Проект по логопедии (старшая группа) на тему: Проектная деятельность в работе учителя - логопеда ДОУ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«НЕПОСЛУШНЫЕ ЗВУКИ»

Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. В данном проекте отражены направления в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушениями речи: постановка и автоматизация нарушенных звуков. Данный проект представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, воспитателей, родителей.

Проект предназначен для детей 6– 7 лет
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее усвоить знания и навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Задачи проекта.
1. Вызвать у ребенка желание самостоятельно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
5. Привлечь детей к совместной деятельности.
6. Объединять усилия педагога и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко используя родительский потенциал.
Ожидаемый результат.
1. Метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагога и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации;

Успешная социальная адаптация в ДОУ и семье.
Для родителей:
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
- положительная оценка деятельности ДОУ.
Для педагогов:
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через
разнообразные формы и методы работы;
Практическая значимость проекта
Данная система проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений для профилактики нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта – 1 год
Этапы и стратегия реализации проекта
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):
Выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта (практический):
4. Логопедический проект «Непослушные звуки»
Задачи:
Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков.
Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.
Повышение компетенции воспитателей в данной области.
Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения.
Содержание работы.
Работа с детьми .
Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке».
Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др.
Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков».
Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки».
Работа с семьей
Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины».
Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки».
Использование карточек, картинок в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.
Работа с педагогами
Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды».
Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки).
Использование карточек, картинок в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
Практический результат проекта
Презентация индивидуальных буклетов «Непослушные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений.
Составление совместно с детьми дорожек-ходилок «Непослушные звуки» (на все звуки) и их использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

III. Заключительный этап реализации проекта:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию самоделок, созданных совместно родителями, детьми, учителем-логопедом.

Конечным продуктом проекта будет являться:
Сформированная устойчивая мотивация детей.

Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Прогноз возможных негативных последствий.
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.

Список использованной литературы:
1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.

Практико-ориентированный проект

направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

«Логопедические дорожки»

Руководитель: учитель-логопед

Коцолапенко Галина Васильевна

Паспорт проекта

Наименование учреждения

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района

Название проекта

«Логопедические дорожки»

Руководитель проекта

Коцолапенко Г.В., учитель-логопед

Вид проекта

Практико-ориентированный

Продолжительность проекта

Долгосрочный

Участники проекта

Учитель-логопед, воспитанники МКДОУ «Сказка» 5-7 лет, родители воспитанников, педагоги.

Сроки реализации проекта

Предполагаемый результат

Успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей, повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей, повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

Актуальность проекта.

Хорошая речьважнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей?

Рассмотрим эту проблему:

Основная функция связной речи – коммуникативная. А наши дети все меньше разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет и как следствие – меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, все больше по телефону, меньше общаются посредством звука и больше посредством буквы.

Характер, глубина, количество и структура дефектов речи также изменились.

Во-первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, происходит нарушение многих звуков.

Во-вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, у детей с речевыми проблемами наблюдается:

1. Дефицит внимания (ребенок не может сосредоточиться).

2. Низкий уровень развития самоконтроля.

3. Низкий уровень познавательной активности.

4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.

5. Низкий уровень мотивации к обучению.

Не последняя роль в речевом развитии отводится и родителям. Многие родители некомпетентны в вопросах своевременного исправления многих речевых аномалий в развитии речи. Не секрет, что некоторые родители не слышат недостатков речи своих детей или не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой.

Итак, говоря об актуальности проблемы речевого развития ребенка, мы считаем что, стандартизованные методы коррекционной работы не всегда помогают достичь желаемых результатов. Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В связи с вышесказанным мы предположили, что внедрение метода проектов в коррекционную работу будет являться одним из эффективных приемов взаимодействия учителя-логопеда с детьми, воспитателями и родителями по преодолению речевых нарушений.

Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень важное и сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Ребенок рождается исследователем, неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – развивает свои коммуникативные способности. А главное преимущество метода проектов в работе логопеда состоит в том, что он предоставляет дошкольнику бóльшую самостоятельность, возможность сотрудничества и сотворчества на равных со взрослым, интеллектуального и творческого саморазвития.

Грамотно применяя в логопедической работе этот метод можно ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствовать развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. Важно помочь ребенку поверить в свои силы, ведь наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми именно то, что было интересно, то, что он нашел и доказал сам.

Еще бóльшие перспективы технология проектной деятельности открывает в организации взаимодействия с родителями по вопросам образования ребенка, вовлечении их в образовательную деятельность, посредством создания, совместно с семьей, образовательных проектов.

Поскольку речевые нарушения у дошкольников, едва ли не самая главная проблема, то для ее решения нами был разработан проект «Логопедические дорожки», который направлен на создание условий для речевого развития дошкольников.

Тип проекта : проект является практико-ориентированным, долгосрочным.

Участники проекта: Дети группы компенсирующей направленности 5 -7 лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Цель : повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи проекта:

    пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи;

    развивать речевые и творческие способности детей;

    активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

    увеличить объем коррекционного воздействия;

    повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания;

    побуждать детей к совместной деятельности;

    объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений;

    стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Срок реализации проекта : сентябрь – май

Гипотезой проекта: выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания и навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысит мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Отличительной чертой данного проекта является то, что он состоит из нескольких различных по времени проектов – «дорожек» направленных на коррекционную работу с детьми, имеющими задержку речевого развития и их родителями (законными представителями).

«Дорожки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи, способствующие формированию артикуляционной моторики, диафрагмально-релаксационного дыхания, фонематических процессов, усвоению правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую «дорожку» ребенок «проходит» совместно с взрослыми.

Предполагаемый результат:

    успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей;

    повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей;

    повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но ив самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог
ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы
в своей работе над проектом разработали совершенно новое, интересное методическое пособие – Логомодули, которые можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми разного возраста.

Данное пособие сделано для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, на развитие зрительного восприятия и мелкой моторики). Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.

Этапы и стратегия реализации проекта:

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический)

Задачи:

    изучение исследуемой проблемы в теории и практике;

    раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

С целью определения уровня развития речи и состояния звукопроизношения у детей, посещающих компенсирующую группу, мы провели стартовый мониторинг.

Результаты обследования развития речи и звукопроизношения были количественно обработаны и в соответствии с этим нами выделены следующие уровни развития речи детей.

Стартовый мониторинг (сентябрь 2016 г.)

II. Основной этап реализации проекта (практический)

Основной этап включает совместные мероприятия, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста.

1. Логопедический проект «Послушный ветерок»

Вид проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный .

Срок реализации: сентябрь – октябрь.

Задачи:

    формирование у детей понятия о правильном дыхании;

    приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания ;

    формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;

    повышение компетенции воспитателей в данной области ;

    привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Работа с детьми :

    выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха;

    выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания;

    придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики ;

    выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных пособий;

    беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья.

Работа с семьей:

    консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»;

    памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать;

    игровые упражнения для развития дыхания» ;

    привлечение родителей, к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для игр на дыхание.

Работа с педагогами:

    консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;

    и зготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;

    презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей .

    оформление выставки «Послушный ветерок» ;

    практическое применение продуктов проекта в коррекционном процессе.

2. Логопедический проект «Сказка о Веселом Язычке»

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный.

Срок реализации: сентябрь – октябрь

Задачи:

    формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;

    выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов;

Работа с детьми:

    знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки;

    подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций;

    коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке;

    рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке.

Работа с семьей:

    консультация «Строение артикуляционного аппарата» ;

    беседа «Выполнение основных артикуляционных упражнений» ;

    индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков;

    приглашение родителей на индивидуальные занятия;

    создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий).

Работа с педагогами:

    консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»;

    практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы;

    Методика выполнения артикуляционных упражнений».

Практический результат проекта:

«Презентация, коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» .

3. « Пальчики играют – говорить нам помогают»

Срок реализации: в течение учебного года

Задачи:

    выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;

    развивать тактильную чувствительность рук детей;

    сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;

    сформировать элементарные специфические графические навыки;

    подготовить руку ребенка к письму;

    повышение интереса родителей к коррекционному процессу;

Работа с детьми:

    развитие мелкой моторики рук в ходе непосредственной образовательной деятельности;

    п одгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов пальчиковой гимнастики с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций.

Работа с родителями:

    консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук у детей»;

    «Пальчиковые игры на кухне» (папка-передвижка);

    пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста (папка-передвижка);

    привлечение родителей, к совместной деятельности с детьми по изготовлению игр и пособий для развития мелкой моторики.

Работа с педагогами:

    к онсультация на тему: «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»;

    практикум для педагогов «Место пальчиковой гимнастики в режиме группы. Методика выполнения пальчиковой гимнастики»;

    практическое применение пособий детско – родительского творчества.

Практический результат проекта:

    оформление выставки пособий «Пальчиковая гимнастика»;

    практическое применение пособий в коррекционном процессе.

4. «Играем – звуки закрепляем»

Вид проекта: исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный.

Срок реализации: в течение учебного года .

Задачи:

    исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков;

    осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения;

    автоматизация поставленных звуков в играх, чистоговорках, стихах, рассказах;

    повышение интереса родителей к коррекционному процессу;

    повышение компетенции воспитателей в данной области.

Работа с детьми:

    использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др.;

    использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков»;

    исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»;

    автоматизация поставленных звуков в играх, чистоговорках, стихах, рассказах и пр.;

    конкурс стихов и скороговорок;

    праздник «Говорим правильно».

Работа с семьей:

    консультация для родителей «Играем – звуки закрепляем»;

    использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда;

    консультация «Приёмы автоматизации звука» .

Работа с педагогами:

    составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки);

    использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда;

    изготовление игр, пособий для автоматизации поставленных звуков.

Практический результат:

    составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда;

    использование изготовленных игр и пособий для автоматизации поставленных звуков;

    праздник « Говорим правильно».

5. «А речь, словно реченька льется»

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

Срок реализации: в течение учебного года

Задачи:

    формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа;

    развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности;

    формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями («животные», «насекомые», «посуда» и т. п.);

    углубление знаний детей об окружающей среде;

    улучшение коммуникативных навыков детей;

    повышение интереса родителей к коррекционному процессу;

    повышение компетенции воспитателей в данной области.

Работа с детьми:

    использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам;

    составление схем описательных рассказов.

Работа с семьей :

    консультация для родителей «А речь, словно реченька, льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей);

    буклет «Игры, направленные на развитие словарного запаса» ;

    родительские пятиминутки (по запросу родителей);

    выставка литературы для родителей .

Работа с педагогами:

    педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника»;

    помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома «Все по порядку»;

    практическое использование альбома.

Практический результат:

    оформление коллективного альбома «Все по порядку»;

    практическое использование альбома;

    пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.

6. «Грамотейка»

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

Срок реализации: в течение учебного года.

Задачи:

    формирование у детей грамматического строя речи;

    повышение интереса родителей к коррекционному процессу;

    повышение компетенции воспитателей в данной области.

Работа с детьми :

    знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх;

    использование игр на формирование грамматических компонентов речи;

    участие в создании игр.

Работа с семьей:

    индивидуальные встречи с родителями («Аграмматизмы в детской речи»);

    к онсультация для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника»;

    памятка для родителей « Формирование грамматического строя речи»;

    консультация «Грамотно ли говорит Ваш ребёнок?».

Работа с педагогами:

    организация специальных игр и упражнений по формированию грамматического строя речи;

    пополнение совместно с детьми копилки игр по грамматическому строю речи;

    практическое использование этих пособия.

Практический результат :

    создание копилки игр;

    практическое применение копилки игр.

7. Логопедический проект «АБВГДЕЙка»

Вид проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный, коллективный

Срок реализации: в течение учебного года

Задачи:

    усвоение образа буквы;

    вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки” ;

    п ривлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.

Работа с детьми :

    п редварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв;

    рассматривание существующих Азбук;

    иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения;

    подготовка и участие в празднике «АБВГДЕЙка».

Работа с семьей :

    к онсультация «Что нужно знать взрослому, ребёнок которого начинает изучать основы грамоты…»;

    буклет «О звуках и буквах», «Деление слов на слоги»;

    домашние задания;

    домашняя игротека;

    родительские пятиминутки (по запросу родителей);

    семинар - практикум: «Звуковой анализ слов – это не трудно!»;

    выставка книг и пособий по подготовке к обучению грамоте.

Работа с педагогами :

    п роведение игр и упражнений для усвоения образа букоддержка и поощрение активности детей.

Практический результат проекта :

    и тоговая выставка-презентация «Веселая азбука»;

    Речевой праздник «АБВГДЕЙка» .

III. Заключительный этап реализации проекта:

Задачи:

    анализ проделанной работы в реализации проекта и оценка результатов эффективности применения в коррекционном процессе путем педагогического мониторинга;

    создание итоговой презентации представление результатов проектной деятельности через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «АБВГДЕЙка»;

    представление наработанного материала для обмена опытом, педагогам ДОУ.

Конечным итогом проекта будет, являться:

    сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации;

    повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе;

    повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ, в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

На мой взгляд, технологии проектной деятельности будут востребованы в работе логопеда, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствующие качественным изменениям в развитии речевых и речетворческих способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересуют родителей в образовательном процессе, будут стимулировать их к активному участию в развитии ребенка.

Список использованной литературы

    Агранович 3. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - 48 с.

    Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников СПб. 2007.

    Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе – журнал Логопед - № 5, 2005.

    Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.

    Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005.

    Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005.

    Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. –М.: ООО «Издательство ЭКСМО», 2003

    Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 - 4 / Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство «ГНОМ», 2015. - 48 с.

    Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.

    Нuщева Н Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - СПб., 2014.

    Нuщева Н. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР. - СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006.

    Нuщева Н. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. - СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006.

    Нuщева Н. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. - СПб., 2006.

    Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012

Муниципальное автономное дошкольное образование учреждение детский сад « Калинка» г.Черногорск

Проект по теме:

« Логопедическая кладовая »

Разработали: воспитатели группы компенсирующей направленности Дронова Н.А, Прибылова Л.В учитель-логопед Бойко О.О

Черногорск 2017

Введение :
Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Л.С. Выготский писал: «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…»

В логопедических группах должна быть такая развивающая среда, чтобы она служила правильно выбранной коррекционной цели и была системой в процессе работы, т. к. слаженная работа приводит к положительным результатам.

Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, что позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Предметно - развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением и воспитателя и учителя-логопеда.

При создании развивающего пространства, как в групповом помещении, так и в кабинете учителя-логопеда, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, фронтальными формами работы, вербальными методами обучения. А это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). Но управляющей структурой все же является учитель-логопед.

Создание развивающей среды является одной из основных задач общеобразовательной программы.

Уникальность проекта

Уникальность нашего проекта заключается в том, что мы предполагаем в своей деятельности взаимодействие педагогов, детей и членов их семей в создании особой развивающей среды и формировании творческого подхода к организации группового пространства.

Вид проекта : долгосрочный.

Продолжительность : 5 месяца

Сроки реализации : январь – май 2017г.

Участники проекта : дети с нарушениями речи компенсирующей группы , учитель-логопед, воспитатели, родители.

Ресурсы проекта: канцелярия: офисная бумага, ножницы, цветная бумага; худ.литература, дидактический материал, добровольная спонсорская помощь,

Возраст дошкольников на которых рассчитан проект 5-6 лет, Старшая группа

Актуальность проекта .

В настоящее время перехода от функционирования логопедических пунктов к компенсирующим группам для детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) актуальной становится проблема организации пространственной среды для данной категории детей .

Речь, как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи , умения ею пользоваться в игре, конструировании, наблюдении, при непосредственной образовательной деятельности и т. д. зависит самооценка, успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и социальное положение в детском обществе. Не только коррекционные занятия со специалистами, но и окружение ребенка должно способствовать развитию речи дошкольников . Пространственная среда , как система материальных объектов, создает условия для успешной социализации ребенка с недостатками речи , его личностного развития в соответствии возрасту видам деятельности.

Особая важность проекта обусловлена тем , что коррекция речи должна осуществляться комплексно и систематически в условиях ДОУ и семьи. Окружение должно стимулировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, действий в речи , а также способствовать более быстрому и ненавязчивому закреплению работы по исправлению дефектов речи , проводимой логопедом на индивидуальных и групповых занятиях .

Организация пространственной среды в компенсирующей группе для детей с нарушениями речи должна быть проведена при участии не только учителя-логопеда и воспитателей, но и родителей. Тем самым обеспечивается перенос знаний родителей по организации окружения ребенка в домашние условия и осуществляется профилактика симптома «брошенного ребенка» *.

*Симптом «брошенного ребенка» обусловлен семейным укладом, при котором ребенок вынужден общаться только с компьютером , телевизором, игрушками (часто не способствующими развитию ребенка) . Родители перекладывают воспитание и обучение ребенка на бабушек, няней, воспитателей и т. д.

Цель проекта : создание предметно-развивающей среды для повышения потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей .

Задачи проекта:

1. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, открывающими возможности для их позитивной социализации, их личностного развития;

2. Повышение компетентности воспитателей и родителей в вопросах организации предметно-развивающей среды для ребенка с нарушением речи ;

3. Увеличение объема воздействия и обеспечение закрепления материала по коррекции дефектов речи в условиях группы при самостоятельной и совместной деятельности детей ;

4. Воспитание любви и интереса к художественной литературе, к коррекционным занятиям;

5. Развитие психических процессов и двигательной активности, создающих базу для успешной коррекции недостатков речи .

Этапы реализации проекта :

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический) :

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы , выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей .

Задачи:

1) Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.

2) Диагностика содержания пространственной среды в группе .

3) Определение содержания логопедического проекта , условий его реализации.

II. Основной этап (практический) :

Реализация содержания проекта .

1) Тематические выступления для воспитателей «Обогащение и планирование работы по развитию речи детей в центрах группы ».

2) Тематическая консультация для родителей «Создание развивающей среды для ребенка с недостатками речи ».

3) Привлечение родителей для создания пособий, игр для центров группы , способствующих речевому развитию. (например, артикуляционных кубиков, полянок для развития речевого дыхания и т. д., а также реквизита и костюмов персонажей для сюжетно-ролевых игр.

4) Подбор художественной литературы и создание книжек-малышек для библиотеки.

5) Подбор настольных дидактических игр по развитию различных сторон речи детей .

6) Подбор игр для развития психических процессов и двигательной сферы детей .

7) Разработка планирования работы в центрах групповой комнаты с учетом речевой активности.

III. Заключительный этап :

Ожидаемые результаты :

1. Ненавязчивое и прочное «присвоение» знаний и умений, приобретенных ребенком в процессе практической деятельности в специальных организованных условиях ;

2. Развитие всех сторон речи детей , а также параллельно психических процессов, общей и мелкой моторики;

3. Воспитание устойчивого интереса к играм по развитию речи ;

5. Квалифицированная и достаточная организация предметно-развивающей среды с учетом возраста , особенностей детей и здоровьесбережения;

6. Повышение компетентности родителей в вопросе речевого развития детей . Приобщение семьи к созданию предметно-развивающей среды в группе .

речи в литературе и в рамках ФГОС ДО.

Продукт проекта:

1. Центр коррекции звукопроизношения, в котором находятся: настенное зеркало с дополнительным освещением, небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка, логопедические зонды, вата или ватные диски, спирт и др., литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, текстах, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры).

2. Центр развития мелкой моторики, в котором находятся разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаика, пазлы, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, спичками, миниатюрные сухие пальчиковые бассейны, трафареты на различные лексические темы, картотеки пальчиковых гимнастик, а также различных упражнений на координацию речи и движения.

3. Центр по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) способствует развитию речи через книги, содержащие рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Все это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности, воображению и даже эстетическому наслаждению.

4. Центр развития речевого дыхания и фонального восприятия включающая в себя детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, картотека дыхательных упражнений, «ветродуйчики» и прочее.

Очень любят дети мыльные пузыри, которые наглядно и действенно учат детей длительному и короткому, плавному и резкому выдоху. Хороши также в формировании у детей правильного речевого дыхания вертушки, мелкие легкие игрушки.

5. Центр развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза включает (зона тембрального восприятия):

схемы для определения позиции звука в слове, «звуковые дорожки», картинный материал и игры для определения места звука в словах.

6. Центр развития лексико–грамматической стороны речи состоит из различного картинного материала (сюжетные картины, серии сюжетных картин, картинный материал «Сложные слова», «4 лишний», и др.)

7. Центр обучения грамоте : представлен схемами для разбора слов, предложений, фишками, магнитной доской, магнитной азбукой, слоговыми таблицами, буквоградами и т. д.

8. Центр фразовой речи: здесь помимо картин представлен кукольный театр, пальчиковый театр.

9. В центре методического сопровождения представлена:

справочная литература по логопедии и детской психологии;

материалы по обследованию речи детей;

методическая литература по коррекции звукопроизношения;

методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);

учебно-методическая литература по обучению грамоте;

учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи.

10. Информационный центр, где размещаются:

график работы логопеда

результаты обследования;

материал по лексической теме и звукопроизношению;

индивидуальные тетради;

игровые задания на развитие речевой моторики, ручной умелости и многое другое.

11. Центр ТСО (технических средств обучения, в которой располагаются магнитофон, компьютер, аудиотека, диски с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности. В наше время невозможно представить обучение детей без компьютера и компьютерных технологий. Задания, которые ранее дети получали на бумажных носителях теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием. обеспечивает чувство психологической защищенности; является средством полноценного развития воспитанников;

сочетает привычные и инновационные методы в организации и проведении коррекционных занятий.

12. Центр речевого развития на участке (веранде) группы.

переносные зеркала (маленькие), карточки с артикуляционным укладками, навесные бусы, конструктор, пазлы, сухие пальчиковые бассейны, картотека дых.упражнений, мыльне пузыри и т.д.

Название: Логопедический проект «Букет с секретом»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа

Должность: учитель-логопед
Место работы: МДОУ «Детский сад «Березка»»
Месторасположение: Поселок Октябрьский, Михайловский район, Рязанская область

Название проекта «Букет с секретом»

Тип проекта: информационно - практика – ориентированный - дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (создание букета);

Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели).

Актуальность проекта. В Международный женский день всем женщинам принято дарить цветы. В преддверии этого праздника все дети, участники проекта, научились правильно произносить звук [р]. Поэтому работу по автоматизации данного звука в речи детей необходимо было совместить с подготовкой к праздничным мероприятиям. Таким образом, подготовка подарка для этого праздника обусловила важность и необходимость ознакомления детей с миром цветов, формирования у детей представлений из разных образовательных областей и искусства, связанных с данной темой, что и привело к выбору темы проекта.

Объект проекта : цветы.

Предмет проекта : названия цветов с согласным твердым звуком [р].

Цель проекта : создание праздничного букета к 8 марта из цветов, в названии которых есть звук [р].

Задачи проекта :

  • побуждать интерес к различным видам деятельности по данной теме: рисованию, конструированию, сбору информации, исполнению песен и слушанию музыки, чтению художественной литературы;
  • расширить знания детей о цветах, приобщать детей к процессу познания;
  • формировать различные представления о цветах, обогащать и расширять словарный запас детей;
  • сформировать у детей хорошее отношение к традиции дарить женщинам цветы празднику 8 марта;
  • воспитывать бережное отношение к цветам и живой природе;
  • научить изготавливать цветы из бумаги;
  • организовать выставку детских рисунков;
  • ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике проекта;
  • разработать анкету для родителей с целью сбора информации по данной теме;
  • провести заключительное мероприятие «Букет с секретом».

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Необходимые материалы :

  • фотоаппарат;
  • видеокамера;
  • компьютер, принтер;
  • ​ магнитофон;
  • энциклопедии, книги, журналы, иллюстрации, методическая литература, ресурсы сети Интернет;
  • различные виды цветной бумаги, клей.

Предполагаемый продукт проекта : мероприятие «Букет с секретом»; выставка рисунков детей; презентация Power point (составленная логопедом); цветы, изготовленные из бумаги, разработанные рекомендации для педагогов и родителей по ознакомлению детей с миром цветов.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
Постановка целей, определение актуальности проекта;

подбор методической литературы для реализации проекта;

подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, фотографий;

организация развивающей среды в группе.

Ознакомление детей с художественной литературой; проведение бесед, занятий;

рассмотрение картин, фотографий и беседы по их содержанию;

работа с родителями (анкетирование);

прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

рисование с детьми на тему «Цветы»;

создание презентации,

проведение праздничного мероприятия;

Анализ результатов проекта.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • укрепление детско-родительских отношений;
  • применение детьми полученных знаний, умений, навыков при организации семейных праздников;
  • повышение познавательной активности детей, сплочение детского коллектива;
  • закрепление у детей правильного произношения звука [р].

Сценарий защиты проекта

Объявление темы проекта

Логопед: Здравствуйте ребята и гости. Мы долго готовились и хотим представить результаты нашей проектной деятельности на тему «Букет с секретом».

Сообщение цели проекта

Целью нашего проекта было – собрать букет цветов к 8 марта, в названии которых спрятался звук [р], так как мы все научились правильно произносить этот звук.

Результаты анкетирования родителей

Сначала нам нужно было узнать названия таких цветов. Для этого мы обратились за помощью к родителям, провели анкетирование.

Самыми популярными ответами были:

нарцисс, роза, георгин, крокус, астра.

Особую благодарность хочется выразить тем родителям, которые написали стихи об этих цветах. Но стихи мы прочтем чуть позже, а сейчас пора внести цветы в зал.

Звучит музыка. Мальчики вносят по одной корзине с цветами.

Сообщение кратких сведений о цветах

Широко распространенное лекарственное растение, хорошо известное своими лекарственными свойствами, издревле на лепестках этого растения гадали, доверяя ему свои сердечные тайны. Слово «ромашка» обозначает римская. Известно много видов ромашки, а самая полезная из них ромашка аптечная.

Слово «астра» обозначает звезда. Древняя легенда говорит о том, что астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Существует поверье, что если ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать легкое перешептывание: это астры ведут нескончаемый разговор со своими сестрами-звездами.

Крокусы — «дети радуги». По легенде, они появились на свет в тот день, когда в небе после холодного весеннего дождя встретились солнце и радуга, наполнившие лепестки крокусов силой и окрасившие их в яркие цвета. Роза

В далекие времена георгин мог расти только в царском саду.
Однажды садовник Георгий подарил этот цветок своей невесте, а затем посадил такой же цветок возле ее дома. Узнав об этом, царь приказал бросить садовника в тюрьму, где он и погиб.
Но царский цветок стали сажать повсеместно. В честь молодого садовника Георгия, отдавшего жизнь за его свободу, цветок был назван ГЕОРГИНОМ.

По легенде молодой человек по имени Нарцисс влюбился в собственное отражение и умер, не в силах оторваться от своего отражения в воде. На этом месте смерти у реки вырос цветок, который был так же красив и клонился вниз, чтобы увидеть свое отражение в воде.

Ни с одним растением не связано столько вымыслов, как с королевой цветов. Легенды о розах существуют в каждой стране, и все они связаны с первым появлением этого цветка в разных государствах.

Все цветы прекрасны и у каждого цветка свой характер.

Сценка

1 дев. — Смотри, как я прелестна, хороша!

Не то, что ты в своей льняной рубашке.

Ты так наивна и проста.

2 дев. — Пусть так,

Мне не положено царицей быть.

Но даже в беленькой, простой рубашке,

Я буду людям радость приносить.

— Интересная беседа получилась у цветов, правда, ребята? По их разговору мы можем определить характер героев.

Люди очень давно стали это замечать и сочинили много пословиц и поговорок о них.

Знакомство с пословицами

Весна красна цветами, а осень снопами.

Если любишь плоды дерева - оберегай его цветы.

На красный цветок летит и мотылек.

От хорошего цветка хороший аромат

У красивого цветка жизнь обычно коротка.

Опавший цветок не вернешь на стебелек.

Любишь розу – люби и шипы.

Одному по душе роза, другому – фиалка.

Без шипов розы не бывает.

Чтение стихов, составление цветочного календаря

Каждому цветку свое время. Есть цветы, которые цветут ранней весной, когда еще не растаял снег. Называются они первоцветами. Другие любят жаркое лето, а третьи благоухают и дарят нам свою красоту осенью. Мы сделали свой цветочный календарь.

Анна Кулагина-Фурсина

По земле весна гуляет,
Снег в сугробах быстро тает,
Травка новая растёт,
Крокус снова расцветёт.

Крокус маленький цветок,
Словно звёздочки сынок,
Лепестки свои раскроет,
Снегом вешним их умоет.
Носом жёлтеньким чихнёт,
Запах пчёлок привлечёт.

Крокус первый из цветов,
Что весной цвести готов,
Из земли листочки тянет,
На морозе он не вянет.

Нарциссов желтых солнечный букет
Впитал до капли весь весенний свет,
И согревает руки нам тайком
Веселым и манящим огоньком

На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке –
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»
М. Познанская

Какие могут быть вопросы,
Цветов прекрасней нет, чем розы.
Но, помня, как те розы пахли
Вы не забыли о шипах ли?

Сколько раз была воспета,
Ты, царица всех цветов?!
И у каждого поэта
Для тебя есть море слов.
Я добавлю: ты прекрасна,
Ароматна и нежна;
Время над тобой не властно –
Ты во все века нужна!
Но, любуясь красотою,
И восторга не тая,
При общении с тобою
О шипах припомню я…

О сень не спешно,

Тихою поступью,

Жёлтыми листьями,

В гости зашла.

Вспыхнула звёздочкой,

Астра махровая,

Яркими красками,

Сентябрь зажгла!

Селиванова Светлана

Есть цветок такой в саду

и похож он на звезду.

Может быть любого цвета.

Для осеннего букета

соберём цветок прекрасный,

называется он — АСТРА.

Есть игольчатый, как ёжик.

И махровым быть он может.

Куст высокий весь в цветах.

Восхищаются все «Ах!»

Занял клумбу всю один

наш красавец ГЕОРГИН.

Слушание музыки «Вальс цветов» П.И.Чайковского

Логопед: О цветах сложено много стихов, а музыкантов они вдохновляют написать красивую музыку.

Так П.И.Чайковский написал очень красивый вальс цветов. Послушайте это произведение и посмотрите на красивые букеты.

Звучит вальс цветов, на экране фотографии.

Мастер-класс по изготовлению розы

Мы много узнали о цветах, их характере, когда они цветут, какие произведения написаны о них. Настало время собрать букет. Но где же взять цветы? Изучив ресурсы Интернета, мы научились изготавливать цветы из бумаги.

Посмотрите-ка на нас,

Мы покажем мастер-класс.

Приглашаются взрослые для изготовления крокуса.

Полоску гофрированной бумаги перекрутить посередине и с помощью конфеты придать форму лепестка. Несколько таких деталей присоединяются к основе и крепятся скотчем.

Исполнение песни о цветах

Отгадывание загадок

Логопед: Ну а теперь я хочу проверить, как хорошо вы запомнили названия цветов и что о них узнали. Послушайте загадки.

Шёл я полем по тропинке,
Глянул — солнце на травинке.
Ах! Совсем не горячи
Cолнца белые лучи.
(Ромашки)

А х, корона тяжела,

Голова наклонена,

Но при этом не слетает,

Как же «принца» называют?

Ответ: Нарцисс

Узкий лист, узорчатый наряд

аромата тонкого каприз

По весне наполнит снова сад

хрупкою изящностью НАРЦИСС

Зацвели в саду кусты –

Как прекрасны их цветы!

Тонкий, нежный аромат

Наполняет летом сад.

И до самого мороза

Будет радовать нас … (роза).

На тебя он глядит свысока -

Не найдешь горделивой цветка.

Он в осеннем саду властелин,

Это яркий цветной… георгин.

Б елая, жёлтая, красная,

Холод переносит прекрасно,

Сорок дней цветёт и пахнет,

И цветок зовётся …

Ответ: Астрой

Жёлтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились…

(крокусы)

Вручение открыток

Итак, наш букет с секретом – это букет из первых весенних цветов крокусов. В преддверии праздника 8 марта мы хотим всем присутствующим женщинам подарить по цветку из нашего букета.

Лариса Старосельцева
Проект «Логопедические тропинки»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками.

Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки . Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки » , ведущие ребенка к полноценной развитой речи : формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике . Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда , ребенка, родителей и воспитателей.

Гипотезой проекта

выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Цель :

повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи :

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе

коррекции речи.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

4. Увеличить объем коррекционного воздействия,

5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям , приобщать

детей к процессу активного познания.

6. Побуждать детей к совместной деятельности.

7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по

коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский

потенциал.

8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и

родителей.

Тип проекта

По продолжительности – долгосрочный.

По составу участников проекта –подгрупповой .

Участники :

дети зачисленные на логопедический пункт ,

их родители, учитель-логопед .

По направленности деятельности участников проекта – практико-ориентированный.

Этапы и стратегия реализации проекта

I. Подготовительный этап

(информационно-аналитический) .

Задачи :

1. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

2. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.

3. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей ) .

4. Определение системы логопедических проектов , условий их реализации.

II. Основной этап реализации проекта

(практический) .

Задачи :

Реализация проекта в различных формах , методах и приемах совместной взросло-детской деятельности.

III. Заключительный этап реализации проекта

(итоговый) .

Задачи :

1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности

применения логопедических проектов в коррекционном процессе.

2. Презентация проекта «Логопедические тропинки » для учителей-логопедов Курского района и педагогов МБДОУ.

Ожидаемый результат :

1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повысится психолого -педагогическая компетенция педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.

3. Произойдет повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том , что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Список использованной литературы :

1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и

семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5 , 2005.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.,

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ . Сфера. М. 2005

4. Киселева Л. С. проектный метод в деятельности дошкольного

учреждения. Арти. М., 2005

5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических

занятиях. -М. 2007.

6. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для

детей с ОНР. М., 2012


Top