Верны ли следующие суждения о функции семье

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Тема «Семья».

Часть1.

    Ниже приведен перечень требований. Все они, за исключением двух, характеризуют определенный тип семьи.

    нуклеарная; 2) патриархальная; 3) многопоколенная; 4) интегрированная;

5) партнерская;.8) сословная.

2. Выберите верные суждения о семье и ее функциях в современном обществе и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Появлению семьи способствовало возникновению государства.

2) В современном обществе семья остается главной производственной ячейкой.

3) Одной из функций семьи является психологическая и эмоциональная поддержка членами семьи друг друга.

4) Функции семьи как социального института меняются с изменением общественного развития.

5) Семья – единственный социальный институт, осуществляющий социализацию подрастающего поколения.

3. Выберите верные суждения об отличиях семьи от других социальных институтов и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию моральной регламентации поведения.

2) Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.

3) В отличие от других социальных институтов, семья выполняет функцию биологического воспроизводства.

4) Особенностью семьи, отличающей ее от любого другого социального института, является функция социализации молодого поколения.

5) В отличие от любого другого социального института, семья занимается воспитанием и обучением.

4. Выберите верные суждения о фенкциях семьи и запищите цифры , под которыми они указаны.

1) В организации внутрисемейного общения и контактов членов семьи с природной и социальной средой проявляется коммуникативная функция семьи.

2) Первичный социальный контроль, осуществляемый в семье на основе авторитете родителей, иллюстрирует регулятивную функцию семьи.

3) Семья, как правило, кормит, одевает, обувает, и в этом проявляется ее воспитательная функция.

4) Ведение своего бюджета, организация потребительской деятельности иллюстрирует экономическую функцию семьи.

5) Уход за детьми вплоть до достижения ими социальной зрелости отражает репродуктивную функцию семьи.

5. Выберите верные суждения о функциях семьи и ее типах и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Нуклеарные семьи включают два поколения прямых кровных родственников.

2) Досуговая функция семьи проявляется в предоставлении определенного социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.

3) Семья является основным агентом первичной социализации индивидов.

4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

5) Члены семьи связаны взаимной юридической и моральной ответственностью.

6. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух близ стоящих поколений родителей и детей. (Б) По данным социологических опросов подобные семьи преобладают в современной западном обществе. (В) Такая семья мало эффективна с точки зрения передачи культурного опыта. (Г) К сожалению, в таких семьях вне связи с более старшим поколением исчезают важные аспекты развития личности ребенка. (Д) Правильно поступают те молодые родители, которые не исключают бабушек и дедушек из процесса воспитания внуков.

Определите, какие положения текста имеют

    фактический характер

    характер оценочных суждений

    характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А

Б

В

Г

Д

7 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Семья – это самая малая, первичная ячейка______(А), без которой совершенно не возможно его существование. Именно семья выполняет важнейшую функцию рождения детей,_______(Б) человеческого общества. Именно в семье ребенку прививаются такие _______(В), как, например, уважение к старшим, забота о слабых, любовь к труду. Семья выполняет и защитную ______(Г), играя роль своеобразного оплота и убежища, в котором можно найти понимание и поддержку. Небезразлична для общества и экономическая функция семьи. Она проявляется прежде всего во взаимной______(Д) ее членов, в организации быта, семенного досуга. В последние годы семья все активнее проявляет себя как______(Е): создаются личные подсобные хозяйства граждан, развивается фермерство на селе и семейное предпринимательство в городе».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

    воспроизводство 6) потребитель

    функция 7) деятельность

    общество 8) материальная поддержка

    поколение 9) нравственные ценности

    производитель

В данной таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть 2.

    В стране Z был проведен социологический опрос. Респондентов просили выбрать черты, которыми должна семья. Распределение ответов (в %) показано в приведенной ниже таблице. Какой тип семьи наиболее популярен в общественном мнении жителей данной страны? Укажите два признака, по которым вы это установили. Опираясь на обществоведческие знания, назовите еще один признак семьи данного типа.

Поддержали

Не поддержали

Затруднились в ответе

Интересы семьи важнее интересов отдельных членов семьи

В семье должны быть уважение, поддержка, взаимопомощь

Главная добродетель - послушание

Муж и жена должны делить домашние обязанности поровну

    Проиллюстрируйте тремя примерами влияние семьи на социальное становление растущих в ней детей.

А1 . Человека от животного отличает

А2 . К. - небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?

А3 . Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.

Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.

А5 . Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?

А6 . Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.

Б. В произведениях искусства используются художественные образы.

А7 . К основным факторам (ресурсам) производства относится

А8 . Государственный бюджет - это планируемые государством на год

А9 . Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики

А11 . Что является характерным признаком нации?

А12 . В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества

А13 . Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.

Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.

А14 . Что является отличительным признаком демократического режима?

А15 . В начале XIX века во Франции избирательным нравом обладали около 2% взрослого населения. Но уже к середине этого века его получили все взрослые мужчины страны. Это было движение к избирательному праву

А16 . Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии появились вместе с возникновением общества.

Б. Политические партии объединяют людей с общими интересами и идеалами.

А17 . Право в отличие от морали

А18 . Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет

А19 . Гражданка приобретает загородный дом: в агентстве по недвижимости. Какая отрасль права регулирует отношения гражданки с агентством?

А20 . Верны ли следующие суждения, о правах человека в демократическом обществе?

А. Права человека присущи всем людям от рождения.

Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.

ВАРИАНТ 6

Часть 1

А1 . Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?

А2 . Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

А3 . Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?

А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.

Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.

А4 . Что является отличительной чертой науки?

4) высшее профессиональное образование

А6 . Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали существуют только в письменной форме.

Б. Нормы морали устанавливаются государством.

А7 . Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?


А10 . Верны ли следующие суждения о безработице ?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам .

А11 . Национальная принадлежность человека является характеристикой его

А12 . Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует

А13 . Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.

Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.

А14 . Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

А15 . Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов

А16 . Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.

Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.

А17 . Что является отличительным признаком правового государства?

1) наличие системы законодательства

2) равноправие и равенство граждан перед законом

4) наличие суверенитета

А18. Какой из признаков характерен для традиционного общества?

1) серийное производство товаров

2) натуральный способ ведения хозяйства

3) преобладание промышленного производства

4) особая ценность информации о новых технологиях производства

А19. Тоталитарное государство характеризуется

1) наличием экономической самостоятельности граждан

2) идеологический плюрализм

3) действием независимых СМИ

4) отсутствием оппозиционных партий и движений

А20. Для федеративной формы государственного устройства характерно(-а)


1) разделение полномочий между центром и субъектами федерации

2) одноуровневая система законодательства

3) возможность изменения территории субъекта односторонним решением центральных органов управления государством

4) возможность свободного выхода субъекта из состава федерации

Часть 2

В1 . В приведенном списке указаны черты сходства государства и политической партии и их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

В2 . Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем человечества и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) расширение круга ядерных держав

2) ослабление иммунитета людей в пожилом возрасте

3) увеличение задолженности экономически слаборазвитых стран

4) истощение почв под влиянием хозяйственной деятельности людей

5) рост числа начальных школ в ряде стран Африки

Ответ: _________________

В3 . Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

А) выдвижение и проверка гипотез

Б) создание художественных образов

2) искусство

В) формирование чувства прекрасного

Г) эстетическое наслаждение

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 и В5.

Социологической службой страны Z был проведен опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Какая из перечисленных проблем нашего общества тревожит Вас больше всего?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

B4. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наибольшая доля опрошенных обеспокоена ростом безработицы.

2) У пятой части опрошенных более всего вызывает тревогу сокращение производства отечественных товаров.

3) Примерно для трети опрошенных главным предметом беспокойства является недоступность качественного образования и медицинских услуг.

4) Примерно одинаковые доли опрошенных обеспокоены как проблемами коррупции и ростом преступности, так и проблемами, связанными с политической жизнью.

5) Опрошенные обеспокоены ростом цен и безработицей в большей мере, чем недоступностью качественного образования и медицинских услуг.

B5. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) За последние годы значительно вырос уровень доходов всех слоёв населения в стране Z.

2) В стране Z население не получает качественные образовательные и медицинские услуги.

3) Правительству страны Z необходимо сосредоточить основные усилия на решении социально-экономических проблем.

4) В стране Z наметилось сокращение уровня преступности.

5) Рост цен и безработица не являются самыми острыми проблемами для большинства населения страны.

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же - с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не все. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями - свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

По кн. «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92-93

С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2 . Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?

С5

С6 . Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

Ключи Вариант 6 .

№ задания

№ задания

№ задания

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) развитие и стабильность этноса;

2) нормы отношений внутри этноса;

3) что влияет на развитие этноса.

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

Максимальный балл

С2 . Какие три вида норм включает в себя этнический стереотип поведения? Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе должны быть названы следующие виды норм:

1) между коллективом и индивидом;

2) индивидов между собой;

3) внутриэтнических групп между собой.

Названы три вида

Названы два вида

Назван один вид, ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе должны быть названы следующие факторы:

1) географическая среда

2) традиции;

3) отношения с соседями;

4) природный закон развития этносов.

Названы четыре фактора

Названы любые два-три фактора

Назван любой один фактор, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1) ответ на вопрос, например: динамизм стереотипа поведения проявляется в том, что обряды, обычаи и нормы взаимоотношения людей постоянно меняются;

2) примеры, допустим:

Изменение норм семейно-брачных отношений у европейских народов: от решающей роли в выборе супруга родственников к самостоятельному и свободному выбору партнера по браку,

Изменение отношения русской знати к иностранцам - европейцам: от ощущения их полной чуждости в период Московской Руси к увлечению всем иностранным в последующие века.

Могут быть приведены другие примеры.

Дан ответ на вопрос, корректно приведены два примера

Дан ответ на вопрос, приведен один пример, ИЛИ приведены два примера, ответ на вопрос отсутствует

Дан ответ на вопрос, ИЛИ приведен один пример

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

С5 . Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указана черта этнического стереотипа: отношение к своим нормам поведения как единственно возможным;

2) приведен фрагмент текста: «Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа».

Указана черта, приведен фрагмент текста

Указана черта, ИЛИ приведен фрагмент текста

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

530 " style="width:397.65pt;border-collapse:collapse;border:none">

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие с той или иной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия с тем, что развитие этносов - это природное явление, может быть указано, что:

Процессы формирования и развития наций не могут направляться деятельностью людей, не зависят от их воли;

Как и живой организм, этносы в своем развитии проходят стадии зарождения, «детства», зрелости и угасания;

в случае согласия с тем, что развитие этносов - это социальный процесс, может быть указано, что:

Решающее воздействие на развитие этносов оказывают социальные явления: нормы отношении, взаимодействие с соседями и др.;

Даже природные факторы влияют на этнос чаще всего косвенно - через производство, которое само по себе выступает социальным явлением.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл


1. Верны ли следующие суждения о функциях семьи? А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи. Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа. 1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


2. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях? А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса. Б. Человек в семье выполняет различные роли. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны










7. Верны ли следующие суждения о типах семьи? А. Для индустриального общества типичной становится многопоколенная семья. Б. Малая (нуклеарная) семья преобладает в условиях традиционного общества. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны




9. Совершеннолетние юноша и девушка обратились в ЗАГС с заявлением о регистрации брака, однако им было отказано. Что могло послужить причиной отказа? 1. недолгий срок знакомства 2. отсутствие у них жилья 3. недееспособность юноши 4. несогласие родителей на брак


10. Мать троих несовершеннолетних детей А. обратилась в органы ЗАГСа для расторжения брака со своим супругом, являющимся отцом ее детей. Какое обстоятельство делает возможной подобную процедуру развода? 1. согласие обоих супругов на расторжение брака 2. пятилетнее тюремное заключение супруга А. 3. отсутствие у супругов взаимных имущественных претензий 4. согласие супругов в определении места проживания детей


11. Верны ли следующие суждения о семье? А. Семья регулирует поведение своих членов. Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. 1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны


Top