Праздник феодоровской божьей матери. Икона Божьей Матери Феодоровская в чем помогает? Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери: молитва, акафист, фото, отзывы о чудесах, история иконы

Сегодня в мире очень много известных икон, которые являются чудотворными и помогающими людям по их просьбам и молитвам. К таким относится Феодоровская Этот образ имеет довольно древнюю историю чудес, обретений, исцелений. Верующие обращаются к ней во многих печалях и горестях, получая утешение по своим молитвам.

В этой статье мы рассмотрим разные легенды, в которых упоминается икона Божьей Матери Феодоровская, в чем помогает этот образ, как перед ним молятся, а также историю ее обретения.

Легенды о появлении иконы

Первые упоминания об этом образе появились приблизительно в середине XIII столетия. Однако написана она евангелистом Лукой. Существует несколько преданий о вторичном обретении этой иконы на Руси, и все они довольно противоречивы. Но впервые образ был найден в старой деревянной часовеньке возле города Городца. Это место было отмечено благодатью, и через некоторое время тут был построен Городецкий Феодоровский монастырь.

Дальнейшая история иконы Феодоровской Божьей Матери довольно туманна. Считается, что именно этим образом в 1239 году благословлял своего сына Александра Невского на брак. Он сочетался супружескими узами с полоцкой княжной Брячиславой. Признаком этого действия является второе изображение, которое содержит на своем обороте Феодоровская икона Божьей Матери, а именно св. муч. Параскевы, которая еще именуется Пятницей. Она считается покровительницей Полоцкого княжеского дома.

Как бы то ни было, после 1238 года, когда на страну было нашествие хана Батыя, часовня, как и многие другие строения, была разграблена и совершенно разрушена. Ее просто сожгли. Все думали, что икона была утеряна. Однако прошло совсем немного времени, и образ был обретен вновь. И вот тут существует несколько легенд об этом событии.

Повторное обретение иконы

Самой популярной легендой, в которой упоминается Феодоровская икона Божьей Матери (фото представлено ниже) и ее повторное обретение, является следующая. В городе Костроме появился воин, который прошел через все улицы с этим образом. На следующий день ее нашел Василий Ярославович, младший брат Александра Невского. Это произошло на берегу речки Запрудни. Событие это произошло в 1263 году. Найденный образ опознали жители Городца. А воин, который принес ее, - это был вмч. Феодор Стратилат.

Вторая легенда по месту действия отличается лишь в том, что найдена она была в 1239 году (через год после пропажи), и нашел ее Василий Квашня, тогдашний князь Костромы. Образ был обнаружен на дереве возле реки, а после перенесен в храм. Икона сразу стала почитаемой и способной творить чудеса. В дальнейшем еще не одна молитва перед иконой Феодоровской Божьей Матери спасала этот город от различных напастей.

Исследование иконы и ее иконография

Следует заметить, что по поводу происхождения иконы ведутся некоторые споры среди специалистов. Некоторые считают, что она была писана на заказ с иконы Владимирской (но расходятся во мнениях, для кого), так как иконография этих образов очень похожа. Обе их можно отнести к типу “Умиление”, но чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери имеет ряд особенностей и отличительных черт.

Например, сохраняется главная черта образов этого типа - Младенец обращается к Матери и обнимает ее за шею, дотрагиваясь своей щекой к ее щеке. Однако отличие от Владимирского образа в том, что маленький Иисус сидит на руке Матери. Такое изображение больше присуще для икон типа “Одигитрия”. Далее стопы Младенца изображены так, что кажется, он делает шаг. Причем руки Матери и ткань Мафория изображены таким образом, что образуется символическая чаша, в которую опущены ноги Христа. Это символическое изображение сосуда, в который опускаются просфоры и наливается вино во время Евхаристии.

Одежды Богородицы пурпурного цвета, который в древние времена являлся символом царской власти. А еще позже в христианской традиции смысл этого цвета стал относиться к страданиям Христа. Одежды Младенца символизируют его воплощение. Плащ Христа покрыт золотыми лучами ассиста. В древности золотой цвет являлся не только божественной символикой, но и в плащи такого цвета заворачивали императоров при погребении. Следовательно, эта деталь облачения имеет двойной смысл.

Обнаженная ножка Христа символизирует воспоминание о его страданиях. В целом весь образ Феодоровской иконы - это не только ласкание Матери и Сына, но и их прощание. Такое можно увидеть на иконах, которые относятся к оплакиванию и погребению Христа. Богоматерь на этих образах имеет скорбный лик.

Отличительной особенностью Феодоровского образа также является то, что на его обороте находится еще одно изображение святой, предположительно Параскевы Пятницы. Тут несколько вариантов появления этого изображения. По одному из них, образ был написан, когда Александр Невский сочетался браком, а святая - это была покровительница дома невесты. По второй версии икона считалась запрестольной, так как у нее внизу было когда-то древко (что непосредственно указывает на это). Подобные иконы выполнялись когда-то в Византии.

Значение иконы

Для русского народа значение Феодоровской иконы очень велико. В свое время она не раз спасала страну от различных напастей. К примеру, в 1272 году князь Василий выступил из Костромы в поход против татар, захватив с собой образ Божьей Матери. По свидетельствам очевидцев, она испускала яркие лучи, которые опаляли врагов. Благодаря этому и была одержана победа.

Более известной икона стала после окончания Смутного времени, когда на престол взошел Михаил Романов. Это случилось в 1613 году. С тех пор образ считался покровителем царской семьи, с него были написаны многочисленные списки, некоторые сохранились и до наших дней. Следует отметить, что верующими до сих пор почитается икона Божьей Матери Феодоровская. В чем помогает она простым христианам, можно прочесть ниже.

В чем помогает икона

Не только стране покровительствует и оказывает помощь икона Божьей Матери Феодоровская. В чем помогает образ в обычной жизни? Она считается покровительницей женщин, тех, кто собирается замуж или только планирует, а также будущих мам. Если в вашей семье имеются какие-то разногласия, и вы хотите сохранить мир и найти потерянное взаимопонимание, то также стоит обратиться к образу.

Помощь в трудных родах или возможность забеременеть для женщины - вот в чем чаще всего помогает Феодоровская икона Божьей Матери. Молитва, чтобы забеременеть, довольно проста, ее нужно читать каждый день. Обращаться к Богородице нужно смиренно, с чистой душой и большим желанием родить ребенка. На сегодняшний день очень много случаев, когда такие молитвы на самом деле помогали. И помимо этого, женщины еще и избавлялись от своих болячек, что тоже способствовало удачной беременности.

Молитва и акафист Феодоровской иконе Божией Матери. Помощь в мирских делах

Обращаться к Феодоровской иконе можно в разных случаях (как было написано выше). Чаще всего это делают женщины. Существует несколько молитв для чтения в разных случаях. Конечно, обращаться к Богоматери нужно каждый день, для этого можно приобрести небольшой домашний образ. Но желательно съездить в то место, где находится чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери. Молитва перед этим образом принесет больше пользы, но при этом ваше сердце должно быть чисто, и вы действительно должны желать ребенка или изменения ситуации в вашей семье. А также быть готовыми к этим переменам.

Обычно для возможности забеременеть нужно читать почти весь акафист Феодоровской иконе Божией Матери. А после и молитву. Желательно об этом поговорить с батюшкой, чтобы он дал наставление.

Чудеса, связанные с иконой

За всю историю образа икона Божьей Матери Феодоровская чудеса видела немалые. Самым первым чудом было ее спасение из горящего храма, когда его разорили татаро-монгольские войска, а потом ее удивительное обретение. Когда икону перенесли в Кострому в собор, она в 1260 году спасла город от разорения тех же монгол, которые в то время нападали на Русь. Лучи света, исходившие от образа, заставили противников спасаться бегством, а князь на месте победы велел установить крест, а позже и каменную часовню. С тех пор Феодоровская икона считается защитницей Земли Русской.

Также происходили и менее глобальные чудеса, но такие же значимые. Люди, которые начали ходить на паломничество к чудотворной иконе, стали обретать исцеление (особенно это касалось женщин). Многочисленные семьи, которые долго не могли зачать ребенка, вдруг по своим молитвам получали эту возможность. Женщины, которые имели болезни и вследствие этого тоже не могли зачать ребенка, выздоравливали и рожали. Во всем этом им помогала Феодоровская икона Божьей Матери. О чем молятся образу и для чего к нему обращаются, теперь понятно.

День почитания иконы

Как видно, чудотворная Феодоровская икона Божией Матери помогает в разных ситуациях, причем каждому воздается по его молитвам. А празднование в честь этого образа совершается два раза в году. Первый раз это происходит двадцать седьмого марта по новому стилю (или четырнадцатого марта по старому), а второй раз - двадцать девятого августа по новому стилю (шестнадцатого по старому).

В первом варианте - это дань традиции, память о том, что в 1613 году была завершена Смута, а на престол взошел царь Михаил Федорович. Следует отметить, что это число закрепилось лишь с 1620 года, ранее праздник определялся постом. Также нужно сказать, что было выдано указание о том, что этот день приравнивается к празднику Благовещения и отмечается с большой пышностью даже в дни поста. А второй вариант приурочен ко дню чудесного обретения иконы.

Церкви и храмы, которые освящены в честь иконы, а также места, где можно найти ее списки

Феодоровская икона которой имеет большую силу, древняя и чудотворная. За всю историю ее существования с нее написано множество списков (большая часть которых была создана после восхождения на трон Михаила Романова), которые размещали во множестве храмов. Некоторые из них также были освящены в честь нее. Рассмотрим список храмов.

  1. Феодоровский собор, который находится в Феодоровском монастыре в древнем городе Городце.
  2. Феодоровский Государев Собор. Он был построен в Царском Селе и принадлежал монаршей семье.
  3. города Санкт-Петербурга. Он был построен к 300-летию правления династии Романовых. Строительство было окончено в 1913 году. Также в этом году были освящены его приделы.
  4. Феодоровская церковь в городе Ярославле. Имеет древнюю историю, была построена еще в далеком 1680 году.

Теперь нужно отметить, в каких храмах и соборах можно найти икону. Самый главный чудотворный образ находится в городе Костроме, в Богоявленском соборе. Именно этой иконе уже более восьми веков, именно она помогала Александру Невскому, а после была заступницей и покровительницей монаршей семьи Романовых. Список с этого образа, который почитается, находится в Царском Селе в городе Пушкине. Его писали для царя Николая II в честь пятнадцатого года его правления.

Сегодня список Феодоровской иконы находится в Кашинском Клобуковом монастыре, который находится в Твери. Он имеет довольно древнюю историю, и некоторое время находился в запустении. В 1994 году он был восстановлен, и в 2004 году в монастырь привезли Феодоровскую икону, освятив, таким образом, список с нее, который был написан специально для монастыря. Последний там и оставили.

Также образ можно найти и в других церквях, например, в храме Святителя Николая в Кленниках, в в малом соборе в Москве.

Феодоровская икона Божией Матери


Общий вид Феодоровской иконы Богоматери без оклада

Феодоровская икона со сказанием (2-я половина XVIII века, музей-заповедник «Коломенское»)

Исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают три версии её происхождения:

Икона была написана в 1164 г. по заказу Владимирского князя для Городецкого монастыря.

Икону написали по заказу Владимирского князя в 1239 г. как дар к свадьбе его сына . Свадебный характер иконы объясняют наличием на её обороте образа великомученицы Параскевы, почитавшейся на Руси как покровительница невест и свадеб, а также бывшей покровительницей Полоцкого княжеского дома, откуда происходила невеста Александра.
Относительно названия иконы «Феодоровская» высказывается гипотеза, что оно возникло по причине того, что Феодор Стратилат был небесным покровителем князя Ярослава и многих других князей Мстиславичей, с которыми Ярослав и его потомство были связаны через его жену Феодосию, дочь Мстислава Мстиславича Удатного.

Икона написана по заказу Ярослава Всеволодовича в 1218 -1220 гг. в связи с возвращением ему его жены Феодосии, отнятой её отцом в 1216 году в ходе противостояния, и рождением у него от неё первенца Феодора.

Храм Феодора Стратилата в Костроме

О времени основания Костромы нет летописных известий. Татищев приписывал ее основание и относил к 1152 г.

В 1237-1238 гг. на Русь обрушились монголо-татарские завоеватели. После разгрома Рязани их войска вступили на территорию Владимиро-Суздальской земли. Продолжая движение на север и восток, монголо-татары жгли русские города. В их числе оказался Городец [Кирьянов И.А. О древнем Городце/ Городецкая старина. Вып. 1. - Городец, 1992. С. 9, 10]. Тогда, в нач. 1238 г., и могла быть перенесена икона Богоматери из Городца в Кострому. Подробности «явления» иконы в Костроме, изложенные в «Сказании», призваны подтвердить указанную дату: «еже попусти Бог окаяннаго и свирепаго и прегордаго и мерзкаго отступника и лютаго мучителя Царя Батыя на всю русскую землю и мнози российстии грады плениша (...) и тогда плениша град, глаголемый Городец и понеже и вся сущия люди в нём посече и в есь пуст его сотвори, якоже обычай есть пленующим и от того плену и раззорения град той запусте и охуде, в нём же бе и сия чудотворная икона (...) Не восхоте бо Пресвятая Владычица наша Богородица образу Своему чудотворному быти на пусте месте (...) и датися Ей во одержание град Кострому» [Сказание о явлении и чудесах... - С. 210].

В 1239 г. Великий князь Владимирский восстанавливает Кострому и ставит в центре города деревянную церковь . Феодор Стратилат становится небесным покровителем города.

Князь Василий Ярославич родился в городе Владимире. До смерти старшего брата, Ярослава III Ярославича, княжил в Костроме.
Из летописей известно, что князь Василий женился в 1266 г. (имя и род его невесты неизвестны) и был венчан в соборе Феодора Стратилата святителем Игнатием, епископом Ростовским.

Затем в 1272 г. вступил на Владимирский великокняжеский престол.

Существует несколько преданий о повторном обретении иконы:

Предание первое
Икону нашёл Великий князь Владимирский (1188-1238 гг.) в ветхой деревянной часовне близ Городца (на этом месте позднее возник Городецкий Феодоровский монастырь). После его смерти икона перешла к Ярославу Всеволодовичу (младший брат Юрия), который благословил ею брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. После смерти князя Александра в 1263 г. икона перешла к его младшему брату Василию (о нём же сообщает третье предание об обретении иконы), который перенёс её в Кострому.

Предание второе
16 августа 1239 г. костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни увидел икону Богородицы, висящую на дереве. При участии духовенства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Позднее на месте её обретения был построен Запрудненский Спасский монастырь.
Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает, что
«видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи».
От имени великомученика Феодора Стратилата икона получила своё название - Феодоровская. Вскоре в Кострому пришёл человек из Городца, который опознал в иконе ту, что пропала из их города.

Предание третье
Согласно третьему преданию икону обрёл 16 августа 1272 г. младший брат Александра Невского князь (1236 или 1241-1277 гг.). Эта дата содержится в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», составленном в 1670 г. иеродиаконом Костромского Ипатьевского монастыря Лонгином.


Успенский собор Костромы

В нач. XV в. город был перенесён на кремлёвский холм. В сер. XVI в. в кремле был сооружён каменный Успенский собор. Храм был одноглавый и двухстолпный, на высоком сводчатом подклете. Это один из первых известных на Руси двухстолпных храмов. В его архитектуре была и вторая уникальная особенность — разворот апсид не на восток, а на север, в сторону Запрудья, где произошло явление Феодоровской иконы. Двухстолпное решение стало весьма популярным на Костромской земле. Не исключено, что Успенский собор служил образцом при возведении несколькими десятилетиями позднее собора в Богоявленском монастыре Костромы, ныне кафедрального.

Признание иконы чудотворной


Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера (фрагмент иконы со сказанием, 1680-е гг., Кострома)

К первым чудесам иконы относят истории о её чудесном спасении в огне при пожаре (сказания сообщают о двух пожарах: один уничтожил старую деревянную церковь, второй произошёл уже в новом каменном храме). «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери», создававшееся на протяжении нескольких веков и дошедшее до нас в ряде списков, повествует о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере.
…и отидоша от града яко два поприща или вдале мало и сташа у некоего езера, и яко же бысть полки близ между собою, и оружие свое извлекоша грешницы и напрягоша лук свои еже состреляти правыя и смиренныя сердцем, малое христианское воинство, и внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсняша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и аки огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки, и от того озарения и луч божественных и от паления, вси противный полки смятошася, и мнози от них ослепоша и друг друга не познаша и вниде в них страх и трепет, и оружие вниде и сердце их и луцы их сокрушишася и нападоша на них российстии полпы и побиша их многое множество, останцы же нечестивых исчезоша и погибоша за беззаконие свое, пленников же российских всех отполониша заступлением и помощию Пресвятыя Божия Матере.
— «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери»

Последнее чудо позже получило название «Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера», поскольку озеро стало именоваться Святым. На месте, где во время битвы стояла икона вначале поставили поклонный крест, а затем в конце XVII века возвели каменную часовню.



Святое озеро и часовня XVII века

Призвание на царство Михаила Фёдоровича

В 1613 г. Земский собор избрал на царство , что закрепил итоговым документом - Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Фёдорович жил с матерью, инокиней Марфой. В этом посольстве, согласно позднейших преданий, особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери, но детали того, как икона была задействована в этом событии, достаточно туманны.


Призвание на царство Михаила Романова (Григорий Угрюмов, ок. 1800). Слева направо: инокиня Марфа, Михаил Романов, архиепископ рязанский Феодорит.

Посольство возглавляли архиепископ рязанский Феодорит, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын и боярин Фёдор Иванович Шереметев. В связи с важностью вопроса, с посольством отправилась московская святыня — Петровская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Посольство прибыло в Кострому 23 (13) марта 1613 г., и на следующий день, 24 (14) марта были приняты Михаилом Романовым и его матерью в Ипатьевском монастыре. И мать и сын отказывались от престола, но в результате уговоров согласились. Эти события уложились в один день. По сообщению Нового летописца патриарха Филарета — «Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской» — день стал днём празднования иконы, который отмечается до сих пор.

По мнению ряда современных историков, инокиня Марфа благословила при избрании на царство своего сына Феодоровской иконой Божией Матери. В предании об иконе есть такое напутствие, приписываемое инокине Марфе:
Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству.

С другой стороны, непосредственный участник событий, Авраамий Палицын, в своём «Сказании» не упоминает об этой иконе. Он пишет, что когда инокиня Марфа и её сын Михаил долго отказывались от предложения занять царский престол, то "…архиепископ взем на руце свои чюдотворную икону образ Пресвятыя Богородица, юже написал Петр митрополит, а Троицкой келарь старец Аврамей взем образ великих чюдотворцов Петра и Алексея и Ионы, и принесошя пред государыню…"

Так или иначе, но икона стала особо почитаемой в новом царском роду. Михаил взял с собой в Москву список с иконы и поместил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». В 1618 г. он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636 г. по указанию царя икону подновили, сняв древнюю олифу, и украсили драгоценной ризой. С ростом популярности иконы с неё начинают создавать многочисленные списки, со второй пол. XVII в. становятся распространёнными списки с клеймами, изображающими историю образа. В 1745 г. по указанию Святейшего Синода икону вновь подновили и украсили новой золотой ризой. Работы продолжались с 16 августа по 15 сентября, их выполнил ярославский иерей Иоанн Андреев.

Успенский собор не сохранил своей первоначальной архитектуры. Он многократно обновлялся и перестраивался после пожаров — в 1654, 1773 и 1843 гг. В сер. XVII в. он был с запада расширен. Будучи переделан в четырёхстолпный, собор получил вместо одной главы пять. В 1666 г. к нему пристроили придельную церковь в честь святого Феодора Стратилата. В соборе хранились наиболее почитаемые в городе иконы, в том числе и Феодоровская икона Божией Матери, а также знамёна костромского ополчения.
Святительские и царские грамоты адресовались вплоть до нач. XVII в. в Кострому в основном на имя «протопопа соборныя церкви Феодора Стратилата» (имелся в виду протопоп Успенского собора). Царь Михаил Феодорович посылает грамоты уже протопопу «соборныя церкви Пречистыя Богородицы и Феодора Стратилата».

18 мая 1773 г. страшный пожар охватил весь кремль и в нем древнюю соборную церковь - он уничтожил все её сокровища, весь архив, в котором были редкие рукописи. Церковный историк пишет, что при этом «чудесным образом сохранилась только древняя, неоцененная святыня - явленный и чудотворный образ Божией Матери Феодоровския». Во время этого пожара выгорело множество зданий в кремле, в том числе церкви Крестовоздвиженского монастыря, который после этого был переведён отсюда в упразднённый Анастасиин. Возобновленный Успенский собор остался в кремле один, на просторе, что дало возможность пристраивать к нему необходимые помещения.
Костромская епархия учреждена в 1744 г. Подворье архиерея и кафедральный собор находились в Ипатьевском монастыре. Тем не менее центром духовной жизни являлся Успенский собор, который, не будучи в Костроме главным, имел значительные преимущества.
В 1775-1778 гг. в нём трудились семнадцать ярославских живописцев. Внутри храма и на галерее были изображены сюжеты Библейской истории. Г. Лукомский и В. Лукомский в 1913 г. в своей книге о Костроме описали фрески этого храма, посвященнные явлению и чудесам Феодоровской иконы.
«Последовательно здесь изображено, - пишут они, - как Феодор Стратилат в день Успения носит икону по городу, как князь Василий в лесу увидел икону; далее изображены перенесение ее в Кострому, пожар в храме Феодора Стратилата, где первоначально была помещена икона, выход с иконой из Костромы против нашествия татар, битва с татарами за рекой Костромой у Святого озера и разные чудеса исцеления... Затем представлен Василий Квашня с конною свитою и собаками; на соборном перенесении иконы в Кострому изображен роскошный город (Кострома) с кремлем: на заднем плане - собор с золотыми главами, причем ворота в соборную ограду скопированы с натуры; а в изображении одного из чудес написана грандиозная крепость - на стенах, в амбразурах пушки и воины с ружьями и пиками».

XIX век


Феодоровская икона в драгоценном окладе (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год)

С кон. XVIII в. немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. К ним относятся Мария Фёдоровна (жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна. Эта традиция восходит еще к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя её отцу с Александра на Фёдора.
Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В нач. XIX в. на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. В описании Успенского собора Костромы, написанном в 1820 г., об иконе сообщается:
На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зернами… К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зернами, драгоценными камнями, золотыми плашкам, кольцами и колодками…

В 1891 г. для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 г., когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей.


Список Феодоровской иконы XIX века

ХХ век

После Октябрьской революции икона не попала в музейные фонды, а продолжала находиться в церкви. В 1919 г. в Костроме её, в целях раскрытия оригинального красочного слоя, исследовала комиссия музейного отдела Наркомпроса под руководством И. Э. Грабаря. В 1922 г. Успенский собор и Феодоровская икона перешли к обновленцам, которые владели ею до 1944 г. Успенский собор был взорван во время так называемой «безбожной пятилетки». В 1929 г. костромская община привезла икону в Москву в Центральные государственные реставрационные мастерские. Во время реставрационных работ специалисты пришли к выводу, что в своей основной части живопись XIII в. утрачена.

«Федоровская икона утрачена настолько с лицевой стороны, что не даёт исследователю ничего, кроме разрозненных и небольших фрагментов. Об утрате этого памятника приходится жалеть особенно потому, что обратная сторона иконы с изображением мученицы Параскевы, сохранившаяся вполне удовлетворительно, подтверждает эпоху её происхождения, относимую легендой ко второй четверти XIII в.»
(А. И. Анисимов).

«К сожалению, головы [Богоматери и младенца], так же как и голова написанной на обратной стороне Параскевы, лежат на новом левкасе, конца XVIII века. Лучше всего сохранилась одежда Параскевы» (И. Э. Грабарь). «От живописи на лицевой стороне иконы „Богоматери Федоровской" сохранились лишь небольшие фрагменты. В лучшей сохранности до наших дней дошло изображение Параскевы. От живописи XIII века на изображении Параскевы сохранились только одежды, небольшие куски первоначального белого нимба и серебряного фона»
(С. И. Масленицын).


Святая Параскева, почитавшаяся как покровительница свадеб (изображение на обороте Феодоровской иконы)

Икона была на реставрации недолго; работы выполнил В. О. Кириков. При этом из-за отсутствия более древних слои живописи Нового времени пришлось оставить на лике и руках, а также на одеждах. В 1930-е гг. Успенский собор где находилась икона был разрушен и образ перенесли в храм св. Иоанна Богослова на Каткиной горе (обновленческий), а в сер. 1940-х гг. в храм святителя Иоанна Златоуста, ставший кафедральным. В 1947 г. на икону надели простую медно-позолоченную ризу с одного из списков. В 1948 г. патриарх Алексий I посетил Кострому и пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, отвечающей её статусу почитаемой святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 г. московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад.
С апреля 1964 г. икона стала пребывать в церкви Воскресения на Дебре, куда перенесли архиерейскую кафедру. С 1990 г. была возобновлена традиция в день празднования иконе 16 (29) августа совершать крестный ход с ней на место её явления. 18 августа 1991 г. Феодоровскую икону перенесли в возвращённый Русской православной церкви Богоявленско-Анастасиин собор, ставшим кафедральным собором Костромской епархии.

Иконография


Фрагмент Феодоровского первообраза

Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа. По древнему описанию при перенесении иконы в Кострому она имела следующий вид:
…написана масляными красками «на сухе древе». Доска в длину 1 аршин 2 вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1 1/2 аршина длины.
Феодоровскую икону также причисляют к иконописному изводу «Гликофилуса» — «шагающие ножки» из-за положения ног Богомладенца. Предполагают, что и на Владимирской иконе положение ног Иисуса изначально было таким же.
Общая сохранность иконы в настоящее время низкая, она неоднократно поновлялась и оригинальная живопись ликов Богородицы и Иисуса Христа заметно потёрта. На обороте иконы помещено поясное изображение великомученицы Параскевы. Святая изображена в красных одеждах, украшенных золотым растительным орнаментом, который по мнению И. Э. Грабаря представляет «определённый отзвук стародавних византийско-суздальских узорных тканей». Её руки воздеты в молении на уровни груди.

Храмы, освящённые в честь иконы Феодоровский

Государев собор в Царском Селе — полковой храм Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, считался также «приходом семьи императора».


Феодоровский Государев собор,Собор Феодоровской иконы Божией Матери.

Феодоровский собор Санкт-Петербурга — построен к 300-летию династии Романовых, в 1920-е годы в народе носил название «Романовская церковь».



Феодоровский собор Санкт-Петербурга

Фёдоровская церковь — построена прихожанами в 1680-е годы, в советское время — кафедральный собор Ростовско-Ярославской епархии.



Фёдоровская церковь Ярославля

Престол Вознесенского собора Оршина монастыря, в котором хранился чтимый чудотворный список иконы (в настоящее время находится в собрании Тверской картинной галереи).



Вознесенский собор Оршина монастыря

Часовня в честь Феодоровской иконы на Александровском подворье Императорского Православного Палестинского общества в Иерусалиме. Освящена в 2008 году.


Феодоровский собор в Феодоровском монастыре Городца

Празднование

В честь Феодоровской иконы Божьей Матери Православной Церковью установлены празднества:
- 16/29 августа;
- 14/27 марта - в память завершения смутного времени и призвания Михаила Федоровича на царство в 1613 году.

Феодоровская икона Божьей Матери покровительница, прежде всего, женщин - невест, будущих мам, и молитва к Богородице перед ней помогает при трудных родах. Ей молятся о сохранении мира и благополучия в семье, а также если семья в длительное время бездетна. Эту икону хорошо иметь в доме, где есть подобные проблемы. Искренняя молитва перед ней к Богоматери поможет Вам в их решении.
Молитва перед иконой Божьей Матери «Феодоровская» помогает в случаях длительной бездетности семьи, перед ней молятся невесты об удачном браке, будущие мамы, а также молятся за рожениц при трудных родах. Если в семье не все благополучно, то молитва перед ней поможет наладить пошатнувшиеся отношения между супругами. Также эта икона почитается как чудотворная и помогает исцелению болезней, особенно женских.
Больше всего свидетельств сохранилось о помощи, полученной по молитвам перед иконой о зачатии ребёнка.

Женственность

Молитва первая перед иконой Божьей матери Феодоровская

О, Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево, Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерз¬новение пред рождшимся от Тебе по плоти Господем Богом и Спасителем нашим Иисусом Хрис¬том. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но Матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподо¬бит нас грешных и недостойных свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в пе¬чали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное, и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни вре¬менней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограж¬дение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явлъшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшнем Судищи Христовем стати одесную, и соделай нас наследники вечных благ, да сла¬вим вовеки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Богородицы Феодоровская

О Премилосердая Госпоже, Царице Богородице, приими смиренное моление наше, и не отрини нас, Заступление и Прибежище наше, и не возгнушайся нас, недостойных, но яко Милосердая, не престани молящи, Егоже родила еси, да да¬рует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несть бо нам спасения от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя, и неплодное сердце наше покажи плодонос¬но благих дел. Призри на нас недостойных. Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко Невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему единому. О Богомати, не престани молящи Рождшагося от Тебе за вся притекающия с верою к сему чудотворному образу Твоему и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех, и напастех, и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых, и всякия нужды и печали. Спаси отечество наше, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд, и сотвори милостива нам быти Бога наше¬го, отврати всякий гнев Его на ны движимый и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О Боголюбивая Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех святых ра-досте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да, сподобльшеся славнаго Царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшагося от Тебе Христа Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья перед иконой Богоматери Феодоровская

К кому воззову, Владычице; к кому прибегну в печали моей; к кому при¬внесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небесе и земли. Кто исторгнет мя из тины грехов и безза¬коний, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастех, избави от озлоб¬лении и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и неви-димых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческим; такождь от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоя, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю: буди мне Мати и Надежда, Покров и Помощь и Заступление, радость и утешение и скорая во всем Помощница. О, чудная Владычице! Всяк притекаяй к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит: сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да из-бавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная, во веки веков. Аминь.

««« Купить книгу »»»



««« Купить книгу »»»

Copyright 2015 Любовь безусловная

Феодоровская Божья Матерь, почитаемая Русской православной церковью, является давней защитницей России. Богородица на иконе изображена с младенцем Иисусом на руках. В прошлом эта икона была молитвенным образом легендарного князя Александра Невского и покровительницей царской семьи Романовых.

Существует несколько версий того, как был обретен лик Феодоровской Богородицы. Однако истинность каждой из них так и не удалось установить, как и не удалось опровергнуть их подлинность. По преданию икона Богородицы «Феодоровская» была написана рукой святого евангелиста Луки. По стилю исполнения она схожа с ликом Владимирской иконы.

Предположительно образ получил свое название в честь великого князя Киевского и Владимирского Ярослава Всеволодовича, который был отцом храброго и благочестивого Александра Невского. Князь Ярослав был крещен под именем Феодор в честь христианского мученика Феодора Стратилата, жившего в III-IV ст.

Согласно одной из популярных версий, чудодейственный лик был найден братом Ярослава Всеволодовича, Юрием (в крещении Георгий), в небольшой часовенке близ городка Городец. Впоследствии на том месте был основан великолепный храм. Образ необъяснимым образом уцелел во время сильного пожара, потому был признан чудотворным.

Князь Ярослав благословил иконой своего великого сына. С тех пор лик Божьей Матери всегда был при Александре Невском. К нему благоверный князь часто обращался с молитвой, брал во все свои походы и всегда одерживал победу.

После смерти Александра Невского образ перешел к его младшему брату – князю Василию Ярославовичу, который, согласно летописям, питал сильную любовь к духовной жизни. Феодоровская Божия Матерь явила перед князем множество чудес, стала его защитой и символом веры. После смерти князя святыня была передана в церковь Св. Феодора Стратилата, расположенную в Костроме.

Образ является весьма необычным, так как он имеет две стороны. С одной стороны изображена Матерь Божия, а на второй стороне – мученица Параскева. По некоторым предположениям, святой лик на обратной стороне иконы связывают с женой Александра Невского – Александрой Полоцкой.

Обратите внимание! Феодоровская икона является одной из главных святынь России. Первые упоминания о ней относятся к XII ст. До сих пор остается неизвестным, кто и когда привез ее в страну.

Значение и чудодейственная сила

Значение иконы для России невероятно велико. К Феодоровской Богоматери обращались многие цари и правители. Ее лик был родовой святыней легендарной династии Романовых. Чудодейственный образ всегда брал с собой в походы князь Александр Невский.

Этот лик никогда не оставался без молитв. География его паломничества больше, чем у какого-либо другого образа Богородицы. За все время своего существования икона побывала в Москве, Костроме, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и других городах России.

Издавна Феодоровская Божия Матерь считается небесной покровительницам женщин, помогает представительницам прекрасного пола в различных жизненных ситуациях:

  • молодым девушкам, которые мечтают о счастливом замужестве, Богоматерь устраивает встречу с будущим супругам;
  • бездетным парам дарит долгожданных детей;
  • беременным женщинам помогает в благополучном родоразрешении.

В чем помогает еще этот чудодейственный лик. У Божией Матери также часто просят здоровья и исцеления от тяжелого заболевания. Богородица помогает не только в рождении малышей и выздоровлении, но и в воспитании благочестивых детей, становлении мира в семье и налаживании взаимопонимания между супругами. Каждый человек обращается к образцу с тем, что его волнует больше всего.

Интересно! Известно большое количество случаев чудодейственной помощи лика Феодоровской Богоматери.

Бездетная пара из Нижегородской области 7 лет мечтала о ребенке, но у супругов ничего не получалось. Они решили обратиться к Богородице. Каждый день на протяжении одного года муж с женой молились перед образом, не пропуская ни дня. Через год счастье пришло к супругам. Они узнали, что скоро в их семье будет ребенок. Благодаря помощи и милости Богородицы у них родился прекрасный мальчик.

Какие молитвы читать

Перед Феодоровской Богоматерью можно читать абсолютно любые молитвы, посвященные Богородице. Однако не стоит относиться к ним, как к некому заговору или даже заклинанию. Молитва – это сокровенный разговор с Богом или с Божией Матерью. Поэтому молиться надо искренне и от чистого сердца. Только в этом случае можно надеяться, что прошение будет услышано.

О чем молятся Богородице. Обращаться к Божией Матери можно с абсолютно любой просьбой, которая касается мирской и духовной жизни,здоровья, близких людей, духовного развития, поиска истины, очищения от греха. После прочтения молитвы нужно обязательно поблагодарить Богоматерь о ее милости и заступничестве перед Господом. Также необходимо попросить о даровании силы преодолеть все трудности и испытания, которые будут возникать на жизненном пути.

Если не хватает слов и духовного опыта, то не следует самостоятельно придумывать текст обращения к Богородице. Можно прибегнуть к уже готовым молитвам из молитвослова.

Особенной силой обладает акафист Пресвятой Богородице, который рекомендуется читать перед иконой Феодоровской Божией Матери ежедневно.

Перед чтением акафиста необходимо:

  1. Точно сформулировать просьбу, которая будет обращена к Богородице.
  2. Прошение не должно противоречить христианским заповедям.
  3. Очистить душу, исповедовавшись и причастившись в церкви.
  4. Отбросить все негативные и корыстные мысли.
  5. Принять Бога в сердце и искренне поверить в помощь Божией Матери.

Не стоит ожидать, что только после одной молитвы желаемое исполнится. Иногда на то, чтобы просьба была выполнена, могут потребоваться годы. Возможно, человек еще не готов получить, то, что он просит, а возможно Господь проверяет его, насколько просьба является истинной и желанной.

Молитва о даровании ребенка

К Феодоровской Богоматери часто обращаются супружеские пары, которые уже отчаялись иметь детей. Этот святой образ способен творить истинные чудеса. Благодаря ежедневным обращениям, посту и смирению многие пары получили милость Богоматери в рождении здорового ребенка. Богородица дарила ребенка даже тем супругам, которым не была способна помочь современная медицина.

Полезно знать! : чудесное житие и значение его иконы.

Перед молитвой следует очистить разум и сердце, перекреститься и прочитать «Отче наш». Желательно читать молитвослов перед ликом Богородицы и зажженной свечой, пламя которой поможет сконцентрировать свое внимание. Текст обращения к Богоматери лучше всего выучить наизусть. Однако не запрещено молиться своими словами.

Молитву перед иконой Богоматери «Феодоровская» также могут читать женщины во время беременности и перед родами. Она поможет благополучно выносить и родить здорового ребенка. Читать ее необходимо ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Обратите внимание! Желательно не только ежедневно молиться, но и посещать службы в храме, совершать паломничества по священным местам и окунаться в святых источниках.

Местонахождение образа

До 1929 года образ хранился в Успенском храме в Костроме. После этого чудодейственный лик был перевезен в Москву на реставрацию. В ходе реставрационных работ было выявлено, что большая часть старинной живописи утрачена и восстановить ее будет очень трудно. После разрушения Успенского собора чудодейственный лик был перевезен в храм Св. Иоанна Богослова, а затем в церковь Св. Иоанна Златоуста.

Сегодня оригинальная икона Федоровской Богоматери хранится в Богоявленском-Анастасиином женском монастыре города Костромы.

Ее подлинность подтвердила комиссия музейного отдела Народного комиссариата просвещения РСФСР в начале XX ст. Лик Богородицы в настоящее время обрамлен драгоценной ризой, изготовленной из серебра и позолоты, что полностью отвечает высокому статусу святыни.

До этого он был облачен в роскошную золотую ризу с драгоценными камнями (бриллиантами, рубинами, яхонтами и изумрудами), изготовленную за счет пожертвований жителей Костромы.

Чудодейственный лик Богородицы не всегда пребывает в стенах Богоявленского собора. Периодически его привозят в различные храмы страны, чтобы верующие со всей России имели возможность поклониться и почтить эту великую святыню. В 2013 году образ побывал в Москве. На протяжении нескольких недель он находился на территории Донского мужского монастыря. Богоявленский кафедральный собор в Костроме, где находится подлинный лик Феодоровской Богоматери, расположен на улице Симановского.

Важная информация! Дни почитания образа: 27 марта и 29 августа. Поклониться Божьей Матери в Костромском соборе может каждый верующий в любое время года.

Фотографии

Фото Феодоровской Богоматери и описание этого чудодейственного лика можно увидеть на православных сайтах. Это удивительный образ Богородицы и Иисуса Христа, наполненный милосердием и любовью. Он умиротворяет, дарит надежду и просветление. Смотреть на него необходимо с уважением и молитвой в сердце, прославляющей великую Божию Матерь.

Полезное видео

Подведем итоги

Феодоровская икона Божьей Матери – одна из старейших и самых почитаемых русских икон. Ее возраст — множество столетий. Свидетельства о сотворенных с ее помощью чудесах хранят стены многих православных храмов России. На сегодняшний день оригинальный образ Феодоровской Богоматери можно увидеть в Кафедральном соборе при Богоявленском монастыре Костромы.

В настоящее время в мире имеется множество икон, которые являются чудотворными и помогают людям по их просьбам и молитвам. К ним же относится и Феодоровская Божья Матерь. Этот образ окутан множеством тайн, чудес и исцелений. Верующие обращаются к ней в минуты болезней, печалей и горестей, получая ответ на свои молитвы в виде чудесных исцелений.

Легенды появления иконы

Первые упоминания об этой чудодейственной иконе относятся ещё к XIII веку, но на самом деле первым человеком, написавшим её, считается . Историй о вторичном обретении иконы Русью ходит очень много и большинство из них крайне противоречиво. Впервые образ Богородицы был обнаружен в одной из часовен близ городка Городец. Считается, что это место было отмечено благодатью, а потому, спустя некоторое время, на этом месте был построен Городецкий Феодоровский монастырь.

Последующая история Феодоровского образа Божьей Матери является весьма туманной. Есть легенда о том, что Ярослав Мудрый именно этим образом благословлял своего сына Александра Невского на брак. В 1239 году он сочетался браком с полоцкой княжной Брячиславой. Считается, что свидетельством сего действия является изображение на оборотной стороне иконы св. мученицы Параскевы, именуемой Пятницей. Именно она считается покровительницей половецкого княжеского дома.

Но, спустя некоторое время, город был разрушен во время нашествия хана Батыя. Церковь была непросто разрушена, её дотла сожгли. Большинство людей верило в то, что икона безвозвратно утеряна. Однако, через некоторое время, она вновь была обретена. По этому поводу существует несколько легенд.

Пропавшая икона и её возвращение

Наиболее популярной считается легенда о том, что в городе Кострома внезапно появился воин, который с образом в руках прошёл по его улицам. А на следующий день икону нашёл Василий, младший брат Александра Невского. Это событие произошло на берегу реки Запрудни. Икону опознали все жители Городцов, а солдат, пронёсший её по улицам Костромы, есть великомученик Феодор Стратилат.

Согласно второй легенде образ Богородицы был обнаружен в Костроме князем Василием Квашней. И произошло это через год после утраты реликвии. Найдена икона была на дереве на берегу реки и тотчас принесена в храм. Образ был признан чудодейственным, потому как сразу начал мироточить и творить чудеса. В последующие годы множество раз молитвы перед иконой спасали город от многих напастей.

Исследования и иконография образа

О происхождении образа до сих пор ведутся споры. Но большинство исследователей сходятся во мнении, что он был написан на заказ с иконы Владимирской Божьей Матери , потому как иконография этих двух образов сильно похожи. Их обоих можно отнести к типу написания «Умиление» , но чудотворная икона Феодоровской Божьей матери имеет множественные отличия и особенности.

Общая черта всех икон этого типа сохраняется - Младенец тянется к матери и обнимает её за шею, прижимаясь своей щекой к её . Но отличие Феодоровского образа от Владимирского заключается в том, что малыш сидит на руках Богоматери. Подобное изображение более соответствует типу . Ещё одной особенностью образа является то, что стопы младенца изображены таким образом, словно он делает шаг. Но руки матери и её плащ собраны таким образом, что ноги Младенца словно опущены в чашу. Подобным образом символически изображаются чаши, в которые опускаются просфоры при их освящении, а также, наливается вино.

Одежда Богородицы окрашена в пурпурные цвета, которые с древних времён символизировали царственность особы, а позднее красный цвет одежд стал символизировать страдания Христа и его пролитую во имя всех людей кровь. Одежда Божьего сына символизирует его чистоту и воплощение. На ней можно увидеть золотые лучи солнца, которые Его освещают. Золотой цвет в Средние века считался не только оттенком священнослужителей и святых, но и цветом погребальных одежд и покрывал для богатых и знатных людей. Каждая деталь одежды Богоматери и Младенца на Феодоровском образе имеет двоякое значение.

Символизм образа

Ножка Христа, которая изображена обнажённой, символизирует его страдания. И если говорить в целом обо всей иконе, то она показывает не только нежность и любовь матери к сыну, но и их прощание друг с другом. Подобное можно встретить на тех образах, где описывается прощание с Христом. Богоматерь на них всегда имеет скорбный лик.

Не менее важной особенностью образа является то, что на его обороте имеется ещё один святой лик. Предположительно - . О том, как второй образ появился ходит много споров и легенд. По одной из них, его написали во время венчания Александра Невского, ведь Параскева была покровительницей дома его невесты. Согласно другой версии, икона когда-то была запрестольной, об этом говорит древко снизу образа. Такие иконы делались когда-то в Византии.

Каково же значение образа

Для русского православия образ Феодоровской Божьей Матери имеет огромное значение . Она множество раз спасала русский народ от врагов и гибели. Есть легенда о том, что князь Василий отправился на битву против татар, взял с собой икону. Она сияла ярким светом и опаляла врагов, благодаря чему и была в итоге одержана победа.

Но свою известность и популярность икона приобрела во время Михаила Романова. Это произошло по окончании Смутного времени и с тех пор считается символом правящего рода Романовых. С неё были выполнены многочисленные списки, которые и сегодня сохранились во многих храмах.

Чем же помогает икона

Но икона помогает не только стране, она оказывает огромную помощь каждому, кто обращается к ней в обыденной жизни. Однако, следует помнить, что каждой иконе молиться следует только в том случае, если это для вас важно. Этот образ является символом и защитой:

  • материнства;
  • семьи;
  • беременности;
  • невесты, выходящей замуж.

Когда в семье имеется недопонимание, раздор и разногласия, то также, нужно молиться Феодоровской Божьей матери. Она всегда слышит молящихся, всегда дарит им свою защиту и благость.

Когда женщина долгое время не может забеременеть, то ей также стоит обратиться к образу. Это чудо является самым частым у иконы - она дарит ребёнка семье, потерявшей всякую надежду . Но молитву нужно возносить с чистой душой и совершенно искренне, имея большое желание родить ребёнка. В настоящее время очень много случаев, когда женщины беременели и избавлялись от многих недугов после посещения храма и поклонения иконе.

Акафист Феодоровской Божьей Матери

Для того чтобы Богородица помогла, нужно читать и молитву ей . Для этого совершенно не нужно совершать паломничество и посещать храм. Достаточно поставить в доме или квартире образ Богоматери и ежедневно читать пред ним молитву.

Конечно, если недуг очень тяжёлый, то следует все же съездить в святые места и поклониться чудотворной иконе. Но перед поклонением нужно обязательно очиститься и быть готовым к переменам в своей жизни. Главное, затем остаться благодарным за свершённое чудо .

Для того, чтобы забеременеть рекомендуется несколько дней подряд читать полностью акафист, а после него молитву. Но для этого нужно посетить храм и взять у батюшки слова акафиста и молитвы. Помогать икона будет даже если ей молятся не в храме.

В какой день почитается икона и её храмы

У каждой иконы имеется свой день чествования. И у образа Феодоровской Богоматери таких дня два — 27 марта и 26 августа . Первый день считается данью традиции. Именно 27 марта на трон взошёл Михаил Романов. Этот день приравнен к Благовещенью и отмечается с особой пышностью.

Вторая же дата приурочена ко дню повторного обретения иконы в Костроме.

В мире есть множество храмов, которые носят название Феодоровской Богоматери. И в каждом из них находится список с образа:

  • Феодоровский собор, расположенный в старинном Городце;
  • Феодоровский государев собор, расположенный в Царском селе;
  • Собор имени Богоматери в Санкт-Петербурге, который почитается многими православными, даже из Москвы сюда часто приезжают паломники и верующие, чтобы преклонить колени пред чудесной иконой;
  • Собор в Ярославле.

Но самый главный образ находится в Костроме, в Богоявленском соборе . Этой иконе уже более восьми веков, именно она помогала Александру Невскому бороться за мир в стране, именно ею был помазан на престол Михаил Романов, и она долгое время защищала семейство Романовых от всех бед.

Один из списков с иконы находится в Кашинском Клобуковском монастыре в Твери. У этого храма своя особенная история - некоторое время он был совершенно забыт прихожанами и находился в запустении. Но в 1994 году его полностью восстановили. А в 2004 году сюда привозили образ Феодоровской Богоматери, которым и освещали храм. Один из списков с него так и остался в храме.

В Москве, в Соборе Донской иконы Божьей матери имеется список с прославленного образа. Сюда ежедневно отправляется множество людей, которые просят помощи и заступничества у святого образа. Ежедневно читается акафист и молитва у чудодейственной иконы и ежедневно Богоматерь исполняет просьбы молящихся.




Свято почитается верующими Феодоровская икона Божией Матери — главная святыня , находящаяся в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре. Образ Богородицы — эта древняя реликвия — является Помощницей и Заступницей всех обращающихся к ней с молитвой и помогает во многих жизненных обстоятельствах.

Появление иконы на Руси

По существующей старинной легенде, это изображение написал сам апостол Лука — первый иконописец, покровитель врачей и художников. Но о том, как образ оказался на русской земле, никаких точных сведений нет.

Достоверно известно только, что в 12 веке она уже находилась в небольшой деревянной часовенке возле поволжского города, который так и назывался — Городец. Чуть позже на этом месте построили монастырь, где и находилась икона.

Но при нашествии татар многие города древней Руси были уничтожены. Такая же участь постигла и Городец. Город был разрушен, а место, где хранилось изображение, полностью сожжено. Образ Богоматери пропал неведомо куда. Только через несколько лет произошло чудесное повторное обретение иконы.

Обретение иконы жителями Костромы

Однажды костромской князь, охотясь, увидел её на дереве. Когда он протянул к ней руки и хотел снять, икона поднялась вверх. Удивлённый этим чудом, князь позвал простых людей и служителей церкви. После торжественной молитвы образ осторожно сняли и поместили в один из храмов города Костромы.

Позже выяснилось, что очень многие городские жители видели воина в красивой, богатой одежде, который перед этим шёл по городу с образом в руках. По изображениям, находящимся в костромских церквях, в нём признали святого Феодора Стратилата.

Вот поэтому, в его честь и стали называть икону Феодоровской. А жители разграбленного ранее Городца, пришедшие помолиться новоявленному образу, признали в нем тот, что находился ранее в обители их города.

Современные варианты появления святого образа

Учёные нашего времени предполагают 3 версии происхождения этого изображения Богородицы:

  • она была написана в 1164 году специально для монастыря в Городце;
  • ещё по одной версии икону написали в 1218 году по заказу князя Ярослава Всеволодовича в честь того, что ему возвратили жену — Феодосию, которую из-за разногласий отнял у него свёкор. И в честь знаменательного для семьи события — появления на свет сына Феодора;
  • икону написали специально к свадьбе Александра Невского в 1239 году. Эта версия подтверждается тем, что с обратной стороны образа изображена святая Параскева, которая считается покровительницей невест.

Святыня династии Романовых

Образ Федоровской Божией Матери также связывают в России с окончанием Смутного времени — времени войн, разрухи и засилья чужеземцев. Она сыграла огромное значение в истории русских правителей. Именно этой, ставшей особо почитаемой в царском Доме Романовых иконой, благословили на царствование первого царя из династии Романовых — Михаила.

Шестнадцатилетний царь взял список иконы в Москву и торжественно поставил его храниться в придворной церкви. С тех самых пор, по традиции, все иностранные принцессы, выходившие замуж за русских князей и императоров, после крещения принимали отчество — Феодоровна.

Существует даже такой факт, что при заключении брака царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Салтыковой, отца которой звали Александром, изменили не только отчество невесты, но и имя её отцу. Его стали звать Фёдором.

Чудесные животворящие силы костромской иконы

Чудотворной икона стала называться после того, как чудесным образом уцелела при двух страшных пожарах.

Следующим чудом иконы стала её помощь в победе русских войск над татарами в битве на Святом озере. Своим необычным сиянием Образ Богородицы ослепил татарского военачальника и обратил в бегство воинов-татар. На месте, где произошла битва, сначала поставили памятный крест, а позже возвели каменную часовню.

Говорят даже, что в годы Великой Отечественной войны, по приказу Сталина самолёт с образом Заступницы трижды облетел Москву своеобразным крестным ходом. После такой молитвы русских людей о помощи внезапно изменилась погода: сильно похолодало, что парализовало движение вражеских сил.

Молитва к Богородице

По традиции жители Костромы, каждый год 29 августа совершают крестный ход, неся перед собой чудотворный образ Богоматери.

Со всего мира приезжают в Кострому люди, чтобы посмотреть и помолиться чудотворной иконе. Почему это происходит? О чем молятся и в чем помогает Пресвятая Дева?

Особенно Феодоровская икона Божией Матери помогает обратившимся к ней за помощью о зачатии и семейном счастье. Для беременных важна молитва о рождении и воспитании детей.


Top