Примеры влияния общества на природу и природы на общество. Тесты и задания к уроку: «Воздействие человека на природу

Вза имоотношения общества и природы - воздействие человеческого общества (антропогенных факторов) на природу и природы (природных факторов) на здоровье и хозяйственную деятельность человека.

Виды воздействия человека на природу

Антропогенные воздействия - деятельность человека, связанная с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других его интересов, вносящая физические, химические, биологические и другие изменения в природную среду.

Разрушительное (деструктивное) воздействие - человеческая деятельность, ведущая к утрате природной средой своих полезных человеку качеств. Например, сведение дождевых лесов под пастбища или плантации, в результате чего нарушается биогеохимический круговорот ве­ществ, и почва за два-три года теряет свое плодородие.

Ста билизирующее воздействие - человеческая деятельность, направленная на замедление деструкции (разрушения) природной среды в результате как хозяйственной деятельности человека, так и природных процессов. Например, почвозащитные мероприятия, направленные на уменьшение эрозии почв.

Конструктивное воздействие - человеческая деятельность, направленная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности человека или природных процессов. Например, рекультивация ландшафтов, восстановление численности редких видов животных и растений и т.д. Разрушительное воздействие можно назвать отрицательным (негативным), а стабилизирующее и конструктивное - положительным (позитивным).

. Косвенное (опосредованное) воздействие - изменение природы в результате цепных реакций или вторичных явлений, связанных с хозяйственной деятельностью человека

Непреднамеренное воздействие является неосознан­ным, когда человек не предполагает последствий своей деятельности.

Преднамеренное воздействие является осознанным, когда человек ожидает определенные результаты своей деятельности.

Расширяющееся использование природных ресурсов вследствие роста населения и развития научно-техничес кого прогресса приводит к их истощению и увеличению загрязнения природной среды отходами производства и отбросами потребления. То есть ухудшение природной среды происходит по двум причинам: 1) сокращение природных ресурсов; 2) загрязнение природной среды.

Степень воздействия человека на природу

Глубина экологических последствий воздействия человека на природу зависит от нескольких переменных: численности населения, стиля жизни и экологического сознания. Эту связь можно описать формулой:

Экологич. последствия = (числен. населения*стиль жизни)/ уровень экологич. сознания.

Экологический кризис. Экологическая катастрофа.

Несбалансированные взаимоотношения общества и при­роды, то есть нерациональное природопользование, часто приводят к экологическому кризису и даже экологической катастрофе.

Экологический кризис (чрезвычайная экологическая ситуация) - экологическое неблагополучие, характеризующееся устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды и представляющее угрозу для здоровья людей. Это напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, обусловленное несоответствием размеров производственно-хозяйственной деятельности человека ресурсно-экологическим возможностям биосферы. Экологический кризис характеризуется не столько усилением воздействия человека на природу, сколько резким увеличением влияния измененной людьми природы на об­щественное развитие.

Экологическая катастрофа (экологическое бедствие) - экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения. Это природная аномалия, нередко возникающая на основе прямого или косвенного воздействия человеческой деятельности на при­родные процессы и ведущая к остронеблагоприятным экономическим последствиям или массовой гибели населения определенного региона.

Экологический кризис и экологическая катастрофа в зависимости от масштаба могут быть локальными, региональными и глобальными.

Помощь при наводнениях, спасение от засух, оставляющих целые народы без продовольствия, предупреждение техногенных катастроф — это лишь малая часть вопросов, требующих своего разрешения. Главное, чтобы влияние природы на общество не приводило к большим людским потерям и огромным материальным затратам на восстановление после стихийных бедствий. Многих неприятностей можно избежать, если не относиться к природе, как к рогу изобилия. Бездумное потребление естественных ресурсов должно полностью и бесповоротно уступить место рациональному природопользованию.

Влияние природы на общество (территория, климат)

Географическая среда в разные исторические периоды отличалась, но она всегда была и будет источником ресурсов, необходимых для жизни и деятельности народонаселения. Заселение материков предками человека началось в глубокой древности. Важнейший ресурс — территория, на которой обитали представители какого-либо этноса, а сейчас живут их далекие потомки. Предпочитаемые для заселения регионы — равнины и прибрежные низменности во всех климатических поясах, кроме приполярных и полярных широт.

Использование почв, растительного покрова, полезных ископаемых

Влияние природы на развитие общества связано не только с географическим положением территории, климатом и рельефом. Не менее важны для населения флора и фауна. Малозаселенные регионы — пустыни, полупустыни, высокогорья - лишены растительности. Тропические леса в Центральной Африке и в бассейне южно-американской реки Амазонки — труднопроходимые джунгли.

Освоены человеком еще в далекие исторические эпохи широколиственные леса, степи и лесостепи, где под богатым растительным покровом сформировались плодородные почвы. Это один из главных ресурсов для развития земледелия — древнейшего занятия человечества. Люди с незапамятных времен пользуется богатствами недр — горючими ископаемыми, рудами, драгоценными камнями, нерудными стройматериалами. В результате совместного влияния территориального, климатического, природоресурсного и других факторов сформировались регионы с высокой плотностью населения:

  • Юго-Восток, Юг и Юго-Западное побережье на материке Северная Америка.
  • Восток и Северо-Запад на материке Южная Америка.
  • Средиземноморский берег, побережье в Африке.
  • Западная Европа, Восточно-Европейская равнина, Средиземноморское и Черноморское побережья, Западная и Юго-Восточная Азия, Индостан на материке Евразия.

Отрицательное влияние природы на общество заметнее в регионах с неблагоприятными условиями для жизни и хозяйственной деятельности населения. Это районы с холодным климатом, глубоко залегающими полезными ископаемыми, высокой сейсмоопасностью. К таким территориям относятся:

  • пустыня Гоби, север Западной Сибири, Восточная Сибирь, Камчатка в Евразии;
  • Центральная Сахара в Африке;
  • пустыни и высокогорья Северной и Южной Америки;
  • внутренние районы Австралии;
  • Антарктида — самый холодный и безжизненный континент, постоянное население на этом материке отсутствует.

Вода и цивилизация

Влияние природы на общество выражается в освоении ресурсов океанов, морей, рек, озер и других водоемов, очень важных для многих сторон жизни населения. Русский историк и географ XIX века Л. И. Мечников написал книгу о влиянии рек на цивилизации древности. Автор назвал исторические реки Нил, Тигр, Ефрат «великими воспитателями человечества».

Для современных народов тоже важны гидрографические показатели и режим постоянных водотоков (соленость, температура, половодья, паводки, ледостав и ледоход). Объем стока, падение и уклон реки, характер дна обязательно учитываются при строительстве гидроэлектростанций, мостов, паромных переправ. Положительное влияние общества на природу заключается в обводнении пустынь, «усмирении» рек, которые выходят из берегов во время наводнения и паводка, затапливая низины, леса, где гибнут животные.

Водный баланс территории играет огромную роль в питьевом снабжении населения, развитии сельского хозяйства, рыбоводства. ощущается во многих регионах мира, что обостряет социальные противоречия. Как предполагают некоторые исследователи, в будущем разразятся войны за обладание водными ресурсами.

Биологическое влияние природы на общество

Человек на генетическом уровне связан с природой. По одной из теорий люди произошли от обезьяноподобных предков, овладевших способами изготовления орудий труда и прямохождением.

Влияют на жизнь современного народонаселения Земли. Например, метеорологию трудно представить без данных о геомагнитной ситуации и активности Солнца. Русский ученый с мировым именем А. Л. Чижевский в 1915-1959 годы исследовал зависимость биологических явлений от активности небесного светила. Александр Чижевский собрал исторические сведения, доказывающие влияние природы на развитие общества. В частности, ученый писал о зависимости эпидемий, восстаний, революций от 11-летнего солнечного цикла.

Природа и производство

Согласно теории географического детерминизма различия в хозяйственно-бытовой деятельности и культуре народов обусловлены природными условиями, в которых они живут. Но эти взгляды подверглись критике, ведь эволюция общества происходит быстрее, чем меняются природные условия, а непреходящие культурные ценности и научные открытия есть у разных народов Земли.

Процесс взаимодействия общества с намного сложнее, чем представляли сторонники географического детерминизма. Например, постиндустриальные страны — США, Япония, Израиль, Германия, Франция, Великобритания, Канада — обладают разными территориями, природными условиями и ресурсами. Несмотря на различия, направления развития общества и уровень производства во многом сходные.

Природа и наука

Влияние природы на общество иллюстрирует процесс зарождения и развития естественных наук: физики, химии, биологии. Особенно усилился интерес к изучению окружающей среды в эпоху Возрождения и в начале Нового времени. Английский философ XVII века Ф. Бэкон утверждал, что, познавая природу, общество обретает необходимое ему благополучие. Появились разные формы накопления и использования знаний о географической среде:

  • научные гипотезы и теории;
  • сельскохозяйственные и промышленные технологии;
  • продукты производства.

К сожалению, чаще всего перед наукой ставили цель — покорить природу человеческой воле и разуму. Изменения в окружающей среде к середине XX века стали настолько масштабными, что появился афоризм «Человек — царь природы», а позже комментарий к нему: «Не царь, а болезнь». Для научно-технического прогресса необходимы отдельные элементы окружающей среды, а его достижения нередко отражаются на всей географической оболочке в целом, например влияние парниковых газов или климатических установок.

Эстетическое воздействие природы на человеческое общество

Географическая среда и духовная жизнь тесно связаны между собой. Позитивное влияние природы на общество иллюстрирует культура, вернее ее богатство. В произведениях фольклора, поэзии и прозе, народных и классических танцах, пейзажной живописи нашли отражение элементы окружающей среды. Не одинаково их воспринимают жители разных стран и регионов, поэтому ценность представляет культура больших и малых народов.

Нередко фольклор становится источником знаний о природе для исследователей, путешественников. Вдохновленный народными легендами о святом Брендане, его плавании к «острову Блаженных» британский ученый и писатель Тим Северин отправился в путешествие через Атлантический океан на кожаной лодке, изготовленной по старинным чертежам. На острове Пасхи норвежский ученый и путешественник с помощью местных жителей и фольклорных источников выяснил, как в древности могли изготовить 12-метровые фигуры из камня, установить их в разных частях острова.

Ухудшение состояния окружающей среды

Негативное влияние общества на природу заключается в истощении запасов природных ресурсов — невозобновимых, исчерпаемых. К этим группам относятся уголь, нефть, газ, торф, горючий сланец, руды черных и цветных металлов, самоцветные камни и другие полезные ископаемые. Сокращаются запасы исчерпаемых возобновимых ресурсов — растительного и животного мира, воды. Темпы изменения окружающей среды возрастают, все явственнее надвигается угроза Так сказывается отрицательное влияние общества на природу. Примеры:

  • дефицит чистого воздуха в промышленных центрах и мегаполисах;
  • загрязнение воды в подземных источниках и поверхностных водоемах;
  • потеря плодородия;
  • сокращение численности редких животных и растений;
  • накопление производственных и бытовых отходов на полигонах и стихийных мусоросвалках.

Здоровая окружающая среда — одна из самых больших ценностей

Мы рассмотрели влияние природы на сферы общества. Это не безликая масса, а люди, которые нуждаются в определенных условиях для нормальной жизнедеятельности. Человек — экологически пластичное живое существо, но его адаптационные возможности не беспредельны. В течение сотен тысяч лет эволюция проходила при одних параметрах среды обитания, к которым люди приспособились. В настоящее время скорость и масштабы изменения показателей окружающей среды превышают адаптационные возможности человека. Все это приводит к неблагоприятным последствиям — болезням, стрессам. В постиндустриальных странах осознали пагубное влияние общества на природу. Примеры позитивных изменений:

  • внедрение методов экономического регулирования природопользования;
  • использование малоотходных и производства;
  • экономное расходование энергоресурсов и пресной воды;
  • совершенствование органического земледелия.

Одно из важнейших направлений сохранения природы — создание национальных парков и биосферных заповедников. Такие участки служат резерватами для редких и исчезающих видов, научными лабораториями, выполняют просветительскую миссию. Заповедник — «храм природы», где поведение человека должно подчиняться строгим правилам. Запрещена всякая хозяйственная деятельность, что помогает восстановлению и сохранению природного участка в его почти первозданном виде.

примеры влияния общества на природу и природы на общество

  1. Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т. д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т. п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

    Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы все это существенно влияет на жизнь общества. Достаточно сравнить развитие народов севера и юга. Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых.
    Как многопланово воздействие природы на общество, так многогранно и воздействие общества на внешнюю природу. Прежде всего, общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного мира и т. д. Все эти вторжения человеческого общества в природу, продиктованные интересами его жизнедеятельности, необходимостью удовлетворения потребностей людей, в определенной мере деформируют природный мир, весьма существенно меняют естественное течение присущих ему процессов.

    Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Вместо выкорчевывания лесов создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на твердь земную наносятся социальные морщины ирригационных систем, транспортных коммуникаций, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т. д. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью.
    Общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Например, процессу извлечения каменного угля человечество обязано не только животворной энергией, но и терриконами отработанной породы. Гербициды и другие химические средства воздействия в сельскохозяйственном производстве не только облегчают труд, повышают урожайность сельскохозяйственных структур, но и отравляют природную сферу. При этом, с ростом масштабов производственной деятельности человека, по мере роста самого человечества разрушительное воздействие на природу этих отходов человеческой цивилизации резко возрастает.

  2. 1. С какими животными сравнивается Герасим? Почему?
    (Сравнивается с быком, пойманным зверем, степенным гусаком, медведем, глухарм, львом. Сравнения подчркивают независимость характера, чувство собственного достоинства, физическую силу, физические особенности Герасима и его особое положение среди дворовых крестьян.)
    2. Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето А что сшили ему на зиму? (Тулуп.)
    3. С чьими руками сравнивает руку Герасима Капитон? Как это сравнение характеризует глухонемого?
    (У него просто Минина и Пожарского рука. Сравнение подчркивает силу Герасима, которую он может применить, отстаивая справедливость.)
    4. Какой недостаток в людях более всего не любил Герасим? Как это определило его судьбу?
    (Пьянство. По этой причине он расстался с Татьяной.)
    1. Герасим считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Что это значит?
    (Тягло государственная повинность крестьян. Герасим е исправно выполнял.)
    2. Почему Герасим, полюбивший Татьяну, должен был явиться к барыне? Почему он откладывал это дело? Как это характеризует его?
    (Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтоб в приличном виде явиться перед барыней Герасим любил Татьяну, придавал большое значение важному для него событию сватовству.)
    3. Какое сравнение использует И. С. Тургенев, чтобы показать любовь Герасима к Муму?
    (Ни одна мать так не ухаживает за своим ребнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.)
    1. Каким показан Герасим на иллюстрации к повести и кто является автором иллюстрации?
    (На иллюстрации И. Пчлко изображн в момент прощания с Муму. Он горячо обнимает е, переживает, страдает.)
    2. Да такого необыкновенного леща мне поднс, признался Степан. Какого леща и за что поднс Герасим Степану?
    (Удар. За подлый поступок, совершнный Степаном.)
    перечислить должности, занимаемые крепостными крестьянами при дворе барыни.
    (Дворник, прачка, шорник, дворецкий, ключник, столяр, швея, портные, кастелянша, форейтор.)
    1. Что вы узнали о членах семьи барыни?
    (Сыновья е служили в Петербурге, дочери вышли замуж.)
    2. Любила барыня гадать. В тот день она как-то счастливо встала; на картах ей вышло четыре валета Почему это гадание способствовало хорошему настроению героини? Как это характеризует е?
    (Четыре валета обозначают исполнение желаний. Зависимость настроения барыни от выпавших при гадании карт характеризует е как капризного, эгоистичного человека.)
    3. Что любила, пребывая в капризном состоянии духа, делать барыня? Каким человеком она являлась в действительности?
    (Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей. В действительности была жестокой крепостницей.)
    4. Как лекарь Харитон лечил барыню? Как это лечение характеризует героиню?
    (Потчевал барыню лавровишнвыми каплями, курил жжными перьями.)
    1. Чем полюбилась Герасиму Татьяна?
    (Кротким ли выражением лица, робостью ли движений)
    2. Степан о Герасиме говорил: Он на это не то, что наш брат. Что же объединяет многих дворовых?
    (В отличие от многих дворовых, Герасим не был пьяницей.)
    3. Кого из героев называют забубнным человеком и почему?
    (Капитона, так как он был пьяницей. Бубновый туз нашивался на спину каторжника.)
    1. Судьба-то, судьба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца хозяина; в лучший состав жизни моей бивал своего же брата Кто из героев признатся в таком факте своей биографии? Кем был немец хозяин по роду занятий?
    (Башмачник Капитон. Учился у немца-башмачника.)
    2. Какую роль играла в доме барыни приживалка?
    (Исполняла прихоти своей барыни.)
    1. Какое время нашло отражение в повести И. С. Тургенева?
    (Эпоха крепостного права.)
    3. Кто такой форейтор?
    (Слуга, сопровождавший господ при выездах, сидел на одной и

Виды и степень воздействия человека на природу

Антропогенные воздействия – деятельность человека, связанная с реализацией экономических, военных, рекреаци­онных, культурных и других его интересов, вносящая физиче­ские, химические, биологические и другие изменения в при­родную среду.

Воздействие человека на природу можно классифицировать различным образом. Например, разделить на разрушительное, стабилизирующее и конструктивное; прямое и косвенное; пред­намеренное и непреднамеренное; длительное и кратковремен­ное; статическое и динамическое; площадное и точечное; глу­бинное и приповерхностное; глобальное, региональное и ло­кальное; механическое, физическое, химическое и биологи­ческое и т.д.

Разрушительное (деструктивное) воздействие человечес­кая деятельность, ведущая к утрате природной средой своих полезных человеку качеств. Например, сведение дождевых ле­сов под пастбища или плантации, в результате чего нарушается биогеохимический круговорот веществ, и почва за два-три года теряет свое плодородие.

Стабилизирующее воздействие человеческая деятельность, направленная на замедление деструкции (разрушения) природ­ной среды в результате как хозяйственной деятельности чело­века, так и природных процессов. Например, почвозащитные мероприятия, направленные на уменьшение эрозии почв.

Конструктивное воздействие человеческая деятельность, направленная на восстановление природной среды, нарушен­ной в результате хозяйственной деятельности человека или при­родных процессов. Например, рекультивация ландшафтов, вос­становление численности редких видов животных и растений и т. д. Разрушительное воздействие можно назвать отрицатель­ным (негативным), а стабилизирующее и конструктивное – положительным (позитивным).

Прямое (непосредственное) воздействие изменение при­роды в результате прямого воздействия хозяйственной дея­тельности человека на природные объекты и явления.Косвен­ное (опосредованное) воздействие – изменение природы в ре­зультате цепных реакций или вторичных явлений, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Непреднамеренное воздействие является неосознанным, когда человек не предполагает последствий своей деятельности.

Преднамеренное воздействие является осознанным, когда че­ловек ожидает определенные результаты своей деятельности.

Расширяющееся использование природных ресурсов вслед­ствие роста населения и развития научно-технического прогрес­са приводит к их истощению и увеличению загрязнения при­родной среды отходами производства и отбросами потребле­ния. То есть ухудшение природной среды происходит по двум причинам: 1) сокращение природных ресурсов; 2) загрязнение при­родной среды.


Вырубка леса в бассейне реки (отмечено крестами) приводит к усыханию малых рек – притоков, снижению уровня грунтовых вод, уменьшению влажности почвы, снижению уровня воды в реке и озере. Это вместе с другими факторами ведет к недостатку воды в городе, гибели рыбы, развитию цианей (сине-зеленых водорослей и других водных организмов) в связи с усиливающейся эвтрофикацией во­доемов. Строительство плотины и ирригационной системы в целях накопления воды в реке и нормального режима увлажнения на полях не решает проблемы поддержания уровня грунтовых вод и прекращения усыхания озера. Напротив, расход воды на испарение в оросительных системах и с поверхности водохранилища усугубляет недостаток речного стока в озе­ро, задерживает твердый сток, а подпор вод плотиной вызывает подтопление местности, в том числе по городам, ее заболачивание. Ирригация вызывает дополнительное засоление почв, требующих промывки, а зна­чит, большего расхода поливных вод, с которыми в водоем смываются органика и удобрения, что усиливает эвтрофикацию.

Следует сразу обратить внимание на то, что чем выше уро­вень использования извлеченных природных ресурсов, тем ниже уровень загрязнения природной среды. Следовательно, решая проблему рационального использования природных ресурсов, общество, во-первых, сохраняет природные ресурсы от исто­щения, а во-вторых, снижает загрязнение природной среды.

Степень воздействия человека на природу. Глубина экологи­ческих последствий воздействия человека на природу зависит от нескольких переменных: численности населения, стиля жизни и экологического сознания. Эту связь можно описать формулой:

Численность населения х Стиль жизни

Экологические последствия = –––––––––––––––––––––––

Уровень экологического сознания

Чем больше численность населения и выше стиль жизни, тем сильнее истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. И, наоборот, чем выше экологическое сознание населения, тем менее выражены эти негативные про­цессы.

При отсутствии экологического сознания даже простой, «близкий к природе» стиль жизни не ведет сам по себе к от­сутствию вредного воздействия на природу. Пример тому – вырубка леса под посевы и ради заготовки дров.

Таким образом, важнейшее условие дальнейшего прогрес­са человечества – прекращение роста его численности, изме­нение стиля жизни и повышение экологического сознания. Только добившись популяционного равновесия, можно и даль­ше развивать культуру, технологию, цивилизацию в целом.

Тесты и задания к уроку: «Воздействие человека на природу»

Тест 1.

А1. Экология -это

I) с нерациональным использованием природных ресурсов

3) с экологическим кризисом

4) открытие новых залов пейзажной живописи в Национальном музее

А4. Примером непосредственного влияния природы на общество может служить

1) вырубка леса под строительство жилых домов

2) восстановление почвы после ликвидации свалки отходов

3) разрушение прибрежной зоны отдыха мощным тайфуном

А5. К экологическим проблемам относится

1) предотвращение распространения СПИДа

2) возрождение культурных ценностей

3) тенденция глобального потепления

4) стабилизация демографической ситуации

А6. Осушение людьми заболоченных земель служит примером взаимодействия

1) общества и личности

2) гражданина и государства

3) общества и природы

4) производства и потребления

А7. Верны ли следующие суждения об обществе и о природе?

А) По мере совершенствования техники и технологий хозяйственное воздействие общества на природу усиливается

Б) Взаимосвязь природы и общества составляет основу единства материального мира

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А8. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах ?

А. Загрязнение природы продуктами деятельности человечества относится

к экологическим проблемам

Б. Глобальные проблемы связаны с преобразовательной деятельностью человека

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А9. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы ?

А. Природа является неиссякаемым источником всех видов ресурсов для человечества

Б. Хозяйственная деятельность общества может оказывать негативное влияние на окружающую природную среду

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о взаимовлиянии общества и природы?

А. Наличие разнообразных природных ресурсов может ускорить развитие общества

Б. Природные катаклизмы могут создать угрозу существованию общества

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Определите, что из перечисленного относится к причинам , а что к последствиям экологического кризиса

а) ухудшение среды обитания человека

б) грубые механические приемы земледелия

в) нерациональное использование ресурсов

г) исчезновение многих видов животных и растений

д) потребительское отношение к природе

е) увеличение промышленных отходов

ж) рост наследственных заболеваний

А. Причины экологического кризиса: __________________________________

Б. Последствия экологического кризиса: ________________________________

Тест 2.

А1. Примером негативного влияния общества на природную среду является

1) организация заповедника

3) загрязнение почвы промышленными отходами

4) посадка деревьев и кустарников

А2. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи

1) общества и природы

2) техники и технологии

3) цивилизации и культуры

4) экологии и морали

А3. К глобальным проблемам относится

1) Кризис финансовой системы

2) Истощение запасов пресной воды

3) Спад производства

4) Увеличение задолженности развивающихся стран развитым

А4. Примером влияния общества на природу является

1) изобретение громоотвода

2) строительство пирамид в Древнем Египте

3) загрязнение вод Мирового океана

4) открытие закона всемирного тяготения

А5. К экологическим проблемам относится

1) распространение наркомании

2) постепенное истощение природных ресурсов

3) предотвращение угрозы новой мировой войны

4) утрата нравственных ценностей

А6. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?

1) принятие законодательства об охране природы

2) очистка территории парка от бытового мусора

3) загрязнение реки промышленными отходами

4) разрушение дороги селевыми потоками с гор

А7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Природа оказывает влияние на быт и хозяйственную деятельность людей

Б. Природные условия не влияют на развитие духовной культуры общества

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о влиянии природы на развитие общества?

А. Природа является источником ресурсов, используемых для удовлетворения потребностей человека, общества в целом

Б. Природные условия влияют на культурное творчество, традиции и обычаи людей

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Ученые различают понятия «экологический кризис» и «экологическая катастрофа».

А. Экологический кризис: __________________________________________

Б. Экологическая катастрофа: _______________________________________


Top