Эпохи по годам в искусстве. Исторические эпохи по порядку. Эпохи в искусстве по порядку

3. ЭПОХИ И ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

История человечества насчитывает многие сотни тысяч лет. Если в середине XX в. считалось, что человек начал выделяться из животного мира 600 тыс. – 1 млн. лет назад, то современная антропология, наука о происхождении и эволюции человека, пришла к выводу, что человек появился около 2 миллионов лет назад. Это общепринятая точка зрения, хотя есть и другие. Согласно одной из гипотез, предки человека появились в Юго-Восточной Африке 6 млн. лет назад. Эти двуногие существа более 3 млн. лет не знали орудий труда. Первое орудие труда у них появилось 2,5 млн. лет назад. Около 1 млн. лет назад эти люди стали расселяться по всей Африке, а затем и за её пределами.

Двухмиллионную историю человечества принято разделять на две крайне неравномерные эпохи – первобытную и цивилизационную (рис. 2).

цивилизационная эпоха

Первобытная эпоха

около 2 млн.

лет до н. э.

до н. э. рубеж

Рис. 2. Эпохи в истории человечества

Эпоха первобытного общества составляет более 99 % истории человечества. Первобытную эпоху обычно разделяют на шесть неравных периодов: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век.

Палеолит , древний каменный век, разделяют на ранний (нижний) палеолит (2 млн. лет до н. э. – 35 тыс. лет до н. э.) и поздний (верхний) палеолит (35 тыс. лет до н. э. – 10 тыс. лет до н. э.). В период раннего палеолита человек проник на территорию Восточной Европы и Урала. Борьба за существование в ледниковый период научила человека добывать огонь, делать каменные ножи; зародились праязык и первые религиозные представления. В период позднего палеолита человек умелый превратился в человека разумного; сформировались расы – европеоидная, негроидная, монголоидная. На смену первобытному стаду пришла более высокая форма организации общества – родовая община. До времени распространения металла господствовал матриархат.

Мезолит , средний каменный век, продолжался около 5 тыс. лет (X тыс. лет до н. э. – V тыс. лет до н. э.). В это время люди стали использовать каменный топор, лук и стрелы, началось одомашнивание животных (собаки, свиньи). Это время массового заселения Восточной Европы и Урала.

Неолит , новый каменный век (VI тыс. лет до н. э. – IV тыс. лет до н. э.), характеризуется значительными изменениями в технике и формах производства. Появились шлифованные и сверлёные каменные топоры, глиняная посуда, прядение и ткачество. Сложились различные типы хозяйственной деятельности – земледелие и скотоводство. Начался переход от собирательства, от присваивающего хозяйства к производящему. Учёные называют это время неолитической революцией.

Во время энеолита , медно-каменного века (IV тыс. лет до н. э. – III тыс. лет до н. э.), бронзового века (III тыс. лет до н. э. – I тыс. лет до н. э.), железного века (II тыс. лет до н. э. – конец I тыс. лет до н. э.) в наиболее благоприятном климатическом поясе Земли начался переход от первобытности к древним цивилизациям.

Появление металлических орудий и оружия в разных районах Земли происходило не одновременно, поэтому хронологические рамки трёх последних периодов первобытной эпохи варьируются в зависимости от конкретного региона. На Урале хронологические рамки энеолита определяются III тыс. лет до н. э.- начало II тыс. лет до н. э., бронзового века - начало II тыс. лет до н. э. – середина I тыс. лет до н. э., железного века – с середины I тыс. до н. э.

Во время распространения металла начали складываться большие культурные общности. Учёные полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Наиболее крупная языковая семья – индоевропейская, из которой выделились 3 группы языков: восточная (нынешние иранцы, индийцы, армяне, таджики), европейская (германцы, французы, англичане, итальянцы, греки), славянская (русские, белорусы, украинцы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты). Другая большая языковая семья – угро-финская (нынешние финны, эстонцы, карелы, ханты, мордва).

В период бронзового века из индоевропейских племён выделились предки славян (праславяне); принадлежащие им памятники археологи находят в регионе, расположенном от реки Одер на западе до Карпат на востоке Европы.

Цивилизационная эпоха составляет около шести тысяч лет. В эту эпоху создаётся качественно иной мир, хотя долгое время он ещё имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизациям осуществлялся постепенно, начиная с IV тыс. до н. э. В то время, как часть человечества совершала прорыв - переходила от первобытности к цивилизованности, в других районах люди продолжали находиться на стадии первобытно-общинного строя.

Цивилизационную эпоху обычно называют всемирной историей и разделяют на четыре периода (рис. 3 на стр. 19).

Древний мир начался с возникновения цивилизации в Месопотамии или Двуречье (в долинах рек Тигр и Евфрат). В III тыс. до н. э. возникла цивилизация в долине реки Нил – древнеегипетская. Во II тыс. до н. э. зародились древнеиндийская, древнекитайская, древнееврейская, финикийская, древнегреческая, хеттская цивилизации. В I тыс. до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана – цивилизация персов, на Апеннинском полуострове – римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где сложились цивилизации майя, ацтеков и инков.

Основные критерии перехода из мира первобытного к цивилизациям:

Появление государства, особого института, который организует, контролирует и направляет совместную деятельность и отношения людей, общественных групп;

    появление частной собственности, расслоение общества, возникновение рабства;

    общественное разделение труда (сельское хозяйство, ремесло, торговля) и производящая экономика;

    появление городов, особого типа поселений, центров


Новейшее

Древний мир Средние века Новое время

IV тыс. 476 г. рубеж начало

до н. э. до н. э. XV-XVI 1920-х

Рис. 3. Основные периоды всемирной истории

    ремесла и торговли, в которых жители, по крайней мере частично, не занимались сельским трудом (Ур, Вавилон, Мемфис, Фивы, Мохенджо-Даро, Хараппа, Паталипутра, Наньян, Саньян, Афины, Спарта, Рим, Неаполь и др.);

    создание письменности (основные этапы - идеографическое или иероглифическое письмо, слоговое письмо, буквенно-звуковое или алфавитное письмо) , благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству;

    создание монументальных сооружений (пирамиды, храмы, амфитеатры), не имеющих хозяйственного назначения.

Завершение Древнего мира связывают с 476 г н. э., годом падения Западной Римской империи. Еще в 330 г. император Константин перенес столицу Римской империи в ее восточную часть, на берега Босфора, на место греческой колонии Византий. Новая столица была названа Константинополем (древнерусское название Царьград). В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную. После падения Западной Римской империи Восточная Римская империя, получившая официальное название «Империя ромеев», а в литературе – Византия, стала преемницей античного мира. Византийская империя просуществовала около тысячи лет, до 1453 г. и оказала огромное влияние на Древнюю Русь (см. гл. 7).

Хронологические рамки средневековья , 476 г. – конец XV в., определяются, прежде всего, событиями и процессами, протекавшими в Западной Европе. Средние века - важная ступень в развитии европейской цивилизации. В этот период сложились и стали развиваться многие особые черты, которые выделили Западную Европу среди других цивилизаций и оказали громадное влияние на все человечество.

Восточные цивилизации в этот период не приостанавливались в своем развитии. На Востоке были богатые города. Восток преподнес миру знаменитые изобретения: компас, порох, бумага, стекло и др. Однако темпы развития Востока, особенно после нашествия кочевников на рубеже I –II тысячелетий (бедуинов, турок-сельджуков, монголов), были более медленными по сравнению с Западом. Но главным было то, что восточные цивилизации были ориентированы на повторяемость, на постоянное воспроизводство старых, в древности сложившихся форм государственности, социальных отношений, идей. Традиция ставила прочные преграды, сдерживая изменения; восточные культуры сопротивлялись нововведениям.

Окончание средневековья и наступление третьего периода всемирной истории связано с началом трех всемирно- исторических процессов – духовного переворота в жизни европейцев, Великих географических открытий, мануфактурного производства.

Духовный переворот включал два явления, своего рода две революции в духовной жизни Европы – Возрождение (Ренессанс) и Реформацию.

Современная наука истоки духовного переворота видит в крестовых походах, организованных в конце ХI – ХIII в.в. европейским рыцарством и католической церковью под знаменем борьбы против « неверных» (мусульман), освобождения Гроба Господня в Иерусалиме и Святой земли (Палестины). Последствия этих походов для тогда бедной Европы были важными. Европейцы соприкоснулись с более высокой культурой Ближнего Востока, переняли более совершенные способы обработки земли и приёмы ремесла, принесли с Востока много полезных растений (рис, гречиха, цитрусовые, тростниковый сахар, абрикосы), шёлк, стекло, бумагу, ксилографию (оттиск гравюры на дереве).

Центрами духовного переворота были средневековые города (Париж, Марсель, Венеция, Генуя, Флоренция, Милан, Любек, Франкфурт-на-Майне). Города добивались самоуправления, становились центрами не только ремесла и торговли, но и просвещения. В Европе горожане добились признания своих прав на общегосударственном уровне, образовали третье сословие.

Возрождение зародилось в Италии во второй половине XIV в., в XV-XVI вв. распространилось во всех странах Западной Европы. Отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название явления). Творчество деятелей Возрождения было проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума. Среди блестящей плеяды поэтов, писателей, драматургов, художников и скульпторов, именами которых гордится человечество – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский, Мигель Сервантес, Вильям Шекспир, Джеффри Чосер, Томас Мор, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Тициан, Веласкес, Рембрандт.

Реформация - общественное движение в Европе в XVI в., направленное против католической церкви. Её началом считают 1517 год, когда доктор богословия Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций (свидетельств об отпущении грехов). Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще, отрицались права церкви на земельные и другие богатства. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.), Нидерландская и Английская революции.

Реформация положила начало протестантизму, третьему течению в христианстве. Это отколовшееся от католичества направление объединило множество самостоятельных церквей, сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещение и причастие). Основной источник вероучения у протестантов – Священное Писание (то есть Ветхий Завет и Новый Завет).

Возрождение и Реформация поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Однако Реформация имела более дисциплинирующее воздействие; она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

Великие географические открытия – комплекс наиболее значимых открытий на суше и на море с середины XV до середины XVII вв. Важное значение имели открытия Центральной и Южной Америки (Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Велес де Мендоса, 1492-1502 гг.), морского пути из Европы в Индию (Васко да Гама, 1497-1499гг.). Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана в 1519-1522 гг. доказало существование Мирового океана и шарообразность Земли. Великие географические открытия стали возможны благодаря техническим открытиям и изобретениям, в том числе созданию новых судов - каравелл. В то же время дальние морские путешествия стимулировали развитие науки, техники, мануфактурного производства. Началась эпоха колониальных захватов, которая сопровождалась насилием, грабежами и даже гибелью цивилизаций (майя, инков, ацтеков). Европейские страны захватывали земли в Америке (с начала XVI в. туда стали ввозить негров), Африке, Индии. Богатство порабощенных стран, как правило, менее развитых в социально- экономическом отношении, дали мощный импульс развитию промышленности и торговли, а в конечном итоге – индустриальной модернизации Европы.

В конце XV в. в Европе зародились мануфактуры (от лат. – делаю руками), крупные предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной технике. Часто период европейской истории от появления мануфактур до начала промышленного переворота называют « мануфактурным ». Существовали две формы мануфактуры: централизованная (предприниматель сам создавал крупную мастерскую, в которой все операции по изготовлению того или иного продукта производились под его руководством) и гораздо более распространенная - рассеянная (предприниматель раздавал сырьё надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат). Мануфактуры способствовали углублению общественного разделения труда, усовершенствованию орудий производства, росту производительности труда, формированию новых социальных слоев – промышленной буржуазии и наемных рабочих (этот социальный процесс завершится во время промышленного переворота). Мануфактуры подготовили переход к машинному производству.

Всемирно-исторические процессы, свидетельствующие об окончании средневековья, требовали новых способов передачи информации. Этим новым способом стало книгопечатание. Прорыв в технике производства книг совершил Иоганн Гутенберг. Изобретение Гутенберга было назревшим и подготовленным развитием книжного дела в предшествующие столетия: появление в Европе бумаги, техники ксилографии, создание в скрипториях (монастырских мастерских) и в университетах сотен и тысяч рукописных книг преимущественно религиозного содержания. Гутенберг в 1453 –1454 гг. в Майнце впервые напечатал книгу, так называемую 42-строчную Библию. Книгопечатание стало материальной базой для распространения знаний, информации, грамотности, наук.

Хронологические рамки третьего периода всемирной истории, нового времени (начало XVI в. – начало 1920-х годов) определяются так же, как средневековый период, прежде всего событиями и процессами, протекавшими в Западной Европе. Поскольку в других странах, в том числе в России, развитие было более медленным по сравнению с Западом, постольку здесь процессы, характерные для нового времени, начались позднее.

С наступлением нового времени началось разрушение средневековых устоев (то есть политических и социальных институтов, норм, обычаев) и формирование индустриального общества. Процесс перехода средневекового (традиционного, аграрного) общества к индустриальному обществу называется модернизацией (от франц. - новейший, современный). Этот процесс занял в Европе около трехсот лет.

Модернизационные процессы происходили разновременно: раньше они начались и быстрее протекали в Голландии и Англии; медленнее эти процессы шли во Франции; еще медленнее - в Германии, Италии, России; особый путь модернизации был в Северной Америке (США, Канада); начавшиеся на Востоке в XХ в. модернизационные процессы получили название вестернизация (от англ. – западный).

Модернизация охватывала все сферы жизни общества, она включала:

Индустриализацию, процесс создания крупного машинного производства; начало процессу постоянно нарастающего использования машин в производстве положил промышленный переворот (впервые он начался в Англии в 1760-е годы, в России он начался на рубеже 1830-1840-х годов);

Урбанизацию (от лат.- городской), процесс повышения роли городов в развитии общества; город впервые получает экономическое преобладание,

оттесняя на второй план деревню (уже в конце XVIII в. удельный вес городского населения в Голландии составил 50 %; в Англии этот показатель равнялся 30 %; во Франции – 15 % , а в России - около 5 %);

    демократизацию политической жизни, создание предпосылок для формирования правового государства и гражданского общества;

Секуляризацию, ограничение влияния церкви в жизни общества, в том числе обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую; процесс распространения светских элементов в культуре получил название « обмирщение» культуры (от слова «мирской » - светский);

Быстрый, по сравнению с прошлым периодом, рост знаний о природе и обществе.

Большую роль в процессе модернизации, в духовном перевороте сыграли идеи Просвещения. Просвещение , как идейное течение, основанное на убеждении решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, возникло в Англии в XVII в. (Дж. Локк, А. Коллинз). В XVIII в. Просвещение распространилось по всей Европе, наивысшего расцвета достигло во Франции – Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Французские просветители участвовали во главе с Д. Дидро в создании уникального издания – «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», поэтому их называют энциклопедистами. Просветители XVIII в. в Германии – Г. Лессинг, И. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин; в России – Н. Новиков, А. Радищев. Просветители считали причинами всех человеческих бедствий невежество, мракобесие, религиозный фанатизм. Они выступали против феодально - абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Просветители не призывали к революции, но их идеи сыграли в общественном сознании революционизирующую роль. XVIII век чаще всего именуют «веком Просвещения» .

Огромную роль в процессе модернизации сыграли революции, кардинальные изменения социально-политического строя, характеризующиеся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием общественных и государственных институтов. На Западе в XVI-XVIII вв. революции охватили четыре страны: Голландию (1566-1609 гг.), Англию (1640-1660 гг.), США (Война за независимость североамериканских колоний, 1775-1783 гг.), Францию (1789-1799 гг.). В XIX в. революции охватили другие европейские страны: Австрию, Бельгию, Венгрию, Германию, Италию, Испанию. В XIX в. Запад «переболел» революциями, пройдя своеобразную вакцинацию.

XIX век именуют «веком капитализма» т. к. в этом столетии в Европе утвердилось индустриальное общество. Два фактора были определяющими в победе индустриального общества: промышленный переворот, переход от мануфактуры к машинному производству; изменение политической и социальной структуры общества, почти полное освобождение от государственных, политических, правовых институтов традиционного общества. Об основных различиях индустриального и традиционного обществ см. табл. 1. (стр. 27).

Окончание нового времени обычно связывают с первой мировой войной (1914 -1918гг.) и революционными потрясениями в Европе и Азии в 1918 -1923 гг.

Четвертый период всемирной истории, начавшийся в 1920-е годы, в советской историографии получил название новейшее время. Долгое время в название последнего периода всемирной истории вкладывали пропагандистский смысл как начало новой эры в истории человечества, открытой Октябрьской революцией 1917 года.

На Западе последний период всемирной истории называют современностью, современной историей. Причем начало современности подвижно: когда - то она начиналась с 1789 г., затем - с 1871 г., сейчас - с начала 1920-х гг.

Вопрос о завершении четвёртого периода всемирной истории и наступлении пятого периода, так же, как вся проблема периодизации, является дискуссионной. Вполне очевидно, что в мире на рубеже XX - XXI в. в. произошли кардинальные перемены. Осмысление их сущности, значения и последствий для человечества, вступившего в III тысячелетие от Рождества Христова - важнейшая задача экономистов, социологов, историков.

Таблица 1.

Основные признаки традиционного и индустриального обществ

Признаки

Общество

традиционное

индустриальное

    Сектор, доминирующий в экономике

Сельское хозяйство

Промышленность

    Основные средства производства

Ручная техника

Машинная техника

    Основные источники энергии

Физическая сила человека и животных

Природные источники

(вода, уголь, нефть, газ)

    Характер экономики (преимущественно)

Натуральный

Товарно-денежный

    Место проживания основной массы поселения

    Структура общества

Сословная

Социально-классовая

    Социальная мобильность

    Традиционный тип власти

Наследственная монархия

Демократическая республика

    Мировоззрение

Полностью религиозное

Светское

    Грамотность

История человечества делится на три эпохи (к текущему моменту: в будущем могут и новые начаться):

Первая эпоха: от появления человечества (2-2,5 млн. лет назад) до неолитической революции (примерно 8 000 г. до н.э.).

Вторая эпоха: от неолитической революции (примерно 8 000 г. до н.э.) до промышленной революции (конец 18 - начало 19 века).

Третья эпоха - от промышленной революции (конец 18 - начало 19 века) до настоящего времени.

[Даты указаны по лучшему результату: разумеется, до сих пор можно найти племена, которые по уровню развития ещё в Первой эпохе живут.]

Неолитическая и промышленная революции - это сверхважные события в истории человечества, уступающие разве что лишь появлению человечества. С сожалением вынужден констатировать, что я совершенно не понимаю их причин. Нет, в споре с человеком, уверенным, что он их понимает, я могу сгенерировать более-менее правдоподобное объяснение, но реального понимания у меня нет. Впрочем, подробности - ниже.

1. Первая эпоха и неолитическая революция.

Характерная черта Первой эпохи - отсутствие сколь-либо заметного современникам прогресса. Иллюзия незыблемости, неизменности мироздания и образа жизни.

Чтобы увидеть прогресс, надо смотреть как учёные - на периоды времени в СОТНИ ТЫСЯЧ лет, и притом с вниманием к мельчайшим деталям. Только так можно заметить какое-то подобие прогресса.

Живя же в таком обществе, прогресса увидеть нельзя: этот слабый-слабый повышательный тренд на отрезках времени в несколько поколений невозможно вычленить из флуктуаций, колебаний уровня жизни по множеству самых разных причин.

Такие общества могут существовать стабильными на протяжении сколь угодно большого периода времени. У них нет никаких внутренних причин к развитию. Совершенно неудивительно, что где-нибудь в джунглях Амазонки можно найти племена, которые живут в Первой эпохе до сих пор. И если их не найти, то могут в таком состоянии оставаться и на протяжении многих тысячелетий, десятков тысяч и сотен тысяч лет. Если при помощи "машины времени" любого их жителя переместить в прошлое на тысячелетие-другое, он попадет во вполне знакомую ему культурную среду.

Удивительно другое: а почему же некоторые из таких сообществ всё-таки смогли взойти на следующую ступень развития?

Причины решительно непонятны.

Разве раннее земледелие чем-то превосходит охоту?

Люди биологически более приспособлены именно к охоте. Психиологически такая деятельность воспринимается более приятной. Труд земледельца - совсем наоборот. Следовательно, чтобы люди предпочли быть земледельцами, на то должны были быть очень веские причины.

Говоря про хлеб, не представляйте себе тот, что Вы каждый день едите. И не представляйте себе средневековый хлеб. Тот хлеб, который готовили первые земледельцы, был малопитательным, невкусным и дико, чудовищно трудоёмким в приготовлении!
То же самое касается риса, кукурузы и прочих съедобных растений.

Конечно, результат охоты был нестабильным, ибо зависел не только от мастерства охотников, но и от объективных причин вроде изменений численности и миграций животных. Но разве земледелие лучше? Это в Третью эпоху земледелие даёт стабильный результат. Это во Вторую эпоху результат земледелия хоть и рискован, но риск умеренный. В Первую эпоху земледелие крайне ненадежно. Примерно на том же уровне, что и охота.

Антропологам известны примеры племен примитивных земледельцев и охотников, живущих по соседству друг с другом в одинаковых природных условиях. Как правило, их уровень жизни вполне сравним. Так почему же произошел переход к земледелию?

У неолитической революции есть и вторая загадка - независимое, но почти синхронное начало ее в нескольких регионах планеты (разница во времени измеряется в тысячелетиях, но на фоне двухмиллионнолетней истории человечества это действительно один момент).

Придумать обоснование я могу, но оно меня самого не убеждает. Не могу понять эту загадку.

2. Вторая эпоха.

Вторая эпоха, в отличие от Первой, имеет выраженную нестационарность: общество, вступившее во Вторую эпоху, не может оставаться неизменным тысячелетиями или даже веками. Оно неизбежно будет иметь периоды экономического и технического взлета, которые хоть и зачастую компенсируются последующими спадами, однако же всё-таки есть. В отличие от обществ Первой эпохи.

Другая важная черта Второй эпохи - полная зависимость от сельского хозяйства.
Совсем не случайно среди экономистов Второй эпохи было широко распространено мнение, что богатство создается только в сельском хозяйстве, а все остальные люди лишь перераспределяют его.

Видите в стране Второй эпохи спад? Скорей всего, он начался с неурожайных лет.
Видите подъём? Наверняка он начался с хороших урожаев.

Третья характерная черта Второй эпохи, кардинально отличающая её от Третьей - ОБРАТНАЯ зависимость между ростом совокупного и подушевого дохода жителей любой страны.

Если страна богатеет - уровень жизни большинства её жителей (кроме малочисленной верхушки) падает. И наоборот. Например, с середины 14 (от начала "Чёрной смерти") и до середины 15 века Европа переживала колоссальный спад... но никогда в истории уровень жизни европейских крестьян не был так высок! Он будет превзойдён лишь с концом Второй эпохи.

Для нас, жителей Третьей эпохи, это выглядит парадоксально, однако дело обстоит именно так. Почему? Именно потому, что экономика Второй эпохи жёстко связана с сельским хозяйством, а динамика численности населения мальтузианская.

Как правило, общеэкономический подъём сопровождался ростом численности населения. А это заставляло использовать менее плодородные земельные участки, увеличивая совокупный продукт, но сокращая предельный. Вот и выходит, что если совокупный продукт страны вырос, скажем, с 1000 условных единиц до 2000, то численность её жителей возросла, к примеру, от 100 до 250, и на каждого условного жителя приходится не по 10 условных единиц дохода, а по 8.

Для историков и экономистов Вторая эпоха интересна своей НЕЕДИНСТВЕННОСТЬЮ, возможностью сопоставлять альтернативные пути развития.

Первая эпоха тут не подходит: как бы парадоксально это ни звучало, но человечество было единым. Дело в том, что хотя путешествия людей и распространение информации были очень медленными, появление нового знания было намного более медлительным. Тем самым знание распространялось по всему человечеству, почти не устаревая.

Третья эпоха тем более не годится: с началом промышленной революции единство мира стало окончательным и необратимым (без полной деградации человечества и скатывания обратно во Вторую эпоху).

А во Второй эпохе вариации были. Цивилизации Европы, Азии и Северной Африки - это единая система. С глубочайшей древности они связаны друг с другом торговыми путями. О существовании друг друга они прекрасно знали.
Но вот цивилизации Южной и Центральной Америки - совсем другое дело! Они к евроазиатскосевероафриканской цивилизации отношения не имеют. Тем интересней проводить сопоставления двух альтернативных путей развития во Вторую эпоху, чтобы понять, какие черты являются обязательными, а какие - случайно закрепившимися. Поэтому безумно жаль, что конкистадоры разрушили и уничтожили совершенно бесценные свидетельства о том, как были устроены южно- и центральноамериканские страны.

3. Промышленная революция.

Если неолитическая революция была задолго до начала письменной истории человечества, то промышленная революция произошла при полном свете истории. Нам досконально известно, что и как происходило. Но ПОЧЕМУ произошла промышленная революция - загадка ничуть не меньшая!

Когда любители "альтернативной истории" заявляют, что египтяне ну никак не могли таскать такие камни, как в пирамидах, им обычно приводят в пример различные гигантские камни из Петербурга. Первый рефлекс жителей Третьей эпохи - сказать "Ну это же было на тысячи лет раньше!". Но стоит только включить разум, как становится понятным удивительный факт: да, разница в веках и тысячелетиях, однако каких-то принципиальных изменений нет! Что можно сделать в начале 18 века н.э., то можно сделать и за тысячу-другую лет до н.э., ну может разве что людей потребуется чуть больше, и работать им придется чуть дольше: разница всего лишь в разы, а даже не в десятки раз.

Вторая эпоха характеризуется цикличностью развития. В ней были как грандиозные взлеты, так и грандиозные падения. Если сравнивать только пики развития, то совершенно непонятно, чем же европейский пик 18 века был таким особенным, что позволил перейти в Третью эпоху.

Классическое объяснение - от науки и техники.

Аргумент от науки явно не работает. На протяжении Первой эпохи науки не было вообще, а на протяжении Второй эпохи она либо была никак не связана с техникой, либо была её следствием: т.е. сначала эмпирическим путём изобретается новое устройство, и только потом находится объяснение, как оно работает. НТП, т.е. прогресс техники как следствие научного прогресса - это характерная черта Третьей эпохи. До промышленной революции (и даже спустя десятилетия после неё) его не существовало. Следовательно, развитие науки никак не могло быть причиной промышленной революции.

С аргументом от техники тоже непросто. Что было такого в Европе 18 века, чего не было, например, в Александрии птолемеевского Египта? Даже паровой двигатель, и то был!

Можно двигаться и вперёд: в средневековой Европе были крупные взлеты и в 11-13 веке, и с середины 15 до середины 16. Тем не менее, как это было характерно для всех экономических подъёмов во Второй эпохе, они завершились спадом и откатом назад.

Можно двигаться и назад. Средиземноморье 13 в. до н.э., накануне Катастрофы бронзового века - чего там не хватало для промышленной революции? Не понимаю.

То же самое и в других крупных цивилизациях. И в Индии, и в Китае, и в Японии точно так же были и высокие подъёмы, и глубокие спады. Почему, почему ни один подъём не позволил начать промышленную революцию?

Чем больше и глубже изучаешь историю этих стран, тем менее понятно, почему Европа их опередила: долгое время они были вполне сопоставимы, притом Европа нередко являлась несколько отстающей по всем параметрам. Доминирование Европы появилось только накануне промышленной революции.

Ещё одна парадоксальная черта промышленной революции - её НЕЗАМЕТНОСТЬ для современников.
Практически никто не понимал, что является свидетелем переломной точки в истории человечества. Даже у умнейших и наблюдательнейших людей, например у Адама Смита, не видно понимания роли промышленности.

А вот для сравнения слова Роджера Бэкона, относящиеся примерно к 1260 году:
"Может статься, что изготовят машины, благодаря которым самые большие корабли, управляемые одним-единственным человеком, будут двигаться быстрее, чем если бы на них было полно гребцов; что построят повозки, которые будут перемещаться с невероятной быстротой без помощи животных; что создадут летающие машины, в которых человек... бил бы по воздуху крыльями, как птица... Машины позволят проникнуть в глубины морей и рек".

Но почему же в конце 18 века промышленная революция произошла, а в конце 13 - нет? Я не знаю.

4. Третья эпоха.

Она длится слишком мало времени, чтобы можно было делать сколь-либо серьёзные выводы. Поэтому кратко назову некоторые важные отличительные черты её, которые заметны уже сегодня:

Неоспоримая "стрела времени". История не стационарна и не циклична, и это очевидно даже для обывателей.
- Научно-технический прогресс вместо технического прогресса, характерного для предыдущих эпох: сначала открывается знание о мире, и потом на основе него создаётся новая техника.
- Прямая связь между совокупным и подушевым доходом. Развитие страны повышает уровень жизни её граждан.
- Выход из "мальтузианской ловушки".
- Маленький мир. Если во Вторую эпоху ещё имеет смысл делить человечество на отдельные цивилизации, то в Третью весь мир - это единая система, все элементы которой сильно связаны друг с другом.

[Про Первую эпоху и неолитическую революцию]

Тезис о стабильном производстве прибавочного продукта может быть воспринят как указание на повышение в процессе неолитической революции уровня и качества жизни: до нее люди жили-де на грани голодной смерти, а после этого в результате перехода к более прогрессивным технологиям жизнь стала более изобильной. Такое понимание было широко распространено до 1970-х, когда американский антрополог Маршалл Салинз доказал его ошибочность.

В своей монографии Экономика каменного века (1973) М.Салинз, обобщая этнографическую и историческую информацию, сформулировал парадоксальный вывод: ранние земледельцы трудились больше, но имели уровень жизни ниже, чем позднепервобытные охотники и собиратели . Известные в истории раннеземледельческие народы работали, как правило, гораздо большее число дней, чем тратили на добывание пищи дожившие до 20 в. первобытные охотники и собиратели. Представление о голодной жизни отсталых народов также оказалось очень сильно преувеличенным – у земледельцев голодовки носили более тяжелый и регулярный характер . Дело в том, что при присваивающем хозяйстве люди забирали у природы далеко не все, что она могла им дать. Причина тому – не мнимая лень отсталых народов, а специфика их образа жизни, не придающая значения накоплению материального богатства (которое к тому же часто и невозможно накапливать из-за отсутствия технологий длительного хранения пищи).

Возникает парадоксальный вывод, который называют «парадоксом Салинза»: в ходе неолитической революции совершенствование аграрного производства ведет к ухудшению уровня жизни . Можно ли в таком случае считать неолитическую революцию прогрессивным явлением, если она понижает уровень жизни? Оказывается, можно, если рассматривать критерии прогресса более широко, не сводя их только к среднедушевому потреблению.

В чем именно заключалась прогрессивность неолитической революции, можно объяснить по модели, которую предложили американские экономисты-историки Дуглас Норт и Роберт Томас.

В раннепервобытном обществе господствовала общая собственность: из-за немногочисленности населения доступ к охотничьим угодьям и местам рыбной ловли был открыт всем без исключения. Это означало, что существовало общее право на использование ресурса до его захвата (захватит тот, кто будет первым) и индивидуальное право на использование ресурса после захвата. В результате каждое племя, собирающее добычу с очередного участка, куда оно перекочевало, было заинтересовано в хищническом потреблении ресурсов общего доступа «здесь и сейчас», без заботы о воспроизводстве. Когда ресурсы территории истощались, ее покидали и уходили на новое место.

Такая ситуация, когда каждый пользователь озабочен максимизацией личной сиюминутной выгоды без заботы о завтрашнем дне, экономисты называют трагедией общей собственности. Пока природные ресурсы были изобильны, проблем не возникало. Однако их истощение из-за роста населения привело примерно 10 тыс. лет назад к первой в истории революции в производстве и в социальной организации общества.

Согласно парадоксу Салинза, охота и иные виды присваивающего хозяйства обеспечивали куда более высокую производительность труда, чем земледелие . Поэтому пока демографическая нагрузка на природу не превышала некоторого порогового значения, первобытные племена не занимались производящим хозяйством, даже если для этого были подходящие условия (скажем, пригодные для культивирования растения). Когда же из-за истощения природных ресурсов производительность труда охотников начала падать, то рост населения требовал перехода с охоты на земледелие, либо вымирания охотников от голода. В принципе возможен и третий выход - остановить демографическое давление у критического предела. Однако первобытные люди редко прибегали к нему из-за непонимания экологических закономерностей.

Чтобы перейти от охоты к земледелию, необходимы коренные изменения отношений собственности. Земледелие – принципиально оседлый вид деятельности: в течение многих лет или постоянно земледельцы эксплуатируют один и тот же участок земли, урожай с которого зависит не только от погоды, но и от действий людей. Плодородная земля становится редким ресурсом, требующим защиты. Возникает необходимость защищать обрабатываемые земли от попыток их захвата чужаками и разрешать поземельные конфликты между соплеменниками. В результате начинает складываться государство как институт, главной экономической функцией которого является защита прав собственности.

Д.Норт и Р.Томас предложили считать главным содержанием Первой экономической революции (так они назвали неолитическую революцию) появление прав собственности, закрепляющих исключительные права индивида, семьи, рода или племени на землю. Преодоление трагедии общей собственности позволило остановить падение предельного продукта труда, стабилизировало его.

Прогресс развития общества в ходе неолитической революции проявляется, таким образом, не непосредственно в росте среднедушевого уровня жизни, а в повышении плотности и численности населения. Согласно оценкам, переход от охоты и собирательства к земледелию позволил повысить плотность населения в сотни раз. Поскольку этот переход происходил далеко не во всех регионах планеты, то рост общей численности населения планеты происходил более медленно – не в сотни, а только в десятки раз.

[Про Александрию птолемеевского Египта]

Первый пример, слишком далекий и, однако же, смущающий, - это пример птолемеевского Египта. Следовало ли останавливаться на нем, идя самым длинным путем? Тем не менее в Александрии между 100 и 50 гг. до н.э., за семнадцать или восемнадцать веков до Дени Палена, состоялось явление пара. Такая ли уж малость, что «инженер» Герон изобрел тогда эолипил, своего рода паровую турбину, - игрушку, приводившую, однако, в движение механизм, способный дистанционно открывать тяжелую дверь храма? Это открытие произошло вслед за немалым числом других: всасывающим и нагнетательным насосами, инструментами, предвосхитившими термометр и теодолит, боевыми машинами, правда более теоретическими, нежели практическими, заставлявшими работать сжатие или расширение воздуха, или силу огромных пружин. В те далекие века Александрия блистала всеми оттенками страсти к изобретательству. На протяжении уже одного или двух веков там полыхали разные революции: культурная, торговая, научная (Евклид, Птолемей-астроном, Эратосфен); Дикеарх, видимо живший в городе в начале III столетия до н.э., был первым географом, «начертившим на карте линию широты, которая проходила бы от Гибралтарского пролива до Тихого океана, следуя вдоль Тавра и Гималаев».

Внимательное рассмотрение долгой александрийской главы, конечно, увлекло бы нас слишком далеко, через интересный эллинистический мир, вышедший из завоеваний Александра, где территориальные государства (такие, как Египет и Сирия) заняли место прежней модели греческих городов-полисов. Вот трансформация, которая не может не напомнить нам первые шаги современной Европы. Напрашивается также констатация, которая впоследствии будет часто повторяться: изобретения шли группами, большими количествами, сериями, как если бы они опирались друг на друга или, скорее, как если бы какое-то данное общество выталкивало их все вместе на передний план.

Однако как бы ни была блистательно интеллектуальна долгая александрийская глава, она в один прекрасный день завершилась без того, чтобы ее изобретения (а между тем их особенностью была обращенность к техническому приложению: в III в. Александрия даже основала школу инженеров ) вылились в какую бы то ни было революцию в промышленном производстве.

Вина за это лежит, вне сомнения, на рабовладении, которое давало античному миру всю удобную для эксплуатации рабочую силу, в какой он нуждался. Таким образом, на Востоке горизонтальная водяная мельница останется рудиментарной, приспособленной единственно для нужд помола зерна, задачи тяжкой и повседневной, а пар будет служить лишь в своего рода хитроумных игрушках, потому что, как пишет один историк техники, «потребность в [энергетической] мощи, превосходившей те ее виды, что были тогда известны, не ощущалась». И значит, эллинистическое общество осталось безразличным к подвигам «инженеров».

Но не несет ли за это ответственность и римское завоевание, которое последовало вскоре за этими изобретениями? Эллинистические экономика и общество уже несколько столетий были открыты миру. Рим же, напротив, замкнулся в рамках Средиземноморья и, разрушив Карфаген, поработив Грецию, Египет и Восток, трижды закрыл выходы в широкий мир. Было ли бы все по-иному, если бы Антоний и Клеопатра одержали победу при Акциуме в 31 г. до н.э.? Иными словами, не возможна ли промышленная революция лишь в сердце открытого мира-экономики?

[Про зависимость между совокупным и среднедушевым доходом]

До такого превращения традиционный рост совершался с перебоями, как последовательность взлетов и остановок, или даже спадов, на протяжении веков. Различаются очень продолжительные фазы: 1100-1350, 1350-1450, 1450-1520, 1520-1720, 1720-1817 гг. Эти фазы противоречили друг другу: во время первой население росло, во второй – резко упало, вновь росло в третьей, пребывало в состоянии застоя в четвертой и стало стремительно возрастать в последней из них.

Всякий раз, когда росло население, наблюдался рост производства и национального дохода – словно для того, чтобы оправдать старую пословицу «Богатство заключено только в людях». Но всякий раз доход на душу населения понижался или даже скатывался вниз, тогда как в течение застойных фаз он улучшался. Именно это показывает длинная кривая, рассчитанная на материале семи веков Фелпсом Брауном и Шейлой Хопкинс. Таким образом, имелось расхождение между национальным доходом и доходом на душу населения: рост национального продукта происходил в ущерб тем, кто трудился , это было законом Старого порядка. И я предположу в противоположность тому, что говорилось и повторялось, что начатки английской промышленной революции были поддержаны ростом, принадлежащим еще Старому порядку. До 1815 г., или, вернее, до 1850 г. (а иные сказали бы до 1870 г.) не было постоянного роста.

С середины XIX века, который сломил специфический ритм роста при старом порядке, мы как будто вступаем в другую эру: вековая тенденция (trend) – это тенденция к одновременному подъему численности населения, цен, ВНП, заработной платы, прерываемому лишь случайностями кратковременных циклов , как если бы «постоянный рост» нам был обещан навсегда.

По поводу Второй эпохи и промышленной революции рекомендую "Материальную цивилизацию, экономику и капитализм" Фернана Броделя.

Существует множество различных способов периодизации истории. Понятно, что все они носят условный характер, но польза их несомненна: отправляясь в путешествие в глубь веков, неплохо иметь план маршрута и карту, чтобы не потеряться в мире событий, открытий, дат и т.п. Во всяком случае, я лелею надежду, систематизировать свои знания по истории человечества, «разложить все по полочкам», с тем чтобы было легче понимать истоки современных событий, проводить параллели и устанавливать взаимосвязи между различными культурами.

Для этого воспользуюсь самым простым и общим, не имеющим чётких границ, способом деления истории человечества на следующие периоды.

Первобытное общество – от появления первых предков человека до возникновения городов, государств и письменности. Этот период еще называют доисторическим, но я с этим не согласна: раз появился человек, значит, началась и история человечества, пусть даже мы узнаем о ней не через письменные источники, а посредством различных археологических находок. В это время человек освоил земледелие и скотоводство, начал строить дома и города, зародилась религия и искусство. А это уже история, пусть и первобытная.

Древний мир – от первых древних государств, до падения Западной Римской империи (5,5 тыс. лет назад – V век нашей эры) . Цивилизации Древнего Востока, Античная Греция и Древний Рим, Древняя Америка. Удивительное время, в которое появилась письменность, зародилась наука, новые религии, поэзия, архитектура, театр, первые представления о демократии и правах человека, да разве всё перечислишь!

Средневековье (V –XV вв) – от падения Западной Римской империи в конце античной эпохи, до Великих географических открытий, изобретения книгопечатания. Феодальные отношения, инквизиция, рыцари, готика – первое что всплывает в памяти при упоминании средних веков.

Новое время (XV в – 1914 г) – от Великих географических открытий до начала I мировой войны. Период Ренессанса в науке и культуре, открытие испанцами Нового Света, падение Константинополя, Английская и Французские революции, Наполеоновские войны и многое другое.

Новейшее время – период в истории человечества (с 1914 года и по настоящее время).

Другие подходы разделения истории человечества на периоды:

формационный , в зависимости от общественно-экономического строя: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (то, что нам вбивали в школе);

по способам производства: аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество;

– по уровню развития материальной культуры: первобытный период, архаический период, тёмные века, античность, средневековье, возрождение, новое время, современность;

по периодам правления выдающихся правителей;

по периодам исторически-значимых войн;

и другие способы, которые, возможно, мне понадобятся позже.

История человечества делится на следующие периоды:

  • – Первобытная эпоха (Каменный век) – с момента появления человека (ок. 3 млн. Р.) До 5-4 тысячелетия до н. е. (Изобретение железа)
  • – Древний мир -IV-III тыс. До н. е. -V вв. н. е. (до 476 г. – падение Западной Римской империи)
  • – Средневековье – кон. V в. – XV вв. (До 1492 гг. – Открытие Америки)
  • – Новые времена – XVI в. – 1914 гг. (До начала Первой мировой войны)
  • – Новые времена (от 1914 до современности)

Важным моментом для изучения истории первобытной эпохи и древнего мира есть четкое понимание исчисление этого периода.

Во-первых, деление истории на период до нашей эры и на НАШУ эру, или К Рождества Христова и ПОСЛЕ Рождества Христова. Очевидно, что ключевым моментом в этом летоисчислении стала событие, связанное с рождением Иисуса Христа. В исторической науке, как правило, фразу К НАШЕЙ ЭРЫ или до Рождества Христова применяют к периоду, который начинается от 10 тыс. Лет до Рождества Христова. То есть от эпохи мезолита. К другим периодам времени, предшествующих этой эпохе (Эпохе мезолита) говорят просто “Лет назад” (например, не говорят “250 тыс. Лет или 15 тыс. Лет до нашей эры”, а говорят просто “250 тыс. Лет назад, или 15 тыс. лет назад “. Это связано со сложностью четкого определения времени в те далекие периоды истории. Начиная же с 10 тыс. лет (мезолита) используют” К Рождества Христова, или К нашей эры “.

Во-вторых, используя периодизацию К Рождества Христова, или К нашей эры, нужно принимать во внимание, что с Рождества Христова, то есть с начала нашей эры прошло более 2 тыс лет. То есть, если мы говорим, что то или иное событие произошло 6 тыс. Лет назад, то это значит, что она состоялась в 4 тысячелетии до нашей эры. Если мы говорим, что событие произошло 7 – 8 тыс. Лет назад, то это значит, что она состоялась в 6-5 тысячелетии до нашей эры.

В-третьих, исчисление, которое происходит в период до нашей эры идет в обратном направлении. Например, если в наше время, то есть в нашу эру мы считаем года так “2010, 2011, 2012, 2013”, то период “К НАШЕЙ ЭРЫ” мы считаем так: “2013, 2012, 2011, 2010 …”. Точно так же и с тысячелетиями и веками: “7-6 тысячелетия до нашей эры, или 3-2 века до нашей эры”.

Четкое понимание этого позволит избежать удивления при решении теста на ВНО, когда попадутся задания типа “Определите, когда была эпоха энеолита” и в вариантах ответа будет: 4-2,5 тысячи лет назад или 4-2,5 тысячи лет до нашей эры.

Основные понятия и термины:

Исторические источники – любые средства информации, непосредственно отражают исторический процесс и дают возможность изучать прошлое человеческого общества, то есть все созданное человеком, дошло до наших дней в виде предметов материальной культуры, письменных памятников, устного народного творчества и др.

Группы исторических источников:

  • – Устные (мифы, легенды, сказки и т.д.)
  • – Письменные (летописи, документы, дневники, мемуары и т.д.)
  • – Вещественные (остатки жилищ, орудия труда, утварь, одежда и т.д.)
  • – Языковые (названия рек, гор, городов, сел и т.д.)
  • – Этнографические (те, что возникают на основе изучения быта и нравов современных традиционных обществ (на сегодня – преимущественно австралийские или африканские племена)
  • – Фоно-, фото-, кинодокументы.

Археологическая культура – совокупность археологических памятников определенной территории и времени, имеют своеобразные местные особенности. А. К. получает название по месту первой находки или по определенным отличительными особенностями (погребением, формой керамики и т.д.).

Материальная культура- совокупность всех материальных ценностей созданных определенной культурой, ее овеществленный составляющая. Поскольку для различных обществ характерны различные культуры, то в соответствии с уровнем обобщения рассматривают материальную культуру человечества, отдельного народа и тому подобное.

Духовная культура – система нравственных ценностей, а также совокупность умственных достижений и опыта как отдельного человека, так и всего человечества, что отражается в форме общественных ценностей (каждого общества каждой эпохи), фольклора, произведений искусства, литературы, достижений философии и тому подобное.

Цивилизация – человеческое сообщество, в течение определенного периода времени (процесс зарождения, развитие, гибель или преобразования цивилизации) имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре (науке, технологиях, искусстве и т.д.), общие духовные ценности и идеалы, ментальность (свдомисть).

Искусство – одна из форм общественного сознания; вид человеческой деятельности, видображаедийснистьу конкретно чувственных образах, в соответствии с определенными эстетических идеалов. В широком смысле искусством называют совершенное умение в каком-то деле, отрасли; мастерство. Развитие искусства как элемента духовной культуры обуславливается как общими закономерностями бытия человека и человечества, так и эстетически-художественными закономерностями, эстетически-художественными взглядами, идеаламийтрадициямы.

Религия – вера в существование сверхъестественных сил, сопровождающееся убеждением в способности этих сил или силы (Бога, богов, Абсолюта, Космоса и т.д.) влиять на Вселенную и на судьбу людей.

ПОДІЛИТИСЯ:

Первый этап в развитии человечества первобытнообщинный строй занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 35 млн. лет назад) до образования первых цивилизаций в различных регионах мира (прим. в IV тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда: археологическая периодизация . Соответственно выделяются три периода:

каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.),

бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),

железный век (с 1 тыс. до н.э.).

В свою очередь, каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Ряд ученых подразделяют историю первобытного общества на пять этапов, каждый из которых отличается степенью развития орудий труда, материалами из которых они изготавливались, качеством жилья, организацией ведения хозяйства. Первый этап - предыстория хозяйства и материальной культуры: от возникновения человечества до приблизительно I млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало отличалось от добывания средств к существованию животными. Многие ученые считают прародиной человека Восточную Африку. Именно здесь при раскопках находят кости первых людей, живших более 2 млн. лет назад. Второй этап – примитивно присваивающее хозяйство приблизительно I млн. лет назад – XI тыс. до н.э., т.е. охватывает значительную часть каменного века – ранний и средний палеолит. Третий этап – развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки его определить трудно, поскольку в ряде местностей этот период закончился в XX тыс. до н.э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) – продолжается до настоящего времени. Охватывает поздний палеолит, мезолит, а в некоторых областях – и весь неолит. Четвертый этап – зарождение производящего хозяйства. В наиболее развитых в хозяйственном отношении районах земли – IX - VIII тыс. до н.э. (поздний мезолит – ранний неолит). Пятый этап – эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков – VIII - V тыс. до н.э.

Помимо производства орудий материальная культура древнего человечества теснейшим образом связана с созданием жилищ. Наиболее интересные археологические находки жилищ относятся к раннему палеолиту. На территории Франции обнаружены остатки 21 сезонного стойбища. В одном из них была открыта овальная ограда из камней - основание легкого жилища. Внутри находились очаги и места изготовления орудия. В пещере Ле Лазаре (Франция) обнаружены остатки убежища, реконструкция которого предполагает наличие опор, крыши из шкур, внутренних перегородок и двух очагов в большом помещении. Постели – из шкур животных (лисьи, волчьи, рысьи) и водорослей (датируются временем ок. 150 тыс. лет до н.э.

На территории современной России и стран СНГ (или бывшего СССР) остатки наземных жилищ, относящихся к раннему палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей мамонтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагавшихся в разных частях жилища.

Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равнообеспечивающим распределением, социальноэкономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств. Это развитие шло крайне неравномерно. Общая схема эволюции человека следующая:

- человек австралопитековый;

- человек прямоходящий (питекантропы и синантропы);

- человек современного физического вида (неандертальцы и верхнепалеолитические люди).

Появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества. Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества – вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя. Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность – географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались попрежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд и пр. быстрее продвигались к цивилизации.

Колоссальный ледник (около 100 тыс. лет тому назад), закрывший половину планеты и создавший суровый климат, повлиявший на растительный и животный мир, неизбежно делит историю первобытного человечества на три разных периода: доледниковый с теплым субтропическим климатом, ледниковый и послеледниковый . Каждому из этих периодов соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый – археоантропы (питекантроп, синантроп и др.), в ледниковый – палеоантропы (неандертальский человек), в конце ледникового периода, в позднем палеолите – неоантропы, современные люди.

Палеолит. Выделяются ранняя, средняя и поздняя стадии палеолита .

Древнейшие памятники культуры обнаружены в пещерах Ле Лазаре (относящиеся ко времени около 150 тыс. лет назад), Фон-де-Гом (Франция), Альтамира (Испания). Большое количество предметов (орудий) найдено в Африке, особенно в долине Верхнего Нила и др. Самые древние остатки человеческой культуры на территории РФ - СНГ (Кавказ, Украина). К ашельской эпохе человек расселился шире, проникая в Среднюю Азию, Поволжье. Накануне великого оледенения человек уже умел охотиться на крупнейших животных: слонов, носорогов, оленей, зубров. В ашельскую эпоху появляется оседлость охотников, подолгу живущих на одном месте. В этот период человечество было уже достаточно организовано и оснащено. Особо значительным было овладение огнем около 300 - 200 тыс. лет тому назад. Недаром у многих южных народов (в тех местах, где расселялся тогда человек) сохранились легенды о герое, похитившем небесный огонь. Миф о Прометее, принесшем людям огонь отражает самую крупную техническую победу наших очень отдаленных предков. Одни исследователи относят к раннему палеолиту также мустьерскую эпоху , а другие выделяют ее в особый этап среднего палеолита. Мустьерские неандертальцы жили как в пещерах, так и в специально изготовленных из мамонтовых костей жилищах – чумах. В это время человек уже научился сам добывать огонь трением, а не только поддерживать огонь, зажженный молнией. Основу хозяйства составляла охота на мамонтов, бизонов, оленей. Охотники были вооружены копьями, кремневыми остриями и дубинами. К этой эпохе относятся первые искусственные захоронения покойников, что свидетельствует о возникновении очень сложных идеологических представлений. Полагают, что к этому же времени можно отнести и зарождение родовой организации общества. Упорядочением отношений полов - появлением экзогамии (от древнегреческого «вне» - запрет брачных отношений между членами родственного или локального коллектива) и эндогамии (от древнегр. «внутри» - допуск брачных отношений в пределах определённой социальной или этнической группы) можно объяснить то, что физический облик неандертальца стал совершенствоваться и к концу ледникового периода превратился в неоантропа, или кроманьонца – людей современного нам типа.

Верхний (поздний) палеолит известен лучше, чем предшествующие эпохи. Природа попрежнему была сурова, ледниковый период еще продолжался. Но человек был уже достаточно вооружен для борьбы за существование. Хозяйство становится комплексным: основу его составляла охота на крупных животных, но появились зачатки рыболовства, серьезным подспорьем было собирательство съедобных плодов, зерен, кореньев. Каменные (в основном кремневые) изделия делились на две группы: оружие и орудия труда (наконечники копий, ножи, скребки для выделки шкур, инструменты для обработки кости и дерева). Широкое распространение получили различные метательные средства (дротики, зазубренные гарпуны, специальные копьеметалки), позволяющие поражать зверя на расстоянии. Основой социального строя верхнего палеолита была небольшая родовая община, насчитывающая около сотни людей, из которых двадцать были взрослыми охотниками. Небольшие круглые жилища, возможно были приспособлены для парной семьи. Находки погребений с прекрасным оружием из мамонтовых бивней и большим количеством украшений свидетельствуют о появлении культа вождей, родовых или племенных старейшин. В верхнем палеолите человек широко расселился в Европе, на Кавказе и Средней Азии, Сибири. По мнению ученых, из Сибири в конце палеолита была заселена и Америка. Искусство верхнего палеолита свидетельствует о высоком развитии интеллекта человека этой эпохи. В пещерах Франции и Испании сохранились красочные изображения, относящиеся к этому времени. Открыта такая пещера и российскими учеными на Урале в Башкирии (Капова пещера) с изображениями мамонта, носорога, лошади. Изображения, сделанные художниками ледникового периода красками на стенах пещер и резьбой на кости, дают представления о животных, на которых они охотились. Это было связано, вероятно, с магическими обрядами, заклинаниями и плясками охотников перед нарисованными животными, что должно было обеспечить успешную охоту. Элементы подобных магических действий сохранились даже в современном христианстве: молебен о дожде с окроплением полей водою есть древний магический акт, восходящий к первобытности. Особо следует отметить культ медведя, позволяющий говорить о зарождении тотемизма. На палеолитических стоянках у очагов или у жилищ часто находят фигурки женщин. Они представлены очень дородными, зрелыми. Очевидно, главная идея таких статуэток – плодовитость, жизненная сила, продолжение рода, олицетворенные в женщине – хозяйке дома и очага. Обилие женских изображений, найденных в верхнепалеолитических стоянках Евразии, позволили сделать вывод, что культ женщины-прародительницы порожден матриархатом. При весьма примитивных взаимоотношениях полов дети знали только своих матерей, но далеко не всегда знали отцов. Женщины охраняли огонь в очагах, жилище, детей; женщины старшего поколения могли вести счет родства и следить за соблюдением брачных отношений, чтобы не рождались дети от близких родственников, нежелательность чего была, очевидно, уже осознана.

Мезолит Примерно за десять тысячелетий до нашей эры огромный ледник, достигавший 1000 - 2000 м в высоту, начал интенсивно таять, его остатки сохранились до наших дней в Альпах и на горах Скандинавии. Переходный период от ледника к современному климату называют условным термином «мезолит», т.е. «среднекаменный» век, – промежуток между палеолитом и неолитом, занимающий примерно около трех - четырех тысячелетий. Мезолит является ярким доказательством сильного влияния географической среды на жизнь и эволюцию человечества. Природа изменилась во многом: потеплел климат, растаял ледник, потекли на юг полноводные реки, постепенно освобождались большие пространства земли, закрытые ранее ледником, обновилась и развилась растительность, исчезли мамонты и носороги. В связи с этим нарушился устойчивый, налаженный быт палеолитических охотников на мамонтов, пришлось создавать иные формы хозяйства. Пользуясь древесиной, человек создал лук со стрелами. Это значительно расширило объект охоты: наряду с оленями, лосями, лошадьми стали охотиться на мелких птиц и зверей. Большая легкость такой охоты и повсеместность дичи сделали ненужными прочные общинные коллективы охотников. Охотники и рыболовы небольшими группами бродили по степям и лесам, оставляя после себя следы временных стоянок. Потеплевший климат позволил возродить собирательство. Особенно важными для будущего оказалось собирание диких злаков, для чего даже были изобретены деревянные и костяные серпы, с кремниевыми лезвиями. Новшеством было уменье создавать режущие и колющие орудия. Вероятно, в это время люди ознакомились с перемещением по воде на бревнах и плотах и со свойствами гибких прутьев и волокнистой коры деревьев. Началось приручение животных: охотник-лучник шел за дичью с собакой; убивая кабанов, люди оставляли на выкорм выводки поросят. Мезолит – время расселения человечества с юга на север. Двигаясь через лесные массивы вдоль рек, человек прошел все пространство, освободившееся от ледника, и дошел до тогдашней северной кромки материка Евразии, где начал охотиться на морского зверя. Искусство мезолита существенно отличается от палеолитического: произошло ослабление общинного начала и возросла роль отдельного охотника – в наскальных изображениях мы видим, не только зверей, но и охотников мужчин с луками и женщин, ожидающих их возвращения.

Неолит . Это последний этап каменного века, но термин не отражает ни хронологического, ни культурного единообразия. В XI в. н.э. новгородцы писали о меновой торговле с неолитическими (по типу хозяйства) племенами Севера, а в XVIII в. русский ученый С.Крашенинников описал типично неолитический быт местных жителей Камчатки. Все же к неолиту относят период VII - V тыс. до н.э. Расселившееся в разных ландшафтных зонах человечество пошло разными путями и разными темпами. Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых условиях, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в южных зонах эволюция была более быстрой. Человек уже использовал шлифованные и сверленые орудия с рукоятками, ткацкий станок, умел лепить посуду из глины, обрабатывать дерево, строить лодку, плести сеть. Гончарный круг, появившийся в IV тыс. до н.э., резко повысил производительность труда и улучшил качество глиняной посуды. В IV тыс. до н.э. на Востоке было изобретено колесо, стала использоваться тягловая сила животных: появились первые колесные повозки. Искусство неолита представлено петроглифами (рисунками на камнях) в районах Севера, раскрывающими в подробностях охоту лыжников на лося, охоту в больших ладьях на кита.

С эпохой неолита связан один из важнейших технических переворотов древности – переход к производящему хозяйству (неолитическая революция). Произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий , что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства , что способствовало индивидуализации труда. Земледелие было распространено очень неравномерно. Его первые очаги обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. В Средней Азии искусственное орошение полей при помощи каналов появилось уже в IV тыс. до н.э. Для земледельческих племен характерны большие поселения из глинобитных домов (до нескольких тысяч жителей).

Энеолит (также меднокаменный век, так как появились редкие изделиня из чистой меди). К этой эпохе относится Трипольская культура (VI - III тыс. до н.э.) между Карпатами и Днепром на плодородных почвах. Трипольцы (как и другие ранние земледельцы) выработали тип комплексного хозяйства, который просуществовал в деревне вплоть до эпохи капитализма: земледелие (пшеница, ячмень, лен), скотоводство (корова, свинья, овца, коза), рыболовство и охота. Первобытные матриархальные общины, повидимому, еще не знали имущественного и социального неравенства. Особый интерес представляет идеология трипольских племен, пронизанная идеей плодородия, что выражалось в отождествлении земли и женщины: земля, рождающая новый колос хлебного злака, как бы приравнивалась к женщине, рождающей нового человека. Эта идея лежит в основе многих религий, вплоть до христианства. Роспись больших глиняных сосудов трипольской культуры раскрывает мировоззрение древних земледельцев, созданную ими картину мира. По их представлениям он состоял из трех зон (ярусов): зона земли с растениями, зона Среднего неба с солнцем и дождями и зоны Верхнего неба, хранящего наверху запасы небесной воды, которая может пролиться при дожде. Верховным владыкой мира было женское божество. Картина мира трипольцев очень близка к той, которая отражена в древнейших гимнах индийской «Ригведы».

Эволюция человека особенно ускорилась в связи с открытием металла – меди и бронзы (сплава меди с оловом), позже освоением железа . Эти периоды обозначаются как бронзовый век, железный век (однако с ними больше связан следующий этап развития человечества – эпоха Древнего мира). Орудия труда, оружие, доспехи, украшения и посуду начиная с III тыс. до н.э. стали из бронзы. Усиливался обмен между племенами продуктами – изделиями и учащались столкновения между ними. Углублялось разделение труда, появлялось имущественное неравенство внутри рода. В связи с развитием скотоводства возрастала роль мужчины в производстве. Наступала эпоха патриархата. Внутри рода возникали большие патриархальные семьи, с мужчиной во главе, ведшие самостоятельное хозяйство. Тогда же появилось и многоженство. В бронзовом веке уже наметились большие культурные общности, которые, возможно, соответствовали языковым семьям: индоевропейцам, угрофиннам, тюркам и кавказским племенам. Географическое размещение их очень отличалось от современного. Предки угрофиннов продвигались на север и северозапад, проходя западнее Урала. Предки тюркских народов размещались восточнее Байкала и Алтая. По всей вероятности, основной прародиной славян были области между Днепром, Карпатами и Вислой. Соседями протославян были предки германских племен на северо-западе, балтийских племен на севере, дакофракийские племена на юго-западе и прото-иранские (скифские) племена на юге и юго-востоке.

Разложение первобытнообщинного строя.

Примерно в VIV тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества . Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции, важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли. С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина - земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства. От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу – складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин допускается полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Месопотамии свидетельствуют о таком положении, сложившимся к концу IV началу III тыс. до н.э. Это подтверждают и древнейшие памятники письменности некоторых племен предгорий Передней Азии, Китая II тыс. до н.э.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Оно порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, с другой – ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые постепенно превращаются в господствующие, вторые – подчиненные. В результате войн могли оказаться в подчиненном положении целые племена или даже группы племен. Однако долгое время верхушка родовой знати еще должна была считаться с мнением всей общины. Но все чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.

Итак, признаками распада родового строя явились: возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обращение пленных в рабов, превращение рода кровнородственного коллектива в территориальную общину . Археологические раскопки в различных частях мира, в том числе и на территории СНГ, позволяют сделать такие выводы. Примером могут служить знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тыс. до н.э. или пышные погребения вождей в Триалети (южнее Тбилиси). Обилие драгоценностей, погребение с вождем насильственно убитых рабов и рабынь, колоссальные размеры могильных насыпей все это свидетельствует о богатстве и власти вождей, о нарушении первоначального равенства внутри племени. Постепенно создавались условия для возникновения классового общества и государства.

Первобытнообщинный строй – отправная точка в истории человечества.


Top