Запрещение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов. Монополистическая деятельность в российской федерации

Структура международной торговли (МТ) обычно рассматривается с точки зрения ее географического распределения (географическая структура) и товарного наполнения (товарная структура).

Географическая структура МТ представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.

Территориальная географическая структура торговли обычно обобщает данные о МТ стран, принадлежа-щих к одной части света (Африка, Азия, Европа) либо к укрупненной группе стран (индустриальные страны, развивающиеся страны). Организационная географическая структура показывает распределение МТ либо между странами, принадлежащими к отдельным итерационным и иным торговополитическим объединениям (страны Европейского союза, страны СНГ, страны АСЕАН), либо между странами, выделенными в определенную группу в соответствии с тем или иным аналитическим критерием (страны-экспортеры нефти, страны-должники).

Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли, это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке (промышленно развитые страны - 70-75% МТ, развивающиеся - 20%, бывшие соцстраны - 10%).

Географическая конфигурация МТ (менее 70% экспорта): 1) промышленно развитые страны - менее 70% экспорта, 75% импорта (США, ЕС, Япония менее 60% экспорта и импорта; «Большая семерка» 50% мирового товарооборота). В середине 90-х гг. - лидер Западная Германия, США, Япония. В 2000-х гг. США занимает 1 место; 2) развивающиеся страны (тенденции роста в международной торговле) 90-е гг. - 22 %, 2000-е гг. - 32 %.

Высокий удельный вес новых индустриальных стран - Юго-Восточная Азия (Ю. Корея, Индонезия, Таиланд, Индонезия, Малайзия). Растет доля Китая (сегодня он входит в 10 крупнейших торговых держав мира).

Десятка ведущих мировых экспортеров: Китай, США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Индия.

Три четверти экспорта промышленно развитых стран идет в другие развитые страны. При этом 4 / 5 экспорта - непродовольственные товары.

Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, большинство развивающихся стран представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она им просто не по карману.

Свои позиции на мировом рынке экспортеры из Азии усиливают за счет стран Западной Европы. Это происходит как на традиционных для развивающихся стран рынках (текстиль, товары массового спроса), так и на рынках сложных изделий, включая средства производства. С 2001 по 2007 г. доля ЕС в мировом товарообороте снизилась с 44% до 36% по разным позициям, а доля стран Азиатско-Тихо-океанского региона поднялась с 38% до 42%. В международной торговле заметно выросла роль КНР.

Товарная структура представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте (существует более 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, огромное число промежуточных изделий и более 600 видов услуг).

В доиндустриальную эпоху и на ранних стадиях индустриализации ведущих стран мира в международном обороте преобладали продукты села, добывающей промышленности и текстильные изделия (2 / 3 мирового то­варооборота). Сырье и продовольствие экспорти­ровались из аграрных стран, готовая продукция преимущест-венно потребительского назначения – из индустриальных стран. В этих условиях конкурентные позиции той или иной страны и ее возможности в международном разделении труда определялись ее природными ресурсами (землей, полезными ископаемыми, климатическими условиями).

Позднее, с переходом передовых стран к машинному производству, ведущую роль в мировом товарообороте стали играть готовые изделия. Конкуренция ставит производителей перед необходимостью постоянно обновлять технологию производства, снижать его издержки, улучшать потребительские свойства изделий. Доля продукции обрабатывающей промышленности воз­росла с 1 / 3 до 3 / 4 .

В результате роста внутриотраслевой специализации, прежде всего в машиностроении, значительно повысилась роль машин и оборудо­вания в мировой торговле, расширился обмен машиностроительной продукцией между промышленно развитыми странами (готовыми изделиями, деталями, узлами). Существенное значение приобретает поставка комплектного оборудования для стро­ительства предприятий, особенно в новых отраслях производства. В целом, торговля машинами и оборудованием составляет 1 / 3 всей со­временной МТ.

Рост промышленного производства ведет к росту потребле­ния сырья и к росту МТ им в абсолютном выражении. Однако темпы роста этой торговли оказа­лись весомо ниже общих темпов роста МТ. Ска­зывается влияние таких факторов, действующих в условиях НТР, как более экономное расходование промышленного сырья и замена во многих отраслях натурального сырья синтетическим. Повлияли и некоторые сдвиги в размещении мирового производства. В ряде стран-поставщиков сырья появилась промышленность по его первичной пе­реработке и производству готовых изделий (текстильная промышлен­ность в странах-производителях хлопка и т.д.).

Сократилась также доля продовольствия в МТ. Объясняется это тем, что в развитых странах расширилось произ­водство сельскохозяйственной продукции, повысилась, соответ­ственно, степень их самообеспеченности продовольствием. Ограниченность же финансовых возмож­ностей развивающихся стран не позволяет им увеличивать закупки продовольственных товаров на мировом рынке.

Структура торговли весьма разнообразна в различных странах. Бо­лее бедные развивающиеся страны склонны экспортировать продук­ты питания и сырье, а импортировать промышленные товары.

Индустриальные страны импортируют сырьевые товары и экспор­тируют продукцию перерабатывающей промышленности.

Важную роль в МТ играют экспорт и им­порт услуг (невидимый экспорт): 1) все виды международного и транзитного транспорта; 2) иностранный туризм; 3) телекоммуникации; 4) банковское и страховое дело; 5) программное обеспечение вычислительной техники; 6) услуги здравоохранения и обучения и др.

При уменьшении экспорта некоторых традиционных услуг наблю­дается рост услуг, связанных с приме-нением научно-технических до­стижений.

Мировой обмен услугами в последние два десятилетия увеличивался втрое быстрее обмена товарами. По оценкам специалистов, в настоящее время на сферу услуг при­ходится 20 % МТ (в стоимостном выражении).

Товарная структура МТ в ХХI в. характеризуется следующим: 1) снижением доли сырья и минерального топлива (конец 90-х гг. - 40%, а в 2000-х - 12%. Экспорт сырья - на индустриальные страны - 60,5%, развиваю-щиеся страны - 33,4%, страны с переходной экономикой – 6,1%. Развитые страны являются как импортерами, так и экспортерами сырья в мире); 2) диверсификацией товарного потока - широкая номенклатура выпускаемых товаров (Германия - 180 позиций, США, Великобритания, ФРГ - 175 позиций, Япония - менее 160 позиций); 3) высокой долей готовых изделий - (80% торговли в мире, 40% - машино-техническая продукция из них: развитые страны: экспорт - 77%, импорт - 70%; развивающиеся страны: экспорт - 22%, импорт - 28%); 4) снижение доли продовольствия (аграрного сектора): крупные экспортеры продовольствия - развитые страны - более 60%; увеличением доли торговли текстилем и одеждой (развивающиеся страны (экспорт): текстиль - 48,3%, одежда- 60%; развитые страны (экспорт): текстиль - 49,3%, одежда - 35,4%); 5) ростом «китайского фактора» в международной торговле, быстро растет торгово-экономический потенциал Индии, более значимыми становятся страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили).

Мировой рынок можно условно разделить на три «этажа». Во 2-й половине XX века в условиях нового этапа НТР верхний этаж мирового рынка расслоился на 3 яруса.

Верхний «этаж» мирового рынка включает:

1-й ярус – низкотехнологичные изделия (продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и др. продукция легкой промышленности);

2-й ярус – среднетехнологичные изделия (станки и транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки);

3-й ярус – высокотехнологичные изделия (аэрокосмическая и информационная техника, автоматизированное конторское оборудование, электроника и фармацевтика, точные и измерительные приборы).

Средний «этаж» - это рынок средне- и низкотехнологичных трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов. На нем ведут борьбу быстро индустриализирующиеся страны.

Нижний «этаж» – это рынок ресурсо- и трудоемких товаров. На нем конкурируют менее развитые страны, постсоветские государства.

Товары и услуги, включенные в сферу МТ, могут быть классифицированы по следующим основаниям.

1. Единичный стандартизированный товар - это материальные (вещественные) товары, вывозимые (экспорт) и ввозимые (импорт) в страну. Торговля единичным стандартизированным товаром является, как правило, первой формой внешнеэкономических операций, предпринимаемой той или иной фирмой. Это объясняется тем, что в условиях формирования мирового рынка – с одной стороны, и вовлечения на начальной стадии фирм в международный бизнес – с другой стороны, эти операции предполагают обычно минимальные обязательства и наименьший риск.

Именно единичный стандартизированный товар заложил основы интернационализации общественных потребностей людей в разных странах. На базе единичных стандартизированных товаров в 50-70-е годы ХХ века была сформирована культура массового потребления, которая охватила все развитые страны. Большинство населения земли стало питаться гамбургерами, одеваться в джинсы, носить кроссовки и т.д.

2. Товар-группа - это материальные (вещественные) товары, которые, с одной стороны, объединены в потребительские группы, позволяющие удовлетворять комплексные потребности, с другой - диверсифицированные по потребительскому выбору (дизайну, размерам, сервису и т.д).

Торговля комплексными и диверсифицированными товарными группами является основным объектом международного обмена в условиях рынка массового потребления.

Переход к торговле товарными группами был связан с усилиями фирм в условиях ограниченности числа покупателей и скорости изменения потребительского выбора на национальном рынке увеличить прибыль за счет роста объемов МТ. Стремление фирм обеспечить международную конкурентоспособность продукции заставило диверсифицировать производство, расширить ассортимент, перейти на выпуск узкоспециализированных товаров, потребление которых возможно только в “системе” с другими. По объемам продаж комплектные поставки товаров потребительского и производственного назначения (товары для дома, для офиса, комплексное технологическое оборудование и т.д.) в структуре мировой торговли в конце ХХ века занимали ведущее место.

Торговля товарными группами в 1980-90-е гг. обусловила углубление процесса интернационализации всемирного хозяйства. В товарных группах стали учитываться не только массовые потребности, но особенности национальной культуры, социального положения, религиозных верований, демографических признаков и т.д.

3. Товар-предприятие - это материальные объекты, в которых производство товаров потребительского и производственного назначения объединено с услугами (инжиниринговые, финансовые, управленческие, образовательные, лицензирование, франчайзинг, транспортные, рекреационные, туристические и др.).

Переход к торговле товаром-предприятием связан с сооружением за рубежом объектов различного назначения (добыча и переработка ресурсов, машиностроительных и сборочных производств, предприятий индустрии туризма и отдыха и т.д.).

Для продажи товаров-предприятий (размещение за рубежом) требуется аккумулирование значительных финансовых ресурсов, передача ноу-хау (управленческого опыта), создание системы национальной подготовки кадров, создание системы транспортного и сервисного обслуживания.

Переход к торговле товаром-предприятием приводит к тому, что процессы интернационализации охватывают сферу потребления услуг – образование, управление, финансы.

4. Товар-программа - это качественно новое состояние мирового рынка, связанное с включением в структуру международной торговли интеллектуальных услуг, направленных на комплексное решение национальных, региональных и глобальных проблем: 1) модернизация экономических систем; 2) обеспечение военной и экономической безопасности; 3) демократизация политических систем; 4) борьба с экологическими нарушениями; 5) создание современных систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения, транспортной и информационной инфраструктуры; 6) обеспечение энергией и продуктами питания.

Торговля товаром-программой носит комплексный характер, охватывает все товарные группы и возможна только при участии государств, международных институтов и крупных транснациональных компаний. Данный вид торговли очень часто не ориентирован на получение прибыли.

При торговле товаром-программой процессы интернационализации охватывают все стороны социальной и экономической жизни и носят глобальный характер.

Интернационализация производства – это размещение за рубежом производства и источников снабжения для последующего сбыта продукции. Национальные производители, участвующие в международном разделении труда, обладают следующими возможностями выбора.

37. Международная торговля: понятие, структура, динамика и ценообразование.

Международная торговля - форма обмена продуктами труда в виде товаров и услуг между продавцами и покупателями различных стран.

Характеристиками международной торговли выступают объем мирового товарооборота, товарная структура экспорта и импорта и ее динамика, а также географическая структура международной торговли.

Экспорт - это продажа иностранному покупателю товара с выво­зом его за границу.

Импорт - покупка у иностранных продавцов товаров с ввозом его из-за границы.

Современная международная торговля развивается достаточно вы­сокими темпами. Среди основных тенденций развития международной торговли можно выделить следующие:

1. Происходит преимущественное развитие торговли по сравнению с отраслями материального производства и всего мирового хозяйства в целом. Так, по некоторым оценкам, за период 1950-90-х гг. ВВП мира вырос примерно в 5 раз, а товарный экспорт - не менее чем в 11 раз. Соответственно, если в 2000 г. ВВП мира оценивался в 30 трлн долл., то объем международной торговли - экспорт плюс им­порт - в 12 трлн долл.

2. В структуре международной торговли растет доля продукции обрабатывающей промышленности (до 75%), из которой более 40 % - машиностроительная продукция. Лишь 14% составляет топливо и дру­гое сырье, доля сельскохозяйственной продукции - около 9 %, одежда и текстиль - 3%.

3. Среди изменений в географическом направлении потоков меж­дународной торговли наблюдается повышение роли развитых стран и Китая. Однако развивающимся странам (в основном за счет выдвиже­ния из их среды новых индустриальных стран с выраженной экспортной ориентацией) удалось существенно усилить свое влияние в этой сфере. В 1950 году на них приходилось только 16 % мирового товарооборота, а к 2001 году - уже 41,2 %. Среди отдельных стран лидерство в качестве мирового экспортера продолжали удерживать США. Вторую строчку среди ведущих мировых экспортеров занимает Германия. В целом на Западную Европу приходится не менее 1/3 внешнеторговых связей мира. В последние десятилетия значительный рывок в сфере международного обмена сделала Япония, выйдя на первое место в мире по вывозу машин и оборудования.

4. Важнейшим направлением развития МТ является торговля в рамках ТНК. По некоторым данным, на внутрифирменные международные поставки приходится до 70 % всей мировой торговли, 80-90 % продаж лицензий и патентов. Так как ТНК - важнейшее звено МЭ, МТ является в то же время торговлей в рамках ТНК.

5. Расширяется торговля услугами несколькими способа­ми: 1) трансграничная поставка, например, дистан-ционное обучение; 2) потребление за рубежом (предполагает передвижение потребителя или перемещение его собствен­ности в страну, где услуга предоставляется, например, услуга гида в ту­рпоездке); 3) коммерческое при-сутствие (на­пример, деятельность в стране иностранного банка); 4) перемещение граждан, являющихся постав-щи-ками услуги за границей, например, врачей или преподавателей. Лиде­ром в торговле услугами являются наиболее развитые страны мира.

Мировой рынок представляет собой сложную систему, он включает большое число различных отраслевых рынков товаров и услуг, и каждый из них имеет свою специфику. Эта специфика обусловила то многообразие факторов, которые влияют на ценообразование, динамику и уровень мировых цен.

При наличии постоянных ценовых колебаний и множества скидок и надбавок, применяемых с учетом рыночной конъюнк­туры, трудно определить реальный уровень цен. Вместе с тем цены даже идентичных товаров могут меняться в зависимости от качества, сорта и т.п. Уровень цен зависит также от разме­ров сбытовых расходов: чем больше посредников при реализа­ции товаров, тем больше разного рода надбавок к цене.

Цены принято классифицировать по определенным признакам, и прежде всего по признаку зави­симости от сферы товарного обращения, которую они обслу­живают. По этому признаку различают следующие виды цен: 1) оптовые цены на промышленную продукцию; 2) цены на продукцию строительства; 3) закупочные цены; 4) тарифы грузового и пассажирского транспорта; 5) розничные цены; 6) тарифы на платные услуги.населению; 7) цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Оптовые цены на продукцию промышленности представля­ют собой цены реализации продукции предприятий-изготовителей в порядке оптового оборота. Они делятся на оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности. Первые - это цены, по которым предприятия реали­зуют продукцию потребителям (предприятиям и организациям). Вторые - это цены, по которым потре­бители оплачивают продукцию предприятиям-изготовителям или сбытовым организациям.

Закупочные цены - это цены, по которым реализуется сельхозпродукция. На их базе определяются сред­ние цены отчетной продажи. Это договорные цены, которые других видов цен (оптовых и розничных) они отличаются тем, что в их состав не включается налог на добавленную стоимость и акцизы.

Цены на строительную продукцию делятся на 3 вида: 1) сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство объекта; 2) прейскурантная цена - усредненная цена, сметная стои­мость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м 2 жилой (полезной) площади и т.п.); 3) договорная цена, которая устанавливается по соглаше­нию сторон между заказчиками и подрядчиками.

Тарифы транспорта (грузового и пассажирского) - это пла­та за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспорт­ными организациями.

Розничные цены - это цены, по каким товары реализуют­ся в розничной торговле организациям и насе­лению. Розничная цена содержит акциз, налог на добавленную стоимость и торговые надбавки (скидки).

Важное значение в практической деятельности имеют и иные способы классификации цен: 1) по территориальному признаку - на единые, или поясные, и региональные (зональные); 2) в зависимости от порядка возмещения транспортных расходов по доставке грузов; 3) от степени государственного регулирования - на свободные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения, регулируемые, складывающиеся на рынке, но испытывающие определенное влияние (прямое или косвенное) государственных органов, и фиксируемые, устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров; в зависимости от степени новизны товара.

Одним из способов проникновения на рынок с новым товаром является продажа его по сравнительно низкой цене для стимулирования спроса. Политика установления низких цен на новый товар позволяет также опережать существующих и потенциальных конкурентов.

Вместе с тем на рынке иногда возникает ситуация, когда часть покупателей готова заплатить за товар больше нормаль­ной рыночной цены. В расчете на этого покупателя проводится ценовая политика «снятия сливок», т.е. с начала изготовления и появления этого товара на рынке на него устанавливается бо­лее высокая цена и лишь после того, как сектор рынка этого товара окажется насыщенным, цена постепенно снижается. Та­кую политику проводят многие международные компании. На­пример, компания «Сони» начала продажу своего портативного транзисторного телевизора по высокой цене, в результате она смогла завоевать часть рынка с высоким уровнем дохода. Затем по мере падения спроса на этот товар компания постепенно снижала цену и в итоге стала продавать телевизор по низкой цене и перешла к массовому производству.

Престижная цена устанавливается на товар известной фир­мы и очень высокого качества, обладающий уникальными свойствами.

На товары с длительным жизненным циклом, которые реа­лизуются на рынке продолжительное время, устанавливаются следующие виды цен: 1) скользящая или падающая цена - формируется под влиянием спроса и предложения, а затем по мере насыщения рынка постепенно снижается; 2) долговременная цена - характерна для товаров массо­вого спроса и остается неизменной в течение длительного пе­риода времени; 3) гибкая цена - меняется под влиянием спроса и предло­жения в относительно короткие сроки; 4) договорная цена - в соответствии с ней покупателям могут быть предложены какие-либо скидки с обычной цены.

Гибкие цены часто встречаются при продаже товаров про­мышленного назначения и оказании услуг. В частности, на ли­зинговом рынке машин и оборудования преобладают гибкие цены, и трудно встретить одинаковые сделки, заключенные по одной и той же цене. Гибкие цены характерны также для рынка товаров длитель­ного пользования, на котором покупатели хорошо осведомлены о качестве товаров и умеют торговаться. Кроме того, на некоторых рынках создается ситуация, когда у компаний нет другого выхода, как пойти на снижение цен до уровня, установленного конкурентами. Это характерно для рынка однородных товаров.

Перечисленные выше классификации цен служат основой для формирования мировых цен.

Мировые цены - это цены реализации товаров на мировом рынке. В международной торговле мировые цены выступают обычно как цены сделок между крупнейшими продавцами и покупателями определенного вида товара или как цены основ­ных мировых торговых центров, таких, как Чикагская торговая биржа, Лондонская биржа металлов и т.д.

Характерной чертой современного мирового рынка является большой разброс цен на одни и те же товары. Это обусловлено действием ряда факторов политического и экономического ха­рактера, политикой ценообразования крупных монополий, та­моженными и налоговыми барьерами, особыми условиями торговли в свободных экономических и валютных зонах и др. Все это приводит к тому, что в одно и то же время реальная цена на товар в определенном регионе может весомо от­личаться от мировых цен.

Различают ряд видов мировых цен: 1) цены по торговым сделкам с платежом в СКВ; 2) цены по торговым сделкам с платежами в иной валюте; 3) цены по клиринговым соглашениям; 4) цены по неторговым операциям; 5) цены трансфертные (внутрифирменные).

Трансфертные (внутрифирменные) цены применяются при расчетах за поставки товаров и услуг в рамках международных объединений, фирм, компаний и транснациональных корпора­ций, включая их филиалы и подразделения, находящиеся в различных странах. Они используются при поставках полуфаб­рикатов, узлов, деталей, комплектующих изделий и т.д. и в практике деятельности фирм, как правило, являются предме­том коммерческой тайны.

Импортные и экспортные цены различаются в зависимости от того, какие дополнительные расходы в них включаются по мере продвижения товаров от экспортера к импортеру: пребы­вание на складе страны-экспортера, нахождение в порту, путь за границу, складирование за рубежом и т.д.

Существует несколько способов определения контрактных цен товаров: 1) твердая фиксация цен в контракте, т.е. цены не меняют­ся в период его исполнения. Этот метод особенно важен в пе­риод снижения мировых цен; 2) в контракте фиксируется лишь принцип определения цены, а конкретная цена устанавливается затем в процессе ис­полнения сделки. Данный способ важен при наличии тенден­ции к повышению мировых цен; 3) при заключении контракта цена твердо фиксируется, но может меняться, если рыночная цена превысит контрактную на величину, превышающую определенный процент; 4) скользящая цена, которая зависит от изменения отдель­ных издержек; 5) смешанная форма, при которой твердо фиксируется часть цены, а другая ее часть носит скользящий характер.

Наиболее типичный метод в ценообразовании - метод полных затрат, по которому суммируются все затраты, связанные с производством продукции, к ним прибавляется величина предполагаемой прибыли и определяется доход, ожи­даемый от реализации продукции. Полученная величина дохода делится на ежемесячный выпуск продукции, и таким образом определяется фабричная цена единицы изделия.

Надбавка (величина плановой прибыли) определяется исходя из величины прибыли на капитал, исчисляемый путем отношения реализуемой прибыли к величине инвестированного капитала (в %). Это процентное соотношение рассчитывается на перспективу и носит название «целевой» нормы прибыли. Ее величина может меняться в зависимости от положения той или иной компании на рынке: если она достаточно защищена, величина нормы прибыли повышается, если того требует обес­печение конкурентоспособности, норма прибыли снижается.

Компаниями используется также система скидок и надбавок к цене в зависимости от условий сбыта товаров, их качествен­ной характеристики и т.д.

Крупные компании используют и другой метод в ценообра­зовании, нацеленный на более полный учет условий рынка на начальной стадии формирования цены, - метод прямых за­трат. Он основан на делении всех издержек на накладные (в основном условно-постоянные) и прямые (переменные) расходы. Постоянные расходы практически не зависят от изменения объемов производства, поэтому для короткого периода времени важным является анализ прямых издержек, величина которых меняется по мере изменения объемов производства.

По методу прямых затрат цена исчисляется путем до­бавления к прямым затратам заданной прибыли, а посто­янные расходы фирмы не распределяются по продуктам, а погашаются из разницы между ценами реализа­ции и переменными затратами. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной», прибыли.

При экономическом и статистическом анализе мировых цен их принято делить на две группы: цены на продукцию обраба­тывающей промышленности и цены на сырье.

В качестве мировых цен продукции обрабатывающих отрас­лей выступают, как правило, экспортные цены крупных ком­паний-производителей и ее экспортеров. При этом базой экс­портных цен служат цены на внутреннем рынке, формируемые данными компаниями методами: полных затрат и прямых затрат.

Мировые цены сырьевых товаров. В соответствии с класси­фикацией Статбюро ООН, в группу сырьевых това­ров включают энергоресурсы (нефть, уголь и др.), минеральное сырье, сельскохозяйственные продукты, удобрения, цветные металлы. Важнейшей особенностью формирования мировых цен на сырьевые ресурсы является то, что они зависят не от величины внутренних издержек, а от действия других факторов. Основ­ными из них являются следующие: 1) соотношение спроса и предложения на рынке сырьевых товаров; 2) сочетание цен основных производителей-экспортеров и биржевых котировок в качестве мировых цен для большинства сырьевых товаров; 3) множественность цен основных производителей-экспор­теров (а иногда и биржевых котировок), которые играют роль мировых денег, под влиянием использования различных валют для выражения цен, нарушения баланса предложения и спроса на сырьевые товары и т.п.; 4) особая роль государства или их групп - ведущих экспор­теров и/или импортеров соответствующих товаров в формиро­вании мировых цен.

Контроль государства над ценами. В большинстве экономи­чески развитых стран на рынки оказывает влияние государство, причем правительство нередко регулирует даже рынки свобод­ной конкуренции, и не только путем введения налогов, предос­тавления субсидий, но и другими способами.

Обычно политика монополий поддерживается государством, которое помогает на внутреннем рынке удерживать высокий уровень цен (при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен и субсидирования издержек производ­ства), а на внешнем - более низкий уровень на экспортные товары для повышения конкурентоспособности монополий.

Наибольшее распространение получило регулирование внутренних цен при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен на продукцию сельского хозяйства. В США, например, это осуществляется путем предоставления субсидий из госбюджета производителям в случае, если цены на рынке понижаются относительно гарантированного мини­мума. Единые закупочные цены на продукцию сельского хо­зяйства были установлены в странах Общего рынка.

Влияние государства на цены промышленных изделий осу­ществляется путем финансирования научно-исследова­тельских работ, бюджетного финансирования экспорта, проведением должной таможенной политики: введени­ем высоких импортных пошлин, максимального налогообложе­ния импортируемых товаров и т.п.

Для снижения экспортных цен и повышения конку­рентоспособности правительства выдают своим экспортерам субсидии, своего рода доплату к экспортной выручке, если внутренние цены выше экспортных. Кроме того, может быть оказано и косвенное воздействие на экспортные цены через налогообложение экспортных товаров путем снижения уровня или отмены налогов на эти товары, сырье и материалы, из ко­торых они производятся. Устанавливаются также и низкие по­шлины (или отменяются вообще) на определенные виды сырья и материалов.

В ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации закреплено, что "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".
Об этом же говорится в ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. По существу, о защите конкуренции говорится в ч. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, которой предусмотрено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах; не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В российской и зарубежной науке дается немало определений собственно экономической деятельности. Ученые и специалисты в области предпринимательского права, такие как, например, Е.П. Губин, П.Г. Лахно и другие, рассматривали экономическую деятельность как "атрибут существования товарного производства рыночной организации экономики, связанный с процессом воспроизводства материальных благ, воплощенный в создании (производстве) товара (продукции), в выполнении работ, оказании услуг материального характера и (или) их распределении и (или) использовании (распределении, обмене, потреблении" .
Конкуренция - объективно необходимый регулирующий фактор рыночной экономики, основанный на свободе предпринимательства, однако именно защита конкуренции является важнейшим условием развития собственно рыночной конкуренции путем ограничения злоупотребления свободой предпринимательства.
Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют хозяйствующие субъекты - российские и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие их функции органы или организации, а также внебюджетные фонды, Банк России, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели - по своей природе являются публичными. Нормы, регулирующие их, направлены на ограничение свободы предпринимательства в целях обеспечения общего блага - конкуренции.
Хозяйствующие субъекты, вступая в договорные отношения с контрагентами, производителями, импортерами и пр., должны соблюдать ограничения (запреты) антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Под хозяйствующим субъектом понимаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход (п. 5 ст. 4 Закона "О защите конкуренции").
Главой второй (ст. 10 - 14) Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливаются запреты на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, в том числе на их согласованные действия по ограничению конкуренции, на недобросовестную конкуренцию .
Установленные ст. 10, 11, 11.1 и 14 Закона запреты можно подразделить на безусловные запреты, запреты на заключение "вертикальных" соглашений, "условные" (соглашения с условием) запреты.
Безусловные запреты распространяются на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия (бездействие), которые предусмотрены ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", а именно: установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами) и другие.
Злоупотребление доминирующим положением представляет собой частный случай злоупотребления правом.
Согласно ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ "не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке".
Хозяйствующий субъект в соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), подпадающие под п. п. 4, 8 и 9 ч. 1 ст. 10 Закона, могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Закона.
Для квалификации поведения хозяйствующего субъекта в качестве злоупотребления доминирующим положением антимонопольный орган устанавливает факт доминирования хозяйствующего субъекта, определяет субъект правонарушения, причем действия в составе групп лиц также могут расцениваться в качестве злоупотребления доминирующим положением (ч. 2 ст. 9 Закона), подтверждает действие или бездействие хозяйствующего субъекта, которому адресован запрет, проверяет факт допустимости пределов для осуществления контрагентами своих прав, наложения на контрагентов неразумных ограничений или наличия необоснованных условий реализации контрагентами своих прав (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства"), разумности тех или иных проявлений поведения хозяйствующего субъекта , устанавливает круг лиц, на которых распространяются последствия неправомерного поведения обязанного субъекта, констатирует наступление негативных последствий или возможность их наступления как результат неправомерного действия обязанного субъекта.
Следует заметить, что ч. 4 ст. 10 Закона не распространяет применение норм (запретов) о злоупотреблении доминирующим положением на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Указанная норма права основана на ст. 1229 ГК РФ, согласно которой "гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)".
Безусловные запреты, согласно ч. 1 ст. 11 Закона распространяются также на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, т.е. между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке ("горизонтальные" соглашения).
Последствия подобных соглашений приводят или могут привести к такому ограничению конкуренции, как установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; повышение, снижение или поддержание цен на торгах; раздел товарного рынка по территориальному принципу, объем продажи или покупки товаров, ассортимент реализуемых товаров либо состав продавцов и покупателей (заказчиков); сокращение или прекращение производства товаров, а также отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Запрещаются на основании ч. 3 ст. 11 Закона соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
Запрещаются (согласно ч. 2 ст. 11 Закона) такие "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случаев, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара, а также которыми предусматривается обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, являющегося конкурентом продавца, причем данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.
Участники "вертикальных" соглашений действуют на разных товарных рынках и не конкурируют непосредственно между собой. Поэтому перечень негативных последствий заключаемых ими антиконкурентных соглашений намного меньше, чем в отношении иных "горизонтальных" соглашений.
Запрет на заключение "вертикальных" соглашений, предусмотренный ч. 2 ст. 11 Закона, не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под своим товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя (ч. 9 ст. 11 Закона). Тем более что ч. 2 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ, например, в отношении исключительного права на товарный знак прямо предусматривает, что исключительное право правообладателя на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ, услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован.
Допустимость "вертикальных" отношений предусмотрена ст. 12 Закона и позволяет считать допустимыми совершенные в письменной форме соглашения, являющиеся договорами коммерческой концессии. Исключение составляют "вертикальные" соглашения между финансовыми организациями, что обусловлено их правовым статусом и ограничениями на осуществление соответствующих видов деятельности.
Кроме того, допускаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%.
"Условные" запреты распространяются на такие соглашения, которые ставят перед контрагентом ряд условий, приводящих впоследствии или могущих привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям согласно ч. 4 ст. 11 Закона относятся, например, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования.
Следует отметить, что понятие соглашения как договоренности в устной или письменной форме, содержащейся в документах или нескольких документах, не совпадает с понятием договора, используемым в гражданском законодательстве. Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Следовательно любой договор является соглашением, но не любое соглашение - договором.
Соглашения с точки зрения антимонопольного законодательства представляют собой более объемную категорию, поскольку могут как устанавливать, изменять или прекращать права и обязанности сторон, так и фиксировать лишь намерения сторон относительно будущего поведения или действий каждой из них в отношении себя и/или третьих лиц.
Выявление соответствия либо несоответствия конкретного соглашения антимонопольному законодательству возможно лишь при анализе воздействия соглашения на рыночное поведение сторон.
В Российской Федерации в соответствии с п. 3.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220, при выявлении взаимозаменяемых товаров может использоваться "тест гипотетического монополиста" (в зарубежных антимонопольных органах используется тест "SSNIP" - небольшое, но значимое и стабильное повышение цены, т.е. тест гипотетического монополиста), позволяющий определить продуктовые границы товарного рынка путем выявления предпочтений приобретателей товара по замене одного другим при условии повышения цены только на один из них .
Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения не распространяется на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством РФ.
Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, предусмотрен в ч. 1 - 3 ст. 11.1 Закона "О защите конкуренции".
Понятие согласованных действий как особого, отличного от соглашения, типа антиконкурентного поведения применимо, например, к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) организациями технологической инфраструктуры или сетевыми организациями.
Часть 3 ст. 11.1 Закона о защите конкуренции содержит открытый перечень последствий согласованных действий, ответственность за совершение которых наступает только в том случае, если установлено, что такие согласованные действия приводят к ограничению конкуренции.
Могут быть признаны допустимыми соглашения хозяйствующих субъектов (ч. 6 ст. 11 Закона) и согласованные действия хозяйствующих субъектов (ч. 4 ст. 11.1 Закона), а также сделок и иных действий при одновременном выполнении трех условий ч. 1 ст. 13 Закона, а именно:
- ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;
- они не налагают на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей такого поведения;
- их результатом является или может являться - совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса; повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действия (бездействия).
Соглашения, соответствующие условиям, предусмотренным ч. 1 ст. 13 Закона, признаются допустимыми в случаях, определенных Правительством РФ.
Так, в Постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 583 "О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами" определены Общие исключения в отношении соглашений между покупателями и продавцами. Так, например, соглашения, предусмотренные ч. 1 ст. 13 Закона "О защите конкуренции", признаются допустимыми при совокупном выполнении следующих требований:
- продавец продает товар двум и более покупателям и имеет долю на рынке этого товара менее 35% либо в соответствии с соглашением продает товар единственному покупателю, доля которого на рынке составляет менее 35%;
- продавец и покупатель не конкурируют между собой либо конкурируют на товарном рынке, на котором покупатель приобретает товар в целях его последующей продажи;
- покупатель не производит товары, взаимозаменяемые по отношению к товарам, которые являются предметом соглашения.
Кроме того, в п. 2 упомянутых Общих исключений сформулированы недопустимые условия соглашений между покупателем и продавцом, например условия, ограничивающие возможность покупателя самостоятельно определять цену, по которой он перепродает товар третьим лицам.
Хозяйствующий субъект, имеющий намерение достичь соглашения, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства и предоставить документы и сведения в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом ФАС России от 18 июня 2007 г. N 168 "Об утверждении Перечня документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган при представлении заявлений хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение" .
Федеральный закон "О защите конкуренции" в п. 9 ст. 4 дает понятие недобросовестной конкуренции как любых действий хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам - либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статья 14 Закона налагает безусловный запрет на недобросовестную конкуренцию, которая может выражаться в:
1) распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введении в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректном сравнении хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4) продаже, обмене или ином введении в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
5) незаконном получении, использовании, разглашении информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Не допускается также недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2002. С. 13.
2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Комментарий к ФЗ под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петрова. М.: Норма: Инфра-М, 2013.
3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (в ред. от 14 октября 2010 г. N 52). URL: http://www.zakonbase.ru/content/nav/121861.
4. Приказ ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке". URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depregulatinginfluence/doc20131909_10.
5. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 583 "О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами" (с Общими исключениями в отношении соглашений между покупателями и продавцами). URL: http://www.rg.ru/2009/07/23/postanovlenie-dok.html.
6. Приказ ФАС России от 18 июня 2007 г. N 168 "Об утверждении Перечня документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган при представлении заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение". URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/91489.
7. Приказ ФАС России от 25 мая 2012 г. N 343 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соответствием антимонопольному законодательству РФ ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов". URL: http://www.rg.ru/2013/03/25/fas-regl-site-dok.html.

Антимонопольное законодательство запрещает хозяйствующим субъектам (группам лиц) злоупотребления своим доминирующим положением, в частности, запрещаются такие действия, как:

  • изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
  • навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);
  • включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
  • согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
  • создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
  • нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
  • установление монопольно высоких (низких) цен;
  • сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
  • необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Однако такие действия могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия.

Запрещаются соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

1. Соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения, направленные на:

  • установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
  • повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
  • ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
  • отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Доказательства субъектами хозяйствования допустимости перечисленных действий не признаются.

2. Соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

В исключительных случаях такие соглашения могут быть признаны допустимыми, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превосходит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

3. Запрещается координация предпринимательской деятельности коммерческих объединений (союзов или ассоциаций), хозяйственных обществ и товариществ, которая имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Нарушение этого требования предпринимательскими структурами является основанием для их ликвидации в судебном порядке.

Ряд правовых норм антимонопольного законодательства направлен на ограничение монополистической деятельности органов власти и управления, а также их должностных лиц. Им, в частности, запрещается:

1. Принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:

  • вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
  • необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
  • устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
  • давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;
  • необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
  • необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

2. Заключать соглашения (осуществлять согласованные действия), ограничивающие конкуренцию и (или) ущемляющие интересы хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе соглашения, направленные на:

  • повышение, снижение или поддержание цен (тарифов);
  • раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.

3. Участие в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления. Им запрещается:

  • заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;
  • иметь в собственности предприятия;
  • самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества.

монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным зак-вом, а также иные действия (бездейст), признанные монополистической деятельностью;

систематическое осуществление моно.деятельности - осуществление хозяйствующим субъектом моно.деятельности, выявленное более 2 раз в течение 3 лет;

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные)

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а так же если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено зак-вом.

5) эконом. или технологич.не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок товара, а также если такой отказ или уклонение прямо не предусмотрены зак-вом.

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не установлено ФЗ;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение порядка ценообразования;

11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие) могут быть признаны допустимыми.

В целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с ФЗ от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий.

Требования настоящей статьи не распространяются на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юр.лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Монополистическая деятельность – ϶ᴛᴏ противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Это определение будет общим для товарных и финансовых рынков.

Противоправность всякого правонарушения заключается в нарушении норм объективного права и субъективных прав других лиц. Действия, подпадающие под монополистическую деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства. Бездействие будет правонарушением, если лицо добровольно не исполняет обязанность, возложенную на него нормой антимонопольного законодательства.

Монополистическая деятельность нарушает как частные, так и публичные права и интересы. Прежде всего данное правонарушение посягает на субъективные права отдельных лиц – права потребителей и предпринимателей на товарных и финансовых рынках.

При квалификации отдельных монополистических действий, запрещенных антимонопольным законодательством, убытки иногда бывает сложно определить. В связи с данным общее определение монополистической деятельности не содержит указания на убытки как последствие данного правонарушения. Стоит сказать, для установления и запрещения монополистической деятельности не требуется в обязательном порядке уста" навливать наличие убытков у конкретных предпринимателей и потребителей. При всем этом для применения к правонарушителю гражданско-правовой санкции в виде возмещения убытков установление последних и причинной связи будет обязательным. Данные элементы состава правонарушения имеют также значение при возложении мер уголовной ответственности за монополистическую деятельность при особо отягчающих обстоятельствах.

Субъектами данного правонарушения (правонарушителями) будут предприниматели – хозяйствующие субъекты и финансовые организации, а также группа лиц.

Виды монополистической деятельности субъектов предпринимательства:

  • индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления ϲʙᴏим доминирующим положением на рынке;
  • соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию.

Неправомерная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по ограничению конкуренции. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица не признаются субъектами монополии (доминирующего положения) и конкуренции на рынке, и потому закон не упоминает их при определении данных понятий.

Противоправное поведение данных органов, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, будет общественно опасным в связи с тем, что данные субъекты используют публичную власть с целью неправомерного получения доходов или иных привилегий, нарушают права и законные интересы предпринимателей, препятствуют добросовестной конкуренции.

Правонарушения органов подразделяются на индивидуальные акты и действия; соглашения (согласованные действия), ограничивающие конкуренцию.


Top