Виды пожаров на судне на английском языке. Противопожарная защита судна. Виды средств пожаротушения, использующихся на судах

Некоторые пожары могут возникнуть случайно, их причиной могут стать обстоятельства, которые невозможно контролировать. Но большинство пожаров является результатом неправильных действий членов экипажа. Небрежность, безответственность, непродуманные действия, игнорирование необходимых профилактических мер – это факторы, способствующие возникновению пожаров, которые могут привести к гибели людей и судов. Поэтому очень важно, чтобы члены экипажа каждого судна проявляли особую осторожность в ситуациях, которые могут привести к пожару.

Причины пожаров:

Самая распространенная причина судовых пожаров – небрежность при курении и обращении с горящими сигаретами, папиросами и спичками.

- Самовозгорание.

Многие применяемые на судах материалы, а также перевозимые грузы подвержены этому опасному химическому давлению.

Основное правило предотвращения самовозгорания груза – отделение волокнистых материалов от масел.

- Поврежденные электрические цепи и оборудование .

Неисправное электрооборудование может привести к превращению электрической энергии в тепловую и стать источником пожара.

- Добавочные самодельные конструкции.

Известны случаи, когда пожары возникали в результате ослабления креплений этих конструкций, особенно полок. Материалы с полок падали, повреждая механизмы, электрооборудование и трубопроводы, что в результате приводило к пожарам.

- Нарушение правил перевозки грузов.

Даже самый опасный груз может перевозиться вполне безопасно, если он правильно размещен. В то же время считающийся безопасным груз может стать причиной возникновения пожара, если при его размещении проявлена небрежность. Поэтому необходимо внимательно наблюдать за погрузочно-разгрузочными операциями.

- Перекачка топлива и техническое обслуживание топливных систем.

До начала перекачки необходимо тщательно проверить трубопроводы и надежность затяжки фланцевых соединений, чтобы избежать утечки топлива.

    Воспламенение горючих жидкостей и газов .

    Нарушение правил производства работ с применением открытого огня, особенно сварочных работ. Особую опасность представляют работы в закрытых емкостях.

    Небрежность при работе на камбузе.

Наличие всех видов пожарной опасности (открытого пламени, топливных трубопроводов, скопления мусора и жиров) увеличивает опасность возникновения пожара на камбузе. Поэтому очень важно, чтобы в часы работы камбуз никогда не оставался без надзора.

    Разряды атмосферного и статического электричества.

Поражению молнией особенно подвержены мачты, надстройки, антенны.

Надежным средством защиты от разрядов атмосферного электричества являются молниеотводы, а от статического – заземление.

    Столкновение судов.

Пожары в результате столкновений, особенно пожары на танкерах, приводят к большим повреждениям судна, потере имущества и гибели людей.

1.7 Особенности пожара на судах.

Пожар в судовых условиях быстро распространяется и очень тяжело локализуется, чему способствуют следующие факторы:

наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, создающих неконтролируемые газовые и воздушные потоки, переносящие теплоту по судовым помещениям;

наличие большого количества горючих материалов и металлических конструкций, нагревающихся до высоких температур;

быстрое распространение по судовым помещениям дымовых газов, содержащих высокотоксичные вещества, что затрудняет действия экипажа по ликвидации по­жара;

вероятность взрывов в судовых емкостях, хранящих воспламеняющиеся жидкости и сжатые газы;

большое количество электрооборудования и элект­рических цепей, обесточивание которых нарушает ра­боту средств пожаротушения;

ограниченные возможности применения водотушения из-за опасности потери остойчивости судна;

загроможденность судовых помещений, создающая дополнительные трудности при тушении пожара.

Пожар на судне быстро распространяется и часто приводит к тяжелым последствиям, 20% пожаров заканчиваются гибелью судна или его полным конструктивным разрушением.

Критическим сроком локализации пожара являются 15 мин, после чего разрастание по­жара выходит из-под контроля.

Морские и речные суда относятся к особой категории объектов с точки зрения опасности возгорания. Пожарная безопасность на судне закладывается еще на базе проектирования и строительства морского транспорта. В этих целях используются устойчивыми к возгоранию материалами, прокладывают системы трубопроводов, обрабатывают поверхности огнезащитными средствами и обеспечивают изоляцию между отсеками. Но при наличии всех предусмотренных мер суда продолжают оставаться опасными в пожарном отношении объектами и требуются дополнительные мероприятия для их защиты от огня.

Причины возгорания на судах

Любое судно по своей конструкции представляет собой ограниченное по площади помещение с высокой плотностью размещения электротехнического и силового оборудования. Дополнительным опасным фактором служит наличием легко возгораемых и взрывоопасных грузов.

Основные причины возгораний связаны с беспечным поведением экипажа:

  • эксплуатация неисправного электрооборудования;
  • курение в местах для этого необорудованных;
  • сварочные работы без соблюдения техники безопасности;
  • загромождение пространства, в том числе путей эвакуации;
  • неаккуратное обращение с воспламеняющимися жидкостями.

К пожарам могут привести и неправильные действия руководителей или собственников судна:

  • перегруз трюмов пожароопасным грузом;
  • неправильное складирование различных видов материалов;
  • ненадлежащая эксплуатация системы пожаротушения на судах.

Пожары на водном транспорте опасны тем, что:

  • ограничены способы и возможности эвакуации;
  • присутствует большое количество топлива или летучих газов в местах его хранения;
  • противопожарные работы необходимо проводить с учетом сохранения остойчивости корпуса.

Виды средств пожаротушения, использующихся на судах

Сложная конструкция судов и наличие помещений различного назначения требует обоснованного подхода к оборудованию объектов защитными средствами. Различные противопожарные системы на судне используются с учетом особенностей помещений и назначения самих судов.

Самый распространенный способ тушения – с помощью воды. Водяные способы борьбы с огнем монтируются в ходе строительства судна. Используются кольцевой и линейный трубопроводы. В тушении пожаров используются несколько насосов с защитными заслонками (кингстонами).

На судах с повышенной пожарной опасностью (танкерах, газовозах) используется на судне, которые обеспечивают быстрое реагирование и максимальное количество огнегасящего вещества.

В жилых помещениях предпочтительнее на судах, обеспечивающая возможность эвакуации людей и имущества.

Там, где использование воды не имеет должного эффекта или даже представляет опасность, например, в машинных и насосных отделах, используются пенные устройства для пожаротушения. Вода при высоких температурах превращается в горячий пар и становится опасной для людей, не меньше чем огонь.

Суда, перевозящие взрывоопасные и горючие вещества, например, сжиженные газы, оснащаются порошковыми средствами, которые позволяют купировать возгорание и не дают ему распространиться дальше.

Основные системы имеют стационарные конструкции. Наряду с ними используются переносные, мобильные системы (огнетушители), которые применяют для подавления небольших возгораний местного значения.

Сочетание различных способов считается наиболее эффективным.

Виды пожарных сигнализаций, использующихся на судах

В связи с высокой опасностью возникновения возгораний на всей площади морских и речных судов устанавливаются судовые пожарные сигнализации.

Предпочтение отдается автоматическим системам, так как они не нуждаются в постоянном контроле человеком, т.е. не отрывают экипаж судна от выполнения прямых обязанностей. Автоматические системы дополняются извещателями с ручным способом включения, которые размещаются в общедоступных местах.

Обратите внимание!

В большинстве случаев система пожарной сигнализации на судах речного флота дополняется звуковым оповещением, предупреждающим пассажиров и членов экипажа об опасности.

Пожарная сигнализация на судне представлена следующими видами:

  • электрические устройства
  • пневматические схемы, не зависящие от наличия напряжения в сети
  • извещатели, реагирующие на появление дыма
  • температурные датчики, реагирующие на максимальные показатели
  • дифференцированные виды, настроенные на резкое изменение тепловых значений внутри помещения
  • автоматические и ручные виды сигнализации
  • комбинированные системы, которые включают одновременно несколько видов датчиков, чтобы повысить результативность и снизить случайность активизации судовой системы пожарной сигнализации и необоснованного включения средств пожаротушения.

В каких местах нужно размещать сигнализацию на судне?

Основным средством защиты морского транспорта являются стационарные системы пожаротушения. Базовые конструкции устанавливают еще на судостроительном заводе, пока корабль находится на стапелях.

Впоследствии судовладельцы дополняют существующие системы, модернизируют или заменяют устаревшие модели.

Места размещения судовых стационарных систем пожаротушения – это наиболее опасные участки и помещения:

  • машинное отделение с дизельными двигателями;
  • судовые электрогенераторные или другие помещения, в которых располагаются источники электроэнергии и разветвления электрических сетей;
  • отсеки с работающими электродвигателями и насосами;
  • вентиляционные сети.

Также установка АПС на судне предусмотрена в местах нахождения экипажа, т.е.:

  • в жилых каютах;
  • на камбузе;
  • в коридорах.

В грузовых трюмах или отсеках устанавливаются газовые и порошковые устройства, обладающие высокой эффективностью, но опасные для людей, находящихся в зоне воздействия.

Выбор пожарной системы

Безопасность водных транспортных средств в значительной мере зависит от того, насколько обоснованно выбраны системы пожаротушения на судне.

При выборе необходимо учитывать следующие факторы:

  • назначение водного транспорта и степень опасности в пожарном отношении перевозимых грузов;
  • размеры объекта в целом и отдельных помещений, а также конструктивные характеристики отдельных частей конструкции;
  • количество пожароопасного оборудования и распределение его по площади объекта;
  • наличие, объем и способ складирования грузов, и их показатели пожароопасности.

При оценке средства пожаротушения обращают внимание на следующие показатели:

  • возможность использования при различных типах возгораний (А, В, С и так далее);
  • площадь, охватываемая огнегасящими веществами, с учетом высоты отсека;
  • скорость реагирования и время работы пожарной системы;
  • автоматическое срабатывание и возможность включения в ручном режиме;
  • опасность для людей и вред, который потенциально может быть нанесен защищаемому от огня имуществу
  • возможность монтажа в стесненных условиях или в нестандартных конструкциях водного транспорта.

Заключение

Правильный выбор, монтаж и эксплуатация судовых систем пожаротушения – это залог безопасности судна, экипажа, пассажиров и груза.

Пожар – это огонь, вышедший из-под власти человека, или огонь, возникший в непотребном месте.

Горение - это химическая реакция окислительно-восстановительного характера: материал + тепло + кислород. Чтобы остановить реакцию горения, необходимо понизить температуру и/или прекратить доступ кислорода.

Для борьбы с пожарами на судах создаются аварийные партии:

  • с экипажем менее 100 человек - 2 аварийные партии и 1 аварийная группа;
  • с экипажем 100 и более человек - 3 аварийные партии;
  • с экипажем до 50 человек -1 аварийная партия и 1 аварийная группа.

На судах типа БМРТ:

  • 1-я аварийная партия - носовая. Командир – 3 –й помощник капитана, заместитель - боцман;
  • 2-я аварийная партия - кормовая. Командир 2- й помощник капитана.
  • Аварийная группа МКО. Командир 2 механик.

Порядок оповещения:

  • любой член экипажа, заметивший пожар, или его признаки, немедленно сообщает об этом вахтенному штурману;
  • вахтенный штурман после получения сигнала или доклада немед-ленно объявляет общесудовую тревогу (в порту обязательно звонок громкого боя сопровождать ударами в судовой колокол для оповещения рядом стоящих судов);
  • при стоянке в порту после объявления тревоги вахтенный штурман сообщает о пожаре диспетчеру, вызывает пожарную команду и пожарный катер по укв-связи на канале 16.

Борьба экипажа с пожаром на судне должна проводиться в соответствии с ОТКП и ОТПП под руководством капитана, а в его отсутствие вахтенного штурмана, и включать следующие действия:

  • разведка, обнаружение пожара и выявление его места и размеров;
  • ограничение распространения пожара;
  • предупреждение возможных взрывов;
  • ликвидация пожара и его последствий.

По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром начальники аварийных партий (групп) обязаны:

  • прибыть в район пожара и немедленно приступить к руководству его тушением;
  • установить место и размеры пожара;
  • выделить необходимое количество людей в ДИА и средств для тушения пожара и работы в задымленных помещениях;
  • обеспечить вынос из охваченных огнем и задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;
  • организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, обеспечить охлаждение переборок водой;
  • доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии.

По сигналу общесудовой тревоги экипаж занимает свои места в аварийных партиях и на постах у механизмов и средств пожаротушения согласно расписания по тревогам и должен немедленно без дополнительных приказаний:

  • включить пожарные насосы и подать воду в пожарную магистраль и к пожарным кранам;
  • изготовить к действию средства пожаротушения;
  • закрыть противопожарные и водонепроницаемые двери;
  • отключить от аварийного помещения все виды вентиляции;
  • задраить все иллюминаторы, двери,люки, горловины;
  • приступить к ликвидации пожара на участке своего поста и одновременно производить разведку в смежных помещениях.

При разведке пожара устанавливают:

  • место и размер очага пожара (то есть, центр пожара, зона наиболее интенсивного горения);
  • границы распространения огня и зоны задымления;
  • наличие, наименование и количество горючих материалов в очаге пожара, в непосредственной близости от него и в смежных помещениях;
  • возможные пути распространения пожара и способы его тушения;
  • условия, затрудняющие и способствующие тушению пожара;
  • наличие завалов, необходимость и возможность их расчистки.

Место, характер и размеры пожара можно определить непосредственным осмотром очага пожара, а если это невозможно, - ориентировочно по нагреву переборок, палуб и других судовых конструкций.

Группы для разведки пожара должны состоять не менее, чем из 3-х человек, один, из которых должен находиться на посту безопасности у входа в помещение, где работает группа, для связи с ней при помощи сигналов по спасательному линю.

Разведчиков в задымленное помещение можно посылать только в снаряжении пожарного. Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.

Термостойкие костюмы применяются для кратковременной защиты членов экипажа, работающих в зоне высоких температур при тушении пожара и ликвидации аварий. Костюм не приспособлен для защиты от прямого воздействия пламени.

Пожарный инструмент предназначен для вскрытия изоляции и обшивки помещений, разборки деревянных конструкций, очистки мест пожара и растаскивания предметов, мешающих тушению пожара.

  • прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;
  • изолировать очаг пожара от доступа воздуха;
  • охладить горючие вещества до температуры, которая ниже температуры воспламенения их газов;

При тушении пожара необходимо учитывать:

  • возникновение угрозы отравления людей; особенно при тушении горящих химикатов;
  • возможность проникновения ядовитых и отравляющих газов в соседние помещения;
  • отсутствие примеси пара в дыму при тушении пожара водой (вода не достигает очага пожара).

Пожар в МКО

Причинами пожара в МКО могут быть искра при коротком замыкании, вспышка при разжигании форсунок, попадание топлива на горячие части двигателей, самовозгорание ветоши и т. д.

Особую опасность проставляют утечки из поврежденного топливного трубопровода, находящегося под давлением, когда топливо вырывается в виде струй с большим распылом. Такую же опасность представляют находящиеся в МКО неисправные самозапорные клапаны измерительных труб топливных танков. Разбрызгиваясь, топливо покрывает тонким слоем узлы и механизмов и машин, трубопроводы и скапливается под настилом.

В случае возникновения искры пары топлива и масел, уже нагретые до температуры помещения МКО, а иногда и выше, мгновенно воспламеняются. При этом пожар быстро распространяется, возможен взрыв паровоздушной смеси.

При возникновении пожара в МО или КО нужно в первую очередь прекратить поступление топлива к двигателям, котлам и расходным цистернам, отключить электроэнергию от горящего помещения, остановить вентиляторы и немедленно, начать борьбу с огнем стационарными и переносными средствами пожаротушения. В КО необходимо погасить топки.

Небольшие возгорания ветоши, разлитого горючего, краски или другого материала ликвидируются пеной из ручных или возимых огнетушителей и распыленной водой из пожарных стволов.

При возгорании топлива под котлами и двигателями для тушения применяют пену, подаваемую воздушно-пенными стволами, и распыленную воду из ручных стволов с распылительными насадками. При значительном повышении температуры в МКО необходимо включить систему орошения.

Если люди не успеют выйти из MKО до начала развития пожара, включают орошение сходных шахт, чтобы можно было выйти из горящего помещения.

При горении топлива выше настила следует включать стационарную систему пенотушения или систему водораспыления. Если тушение с помощью этих систем не дает эффекта или поверхность горящего топлива закрыта от воды и пены настилом, трубопроводами и механизмами, пожар тушат с помощью стационарных углекислотных и жидкостных установок.

Чтобы предупредить распространение пламени по трапам в сторону жилых, помещений, необходимо использовать водяную завесу.

Перед включением стационарных систем пожаротушения в МКО необходиомо:

  • вывести из действия все механизмы;
  • произвести герметизацию отделения и выключить вентиляцию;
  • подать сигнал о запуске стационарных систем пожаротушения и вывести из помещения всех людей;
  • одновременно с пуском указанных систем необходимо охлаждать водой переборки и палубы всех помещений, смежных с аварийным.

Стационарные углекислотные, химические, жидкостные и другие имеющиеся на судне стационарные системы пожаротушения включаются только с разрешения капитана по указанию старшего механика. В случаях, не терпящих отлагательств, и не позволяющих в создавшейся обстановке получить разрешение капитана, команда о включении стационарных систем пожаротушения может быть дана непосредственно старшим механиком, о чем должно быть немедленно доложено вахтенному штурману.

Находящееся, под напряжением горящее электрооборудование перед тушением необходимо по возможности как можно быстрее обесточить. Если же напряжение сразу снять не удалось, для тушения находящегося под напряжением электрооборудования следует использовать сухие углекислотные или аэрозольные огнетушители, воздушно-механическую пену, приготовленную на пресной воде, и асбестовые коврики. Применение других средств запрещается.

Лица, участвующие в тушении горящего электрооборудования, находящегося под напряжением, должны работать в диэлектрических перчатках, а также в ботах или галошах и по возможности находиться на резиновых ковриках.

Если горящее электрооборудование обесточено, то его можно тушить с помощью любых огнегасительных средств. Однако во избежание порчи электрооборудования тушить его рекомендуется по возможности углекислотой, а при ее отсутствии - воздушно-механической пеной, приготовленной на пресной воде или пресной водой. При этом необходимо учитывать, следующее:

  • углекислота не влияет на снижение сопротивления изоляции электрооборудования;
  • воздушно-механическая пена и пресная вода снижает сопротивление изоляции, поэтому после их применения электрооборудование требует тщательной просушки;
  • при применении морской воды или химической пены электрообо- рудование может быть выведено из строя.

При пожаре в помещениях с аккумуляторами следует немедленно прекратить их зарядку, батареи отключить, с помощью вентиляторов создать усиленную тягу из помещения, чтобы предотвратить взрыв, газовой смеси, и тушить пожар матами, асбестовыми ковриками, воздушно-механической пеной на пресной, воде, сухой углекислотой. Морская вода разлагает электролит.

Необходимо всегда помнить следующее:

  • развитие пожара в МКО происходит очень быстро, при этом доступ в помещение сверху затруднен уже в первые минуты пожара;
  • одним из основных факторов, обеспечивающих эффективное тушение пожара, является перекрытие всех отверстий в помещение МКО;
  • при тушении пожара в МКО наиболее эффективным средством является углекислота и высокократная пена, а также тушение распыленной водой и составами на основе галоидоуглеводородов.

При пожаре в рефотделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают во избежание взрыва нужно произвести аварийный выпуск аммиака из системы рефустановки

Пожар в жилых и служебных помещениях

В жилых и служебных помещениях пожары сопровождаются значительным выделением дыма вследствии горения изоляционных и отделочных материалов, краски, мебели, одежды, бумаги и т. д.

Для тушения пожаров в жилых и служебных помещениях в основном следует применять системы водотушения, а при необходимости – пенотушения. Для тушения в труднодоступных местах таких помещений, где нет людей, можно использовать пар, углекислотные огнетушители и бромэтиловые составы.

Использование паротушения, жидкостного и газотушения в жилых и служебных помещениях при нахождении в них людей запрещается.

Для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а подавать пожарные стволы через иллюминаторы, филенки и специально пробиваемые для этой цели отверстия.

В помещениях, смежных с горящим, постоянно следят за переборками и при необходимости охлаждают их, чтобы предупредить распространение огня на эти помещения.

По окончании тушения следует тщательно осмотреть район пожара, чтобы исключить возможности повторного возгорания. Все удаляют или заливают водой.

В случае нахождения в помещении людей, отрезанных от путей выхода из горящей зоны, в первую очередь должны быть приняты меры к их спасению. Основные средства тушения пожара необходимо сосредоточить в местах, через которые будут выводить людей. После спасения людей принимают меры для тушения пожара.

Тушение пожара в грузовых помещениях

Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет собой особую сложность, так как доступ к очагу пожара часто бывает ограничен или невозможен. При определении способа тушения таких пожаров и выборе и огнегасительных средств необходимо учитывать физико-химические свойства груза, расположение его в трюме и в смежных с ним помещениях, а также возможность герметизации люковых закрытий и надежность закрытия трюмной вентиляции.

При возникновении пожара в загруженном трюме необходимо:

  • прекратить грузовые операции;
  • произвести полную герметизацию трюма;
  • включить стационарную систему пожаротушения (паротушение, жидкостное или газотушение) данного отсека;
  • вести наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков;
  • производить охлаждение забортной водой палуб, переборок и других конструкций, расположенных в районе пожара и в районе трюмов, загруженных опасными грузами;
  • производить при необходимости разгрузку смежных трюмов, не охваченных пожаром.

При горении в грузовых трюмах волокнистых грузов и гофротары необходимо необходимо заполнить трюмы эффективными огнегасительными средствами (высокократной воздушно-механической пеной и др.). Тушение самовозгорающихся веществ (рыбная мука, рыбные отходы, промасленная ветошь и пр.) должно производиться пеной, а в закрытых помещениях - инертными газами, водяным паром и высокократной пеной.

В особо тяжелых случаях, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнегасительных средств следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

  • влияние принимаемой воды в трюм /отсек/ на остойчивость и запас плавучести судна;
  • возможность всплытия горящего груза под палубу;
  • увеличение объема /разбухание/ некоторых грузов;

Пожар в топливных танках и наливных отсеках

При пожаре в топливном танке /наливном отсеке/, имеющем топливо, необходимо;

  • немедленно прекратить грузовые операции, закрыть клапаны трубопроводов и отсоединить грузовые шланги /топливные рукава/, если пожар возник во время бункеровки;
  • произвести герметизацию танка /отсека/;
  • включить стационарную систему пожаротушения, предусмотренную для данного, танка;
  • усилить наблюдение за переборками и палубами со стороны смежных отсеков и помещений судна;
  • охлаждать забортной водой палубы и переборки, другие конструкции в районе пожара, а также смежные танки.

При пожаре топлива в цистерне, не имеющей повреждений, наиболее эффективным способом борьбы с огнем является полная немедленная герметизация цистерны и включение стационарных средств объемного тушения пожара.

Горящую цистерну целесообразно запрессовать водой, чтобы поднять в ней уровень горящего топлива и тем самым уменьшить свободный объем в цистерне, доступ воздуха и накаливания металлических конструкций.

Тушение пожара в рыбомучных бункерах /трюмах/

При появление признаков загорания необходимо принять меры для предупреждения пожара с помощью судовых средств пожаротушения, вплоть до затопления бункера (трюма) с мукой забортной водой. Выбор и применение тех или иных средств пожаротушения и мер предупреждения пожара производится по усмотрению капитана в зависимости от конкретных условий.

Наиболее эффективными средствами тушения горящей рыбной муки в бункерах (трюмах) являются вода со смачивателем, химическая высокократная пена, водяной пар, инертные газы.

Пожар в фонарных, малярных и шкирпеских кладовых

Особенности развития пожара в этих помещениях: наличие большого количества горючих жидкостей, способных образовывать с воздухом взрывоопасные смеси.

Сильное задымление помещений в результате горения нефтепродуктов.

Возможность разлива жидкостей и распространение очагов горения не только внутри этих помещений и на палубу, но и в расположенные ниже помещения.

Высокая температура, затрудняющая действия экипажа и сильное нагревание смежных помещений и соседних конструкций судна.

Наиболее интенсивное горение чаще всего наблюдается между бочками и бидонами.

Разведка очага горения не представляет трудностей ввиду небольшой площади помещений и ограничение их металлическими переборками.

При обнаружении горения необходимо прежде всего плотно закрыть двери и заглушить вентиляционные трубы пробками. Поднести огнетушители, подать водяные стволы с распылителями и осторожно приоткрыть дверь, прикрываясь ею во избежание получения ожогов.

Для тушения пожара следует применять пенные огнетушители и песок, ограничивающий растекание жидкости.

Водяные распыленные струи для охлаждения конструкций судна и переборок нужно подавать как внутрь кладовой, так и в смежные помещения, чтобы предупредить возможные повторные воспламенения паров нефтепродуктов.

Если загоревшиеся жидкости хранятся в бидонах, необходимо их горловины накрыть кашмой, брезентом или другой плотной тканью и орошать их водой из ствола. Во избежание взрыва бидонов или бочек, особенно пустых или не полных следует охлаждать их струями распыленной воды.

В шкирпеской интенсивного горения обычно не наблюдается, пожар здесь как правило сопровождается сильным задымлением. Поэтому следует открыть двери и, подавая распыленную струю внутрь, освободить помещение от дыма. После этого принять меры к ликвидации пожара.

В настоящее время на многих судах фонарные, малярные и шкиперские кладовые оборудуются системами парового, углекислотного и/или жидкостного /СЖБ/ тушения. Поэтому при пожаре необходимо произвести тщательную герметизацию помещения и включить противопожарную систему, предусмотренную для данного помещения. Пар, и/или углекислый газ в этом случае следует подавать до тех пор, пока пожар не будет окончательно ликвидирован.

Теория пожара

Как графически представить процесс горения?

Пожар представляет собой химическую реакцию горения, возникающую при соприкосновении горючего вещества с кислородом при наличии теплоты, достаточной для возгорания. В упрощенном виде процесс начала горения вещества можно представить в виде так называемого «Пожарного треугольника ». Огонь не может возникнуть в отсутствие одной из сторон треугольника «горючее вещество - кислород-теплота».

Само соединение компонентов треугольника ещё не достаточно для поддержания горения, необходимо иметь эти компоненты в достаточном количестве. Горение может начаться от точечного источника тепла (искры, пламени спички и т.д.). После начала горения цепная реакция окисления сама является источником тепла. Это тепло распространяется во всех направлениях. Часть тепла возвращается к горючему веществу, газифицирует его, повышает температуру паров до температуры воспламенения и таким образом поддерживает горение. Следовательно, источник воспламенения необходим только на этапе воспламенения, а для продолжения устойчивого горения необходима устойчивая цепная реакция окисления (горения), как источник тепла. Отсюда возникло понятие «пожарного тетраэдра ».


Пожарный тетраэдр

Пожарный тетраэдр – многогранник с треугольными гранями, иллюстрирующий цепную реакцию взаимодействия между теплотой (1) , горючим веществом (2) и кислородом (3), поддерживающую горение. При разрушении основания тетраэдра, т.е. цепной реакции (4), горение прекращается.

●ГОРЮЧЕЕ ВЕЩЕСТВО.

Горючее вещество может находиться в твердом, жидком или газообразном состоянии.

В качестве примера горючих веществ можно привести бумагу, дерево, картон, краску, нефтепродукты, ацетилен. К твердым горючим веществам относится ряд металлов – магний, натрий и другие, которые могут перевозиться в качестве груза.

●КИСЛОРОД, ОКИСЛИТЕЛЬ.

Кислород обычно содержится в воздухе в количестве, достаточном для поддержания горения. Для поддержания пламенного горения обычных горючих материалов необходима концентрация кислорода в воздухе не менее 15%. Но тление может происходить и при содержании в воздухе 3% кислорода.

Окислитель – это вещество, поддерживающее горение. Окислители в своём химическом составе имеют атомы кислорода, которые, освобождаясь, поддерживают горение.

Сильными окислителями являются селитры (калиевая, натриевая, азотная); перекиси (водорода, натрия, бария, хромовый ангедрид). Хорошими окислителями являются бертолетова соль и марганцево-кислый калий.

●ТЕПЛОТА.

Теплота или источник воспламенения – это источник энергии, имеющий определённую температуру и запас тепла, способный нагреть горючее вещество до температуры самовоспламенения (см. п.3.2.2.) .

Какие судовые источники воспламенения вам известны?

Под источниками воспламенения понимается источник тепла, имеющий температуру выше температуры самовоспламенения и запас тепловой энергии, необходимый для нагрева вещества до возникновения горения.

Опыт эксплуатации судов, борьбы с пожарами и анализ происшествий показывает, что все источники воспламенения можно разделить на 3 основные группы:

  • тепловое проявление химических реакций;
  • тепловое проявление электрической энергии;
  • тепловое проявление механической энергии;

Тепловое проявление химических реакций . Открытый огонь проявляется при курении, использовании факелов и паяльных ламп; выбросе пламени из топок паровых котлов, камер сгорания газовых турбин, газоходов тепловых двигателей; при работе газосварки, газорезки. Температура пламени спички и сигареты достигает 700-800 0 С, а бензиновой зажигалки 1200-1300 0 С.

Раскалённые продукты горения имеют весьма высокую температуру (600-1100 0 С) и при наличии щелей, трещин, прогаров и других неплотностей в топках котлов, газоотводов дизелей, турбин, выходящие из них продукты горения являются мощным источником воспламенения.

Искры – твёрдые раскалённые частички не полностью сгоревшего углерода различных твердых веществ и топлив. Их температура лежит в пределах 700 – 900 0 С, то - есть больше температуры воспламенения почти всех горючих веществ. Но запас их тепловой энергии невелик. Искра способна воспламенить только подготовленные к горению вещества.

Тепловые проявления электрической энергии. Электрическая энергия, как источник воспламенения проявляется следующим образом:

●короткое замыкание токоведущих частей электрооборудования (температура электрической дуги лежит в пределах 1500- 4000 0 C);

●искрение и разогрев токоведущих частей из-за слабого контакта или вибрации;

●перегрузка электрооборудования, длительное использование электрооборудования, рассчитанного на кратковременную работу, превышение мощности выше допустимого значения;

●статическое электричество (накапливается при трении диэлектриков между собой). В условиях судна накопление зарядов статического электричества имеет место в случаях налива жидкости в ёмкости (цистерны) падающей струёй, двигаясь по металлическим и пластмассовым трубопроводам и резиновым шлангам. При выходе сжатых и сжиженных газов из малых отверстий и сопел (например, при подаче углекислого газа в охраняемое помещение при тушении пожара стационарной системой пожаротушения), а также при движении пылевоздушных смесей в трубах вентиляции.

Тепловое проявление механической энергии выражается следующим

●искры от соударения твёрдых тел, при работе различного инструмента – это раскалённая до свечения частичка металла размером 0,1- 0,5 мм. Их температура достигает 1200-1600 0 С. Искры чаще всего создают очаги тления, а потом горения;

●разогрев тел от трения при взаимном перемещении (причина – плохая смазка);

●разогрев горючих газов и воздуха при сжатии.

Что обозначают понятия: вспышка, воспламенение, самовоспламенение, самовозгорание?

В пожарном отношении известны следующее понятия и процессы: вспышка воспламенение, самовоспламенение, самовозгорание, взрыв. Температуры, при которых возникают эти процессы, характеризуют огнеопасность горючих веществ.

Вспышка – быстрое сгорание паров горючего вещества с воздухом при поднесении к жидкости пламени или горячего тела. Сама жидкость останется не сгоревшей. Наименьшая температура, при которой сгорают только отделившиеся от жидкости пары, называется температурой вспышки.

Воспламенение – устойчивое горение твёрдых и жидких веществ под воздействием открытого источника огня. Наименьшая температура, при которой происходит воспламенение, называется температурой воспламенения.

Самовоспламенение – возгорание горючего вещества без поднесения к нему открытого источника огня. Оно происходит при нагревании горючего вещества до определённой температуры – температуры самовоспламенения. Температура самовоспламенения не постоянна для одного и того же вещества, она зависит от теплопередачи, концентрации кислорода и его давления.

Самовозгорание – воспламенение горючего вещества в результате саморазогрева при нормальных внешних условиях.

Самовозгорающимися веществами называют те вещества, у которых температура самовоспламенения равна или выше температуры окружающей среды.

Самовозгораются на воздухе порошки металлов, белый фосфор, растительные масла, сульфидное железо, реактивное топливо, регенерация, промасленная или мокрая ветошь, мокрые древесные опилки и стружка, свежевыкрашенный скомканный брезент, бурый уголь, рыбная мука.

Причины самовозгорания:

  • выделяющееся тепло биологических процессов (жизнедеятельность микроорганизмов);
  • выделяющееся тепло физических процессов (адсорбция, конденсация);
  • выделение тепла химических процессов (окисление, полимеризация).

Как происходят взрывы парогазовоздушных смесей?

Для взрыва необходимо создать однородную смесь горючего вещества и окислителя в нужных пропорциях. При взрыве происходит почти мгновенное изменение физического и химического состава вещества, сопровождающееся быстрым выделением большого количества световой и тепловой энергии, ростом давления. При этом скорость пламени достигает 10 – 100 м/с, а температура – нескольких тысяч градусов. При этом давление газов (ударная волна) возрастает в сотни раз. Взрыв всегда сопровождается механическими разрушениями на судне и расширением зоны горения.

Для характеристики степени взрывоопасности газов и насыщенных паров жидкостей используется специальный показатель: концентрационные пределы взрываемости. Концентрационными пределами взрываемости смесей газов, насыщенных паров жидкостей с воздухом называется их минимальная и максимальная концентрации, при которых происходит взрыв.

Пример нижнего и верхнего концентрационного предела для некоторых газов и паров:

ацетон – 0,680% объёмных; бензин – 0,851% объёмных; водород - 475% объёмных; метан – 5 – 15% объёмных; бутан – 1,86 – 8,41% объёмных.

При меньших или больших концентрационных пределах, взрыв не происходит из-за недостатка или избытка кислорода.

Кроме паров, жидкостей и газов могут взрываться пыли: это мучная, угольная, древесная пыль, пыль различных металлов, а также продукты неполного сгорания топлив и горючих веществ при пожаре.

Какими явлениями характеризуется судовой пожар?

Практически любой пожар характеризуется следующими явлениями:

Быстрое распространение;

Выделение и передача тепла;

Выделение и распространение продуктов сгорания;

Образование газового обмена (поступление воздуха и удаление продуктов сгорания).

Дополнительные явления, характеризующие отдельные виды пожаров:

Обрушение и деформация судовых конструкций;

Взрывы оборудования, емкостей с газами, горючих газов и взрывчатых веществ;

Вскипание и выброс горючих жидкостей из цистерн и танков.

Каковы опасные факторы пожара на танкерах?

Особую опасность представляют процессы взрывного сгорания парогазовоздушных смесей в открытом пространстве. Случай возгорания парогазовоздушной смеси произошел в городе Новороссийске одновременно на двух судах 20. 01. 2007г. Возгорание произошло во время грузовых операций на нефтепричале Шесхарис при ударе молнии (см. Введение).

Основными, опасными факторами сгорания таких смесей являются:

а) « пожар - вспышка ». В случае образования парогазовоздушной смеси в открытом пространстве и ее зажигания относительно слабым источником (например - искрой) сгорание этой смеси происходит, как правило, с небольшими видимыми скоростями пламени. Зона поражения высокотемпературными продуктами сгорания, практически совпадает с максимальным размером облака продуктов сгорания (т. е. поражаются в основном объекты, попадающие в это облако). Расчеты показывают, что при такой аварии на причале ошвартованное судно окажется в зоне поражения. При « пожаре - вспышке » на судне, ошвартованном у причала, в зоне поражения окажется и технологическая площадка причала;

б) « огненный шар ». Поражающий фактор – тепловое излучение. Взрывы с образованием « огненных шаров » происходят при больших массах горючих жидкостей, высоких значениях энергии перегрева и внезапном разрушении сосудов, когда мгновенно образуется огромная масса паров. Это часто происходит при огневом или другом интенсивном нагреве сосудов со сжиженными углеводородными газами и легко воспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ). При массе горючего вещества от 2 до 435 т радиусы « огненных шаров » составляют от 35 до 300 м;

в) взрыв парогазовоздушного облака. Поражающий фактор – избыточное давление взрыва во фронте ударной волны и импульс положительной фазы ударной волны. Например, в Порт – Гудзоне (США) при обрыве трубопровода, по которому подавался жидкий пропан, за 24 минуты было выброшено около 113 м³ жидкого пропана. Через 5 мин. после разрушения трубопровода пропановое облако поднялось на 15 – 25 м над уровнем моря. При достижении облаком зданий, расположенных в 300 м от места утечки, произошел взрыв. Ударная волна распространилась на расстояние 800 м, а воздушная волна зарегистрирована в 9,6 км от места разрыва трубопровода. Обломки зданий разлетались на расстояние 1,2 км;

г) пожар пролива, газовый факел, факельное горение струи жидкости, поражающий фактор – тепловое излучение. Опасные интенсивности теплового излучения при этом достигают до 100 м от границ пожара.

Таким образом при любом пожаре появляется пламя, выделяется теплота, образуются вредные газы и дым, а при взрывах – избыточное давление. Все это может стать причиной серьезных травм, гибели людей и нанесение колоссального материального ущерба и масштабной экологической катастрофы.

Передача тепла нагретыми продуктами сгорания осуществляется путем теплопроводности, излучения, и конвекции.

Теплопроводность – это передача тепла через твердое тело. Это один из путей распространения пожара из одного помещения в другое, с одной палубы на другую. В большинстве случаев умелая подача воды, особенно в виде распыленной струи, может замедлить или прекратить теплопередачу за счет проводимости. Вода охлаждает элементы конструкции корабля, переборки, палубы.

Излучение или лучистый теплообмен – это передача теплоты от источника через пространство. При поглощении теплоты температура поглощающего ее тела увеличивается, и оно может воспламениться. На излучение приходится 30-40% тепла при наружных пожарах и более этих значений при внутренних за счет преломления и отражения излучения оборудованием и поверхностями.

Сильное тепловое излучение может затруднить приближение к пожару, поэтому пожарные должны работать в защитной одежде, а воздействие теплоты необходимо снижать, пользуясь защитным водяным экраном, который можно создать подачей распыленной струи воды.

Конвективный теплообмен – это процесс переноса теплоты при движении нагретого вещества (дыма, горячего воздуха, нагретых газов) и летящих угольков.

Конвекция является причиной вторичных очагов пожара. Конвективный теплообмен особенно значителен при внутренних пожарах и значительно затрудняет борьбу с пожаром.

Каковы опасности для людей в зоне задымления?

Дым – смесь газообразных и твердых продуктов сгорания и теплового разложения с воздухом. Состав дыма зависит от состава горючего вещества и условий горения. При пожарах на судах в состав дыма входят азот, кислород, окись углерода, углекислый газ, пары воды и свободный углерод в виде мельчайших твердых частиц. При горении некоторых материалов, применяемых в судостроении (пластмасс, линолеума, фторопласта, пенополиуретана и др.) в составе дыма могут быть токсичные окислы азота, сернистый газ, сероводород, фосген, цианистый водород и др. Пожар на судне всегда сопровождается сильным задымлением аварийного помещения. Зона задымления – самая подвижная из всех зон пожара. Вяжущие, сладковатые запахи, синий, белый, желтый и другие цвета дыма свидетельствуют о присутствии в зоне горения ядовитых веществ.

Смертельно опасные концентрации газов на пожаре :

СО 2 – 9% (20% - паралич жизненно важных центров); СО – 0,5% (1% - мгновенная смерть); окислы азота – 0,05%; фосген – 0,005%; синильная кислота – 0, 027 % (0,3 мг/л); пары альдегидов – 0, 003% (0,07мг/л).

Когда на пожаре содержание кислорода в воздухе падает с 21% до 15%, то резко нарушается мышечная деятельность. При 10¸14%- ной концентрации кислорода, человек начинает терять ясность сознания, появляется ощущение усталости. При содержании кислорода ниже 10% происходит потеря сознания. Самым распространенным газом, быстро вытесняющий кислород, в зоне задымления является углекислый газ СО 2 , когда этот газ используется для тушения пожара.

Кроме того, дым вызывает раздражающее действие на органы дыхания и зрения человека. Наибольшую опасность для людей в зоне задымления представляет окись углерода (СО). Попадая вместе с воздухом в легкие, она вступает во взаимодействие с гемоглобином крови, вытесняя кислород. Это приводит к кислородному голоданию и к смерти. Пары альдегидов вызывают раздражающее действие: жжение глаз, кашель, раздражение слизистых оболочек рта и носа, появляется головокружение, вялость, затрудненный выдох. Синильная кислота может попасть в организм человека через даже неповрежденную кожу. Уже после 2 – 5 минутного пребывания в атмосфере, содержащей 0,001% синильной кислоты, появляются усиленное сердцебиение, ощущение жара, кожа становиться красно-белой; позже возникает головная боль, рвота, слабость.

Воздушно-дыхательный аппарат защищает человека от окружающей среды, применение его обязательно при работе на пожаре в зоне задымления.

По каким признакам подразделяют судовые пожары?

Судовые пожары классифицируются по следующим признакам:

По расположению очага пожара;

По виду горящих материалов;

По количеству и мощности необходимых средств тушения.

По расположению очага различают наружные и внутренние пожары.

При наружных пожарах, очаг пожара располагается вне корпуса судна (на палубе, надстройке, пирсе, акватории). Внутренние - это пожары в помещениях и отсеках судна. Такие пожары могут быть открытыми и скрытыми. Очаги горения открытых пожаров обнаруживаются легко при осмотре помещений. Скрытые пожары обнаруживаются только по их вторичным признакам (выход дыма, нагрев конструкций, запах гари).

По размерам зоны горения (по масштабам) судовые пожары подразделяются на:

- загорание (возгорание ); малый пожар; большой пожар .

Классификация пожаров позволяет принимать правильные решения при борьбе за живучесть судна, а также по привлечению для этой цели соответствующих сил и средств тушения пожаров.

Какие существуют классы пожаров?

В зависимости от вида горящего материала пожары в Российской Федерации подразделяют на 5 основных классов (приложение №3 к «Правилам пожарной безопасности в РФ» 1993 г.).

Пожары класса А это пожары, связанные с горением обычных твердых углеродистых веществ, в основном органического происхождения, горение которых сопровождается тлением (древесина, бумага, ткани, резина, канаты и т.д.).

Пожары класса В – это пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ (нефтепродуктов, парафинов, красок, растворителей, кулинарных жиров, воска и т.д.)

Пожары класса С – это пожары газов (метана, пропана, бутана, ацетилена и т.д.)

Пожары класса Д – это пожары металлов и их сплавов (натрия, калия, лития, магния, титана, алюминия, порошков чугуна и стали).

Пожары класса Е – пожары, связанные с горением электрооборудования и

электроустановок находящихся под напряжением (генераторы, электрические щиты, электродвигатели, коммутационные устройства, кабели).

В международной классификации пожары на судах в зависимости от вида горящего материала подразделяют на 4 класса. В класс В включены дополнительно газы, класс С – пожары электрооборудования.

Цель работы: Изучение организации противопожарной профилактики на судне, особенности возникновения и распространения пожаров на судне, классификация пожаров и выбор огнетушащих средств и способов тушения.

1. Классы пожаров.

2. Организация контроля за противопожарной защитой на судне

3. Причины возникновения и профилактика пожаров на судах

4. Огнетушащие средства.

5. Способы тушения пожаров.

6. Организация контроля за противопожарной защитой судна администрацией порта

7. Типовой перечень контрольной тестовой проверки береговой охраны США

8. Пожар в трюмах сухогрузных и рефрижераторных судов.

Классы пожаров.

В зависимости от вида горючих веществ, участвующих в процессе горения, судовые пожары подразделяются на 6 классов.

Пожар класса А – горение твердых горючих веществ. Пожары класса А характеризуются небольшой скоростью горения и тлением. Процесс тления сопровождается выделением большого количества газообразных продуктов неполного сгорания, которые формируют в замкнутом судовом помещении взрывоопасную газовоздушную среду. Вскрытие таких помещений требует большой осторожности и соблюдения мер безопасности.

Пожары класса А тушатся водой, водным раствором пены и другими огнетушащими веществами.

Пожар класса В – горение жидких веществ. Эти пожары характеризуются высокой скоростью горения, быстрым ростом температуры и сильной задымленностью. Образование большого количества паров создает реальную угрозу взрыва. Пожары класса В тушатся воздушной пеной, распыленной водой, порошками и СО 2.

Пожар класса С – горение газообразных веществ используемых или перевозимых на судах. Тушение газов предусматривает перекрытие расхода газа и охлаждение зоны горения. Пожар класса С тушится распыленной водой и порошками.

Пожар класса D -горение металлов. Горение металлов происходит при температурах 2000- 2200 о С, что ведет к термическому разложению воды и взрыву газовой смеси водорода с кислородом. Поэтому пожары металла тешатся только порошками и песком.



Пожар класса Е- горение электрооборудования под напряжением. Пожары электрооборудования сопровождаются сильной задымленностью помещения и сложностью тушения из – за угрозы поражения электрическим током. Пожары класса Е тушатся порошками, СО 2. или фреоном.

Пожар класса F- горение бытовых масел и жиров при высоких температурах (свыше 350 о С) очень опасно. Использование для тушения воды или водных растворов может привести к взрыву и травмировать окружающих. Тушение таких возгораний пеной приводит к тому, что вследствие больших температур слой пены очень быстро разрушается, что приводит к дополнительному притоку кислорода и повторному возгоранию. Применение огнетушителей класса В при таких возгораниях грозит расплескиванием горящих жиров. Для тушения пожаров класса F , специально разработаны огнетушители классаАF , которыми можно тушить пожары классов А и F.

Таблица 1. Классы пожаров.


Top