Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий. Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации Как получить аттеста

ГрК РФ Статья 49.1. Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий

1. Физическое лицо может быть аттестовано на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий при условии его соответствия следующим требованиям:

1) имеет высшее образование соответствующего профиля;

2) постоянно проживает в Российской Федерации;

3) имеет стаж работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности не менее чем пять лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, не менее чем три года;

4) не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

5) обладает необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (в том числе требований к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов, проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов.

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, проводит аттестацию физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий и по итогам этой аттестации выдает квалификационные аттестаты на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий либо принимает решение об отказе в выдаче таких квалификационных аттестатов с указанием причин принятого решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Форма квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий действует на всей территории Российской Федерации.

5. Срок действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий составляет пять лет. Физическое лицо вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, с заявлением о продлении срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Порядок аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе порядок продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий аннулируется до истечения срока его действия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по следующим основаниям:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) установление факта участия эксперта в экспертизе при наличии личной заинтересованности в ее результатах, в том числе если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали эксперт лично или его близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг;

2) установление факта представления для прохождения аттестации документов, содержащих недостоверные сведения;

3) вступление в законную силу решения уполномоченных органов о привлечении лица, которому выдан квалификационный аттестат, к ответственности за правонарушения в сфере его профессиональной деятельности.

8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, ведет реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В реестре лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, должны содержаться следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество физического лица, которому выдан квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

2) дата выдачи и дата окончания срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

3) направления деятельности эксперта, по которым он может осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

10. Сведения, содержащиеся в указанном в части 9 настоящей статьи реестре лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, подлежат размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Правительство Российской Федерации изменило процедуру прохождения аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий. Подробности сообщила пресс-служба Главгосэкспертизы России.

С 1 апреля 2018 года в силу вступает постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1719 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 271».

Обязательное повышение

С этого момента аттестованные эксперты обязаны повышать квалификацию по профилю, соответствующему направлению деятельности, не реже одного раза в три года, в организации, ведущей образовательную деятельность, требования к которой установлены Минстроем России. При этом эксперт обязан направлять в Минстрой России документ (копии диплома, свидетельства, удостоверения), подтверждающий повышение квалификации. В противном случае ведомство уполномочено приостановить действие квалификационного аттестата эксперта.

В перечень документов, представляемых экспертом в Минстрой России для прохождения переаттестации, включен документ о повышении квалификации по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности.

Двухэтапный подход

Постановление также устанавливает последовательную двухэтапную процедуру проверки знаний претендентов и экспертов, желающих получить квалификационный аттестат или продлить срок имеющегося квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, объектов, в отношении которых государственная экспертиза проводится федеральными органами исполнительной власти и организациями, уполномоченными на ее проведение, объектов, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Аналогичный подход установлен в отношении получения или продления квалификационного аттестата на право подготовки заключений государственной экспертизы по итогам рассмотрения результатов инженерных изысканий, выполняемых для создания проектной документации в отношении перечисленных выше объектов.

Для остальных претендентов (экспертов) проверка знаний проводится в форме тестирования.

Правила проверки

Постановление изменяет и сами правила проверки знаний в форме тестирования. Так, с 200 до 120 уменьшено общее количество вопросов, на которые должен ответить претендент (эксперт), количество вариантов ответов, в том числе правильных, для каждого вопроса увеличено вдвое, а время прохождения тестового экзамена сокращено с 5,5 до 3 часов.

Для того, чтобы получить право на допуск к устному экзамену, нужно дать не менее 110 правильных ответов.

Постановление также предусматривает возможность досудебного обжалования результатов аттестации (переаттестации).

Кроме того, в соответствии с подписанным постановлением Минстрой России наделяется полномочиями по утверждению:

Формы заявления о прохождении аттестации (переаттестации) физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий;

Требований к программам повышения квалификации экспертов проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, соответствующим направлениям деятельности.

Также постановлением устанавливается, что эксперты, аттестованные Минстроем России до 1 апреля 2018 года, вправе осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по направлениям деятельности эксперта, указанным в квалификационном аттестате, до истечения срока действия квалификационного аттестата, а также пройти переаттестацию в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


С 1 апреля 2014 г. документы для допуска к прохождению аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий следует сопровождать заявлением установленного образца. Образец можно скачать на сайте Минстроя России.

Планом мероприятий («дорожной картой») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 1487-р, предусмотрена поэтапная отмена обязательности экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации (за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных объектов):

1-й этап - многоквартирные жилые дома (с 1 января 2013 г.)
2-й этап - прочие объекты капитального строительства (с 1 января 2014 г.)

В соответствии с частью 2 статьи 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 271 «О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» Минрегион России проводит аттестацию (переаттестацию) физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Получатели услуг - физические лица

Физические лица, аттестованные в установленном порядке до 1 апреля 2012 г. Минрегионом России на право подготовки заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, вправе осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по направлениям деятельности эксперта, указанным в квалификационном аттестате, до истечения срока действия такого аттестата.

По окончании срока действия аттестатов, выданных в соответствии с приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. № 133 «Об аттестации государственных экспертов» и от 8 апреля 2011 г. № 162 «Об утверждении Порядка аттестации (переаттестации) государственных экспертов», указанные лица подлежат аттестации в соответствии с Положением об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 271 (далее - Положение).

Документы, необходимые для прохождения аттестации:

3. Копия диплома о высшем профессиональном образовании.

4. Заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия трудовой книжки или иных документов, подтверждающих требуемый стаж работы.

Документы, необходимые для прохождения переаттестации:

1. Заявление с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) (в строке "Адрес места жительства" необходимо указывать индекс и полный почтовый адрес), идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), адреса электронной почты (при наличии), направления деятельности эксперта, по которому претендент имеет намерение получить право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, из числа направлений деятельности экспертов, включенных в перечень, устанавливаемый Минрегионом России (далее - направление деятельности), а также сведений об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

2. Копия паспорта либо иного основного документа, удостоверяющего личность, а также копия документа, подтверждающего постоянное проживание в Российской Федерации, если в основном документе, удостоверяющем личность, отсутствуют сведения о постоянном проживании в Российской Федерации.

Копии документов должен заверить работодатель

Документы для прохождения переаттестации представляются по истечении четырех лет с даты начала срока действия квалификационного аттестата, но не позднее девяти месяцев до даты окончания указанного срока. Документы для прохождения аттестации (переаттестации), представленные в Минрегион России с нарушением требований пунктов 10 или 11 Положения, возвращаются отправителю без рассмотрения по существу.

Единовременно возможна подача одного заявления на аттестацию по одному направлению деятельности. Эксперт может в любое время действия выданного квалификационного аттестата представить документы для прохождения аттестации на получение права подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по другому направлению деятельности. В этом случае для прохождения аттестации представляются документы, предусмотренные пунктом 11 Положения.

Требования к претенденту на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий:

1. Высшее профессиональное образование по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта.

2. Постоянное проживание в Российской Федерации.

3. Стаж работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по заявленному направлению деятельности эксперта не менее чем 5 лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, не менее чем 3 года.

4. Отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

5. Наличие необходимых знаний в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации.

Эксперт может быть переаттестован на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, если он:

1. Постоянно проживает в Российской Федерации.
2. Не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
3. Обладает необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации.

Все вопросы для аттестации известны, они официально размещены в открытых источниках – нужно просто хорошо готовиться

Процедура аттестации государственных и негосударственных экспертов строительных экспертиз существенно усложнилась - теперь каждый претендент должен почти безошибочно пройти тестирование, а государственные эксперты - еще и сдать устный экзамен. О том, как экспертное сообщество проходит аттестацию в новых условиях, мы беседуем с директором Департамента разрешительной деятельности и контроля Минстроя России Владимиром Калинкиным:

Владимир Николаевич, прошло пять месяцев со времени введения новой процедуры аттестации экспертов государственной и негосударственной экспертизы. Подтвердились ли прогнозы и опасения или можно говорить, что процесс идет успешно?

В целом наши прогнозы подтвердились: ожидаемая рядом экспертов цифра прошедших аттестацию и переаттестацию, как изначально и утверждалось, составила 30-40% от действующих экспертов. Об этом мы с вами говорили в апреле (см. статью «Новые правила аттестации экспертов: без права на ошибку» - Ред.). Напомню, что для сотрудников негосударственных экспертиз аттестация состоит из двух этапов. Первый - проверка документов на соответствие образования и стажа работы заявленным требованиям - эти параметры в последние годы не менялись и не пересматривались. Второй этап - это компьютерное тестирование по новым правилам и требованиям, где полностью исключен «человеческий фактор» и компьютерная система выдает четкий результат.

Конечно, когда вступили в действие новые требования, мы неоднократно получали претензии от ряда организаций, что в Минстрое России вопросы тестирования не соответствуют приказу, а ответы неправильные. Но хочу напомнить, что у нас есть процедура обжалования, некоторые претенденты ею воспользовались, и ни разу мы не увидели какой-то ошибки или необоснованно включенного в перечень тестов вопроса. Мы понимаем, почему это происходит, - действительно, количество успешно сдающих экзамен экспертов негосударственной экспертизы сократилось в разы и, естественно, это вызывает определенные вопросы. Но мы всем отвечаем: готовьтесь! Все вопросы известны, они официально размещены в открытых источниках - нужно просто хорошо готовиться.

Таким образом, после тестирования для негосударственных экспертов процедура аттестации заканчивается. При этом успешно процедуру тестирования проходит каждый третий эксперт - и из негосударственной, и из государственной экспертизы. Но поскольку эксперты госэкспертизы смотрят проекты уникальных и технически сложных объектов, мы предъявляем к ним дополнительные требования, и для них есть дополнительный этап - устный экзамен. Вопросы для устного экзамена - сейчас их порядка 750 - утверждены приказом 2018 года, они абсолютно свежие. Экзамен проходит на площадке Минстроя России, в аттестационную комиссию включены представители как Минстроя, так и ряда федеральных госэкспериз. Состав комиссии очень сильный, и мы можем правильно оценить качество знаний любого эксперта. Устный экзамен позволяет увидеть, что эксперты не просто зазубрили наизусть некоторый объем знаний, а понимают материал.

Более того, буквально с 1 сентября на устном экзамене присутствуют такие же аттестованные эксперты по тому направлению деятельности, по которому претендент отвечает аттестационной комиссии. Это сделано для того, чтобы проверить глубину знаний. Первый успешный опыт у нас уже есть, мы попросили принять участие в этом экзамене аттестованных экспертов Главгосэкспертизы, Мосгосэкспертизы, госэкспертизы Московской области и госэкспертизы ряда министерств и ведомств. Мы прогнозировали, что и на этом этапе отсев будет достаточно большой, но увидели, что он минимален, фактически, единичные случаи. Поэтому мы пришли к выводу, что система тестирования эффективна, она убирает тех, кто не готов, и на следующем экзамене 90% экспертов успешно его сдают.

Сейчас с учетом принятых изменений в Градостроительный кодекс мы прорабатываем новое направление - это аттестация экспертов, которые осуществляют проверку достоверности сметной стоимости проекта. Сейчас эксперты аттестуются только в части безопасности зданий и сооружений, а лица, которые занимаются проверкой сметной стоимости, в разряд экспертов не попадают, и их квалификация никаким образом не проверяется. Теперь же с 2020 года они также будут подлежать аттестации. С учетом того, что сейчас вопросы стоимости строительства стали выдвигаться на первый план, это особенно актуально. Так что тем специалистам, которые сейчас в госэкспертизах проверяют сметную стоимость строительства, нужно готовиться к процедуре аттестации - время до 2020 года у них есть.

Как негосударственная экспертиза восприняла ужесточение требований к аттестации экспертов и такой процент отсева на тестировании?

Спокойно. Тем более что в ходе процедуры общественного обсуждения этого документа никто не был против. Кроме того, мы этим документом отменили «крепостное право» для экспертов - ранее эксперт, работавший в федеральной государственной экспертизе, не мог перейти в негосударственную экспертизу без новой аттестации, хотя он ранее прошел аттестацию, в том числе как эксперт особо опасных и технически сложных проектов. Сейчас эксперты могут свободно переходить из одной организации в другую, не сдавая по новой аттестационный экзамен.

Но по каким же причинам 60-70% специалистов не проходят процедуру тестирования? Не успевают по времени? Теряются перед компьютером? Или не хватает знаний?

Действительно, новые требования достаточно строгие и основной отсев - у экспертов негосэкспертизы. Понимаете, людей сразу видно. Я несколько раз ездил на процедуру тестирования, и четко видно: пришли сосредоточенные, спокойные эксперты, без разговоров прошли тест за время куда меньшее, чем отведено. А потом видишь этих же экспертов на устном экзамене - они легко ориентируются во всех требованиях и полностью «в материале». Так что успешное тестирование полностью зависит от уровня подготовки специалистов. Может быть, поэтому эксперты госэкспертизы гораздо успешнее сдают тесты.

Каких-то эксцессов по поводу того, что кто-то не смог разобраться, как работает система, пока не было. Мы до начала тестирования даем 40 минут для того, чтобы можно было адаптироваться к программе, запускаем пробный тест, чтобы люди могли освоиться и все понять.

Так что все опасения, что эксперты вообще не смогут пройти аттестацию по новой системе, не оправдались - хорошо подготовленные, знающие специалисты ее без труда проходят.

Не появился «черный рынок» продажи аттестатов уже по новым требованиям или какие-то «левые» центры тестирования?

Наверно, теоретически возможно все, что угодно, но реестр всех аттестованных экспертов официально размещен на сайте Минстроя России, поэтому такой деятельностью заниматься бессмысленно, потому что на определенном этапе это все равно всплывает, как поддельный диплом. Уважающая себя экспертиза при приеме эксперта на работу заглянет в реестр Минстроя и проверит, есть он там или нет.

Относительно неких псевдо-центров тестирования - их много, как и раньше, и это личное дело каждого претендента - ходить в эти центы или нет. Эти центры подчас заявляют, что их тесты идентичны нашим вопросам и ответам, но некоторые из них после того, как их клиенты прошли подготовку и не смогли пройти тестирование у нас, поправили свою рекламу и написали, что их вопросы соответствуют вопросам Минстроя. Но ведь все вопросы находятся в открытом доступе, и я не исключаю, что в этих центрах они, действительно, есть. Но сдавать тест эксперты все равно будут в Минстрое России, где бы они до этого не готовились. Экзамен проводится на сертифицированном оборудовании уполномоченными должностными лицами Минстроя, на единственной выбранной Минстроем площадке, все, как прописано в соответствующем постановлении Правительства и приказе Минстроя. И получить документы о прохождении аттестации они могут только в Минстрое России.

Причем мы беседовали с претендентами и выяснили, что на их результат практически не влияет, сами они готовились или их готовили в каких-то центрах тестирования. Квалифицированные эксперты, не пользуясь никакими услугами центров, успешно проходят тесты и сдают устные экзамены, а при этом лица, прошедшие подготовку и тестирование, подчас не могут его сдать.

То есть учебные центры, которые будут гарантировать клиенту какой-либо положительный результат или преференции при прохождении аттестации в Минстрое России, заведомо обманывают своих клиентов?

Совершенно верно. Все такие обещания - это заведомый обман экспертов, а учиться специалисты могут где угодно - это их выбор. А вот обязательное повышение квалификации эксперт может пройти в любом учебном заведении, у которого есть соответствующая лицензия. В любом случае для эксперта нет смысла покупать «корочки» о повышении квалификации, которые ничего ему в смысле знаний не дадут. Уважающие себя крупные экспертизы проводят такое обучение централизованным образом для того, чтобы действительно повысить компетенцию своих специалистов.

Если эксперт не проходит процедуру аттестации, он теряет право быть экспертом? И как быстро он может еще раз попытать счастья?

Если человек не проходит аттестацию, он может подать документы на пересдачу через полгода. То есть он на полгода теряет возможность подписывать экспертные заключения, но как специалист (без права подписи заключений) может продолжать работать в свой экспертизе, радикально это на его судьбу может не повлиять.

Но лица, получающие аттестаты, должны быть компетентными, потому что в их руках вопросы безопасности и надежности тех сооружений, проекты строительства которых проходят государственную и негосударственную экспертизу. Снижение количества аттестованных экспертов по рынку пока не ударило, я думаю, этот эффект будет виден через 2-3 года. Но опять-таки мы не должны забывать, что те, кто сейчас работает в отрасли, будут прилагать усилия подтянуть свои знания до соответствующего уровня. Во всяком случае, у них есть время и возможности.

Так что в целом мы удовлетворены теми изменениями, которые произошли, и будем двигаться дальше.

- Спасибо за беседу!

Лариса Поршнева

С 1 апреля с.г. вступило в действие постановление правительства России №1719 от 30.12.2017 г., которое вносит существенные изменения в процедуру аттестации экспертов государственной и негосударственной экспертизы. Но не окажутся ли новые требования настолько жесткими, что большинство экспертов не смогут подтвердить свою квалификацию? Отраслевой журнал «Строительство» разбирался в этом вопросе совместно с профильным Департаментом Минстроя России.

История вопроса
На самом деле, реформирование системы аттестации экспертов государственной и негосударственной экспертизы проектной документации назрел довольно давно. Напомним, что в настоящее время негосударственные эксперты и эксперты региональных госэкспертиз, чтобы получить или подтвердить свой статус, проходят компьютерное тестирование, а эксперты Главгосэкспертизы сдают устный экзамен. За пять лет существования аттестации экспертов было выдано почти 13 тысяч аттестатов.

При этом, по мнению и проектировщиков, и чиновников, и строителей, уровень квалификации большинства экспертов, особенно негосударственной экспертизы, оставляет желать много лучшего. Более того, одновременно с началом процедуры аттестации появился и рынок услуг, которые за один день и соответствующую сумму готовы подготовить человеку полный набор документов при полном же отсутствии необходимых знаний и опыта работы. Порой именно отсюда «растут уши» ряда трагедий на построенных объектах.

Проект постановления правительства России, который установил бы более жесткие правила аттестации экспертов, готовился в Минстрое России по поручению вице-премьера Дмитрия Козака с 2015 года. Для этого были сформированы рабочие группы, куда вошли представители всех заинтересованных ведомств и профессионального сообщества. Весь процесс подготовки и согласования документа был абсолютно прозрачным и, что самое главное, учитывал все конструктивные предложения именно профессионального сообщества, поскольку высококвалифицированные эксперты сами были заинтересованы в том, чтобы навести порядок в своей сфере деятельности.

Что же поменялось в процедуре аттестации экспертов негосударственной и государственной экспертизы? Рассказывает директор Департамента разрешительной деятельности и контроля Минстроя России Владимир Калинкин:

- С 1 апреля 2018 года существенно изменилась процедура аттестации экспертов. Теперь компьютерное тестирование должны проходить не только эксперты негосударственной экспертизы и региональных госэкспертиз, но и Главгосэкспертизы России. Отмечу, что перечень вопросов тестирования подлежит размещению в открытых источниках, что позволит претендентам должным образом подготовиться. При этом уменьшилось количество вопросовс 200 до 120, на которые в ходе компьютерного тестирования эксперт должен дать ответ. Однако теперь эксперт должен правильно ответить не менее, чем на 110 вопросов - ранее эта цифра была 170. То есть, увеличился процент необходимых правильных ответов - с 80% до 90%.

Кроме того, появились нюансы, которые усложняют процедуру тестирования, потому что задача Минстроя как регулятора этой сферы состоит в том, чтобы повысить качество экспертов, которые работают как в государственной, так и в негосударственной экспертизе - ими должны быть только самые образованные, самые компетентные лица. Поэтому постановление правительства России ужесточает требования к знаниям, которые претенденты должны подтвердить, проходя компьютерное тестирование. Само тестирование теперь длится не пять часов, а три, и при этом в каждом вопросе нужно выбрать не один правильный ответ из трех, а минимум два правильных ответа из шести. При этом правильных ответов может быть и больше двух, и только если все они будут указаны, вопрос будет считаться пройденным. Да, это сложно, но мы провели соответствующие консультации с методологами, которые занимаются формированием тестов, и специалисты в этой сфере порекомендовали сделать тесты именно в таком виде. Это исключает возможность случайных попаданий при ответах.После сдачи компьютерного тестирования все эксперты государственных экспертиз - как региональных, так и федеральной, должны будут пройти устный экзамен. Ранее такое требование было установлено только для сотрудников Главгосэкспертизы России.

Второе нововведение состоит в том, что постановление обязывает экспертов, имеющих аттестат, проходить повышение квалификации не реже, чем один раз в три года. Ранее такого требования не было вообще. Однако мы посчитали, что за пять лет, на которые эксперту выдается аттестат, могут произойти серьезные изменения в нормативной базе, его знания могут устареть, поэтому повышение квалификации между процедурами аттестации представляется необходимым. Аттестация каждые пять лет как подтверждение квалификации эксперта остается, но с повышением квалификации эксперт сможет получать самые современные знания. При этом, если эксперт не пройдет процедуру повышения квалификации и не представит соответствующий документ, его квалификационный аттестат приостанавливается.

Пройти повышение квалификации эксперты смогут в учебных заведениях, имеющих соответствующую лицензию и образовательную программу, соответствующую заявленному направлению деятельности эксперта.

Новые правила аттестации борются с причиной, а не следствием
Чем же вызвано такое ужесточение требований к экспертам? Прежде всего, весьма низким уровнем квалификации довольно большого количества из них, а также очень узким профилем этих специалистов, которые из года в год работают со своим набором нормативных актов, плохо представляя, что происходит на «смежном» участке или в практической области.

Кроме того, существует рынок услуг для людей, которые хотят стать экспертами проектной документации. За соответствующую цену «помощники» подготовят весь пакет необходимых документов, включая справки об опыте работы. А в региональных экспертизах трудятся «свои» эксперты, которые зачастую пролоббированы местными органами власти и которым кто-то помог составить пакет документов на получение статуса эксперта и подготовить справки о том, что у них есть пять лет стажа в проектной организации. При этом сотрудники Минстроя России и аттестационной комиссии, даже имея вполне законные сомнения по поводу таких «экспертов», по закону не могут обратиться в тот же Пенсионный фонд с запросом, чтобы подтвердить подлинность представленных документов и трудового стажа.

Бороться с этим мутным болотом некачественных документов и непрофессиональных экспертов можно было только одним способом: поставить соответствующий фильтр и допускать до экспертизы проектной документации только реальных, высококлассных специалистов. Таким фильтром и стала новая процедура прохождения аттестации, которая, помимо всего прочего, максимально исключила человеческий фактор из этого процесса.

Рассказывает Владимир Калинкин:

- Приказом Минстроя России утвержден новый состав аттестационной комиссии. Если раньше в ней были, в основном, представители Минстроя России и Главгосэкспертизы, то сегодня в составе комиссии есть представители Минобороны, МВД, других силовых структур, Росатома, то есть тех организаций, которые имеют высокопрофессиональные службы по экспертизе проектной документации. Уверен, что такая комиссия сможет объективно оценить уровень компетенции любого аттестуемого.

Мы постарались минимизировать личное общение с соискателями (за исключением устного экзамена), потому что у нас сегодня вся процедура реализуется в электронном виде, через портал госуслуг - это очень удобно для всех. Соискатель подает пакет документов на аттестацию или переаттестацию, затем получает приглашение на тестирование, а потом - на устный экзамен (если это будущий эксперт государственной экспертизы). В ходе тестирования он общается только с компьютером, человеческий фактор полностью исключен. По завершении тестирования сразу же виден результат.

- Владимир Николаевич, а справится ли Минстрой России с таким объемом работы по аттестации экспертов?

- Уверены, что справимся - мы же составляли математическую модель этого процесса. В ходе подготовки проекта постановления мы занимались прогнозированием, анализировали, сколько человек и в какие сроки придет на экзамен, чтобы не было завала и очередей. Отсюда и сокращение количества вопросов, и уменьшение времени на тестирование, чтобы можно было принять экзамен у большего числа экспертов.

Подчеркну, что заставить экспертов с действующими аттестатами немедленно пройти аттестацию по новым правилам мы не можем и не ставили себе такой цели - это процедура добровольная, но по мере окончания действия аттестата все эксперты должны будут пройти аттестацию или переаттестацию по обновленным правилам.

Господа, читайте книги!
С учетом всего, что было сказано выше, не может не возникнуть вопрос: сколько же человек из нынешних действующих экспертов смогут пройти переаттестацию? По некоторым оценкам, вначале это будет не более 30-40% от всех соискателей. Конечно, оставшиеся «двоечников» с удовольствием обвинят Минстрой России в подготовке нереализуемого постановления, а кто-то возьмется рассылать жалобы и претензии.

В Минстрое России к этому готовы и понимают, что будет определенное недовольство со стороны экспертов. Однако в министерстве полны решимости навести порядок в процессе аттестации экспертов.

Для того, чтобы помочь соискателям пройти компьютерное тестирование, будет сделан тестовый вариант программы, чтобы эксперты могли потренироваться, понять, как правильно отвечать на вопросы и какие документы нужно читать и знать. Специалисты Минстроя России планируют ряд совещаний в регионах, чтобы из первых уст рассказать о новых требованиях и снять возникающие вопросы по процедуре аттестации. Но самое главное, что хочет донести до экспертов Минстрой России: не нужно искать лазейки, нужно идти и садиться за книги, своды правил, СНиПы и ГОСТы. И нужно понять: если знаний не хватает - аттестат эксперт не получит.

Эксперты - это элита строительного сообщества, и новая система аттестации направлена на то, чтобы эту элиту сформировать правильно.

Лариса Поршнева


Top