Молитва перед приемом святой воды. Молитва на принятие просфоры и святой воды. Её смысл и значение

Молитву на принятие просфоры и святой воды положено знать каждому верующему христианину. Она лаконична и проста, поэтому выучить её наизусть не составит большого труда.

Вкушение просфоры и принятие святой воды — процесс, который обязательно должен сопровождаться крестным знаменем и произнесением молитвы. Обряд требует к себе благоговейного отношения.

Просфора и святая вода принимаются только на голодный желудок после совершения утренней молитвы: от воды отпивается небольшой глоток, от просфоры вкушается тоже небольшой лишь кусочек. Делать всё это нужно стараться так, чтобы даже единая крошка святого хлеба не упала мимо.

Употребление просфоры со святой водой, по словам затворника Георгия Задонского, оберегает человека от козней нечистого духа, освящает его тело и душу, озаряет его мысли и приближает его к Господу Богу.

Просфору нельзя принимать утром накануне Святого Причащения. В этот день данное ограничение относится к любому виду пищи.

Молитва на принятие просфоры и святой воды: текст

Текст молитвы, сопровождающей вкушение просфоры и освященной воды, следующий:

Просфора и её происхождение

Истоки происхождения просфоры связаны с первыми веками христианства. Слово “просфора” с греческого языка переводится как “приношение”. Просфорой раньше называли пожертвование, которое верующие приносили с собой для совершения богослужения — хлеб, вино, воск для свечей, оливковое масло (елей). Это пожертвование принималось диаконами, а списки тех, кто пришел с приношением, упоминались с молитвой во время освящения еды. Причем, в этот список могли включать и умерших людей, когда от их имени родные приносили просфору.

Часть от просфоры — хлеб и вино — диаконы отделяли с целю преложения в Христово Тело и Кровь, воск уходил на свечи, а всё, что оставалось, — раздавали верующим. Уже позже просфорой называть стали только хлеб, применяемый во время литургии. С течением времени в церкви вместо обычного хлеба стали выпекать просфору в современном её виде.

Просфора представляет собой хлеб, собранный из 2 отдельных частей:

  1. Верхняя часть выпекается со специальной печатью в виде четырехконечного равностороннего креста. На горизонтальной перекладиной креста ставятся символы IC и XC ( Христос), по ней — HI и KA (в переводе с греческого — “победа”).
  2. Нижняя часть напоминает обычный каравай хлеба.

Просфора выпечена из муки, на создание которой ушло множество зерен из бесчисленного количества колосьев, поэтому она символизирует как естество отдельного человека, созданного из множества природных элементов, так и всё человечество в целом, состоящее из множества людей. Нижняя её часть выступает олицетворением плотского, земного начала человека и человечества, верхняя, с печатью, — начала духовного. Согласно церкви, человеческое естество пронизано Божьим присутствием, поэтому в тесто для просфоры добавляются святая вода и дрожжи: освященная вода — как символ Божьей благодати, а дрожжи — животворящая сила Святого Духа.

Разделение просфоры на 2 части — явление не случайное. Части символизируют разделение человека на плоть (вода и мука) и на душу (святая вода и дрожжи), которые неразрывно связаны друг с другом. Получить просфору на руки верующие могут после богослужения — для этого до начала необходимо подать до начала литургии записку “О здравии” или “Об упокоении”. За каждое имя, указанное в записке, вынимается кусочек просфоры.

Антидор (с переводе с греческого “вместодарие”) — маленькие части просфоры,из которой вынут был Святой Агнец на проскомидии. Антидор раздается верующим после завершения литургии. Вкушать его необходимо в стенах храма, на голодный желудок, с благоговением в душе, потому что это — хлеб святой, с Господнего жертвенника.

Артос — просфора всецелая. Совместно с образом Воскресения Христова занимает в храме главное место во время Светлой Седмицы. После пасхальных торжеств раздается верующим. Частицы артоса люди бережливо хранят в качестве духовного лекарства от хворей и немощей. Его вкушают только в особых случаях и всегда со словами “Христос воскресе!”

Просфору и артос также хранить необходимо в красном углу, рядом с иконами. Если они испортятся, то их нужно собственноручно сжечь или отнести с этой же целью в церковь, либо пустить по течению чистой реки.

О происхождении святой воды

Святая вода находится рядом с верующим христианином всю его жизнь. Это одна из самых великих святынь христианства. Именно этим словом — “святыня” — переводится на русский язык её греческое название — “агиасма”.

Святая вода символизирует собой Божью благодать: она очищает верующих от духовного негатива, укрепляет и тело и душу. Святая вода — практически главный атрибут таинства Крещения. Троекратное погружение в нее омывает человека от греховных нечистот, обновляет его, делает ближе к Иисусу Христу. Также освященная вода используется во всех христианских обрядах освящения, при молебенах, крестных ходах.

Каждый верующий православный христианин набирает освященную воду в день Богоявления, несет к себе домой и хранит, как дорогую святыню, на протяжении всего года. Агиасмой причащаются при всяких заболеваниях, применяя её вместе с молитвой.

Давно доказано, что святая вода обладает необыкновенными свойствами. Она остается свежей на протяжении всего года после Богоявления. А о целительских её способностях писал ещё святитель Димитрий Херсонский. Богоявленскую воду широко использовал преподобный Саровский, давая её паломникам. Преподобный Амвросий Оптинский с помощью нее поднимал на ноги даже смертельно больных людей. Серафим Вырицкий называл святую воду сильнейшим лекарством, советовал ею окроплять любую пищу, давать её каждый час по столовой ложке заболевшему человеку.

Освящение воды происходит 2 раза — в Крещенский Сочельник и в день самого Крещения. Церковь верит, что агиасма является духовно-телесным бытием, связывающим небо и землю. Она должна быть в каждом доме, где веруют в Бога. Хранить святую воду необходимо в красном углу, рядом с иконами.

Религиозное чтение: молитва при лечение святой водой в помощь нашим читателям.

Святая вода – сильнейшее лекарство. Она может помочь при любых хворях, поэтому в болезни настоятельно рекомендуется лечение святой водой. Пить ее нужно натощак, по три глотка, а потом заедать кусочком просфоры. Перед этим читается молитва на принятие просфоры и святой воды.

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

В обострении болезни святую воду нужно принимать через каждый час, читая эту молитву. Кроме того, утром и вечером после принятия лечения святой водой нужно читать молитву Божией Матери «Целительница».

Молитва Божией Матери «Целительница»

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от бед избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Госпоже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Бабушка (Рецепты от 100 бед)»

Хочу рассказать о чудесном исцелении святой водой и молитвой

Двадцать лет назад стала я замечать, что на правой пятке в самом ее центре у меня появилось образование, словно кружочек, размером с горошину. Подумала, может, где-то царапнула пятку и на том успокоилась. Новообразование меня особо не беспокоило, но через два года заметила, что старая болячка стала увеличиваться. Теперь ее размер был в две горошины. Напарила ноги, посмотрела на пятку и увидела, что кружочек расслоился, начали просматриваться отдельные корешки. Мне стало ясно, что это гуска (бородавка). Стала ее сбривать и выщипывать.

Прошло еще два года. Бородавка стала размером с ноготь на большом пальце руки.

Начала интенсивней заниматься лечением: вырывала ее, мазала чистотелом, сбривала, капала на нее уксусной эссенцией, прикладывала на ночь мочу, но, увы, ничего не помогало. Вскоре я совсем измучилась - положительных результатов не было и я перестала что-либо делать вообще. Подумала: будь что будет!

Прошел еще месяц…

Как-то вечером читала я «Житие старицы Матроны». В книге описывалось, как она лечила людей молитвой и святой водой. Решила и я попробовать так полечиться. К тому же вспомнила, в Библии написано, что апостолы исцелялись именем Господа нашего Иисуса Христа.

В воскресенье закрылась в комнате, заранее приготовив по две салфетки и две чашки со святой водой. В одной чашке была вода, освященная на Ивана Купала, а в другой - освященная на Крещение. К тому времени у меня на пятке уже было три большие бородавки и много мелких вокруг них. Я села на диван, прочитала «Отче наш», 3 раза перекрестилась, затем окунула салфетку в крещенскую воду, положила ее на пятку и проговорила: «Именем Господа нашего Иисуса Христа и силою Святого Духа изыди недуг и боль из моего тела и никогда больше не возвращайся. Аминь». Немного подержала салфетку, сняла, взяла другую, окунула в купальскую воду, положила на пятку и снова проговорила: «Именем Господа нашего Иисуса Христа и силою Святого Духа пускай в мое тело вольется животворная сила, здоровье и бодрость, а места боли больше не будет никогда». Через 5 минут салфетку сняла. На том лечение и закончила.

Утром, осмотрев пятку и не узрев никаких изменений, ушла на работу. Никому о своем лечении не рассказывала, а через неделю обо всем забыла. Но через время при мытье ног стала внимательно рассматривать пятку и увидела, что она совсем чистая. Я даже не поверила этому. Попросила племянницу Любу также повнимательней осмотреть. Она обследовала пятку и сказала, что та у меня очень чистая и розовая, как у ребенка.

Вот так за один раз я избавилась от бородавок, мучивших меня на протяжении многих лет. Теперь всем рассказываю о своем чудесном исцелении и советую лечиться святой водой.

Другой случай произошел с моей сестрой Татьяной.

Лет пятнадцать у нее обнаружили фиброматозные узлы размером 13 и 18 мм, находившиеся друг против друга. К тому же между ними было множество других мелких узелков. Иногда у нее были головокружения, боли и спазмы внизу живота, а при каждом половом акте - небольшое кровотечение. Когда сестре стало уже совсем плохо, она обратилась в больницу. Вот там, пройдя УЗИ, и узнала сестра о своей болезни. Врач выписал для лечения капсулы какого-то БАДа, но они были для нее невероятно дорогими, и сестра не смогла приобрести это лекарство. Тогда я посоветовала ей попробовать полечиться святой водой.

И Татьяна начала спринцеваться утром и вечером. Прочитав «Отче наш» и проговорив: «Именем Господа нашего Иисуса Христа и силою Святого Духа изыди жуткое заболевание из моего тела и никогда не возвращайся», сестра спринцевалась крещенской водой, а через 5 минут купальской, произнося при этом: «Именем Господа нашего Иисуса Христа и силою Святого Духа пускай вольется в мое тело благотворная сила и исцелит мои внутренности».

Когда она это делала утром, то вода выходила чистой, а когда вечером, то вылетали какие-то хлопья. Так она лечилась 3 дня.

А через пять дней, когда пошла на УЗИ, то никаких узлов и узелков не было, даже мелких. Врач сильно удивилась и спросила, чем же она лечилась. Сестра ей все рассказала. Доктор внимательно выслушала и с серьезным лицом сказала:

У сестры прекратились боли, спазмы и кровотечения. Так вера и молитва избавили ее от болячек.

Этим же способом от фиброматозных узлов по моему совету вылечилась и моя подруга Люба. С того времени прошло уже более десяти лет, и у нее все нормально.

Да благословит всех Господь!

Ольга Валентиновна Компаниец, 91005, г.Луганск, ул.Градусова, 14, кв. 16

Оставить комментарий

Целебная сила святой воды

Известно много случаев избавления от недугов с помощью святой воды. Её целебных свойства могут отрицать лишь далёкие от Церкви люди. Но как же использовать святую воду в повседневной жизни?

Святую воду принято пить утром натощак или вечером перед сном (но не из общей емкости).

При очень серьёзном заболевании или если человек находится в состоянии напряженной духовной борьбы, уныния, её можно пить в неограниченном количестве, независимо от приема пищи.

При болях или просто к больному месту можно приложить компресс, смоченный святой водой.

Святая вода обладает большой целительной силой. Известны случаи, когда несколько капель такой воды, влитые в рот находящемуся без сознания больному, приводили его в чувство и изменяли ход болезни. Но это вовсе не значит, что не нужно обращаться к врачам. Особым свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей.

Хранить святую воду желательно рядом с иконой. Только, пожалуйста, надпишите бутылку или наклейте соответствующую этикетку. Будьте бережны, чтобы ваши близкие по неосторожности не вылили святую воду, или не использовали неблагоговейно. Нет необходимости хранить такую воду в холодильнике. Не стоит держать её рядом с продуктами.

Животным эта вода не дается.

Ею можно лишь окроплять свое жилище (при этом читая молитву), машину, или еще какую-нибудь вещь, также одежду, и даже домашних животных.

Если вода испортилась, её необходимо вылить в реку или другой природный источник, но не в раковину или канализацию. Ее выливают в «непопираемое» место, то есть в то место, по которому не ходят люди (не попирают ногами) и не бегают собаки. Можно вылить воду в реку, можно в цветочный горшок, можно в чистое место под дерево.

СВЯТУЮ ВОДУ НЕОБХОДИМО НЕ ТОЛЬКО БЕРЕЖНО ХРАНИТЬ, НО И РЕГУЛЯРНО УПОТРЕБЛЯТЬ. Недопустимо вечное хранение воды «про запас», если ее принесли их храма один раз на Крещение по принципу «чтоб была в доме, потому что у всех есть». Это своего рода заточение святыни. Благодать святой воды не уменьшается, сколько бы она ни хранилась, а вот люди, не обращающиеся к святыне, окрадывают себя.

Однажды освященная вода таковой является всегда. В случае, когда у нас святой воды осталось мало, а нужно какое-то значительное количество, мы можем добавить святую воду в воду обычную. Вся вода освятится.

Наконец, самое важное:

Святая вода не принесет нам никакой пользы, если мы будем жизнь свою проводить вдали от Бога. Если мы хотим почувствовать Бога в нашей жизни, ощутить Его помощь, Его участие в наших делах, мы должны не только по названию, а и по сути становиться христианами.

Быть христианином значит:

11 24 955 На форум

Спасибо, что ведёте разъяснительную работу.

Святая Вода это сила благодатная, испытал на личном опыте.

Бог с нами, когда мы с Ним.

Да, прибудет с вами Господь, всегда.

И хранит вас от всякого зла.

Спасибо я очень хочу что бы моя бабушка выздоровела и она каждый день пьет святую воду просто так надеюсь моя бабушка выздоровит

Слава Богу! ! ! за все

Почему-то после употребления святой воды с новой силой всплывают старые обиды, внутри вскипает гнев, я становлюсь буйной, практически невменяемой. Что это?

Мила, Вы давно исповедовались последний раз?

Добрый вечер. Скажите пожалуйста, можно ли беременным пить святую воду? Спасибо большое заранее.

Можно и нужно. Ещё беременным можно и очень хорошо и полезно исповедоваться и причащаться.

Начала пить святую воду и поить мужа ею, ему становится плохо,не может объяснить как,но плохо.

Отведите мужа к священнику, он объяснит в чём причина.

Лечение святой водой

Лечение святой водой

Святая вода – сильнейшее лекарство. Она может помочь при любых хворях, поэтому в болезни настоятельно рекомендуется принимать святую воду. Пить ее нужно натощак, по три глотка, а потом заедать кусочком просфоры. Перед этим читается молитва на принятие просфоры и святой воды.

Молитва на принятие просфоры и святой воды Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Лечение порчи талой водой

Лечение порчи талой водой Ставят таз со снегом на огонь и ждут, когда снег полностью растает. Когда над талой водой станет подниматься дымка пара, опустите в нее левой рукой нож и говорите: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Вода малая, вода талая, поднимись

Лечение банной водой

Лечение банной водой В работе знахаря баня играет очень важную роль. В бане можно снять тоску и нагнать ее, вернуть человеку бодрость и силы, вылечить бесплодие и навести его, выгнать хворь или испортить на семь лет. В бане лечат от ожирения, от суставного ревматизма,

Лечение водой и цветным стеклом

Лечение водой и цветным стеклом Родниковая вода, налитая в стеклянную бутылку соответствующего цвета, будет поглощать энергию цвета, и ее можно будет использовать в различных ритуалах, как магических, так и целительских. Потом вода может быть усилена добавлением

Лечение пьяницы речной водой

Лечение пьяницы речной водой Ставят пьющего человека возле реки или озера, черпают ковшом воду по течению и читают перед больным заговор. После слова «аминь» нужно вылить воду на две стороны от больного, т. е. с левого плеча, а затем с правого. Заговор читают

Как нужно правильно окроплять святой водой

Как нужно правильно окроплять святой водой Если вы собираетесь окропить жилище, то перед этим нужно прибрать в доме, вымыть все полы, вытереть пыль, убрать все лишние предметы. В комнатах не должно быть беспорядка. Не задергивайте шторами окна – чем больше света будет в

Лечение детей святой водой

Лечение детей святой водой Святая вода особенно помогает детям. Если взрослый человек своими сомнениями, страхами, неверием препятствует благодатному действию Святого Духа, то дети чисты от всего этого. Поэтому на детей святая вода действует практически мгновенно.

Лечение водой

Лечение водой Вода, пригодная для леченияЭто, прежде всего, вода, взятая из трех колодцев или трех прорубей.Дождевая вода, собранная во время первой весенней грозы. Вода, собранная утром с трав на лугу, – роса. По росам хорошо кататься тем, у кого болит спина, суставы, при

Лечение рака крещенской водой

Лечение рака крещенской водой На Крещение (19 января) идут рано утром к озеру или к реке и рубят прорубь. Из проруби берут воду, но не черпаком, а с иконы, т. е. льют на икону воду, а то, что с нее стекает, должно сливаться в кувшин или ведро. Дома на эту водицу наводят заговор и

Лечение холодной водой

Лечение холодной водой Как лечит холодная водаГлавная причина, по которой люди зачастую отказываются от лечения холодной водой, – это страх. Мы с детства то и дело слышим: «Не стой на сквозняке – продует», «Надень резиновые сапоги, а то промочишь ноги и заболеешь!», «Не

Лечение горячей водой: похудение и очищение

Лечение горячей водой: похудение и очищение Горячая водная процедура укрепляет здоровье, сжигает избыток сахара и алкоголя, приводит в норму концентрацию соли в организме. Особенно полезна она страдающим отложением солей, остео-хондрозом, диабетом, катарактой,

Как обращаться со Святой водой

Как обращаться со Святой водой Как хранить Святую воду домаСвятая вода должна храниться в специально отведенном для этого месте. Если у вас дома иконы висят в «красном» углу, Святую воду лучше хранить там же, за иконами или рядом с ними. Можно поставить сосуд со Святой

Как лечить Святой водой детей

Как лечить Святой водой детей Святая вода особенно помогает детям. Если взрослый человек своими сомнениями, страхами, неверием препятствует благодатному действию Святого Духа, то дети чисты от всего этого. Поэтому на детей Святая вода действует практически мгновенно.

Лечение водой, огнем и землей

Лечение грозовой водой

Лечение грозовой водой Если при первой грозе был град, то эта вода считается лечебной. Скопленную в емкостях от грозы воду берут и несут к себе в дом. В этой воде моют слабых и больных людей, говоря при этом: Когда стрела-молния Станет нечистого духа искать, Чтоб ей и в

Лечение рака крещенской водой

Лечение болезней водой

Лечение болезней водой Очень многие болезни происходят из-за недостатка воды в организме. Если человек не получает достаточного количества воды, клетки не только не вырабатывают новую энергию, они отдают и то, что успели накопить. Так возникает зависимость клеток от

Святая вода:Как ею лечиться?

Известно много случаев избавления от недугов с помощью святой воды. Её целебных свойств не отрицает и медицина. Но как же использовать святую воду в повседневной жизни?

  • Святую воду нужно пить утром натощак или вечером перед сном.
  • При очень серьёзном заболевании её можно пить в неограниченном количестве, независимо от приема пищи.
  • После испития надо помолится об исцелении.
  • Выпивают воду в один прием, обязательно сделав три глотка
  • При бессонице или плохом сне воду надо пить в течение 9 дней.
  • Для снятия головных или иных болей к больному месту нужно приложить компресс, смоченный святой водой.
  • Святую воду принято употреблять с молитвой:

«Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.»

  • Святая вода обладает огромной целительной силой. Известны случаи, когда несколько капель такой воды, влитые в рот находящемуся без сознания больному, приводили его в чувство и изменяли ход болезни. Но это вовсе не значит, что не нужно обращаться к врачам. Особым свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей.
  • Хранить святую воду надо у иконы или за иконой. Нельзя хранить такую воду в холодильнике. Не стоит держать её рядом с продуктами.

© Православные молитвы, особые заговоры, магические обряды и ритуалы, приметы и православные иконы

Может ли простой человек начитать «заговорным словом» воду для лечения себя или своих близких от различных болезней?

Некоторые считают, что воду могут освятить только священники. Это не так. С древних времен существует специальная молитва на освящение воды мирянами (простыми людьми). Этот чин (способ освящения) взят из древней церковной рукописной службы. Вот текст этой молитвы:

Молитва на освящение воды

Боже великоимепитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди к молящимся рабом Твоим, Владыко: поели Дух Твой Святый и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданово; сотвори ю источник нетления, освящения дар, грехом разрешение, недугов исцеление, бесом погибель, противным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену; яко да вси почерпающий ю и приемлющий от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, в изменение страстем, во оставление грехов, в отгнание всякаго зла, на окропление и освящение домов и на всяку пользу подобну. И елика аще что в домех или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отымется всяка нечистота, да избавит от всякаго вреда, ниже тамо да водворяется дух губительный, ниже воздух вредящий, да отбежит всякое мечтание и навет крыющагося врага, а аще нечто есть, еже, или здравию живущих завидит, или покою, окроплением сия воды да отразится. Яко да благословися и прославися иречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

После прочтения этой молитвы три раза перекрестите воду со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Эти слова также произносят три раза при каждом крестном знамении. Когда я освящаю воду для лечения людей, то обязательно после этого читаю над ней молитву тому или иному святому, который имеет благодать от Господа исцелять тот или иной недуг. Это делается для того, чтобы целебное действие воды было не общим, а конкретно направленным (по молитвам к святому) на исцеление определенной болезни. Вы можете поступать точно так же. Молитвы к святым, имеющим благодать целить различные недуги, содержатся в разделе «Молитвенное слово».’

А теперь я хочу рассказать вам о том, как применять святую воду при лечении различных недугов. 1.

Святую воду пьют натощак - утром и вечером перед сном. Пьют воду за один прием в три глотка (примерно 50-80 мл). Если болезнь очень серьезная, воду можно пить в неограниченном количестве, независимо от приема пищи. Дети должны пить воду тоже затри глотка, с той разницей, что количество ее для них значения не имеет (от 10 мл и больше). Воду для приема нужно наливать так, чтобы выпить ее за один раз и не выливать остатки в основную емкость. 2.

Перед тем как пить святую воду, обязательно прочитайте специальную молитву (это усилит действие воды).

Молитва на принятие святой воды

Господи Боже Мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпре- дельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь. 3.

После приема святой воды надо помолиться об исцелении от болезни тому святому, которому Господь дал дар целить тот или иной недуг. Если вы не знаете причину своей болезни, то после приема святой воды прочитайте общую молитву о здравии ко Господу (см. раздел «Молитвенное слово»). 4.

Если вы страдаете бессонницей или ночью мучают плохие сны, надо перед сном пить святую воду в течение как минимум одного месяца. Сон нормализуется. 5.

При головных или иных болях (радикулит, боли в позвоночнике и др.) необходимо не только пить святую воду, но и прикладывать к больному месту компресс, смоченный святой водой. 6.

Всегда помните о том, что целебные свойства святой воды вызваны действием Божией Благодати, которую вы призвали в своих молитвенных словах (молитвословиях), и тем ощутимее оказываемая нам помощь, чем сильнее наша вера.

И еще один важный момент. Если вы используете для лечения освященную в церкви Богоявленскую святую воду, ее следует пить только натощак, в отличие от приема любой другой воды, освященной в храме или дома. В случае тяжелой болезни можно сделать исключение и принимать Богоявленскую воду по мере необходимости. Так же можно поступить и при внезапно наступившем болезненном состоянии. Богоявленская вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда буквально несколько капель этой святыни, влитые в рот больному, находящемуся без сознания, приводили его в чувство и изменяли ход болезни.

Правда ли, что определенные слова из Святого

Писания (Библия, Евангелие), произносимые

каждый день, могут помочь человеку в тех или иных

Да, это правда. Ибо если не поможет обращение к Божьему Слову, каковым является Святое Писание, то что поможет? Приведу строки Святого Писания, которые могут помочь любому человеку в различных житейских ситуациях.

Если вы хотите освятить свое тело и придать своей душе чистоту и свободу мысли, вам необходимо осветиться с помощью принятия святой воды и просфоры. Конечно же можно просто выпить святой воды, но действие будет лучше если принимать со святой водой и просфору.

О том, как это делается, отвечает священник Никадим.

Сложности в принятии просфоры и святой воды нет, делается это по утру на голодный желудок, дабы просфора и святая вода не смешивалась с основной пищей и лучше проникали в дальние части организма и вашей души.

Если принять просфору и святую воду утром нет возможности, то сделать этом можно в любое время дня, но опять же лучше, если это будет на голодный желудок. Хотя даже если вы примите просфору и святую воду на сытый желудок и не поутру, в этом не будет греха. Главное попросите за это прощение у Бога и примите просфору со святой водой с чистым сердцем и светлой душой, без злых помыслов и желаний.


О Пресвятая Госпоже Царице Богородице, Высшая всех Небесных Сил и Святейшая всех святых! Припадаем и покланяемся Тебе пред всечестным и цельбоносным образом Твоим, воспоминающе дивное явление Твое болящему клирику Викентию, и усердно молим Тя, всесильную рода нашего Заступницу и Помощницу: якоже древле подала исцеление тому клирику, тако и ныне исцели наша души и телеса, болезнующия ранами грехов и страстей многоразличных, избави нас от всяких напастей, бед, скорбей и вечнаго осуждения. Сохрани от душепагубных учений и безверия, от льстивых и наглых нападений невидимых врагов. Подаждь нам христианскую кончину, безболезненну, мирну, непостыдну, Святых Таин причастну. Сподоби нас на нелицеприятнем Судище Христове стати одесную Всеправеднаго Судии и блаженный глас Его услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.Если вы хотите освятить свое тело и придать своей душе чистоту и свободу мысли, вам необходимо осветиться с помощью принятия святой воды и просфоры. Конечно же можно просто выпить святой воды, но действие будет лучше если принимать со святой водой и просфору.

О том, как это делается, отвечает священник Никадим .

КАК ПРИНИМАТЬ ПРОСФОРУ И СВЯТУЮ ВОДУ

Сложности в принятии просфоры и святой воды нет, делается это по утру на голодный желудок, дабы просфора и святая вода не смешивалась с основной пищей и лучше проникали в дальние части организма и вашей души. Если принять просфору и святую воду утром нет возможности, то сделать этом можно в любое время дня, но опять же лучше, если это будет на голодный желудок. Хотя даже если вы примите просфору и святую воду на сытый желудок и не поутру, в этом не будет греха. Главное попросите за это прощение у Бога и примите просфору со святой водой с чистым сердем и светлой душой, без злых помыслов и желаний.

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и Святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

При обострении болезней, принимать просфору и святую воду нужно с одновременным чтением молитвы Божией Матери Целительнице.

О Пресвятая Госпоже Царице Богородице, Высшая всех Небесных Сил и Святейшая всех святых! Припадаем и покланяемся Тебе пред всечестным и цельбоносным образом Твоим, воспоминающе дивное явление Твое болящему клирику Викентию, и усердно молим Тя, всесильную рода нашего Заступницу и Помощницу: якоже древле подала исцеление тому клирику, тако и ныне исцели наша души и телеса, болезнующия ранами грехов и страстей многоразличных, избави нас от всяких напастей, бед, скорбей и вечнаго осуждения. Сохрани от душепагубных учений и безверия, от льстивых и наглых нападений невидимых врагов. Подаждь нам христианскую кончину, безболезненну, мирну, непостыдну, Святых Таин причастну. Сподоби нас на нелицеприятнем Судище Христове стати одесную Всеправеднаго Судии и блаженный глас Его услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.




Молитва при вкушении
просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

Агиасма

В переводе с греческого "агиасма" - "святыня". Так называют воду, освященную особым чином. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое - только в праздник Крещения Господя.

Странное поверье есть в русском народе: будто бы Крещение и Богоявление - не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, - это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, - крещенская. Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это бессмысленное суеверие. И в праздник, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордан. Крещенская вода обладает особой благодатью, и это знают (или чувствуют) люди. В этот праздник храмы переполняются народом, есть даже некий тип "прихожан", которые приходят в церковь раз в год - "за водичкой".

О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благословение Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго сподобились освящения. Велика молитва - велика и святыня.

Крещение Господне освятило само естество воды. Любая вода, взятая в этот день, содержит залог благодати. Поэтому тот, кто не в силах прийти в церковь из-за собственной немощи или дальности храма, может набрать воды из любого источника, даже из-под водопроводного крана, и употреблять как святую.

Пить агиасму надо натощак, с утра, но по особой нужде в помощи Божией можно в любое время дня и ночи. Хранить - в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (никак не в холодильнике!) При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Ею можно помазываться, добавлять понемногу в еду, окроплять жилище. Люди, отлученные от Причастия по епитимий, вкушают агиасму как духовное утешение.

Немного жаль, что чудо великого освящения бывает.только однажды в год, и так редко можно слышать трогательные тропари:

"Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вей духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшагося Христа..."

Священный хлеб

В нашей жизни хлеб занимает особое место. Он является символом всякой пищи и тех трудов, которые необходимы для ее добывания. "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3, 19), - некогда сказал Бог Адаму.

Есть в хлебе и религиозная символика. Господь Иисус Христос называл Себя "хлебом жизни" (Ин. 6, 35), говорил, что "ядущий хлеб сей будет жить вовек" (Ин. 6, 51). Наконец, Он благоволил хлебу, весьма близкому по составу к человеческой плоти, быть в таинстве Евхаристии пресуществляемым в Тело Свое: "Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое" (Мф. 26, 26).

Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь - Единую при множественности ее членов. Помимо Евхаристического Хлеба, Православная Церковь содержит несколько видов хлеба освященного.

Просфора ("приношение" - греч.) - это белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Название происходит от обычая первых христиан приносить для совершения Евхаристии хлеб из дома. Сейчас просфоры готовят в епархиальных пекарнях. Они состоят их двух круглых частей, в ознаменование двух естеств Христа. На верхней части ставится печать с изображением Креста (на монастырских просфорах встречается изображение Божией Матери или святых).

Во время Божественной Литургии из одной просфоры (агничпой) особым образом вырезается прямоугольная часть - Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово. Из других просфор, меньших по размеру, извлекают частицы в память членов Земной и Небесной Церкви; эти частицы в конце литургии опускаются в Кровь Христову. Малые просфоры положены тем, кто подавал в алтарь поминальные записки.

Обрезанные части агничной просфоры называются антидором ("вместо дара" - греч.). По Уставу, их вкушают люди, не причащавшиеся Святых Тайн. Обычно же антидор достается служителям алтаря.

Артос ("квасной хлеб" - греч.) - хлеб, освящаемый в Пасхальную ночь. Во всю Светлую Седмицу артос символ Воскресения Христа - пребывают на аналое напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В Светлую Субботу его с особой молитвой раздробляют и раздают богомольцам. Народное благочестие усвоило артосу и крещенской святой воде значение посильной замены Святых Даров для умирающих, не могущих причаститься.

И просфоры, и артос, и антидор полагается есть натощак, с молитвой. Хранить освященный хлеб надо в чистой посуде отдельно от прочих продуктов. По традиции артос делят на мелкие части и потребляют в течение года, от Пасхи к Пасхе..

Еще один вид освященного хлеба - тот, который раздается молящимся за всенощным бдением накануне больших праздников. Ранее вечерние богослужения длились довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб сократилась, этот обычай остался.

Агиасма

В переводе с греческого "агиасма" - "святыня". Так называют воду, освященную особым чином. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое - только в праздник Крещения Господя.

Странное поверье есть в русском народе: будто бы Крещение и Богоявление - не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, - это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, - крещенская. Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это бессмысленное суеверие. И в праздник, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордан. Крещенская вода обладает особой благодатью, и это знают (или чувствуют) люди. В этот праздник храмы переполняются народом, есть даже некий тип "прихожан", которые приходят в церковь раз в год - "за водичкой".

О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благословение Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго сподобились освящения. Велика молитва - велика и святыня.

Крещение Господне освятило само естество воды. Любая вода, взятая в этот день, содержит залог благодати. Поэтому тот, кто не в силах прийти в церковь из-за собственной немощи или дальности храма, может набрать воды из любого источника, даже из-под водопроводного крана, и употреблять как святую.

Пить агиасму надо натощак, с утра, но по особой нужде в помощи Божией можно в любое время дня и ночи. Хранить - в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (никак не в холодильнике!) При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Ею можно помазываться, добавлять понемногу в еду, окроплять жилище. Люди, отлученные от Причастия по епитимий, вкушают агиасму как духовное утешение.

Немного жаль, что чудо великого освящения бывает.только однажды в год, и так редко можно слышать трогательные тропари:

"Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вей духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшагося Христа..."

Суточный круг церковного богослужения

Ц ерковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом .

В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новых суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является вечерня .

На вечерне Церковь напоминает молящимся основные события Священной Истории Ветхого Завета: творение мира Богом, грехопадение прародителей, Моисееве законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за прожитый день.

После вечерни полагается служить повечерье . Это своего рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.

В полночь должна совершаться третья служба суточного круга - полунощница . Это богослужение установлено для напоминания верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.

Перед восходом солнца начинается утреня . Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня - одно из самых длительных богослужений.

Около 7 часов утра полагается совершать первый час . Так названа краткая служба, на которой Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

Третий час (10 часов утра) возводит нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Снятый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен смертный приговор.

Шестой час (полдень) - время распятия Господа, а девятый час (три часа пополудни) - время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются соответствующие службы.

Наконец, главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия . В отличие от прочих служб, литургия не только напоминает нам о Боге, но предоставляет возможность реально соединиться с Ним в таинстве Причащения. По времени литургия должна совершаться между шестым и девятым часом.

Современная богослужебная практика внесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерье совершается только в Великом Посту, а полунощница - один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и девятый час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три.

Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением , то есть бодрствованием в течение целой ночи. Древние христиане, действительно, нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения длятся 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях.

Утром последовательно служатся третий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии - ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов.

В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных . Это богослужение содержит некоторые песнопения литургии и как бы "изображает" ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

Церковные требы

С итуации, в которых нам требуется Божия помощь, многообразны. Зная потребности человека, Православная Церковь составила ряд чинопоследований, просящих о помощи свыше. Они получили название треб - так как совершаются по требованию верующих.

Основные виды треб - молитвы о живых, об усопших, освящение предметов и пищи.

Усиленное моление о живых людях называется молебном. Молебны бывают общие и частные (заказные). Заказные молебны совершаются священником по просьбе молящихся, а общие - каждый день по окончании литургии.

К заупокойным требам относятся панихиды и отпевания. Они совершаются только по крещеным людям. Нельзя отпевать самоубийц.

Церковь своими последованиями освящает весь уклад человеческой жизни, в том числе те предметы, которыми пользуемся, и ту пищу, которую вкушаем. Освящение пищи бывает по определенным дням, например, накануне Пасхи освящаются куличи и яйца, а в праздник Преображения - яблоки и другие фрукты.

Существует чин освящения дома, колесницы (машины). Об этих требах надо договариваться лично со священником, чтобы он совершил их в удобное время. Военнослужащим весьма полезно освящать свое оружие.

Молебен

К аждый день в православных храмах по окончании утренних служб священники совершают требы. Одна из самых распространенных - молебное пение (молебен).

Что такое молебен? Это краткая, но прилежная молитва о различных житейских нуждах. За Божественной литургией мы слышим прошения о повседневных надобностях, но часто не воспринимаем их как должно из-за глубочайшего мистического содержания литургии. Потребность помолиться "о малом" так, как учил преподобный Амвросий Оптинский - "коротенько, да горяченько", осуществляется нами на молебне.

Болеем ли мы? - Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? - На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? - Выслушем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? - Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? - Будем служить благодарственный молебен.

Кроме частных молебнов, существуют и общенародные молебные пения. Церковь содержит множество таковых - водосвятный и новогодний; во время безведрия (при ненастье) и бездождия (при засухе); молебны о страждующих от нечистых духов и от недуга пьянства; торжественные чины в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) и в Рождество Христово (в память победы 1812 года)...

На молебнах мы обращаемся к Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, святым. Благодарственные молебные пения адресуются Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого (или от кого) он будет совершаться.

Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

Порой к молебнам добавляют акафисты, каноны. Часто священники, завершая требу, помазуют молящихся освященным елеем, окропляют святой водой.

По вере нашей Господь подает Свою помощь весьма скоро после молебна. Поэтому не надо злоупотреблять этим священнодейством, заказывая по одному поводу молебен несколько раз (исключение - молитва о болящих и служение молебнов по обету).

"Брат", "Отец", "Владыка"

Ч еловеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу - "женщина", "дама", "гражданка"? Как обратиться к священнику - "сударь", "господин", "товарищ"?

А ведь никаких трудностей нет. Христиане - это одна семья, где все друг Другу родные. Родным не нужны условности.

"Брат", "сестра" - наилучшее обращение к мирянам. Мы все - дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. "Батюшка" или "отец" - так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов "отец" добавляют имя, например, "отец Петр". К диакону можно обращаться "отец диакон", к настоятелю храма (монастыря) "отец настоятель".

В разговорах православных людей часто слышится слово "отче". Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать "меня благословил отче Владимир", это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям "святой отец", как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом "матушка".

К архиереям - епископам, митрополитам, Патриарху - нужно обращаться "Владыка", как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать "Ваше преподобие", протоиереев ~ "Ваше Высокопреподобие", епископов - "Ваше Преосвященство", архиепископов и митрополитов - "Ваше Высокопреосвященство", Патриарха - "Ваше Святейшество".

Сектанты, не имеющие священства, упрекают православных в мнимом нарушении слов Христа: "И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах" (Мф, 23, 9). Но ясно, что "не называйте" имеет смысл "не поклоняйтесь", иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам "дети". Ответное обращение, очевидно, было соответствующим. Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. 06 этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев:

"Даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему "папа". Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни".

"Благословите, батюшка!

П ривычная картина наших дней - встреча архиерея (митрополита, Патриарха) с высокопоставленным лицом. Приветствия, улыбки и... президент (премьер-министр, спикер парламента) торжественно протягивает святителю свою десницу для рукопожатия...

А вот другая картина. Утреня. Священник, стоя на солее, возглашает: "Благословение Господне на вас" и осеняет прихожан крестным знамением. Бабушки-богомолки молитвенно складывают ладони и зачем-то прижимают их к груди, совершая неведомый ритуал.

И в первом, и во втором случае налицо явное непонимание того, как нужно относиться к священнослужителю и что такое священническое благословение. Всякий верующий человек считает непременным при встрече с батюшкой испросить у него пастырское благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них - приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не "опускается", как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения - это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.


Top