Процесс научного познания и методы исследования. Формы научного познания

Процесс познания в жизни человека и в истории человечества является залогом развития. Познавать мир ребенок начинает с первых секунд своей жизни. С течением времени процесс познания неуклонно усложняется. И если изначально это непроизвольное восприятие окружающей действительности (вкус, запах, внешний вид предметов), то со временем этот процесс обрастает все большими сложностями. В него встраиваются абстрактные образы и понятия. На основании, которых, строятся умозаключения и делаются выводы и достигается результат.

Именно познавательный процесс лежит в основе любых знаний и научных исследований.

На основании этих теорий образовалось два мировоззренческих типа познания: гностицизм и агностицизм.

Эти два типа мировосприятия кардинально противоположны друг другу. И если в гностицизме считается, что познавательные способности человека безграничны, а само познание, как отражение действительности, лежит в основе всего материального мира. То агностики считают, что познать мир невозможно, и человеческие способности весьма ограниченны.

Гносеология - причина или следствие?

Однако, несмотря на то, что познание есть основа любого изучения, любых знаний, оно и само является объектом непрерывных исследований. Попытки выяснить его механизм дали начало науке - гносеологии.

Это теоретическая наука, в которой ведутся философские рассуждения о возможностях человека к познанию при помощи собственного интеллекта. Как результат ожидается познание окружающего мира и самого себя.

Рассматривается сама природа знаний, а так же отношение их между собой. Главным направлением движения считается стремление к результату в виде абсолютного знания.

Презентация: " Теория познания. Гносеология"


Основными предметами теории познания являются:
  • структура познавательной деятельности и её возможности;
  • объективное и субъективное их отношение в мысленном отражении (истинное и ошибочное мнение);
  • явления и их причины.

Определение и свойства познания

Само по себе познание начинается с основных его составляющих.

Субъект - это конкретная личность стремящаяся понять окружающую действительность и предпринимающий попытки воздействовать на неё, используя некие навыки на практике. Так же это может быть группа людей, общество или же цивилизация в целом, которые противопоставляют себя объектам их интересующим.

Объект - деятельность, явления или предметы, которые непосредственно исследуются субъектами.

Так что же представляет из себя познание? Это активная деятельность, направленная на достижение целей связанных с изучением окружающей действительности и приобретением абсолютно нового знания, которое впоследствии применяется для решения практических задач. Философским выражением его можно считать перевод реального в идеальное.

Презентация: "Философия познания. Гносеология и эпистемология"


В ходе работы мысли материальный мир отражается в сознании, где преобразуется в физиологические аспекты (процессы работы головного мозга). И затем само отражение формирует психическую составляющую, то есть, осознанные факты, образы вещей отраженные в мыслях, запечатленные процессы и события.

Результат познавательной деятельности – это, непосредственно, знания, одна из важнейших особенностей человека.

Именно они позволяют вам ориентироваться в окружающей действительности, строить планы, выполнять поставленные задачи.

Структура познания, как основа мыслительной деятельности

Как и любой другой интеллектуальный процесс, познание имеет высокую сложность организации и, обладая различными формами, состоит из этапов и уровней.

Выделяют чувственное и рациональное познание.

Чувственное

Это способ познания, при котором окружающая действительность исследуется по средствам органов чувств пребывающих в непосредственном контакте с исследуемыми объектами познания. Результат – это отражение объектов и их внешних связей, при этом внутренние связи есть вероятность предугадать.

Презентация: " Особенности научного познания и его роль в современной цивилизации"


Выделяют определенные виды чувственных познавательных процессов:
  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

В этих формах отражаются соответственно, свойства отдельных объектов, общая картина свойств и образное их воспроизведение на основании предыдущего опыта.

Рациональный тип познания

В основе своей имеет действительность, которая исследуется при помощи абстрагированных мыслительных процессов и умозаключений, опирающихся на логику.

Выражается в следующих интеллектуальных формулировках:

  • понятие - тип мысли, кратко отображающая суть процессов, например научные термины;
  • суждение - подтверждает или опровергает наличие связей между свойствами предметов и их сущностью;
  • умозаключение - процесс, результат которого выведение из предпосылок, путем логических и рассуждений, принципиально нового знания;
  • гипотеза - в основе, ее лежит предугадывание и предположение вероятной сути вещей еще не исследованных;
  • теория - комплекс понятий о конкретных предметах и явлениях, собранные в систему и имеющие научное обоснование.

Презентация: "Познание. Гносеология. Процесс получения знаний"

Научное и обыденное

Различают так же научное и . При помощи обыденного, человек исследует предметы и происходящие процессы лишь поверхностно, в итоге представление о примете получается верное, но не полное. Тогда как научное раскрывает суть предметов и явлений для этого используют различные методики как исследовательские, так и практические.

Выделяют две составляющие в научном типе познания, как процесса - эмпирический и теоретический уровни.

При объект исследуется с внешней стороны при помощи доступных органов чувств. В результате собираются основные факты, производятся элементарные обобщения, выстраивается классификация.

Теоретический тип отражает внутренние связи предметов, в основе которых лежат понятийные заключения, теоретические знания, законы, аксилмы и т.д. Основной его задачей является обработка полученных путем эмпирического познания фактов.

Структура научного познания

Процесс научного познания всегда начинается с постановки проблемного вопроса. Он является частью теории, не вписывающейся в общую научную картину данной области. Производя теоретические изыскания, исследователь переходит к следующему этапу – выдвижение гипотезы.

Презентация: "Моделирование как метод познания"


Как правило, гипотез выдвигается несколько, и они могут быть взаимоисключающими. Впоследствии, каждая из гипотез проверяется, как теоретически, так и на практике. И если одна из них подтверждается, то в результате будет получено качественно новое знание, которое будет называться научным открытием.

Методики интеллектуального познания.

Всего в мире науки используется две методики при помощи, которых исследуют процесс познания: накопления и развития знаний. Они очень тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В процессе накопления знаний выделяют:

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • моделирование.

Развитие знаний состоит из:

  • аналитический метод;
  • метод синтеза;
  • метод индукции;
  • абстрагирование;
  • исторические рассуждения;
  • логические рассуждения.

И если накопление несет по большей части описательный характер, то огромная роль практики в процессе познания заметна только в методах развития.

Каждый стремиться узнать как можно больше, каждый стремиться применить свои умения, ведь само познание, как отражение действительности, интересует абсолютно всех. Однако, далеко не каждый, может добиться успеха. Лишь единицам дано совершить научное открытие и мало кто способен применить, проверенный неоднократно, дедуктивный или индуктивный метод. Все мы учились в школе. И именно там нам прививаются первые элементарные знания. Нас учат простым методикам и их применению.

Однако, несмотря на равные условия, великими учеными становятся единицы. Это объясняется тем, что в процессе нашей жизни понятие «познание» очень тесно переплетается с понятием «сознание».

Именно в сознании регулируется уровень познавательной активности, и от того насколько развита сознательность человека, будет зависеть его уровень стремления к знаниям.

30. Научное познание и его структура. Критерии научности. Научные революции и смены типов научной рациональности.

Научное познание - процесс получения научного знания. Можно сказать, что наука - это и итог познания мира. Это система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.

Прежде чем переходить к анализу структуры научного познания, отметим его основное назначение и общие целевые установки. Они сводятся к решению трех задач: описанию объектов и процессов, их объяснению и, наконец, предсказанию, прогнозу поведения объектов в будущем.

В структуре научного познания необходимо выделить три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований.

На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.

Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности (главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня), но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты (например, материальная точка). Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. В итоге теория, которая описывает свойства идеальных объектов, взаимоотношения между ними, а также свойства конструкций, образованных из первичных идеальных объектов, способна описать все то многообразие данных, с которыми ученый сталкивается на эмпирическом уровне.

Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок, философских оснований. Иногда философские основания науки ярко проявляются и становятся предметом острых дискуссий (например, в квантовой механике, теории относительности, теории эволюции, генетике и т.д.). В то же время в науке существует много теорий, которые не вызывают споров по поводу их философских оснований, поскольку они базируются на философских представлениях, близких к общепринятым.

Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.

Существует несколько методов научного познания . Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические.

Рассмотрим эмпирические методы. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.

Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.

Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним.

Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теперь обратимя к теоретическим методам. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Исторический и логический методы основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении, исторического и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю. Интегрирующим научным методом, включающим в себя все предыдущие методы как моменты, является метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Каковы же критерии научного знания , его характерные признаки?

Одним из важных отличительных качеств научного знания является его систематизированность. Научная систематизация специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации. Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. Стремление к обоснованности, доказательности знания является важным критерием научности. Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки. В науке ценятся оригинальные, "сумасшедшие" идеи. Но ориентация на новации сочетается в ней со стремлением элиминировать из результатов научной деятельности все субъективное, связанное со спецификой самого ученого. В этом - одно из отличий науки от искусства.

Вначале люди придерживалась кумулятивной модели развития научных знаний. Она выглядит приблизительно так: из опытных данных выводится некоторая теория, по мере увеличения массива опытных данных теория совершенствуется, идет накопление знаний. Предполагается, что отброшенные теории были приняты по ошибке или из-за предрассудков. Но с течением времени широкомасштабные сдвиги стали происходить во многих науках. На смену пришла новая концепция "режимов" научного развития: периодов "нормальной науки" и научных революций. В периоды нормальной науки ученые работают в рамках признанной "парадигмы". Научное сообщество всеми силами старается как можно дольше навязывать природе свои правила, игнорируя любые противоречия, но наступает момент, когда подобная деятельность перестает приносить ожидаемый результат. Начинается научная революция . Она означает коренные, качественные изменения в крнцептуальном содержании теорий, учений и научных дисциплин. К числу таких потрясений можно отнести открытие делимости атома, создание теории относительности Эйнштейна, молекулярно-кинетической теории газов Больцмана, успехи квантовой физики. Происходит полиферация идей - создание множества конкурирующих теорий, отличающихся разной степенью достоверности или проработанности. Какая из этих теорий займет место парадигмы, зависит от мнения научного сообщества.

Научные революции обычно затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, нередко изменяя сам стиль мышления. Поэтому они по своей значимости могут выходить далеко за рамки той конкретной области, где они произошли. Поэтому можно говорить о частнонаучных и общенаучных революциях. Например, дарвиновская революция по своему значению вышла далеко за пределы биологии. Она коренным образом изменила наши представления о месте человека в Природе. Новые методы исследования могут приводить к далеко идущим последствиям: к смене проблем, к смене стандартов научной работы, к появлению новых областей знаний. В этом случае их внедрение означает научную революцию (например, изобретение микроскопа).

Современные ученые, размышляя о специфике развития науки, подчеркивают, что она прежде всего отличается своей рациональностью , представляет собой развертывание рационального способа освоения мира. С рациональностью в первую очередь следует связать образ мыслей и действий, обладающий разумностью, целесообразностью, ясностью, отчетливостью.

Бесспорно, что рациональность предстает как наиболее адекватное средство проникновения на теоретический уровень исследования, где за видимостью исследователь пытается распознать сущность, основу, причину и закономерность данного феномена. В современной философии науки научная рациональность рассматривается как высший и наиболее аутентичный требованиям законосообразности тип сознания и мышления.

Говоря об открытии рациональности, имеют в виду способность мышления работать с идеальными объектами, способность слова отражать мир разумно-понятийно. В этом смысле открытие рациональности приписывают античности. Важно, что на протяжении истории, рациональность вещей и утверждений менялась: что было рациональным вчера, сегодня могло занять противоположную сторону. Понятие рациональности могли менять научные революции.

С одной стороны, научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием систем познания и с методологией. В этом отождествлении рациональность словно «покрывается» логико-методологическими стандартами. С другой стороны, рациональность оказывается синонимичной разумности, истинности. И здесь на первый план выдвигаются проблемы выяснения критериев, оснований и обоснований истинного знания, совершенствования языка познания.

Научное познание принято разделять на два уровня: эмпирический (опытный) и теоретический. Это различение имеет своим основанием:

1) методы познавательной активности;

2) характер достигаемых результатов.

На этом же основании ученых делят на экспериментаторов и теоретиков.

Эмпирическое познание в самом общем виде - это процесс сбора, проверки, накопления, систематизации и классификации научных опытных фактов. Эти факты требуют проверки, и ученый создает методы их проверки. Затем происходит накопление некоторого минимума фактов. Затем необходимо систематизировать разнородные факты. В результате возникают те или иные классификации. Конечным результатом эмпирического познания является совокупность научных фактов, подтвержденных опытом. Уже на этом уровне удается определить зависимость между некоторыми фактами. Словом, для эмпирического познания характерна фактофиксирующая активность.

В структуру эмпирического познания входят такие элементы, как наблюдения и эмпирические факты (результат достаточно сложной познавательной деятельности).

Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление сущностных свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным или опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, если оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть неоднократно повторено при варьировании условий.

С помощью эксперимента объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследуемый процесс. Эксперимент двусторонен, позволяя, с одной стороны, подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с другой - содержит возможность выявления новых неожиданных данных. Эксперимент принадлежит одновременно и к познавательной, и к практической деятельности. Виды эксперимента - исследовательский или поисковый, проверочный или контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный или количественный, подтверждающий, опровергающий или решающий, а также мысленный.

Если наблюдения могут строиться на основе естественного языка, то эмпирические факты требуют своего изложения на достаточно сложной научной категориальной основе. Рассмотрение этого явления ставит вопрос о демаркации научного и ненаучного знания, о критерии научности.

Однако только собрать факты для науки недостаточно. О науке можно говорить только тогда, когда этим фактам дается объяснение. Это осуществляется с помощью теории, т. е. теоретического уровня познания.

Познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы.

Конечным продуктом теоретического познания является теория. Научное знание и существует в виде совокупности научных теорий.

Структура теоретического знания также содержит в себе два элемента - частные теоретические модели и развитые теории. Теория - это определенная модель действительности, которая имеет ту или иную степень приближения. Теоретические модели могут быть более или менее адекватными действительности, т. к. каждая из них может фиксировать только некоторые ее стороны. Процесс научного познания усложняет эти модели, вводя все большее число переменных.

Каждая теория формулирует законы. Без законов знание не может рассматриваться как теоретическое, поскольку закон обладает максимальной объяснительной силой.

Наука имеет дело с законами двоякого рода - с динамическими и статистическими. Динамические законы фиксируют однозначную связь явлений (закон - существенная необходимая связь явлений). Многие законы физики, например, носят динамический характер. Статистические законы, или статистические зависимости, - это зависимости, обнаруживаемые для определенной совокупности явлений как тенденция. Другими словами, статистические законы не носят столь обязательного характера, как динамические. Также существует проблема соотношения этих законов.

Между эмпирическим и теоретическим уровнями есть интересное соотношение. Иногда одна и та же совокупность фактов допускает различные теоретические интерпретации. В принципе, это возможно в любой науке. Это происходит, если исследуемый феномен слишком сложен, обладает слишком разнообразными свойствами, чтобы это могло быть объяснено с помощью одной теории В данном случае теории связаны по принципу дополнительности. В общественных науках также существует возможность по - разному связывать факты между собой, что позволяет выстраивать разные теории, освещающие одну из граней явления. Необходимо рассматривать все теории, содержащие информацию об отдельных аспектах.

Еще один важный момент: классический, или традиционный, путь познания - это переход от эмпирического к теоретическому познанию. Но в современной науке, особенно в некоторых областях естествознания, имеет место обратное движение. В этом случае процесс научного познания начинается с гипотезы, которая имеет форму теории. Требуется обнаружить факты, подтверждающие или опровергающие теорию, т. е. начинается поиск фактов на базе выдвинутой гипотетической теории. Для фиксации этих фактов создается специальное оборудование. Если удается найти подтверждающие факты, теория становится истинной и принимается научным сообществом. В противном случае теория отбрасывается, и выдвигается другая. Как правило, это распространено в фундаментальных исследованиях.

Т. е. эмпирическое исследование выявляет все новые данные наблюдений и экспериментов, ставит перед теоретическим мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теоретическое знание ставит перед наблюдением и экспериментом все более сложные задачи.

Одним из важных аспектов теории познания является вопрос о том, с чего начинается и чем заканчивается процесс научного познания. По сути дела, речь идет о логике научного познания, о его этапах, о его формах. Познание вообще начинается с незнания чего-либо, с вопроса «что это?» На протяжении всей своей жизни человек задает себе (или другим) подобные вопросы. А что понимается под вопросом?

Вопрос – это такая форма познания, когда выражается требование найти неизвестное или получить информацию о каком-либо объекте. Вопросы могут касаться любой сферы действительности, любой области знания. «Какова структура научной теории?» ̶ это вопрос методологии научного познания, задаваемый преподавателем студенту на зачете. «Какой сегодня день недели?» ̶ вопрос из повседневной жизни. Нередко мы легко сами отвечаем на встающие перед нами вопросы. Особенно тогда, когда для ответа на них не требуется никаких усилий. Бывают и более сложные вопросы, заставляющие нас для ответа на них обращаться к различным справочникам или учебникам. Но бывают вопросы, на которые не удается найти ответа и в наличных источниках.

Проблема – это вопрос, который не разрешим в рамках данной теории, или вопрос, условия ответа на который не известны. Проблема возникает там, где есть неопределенность, предполагающая множество решений и необходимость выбора одного из них. В жизни мы часто сталкиваемся с про-блемами быта, которые пытаемся разрешать путем проб и ошибок. Это очень неэффективный и часто очень длительный путь. Часто мы так и не находим пути для быстрого разрешения проблемы. В научном познании ученые выдвигают гипотезы для решения подобных задач.

Гипотеза – это научное предположение о путях разрешения проблемы.

Как правило, в силу того, что гипотетическое знание носит вероятностный ха-рактер, выдвигают несколько гипотез. Одна из них избирается в качестве ра- бочей, а другие выполняют роль запасных.

Доказательство гипотезы следующая форма научного познания. Оно может осуществляться либо теоретически, либо экспериментально, т.е. с по-мощью научно поставленного опыта. Если в результате доказательства гипо-тезы нам удалось получить желаемый результат, значит гипотеза была избрана правильно. Если же результат нас не удовлетворил, то мы вынуждены отказаться от избранной гипотезы и начать доказывать следующую, которая была запасной. Процесс этот может повторяться неоднократно.

В результате доказательства гипотезы может быть получено новое знание в виде нового принципа использования уже имевшегося знания. Либо может быть открыт новый закон , если нам удалось установить наличие устойчивых, необходимых, повторяющихся, существенных связей и отношений между объективными явлениями. Или, что бывает весьма редко, удастся создать новую теорию , т.е. получить новое систематизированное знание об изучаемом фрагменте действительности.

Вопрос – проблема – гипотеза – доказательство гипотезы – теория – такова логика научного познания, таковы этапы научного познания, формы существования научного знания.

Контрольные вопросы

1. Что такое методология, метод и методика?

2. Каково соотношение понятий «методология», «метод» и «методика»?

3. Раскройте содержание методов, применяемых на эмпирическом уровне.

4. Раскройте содержание методов, применяемых на теоретическом уровне.

5. Что представляет собой системный подход в познании?

6. Что представляет собой синергетический подход в познании?

7. Что такое диалектический метод?

8. В чем отличие диалектического метода познания от метафизического?

9. Каковы требования диалектического метода?

10. Какие ошибки мышления подстерегают исследователя?

11. Назовите основные этапы научного познания.

Проблема

Процесс научного познания начинается с постановки проблемы.

Проблема - то, что не познано и что нужно познать, знание о незнании.

Постановка проблемы обусловлена потребностями практической деятельности и противоречиями между существующими теориями и новыми фактами.

При ее постановке важно: во-первых, осознание некоторой ситуации как задачи; во-вторых, четкое понимание смысла проблемы, ее формулирование с разграничением известного и неизвестного. Постановка проблемы включает в себя какое-то предварительное знание, путей ее разрешение, для чего необходим выход за рамки достигнутого знания.

А. Эйнштейн, Л. Инфельд подчеркивали, что сформулировать проблему намного важнее, чем решить ее; решение чаще зависит от математических и экспериментальных умений. Для того, чтобы задать новый вопрос, открыть новую возможность, посмотреть на старую проблему с новой точки зрения, необходимо иметь творческое воображение, и только оно, главным образом, движет науку вперед.

Понятие факта не есть нечто само собой разумеющееся, как представляется на первый взгляд. Ведь фактом является и отсутствие тех явлений, существование которых предполагалось или считалось уже доказанным, если опровергнуты данные предположения и доказательства. Заблуждения, иллюзии тоже факты - феномены сознания, познания. Факты могут быть непосредственно воспринимаемы нашими органами чувств; наличие фактов устанавливается также путем косвенного наблюдения, фиксирующего не сами факты, а воздействия, которые они оказывают на поддающиеся прямому наблюдению явления. Наконец, установление фактов возможно путем предположений, догадок, гипотез, которые допускают существование некоторых, неизвестных науке фактов, если эти предположения, догадки, гипотезы получат в конечном итоге подтверждение.

9 Фактическое знание имеет смысл лишь в связи с определенной тео- ! ретической концепцией, которая служит его обоснованием79.

Само по себе показание прибора не может рассматриваться как научный факт. Оно становится им тогда, когда соотносится с изучаемым явлением, что обязательно предполагает обращение к теориям, описывающим работу используемых приборов.

В отличие от данных наблюдения факты - это всегда достоверная, объективная информация, такое описание явлений и связей между ними, в котором сняты субъективные наслоения. Поэтому неправомерно представлять факты как непосредственно чувственные переживания или как высказывания, фиксирующие эти переживания, т.н. протокольные предложения, независимые от теоре- тического истолкования. Любой научный факт представляет собой одну из многих проекций того или иного реального явления, полученного с соответствующей теоретической точки зрения. Таким образом, в зависимости от характера концептуального истолкования одни и те же явления служат основой для «производства» различных фактов. Например, две теории света - корпускулярная теория Ньютона и волновая теория Гюйгенса.

Факт - это фрагмент реальности, выраженный научным языком и включенный в систему научного знания путем отображения этих данных в понятийной системе некоторой теории.

Гипотеза

Решение проблемы предполагает выработку определенной гипотезы.

| Гипотеза как форма знания - это научно обоснованное предположе- ние, исходящее из фактов; проблематичное, недостоверное, вероятностное знание; предположительное решение проблемы.

Ни одна научная теория не рождается в готовом виде, сначала она существует как гипотеза. Гипотеза тоже возникает не сразу: первоначально это весьма предварительное предположение, догадка. Догадка чаще всего носит весьма зыбкий, неустойчивый характер, подвергается модификациям. В результате формируется гипотеза как наиболее вероятностное предположение, опирающееся на силу психологической и логической уверенности в ее правдоподобии. Основные требования к гипотезе:

гипотеза должна быть совместимой со всеми фактами, которых она касается; объяснять их и обладать способностью предсказывать новые факты;

гипотеза должна быть доступна проверке (эмпирической или логическому доказательству);

гипотеза должна проверяться на совместимость с фундаментальными интертеоретическими принципами данной науки.

Например, если физик обнаружит, что его гипотеза входит в противоречие с принципом сохранения энергии, он будет склонен отказаться от такого противоречия и искать новое решение проблемы. Однако в развитии науки бывают такие периоды, когда ученый склонен игнорировать некоторые (но не все) фундаментальные принципы своей науки. Это происходит в периоды, когда необходима коренная ломка фундаментальных принципов и понятий. Например, основатели электродинамики были вынуждены отказаться от принципа дальнодействия. Планк отказался от принципа непрерывности действия, который до этого момента считался в физике неприкосновенным. Такого рода гипотезы Н. Бор и называл «сумасшедшими идеями». Но от догадки и шизофренического бреда их отличает то, что, порывая с одним или двумя принципами, они не порывают с другими, согласуются с ними, что и обусловливает серьезность выдвигаемой научной гипотезы.

Пути формирования гипотез: на основе чувственного опыта, при помощи метода математической гипотезы.

Проверка гипотез - эмпирическая подтверждаемость и опровержение. Однако эмпирическая подтверждаемость следствий и гипотезы не гарантирует ее истинность, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом. Все попытки построить эффективную логику подтверждения и опровержения теоретических объяснительных гипотез пока не увенчались успехом. Поэтому статус объяснительной теории получает та гипотеза, которая обладает максимальной объективностью и предсказательной силой.

Некоторые методологи считают, что все наше знание имеет гипотетический характер отличающееся только степенью вероятности субъективного характера гипотез (Поппер). Однако большинство исследователей все же исходят из того, что высшей формой организации знания является теория.

В широком смысле теория - это комплекс представлений, идей и воззрений, имеющих своей целью объяснение и истолкование тех или иных явлений и процессов.

В узком - наиболее развитая форма организации научного знания, призванная дать более или менее целостное представление о закономерностях, сущностных характеристиках определенной сферы природной и социальной действительности.

Простое описание или систематизацию фактов нельзя считать теорией. Она обязательно предполагает не только описание, но и объяснение. Объяснение включает раскрытие закономерностей и причинно-следственных связей в тех процессах и феноменах, которые данной теорией покрываются.

| Теория - это система достоверного знания, объективного, доказанного, проверенного практикой, знания сущностных характеристик определенного фрагмента реальности.

Научная теория представляет собой целостную систему знаний, различные компоненты которой расположены в логической зависимости друг от друга и выводятся из определенной совокупности понятий, предположений; логически связанную и внутренне дифференцированную систему утверждений и законов об исследуемых определенной наукой объектах.

Основные компоненты теории: 1)

исходная эмпирическая основа, которая включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, получаемых в экспериментах и требующих теоретического объяснения; 2)

исходная теоретическая основа - множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов, теорий, в совокупности описывающих идеализированный объект; 3)

множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства; 4)

совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющими основной массив теоретических знаний. 5)

законы (разной степени общности), которые выражают существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между явлениями, охватываемые данной теорией; 6)

предположения, гипотезы.

Иногда в структуре научной теории выделяют формальные исчисления - логический аппарат теории (математические уравнения, логические символы, правила и т.п.), и содержательную интерпретацию.

Построение и трактовка содержательной части теории связаны с мировоззрением ученого, определенными методологическими принципами, историческим уровнем развития науки и техники. і Таким образом, теория как особая форма освоения мира всегда ф связана с определенными философско-мировоззренческими установками.

Современное научное знание не является простым набором отдельных теорий. Оно представляет собой сложное многоуровневое образование, объединяющее в себе достаточно целостную систему фундаментальных и прикладных теорий, феноменологических (описывающих явления) и аксиоматизированных теорий и т.д. Можно говорить об иерархии теорий: немногочисленные фундаментальные теории; широкая совокупность специальных теорий, многочисленные теоретические модели, применимые к экспериментальным устройствам и разработкам технических наук.

Концепции

і Концепция (лат. conceptio - понимание, единый замысел) - система взглядов, выражающих определенный способ видения, понимания явлений и процессов, включающий в себя сложный конгломерат логико-теоретических, философских, социальных, психологических компонентов. Это более общая, чем теория, форма системной организации знания.

В социогуманитарном знании концепция может быть формой знания, «замещающей» собой теорию (например, диспозиционная концепция личности или концепция социального обмена в социологии).

Концепция вводит в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки, определяющие базисные понятия - концепты и схемы рассуждений, формируя фундаментальные вопросы ("идеи"). Это по существу форма организации знаний на метатеоретическом уровне.

Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализировал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нем, смещая акцент с «когнитивного», «логического», «внутрисистемного» в теории на «прак- сеологическое», «семантическое», на ее «открывание» вовне83.

Методология постнеклассической науки особое внимание уделяет исследованию концептуальной организации научных знаний (концепты «личностное знание» М. Полани, «тематический анализ науки» Дж. Холтона, «исследовательская програма» И. Лакатоса, «парадигма» Т. Куна и т.п.).

Крымский С.Б. Научные знания и принципы его трансформации. - К.,

Мамчур Е.А. Проблемы социально-культурной детерминации научного познания. - М., 1987. 3.

Никитин Е.П. Объяснение - функция науки. - М., 1970. 4.

Никифоров А.Л. Научный факт и научная теория. - М., 1984. 5.

Новейший философский словарь. - Минск, 2001. 6.

Ракитов А.И. Философские проблемы науки. - М., 1977. 7.

Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М., 1971. 8.

Рузавин Г.И. Научная теория. - М., 1988. 9.

Степин В.С. Становление научной теории. - М., 1976. 10.

Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 200. 11.

Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988. 12.

Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

Контрольные вопросы: 1.

Охарактеризуйте особенности общелогических методов исследования - анализ и синтез, индукцию и дедукцию. 2.

Какие методы и средства используются на эмпирическом уровне исследования? Какова роль приборов в современной науке? 3.

Охарактеризуйте особенности аксиоматического метода построения теорий и границы его эффективного применения. 4.

Какие характерные особенности гипотетическо-дедуктивного метода построения теорий? 5.

Охарактеризуйте особенности моделирования как метода научного исследования. Какие разновидности моделирования типичны для современной науки? 6.

Что такое научная проблема? Какие факторы влияют на ее формирование? 7.

Что такое научный факт? 8.

Какую роль играет гипотеза в научном познании? Чем она отличается от теории? 9.

Назовите особенности теории как формы научного познания. Какова структура современных научных теорий?


Top