Пресечение нарушений требований пожарной безопасности. Требований пожарной безопасности. Нарушение лицензионных требований в области пожарной безопасности

Приветствую, уважаемые друзья! Всем ответственным в области пожарной безопасности и ГОЧС данная заметка несёт практическую пользу, поскольку в ней приведён обзор докладов по правоприменительной практике, типовым и массовым нарушениям пожарной безопасности и ГОЧС. Кроме ПБ и ГОЧС в докладах есть обобщение нарушений лицензионных требований в области пожарной безопасности. Итак, давайте приступим.

Предлагаемые материалы разработаны в целях профилактики нарушений обязательных требований, и основаны на реализации положений:

  1. Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  2. Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
  3. Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
  4. Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  5. Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  6. Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;
  7. Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
  8. Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 г. № 820 «О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  9. Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  10. Плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 — 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 559-р;
  11. Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности от 12 сентября 2017 г. № 61(11);
  12. Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 09.09.2016 г. № 7);
  13. Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20.01.2017 г. № 1);
  14. Методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора) (утверждены проектным комитетом по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности», протокол от 21.02.2017 г. № 13(2));
  15. Приказа МЧС России от 25.11.2016 г. № 630 «Об утверждении порядка обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России.

Часть из приведённых выше нормативных правовых актов можно бесплатно скачать из нашего файлового архива. В помощь вам будет Всеищущий поиск .

Давайте посмотрим, как представлены материалы.

Нарушение пожарной безопасности

Нарушениям пожарной безопасности отведён раздел I — Федеральный государственный пожарный надзор.

В данный раздел входит:

  • Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области пожарной безопасности;
  • Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований пожарной безопасности;

Нарушение гражданской обороны

Нарушениям гражданской обороны отведён раздел II — Государственный надзор в области гражданской обороны.

В данный раздел входит:

  • Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области гражданской обороны;
  • Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований в области гражданской обороны;
  • Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований;
  • Ответы на актуальные вопросы с руководством по соблюдению обязательных требований.

Нарушения в области чрезвычайных ситуаций

Нарушениям в области чрезвычайных ситуаций отведён раздел III — Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В данный раздел входит:

  • Доклад по правоприменительной практике;
  • Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований;
  • Ответы на актуальные вопросы с руководством по соблюдению обязательных требований.

Нарушение лицензионных требований в области пожарной безопасности

Нарушениям лицензионных требований в области пожарной безопасности отведён раздел IV — Лицензионный контроль при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

В данный раздел входит:

  • Доклад по правоприменительной практике;
  • Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области лицензионного контроля при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
  • Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований;
  • Ответы на актуальные вопросы с руководством по соблюдению обязательных требований.

Раздел V отведён государственному надзору за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

Как видите, масштаб материалов достаточно большой. Внутри вы найдёте ответы на волнующие вас вопросы.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Доклады с обобщением правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований в области ПБ и ГОЧС

Продолжение следует …

Ответственность за нарушение требований пожарной безопас­ности на предприятиях несут персонально их руководители, по от­раслям - руководители республиканских органов государственного управления, а по городам и другим населенным пунктам - местные исполнительные и распорядительные органы.

В жилых помещениях государственного, общественного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов ответственность за наруше­ние требований пожарной безопасности возлагается на квартиросъемщи­ков, а в жилых квартирах, домах, дачах и иных строениях, принадлежа­щих гражданам на правах частной собственности, - на их собственников.

Лица, нарушающие или не выполняющие Закон РБ «О пожарной безопасности», стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, а также лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисципли­нарную, материальную, административную и уголовную ответствен­ность в соответствии с законодательством РБ.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора и даже увольнения (ст. 198-204 ТК).

Для работников транспорта, таможенной службы и других ка­тегорий с особыми условиями труда дисциплинарная ответственность устанавливается Правительством РБ (ст. 204 ТК).

Работник может быть привлечен к материальной ответствен­ности, если по его вине предприятие понесло материальный ущерб (ст. 400 ТК, Положение по осуществлению Госпожнадзора и постанов­ление МЧС от 25.06.03 г. №26).

Административная ответственность проявляется мерами административного принуждения и пресечения (ст. 170 Кодекса РБ об административных правонарушениях (КоАП)).

К мерам административного принуждения относятся: преду­преждение или наложение штрафа на должностных лиц, работников и граждан за нарушение правил пожарной безопасности или невы­полнение предписаний и постановлений.

К мерам административного пресечения относятся: приоста­новка работы предприятия, ремонта объектов; запрет эксплуатации зданий, машин, приборов и других устройств, функционирующих с нарушениями требований пожарной безопасности; запрет на выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей проти­вопожарным требованиям.

Право применения данных мер предоставлено работникам ор­ганов Государственного пожарного надзора (ст. 204 КоАП). Сумма штрафных санкций, а также компетенция по применению мер адми­нистративного пресечения зависят от статуса работника органов Го­сударственного пожарного надзора .

Административные взыскания от имени органов Государствен­ного пожарного надзора могут налагать:

    Главный государственный инспектор РБ по пожарному надзоруи его заместители. Применяемые санкции: для граждан - предупре-­ждение или штраф в размере до 7 базовых величин и для должностныхлиц - предупреждение или штраф в размере до 30 базовых величин;

    старшие государственные инспекторы РБ по пожарному над-­зору, главные государственные инспекторы областей и г. Минска попожарному надзору и их заместители. Применяемые санкции: дляграждан - предупреждение или штраф в размере до 5 базовых вели­чин и на должностных лиц- предупреждение или штраф в размередо 20 базовых величин;

    старшие государственные инспекторы областей и г. Минска попожарному надзору. Применяемые санкции: для граждан - предупре-­ждение или штраф в размере до 3 базовых величин и на должностныхлиц - предупреждение или штраф в размере до 15 базовых величин;

    главные государственные инспекторы городов и районов попожарному надзору. Применяемые санкции для граждан - преду-­преждение или штраф в размере до 2 базовых величин и на должно­стных лиц - предупреждение или штраф б размере до 10 базовыхвеличин;

    государственные инспекторы городов (районов) по пожарно­-му надзору. Применяемые санкции: для граждан - предупреждениеили штраф в размере до 1 базовой величины и на должностных лиц -предупреждение или штраф в размере до 5 базовых величин.

Кроме административных мер воздействия, предусмотрена так­же и уголовная ответственность, определенная в соответствующих статьях УК РБ .

Ст. 304 УК регламентирует следующее:

1. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответст­-венным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, совер-­шенное в течение года после наложения административного взыска­ния за нарушение правил пожарной безопасности,

- наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев с лише­- нием права занимать определенные должности или заниматься оп­ ределенной деятельностью или без лишения.

2. Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответст­-венным за их выполнение, повлекшее по неосторожности возникно-­вение пожара, причинившего тяжкое или менее тяжкое телесное по­вреждение либо ущерб в крупном размере,

- наказывается исправительными работами на срок до двух боды на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или занимать­ ся определенной деятельностью или без лишения.

3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи,повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинениетяжкого телесного повреждения двум или более лицам,

- наказывается лишением свободы на срок до семи лет с ли­- шением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Умышленное уничтожение либо повреждение имущества, со­вершенные общеопасным способом, коим является поджог, либо по­влекшие причинение ущерба в крупном размере (сумма в двести пятьдесят и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет (ст. 218 УК).

Уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (сумма в ты­сячу и более раз превышает базовую величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением сво­- боды на срок до двухлет (ст. 219 УК).

Уничтожение либо повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, несоблюдения правил производства взрывных ра­бот, нарушения правил эксплуатации других источников повышен­ной опасности, нарушения порядка заготовки и вывозки древесины, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (в данном случае ущерб, в двести пятьдесят и более раз превышающий базовую

величину, установленную на день совершения преступления),

- наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно­стью или без лишения (ст. 276 УК).

81. Огнегасящие средства

Основными огнегасящими веществами являются вода, химиче­ская и воздушно-механическая пены, водные растворы солей, инерт­ные и негорючие газы, водяной пар, галоидоуглеводородные огнега­сящие составы и сухие огнетушащие порошки.

Вода - наиболее распространенное средство тушения пожаров. Попадая в зону горения, вода нагревается и испаряется, поглощая большое количество теплоты. При испарении воды образуется пар, который затрудняет доступ воздуха к очагу горения. Кроме того, сильная струя воды может сбить пламя, что облегчает тушение пожа­ра, но в ряде случаев воду для тушения пожара не применяют.

Например, водой нельзя тушить горение таких веществ и мате­риалов, как щелочные металлы (калий, натрий), карбид кальция, алюминиевая пудра и др., при взаимодействии которых с водой вы­деляются большое количество теплоты, горючие газы и т.п.

Вода является хорошим проводником электрического тока, по­этому применение ее для тушения пожаров в электроустановках, на­ходящихся под напряжением, может привести к поражению электро­током. Воду в виде компактных струй нельзя применять для тушения пожаров легковоспламеняющихся жидкостей.

Тушение большинства твердых горючих веществ и материалов, тяжелых нефтепродуктов, создание водяных завес и охлаждение объектов, находящихся вблизи очага пожара осуществляют водой в виде компактных и распыленных струй из лафетных стволов и руч­ных пожарных стволов.

Тонко распыленной водой эффективно тушатся твердые веще­ства и материалы, горючие и даже легковоспламеняющиеся жидко­сти. При таком тушении снижается расход воды, минимально увлаж­няются и портятся материалы, снижается температура в горящем помещении и осаждается дым.

Для тушения веществ, плохо смачивающихся водой (например, хлопка, торфа), в воду для понижения ее поверхностного натяжения вводят специальные смачиватели.

Для тушения легковоспламеняющихся жидкостей широко при­меняют огнегасящую пену. Пена представляет собой массу пузырьков газа, заключенных в тонкие оболочки жидкости. Растекаясь по поверх­ности горящей жидкости, пена изолирует очаг горения. На практике применяют два вида пены: химическую и воздушно-механическую.

Химическая пена получается при взаимодействии щелочного и кислотного растворов в присутствии пенообразователей. При этом об­разуется газ (диоксид углерода). Пузырьки газа обволакиваются во­дой с пенообразователем, в результате создается устойчивая пена, ко­торая может долго оставаться на поверхности жидкости. Вещества, которые необходимы для получения диоксида углерода, применяются или в виде водных растворов, или сухих пенопорошков. Применение химической пены в практике пожаротушения сокращается, ее все больше вытесняет воздушно-механическая пена.

Воздушно-механическая пена представляет собой смесь воздуха - 90%, воды - 9,7 и пенообразователя - 0,3%. Характеристикой пены является кратность - отношение объема полученной пены к объему исходных веществ. Пену обычной кратности (до 20) получают с помо­щью воздушно-пенных стволов. Принцип действия их основан на том, что вода под давлением 0,3...0,бМПа, предварительно смешанная с пенообразователем, поступает в специальное устройство, обеспечиваю щее подсос воздуха. За последнее время в практике тушения пожаров находит применение высокократная (кратность свыше 200) пена, зна­чительно более объемная и дольше сохраняющаяся. Она получается в специальных генераторах, где воздух не подсасывается, а нагнетается под некоторым давлением.

Водяной пар применяют для тушения пожаров в помещениях объемом до 500 м 3 и небольших пожаров на открытых площадках и установках. Пар увлажняет горящие предметы и снижает концентра­цию кислорода. Огнегасящая концентрация водяного пара в воздухе составляет примерно 35% по объему.

Инертные и негорючие газы, главным образом диоксид углерода и азот, понижают концентрацию кислорода в очаге горения и тормозят интенсивность горения. Поскольку диоксид углерода восстанавлива­ется щелочными и щелочноземельными металлами, его нельзя при­менять для их тушения. Инертные газы обычно применяют в сравни­тельно небольших по объему помещениях. Огнегасящая концентрация инертных газов при тушении в закрытом помещении составляет 31...36% к объему помещения.

Для быстрого тушения загоревшихся электродвигателей и других электротехнических установок диоксид углерода является незамени­мым средством благодаря своей не электропроводности. Он хранится в стальных баллонах в сжиженном состоянии под давлением.

При выпуске диоксида углерода из баллона в результате его расширения происходит сильное охлаждение и образуются белые хло­пья твердого диоксида углерода. В очаге горения твердый диоксид углерода испаряется, понижая температуру горящего вещества и уменьшая концентрацию кислорода.

Водные растворы солей относятся к числу жидких огнегасящих средств. Применяются растворы бикарбоната натрия, хлоридов каль­ция и аммония, глауберовой соли, аммиачно-фосфорных солей и др. Соли, выпадая из водного раствора, образуют на поверхности горяще­го вещества изолирующие пленки, отнимающие теплоту. При разло­жении солей выделяются негорючие газы.

Огнегасящее действие галоидоуглеводородных огнегасящих со­ставов основано на химическом торможении реакции горения (инти-бировании). Они являются предельными углеводородами, у которых один или несколько атомов водорода замещены атомами галоидов (фтора, хлора, брома). Широкое применение для пожаротушения нашли: тетрафтордибромэтан (хладон 114В2), бромистый метилен, трифтор-бромметан (хладон 13В1). Применяются также составы на основе бро­мистого этила.

Галоидоуглеводородные составы имеют большую плотность, что повышает эффективность пожаротушения, а низкие температуры замерзания позволяют использовать их при низких температурах воздуха.

Огне тушащие порошки - мелкоизмельченные минеральные соли с различными добавками, препятствующими их слеживанию и комкованию. Они обладают хорошей огнетушащей способностью, в несколько раз превышающей способность таких сильных ингибиторов горения, как галоидоуглеводороды, а также универсальностью при­менения, так как подавляют горение материалов, которые нельзя по­тушить водой и другими средствами (например, металлов и некото­рых металлосодержащих соединений).

Различают порошки общего и специального назначения. Основ­ным компонентом состава ПСБ-3 является бикарбонат натрия; ПФ - диаммоннй фосфат; П-1А - аммофос; СИ-2 - силикагель, насыщен­ный хладоном (114В2) и др.

82. Противопожарное водоснабжение предприятий

На каждом предприятии должны быть предусмотрены инженерно-технические сооружения, используемые при тушении пожара (для за­бора, транспортирования, хранения воды).

Организащш противопожарного водоснабжения выполняется в соответствии со СНиП 2.04.02--£4 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канали­зация зданий».

Предприятия машиностроения должны быть обеспечены:

    источниками водоснабжения (пруды, реки, наливные водо-­хранилища, очищенные сточные воды);

    водозаборными сооружениями;

    установками водоподготовки (фильтры, отстойники);

    насосными станциями;

    водопроводными сетями (сети должны быть кольцевыми водну, две и более линий);

Емкостями для хранения воды;

    оборудованием;

    арматурой;

    насосно-рукавным оборудованием для тушения.

Пожарные гидранты на водопроводной сети наружного пожаро­тушения следует прокладывать вдоль автодорог на территории пред­приятия, расположенной не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий. Нормы расхода воды, используемой на внут­реннее пожаротушение, приведены в СНиП 2.04.01-85

83. Средства пожаротушения

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности .

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Деятельность по обеспечению пожарной безопасности, организации и осуществлению федерального ГПН определяется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», который регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) .

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности, под которой понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами (ст. 3, ).

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности, а также осуществление федерального ГПН и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности относятся к основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» .

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре .

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре .

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара , систему противопожарной защиты , комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности .

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Техническим регламентом установлены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется .

Особое место в правовой базе по организации и осуществлению государственного контроля (надзора) занимает Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» .

Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности, согласно ст. 3 , является осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности.

Федеральный ГПН осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», которым утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре» .

Огонь – стихия страшная и неконтролируемая. Последствия от его распространения – плачевны. И хорошо, если пожар затронул только материальные ценности. Но, как показывает статистика, людей гибнет на пожарах от года в год все больше и больше. Причины возгораний огромное количество. Это и стихийные природные силы, катаклизмы, и воздействия бытового или производственного характера. Но все чаще в статистике появляется одна оговорка – нарушение правил пожарной безопасности.

Почему так происходит, ведь всем понятно, что именно соблюдение правил ПБ дает возможность минимизировать потери. Тем более они узаконены государственными актами, нарушать которые – значит, понести ответственность. Это касается всех людей, но особенно тех, кто наделен ответственностью воплощать эти правила в жизнь.

Требования правил противопожарной безопасности распространяются на все без исключения объекты. Но особое отношение к тем производственным предприятия, где используются в качестве сырья или полуфабрикатов горючие материалы. То есть те материалы, которые могут гореть, самовозгораться, поддерживать горение и распространять огонь.

Но не стоит занижать степень воздействия пожаров в офисах и жилых помещениях, где получение увечий не меньше, чем при пожаре на производстве. Кстати, получение ожогов расценивается, как получения тяжких телесных повреждений. А за это виновный должен быть наказан. Правда, все это не так просто доказать.

Понятно, когда пожар произошел по причине поджога. Как говорят юристы, инициировалось умышленное возгорание. То есть вот он поджигатель (нарушитель), он же преступник, виновник очевиден, остается его только осудить. Сложнее, когда пожар произошел по причине внешних или внутренних неблагоприятных факторов. Доказать здесь чью-то вину практически невозможно.


Понятия о правовой характеристике

Начнем с того, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности объекта всегда несет в первую очередь собственник или руководитель. И, неважно, что приказом назначается ответственное за ПБ лицо. Последний хоть и несет ответственность, но является всего лишь исполнителем.

Теперь, что считается нарушением. Это несоблюдение:

  • законодательных актов по пожарной безопасности;
  • нормативных документов;
  • предписаний, которые выдаются представителями Госпожнадзора;
  • неудовлетворительное состояние объекта в плане пожарной безопасности;
  • неукомплектованность предприятия, фирмы или организации средствами пожаротушения.

Как показала практика, убеждать сотрудников и работников, что соблюдать правила ПБ надо обязательно, бесполезно. Все знают, но мало кто делает. Поэтому фактор страха присутствовать должен обязательно. Дисциплинарные взыскания, как минимальное наказание, присутствовать должны. И их суровость будет определяться грубостью нарушения, его периодичностью или повторяемостью. Сюда можно добавить тяжесть последствий. К примеру, пострадали люди или сгорело только имущество. Разница существенная, отсюда и суровость наказания будет разной.

Добавим, что надзор за выполнением правил противопожарной безопасности – обязательная составляющая. Без нее нельзя гарантировать, что даже ответственные сотрудники будут качественно выполнять свои обязанности. И хотя в правилах нет сложных обязанностей, большинство относится к ним с прохладцей. К тому же нельзя говорить о качестве любых действий, если сотрудники не знают правил. Поэтому очень важно осведомлять персонал объекта, а тем более, ответственных за ПБ лиц, о нововведениях, о появлении новых средств пожаротушения и так далее. То есть получается так, что установление новых аспектов и требований пожарной безопасности – это изменение законодательной базы. Незнание новшеств приводит к нарушению закона.


Классификация состава преступлений

Что определяет нарушения требований пожарной безопасности. Здесь две позиции – полное бездействие, то есть невыполнение правил ПБ, и поступки, которые могли привести к пожару. По второму пункту можно сказать так – действия могли спровоцировать возгорание, не обеспечить его устранение или локализацию (полную или частичную).

Кому же можно предъявлять претензии в случае нарушения правил ПБ. Сразу оговоримся, что под это попадают только люди возрастом старше 16 лет. А в остальном это могут быть:

  • владельцы недвижимости;
  • руководитель объекта, у которого есть полномочия владения или распоряжения имуществом и недвижимостью;
  • руководитель структур самоуправления на местах;
  • руководитель федеральных органов исполнительной власти;
  • сотрудник, отвечающий за пожарную безопасность предприятия или организации, назначенный приказом руководителя;
  • любое должностное лицо, в обязанности которого вменен контроль и ответственность за противопожарным режимом на объекте.

Отметить, что ответственность за нарушения ППБ характеризуется разным составом преступления. К примеру, если надзорный орган установил факт несоблюдения правил пожарной безопасности, то применяется административное взыскание. Если надзор требует выявления причинной связи, то действие характеризуется как уголовно-наказуемый проступок.

Разновидности нарушений

Нарушение пожарной безопасности квалифицируют по разным параметрам. Перечислим их.

По требованиям

Какие требования могут быть нарушены:

  1. Осведомленность персонала объекта о правилах ПБ, соответственно не обеспечение обучения.
  2. Несоблюдение соответствия правилам помещений и территории. В основном здесь учитываются организационно-эксплуатационные характеристики.
  3. Требование к комплектности средств пожаротушения и сигнализации. Сюда входят как первичные средства, так и технические.
  4. Безопасное проведение операций, связанных с открытым огнем или нагревом материалов.
  5. Исполнение предписаний, исходящих от надзорных органов.

По тяжести последствий

Нарушения в зависимости от тяжести последствий подразделяются на:

  1. Административные. Это когда факт нарушения присутствует, но нет реализации последствий. Или когда причиненный ущерб меньше, чем вред, нанесенный здоровью человека.
  2. Уголовные. Здесь все налицо: установлены факты гибели людей или причинен значительный вред их здоровью.

Регулирование ответственности по нормативным актам

К ответственности за нарушение правил пожарной безопасности привлекаются ответственные лица по следующим статьям:

  • №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Здесь обозначено декларирование ответственных за ПБ работников, а также нормы ПБ.
  • КоАП РФ статья 20.4, где расписана административная ответственность.
  • КоАП РФ статья 19.5, где обозначена ответственность за невыполнение предписаний сотрудников Государственного .
  • УК РФ статья 219 – обозначена уголовная .

Наказания за нарушение правил

При обнаружении нарушений правил представители проверяющего органа не сразу накладывают взыскания. Инспектор надзорного органа выдает предписание, в котором четко определены нарушения, а также способы их исправления. Дается определенный срок, чтобы исправить данные нарушения, но не больше 1 года.

Если повторная инспекция выявляет хотя бы одно нарушение из предписания, то есть происходит игнорирование законных требований, то на неисполнителя накладывается штраф. Сегодня нередко выходят в суд для приостановления деятельности объекта. И, как показывает практика, это самая действенная мера, которая дает толчок (пинок) руководителям объекта, чтобы исправить все нарушения и недочеты.

Отметим, что игнорирование требований ППБ – это возможность вменить сразу два вида ответственности: уголовную и административную. Первую вменяют лицам, ответственным за ПБ объекта, вторую для юридических лиц, в помещениях или на территории которых произошел пожар. В последнем случае акцентируют внимание на то, что последствия были с учетом тяжелого ущерба здоровью людей.


Административная ответственность

Здесь действует два вида наказания: предупреждение или штраф. В последнем случае размер штрафных санкций таков:

  • 1000-5000 руб. для граждан;
  • 6000-50000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ лиц;
  • 15000-1000000 руб. для юридического лица.

Если произошло неисполнение условий предписания, выданного инспектором Госпожнадзора:

  • 1500-5000 руб. для граждан;
  • 3000-20000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ;
  • 70000-200000 руб. для предприятий.

Еще один момент, касающийся административной ответственности. Его относят к руководителям объектов. Существует практика, когда директора предприятий снимали с занимаемой должности сроком до 3 лет. Это происходит в судебном порядке. При этом не учитывается, были нарушения сделаны законодательной базы или предписания инспектора.

Уголовная

В статье 219 Уголовного Кодекса четко расписаны взыскания в зависимости от степени нанесенного ущерба здоровью человека. К примеру, при тяжком вреде:

  • штраф не более 80000 рублей или частичного дохода за полгода;
  • заключение под стражу до 3-х лет;
  • принудительные работы до 3-х лет и невозможностью занимания на этот период руководящих должностей.

Если при пожаре погибли люди, то меры пресечения ужесточаются. Штраф в таких ситуациях судом не назначается. Только: или принудительные работы до 5 лет (со смягчением до 3 лет) или лишение свободы до 7 лет. Если во время пожара погибло более двух человек, то на смягчения приговора рассчитывать нельзя.


Как избежать ответственности

Здесь просто – соблюдать требования правил пожарной безопасности. Поэтому на объектах в первую очередь назначается ответственный на выполнение ППБ работник. Он проходит обучение, знакомиться с законодательной базой, создает план противопожарных мероприятий и требует от руководства строгого его исполнения.

При этом контролирует выполнение пунктов разработанного плана, ведет учет и контроль технического состояния сигнализации, первичных средств пожаротушения, эвакуационных маршрутов и технического состояния объекта в целом. Это на все сто процентов технически грамотный сотрудник, ответственный и коммуникабельный.

Главная его задача – научить персонал объекта правилам ПБ. А затем требовать от работников строгого выполнения этих правил. Именно так, и никак по-другому, гарантируется обеспечение пожарной обстановки на предприятии.



Top