Отход от борта и первоочередные действия. Коллективные спасательные средства Дозорные по погребам отвечают

862. Командир спасательной шлюпки назначается из младших офицеров корабельной службы или подготовленных мичманов и подчиняется вахтенному офицеру.

Командир спасательной шлюпки отвечает:

а) за нахождение команды гребцов в установленном месте и наличие у них индивидуальных спасательных средств;

б) за правильное размещение шлюпочного имущества, вооружения и завинчивание штатной пробки в днище шлюпки;

в) за правильное положение румпеля (он должен быть установлен и закреплен к борту, обращенному к кораблю);

г) за правильное крепление шлюпки и готовность ее к спуску.

Ему подчиняются старшина шлюпки и ее гребцы.

863 . Командир спасательной шлюпки обязан:

а) по команде «Человек за бортом» или « Спасательную шлюпку к спуску» первым занять место в шлюпке и руководить посадкой гребцов, выдерживая такую последовательность: два гребца, назначенные на среднюю банку, должны подниматься в шлюпку одновременно по носовой и кормовой шлюпбалкам, за ними - загребные по кормовой шлюпбалке и одновременно с загребными баковые - по носовой шлюпбалке;

б) по возможности до спуска шлюпки уяснить задачу, поставленную вахтенным офицером; если предстоит спасение упавшего за борт человека, руководить действиями гребцов во время спуска шлюпки и при отходе ее от корабля, организовать наблюдение на шлюпке за объектом спасения и сигнальщиком на корабле, указывающим направление на объект спасения;

в) управлять шлюпкой так, чтобы в кратчайший срок подойти к месту назначения; в момент подъема упавшего за борт человека поставить флагшток с Военно-морским флагом.

864. Команда спасательной шлюпки с разрешения вахтенного офицера может отдыхать в полном снаряжении, не покидая назначенного поста, а в непогоду укрываться в ближайшем к спасательной шлюпке помещении.

Вахтенный на шлюпке

865. Вахтенный на шлюпке назначается из матросов. Он отвечает за надежное крепление шлюпки, поддержание в ней чистоты и порядка, сохранность ее имущества и вооружения. Вахтенный на шлюпке подчиняется вахтенному офицеру и командиру вахтенного поста.

При исполнении обязанностей, он занимает место на кормовом сиденье шлюпки, лицом к ее носу. Если под его охраной несколько шлюпок, вахтенный должен находиться на концевой шлюпке. Вахтенному на шлюпке запрещается лежать, читать, курить и оставлять шлюпку, не сменившись или без разрешения.

866. Вахтенный на шлюпке обязан:

а) постоянно наблюдать за креплением шлюпки, не допускать на нее посторонних лиц;

б) следить за сохранностью шлюпки, не допускать, чтобы она билась о борт корабля, причальное сооружение или другие шлюпки;

в) следить за соблюдением командой шлюпки чистоты и порядка (команда должна садиться в шлюпку, сняв обувь, а в холодное время года - почистив ее от пыли и грязи), не разрешать ходить по банкам.

867. Вахтенный на шлюпке по тревогам оставляет свой пост только по приказанию с вахты.

Вахтенный по плавсредствам

868. Вахтенный по плавсредствам назначается из старшин и матросов береговой базы. Он отвечает за безопасность плавсредств и правильное их использование. Подчиняется дежурному по береговой базе и его помощнику. Вахтенному по плавсредствам подчиняется вахта, которую несут на плавсредствах.

С окончанием развода заступающий вахтенный по плавсредствам принимает от сменяющегося: приказания командования, относящиеся к плавсредствам и несению им вахты; катера и шлюпки, стоящие у причального сооружения (они не должны иметь крена и дифферента), средства связи, противопожарное и другое имущество, находящееся на причальном сооружении, проверяет их исправность, состояние и крепление швартовов, трапов (сходней) и кранцев, чистоту и порядок на причальном сооружении.

869. Вахтенный по плавсредствам при несении вахты обязан:

а) находиться неотлучно в районе своего поста;

б) обеспечить внешнюю безопасность плавсредств и сохранность имущества, находящегося на причальном сооружении;

в) следить, чтобы швартовы были обтянуты, а сходни - закреплены:

г) не разрешать курить и разводить огонь в не предназначенных для этого местах, в случае возникновения пожара немедленно докладывать дежурному по береговой базе и принимать меры к тушению;

д) докладывать дежурному по береговой базе об ухудшении погоды, угрожающей безопасности плавсредств, а также о появлении у катеров крена и дифферента;

е) никого не допускать на плавсредства в часы, установленные командиром береговой базы;

ж) запрещать выносить имущество с катеров без разрешения старшин катеров;

з) следить за чистотой и порядком в районе стоянки плавсредств, не разрешать выбрасывать мусор с катеров за борт и на причальное сооружение;

и) докладывать о состоянии плавсредств и вахты прибывшим на пост лицам дежурной службы, которым он подчинен, командованию соединения и береговой базы.

После спуска шлюпки (плота) на воду и посадки в неё всех людей, в том числе спустившихся по штормтрапу и поднятых из воды, командир спасательного средства даёт указание дать ход, чтобы отойти от борта аварийного судна на безопасное расстояние. Старшина шлюпки (рулевой) отводит шлюпку от борта судна в направлении, указанном командиром.

Для отхода шлюпки от борта нужно незамедлительно переложить руль от борта судна, отдать фалинь и дать ход.

Однако отход спасательной шлюпки или спасательного плота от борта тонущего судна осложняется тем, что шлюпки и плоты спускаются, как правило, с подветренного борта и после спуска на воду оказываются в ветровой тени судна.

Шлюпка с гребным винтом фиксированного шага правого вращения может отходить от правого борта судна как в нос, так и в корму. От левого борта судна шлюпка с гребным винтом фиксированного шага левого вращения может отходить только на переднем ходу, так как на заднем ходу корма шлюпки не будет отходить от борта судна, а, наоборот, прижиматься к нему.

Отойдя от борта, необходимо подобрать плавающих в воде, в отдалении от судна, людей. При этом шлюпку надо держать без крена, на ровном киле – посадку людей производить по возможности через кормовую и носовую часть шлюпки.

Спасательные шлюпки нельзя перегружать во избежание их опрокидывания. Для удержания шлюпок на воде против волн выбрасывают плавучий якорь, а для снижения эффекта волнения применяют масло.

Спасатели на моторных спасательных шлюпках при необходимости должны отнести от борта аварийного судна спасательные средства весельные и с ручным приводом. При этом надо постоянно помнить о последствиях, к которым может привести гибель судна, и предпринимать необходимые меры безопасности.

Чтобы отойти от борта судна на спасательном плоту , нужно подтянуть балластные карманы, находящиеся под днищем плота, за прикреплённые к ним штерты. При раскрытии плота один из двух плавучих якорей, входящих в комплект его снаряжения, окажется в воде. Нужно выбрать этот якорь за прикреплённый к нему нирал.

Чтобы отсоединить плот от тонущего судна, надо обрезать пусковой динь (фалинь) ножом с закруглённым лезвием и плавучей рукояткой, закреплённым около входа в плот вблизи места крепления коренного конца фалиня.

Командир спасательного плота назначает двух гребцов, которые садятся у входа под тент и работают вёслами, отводя плот от гибнущего судна. Когда плот отойдёт от судна на достаточное расстояние, отпускают штерты, подтягивающие балластные карманы.

На внутреннеё стороне тента спасательного плота напечатана инструкция по первоначальным действиям, которая расположена так, чтобы её можно было прочитать при свете электрической лампочки, автоматически загорающейся при надувании плота. Инструкция напоминает, что должен сделать экипаж плота в первую очередь:

Организовать поиски спасание людей, оказавшихся в воде;

Плавающим в отдалении нужно бросать спасательное кольцо, прикреплённое к плавучему линю, и подтягивать к входу плота;

После отхода от судна убедиться, что плавучий якорь находится в воде;

Закрыть входы плота, отрегулировав их так, чтобы обеспечивалась защита от непогоды и вентиляция в подтентовом помещении;

Вскрыть упаковку со снабжением, достать и прочитать инструкцию по сохранению жизни на спасательном средстве. Инструкция предусматривает, что необходимо установить командира плота. Если среди спасающихся не оказалось командира или его заместителя, указанных в расписании по тревогам, то его место занимает старший по должности и наиболее опытный из находящихся на борту коллективного спасательного средства членов экипажа;

Морской сайт Россия нет

Выход к местам сбора и посадки в коллективные спасательные средства.

По сигналу тревоги по оставлению судна члены экипажа должны прибыть на места сбора, которые, как правило, находятся вблизи мест установки коллективных спасательных средств и посадки в них или совпадают с ними, при условии, что они легко доступны, по возможности защищены от непогоды и вмещают всех людей,которые должны там собраться.

Места сбора указываются при объявлении тревоги.

Они предусматриваются заранее, однако могут быть изменены из-за большого крена, заливания палубы, наличия огня или задымленности и т. п.

Для указания маршрутов эвакуации по судну размещаются фотолюминесцентные указатели с символами или надписями белого или желтого цвета на зеленом фоне. Указатели обозначают также места расположения спасательных средств,выхода из помещения и т. п.

Перед выходом необходимо одеться в соответствии с климатическими условиями и погодой, рассчитывая на самый худший вариант. В условиях умеренных и низких температур нужно надеть теплую, желательно шерстяную одежду (теплое белье, свитеры), теплые носки, куртку с водонепроницаемым верхним слоем, шерстяные перчатки, прочную закрытую обувь и головной убор.
Нельзя надевать обувь на высоких каблуках. Нужно взять с собой личные документы, очки, самые необходимые лекарства. К месту сбора каждый должен выходить с закрепленными за ним индивидуальными спасательными средствами (спасательным жилетом, гидротермокостюмом).

Сбор членов экипажа должен осуществляться:

при численности экипажа до 15 человек - в течение 3 минут;

при численности от 15 до 50 человек - в течение 4 минут;

при численности более 50 человек - в течение 10 минут.

Четкость, быстрота и согласованность действий при выходе к местам сбора по тревоге отрабатывается на учениях по оставлению судна. Члены экипажа должны твердо знать, по каким маршрутам и через какие выходы они должны попадать к местам сбора, уметь ориентироваться на судне в полной темноте.

Выделенные члены группы охраны порядка и безопасности по команде с мостика проверяют пути эвакуации, докладывают на мостик, какие проходы свободны или загромождены, при необходимости освобождают проходы.

Организуется доставка и погрузка в спасательные средства одеял, дополнительных запасов воды, продовольствия, пиротехнических средств. Члены экипажа,за которыми закреплены соответствующие обязанности, доставляют с мостика носимую радиостанцию, автоматический радиобуй, радиолокационный ответчик.

Командиры шлюпок и плотов и их заместители проверяют по спискам наличие людей, расписанных на эти спасательные средства. Списки должны также иметь заместители командиров шлюпок и плотов.

На местах сбора и при посадке в коллективные спасательные средства особенно велика роль соблюдения порядка и дисциплины. Командир шлюпки или плота должен показывать пример собранности и уверенности в своих действиях,пресекать проявления паники и растерянности.

Перед посадкой в надувной спасательный плот командир плота изымает у спасающихся ножи, отвертки и другие колющие и режущие предметы.

Спасательные жилеты и гидротермокостюмы надевают по команде с мостика. Командир плота или шлюпки и его заместитель проверяют правильность надевания.

Старший помощник капитана организует контроль за тем, чтобы никто из людей не остался в жилых или служебных помещениях судна.

Посадка в шлюпки и спуск их на воду

В зависимости от конструкции судна посадка в шлюпки осуществляется либо на местах их установки, либо после их вываливания и приспускания до нижележащей палубы.

По команде:

отдают откидные части поворотных кильблоков (если они предусмотрены для установки шлюпки по-походному) и найтовы, удерживающие шлюпку;

освобождают стопоры шлюпбалок, предохраняющие от случайного спуска шлюпки;

действуя ручным тормозом шлюпочной лебедки, дают ход шлюпбалкам, выводят шлюпку за борт и опускают ее до уровня посадочной палубы;

закрепляют ходовые концы лопарей шлюпталей, заводят подтягивающее устройство и с его помощью прижимают шлюпку к борту;

выбирают втугую фалини и закрепляют их.

Посадка в спасательную шлюпку или на спасательный плот осуществляется только по приказанию командира спасательного средства или другого ответственного лица командного состава.
Люди садятся в шлюпку, соблюдая установленную командиром шлюпки очередность. В первую очередь в шлюпку переходят члены спусковой команды, назначенные для оказания помощи при посадке в шлюпку и обеспечения спуска. Затем переходят лица, нуждающиеся в помощи при посадке:раненные и больные, дети, женщины, пожилые люди.

Последним занимает место командир спасательного средства.

Для посадки нужно использовать носовые и кормовые люки шлюпки. Командир шлюпки руководит размещением людей, с тем, чтобы их вес был равномерно распределен по всей площади шлюпки. Спасающиеся должны занять места в шлюпке, пристегнуть привязные ремни и выполнять распоряжения командира.

После посадки всех людей нужно:

изнутри закрыть все люки и открыть вентиляционные отверстия;

открыть топливный кран и запустить двигатель.

Шлюпку спускают на воду потравливанием лопарей шлюпталей. Спускать шлюпку следует так, чтобы она садилась во впадину между волнами. Когда шлюпка окажется на гребне волны, нужно разобщить ее от талей, действуя устройством управления подъемными гаками.

Когда есть необходимость принять в спущенную шлюпку оставшихся на борту аварийного судна людей, шлюпка удерживается у борта на фалинях, и люди спускаются в нее с помощью трапов, шкентелей с мусингами, сеток или скатов.

Если спуск части спасательных средств невозможен, командиры шлюпок и плотов организуют перераспределение людей, с тем, чтобы оставшиеся шлюпки и плоты были загружены равномерно.

Конвенция СОЛАС-74 предписывает, чтобы либо на коллективных спасательных средствах, либо на пульте управления их спуском или вблизи них были размещены плакаты с нанесенными на них символами, наглядно изображающими действия при посадке в шлюпки или плоты, спуске их на воду и использовании их оборудования.

Надувные спасательные плоты сбрасываются на воду после отдачи креплений контейнеров. Плоты наветренного борта перетаскиваются на подветренный.
Перед сбрасыванием нужно проверить крепление ходового конца пускового линя к судну. Когда плот окажется в воде,нужно выбрать слабину пускового линя и резко дернуть за него; включается система газонаполнения.
После надувания камер плавучести плот подтягивают к борту судна за пусковой линь.

Посадка в плот производится по трапам, спасательным шкентелям или с платформы морской эвакуационной системы.
При высоте борта до двух метров можно прыгнуть на днище плота через вход, а при высоте до четырех метров - на арки плота после их наполнения.
Прыжки на плот допускаются, но не рекомендуются, поскольку при этом можно повредить плот или причинить травму человеку,который уже находится на плоту. Если "сухой" переход невозможен, приходится прыгать в воду и попадать на плот из воды.

Подплыв к плоту, спасающиеся удерживаются за спасательный леер и по очереди забираются на плот, используя посадочную площадку или посадочный трап.

Если обессилевший человек не может самостоятельно взобраться на плот, то его необходимо развернуть в воде спиной вниз и прибуксировать к входу. Два человека, уже находящиеся на плоту, подхватывают обессилевшего под мышки и резко падают на спину внутрь плота, этим рывком затаскивая его на плот.

Не исключено, что после раскрытия контейнера и надувания плот окажется на воде перевернутым вверх дном. При этом он будет накренен на тот край, на котором закреплен газовый баллон. Чтобы привести плот в нормальное положение, нужно развернуть его повышенным краем против ветра и взобраться на днище, став ногами на газовый баллон.

Руками взяться за лямки, пришитые к днищу. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, резким рывком опрокинуть плот на себя. Из-под плота вынырнуть в сторону газового баллона,чтобы избежать опасности запутаться в линях, свисающих с противоположной стороны. Затем, поднявшись на плот, возможно скорее его осушить.

Отход спасательных средств от борта судна

Для отхода шлюпки от борта нужно незначительно переложить руль от борта судна, отдать фалинь и дать ход. Однако отход спасательной шлюпки или спасательного плота от борта тонущего судна осложняется тем, что шлюпки и плоты спускаются, как правило, с под- ветренного борта и после спуска на воду оказываются в ветровой тени судна.

Шлюпка с гребным винтом фиксированного шага правого вращения может отходить от правого борта судна как в нос, так и в корму. От левого борта судна шлюпка может отходить только на переднем ходу, так как на заднем ходу корма шлюпки будет не отходить от борта судна, а, наоборот, прижиматься к нему.

Чтобы отойти от борта судна на спасательном плоту, нужно подтянуть балластные карманы, находящиеся под днищем плота, за прикрепленные к ним штерты. При раскрытии плота один из двух плавучих якорей, входящих в комплект его снабжения, окажется в воде. Нужно выбрать этот якорь за прикрепленный к нему нирал.

Чтобы отсоединить плот от тонущего судна, надо обрезать пусковой линь (фалинь) ножом с закругленным лезвием и плавучей рукояткой, закрепленным около входа в плот вблизи места крепления коренного конца фалиня.

Командир спасательного плота назначает двух гребцов, которые садятся у входа под тент и работают веслами, отводя плот от гибнущего судна. Когда плот отойдет от судна на достаточное расстояние, отпускают штерты, подтягивающие балластные карманы.

Действия спасающихся в коллективных спасательных средствах после отхода от гибнущего судна

На внутренней стороне тента спасательного плота напечатана инструкция по первоначальным действиям, которая расположена так,чтобы ее можно было прочитать при свете электрической лампочки, автоматически загорающейся при надувании плота.

Инструкция напоминает, что должен сделать экипаж плота в первую очередь:

организовать поиск и спасание людей, оказавшихся в воде; плавающим в отдалении нужно бросать спасательное кольцо, прикрепленное к плавучему линю, и подтягивать к входу плота;

после отхода от судна убедиться, что плавучий якорь находится в воде;

закрыть входы плота, отрегулировав их так, чтобы обеспечивалась защита от непогоды и вентиляция в подтентовом помещении;

вскрыть упаковку со снабжением, достать и прочитать инструкцию по сохранению жизни на спасательном средстве.

Инструкция предусматривает, что необходимо установить командира плота.

Если среди спасающихся не оказалось командира или его заместителя, указанных в расписании по тревогам, то обязанности командира принимает на себя старший по должности и наиболее опытный из находящихся на борту коллективного спасательного средства членов экипажа.

Воду с днища плота надо удалить, используя плавучие черпаки, насухо протереть днище губкой, входящей в комплект снабжения. При необходимости создать тепловую изоляцию от забортной воды надувают днище плота воздухом с помощью ручного меха.
Если в подтентовое пространство проник из камер углекислый газ, нужно проветрить помещение. Командир плота обеспечивает оказание первой медицинской помощи спасающимся, получившим травмы, и больным.

Аналогичные действия осуществляются и в спасательной шлюпке. В ней также имеется инструкция или руководство по сохранению жизни. Командир плота или шлюпки распределяет обязанности между членами экипажа коллективного спасательного средства.
Он назначает вахтенных,которые должны осуществлять наблюдение за окружающей обстановкой, поручает наблюдателям докладывать о любых обнаруженных плавающих предметах; те из них, которые могут оказаться полезными, поднимают на борт.

Ведется постоянное наблюдение за состоянием плота. В штормовых условиях необходимо обеспечить постоянное наблюдение за шторками входов в спасательный плот и готовность к заделыванию входов при их разрыве; разрушение входа ударом волны может привести к заполнению водой подтентового помещения и гибели людей.

Выделятся лица, ответственные за сохранность запасов питьевой воды и пищи, за сбор дождевой воды, за ловлю рыбы и т. д. Нужно установить санитарные нормы для сохранения обитаемости спасательного средства.

Командир обязан вести дневник, в который заносится список людей, оказавшихся на борту плота или шлюпки, а также сведения обо всех происходящих событиях.

Необходимо подготовить и использовать имеющиеся на борту плота или шлюпки средства для обнаружения: выставить и закрепить радиолокационный отражатель или задействовать радиолокационный ответчик, включить в работу аварийный радиобуй.
Пиротехнические средства следует использовать для привлечения внимания и подачи сигналов бедствия тогда, когда есть надежда, что они будут замечены.

Экипаж спасательного средства должен подготовиться к действиям при подходе судна-спасателя, взятию на буксир или подъему на борт спасателя и спасанию с помощью вертолета.
Как правило, после оставления гибнущего судна на спасательной шлюпке или спасательном плоту, когда нет реальной надежды добраться до ближайшего берега или района интенсивного судоходства, самое разумное - оставаться на месте аварии, где будут искать потерпевших бедствие.
Шлюпки и плоты нужно собрать в одном месте; дежурные шлюпки или моторные спасательные шлюпки буксируют к этому месту плоты. Для самостоятельного передвижения плота используются гребки (плавучие весла). Можно также забрасывать в нужном направлении как можно дальше плавучий якорь, собранный в комок, а затем подтягиваться за дректов.

Шлюпки и плоты соединяют друг с другом фалинями или буксирными линями, которые наращиваются другими имеющимися прочными концами и вытравливаются на полную длину, чтобы избежать обрыва при волнении.

Для уменьшения дрейфа выпускается плавучий якорь, а на плотах открывают днищевые балластные карманы.

Высадка шлюпки и плота на берег

Подход к берегу и высадка на него представляет собой особенно опасную для спасающихся ситуацию, так как в полосе прибоя шлюпка и плот могут быть перевернуты и разрушены ударами о прибрежные скалы и рифы.

Если имеется такая возможность, следует избегать высадки на скалистые участки. При подходе к берегу удерживать шлюпку перпендикулярно фронту волны. Подготовить к отдаче плавучий якорь, нарастив его дректов имеющимися прочными концами.

Когда расстояние до берега будет приблизительно равно длине дректова, опустить плавучий якорь и несколько сместить центр тяжести шлюпки в направлении, противоположном берегу. Постепенно потравливать дректов, а если шлюпка начинает разворачиваться лагом к волне, удерживать его, чтобы не допустить разворота.

При сближении с берегом нужно стремиться удерживать шлюпку на пологом склоне крупной волны.

Следование к берегу на гребне волны особенно опасно, так как оконечность шлюпки при этом резко опускается, что приводит к удару о грунт и опрокидыванию шлюпки.
Приближаясь на волне к береговой черте, нужно максимально увеличить скорость хода с тем, чтобы шлюпка была выброшена на берег как можно дальше.

На спасательном плоту для выброски на берег нужно так же опустить плавучий якорь и потравить дректов на всю длину. Люди на плоту должны разместиться на середине плота и как можно ниже.
Надувной спасательный плот имеет малую осадку, и поэтому он скользит по поверхности воды, что уменьшает опасность ударов о грунт.

Спасание людей вертолетом

Для спасания людей вертолетом нужно подготовить на аварийном судне посадочную площадку, освободив это место от антенн, натянутых тросов и других предметов, за которые могут задеть лопасти винта вертолета или зацепиться спущенный с него трос. Вблизи от площадки установить вымпел для указания направления ветра.

Для предотвращения скольжения вертолета после посадки следует застелить площадку грузовой сетью из пенькового троса, которая должна быть прочно закреплена. Место посадки обозначить буквой "Н", выложенной белыми полотнищами.
В темное время суток подсветить место посадки, вымпел, мачты, трубы, рубки, но так, чтобы освещение не ослепляло пилота. До посадки вертолета люди должны быть удалены с площадки.
Судно сохраняет постоянными курс и скорость, если только от командира вертолета не последуют другие указания.

Если посадка вертолета на судно невозможна, то вертолет может принимать людей в режиме зависания. С вертолета спускается на тросе приспособление для подъема людей: спасательная корзина, спасательный пояс или иное.

Во избежание поражения статическим электричеством, заряд которого может достигать 250 000 В, не следует дотрагиваться до спущенного с вертолета металлического троса с подъемным приспособлением, пока он не заземлится, прикоснувшись к металлическим частям судна или к воде.
В подъемное устройство одновременно размещается только такое число людей, какое указано с вертолета. В зависимости от типа устройства человек фиксируется в нем поясным ремнем, лямками с карабином и т.п.

Если на судне нельзя выбрать место, безопасное для зависания над ним вертолета и подъема людей, рекомендуется спустить на воду надувной спасательный плот и спасающимся перейти на него. Плот удерживать на фалине в 40-50 м от судна, подъем людей осуществлять с плота.

Управление спасательными шлюпками и плотами

Сбор спасательных плотов с помощью моторных спасательных шлюпок

При плавании на спасательных средствах в открытом море нужно соблюдать два основных принципа: всем спасательным средствам необходимо держаться вместе, будучи соединенными фалинями, и находится у места гибели судна. Это связано с тем, что людей будут искать именно в этом районе с учетом дрейфа плотов под действием ветра и течения. Не следует покидать район гибели судна, если нет реальной и обоснованной надежды достичь берега. Необходимо беречь запасы топлива для шлюпочного двигателя, который может понадобиться для оказания помощи плотам или шлюпкам и для удержания шлюпки носом против волны в случае изменения и ухудшения погоды. В любом случае, даже если судно не успело сообщить в эфир об аварии, его начнут искать, если оно хотя бы один раз не выйдет на связь в установленные сроки.

Когда спасательные шлюпки и плоты будут держаться вместе, тогда:

1. Людей легче психологически настроить на то, что они смогут выжить и их спасут (моральный фактор).

2. Легче производить поисковые и спасательные операции.

3. Увеличивается надежность наблюдения за горизонтом и воздухом.

4. Можно более экономно расходовать пиротехнические средства.

5. Можно перераспределить людей по спасательным средствам.

6. Можно перераспределить провизию и воду между спасательными средствами.

7. Можно, при необходимости, оказать квалифицированную медицинскую помощь (медицинскую помощь будет оказывать судовой медик).

8. Увеличивается надежность радиосвязи (эксплуатировать радиотехнические средства будет радиоспециалист).

Спасательные плоты должны предпринимать меры для того, чтобы самостоятельно приблизиться друг к другу и связаться. Для этого люди на плотах, находящиеся на ветру, должны выбрать плавучий якорь, поднять водобалластные карманы (на плотах ПСН-6М, ПСН-10М) для увеличения скорости дрейфа и используя весла двигаться в сторону ближайшего плота, а люди на плотах, находящихся под ветром, должны делать все для того, чтобы уменьшить скорость дрейфа, - опускают водобалластные карманы, ставят плот на плавучий якорь и используют весла. Приблизившись таким образом друг к другу, используя плавучее спасательное кольцо, подают линь с помощью которого связываются между собой. Линь на плотах можно крепить за металлические кольца на нижних балясинах трапов или за приспособление для крепления буксирного конца. На волнении расстояние между спасательными средствами должно быть 12-15 м во избежание их повреждения друг о друга или опрокидывания. Чем больше высота волн, тем больше должно быть это расстояние.

Моторные спасательные шлюпки должны оценить создавшуюся ситуацию и принимать меры для сбора и связывания спасательных плотов. При этом время и длина пробега шлюпки должны быть минимальными с целью экономии топлива. Шлюпка должна подходить к плоту с подветренной стороны на безопасное расстояние, при этом необходимо учитывать то, что скорость дрейфа плота будет несколько больше скорости дрейфа шлюпки. После этого подают бросательный конец (плавучее спасательное кольцо) на котором подают буксирный конец, приняв все меры предосторожности для того, чтобы не намотать на винт. Отбуксировав плот и обеспечив его крепление к другим спасательным средствам, шлюпка следует за следующим плотом. После того как все плоты будут связаны в одну линию, шлюпка крепится к крайнему из них, который находится на ветру, и становится на плавучий якорь.

Дрейфом или движением образованного соединения шлюпок и плотов руководит капитан аварийного судна или лицо, его заменяющее.

При невозможности совместных действий (воздействие непреодолимых сил) шлюпки и плоты дрейфуют или двигаются самостоятельно.

Подход на шлюпке к необорудованному берегу

Приемы выбрасывания шлюпки на берег. Высадка на берег. Если есть реальная возможность достичь берега или выйти на судоходные пути, это нужно сделать. Человеку легче выжить на берегу, чем в море.

В составе шлюпочного снабжения есть шлюпочный магнитный компас, по которому можно определять направление. Направления можно определять и другими способами (лоцманские методы):

1. В северном полушарии направление на север показывает Полярная звезда.

2. В тропиках обоих полушарий, в южном полушарии линия, проведенная к горизонту через большую ось созвездия Южный крест, показывает направление на юг.

3. Солнце около 13 часов местного времени указывает направление на юг.

4. В высоких северных широтах летом Солнце дважды в сутки указывает направление на юг - около 13 и 01 ч местного времени.

5. Весной и осенью направления восток и запад можно примерно определить по восходу и заходу Солнца.

6. По направлению зыби и волн, если было известно их направление до аварии судна.

7. По направлению ветра в зонах действия пассатов или муссонов.

8. Появление на воде веток с листьями свидетельствует об относительной близости берега.

9. Отдельное неподвижное кучевое облако на горизонте при ясном небе может свидетельствовать о нахождении под ним вулканического острова или лагуны атолла.

10. Некоторые виды чаек, например олуши и фаэтоны, удаляются на рассвете от берега на расстояние до 150 миль и перед заходом Солнца возвращаются к берегу. Наблюдая за их поведением, можно судить о близости берега и направлении к нему.

11. Кучевые облака над горизонтом по направлению в сторону берега обычно окрашены в высоких широтах розовым или голубым цветом, в тропиках зеленоватым.

12. Зарево на горизонте указывает направление на большой город или промысловый район.

13. О близости отдельно расположенного острова свидетельствует мертвая зыбь, волны которой следуют в направлении противоположном постоянно дующим ветрам, или имеют нерегулярный порядок следования (толчея).

14. О подходе к побережью свидетельствует также изменение цвета морской воды от темно-зеленого до темно-голубого и далее к светлым тонам, это указывает на уменьшение глубин и выход на мелководье.

15. При подходе к побережью в штиль и в условиях ограниченной видимости хорошо прослушиваются звуки прибоя и шумы больших городов.

Высаживаться на скалистый обрывистый берег опасно. Необходимо делать все для того, чтобы держаться на безопасном расстоянии от такого берега.

Безопасным для высадки является пологий, лучше всего песчаный берег с узкой прибойной полосой, характеризующей его приглубость.

На спасательной шлюпке всегда можно пройти вдоль побережья и подобрать безопасный участок берега или удобную и безопасную для этих целей бухту.

Даже в том случае, если найден пологий безопасный участок берега, при подходах к нему могут находиться подводные препятствия, которые можно обнаружить по белым пенящимся бурунам (белые барашки).

После того как будет выбрано место для высадки, необходимо подготовить людей и шлюпку. Подготовка включает в себя следующие действия:

1. Командир инструктирует членов экипажа шлюпки о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать во время высадки на берег.

2. Люди в шлюпке размещаются по возможности ниже (с банок пересаживаются на рыбинсы) для увеличения остойчивости шлюпки. Предметы снабжения шлюпки должны быть надежно закреплены. Различные концы, имеющиеся в шлюпке, должны быть убраны в носовую часть шлюпки, подальше от гребного вала. Носовой фалинь необходимо прочно закрепить и приготовить к использованию.

3. Пересаживается 2/3 людей в кормовую часть шлюпки для того, чтобы создать дифферент на корму и таким образом улучшить управляемость шлюпки. При наличии дифферента на корму шлюпку можно будет выбросить дальше на берег.

4. В носовой части шлюпки назначаются люди, которые должны следить за изменением глубин. В обязанности этих же людей входит своевременное обнаружение возможных подводных препятствий во время движения шлюпки к берегу. После того как шлюпка будет выброшена на берег, эти люди обязаны выпрыгнуть из нее и удерживать с помощью носового фалиня.

5. Шлюпку разворачивают носом в сторону берега, перпендикулярно гребням волн. (Шлюпка должна идти вразрез волнам).

6. С кормы шлюпки выбрасывают плавучий якорь и, убедившись, что стропы якоря расправились, втугую вытравливают дректов, предварительно закрепленный к шлюпке. Якорь является тем дополнительным средством, которое не будет позволять шлюпке разворачиваться лагом к волне. Длина дректова должна быть не мене 20 м.

7. Понаблюдав за волнами, по возможности подбирают самую крупную из них и, маневрируя скоростью, стараются удержать шлюпку на склоне этой большой волны, обращенном в сторону моря. Вместе с этой волной шлюпка движется к берегу.

Опасно потерять эту большую волну возле берега. В этом случае шлюпка ударится о грунт, потеряет управляемость и может перевернуться и разбиться.

8. Когда шлюпка будет выброшена на берег, назначенные люди выпрыгивают из нее и с помощью носового фалиня удерживают ее у берега. Они же помогают высадиться остальным морякам. Для высадки из шлюпки можно использовать трап, который входит в оборудование шлюпки, и фалини. При этом необходимо организовать эвакуацию из шлюпки женщин, больных и раненых.

10. Из шлюпки извлекают снабжение и доставляют его в укрытие на берегу.

11. Командир шлюпки назначает вахту по наблюдению за безопасностью спасательной шлюпки и за своевременным обнаружением целей, которые могут оказать помощь. Готовятся средства сигнализации. Для передачи и приема сигналов необходимо использовать таблицу спасательных сигналов.

12. Среди остальных людей распределяются обязанности, связанные с задачами выживаемости и организацией жизни на берегу.

Если во время высадки на берег ветер дует в сторону моря или скорость ветра и высота волн небольшая тогда, во время движения в сторону берега, шлюпку необходимо направлять перпендикулярно береговой полосе. На ровный песчаный берег можно выбрасываться на хорошем ходу.

При управлении шлюпкой во время подхода к берегу необходимо учитывать то, что возле берега волны становятся круче и, в результате уменьшения глубины, они могут деформироваться. Течение может быть направлено вдоль берега. Увеличивается опасность внезапного разворота шлюпки, ее опрокидывания и затопления. Место для высадки необходимо выбирать с максимально возможной осмотрительностью, избегая скал, рифов, участков с широкой прибойной полосой. Высадка на берег через прибойную полосу - операция крайне опасная даже для опытной команды. Такой высадки, по возможности, следует избегать. Необходимо отойти от берега, дождаться перемены ветра и прекращения прибоя.

Высадка на берег на спасательном плоту

На плоту также необходимо высаживаться на безопасный участок берега. При подготовке плота нужно сделать следующее:

1. Проинструктировать людей и разместить их в средней части плота. По возможности люди должны находиться в положении лежа.

2. Подкачать днище плота.

3. Поставить плот на плавучий якорь.

4. Вход плота, который во время дрейфа будет находиться на ветру, необходимо закрыть во избежание заливания плота.

5. На противоположном входе выставляются физически сильные люди с веслами и плавучим якорем.

6. Под действием ветра, работая веслами и при необходимости плавучим якорем, плот двигается в сторону безопасного участка берега.

7. Если во время движения к берегу плот ветром понесет на опасность и все усилия от работы веслами и плавучим якорем к положительному результату не приводят, тогда необходимо уменьшить парусность плота, уложив людей на тент плота, после чего, усиленно работая веслами и плавучим якорем, отвернуть в сторону от опасности.

8. При подходе к берегу удары о дно на прибое для плота не столь опасны, как для шлюпки. Вероятность того, что в результате ударов плот будет поврежден, невелика. Люди в плоту всегда должны быть готовы к этому и удерживаться за внутренние леера, чтобы не получить травмы.

9. После того, как плот будет выброшен на берег, люди выпрыгивают из него, помогая друг другу, и удерживая плот у берега.

10. Плот вместе со снабжением необходимо вытащить на берег и в удобном для этого месте использовать его как палатку.

11. Командир плота назначает вахту и распределяет обязанности, как и после высадки на берег на спасательной шлюпке.

Занятие 3: Командир спасательной шлюпки. Вахтенный на шлюпке. Вахтенный по плавсредствам. Вахтенный на концах. Рассыльный. Специальные наряды.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Командир спасательной шлюпки. Вахтенный на шлюпке. Вахтенный по плавсредствам.

2. Вахтенный на концах. Рассыльный. Специальные наряды.

Литература.

3. Инструкция по организации корабельной службы на кораблях Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.

1. Учебный вопрос. Командир спасательной шлюпки. Вахтенный на шлюпке. Вахтенный по плавсредствам.

Командир спасательной шлюпки назначается из младших офицеров корабельной службы или подготовленных старшин и подчиняется вахтенному офицеру.

Командир спасательной шлюпки отвечает за: нахождение гребцов в определенном месте с индивидуальными спасательными средствами; правильное размещение шлюпочного имущества, вооружения и закрытие пробки, правильное положение румпеля (он должен быть вставлен и прихвачен к борту, обращенному к кораблю); правильное крепление шлюпки и готовность ее к спуску.

Ему подчиняются гребцы.

Командир спасательной шлюпки обязан:

1) по команде «Человек за бортом» или «Спасательную шлюпку к спуску» первым занять место в шлюпке и руководить посадкой гребцов, выдерживая следующую последовательность: пара гребцов, назначенная на среднюю банку шестерки, должна подниматься в шлюпку по носовой и кормовой шлюпбалкам, за первой парой загребные - по кормовой шлюпбалке и одновременно с загребными баковые - по носовой шлюпбалке;

2) по возможности до спуска шлюпки уяснить задачу, поставленную вахтенным офицером; если предстоит спасение упавшего за борт человека, поручить наблюдение за ним старшине шлюпки, руководить действиями гребцов во время спуска шлюпки и, при отходе ее от корабля, организовать наблюдение на шлюпке за объектом спасения и сигнальщиком на корабле, указывающим направление на объект спасения;

3) управлять шлюпкой в соответствии с требованиями морской практики, чтобы в кратчайший срок подойти к месту назначения; в момент подъема упавшего за борт человека поставить флагшток с Военно-морским флагом.

Команда спасательной шлюпки с разрешения вахтенного офицера может отдыхать в полном снаряжении, не покидая назначенного поста, а в непогоду - удаляться под прикрытие либо размещаться в ближайшем к спасательной шлюпке помещении.

Вахтенный на шлюпке

Вахтенный на шлюпке назначается из матросов. Он отвечает за надежное крепление шлюпки, поддержание на ней чистоты, порядка, сохранность ее имущества и оружия. Вахтенный на шлюпке подчиняется вахтенному офицеру и командиру вахтенного поста. Место его - на кормовом сиденье шлюпки, лицом к ее носу. Если под охраной вахтенного несколько шлюпок, он должен находиться на концевой шлюпке. Вахтенному на шлюпке запрещается ложиться, читать, курить и выходить из нее, не сменившись или без разрешения.


Вахтенный на шлюпке обязан контролировать:

1) крепление шлюпки и не допускать посторонних лиц на шлюпку;

2) сохранность шлюпки и не давать ей биться о борт корабля, пирс или другие шлюпки;

3) соблюдение командой шлюпки чистоты и порядка (команда должна садиться в шлюпку, сняв обувь, а в холодное время года - обтерев обувь от пыли и грязи) и не разрешать ходить по банкам.

Вахтенный на шлюпке по тревогам оставляет свой пост только по приказанию с вахты.

Вахтенный по плавсредствам

Вахтенный по плавсредствам назначается из старшин и матросов береговой базы. Он отвечает за безопасность плавсредств и правильное их использование; подчиняется дежурному по береговой базе и его помощнику. Вахтенному по плавсредствам подчиняется вахта, которую несут на плавсредствах.

После развода новый вахтенный по плавсредствам принимает от старого вахтенного: приказания командования, относящиеся к плавсредствам и несению им вахты, катера и шлюпки, стоящие у пирса (катера не должны иметь крена и дифферента), средства связи, противопожарное и другое имущество, находящееся на пирсе, проверяет их исправность, состояние и крепление швартовов, сходней и кранцев, чистоту и порядок на пирсе.

Вахтенный по плавсредствам в течение несения вахты обязан:

1) находиться неотлучно в районе своего поста;

2) обеспечивать внешнюю безопасность плавсредств и сохранность имущества, находящегося на пирсе;

3) контролировать, чтобы швартовы и сходни были закреплены;

4) не разрешать курить и разводить огонь в неустановленных местах; в случае возникновения пожара немедленно докладывать дежурному по береговой базе и принимать меры к его тушению;

5) докладывать дежурному по береговой базе об ухудшении погоды, угрожающей безопасности плавсредств, а также о появлении у катеров крена и дифферента;

6) не допускать никого на плавсредства во время, установленное командиром береговой базы;

8) осуществлять контроль за чистотой и порядком в районе стоянки плавсредств, не разрешать выбрасывать мусор с катеров за борт и на пирс;

9) докладывать о состоянии плавсредств и вахты прибывшим на пост лицам дежурной службы, которым он подчинен, командованию соединения и береговой базы.

2. Учебный вопрос. Вахтенный на концах. Рассыльный. Специальные наряды.

Вахтенный на концах назначается на кораблях из числа матросов. Он починяется командиру вахтенного поста.

Он обязан:

2) подавать концы на катер (шлюпку), тщательно следя за тем, чтобы они не попали под винты катера (корабля);

3) надежно и по правилам крепить поданные концы;

4) спускать за борт кранцы, когда в этом есть необходимость;

5) контролировать, чтобы за бортом не висели свободные концы и другие предметы, в которых нет необходимости;

6) поддерживать чистоту в назначенном ему районе;

7) в случае падения человека за борт бросать ему концы, спасательные круги и буйки.

Рассыльный

Рассыльный назначается из числа матросов в распоряжение дежурного по соединению, дежурного по кораблю и вахтенного офицера. Они дают ему задание в тех случаях, когда приказание, доклад или сообщение не может быть передано по внутрикорабельным средствам связи.

На ходовом мостике рассыльный занимает место по указанию вахтенного офицера. Если указания вахтенный офицер не дал, рассыльный сам спрашивает, например: «Господин старший лейтенант, где прикажете находиться?». Во внутренних помещениях рассыльный в свободное время имеет право сидеть и читать. При проходе офицеров и старшин рассыльный обязан вставать, если не получит разрешения сидеть.

Все распоряжения рассыльный исполняет бегом. Если рассыльный не находит лица, к которому послан с поручением, он обязан немедленно обратиться за указаниями к лицам дежурной или вахтенной служб.

По выполнении порученного задания рассыльный докладывает пославшему его начальнику.

Например: «Господин капитан 3 ранга. Ваше приказание (такое-то) выполнено». В случае невыполнения задания докладывает о причинах, помешавших его выполнить.

Рассыльный, выделенный в распоряжение какого-либо начальника, после освобождения от своих обязанностей является к вахтенному офицеру.

Специальные наряды

Специальные наряды (дежурства и вахты) предназначены для:

1) поддержания боевой готовности корабельной боевой техники и готовности корабля к походу;

2) наблюдения за окружающей обстановкой, опознания обнаруженной цели и предупреждения о грозящей опасности;

3) наблюдения за исправным состоянием оружия, технических средств и их обслуживания;

4) обеспечения безопасности корабля и поддержания в постоянной готовности средств борьбы за живучесть;

5) обеспечения повседневной жизни и деятельности личного состава;

6) принятия мер по немедленному исправлению повреждений технических средств;

7) контроля за правильным хранением и состоянием взрывчатых, горючих и ядовитых веществ на корабле;

8) обеспечения корабля бесперебойным энергоснабжением, внешней, внутренней связью и наблюдением.

В состав специального дежурства входят:

1) дежурные по боевым частям и службам;

2) дежурные по группе ракетной (ракетно-артиллерийской, артиллерийской) и электромеханической боевых частей; дежурные по ангарам и полетной палубе;

3) дежурный по связи;

4) дежурный рулевой;

5) командир дозора по погребам, помощник командира дозора и дозорные;

6) дневальные по ангарам и дежурные по центральным артиллерийским постам;

7) дневальные по машинным отделениям;

8) дежурные машинисты;

9) дежурные мотористы;

10) дежурные трюмные;

11) дежурные электрики;

12) дежурный санитар;

13) дежурный кок.

В состав специальной вахты входят:

1) вахтенный офицер (старшина) боевого информационного поста;

2) вахтенный инженер-механик;

3) вахтенные рулевые, штурманские электрики;

4) вахтенные у поданных к орудиям боеприпасов;

5) вахтенные у оружия и приборов, находящихся в боевой готовности;

6) вахтенные поста микроклимата ракетно-артиллерийской боевой части;

7) вахтенные у боеприпасов, находящихся на палубе;

8) вахтенные по пожарной безопасности погребов;

9) вахтенные радиотелеграфисты, сигнальщики, радиометристы и гидроакустики;

10) вахтенные телефонисты у коммутаторов;

11) вахтенные в машинном отделении;

12) вахтенные у действующих дизель - генераторов;

13) вахтенные на КП боевой части по живучести;

14) вахтенный контрольного радиационно-химического поста;

Личный состав специальных нарядов подчиняется дежурным по боевым частям и службам, а последние - командирам боевых частей и начальникам служб.

Дежурный по кораблю и дежурный по низам (команде) могут отдавать лицам, несущим службу специальных нарядов, приказания, касающиеся соблюдения корабельного распорядка, чистоты помещений, требований по предупреждению затопления отсеков и возникновения пожаров и аварийных ситуаций с оружием.

Дежурный по боевой части (службе) о заступлении на дежурство докладывает командиру боевой части (начальнику службы) и, кроме того, дежурному по кораблю.

В докладе указываются:

1) состояние боевой части (службы), готовность оружия и технических средств;

2) параметры микроклимата в погребах, шахтах, контейнерах;

3) действующие механизмы;

4) производящиеся в боевой части (службе) работы и планируемый срок их окончания.

Дежурный по боевой части (службе) обязан:

1) поддерживать установленную готовность к походу;

2) обеспечивать установленную готовность оружия и технических средств боевой части (службы);

3) руководить несением службы специальным нарядом боевой части (службы);

4) руководить отправкой с корабля команд, назначенных от боевой части (службы);

5) осуществлять контроль за выполнением распорядка дня личным составом боевой части (службы).

Дежурный по электромеханической боевой части обязан:

1) обеспечивать повседневную жизнь корабля всеми видами энергии и снабжения (водой, топливом и прочими);

2) обеспечивать исправную работу всех действующих механизмов, систем и устройств;

3) поддерживать постоянную готовность средств борьбы за живучесть корабля.

Ответственность за правильную эксплуатацию технических средств личным составом, несущим службу специальных нарядов, лежит на командирах боевых частей и начальниках служб.

Дежурные по боевым частям (группам, службам, помещениям) и дежурные специалисты отвечают:

1) за поддержание установленной готовности;

3) за проведение систематических осмотров и проверок состояния подведомственных им помещений и устройств согласно специальным инструкциям;

4) за чистоту и порядок в подведомственных им помещениях;

5) за точное и своевременное внесение записей в журналы.

О происшествиях и нарушениях в подразделениях дежурный докладывает командиру боевой части (начальнику службы) и дежурному по кораблю.

Вахтенные у действующих механизмов, систем и на специальных постах отвечают:

1) за правильную их эксплуатацию и использование;

2) за точное соблюдение установленных на корабле расписаний по работе порученных им средств;

3) за состояние служебных помещений, в которых расположены обслуживаемые ими механизмы.

Командир дозора по погребам с боеприпасами назначается из командиров отделений артиллерийских и минно-торпедных боевых частей, сдавших зачет и допущенных к исполнению этих обязанностей, и подчиняется командиру соответствующей боевой части.

Командир дозора по погребам отвечает за своевременность обхода дозорными погребов, производство положенных замеров (температуры, влажности), внесение записей в журналы, контроль готовности к использованию систем: пожарных, оросительных и затопления погребов.

Он ведет специальный контрольный журнал, который представляет на проверку дежурному по боевой части не реже двух раз в сутки.

Дозорные по погребам с боеприпасами назначаются из наиболее опытных и дисциплинированных старшин и матросов ракетно-артиллерийской (артиллерийской), минно-торпедной и авиационной боевых частей, сдавших зачеты на допуск и допущенных к исполнению обязанностей дозорных.

Они подчиняются командиру дозора. Во время дежурства они находятся в специально отведенном помещении.

Дозорные по погребам отвечают:

1) за исправность отпечатков слепков и целость дверей, люков, горловин и запоров в дверях и люках КП своих боевых частей, башен, погребов и кладовых с боеприпасами и оружием (они обязаны не реже, чем через каждые два часа, обходить все указанные помещения);

2) за отсутствие в погребах и других подведомственных им помещениях посторонних предметов, особенно пакли, масла и прочих горючих материалов;

3) за своевременное вентилирование погребов и помещений с боеприпасами согласно расписанию; пуск вентиляции погребов во время, не предусмотренное расписанием, производится с разрешения дежурного по электромеханической боевой части.

Дозорные по погребам должны постоянно контролировать исправность температурно-тревожной сигнализации, температуру и влажность в погребах, вести журнал замера температуры в погребах; они обязаны немедленно докладывать командиру дозора и дежурному по боевой части об отклонении температуры и влажности от норм.

Все лица специальных нарядов при выполнении своих обязанностей руководствуются инструкциями, составляемыми специалистами штаба и утверждаемыми командиром соединения.

Обход помещений и боевых постов производится ими согласно схемам маршрутов, разрабатываемым в соединении.

Все лица специальных нарядов, обслуживающие действующие механизмы, устройства и системы, по тревогам оставляют свои посты и занимают места по расписаниям только после смены их лицами, предусмотренными расписанием по боевой тревоге; дозорные по погребам с боеприпасами и другим служебным помещениям - после открытия этих помещений и впуска туда лиц, расписанных по тревогам. Остальные, не сменяясь, занимают свои места по расписаниям. Порядок смены по тревогам должен быть указан в инструкции для каждого поста.

Тема № 8 «Назначение и устройство корабельных шлюпок »


Top