Философия и ее роль в жизни общества. Значение философии в жизни человека

Впервые термин «философия» выделил Пифагор как «любовь к мудрости», «любомудрие» (филео-любовь; софия-мудрость). Философия возникла в 6-7 вв до н.э. почти одновременно и независимо друг от друга в Древнем Востоке (Китае, Индии, Иране) и в Древней Греции. Крупнейший философ XX века К.Ясперс назвал этот период "резким поворотом" в истории человечества, "осевым временем", подчеркивая тем самым его всемирно-исторические масштабы. Философия возникла как результат развития общественных отношений и необходимости их регулирования. Познание начинает ориентироваться не на поиск того, кто породил мир, что характерно для мифологии, а на то, из чего же все произошло.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.

Объект философских размышлений - это мир и человек, представленные как целостное образование. Философские учения стремятся на основе наиболее общих понятий и категорий определить существенные стороны мира, закономерности его развития и функционирования. Многомерность философии, всеобщность ее категорий и понятий раскрывается через анализ ее взаимоотношений с такими важными областями духовного развития, как искусством, религией и наукой.

Философия и искусство воздействуют на окружающий мир через деятельность человека, оказывая на нее влияние через чувства и разум, глубоко затрагивая различные личностные стороны индивида.

Но если основной формой самовыражения в области искусства является художественный образ, связанный с чувствами, то удел философского размышления - понятие, разум, логика, Логос.

Философия и религия тесно связаны как общей историей, так и целями, которые они стремятся достичь: нравственность, предназначение человека и смысл его существования. Но их разделяет то, что первая возвышается на вере, а основанием второй является разум, понятие, теоретическое знание.

Философия, также, как и наука , все подвергает сомнению, имеет теорию познания, методы и приемы исследования, систему понятий, категорий, доказательств. В этом отношении она является видом научного знания. Для философских учений характерно рассмотрение мира в тесном единстве с человеком, его потребностями, интересами, идеалами, возможностями. Наука же опирается на естественнонаучные абстракции откуда в целях выявления необходимого содержания, элиминируется все личное, субъективное, "человеческое". В силу этого философия несводима к научному знанию - многие ее проблемы недоступны естественнонаучным, опытно-эмпирическим методам исследования. К ним, например, можно отнести проблемы нравственности, смысла жизни, духовной сферы и другие.

Т.о., философия не является ни искусством, ни религией, ни наукой, ее нельзя свести ни к одной из форм общественного сознания; она формирует свой специфический взгляд на мир, опираясь на совокупный интеллектуальный опыт человечества.

Философия - это система всеобщих понятий и категорий, теоретически отражающих существенные стороны взаимодействия мира и человека.

Роль философии в жизни человека и общества проявляется через осуществление определенных функций. Принято выделять следующие функции философии:

-Онтологическая функция состоит в рассмотрении различных определений бытия, означающего целостность, "собранность", универсальность всего существующего, его сущность, т.е. первооснову.

-Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

-Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Основными методами философии являются:

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

-Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

-Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

-Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.

-Аксиологическая функция философии (греч. axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных и др. Цель- быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

-Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, структуру, элементы, движущие силы, вскрыть противоречия.

-Воспитательно-гуманитарная функция состоит в том, чтобы культивировать ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку найти смысл жизни.

-Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Основные направления в философии:

-материализм (действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а сознание - ее модус - есть проявление материи);

-идеализм (признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением);

-эмпиризм (метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания);

-рационализм (философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума).

Философия, ее роль в жизни общества и человека

Введение

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

Предмет философии. Исторические изменения предмета философии

Социальные функции философии

Философия и наука. Специфика философского знания

Заключение

Литература

Введение

Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Современный мир - сложная динамическая целостная система, правильное и всесторонне понимание которой невозможно без определенных философских представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем. Философская культура - важная составная часть общей культуры человека, формирование которой - насущная потребность наших дней. В условиях происходящих глубоких перемен в современном обществе крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм и умозрительных схем не только в мышлении, но и в практической деятельности. Нужна большая работа по всестороннему освоению всего богатства мировой философии в целом и ее важнейших методов.

Основной целью настоящей работы является анализ мировоззрения и его исторических форм, а также изучение роли философии в культуре общества и значимости ее изучения.

При подготовке работы использовались отдельные научные монографии, а также различные учебники и пособия по философии.

. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей тактике подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. В реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по тому или иному признаку (например, по классовой принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии и другим), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы. И все же и многообразии вариантов исторически изменяющихся мировоззрений можно выделить ряд укрупненных градаций, типов.

Итак, мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.

Мировоззрение - образование интегральное. В нем принципиально важна связь его компонентов, их «сплав». И как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.

Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает разной. Познания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения.

Программы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой две «опоры»: знания и ценности. Они во многом «полярны», противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине - объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание - определение ценности происходящего. Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены в согласие. Должно достигаться также напряженное единство других «полярных» компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего. Их соотнесение, сочетание, синтез - сложная и мучительная духовно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность и целостность человеческого опыта, всей системы ориентаций.

Различают понятия "мировоззрение", "общая картина мира", "мироощущение", "мировосприятие", "миросозерцание", "миропонимание". Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира - это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных - социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира - задача всех областей знания.

Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические преставления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира - египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации.

Ушли ли мифы и мифологическая форма мировоззрения в прошлое? Не осталось ли реликтов мифотворчества в современном сознании и культуре? В наше "просвещенное" время, пожалуй, уже никто не верит в "трех китов", на которых держится Земля, либо в змия-искусителя, ввергшего в смертный грех прародителей человечества. Но зато в широком сознании масс творятся и живут иные, не менее, а может быть, и более иллюзорные идеи (с полным основанием их следует признать идеями мировоззренческими): о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимости некоторых политических партий и бесконечной мудрости их вождей, о коммунизме, к которому ведут "все дороги", и пр.

Мифологическим мировоззрением - независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится - мы назовем такое мировоззрение (или такую систему взглядов на объективный мир и на место в нем человека), которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающих его от науки, заключается в том, что миф объясняет "все", ибо для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания - архаичной формой мировоззрения.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства - любви, веры, надежды, благоговения перед жизнью, бытием, мирозданием). Однако в отличие от мифа религия не "смешивает" земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в "вечную" жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

За долгие века своего существования каждая из мировых религий создала свой образ мира, выработала свой императив личного и социального поведения. Христианство всю свою двутысячелетнюю историю вынашивало одну главную идею - эсхатологическую: идею "второго пришествия", конца света, конца истории. В буддизме (возник в древней Индии в середине I тыс. до н. э.) центральная идея - "нирвана", означающая "угасание", "затухание" жизни и стремления к ней. Угасание жизни, прекращение желаний есть, согласно учению этой религии, единственный путь и к прекращению страданий, ибо жизнь и страдание всегда неразрывно связаны между собой, не отделимы друг от друга. В человеческой культуре нет такого другого примера космического пессимизма. Третья мировая религия - ислам (возник в VII в. до н.э. в Аравии) - признает абсолютную власть над миром единого Бога, воля которого навечно предопределила судьбу каждого.

Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различия. религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое. религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия - всегда теоретизирование, всегда работа мысли.

По отношению к философскому мировоззрению дофилософские (дорациональные) мировоззренческие формы и исторически и логически оказываются их необходимым, естественным предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. религиозное сознание (если говорить о его самой ценной, гуманистической стороне) было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной целостности бытия.

мировоззрение философия познание наука

2. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии

Собственно, попытки определить предмет философии прежде всего как науки связаны и с тем, что само научное знание, даже в сфере естествознания, не оформилось как наука в ее образцовом варианте. Более того, по отношению к разным наукам этот процесс до сих пор находится в различных стадиях, не говоря уже о гуманитарном знании. Как отмечалось уже при рассмотрении генезиса философии, существенно важно было отделить философию от мифологического сознания, показать ее связи с "протознанием". В период Средневековья, Возрождения и начала Нового времени (еще Галилей, один из основателей науки и соответствующего стиля мышления, был осужден церковью) философия и наука помогали друг другу в защите своих прав от теологии, хотя, как отмечают некоторые ведущие отечественные исследователи (например, В.В. Соколов, П.П. Гайденко), ряд теологических идей сыграли положительную познавательную роль в развитии философских воззрений (например, понятие Бога, по мнению В.В. Соколова, было призвано как-то закрепить результаты познавательной деятельности и поддержать его в стремлении к дальнейшим успехам на этом пути. (В.В. Соколов. "Европейская философия XV-XVII веков").

Затем предпринимались попытки классификации наук. Не анализируя здесь все принципы классификации, скажем только о выделении теоретических наук об общем и эмпирического, частнонаучного знания. Кроме того, частнонаучное знание на протяжении многих веков не имело в своем составе высшего теоретического уровня о смысле. Этим занималась именно философия.

Соответственно проходила и смена типов философского знания доклассический период (до XIX века): метафизика, натурфилософ уже понимаемая как "царица наук", и далее, в постклассический период, мета-наука и мета-философия. Эти вопросы будут рассматриваться далее.

Выяснение взаимоотношений философии с частными науками историческом аспекте в целях выявления и уточнения предмета философии невозможно без анализа концепций "распочкования предмета философии" и "предметного самоопределения философии". С позиций приверженцев первой концепции, философия в связи с развитием частных наук все более сужает свои рамки. "Философия подобна королю Лиру, который роздал детям все свое имущество которого вслед за тем, как нищего, выбросили на улицу" (В. Виндельбанд "Прелюдии. Философские статьи и речи"). Философия, по мнению, не выходит за рамки частнонаучного знания, выступает как учение о науке вообще и о методологии.

Однако дело в том, что науку отличает от иной совокупности знания не только наличие самостоятельного, четко очерченного и устойчивого предмета исследования, но прежде всего способность выявить специфические законы в своей предметной области. В этом плане философия всегда наука о всеобщем, хотя как раз понимание всеобщего в ту или иную эпоху и в различных философских системах и составляет суть процесса предметного самоопределения философии.

В исторически первых философских школах формировалось начальное, стихийное представление о специфичности предмета философского знания - о единых законах макро- и микрокосмоса (речь идет о человеке; так греки выражали единство всех явлений мира) поскольку объект философии начинал проявляться и изучаться на уровне "живого созерцания". Так, Гераклит из Эфеса считал противоречие источником (читай - "законом") всякого движения.

Немецкая классическая философия, также признающая философию как науку о всеобщем, внесла свои коррективы в понятие всеобщего. Здесь это не только теоретический уровень исследования) проблем, а и мышление в высших своих проявлениях, черпающее из себя самого материал для познания. Как писал Гегель, "это происходит так, что каждое частное понятие выводится из самого себя порождаюшего и осуществляющего всеобщего понятия, или логической идеи". Процесс дальнейшего развития проблематики, дифференциация и интеграция не изменяют раз найденного предмета философии как науки, а лишь уточняют и углубляют его понимание.

Следующий момент в процессе предметного самоопределения философии связан с уточнением ее мировоззренческой сущности, а именно, с отношением человека к миру и мира к человеку, но во все той же ипостаси всеобщности. Это относится к уяснению специфики социального познания, изучающего всеобщее в общественных отношениях; к возникновению концепций, общий смысл которых - достижение мудрости, то есть целей практического разума; в развитии философской антропологии; в возникновении таких философских наук, как этика, эстетика, культурология, наукоучение; в развитии философии истории, политики и т.п. Дальнейшее изложение материала по основным философским проблемам по мере их возникновения в истории философии наполнит высказанные положения разносторонним содержанием.

"Извне нет доступа в философию, ибо лишь сама философия может решить, чем быть философии, и быть ли ей чем-нибудь. <...> Право и обязанность философии - определять свой предмет с большей независимостью от данности, чем-то бывает в других областях знания, приводит к различным формам постановки проблемы в разных философских учениях. Во всех других науках существует какая-либо общезначимая цель, как бы увенчивающая собой все многообразие специальных задач. Только в философии каждый оригинальный мыслитель определен не только тем, как он отвечает на известные вопросы, но также и тем, как он ставит их - ставит не в смысле отдельных проблем, а вообще, - как он спрашивает о философии). Например, Эпикур определяет ее, как средство к достижению блаженной жизни на основе разума. Для Шопенгауэра (немецкий философ XIX века) она - стремление проникнуть с помощью представления в то, что само по себе представлением не является, - т.е. по ту сторону мира эмпирических явлений, с которыми имеют дело другие науки. Средневековая философия рассматривает философию как служанку богословия, как совокупность приемов для обоснования религиозных истин. Для кантианства философия есть критическое уяснение разумом самого себя, и она определяется, с одной стороны, как чисто этическое уразумение того, что в жизни человека обладает значением идеала, а с другой же - как чисто познавательная переработка миропонимания, преодолевающая противоречия, заложенные в последнем. Это многообразие философских целеполаганий, которое можно было бы намного увеличить, недвусмысленным образом показывает, что <...> философ <...> на деле <...> уже наперед придает постановке (вопроса.) характер, соответствующий ответу, который он хочет дать на вопрос." (Г. Зиммель. "Сущность философии").

3. Социальные функции философии

На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.

Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном идеале).

С конструктивно-ценностными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующем углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить.

Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция.

Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формально-логических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический потенциал.

Формирование диалектического мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле - скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска.

Сомнение, критичность и самокритичность не являются антиподом веры или твердости убеждений в правильности чьей-то (или своей) позиции. Наоборот. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.

Наряду с уже рассмотренными функциями философия имеет еще отражательно-информационную функцию. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, "философия философии" (теория философского знания.

Таковы основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и отражательно-информационная.

. Философия и наука. Специфика философского знания

Сама философия есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт человечества.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые "узлы", "пункты напряжения" - мир и человек. Для философского мышления существенно не раздельное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. В отличие от других форм мировоззрения в философском миропонимании такая полярность теоретически заострена, выступает наиболее рельефно, составляет основу всех зависимостей.

Мы живем на рубеже эпох: ХХ век уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в общества, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.

Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Философия выступает в двух ипостасях:

) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру

) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Заключение

Таким образом, мировоззрение - комплексная форма сознания, объемлющая самые разные «пласты» человеческого опыта, - способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

Широкие философские обобщения и верная методология помогают нацелить поиски на правильное отражение новейшего этапа истории, выявить особенности различных (и нередко прямо противоположных) социальных образований, дать человеку основные ценностно-мировоззренческие ориентации в нынешнем сложном мире, прогнозировать его дальнейшее развитие.

Литература

1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М.: Проспект, 2008.

2.Введение в философию. Часть 1. М., 2009.

.Мир философии. М., 2010.

.Никанорова Л.В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его существования. Киев, 2009.

.Философия / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на Дону: "Феникс", 2010.

.Философия и мировоззрение. М., 2011.

Задумываясь над ролью философии в жизни общества не бесполезно познакомиться с тем, как оценивали ее значение авторитетные представители мировой культуры.

Аристотель называл философию «главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить» Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. -- М.: Политиздат, 1991. - с.-29.. Для Сенеки философия основное средство развития гражданских качеств личности, нравственно - духовной доблести и интеллектуальной силы.

При всем преувеличении значимости философии в жизни общества и Аристотель, и Сенека правильно отмечали лидирующее положение философской мысли в духовной культуре, а замечания Сенеки о нравственной пользе философии сохраняют свое значение и по сей день.

В свою очередь, выдающийся английский мыслитель Бэкон обращал внимание на оживляющее душу исследователя значение философской любознательности и широты мышления. «Тот, кто в философии и в изучении общих законов видит пустое и бессмысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все остальные профессии и искусства» Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. -- М.: Политиздат, 1991. - с.- 137..

Не будучи оракулом, философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях. Так было на всех крутых поворотах истории, во все переломные исторические эпохи. К этому сводится задача и современной философии.

Исследуя мир в целом и положение человека в нем, философия выполняет мировоззренческую функцию. Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность?

Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения. Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека.

Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической жизнью, с жизненными (экзистенциальными) установками познающего человека. Так, мировоззренческий принцип: «Бога нет, все дозволено» оправдывает бесчеловечность и аморализм, беззаконие и преступность. Утверждение «Ничто в мире не совершается помимо воли богов» порождает безволие, примиренческое отношение к происходящему. Леворадикальный лозунг: «Кто был никем, тот станет всем» опасен произволом в социально-культурном отношении. Овладение достижениями мировой культуры - длительный исторический процесс, и чудес здесь не бывает.

Еще более опасен призыв «обогащаться», возведенный в мировоззренческий принцип. В нем начисто игнорируются социальная справедливость и гуманизм.

Жизнеутверждающий заряд несет в себе положение: «Труд создал самого человека». Л.Н. Толстой пояснял: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».

Жизнь человека протекает в системе ценностей, которые для него - ориентиры в выборе своей судьбы. Философия имеет прямое отношение к теоретическому осмыслению мира ценностей. В античное время главное внимание уделялось полисным ценностям. Лишь позднее, в эпоху эллинизма, индивидуум становится, по словам Протагора, мерой всех вещей. Однако эта мысль таила в себе угрозу релятивизма и индивидуалистического произвола, которые требовалось чем-то уравновесить. Принятие обществом тех или иных ценностей как приоритетных своим следствием имеет разработку соответствующей системы норм, регулирующих поведение людей и их взаимоотношения. К этим нормам относятся нравственные, правовые, политические и т.д. Влияет философия и на разработку религиозных идей.

Ориентация индивидов на систему ценностей и подчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к культуре и выработке у них гражданских качеств. Умение жить в обществе - это не дар природы, а культурное достояние. Во-первых, оно не естественно, а искусственно, в известной мере надприродно и даже подчас противоприродно. А во-вторых, оно личностно, достояние личной жизни индивида.

Ценностный аспект философии развивается вместе с ней из эпохи в эпоху. В философии Гегеля семья, гражданское общество и государство рассматриваются не только как восходящий ряд социальных явлений, но и как шкала ценностей. Высшая ценность - государство, ибо, по его мнению, в нем воплощается полнота абсолютной идеи, оно - шествие Бога по земле. Так, государство возводится в культ для законопослушных граждан Германии.

Абсолютизация этатизма таит в себе угрозу не меньшую, чем абсолютизация индивидуализма. Последний ведет к беспредельному произволу индивидуума и как следствие к атомизации общества и к его деструкции; первое же - к беспредельному произволу государства, становящегося угрозой и личному бытию, и бытию окружающих народов.

Милитаризованное немецкое государство дважды в XX в. развязывало мировые войны, причинившие громадный ущерб миллионам людей.

Русские мыслители XIX-XX вв. в качестве важнейшей ценности выдвигали соборность. Соборность - это органическая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания сообщества. Соборность противоположна как разъедающему общество индивидуализму, так и государственному тоталитаризму.

Навязываемые государственными властями надчеловечные идеалы становятся идолами, мешающими общественному прогрессу и нормальной жизни. К таким идолам относятся и различные утопии глобального переустройства жизни человечества по какому-то новому проекту или образцу.

К сожалению, не так просто освободиться от навязчивых политических мифов, от политических утопий и упований, простыми и радикальными средствами в одночасье решить все частные и глобальные проблемы настоящего и прошлого. И свободное философское осмысление всей сложности мироустройства и проблем современности, всей неоднозначности происходящих процессов и поливариантности линий мирового развития помогает освободиться и от мифов и от упрощенных подходов (рецептов) к решению проблем.

Философия не может избавить общество от порождаемых социально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой - для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

И третья функция философии - методологическая. Философия может выступать как в виде научных, так и ненаучных знаний. И в своем отношении к науке она далеко не всегда ее союзник. Такие современные философские школы, как неотомизм и экзистенциализм занимают особую позицию по отношению к науке. Неотомисты, не отвергая значение естествознания, подводят под него такую методологическую базу, согласно которой господствующее положение в системе знаний должна занимать религия. В свою очередь экзистенциализм считает науку силой опасной для человечества. Всеми средствами его представители развенчивают науку, выявляя негативные стороны научного прогресса.

Философия (др.-греч. цйлпупцЯб, дословно: любовь к мудрости) -- особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Философия является способом духовной деятельности людей. Она представляет собой наиболее древнюю часть общей духовной культуры человечества. Во все времена люди размышляли о коренных проблемах природы, общества и познания, о проблемах существования человека и смысле его жизни, о предназначении человека и целях развития общества в целом. Ответы на эти вопросы во многом связаны с теми приоритетами, которые существовали в истории человечества. Так, например, на первых порах человека интересовали вопросы происхождения всей окружающей природы, конечные основы всего бытия. Теперь же эти вопросы отошли к области научного интереса. Философию же в настоящее время интересуют вопросы смысла жизни, проблемы выживания человека и человечества.

Как только радикально менялась жизнь общества, в нем возникали проблемы, требующие своего философского осмысления. Изменения в материальной и духовной культуре каждого народа и каждого человека заставляют людей заново переосмысливать бытие, вносить коррективы в представления обо всем существующем.

Философия неоднократно ставила такие вопросы, которые затем становились предметом исследования естествознания или искусства, религии, политики и права. Это бесконечное рождение новых проблем в ходе философского отражения мира вызвано особенностями самой философии, которую всегда интересуют коренные проблемы бытия. Кроме того, философия всегда стремилась использовать наиболее общие методы и способы познания, те методы, которые философия самостоятельно разрабатывает или берет их из других областей духовного производства, и в первую очередь, из естествознания.

В историческом плане представления о предмете философии развивались вместе с прогрессом всего научного знания. Известно, что в условиях античности философия была наукой наук. Аристотель выделял ее как царицу, госпожу наук. Действительно, в то время философия включала в себя целостную совокупность теоретических сведений мировоззренческого характера, унаследованных от мифологии и религии. В отдельных областях имели место значительные достижения, например, в математике, геометрии, астрономии, но эти науки, как и зарождавшиеся физика, оптика, механика, ботаника и т.п., никогда не были философскими дисциплинами - как тогда, так и теперь. Философию в античную эпоху можно полагать наукой наук не потому, что она включала в себя всю сумму естественно-научного и исторического знания, а вследствие того, что последнее носило преимущественно эмпирический характер, было еще неразвитым, и философия как бы надстраивала недостающие для частных наук верхние этажи познания действительности, выступая единственной формой ее теоретического освоения.

Другими словами, объект и предмет философии всегда различались, не совпадали, но в прошлом, когда частные науки еще не сформировались и не произошло их отпочкование от единого древа человеческого знания, философия выполняла двойную задачу мировоззренческого характера. Она ставили своей целью постичь истину: а) в собственной сфере - универсуме и б) в теоретическом, мировоззренческом виде сформулировать положения, вытекавшие из результатов исследований частных наук о природе, обществе и человеке.

По мере развития наук и превращения их в теоретические, особенно фундаментальные, предмет философии сужался. Философия отказалась от исторически преходящих и несвойственных ее собственной природе функций в развитии теории частно-научного знания; они перешли к специальным наукам, начиная с физики Ньютона.

Это, однако, не привело к уменьшению роли философии в обществе и познании действительности. Напротив, она существенно возросла, ибо философия могла сосредоточиться на присущей ей имманентно проблематике широкого, универсального характера, на познании своего действительного предмета - всеобщих оснований бытия. Кроме того, в отношении всех частных наук философия, освободившись от их непосредственной опеки, стала выполнять несоизмеримо более важную и сложную, чем прежде, задачу, а именно: вооружать науки общей метатеорией развития всего сущего и философской методологией - основой основ современной научной методологии.

В сравнении с частными науками предмет философии отличается еще одной существенной особенностью. Опыт, на базе которого развиваются естественные, общественные и технические науки, при всем его богатстве и многообразии, ограничен. Предмет же философии находится и за пределами человеческого опыта. Этот предмет - мир как целостная, беспредельная в пространстве и непреходящая, вечная во времени объективная реальность, существующая изначально, независимо от человека и человеческого опыта. Любые, даже самые общие теоретические обобщения конкретных наук, имеющие чрезвычайно важное значение для познания и общественной практики, несопоставимы с философскими абстракциями. В этом сила, уникальность и неуязвимость философии.

Беспредельный объект человеческого знания, включая философское, - весь мир, реальность как таковая. В этом объекте предметом выступают реальности различной общности. Соответственно, в едином стволе знаний выделяются философия, фундаментальные науки, другие теоретические науки, экспериментальные, специальные науки, научные дисциплины, имеющие свой собственный предмет и метод.

Предмет философии - начала начал; причины причин; предельные основания; всеобщие свойства, связи и отношения действительности; принципы и законы бытия и сознания.

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, место в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрение входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - жизненно-практические, профессиональные, научные. Но знания не заполняют всего поля мировоззрения. В мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни, формируется система ценностей, складываются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента мировоззрения - знания, ценности, программы действия - взаимосвязаны.

Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

В мировоззрении разум и чувства не обособлены, переплетены и к тому же соединены с волей. В составе мировоззрения важную роль играют убеждения, что не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение - обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней - без внутренней критичности, собственного анализа - называют догматизмом. От догм спасают здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность - неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям. Такое настроение называют цинизмом.

В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления.

Во все исторические эпохи обнаруживало себя и сохраняется в наши дни мировоззрение, основанное на здравом смысле и многообразном повседневном опыте. Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения включает в себя мироощущение, умонастроение, навыки поведения широких слоев общества. Ее нередко называют «жизненной или житейской философией».

Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью и обоснованностью. Иное дело - критическая работа ума на основе сравнения разных форм опыта. Такая работа, как правило, осуществляется уже на другом - просвещенном, размышляющем уровне сознания. К зрелым интеллектуально-теоретическим формам миропонимания принадлежит и философия.

Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где большой круг - мировоззрение, а входящий в него меньший - философия.

В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования.

Для понимания своеобразия философии необходимо также определить ее место среди других исторических типов мировоззрения (мифологическое, религиозное мировоззрение).

Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретичная) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.

В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума.

Философия, как и наука, является одной из форм общественного сознания. Она использует рациональный способ познания мира, следует общим принципам и нормам его теоретического освоения. Однако философия - не только тщательно логически выстроенное академическое знание и плод рассудочной деятельности; результат философствования всегда несет на себе печать индивидуальности его творца, что сближает философию с искусством.

Как обобщенный и систематизированный теоретический аналог действительности, философия подобно науке имеет определенную структуру. Данная структура, обладая рядом общенаучных черт, одновременно имеет особый общетеоретический и методологический характер. По аналогии с наукой философия представляет собой относительно самостоятельный социальный институт со своими научными учреждениями, средствами научного поиска и кадрами ученых.

Формируя мировоззрение, философия выступает как его ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые, участвуют в данном процессе. Следовательно, и здесь проявляется как общее, так и особенное в природе философии и науки. То же относится и к другим характеристикам.

Процесс познания действительности сближает и роднит философию и науку. Но научное знание отличается логичностью, аксиоматичностью (гр. axioma - принятое положение; бесспорная, не требующая доказательства истина), непротиворечивостью. В философии же противоречие - одно из основных понятий наряду с антиномиями (два противоречивых, но одинаково обоснованных суждения). Здесь все проблематизируется, подвергается сомнению. Широкое распространение имеет философский релятивизм (лат. relativus- относительный) - учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Если в науке оно рождает общезначимые, бесспорные истины, то отдельные философские положения могут существенно разниться, варьироваться применительно к Западу, Востоку, отдельным странам.

Таким образом, философию и науку многое объединяет и одновременно разъединяет. Было бы недальновидным игнорировать специфику философии, подменять ее наукой, полагать, что каждая наука - «сама себе философия». Ошибочно также принижать роль науки, возвеличивать философское знание в ущерб научному. В существовании философии и науки состоит общая социальная и человеческая потребность как раз потому, что они близкие, родственные, но по целому ряду параметров нетождественные, разные формы познания действительности.

Понятие «культура» получило распространение в Европе, начиная с эпохи Просвещения. Само же это слово латинского происхождения (cultura - возделывание, обработка), имевшее непосредственное отношение к земледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) и субстанциально (по своей сущности) детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это - объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей - подлинных творцов культуры.

В философии раскрываются общезначимые (природные и социальные) условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, посторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют общекультурное значение.

Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

Выработанная в философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определенную систему способов и средств, методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это - бесценный источник прогресса социума и человека.

Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы ее ценностей и норм, степени их укорененности в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сфере; типа взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения, ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от человека зависит, какую культуру от создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) его бытие и возвысит (или унизит) его дух.

Все функции философии можно разделить на две группы: мировоззренческие и методологические. В свою очередь в мировоззренческих функциях можно выделить следующие:

  • - гуманистическая функция. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям. На протяжении многих столетий значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, власти, продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным физически и духовно. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности, негативно действует на философию. Все больше мыслителей обращает внимание на оскудение личности, к чему приводит много факторов, например, рост специализации во всех сферах человеческой деятельности, усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественнонаучного знания;
  • - социально-аксиологическая функция расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конкструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. С конструктивно-ценностнными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу;
  • - культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречий, изменяющейся сущности явлений;
  • - отражательно-информационная функция. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современ-ному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация конкретизируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы философского знания:
  • - онтология - учение о бытии;
  • - гносеология - учение о познании;
  • - социальная философия - учение об обществе;
  • - этика - учение о морали;
  • - эстетика - учение о прекрасном;
  • - логика - учение о законах мышления;
  • - философская антропология - учение о человеке;
  • - аксиология - учение о природе ценностей;
  • - методология - учение о методе;
  • - история философии - учение о развитии философских знаний.

Кроме того, можно выделить прикладные аспекты философского знания:

  • - философия науки - раздел философии, включающий исследования структуры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знания;
  • - философия техники - раздел философии, связанный с интерпретацией феномена техники в современном мире;
  • - философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания;
  • - философия политики - раздел философии, исследующий общие вопросы политической сферы общественного устройства;
  • - философия права - раздел философии, включающий общие вопросы правоведения и государствоведения;
  • - философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значение культуры;
  • - философия религии - это философия в ее отношениях с религией. Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую, логико-гносеологическую.

Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказаний теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Рассмотрение эвристической функции философского метода показывает, что роль философии в развитии частных наук значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий.

Координирующая функция философии состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

Интегрирующая функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Взаимное размежевание наук явилось ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX века. Несмотря на большие успехи, достигнутые наукой, происходит рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство. Философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания.

Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы обогащать истинностное представление об объекте. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.

План лекции 1.

Философия как теоретическое мировоззрение. 2.

Философская картина мира: диалектика сущего и должного. 3.

Сущность современного антропоцентризма.

Основные понятия Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы и ценности.

Ценность - термин, используемый для указания на гуманистический смысл и социокультурное значение определенных явлений действительности. Ценностные ориентации - важнейшие элементов духовной структуры личности, отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Идеи - идеальные сущности, находящиеся вне конкретных вещей (Платон). Это отношение к тому, что лежит за пределами личного опыта - к запредельности. Иначе говоря, это форма постижения в мысли высших ценностей, форма проектирования человека, его целей. Диалектика - это учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности и при каких условиях они переходят друг в друга.

Философия- это теоретическое мировоззрение, т.е. умозрение вечных идей и высших ценностей, познание смысла и приобщение к смыслу. Сущее - совокупность многообразных проявлений бытия; многообразие действительного, то, что есть; оно не идентично данному, т.к. охватывает также и неданное. Антропоцентризм - философское мировоззренческие принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательного, деятельного существа.

Мир, в котором живет человек, чрезвычайно сложен и противоречив как по содержанию, так и по тем связям, которые обеспечивают его единство как изменчивого, наполненного взаимоисключающими друг друга противоположностями. Человеку любой исторической эпохи необходимо понять смысл и цели совей деятельности, научиться видеть жизненные перспективы.

Философия сделала открытие: «Бытие человека - бытие в мире ценностей». Это означает то, что каждый человек живет так, что в своей деятельности реализует систему своих ценностей. При этом он руководствуется определенным представлением о мире. Его программа жизни имеет под собой две «опоры»: знания и ценности. Познанием движет стремление к истине. Ценностное сознание воплощает в себе отношение людей к реальности в соответствии с их целями, с тем или иным пониманием смысла жизни. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира должны быть как-то уравновешены и приведены в согласие. Философия и есть ценностное понимание мира, высшее единство истины, добра и красоты. При этом она теоретически обобщает достижения науки и культуры, всей человеческой истории, выступая в форме теоретического мировоззрения, высшей по отношению к мифологии и религии как исторических типов мировоззрения, предшествующих философии.

В системе духовной культуры философия берет на себя роль критической рефлексии жизненного опыта, формирует наиболее общие идеи или идеалы, на которых базируется культура определенного исторического типа общества. Вот почему определенная философская картина мира представляет собою диалектическое единство сущего и должного, в котором сущее критикуется с позиций должного (идеала), - при этом авторы конкретной философской системы как правило выступают от имени всех членов общества.

Здесь отражается специфическая роль философии в обществе: выступая квинтэссенцией духовной культуры эпохи, она решает прежде всего смысложизненные проблемы человека. Поэтому антропоцентризм является характернейшим признаком философского знания. Как философский

мировоззренческий принцип, антропоцентризм является таким пониманием мира, в который включен человек как сознательно деятельностный фактор, определяющий в конечном счете бытие мира.

В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира. Ее становление было связано с пониманием человека не просто как биосоциального существа, но с осознанием человеком себя как индивида и личности. Содержание принципа антропоцентризма исторически менялось вслед за изменением понимания сущности человека и развитием научного знания о природе человека. (См.: от Протагора - «человек есть мера всех вещей», Сократа - «человек мыслящий есть мера всех вещей» и Демокрита - «человек как микрокосм» до Вернадского В.И. - «человечество как геологическая сила», ставшее сознательным соучастником мировой эволюции, что выдвигает на первый план нравственные и все остальные духовные качества личности). Развития антропоцентризма показало, что на ранних этапах человек выступает как результат эволюции мира, затем становится постепенно участником мирового процесса, а в настоящее время превращается в решающий фактор организации мира.

Контрольные вопросы для СРС 1.

Какие исторические типы мировоззрения предшествовали философии? 2.

Почему философия является высшим историческим типом мировоззрения? 3.

В чем специфика философского отражения мира? 4.

Как соотносятся научная и философская картины мира? 5.

Что может означать взаимопревращение сущего и должного как элементов философской картины мира? 6.

Как понимать философскую картину мира в свете открытия философии? 7.

В чем заключается смысл представлений философов древней Греции о человеке? 8.

В чем принципиальное отличие представлений о человеке в Восточной и Западной культурах?

План семинарского занятия 1.

Предмет философии и специфика философского мышления. 2.

Основные типы отношения человеку к миру: практика, познание, нравственность.

Темы рефератов 1.

Мир и человек в их сложном единстве. 2.

Человек - главная проблема философии. 3.

Функции философии в обществе. 4.

Диалектика знаний и ценностей. 5.

Философия и наука. 6.

Алексеев П.В., Панин А.В., Философия: Учебник. Изд. 3-е, переработанное и дополненное -М.: Проспект, 2000. 2.

Основы современной философии: Уч. для вузов. - СПб: Лань, 1997. 3.

Основы философии: Уч. пос. для вузов. -М.: Владос, 1997.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. -М., 2000. 5.

Философия: Учебник для вузов. -Р/Д.: Феникс, 1995 (и последующие годы). 6.

Философия: Учебник. 2 изд., испр. и доп. -М.: Юристь, 1998.


Top