают аттестат о неполном или полном среднем образовании, а дальше уже могут поступать в высшие учебные заведения или профессионально-технические.

Сравнение

В лицее собственная программа обучения. Значит ли это, что она резко отличается? Вовсе нет! Лицеисты проходят все общие предметы, но существуют также углубленные, направленные на поступление в конкретный ВУЗ. Делается это по договору между лицеем и высшим учебным заведением, после чего преподавание «затачивается» под определенную программу. Есть даже лицеи, которые располагаются на территории своих старших собратьев - университетов.

Можно ли из этого заключить, что лицейское образование на порядок лучше школьного? Конечно, прошедшим подготовку в этом образовательном учреждении намного легче учиться потом, нежели обычным школьникам. А как иначе, если в разработке программ участвуют педагоги ВУЗов. Школа более скромна в этом отношении. Педагогический состав в среднем слабее, а если есть сильные учителя, то их зачастую приглашают на другие места (в те же лицеи).

В лицее может быть определенная специализация, уклон, к примеру, в сторону иностранного языка, химии, физики и других наук. В школе все идет ровно. Хотя периодически в каких-то школах начинают изучать 1-2 предмета более углубленно.

Логично предположить, что нагрузка на учащихся в школе меньше, нежели в лицее, ведь лицеистов готовят к овладению будущей профессией.

Принцип отбора тоже иной. Если в обычную школу принимают всех и с первого класса, то в лицей идут в основном старшеклассники и по собеседованию, на котором определяется уровень подготовки.

В лицее практикуется «парная» система преподавания предметов. А в школе уроки строго по 45 минут.

Выводы сайт

  1. В лицее собственная программа обучения наряду с общепринятой, а в школе строго государственная.
  2. Лицейское образование углубленное, поскольку готовит непосредственно к поступлению ВУЗ, а в школе этого нет.
  3. В лицее педагогический состав сильнее, а в школе, даже если есть сильные учителя, их часто «переманивают» в другие места.
  4. Лицей ориентирован на определенную специализацию, а школы могут предлагать только углубленное изучение одного или нескольких предметов.
  5. Нагрузка на учеников в лицее больше, а в школе меньше.
  6. Отбор в лицей идет чаще всего среди старшеклассников, а в школу принимают всех с первого класса.
  7. В лицее «парная» система преподавания предметов, а в школе строго 45 минут на 1 урок.

Top