История новодевичьего монастыря

Один из самых известных и замечательных по своей архитектуре Новодевичий монастырь был основан в XVI в. на Девичьем поле (иначе именовавшимся Самсоновым лугом). В 1523 г. было выдано из великокняжеской казны 230 кг серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами.

Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое – с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.


Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

Главный собор монастыря – в честь Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен в 1524-1525 гг. и закончен к престольному празднику (28 июля). По некоторым данным, его приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве.

Собор с трех сторон окружен закрытой галереей; в интерьере – росписи XVI и XVII вв., пятиярусный резной иконостас (1683 – 1685 гг., мастер К. Михайлов и др.) с иконами работы С.Ф. Ушакова и др. мастеров Оружейной палаты.

Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось достаточно ясных сведений.

Икона Богоматери именуемая «Смоленская» представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». Существует также и другое объяснение наименования этой иконы.

Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 г. за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»).

После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особое место занимает избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии». Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».

Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой… Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену. Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.

Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его туфли и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.

История Новодевичьего монастыря связана с такими историческими именами, как Борис Годунов и его сестра Ирина Федоровна, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI в. при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен.

Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни – круглые, в стенах – квадратные. Верха их были украшены зубцами. Сохранились также другие постройки XVI – XVII вв.: палаты царицы Ирины с церковью Амвросия, кельи, стрелецкие караульни. Увы, эти красивые плстройки не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время – ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским.

Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.

В период царствоавания Софьи Алексеевны здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая шестиярусная колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову, высота 72 м; 1689 – 1690 гг.), надвратные церкви Преображения (северная) и Покрова (южная) с примыкающими к ним Лопухинскими и Мариинскими палатами (1683 – 1688 г.), обширная бесстолпная трапезная с церковью Успения (1685 – 1687 гг.).

Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689 г. заключена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698 г. под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704 г. Софья – не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I.

Вообще монастырь был «знатным» – послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь. В 1724 г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта, обучали девочек плетению голландских кружев.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря.

Самое раннее из сохранившихся надгробий – белокаменная плита боярыни Ирины Захарьиной-Юрьевой датируется 1533 г. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (ум. 18 ноября 1548 г.), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей.

Среди похороненных встречаются такие громкие имена, как А.П. Чехов, С.М. Соловьев, Д.В. Давыдов, А.С. Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и др. В 1898-1904 гг. было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П. Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры (до «реконструкции» на территории старого кладбища насчитывалось свыше 2,5 тысяч захоронений).

В 1922 г. Новодевичий монастырь (как и многие другие) был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926 г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал.

С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д. Барановский. В 1992 г. здесь была установлена мемориальная доска с его именем. В 1994 г. монастырь снова стал действующим. Это единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Монастырской общине были переданы не все здания – часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря.
Сегодня некрополь Новодевичьего монастыря поражает обилием и разнообразием оригинальных скульптурных памятников: реалистические или поэтические скульптурные портреты, скульптуры, надгробия с элементами осмысления деятельности, творчества, жизни человека в целом, главная цель его существования, рельефные и графические портреты и мн.др.

Скульптурные надгробия – интереснейший пласт нашей культуры, еще недостаточно изученный и недостаточно освещенный в трудах искусствоведов. Уникальная особенность Новодевичьего некрополя еще и в том, что выдающимся деятелям культуры надгробия делали не менее достойные и одаренные художники.

Новодевичий монастырь - один из самых удивительных по красоте архитектурных ансамблей Москвы. Монастырь расположен на юго-западе города, на своеобразном полуострове, окруженном с трёх сторон рекой Москвой, и представляет собой ансамбль из 14 зданий, включающих жилые и хозяйственные постройки, колокольни, церкви.

Новодевичий женский монастырь был основан 485 лет назад , в 1524 году в пригороде Москвы в урочище Лужники на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом).

Название Девичьего поле получило потому, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий на нем отбирали русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.

Это место находилось на перекрестке городских путей : сухопутной Смоленской дороги с востока и водного пути по реке Москве с запада. Окруженный высокими неприступными стенами, монастырь был призван стать не только Домом молитвы, но и крепостью на пути к Москве.

Основание монастыря произошло по указу князя Василия III - в честь взятия в войне с литовцами Смоленска. Также Великий князь повелел главный соборный храм освятить в честь чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери "Одигитрия".

Икона Божьей Матери "Путеводительница" (по-гречески "Одигитрия"), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и сначала находилась в Иерусалиме. Затем ее перенесли в Царьград (Константинополь, столицу Византийской империи), где императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с нею одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке византийский император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за черниговского князя Всеволода. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, после чего икона и получила наименование Смоленской.

В XIV веке "Одигитрия" была перенесена в Москву . Но в XV веке жители Смоленска, находясь под властью Польши, попросили вернуть икону их городу. Икону из Москвы в Смоленск провожали торжественно, с крестным ходом. Прощальный молебен был совершен на Девичьем поле.

Монастырь получил наименование "Пречистые Одигитрии Нового девичьего" , или Новодевичьего, - в отличие от старого девичьего монастыря, существовавшего в Кремле с конца XIV в. Название обители также производят от фамилии первой игумении схимонахини Елены Девочкиной. Существовало второе название монастыря - Богородице-Смоленский.

Изначально стены и башни монастыря были деревянными. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

К XVII веку территория Новодевичьего монастыря была окружена кирпичными стенами с 12 башнями. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни - круглые, в стенах - квадратные. Верха их были украшены зубцами.

В стенах были сделаны бойницы - отверстиями для стрельбы. Монастырские стены были украшены каменной резьбой.

Большая часть ныне существующих зданий монастыря относится ко второй половине XVII века и является прекрасным образцом стиля "московское барокко".

Главный собор монастыря, названный в честь Смоленской Иконы Божией Матери, был возведен в 1524-1525 годах и закончен к престольному празднику 10 августа (по старому стилю 28 июля). День освящения собора считается датой основания Новодевичьего монастыря. Соборный храм монастыря построен по образцу Успенского собора Кремля.

В 1525 году в храм перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе.

Роспись стен собора относится к 1526‑1538 годам, сводов — ко времени правления Бориса Годунова. В XVII и XVIII веках фрески Смоленского собора неоднократно обновлялись.

Над главным входом в обитель в 1683-1685 годах была возведена церковь Преображения Господня. В то же время была построена шестиярусная колокольня высотой 73 метра. Также в конце XVII века над южными воротами монастыря возвели церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К юго-западу от Смоленского собора в 1685-1687 годах была отстроена старинная трапезная с церковью Успения.

Успенский трапезный храм был перестроен в начале XIX века: разобрана открытая галерея, первоначально окружавшая весь храм, сделаны крытые пристройки с лестницами, пятиглавие заменено одной главой.

Основные здания (собор, колокольня, трапезная) поставлены в одну линию и образуют панораму, широко открывающуюся при входе в монастырь. Небольшая площадь перед собором фланкирована вспомогательными корпусами.

Новодевичий монастырь являлся богатейшим монастырем Москвы , пользовался покровительством русских царей и владел обширными земельными угодьями.

Расположенный в излучине реки Москвы у трех переправ (у Дорогомилова, Крымского брода и Воробьевых гор), монастырь играл оборонительную роль, защищая Москву с юго-запада: когда в 1591 году к Москве подошла орда крымского хана Казы-Гирея, отрядам стрельцов, расположившимся в монастыре, удалось предотвратить переправу неприятеля через реку. Но и самим монахиням монастыря пришлось однажды оказать сопротивление врагу. Это случилось в 1812 году, когда Наполеон, отступая из Москвы, пытался взорвать монастырские постройки. Тогда монахини обезвредили заложенные заряды.

В XVI-XVII веках монастырь был местом пострижения в монахини представительниц царской династии , а также богатейших боярских и дворянских родов того времени, причем эти женщины получали затем право быть похороненными на территории монастыря.

В Новодевичьем монастыре приняли постриг первая русская "самодержавная" царица Ирина Годунова, царевна Софья (после неудачного заговора против Петра I); в Новодевичьем монастыре провела последние годы жизни первая жена Петра I ‑ Евдокия Лопухина. Гробницы Софьи и Евдокии сохранились и находятся в Смоленском соборе монастыря.

Некрополь , возникший в монастыре в XVI веке, в последующем существенно расширился, и здесь стали погребать также выдающихся государственных деятелей, героев войн, ученых, писателей и т.д.

На территории Новодевичьего монастыря похоронены поэт Денис Давыдов, историк Сергей Соловьев, писатели Иван Лажечников и Михаил Загоскин, генерал Алексей Брусилов. Похоронены здесь и многие участники Отечественной войны 1812 года. Непосредственно к Новодевичьему монастырю примыкает обнесенное стеной Новодевичье кладбище, где погребены известные деятели культуры и политики.

После Октябрьской революции Новодевичий монастырь упразднили, но в 1922 году объявили музеем, что позволило сохраниться уникальному архитектурному ансамблю монастыря почти нетронутым. С 1934 года Новодевичий монастырь ‑ филиал Государственного исторического музея. В музее функционирует целый ряд экспозиций, проводятся тематические экскурсии.

В 1944 году в стенах Новодевичьего монастыря начали работу , позже переведенные в Троице-Сергиеву Лавру как Московские Духовные академия и семинария.

В 1945 году Успенский собор был возвращен церкви. С 1964 года при Успенском храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского.

Монашеская жизнь на территории Новодевичьего монастыря возобновилась в 1994 году, а с 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.

В Новодевичьем монастыре Смоленский собор и многие корпуса находятся в ведении музея, а женский монастырь в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского. В монастыре располагается Московское областное епархиальное управление. Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря дошел до наших дней практически в неизменном виде. Ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался перестройкам и реконструктивному вмешательству, здесь отсутствуют воссозданные объекты, ведутся только реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью: он являлся и поныне является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района Москвы.

Современные охранные статусы монастырского ансамбля: особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (с 1991 года) и памятник архитектуры федерального значения (с 1995 года).

В 2004 году, когда Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет, его архитектурный ансамбль был включен в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.


Новодевичий монастырь в Москве расположен в излучине Москвы-реки. в Хамовниках, на Девичьем поле. Поле было названо Девичьим, потому что, по преданию во времена татаро-монгольских нашествий здесь отбирали русских девушек для Золотой Орды. Приставка «Ново» была необходима, чтоб отличить Новодевичий монастырь от существующего в то время Стародевичьего Вознесенского монастыря в Кремле. Название обители иногда объясняют фамилией первой игумении монахини Елены Девочкиной. Также существовало второе название обители - Богородице-Смоленской. Новодевичий монастырь в Москве – это один из самых известных русских женских православных обителей.

Новодевичий монастырь в Москве – из истории

Обитель была основана в 1524 году отцом Ивана Грозного великим князем Василием III в честь взятия Смоленска. Возвращаясь из похода после успешного освобождения от столетнего господства литовцев, князь Василий заложил деревянную церковь. В 1525 году копию иконы Смоленской Божьей Матери - заступницы русского войска перенесли с крестным ходом в монастырскую соборную церковь. Этот год и считается датой основания обители. Как и другие храмы-крепости, имеющие высокие неприступные стены, обитель была призвана стать не только Домом молитвы, но и крепостью на пути к столице с юга. В Смутное время обитель была разорена и несколько раз переходила из рук в руки. Здесь пребывали многие известные люди того времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы и сестры. И все они при пострижении жертвовали обители свои драгоценности и сбережения. После смерти царя Федора Иоанновича его вдова царица Ирина приняла здесь постриг под именем Александры. В обитель отправился и ее брат – Борис Годунов. Сюда пришли просить Бориса стать во главе государства. Здесь он принял избрание на царство.

После поражения в политической битве с Нарышкиными царевне Софье приказали поселиться в обители как живущей на покое (не в качестве постриженной монахини). Ее единомышленники, мятежные стрельцы, были казнены у стен обители. Здесь были заточены и другие сестры Милославские – Екатерина, Мария и Федосья. Сюда отправили и первую жену Петра I и мать царевича Алексея Евдокию Лопухину. Гробницы Софьи и Евдокии находятся в Смоленском соборе.

Воины-французы в 1812 году хотели взорвать обитель. Монахиня Сара вовремя погасила фитили, тлевшие у бочек с порохом, и спасла обитель. Внутри обители похоронены поэт-партизан Д.В.Давыдов и некоторые декабристы, историк С.М.Соловьев и его сыновья - философ Владимир Соловьев и писатель Всеволод Соловьев. В 1898–1904 гг. в южной части было устроено «новое кладбище», обнесенное новыми стенами. В 1922 году обитель была закрыта и здесь создали Музей раскрепощения женщины, затем - Историко-бытовой и художественный музей. Открытие музеев позволило сохранить архитектурный ансамбль почти неизменным. С 1934 года Новодевичий монастырь являлся филиалом Государственного исторического музея. В 1943 году здесь открылись богословские курсы, а затем - Богословский институт. В 1994 году была возобновлена монашеская община. Ансамбль с 1995 года является памятником архитектуры федерального значения. В 2004 году обители исполнилось 480 лет и ее архитектурный ансамбль был включен в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Новодевичьего монастыря в Москве

Обитель представляет собой ансамбль из 14 зданий, включающий 8 храмов (собор, 4 церкви, колокольня с церковью Варлаама и Иоасафа и две часовни), а также жилые и хозяйственные постройки. Иногда обитель называют московским Кремлем в миниатюре. Изначально стены и башни обители были деревянными. Ворота были только южные.

Самое старое его здание в обители – собор Смоленской иконы Богоматери, построенный в 1524–1525 гг. по образцу Успенского собора Кремля. Примечателен своими замечательными росписями и резным иконостасом 17 века. Картины расположены в несколько ярусов и посвящены, в основном, святым воинам и русским князьям, чудесам Смоленской иконы Богоматери. В росписях прослеживается идея Москвы как третьего Рима. Пятиярусный резной главный иконостас собора покрыт позолотой. Он был сделан по заказу царевны Софьи мастерами Оружейной палаты. Территория Новодевичьего монастыря окружена кирпичными стенами с 12 башнями, построенными в конце 17 века по образцу Московского Кремля: круглые угловые башни и квадратные - в стенах. Сверху они были украшены зубцами. В стенах были сделаны бойницы - отверстия для стрельбы.

С 1683-1688 гг.были построены надвратные церкви - Преображенская (над главным входом в обитель) и Покровская (над южными воротами) и примыкающие к ним Лопухинские и Мариинские палаты. В 1685-1687 гг. строится старинная трапезная с церковью Успения. В начале XIX века в Успенском трапезном храме разобрали открытую галерею, сооружены пристройки, а пятиглавие заменено одной главой. Уникальность архитектуры трапезной состоит в том, что сводчатый потолок ее, площадью 393 кв.м не имеет ни одной опоры. В 1689-1690 гг. была сооружена 6-ярусная 8-угольная 72-метровая колокольня в стиле нарышкинского барокко, вторая по величине в столице после колокольни Ивана Великого. Об этой колокольне великий зодчий Василий Бажов сказал: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря более обольстит очи человека, вкус имущего". Все эти постройки были сооружены во времена Софьи при ее деятельном участии. Она словно предчувствовала, что здесь ей придется находиться с 1689 года и до конца дней. Все эти здания выполнены в кирпиче с белокаменными вставками, в духе русского барокко. Основные здания обители – собор, колокольня и трапезная расположены на одной линии и образуют панораму. Ансамбль является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района столицы.

Новодевичий монастырь в Москве – информация для туристов

10 августа (28 июля по старому стилю) в 1525 году было установлено празднование в честь чудотворного образа Одигитрии Смоленской в память возвращения Смоленска России. С тех пор ежегодно совершается всероссийское празднество. В этот день осуществляется крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Соборный храм в честь иконы божией матери Смоленская открыт только летом.

Новое кладбище, расположенное рядом с обителью, по своему политическому престижу уступает только Кремлевской стене. Сюда перенесли некоторые памятники и останки известных людей с других кладбищ. Здесь похоронены Н.С. Аллилуева и Н.С. Хрущев, М.А.Булгаков и И.Г.Эренбург, К.С.Станиславский и многие другие известные деятели. Памятники - надгробные скульптуры выполняли С.Т. Коненков и С.Д. Меркуров, В.И.Мухина и Э.И.Неизвестный.

Новодевичий монастырь в Москве – один из старейших и красивейших монастырских архитектурных ансамблей России. 22 марта 2010 года Новодевичий монастырь в Москве передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии. В пресс-службе Московской патриархии утверждают, что музей не изгоняется на улицу и продолжит функционировать.

В историческом месте, именуемом Девичьим полем, и не перестает привлекать своей красотой и многовековой историей нескончаемый поток туристов и паломников.

Тайными событиями и легендами овеян Новодевичий монастырь. В Москве, где находится древняя обитель, во времена татарского ига русские люди собирали дань для Золотой орды. Дань татарам платилась не только золотыми монетами и мехами. Именно сюда приводили русских девушек-красавиц, чья судьба предопределена была временем порабощения. С тех пор поле называли Девичьим, а земля здесь, видевшая нескончаемое горе, осталась пропитанной слезами. Здесь и был заложен Новодевичий монастырь в Москве, история основания которого уходит вглубь веков, ко времени укрепления могущества Руси.

Пришло время объединения московских земель

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь начинает свою историю с 1524 года, а появление его обязано знаковому событию для Руси - завершению объединения Московского государства. Великий Московский князь Василий III, именуемый «собирателем земель русских», олицетворял собой и наследование византийских императоров, и защиту православия от иноверцев.

Великое объединение земель на Руси завершилось освобождением из-под литовского господства Смоленска - города, имевшего стратегическое значение для русского государства. Историческая битва произошла в 1514 году, а через 10 лет, выполняя свое обещание, данное перед походом на Смоленск, князь основал монастырь с храмом, освященным иконой Смоленской Божией Матери Одигитрии («Путеводительницы»).

Великий путь Смоленской иконы

Икона Смоленской Божией Матери добралась до русской земли еще в XI веке, до появления Московии. По преданию, написанная при земной жизни Богородицы апостолом Лукой, она прошла долгий путь из древнего Иерусалима в византийскую столицу Константинополь, а затем уже к русскому князю Всеволоду Ярославичу. Ей суждено было стать святыней рода русских князей. И долгое время чудотворный образ бережно хранился в Богоматери. С этого времени она именовалась иконой Смоленской Божией матери, а город теперь хранила от бед Пресвятая Богородица. В летописях XIII века особо описывалось чудо, сотворенное иконой, когда она уберегла Смоленск от нашествия войска Батыя.

С 1398 года чудотворный образ находился в Московии. Ее привезла Софья Витовтовна, супруга московского князя Василия I. Во время визита в Смоленск к отцу, литовскому князю, Софья получила благословение родителя и наставление хранить икону у себя. Место ей было определено в Благовещенском соборе Кремля.

Долгие годы послы из Смоленска обращались с просьбой к Василию III о возвращении иконы. Но только решение об объединении земель русских и желание привлечь жителей Смоленска на сторону русского князя позволило этому событию свершиться.

Прежде чем отправить святыню в долгий путь к Смоленску, по велению князя с иконы сняли точный список, который был оставлен в Благовещенском соборе. В Новодевичий монастырь в Москве, где находится сегодня список с иконы, он попал в 1525 году.

В Смоленск святыню провожали крестным ходом от стен Кремля к Саввину монастырю. И только после великого молебна она двинулась по смоленской дороге.

Это знаковое событие с тех пор ежегодно отмечается праздничными службами и крестным ходом к месту, где сегодня раскинулся Новодевичий монастырь. Москва, Россия, все православные русские славят 28 июля икону Смоленской Божией матери. На этом месте, уже после победоносной битвы за Смоленск, была заложена первая деревянная церковь новой обители.

Как появилось название монастыря на Девичьем поле

Монастырь свое название «Новодевичий» получил неслучайно. К началу XVI века Москва уже имела две женских обители - старейший Зачатьевский монастырь, именуемый тогда Стародевичьим, и располагавшийся на территории Московского Кремля Вознесенский. Первоначальное название монастыря на Девичьем поле, упомянутое в летописях 1598 года, - Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.

Существует и другая версия появления названия. Настоятельницей монастыря была посвящена схимонахиня Елена, старица и подвижница Суздальско-Покровского монастыря. Из Суздаля в новый монастырь игуменья отписала и 18 монахинь, верой и правдой служивших ей во всех начинаниях. Жизнь монахинь в обители основана была на принципах старого общежития и подчинялась строгому уставу. До нынешних времен сохранился уникальный рукописный документ, составленный настоятельницей Новодевичьего монастыря, - устав и распорядок женской обители начала XVI века.

Старица Елена слыла «всеизрядной учительницей девственного чина» и имела у прихожан прозвище Девочкина из-за особого внимания к попечительству девиц. Любовь и опека над ними со стороны настоятельницы были столь велики, что она закрепилась в старомосковском названии приюта для женщин.

Из истории Новодевичьего монастыря известно, что во времена Петра I здесь был организован приют для младенцев-девочек, рожденных незаконно. Монахини растили и воспитывали их в строгости, прививая им покорность и послушание. Именно Петру I принадлежала мысль обучать послушниц монастыря плетению кружев на голландский манер. Приют стал первым прообразом будущего Московского воспитательного дома для девиц высоких сословий.

Историю обители для женщин и приюта для девочек-сирот впоследствии продолжил и Воскресенский Новодевичий монастырь, основанный по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1746 году. В то время она решила перенести опыт московских монахинь в Санкт-Петербург. А особой популярностью эта обитель стала пользоваться в годы расцвета монашества среди женщин в XIX веке.

Одна из версий причин основания монастыря

Историки почти единодушно сходятся во мнении, что одной из причин основания нового женского монастыря была и личная драма Василия III. Параллель проводится между строительством монастыря и бракоразводным процессом князя. Выбранная им Соломония Сабурова за 20 лет брака не смогла подарить князю наследника. Опасаясь своих братьев, претендующих на правление, он добился разрешения от церкви на повторный брак. Не справившуюся со своим супружеским долгом жену Соломонию Василий III насильно заставил принять постриг и сослал ее в Рождественский монастырь. В 1525 году ее окрестили Софией.

Многие историки считают, что Новодевичий монастырь в Москве, где находится список Смоленской иконы, был предназначен именно для Соломонии. А Василий III, «первопроходец» из монархов в насильственном отдалении жены за стены монастыря, пытался тем самым смягчить свою вину.

От Кремля до Новодевичьего монастыря было всего три версты. Но перебраться в живописное место близ Москвы инокиня София так и не смогла, проведя отпущенные ей дни в Суздали, за стенами Покровского Своей праведной жизнью она заслужила причисление к святым, и сегодня почитается верующими как София Суздальская Преподобная.

Годуновы в Новодевичьем монастыре

Печальную практику ссылок особ царских фамилий продолжил Иван Грозный. Он спрятал сюда вдов своего брата и собственного сына. Монастырь принял и вдову Федора I Иоановича, Ирину Годунову, оберегающую от смерти и своего брата Бориса. Ее решение об уходе в монастырь после кончины мужа было тогда равносильно отречению от престола. Но здесь инокиня-царица продолжала государственные труды, сделав обитель царской резиденцией. Именно сюда трижды приходили на поклон бояре, просившие Бориса на царство.

Особое внимание и покровительство Новодевичьему монастырю начал оказывать именно Борис Годунов, принявший власть в 1598 году. Для своей сестры Ирины Федоровны он построил новые просторные кельи, домовую церковь и трапезную. Впоследствии они будут названы Ирининскими палатами. Дополнительно были выделены средства для полного обновления Смоленского собора, отреставрированы росписи и иконостас, а чудотворные образа облачили в новые оклады с драгоценными камнями.

Пленницы царского рода

Нескончаемой оказалась череда обитателей монастыря из родов боярских и княжеских. Были среди них и те, что оказывались за крепкими стенами не по собственной воле.

Продолжил заточения родственниц и Петр I. В 1689 году сюда спрятали Алексеевну, сестру монарха и зачинщицу Стрелецкого восстания. Участь ее сподвижников была печальна известна. Их казнили напротив Новодевичьего монастыря, а головы были нанизаны на каменные зубцы стен обители. Сюда же была сослана первая супруга Петра I, Лопухина Евдокия, по преданию проклявшая любимый его сердцу город на Неве.

«Новодевичий монастырь в Москве, где находится множество особ знатного рода, самый богатый и предназначенный для особ высших», - свидетельствовал патриарх Никон. Как в былые времена в Стародевичий, так и сюда прибывали жены царей, вдовы, дочери и сестры бояр.

К несметным богатствам, полученным обителью при основании, постоянно прибавлялись и драгоценности будущих монахинь, и дарственные грамоты на владение их землями.

Обитель или крепость?

По велению Василия III монастырь должен был стать миниатюрной копией Московского Кремля. Придворные зодчие и живописцы трудились не столько над обороноспособностью стен, сколько над их красотой. Превратить стены монастыря в крепостные решил Борис Годунов, начав после восхождения на престол архитектурные преобразования обители. Новые каменные прочные стены с новыми башнями и бойницами окружили территорию монастыря. Высота их теперь увеличилась до 13 метров, а протяженность - почти до километра. Для несения караула на территории монастыря разместили стрелецкий гарнизон численностью в 350 сабель, к XVII веку обитель стала настоящей сторожевой крепостью на границе Москвы.

Гравюры с видами Москвы и Новодевичьего монастыря рассказывают нам о временах Великой Смуты, когда судьба монастырской крепости была трагичной. Стоящая на рубеже города, она подвергалась многочисленным набегам иноземцев, бунтующих отрядов стрельцов и обыкновенных разбойников. К стены монастыря были практически разрушены, а обитель разграблена. Именно под разрушенными стенами Новодевичьего монастыря произошло историческое сражение с польским войском, после которого князь Пожарский повел дружины к Кремлю.

Новая жизнь монастыря: восстановление и расцвет

Восстановление Новодевичьего монастыря началось с приходом к правлению первых Романовых. Михаил Федорович, освободивший обитель от податей, к 1650 году очистил монастырь от следов войны, восстановил и укрепил стены. Он сделал из монастыря место для богомолий царских особ. Поскольку тогда Новодевичий монастырь располагался за городом, под его стенами разбивались шатры, где оставались на ночь, «дабы не пропустить утреннюю молитву». Благодаря монастырю Москва получила название улицы Пречистенки - теперешнего символа старого города. Именно по ней идут прихожане в праздничные дни.

Обычай гуляний под Новодевичьим пришел в жизнь москвичей с тех времен. И сегодня тысячи людей стремятся попасть в Новодевичий монастырь в Москве. Как доехать до места, где проводятся праздничные гуляния?

Праздничные гуляния в историческом центре

Со временем место народных гуляний было перенесено от стен монастыря на Пресню и Девичье поле. Первые народные гуляния устраивались только по церковным праздникам. Появление знаменитой улицы Пречистенки тоже связывается с Новодевичьим монастырем.

Дорога, по которой ежегодно верующие шли от стен Кремля к монастырю, существовала и ранее. Но царским повелением 1658 года она стала называться именем Пречистой Девы, чудотворный лик которой сопровождал каждый праздник.

Постепенно в этом историческом месте начали отмечать и мирские важные события. Вплоть до XVIII века территория Девичьего поля оставалась не застроенной. Здесь цвели сады и разбивались аптекарские огороды. Загородные дома знати на этом месте стали появляться только к концу века.

Сегодня территория Девичьего поля застроена полностью, а основными улицами этого исторического центра принято считать Большую Пироговскую, Малую Пироговскую и Погодинскую. Народные гуляния проводятся в нескольких местах, в пешей доступности друг от друга, поэтому ориентиром для поиска мест их проведения будут служить именно эти улицы.

Как добраться до Новодевичьего монастыря

Ни один из туристических маршрутов столицы не обходит своим вниманием Новодевичий женский монастырь. Москва - это отправная точка для желающих проехать по Золотому Кольцу.

Как обитель монастырь просуществовал до 1922 года. Он был сохранен советским правительством как архитектурный памятник вплоть до 30-х годов, когда решением Наркомата здания монастырского комплекса были отданы Государственному историческому музею (филиалу). Еще до окончания войны на территории женского монастыря начали возрождаться духовные школы. И только в 1994 году монашеская жизнь в обители была возрождена.

Туристические путеводители всегда дают информацию для тех, кто желает посетить Новодевичий монастырь. Адрес и как добратьсяони указываютво всех подробностях со схемами. Заблудиться будет трудно.

Так как сегодня это исторический центр столицы, и многие достопримечательности находятся друг от друга на небольшом расстоянии, то от метро «Спортивная» лучше совершить 10-минутную пешую прогулку по ул. 10-летия Октября.

Территория монастырского комплекса ограничивается Новодевичьей наб., Лужнецким проездом и Хамовническим валом. Помимо осмотра архитектурного комплекса, туристам и поклонникам многих великих людей интересно посещение Новодевичьего кладбища. Оно также относится к особым достопримечательностям Москвы. Здесь похоронены многие выдающиеся личности нашей страны: военачальники, яркие представители науки и культуры, политики.

Наследие русской истории и духовность веры объединило в себе знаковое для России место - Новодевичий монастырь в Москве. Адрес: метро «Спортивная», Новодевичий проезд, д.1.


Top