Царствование алексея. Алексей Михайлович Романов - «тишайший царь

романов власть правление политика

Краткая биографическая справка

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ , русский царь из династии Романовых. Занял трон в 1645 г. после смерти отца, царя Михаила Федоровича. Прослыв «тишайшим» царем в «бунташный» век, Алексей Михайлович, согласно историографической традиции, не был деятельным государем, степень его участия в принятии важнейших политических решений историкам достоверно не известна, хотя за время его царствования в России произошли события, имевшие долговременное влияние на русскую историю.

Начало царствования. Соборное Уложение

В первые годы царствования Алексея Михайловича властью фактически распоряжался боярин Б. И. Морозов («дядька», воспитатель царя). В 1646 г. были введены пошлины на соль, в результате продукты поднялись в цене, стали недоступными населению, а у торговцев гнил залежавшийся товар. В 1647 г. налог отменили, но, дабы возместить потери, решили сократить жалованье служилым людям. Это вызвало Соляной бунт 1648 г., во время которого погибли родственники царя Л. С. Плещеев и П. Т. Траханиотов, а Морозов чудом остался жив. Правительство вынуждено было пойти на уступки, взимание недоимок было прекращено. Во исполнение пожеланий дворянства и торговых людей в сентябре 1649 г. Земский собор утвердил свод законов -- Уложение, подготовленное комиссией князя Н. И. Одоевского, как считается, при участии Алексея Михайловича.

Уложение, представлявшее собой новый для России уровень законодательной практики, включало специальные статьи, регулировавшие правовое положение отдельных социальных групп населения. Был увеличен поместный оклад служилых людей, введены дополнительные наделы оскудевшим помещикам. Крепостное состояние крестьян по Уложению утверждалось наследственным, срок сыска беглых крестьян -- бессрочным. Таким образом, был завершен процесс законодательного оформления крепостного права. Насильное обращение крестьян в холопов было запрещено. Удовлетворены были требования и посадских людей, недовольных существованием «белых» слобод, т. к. они включались в тягло, что облегчало жизнь посада в целом. Уложение закрепило понятие государственного преступления, каковым считались измена, заговор против государя и преступный умысел на «государское здоровье». Отдельные правовые нормы Соборного Уложения 1649 г. продолжали действовать до начала XIX века.

Усиление самовластья

При Алексее Михайловиче продолжалось укрепление самодержавной, ничем не ограниченной власти царя, во второй половине XVII в. земские соборы не созывались, зато достигла расцвета приказная система управления, интенсивно шел процесс его бюрократизации. Особую роль играл учрежденный в 1654 г. Тайный приказ, подчиненный непосредственно Алексею Михайловичу и позволявший ему руководить другими центральными и местными учреждениями. Важные изменения происходили в социальной сфере: шел процесс сближения поместья и вотчины, началось разложение системы «служилого города». Правительство Алексея Михайловича поддерживало интересы российского купечества, Таможенный (1653 г.) и Новоторговый (1667 г.) Уставы защищали купцов от иностранных конкурентов. Отражением новых тенденций в русской жизни стало приглашение на службу в Россию иностранных специалистов, создание полков «иноземного строя».

Реформы Алексея Михайловича

Во второй половине XVII в. начинается трансформация всей системы русской традиционной культуры, возникает светская литература, в том числе поэзия, зарождается светская живопись, при дворе устраиваются первые «комедийные действа». Кризис традиционализма охватывает и сферу идеологии. Алексей Михайлович -- один из инициаторов церковной реформы, проводимой с 1652 г. патриархом Никоном. В 1666-67 гг. церковный собор проклял «староверие» и обязал «градские власти» сжигать всякого, кто «возложит хулу на Господа Бога». Несмотря на личные симпатии к протопопу Аввакуму, Алексей Михайлович занял бескомпромиссную позицию в борьбе со старообрядчеством: в 1676 г. была разгромлена староверческая цитадель -- Соловецкий монастырь. Непомерное честолюбие патриарха Никона и его откровенные притязания на светскую власть привели к конфликту с царем, закончившегося низложением Никона. Проявлениями кризиса в социальной сфере стали жестоко подавленный Алексеем Михайловичем бунт в Москве 1662 г. и казачье восстание под предводительством С. Т. Разина, с трудом подавленное правительством.

Алексей Михайлович сам участвовал во внешнеполитических переговорах и военных походах (1654-1656 гг.). В 1654 г. произошло объединение Украины с Россией, а начавшаяся после этого война с Речью Посполитой (1654-1667) завершилась подписанием Андрусовского перемирия и закреплением России на Левобережной Украине. Но попытки выйти к берегам Балтийского моря (русско-шведская война 1656-58 гг.) не привели к успеху.

Человек переходного времени, Алексей Михайлович был достаточно образован, первым из русских царей нарушил традицию и стал собственноручно подписывать документы. Ему приписывается и ряд литературных сочинений, такие как «Послание на Соловки», «Повесть о преставлении патриарха Иосифа», «Урядник сокольничья пути» и др.


Алексей Михайлович
(1629-1676)
Царствовал 1645-1676

«Царь Алексей Михайлович был добрейший человек, славная русская душа. Я готов видеть в нем лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, - но только не на престоле».

В. О. Ключевский. «Курс русской истории».

Алексей Михайлович, второй царь дома Романовых, сын царя Михаила Федоровича и царицы Евдокии Стрешневой. Царь Алексей вступил на престол в шестнадцать лет. Главную роль в управлении государством стал играть при нем его воспитатель, боярин Б. И. Морозов. Свято почитая все заветы старины, Алексей Михайлович любил древне-русский уклад жизни. Он был глубоко и искренне религиозен. За свою доброту и отзывчивость к несчастью и страданию людей Алексей Михайлович еще при жизни получил прозвище «тишайшего царя».

Румяный, с проницательными голубыми глазами и темно-русой, слегка рыжеватого оттенка, бородой, крепкого телосложения, благодаря частому пребыванию во время соколиных охот на свежем воздухе, цветущий здоровьем царь Алексей Михайлович всем своим видом производил величественное и вместе с тем приятное впечатление на всех окружающих.

Алексей Михайлович был женат на Марии Ильиничне Милославской. Бракосочетание с ней совершилось 16 января 1648 года. От этого брака родилось восемь дочерей и пять сыновей. Только шесть дочерей и двое сыновей (царевичи Федор и Иван) пережили отца.

2 марта 1669 года царица Мария Ильинична скончалась, а 22 января 1671 года царь обвенчался с Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая через год станет матерью будущего императора России Петра I. Алексей Михайлович царствовал почти 31 год. После его смерти начались сложности с престолонаследием.

АНКЕТА

- уровень образования
начальная грамотность, иностранный язык, богословие, философия, духовная музыка. Дядьки- воспитатели: боярин Б. И. Морозов, В. Н. Стрешнев. Учителя: дьяк В. С. Прокофьев, подьячий Г. В. Львов.

- знание иностранных языков
латинский, польский

- политические взгляды
идеи единовластия царя, жесткий контроль над деятельностью центральных учреждений.

- войны и результаты
с Польшей (1654-1667 гг.) Признание Польшей присоединения Украины к России. Со Швецией (1656-1658 гг.) за выход к Балтийскому морю и овладение Ливонией. Констатация границ 1617 года.

- реформы и контрреформы
создание кодекса государственных законов («Уложения» 1649), денежная реформа, организация массового сыска беглых крестьян, реорганизация таможенных сборов в интересах отечественного купечества, введение войск нового строя.

- культурные начинания
организация государственных школ для обучения подьячих при Заиконоспасском монастыре, дворцовые театры.

- корреспонденты (переписка)
с патриархом Никоном, черниговским архиепископом Лазарем Барановичем, А. С. Матвеевым, А. Л. Ордин-Нащокиным, Н. И. Одоевским, сестрами.

- география путешествий
во время войны посетил ряд литовских городов. Поездки на богомолье в дальние монастыри.

- досуг, развлечения, привычки
охота, придворный театр, шахматы. Строжайшее соблюдение всех религиозных обрядов.

- чувство юмора
несколько грубоватый

- внешний вид
невысокий и коренастый. Лицо немного одутловатое, низкий лоб. Черты мягкие, приятные, носил небольшую бороду и усы.

- темперамент
добродушен, жизнерадостен, вспыльчив, но отходчив.

Литература

Алексеев А. Неистовые ревнители. Московская Русь в XVII веке // Наука и жизнь. - 2009. - N 11. - С. 98-104; N 12. - С. 66-73. : ил.
О царствовании Алексея Михайловича.

Алексей Михайлович (1645-1676 гг.) // Иллюстрированная история России до Петра Великого. - СПб., 1994. - С. 266-292.

Андреев И. «Достоверный охотник» // Наука и жизнь. - 1998. - N 7. - С. 140-147.
О соколиной охоте русских царей.

Андреев И. Нетихий Тишайший // Родина. - 1998. - N 9. - С. 39-43.
О личности царя Алексея Михайловича, как его воспринимали в XVII веке.

Андреев И. Строптивый патриарх // Наука и жизнь. - 2004. - N 6. - С. 112-120.
Статья о противостоянии царя Алексея Михайловича и патриарха Никона написана по материалам книги И. Л. Андреева «Алексей Михайлович».

Андреев И. Л. Отец и сын // Знание-сила. - 2004. - N 2. - С. 121-123.
Сравнительная характеристика царствования Алексея Михайловича и Петра I.

Бахревский В. А. Тишайший: исторический роман . - Москва: Сов. писатель, 1984. - 350 с. : ил.
О царе Алексее Михайловиче.

Бестужева-Лада С. Тишайший преобразователь // Смена. - 2013. - N 1. - С. 4-25. : ил.
О преобразованиях Алексея Михайловича.

Бобров Р. Охотничьих утех любитель // Охота и охотничье хозяйство. - 2002. - N 2. - С. 12-13.
Об охотнике и знатоке охотничьего дела царе Алексее Михайловиче.

Бурлинова А. Тишайший // Знание-сила. - 2004. - N 2. - С. 117-120.
О царе Алексее Михайловиче Романове, прозванном Тишайшим.

Бушуев С. В. «Тишайший» царь и его царствование // История государства Российского / С. В. Бушуев. - Москва, 1994. - С. 112-126.

Вилков В. А. Алексей Михайлович // Все правители России: Великие князья, цари, императоры, генсеки, президенты / В. А. Вилков, Ю. Г. Степанов. - Москва: Рипол классик, 2008. - С. 273-279. : ил.

Внешняя политика России при царе Алексее Михайловиче // Три века: Россия от смуты до нашего времени: исторический сборник (в 6-ти т.) / под ред. В. В. Каллаша. - Москва, 1991. - Т. 2. - С. 106 -139.

Гусев А. В. Человек в истории: царь Алексей Михайлович // Преподавание истории в школе. - 2003. - N 5. - С. 30-36.
Алексей Михайлович Романов как личность позднего русского Средневековья.

Зимин И. Царская охота // Родина. - 2010. - N 12. - С. 146-155. : ил., фот.
Об увлечении охотой Алексея Михайловича.

Иконникова А. Царицы и царевны из дома Романовых: исторический очерк А. Иконниковой. - [Репринт. воспроизведение изд. 1914 г.]. - Москва: Нар. кн., 1991. - 125, II, с. - (Сер. «Былое»; 1).
Самодержавие в Русском государстве.

Алексей Михайлович // История Отечества в лицах: С древнейших времен до конца XVII в. : Биографическая энциклопедия. - Москва., 1993. - С. 113-174.

Какой потехе определен час? // Вокруг света. - 2004. - N 2. - С. 54.
Царь Алексей Михайлович внес уточнение в «Книгу, глаголемую Урядник: новое уложение и устроения чина сокольничья пути» - «не позабывайте: делу время и потехе час». Смысл его уточнения заключался в том, что помимо такого важного дела, как охота, есть и другие дела, которым следует отводить время. Однако впоследствии в этом ставшем пословицей выражении начал употребляться разделительный союз «а», который полностью изменил его первоначальный смысл.

Кошелева О. «Не страшно пасть, страшно упав, не встать…» // Родина. - 2006. - N 11. - С. 41-45.
Эпистолярное творчество царя Алексея Михайловича.

Кушаев Н. А. Образование и воспитание русских государей // Искусство и образование. - 2004. - N 1. - С. 60-84.
Как получали образование и воспитывались русские цари, в том числе Алексей Михайлович Романов.

Лисицына Е. Кошколюбивые самодержцы // Друг. Журнал для любителей кошек. -2008. - N 9. - С. 62-65.
Русские цари, российские императоры и императрицы благосклонно относились к кошкам. Очень любил кошек царь Алексей Михайлович.

Мосунова Т. «Окно в Европу»: о царских невестах и ссыльных поляках в забытой столице // Уральский рабочий. - 2011. - 30 нояб. - С. 6. : фот., ил.
О ссылке царских невест в г. Верхотурье.

[О великом князе Ярославе Мудром и царе Алексее Михайловиче Романове] // Наука и религия. - 2004. - N 1. - С. 58.
О жизни великого князя Ярослава Мудрого и царя Алексея Михайловича Романова, о том, что в решении государственных задач у них много общего.

Россия в царствовании Алексея Михайловича глазами иностранцев // Утверждение династии. - Москва, 1997. - С. 407-418.

Скотт С. Романовы: Биография династии (1613-1999) / пер. со швед. - 2-е доп. и перераб. изд.

Москва: Захаров, 2000. - 316 с.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: В 15 кн. Кн. 6: Т. 11-12: История России в царствование Алексея Михайловича. - Москва: Соцэкгиз, 1961. - 683 с.

Старикова Н. В. Алексей Михайлович // История России: IX-XXI вв. : От Рюрика до Путина. - Москва, 2003. - С. 204-221.

Усович К. Диагностика имиджа топ-менеджера : царь Алексей Михайлович Романов // Управление персоналом. - 2008. - N 12. - С. 78-83; N 13. - С. 72-78.
Об имиджах правителей Руси на примере царской династии Алексея Михайловича Романова.

Фортунатов В. В. Бунташный век Алексея Михайловича «Тишайшего» // Российская история в лицах / В. В. Фортунатов. - СПб.: Питер, 2009. - С. 119 - 122. : ил.

Хоскинг Д. Россия и русские: В 2-х кн. / Д. Хоскинг; пер. с англ. - Москва: АСТ; Транзиткнига, 2003. - Кн. 1. - С. 201-216.
О церковных преобразованиях в годы правления императора и отношениях между донским казачеством и Московским царством.

Яблочков М. Царствование Алексея Михайловича (1645 -1676 гг.) // История дворянского сословия в России / М. Яблочков. - Смоленск, 2003. - Гл. XII. - С. 243-303.

Список литературы подготовила библиограф СБО - И. Г. Таушканова.

Алексей Михайлович Романов (1629-1676) - второй русский царь из рода Романовых. Правил с 1645 по 1676 годы. Вступил на престол после смерти своего отца Михаила Фёдоровича Романова в 16-летнем возрасте. Но молодому государю было гораздо легче, чем его отцу. Смутное время давно закончилось, а московская власть пользовалась всеобщей поддержкой народа.

По своему характеру молодой человек был весёлым, остроумным и живым. Он страстно любил соколиную охоту и завёл при дворе театр. При этом юноша отличался рассудительностью и совестливостью. Он почитал старших, был верен друзьям, не ломал "старину", а медленно и постепенно осваивал и внедрял опыт передовых европейских стран.

Государственная деятельность Алексея Михайловича

Поначалу юный царь во всём прислушивался к совету бояр. Наибольшее влияние на государя имел Борис Иванович Морозов (1590-1661). Он приходился молодому московскому правителю родственником, так как оба были женаты на родных сёстрах Милославских.

Однако Морозов оказался плохим управленцем. Он злоупотреблял своим положением, чем вызывал всеобщую неприязнь. В феврале 1646 года по его инициативе была введена новая пошлина на соль. Она заметно возросла, что вызвало резкое недовольство населения.

Алексей Михайлович любил соколиную охоту

Закончилось всё это соляным бунтом . Массовые беспорядки прошли как в Москве, так и в других городах. Возмущённые люди потребовали, чтобы царь выдал им Морозова на расправу. Но государь тайно переправил своего любимца в Кирилло-Белозёрский монастырь.

Пошлина была отменена, после чего народное возмущение стихло. Морозов после этого вернулся в Москву, но Алексей Михайлович уже перестал доверять ему безоглядно.

Церковная реформа

Вторым человеком, который имел большое влияние на царя, был патриарх Никон (1605-1681). Именно вместе с ним государь и провёл церковную реформу, которая привела к расколу православной церкви .

Московское царство ориентировалось на расширение своих границ. Однако этому препятствовали разногласия в православной вере, а основой этих разногласий были церковные обряды. Исполнялись они в соответствии с уставами. Великороссы придерживались Иерусалимского устава, а малороссы чтили Студийский устав. Они значительно разноречили, то есть отличались друг от друга.

Как результат, московский люд свысока смотрел на тех, кто чтил иной устав. А это мешало расширению границ и объединению с другими народами. В такой ситуации Москва не могла стать центром православия.

Алексей Михайлович и патриарх Никон у гроба св. Филиппа
(картина А. Литовченко)

Поэтому царь и решил с помощью Никона изменить ситуацию. Тот был властным и решительным человеком, а поэтому за церковную реформу взялся круто.

Богослужебные книги были переписаны заново. Креститься начали не двумя, а тремя перстами. Произошли серьёзны изменения в церковных обрядах. Однако реформы напугали многих православных. Им стало казаться, что вводится какая-то нерусская вера. И верующие раскололись на два непримиримых лагеря.

Приверженцев старых обрядов или старообрядцев власти окрестили раскольниками . Те всячески сопротивлялись никонианству, что рассматривалось как государственное сопротивление и жестоко каралось.

Старообрядцев стали преследовать, унижать, убивать. А те, верные вере отцов и дедов, уходили в леса и основывали там скиты. Когда же их пытались арестовать, то староверы сжигали себя.

В 1656 году Священный собор отлучил всех старообрядцев от православной церкви. Это было страшным наказанием для верующих людей. Однако наказания не избежал и патриарх Никон. Его дружба с царём дала трещину. Причиной стала гордыня патриарха и его страстное желание влиять на помазанника божьего.

Все эти поползновения вышли за рамки приличия, и царь Алексей Михайлович Романов порвал все отношения с зарвавшимся владыкой. Никона лишили патриаршего сана и отправили в ссылку в далёкий северный монастырь. Но на церковной реформе эта опала никак не сказалась.

Серебряный рубль при Алексее Михайловиче

Другие реформы

Государь провёл военную реформу . Прошла она в 1648-1654 годах. За это время возросла численность поместной конницы, стрелецких полков и пушкарей. Были в массовом порядке созданы гусарские, драгунские и рейтарские полки. Были приняты на службу иностранные военные специалисты.

Была осуществлена и денежная реформа . В казне накопилось много серебряных талеров. С 1654 года их начали перечеканивать в рубли. Появились ефимки, полуефимки, медные полтинники. Налоги стали собирать серебром, а из казны выдавать медные монеты. Это нарушило финансовую систему и стало причиной медного бунта . В целом, денежная реформа оказалась неудачной и провалилась.

Во время правления Алексея Михайловича произошло восстание Степана Разина. Началось оно в 1667 году, а в 1671 году мятежного атамана казнили в Москве.

В 1654 году произошло воссоединение Украины с Россией . Второй царь династии Романовых принял в этом активное участие. С 1654 по 1667 годы шла война с Польшей. Закончилась она подписанием Андрусовского перемирия. По нему к России отошли города Смоленск и Киев.

Семейная жизнь Алексея Михайловича

Что касается семейной жизни, то она у царя сложилась чрезвычайно удачно. Он прожил долгие годы в полном согласии с Марией Ильиничной Милославской (1624-1669). Женщина эта отличалась красотой, добротой и спокойствием. Она родила государю 13 детей. Из них 5 мальчиков и 8 девочек.

Мария Ильинична Милославская

Царица была чрезвычайно богомольна и благочестива. В скромном возке, невзирая на снег, дождь или грязь, она часто посещала святые места, где долго и усердно молилась.

После её смерти царь Алексей Михайлович Романов женился второй раз на 20-летней Наталье Кирилловне Нарышкиной (1651-1694), дочери простого дворянина. Эта суженая в 1672 году родила первенца, которого назвали Петром. Впоследствии он стал реформатором России. Помимо Петра жена родила государю ещё двух детей.

Наталья Кирилловна Нарышкина

Трое сыновей впоследствии царствовали. Правила страной также дочь Софья совместно с Иваном и Петром (троевластие). Ни одна из царских дочерей замуж не вышла.

В 1676 году государь Всея Руси внезапно скончался. На время смерти ему было 46 лет. Предполагается, что умер он от сердечного приступа. Трон унаследовал 15-летний сын Фёдор Алексеевич (1661-1682).

Алексей Стариков

Алексей Михайлович – второй государь из клана Романовых, взошедший на российский престол. Царь известен многолетней войной с Речью Посполитой, Медным и Соляным бунтами. О рождении будущего царя Алексея Михайловича была сделана запись в «Новом летописце». Там говорилось, что у 17 марта 1629 года появился наследник.


Крестины новорожденного проходили в Чудовом монастыре. На крещении мальчика присутствовал патриарх Филарет Никитич. Крестным отцом Алексея стал троицкий келарь Александр. Родители выбрали будущему правителю имя в соответствии со святцами. Царские «мамы» занимались воспитанием ребенка до 5-летнего возраста. После прохождения этого возрастного рубежа Алексея Михайловича передали боярину Борису Морозову. Первый учитель занимался с цесаревичем грамотой и чтением.


Среди настольных книг присутствовали Деяния святых апостолов, Часослов и Псалтыри. Будущий царь постепенно постигал такие науки как письмо и церковное пение. Книги были страстью Алексея Михайловича. К 13 годам у мальчика собралась небольшая библиотека, в которой присутствовали литовские «Грамматика» и «Лексикон», «Космография».


У цесаревича были и другие увлечения, в том числе музыкальные инструменты, детские латы и даже конь. Б.И. Морозов оказал непосредственное влияние на развитие Алексея Михайловича. Учитель впервые использовал для мальчика немецкие одеяния. Только в 14 лет представили общественности наследника престола. Уже через 2 года молодому парню пришлось взять бразды правления государством в свои руки. Официальной резиденцией Алексей Романов сделал Коломенское.

Начало правления

Обучение Алексея было несколько однобоким, поэтому, когда царь взошел на престол, то столкнулся с рядом проблем, к которым был не готов. Это способствовало сближению с дядькой Морозовым. На первых порах Алексей Михайлович прислушивался к советам боярина, но позже сформировал личное мнение относительно вопросов государства.

Это способствовало укреплению характера царя. Иностранные гости в воспоминаниях описывали Алексея как мягкого, добродушного и тихого правителя. Такие качества выделили С. Коллинз, А. Мейерберг и даже Г.К. Котошихин. Алексей Михайлович ревностно следовал церковным обрядам и трижды в неделю воздерживался от еды и воды. Благодаря религиозности царь получил прозвище Тишайший.


Влияние Бориса Морозова по-прежнему оставалось слишком большим. Когда царь решил вступить в брак в 18-летнем возрасте, то выбрал в жены дочь Рафа Всеволожского. Свадьба так и не состоялась из-за вмешательства боярина. Тем не менее, через год прошло венчание Алексея Михайловича и Марьи Ильиничны Милославской. Вскоре по проторенной дорожке пошел и Морозов. Верный учитель женился на сестре девушки – Анне.

С этого времени влияние Милославского и Морозова на царский двор заметно возросло. Несмотря на это, Алексей Михайлович выявил негативные моменты во внутреннем управлении государством. К этому приложил свою руку боярин. Царь решает ввести пошлину на соль. Новый налог заменил соляную пошлину, стрелецкие и ямские деньги. Но в народе это ликования не вызвало, напротив, население проявило недовольство нововведениями. Усугубило ситуацию злоупотребление полномочиями Милославскими и разговоры о любви царя к иностранным обычаям.


Разгорелся Соляной бунт. Беспорядки проходили в Москве и других городах страны. Простые граждане желали получить в свои руки Бориса Морозова. Не получив желаемого, люди напали на дом боярина, убили думного дьяка Чистого и окольничего Плещеева. Царю ничего не оставалось, как втайне ото всех переправить Морозова в Кирилло-Белозерский монастырь.

Бунт помог народу добиться отмены новой пошлины на соль. Постепенно недовольства угасали и боярин вернулся во дворец. С этого времени Морозов лишился возможности управлять государством, но царское расположение осталось. Новая пошлина на соль отменена была в том же году. После того как народное волнение стихло, Морозов вернулся ко двору, пользовался царским расположением, но не имел первенствующего значения в управлении.

Внутренняя политика

Внутренняя политика царя включает несколько важных для государства распоряжений. Правление Алексея Тишайшего ввело запрет беломестцам обладать землями, заведениями, в том числе торговыми и промышленными. В соответствии с принятым Соборным уложением крестьянам запрещалось переходить от одного владельца к другому. Это касалось и семей.

Историки выделяют несколько основных приказов, которые сыграли роль во внутренней жизни государства. К таковым относят Тайные дела, Хлебный, Рейтарский приказы, Счетные дела, Литовский, Монастырский и Малороссийский.


Финансовую сторону Романов не оставил без внимания. Царь приказал провести перепись тяглых дворов, установить количество представителей мужского пола. Предпринял Алексей Михайлович попытку внедрения обновленной соляной пошлины, но задумка оказалась неудачной.

Мелкие таможенные пошлины по приказу царя были ликвидированы. Единственным возможным вариантом для взимания мыта или годовщины – передача на откуп. Казна из-за недостатка денег была вынуждена выпустить дополнительные средства. Речь идет о медных монетах. Это привело к тому, что деньги из меди практически обесценились по сравнению с серебряными монетами. Вновь неудачное решение привело к бунту, который окрестили Медным.


Алексей Михайлович принимает в 1667 году странное решение о строительстве нескольких кораблей. Судоверфь была организована на Оке рядом с селом Дединово. Неизвестно, как царь планировал использовать суда. Особой нужды в кораблях не было. Одно из строений лишь однажды вышло из порта и доплыло до Астрахани.

Изменения в законодательстве Алексей Тишайший произвел незначительные. По приказу царя разработали Соборное уложение, в составе которого присутствовал Новоторговый устав, Новоуказные статьи о поместьях, разбойных и убийственных делах, воинский устав.

Внешняя политика

Алексей Михайлович пытался защитить западные границы. Это стало причиной развязывания войн против государств, расположенных на западе континента. Основным противником для России была Речь Посполитая. На протяжении века правители России пытались отстоять свои территории и завоевать чужие.

Военные действия не помогли Романову проложить путь к Балтийскому морю. Были положительные этапы во внешней политике. В частности, вновь частью большой страны стали Черниговские и Смоленские земли, отсоединившиеся в период Смуты. Алексей Михайлович не допускал набегов крымских татар, отодвинув южные границы.


Во время царствования Алексея Тишайшего часть Украины относилась к Польско-Литовскому государству. Крепостной гнет мешал местным жителям спокойно жить, поэтому недовольство вылилось в неприятности для местной власти. Запорожские казаки направились в бой против Речи Посполитой.

Успех был на стороне запорожцев. Правителям страны пришлось начать переговоры. Украина стала автономным государством. Но поляки не согласились с таким решением. Казакам ничего не оставалось, как смириться с поражением. Руководитель казачьего движения начал поиски сильного союзника. Многочисленные попытки наладить отношения с Россией возымели действие через несколько лет. Земский собор дал добро на начало совместных с казаками военных действий против Речи Посполитой.


1654 год для Украины и России стал знаковым. Два государства объединились и стали единым целым. Украинскими землями руководил гетман, помогало ему большое казачье войско. Этим решением остались недовольны власти польско-литовской стороны. Началась война. Первые месяцы складывались удачно для Романовых: захвачены 30 городов, в том числе Смоленск.

Неожиданно на Речь Посполитую напал шведский король. Государство не могло противостоять западному войску, поэтому Швеция получила некоторые земли, в том числе Варшаву. Алексей Михайлович не хотел уступать и заключил временный мир с Польско-литовской страной. Это было стратегически неверным решением.


После смерти новый гетман переходит на польскую сторону и организует войну против России. Противостоять Швеции и Речи Посполитой царь не мог. Потеряв немало воинов, страны принимают решение о перемирии. Россия лишилась земель в Прибалтике.

Личная жизнь

В биографии царя Алексея Михайловича сказано о двух браках. Впервые в союз Романов вступил в юном возрасте. Супруга - дочь Милославского Мария. В 44 года женщина скончалась. Наследница известной фамилии оставила супругу 13 детей. Прошло менее двух лет, как по России пролетела новость – царь женился во второй раз. Женой стала Наталья Нарышкина. Молодая женщина подарила мужу троих детей.


Алексей Михайлович воспитывал 16 мальчиков и девочек. Только трое сыновей взошли на престол. Это , Иван V и . Замужество дочерей царь устроить не смог. Интересно, что дети от разных матерей не общались друг с другом. Историки утверждают о вражде между ними. В те времена фото отсутствовали, поэтому до наших дней дошли исключительно полотна с портретами царской семьи.

Смерть

Смерть настигла царя Алексея Михайловича Романова неожиданно. Незадолго до 47-го дня рождения у правителя случился сердечный приступ. Проблемы со здоровьем оказались смертельными для царя.


За два года до гибели Алексей Михайлович заявил во всеуслышание, что наследником престола в случае кончины правителя станет Федор.

Память

  • 1939 – « »
  • 1956 – «300 лет тому…»
  • 1988 – «Гулящие люди»
  • 2010 – памятник Алексею Михайловичу в Новом Осколе
  • 2011 – «Раскол»
  • 2013 – «Романовы. Фильм первый»

Вторым царем из династии Романовых на российском престоле стал сын Михаила Федоровича и его второй жены Евдокии Стрешневой – Алексей Михайлович, отец одного из крупнейших в истории России реформаторов Петра Великого. Более чем тридцатилетнее правление Алексея Михайловича было наполнено бурными событиями: многочисленными войнами и мятежами, воссоединением с Украиной и присоединением Сибири, восстанием Степана Разина и расколом в Русской Православной Церкви.

Вторая половина XVII века, на которую пришлось правление Алексея Михайловича, интересна историкам, прежде всего, как т.н. «допетровская» эпоха, подготовительная к крупным политико-экономическим преобразованиям, социокультурным нововведениями заимствованиям с Запада.

Это было время сосуществования двух культурных течений в жизни российского государства, принадлежавшее как «стародумам» – таким, как первые расколоучители, так и новаторам «западникам» – сторонникам просвещения, иностранных заимствований, торговых и дипломатических сношений с Европой. Целое поколение предшественников Петра выросло и прожило среди борьбы старых понятий с новыми веяниями, и вопрос об образовании и заимствованиях с Запада, по общему убеждению историков, определенно родился еще при отце Петра I. В этой связи сама личность царя Алексея Михайловича, его психологический портрет и жизненный уклад неоднократно становились предметом исследований многих известных ученых.

Выдающийся русский историк В.О. Ключевский писал, что Алексей Михайлович «вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины».

Царевич Алексей родился 19 (29) марта 1629 года и до пятилетнего возраста рос в тереме московского дворца, окруженный многочисленными «мамками». На шестом году он был передан на попечение «дядьки» – боярина Бориса Ивановича Морозова, под надзором которого прошел полный курс древнерусского обучения: вначале учился по букварю, специально составленному для него патриаршим дьяком по заказу дедушки, Патриарха Филарета; затем перешел к чтению часовника, псалтыри, изучал Деяния апостолов, в семь лет научился писать, а на девятом году с регентом дворцового хора начал разучивать «Октоих» – нотную богослужебную книгу, от которой перешел к изучению «страшного пения», т.е. церковных песнопений страстной седмицы, особенно трудных по своему напеву.

Царевич не был лишен и забав: среди игрушек будущего царя были конь «немецкого дела», детские латы, музыкальные инструменты, санки и салазки, любопытная для того времени новинка – «немецкие печатные листы», т.е. выгравированные в Германии картинки, которые использовались в качестве наглядного учебного материала Борисом Морозовым – одним из первых русских бояр, начавших проявлять интерес к западному просвещению. Вероятно, последний ввел и более смелое новшество в московский государев дворец: одел царевича Алексея и его брата Ивана в немецкое платье.

К 12 годам у царевича уже образовалась собственная маленькая библиотека из 13 томов – преимущественно подарков дедушки, дядек и учителей. Большей частью это были книги Священного Писания и богослужебные, но были среди них и изданные в Литве «Лексикон» и «Грамматика», а также «Космография». В целом образование Алексея Михайловича носило традиционный характер. Однако по окончании обучения он не утратил интереса к книгам и в дальнейшем уже по собственному желанию занимался самообразованием, много и постоянно читал, так что вскоре вошел в ряды тогдашних немногочисленных московских интеллектуалов.

К десяти годам царевич мог бойко прочесть в церкви Часы и не без успеха петь с дьячком на клиросе по крюковым нотам стихиры и каноны; при этом он до мельчайших подробностей изучил чин церковного богослужения, в чем мог поспорить с любым монастырским и даже соборным уставщиком.

На 14-м году жизни царевича торжественно «объявили» народу и боярам. Обряд «объявления» означал, что наследник престола, до того тщательно оберегаемый от чужих взоров и злых умыслов, представал перед придворными и народом как человек, достигший совершеннолетия и получивший право публичного участия в церемониях и государственных делах; это служило и гарантией от самозванства в любых его проявлениях. А в 16 лет, после смерти отца Михаила Федоровича, Алексей Михайлович взошел на российский престол. Едва молодому царю была принесена присяга, за которой должно было последовать венчание на царство, на Алексея обрушился новый удар: немногим пережив своего супруга, скончалась благоверная царица Евдокия Лукьяновна.

Григорий Седов. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем

В начале своего правления осиротевший юный царь находился под сильным влиянием своего бывшего наставника боярина Морозова, который, по сути дела, руководил всей работой государственного аппарата. Впоследствии, когда царь возмужал и из мальчика превратился в человека с определенным и даже оригинальным мировоззрением и сложившимися политическими взглядами, его царствование, по словам современников и общему мнению историков, характеризовалось еще более самодержавным правлением, чем у его отца.

Однако осознание самодержавности своей власти смягчалось набожной кротостью, глубоким смирением царя. «Лучше слезами, усердием и низостью перед Богом промысел чинить, чем силой и славой», – писал он одному из своих воевод. В письме князю Никите Одоевскому в 1652 г. он сообщал: «А мы, великий государь, ежедневно просим у Создателя и у Пречистой Его Богоматери и у всех святых, чтобы Господь Бог даровал нам, великому государю, и вам, боярам, с нами единодушно люди его световы управить вправду всем ровно».

Свое нахождение на престоле России Алексей Михайлович понимал, прежде всего, как ответственность за судьбу царства перед Богом, царское служение для него было сродни суровому святительскому служению.

Стремление укрепить царство и защитить веру, утишить «многи скорби праведных», по его словам, объяснялось не поиском неувядающей славы земного правителя, а необходимым условием для собственного спасения, «широким бо путем вводится душа грешных во врата лютого ада и узким душа праведных во врата в Царство Небесное». «Добиваюсь… чтобы быть не солнцем великим, а хотя бы малым светилом, малою звездою там, а не здесь», – писал царь.

Вскоре после восшествия на престол 17-летний Алексей Михайлович объявил о своем намерении жениться. По обычаю были собраны лучшие невесты, из которых царь выбрал Евфимию Федоровну Всеволожскую, дочь касимовского помещика, по словам современников, красавицу необыкновенную. Однако, когда ее впервые наряжали в царские одежды, то слишком туго затянули волосы, и она упала перед царем в обморок. За то, что «скрыли» болезнь, невесту и ее семью сослали в далекую Тюмень. Царь был крайне опечален, и, спустя некоторое время, не забыв о своей первой невесте, вернул ее из ссылки.

Народная молва объясняла случившееся кознями боярина Морозова, якобы нарочно опорочившего невесту перед государем из боязни, что новая царская родня оттеснит его от власти. Во всяком случае, боярин вскоре устроил женитьбу царя, сумев при этом еще более упрочить свое положение. У его помощника, Ильи Милославского, человека малородовитого, но не лишенного бойкости и способностей, были две красивые дочери. Морозов расхвалил их перед царем и устроил так, чтобы Алексей Михайлович смог их увидеть. 16 января 1648 года царь женился на приглянувшейся ему Марии Ильиничне Милославской. Сам же Морозов, человек по тогдашним понятиям старый, поскольку ему шел 58-й год, взял в жены годившуюся ему во внучки младшую сестру, Анну Милославскую, став, таким образом, царским свояком.

Заключенный по любви брак царя оказался счастливым. За 21 год замужества Мария Милославская родила Алексею Михайловичу 13 детей: пять царевичей и восемь царевен. Правда, царевичи рождались слабенькими и скоро сходили в могилу: первенец Дмитрий не прожил и года; Алексей, с которым были связаны большие надежды, умер, не достигнув 16 лет; Симеон – в 5 лет; ставшие царями Федор и Иван прожили дольше – Федор почти до 22 лет, Иван – до 29. Последний, Иван Алексеевич, соправитель Петра I, кроме телесной слабости, вероятно, страдал и умственной расслабленностью.

В.А. Лейбен. Царская невеста

Дочери Алексея Михайловича, напротив, отличались крепким здоровьем и относительным долголетием, правда, ни одна из них не вышла замуж. Что касается четы Морозовых, то у них, по едкому замечанию придворного врача, англичанина Самюэля Коллинза, бывшего в курсе многих дворцовых сплетен, вместо детей родилась ревность, которая «произвела на свет ременную плеть в палец толщиной».

Если об Алексее Михайловиче в его молодые годы имеются весьма скудные сведения, то о зрелом царе и московском дворе в более поздний период его правления современники оставили многочисленные свидетельства и многословные описания, из которых наибольший интерес для историков, как правило, представляют донесения и воспоминания иностранцев – австрийского посла Августина Мейерберга («Донесение Мейерберга», 1663 г. и «Путешествие в Московию», 1663 г.), секретаря германского императорского посольства Адольфа Лизека («Донесение о посольстве», 1670 г.), английского врача при царском дворе Самюэля Коллинза («О нынешнем состоянии России, 1671г.), курляндского путешественника Якова Рейтенфельса («Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии», 1676 г.). Также обширный материал дает сочинение перебежавшего в Швецию чиновника русского Посольского приказа Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича».

Кроме воспоминаний очевидцев до нас дошла значительная часть литературных сочинений самого царя Алексея – он очень любил писать, его одинаково занимала и польская война, и болезнь придворного, и хозяйство умершего патриарха, и вопрос о том, как петь многолетие в церкви, и садоводство, и мелкие ссоры в его любимом монастыре. Помимо большого числа писем как делового, так и личного характера, он сочинял стихи, составил подробный наказ своим сокольникам «Уложение сокольничья пути», пробовал писать мемуары и, по выражению историка С. Ф. Платонова, «имел даже привычку своеручно поправлять текст и делать прибавки в официальных грамотах, причем не всегда попадал в тон приказного изложения».

Современники описывают царя как человека весьма приятной наружности, пышущего здоровьем, добродушного, веселого нрава и даже склонного к озорству. Внешность государя сразу располагала к себе: в его голубых глазах светилась редкая доброта, взгляд этих глаз никого не пугал, но ободрял и обнадеживал.

Лицо государя, полное и румяное, окаймленное русой бородой, было добродушно, приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная фигура всегда сохраняла чинную осанку, которую царю придавало осознание значимости и святости своего сана.

Царь отличался благочестием, ревностно соблюдал все религиозные запреты и предписания, не был склонен к питию, слыл примерным семьянином. Любил охоту, лето почти постоянно проводил в живописном селе Коломенском. Алексей Михайлович ценил красоту в ее старомосковском понимании: постоянно строил и перестраивал свой деревянный дворец в Коломенском, стараясь придать ему совершенный вид, любил торжественную обрядность царских выходов, обедов, богомолья.

Валдайский монастырь. Москва. Конец XVII века

На протяжении всей своей жизни царь Алексей представлял образец набожности и благочестия: с любым иноком мог он поспорить в искусстве молиться и поститься. По сообщению С. Коллинза, в Великий и Успенский пост по воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам царь кушал раз вдень, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод – все без масла; по понедельникам, средами пятницам во все посты он не ели не пил ничего.

В церкви он стоял иногда «часов по пяти и по шести сряду, клал по тысяче земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи». Даже болезнь не всегда могла нарушить строгий порядок.

Ежедневные молитвенные упражнения, суровое постничество, горячее покаяние и неустанный душевный труд составляли значительную часть жизни царя. По мнению В. О.Ключевского, «это был истовый древнерусский богомолец, стройно и цельно соединявший в подвиге душевного спасения труд телесный с напряжением религиозного чувства».

Большинство современников отмечали кротость и милостивость царя, мягкость характера, уважение к человеческому достоинству в подданных. Так, австрийский посол Августин Мейерберг с удивлением писал о том, что этот царь при беспредельной власти своей над народом не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь. Иногда даже считают, что именно личные качества заслужили Алексею Михайловичу прозвание «Тишайшего», хотя в действительности «тишайший»(лат. clementissimus) – это почетный титул латиноязычного происхождения, впоследствии замененный в дипломатии французским«всемилостивейший» (фр. tresgracieux).

Но доброта, веселость и легкость характера и в самом деле отличали второго представителя Романовых на российском престоле. Алексей Михайлович первым начал ослаблять строгость заведенного при московском дворе чопорного этикета, делавшего столь тяжелыми и натянутыми придворные отношения. Он снисходил до шутки с придворными, ездил к ним запросто в гости, приглашал их к себе на вечерние трапезы, интересовался их домашними делами. Умение входить в положение других, понимать и принимать к сердцу их горе и радость было одной из лучших черт в характере царя. В пример этому часто приводятся его утешительные письма к князю Н.И. Одоевскому по случаю смерти сына и к А. Л. Ордину-Нащокину по поводу побега сына за границу.

Сын князя Одоевского, служивший воеводой в Казани, умер от горячки в 1652 году почти на глазах у царя. Царь сообщил об этом в письме старику отцу, подробно рассказывая о неожиданной смерти. Наряду с многочисленными словами утешений, он писал: «И тебе бы, боярину нашему, черезмеру не скорбеть, а нельзя, чтобы не поскорбеть и не поплакать, и поплакать надобно, только в меру, чтобы Бога не прогневить». Письмо завершалось припиской: «Князь Никита Иванович! Не горюй, а уповай на Бога и на нас будь надежен».

В 1660 г. сын видного дипломата и государственного деятеля Афанасия Ордина-Нащокина совершил тяжкое преступление – бежал из России в Польшу, а затем во Францию, прихватив с собой важные государственные документы и деньги. Отец беглеца был страшно сконфужен и убит горем, сам уведомил царя о своем несчастии и просил отставки. В такой ситуации он мог ожидать опалы и даже казни, но Алексей Михайлович прислал ему сочувственное письмо, утешая в постигшем горе: «Просишь ты, чтобы дать тебе отставку; с чего ты взял просить об этом? думаю, что от безмерной печали. И что удивительного в том, что надурил твой сын? от малоумия так поступил. Человек он молодой, захотелось посмотреть на мир Божий и его дела; как птица полетает туда и сюда и, налетавшись, прилетает в свое гнездо, так и сын ваш припомнит свое гнездо и свою духовную привязанность и скоро к вам воротится». Как ни странно, слова царя оказались вещими: «блудный сын» вернулся и покаялся. В 1665 году он получил в Риге царскую грамоту, в которой Алексей Михайлович уведомлял его о разрешении вернуться и о прощении: «Челобитье твое приняв милостиво, прощаем и обнадеживаем целу и без навету быти. Родитель же твой, зря нашу милость, близ нас пребывают». По мнению ряда исследователей, именно эти события вдохновили Симеона Полоцкого на создание одного из памятников древнерусской литературы – «школьную драму» для зарождавшегося театра под названием «Комедия притчи о Блудном сыне», пользовавшуюся особенным успехом.

При всей отзывчивости характера и природного благодушия Алексей Михайлович, тем не менее, отличался также вспыльчивостью, легко терял самообладание, часто давал излишний простор языку и рукам. На всех портретах царя присутствует некая суровость: сведенные брови, взгляд исподлобья. С. Коллинз, сообщая о взыскательности и требовательности государя, пишет, что царь порой гневен и недобр, потому что его окружают доносчики и бояре, «которые направляют ко злу его добрые намерения» и препятствуют ему стать «наряду с добрейшими государями».

В своем гневе Алексей Михайлович был легко отходчив, быстро и искренне переходя от брани к ласке. Даже тогда, когда раздражение государя достигало высшего предела, оно скоро сменялось раскаянием и желанием мира и покоя. Так, на одном из заседаний Боярской думы, вспыхнув от бестактной выходки своего тестя боярина Ивана Милославского, царь изругал его, побил и пинками вытолкал из комнаты. Однако добрые отношения между тестем и зятем от этого не испортились: оба легко забыли происшедшее.

В другой раз царь вспылил, когда один из придворных, Родион Стрешнев, отказался по старости «отворить» себе кровь вместе с царем (государь, почувствовав облегчение от кровопускания, предложил придворным последовать его примеру). Отказ показался Алексею Михайловичу проявлением высокоумия и гордости, за что он, вспылив, ударил старика: «Твоя кровь дороже, что ли, моей? или ты считаешь себя лучше всех?». После же он не знал, как задобрить и утешить почтенного придворного, просил мира и слал ему богатые подарки.

Двор при Алексее Михайловиче обрел невиданное прежде величие. Жизнь царя была подчинена исполнению тщательно продуманной, глубоко символичной обрядовости.

Вставал он рано – в четыре часа утра, молился, с особым тщанием поклоняясь иконе того святого, чья память отмечалась в этот день. Затем шел на церемониальное свидание с царицей. После заутрени занимался государственными делами: «сидел» с боярами. В определенный час вместе с ними шествовал к обедне.

Если на этот день приходился церковный праздник, царская одежда менялась – Алексей Михайлович надевал золóтное платье вместо бархатного. После обедни царь выслушивал доклады бояр и приказных людей. Пополудни дела оставлялись – начинался царский обед, как правило, довольно продолжительный. Отобедав, царь, как всякий русский человек, должен был поспать до вечерни. После ужина он проводил время в кругу семьи и друзей, за игрой в шахматы или слушая рассказы бывалых людей о старине и неведомых странах. Иноземцы также сообщают о склонности царя работать по ночам: «Царь по ночам осматривает протоколы своих дьяков. Он проверяет, какие решения состоялись и на какие челобитные не дано ответа».

Выезд на богомолье

Алексей Михайлович находился в постоянном движении. Многие недели его жизни заполняли бесчисленные перемещения, переезды, походы – чаще всего, не особенно далекие, в подмосковные дворцовые села и охотничьи угодья Коломенское, Хорошево, Остров, Чертаново, Воробьево, Преображенское, Покровское, Измайлово; реже – более отдаленные богомольные походы в монастыри, куда добираться надо было несколько дней. Выезды царя обставлялись с необычайной торжественностью: даже если государь покидал Кремль на несколько часов, чтобы посмотреть на кулачные бои на Москве-реке, составлялся специальный указ, кому на время его отсутствия «государство ведать».

Правление Алексея Михайловича стало временем расцвета придворного и церковного церемониала Московского царства, который приобрел особую монументальность и знаковость. По мнению одного из биографов, Алексей Михайлович, будучи человеком долга и живой веры, смотрел на свое участие в церковных и придворных церемониях как на нечто, предначертанное ему свыше, как на прямое царское служение, не менее важное, чем охрана границ или справедливый суд. Непременный участник главнейших светских и церковных церемоний и праздников, царь придавал им особый блеск и торжественность, вмешивался в их ход, составлял речи, распределял роли и даже занимался их «оформлением». «Обыкновенные» царские выходы к обедне и богомольные выходы в праздничные дни Алексей Михайлович чаще всего совершал пешком. Иногда, в непогоду или зимой, ему подавали карету, сани, на которых он мог вернуться во дворец по окончании церемонии или добраться до места праздника, если тот происходил далеко от дворца. Само облачение царя и число смен платья свидетельствовали о «ранге события». В большинстве случаев именно по описанию светских торжеств и церковных служб с участием Алексея Михайловича историки могут воссоздать церемониал московского двора и предположить,каким он был в ранние времена.

По большим церковным праздникам, в канун царских именин и в поминальные дни случались царские выходы «с государевым жалованьем» к нищим, в богадельни и тюрьмы. Алексей Михайлович собственноручно раздавал деньги узникам и колодникам, а некоторых тут же отпускал на свободу.

Раздача обыкновенно начиналась очень рано: царь подымался за два-три часа до рассвета и в сопровождении нескольких лиц отправлялся с милостыней. Суммы затраченных средств и число «пожалованных милостью» людей при этом достигали очень внушительных цифр. Особенно крупными были раздачи в Великий пост, прежде всего, в Страстную неделю, а также на Пасху, когда отворялись двери острогов и тюрем и сидельцам объявляли: «Христос воскрес и для вас». От царского имени всех одаривали пасхальными яйцами, одеждой и милостынею для разговенья.

Вообще, для Алексея Михайловича, как и для всякого жителя средневековой Руси, Воскресение Христово являлось самым светлым праздником. В навечерие Светлого праздника царя, по воспоминаниям современников, не покидало приподнятое настроение, он был светел, добр и весел. По традиции Алексей Михайлович отправлялся слушать полунощницу в Престольную комнату Теремного дворца. Праздничная пасхальная заутреня завершалась христосованием, царь первым подходил к Патриарху поздравлять и христосоваться. Затем Алексей Михайлович христосовался с архиереями и жаловал к руке священнослужителей низшего ранга, при этом одаривая каждого пасхальными яйцами. Далее к царю строго почину подходили придворные.

Церемонию открывали ближние бояре и заканчивали московские дворяне, все одетые в золотные кафтаны. Алексей Михайлович, сообразуясь со знатностью, чином и личным отношением к каждому, давал куриные, гусиные или даже точеные деревянные яйца в разных количествах. По окончании церемонии царь шел в Архангельский собор и «христосовался с родителями», т.е. кланялся гробам предков и возлагал на гробницы пасхальные яйца. Затем он отправлялся в обход кремлевских соборов и монастырей, прикладывался к иконам и иным святыням, одаривая яйцами и тамошнее духовенство. По возвращении во дворец Алексей Михайлович христосовался с родными.

На Светлой неделе, чаще всего в среду, Алексей Михайлович принимал в Золотой палате Патриарха с властями, которые приходили к нему с приношением. Патриарх благословлял царя образом и золотым крестом, подносил кубки, дорогие материи, соболиные меха. Подарки получали и все члены царского семейства. Те из церковных иерархов, которые не могли участвовать в церемонии, и все крупные монастыри обязательно направляли из своих областей дары – образа святых, пасхальные яйца и т.н. принос – «великоденский мех меда» (мех – это сосуд, типа кожаного мешка. В мехах в старину хранили разные жидкие продукты – прим. автора) и золотые. В эти дни крестным ходом к царю приходило московское белое духовенство и монастырские власти с приносом – хлебом и квасами. С символической данью царю золотыми монетами у Алексея Михайловича появлялись также гости и торговые люди. Вообще, в продолжение пасхальных дней государя посещали сотни людей из разных сословий и чинов. В большинстве случаев они, торопливо кланяясь, прикладывались к руке и получали пасхальный подарок. По подсчетам исследователей, на Пасху одних только крашеных яиц для раздачи царю требовалось до 37 тысяч.

Важным праздником для русских подданных были царские именины. В этот день все работы были запрещены, торговые ряды замкнуты, а в церквях не играли свадеб и не отпевали покойников.

Современники оставили несколько описаний именин Алексея Михайловича. В день царских именин отмечался и праздник св. прав. Алексия, поэтому утро царя начиналось с поездки в Алексеевский девичий монастырь, где он с придворными и высшим духовенством присутствовал на праздничной Литургии. Выезд отличался богатством нарядов и многочисленностью участников. Алексей Михайлович ехал в высокой черной лисьей шапке и в кафтане, украшенном драгоценными камнями.

Просители в великом множестве протягивали царю челобитные, которые, «если он прикажет», принимали придворные. По возвращении во дворец царь угощал близких именинным пирогом. Поскольку это были дни Великого поста, именинный стол устраивался довольно редко. В знак особого уважения Алексей Михайлович иногда отправлялся с именинным пирогом к Патриарху. Боярам, придворными иностранным гостям именинные пироги раздавались в столовой или в передней Теремного дворца.

Частью придворного церемониала являлись и выезды царя на охоту – красочное и завораживающее действие. Алексей Михайлович был заядлым охотником, особенно любил соколиную охоту, на которую готов был отправляться на любое время. Царь овладел охотничьим ремеслом до тонкостей, с одного взгляда угадывал качество птицы, хорошо знал своих кречетников, сокольников и ястребников. Царский соколиный двор в селе Семеновском производил впечатление даже на иностранцев: одних сокольников насчитывалось около ста человек, число птиц превышало три тысячи. Здесь были соколы, кречеты, челиги, копчики, ястребы и, по всей видимости, даже орлы. В кречатне имелись экзотические красные и белые ястребы. Кроме хищных птиц, на дворе жили лебеди, гуси, журавли, цапли. В Семеновском же Алексей Михайлович расположил самый большой из своих зверинцев. Здесь было много медведей и прирученных, и диких, которых держали для боев, травли и иных увеселений.

Еще одним сильным увлечением царя было занятие хозяйством. Местом для его хозяйственных опытов служило подмосковное владение в селе Измайлово, где Алексей Михайлович завел образцовые поля и сады и выращивал виноград, арбузы и даже тутовые деревья. Кроме полеводства и садоводства царь завел в Измайлове обширное огородничество, скотные, птичьи, пасечные дворы. В хозяйственный комплекс входили разнообразные постройки, каменные риги для хранения урожая, семь мукомольных мельниц. Для постоянного напора воды была создана система из 37прудов. В довершение ко всему работали льняной и стеклянный заводы, а продукция последнего шла даже на продажу.

Увлечения Алексея Михайловича не исчерпывались охотой и интересом к хозяйствованию. Царь равно получал удовольствие и от чтения, и от шахмат, и даже от грубоватой и незамысловатой придворной потехи. Он очень любил слушать церковные песнопения, сам писал тексты распевов. Общая численность царского хора, куда было чрезвычайно трудно попасть, достигала 180 человек. При дворе звучал и орган.

В 1671 году овдовевший Алексей Михайлович женился во второй раз – на 19-летней Наталье Кирилловне Нарышкиной, воспитывавшейся в доме царского приближенного боярина Артамона Матвеева, где, как считается, ее и увидел царь. От этого брака родились две дочери и сын, в живых остались двое: будущий царь Петр I и дочь Наталья. Под влиянием своей второй жены и боярина Матвеева царь разрешил завести при дворе новинку – «комедийную хоромину». Так произошло рождение русского театра. Выстроенная театральная сцена представляла собой полукружие с декорациями, занавесом и оркестром, состоявшим из органа, труб, барабана, флейт, скрипки и литавр. Представление шло обычно несколько часов. Царь сидел на возвышении, его место было обито красным сукном. В духе азиатских обычаев молодая царица Наталья Кирилловна смотрела спектакль сквозь решетку закрытой от посторонних глаз галереи.

Таким образом, несмотря на доминирование в жизни второго царя из Дома Романовых старорусских традиций и векового церемониала, он все же жил в такое время, когда российское общество неотступно сближалось с европейской культурой. Вопрос о том, что, как и в какой мере следует заимствовать на Западе, и надо ли заимствовать вообще, приобретал характер общенациональной проблемы.

При таких обстоятельствах нежелание Алексея Михайловича делать однозначный выбор между стариной и новшествами, резко порвать с первой или категорически отказаться от последних, ставилось ему в вину последующими поколениями историков и вызывало обвинения в пассивности характера, недостатке таланта государственного деятеля, неспособности встать во главе реформаторского движения.

С другой стороны, неоспоримым является тот факт, что царь Алексей существенно способствовал успеху преобразовательного движения, дав возможность первым реформаторам почувствовать себя свободно, проявить свои силы, и открыл просторную дорогу для их деятельности.

По выражению В. О. Ключевского, Алексей Михайлович своими часто беспорядочными и непоследовательными порывами к новому и своим уменьем все сглаживать и улаживать «приручил пугливую русскую мысль к влияниям, шедшим с чужой стороны» и создал преобразовательное настроение.

Литература

Андреев И. Л. Алексей Михайлович. М., 2003.
Витсен Н. Путешествие в Московию 1664–1665. Дневник. СПб., 1996.
Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Т. I. Ч. II. М., 2000.
Забелин И. Е. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856.
Заозерский А. И. Царская вотчина XVII века. М., 1937.
Иловайский Д. И. История России. Сочинения. Алексей Михайлович и его ближайшие преемники. М., 1905. Т. 5.
Ключевский В. О. Сочинение в девяти томах. Курс русской истории. Ч. 3. М., 1988.
Коллинс С. Нынешнее состояние России // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 1997.
Костомаров Н. Русские инородцы. М., 1996.
Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1906.
Мейерберг А. Путешествие в Московию // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 1997.
Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. М., 1994.
Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Москву в XVII веке. СПб., 1898.
Платонов С. Ф. Царь Алексей Михайлович (Опыт характеристики) // Исторический вестник, 1886. Т. 24. № 5.
Преображенский А. А. Алексей Михайлович // Преображенский А. А., Морозова Л. Е., Демидова Н. Ф. Первые Романовы на Российском престоле. М., 2000.
Пресняков А. Е. Царь Алексей Михайлович // Российские самодержцы. М., 1990.
Рейтенфельс, Яков. Сказания герцогу Тосканскому о Московии // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников
XVII–XX вв. М., 1997.
Сказание Адольфа Лизека о посольстве от императора Римского Леопольда к великому царю Московскому Алексею Михайловичу в 1675 году. СПб., 1837.
Соловьев С. М. Сочинения. М., 1991. Кн. VI.
Талина Г. В. Царь Алексей Михайлович: личность, мыслитель, государственный деятель. М., 1996.
Царь Алексей Михайлович. Сочинения // Московия и Европа. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 2000.


Top