Мурлыкайте на здоровье! Простые логопедические упражнения на постановку звука Р. Что тормозит речь. Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Довольно часто родители жалуются на то, что дети сталкиваются с проблемами при произношении сложных для них звуков. Как правило, наибольшую трудность для них представляют шипящие звуки; в частности вопросы родителей, связаны с тем, как научить ребенка правильно выговаривать буквы «с», «к» и другие. Отработке этого навыка нужно уделить должно внимание еще в детстве.

Звук С - проблемный в произношении

Несмотря на то, что большинство родителей обращается за логопедической помощью чаще всего тогда, когда ребенку уже исполняется 5 лет, большинство педиатров сходится во мнении – начинать работу над звукопроизношением нужно гораздо раньше.

Это не позволит неправильному произношению звука закрепиться. Для осуществления таких занятий вовсе не обязательно иметь специальные навыки – достаточно усвоить лишь несколько простых приемов.


Советы по произношению звука С

Как правильно проводить логопедические занятия с ребенком? Советы и рекомендации родителям

Как научить ребёнка говорить шипящие, в том числе - букву с? Оказать простую логопедическую помощь ребенку вполне может любой родитель. Однако успех мероприятий во многом будет зависеть от того, насколько правильно они проведены.

В случае если у ребенка не имеется сложных речевых нарушений и может выговаривать большинство звуков, домашних коррекционных занятий с родителем будет вполне достаточно для приведения звукопроизношения в норму. В этом случае правильная постановка звука будет достигаться за счет автоматизации произношения.


Логопедические занятия надо начинать чем раньше

Упражнения на развитие навыков звукопроизношения полезны не только детям, имеющим те или иные проблемы с речью, но и вполне здоровым, благодаря тому, что отлично развивают артикуляционный аппарат, делая его более подвижным и гибким.

В том случае если ребенок имеет более серьезные нарушения звукопроизношения, а в речи он допускает большое количество грамматических ошибок, решать проблему собственными силами все же достаточно рискованно. И, чем раньше родители обратятся за помощью в решении проблемы к логопеду, тем больше пользы это принесет ребенку. И тем легче будет научить его звукопроизношению и правильно говорить.

Как строится работа над звукопроизношением?

  • Для начала необходимо выяснить, какие именно органы речи участвуют в произношении звуков, вызывающих проблемы у ребёнка. Над ними нужно будет работать в первую очередь при помощи артикуляционной гимнастики на ту или иную букву.
  • Этап непосредственной постановки звука.
  • Этап усиления звука и его разучивание в специальных логопедических стихах, текстах, песенках и т.д.

Фонетическая зарядка на звук С

Рассмотрим более детально, как научить ребёнка легко и свободно выговаривать букву с.

Артикуляционная гимнастика и ее особенности

Как правило, трудности в произношении звука «с» связаны с недостаточной подвижностью органов артикуляционного аппарата. Делать это необходимо при помощи специально организованной гимнастики. Как лучше всего проводить занятия?


Артикуляционное занятие перед зеркалом
  1. Строгая последовательность упражнений и регулярность – вот главные принципы, обеспечивающие эффективность упражнений для органов речи. Лучше всего использовать уже готовые комплексы упражнений, учащих выговаривать те или иные звуки. Они подобраны с учетом возрастных и других особенностей ребёнка
  2. Для того, чтобы ребенок охотнее участвовал в проведении занятия, его лучше всего учить его говорить в игровой форме, дополняя интересными для него загадками на нужную букву, песенками, потешками и прибаутками
  3. Не стоит перегружать ребенка упражнениями. За одно занятие лучше сделать не более 2-3, но с многократными повторениями – так легче научить ребенка новому.
  4. Вводить новые упражнения на букву «с» можно только после того, как ребенок уже как следует усвоил все предыдущие и справляется с ними без особых усилий
  5. Для того чтобы ребенок имел возможность видеть и правильно понимать технику предложенных ему упражнений и выговаривать звуки, для занятий лучше всего использовать зеркало
  6. При выполнении упражнений важно следить за симметрией лица ребёнка, точностью и плавностью движений, правильным темпом. Без этого эффективность упражнений будет сведена к минимуму.

Занятия на произношение звука С

Полезный совет: Перед тем, как приступить к артикуляционной гимнастике, нужно сделать несколько упражнений для того, чтобы «разогреть» органы речи: простая улыбка, вытягивание губ трубочкой или колечком, подъемы языка хорошо подготовят их к упражнениям, и улучшат результаты вашего ученика.

После этого можно начинать саму артикуляционную гимнастику (в данном случае мы рассмотрим комплекс Фомичевой М. В.). Научить ребенка правильному звукопроизношению должны такие упражнения.


Перечень упражнений на свистящие звуки

«Загнать мяч в ворота»

Упражнение учит ребёнка направлять струю воздуха и выговаривать шипящие звуки. На столе устанавливаются импровизированные «ворота» из кубиков. Задача ребенка – загнать в них ватный шарик («мяч»), вытягивая губы вперед и направляя на него поток воздуха. Важно чтобы при этом ребенок не надувал щеки, а действие производилось в один прием.

Упражнение позволяет расслаблять язык, а также формировать направленный воздушный поток. Ребенок кладет язык на нижнюю губу и, держа рот слегка приоткрытым и произносит «пя-пя-пя». Важно, чтобы губа, на которой лежит язык не подворачивалась, а струя воздуха шла максимально плавно, без перерывов.


Непослушный язычок - описание игры

Широкий язычок

Широкий край языка укладывается на нижнюю губу и удерживается в таком положении до 5-10 секунд. Органы артикуляционного аппарата при этом должны быть максимально расслаблены, а улыбка лишена напряжения.

Совет родителям: Наберитесь терпения и постарайтесь отнестись к этим занятиям как к увлекательной игре.

Помните, что ваш малыш совершенствуется, для него это что-то новое, что он делает впервые в своей жизни. Постарайтесь понять, что для него это связано с серьёзными усилиями, и чем интересней для него будет это занятие, тем больше ваши шансы на скорый результат.


Стишки и загадки на букву С для повторения

Упражнения артикуляционной гимнастики, учащие выговаривать звуки, достаточно сложны и непривычны для ребенка. Именно поэтому не стоит ожидать, что он выполнит их с первого раза и совершенно без ошибок. Для того, чтобы научить ребёнка правильно говорить, нужно продумать план занятия-игры. И в случае неудачи не стоит ругать его – лучше поддержать его и предложить повторить попытку. Со временем ребенок выучит и букву, и соответствующий ей звук.

Трудности в овладении сонарными звуками «р» и «р’» часто встречаются у детей дошкольного возраста. Наряду с , чтению и письму, многие родители очень хотят, чтобы их ребенок научился правильно выговаривать эту букву еще до школы. Научиться выговаривать букву Р без логопеда помогут специальные занятия по правильному звукопроизношению.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Обратите внимание! Неправильное произношение допустимо по мере подготовки артикулярного аппарата ребенка к овладению звуками речи. Но когда 1,5-2 года тренировок не приводят к улучшению речи, есть повод насторожиться.

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

  • Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

На заметку! Уздечку можно развить с помощью упражнений речевой гимнастики, в крайних случаях применяется хирургическое вмешательство.

  • Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

  • Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

  • Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».

Упражнения для дыхания

“День рождения” . Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки” . Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Упражнения для губ

“Заборчик” . Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок” . Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка” . Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

“Иголка” . Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

“Лошадка” . Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

“Варенье” . Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

“Качели” . Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Делаем “Барабанщик” и другие полезные упражнения, как это показано на видео:

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

  • Тянемся до носа

Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

  • Как котенок

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

  • Произнеси слоги
ра-ра-ра-ра ра-ро-ры-ру
ро-ро-ро-ро ру-ры-ра-ро
ры-ры-ры-ры ры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-ру ро-ру-ра-ры
  • Чистоговорки

РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.

  • Повтори предложения

– У коровы рога.

– Вера и Рома играют в жмурки.

– Туристы развели костёр.

– Фёдор топором рубит дрова.

– У Иры красные рукавички.

– Шофёр проверят мотор.

  • Повтори скороговорки

– На горе Арарат растёт крупный виноград.

– У мыши в норке сыра корка.

– Трое трубачей трубили в трубы.

– После росы росли розы.

– Во мраке раки шумят в драке.

  • Повтори потешки

У реки росла рябина,

А река текла – рябила.

Посередине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь,

Называется “пескарь”.

На дворе горка,

Под горкой – норка.

В этой норке крот

Норку стережёт.

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку

Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните – даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

  • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
  • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
  • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
  • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время “проблемному” звуку не менее 20 минут ежедневно.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок научился говорить четко, внятно и красиво. Для этого нужно потрудиться. Не забывайте хвалить ребенка, отмечать его успехи и обращать внимание, когда у него получается чистое произношение. Также следите за тем, чтобы ваша собственная речь была правильной и выразительной.

Игры для развития речи

Игра «Поймай звук»

В эту игру вы можете играть по пути из дома в детский сад и обратно. Например, вы говорите: «Поймай звук «м» в слове «машина», поймай звук «с» в слове «слон», звук «р» в слове «дерево», звук «м» в слове «сом» и т. д. Ребенок должен определить, где он слышит звук: в начале, середине или в конце слова. К 4—5 годам легче всего дети различают звуки в начале и конце слов, сложнее им даются звуки в середине слов.

Игры на развитие правильной артикуляции, фонетического слуха и речевого дыхания (по А. С. Галанову).

«Смешные рожицы». Наверняка это упражнение понравится ребенку. Ведь можно покривляться в свое удовольствие. Сядьте друг напротив друга. Описывайте, что нужно делать и показывайте, как. Например, вы говорите: «Высунь язык, попробуй дотянуться до кончика носа, выдвинь нижнюю челюсть вперед, подвигай ею в стороны, надуй щеки». Ребенок должен все повторять за вами.

«Кораблик». Вам понадобится тазик с водой и бумажный кораблик. Усадите «капитана» на стульчике рядом с тазиком и попросите подуть на кораблик, чтобы он поплыл. Дуть надо с произнесением звуков «ф» и «п». Следите за тем, чтобы малыш не надувал щеки, чтобы звук «п» произносился на выдохе 2—3 раза, а «ф» — непрерывно. Попробуйте подуть сильнее, слабее, прерывисто. Что происходит с корабликом?

«Радист». Скажите ребенку: «Представь, что ты радист и тебе нужно принять и передать важное сообщение. Я буду хлопать в ладоши, а ты в ответ — стучать ребром ладони по столу, я буду говорить «хлоп», а ты будешь говорить «тук»». И покажите на примере, если ребенок сразу не понял, что от него требуется. Начинайте с одного хлопка, затем делайте два, три, четыре. Это будет выглядеть так: хлоп — тук; хлоп- хлоп — тук-тук; хлоп-хлоп-хлоп — тук-тук-тук. Хлопайте тише и громче, чаще и реже. Ребенок должен вас отзеркаливать, обратите его внимание на то, чтобы он стучал с такой же частотой и интенсивностью. Эта игра отлично формирует чувство ритма у ребенка.

«Лиса-Патрикеевна» . Для этой игры вам понадобится узкая полоска ткани, круглое печенье небольшого размера. Положите на пол ткань — это будет мост. Ребенок будет лисой, которая идет по мосту. Но она не просто идет: плутовка обхитрила Колобка, положила его на язык и съест только тогда, когда убежит на другую сторону реки. Малыш должен идти с высунутым языком, на котором лежит печенье. Пройдет — съест! Сильная мотивация, ничего не скажешь.

«Жираф и мышонок» . Предложите малышу изобразить жирафа: нужно встать на колени, сложить ладони, поднять руки и потянуться вверх, делая вдох. Теперь пусть покажет мышонка. На выдохе нужно произнести звук «ш-ш-ш-ш», присесть, опустить голову и обхватить колени руками. Пока малыш изображает жирафа, вы произносите: «У жирафа рост большой...», когда показывает мышонка, говорите: «А мышонок маленький». Это упражнение нужно повторить 5—6 раз.

«Часики». Скажите: «Представь, что твой язычок — это стрелка часов, которая бегает или медленно ходит по кругу». Чтобы выполнить это упражнение, нужно открыть рот и водить языком по внутренней поверхности губ быстро и медленно.

ОТ ЧЕГО ЗВУКОВ? ЗАВИСИТ ЧИСТОТА ПРОИЗНОШЕНИЯ

❀ Язык — главный инструмент для звукопроизношения. От того, насколько развиты его мышцы, зависит внятность речи ребенка.

❀ От состояния зубов, носоглотки, развитости челюсти. Также нужно знать, что если прикус у ребенка формируется неправильно, у него могут возникнуть дефекты речи.

❀ От развитости речевого дыхания, которое создает непрерывность речи. Чем оно мощнее, тем лучше и красивее звучит голос ребенка.

❀ От фонематического слуха. Некоторые дети не могут различить слова, близкие по звучанию. Например: мал — мул, мял — мел. Они не слышат разницы между фонемами (речевыми звуками), заменяют один звук другим.

Детская самооценка сильно страдает от того, что у ребенка не получается выговорить букву «Р». Особенно если уже в детском саду его начинают дразнить картавым и обижать разного рода кривлялками. Родители начинают беспокоиться, ведут детей на приемы к самым дорогим логопедам, штудируют тонны литературы, а ребенок все никак не научится произносить трудный звук. Вместо него получается «л», «ль», «й». Что же делать? Как помочь ребенку научиться выговаривать «р»?

Только не паникуйте! Все поправимо. Хотя для формирования речи есть свой определенный график и лучше начинать готовить речевой аппарат малыша с двухлетнего возраста, все же в 5-6 лет справиться с автоматизацией рычашего звука вполне можно и самостоятельно.

С чего начать

Вам понадобится время и немного терпения. Результат получится после регулярных занятий и только если добросовестно выполнять все рекомендации.

Самый простой вариант - подражание. Ребенок должен стараться повторять все те действия губ и языка, которые вы демонстрируете. Посадите малыша напротив себя и объясните ему, что от него требуется: широкая постановка губ в улыбке, чтобы язык напрягся. Если губы будут вялыми, твердый «р» невозможно произнести.

Не просите его сказать «р» - он моментально вернется к своему привычному укладу. Лучше пусть он повторяет за вами, как рычит тигр или трактор. Сделайте вид, что не расслышали и просите повторять снова и снова.

Обучение в форме игры

Игровой вариант обучения оптимальный для непосед разного возраста. Новый звук нужно учить тоже в форме игры, иначе малыш быстро устанет или вовсе начнет капризничать, осознав, что его чему-то учат.

Если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае не ругайте его и не повышайте голос. Повторяйте все слова вместе с ним. При этом выбирайте несложные, короткие слова, которые он сможет запомнить: трактор, краска и др.

В форме игры можно попросить ребенка дотянуться кончиком языка до носа наперегонки, дразниться, высовывая язык, кто дальше, и болтая им вверх-вниз. Научить держать широкую улыбку поможет простое занятие - имитация чистки верхнего зубного ряда языком.

Упражнения для тренировок

  • «Парус» - рот в широкой улыбке, кончик языка - на бугорках верхних передних зубов. Повторить 2-3 раза, удерживая язык 10-20 секунд.
  • «Комарик» - кончик языка высунут и сложен с верхней и нижней губами. Глубоко вдыхаем и стараемся сильно выдувать воздух через маленькое отверстие, чтобы язык дрожал. Повторить 3 раза, следить, чтобы упражнение длилось не дольше 20 секунд.
  • «Дятел» - рот широко открыт, кончик языка ударяется об верхние зубы, стараясь произнести «д». Продолжать в течение 20 секунд.
  • «Лошадка» - язык прикасается к верхнему небу, цокая, как лошадка. Повторить 15-20 раз.
  • «Прикуси язык» - в широкой улыбке слегка покусываем кончик язычка. Повторить 10 раз.

Эти простые упражнения помогут вашему ребенку быстрее научиться выговаривать сложные звуки и уже к школьному возрасту правильно артикулировать, произнося слова с буквой «р». Запаситесь терпением, занимайтесь как можно чаще – и в вас все обязательно получится!

Каждый родитель хочет, чтобы речь у любимого чада развивалась быстро и как надо. Только, порой, не понимают, что этот процесс напрямую зависит от них.

Чтобы у вашего ребенка была грамотная речь, и он не опозорил вас какой-нибудь нелепой фразой или плохим словцом перед знакомыми, нужно совсем немного – время, упорство и личный пример.

Телевизор маму не заменит!

Для начала родителям желательно настроиться на долгосрочный процесс общения с собственным ребенком и усвоить, что с детьми всегда нужно разговаривать спокойно и доброжелательно, без угрожающей интонации, даже если он сильно разозлил вас. Если вы будете последовательны, всегда будете говорить медленно, взвешивая каждое свое слово, не станете перебивать ребенка, пока он говорит, и вообще, будете вести себя так, как бы вы хотели, чтобы вели себя с вами, развитие речи малыша пройдет как по маслу. Правда, это лишь в том случае, если у ребенка все физиологические показатели в норме. Так, малыш должен говорить чисто и внятно уже в 2-3 года. С 6 месяцев дитя начинает говорить слоги (ба-ба, ма-ма), и с каждым днем его лепет становится все более осмысленней, поскольку постоянно совершенствуется восприятие звука и артикуляционный аппарат (отдельные слова дети говорят ближе к году, а потом – и фразы с предложениями).

Если проблемы с физиологией все же есть, Татьяна Ткаченко – логопед, заслуженный учитель России, автор более 70 книг о детской речи и раннем развитии, научит, как с ними справиться.

Поскольку на задержку речи могут повлиять многие факторы (наследственность, различные заболевания и травмы, врожденные дефекты, например, короткая уздечка языка, расщепление твёрдого нёба, утолщенный язык, высокое (готическое) нёбо, неправильный прикус и др.), их можно исправить с помощью упражнений, специальных устройств (брекеты, обтураторы) или хирургического вмешательства. Если же подобных дефектов нет, а дитя по-прежнему не разговаривает, помните: молчуны чаще всего появляются в семьях без общения и эмоций. Это значит, что родители просто не разговаривают с малышом. А зря. Ребенку нужно ежеминутно пополнять словарный запас. Сделать это легко: просто показывайте ему яркие игрушки, а еще лучше, не просто показывайте, а привлекайте к ним особое внимание. Например, доставайте их из мешочка, прячьте за спину или двигайте. Пусть ваши игрушки «летают, прыгают, ползают», при этом обязательно озвучивайте их действия, повторяя в различных вариациях по нескольку раз. Так слова легче запоминаются и имеют конкретную привязку. Например: «Вот какой слоник! Слоник идёт, топ-топ. Ой, упал слоник. Нет слоника, спрятался! А где наш слоник?»

Обязательно пойте малышу и вместе с малышом. Читайте ему стихи. Даже если ребенок не понимает слов, он улавливает интонацию и мелодику, а рифма и ритм слов его просто завораживает. Между прочим, пальчиковые игры и игрушки не только развивают мелкую моторику, но и речь. Как, впрочем, и совместное чтение книг. В этом случае включается еще и фантазия. Особенно, когда вместе с малышом обсуждаете прочитанное.

Гуляя с ребенком на улице или посещая магазин, говорите с ним, рассказывайте ему обо всем, что видите, задавайте ему вопросы, вспоминайте стишки и песенки.

Почаще смотрите вместе старые добрые мультики (что может быть лучше такого просмотра?). Только подбирайте мультфильмы с реальными персонажами, а не с покемонами, чтобы дети правильно воспринимали мир. И не думайте, что телевизор способен заменить ребенку общение с родителями! К тому же малышам проводить перед телеэкраном более 15 мин. в день нельзя. И тем более нельзя смотреть все подряд, иначе психика нарушится.

Не сюсюкайте с детьми. От родителей ребенок должен слышать лишь правильные, произносимые чётко слова. Запомните сами: машина – не бибика!

Разговор – серебро, а молчание – золото

Порой бывает так, что дети пытаются заменить «трудные» для них звуки (Р, С, З, Ц, Ш, Ж, Ч) на «легкие» (М, Н, Т, ЛЬ, К, СЬ, Й). Могут также сокращать и количество слогов в слове. Однако специалисты считают эти явления нормальными, и бить тревогу раньше времени родителям не советуют.

Если ребенок говорит хорошо, но иногда коверкает слова или путает звуки (например, скоровода, спортюм костивный), это, скорей всего, не ошибки, а сознательная игра. Поиграйте вместе. Спросите с хитринкой, как правильно называется та или иная вещь, и дайте несколько коверканных вариантов, чтобы ребенок выбрал правильный.

Когда ребенок торопится говорить и глотает слоги или слова, то торопыжка должен усвоить, что при таком темпе вы ничего из его речи не понимаете (хорошо помогает, когда родители неправильно озвучивают его желания). А если малыш говорит спокойно и чётко, тогда сразу выполняйте его просьбы.

Если же к 4,5 годам ребенок не произносит звуки правильно, не способен различать их на слух (т. е. отсутствует фонематическое восприятие), значит, у него происходит сбой мышц артикуляционного аппарата, поэтому без помощи логопеда уже не обойтись.

А вот что нужно лечить немедленно, так это заикание. Нарушение темпа и ритма речи вызвано судорожным состоянием, которое появляется чаще в возрасте от 2-х до 4-х лет, причем, может усиливаться и затихать самостоятельно. Если запинки за пару месяцев не исчезли, уже необходима помощь психоневролога.

Несмотря на то, что обычно дети с лёгкостью усваивают языки (двуязычие даже стимулирует умственные способности), проблемы могут начаться, если ребенок растёт в двуязычной среде (семья, страна). Иногда второй язык тормозит развитие речи в 2,5 раза! В таких случаях специалисты советуют оставить общение на одном языке.

А еще не стоить забывать о правилах хорошего тона. С рождения учите своего ребенка произносить волшебные слова «спасибо» и «пожалуйста», обязательно на собственном примере. Не думайте, что вашего ребенка кто-то (бабушки, друзья во дворе, воспитатели в детском саду) научит разговаривать лучше вас. Вы, и только вы способны исправить ситуацию, если вдруг что-то пойдет не так. Более того, неговорящий ребенок в чем-то может быть даже сообразительнее сверстников. Некоторые молчуны, например, уже в 2 года с компьютером – на «ты». Сами включают, сами открывают необходимые им файлы! Так что, если ребёнок ничего не говорит, может, он просто не хочет общаться? И, наверняка, в данный момент думает о чем-то другом, о чём иногда родители даже не подозревают. Например, Александр Пушкин молчал до 6 лет. Зато потом…

Подготовила Соня Тарасова,
по материалам


Top