Физическая карта карельского перешейка. Карельский перешеек. Российский - и никаких претензий быть не может



Когда Нева еще была проливом

Карельский перешеек - небольшой участок земли, ограниченный с одной стороны Финским заливом, с другой - Ладожским озером, с третьей - Невой. С четвертой, северной стороны, перешеек плавно перетекает в бескрайние просторы Финляндии.

Некогда через Карельский перешеек проходил ледник, оставивший после себя огромные валуны и глубокие озера с прозрачной, чистой водой. Несмотря на то, что значительная часть территории описываемого нами пространства покрыта труднопроходимыми лесами и болотами, на перешейке остается более чем достаточно живописных уголков - сосновых лесов, прибрежных дюн Финского залива и озерных систем. Недаром на протяжении последних 150 лет эти места считают любимым местом отдыха петербуржцев. Но так было не всегда.

Самые древние люди появились на Карельском перешейке в IV-III тысячелетии до нашей эры. Конечно их стоянки под Каменногорском, как и более поздние поселения под Лахтой и Сестрорецком , не могут похвастаться богатством и разнообразием археологических артефактов. В то время как египтяне и обитатели Месопотамии готовились строить пирамиды и составлять кодекс Хамураппи, доисторические обитатели Карельского перешейка вели простой, можно сказать дачный, образ жизни, перебиваясь с охоты на рыболовство.

В поле зрения летописцев Карельский перешеек попал только после Рождества Христова, когда к югу от него стали формироваться первые древнерусские княжества. Именно тогда появились первые упоминания о населяющих эти места финских племенах - суоми (сумь), хяме (емь) и карьяла (карела). Для нас наибольший интерес вызывает именно последнее племя, расселившееся по большей территории перешейка и давшее ему свое имя. Довольно быстро карелы попали в орбиту влияния Великого Новгорода и в составе русского войска предприняли ряд военных походов. Так в 1187 карелы составляли значительную часть войска, уничтожавшего шведский город Сигтуну.

В идеале сотрудничество новгородцев и карел выглядело следующим образом - карелы платили новгородцам дань и принимали православную веру. Новгородцы же со своей стороны обеспечивали своим финским союзникам защиту. Такие схемы хорошо знакомы российским читателям по 1990-ым годам. На практике, наверное не всегда все происходило гладко. Хотя, как уже отмечалось выше, карелы стали данниками Новгорода уже в IXвеке, карательные экспедиции по обращению их в христианство предпринимались еще в XIII столетие! Летопись сообщала, что в 1227 году новгородский князь Ярослав предпринял фактически крестовый поход в Карелию - «В лето 6735. Того же лета князь Ярослав Всеволодовичь, послав крести множество Корел, мало не все люди». Но воинственные обитатели Карельского перешейка по-видимому не усвоили урока, и в 1277-1278 годах новгородцы повторили вторжение - «В лето 6786. Князь Дмитрии с новгородци и со всею Низовьскою землею казни Корелу и вся землю их на щит».




Земля войны

Впрочем, ничто так не сближает людей, как общий враг. Пока карелы укреплялись в основах православной культуры, их северные родственники - сумь и емь, были осчастливлены визитом гостей из заморской Швеции, которые под предводительством короля Эрика IX высадились в устье реки Ауры (у нынешнего г. Турку). Политика шведов не слишком отличалась от действий новгородцев - в обмен на дань и принятие истинной католической веры, они предлагали защиту и покровительство. Упрямцы, закостеневшие в традиционных финских ценностях «Калевалы», излечивались от своих заблуждений на теплых кострах, в ходе умиротворяющих крестовых походов.

Двигаясь с западного побережья Финляндии на юго-восток, скандинавы к началу XIII века вступили на территорию Карельского перешейка, с благими намерениями покрестись оставшихся язычников и предложить им прелести евроинтеграции в составе шведского королевства. Здесь то они и встретились с представителями Великого Новгорода , которые предлагали местным финским племенам все то же самое, но только в рамках православия и русского мира. Столкновение двух конкурирующих проектов привело к череде военных конфликтов, которые шли на Карельском перешейке более 800 лет.

Европейская экспансия в раннее средневековье опиралась на строительство опорных пунктов - крепостей и замков. Благодаря этому, начало шведско-новгородского конфликта послужило толчком урбанизации на Карельском перешейке. В 1293 году шведский маршал Тюргильс Кнутссон основал город Выборг . В следующем, 1294 году крестоносцы на месте карельского поселения попытались заложить крепость Кексгольм, но спешно прибывшие новгородцы шведов убили, а на его месте возвели свой оплот - Корелу . Предел шведской экспансии был обозначен в 1300-ом году, когда все тот же Кнутссон заложил на Неве, в устье Охты, крепость Ландскорону («Венец земли»). Но этот предок Петербурга не простоял и года. Несколько месяцев спустя новгородцы уничтожили шведский городок.

Интенсивные боевые действия между шведами и новгородцами продолжались около 30 лет, пока в 1323 году стороны не заключили Ореховецкий мир. Согласно этому договору, северо-западная часть Карельского перешейка отошла к Швеции, а юго-западная осталась за новгородцами. Но настоящего мира так и не наступило. Оказавшиеся по разные стороны границы финские племена с энтузиазмом продолжали нападать на соседей, что раз за разом перерастало в войны разной степени интенсивности. Это привело к тому, что в XVI веке шведский король Густав Ваза даже приказал выселить обитателей приграничных деревень в глубь страны, а вместо них прислать колонистов «не вкусивших еще разбоя».

В конце XVI века чаша весов многовекового противостояния казалось склонилась на сторону шведов. В ходе Ливонской войны силы шведского полководца Понтуса де Ла Гарди захватили крепость Корела и другие опорные пункты русских. По мере своего продвижения шведы строили дороги, мостили гати и устраивали мосты, из-за чего на карте перешейка появились многочисленные «Понтусовы» гати, мосты и рвы. Еще более успешным стало вмешательство шведов в русскую Смуту начала XVII века. По результатам Выборгского (1609 г.) и Столбовского мира (1617 г.), вся территории Карельского перешейка отошла шведам.

Столетний шведский период в истории перешейка повлек за собой серьезные демографические изменения. XVII столетие стало временем исхода православных карел на русскую территорию. На их место шведские власти селили финнов-протестантов из Финляндии. Появились имения шведских и немецких дворян, а в устье Охты возник крупный по тем временам город Ниеншанц.




От Петра и до наших дней

Швеция не обладала необходимыми ресурсами для удержания покоренных земель. В ходе Великой Северной войны 1700-1721 года русские взяли реванш. Шведское королевство утратило все свои владения на перешейке, включая и исконно шведский город Выборг.

Карельский перешеек стал частью Ингерманландской губернии. Опасаясь шведского реванша, Россия возвела на нем многочисленные укрепления. Шведские имения сменили усадьбы русских дворян. Возникли некоторые новые населенные пункты - например, Сестрорецк с его знаменитым оружейным заводом.

В 1810 году император Александр I включил почти весь Карельский перешеек в состав Великого Княжества Финляндского. С этого момента регион стал жить по законам финской автономии. Только в 1865 году в состав Петербургской губернии был возвращён Сестрорецк с его окрестностями.

Со второй половины XIX столетия земли Карельского перешейка стали для петербуржцев «домашней заграницей» и модным местом дачного отдыха. Этому способствовала постройка Финляндской железной дороги до Гельсинфоргса (Хельсинки), которая за счет высокого качества обслуживания смогла переманить основной поток дачников с Царскосельского направления. Небольшие финские деревни - Териоки (Зеленогорск) , Келломяки (Комарово) , Куоккала (Репино) превратились в курорты и дачные поселки. Казалось, вектор развития перешейка был определен окончательно, но XX век стал для региона особенно драматическим временем.

Во время русской революции автономный статус Финляндии превратил Карельский перешеек к северу от реки Сестра в удобную базу для революционеров. Именно здесь неоднократно скрывался от властей вождь большевиков В.И.Ленин. Одновременно царское правительство продолжало укреплять окрестности Выборга и северные подступы к Петрограду. Ведь еще с петровского времени перешеек оставался «Крепкой подушкой Санкт-Петербургу».

Еще больше фортификаций появилось на перешейке после возникновения в 1918 году независимой Финляндии. Молодая республика и Советская Россия отгородились друг от друга могучими укрепрайонами - Линией Маннергейма и Карельским УРом . Вокруг этих крепостей шли жестокие бои во время Зимней войны 1939-1940-ого года и в период Великой Отечественной войны 1941-1944 гг. После подписания мира, весь Карельский перешеек остался за Советским Союзом, власти которого приняли решения об устройстве там зоны отдыха трудящихся.

Сегодня, Карельский перешеек похоже навсегда превратился в огромную туристическо-дачную зону, рай для собирателей ягод и любителей рыбалки. Постепенно восстанавливаются и памятники, связанные с его беспокойным историческим прошлым. Но в наши дни руины крепостей и дотов уже не пугают людей, а напротив привлекают многочисленных туристов.

Скачать «К арты областей и городов России » бесплатно, а также скачать много других карт можно в нашем архиве карт

Карельский перешеек - между Финским заливом Балтийским морем и Ладожским озером в административном отношении территория К. п. входит в состав Выборгского, Приозёрского и Всеволожского районов Ленинградской области и Сестрорецкого района (подчинён Ленгорисполкому).

В рельефе Карельский перешейка выделяются три части: северная - Вуоксинско-Выборгская депрессия (высота от 0 до 50 м), Центральная возвышенность Карельский перешейка (высота от 30 до 205 м), часть которой названа Лемболовской возвышенностью; южнее - Приневская низменность (высота от 0 до 40 м). Рельеф Карельский перешейка сформировался в результате деятельности ледника и ледниковых вод. Характерны моренные ландшафты с многочисленными озёрами и камовыми террасами трёх уровней: 120-140 м (Лемболовские камы), 100-80 м (Токсовские ка-мы), 80-60 м (Юкки, Шувалове, Колтуши). На Карельском перешейке распространены моренные плато, конечные морены (Мичуринская гряда с 36 озёрами, гора Майская - высота до 196 м), озы, камы с котловинно холмистым рельефом и озёрами, морские низкие террасы (высота от 0 до 10 м).

Древнейшие поселения на территории К. п. восходят к 4-3 -му тысячелетию до н. э. (стоянка у г. Каменногорск Выборгского района), более поздние обнаружены на берегу озера Сестрорецкий Разлив, в районе Лахты, Токсово, на Юге и Севере Приозёрского района. К IX в. К. п. заселён племенами древних карел, в IX-XI вв. с ними установили устойчивые связи ильменские словене (новгородцы). В 11 в. территория К. п. вошла в состав древне-русского государства (граница со шведскими владениями - по р. Кюммене), с XII в. - в Водскую пятину Новгородской феодальной республики. Со 2 й половины 12 в. К. п. - объект шведской экспансии. В 1293 на месте уничтоженного карельского поселения шведы основали замок Выборг, который стал их главный базой для походов на Восток. Военные действия русско-карельских отрядов против шведов на К. п. продолжались до 1323, когда в русской крепости Орешек (см. Шлиссельбургская крепость) был заключён мир: часть новгородских земель на Северо-Западного перешейка отходила к Швеции, граница - по pекам Сестра, Сая (ныне Вьюн), Вуокса. В 14-16 вв. К. п. свыше 40 раз становился ареной военных действий, главными опорными пунктами новгородцев были крепости Орешек и Корела (ныне Приозёрск), укрепленные городки Тиверск и Волочек. В 1478 восточная часть К. п. вместе с другими новгородскими землями вошла в состав русского централизованного государства. В 1581 в ходе неудачной для России Ливонской войны шведы захватили всю восточную часть К. п. (возвращена России в 1595, вновь захвачена шведами в 1610). В начале Северной войны 1700-21 русские войска под началом Петра I в 1702 штурмом взяли крепость Нотебург (швед. название Орешка), что создало условия для дальнейшего их продвижения к устью Невы и основания Петербурга. В 1710 освобождена крепость Корела (швед. Кексгольм) и взят Выборг. По Ништадтскому миру 1721 большая часть К. п. возвращена России, а в результате русско-шведских войн 1741-43 и 1788-90 граница прошла по р. Кюммене. С 1744 К. п. входил в Выборгскую губерню (в 1811 в её составе включён в Великое княжество Финляндское). С постройкой железной дороги Петербург - Гельсингфорс юго-западная часть К. п. получила удобную связь с Петербургом, и стала развиваться как дачная местность. В начале XX в. К. п., входивший в Великое княжество Финляндское и подчинявшийся его законам, использовался революционными партиями как своеобразная «тыловая база» петербургского подполья: через К. п. в Петербург и Россию поступала нелегальная литератураpa (в 1905-07 и оружие), действовали нелегальные типографии, явки, партийные школы, проводились совещания и конференции революционных организаций. 31 декабря 1917 СНК признал независимость Финляндии, в состав которой вошла большая часть территории К. п. В 1927-39 на К. п. вдоль границы с СССР при участии немецких, английских, французских и бельгийских военных специалистов сооружена система долговременных фортификационных сооружений и заграждений - «линия Маннергейма». С советской стороны подступы к Ленинграду прикрывал сооружённый в 1928-37 Карельский укреплённый район. В результате советско-финляндской войны по Московскому мирному договору (1940) территория К. п. отошла к СССР и позднее была включена в Ленинградскую область. С началом Великой Отечественной войны на К. п. шли ожесточённые бои, к осени 1941 большая его часть была оккупирована финляндскими войсками. В июне 1944 советские войска в ходе Выборгской операции 1944 освободили К. п. (на рубежах обороны советских войск 1941-44 воздвигнуты мемориалы и памятник «Зеленого пояса Славы»). Вдоль побережья Финского залива - санаторно-курортная зона. Обилие хвойных лесов, рек, озёр способствует развитию организованного и самодеятельного туризма.

Рельеф. Карельский перешеек лежит на стыке Балтийского кристаллического щита и Русской равнины, граница между которыми проходит по линии Приморск-Приозерск. Это определяет неоднородность геологического строения перешейка и большое разнообразие ландшафтов. В северной части Карельский перешеек отличается выходом на поверхность древних горных пород: гранита, гнейса, диабаза, кристаллических сланцев.

Здесь особенно заметны следы деятельности ледника. На отполированных скалах встречаются длинные штрихи и борозды, по которым можно судить о направлении движения ледника. О ледниковом периоде Карельский перешеек напоминает также обломками горных пород - валунами, рассеянными по всему району. Особенно много валунов в северной и центральной частях перешейка.

Большей частью Карельский перешеек представляет собой ряд холмов и гряд, вытянутых с северо-запада на юго-восток и разделенных ледниковыми долинами, как правило занятыми озёрами. Встречаются группы округлых холмов, называемых камовыми. Холмы эти, образовавшиеся в послеледниковый период, сложены из осадочных пород, накопившихся на дне древних ледниковых озёр.

Гидрография. Карельский перешеек отличается холмистым рельефом местности, близким залеганием к поверхности кристаллических пород, обилием глубоких впадин и котловин в сочетании с избыточной увлажненностью территории, что способствовало образованию множества озёр. На территории Карельского перешейка насчитывается около 700 озёр с общей акваторией 710 км². Озёра Карельского перешейка относятся к двум бассейнам - Ладожского озера и Финского залива. В Ладожское озеро впадает самая крупная река перешейка - Вуокса. В её системе расположены и наиболее крупные озера региона, а также множество крупных и средних озёр. Реки, стекающие в Финский залив, невелики, а озера по площади значительно уступают озёрам системы Вуоксы. Карельский перешеек отличается большим количеством озёр, своим возникновением обязанным леднику. Узкие, вытянутые озера, как правило, ориентированные с северо-запада на юго-восток, расположены в трещинах и разломах, существовавших ещё в доледниковый период. Ледник, при своем движении, углублял эти разломы, одновременно сглаживая края и дно. У этих озёр обычно высокие крутые берега и значительные глубины. Островов, за редким исключением, нет. У кромки таявшего ледника, там, где остались груды песка, гальки, гравия, валунов в виде вытянутых моренных холмов, образовались неглубокие озера сложных очертаний с множеством заливов, бухт и островов. Среди песчаных камовых холмов разбросаны озера, образовавшиеся в свое время из ледовых глыб, оставшихся после отступления ледника. Эти озера имеют округлую или овальную форму, высокие крутые берега и, как правило, значительные глубины.

Ложе озёр выложено илистыми отложениями. В мелководных озёрах илы часто торфянистого происхождения. Береговая линия большинства озёр образована песчаными отложениями редко с примесью гальки и камней. Почвы Карельского перешейка в основном супесчаные, среднеподзолистые и подзолисто-болотные, что обуславливает низкую минерализацию озерных вод. Характерной особенностью воды озёр перешейка является высокое содержание соединений железа. Для ряда озёр Карельского перешейка характерно накопление железа в донных осадках и связанное с этим рудообразование. Обилие болот обуславливает высокую степень гумификации воды озёр. Гуминовые соединения окрашивают озерную воду в буровато-жёлтый цвет. При уменьшении значения болот в питании озёр их гумификация снижается и вода приобретает голубоватый и нередко зеленоватый оттенок.

Флора и фауна. Большая часть территории Карельского перешейка занята лесом. В северо-западной и западной частях перешейка преобладает ель, на востоке и центральных районах - сосна. Широко распространены и мелколиственные породы - берёза, ольха, осина, составляющие примесь в хвойных насаждениях или образующие вторичные леса (реже - первичные); в прибрежной полосе Финского залива и некоторых других районах в составе лесов можно изредка встретить дикорастущие широколиственные деревья - преимущественно клён, липу и дуб, а также широколиственный кустарник - орешник (лещину обыкновенную). Ещё реже встречаются два вида вяза и ясень. Леса Карельского перешейка богаты разнообразными животными. Встречаются медведи, лисицы, рыси, хорьки, зайцы, белки, а в средней части - волки. В лесах встречаются рябчики, тетерева, а близ болот - глухари, кулики, дикие утки и гуси. В озёрах больше 50 видов и разновидностей рыб, причем видовое разнообразие больше в озёрах бассейна Ладожского озера, чем Финского залива. Наиболее распространены в озёрах - окунь, плотва, щука, ёрш и лещ. В некоторых озёрах Карельского перешейка встречаются: налим, уклея, язь, краснопёрка, карась; совсем редко - сиг, хариус, ряпушка, пелядь. При этом, чем крупнее озеро, тем разнообразнее видовой состав.

Туризм на Карельском перешейке. Уникальная природа Карельского перешейка стала причиной интенсивного развития на его территории самодеятельного и рекреационного туризма. Здесь проходят соревнования по водному слалому, ночному и дневному ориентированию, скалолазанью, проводятся туристические слеты. Для туристов-водников привлекательна водная система Вуоксы (в частности, Лосевские пороги, река Бурная, система сообщающихся озёр), любители пешеходного туризма любят постоянно изменяющиеся пересечённые ландшафты, альпинисты тренируются на Малых и Больших скалах. Зимой особой популярностью пользуются горнолыжные курорты, такие как Пухтолова гора в Курортном районе под Зеленогорском; Юкки-Парк в посёлке Юкки, Охта-Парк в деревне Сярьги, Северный Склон в посёлке Токсово, Орлиная гора в посёлке Кавголово Всеволожского района; Игора недалеко от посёлка Сосново Приозерского района; Красное Озеро, Золотая Долина и Снежный в посёлке Коробицыно Выборгского района.

Карта-основное средство ориентирования. Топографическая карта была и остается надежным путеводителем по незнакомой местности. С помощью карты можно быстро и точно определить свое местоположение, указать обнаруженные цели, уверенно выдержать заданный или намеченный маршрут движения.

Значение карты как средства ориентирования особенно возросло в современном бою, когда подразделения быстро перемещаются на большие расстояния днем и ночью, часто действуют самостоятельно при решении многих боевых задач.

Оборудование боевых и специальных машин наземной навигационной аппаратурой не умаляет значения карты. Эта аппаратура используется в комплексе с топографической картой, а не заменяет ее.

При ориентировании на местности командиры подразделений обычно пользуются топографическими картами масштабов 1:50000 и 1:100000.

Ориентирование на местности по карте включает ориентирование карты, сличение ее с местностью и определение своего местоположения (точки стояния).

5.1. Ориентирование карты

Ориентировать карту-это значит расположить ее в горизонтальной плоскости так, чтобы северная (верхняя) сторона рамки карты была обращена на север. При таком положении карты расположение местных предметов и форм рельефа на местности будет соответствовать расположению условных знаков на карте.

Ориентирование карты может быть выполнено по линейному ориентиру или направлению на ориентир, когда на карте заранее известно свое местоположение (точка стояния). Если точка стояния неизвестна, карту ориентируют по сторонам горизонта.

По линейному ориентиру карта может быть ориентирована приближенно или точно.

Для приближенного ориентирования достаточно повернуть карту так, чтобы мысленно проведенное от точки стояния направление вдоль условного знака линейного ориентира на карте, например дороги, совпало с направлением этого ориентира на местности. Приближенное ориентирование карты выполняют чаще всего на марше при сличении карты с местностью в движении и контроле за прохождением заранее намеченных или выбранных ориентиров-перекрестков и развилок дорог, мостов, населенных пунктов и других характерных объектов. Свое местоположение на карте в таком случае определяют также приближенно, на глаз. Для точного ориентирования карты используют визирную линейку или карандаш. Приложив линейку к условному знаку линейного ориентира, например дороги (рис. 63), совмещают ее направление с направлением этого ориентира на местности. Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположенные на местности справа и слева от дороги, имеют такое же расположение на карте. Если это условие выполнено, карта ориентирована правильно.

По направлению на ориентир карту ориентируют так ке, как и по линейному ориентиру. Отличие состоит лишь в том, что вместо линейного ориентира используют направление от точки стояния на какой-либо удаленный местный предмет (отдельное дерево, мост, ретранслятор, т. е. точечный ориентир), надежно опознанный на местности и на карте.

При приближенном ориентировании карты этим способом ее поворачивают в горизонтальном положении так, чтобы мысленно проведенное на карте направление от точки стояния на условный знак местного предмета примерно совпало с этим направлением на местности.

Точное ориентирование карты по направлению на удаленный местный предмет (ориентир) выполняют с помощью визирной линейки или карандаша (рис. 64). Линейку прикладывают на карте боковой гранью к точке стояния (отдельный камень) и условному знаку того предмета, по направлению на который ориентируют карту (железнодорожный мост). Затем поворачивают карту в горизонтальном положении так, чтобы предмет на местности оказался на линии визирования. В таком положении карта будет ориентирована точно.

По компасу карту ориентируют, когда не определено свое местоположение на ней или с точки стояния не видно ориентиров.

При приближенном ориентировании карты вначале по компасу определяют направление на север, затем поворачивают карту так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена в сторону севера.


При точном ориентировании карты по компасу вначале указатель отсчета компаса устанавливают против деления шкалы, равного поправке направления, если компас устанавливают на вертикальной линии километровой сетки, или величине магнитного склонения, если компас устанавливают на западную или восточную сторону рамки карты (рис. 65). Если поправка направления (магнитное склонение) положительная (восточное), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а если отрицательная (западная)-влево.

Затем компас устанавливают на карту так, чтобы нулевой диаметр его лимба (или линейка компаса АК) совпал с одной из вертикальных линий координатной сетки или с одной из боковых сторон рамки карты (западной или восточной), а нуль-пункт был направлен к северной стороне рамки карты. Не меняя положения компаса, карту поворачивают в горизонтальном положении до тех пор пока северный конец магнитной стрелки не установится против отсчета, который предварительно был установлен на шкале.

Если поправка направления (или величина магнитного склонения) меньше 3°, т. е. равна цене деления шкалы компаса, она при ориентировании карты не учитывается.

По Полярной звезде карта будет ориентирована, если верхняя (северная) сторона рамки будет обращена в сторону Полярной звезды, т. е. на север.

5.2. Определение на карте точки своего стояния

Точка стояния может быть определена на карте различными способами: по ближайшим ориентирам на глаз, промером пройденного расстояния, засечкой. Способ определения точки стояния выбирается с учетом имеющегося времени, условий обстановки и требуемой точности.

Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния (рис. 66).

Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом (поворотом), изображенным на карте, то место расположения условного знака (точки поворота) этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.

Промером расстояния. Этот способ чаще всего применяется при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т. д.), а также при движении по азимуту. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние измеряется шагами или определяется по времени движения.

По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местности и на карте опознан только один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визируют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней расстояние от ориентира. Полученная на линии визирования точка и будет искомой точкой стояния.


По створу.
Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры).

Если машина находится на линии створа, ее местоположение на карте может быть определено одним из следующих способов:


По створу и линейному ориентиру (рис. 67). Если мы находимся на линейном ориентире (дороге) и в створе с двумя местными предметами, достаточно прочертить на карте прямую через условные знаки местных предметов (ориентиров), в створе с которыми находится точка стояния на местности, до пересечения с дорогой. Точка пересечения линии створа с дорогой и будет искомой точкой стояния;

По створу и боковому ориентиру. В приведенном на рис. 68 примере створом служит направление улицы населенного пункта. Для определения точки стояния ориентируют карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру (отдельное дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией створа. В пересечении линии створа с линией визирования на ориентир и будет находиться точка стояния;

По измеренному расстоянию. На карте прочерчивают линию створа. Затем определяют расстояние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния.


Засечкой
точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличии на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами.

По боковому ориентиру (рис. 69) засечка производится, как правило, при движения по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. Находясь на дороге, ориентируют карту, опознают на ней изображение хорошо видимого на местности предмета (ориентира), прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на него. Затем, не изменяя положение линейки, прочерчивают на карте прямую линию до пересечения с условным знаком дороги. Место пересечения прочерченной линии с условным знаком дороги будет искомой точкой стояния.

Этим способом наиболее точно определяют свое местоположение на карте, если направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения под прямым углом. Такой случай называется засечкой по перпендикуляру.

По двум-трем ориентирам (рис. 70) засечка чаще всего выполняется, когда свое местоположение на карте не обозначено. Карту ориентируют по компасу и опознают на местности два-три ориентира, изображенных на карте. Затем, как и в предыдущем случае, визируют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка часто называется обратной.

Засечка по измеренным (построенным) углам (рис. 71) (способ Болотова) выполняется в такой последовательности:

- с помощью башенного угломера или другим способом, например компасом, измеряют горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте;

Строят измеренные углы на прозрачной бумаге при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния; эти углы могут быть построены и непосредственным визированием с помощью линейки на выбранные ориентиры на местности;

Накладывают бумагу на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через условный знак того ориентира, на который оно проведено при визировании или построено по измеренным углам;

Совместив все направления с соответствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную на листе бумаги точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стояния.

По обратным дирекционным углам (рис 72) засечку выполняют чаще всего в обстановке, когда нельзя работать с картой на местности открыто. В этом случае измеряют компасом обратные азимуты с точки стояния на два-три точечных ориентира, видимых на местности и опознанных на карте. Величины обратных азимутов отсчитывают на шкале компаса против указателя, расположенного у целика. Измеренные азимуты переводят в дирекционные углы (см. разд. 5.3). Затем, построив эти углы при соответствующих ориентирах на карте, прочерчивают направления до пересечения друг с другом. Точка пересечения направлений и будет точкой стояния.

При определении точки стояния любым способом засечки следует выбирать направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30 и не более 150°. При всех возможных случаях проверяют положение полученной точки стояния визированием на дополнительный местный предмет (ориентир). Если при пересечении трех направлений образовался треугольник, точку стояния ставят в его центре. При больших размерах треугольника, когда его сторона более 2 мм, засечку необходимо повторить, предварительно проверив точность ориентирования карты.

5.3. Подготовка по карте данных для движения по азимутам

Подготовка данных для движения по азимутам выполняется по крупномасштабной карте и включает изучение местности, выбор маршрута и ориентиров по его участкам, определение магнитных азимутов (дирекционных углов) направлений и расстояний между выбранными ориентирами, оформление данных на карте или составление схемы (таблицы) движения.

При изучении местности в направлении движения оценивают главным образом ее проходимость, маскировочные и защитные свойства, определяют труднопроходимые и непроходимые препятствия и пути их обхода.

Выбор маршрута и ориентиров. Начертание маршрута зависит от характера местности, наличия ориентиров на ней и от условий предстоящего движения. Основное требование к маршруту состоит в том, чтобы он обеспечивал быстрый, а в боевой обстановке и скрытный выход к указанному пункту.

Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы он был с минимальным числом поворотов. В маршрут включают дороги, просеки и другие линейные ориентиры, направление которых совпадает с направлением движения. Это облегчит выдерживание направлений движения. Точки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (например, постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, геодезические знаки).

При выборе ориентиров на участках маршрута необходимо учитывать способ выдерживания направления движения и точность, которую он обеспечивает. Например, точность выдерживания направления движения по компасу составляет 0,1 пройденного расстояния. Если расстояние между ориентирами на участке маршрута будет 6 км, то при выходе к очередному ориентиру отклонение может быть 600 м. На отыскание ориентира на местности в этом случае потребуется много времени.


Опытным путем установлено, что расстояния между j ориентирами по маршруту движения не должны превышать 1-2 км при движении днем в пешем порядке, а при движении на машине и выдерживании направлений по гирополукомпасу-6-10 км. Для движения ночью ориентиры намечаются по маршруту чаще. Чтобы обеспечить скрытный выход к указанному пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по гребням возвышенностей и открытым участкам. Примерный вариант выбора маршрута показан на рис. 73.

Определение магнитных азимутов. Магнитный азимут направления на местный предмет может быть определен по измеренному на карте дирекционному углу или истинному азимуту этого направления. При переводе дирекционного угла (истинного азимута) в магнитный азимут учитывается поправка направления (магнитное склонение) для данного листа карты. Взаимозависимость между магнитным азимутом, дирекционным углом и истинным азимутом показана на рис. 74.

Дирекционный угол (a)-угол между северным направлением вертикальной линии координатной сетки на карте и направлением на предмет (ориентир), отсчитанный по ходу часовой стрелки. Он может иметь значение от 0 до 360°.

Истинный азимут (А)-угол между северным направлением истинного меридиана (боковой стороной рамки карты) и направлением на предмет, отсчитанный по ходу часовой стрелки. Истинный азимут, как и дирекционный угол, может иметь значения от 0 до 360 0 .

Сближение меридианов (Сб)-угол между северным направлением истинного меридиана и вертикальной линией координатной сетки. На топографических картах СССР величина сближения меридианов не превышает ±3°.

Магнитное склонение (Ск)-угол между северным направлением истинного меридиана и направлением магнитного меридиана (магнитной стрелки). Если северный конец магнитной стрелки отклоняется от истинного меридиана на восток, магнитное склонение считается положительным, а на запад-отрицательным.

Поправка направления (ПН) - угол между направлением вертикальной линии координатной сетки и магнитным меридианом. Она равна алгебраической разности магнитного склонения и сближения меридианов:

ПН = (± Ск) - (± Сб).

Данные о магнитном склонении, сближении меридианов и величине поправки направления помещаются под южной стороной рамки каждого листа топографической карты крупного масштаба. Переход от измеренных на карте дирекционных углов (истинных азимутов) к магнитным азимутам выполняется по формулам:

Ам= a -(±ПН);

Ам=А-(±Ск).

Измерение по карте дирекционных углов. Дирекционные углы направлений на местные предметы (ориентиры) измеряют по карте транспортиром или артиллерийским кругом. Они обеспечивают точность измерения угла с ошибкой ±1-2°. Для более точного измерения углов используется хордоугломер (см. разд. 6.2).


Транспортиром дирекционный угол на карте измеряют в такой последовательности:

Ориентир, на который измеряют дирекционный угол, соединяют прямой линией с точкой стояния так, чтобы прямая пересекла хотя бы одну вертикальную линию координатной сетки. Если ориентир и точка стояния расположены в одном квадрате сетки, то эту линию продолжают до пересечения с вертикальными линиями координатной сетки других квадратов;

Прикладывают транспортир к линии координатной сетки, как показано на рис. 75, и отсчитывают по транспортиру величину дирекционного угла.

В нашем примере дирекционный угол с точки А (отдельный камень) на точку В (отдельное дерево) равен 60°, а дирекционный угол с точки А на точку С (геодезический пункт) - 302°.

Артиллерийский круг представляет собой целлулоидную пластину, по внешнему срезу которой нанесена шкала в делениях угломера. Цена одного деления равна 0-10. Большие деления, соответствующие 1-00, оцифрованы от 0 до 60; при этом ряд красных цифр нанесен в возрастающем порядке по ходу часовой стрелки, а ряд черных цифр - против хода часовой стрелки.

При измерении дирекционного угла артиллерийский круг устанавливают на карте так, чтобы его центр совпал с точкой пересечения линии определяемого направления и вертикальной линии координатной сетки, а нулевой штрих-с северным направлением этой линии. Затем снимают отсчет по красной шкале круга против линии определяемого направления.

Измерение по карте истинных азимутов выполняют транспортиром или артиллерийским кругом так же, как и измерение дирекционных углов. При этом измеряют угол в точке пересечения истинного меридиана с направлением на предмет. Линией истинного меридиана в этом случае может быть либо одна из сторон рамки карты - западная или восточная, либо линия, проведенная параллельно ей.

При переводе истинного азимута в магнитный к измеренному углу прибавляют величину магнитного склонения, если оно западное, или вычитают эту величину, если склонение восточное. Полученные магнитные азимуты направлений выписывают на карту (см. рис. 73), в таблицу или на схему маршрута.

Измерение расстояний. Расстояния между выбранными на маршруте движения ориентирами измеряют по прямым линиям с помощью циркуля-измерителя и линейного масштаба или линейки с миллиметровыми делениями. Если маршрут намечен по холмистой (горной) местности, то в измеренные по карте расстояния вводится поправка за рельеф (см. табл. 6).

Составление схемы и таблицы движения по азимутам. Схему составляют в такой последовательности:

На чистый лист бумаги переносят с карты начальную точку, ориентиры на точках поворота и конечную точку маршрута. Расположение ориентиров на схеме должно быть подобно их положению на карте. Все ориентиры изображаются на схеме такими же условными знаками, как и на карте;

Перенесенные с карты на схему ориентиры нумеруют и соединяют прямыми линиями;

Против каждой линии выписывают исходные данные для движения в виде дроби: в числителе-магнитные азимуты, в знаменателе - расстояния в метрах. Если движение по азимутам будет совершаться в пешем порядке и известна величина шага ведущего, то расстояния в метрах переводят в пары шагов и выписывают на схему в скобках;

Наносят на схему стрелку север-юг и дополнительно показывают ориентиры в стороне от маршрута, а также по направлению маршрута, которые могут быть использованы при движении как промежуточные или вспомогательные ориентиры.

Применительно к рис. 24 таблица будет иметь следующее содержание (табл. 10).

Таблица 10

№ точки

Участок пути

Магнитный азимут (Ам), град

Расстояние, м

Расстояние, пара шагов

Сарай-курган

1230

Курган - дом лесника

1250

Дом лесника - перекресток дорог

Перекресток дорог - мост

В тех случаях, когда требуется выдержать лишь общее направление движения, например направление наступления, схема (таблица) движения не составляется. Азимут направления движения определяется непосредственно на местности по компасу и объявляется устно.

5.4. Ориентирование на местности по карте в движении

Уверенное ориентирование и выдерживание заданного направления движения по карте во многом зависит от подготовки к ориентированию. Основной задачей при этом является предварительное изучение условий ориентирования по маршруту движения и заблаговременная подготовка данных, необходимых для контроля правильности движения.

Подготовка к ориентированию включает в зависимости от обстановки полностью или частично следующие мероприятия: выбор и изучение маршрута движения, подъем его на карте, измерение протяженности маршрута и разбивку его на отдельные участки, определение азимутов направлений движения на участках, затруднительных для ориентирования по карте, проверку исправности компаса (гирополукомпаса) и спидометра.

Выбор и изучение маршрута. Маршрут движения выбирается по карте с учетом условий обстановки и характера местности. Предпочтение отдается дорогам с твердым покрытием.

Изучение заданного или выбранного маршрута движения выполняют в такой последовательности:

Просматривают маршрут на карте, уясняют характеристику дорог и особенности прилегающей к ним местности, устанавливают наличие придорожных сооружений, которые могут быть ориентирами, отмечают на карте участки, где следует уточнить условия ориентирования;

На отмеченных участках детально изучают местные предметы и формы рельефа, которые могут служить надежными ориентирами; особенно тщательно изучают места поворотов маршрута, перекрестков и развилок дорог, въездов в населенные пункты и выездов из них;

По всему маршруту выбирают через 5-10 км контрольные ориентиры; они должны быть наиболее устойчивыми объектами местности и легко опознаваться при подъезде к ним.

Подъем маршрута на карте. Маршрут на карте поднимают цветным карандашом обычно коричневого цвета. Контрольные ориентиры обводят кружками. Вдоль маршрута проводят прерывистую линию, которая не должна закрывать условный знак дороги, а также по возможности условные знаки местных предметов вдоль нее. Затем измеряют расстояния между контрольными ориентирами, в измеренные расстояния вводят поправки за рельеф и извилистость маршрута (см. табл. 6). Например, если коэффициент поправки равен 1,1, то на карте масштаба 1:100000 десятикилометровый участок откладывают отрезком, равным 9 см. После этого переводят расстояния между ориентирами в показания спидометра и подписывают их у контрольных ориентиров (рис. 76).


При подготовке к движению в условиях, не благоприятных для ориентирования, определяют и подписывают на карте магнитные азимуты направлений движения, чтобы можно было быстро перейти к ориентированию в пути по компасу (гирополукомпасу).

Ориентирование в пути. Перед началом движения на исходном пункте записывают показания спидометра, время начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление пути.

Во время движения карту держат перед собой ориентированной, постоянно сличают ее с местностью, следят за прохождением намеченных ориентиров, сверяя показания спидометра. Таким образом осуществляется непрерывное ориентирование, которое обеспечивает правильность выдерживания указанного направления движения.

В бою выдерживание направления движения осуществляется по ориентирам, указанным непосредственно на местности и заранее хорошо изученным.

На марше к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку или развилке дорог. Примерно за 200-500 м до поворота механику-водителю указывается место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения. Например: “Через 500 м поворот направо на просеку”.

При въезде в лес или на участок, где мало ориентиров, записывают показания спидометра. Это позволяет в любой момент времени определить свое местоположение по пройденному расстоянию, которое при необходимости откладывается на карте.

К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движении ночью, обычно привлекают всех членов экипажа. Для этого их предварительно знакомят с маршрутом движения, а в ходе марша заранее предупреждают о предстоящем появлении ориентира.

Особенности ориентирования при движении в различных условиях. Ориентирование при движении ночью. В предвидении совершения марша ночью маршрут выбирается так, чтобы он проходил по дорогам или вдоль каких-либо линейных местных предметов. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от яруга, чем при движении днем.

Свое местоположение на карте в движении определяют чаще всего по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольного ориентира по направлению совершаемого движения.

При планировании движения вне дорог предварительно готовят данные для движения по азимутам. Повороты маршрута намечают у местных предметов, которые можно легко опознать ночью.

Ориентирование при движении в лесу. Маршрут движения в лесу обычно намечают по дорогам и просекам. Направления движения выдерживают, как правило, по азимутам, особенно при движении в пешем порядке или на лыжах. Свое местоположение в лесу определяют по пройденному расстоянию, поэтому в пути необходимо чаще контролировать правильность направления движения и пройденное по маршруту расстояние.

Ориентирование при движении в пустыне (степи). Маршрут движения в пустынной местности выбирают так, чтобы он включал имеющиеся на местности ориентиры: дороги, русла высохших рек, отдельные курганы, колодцы, оазисы и др. Движение совершают по азимутам, которые подготавливают заранее. Общее направление движения можно выдерживать по небесным светилам или по следу своей машины, если движение происходит прямолинейно.

Ориентирование при движении в горной местности. Маршрут движения в горной местности намечают обычно по лощинам, горным проходам и перевалам. В качестве ориентиров могут быть намечены выделяющиеся вершины гор, седловины, обрывы, скалы, осыпи и другие формы рельефа. Хорошими ориентирами служат горные реки и ручьи, протекающие в долинах. Кроме ориентиров по маршруту полезно намечать вспомогательные ориентиры, видимые со многих точек маршрута. Ими могут быть выступы горного хребта, заснеженные вершины гор. Вспомогательные ориентиры используются для выдерживания общего направления движения.

Ориентирование при движении в крупном населенном пункте. Маршрут движения через крупный населенный пункт обычно намечают по главным и магистральным улицам. Такие улицы четко выделяются на карте. В качестве ориентиров по маршруту могут быть площади, путепроводы, мосты, памятники, церкви и другие выделяющиеся местные предметы.

При подходе к населенному пункту тщательно сличают карту с местностью и возможно точнее определяют место въезда в населенный пункт. В самом населенном пункте карту ориентируют по направлению улицы, по которой совершают движение.

Важное значение при движении по крупному населенному пункту имеет своевременное предупреждение водителя о поворотах на маршруте, так как проезд намеченного поворота может привести к потере ориентировки.

Ориентирование на местности, подвергшейся значительным разрушениям. В районе массовых разрушений карта часто не будет соответствовать местности, что существенно затруднит ориентирование. Поэтому для ориентирования в таких районах заранее готовят данные для движения по азимутам. Наиболее устойчивыми ориентирами в районах разрушений являются дороги с твердым покрытием, полотно железных дорог, типовые формы рельефа (вершины гор и холмов, хребты, седловины, лощины).

При ориентировании в движении по сильно измененной местности часто придется обходить различные препятствия и определять свое местоположение по остаткам разрушенных местных предметов. Широкое применение в этих условиях найдет наземная навигационная аппаратура (см, гл. 6), которая позволяет уверенно ориентироваться на местности в любых условиях.

Восстановление потерянной ориентировки. При действиях на незнакомой местности могут быть случаи, когда из-за недостаточных навыков в ориентировании ориентировка будет потеряна. Первый признак потери ориентировки-на местности не находят объектов, обозначенных на карте, и не могут определить на ней хотя бы приближенно свое местоположение. Для восстановления ориентировки надо попытаться найти на карте свое местоположение путем сличения карты с местностью, предварительно ориентировав карту по сторонам горизонта. Район, в котором предположительно находится место остановки, можно определить, восстановив хотя бы приближенно направление движения от последнего, уверенно опознанного ориентира и пройденное расстояние от него. Если путем сличения карта с местностью восстановить ориентировку затруднительно, можно воспользоваться следующими способами.

Графическое определение на карте района местонахождения. На ориентированной карте от условного знака последнего пройденного ориентира, который был уверенно опознан, проводится прямая, соответствующая направлению последнего участка маршрута. Отложив на прямой пройденное расстояние от ориентира, устанавливают дальнюю границу района местонахождения. Ближняя граница определяется в пределах 3/4 расстояния, пройденною от последнего ориентира. Например (рис. 77), подразделение, совершая марш, достигло северной окраины населенного пункта Осетр (показание спидометра 61,3). Затем, двигаясь к населенному пункту Холм, что в 12,4 км от пункта Осетр, в качестве промежуточного ориентира был намечен мост через реку Уводь. На 4 км пути водитель машины по ошибке свернул влево на проселочную дорогу, на которой также оказался мост, принятый за намеченный промежуточный ориентир. Когда на спидометре появилась цифра 73,7, командир обнаружил потерю ориентировки. Судя по пройденному расстоянию, подразделение должно было находиться в населенном пункте Холм, а фактически оно оказалось в лесу. Уточнив по компасу среднее направление движения от пункта Осетр, командир прочертил его на карте, отложил на нем пройденное расстояние (12 км) и из полученной точки ограничил предполагаемый район своего местонахождения радиусом 3 км (1/4 пройденного пути). После тщательного изучения обозначенного района была обнаружена развилка дорог-место ошибочного поворота с маршрута. Убедившись, что подразделение находится на проселочной дороге, обозначенной на карте, не представляет труда определить точку своего стояния, например по ближайшей по ходу движения развилке дорог, и наметить путь к конечному пункту или к выходу на маршрут.

По линейному ориентиру (рис. 78). Подразделение, двигаясь по заросшей лесной дороге, не обозначенной на карте, достигло лесной поляны. По пройденному расстоянию командир определил вероятный район местонахождения подразделения. На карте в этом районе показано несколько похожих друг на друга полян. Измеренный магнитный азимут направления поляны, на которую вышло подразделение, оказался равным 6°. Таких полян, вытянутых в направлении по азимуту 6°, показано на карте три. Командир внимательно изучил их и установил, что одна из полян находится в лощине, другая расположена в седловине, а третья-на ровном участке местности. Эти особенности расположения полян на рельефе позволили быстро разобраться в обстановке и определить точку стояния (поляна на седловине).


Часть границы Российской Империи с Швецией в 1808 году. До присоединения Финляндии к России.

Неоднократно говорили, говорят и сейчас в рамках антисоветского консенсуса, что СССР - империя зла, советские руководители - самые страшные люди на планете Земля, и далее со всеми остановками.
Одна из этих остановок - Советско-Финская война 1939-40 гг., по итогам которой СССР вернул себе Карельский перешеек. Почему я употребил слово "вернул"? - Карельский перешеек это, де, исконно финская земля.
А вот почему. Для начала посмотрите на карту выше и сравните вот с этой:


Часть границы Российской Империи с Швецией в 1808 году. После присоединения Финляндии к России.
А теперь с этой:


Эту карту сравните в первой. Найдите отличия.

Но обо всём по порядку.
* * *
Карельским перешейком называют территорию, похожую на треугольник, расположенную между Финским заливом и Ладожским озером и сужающуюся к Неве.

В политическом смысле Карельским перешейком все же называется только часть его, входившая в 1811-1940 гг в состав Финляндии.

Карельский перешеек отличает уникальность его этнической истории: его население за три века трижды полностью менялось. При этом последнее по времени заселение началось в 1940 году, а фактически - в 1944-ом. В силу этого жители региона не могут вдохновляться вековыми преданиями, в отличие от жителей многих других российских земель. В сущности, становление особой идентичности жителей перешейка начинается только в наше время. Говорить о местном традиционном искусстве пока не приходится. Но большинство переселенцев 40-х гг. были горожанами, все были грамотными, да и поныне, благодаря близости Санкт-Петербурга и наличию собственных учебных заведений, благодаря чему жители региона отличаются высоким уровнем образованности. И, вероятно, именно отсюда можно ожидать бурного подъема культуры и науки.

География
Карельский перешеек - одно из самых живописных мест Ленинградской области. Хороша и величава его природа. Суровы могучие хвойные леса; бесконечны дали просторов и озер со скалистыми берегами; причудливы встречающиеся повсюду огромные, поросшие мхом валуны

.
С севера на юг протяженность перешейка составляет 150-180 км, с запада на восток- 55-110 км. С запада Карельский перешеек омывается Финским заливом Балтийского моря; с востока - бурным и глубоким Ладожским озером. Над полосой пляжей, протянувшихся вдоль побережья залива, возвышаются береговые террасы, поросшие хвойными и березовыми лесами. В северо-западной части перешейка в сушу глубоко врезаются шхеры Выборгского залива.

История
Люди появились на земле перешейка еще 6 тысяч лет тому назад.

В IX веке перешеек стал этнической родиной карелов. Примерно с этого времени карелы становятся союзниками Великого Новгорода.

На рубеже XI-XII веков на большом острове, образованном двумя рукавами реки Вуоксы, возник центр новгородских владений - город Корела (ныне - г. Приозерск).

С середины XII века Карельская земля становится театром военных действий в непрерывных войнах Швеции с Новгородом, а затем и с Московским государством.
В ходе этих войн шведам удалось потеснить русских в северо-западной части перешейка.

В 1293 г., шведские бароны, захватившие перед этим всю Финляндию, высадились на небольшом Воловьем островке Выборгского залива и по соседству со старым новгородским поселком, существовавшим здесь с начала XI века, заложили свою крепость, получившую называние «Выборг », то есть «священная крепость».

В 1323 году, согласно Ореховецкому договору , была установлена русско-шведская граница. Карельские земли оказались разделенными. Самая западная часть карел, став шведскими поданными, перешла в католицизм, влилась в состав финского этноса. Большая часть карел остались в русских владениях.

В 1617 году, по Столбовскому миру , весь Карельский перешеек отошел под власть Швеции.
Значительная часть православного населения, как славянского, так и финского происхождения, отказались жить под властью лютеранского короля, и переселились в Россию. Так Карельский перешеек лишился карелов. На Карельском перешейке стали расселяться финны-суоми, которые в дальнейшем составили этнос финнов-ингерманландцев. Так первый р аз сменилось все население перешейка.

В ходе Северной войны

Карельский перешеек вновь воссоединился с Россией. Территория перешейка составила отдельную Выборгскую губернию России, включавшую в себя также и северный берег Ладожского озера. На протяжении столетия история перешейка ничем не отличалась от истории окраин имперской столицы.

Но с 1811 года этническая история перешейка вновь радикально меняется. В этом году царь-идеалист Александр I, присоединил занимавшую перешеек Выборгскую губернию к только что созданному Великому княжеству Финляндскому.

Напомним, что после последней в истории русско-шведской войны 1808-1809 гг., русские заняли всю Финляндию.

При этом Финляндия вовсе не стала несколькими новыми российскими губерниями, а превратилась в автономное Великое княжество. В сущности, Финляндия стала независимым государством, связанным с Россией лишь личной унией - самодержавный император Всероссийский по совместительству был также конституционным Великим князем Финляндским. Желая еще более привязать к себе новых подданных, император Александр I и сделал такой царский подарок княжеству. Интересно, что Выборгская губерния в княжестве также называлась Старой Финляндией.

Итак, с этого времени Карельский перешеек на 130 лет становится частью Финляндии . Для этнического развития перешейка этот исторический период означал окончательную финнизацию населения перешейка , в том числе и его городов. Для экономики же Выборгской губернии Финляндии близость Санкт-Петербурга стала основой процветания.

Две революции 1917 года привели к распаду Российского государства.
Финляндия, которую после падения монархии с Россией ничего не связывало, провозгласила независимость. 31 декабря 1917 года эта независимость была признана Совнаркомом.
В Финляндии сразу же, в марте 1918-го, началась гражданская война между местными красными и белыми, закончившаяся, при огромной помощи германских дивизий, победой финских белых. Во главе белых финнов стоял российский генерал шведского происхождения, уроженец Великого княжества, К.Г. Маннергейм , ставший «финном» в 50 лет, и до конца своей долгой жизни (он умер в 1951 году в возрасте 84 года) так и не научившийся правильно говорить по-фински.
…Однако эта война не свелась только к междоусобице среди финнов. Результатом войны стало этническая чистка Финляндии, и особенно близкого к советскому рубежу перешейка, от славянского населения.

Итак, Финляндия, в которой победили белые, и официальной идеологией которой стала русофобия, стала представлять угрозу находившемуся от нее в 32 км от Ленинграда. Подобное положение сохранялось 20 лет !

В ходе короткой, но весьма ожесточенной войны зимы 1939-40 гг. Финляндия потерпела поражение. Согласно мирному договору 12 марта 1940 года, новая граница примерно соответствовала границе Российской империи и Швеции в 1721 году. К Советскому Союзу отошли территории Карельского перешейка, острова в Финском заливе Балтийского моря. Граница от Ленинграда была отодвинута на 150 км, что увеличило обороноспособность города во время Великой Отечественной войны.

Отошедшая к СССР территория составила почти 7 % территории Финляндии по состоянию на 1939 год, и общая площадь СССР, с учетом водных территорий, увеличилась на 35 000 кв. км. Эта территория была пуста - все гражданское население было эвакуировано с перешейка еще осенью 1939 года, перед войной.

Итак, к СССР отошла довольно значительная территория, которую было необходимо заселить и освоить. Эта задача была тем более актуальна, что, во-первых, практически все промышленные предприятия и вся инфраструктура были разрушены во время военных действий и при отступлении финнов, которые, уходя, взрывали и уничтожали все, что можно. Таким образом, новоприсоединенный Карельский перешеек представлял собой огромную груду развалин.

Во-вторых, в 1940 году советское руководство не сомневалось, что вслед за «малой» войной с Финляндией вскоре последует большая война с Германией и ее союзниками, среди которых неминуемо окажется жаждущая реванша Финляндия. В силу этого вопросы заселения новых территорий были для советского руководства десятистепенными.

Тем не менее, осуществленное советским правительством в 1940-41 гг переселенческое движение на новые советские территории оказалось достаточно эффективным. Переселением во вновь присоединенные районы были заняты в 1940-41 гг. Переселенческий отдел при Совнаркоме Карело-Финской ССР, Переселенческий отдел при Леноблисполкоме, а также районные переселенческие отделы. Весь процесс переселения осуществлялся в кратчайшие сроки при жесткой экономии средств, в условиях милитаризированной экономики страны.

Организованное массовое переселение советских людей на земли Карельского перешейка началось с мая-июля 1940 года. Государство переселенцев поддерживало материально. Им предоставлялись льготы, которые по тем временам выглядели весьма привлекательными: бесплатный проезд, провоз имущества и скота (разрешалось до двух тонн на семью); подъемные - 1000 рублей на работающих, и по 300 рублей на иждивенцев (средняя зарплата в СССР в то время составляла 339 рублей в месяц); дом в месте вселения - бесплатно; корова или ссуда на ее приобретение - в размере трех тысяч рублей. Кроме того, переселенцам прощались недоимки и давалось освобождение на три года от налогов и обязательных госпоставок .

На 1 января 1941 года численность населения новых районов составляла 144,3 тысячи человек, в том числе городского - 70,9 тысяч, сельского населения - 73,4 тысячи человек, из них колхозников насчитывалось 36,3 тысячи человек. В это число не включены многочисленные военные и временно командированные специалисты и рабочие из Ленинграда. К лету 1941 года количество переселенцев еще увеличилось, и достигло численности 197 600 человек.

Результаты не замедлили сказаться. Уже к началу июня 1941 г. все целлюлозно-бумажные комбинаты новых советских территорий были восстановлены и стали давать продукцию. Также в присоединенных районах за 1940-1941 гг. был пущен в эксплуатацию ряд электростанций, дававших ток как промышленности, так и населению новых территорий.

Из других отраслей финляндской индустрии Северного Приладожья и Карельского перешейка были развиты лесопиление, деревообработка, лесозаготовительная, рыбная, пищевая и местные отрасли промышленности.
В началу 1941 г. в районах Северного Приладожья и Карельского перешейка работали 202 начальные, 33 неполные средние и 10 средних школ. Были открыты индустриальный техникум, педагогическое училище с отделением финского языка, акушерская и зубоврачебная школы в Выборге, сельскохозяйственный техникум в Сортавале, лесной техникум в Кексгольме, два ремесленных училища в Выборге и Энсо и некоторые другие. Поскольку переселенцы прибывали со всего Советского Союза, то не удивительно, что на перешейке стали открываться школы с национальными языками обучения. Так, только в Выборгском районе в 1940-1941 гг. было создано 6 школ, обучавших детей на татарском языке.

Вместе с учебными заведениями на бывшей финской территории были созданы учреждения культуры: театры, кинотеатры, библиотеки, клубы, красные уголки и др. Налаживалась и сеть медицинских учреждений - больниц, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов и т.д..

В почти полностью разрушенном Выборге за короткий срок были подняты из руин большинство промышленных предприятий, приведены в порядок улицы, площади, скверы, восстановлены значительное количество жилых домов, водопровод и канализация, проведено электрическое освещение, в городе стал функционировать трамвай, работали школы, клубы, театр, кино, железнодорожный транспорт.

Заселение районов Карельского перешейка в период с 1940 по 1941 гг. явилось первым опытом советского освоения безлюдных, но обжитых ранее территорий. Опыт Карельского перешейка был использован после Великой Отечественной войны при заселении Калининградской области и Южного Сахалина.

В 1941-44 годах Финляндия вновь скрестила оружие с СССР, но была вновь разбита. Сначала летом 1941 года финны захватили Карельский перешеек и ряд «старых» советских территорий.

В современной Финляндии и среди «свободных» российских СМИ бытует миф, будто финны остановились под Ленинградом по личному приказу Маннергейма, сентиментально относившегося к городу своей молодости. (о его мифической любви к России - см. )
Однако на деле финны всерьез планировали взять Ленинград вместе с немцами. Властями Финляндии, как отмечает современный российский исследователь Н. И. Барышников, «была специально заготовлена речь по финскому радио, которую предусматривалось произнести сразу после захвата Ленинграда.

В этой речи говорилось: «Пала впервые в своей истории некогда столь великолепная российская столица, находящаяся вблизи от наших границ. Это известие, как и ожидалось, подняло дух каждого финна» .
Хотя наступление финнов на Ленинград захлебнулось, все же территория Карельского перешейка оказалась вновь под финской властью. При этом русского населения на перешейке уже не было - с конца июля 1941 года началась эвакуация советского гражданского населения. (см. подробнее: )

Но летом 1944 года советские войска вновь перешли в наступление. В сентябре 1944 года Финляндия вышла из войны. Карельский перешеек вновь стал русским. Парижский мирный договор 1947 года между СССР и Финляндией окончательно подтвердил присоединение этих территорий к СССР.

С 1944 года, еще до конца войны, начался новый этап освоения Карельского перешейка. Так же, как и в 1940-1941 гг, возвращавшееся и вновь завербованное население приступило к восстановлению предприятий промышленности, колхозов и совхозов, учреждений просвещения, культуры и здравоохранения. Напряженным трудом были устранены все разрушения двух войн.

В 1948 году были переименованы практически все финские названия населенных пунктов, рек и озер перешейка. Большинство новых названий были достаточно стандартными советскими (Первомайское, Приморск, Зеленогорск, Горьковское). Ряд названий увековечил героев войн с финнами (Кирилловское, Балаханово, Вещева, Серово, Цвелодубово). Именем известного ученого-ботаника, президента Академии Наук СССР, В. Л. Комарова был назван поселок, в котором расположились дачи многих ученых и деятелей культуры. Старинный русский город Корела , при шведах названный Кексгольмом (по-фински - Кякисальми), был назван Приозёрском. Впрочем, это логично, поскольку карел на перешейке не осталось, а город действительно находится возле Ладожского озера. Только Выборг сохранил свое историческое имя.

Население Карельского перешейка быстро росло как за счет прибытия новых переселенцев, так и в результате довольно высокого естественного прироста. В 1959 году Переселенческий отдел при Ленинградском областном исполнительном комитете Совета депутатов трудящихся и переселенческие структуры на местах были упразднены как полностью выполнившие задачу.

С этого времени население Карельского перешейка и северного Приладожья (в Карелии) росло за счет естественного прироста. В 1989 году на принадлежавших прежде Финляндии карельских территориях проживало, помимо военных и отдыхающих, примерно 383 000 постоянных гражданских жителей. Из них 65 % составляли горожане.

В Выборге на рубеже тысячелетий проживало 80 тысяч жителей, в Приозёрске - 20 тысяч, Светогорске - 15 тысяч, Приморске - 6 тысяч.

Промышленность субрегиона также развивалась весьма эффективно. Так, в городе Приморске (бывшем Койвисто) осуществлялась сборка многоразового космического корабля «Буран» , способного летать автономно, без экипажа, чего не могли делать американские «Шаттлы».

Впрочем, главным богатством перешейка являются его уникальные природные условия. В 1946 г. здесь началось создание курортной зоны Ленинграда, которая приобрела всесоюзное значение. Уже вскоре после войны здравницы Карельского перешейка принимали до 1,2 миллиона отдыхающих в год. 300 тысяч маленьких ленинградцев ежегодно отдыхали в пионерских лагерях и других детских учреждениях субрегиона.
Помимо этого, многие петербуржцы имеют здесь свои дачи, так что реальное число жителей перешейка в несколько раз больше. Наконец, здесь постоянно находится большое число транзитных пассажиров, следующих в Евросоюз или из Евросоюза.

Экономические и политические потрясения, вызванные распадом СССР, отразились на Карельском перешейке менее болезненно, чем в большинстве регионов России. Разумеется, это не означает, что Карельский перешеек процветает. Безработица, высокий рост преступности, и прочие прелести российской жизни времен торжества демократии отразились на этом субрегионе весьма остро. В частности, подобно большинству земель России здесь также смертность превышает рождаемость. Близость с Финляндией, являющейся членом Евросоюза, способствовала распространению СПИДа. Закрылся и космический завод в Приморске.

Но, с другой стороны, благодаря выгодному географическому положению перешейка общий упадок хозяйства не стал всеобъемлющим. В начале XXI века регион пережил экономический подъем. Как уже отмечалось, высокий уровень образования (помимо близкой северной столицы со множеством вузов, в одном Выборге в начале столетия функционировало 7 вузов), а также ряд средних учебных заведений) позволяет надеяться на будущий культурный подъем, и на то, что здесь возникнут новые художественные направления. Так что на будущее Карельского перешейка можно смотреть с осторожным оптимизмом.

Приозерский район Ленинградской области расположен к северу от Санкт-Петербурга. Данный регион имеет название Карельский перешеек, поскольку представляет собой узкую полосу земли между Финским заливом и Ладожским озером.

Природа Карельского перешейка - это озера, острова и полуострова, покрытые густым лесом или представляющие собой нагромождения гранитных скал или просторы, покрытые заливными лугами. Здешняя природа необычайно живописна и оставляет в памяти образ края голубых озёр.

В Архейскую и протерозойскую эру по геологическому летоисчислению территория Карельского перешейка представляла собой гористую местность, где происходили частые землетрясения и извержения вулканов. Позже юго-восточная территория региона (современные Запорожская, Мичуринская, Петровская и Сосновская волости) была затоплена древними морями и на их месте остались мощные пласты песчаников и глины.

Территория на севере Приозерского района (посёлок Кузнечное, Богатырёвская волость, Мельниковская и Ларионовская волости) является частью так называемого Балтийского щита. Древний фундамент, который к югу покрыт толщами осадочных пород (песчаники и глина), здесь выступает на поверхность. Наружу выходят гранитные породы - гнейсы, граниты, диориты.

Карельский перешеек покрыт многочисленными холмами и грядами, понижения между которыми занимают многочисленные речки, озера, ручьи, благодаря которым местность называют краем тысячи озер. Самая высокая точка региона 203 м. Находится она недалеко от посёлка Сосново, на Лемболовской возвышенности. Приозерск находится на высоте около 10 м над уровнем моря.

Неоднократные наступления и таяния ледников в так называемый четвертичный период, когда огромные массы льда двигались с севера, из Скандинавии и Карелии, значительно повлияли на изменение рельефа Приозерского региона. Обломки горных пород, крупные валуны, гравий, щебень - из этих отложений образовалась так называемая морена.

Моренные гряды и холмы встречаются в волостях, расположенных южнее озера Суходольское (знаменитая Мичуринская моренная гряда - самая длинная в России. Она протянулась почти на 40 км с запада на восток. Её ширина - от 1 до 3 км, а высота достигает 50 м. На её участке, между посёлками Ягодное и Петровское, в 1976 году организован региональный комплексный заказник). В настоящее время приобрели широкую популярность горнолыжные курорты в районе поселка Коробицыно, расположенные на склонах этих моренных гряд.

Когда периоды оледенения сменялись тёплыми временами, у края бывшего ледника возникали песчаные холмы округлой формы с крутыми склонами (камы) и протяжённые гряды, сложенные песком с крупными валунами (озы). А в ложбинах между ними появлялись длинные и узкие озёра.

Особенно выразительны следы деятельности ледника на севере Приозерского региона. Здесь он отшлифовал выступавшие скалы, превратив их в так называемые скальники «Бараньи Лбы», и прорезал глубокие узкие борозды. Образовались живописные длинные заливы с крутыми и скалистыми берегами, а также небольшие острова и островки у побережья (шхеры). Шхерный район Приладожья начинается уже в 8 км к северу от Приозерска и уходит в соседнюю Карелию. К югу побережье Ладоги совсем иное -мелководное, с дюнами и песчаными пляжами, к которым вплотную подступают леса.

Интересно, что освободившийся от толщ последнего ледника, Карельский перешеек медленно поднимается. По научным подсчётам, примерно со скоростью 2.5 мм в год.

Леса покрывают около 60% Приозерского района. Сосновые боры - особенность северной части региона. Ельники растут на моренных грядах в Ларионовской волости, на северных склонах скал вблизи побережья Ладоги.

Примерно 7-8% территории занимают болота - в основном сфанговые, где собирают клюкву, голубику, морошку. На некоторых болотах добывали торф.

Приозерский регион изначально сельскохозяйственный. Пашни, луга, пастбища отвоёвывались у леса. Иногда для этого осушались болота и даже спускались озёра. Как, например, озеро Сухододольское (Суванто) в 19 веке, что дало рождение реке Бурная. Река самостоятельно сформировала свой путь к озеру Ладога.

Сейчас сельскохозяйственные земли занимают чуть больше 0.1 площади района, при этом многие участки лугов и пастбищ заброшены и зарастают лесом.

Приозерский регион обладает значительным рекреационным потенциалом. Инвестиции в развитие рекреационной сферы, охотничьих и рыболовных хозяйств и объекты спортивного туризма представляются перспективными. Через регион в предстоящие годы пройдёт новая федеральная трасса Финляндия-Россия. Уже построен современный горнолыжный курорт «Игора», российскими и зарубежными компаниями ведётся активное строительство гостиниц, кемпингов, яхт-клубов, строительство коттеджных посёлков.


Top