Перевод в другое исправительное учреждение. Основания и порядок перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое. Как происходит этап

Ровно месяц назад, 9 декабря 2016, Госдума отказалась ввести в Уголовно-исполнительный кодекс норму, предоставляющую осужденным право сообщать родственникам о переводе из одной колонии в другую, сочтя ее «избыточной». 8 января вопрос о необходимости реформирования законодательства об этапировании снова поднял глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов - в связи с исчезновением осужденного активиста Ильдара Дадина, о местонахождении которого родственникам не сообщали больше месяца. ОВД-Инфо публикует текст фонда «Общественный вердикт», в котором эксперты фонда Александр Брестер и Николай Зборошенко рассказывают о том, как это регулируется сейчас.

Не нужно искать в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК РФ) нормы, которые хоть как-то обязывали бы уведомлять родственников или адвоката о переводе лица из одного исправительного учреждения в другое и о ходе самого этапирования. Такие нормы в УИКе отсутствуют.

Что должны администрации колоний и СИЗО?

УИК обязывает администрацию колонии сообщить родственникам о прибытии осужденного из СИЗО к ним, к месту лишения свободы, на это отводится 10 дней (ст. 17 УИК РФ). Речь про прибытие на место, а не про то, где и как проходит этап.

СИЗО должны поставить в известность одного из родственников (по выбору осужденного) о том, куда он направляется для отбывания наказания (ст. 75 УИК РФ).

Таким образом, уведомление предусмотрено для перевода из СИЗО в колонию, то есть когда приговор вступил в силу и человек отправляется к месту наказания. С одной стороны, СИЗО уведомляет, куда поехал осужденный. С другой стороны, колония уведомляет о том, что человек приехал.

Этот случай никак не распространяется на перевод уже отбывающего наказания человека в другую колонию.

И еще: УИК заботиться о потерпевшем - обязанность уведомления встречается в ч. 2.1 ст. 81 УИК РФ и касается потерпевшего, но в том случае, если в личном деле осужденного имеется копия определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.

Как происходит этап?

Сам по себе перевод уже осужденного и отбывающего наказание лица - редкий случай. Для этого должно быть одно из оснований, утвержденных статьей 81 УИК РФ:

  • болезнь осужденного,
  • обеспечение его личной безопасности,
  • реорганизация или ликвидация исправительного учреждения,
  • иные исключительные обстоятельства, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

Подвести под исключительные обстоятельства можно что угодно, но тем не менее, решение о переводе принимается на уровне ФСИН России после того, как они получат достаточно обстоятельное заключение от управления ФСИН в регионе. В случае Ильдара Дадина решение о его переводе в другую колонию принимал не карельский УФСИН, а федеральный главк.

После определения конечного пункта - новой колонии, разрабатывается маршрут и далее осужденный отправляется, чаще всего поездом, до нового места отбывания наказания. Если ехать достаточно долго или требуется длительная стыковка, то осужденный по пути помещается в так называемый транзитно-пересыльный пункт (ТПП). Такие ТПП создаются на базе различных колоний или СИЗО и условия нахождения в них должны быть такими же, как предусмотрены тем режимом, к которому приговорили осужденного. Всего в «пересылке» осужденный может пробыть не более 20 суток. На деле этот срок может быть много больше, а условия - гораздо хуже, чем должны быть. Осужденный в «пересылке» должен иметь возможность в соответствии со своим режимом позвонить или отправить письмо. Однако и это не всегда удается. Точнее почти никогда. На местах ссылаются на то, что непонятно, как регистрировать письма, и что технически нет возможности позвонить.

Во время этапа человек может и не попасть на ТПП, а просто очень долго ехать. Тогда у него практически нет возможности сообщить о себе. А обязанности сообщать родственникам или адвокатам у ФСИН нет. Во время этапа уведомление родственников или адвоката - дело рук самого осужденного, который, в большинстве случаев, этого сделать не может до момента прибытия в конечный пункт назначения.

Отсутствие обязанности колонии уведомлять о конечной точке «путешествия» и о ходе этапирования - системная проблема, те, кто давно этим занимается, могут привести не один пример многомесячного «катания» осужденных по просторам России.

Проблема в том, что родственники и адвокат теряют человека из вида во время длительной пересылки. Безусловно, нужно вести речь о том, чтобы решение о переводе было доведено до родственников и защитника еще до начала самого этапа, - разъясняет Александр Брестер, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Юридического института СФУ. - Не менее важно добиться обеспечения связи с осужденным по ходу движения. Причем это касается как вопросов гуманности - по отношению к родственникам, вопросов собственного ощущения безопасности, но и вопросов оказания квалифицированной юридической помощи. По сути, на все время этапа человек ее лишается. При наличии информации о том, куда едет подзащитный, можно: а) спланировать вопросы правовой помощ; б) обеспечить правовую поддержку на время этапа; в) провести встречи в ТПП. В ином же случае это невозможно. Более того, можно обжаловать само решение о переводе, если оно будет объявлено перед этапом.

По мнению юриста «Общественного вердикта» Николая Зборошенко, представляющего интересы Дадина, «правовую неопределенность УИК можно рассматривать не только в контексте права на уважение частной и семейной жизни (ст. 8 Конвенции), но и в контексте права на обращение в ЕСПЧ (ст. 34 Конвенции). Из-за неуведомления о местонахождении самого заявителя (и длящегося характера этой ситуации) создаются препятствия в подготовке в интересах Дадина следующей жалобы в ЕСПЧ».

Что можно было бы сделать? Неудавшийся проект закона об уведомлении

Символично, но 9 декабря 2016 Госдума отклонила законопроект № 409808–6 «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации». Этот законопроект содержал норму о том, что осужденным должно быть предоставлено право уведомить родственников о переводе из одной колонии в другую. Проект закона был внесен членами Совета Федерации К. Э. Добрыниным , А. А. Клишасом , В. А. Тюльпановым .

Законопроект лежал в Думе почти три года и получил отрицательный отзыв правительства и профильного комитета. В заключении профильный комитет написал следующее : «Указанные дополнения являются избыточными, поскольку действующей редакцией УИК вопрос об уведомлении родственников осужденного в случае его перевода в другое исправительное учреждение в достаточной мере урегулирован».

«Государство не видит никаких проблем, судя по отзывам на указанный выше законопроект. ФСИН это очень удобно - это часть их усмотрения. В этом смысле вопрос такого уведомления, на мой взгляд, это вопрос соответствия норм УИК РФ Конституции как минимум в части права на квалифицированную юридическую помощь. Пока же родственники и адвокаты вынуждены искать при переводе людей по всей России и ждать весточки от самого лица», - заключает Александр Брестер

Светлана,вопрос перевода решается Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России) на федеральном уровне.

Решается трудно, т.к. по закону положено отбывать в одной колонии, кроме исключительных обстоятельств. Нужны веские причины для перевода.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

О ПОРЯДКЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ

СВОБОДЫ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ, ИХ ПЕРЕВОДА ИЗ ОДНОГО

ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ДРУГОЕ, А ТАКЖЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ОСУЖДЕННЫХ НА ЛЕЧЕНИЕ И ОБСЛЕДОВАНИЕ

В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

10. В соответствии со ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

11. Вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии оснований, указанных в пункте 10 настоящей Инструкции, по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.

(п. 11 в ред. Приказа Минюста РФ от 03.02.2011 N 33)

12. Исключен. - Приказ Минюста РФ от 03.02.2011 N 33.

13. Перевод осуществляется:

в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, - по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России;

в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, - по решению ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае, если это связано с болезнью осужденного, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых соответственно медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного.

14. В заключении на перевод должны содержаться следующие сведения: полные установочные данные осужденного, где он был зарегистрирован по месту проживания до ареста, гражданство, когда, каким судом, по каким и к какой мере наказания осужден, начало и окончание срока наказания, конец срока тюремного заключения, номер учреждения и вид режима, в котором содержится осужденный, на основании какого наряда с указанием номера и даты подписания и когда прибыл в территориальный орган ФСИН России, места отбывания наказания до прибытия в данное учреждение (движение по личному делу), на каком виде оперативно-профилактического учета состоит или состоял, основание (мотив) перевода с указанием мер, принятых территориальным органом ФСИН России для устранения обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

(в ред. Приказа Минюста РФ от 03.02.2011 N 33)

К заключению прилагаются характеристика, справка о поощрениях и взысканиях, рапорт начальника исправительного учреждения при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, письменное заявление осужденного на перевод в установленных уголовно-исполнительным законодательством случаях, кроме случаев реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, справка начальника оперативного управления (отдела) территориального органа ФСИН России о целесообразности перевода осужденного. Для рассмотрения вопроса о переводе осужденного в другое исправительное учреждение с целью обеспечения его личной безопасности к заключению дополнительно прилагаются объяснения лиц, проходящих по материалам проверки (в случае отказа от дачи объяснений - акты), другие материалы, послужившие основанием для перевода осужденного. При необходимости к заключению приобщаются материалы оперативной проверки.

Пургина О.В., главный специалист-эксперт отдела анализа и координации деятельности территориальных органов подведомственных федеральных служб Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

Работа по переводу осужденных из одного исправительного учреждения в другое в территориальных органах и учреждениях ФСИН России осуществляется в соответствии с требованиями ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.12.2005 N 235 "Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения" (далее - Приказ Минюста России N 235). Перевод осужденных к лишению свободы из воспитательных колоний в исправительные колонии общего режима осуществляется в соответствии с требованиями ст. 140 УИК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 81 УИК РФ перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

Перевод на основании заявлений родственников или законных представителей осужденных, а также по ходатайству заинтересованных лиц осуществляется только при наличии письменного согласия осужденного.

В исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, перевод осужденных осуществляется по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате) и территориальных органов ФСИН России.

В исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, перевод осужденных осуществляется по решению ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае если это связано с болезнью осужденного, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых соответственно медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного.

В заключении на перевод должны содержаться следующие сведения: полные установочные данные осужденного; где он был зарегистрирован по месту проживания до ареста; гражданство; когда, каким судом, по каким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации и к какой мере наказания осужден; начало и окончание срока наказания, конец срока тюремного заключения; номер учреждения и вид режима, в котором содержится осужденный; на основании какого наряда с указанием номера и даты подписания и когда прибыл в территориальный орган ФСИН России; места отбывания наказания до прибытия в данное учреждение; мотив и основание перевода; на каком виде оперативно-профилактического учета состоит или состоял.

К заключению прилагаются характеристика, справка о поощрениях и взысканиях, письменное согласие осужденного на перевод в установленных законом случаях, справка начальника оперативного управления (отдела) о целесообразности перевода осужденного. Один экземпляр заключения приобщается к личному делу осужденного.

Осужденные, являющиеся лидерами преступной среды, лица, состоящие на оперативном учете в оперативных управлениях, отделах территориальных органов ФСИН России, а также лица, осужденные за преступления, предусмотренные ст. 126, ч. 2 и 3 ст. 127.1, ст. 205 - 206, ч. 1 ст. 208, ст. 209 - 211, 275, 277 - 279, 281, 317, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, переводятся или направляются только по персональным нарядам ФСИН России, подготовленным оперативным управлением. В целях отличия вышеуказанных лиц от других категорий спецконтингента на справке по личному делу по диагонали наносится полоса зеленого цвета. О планируемых перемещениях за пределы субъекта Российской Федерации осужденных, состоящих на оперативном учете, оперативное управление информирует управление конвоирования и специальных перевозок.

В соответствии с требованиями Приказа Минюста России N 235 лица из числа спецконтингента, направленные для отбывания наказания или переведенные по персональным нарядам ФСИН России, в дальнейшем не направляются в другие исправительные учреждения такого же вида без разрешения ФСИН России.

Для решения вопроса о направлении осужденного в лечебно-профилактическое или лечебное исправительное учреждение по плановым медицинским показаниям начальником учреждения, где содержится осужденный, по представлению начальника медицинской части, согласованному с оперативным управлением, отделом территориального органа ФСИН России, направляется запрос в учреждение, в которое предполагается поместить больного на обследование или лечение. К данному запросу прилагается подробная выписка из медицинской амбулаторной карты или карты стационарного больного, в которой отражаются состояние больного, данные анамнеза, объективного исследования, дополнительных и в том числе лабораторных исследований, а также заключения консультировавших специалистов. В выписке формулируется развернутый клинический диагноз - основной и сопутствующий, результаты проведенного лечения. Также к материалам прилагается письменное согласие больного или его законных представителей на предполагаемое обследование и лечение, в том числе оперативное.

По экстренным медицинским показаниям направление осужденных на лечение осуществляется без предварительного письменного согласования с начальником лечебно-профилактического учреждения, но с обязательным уведомлением администрации лечебно-профилактического учреждения и оперативных служб территориальных органов ФСИН России по месту лечения и отбывания наказания.

После получения согласия на прием осужденного на лечение начальник территориального органа ФСИН России по месту отбывания наказания осужденным принимает решение о его направлении в лечебно-профилактическое или лечебное исправительное учреждение, туда же направляются его личное дело, медицинская амбулаторная карта и подробная выписка из карты стационарного больного при проведении стационарного лечения. К личному делу оперативным подразделением учреждения приобщаются материалы, в полном объеме характеризующие осужденного.

Осужденные, больные активной формой туберкулеза, после окончания курса стационарного лечения в лечебно-профилактическом учреждении направляются для дальнейшего лечения в лечебные исправительные учреждения в соответствии с решениями ФСИН России.

Осужденные, прошедшие курс лечения в условиях лечебно-профилактических или лечебных исправительных учреждений, возвращаются в те исправительные учреждения, где они ранее отбывали наказание.

Направление на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, расположенные в другом субъекте Российской Федерации, осужденных, являющихся лидерами преступной среды, состоящих на оперативном учете в оперативных аппаратах территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также лиц, осужденных за преступления, предусмотренные ст. 126, ч. 2 и 3 ст. 127.1, ст. 205 - 206, ч. 1 ст. 208, ст. 209 - 211, 275, 277 - 279, 281, 317, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осуществляются по персональным нарядам ФСИН России.

Наряды на указанных лиц готовятся оперативным управлением ФСИН России на основании заключений медицинской службы о необходимости лечения или обследования. Основанием для этого являются заключение территориального органа ФСИН России, медицинское заключение, подготовленное медицинским отделом территориального органа ФСИН России, и письменное согласие осужденного.

Перевод из одного вида учреждения в другой предусмотрен ст. 78 УИК РФ как средство, работающее на исправление осужденного. В зависимости от поведения и отношения осужденного к труду суд по представлению администрации исправительного учреждения может принять решение об изменении вида исправительного учреждения.

Закон допускает возможность перевода осужденного на менее строгий режим отбывания наказания в виде лишения свободы при наличии двух условий:

  • положительной характеристики осужденного;
  • только по отбытии указанной в законе части срока назначенного наказания.

Не могут быть переведены в колонию-поселение (ч. 3 ст. 78 УИК РФ):

  • осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
  • осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;
  • осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;
  • осужденные, не прошедшие обязательного курса назначенного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;
  • осужденные, не давшие согласия в письменной форме на их перевод в колонию-поселение.

В соответствии с требованиями ст. 140 УИК РФ отрицательно характеризующиеся осужденные, отбывающие наказание в воспитательной колонии, по достижении возраста 18 лет переводятся для дальнейшего отбывания наказания в изолированный участок, функционирующий как исправительная колония общего режима на территории данной воспитательной колонии.

Основанием для перевода осужденных в такой изолированный участок является их отрицательная характеристика, а именно: негативное поведение, отношение к учебе, труду, несоблюдение дисциплины и правил внутреннего распорядка.

В случае отсутствия изолированного участка на территории воспитательной колонии осужденные, достигшие 18 лет и являющиеся злостными нарушителями режима содержания, переводятся в исправительную колонию общего режима.

Решение о переводе осужденного в изолированный участок воспитательной колонии или в исправительную колонию принимается судом.

Все осужденные, достигшие возраста 19 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии либо из изолированного участка воспитательной колонии, функционирующего как исправительная колония общего режима, в исправительную колонию общего режима по постановлению начальника воспитательной колонии.

ПРАВОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНА.

Приказ Минюста России от 01.12.2005 N 235 (ред. от 28.06.2013) "Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2005 N 7249)

В соответствии с частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) «перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении».

Такой перевод допускается:

  1. в случае болезни осужденного (перевод для стационарного лечения и оказания специализированной медицинской помощи в лечебные заведения уголовно-исполнительной системы, расположенные, как правило, в другой климатической зоне);
  2. для обеспечения личной безопасности осужденных (в случае реальной угрозы жизни осужденного, исходящей от других осужденных);
  3. при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, в котором отбывает наказание осужденный;
  4. при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном ИУ (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных администрации учреждения, эпидемии).

Следует учитывать, что такие обстоятельства, как затруднительное материальное положение родственников, тяжелое состояние здоровья родных и близких, а также иные социально-бытовые и семейные проблемы осужденных не являются «исключительными обстоятельствами» и не рассматриваются как основание для перевода осужденного в другое исправительное учреждение. Порядок переводов осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется Министерством юстиции Российской Федерации (в настоящее время действует Приказ Минюста России от 01.12.2005 № 235 «Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения»). Инициатива перевода может исходить согласно пункту 11 вышеназванного приказа от осужденного и (или) его родственника либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, по рапорту начальника исправительного учреждения.

При каждом обращении с просьбой о переводе проверяется его обоснованность, после чего уполномоченными сотрудниками территориального органа УИС составляется необходимый пакет документов с выводами о целесообразности (нецелесообразности) перевода осужденного. Перевод осужденного в исправительное учреждение, расположенное в пределах одного субъекта Российской Федерации осуществляется по указанию начальника территориального органа управления уголовно-исполнительной системы. Перевод осужденного в исправительное учреждение, расположенное в другом субъекте Российской Федерации осуществляется по указанию руководства Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН РФ, г. Москва) на основании мотивированного заключения. С письменным заявлением о переводе с указанием оснований для перевода можно обратиться в администрацию ИУ, где содержится осужденный. При получении отрицательного ответа и несогласии с ним, такие ответы могут быть обжалованы в органах прокуратуры, в вышестоящее инстанции (например, если решение было принято региональным органом федеральной службы исполнения наказаний, то оно может быть обжаловано непосредственно во ФСИН РФ).

Или оспорить в суде, это более эффективный инструмент.

В соответствии с ч.2 ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, перевод осужденного, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, допускается:
- в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности;
- при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения;
- при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Перевод осужденных за преступления, указанные в части четвертой ст.73 УИК РФ, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы.
Так, осужденные, являющиеся лидерами преступной среды, лица, состоящие на оперативном учете в оперативных управлениях, отделах территориальных органов ФСИН России, а также лица, осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 УК РФ, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы. В целях отличия вышеуказанных лиц от других категорий спецконтингента, на справке по личному делу по диагонали наносится полоса зеленого цвета.
Более детально основания и порядок перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое регламентированы «Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения», утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.12.2005 г. №235 (с изменениями и дополнениями).
Вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии оснований, указанных в пункте 10 настоящей Инструкции, по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.
Перевод осуществляется:
- в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, - по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России;
- в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, - по решению ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае, если это связано с болезнью осужденного*, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых соответственно медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного.
* По основаниям, предусмотренным Приказом Минздрава России и Минюста России от 28 августа 2001 г. № 346/254 «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы».
В заключении на перевод должны содержаться следующие сведения:
- полные установочные данные осужденного, где он был зарегистрирован по месту проживания до ареста, гражданство;
- когда, каким судом, по каким статьям УК РФ и к какой мере наказания осужден;
- начало и окончание срока наказания;
- конец срока тюремного заключения;
- номер учреждения и вид режима, в котором содержится осужденный
- на основании какого наряда, с указанием номера и даты подписания и когда прибыл в территориальный орган ФСИН России;
- места отбывания наказания до прибытия в данное учреждение (движение по личному делу);
- на каком виде оперативно-профилактического учета состоит или состоял;
- основание (мотив) перевода с указанием мер, принятых территориальным органом ФСИН России для устранения обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
К заключению прилагаются:
- характеристика;
- справка о поощрениях и взысканиях;
- рапорт начальника исправительного учреждения при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении;
- письменное заявление осужденного на перевод в установленных уголовно-исполнительным законодательством случаях, кроме случаев реорганизации или ликвидации исправительного учреждения;
- справка начальника оперативного управления (отдела) территориального органа ФСИН России о целесообразности перевода осужденного.
Для рассмотрения вопроса о переводе осужденного в другое исправительное учреждение с целью обеспечения его личной безопасности к заключению дополнительно прилагаются объяснения лиц, проходящих по материалам проверки (в случае отказа от дачи объяснений - акты), другие материалы, послужившие основанием для перевода осужденного. При необходимости к заключению приобщаются материалы оперативной проверки.
Один экземпляр заключения вкладывается в личное дело.
Осужденные, направленные для отбывания наказания или переведенные по персональным нарядам ФСИН России, не могут быть в дальнейшем направлены в другие исправительные учреждения такого же вида без его разрешения.

Николай Северин


Top