Расторжение госконтракта по соглашению сторон. Расторжение госконтракта по соглашению сторон Штрафы закупки по 44 фз

14 августа 2019 года вступает в силу ПП РФ № 1011 от 02.08.2019. Это постановление вносит коррективы в ПП РФ № 1042 от 30.08.2017, которое регламентирует расчеты штрафов и пеней. Что меняется в связи с принятием нового НПА?

Меняются штрафы

Во-первых, для штрафов, по аналогии с пеней, узаконили исключение, когда их расчет может не производится по нормам Постановление РФ № 1042. Это случай, когда законодательство РФ устанавливает иной порядок начисления штрафов. Об этом говорит п. 13, которого до этого не было в ПП РФ № 1042.

Во-вторых, поменялся полностью п. 4 указанного постановления. Теперь штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом своих обязательств, если закупка была только для СМП и СОНКО, устанавливаются в одном размере. Это 1% цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

В-третьих, усложнился порядок определения штрафа для контрагента, заключившего контракт по наиболее высокой цене (при торгах за право заключения контракта). Теперь, если цена контракта не выше НМЦК, то штраф составляет:

  • 10 % НМЦК, если цена контракта не превышает 3 млн. руб.;
  • 5 % НМЦК, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. руб. (включительно);
  • 1 % НМЦК, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн. руб. (включительно).

Если же цена контракта выше НМЦК, то штраф:

  • 10 % цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. руб.;
  • 5 % цены контракта, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. руб. (включительно);
  • 1 % цены контракта, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн. руб. (включительно).

То есть разница между первым и вторым случаем в точке отсчета. В первом случае проценты берутся от НМЦК, а во втором – от цены контракта.

В-четвертых, изменились указания относительно общей суммы неустойки. Если помните, то она не должны превышать цену контракта. С 14 августа в этой сумме не учитываются пени. То есть – общая сумма начисленных штрафов в отношении как заказчика, так и контрагента, не должна превышать цены контракта.

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В рекомендации найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

А что же пени?

А расчет пеней, по сути, не изменился. Постановление РФ № 1011 вычеркнуло из ПП РФ № 1042 пункт относительно того, как рассчитываются пени заказчиком за просрочку исполнения обязательств поставщиком. Да, и название постановления изменилось: «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

То есть с 14 августа ПП РФ № 1042 не регулирует правила начисления пени, а устанавливает правила только в отношении определения штрафов.

Соответственно, расчет пени не изменился – он указан в ч. 5 и 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Что в итоге?

Основание штрафа

Изменилось/не изменилось

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом при закупке без ограничений по СМП и СОНКО

Не изменилось

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом при закупке только для СМП и СОНКО

Изменилось

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом при заключении контракта по наиболее высокой цене (торги за право заключения контракта)

Изменилось

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом, не имеющее стоимостного выражения

Не изменилось

За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ, которые он обязан выполнить самостоятельно

Не изменилось

За неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО

Не изменилось

За неисполнение обязательств заказчиком

Не изменилось

Правила расчета неустойки

Не поменялись

Важно!

Правила ПП РФ № 1042 больше не работают, если нормами специального закона или иного НПА установлен иной расчет штрафов.

Штрафы по 44-ФЗ КоАП 2019 с последними изменениями

В КоАП РФ нарушениям в сфере закупок посвящены следующие статьи:

  • неверный выбор типа закупки, условий процедуры - ст. 7.29 КоАП РФ;
  • нарушения при планировании закупок - ст. 7.29.3 КоАП РФ;
  • нарушения регламента проведения закупок - ст. 7.30 КоАП РФ;
  • неверное ведение реестра контрактов - ст. 7.31 КоАП РФ;
  • нарушение сроков возврата обеспечения - ст. 7.31.1 КоАП РФ;
  • нарушение порядка подписания госконтракта - ст. 7.32 КоАП РФ.

Штраф может быть фиксированным или в процентах от НМЦК.

Ответственность заказчика по Закону № 44-ФЗ. Таблица с примерами всех нарушений и размерами штрафов

Для каждой из 14 групп нарушений - понятный пример из практики и размер штрафа. Отменить или снизить штраф можно в административном порядке - обратиться в вышестоящий орган или в суде. Жалобы рассматривают арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

Уголовные штрафы по 44-ФЗ

Уголовное наказание в сфере госзаказа начали применять с 2018. В УК РФ появились две новые статьи: за злоупотребления (ст. 200.4 УК РФ) и подкуп контрактного управляющего или члена комиссии (ст. 200.5 УК РФ). По первой нарушителю грозит:

  • штраф до 200 тыс. руб.;
  • принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до 3 лет или без нее;
  • лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией или без.

Санкция будет более строгой, если за преступлением стоит группа лиц или причинен особо крупный ущерб. В этом случае максимальное наказание - 7 лет тюрьмы.

За подкуп (то есть передачу денег, имущества, оказание услуг за помощь и т.д.) грозит:

  • штраф до 500 тыс. руб.;
  • условный срок до 2 лет;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • принудительные работы до 3 лет со штрафом или без;
  • лишение свободы до 3 лет со штрафом или без.

Административная практика: штрафы по 44-ФЗ

Своим постановлением от 24.11.2016 по делу № 477-Т-16 Липецкое УФАС России оштрафовало сотрудника контрактной службы областного казенного учреждения «Гидротехнические комплексы». Заказчик закупал услуги по предрейсовому медицинскому осмотру водителей учреждения путем запроса котировок. В соответствии с п.8 Приказа Минздрава России от 15.12.2014 № 835н предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся при наличии лицензии. Поэтому в извещении о проведении запроса котировок заказчик установил требования к участникам закупки о наличии лицензии на проведение предрейсовых медицинских осмотров.

Но помимо этого в извещении говорилось, что исполнитель должен иметь помещения с необходимым медицинским оборудованием (инструментами) и расходными материалами в соответствии методическими рекомендациями, утвержденными Минздравом России совместно с Минтрансом России от 29.01.2002. Ошибка работника контрактной службы в том, что методические рекомендации носят лишь рекомендательный характер. Такое требование можно считать излишним. Установив его, заказчик нарушил положения ч. 3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Сотрудница контрактной службы пояснила, что допустила нарушение по неосторожности и не ставила перед собой цели ограничить количество участников закупки. Однако ФАС не посчитала нарушение малозначительным, поскольку оно могло привести к заключению контракта с нарушениями требований действующего законодательства или объявленных условий. В итоге специалисту назначили штраф по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в размере 3 000 руб.

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.10.2019 допускается изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения НДС в отношении товаров, работ, услуг с приемкой после 01.01.2019, если увеличенный НДС не предусмотрен контрактом (ст. 112 данного Закона).

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1 , , , , , , , , , , , , , , , , - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - , - настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В случаях , установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер , установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

В статье рассмотрим, какая ответственность сторон по контракту предусмотрена 44-ФЗ, а также какие могут быть применены меры уголовной и административной ответственности.

Из статьи вы узнаете:

Постановление Правительства об ответственности по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ предусматривает ответственность для заказчиков и поставщиков на случай нарушения сроков и других важных условий контракта. Санкции указаны в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042. Далее рассмотрим, что ждет поставщика, а что - заказчика.

Ответственность по 44-ФЗ для поставщика

Если говорить о нарушениях, не касающихся сроков, за каждое поставщика ждет штраф. Сумма напрямую зависит от цены контракта. Установлена такая градация:

  • при цене до 3 млн руб. - 10% цены контракта;
  • 3-50 млн руб - 5%;
  • 50-100 млн руб. - 1%;
  • 100-500 млн руб. - 0,5%;
  • 500 млн - 1 млрд руб. - 0,4%;
  • 1-2 млрд руб. - 0,3%;
  • 2-5 млрд руб. - 0,25%;
  • 5-10 млрд руб. - 0,2%;
  • более 10 млрд руб. - 0,1%.

Бывает так, что нарушением является обязательство, которое не имеет стоимостного выражения. В этом случае размер штрафа будет таким:

Если же нарушение связано со сроками, начисляются пени: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от цены контракта, уменьшенной на сумму выполненных обязательств, за каждый день просрочки.

Поставщики, подрядчики и исполнители платят штрафы по Закону № 44-ФЗ, как и заказчики. Однако наказывают только контрагентов, которые неверно заключили, изменили или расторгли контракт. Размеры штрафов и примеры смотрите в таблице.

Штраф за неисполнение контракта по 44-ФЗ поставщиком СМП

Если поставщик из числа малых предприятий, для него суммы штрафов менее жесткие:

  • 3% от цены контракта, если цена менее 3 млн. руб.;
  • 2% - если цена больше 3 млн, но меньше 10 млн руб.;
  • 1% - если цена больше 10 млн, но меньше 20 млн руб.

Ответственность заказчика по 44-ФЗ

Для заказчика действуют фиксированные суммы штрафов за нарушение обязательств, не связанных со сроками:

  • 1000 руб., при цене контракта до 3 млн. руб.;
  • 5000 руб. - от 3 млн. до 50 млн. руб.;
  • 10000 руб. при цене от 50 млн. до 100 млн. руб.;
  • 100000 руб., если цена контракта превышает 100 млн. руб.

Если заказчик сорвал сроки, он выплачивает пострадавшей стороне 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от невыплаченной в срок суммы.

Административная ответственность по 44-ФЗ в 2019 году

Грозит за:

  • неправильный выбор способа закупки, условий процедуры - ст. 7.29 КоАП РФ;
  • неверный расчет НМЦК по ГОЗ - ст. 7.29.1 КоАП РФ;
  • отказ от заключения контракт по ГОЗ - ст. 7.29.2 КоАП РФ;
  • нарушение правил планирования закупок - ст. 7.29.3 КоАП РФ;
  • нарушение порядка осуществления закупок - ст. 7.30 КоАП РФ;
  • несоблюдение регламента ведения реестра контрактов - ст. 7.31 КоАП РФ;
  • нарушение сроков возврата обеспечения - ст. 7.31.1 КоАП РФ;
  • нарушение порядка подписания госконтракта - ст. 7.32 КоАП РФ.

Тип административной ответственности по 44-ФЗ зависит от конкретного нарушения. Например, за отклонение заявки по основаниям, не предусмотренным в 44-ФЗ, заказчику грозит штраф - 5% от НМЦК. Если нарушены сроки размещения необходимых документов, штраф может доходить до 30 тыс. руб. для контрактного управляющего и до 100 тыс. руб. для юрлица.

Ответственность заказчика по Закону № 44-ФЗ. Таблица с примерами всех нарушений и размерами штрафов

Для каждой из 14 групп нарушений - понятный пример из практики и размер штрафа. Отменить или снизить штраф можно в административном порядке - обратиться в вышестоящий орган или в суде. Жалобы рассматривают арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

Скачать таблицу

Уголовная ответственность по 44-ФЗ

С 2018 года УК РФ пополнился двумя статьями, касающимися сферы госзаказа. Уголовная ответственность по 44-ФЗ предусмотрена за злоупотребления (ст. 200.4 УК РФ) и подкуп контрактного управляющего или члена комиссии (ст. 200.5 УК РФ).

По ст. 200.4 УК РФ наказывают за нарушения закона о контрактной системе из корыстной или иной личной заинтересованности. Если деяние причинило крупный ущерб, преступнику грозит:

  • штраф до 200 тыс. руб.;
  • принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до 3 лет или без нее;
  • лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией или без.

Если за преступлением стоит группа лиц или причинен особо крупный ущерб, максимальный штраф составляет 1 млн руб, а предельный срок - 7 лет.

Под подкупом работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии понимают:

  • передачу денег, имущества;
  • оказание услуг имущественного свойства;
  • предоставление имущественных прав.

Это считается нарушением при условии, что ценности передаются за действия или бездействие в пользу участника закупки или другого заинтересованного лица.

В общем случае нарушитель может получить одно из следующих наказаний:

  • штраф до 500 тыс. руб.;
  • условный срок до 2 лет;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • принудительные работы до 3 лет со штрафом или без;
  • лишение свободы до 3 лет со штрафом или без.

Самому контрактному управляющему за незаконное получение денег и имущества грозит штраф до 1 млн руб., дисквалификация до 3 лет, принудительные работы или срок до 3 лет.

Практика

Смотрите на примере, как контрактный управляющий запутался с «не менее» и «не более» в документации и получил штраф. Заказчик проводил аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту сельского дома культуры. В числе прочего закупались материалы для ремонта. В описании объектов закупки были допущены нарушения, за которые заказчик поплатился штрафом (Постановление Алтайского республиканского УФАС России от 26.12.2018 по делу № 79/з).

К бетонной смеси установили такие требования: «Бетон должен соответствовать марке морозостойкости по первому базовому методу, значение которого не менее чем F1 150, но и не более F1 300 (ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 26633-2015)». Однако в соответствии с п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» по показателям качества бетоны подразделяют, в том числе по морозостойкости по первому базовому методу: F1 50, F1 75, F1 100, F1 150, F1 200, F1 300 и т.д. То есть марка по морозостойкости не имеет максимального и минимального значения, а используется точный показатель. Установив требование о диапазонном значении, заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Ту же самую ошибку заказчик допустил с осадкой конуса. По документации бетонная смесь должна иметь значение не менее чем П2, минимальное значение осадки конуса - не менее чем 1 см, а максимальное - не более 15 см. Заказчик снова сослался на ГОСТы 7473-2010 и 26633-2015. Однако в соответствии с п. 5.1.4 ГОСТ 7473-2010 марка по осадке конуса не имеет максимального и минимального значение, используется точный показатель.

Кроме того, в аукционной документации содержались требования к показателям толщины и ширины доски, не позволяющие определить потребность заказчика. Установлен диапазон «не более чем 100 мм, не менее чем 100 мм», при этом в таблице заказчик указывает возможные величины: толщина (мм) 19, 22, 25, 16, 32 или 40, 50, 60 и ширина (мм) 100, 125, 150, 175 и т.д. Это вводит участников в заблуждение. Все эти нарушения подпадают под часть 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Величина штрафа по КоАП РФ единая для всех - 3 тыс. руб. Отвечать за нарушение пришлось первому заместителю главы Администрации района.

С административными штрафами все более-менее просто: суммы установлены в КоАП РФ. А вот с неустойкой, предусмотренной 44-ФЗ и контрактов, нередко приходится мучиться. В следующем примере смотрите, Могут ли поставщика оштрафовать за отсутствие на приемке (Решение Арбитражного суда Самарской области от 22.10.2018 по делу № А55-18921/2018).

Нарушения и просрочка: уменьшаем размер требований в суде

О чем пойдет речь: подрядчик выиграл аукцион на строительство музея и не смог сдать работы вовремя. Заказчик закрыл глаза на продление срока, но после этого оказалось, что в проектной документации есть ошибки, которые исправить нельзя. В итоге подрядчик лишился контракта, оплаты и обеспечения. Конфликт привел стороны в суд. Подрядчику не удалось доказать, что он не виноват в нарушениях, но суд уменьшил размер требований заказчика на значительную сумму. Читайте в обзоре о том, как сократить неустойку в три раза и сохранить репутацию ответственного подрядчика.

Читать обзор дела

ООО «Ланда» и Управление Судебного департамента в Самарской области заключили госконтракт на поставку канцелярских конвертов для районных и городских судов Самары и Самарской области. В итоге поставщик нарушил общий срок поставки на полмесяца. Какие-то суды получили канцтовары на 2 дня позже, а какие-то - на 17 дней. По условиям контракта за просрочку начислялись пени. Заказчик насчитал 337,11 руб.

В контракте помимо прочего говорилось о том, что поставщик обязан участвовать в приемке товара. Заказчик уведомил компанию «Ланда», но ни один из ее представителей в назначенный день не явился. Решив, что пункт контракта нарушен, заказчик оштрафовал поставщика за неисполнение обязательства, не имеющего стоимостного выражения, на 1000 руб.

Суд подчеркнул, что ответственность по контракту наступает только лишь в том случае, когда несоблюдение обязательства стало причиной нарушения каких-либо прав и законных интересов сторон. А неустойкой обеспечиваются лишь те обязательства, нарушение которых способно причинить вред сторонам. Само по себе отсутствие поставщика на приемке заказчику никак не навредило. Поэтому суд отказал в требования выплаты 337 руб. 11 коп. пени и штрафа в размере 1000 руб.

Однако взыскать деньги с поставщика заказчику все же удалось. В ходе приемке он выявил нарушения контракта. В частности, согласно требованиям белые конверты должны укладываться в пачки по 50 штук и должны быть скреплены бумажной лентой шириной 41 мм., образуя пачки. Но фактически поставленные конверты в пачки сформированы не были, бумажной лентой не скреплены. Заказчик насчитал штраф 9 446 руб. 23 коп. - 3% от цены контракта. Это требование суд счел вполне законным, поскольку нарушения подтверждены документами. В итоге суд удовлетворил только его, лишив заказчика пени и штрафа за отсутствие поставщика на приемке. Иск удовлетворили частично.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если нарушение условий контракта заключается только в просрочке выполнения работ, с контрагента должны быть истребованы пени, но не штраф. Если наряду с невыполнением работ в установленный срок контрагент допустил иные нарушения обязательств по контракту (например, не выполнил работы на момент прекращения контракта, выполнил их не в полном объеме, нарушил требования к качеству работ и т.д.), ему должно быть предъявлено требование об уплате как пеней, так и штрафа.

Обоснование позиции:
Любое обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями ( ГК РФ). Это относится и к исполнению обязательств, устанавливаемых контрактами, заключенными в соответствии с требованиями от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Указанный Закон основан в том числе на нормах РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Поэтому ко всем заключаемым в соответствии с ним договорам (контрактам) применяются нормы ГК РФ с учетом особенностей, установленных указанным Законом N 44-ФЗ.
Согласно Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее также - контрагент) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Заметим, что, хотя в этой норме, как и в ГК РФ, упоминается о "неустойке (штрафе, пене)" без разграничения этих понятий, на практике существует устоявшееся понимание о штрафах и о пенях, как о видах неустойки. Такое разграничение прямо проведено в иных нормах N 44-ФЗ, которые непосредственно определяют и различные основания взыскания, различные нарушения условий контракта, за которые взыскиваются эти виды неустойки.
Так, если пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства ( Закона N 44-ФЗ), то штрафы устанавливаются контрактом в виде фиксированной суммы и начисляются за нарушения обязательств, не связанные с просрочкой исполнения ( Закона N 44-ФЗ, смотрите также Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, далее - Правила). Конкретный перечень нарушений, за которые контрактом может предусматриваться ответственность в виде штрафа, нормативными актами не предусмотрен, поэтому вопрос о наличии оснований для предъявления к контрагенту требований об уплате штрафа должен решаться исходя из условий контракта и существа допущенного нарушения. Как видно из приведенных норм, такими основаниями могут быть любые нарушения, кроме просрочки исполнения (например некачественное выполнение работ и т.п.).
Из этих критериев в спорных ситуациях исходят и суды. Так, АС Поволжского округа в от 12.10.2017 N Ф06-24639/17 указал, что законодательство о контрактной системе разделяет просрочку исполнения обязательства и иные нарушения поставщиком обязательств, устанавливая специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 17.11.2015 N 13АП-22758/15 применительно к рассмотренной им ситуации пришел к выводу, что возложение двойной ответственности за просрочку исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, а именно: пеней за каждый день просрочки обязательства и штрафа в виде фиксированной суммы за тоже нарушение, противоречит положениям Закона N 44-ФЗ, исключающей просрочку исполнения обязательств из числа нарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде штрафа. В АС Северо-Кавказского округа от 08.12.2016 N Ф08-9187/16 отмечается, что, поскольку подрядчик фактически совершил одно нарушение - нарушил срок выполнения работ по контракту, с него должны быть взысканы пени, но не штраф.
Таким образом, взимание штрафа за нарушение срока выполнения работ по контракту противоречит правилам N 44-ФЗ, которые предусматривают ответственность за это нарушение только в виде пеней (смотрите также АС Волго-Вятского округа от 05.12.2016 N Ф01-5271/16, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017 N , Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 N 15АП-7180/17).
Однако нарушения, допущенные подрядчиком при исполнении обязательств по контракту, могут не ограничиваться просрочкой выполнения работ. Так, например, работы могут быть или выполнены не в полном объеме, или не выполнены вовсе, или выполнены, но с ненадлежащим качеством. При таких обстоятельствах взимание с контрагента как пеней, так и штрафа, является обоснованным, поскольку эти меры ответственности применяются за различные правонарушения. Именно такого подхода придерживаются и суды.
В частности, в судебной практике сформирован подход, в соответствии с которым пеня за просрочку исполнения обязательств по контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения обязательства, явившийся основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы (п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, смотрите также Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2017 N 19АП-3329/16).
К аналогичному выводу суды приходят в ситуациях, когда контракт исполнен частично или с нарушением требований к качеству работ ( АС Московского округа от 17.10.2016 N Ф05-14602/16, АС Западно-Сибирского округа от 17.06.2016 N , Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 N 02АП-4666/17, Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 N 05АП-3944/17, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 N 09АП-57682/16).
Следовательно, если в рассматриваемой ситуации нарушение контракта со стороны подрядчика заключается только в том, что результат работ не сдан заказчику в установленный контрактом срок, иные нарушения обязательств по контракту допущены не были (работы выполнены в полном объеме и надлежащего качества, хотя и с просрочкой), с подрядчика должны быть истребованы только пени, но не штраф. Если же наряду с просрочкой в сдаче результата работ подрядчик допустил иные нарушения условий контракта, наряду с пенями он обязан уплатить заказчику штраф в размере, определяемом в соответствии с Правилами.
Отметим также, что в спорной ситуации вопрос о правомерности одновременного применения к подрядчику двух видов санкций за допущенное нарушение (пеней и штрафа) может быть решен судом исходя из фактических обстоятельств и анализа условий контракта ( ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Поставщики и заказчики часто совершают множество ошибок при совершении закупки. Такие ошибки могут быть как преднамеренными, так и из-за незнания основ законодательства Российской Федерации. К сожалению, из-за ошибок может быть наложена административная ответственность и лицо получит штрафные санкции. Для того, чтобы избежать этого, стоит изучить Федеральный закон номер 44.

Виды штрафов

Согласно Федеральному закону 44 существует большое количество случаев, когда заказчик или поставщик нарушали свои обязательства по договору, не выполняли свою работу или выполняли ее некачественно, опаздывали со сроками и т. д. Для таких случаев существует система административных штрафов по 44 ФЗ. Поставщик может предоставить заказчику некачественный товар, в разбитой или сломанной таре, меньшего количество, чем было оформлено в заявке и т. д. Заказчик же может задержаться со сроками оплаты или отказаться платить вообще. В таких случаях стоит обратиться к противоположной стороне с просьбой исправить нарушения и только в случае отказа обращаться в органы за привлечением к ответственности. Часто такие лица просто не знают, что эта сфера регулируется законодательством, поэтому рекомендуется изучить штрафные санкции по 44 ФЗ.

  • Дисциплинарную ответственность;
  • Уголовную ответственность;
  • Административную ответственность;
  • Гражданско-правовую ответственность.

Кроме наложения штрафных санкций органы могут прийти к решению о возмещении нарушившей стороной убытков и компенсации за ущерб.

Нарушение по контрактной системе

Ответственность за нарушение по контрактной системе различается в зависимости от ситуации и цены контракта. Штраф за неисполнение контракта по ФЗ 44 рассчитывается в соотношении процента от цены. Последняя редакция закона затронула вопрос о государственных закупках, являющийся самым актуальным на сегодняшний день.

Согласно представленным изменениям ответственность за нарушения несут:

  • Заказчик и поставщик;
  • Оператор электронной площадки (особенно в случае выдачи конфиденциальной информации клиента);
  • Сотрудники государственных и федеральных органов;
  • Организации со специализацией закупок;
  • Работники комиссий по государственным закупкам.

Самыми распространенными нарушениями по Федеральному закону 44 считаются:

  • Невыполнение обязательств по договору до назначенного срока;
  • Формы документов и других бумаг, заполненные не по законодательным нормам или несоблюдение формальных норм закона;
  • Невыполнение обязательств, некачественное или неполное выполнение обязательств.

В случае выявления таких нарушений стороне предъявляется документ о начислении пени. Нарушителю дается срок на исправление и в случае просрочки пеня повышается. Пострадавшая сторона имеет право разорвать контракт в одностороннем порядке.

Для заказчика

Согласно ФЗ 44, на сегодняшний день денежная сумма штрафов регулируется Кодексом Российской Федерации об Административных Правонарушениях, статьями 7.29 - 7.32.1. Штрафы для заказчиков описаны в статьях 7.29 - 7.29.3. В случае если есть возможность совершенной ошибки или противоположная сторона считает, что заказчик нарушает закон, рекомендуется свериться с ФЗ 44 и перечисленными выше статьями КоАП.

Любое нарушение контракта заказчиком будет рассматриваться как ситуация для наложения административной ответственности. Самым незначительным нарушением считается просрочка возврата денежных средств на 3 дня, за это нарушение начисляется штраф в 5 тысяч рублей. Самым крупным нарушением считается отказ поставщика от заключения оборонного заказа с Вооруженными Силами РФ, это нарушение исчисляется в один миллион рублей.

Ответственность за нарушение сроков

Штрафы по 44 ФЗ за нарушение сроков оплаты по контракту растут в размере с каждым днем после просрочки и нарушитель обязан выплатить всю накопившуюся денежную сумму. Также сумма штрафа, кроме сроков, сильно зависит от вида контракта. Если случилась просрочка договора в разных категориях контракта, сумма штрафа будет разной.

В случае, если просрочка не превысила два дня, но предмет договора был - поставка государственного оборонного заказа, то штраф может превысить 30 тысяч рублей. Но в случае обычного заказа у поставщика, при просрочке не более двух дней, штраф будет составлять только 3 тысячи рублей. За просрочку блокировки, операторам электронных площадок начисляется штраф в размере 15 тысяч рублей. Также зависит и от того, является ли нарушитель юридическим лицом. При просрочке в один рабочий день, при незначительном нарушении, как нарушение порядка подачи документов, юридическое лицо могут оштрафовать на 50 тысяч рублей.

Какие предусмотрены штрафы за нарушение 44 ФЗ?

Существует большое количество категорий и видов нарушений, сроков, от которых зависит сумма штрафа. Категории и сроки расписаны в статья КоАП 7.29 - 7.32.1. Ниже приведена таблица с удобным распределением штрафных санкций.

Сумма штрафа. Текст правонарушения по ФЗ 44. Номер статьи КоАП.
30 000 руб. Согласно законодательству Российской Федерации неправильный способ выбора поставщика. 7.29, часть 1
Должностные л. - 15 000 руб.
Стороны не предоставили в соответствующие органы документы и информацию по сделке. 19.7.2
50 000 рублей. Отказ от проведения клиентом аукциона или конкурса. 7.29, часть 2
Должностные лица - 50 000 рублей.
Юридические лица - 500 000 рублей.
К поставленному сроку стороны не выполнили предписания органов. 19.5, часть 7
50 000 руб. Заказчик проводил аукцион или конкурс в случаях, когда это было запрещено законом или неправильно составил договор с единственным поставщиком, просрочил его. 7.29, часть 2.1
Должностные л. - 30 000 руб.
Юридические л. - 100 000 руб.
Товары, купленные заказчиком не соответствуют условия энергоэффективности. 9.16, часть 11
20 - 50 000 рублей. В план были включены товары, не соответствующие поставленным целям. 7.29, часть 3

Должностное лицо приняло работу или услугу, которая не соответствует требованиям составленного договора, из-за чего пострадал бюджет Российской Федерации. 7.32, часть 10
30 000 рублей. В контракте не были оформлены основания закупки. 7.29, часть 3
20 000 рублей. Не поступило обоснованного отказа от принятия заказа. 7.32, часть 9
30 000 рублей. Не было проведено собрание или не обсудили порядок и сроки закупок в организации. 7.29, часть 3
20 000 рублей. При изучении полученных товаров, работ или услуг обнаружено нарушение законодательства Российской Федерации. 7.32, часть 8
30 000 рублей. Нарушение сроков, оформленных в планах и графиках закупок. 7.29, часть 1
Юридическое л. от 100 до 300% от нарушенных обязательств.

ИП или должностное лицо - от 5 до 15% от нарушенных обязательств, либо дисквалификация на срок до двух лет.

В результате совершения определенных действий должностным лицом или индивидуальным предпринимателем общественности был нанесен вред, но слишком малый для открытия уголовного дела. 7.32, часть 7
Должностное лицо - 5 000 рублей.
Юридическое лицо - 15 000 рублей.
Стороны просрочили размещение информации о конкурсе или аукционе на два рабочих дня. 7.30, часть 1
Должностное л. - 50 000 рублей.
Юридическое л. - 200 000 рублей.
Произошел односторонний отказ от выполнения обязательств по договору. 7.32, часть 6
Должностное лицо - 30 000 рублей.
Юридическое лицо - 100 000 рублей.
Стороны просрочили размещение информации о конкурсе или аукционе больше, чем на два рабочих дня. 7.30, часть 1.1
Были произведены изменения, не обсужденные заранее и в следствие этого, был нанесен урон бюджету или привезено другое количество закупленного товара. 7.32, часть 5
Должностное лицо - 3 000 рублей.
Юридическое лицо - 10 000 рублей.
Сроки размещения информации о поставщиках и котировках были пропущены на один день. 7.30, часть 1.3
50 000 рублей. Должностное лицо отказалось подписывать контракт и нарушило сроки. 7.32, часть 3

Сроки размещения информации о поставщиках и котировках были пропущены больше, чем на один день. 7.30, часть 1.3
Издержки оплачиваются стоимостью умноженной на 2. При выполнении условий сделки были нарушены положения Федерального закона номер 44, это привело к проблемам в расчете бюджета или количества товара. 7.32, часть 2
Должностное лицо - 20 000 рублей.
Юридическое лицо - 200 000 рублей.
Изменения контракта произошли на основаниях, не оформленных в Федеральном законе 44. 7.32, часть 4
Должностное лицо - 15 000 рублей.
Юридическое лицо - 50 000 рублей.
Были совершены нарушения при подаче заявок на конкурс или аукцион или при подаче документов для проведения конкурса или аукциона. 7.30, часть 1.4
От 5 000 до 300 000 рублей. При выполнении обязательств договора были нарушены условия Федерального закона номер 44. 7.32, часть 1
30 000 р. После внесения поправок в планы и графики прошло меньше, чем 10 дней и заказчик оформил извещение об осуществлении закупки. 7.30, ч. 1.5
Должн. — 15 000 р.
Юрид. — 90 000 р.
После обеспечения закупки возврат средств был просрочен на три дня и больше. 7.31.1, ч. 2
30 000 р. Закупка была осуществлена при отсутствии о ней информации в плане и графиках. 7.30, ч. 1.6
Должн. — 5 000 р.
Юрид. — 30 000 р.
После обеспечения закупки возврат средств был просрочен на три дня и меньше. 7.31.1, ч. 1
30 000 р. Извещение было размещено даже после предписания органами об отсутствии оснований для закупки. 7.30, ч. 1.7
20 000 р. Подача информации в реестр недобросовестных поставщиков была просрочена. 7.31, ч. 2
От 5 тыс. р. до 30 тыс. р. Поставщик отказался участвовать в аукционе или конкурсе без обоснованных причин. 7.30, ч. 2
50 тыс. руб. В реестр недобросовестных поставщиков была отправлена ложная информация. 7.31, ч. 1
10 тыс. руб. Нарушение сведений протокола поставщика. 7.30, ч. 2.1
30 тыс. руб. Подписи у документов просрочены больше, чем на два дня. 7.30, ч. 14
Должн. — 50 тыс. руб.
Юрид. — 500 тыс. руб.
При размещении сведений или бумаг игнорировались положения ФЗ 44. 7.30, ч. 3
3 тыс. руб. Подписи у документов просрочены на два дня и меньше. 7.30, ч. 13
От 5 тыс. р. до 30 тыс. р. Одна из сторона предъявила противоположной стороне требования, не оформленные по закону 44. 7.30, ч. 4
50 000 руб. Закупка у предпринимателей с малым бизнесом или у некоммерческих организаций происходят в меньших количествах, чем положено по ФЗ 44. 7.30, ч. 11
От 10 тыс. р. до 50 тыс. р. Требования закупки ограничивают количество претендентов в конкурсе или аукционе на основаниях, не предусмотренных ФЗ 44. 7.30, ч. 4.1
30 тыс. руб. Сроки подачи заявки на закупку были уменьшены незаконно. 7.30, ч. 8
3 тыс. руб. Бумаги, запросы и предложения были утверждены в разрез с положениями Федерального закона номер 44. 7.30, ч. 4.2
50 000 руб. Победитель конкурса или аукциона был выбран незаконным путем. 7.30, ч. 7
До 30 000 р. Прием, отклонение или вскрытие конвертов с заявками происходило незаконным путем. 7.30, ч. 6

Скачать последнюю редакцию закона

Для того, чтобы избежать штрафов и не получить наказание за административную ответственность, рекомендуется изучить Федеральный закон номер 44. На сегодняшний день в этом законе произошло большое количество изменений.


Top