Логопедическое занятие: «Игра-путешествие со звуком. Пункт назначения «Деревня Простоквашино». Пальчиковая игра «Игра на пианино»

Ишмухаметова Лия Зуфаровна

учитель–логопед

МАДОУ ЦРР д/с № 254

Цель: уточнение и автоматизация звука Ш в речи. Знакомство с буквой Ш.

Коррекционно-образовательные: – обучение акустико-артикуляционной характеристики звука Ш с опорой на различные виды контроля; – закрепление понятий: “согласный звук”, “слог”, “слово”; – закреплять умение определять звук Ш в слогах, словах;

Коррекционно-развивающие: – автоматизация произношения звука Ш изолированно, в слогах, словах; – развитие фонематического слуха и восприятия; – улучшение мелкой и общей моторики и координации движений; – развитие дыхания и голоса; – развитие основных психических процессов: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные: – воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: Картинки со звуком Ш, Изображение героя – Нюши; Картинки « На что похожа бука Ш»; Наборное полотно с буквами; схема — характеристики звука. Сундучок с предметными картинками; конверты на каждого ребенка: конверт № 1 «Отыщи буку Ш»; конверт № 2 буква Ш, слоги ША, ШУ из разрезной азбуки; конверт № 3конструктор буквы; конверт №4 с трафаретом заглавной и строчной буквы.

Ход занятия:

1.Оргмомент. Сядет тот, в чьем имени есть звук Н, К, М, А. 2.Сообщение темы занятия. (К нам на занятие сегодня пришла гостья и принесла картинки. Назовите картинки и определите общий звук в словах. Правильно. Сегодня на занятии мы вспомним звук Ш, и познакомимся с буквой Ш; Что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук Ш?)

Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос) - губки свободны;

Губки бубликом.

Широкий язычок наверху образует “чашечку”.

Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Горлышко “молчит”.

3.Характеристика звука по акустическим признакам. (Ребята, а что мы можем рассказать об этом звуке?) Звук [Ш] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом. 4. Игра “Поймай звук ” (–Нюша хочет посмотреть к, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [Ш], хлопните.)

р, б, ж, ш,р, с,з, ш…; ра, жа, шу, ры, со, ши..; ар, ош, ам, ур…; рак, мороз, кошка, ежик, шуба, игры, камыши, топор, чемодан. (Молодцы! Вы очень внимательные!)

5.Определение места звука в слове. (Нюша приготовила для вас сундучок с заданием, достаньте картинку и найдите место звука Ш в слове.Молодцы, с заданием справились.)

6. Знакомство с буквой Ш. (Звук Ш обозначается буквой Ш Вспомните правило о звуках и буквах. (Выставляется карточка с изображением буквы «Ш»). Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим. Посмотрите на букву и попробуйте придумать, на что она похожа.

Нюша тоже любит играть с буквами, вот что у нее получилось!)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Ах, табуретка хороша!

Перевернул, и буква Ш.

Буква «Ш» совсем простая,
Как забор стоит, прямая,
Но Шипит, Шумит, ШурШит,
Шепеляво говорит,
Будто выпало два зуба,
Как её учить я буду?

7. « Найди букву».

(Нюша собирается пойти погулять вместе с букой Ш, на улице холодно, а у буквы нет шапки, давайте подарим букве Ш настоящую шапку. Достаем конверт под номером … находим букву Ш и рисуем ей шапочку. Теперь буква Ш может смело идти гулять.)

8.Физминутка. « У жирафа пятна»

9.Выкладывание буквы “Ш” из элементов букв. (Помогите Нюше запомнить как выглядит буква Ш. Скажите, из каких элементов состоит буква Ш? Как они расположены? Три палочки расположены вертикально, а четвертая горизонтально. Выложите ее. Превратите букву Ш в букву М, что для этого нужно сделать? а теперь снова превратите в букву Ш, Нюше понравилось как вы умеете превращать буквы.)

10.Чтение слогов и слов. Давайте вставим букву Ш в кассы букв. Буква Ш подружилась с буквами А, У. Достаем из конверта букву Ш и слоги и поселим в домик. А теперь давайте прочитаем их для Нюши.

ША УМ МАМА МАША

ШУ АМ МАРА ШУМ

АШ МА МУРА ШУРА

УШ МУ РАМА УРА

11.Обведение и штриховка буквы в тетрадях.

(Нюша предлагает обвести букву Ш в тетради. Открываем тетради, Нужно отступить две клетки сверху, две клетки слева, в этот уголок приставляем заглавную букву Ш, левой рукой крепко прижимаем букву к тетради, она

должна быть неподвижной. Берем карандаш и аккуратно обводим букву. Линии проводим 1 раз, обводим. От заглавной буквы отступаем две клеточки вправо, прикладываем Маленькую букву ш, выравниваем по нижней линии и обводим ее. После обводки буквы будем штриховать вертикальными линиями. Посмотрите на доску: ставим карандаш в верхний левый угол и ведем вдоль клеточки вниз, проводим вертикальные линии. Штрихуем. Кто заштриховал, убираем тетради на край стола).

12. Подведение итогов занятия.

Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Какие задания мы выполняли?

Недостаток произношения всех шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) называется сигматизмом, который аналогичен сигматизму свистящих (С, 3, Ц). Это объясняется тем, что у шипящих и свистящих общий способ образования, при котором направленная струя воздуха проходит через щель, по желобку, расположенному вдоль, по середине языка.

Виды сигматизма те же, что и у свистящих.

Межзубно-боковой сигматизм — кончик языка попадает между передними зубами, а один край языка (правый или левый) отрывается от коренных зубов, отчего весь язык разворачивается набок.

Боковой сигматизм — оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем (краями) языка и коренными зубами. В образовавшуюся щель устремляется воздух, а кончик языка упирается в нёбо, отчего получается неприятный хлюпающий звук.

Губно-зубной сигматизм — губы сильно выпячиваются вперед. Верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется ток воздуха. Язык в образовании звука участия не принимает, слышится звук близкий к Ф.

Щёчный сигматизм — язык пассивно лежит на дне рта. Воздух раздувает обе щеки.

Смягчённый звук Ш — как правило, смягчённое произношение звука Ш бывает при нижней его артикуляции или в результате слишком близкого положения кончика языка к передним зубам.

Носовой сигматизм (или частичная гнусавость) — дефект возникает, если во время произнесения Ш мягкое нёбо опускается и воздух попадает в носовую по-лость.

Замещение звука Ш другими звуками (например, С, Т и др. как правильно, так и неправильно артикулируемыми) называется парасигматизмом и относится к специфическому дефекту.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ш

Если ребёнок имеет правильную артикуляцию звука С или овладел его произношением, постановка звука Ш не представляет трудности.

1. Лучше всего звук Ш ставить от звука С. Для этого предложите обучающимся произнести С (долгий звук с-с) или слог СА и в момент произнесения приподнимите его кончик языка с помощью шпателя, зонда или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Вместо С или СА слышится Ш или ША. Сосредоточив внимание ребёнка на верхнем положении кончика языка (следите, чтобы он не втыкал язык в нёбо!), предложите послушать, что получилось: «ГоворилСА, а получилось что?»

2. Звук Ш легко поставить от звука Р, затормозив вибрацию кончика языка с механической помощью (зондом). Можно остановить «раскаты» звука Р, например, словом «стоп!», предложить удержать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами, где произносился звук Р. На «этом месте», за верхними зубами, сказать «са» и послушать, что получилось. Звук Ш может быть также поставлен от шепотного звука Р.

3. В исключительных случаях можно поставить нижний звук Ш, отодвинув шпателем кончик языка назад в момент произнесения длительного звука С — с-с. Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных фразах, предложениях и текстах.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Ш».

  • Кончик языка в форме «чашечки» поднят к передней части нёба (у альвеол);
  • Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
  • Мышцы языка не слишком напряжены;
  • Губы округлены и выдвинуты вперёд в форме «рупора»;
  • Между зубами маленькая щелочка;
  • Воздух выдыхается равномерно посередине языка;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха.
  • Голосовой моторчик не работает.

Подготовительные упражнения для звука «Ш».

Упражнения для губ . Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука «О». Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Губы слишком вытянуты вперёд (как при произнесении звука «У»). При этом углы губ соприкасаются и, следовательно, вовлекаются в работу, тогда как они должны быть неподвижны. Кроме того, создаётся дополнительное препятствие для выходящего воздуха.

Упражнение для развития выдоха . Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки - ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания. Многократным упражнением добиться у ребёнка необходимой силы воздуха.

Упражнение для языка . Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз.

Повторить упражнение без использования палочки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.

Упражнение . Произнесение длительного звука «Ш». Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки. Не вынимая палочки, сомкнуть зубы. Округлить и вытянуть вперёд губы, углы губ при этом не должны соприкасаться. Равномерно, с силой, выдыхать воздух, контролируя струю ладонью руки. Слышится длительный звук «Ш - Ш - Ш».

Тарасова Елена Геннадьевна

Должность:

учитель-логопед

Учреждение:

ГОКУ СКШ № 3 г. Тулуна Иркутской области

Логопедическое занятие

Аннотация: В работе предлагается логопедическое занятие по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях на материале игр и упражнений, способствующих коррекции и развитию психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Класс: 1

Речевое заключение: Системное недоразвитие речи легкой степени тяжести с нарушением звукопроизношения по типу дислалии (шипящий сигматизм) при умственной отсталости.

Тема: Звук и буква [Ш]

Цель:

Автоматизация звука [Ш] на материале игр и упражнений на развитие психических процессов.

Задачи:

Закреплять четкое произношение звука [Ш] в словах и предложениях.

Корригировать и развивать произвольное внимание через упражнения в нахождении общих и отличительных признаков предметов.

Воспитывать положительную мотивацию к занятиям через игровые формы его проведения.

Оборудование: кукла Золушка, мягкие игрушки (петушок, кошка, мышка, лягушка, мишка), плакат "Чудо дерево", карета, предметные картинки, схемы «место звука [Ш] в слове», компьютер, мультфильм Уолта Диснея "Золушка", карточки для развития зрительного восприятия, мяч.

Ход занятия:

I . Орг. момент

Ребята, сегодня к нам в гости пришла героиня сказки (появляется кукла в рваном платье, без туфель, бус, короны), прочитайте её имя

Золушка

Назовите пятую букву в её имени?

II . Разбор артикуляции

(губы трубочкой, зубы вместе, язычок поднимается вверх, но к зубам не прижимается, воздушная струя тёплая)

III . Характеристика звука

Дайте характеристику звуку (согласный, шипящий, твёрдый, глухой)

VI . Артикуляционная гимнастика

1. «Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

2. «Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

3. «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

4. «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

5. «Согрей – заморозь ладошку»

Произносим длительно звук [C] (при этом воздушная струя направлена на ладонь) – ладошка замёрзла, а теперь согреем её - произносим длительно звук [Ш].

V . Основная часть

Послушайте историю Золушки (включается фрагмент мультфильма, где мачеха и сестры уезжают на бал, а Золушка, заплакав, убегает).

В своей комнате Золушка долго плакала, а потом решила попросить помощи.

Давайте отправимся вместе с ней и поможем Золушке собраться на бал. Вам нужно будет запомнить всех, у кого она побывала.

1. «Съедобное – не съедобное» (игра с мячом)

А вы хотели бы помочь ей?

Для этого нам нужно правильно произносить звук [Ш], красиво говорить и быстро выполнять все задания.

Отгадайте загадку и узнаете, к кому первому пришла Золушка

В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка,

Кто же это? (мышка)

Я буду кидать Вам мяч и называю разные предметы, Вы ловите его, повторяете его название. Если названный предмет можно употреблять в пищу, вы говорите «съедобный», если нет - «несъедобный»

Слова: шишка, шар, шоколадка, шарф, шуруп, каша, шкатулка, шуба, шашлык, ватрушка, картошка, кувшин, груша, плюшка (После выполнения у Золушки появляется новое платье).

2. Упражнение в классификации

Отгадайте загадку и узнаете, к кому второму пришла Золушка

Мордочка усатая, шубка полосатая

Молоком питается. Как называется? …кошка (появляется игрушка).

Кошка предлагает Вам группы картинок. Назовите картинки (выдаются каждому ребёнку:

1. Неваляшка, кукла, шары, машинка, робот, самолёт, матрёшка.

2. Шуба, рубашка, юбка, платье, шорты, штаны.

3.Лошадка, мышка, тигр, кошка, жираф, собака.)

Как эти предметы можно назвать одним словом? (Игрушки, одежда, животные)

Выберете только те предметы, в названии которых встречается звук [Ш].

Определите место звука [Ш] в словах, подберите нужную схему.

(после выполнения задания у Золушки появляются туфли).

3. Упражнение "Чудо дерево"

Отгадайте загадку и узнаете, к кому третьему пришла Золушка.

Добрый он, большой, лохматый.

Его знаете ребята.

Он в берлоге спит зимой под высокою сосной.

Он не слон и не мартышка.

Это косолапый … мишка (появляется игрушка)

Мишка рад помочь Золушке, но для этого нужно выполнить задание: на волшебном дереве выросли картинки.

Назовите их одним словом.

Посмотрите внимательно, найдите одинаковые и снимите их.

В благодарность за то, что вы выполнили задание, Мишка дарит Золушке корону.

4. Динамическая пауза

Прежде, чем отправиться в дальнейший путь, выполним упражнение «Горошек растёт» (с музыкальным сопровождением).

Сейчас я превращу вас в горошинки. Посадили горошинки в землю (присаживаемся). Солнышко светит и согревает вас, вы начинаете расти (поднимаем руки вверх и начинаем приподниматься). Растём! Растём! Растём! Выросли! (поднимаемся на носочки и тянем вверх руки). Превращайтесь в детей и возвращайтесь на свои места.

5. Упражнение на развитие внимания "Посмотри внимательно"

Отгадайте загадку и узнаете, к кому четвертому пришла Золушка и для кого мы вырастили горошек.

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок

Кто же это? … петушок (появляется игрушка)

Петушок приготовил для Золушки задание:

Посмотрите внимательно,

Поразмыслите не спеша,

И отыщете обязательно

Шесть вещей со звуком [Ш].

А теперь сравните мальчиков: предъявляется две картинки, отличающиеся несколькими признаками.

Посмотрите на карточку и посчитайте: сколько здесь шарфов, шапок и шуб.

Сколько ребят мы сможем одеть для зимней прогулки, так чтобы у каждого ребёнка была шапка, шуба и шарф?

Петушок благодарит Вас за правильно выполненные задания и дарит Золушке бусы.

Физ. минутка

Пока Петушок нёс подарок, все бусинки перемешались, давайте поможем перебрать их по цвету (ученики перебирают бусинки под музыку).

6. Дидактическая игра "Подбери по форме"

Посмотрите на нашу Золушку, готова ли она к балу.

Мы помогли Золушке собраться на бал, но дворец находится очень далеко. Как же ей добраться до него? Отгадайте загадку и узнаете, кто ей поможет:

На полянке и опушке

Нас всегда везде найдете

Мы зеленые квакушки

Лупоглазые … лягушки (появляется игрушка)

Что подарила Лягушка Золушке вы узнаете, если соберете слово, поставив цифры в той последовательности, какой они идут при счете.

Прочитайте слово КАРЕТА

Карета непростая, а волшебная. Какие геометрические фигуры вы видите в её окошечках. Вы должны найти картинки, похожие на треугольник, квадрат и прямоугольник. Среди выбранных Вами картинок найдите те, в названии которых встречается звук [Ш], и пометить их в окошки. Только после этого карета сможет поехать.

6. Упражнение на развитие долговременной памяти

Пока Золушка едет на бал, давайте вспомним всех, кто помог ей собраться. Кто был первый, второй, третий, четвертый, пятый? (по мере называния игрушки выставляются на столе).

VI . Итог

Включается фрагмент мультфильма, где Золушка танцует на балу.

Ребята, Вы помогли Золушке?

Что Вы для этого делали?

Нарушение шипящих звуков называют сигматизмом или парасигматизмом. В зависимости от особенностей произношения выделяются:

  1. Межзубное произношение , когда язык просовывается между зубами, а звук приобретает шепелявый оттенок.
  2. Носовой сигматизм , при котором слышится своеобразный акустический эффект (носовой оттенок). Воздух во время произношения устремляется в носовую полость и слышится звук, который похож на глубокий «Х».
  3. Боковой сигматизм . Может быть как односторонним, так и двусторонним. Звук приобретает хлюпающий оттенок.
  4. Призубный парасигматизм . Язык упирается в края верхних передних зубов. В результате звонкий «Ш» заменяется на «Т» (шапка-тапка, шубка-тубка).
  5. Губно-зубной парасигматизм . Звонкий «Ш» заменяется на «Ф» (шар-фар, шина-фина, душ-дуф). Часто бывает при неправильном прикусе.
  6. Свистящий парасигматизм . Во время него шипящий звук заменяется свистящим, то есть вместо «Ш» произносится «С». (шарф-сарф, шов-сов, машина-масина).

Сигматизм является дефектом произношения самого звука, а парасигматизм его заменой на другой звук.

Иногда дети полностью исключают звук из связной речи (шапка-апка, мышонок-мыонок). Иногда возникает проблема дифференциации звуков.

Ребенок не может правильно выделить нужный звук в речи, путает его с другим звуком, не распознает на слух.

Как проверить произношение звука Ш у ребенка

Несмотря на то, что методика логопедического обследования достаточно емкая и часто требует помощи специалиста, проверить речь ребенка можно самостоятельно в домашних условиях. Какие задачи должны поставить перед собой родители?

Проверка звукопроизношения включает в себя : изолированное произнесение, а так же в слогах, словах, фразах и предложениях.

Чтобы проверить произношение изолированного звука нужно попросить ребенка повторить разные звуки за вами.

Нужно знать , что нарушение шипящих может включать в себя не только дефект «Ш». Могут страдать другие шипящие: «Ж», «Щ», «Ч», «Ж».

Чтобы проверить произношение звука в слогах, нужно попросить малыша повторить за вами слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ, АША, ОШО, УШУ, АШ, УШ, ОШ и т.д. В слогах Ш должен находится в разной позиции. Такой подход сделает обследование более комплексным.

Затем приступаем к следующему этапу. Нужно проверить произношение звука в словах . В продаже есть много замечательных пособий, карточек, методичек, игр и альбомов, которые очень нравятся маленьким детям. Логопеды часто ими пользуются.

Вы можете приобрести (или скачать в интернете) замечательный альбом О.Б. Иншаковой или купить специальный набор карточек . В таком наборе будут карточки с изображением различных предметов или животных.

Если вы умеете рисовать или хорошо владеете компьютером, можно сделать карточки самим. Таким образом вы не заставите ребенка скучать. Подбирайте слова таким образом, чтобы звук занимал в них разную позицию.

Примерный набор слов:

  • в начале слова: шаль, шахматы, шоколад, шляпа, шапка;
  • в начале слова в стечении согласных (когда после звука «Ш» произносится другой согласный, а не гласный): шлем, шнурок, шмель, штора, школа, шляпа;
  • в середине слова: каша, лошадка, мешок, мыши, кошелек, ошейник;
  • в конце слова: душ, мышь, ковш, малыш, ландыш, камыш, карандаш, тушь.

Можно предложить ребенку поиграть в игру «Назови ласково» (Кошка – кошечка, шапка – шапочка и т.д.). Примерные слова: штаны, лошадь, Паша, Наташа, малыш, солнце, хлеб, зима, камень, хозяйка.

Следующий этап — предложения и фразы. Предложения должны быть подобраны таким образом, чтобы они включали сразу несколько слов со звуком «Ш».

Можно предложить ребенку повторить легкие фразы, предложения или чистоговорки: Шила Шура шубку или У мышки ушки на макушке .

Словосочетания: воздушный шар, шелковые шорты, шаловливый мышонок, большой шалаш и другие.

Причины неправильного произношения

Физиологические особенности строения органов речи : неправильный прикус, высокое небо, короткая уздечка языка, слишком крупный язык и т.д.

Длительное использование . Это приводит к неправильному прикусу, который становится причиной неправильного произношения многих звуков. Особенно часто из-за этого страдают шипящие и свистящие звуки.

Некоторые родители любят «сюсюкаться» с малышом. В итоге ребенок слышит неправильную речь и начинает подражать старшим.

Нарушение речи у родителей . Если мама или бабушка говорят неправильно, то малыш может начать копировать их речь.

Слишком высокие требование взрослых . При этом родители не показывают малышу правильную артикуляцию, а настойчиво требуют повторять за ними (скажи «рыба»).

Отставание в развитии . Когда полноценно не сформированы память, мышление, внимание, страдает и речевое развитие.

Нарушение слуха или распознавание звуков на слух.

Стоит отметить, что нарушение речи может носить первичный характер и вторичный.

Первичное нарушение характеризуется тем, что речь страдает первостепенно. Дефект речи становится основным нарушением (при дислалии).

Если мы говорим о вторичном нарушении , тогда неправильная речь становится не самостоятельным дефектом, а следствием. Недоразвитие психических функций приводит к неправильному формированию речи (ОНР, ЗПР и т.д.).

Логопедические упражнения для правильного произношения звука Ш

Разминочные упражнения

Этот этап можно назвать подготовительным. На этом этапе следует провести специальные упражнения или артикуляционную гимнастику .

Она поможет малышу размять и усилить подвижность органов речи. Сюда относятся упражнения для губ, языка, дыхания.

Упражнения для тренировки дыхания

Игра «Футбол» . Взрослый предлагает малышу поиграть в футбол необычным способом. Из подручных средств нужно сделать ворота на столе по центру (из кубиков или стаканчиков).

Одни ворота для ребенка, а другие для себя. Затем предложить ребенку сделать вместе шарики из ваты. Ватные мячики следует положить на край стола напротив ворот.

Малышу предлагается подуть на кусочек ваты так, так чтобы он полетел в ворота. Для того, чтобы сделать правильный выдох, нужно широко улыбнуться и положить язык на нижнюю губу и подуть.

Игра «Фокус» . Взрослый кладет малышу на кончик носа кусочек ваты. Ребенок должен улыбнуться, приоткрыть немного рот и широкий край языка положить на верхнюю губу. Боковые края языка должны быть прижаты, а по центру образуется «желобок».

Малышу следует подуть на ватку так, чтобы она поднялась вверх. Воздух при этом проходит по центру языка.

Упражнения для губ

«Хоботки слоников» . Ребенок должен сделать поочередно широкую и узкую «трубочку» губами. Для этого губы должны находиться в положении произношения звука «О», а затем «У». Шевелить можно только губами, а звуки не произносятся вслух.

Чередование упражнения «Трубочка» и «Улыбка» . Нужно следить, чтобы ребенок улыбался широко, а «трубочка» получалась узкая (как при звуке У).

«Удивление» (губы должны быть в положении звука «О»).

Упражнения для разминки языка

«Вишневое варенье» . Широкими краями языка нужно облизывать нижнюю губу (в одну сторону, а затем в другую).

«Лошадка» . Попросите ребенка «пощелкать» языком так, как едет лошадка.

«Чашечка» . Рот приоткрыт. Широкий язык опустить на нижнюю губу, а затем приподнять его кончик и боковые края вверх. В средней части языка образуется углубление.

«Качели» . Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем - нижней.

Развитие фонематического восприятия

Очень часто дети не только испытывают трудности при произношении определенных звуков, но и не могут выделить (распознать) их в речи .

Игра «Поймай бабочку» . Это упражнение можно использовать на этапе проверки фонематического восприятия и для его развития тоже.

Взрослый предлагает поймать бабочку ладошками, которую зовут «Ш». Взрослый произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши тогда, когда услышит нужный звук.

Если у ребенка нарушены другие звуки, не рекомендуется давать их в этом упражнении. Если малыш испытывает сложности при различении шипящих звуков (например, путает «Ш» и «Ж»), можно предложить поиграть таким образом, чтобы он хлопал на звук «Ш», а на «Ж» поднимал руки вверх.

Упражнение на определение позиции звука в слове

Оно подойдет для детей старшего дошкольного возраста. Нужно произнести слова и попросить определить, где находится звук «Ш» (в начале, середине или конце слова).

Слова могут быть такими: шапка, кошка, пушка, малыш, крепыш, шуруп, шорты, шпага.

Упражнения на постановку звука Ш

Чтобы добиться произношения изолированного звука, можно при помощи шпателя или простой ложки поставить язык в правильное положение .

Если ребенок хорошо произносит «С», попросить произнести его этот звук долго (с-с-с-с-с) или слог «СА», а в это время приподнять кончик языка с помощью ложки за верхние зубы, на альвеолы («С» превратится в «Ш»).

В этот момент постарайтесь переключить все внимание ребенка на то, как он произносит звук. Он должен понять и запомнить правильное положение органов артикуляции.

Многие логопеды пробуют ставить звук «Ш» от «Р» . Когда ребенок произносит длительный «Р», нужно остановить вибрацию кончика языка с помощью ложки или шпателя. Звук «Р» лучше произносить шепотом.

Постановка звуков осуществляется поэтапно. Как правило, вначале отрабатывается звук в слогах, а затем в словах, фразах и предложениях. Этот процесс называется автоматизацией звука.

Для того, чтобы отработать звук в слогах , ребенку предлагается повторить: ША – ША – ША, ШО – ШО – ШО, ШЕ – ШЕ – ШЕ, ШУ – ШУ – ШУ; АША – ОШО – УШУ и т.д.

После того, когда в слогах звук хорошо отработан, можно приступать к автоматизации в словах. Сначала подбираются слова, где Ш стоит в начале слова:

  • ША : шайба, шарфик, шахта, шаг;
  • ШО : шоколадка, шорох, шов;
  • ШУ : шустрый, Шурик, Шура, шум;
  • ШЕ : шелест, шептать, шесть, шерсть;
  • ШИ : шифр, шина, шиповник, шибко, шипы.

После этого подбираются слова, где звук занимает позицию в середине и конце слов.

На следующем этапе отрабатывается произношение в предложениях . Можно разучить с ребенком чистоговорки или короткие четверостишия, попросить повторить фразы или составить рассказ из набора слов: Как страшно мышке жить в норушке или Шила кукушка кукушонку капюшон. Как кукушонок в нем смешон .

Чтобы составить рассказ, нужно дать ребенку ряд опорных слов: матрешка, шар, шерты, шкаф, шапка, Наташа, Паша. Дайте название вашему рассказу (как мишка гостил в детском садике, как праздновали день рождения Мишка и Наташка).

Малыш должен составить рассказ опираясь на предложенные слова.

В продаже есть много интересных логопедических пособий . В них приведены разные интересные игры, наборы слогов, слов, предложений, стихов, которые можно использовать для домашних занятий с ребенком.

Старайтесь больше фантазировать, преподнести задания интересно.

В каких случаях следует обратиться к логопеду?

В норме, у ребенка к 4-5 годам должна сформироваться правильная речь .

Если вы заметили, что ребенок неправильно говорит, нужно попробовать исправить это самостоятельно. Если нет положительного результата, стоит обратиться к специалисту.

Многие родители обращаются к логопеду с просьбой дать рекомендации. Логопед может провести комплексное обследование речи , выявить вид нарушений и дать рекомендации родителям по исправлению этих нарушений.

Логопед может показать, как правильно работать с малышом , подобрать хорошие упражнения для домашних занятий.

Когда речевое нарушение выступает в роли вторичного нарушения, помощь специалиста обязательна.

Если вы стали замечать, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников, нет фразовой речи после трех лет, поведение малыша отличается от других, обязательно обратитесь к специалисту для проведения обследования .

Чтобы ребенок развивался правильно и своевременно, взрослые должны уделять ему много внимания и заниматься с ним.

Если вы заметили, что у малыша нарушено звукопроизношение, нужно постараться исправить это.

Неправильная речь будет мешать общению со сверстниками, успешному обучению и может привести к возникновению сопутствующих дефектов.

Ситуация, когда дети плохо выговаривают или не выговаривают вовсе некоторые буквы алфавита, очень распространенная. Буква «Ш» является одной из наиболее сложных в произношении. И это касается практически всех шипящих.

Если произношением ребенка постоянно заниматься, то он очень быстро научиться говорить букву «Ш» без привлечения логопеда. В этой статье мы рассмотрим основные причины возникновения проблемы, а также изучим упражнения, которые в дальнейшем вам очень помогут.

Если вы замечаете, что ваш ребенок плохо выговаривает эту букву, то желательно пройти обследование у логопеда. Возможно, проблема неправильного произношения вызвана нарушением слуха. В этом случае необходима помощь специалистов.

Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Важно учитывать, что проблема может быть с произношением и других шипящих. Поэтому, если вы решили научить ребенка говорить букву «Ш», то следует быть готовыми к тому, что придется корректировать и другие звуки.

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей

Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:

  • Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
  • Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
  • «Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
  • Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
  • Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
  • Отставание в развитии. Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
  • Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.

Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.

Тренируем правильное произношение буквы «Ш»

Перед тем, как переходить непосредственно к упражнениям по постановке «Ш», необходимо провести артикуляционную гимнастику, которая способствует усилению подвижности органов речи.

Разминаем язык

Для разминки языка можно воспользоваться следующими упражнениями:

  • «Блинчик». Ребенок должен положить распластанный язык на нижнюю губу и задержать на ней не менее 10 секунд;
  • «Чашечка». Нужно распластать язык на нижней губе, приподняв его края и кончик. В результате формируется своеобразная чашечка;
  • «Болтушка». Аналогично с предыдущим упражнением, но при этом язычок-чашечка поднимается и опускается;
  • «Лошадка». Одно из самых любимых упражнений для ребенка, ведь он должен цокать языком, извлекая звук, похожий на топот лошадиных копыт.

Чтобы «ученику» было не скучно, сопровождайте упражнения веселыми историями. Также желательно делать упражнения перед зеркалом.

1) , из чего оно состоит и почему оно так необходимо для вашего малыша.
2) Стоит ли употреблять манго во время беременности, .

Разминаем губы

Для разминки губ подойдут следующие упражнения:

  • «Хоботки слоников». Ребенок должен поочередно делать широкую «трубочку» (губы находятся в положении для произношения буквы О), а затем узкую (губы находятся в положении для произношения буквы У);
  • Чередование узкой «трубочки» и улыбки. Следите, чтобы улыбка получалась широкой;
  • «Удивление». Губы ребенка при этом занимают положение, как при звуке О.

Основные методы постановки звука «Ш»

Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.

Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».

Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.

Шипящие всегда вызывают у детей трудности. И звук «Ш» является одним из наиболее сложных. Представленные в данной статье рекомендации помогут вам выявить проблему как можно раньше и добиться избавления от нее. Достаточно просто приложить немного усилий, и вашему ребенку в дальнейшем будет легче в общении.


Top