Гуманизм и антропоцентризм эпохи возрождения кратко. В эпоху Возрождения всякая деятельность - будь то деятельность художника, скульптора, архитектора, мореплавателя или поэта - воспринимается иначе, чем в античности или в средние века. Антропоцентризм и
Гуманизм и антропоцентризм - это сущность эпохи Возрождения. К ней относятся социологические и философские учения времен становления раннего буржуазного общества (главным образом в Италии) 14-17 вв. В эту эпоху официальной философией оставалась схоластика, однако возникновение культуры гуманизма и существенные достижения в естествознании способствовали тому, что философия перестала быть лишь служанкой богословия. Антисхоластическую направленность приобрела перспектива ее развития. Она проявилась прежде всего в этике - началось возрождение этических учений эпикуризма (Балла) и стоицизма (Петрарка), которые направлены против христианской морали.
Роль натурфилософских концепций в философии Возрождения
В философии Возрождения наибольшую роль сыграли натурфилософские концепции (Парацельс, Кордано, Бруно), которые свидетельствовали о крушении старых схоластических методов познания природы. Самыми важными результатами данного естественнонаучного направления были:
- различные методы экспериментально-математического изучения природы;
- противоположное теологическому детерминистское толкование действительности;
- формулировка научных законов природы, свободных от антропоморфических элементов (то есть от наделения человеческими качествами субъектов, с которыми соприкасается человек).
Что характерно для натурфилософского направления?
Натурфилософское направление характеризуется метафизическим пониманием неделимых природных элементов как абсолютно неживых, бескачественных. Для него также характерно отсутствие исторического подхода в изучении природы и поэтому деистическая непоследовательность, которая сохраняет в бесконечном мире обособленное положение Бога. Деизм же предполагает его наличие как безличной причины бытия, которая не участвует в дальнейшем развитии мира.
Антропоцентризм и гуманизм
В различных социологических концепциях нашли свое отражение социально-экономические изменения того времени. В них общество понималось как сумма изолированных индивидов. На первый план в эпоху Возрождения в борьбе с теократизмом Средневековья выступают антропоцентрические, гуманистические мотивы. Антропоцентризм - это представление, согласно которому человек представляет собой центр вселенной, а также цель всех событий, совершающихся в мире. С этим понятием связано понятие гуманизма. Отражаемый, исходящий из человеческого сознания антропоцентризм - это и есть гуманизм. Его объект - ценность человека. Познанием его разума и творческих способностей, стремлением к счастью на земле заменяется презрение к земному естеству. Гуманизм начинается, когда человек задумывается о самом себе, о том, какая роль отведена ему в мире, о своем предназначении и сущности, о цели и смысле своего бытия. Все эти рассуждения всегда имеют конкретные социальные и исторические предпосылки.
Какие интересы выражает антропоцентризм?
По своей сущности антропоцентризм эпохи Возрождения всегда выражает определенные классовые, социальные интересы. В революционных идеях, направленных на земную, внутреннюю «божественность» человека, проявлялся гуманизм Ренессанса, а также в привлечении к жизненной активности человека, в утверждении его веры в самого себя. Гуманизм в узком смысле слова - это идейное движение, сущность которого состоит в изучении и распространении культуры, искусства, литературы и античных языков. Поэтому итальянский антропоцентризм эпохи Возрождения часто характеризуется как филологический, литературный.
Человек и природа
В эпоху Ренессанса происходило обращение к гармонизации отношений между природой и человеком. В работах мыслителей этого времени тема человека тесным образом переплетена с темой природы. Последняя рассматривается как что-то одухотворенное и живое. Природа - это не просто результат промысла Бога, но и что-то, обладающее самодостаточностью, креативностью. Равноценными божественным установлениям являются ее законы.
Антропоцентризм философии эпохи Возрождения, таким образом, меняет также отношение человека к природе. Человек открывает ее великолепие и красоту, начинает рассматривать ее как источник наслаждения, радости в противовес средневековому мрачному аскетизму. Природа также начинает рассматриваться как убежище, которое противостоит порочной и развращенной человеческой цивилизации. Мыслитель Жан-Жак Руссо (портрет его представлен ниже) прямо говорил, что источником всех наших бедствий является переход от естественного, природного начала человека к социальному. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения рассматривает человека как органическую часть природы. Он является действующим по естественным законам существом. Человек, постигая разумность действительности, познает смысл и цель собственной жизни.
Гармония в мире
Природа, согласно представлениям мыслителей Возрождения, производит сама все формы вещей. Гармония является наиболее идеальной из них и соответствующей сущности красоты. Мир, по их представлениям, наполнен гармонией. Она проявляется во всем: в чередовании дня и ночи, в сочетании красок полей и лесов, меняющихся в зависимости от времени года, в наличии разных видов птиц и животных, взаимодополняющих друг друга. Однако если созданный Творцом мир является гармоничным, то, значит, и человек, который выступает его частью, также должен быть таковым. Речь идет при этом не только о гармонии тела и души, но и о гармонии самой души, также подчиняющейся установленным природой всеобщим законам. Это важная идея, которую выдвигает антропоцентризм Возрождения. В работах различных мыслителей Ренессанса, стоит отметить, понятие гармонии выступает не просто элементом эстетической теории, а принципом организации воспитания и социальной жизни.
О природе человека
Под влиянием зарождавшихся в то время капиталистических отношений, новой культуры, называемой гуманизмом, и научного знания формируется философская антропология данной эпохи. Если средневековая религиозная философия проблему человека решала в плане мистическом, то совсем другие идеи предлагает антропоцентризм. Эпоха Возрождения человека переносит на земную основу и пытается на этой почве решить его проблемы. Философы этого времени в противоположность учению о том, что люди являются изначально греховными, утверждают естественное их стремление к гармонии, счастью и добру. Гуманизм и антропоцентризм - это понятия, которые эпохе Возрождения присущи органически. Бог в философии данного периода полностью не отрицается. Однако, несмотря на пантеизм, мыслители акцент переносят на человека. Проникнутой пафосом автономии человека, гуманизма, верой в безграничные возможности людей оказывается философия антропоцентризма.
Не будет ошибочным утверждение, что философская мысль эпохи Возрождения создала предпосылки для возникновения европейской философии 17 века, а также дала мощный стимул развитию естественнонаучного знания. Благодаря ей появился целый ряд гениальных открытий, совершенных уже в Новое время.
Возвращение к традициям античности
В формировании философии природы (натурфилософии) в новом виде, как не теологического, не религиозного, а светского осмысления самой сути бытия природы и существующих в ней законов выразилось возвращение к традициям античности. Взгляд на философию в традиционном ее понимании как "науки наук" все еще сохранялся.
Истолкование законов бытия мира и природы
В понимании и истолковании законов бытия мира и природы натурфилософия Возрождения опирается на географические и естественнонаучные открытия того периода. Естественно-научные теории и открытия Леонардо да Винчи, Николая Коперника (портрет его представлен ниже), Дж. Бруно в области движения небесных тел и астрономии сыграли особую роль. Усиливается рационалистическое и одновременно доказательное понимание законов бытия как универсального Единства в противовес схоластическому.
Никола Кузанский, например, выдвигает идею о том, что бесконечен не только Бог, но и Вселенная, природа, так как он незримо в них присутствует. Поэтому Бог является бесконечным максимумом, а природа - тоже максимум, хоть и ограниченный. Так как она состоит из конечных величин, отдельных предметов, то между конечностью и бесконечностью пропасти нет, это просто разные стороны одной сущности мира. Диалектика конечного и бесконечного присуща природе - бесконечное состоит из всего конечного, а последнее переходит в бесконечное.
Рассуждая так, можно невольно сделать вывод о вечности природы, а также о бесконечности отдельных вещей. Не только Бог вечен, но и природа. Кузанский, придерживаясь точки зрения о сотворении мира Богом, который совершенен, утверждает, что таковой является и природа, так как Творец несовершенного не создает.
Подробнее о человеке и природе
В идее о человеке как о совершенной и прекрасной индивидуальности, которую выражает гуманизм и антропоцентризм Возрождения, внимание акцентируется на том, что человек по природе своей не только существо совершенное, но и разумное, что определяет его совершенство. Это не порочное и не греховное существо. Принцип антропоцентризма предполагает, что люди как природные существа друг перед другом равны, каждый есть совершенная и гармоничная индивидуальность.
Многие мыслители эпохи Возрождения, как вы видите, затрагивали понятие гармонии природы и гармонии человека, но не все видели их единство. Однако в это время выдвигаются и некоторые точки зрения, которые можно рассматривать как идею гармонии человека и природы. Например, Бруно (портрет его представлен ниже), придерживаясь принципа пантеизма, природу понимает как Бога в вещах.
Следовательно, если везде и во всем присутствует Бог, то можно предположить также, что он нигде не присутствует. И если мир является рядоположенностью существ от низших к высшим, то единым с миром природы является и человек. Непосредственным образом связано духовное и телесное. Между ними присутствует единство и нет пропасти. Следовательно, жизнь человека осуществляется по законам природы. Гармония здесь скорее выступает не как взаимодействие природы и человека, а как соотнесение части и целого.
В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно и др.
Основные установки философии Возрождения: Итогом античной философии был безличный неоплатонизм с его квартой: Единое-Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос; в нем еще нет четкого деления на субъект и природу. В средневековой ф. эта концепция подверглась существенной трансформации: на место Единого-Блага был поставлен Бог, в соответствии в этим стали понимать содержание Мирового Ума (читай: Христа), Мировой Души (читай: Святого Дуxa), Космоса (вообще всего природного).
В эпоху Возрождения в центр мироздания будет поставлен человек (антропос). Философская база возрожденческого мировоззрения: Формально по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимуще-ственное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.
Теперь мыслителей интересует уже не столько системность философских построений, сколько человек, его природа, его самостоятельность, его творчество и красота, его само-утверждение, наконец. Вместе с тем философы Возрождения стремились максимально ис-пользовать преимущества как античного, так и средневекового неоплатонизма. От первого перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человече-ским телом особенно.
Антропоцентризм, не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения, признававшего ценность человека как лично-сти, его права на свободу, счастье и развитие.
Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение он складыва-ется впервые именно в эпоху Возрождения.
Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было противо-стояние схоластике
Гуманисты возрождает идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Этот вопрос поставил еще Данте. Благородство человека заключает ся не в чужой славе, даже если этой славой является слава Бога. не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы, каждый не меньше, чем сыновья царей и императоров, дело же состоит лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенст-ва, будь то в науке, искусстве или производственной деятельности.
Многие гуманисты отстаивают идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой.
Люди должны, считают гуманисты, быть друг для друга источником радости, а это невозможно без того, чтобы основу человеческих отношений составляли любовь и дружба.
Таким образом, гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и соответственно справедливое устроение обществен-но-государственной жизни.
Начиная с XIV века в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы происходят изменения, знаменующие начало новой эпохи, которая вошла в историю под названием Возрождения (Ренессанса). Обусловлена она развитием ремесел и торговли, зарождением мануфактурного производства, расцветом городов. Носителями идеологии Возрождения были городские высшие слои, мещанские верхи и церковные интеллектуалы. Они стремились к стабилизации и расширению товарно-денежных отношений при помощи реформ государственного аппарата, освобождения всех областей общественной жизни (культуры, науки, политики, философии) от религии и церковных институтов. Поэтому они выступали против церкви, дворянства и всех феодальных порядков.
Выделение философии эпохи Возрождения в качестве особого этапа в истории философской мысли обусловлено специфическим характером поставленных ею проблем. Она противостоит всей системе средневековой схоластики. Она возродила классическую древность (что дало наименование эпохе – Возрождение), определила решающую роль античного философского наследия для философских воззрений мыслителей XIV-XVI веков. Вместе с тем традиции античной и средневековой философской мысли получили в философии Возрождения новый смысл, использовались для решения новых проблем.
Характерной особенностью мировоззрения эпохи Возрождения была его ориентация на искусство, поэтому зачастую и новые философские идеи Возрождения облекались в те или иные художественные образы (поэтические, живописные, архитектурные и т. д.).
В борьбе со средневековым теоцентризмом философия Возрождения ставит в центр внимания человека; антропоцентризм становится ее важнейшей чертой. Если в средневековом обществе были очень сильны сословные связи между людьми, то в эпоху Возрождения индивид все чаще представляет не то или иное сословие, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и новая общественная позиция – гордость и достоинство, сознание собственной силы и таланта, самоутверждение. Такое мироощущение зарождается впервые в так называемых кружках итальянских гуманистов.
Гуманизм (от латинского слова гуманус – человеческий) означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и высоком предназначении, о смысле и цели своего бытия. Основы нового гуманистического учения о человеке заложил выдающийся поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321 гг.).
Из того, что человек есть некое среднее звено между природным и божественным, между тленным и нетленным, Данте делает вывод о его причастности «обеим природам». Двоякая – смертная и бессмертная – природа человека обусловливает и его двоякое предназначение, две цели его существования. Эти две цели человеческого существования образуют два вида блаженства, одно из которых достижимо в земной жизни и заключается «в проявлении собственной добродетели», а другое – «блаженство новой жизни, заключающееся в созерцании божественного лика» достижимо лишь посмертно и лишь «при содействии божественной воли». В этом учении о двояком предназначении человека проявился разрыв Данте со средневековой традицией, осужденный томизмом.
Высшее, внеземное блаженство как цель человеческого существования не требует, по Данте, отказа от осуществимого на земле человеческого блаженства. К блаженству ведут два пути: философское поучение, т. е. человеческий разум и «духовное поучение». Первое осуществляется в гражданском обществе под водительством светского государя, второе – посредством религиозного откровения с помощью церкви, возглавляемой верховным первосвященником. Четкое разделение земного и загробного блаженства ведет у Данте к требованию исправления церкви, отказа ее от притязаний на светскую власть, на земные богатства.
Данте отстаивал идеал земного совершенства человека, не приносимого в жертву загробному блаженству. Он обосновывал возможность возвышения человека до божественного состояния. «Если бывают подлейшие и скотоподобные люди, – писал он, – то точно так же бывают люди благороднейшие и едва ли не богоравные». Не аскетическое подвижничество во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а достижение высшего предела земного совершенства – в этом Данте видит предназначение человека. Такая позиция позволила Данте создать в «Божественной комедии» первый гимн достоинству человека и открыть путь к новой гуманистической антропологии.
«Отцом гуманизма» считается Франческо Петрарка (1304-1374 гг.). Прежде всего он отверг с порога схоластическую премудрость, считая ее воплощением глупости и бессмыслицы. Новая гуманистическая культура, в овладении которой Петрарка превосходил всех своих современников, оказалась несовместимой с традициями средневековья. Отказываясь от теоцентризма средневековой философии, Петрарка и его последователи обращаются к внутреннему миру человека, и притом такого человека, который порывает со средневековыми традициями и осознает этот разрыв. Если для средневековой философии человек есть субъект грехопадения и религиозного искупления, то гуманизм идет через внутренний мир человека к его достоинству, потребностям и страстям, к земной славе. Петрарка считает, что земные заботы составляют первейший долг человека и ни в коем случае не должны быть приносимы в жертву загробному блаженству. Философия гуманизма ставит в центр внимания внутренний мир человеческой личности в ее земном существовании, с ее земными страстями, в ее земной, активной, творческой деятельности. В этой связи по-новому предстает характер философствования, источники философии, стиль мышления, сам облик философа и его место в обществе. Гуманисты отвергают верность одной философской традиции, университетскую философию, «варварскую» схоластическую латынь, официальные ученые звания. Они обращаются к подлинному античному философскому наследию, не искаженному средневековыми схоластами. Гуманист – это мыслитель-индивидуалист, который отвергает слепое следование философской традиции, собственной деятельностью отстаивает достоинство своей мысли.
Возникающая не на университетской кафедре, а в самой гуще общественной жизни итальянского города, философия гуманизма тесно связана с новыми общественными слоями – промышленниками и торговцами. Социальными корнями гуманизма определялась антифеодальная, антисхоластическая и антитеологическая направленность гуманистической философии.
Антропоцентризм гуманистической философии означал не только перенесение внимания с онтологических проблем на этические, но и перестройку всей картины мира. Мир в гуманистической философии – не место печали и слез, а область человеческой деятельности. Бог рассматривается прежде всего как творческое начало, в уподоблении которому – главная задача и предназначение человека. И задачей философии оказывается не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального начал, а раскрытие их гармонического единства. Если человек есть неразрывное единство тела и души, материального и духовного начал, то и осуществление человеком своего предназначения требует не борьбы с собственной природой, а следования ей. Это относится как к природе самого человека, так и к положению его в окружающем мире, с которым он должен не конфликтовать, а искать согласия и гармонии. Уход от мира, отказ от следования собственной природе, преодоление земных соблазнов – все это не имеет ценности в системе гуманистической морали. Более того, всякое отступление от природы представляется противоестественным. Лицемерием считают гуманисты приверженность враждебному природе аскетическому монашескому идеалу.
Презрению к миру гуманизм противопоставляет принятие мира и радостей земного существования, умерщвлению плоти – гимн красоте человеческого тела, подвижнической жертвенности – учение о самосохранении, страданиям во имя спасения – культ наслаждения и пользы. Свойственное человеку стремление к наслаждению объясняет и человеческую деятельность. Для достижения счастья, заключающегося в наслаждении, люди способны переносить величайшие тяготы и труды, проявляют стойкость и храбрость в испытаниях, ради наслаждения занимаются изучением наук и искусств. Так этика наслаждения соединяется с этикой пользы и личного интереса, понимаемого в самом широком смысле.
Гуманизм в отличие от христианского учения рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему достоинства человека. Достоинство заключено прежде всего в признанной за человеком возможности возвыситься от «дикого», «варварского» состояния до истинно человеческого. Это истинно человеческое состояние есть результат осуществления заложенных в человеке возможностей к совершенствованию. Хотя заложены они богом, но требуют для своего осуществления собственных усилий человека, творческой деятельности. Истинный человек есть не «дикий» варвар, а цивилизованный человек. Высшим результатом деятельности по возвышению человека, наиболее полным осуществлением человеческого достоинства является его «божественность», понимаемая не только как божественное происхождение, но и возвышение человека до того, по чьему образу и подобию он сотворен.
Красоте и величию человека, понимаемого как центр мироздания и высший результат божественного творения, посвящает свои трактаты, например, гуманист Джаноццо Манетти (1396-1459 гг.). Подчеркивая превосходство человека не только над животными, но и над всем миром природы, Манетти на первое место выдвигает красоту человека как высшего творения бога. Устройство человеческого тела свидетельствует о его красоте и целесообразности, наилучшим образом приспособленных к деянию и познанию, в которых и заключено главное предназначение человека. Вслед за античными мыслителями он видит в совершенстве человеческого тела отражение красоты Вселенной. Но еще большее значение в глазах гуманистов имеет человеческий разум. Достоинство человека Манетти видит в научном и художественном творчестве, в ремеслах и мореплавании, в других видах человеческой деятельности, которая должна служить продолжением и завершением божественного творения. Именно с эпохи гуманизма само понятие «творчество», бывшее до этого исключительным достоянием бога, применяется к человеческой деятельности. Такое перенесение на человека одного из атрибутов бога неизбежно вело к его обожествлению. Манетти утверждает, что бог сотворил мир, но дальнейшее творческое совершенствование этого мира осуществляется людьми.
Прекрасен человек, созданный, как утверждают гуманисты, для наслаждения миром. Прекрасен и мир, созданный для наслаждения. Именно в творческой деятельности должен человек находить высшее доступное ему наслаждение. Человек обожествляется в философии гуманизма, атрибуты божественности присваиваются его уму и деяниям. Поддерживая деятельное начало в человеке, гуманистическая антропология противостоит как средневековому аскетизму, так и пассивности, античным идеалам наслаждения. Гуманистический идеал «обожествленного» человека – максимальное развитие и осуществление лучших человеческих качеств – становится нравственным идеалом гуманизма.
Такой антропоцентризм не мог остаться без последствий и для гуманистических представлений о мире. Обожествленной оказалась и природа, окружающая человека. Не случайно в произведениях гуманистов она если и не прямо отождествляется с богом, то постоянно употребляется в качестве синонима понятия «бог»,
Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм, т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности. Известно, что объектом внимания для философии античного мира был прежде всего Космос, а в средние века - Бог. Напротив, эпоха Возрождения свое основное внимание сконцентрировала на Человеке, его сущности и природе, смысле существования и призвания в мире. Неудивительно, что именно в это время в полной мере сформировался гуманизм - идейное течение, сторонники которого заявили о человеке как высшей ценности и цели общества. На вопрос «Велик или же ничтожен человек?» они с уверенностью отвечали: «Не только велик, но и всемогущ». Гуманизм означал возрождение («ренессанс») античной традиции (Сократ, Эпикур и др.), уважительного отношения к человеку, защиту его самоценности, чести и достоинства, права на свободу и счастье.
Гуманизм как течение зародился в Италии («первая капиталистическая страна», по определению Ф.Энгельса) в среде образованных городских слоев. Он формировался в лоне художественной литературы как критическая реакция на догмы религии, на ее учение о греховности и несвободе человека. Итальянские литераторы восстанавливали и пропагандировали творчество тех античных философов и поэтов (Сократ, Эпикур, Вергилий, Гораций), которые отстаивали идеи высокой ценности человека и его свободы. Античная культура представлялась гуманистам как образец совершенства, незаслуженно отвергнутый в эпоху «тысячелетней ночи» (средние века).
Центром итальянского гуманистического движения стала Флоренция. В этом городе родился и творил Данте Алигьери (1265 - 1321 гг.), «последний поэт средневековья» и вместе с тем «первый поэт нового времени». В своей «Божественной комедии» Данте выдвинул смелый для своего времени тезис о том, что человек по природе своей создан не только для посмертной, но и для земной жизни. В этой поэме Данте отвергал аскетизм и проповедовал разумный образ жизни. Герои поэмы - живые люди, ищущие и страдающие, сами творящие собственную судьбу. Автор произведения подчеркивал, что итог человеческой жизни зависит от деяний самого человека, от его умения избрать разумный путь и не сойти с него. Со временем тема свободы как самоопределения человека стала одной из важнейших в итальянском гуманизме эпохи Возрождения.
Родоначальником гуманистического течения в Италии считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304 - 1374 гг.), основатель лирики как нового жанра в европейской литературе. Как и большинство людей своего времени, Петрарка был верующим. Однако он весьма критически относился к схоластике средних веков, видя в ней псевдоученость и надуманные формулы. В своих произведениях Петрарка отстаивал право человека на земные устремления, на любовь к другим людям. Он старался придать своей философии моральную направленность и для этого восстанавливал этическое учение Сократа. В человеке его интересовала прежде всего тема любви, которую он рассматривал как высшее выражение духовного начала. Жизнь человека - это всегда постоянный поиск самого себя в этом мире, что часто сопряжено с мучительными страданиями, с душевным беспокойством.
Становлению итальянского гуманизма способствовал и Джованни Боккаччо (1313 - 1375 гг.), выступавший в своем произведении «Декамерон» с позиций критики духовенства и поддержки передовых умонастроений городского населения. Гуманистические мотивы имели место также в творчестве других авторов того времени. К их числу следует отнести Колюччо Салютати, являвшегося одно время канцлером Флорентийской республики. Леонардо Бруни перевел на латинский язык ряд работ Платона и Аристотеля, Плутарха и Демосфена. В Италии были широко известны имена государственного деятеля и философа Джаноццо Манетти, живописца Леона Батиста Альберта служителя церкви Марсилио Фичино.
Самой заметной фигурой среди итальянских гуманистов был профессор Римского университета Лоренцо Балла (1407 - 1457 гг.). Он проявил себя активным сторонником учения древнегреческого философа Эпикура. Балла был противником светской власти римских пап, резким критиком аскетизма и связанного с ним монашества. По его убеждению, схоластика является праздным и иррациональным занятием. Итальянский гуманист старался восстановить подлинное учение Эпикура, находившееся под запретом в средние века. По его убеждению, эпикурейство наиболее полно утверждает идею полноценности жизни человека, проповедует чувственную деятельность и телесное благополучие. В своем трактате «О наслаждении» ученый утверждал, что основным законом человеческой природы является наслаждение как подлинное удовольствие души и тела. Он провозгласил: «Да здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого пола!» Лоренцо Балла полагал даже, что наслаждения должны продолжаться и в посмертной жизни человека. Его учение было позитивным, поскольку восстанавливало естественное право человека на полноту своего существования и индивидуальное счастье в жизни.
На позициях гуманистического антропоцентризма стоял и Пико делла Мирандола (1463 - 1494 гг.). В своей «Речи о достоинстве человека» он подчеркивал важнейшее свойство человека - его свободу. По мнению Пико, человек представляет собой четвертый мир, наряду с подлунным, поднебесным и небесным. На земле человек является великим существом, которое обладает умом и душой. Дух человека определяет свободу его воли и, следовательно, всего жизненного пути. Сотворив человека, Бог якобы вложил в него «семена» разнообразной жизни, что дает ему возможность выбора: либо возвыситься до совершенных ангелов, либо опуститься до животного существования. Свобода - это бесценный божий дар, составляющий внутреннюю сущность человека. Эта свобода дает человеку возможность проявить активность и «возвыситься над небесами», стать творцом своей судьбы.
Гуманистическое движение имело место не только в Италии. Со временем оно охватило и ряд других европейских стран. Так, в Голландии родился и вырос писатель и богослов Эразм Роттердамский (1469 - 1536 гг.), живший и творивший во Франции и в других странах Европы. Это был виднейший мыслитель своего времени, «Вольтер XVI века». Он известен также как переводчик и первый издатель Библии на латинском языке, критик схоластики и моралист. Эразм видел в христианстве прежде всего моральное содержание, носителем и выразителем которого был в его представлении Иисус Христос. В своей книге «Похвала глупости» писатель сделал предметом критики этот весьма распространенный человеческий порок. «В обществе - писал он, - все полно глупости, все делается дураками и среди дураков». Глупость как иррациональное начало многолика: она носит и индивидуальный (самодовольство и прочее) и коллективный (война и прочее) характер. Иногда она проявляется даже в форме безумия, что ведет общество к разрушению. Фанатизм и невежество ослепляют разум и поэтому не могут быть приемлемыми для высокого духовного облика человека.
Развенчивание Эразмом Глупости - это, по сути дела, критика схоластического мышления и официозной морали, сложившихся в средние века. За критическими высказываниями писателя в адрес творцов философских понятий, которые «никто не сможет различить простым глазом», стоял своеобразный бунт зародившейся в эпоху Возрождения новой философии, рациональной по сути и гуманистической по духу. Эразм писал, что философская схоластика образовала столь прочную паутину, что «легче выбраться из лабиринта, чем из сетей реалистов, номиналистов, фомистов, альбертистов, оккамистов, скотистов и прочих». По определению Эразма, схоластика - это словесная псев-доученостъ, уводящая в сферу формализма и догматики.
Гуманистическая позиция Эразма Роттердамского проявилась также в его стремлении обосновать природное равенство людей. По убеждению философа, одаренность людей зависит лишь от воспитания и образования. Он подчеркивал наличие у человека свободной воли - поэтому фортуна (судьба) больше всего ценит людей отважных и решительных. Начало и конец человеческой жизни находится, конечно же, в руках Бога, но ее «наполнение» зависит от свободных и активных усилий человека. Разум же требуется для того, чтобы свободная воля не превышала допустимой меры и не сбивала человека с правильной дороги в его жизни. Мудрость состоит, по мнению писателя, в том, чтобы всегда соблюдать принцип «ничего сверх меры». В противном случае мудрый человек превратится в дурака, а мудрый государь станет жестоким деспотом.
Во Франции к гуманистическому движению принадлежал Мишель де Монтень (1533 - 1592 гг.), философ и моралист. Как и другие гуманисты своего времени, он критиковал схоластическую философию и догматизм религиозного вероучения. Он выступал за независимость человека и полноту его существования, за свободу философствования и литературного творчества. Французский мыслитель был критиком аскетизма, фанатизма и иных человеческих предрассудков. Скептицизм Монтеня выступал как форма борьбы с религиозной схоластикой и канонами официальной церкви, с повседневным невежеством. «Философствовать означает сомневаться» - любил подчеркивать Монтень. «Боги создаются самими людьми» - считал философ. Следовательно, люди смогут найти в себе достаточно сил для преодоления этих массовых заблуждений и предрассудков.
Следует заметить, что элементы антропоцентризма уже имели место и в религиозном вероучении средних веков. Так, в Библии подчеркивается особая роль человека среди всех живых существ планеты и его право («от Бога данное») владычествовать над животными. Однако человек здесь рассматривается с позиций теоцен-тризма, как существо ущербное и греховное, обреченное на монотонный труд и безрадостное аскетическое существование. Вся его жизнь словно тяжкое наказание за грехопадение, за неправильное распоряжение от Бога обретенной свободой воли. В отличие от средневековья, гуманисты Возрождения выдвинули человека на первый план и сделали его предметом пристального внимания и культа (обожествления). К числу важнейших характеристик гуманистического антропоцентризма Возрождения можно отнести следующие положения.
Во-первых, в эпоху Возрождения человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей его природной средой. Он автор, режиссер и актер своей собственной драмы, кузнец своей судьбы («фортуны») и счастья. Человек - это соперник Бога на земле, он титан, т.е. великое и всемогущее существо, богочеловек. Ему присуще естественное (от рождения данное) право на полноту существования и способность устроить свою жизнь именно таким образом.
Во-вторых, в это время стала высоко оцениваться активная деятельность человека как важнейший способ его существования в мире (в отличие от созерцания Космоса в античности и постижения Бога в эпоху средних веков). Деятельность рассматривалась как способ вторжения в природу, преобразования ее по законам самой природы и в соответствии с замыслом человека. Деятельность - это творчество (созидание) нового мира, мира культуры. Приняв из рук Бога эстафету творчества, человек делает окружающий его мир объектом познания и практики.
В-третьих, в эпоху Возрождения имел место культ красоты и духовности человека, посредством чего также восстанавливалась его самоценность, отвергнутые в средние века честь и достоинство. В период Ренессанса большое развитие получили те виды искусства (живопись, скульптура), посредством которых изображались лицо и тело человека, его неисчерпаемые физические и духовные силы. В своем стремлении постигнуть многогранную природу человека философия и искусство образовали весьма органичный синтез, дополняя друг друга. Излюбленными для художников Возрождения стали возвышенные сюжеты, передающие величие и благородство человека. В недрах философии и искусства сформировалось понятие личности, важнейшим проявлением которой стала считаться свобода выбора жизненного пути, включая и свободомыслие.
Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения имел под собой ряд предпосылок. В их числе и социальные, в частности - наличие городского населения, в среде которого энергично формировалась светская культура с ее духом свободы и раскрепощенности индивида. Зарождение капиталистического способа производства, движущей силой которого является частная собственность и творческая деятельность свободного индивида, явилось экономическими предпосылками. Духовным истоком антропоцентризма стала передовая часть античной культуры, в недрах которой имело место обращение к теме человека как уникальному явлению Космоса и призванному к особой (созидательной, животворящей) миссии в этом мире. Антропоцентризм эпохи Возрождения был не только исторически естественен, но и исторически оправдан. Он восстанавливал Человека в качестве «венца» длительной эволюции форм жизни на планете, носителя Разума и творческой созидательной деятельности.
Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения нашел свое непосредственное выражение и в ряде социально-философских учений того времени. Обращенные к социальным и политическим процессам, они углубили и расширили представления об общественной жизни. В этих учениях подчеркивалась необходимость и возможность преобразования общества в интересах более разумного и гармоничного существования человека. Они возникли и развивались на почве раннего капитализма и неизбежно несли на себе его печать. В их рамках было сформулировано немало идей, оказавших большое влияние на последующую умственную историю человечества.
Крупнейшим представителем социально-философской мысли эпохи Возрождения является «великий флорентиец» Никколо Макиавелли (1469 - 1527 гг.), государственный деятель, историк, писатель и поэт. Основной в его произведениях («Государь» и др.) стала тема государства и общественного устройства. В рамках этой темы Макиавелли раскрыл тезис об эгоистической природе человека как глубинной основе мотивации его поведения в общественной жизни.
По убеждению Макиавелли, самым действенным стимулом всех человеческих поступков является интерес. Среди множества разнообразных интересов ведущую роль играет имущественный интерес: стремление приобрести и сохранить собственность. Макиавелли писал в связи с этим, что люди скорее простят смерть своего отца, нежели потерю имущества. Эгоизм человеческой природы неискореним, и это требует создания в обществе такой организации, которая смогла бы жестко (в том числе и с помощью принуждения) регулировать взаимоотношения между людьми. Таким инструментом является государство как центр власти" и средоточие силы в общественном организме. Происхождение его является естественным, а не божественным.
Макиавелли был сторонником сильного централизованного государства с наделением его правителя большими полномочиями. Этот государь должен быть многогранной натурой - сильной, честолюбивой и гибкой. Его действия оправданы, если продиктованы заботой о благе и безопасности своей страны. В этих целях государь вправе применять и силу, вплоть до жестокости. Мудрый государь обязан по возможности быть добрым, но при необходимости он вправе проявлять и жестокость по отношению к своим противникам. Гибкость правителя состоит в его умении сочетать свойства хитрой и изворотливой лисицы с качествами прямолинейного и вероломного льва.
Со временем тезис об оправдании применения силы в политике получил название макиавеллизма. В этом явлении (отрыв политики от морали, т.е. аморализм) также проявил себя ранний капитализм Возрождения с его духом прагматизма, грубой силы и вероломства в общественных отношениях. И все же Макиавелли верно уловил противоречивую природу политики, столкновение в ней разнонаправленных и даже полярных тенденций, стилей и форм деятельности ее участников. Проблема соотношения политики и морали является одной из самых сложных в философии и в общественной жизни, хотя и не относится к числу неразрешимых.
Гуманистическая тенденция в творчестве Макиавелли проявилась также в его учении о фортуне и соотношении ее с деятельностью человека. В античном мире вместо этого понятия употреблялись понятия «рок» и «судьба», означавшие изначальную предопределенность («фатализм») всего жизненного пути человека. По сути дела, фатализм - это признание Бога как некоей внешней таинственной силы, властвующей над людьми. В творчестве Макиавелли, в полном соответствии с духом Возрождения, эта внешняя сила («фортуна») уже не обладает всей полнотой власти над человеком. Мыслитель подчеркивал, что фортуна распоряжается лишь половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим. Наличие у человека свободной воли означает возможность действовать по своему усмотрению, быть «кузнецом» собственного счастья. Способность к такой деятельности, направляемой трезвым и расчетливым умом, Макиавелли относил к числу безусловных доблестей («вирту»). Наибольшей доблестью обладали личности исторические: Моисей, Ромул и другие. Достоинство этих людей состояло еще и в том, что они сумели выразить дух своего времени и назревшие потребности общественной жизни.
Тему сильного централизованного государства раскрывал в своем творчестве французский мыслитель Жан Боден (1530 -1596 гг.). Он рассматривал государство как некое содружество, которое основано на частной собственности и выполняет ряд социальных функций (охрана собственности, защита семьи и др.). Государство - это воплощение высшей, прежде всего правовой власти в обществе. Этот институт призван возглавлять монарх как высший источник власти. Ж.Боден был автором теории государственного суверенитета. Он полагал, что власть государства должна быть неделимой, постоянной и независимой от церкви. Власть абсолютна и не должна зависеть ни от каких законов и иных установлений. Монарх призван быть беспристрастным правителем, примиряющим различные социальные интересы. Ж.Боден развивал теорию абсолютизма, т.е. неограниченной власти правителя. По убеждению мыслителя, монарх имеет право на все и выше его находится один лишь Бог. Однако государь все же не вправе вторгаться в семью и присваивать себе чужую собственность: это было бы тиранией. Семья и частная собственность являются священными и незыблемыми устоями общества, над которыми государство не властно.
Гуманизм эпохи Возрождения нашел свое проявление и в возникшем здесь учении о естественных правах человека. Эта идея зародилась еще в античное время (Цицерон и др.), а развитую форму стала обретать в эпоху становления капитализма. Авторы этих учений исходили из того, что всякий человек от рождения (а не от Бога) наделен рядом фундаментальных прав (благ), которые делают возможным его самостоятельное и свободное существование в обществе. Индивид - это как бы атом, основа всего мироздания, а его естественные права дают ему возможность самоопределения в обществе. К числу таких прав мыслители того времени относили прежде всего право на жизнь и обладание имуществом, на свободу убеждений, на личную безопасность. Все они естественны в том смысле, что даны индивиду от рождения и поэтому никто не вправе изъять их, в том числе и само государство. Идея естественных прав человека присутствует в творчестве многих мыслителей эпохи Возрождения. Она сыграла большую прогрессивную роль в идеологической подготовке первых буржуазных революций XVII века в Европе.
Дух гуманизма эпохи Возрождения проявил себя и в таком явлении, как утопический социализм. Это течение общественной мысли было как бы интеллектуальной реакцией на становление раннего капитализма, его острые социальные противоречия и проблемы. В утопическом социализме воплотилась давняя мечта низов общества о его гуманном и справедливом устройстве. Основным в содержании этих учений стали критика капитализма и образ нового общественного строя.
Самой заметной фигурой в утопическом социализме эпохи Возрождения был английский писатель Томас Мор (1478 - 1535 гг.). В своем романе «Утопия» он создал вымышленный образ острова-государства с идеальным (совершенным) устройством общественной жизни. В начале книги автор нарисовал реальную картину становления капитализма в Англии. В рамках этого процесса происходило стремительное расслоение общества на богатых и бедных. Мор высказал тезис о том, что «овцы пожирают людей», т.е. происходит обезземеливание английских крестьян и превращение их в пролетариев (неимущих лиц наемного труда). Начиная с Т.Мора в утопическом социализме традиционной стала резкая критика частной собственности как «несущей конструкции» капиталистического строя и требование ее решительного уничтожения. Это требование высказывалось в основном по двум причинам. Во-первых, в частной собственности видели источник чрезмерного имущественного расслоения и социального неравенства людей. Во-вторых, утописты полагали, что частная собственность развивает в людях безудержный эгоизм и зависть, которые подавляют коллективистское начало в человеке и обществе.
В вымышленном государстве Т.Мора частная собственность отсутствует. Там нет также золота и серебра, которые обычно выполняют роль денег. Из этих благородных металлов жители острова делают ночные горшки, цепи для рабов и кандалы для преступников. Участие в труде носит для утопийцев обязательный характер и рассматривается как одна из важнейших нравственных норм. Мор понимал под трудом прежде всего физическую деятельность и очень высоко оценивал труд земледельцев и ремесленников. Эти виды занятий рассматривались им как свободное и увлекательное дело, ограниченное шестью часами в день. В Утопии отсутствует тунеядство, но зато есть всеобщий и свободный труд, приносящий обитателям острова изобилие и радостную жизнь. Здесь нет социальных противоречий, поскольку все люди равны и образуют единую и дружную семью. Примечательно и то, что у утопийцев в достатке имеется свободное время, которое они посвящают самообразованию и гармоническому развитию себя.
В этом образе общества важной представляется нравственная сторона его жизни. Мор подчеркивал, что в Утопии основной ценностью является человек, а не деньги. Важнейшим принципом построения общества здесь выступает справедливость, выражаемая в оценке людей по их вкладу в общее дело. В данном художественном произведении был сформулирован идеал всесторонне развитой личности, что считалось возможным через участие человека в различных видах деятельности (физический труд, управление обществом, занятия науками и искусствами, воспитание). Утопийцы - решительные противники праздного образа жизни и роскоши. Они миролюбивы и не ведут войн, но страстно сражаются, если на них нападают враги. Они хотят счастья, однако видят его, увы, лишь в аскетическом образе жизни, который, по сути дела, является в данном случае образом жизни бедных людей.
Творчество Т.Мора положило начало утопическому социализму как весьма важному и содержательному пласту общественной мысли человечества. В эпоху Возрождения это идейное течение было представлено и другими именами. В частности, идеи утопического социализма развивал Томмазо Кампанелла (1568 - 1639 гг.), итальянский монах и поэт. Он стал известен благодаря своему роману «Город Солнца», в котором, как и у Т.Мора, была нарисована картина грядущего идеального общества. Здесь также имеет место совместный (общинный) образ жизни, основанный на всеобщем труде и социальном равенстве всех людей. Кампанелла - решительный противник индивидуалистического образа жизни. По его убеждению, индивидуализм -это «безбожие», которое следует решительно искоренять. Общество ведь являет собой своеобразный организм, поэтому в первую очередь следует заботиться о жизни целого, а уж затем о его отдельных частях.
В Городе Солнца существует разделение труда на умственный и физический. Государством управляют наиболее одаренные и способные личности. Имеет место и коллективное правление в виде народного собрания. Здесь нет частной собственности и семьи, а воспитание детей носит исключительно общественный характер. Оно включает в себя игры, изучение наук и занятия ремеслом. В ходе воспитания выявляются задатки и способности детей. Т.Кампанелла разработал интересную модель наглядно-образного воспитания. Он полагал, что посредством такого воспитания станет возможным эффективное вхождение детей в мир знаний и представлений о самых различных областях окружающего мира (Солнечная система, Земля, растительный и животный мир, человек и общество).
Утопические социальные идеи оказали значительное воздействие на последующее развитие мировой общественной мысли. Под их непосредственным влиянием сформировался марксизм как теория революционного созидания коммунистического общества. Утопические социальные идеи были широко представлены и в русской социальной философии.
Эпоха Возрождения несла в себе не только крупные изменения в философии и культуре, но и в сфере религиозного вероучения. XVI век был ознаменован таким значительным явлением, как Реформация римско-католической церкви. Ее содержанием было движение за приспособление религии и церкви к изменившимся историческим условиям и новой духовной ситуации в обществе. В рамках этого движения сформировался протестантизм (ветвь христианства) с его духом индивидуальной свободы и активности человека.
Немецкий профессор теологии Мартин Лютер (1483 - 1546 гг.) выступал за восстановление подлинного значения содержания Библии и, осуществил перевод ее на немецкий язык. Он предлагал значительно сузить роль духовенства в обществе и оставить за ним лишь функции духовного наставления верующих. Церковная реформа Лютера привела к изъятию светской власти у церкви, упразднению "института монашества и отмене иконы как элемента богослужения.
В своем трактате «О свободе христианина» Лютер подчеркивал, что Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь самому себе. Одновременно Лютер отстаивал тезис о непоколебимости религиозной веры и неспособности научной философии разрушить ее. Разум - это «блудница дьявола» и препятствие для веры, а гуманизм невозможен, поскольку игнорирует испорченность человеческой природы первородным грехом.
Другой реформатор церкви, швейцарец Жан Кальвин (1509 - 1564 гг.) старался еще более упростить религиозный культ и вывести церковь из-под власти государства. Он был сторонником религиозного фатализма и учил, что фортуна (судьба) совершенно неподвластна людям, а счастливы лишь те, кто избран Богом. Кальвин отрицал учение гуманистов Возрождений о человеке. Он проповедовал идею изначальной испорченности человеческой природы, призывал к простоте жизни и бережливости во всем: «молись и работай!»
Наиболее признанным среди народных низов был Томас Мюнцер (1490 - 1525 гг.), вождь немецкой народной Реформации и вдохновитель крестьянской войны в Германии. Он полагал, что к подлинной вере способны лишь простые люди, не обремененные имуществом и властью. По убеждению Мюнцера, Бог безличен и выражает целостное состояние мира. Что касается человечества, то ему по природе свойственны общность и коллективизм, а не «безбожные» эгоизм и индивидуализм. Мюнцер провозглашал идею революционного преобразования общества, выступал за уничтожение частной собственности и введение социального равенства. Неудивительно, что этот мыслитель и общественный деятель получил широкую поддержку в народе.
Наряду с Реформацией, в то время имела место и контрреформация, т.е. стремление католической церкви упрочить свою власть в обществе. Эта тенденция выразилась, в частности, в утверждении инквизиционного трибунала (1542 г.). В 1559 г. был опубликован первый «Индекс запрещенных книг» и создана церковная цензура. В 1567 г. Фома Аквинский был провозглашен одним из учителей католической церкви, а его работа «Сумма теологии» стала обязательной для изучения во всех католических университетах.
Философия эпохи Возрождения представляет собой весьма содержательную и интересную страницу в истории общественной мысли. Здесь уже нет монотонности и однообразия, присущих периоду средневековья. Ренессанс принес с собой расцвет философского творчества, богатство иных форм духовности (естествознание, искусство, социально-политические учения). Значение эпохи Возрождения для философии состоит прежде всего в том, что в рамках этого исторического времени стало активно формироваться новое мировоззрение, ориентированное на научное знание и носящее светский характер. Сформировавшийся в это время гуманизм стал ядром европейской духовной культуры. Постепенно преодолевалась теологическая, фантастическая по сути своей картина мира, а новое мировоззрение делало центром мироощущения живого и деятельного человека. Философская мысль становилась все более самостоятельной, опираясь на данные опыта и научные знания о мире. Конечно, религия все еще сохраняла большую роль в обществе, но развитие науки обретало все более широкие масштабы, и со временем это вылилось в научную революцию раннего Нового времени (XVII столетие).
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.
1. Что представляет собой пантеизм как тип философствования? Какое мировоззренческое значение он имеет?
2. В чем конкретно проявился гуманистический дух и направленность философской мысли эпохи Возрождения?
3. Имело ли место взаимодействие философии и искусства в эпоху Ренессанса? Какие примеры этого вам известны? В каком смысле зарождение капитализма повлияло на идейное содержание социально-философских учений?
4. Какое влияние оказала эпоха Возрождения на последующее развитие философской мысли и духовной культуры человечества?
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ
1. Баткин А.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.
2. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: эстетические учения XIV - XVвв. - М.: Высшая школа., 1980.
3. Волгин В. П. Очерки истории социалистических учений с древности до конца XVIII века. -- М. Наука, 1975.
4. Горфункель А.Х Философия эпохи Возрождения: Учеб. пособие для философских факультетов и отд. ун-тов. - М.: Высшая школа, 1980.
5. Детская энциклопедия в 12 томах. Изд. 3-е. Т. 12. «Искусство». - М.: Педагогика, 1977.
6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. --М.: Мысль, 1978. 1. Гутенберг В.И. Титаны Возрождения.-М.: Наука, 1991.
8. Соколов В.В. Европейская философия XV- XVII веков: Учеб. пособие для философских фак-тов. - М.: Высшая школа, 1984.
9. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XVвек)/ Сост., общ. ред., вступ. ст. и комментарии Л М.Брагиной. - М, 1985
ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII ВЕК)
С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха - эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.
Антропоцентризм - учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.
Гуманизм - разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.
Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму:
- Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов;
- Боккаччо высмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан;
- Эразм Роттердамский в сатире «Похвала Глупости» и Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.
Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности).
Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Этапы развития гуманизма:
Светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви;
Ценностно-моральный акцент философии и литературы.
Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др.
Основные черты философии эпохи Возрождения:
Отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;
Использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);
Тесная связь с естествознанием;
Исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.
Никколо Макиавелли (1469–1527) - один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства.
Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы - государства.