Пожарный гидрант в колодце – правила установки. Установка пожарного автомобиля на водоисточник Установка ац на гидрант план

При установке пожарных автомобилей на водоисточники необходимо обращать внимание на согласованность действий водителя, пожарных и соблюдение ими правил техники безопасности. Водителю следует снимать всасывающие рукава только после того, как колонщик подойдет к насосу и будет подготовлен для снятия всасывающих рукавов, во избежание попадания рукавов не мешать им снимать заднюю рукавную катушку и выдвижную лестницу.

Отработку упражнений с использованием гидроэлеватора следует проводить на небольших расстояниях от цистерны до водоема. Воду забирают с небольшой глубины водоема, в дальнейшем расстояние и глубину его надо увеличивать.

При выполнении упражнений отделение строят - в одну шеренгу, между насосом и водоисточником, при работе с водоуборочным гидроэлеватором - у водоема фронтом к работающему расчету. Особое " внимание командир отделения должен обратить на действия водителя, от которого зависит регулирование подачи воды к гидроэлеватору и работающим стволам.

Установка колонки на гидрант. Для установки колонки на гидрант автомобиль ставят в 3- 3,5 м от гидранта насосом к нему. По команде "Колонку - ставь" пожарный берет с автомобиля крюк для открывания крышки колодца, подбегает к гидранту, подхватывает крюком ушко крышки и сильным рывком отбрасывает ее на землю. Крюк кладет на землю, опускается на колено, снимает крышку гидранта. Затем возвращается к автомобилю, открепляет колонку и подносит ее к гидранту, ставит на стояк гидранта, вращает колонку по ходу часовой.стрелки до отказа (рис. 10). Ручку центрального ключа берет обеими руками и плавно вращает против часовой стрелки (справа налево), в результате чего стояк гидранта и колонка наполняются водой.

Рис. 10. Установка колонки на гидрант

Для подачи воды от колонки в насос через всасывающие рукава или в напорную линию по команде "Воду - дать" пожарный открывает запорные вентили колонки. Вода поступает от колонки по всасывающим рукавам к насосу.

По команде "Колонку - убрать" пожарный берется обеими руками за ручку центрального ключа и вращением по ходу часовой стрелки (слева направо) закрывает клапан гидранта. Затем за патрубки колонки вращает колонку сплава налево до отказа, поднимает колонку вверх, подносит ее к автомобилю, укладывает в ящик. После этого возвращается к гидранту, закрывает откидную крышку стояка и крышку колодца гидранта.

Установка автонасоса (автоцистерны) на гидрант. Автомобиль устанавливается в 3-3,5 м от гидранта. Автонасос (автоцистерна) ставится на гидрант по команде "Автонасос (автоцистерну) на гидрант № (указать способ соединения насоса с гидрантом) - ставь".

При соединении насоса с колонкой двумя мягкими рукавами пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, затем берет два мягких рукава из ящика автомобиля и присоединяет их к патрубкам колонки, водитель отсоединяет заглушку, присоединяет водосборник к всасывающему патрубку насоса, присоединяет мягкие рукава к водосборнику. Затем пожарный наполняет стояк гидранта и колонку водой, открывает вентиль колонки, водитель готовит насос для подачи воды в напорную рукавную линию.

Пуск воды в рукавную линию от насоса производится по команде "Воду (указать давление) - дать". Водитель открывает вентиль сначала одного напорного патрубка насоса, затем другого и постепенно дает двигателю необходимую частоту вращения, доводя давление по манометру до величины, указанной в команде.

Прекращение подачи воды в рукавную линию производится по команде "Воду - остановить". Водитель переводит работу двигателя на малую частоту вращения, выключает сцепление двигателя с насосом и закрывает вентиль напорного патрубка насоса. Если необходимо временно остановить подачу воды, сцепление двигателя с насосом не выключается, двигатель переводят на малую частоту вращения и вентиль напорного патрубка насоса закрывают.

По команде "Отбой" автонасос (автоцистерна) снимается с водоисточника.

Установка автонасоса (автоцистерны) на водоем. По команде "Автонасос (автоцистерну) на водоем № (указать количество всасывающих рукавов) - ставь" водитель отсоединяет заглушку всасывающего патрубка насоса, становится на подножку автомобиля, освобождает крепление всасывающих рукавов. Пожарный подбегает к автомобилю, берет из ящика всасывающую сетку, с веревкой, относит их к водоему и кладет на землю, подбегает к автомобилю, останавливается против водителя и вместе с ним снимает (последовательно один за другим) всасывающие рукава, которые кладут на землю - один у насоса, второй - за первым в сторону водоисточника; водитель подбегает к насосу, поднимает рукав, присоединяет его к всасывающему патрубку и, заворачивает ключом до отказа головку. Пожарный поднимает обеими руками рукав, зажимает его коленями и присоединяет к нему сетку, затем водитель и пожарный соединяют рукава между собой и завинчивают головку. После этого пожарный берет сетку с концом рукава, разматывает веревку, опускает рукав в воду так, чтобы она покрыла сетку, и привязывает свободный конец веревки за любой ближайший предмет. Водитель готовит насос для подачи воды в рукавную линию.

Забор воды из открытого водоисточнику с помощью гидроэлеватора Г-600. По команде "Автоцистерну для забора воды из водоема (реки) при помощи гидроэлеватора - ставь" пожарный № 1 прокладывает рукавную линию Л от насоса к гидроэлеватору. Пожарный № 2 берет гидроэлеватор, подносит к водоему, присоединяет рукава к гидроэлеватору, опускает его в водоем, наблюдает за работой гидроэлеваторной системы. Пожарный № 3 прокладывает рукав Л от гидроэлеватора к автоцистерне. Пожарный № 4 опускает рукав Л в горловину цистерны и следит за уровнем воды в цистерне. Водитель готовит насос для забора воды и при полной готовности гидроэлеваторной системы включает в работу насос.

Установка пожарной насосной станции ПНС-110 на водоем. Расчет 3 человека - водитель, моторист-дизелист и пожарный. По команде "Пожарную насосную станцию на водоем - ставь" моторист-дизелист- включает дизель для прогрева, поднимается на кузов автомобиля, открепляет всасывающую сетку и передает ее пожарному. Пожарный принимает всасывающую сетку от моториста, относит ее на 8 м от насоса в сторону водоисточника, кладет на землю. Водитель снимает лебедку с автомобиля и готовит ее для установки на всасывающий патрубок. Моторист берет растяжки лебедки и закрепляет их за крючки. Затем водитель отвинчивает заглушки от всасывающего патрубка насоса, все трое вынимают правый по ходу автомобиля всасывающий рукав, моторист и пожарный поднимают конец рукава к патрубку насоса и поддерживают рукав так, чтобы при навинчивании рукава на всасывающий патрубок насоса не было перекосов, присоединяют его к всасывающему патрубку, водитель завинчивает ключом накидную гайку до отказа. Снимают второй рукав и кладут его между всасывающей сеткой и рукавом. Моторист и пожарный держат рукава, а водитель присоединяет накидную гайку одного рукава к штуцеру второго рукава. Далее моторист и пожарный соединяют всасывающую сетку с рукавом. Моторист держит рукав, пожарный- сетку, водитель соединяет сетку с рукавом.

Пожарный присоединяет трос лебедки к середине 2-РО всасывающего рукава. Водитель и моторист при помощи лебедки поднимают всасывающий рукав и сетку "на нужную высоту для забрасывания сетки в водоем.

Затем водитель садится в кабину, подает автомобиль задним ходом к водоему. Моторист и пожарный наблюдает за движением автомобиля и рукавов, после чего моторист и пожарный при помощи лебедки опускают всасывающую сетку в водоем на глубину не менее 1 м. Водитель готовит насос для забора воды. По команде "Отбой" пожарная насосная станция снимается с водоема. Производятся действия, обратные установке станции на водоем.

Установка переносной и прицепной мотопомп на водоем с подачей воды. Переносную пожарную мотопомпу устанавливает на водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный по команде "Мотопомпу (указывается место) - ставь". Моторист и пожарный снимают с автомобиля мотопомпу;

переносят ее и устанавливают у водоема, возвращаются к автомобилю, берут всасывающий рукав и сетку, соединяют их между собой и присоединяют рукав к мотопомпе. Пожарный опускает рукав с сеткой в водоем. Моторист работает на мотопомпе.

Прицепную мотопомпу устанавливает на - водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный по команде "Мотопомпу на водоем - ставь". Моторист и пожарный отсоединяют мотопомпу от автомобиля; пожарный присоединяет всасывающую сетку к всасывающему рукаву и опускает в водоем, моторист присоединяет всасывающий рукав к всасывающему патрубку и работает на мотопомпе.

Пуск воды в рукавную линию производится по команде "Воду (указывается давление) -дать". Водитель (моторист) заводит мотопомпу, забирает воду, повышает давление, открывает вентиль напорного патрубка насоса и постепенно повышает давление, указанное в команде.

Изменение давления в рукавной линии регулируется соответствующими командами "Давление три (четыре, пять) и т. д. - дать". Водитель (моторист), регулируя работу двигателя и наблюдая за манометром, уменьшает или увеличивает давление в насосе. Прекращение подачи воды в рукавную линию производится по команде "Воду - остановить". Моторист переводит работу двигателя на малые обороты, выключает сцепление двигателя с мотопомпой и закрывает вентиль напорного патрубка насоса. &о команде "Мотопомпу - убрать" моторист останавливает двигатель мотопомпы, пожарный отсоединяет всасывающий рукав и убирает его.

Пожарный гидрант - специальное устройство, основным предназначением которого является забор воды из водопроводной системы для эффективного пожаротушения. Для правильной работы необходима пожарная колонка, открывающая или закрывающая гидранты, расположенные под землей. Другой ее важной функцией является подсоединение гибкого трубопровода (пожарного рукава) для откачки воды. В данной статье кратко разбираются все основные моменты, которые необходимо знать, даются инструкции и полезные советы в использовании гидранта. Обязательно дочитайте статью до конца.

История создания

Зимин Н.П. – русский инженер – механик, создатель водозаборов для борьбы с пожарами. Впервые ввёл расчёт потребности в практике водоводов из двадцати пяти кранов по всей длине – три четверти версты с полным оснащением лестницами с учётом уровня зданий. Разработал проект противопожарного снабжения с насосными станциями.

Благодаря его разработкам открылись новые приёмы пожаротушения из городских водопроводов. Зимин изобрёл универсальные виды задвижек, вентилей, автоматических клапанов, впоследствии вошедших в ГОСТ – 8220, под аббревиатурой – ПГ–5.

Типы

Существует две основные разновидности данного водозаборного приспособления. Чаще всего, на частных территориях люди рассматривают установку гидранта 2 видов:

  1. Надземные, или по-другому — безколодезные.
  2. Подземные (располагаются в колодце).

Подземный тип более популярен за счёт того, что при нежелательном возгорании или пожаре обеспечивается бесперебойная подача воды.

Назначение

Приспособление для забора из городской водопроводной сети, состоящее из колонки, для подсоединения пожарных рукавов и открывания подземных кранов при пожарной необходимости называется пожарным гидрантом. Представляет собой чугунный стояк на металлическом поддоне, ГОСТ 5525 – 61 в колодце перед гидравлическим испытанием сети. Два раза в год проверяется на предмет дееспособности – весной и осенью.

Алгоритм проверки работоспособности:

  1. Соответствие ключей.
  2. Визуальное обследование.
  3. Состояние подъезда.
  4. Пробный пуск.

В профилактику входят приёмка на учёт, утепление, после удаления неисправностей, обследование грунтовых потоков. Для ориентации на стенах домов крепят таблички с указанием места агрегата, размеров, номеров и типов:

  • Т – тупиковый.
  • М – московский.
  • Л – ленинградский.

Высотой от 500мм до 3000 в скважинах с интервалом 250мм на водопротоках получили название московских, по сооружениям, наземных и подземных. При установке над землёй верхняя часть не засыпается. Подземные модули засыпаются грунтом и закрываются крышкой. Как совмещённый вариант может использоваться на текущие нужды.

При любом способе прокладки водных сетей агрегаты монтируются на них с запорной арматурой в наземных ячейках, предохраняющих от замерзания. Механизм ГОСТ 8220 – 62а представляет собой, по способу работы, обыкновенный вентиль на резиновой прокладке, шпиндель, штанга и корпус. Во избежание гидравлического удара тело запорного механизма сделано сферическим с уменьшенным шагом резьбы для поступательного движения.

Скважины строят на расстоянии не ближе 5 м от зданий, не ближе 50 между собой и 2,5 метра от проезжей части дороги.

Пожарный гидрант может быть применён в сочетании с цоколем в качестве наружного крана, для борьбы с возгоранием и для подпитки автомобильного резервуара.

Принцип работы

Пожарный гидрант сделан, как правило, из чугуна, а в внутри имеются пустотелые половинки с резиновым уплотнителем между ними. Шпиндель по резьбе входит в верхнюю втулку, другой конец заканчивается муфтой с квадратным гнездом для штанги с квадратом для ключа на колонке на другой стороне.

При вращении совершается поступательное движение вверх или вниз по фиксаторам, открывая или закрывая ход к воде. Отверстие для слива внизу распределительной коробки перекрывается одним из фиксаторов, во избежание попадания влаги во внутрь.

В закрытом состоянии дырочка открывается для слива конденсата. Обратный ниппель в трубе слива закрыт для пути в корпус.

Гидрант-пистолет

Устройство мало похоже на классический вариант внешне, по назначению повторяя все известные механизмы. Сфера деятельности несколько иная:

  • шахты;
  • тоннели;
  • выработки.

Нет привычных сооружений, обязательных в других устройствах. Подсоединяется на любом доступном месте с помощью цепи и натяжных болтов, затем плотно прижимается к поверхности, вставляется пороховой заряд и выстрелом.

Далее, с помощью пули длиной тридцать миллиметров и двадцать пять в диаметре пробивается отверстие. Пуля возвращается. Ствол вывинчивается, устанавливается запорное приспособление с манометром. Подсоединяется стандартный рукав.

В шахтах допускается к применению при содержании метана не более 1% и влажности до 100%. В комплект входят:

  • патрон;
  • заряд;
  • набор ключей;
  • набор заглушек;
  • аптечка.

По окончании работ пробитое отверстие перекрывают заглушкой, пистолет снимают. Недостаток в том, что во время выстрела иногда выходят из строя манометры.

Особенности

Из двух типов – московского и ленинградского предпочтение отдаётся «москвичу» за надёжность и относительно низкую стоимость.

Основными преимуществами являются:

  • Тело из чугуна.
  • Срок эксплуатации до пятнадцати лет.
  • Высота от пятисот миллиметров до 3500.

Место предусматривает доступность ко всем зонам действий, не зависимо от модели – под или над землёй.

Обязательные условия эксплуатации:

  1. Диаметр водопровода должен соответствовать объёму подаваемой жидкости.
  2. Исключается образование льда зимой.
  3. Свободный подступ с размещением указательных табличек.
  4. Оснащение рукавами, стволами с соответствующими размерами.
  5. Наличие опор разделения потоков.
  6. Учёт организаций отвечающих за состояние.

СНИП

Максимальная скорость запуска, устойчивость к минусовым температурам, необходимость утепления, должно быть расстояние до крышки люка, расчёт просвета от оси до стенки. В обязательном порядке необходимо следить за:

  • уровнем и количеством влаги в стояке;
  • соблюдением норм эксплуатации;
  • точкой установки.

При монтаже необходимо строгое соблюдение порядка работ:

  1. Сначала опора на поверхность, массивность которой зависит от веса конструкции.
  2. При присоединении с фланцами следить за вертикалью.
  3. Последним шагом — испытание, с надетой на ниппель колонкой для включения.

К каждому комплексу есть подробная инструкция с указанием особенностей применения.

Полезные советы по установке гидранта:

  • Антикоррозийное покрытие, с укрытием наружной секции от возможного огня.
  • Расстояние до проезжей части дороги не более 2,5 м.
  • Опоры бывают проходными и тупиковыми.
  • Обязательно учитывать глубину промерзания.
  • Если механизм устанавливается в колодце, то не допускается содержания мелких камней.
  • Диаметр не менее восьмидесяти сантиметров, для удобства в обслуживании.

Схема установки подземного ПГ наглядно представлена на изображении ниже:

Тумбы бывают – фланцевыми, раструбными, сварными. При привязке проекта учитываются количество арматуры, габариты лестницы обслуживания, необходимость утепления.


Центробежный (радиальный) вентилятор: принцип действия, назначение, схема Как выбрать вытяжку для кухни
Система газового пожаротушения: модули, установка, монтаж

Занятия по установке пожарных автомобилей на водоисточник проводятся с целью обучения и тренировки личного состава в сборке всасывающих линий, а также тренировки водителей в работе с насосом пожарного автомобиля.

Установка пожарной колонки . Установка колонки на пожарный гидрант выполняется при боевом развертывании или по команде "Колонку ставь".

Автомобиль устанавливается в 3-3,5 м от гидранта, насосом к нему. Пожарный открывает дверцу отсека кузова автомобиля, открепляет колонку, кладет ее на левое предплечье, а в правую руку берет крюк для открывания крышки колодца гидранта и переносит их к гидранту. Кладет колонку на землю, крюком подхватывает крышку гидранта и сильным рывком вправо (влево) от себя отбрасывает ее на землю, опускается на колено и снимает колпачок гидранта, берет колонку за напорные патрубки, ставит на стояк так, чтобы гнездо рукоятки попало на квадрат клапана гидранта, и вращает ее по часовой стрелке до отказа (5,5-6 полуоборотов). После этого берется обеими руками за рукоятку колонки и плавно вращает ее против часовой стрелки до отказа (18-20 полуоборотов). Вода в колонку начинает поступать после 5-6 полуоборотов рукоятки.

Подача воды от колонки в рукавную линию или в пожарный насос производится по команде "Воду дать". Пожарный берет торцовый ключ, надевает его на винт шибера и плавным вращением ключа против часовой стрелки до отказа (15-16 полуоборотов) открывает шибер колонки.

Если на напорных патрубках колонки имеются маховички, то для пуска воды их вращают против часовой стрелки до отказа 15-16 полуоборотов).

Подача воды прекращается по команде "Воду остановить". Пожарный вращает шиберный ключ или маховик напорных патрубков по часовой стрелке и тем самым закрывает шибер и напорные патрубки колонки.

По сигналу "Отбой" или по команде "Колонку убрать" пожарный поворотом рукоятки колонки по часовой стрелке закрывает клапан гидранта, берется за напорные патрубки колонки и вращением против часовой стрелки отворачивает ее. Затем снимает колонку, укладывает на землю, закрывает колпачок стояка и крышку колодца гидранта, берет колонку и крюк, подносит к автомобилю, закрепляет их и закрывает дверцу отсека кузова автомобиля.

Не допускается освещение колодцев пожарных гидрантов открытым огнем. В случае необходимости спускаться в колодец разрешается только в изолирующих (шланговых) противогазах и со страховкой спасательной веревкой.

Установка пожарного автомобиля на гидрант производится по команде "Автонасос (автоцистерну) на гидрант (указывается, какой гидрант и способ соединения насоса с гидрантом) - ставь". При этом могут быть применены следующие способы соединения насоса с гидрантом:


На два параллельных напорных рукава. В этом случае водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку и присоединяет к нему двойник, берет в отсеке кузова автомобиля четырехметровые напорные рукава, раскатывает их в направлении гидранта и присоединяет головки рукавов к двойнику.Пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, принимает вторые головки напорных рукавов, присоединяет их к патрубкам колонки и пускает воду в насос.

Применение напорных рукавов для работы насоса от гидранта допускается только в том случае, когда вода поступает из колонки под давлением не менее 2 атм.

На два параллельных всасывающих рукава. Водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет к нему двойник, вынимает из пеналов два всасывающих рукава и присоединяет их к двойнику. Пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, поочередно принимает от водителя всасывающие рукава, присоединяет их к напорным патрубкам колонки и пускает воду в насос.

Применение всасывающих рукавов для работы насоса от гидранта допускается в случае, когда вода из колонки поступает под давлением не более 2-3 атм.

Параллельно на один всасывающий и один напорный рукав. Водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет двойник, берет в отсеке кузова автомобиля напорный четырехметровый рукав, раскатывает его от насоса к колонке, присоединяет соединительную головку рукава к двойнику, вынимает из пенала всасывающий рукав, присоединяет ближнюю соединительную головку к двойнику. Пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, присоединяет напорный и всасывающий рукава и пускает воду в насос.

Одновременное применение одного напорного и одного всасывающего рукавов допускается в том случае, когда водителю не известно давление воды в водопроводной сети. При этом начальный пуск воды производится через напорный рукав.

В случаях, когда гидранты удалены от проезжей дороги или подъезды к ним занесены снегом, для установки автомобилей на гидрант, в зависимости от давления воды в водопроводной сети, необходимо применять напорные рукава диаметром - 66 (77) мм длиной 20 метров или несколько последовательно соединенных всасывающих рукавов.

Установка пожарного автомобиля на водоем производится по команде "Автонасос (автоцистерну) на водоем (указывается номер водоема и количество всасывающих рукавов) - ставь". При этом действия боевого расчета сводятся к следующему:

При установке пожарного автомобиля на два всасывающих рукава диаметром 125 мм водитель выдвигает из левого пенала всасывающий рукав (примерно 1,5 м), отсоединяет заглушку от всасывающего патрубка насоса. Пожарный берет из отсека кузова автомобиля всасывающую сетку и присоединяет ее к выдвинутому из пенала рукаву. Затем водитель и пожарный берут всасывающий рукав правого пенала и кладут его на землю, вынимают рукав из левого пенала и тоже кладут его на землю вслед за первым рукавом. Водитель присоединяет рукав к всасывающему патрубку насоса. Пожарный соединяет рукава между собой, уплотняет соединительные головки, поднимает конец рукава со всасывающей сеткой и погружает его в воду.

После этого пожарный привязывает свободный конец веревки, идущей к рычагу обратного клапана всасывающей сетки, за какой-либо предмет или рукав.

При установке на два всасывающих рукава диаметром 150 мм (автомобиля АЦ-40) расчет из двух человек открывает дверцы заднего отсека автомобиля (водитель справа, пожарный слева), поднимают стержни крепления рукавов, вынимают всасывающий рукав из правого пенала, переносят его к всасывающему патрубку и укладывают на землю около радиатора. Затем возвращаются назад, вынимают всасывающие рукав из левого пенала, пожарный берет в левую руку всасывающую сетку, а водитель - ключи, переносят их и укладывают его на землю вслед за первым всасывающим рукавом. Водитель отсоединяет заглушку всасывающего патрубка. Пожарный навертывает всасывающую сетку и затем с водителем соединяют между собой рукава и присоединяют рукав к всасывающему патрубку насоса. Пожарный опускает рукав с сеткой в водоем и закрепляет веревку обратного клапана за какой-либо предмет.

Установка пожарной насосной станции ПНС-110 на водоем производится расчетом из трех человек-водитель, моторист-дизелист и пожарный. По команде "Пожарную насосную станцию на водоем - ставь" моторист-дизелист включает дизель для прогрева, поднимается на кузов автомобиля, открепляет всасывающую сетку и передает ее пожарному. Пожарный принимает всасывающую сетку, относит ее на 8 метров от насоса в сторону водоисточника и кладет на землю. Водитель снимает лебедку с автомобиля и готовит ее для установки на всасывающий патрубок. Моторист берет растяжки лебедки и закрепляет их за крючки автомобиля.

Водитель отвертывает заглушку oт всасывающего патрубка насоса, все трое вынимают правый по ходу автомобиля всасывающий рукав. Моторист и пожарный поднимают конец рукава к патрубку насоса, присоединяют его к всасывающему патрубку и завертывают ключом накидную гайку до отказа. Потом снимается второй рукав и укладывается между всасывающей сеткой и первым рукавом. Моторист и пожарный держат рукава, водитель присоединяет накидную гайку одного рукава к штуцеру второго. Далее присоединяется к рукаву всасывающая сетка (моторист держит рукав, пожарный - сетку, водитель соединяет сетку с рукавом).

После этого пожарный присоединяет посредине второго всасывающего рукава трос лебедки. При помощи двух рукояток лебедки водитель и моторист поднимают всасывающий рукав и сетку на необходимую высоту для забрасывания в водоем. Водитель подает автомобиль задним ходом к водоему. Моторист и пожарный наблюдают за движением автомобиля и рукавов, а затем при помощи лебедки опускают всасывающую сетку в водоем на глубину не менее одного метра. Водитель включает насос и забирает воду.

По команде "Отбой" выполняются действия, обратные тем, которые имели место при установке насосной станции на водоем.

Переносную пожарную мотопомпу устанавливает на водоем расчет в составе двух человек: моторист (водитель) и пожарный - по команде "Мотопомпу (указывается место) - ставь". Моторист и пожарный снимают с автомобиля мотопомпу, переносят ее и устанавливают у водоема, возвращаются к автомобилю, берут всасывающий рукав и сетку, соединяют их между собой и присоединяют рукав к мотопомпе. Пожарный опускает рукав с сеткой в водоем. Моторист работает на мотопомпе.

Прицепную мотопомпу устанавливает на водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный. Пожарный отсоединяет мотопомпу от автомобиля, присоединяет всасывающую сетку к всасывающему рукаву и опускает в водоем. Моторист присоединяет всасывающий рукав к всасывающему патрубку и работает на мотопомпе.

По команде "Мотопомпу убрать" моторист останавливает двигатель мотопомпы, пожарный отсоединяет всасывающий рукав и убирает его.

Пуск воды в рукавную линию производится по команде "Воду (указывается давление) - дать". Водитель (моторист) открывает вентиль сначала одного напорного патрубка насоса, а затем - другого и постепенно повышает давление до заданной величины.

Изменение давления в рукавной линии регулируется соответствующими командами: "Давление четыре-дать" и т. д. Водитель, регулируя работу двигателя и наблюдая за манометром, уменьшает или увеличивает давление на насосе.

Прекращение подачи воды в рукавную линию производится по команде "Воду-остановить". Водитель переводит работу двигателя на малые обороты, выключает сцепление двигателя с насосом (или мотопомпой) и закрывает вентиль напорного патрубка насоса. Если необходимо временно остановить подачу воды, сцепление двигателя с насосом не выключается, двигатель переводится на малые обороты, а вентиль напорного патрубка насоса закрывается.

По команде "Отбой" автонасос (автоцистерна, мотопомпа) снимаются с водоисточника. При этом производятся действия, обратные тем, которые выполнялись при установке их на водоисточник.

Подача воды от автоцистерны при помощи гидроэлеватора (эжектора) производится по команде "Отделение, автоцистерну для забора воды из водоема № 1 гидроэлеватором - марш". Пожарный № 1 прокладывает рукав диаметром 66(77) мм от напорного патрубка к водоему, затем переносит гидроэлеватор, присоединяет к нему соединительные головки, опускает его в водоем и следит за гидроэлеваторной системой. Водитель прокладывает второй рукав диаметром 66(77) мм от насоса к водоему, опускает один конец рукава в горловину автоцистерны и включает насос.

Подача огнетушащих веществ от основных пожарных автомобилей может осуществляется от емкости пожарной автоцистерны или путем установки пожарного автомобиля на водоисточник. В качестве водоисточников используют водопроводные сети. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается на гидрант. Кроме водопроводных сетей используется безводопроводное противопожарное водоснабжение. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается на водоем.

При установке пожарного автомобиля на водоисточник водитель обязан включить стояночную (запасную) тормозную систему, аварийную световую сигнализацию (при установке на проезжей части дороги), а в ночное время освещать место работы от задней фары автомобиля; на уклонах использовать противооткатные упоры. Установка пожарной автоцистерны на гидрант (см. рис. 5.37) осуществляется расчетом из двух человек (водитель и пожарный) и производится по команде:

«Автоцистерну на гидрант (указывается, какой гидрант и способ соединения пожарного

насоса с гидрантом) – СТАВЬ».

Могут быть применены следующие способы соединения с гидрантом: 1. На два параллельных напорно-всасывающих рукава. Выполняются следующие действия расчета: водитель устанавливает пожарный автомобиль в 3–3,5 м от гидранта, отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет к нему водосборник. В это время пожарный устанавливает колонку на пожарный гидрант. После этого расчёт совместно извлекает из пеналов поочередно два напорно-всасывающих рукава. Водитель присоединяет их к водосборнику, пожарный – к патрубкам колонки. После сборки схемы пожарный пускает воду в насос.

2. Параллельно на один напорно-всасывающий и один напорный рукав. При этом

водитель устанавливает пожарный автомобиль в 3–3,5 м от гидранта, отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет водосборник, берет в отсеке кузова пожарного автомобиля напорный четырехметровый рукав Ш77 мм, раскатывает его от насоса к колонке, присоединяет соединительную головку рукава к водосборнику. Пожарный устанавливает пожарную колонку на гидрант, извлекает совместно с водителем из пенала напорно-всасывающий рукав, после чего водитель присоединяет головку всасывающего рукава к водосборнику. Пожарный присоединяет напорный и

всасывающий рукава к колонке и пускает воду в насос. При этом начальный пуск воды производится через напорный рукав.

В случаях, когда гидранты удалены от проезжей дороги или подъезды к ним занесены снегом, для установки автомобилей на гидрант, необходимо применять несколько последовательно соединенных напорно-всасывающих и напорных рукавов.

Установка пожарной автоцистерны на водоем осуществляется расчетом из двух человек (водитель и пожарный) и производится по команде: «Автоцистерну на водоем (указывается какой водоем и количество всасывающих рукавов) – СТАВЬ». По этой команде водитель устанавливает пожарный автомобиль к водоисточнику в указанное место. Водитель с пожарным достают из пеналов последовательно один за другим всасывающие рукава, кладут их на землю – один рукав у насоса, второй – за первым, в сторону водоема. Водитель снимает заглушку с всасывающего патрубка насоса. Пожарный достает из отсека всасывающую сетку и переносит ее к водоему. Затем пожарный и водитель присоединяют рукав к всасывающему патрубку насоса, соединяют рукава между собой. Пожарный присоединяет к рукаву всасывающую сетку, опускает рукав с сеткой в водоем так, чтобы сетка полностью погрузилась в воду, закрепляет веревку обратного клапана за какой-либо предмет или рукав. Водитель готовит насос к забору воды.



В случае невозможности подъезда пожарного автомобиля к водоему или если высота забора воды составляет более 7 м используется гидроэлеватор. Подача воды от автоцистерны при помощи гидроэлеватора производится по команде:

«Отделение, автоцистерну для забора воды из водоема (указывается водоем) гидроэлеватором – МАРШ».

При заборе воды с использованием гидроэлеватора Г-600 применяются следующие способы:

А. Через емкость пожарной автоцистерны (см. рис.5.38). Выполняются следующие действия расчета: водитель и пожарный извлекают всасывающий рукав из пенала пожарного автомобиля, затем водитель присоединяет рукав к всасывающему патрубку насоса, пожарный опускает другой конец рукава в горловину автоцистерны. Водитель достает из отсека пожарного автомобиля напорный рукав диаметром 66, соединяет его с напорным патрубком насоса и прокладывает другой конец в сторону

водоисточника (водоема). Далее пожарный извлекает совместно с водителем напорно-всасывающий рукав, затем достает рукав диаметром 77 мм и соединяет оба рукава25. Пожарный берет гидроэлеватор, прокладывает рукавные линии к водоему, соединяет все соединительные головки рукавов с гидроэлеватором, а гидроэлеватор погружает в воду. Водитель опускает напорно-всасывающий рукав в горловину цистерны и готовит пожарный насос к работе. Пожарный следит за работой гидроэлеватора.

Б. Через всасывающую полость насоса автоцистерны (см. рис. 5.39 и 5.40). Выполняются следующие действия расчета: водитель устанавливает водосборник на всасывающий патрубок насоса, достает один (см. рис. 5.39) напорный рукав диаметром 77 мм

или два (см. рис.5.40) рукава диаметром 66 мм из отсека пожарного автомобиля, прокладывает его (их) в сторону водоема и присоединяет рукав (рукава) к водосборнику. Пожарный прокладывает напорный рукав диаметром 66 мм от напорного патрубка насоса к водоему, затем переносит гидроэлеватор, присоединяет к нему соединительные головки рукавов, опускает его в воду и следит за работой гидроэлеватора. Водитель работает на насосе. При определении длины рукавных линий необходимо учитывать, что производительность гидроэлеватора возрастает с увеличением его погружения под уровень воды.

При установке пожарного автомобиля на водоисточник необходимо соблюдать следующие правила:

§ при использовании пожарного гидранта его крышку открывать специальным крючком или ломом, следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги;

§ запрещается использовать открытый огонь для освещения колодцев пожарных гидрантов;

§ всасывающие рукава извлекать из пеналов расчетом из двух человек во избежание поломки рукавных соединений;

§ подавать воду в рукавные линии, постепенно повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

Занятия по установке пожарных автомобилей на водоисточник систематически проводятся в пожарных частях с целью обучения и тренировки личного состава в сборке всасывающих линий, а также тренировки водителей в работе с насосом пожарного автомобиля.

Пожарные гидранты являются важным элементом защиты зданий и всего имущества от пожара. Если произошло возгорание, то только быстрое тушение позволит минимизировать потери, а возможно, и спасти жизни людей. Поэтому крайне важно обеспечить безотказную работу гидранта и быстрый доступ к нему.

Поэтому для борьбы с огнем предусматривается строительство специального противопожарного водопровода. Забор воды из него осуществляется при помощи пожарных колодцев с гидрантами. Расстояние между этими колодцами определяет СНиП 2.04.02-84.

Общие сведения

Что такое гидрант

Конструктивно, данное устройство представляет собой обычный водопроводный хомут или затвор, который в боковом отводе имеет запорную аппаратуру, способную длительное время подвергаться давлению водопроводной системы. Кроме того, особенностью устройства является то, что оно на протяжении многих лет может не эксплуатироваться, и при этом сохранять свою работоспособность.

На верхнюю часть бокового отвода нанесена резьба, которая предназначенная для навинчивания водозаборного устройства. Как правило, резьбовую часть закрывают крышкой. Пожарная либо другая система водозабора подключается к устройству непосредственно перед эксплуатацией.

На сегодняшний день используются пожарные конструкции, которые соответствуют ГОСТу 8220 85. Они пригодны для подключения к централизованной водопроводной системе любого типа.

Установка гидранта в колодце осуществляется на специальной подставке, которая представляет собой стальной либо чугунный тройник, оборудованный монтажной площадкой. Само устройство фиксируется на водостойкой прокладке при помощи болтового соединения.

Принцип работы

При повороте штанги гидранта, она нажимает клапан и передвигает его вниз, чем открывает путь воде. Чтобы клапан открылся полностью, штанга должна провернуться на 360 градусов 15 раз.

Устройство приводится в рабочее состояние при помощи ключа пожарной колонки типа КПА, которая представляет собой винтовой механизм, оборудованный отводами для подсоединения рукавов. Надо сказать, что это оборудование может работать не только как самостоятельное противопожарное средство, но и источники питания для пожарных машин.

Обратите внимание! Конструкции, которые предназначены для , должны иметь обратный клапан в сливном отверстии, который обеспечивает герметичность от попадания грунтовых вод.

Основные правила

Прежде чем рассмотреть монтаж устройства, необходимо ознакомиться с правилами, регламентирующими это процесс:

  • Установка пожарных гидрантов в колодце должна выполняться на расстоянии 50-100 м до любой стены строения.
  • Диаметр водопровода должен составлять от 100 мм и более. Для сельской местности допускается диаметр не менее 75 мм.
  • Должна учитываться прокладка пожарных рукавов по твердой поверхности.
  • Расстояние между колодцами следует определять в соответствии с суммарным расходом воды на тушение пожара, пропускной способностью устройства и этажности здания.
  • Устройство должно располагаться на расстоянии не более 2,5 метров от края дороги, но, в то же время, не ближе 5 метров от стены здания.
  • Устройство устанавливается вертикально, при этом его осевая линия должна находиться не ближе 175 мм от стенки горловины люка.
  • Расстояние от люка до стояка должно составлять не более 40 см и не менее 15 см.
  • всегда должна быть закрытой. Открытие люка осуществляется при помощи специальных крючков.

Обратите внимание! При открытии крышки колодца, строго запрещается при этом курить, так как в колодце могут скапливаться горючие газы.

Установка пожарного гидранта

Сразу следует сказать, что установить гидрант своими руками достаточно тяжело, так как он имеет большой вес. К тому же, следует иметь в виду, что работа эта очень ответственная.

При установке гидранта, важно правильно подобрать его высоту, которая зависит от глубины прохождения трубопровода.

Высота может быть разной — от 1125 мм до 3500 мм, в зависимости от этого, может меняться и цена на оборудование.

На фото — тройник-подставка

Краткая инструкция по монтажу выглядит следующим образом:

  • В первую очередь монтируется подставка, которая должна располагаться строго вертикально. При этом следует обеспечить надежную ее фиксацию. Подставка может быть ввариваемой либо на болтах.
  • Затем на вмонтированную подставку, при помощи фланцевого соединения, устанавливается вертикальная стойка гидранта, которая оборудована сварным фланцем либо сварным фланцевым приловом. Герметичность обеспечивается специальной прокладкой из синтетической или модифицированной резины.
  • Для от заноса снегом, сверху следует установить специальную пирамидообразную конструкцию, обшитую изнутри пенопластом.

На этом монтажные работы завершены.

Вывод

Гидрант является крайне важным элементом, для обеспечения зданий пожарной безопасностью. Однако, чтобы устройство функционировало как положено и всегда было готова к экстренным ситуациям, необходимо строго соблюдать привила установки, которые приведены выше.

Дополнительную информацию по данной теме можно получить из видео в этой статье.


Top