Илий, схиархимандрит (Ноздрин Алексей Афанасьевич). Жизнь и благословения старца илия

"КАК ПРОПАГАНДИРУЮТ ПРАВОСЛАВНЫЙ АНТИСОВЕТИЗМ?

1. Берётся человек, имеющий образ "заслуженного авторитета" (в некоторых случаях этот образ раскручивается искусственно).

2. Его побуждают высказываться на камеру по вопросам, в которых он априори некомпетентен.

3. После получения необходимого результата идёт накачка информационного поля готовым материалом.

4. Православные благоговейно впитывают предложенную ушную лапшу, поскольку... "это же СТАРЕЦ и ДУХОВНИК ПАТРИАРХА".

5. PROFIT!"

Такой пост мне встретился на просторах социальной сети "Вконтакте". В качестве "заслуженного авторитета" в данном случае выступил духовник Святейшего Патриарха Кирилла, схиархимандрит Илий (Ноздрин): пост содержал две видеозаписи с высказываниями старца на политические темы, а именно - о Владимире Ильиче Ленине и Борисе Николаевиче Ельцине. Известно, что обе эти личности вошли в историю России и Советского Союза, но сыграли в ней каждый свою роль: Ленин - роль строителя первой в мире социалистической страны, Ельцин - роль "могильщика" великой державы (или "империи зла") СССР.

О Ленине отец Илий высказался так: "Этот гадкий взорвал Россию. Кто он такой? Почему эта плесень ещё лежит в Кремле? Да ну, выбросить эту гадость! Что он сделал для России?... Отбросил на сто лет Россию. Сколько людей... погубил...".

О Ельцине же старец высказался абсолютно противоположным образом: "Была б моя власть, я бы сделал памятник ему. Он, как Георгий Победоносец, при всем синклите этом - ЦК - бросил билет партийный... Он шёл на растерзание... Его заслуга в том, что миллионы, миллиарды людей обратились к Богу, и Церковь стала нормальной".

Что ж, положим, даже к таким эмоциональным высказываниям о Ленине мне не привыкать. (Более того, я сам имею достаточно противоречивое отношение к этой личности.) Но высказывание отца Илия о Ельцине, мягко говоря, удивило меня. Нет, я ни в коем случае не отрицаю права за о. Илием иметь своё мнение! Меня смутила лишь непоследовательность батюшки.

Во-первых, о. Илий утверждает о том, что первый президент России Б. Н. Ельцин достоин увековечивания его памяти, и аргументирует батюшка своё утверждение тем, что Ельцин "бросил билет партийный", то есть покинул ряды Коммунистической Партии Советского Союза. Для придания аргументу большей эмоциональной окраски батюшка сравнивает первого президента России со святым Георгием Победоносцем и утверждает, что своими действиями Ельцин "шёл на растерзание". Что ж, мне давно известно об антикоммунистических взглядах о. Илия, и хотя я сам не антикоммунист, но, как христианин, могу понять батюшку. Однако действительно ли антикоммунизм Ельцина достоин такой похвалы? Едва ли. Давайте вспомним, чем ознаменовался период пребывания Ельцина на посту президента РСФСР и президента РФ. Я приведу некоторые, самые страшные, на мой взгляд, моменты.

1. Волюнтаризм и измена Родине.

В 1991 году Борис Ельцин вместе с председателем Верховного Совета Белорусской ССР Станиславом Шушкевичем и президентом Украины Леонидом Кравчуком незаконно подписал позорное Беловежское соглашение, констатировавшее факт прекращение существование Союза ССР. Тем самым главы трёх союзных республик проигнорировали волю своих народов , проголосовавших на Всесоюзном референдуме за сохранение Советского Союза.

2. Вооружённый мятеж с целью захвата власти.

4 октября 1993 года Борис Ельцин совершил государственный переворот, и присвоил себе полномочия ему не принадлежащие. 21 сентября 1993 года он издал Указ № 1400 о роспуске Верховного совета РФ и Съезда народных депутатов РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации, собравшийся в ночь с 21 на 22 сентября, объявил действия Ельцина неконституционными, а указ № 1400 - основой для отрешения президента от должности. Верховный Совет, по представлению Конституционного суда, объявил о прекращении полномочий президента согласно ст. 121-6 Конституции Российской Федерации и закону «О Президенте РСФСР», и временном переходе президентских полномочий к вице-президенту А. В. Руцкому. Ст. 121-6 действовавшей Конституции Российской Федерации и ст. 6 закона «О Президенте РСФСР» гласили: «Статья 121-6. Полномочия Президента Российской Федерации (РСФСР) не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации (РСФСР), роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно». (Конституция Российской Федерации 1978 года (в ред. 9.12.1992).)

Значит, с ночи 21-22 сентября с юридической точки зрения Б. Н. Ельцин не был президентом РФ, а был простым гражданином. И. о. президента был вице-президент А. И. Руцкой. Следовательно, Ельцин Б. Н. являлся главным организатором вооруженного мятежа против законных властных органов : И. о. президента РФ, Совета министров РФ, сформированного Руцким, Верховного совета РФ, Съезда народных депутатов РФ и Конституционного суда РФ. Целью мятежа было присвоение власти. В ходе мятежа незаконные вооруженные формирования (т. к. органы МВД и армейские подразделения, которые поддержали Ельцина, этим фактом превратились именно в незаконные вооруженные формирования) убили в Москве более 1300 человек. Организатором массового убийства также был Б. Н. Ельцин.

3. Преступное бездействие, приведшее к развязыванию полномасштабной вонйы в Чечне, и создавшее угрозу территориальной целостности Российской Федерации.

Как известно мятеж на территории Чечено-Ингушской АССР начался в августе 1991 года. Войска на территорию Чечни были введены лишь в 1994 году. Так возникает вопрос, чем занимался Верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ с 1991 по 1994 год. Более того Верховный главнокомандующий допустил, что в руки чеченских мятежников попало вооружение и военная техника Российской армии, в том числе танки и самолеты (слава Богу, последние успели уничтожить в 1994 году еще на аэропортах, во время первых бомбардировок Чечни, иначе бы план друга Ельцина - Д. Дудаева по осуществлению бомбардировок Ставрополя и Краснодара удался бы).

4. Разграбление государственной собственности. Похищение имущества миллионов граждан РФ.

Как известно, именно правительство Ельцина осуществило в стране грабительскую приватизацию, передав совместную общественную собственность миллионов граждан РФ в руки олигархов по грошовой цене. Кроме того, экономическая политика, проводимая Б. Н. Ельциным и его окружением привела к конфискации банковских вкладов у граждан РФ на общую сумму несколько триллионов рублей.

5. Геноцид Русского народа.

За годы его президентства осуществлялись меры по изменению социально-экономических отношений в РФ. В России произошло резкое сокращение численности населения. По официальным данным его естественная убыль за период с 1992 по 1998 годы составила 4,2 миллиона человек.

По данным Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по экономической безопасности, в 1997 г. по сравнению с 1990 г. произошло снижение потребления мяса на 35 %, молока - на 41 %, яиц - на 31 %, рыбы - в 2,2 раза, в то же время выросло на 19 % потребление картофеля.

По утверждениям обвинителей, в результате приватизации произошло обогащение сравнительно небольшой группы за счёт обнищания преобладающей части российских граждан.

Комиссия по импичменту заявила, что Ельцин сознательно проводил политику, направленную на ухудшение уровня жизни граждан, обвинив президента в геноциде: «Тяжелые условия жизни народа России и значительное сокращение его численности явились следствием тех мер, которые были осуществлены в период с 1992 года под руководством и при активном участии президента Ельцина... Есть серьёзные основания считать, что сокращение численности населения также охватывалось намерением президента. Стремясь в конечном итоге добиться изменений в стране социально-экономического уклада и обеспечить с помощью нарождающегося класса частных собственников укрепления своей политической власти, президент Ельцин сознательно шел на ухудшение жизненных условий российских граждан, с неизбежностью влекущее повышение смертности населения и сокращение его рождаемости...».

При этом Председатель Комитета по безопасности Госдумы РФ 2 созыва, член КПРФ, председатель Движения в поддержку армии Виктор Илюхин заявил: «Ельцин осознанно не допускал хотя бы минимального улучшения материального состояния вымирающих народов России».

Во-вторых, я знаю людей, которые дарили очень дорогие подарки Патриарху Алексию II и рассказывали, как проходил сам процесс дарения. Святейший не прикоснулся к подарку, хотя и поблагодарил за подношение — коробочку принял секретарь и куда-то отнес. Обычная церковная практика. Подарки потом уносятся, Патриарх чаще всего даже не знает, что ему подарили. Не интересно ему это.

В-третьих, мне сложно представить, что Кирилл не сумел перебороть такое простое искушение — покрасоваться в каких-то дурацких часах. Перед кем — перед своей паствой?

В-четвертых, я знаю, что у монахов есть очень серьезный духовный опыт: к чаше причастия не пускают не исповедовавшихся. Мне, например, дается это очень тяжело. Потому что осведомлен об одной примечательной особенности важного таинства: неискренняя исповедь не считается. То есть, ты, конечно, можешь соврать священнику, но какой в этом смысл? Можно ведь просто не исповедоваться.

А Святейший Патриарх исповедуется регулярно. И если у него есть какие-то грехи, то уж с ними он как-нибудь разберется без наших подсказок.

Так перед кем же исповедуется Кирилл, «самый главный христианин России»?

На фото: схиархимандрит Илий принимает исповедь у Патриарха Кирилла

Схиархимандрит Илий родился 8 марта 1932 г. в селе Становой Колодезь Орловской области в крестьянской семье. В 1949 г. окончил среднюю школу в родном селе. Служил в армии, где вступил в ряды ВЛКСМ. Закончил машиностроительнй техникум в Серпухове, а после окончания распределен на работу в город Камышин Волгоградской области

Поступил в Саратовскую духовную семинарию, а после ее закрытия был переведен в Ленинградскую духовную семинарию. Позднее окончил Ленинградскую духовную академию. Здесь пострижен в монашество. Был последовательно рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. Служил в разных храмах Ленинградской епархии.

С 1966 по 1976 гг. провел в Псково-Печерском монастыре.

3 марта 1976 г. направлен нести иноческое послушание на Афоне в Грецию. Проживал в Старом Русике, исполнял обязанности духовника Пантелеимонова монастыря.

В 1989 г. был призван в Россию и направлен в качестве духовника в восстанавливающуюся Оптину пустынь.

После Поместного собора 2009 г. был избран духовником своего сокурсника по Ленинградской духовной академии патриарха Московского Кирилла. 4 апреля 2010 г. возведен в сан схиархимандрита.

Проживает в Переделкине на территории подворья Троице-Сергиевой лавры.

Исповедь

Исповедь в иудаизме, христианстве и исламе — один из обрядов (в православии и католичестве — таинство) покаяния, заключающийся в признании в совершенном грехе. Для совершения исповеди обязательно раскаяние и намерение в дальнейшем не грешить.

Исповедь — неотъемлемая часть жизни христианина. Являет собой признание верующим грехов перед священником, который будучи только свидетелем, от имени Иисуса Христа специальными разрешительными словами отпускает грехи всем искренне раскаявшимся.

Святитель Феофан Затворник различал понятия «духовник» и «духовный отец». Духовник это священник, у которого исповедуются, духовный отец тот пастырь, чьими советами еще и руководствуются в жизни. «Исповедоваться можно у любого священника, но руководствоваться необходимо советами кого-то одного», говорил замечательный подвижник XX века архимандрит Серафим (Тяпочкин). «Духовник»

Кому исповедуются священники?

Понятно, что прихожане исповедуются перед священником. Но ведь и сами священники должны кому-то каяться в грехах.

Вконтакте

Одноклассники

Илий Ноздрин

Еще с давних пор среди российского монашества выделялась особая категория иноков, именуемых старцами. Эти люди далеко не всегда преклонного возраста, поскольку звание говорит не о прожитых годах, а о дарах прозорливости и мудрости, ниспосланных им Господом, за кротость, смирение и победу над своими страстями. Одним из этих избранников Божьих является наш современник схиархимандрит Илий Ноздрин.

Появился на свет отец Илий Ноздрин в 1932 году в крестьянской семье села Становой Колодезь Орловского района. В ходе святого крещения ему было присвоено имя Алексей – в честь святого Алексия, человека Божьего. Несмотря на бытовавший в то время массовый атеизм, его семья была довольно религиозной. Как рассказывает сам старец Илий (Ноздрин), молиться он стал с 3-летнего возраста. Рано лишившись отца, который погиб на фронте в 1942 году, мальчик стал верной опорой матери, корой пришлось после смерти супруга в одиночку растить 4 детей.

Милостью Божией с детских лет будущий схиархимандрит Илий Ноздрин был одарён не только трудолюбием, однако живым и ясным умом. Несмотря на все сложности послевоенных лет, он благополучно окончил среднюю школу и, отслужив положенный срок в армии, поступил учиться в Серпуховской механический техникум. После того как Алексей Ноздрин (Илий) закончил техникум его направили в город Камышин Волгоградской области, где работал на строительстве хлопчатобумажного комбината.

В этот период в нём с невероятной силой проявилась тяга к служению Богу. Оставив профессию строителя, к которой у него, как оказалось, не лежала душа, Алексей Ноздрин (Илий) поступил учиться в Саратовскую духовную семинарию. Но окончить её не получилось. Как известно, в тот период враг рода человеческого избрал своим орудием президента Никиту Хрущёва, учинившего очередное гонение на церковь. На волне этой антирелигиозной кампании семинария в Саратове была закрыта, и Алексей поехал в Ленинград, где продолжил обучение в духовной семинарии, а потом и в академии.

Тут же, на берегах Невы, случилось важнейшее событие в его жизни. В марте 1966 года Алексей Ноздрин (Илий) принял монашеский постриг, ему дали новое имя Илиан, которое он взял в честь одного из сорока Севастийских мучеников. В скором времени митрополит Никадим (Ротов) рукоположил инока сначала в иеродиакона – то есть монаха, имеющего право исполнять дьяконское служение, а потом и в иеромонаха – монаха, имеющего священнический сан. С того времени Алексей Ноздрин начинает исполнять послушания в целом ряде приходов Ленинграда и области.

Как рассказывал потом отец Илий (Ноздрин), на формирование его духовного мира очень сильно повлиял пример выходца из Тамбовской губернии, ставшего монахом Афонского монастыря, и впоследствии причисленного к лику святых, Силуана Афонского. Пожелав также посвятить себя жизни в святой обители, Илиан проводит продолжительное время, с 1966 по 1976 год, в стенах Псково-Печерского монастыря, где много общается с выдающимся деятелем Русской православной церкви — признанным старцем и прозорливцем архимандритом Иоанном.

В 1976 году осуществилась заветная мечта отца Илии – его направили в монастырь великомученика Пантелеймона, который находится на святом Афоне. Проживая в одном из горных скитов, в удалении от суетного мира, он нёс послушание духовника монастырской братии, что, разумеется, предоставило ему возможность получить большой опыт в познании глубин человеческих душ.

Конец 80-х годов в РФ стал периодом духовного возрождения государства после десятилетий тотального безбожия. Для того чтобы придать данному процессу дополнительный толчок, руководство Русской православной церкви использовало все имевшиеся в её распоряжении резервы. Указом Священного синода из Афона был вызван также и Иеромонах Илиан. Он был направлен в известную некогда Оптину пустынь, которую нужно было восстановить после десятилетий запустения. Своё пребывание в ней Илий начинает с принятия великой схимы – высшего монашеского ранга, который предполагает полное отречение от мира и духовное воссоединение с Богом. По церковному уставу, ему дают также и новое имя – Илий, под которым его знают сегодня.

Возрождением своего былого духовного величия Оптина пустынь во многом обязана старческому служению, которое уже на протяжении третьего десятка лет несёт в ней схиархимандрит Илий. Именно благодаря его неустанным трудам в роли координатора и идеолога обитель стала в наше время самым крупным центром православия и паломничества. С 2009 года на отца Илия была возложена важная и почётная миссия – он стал личным духовником предстоятеля Русской православной церкви патриарха Кирилла. Для окормления своего духовного чада он перебрался в его подмосковную резиденцию, которая находится в посёлке Переделкино, широко известном тем, что в нём проживало много знаменитых деятелей российского и советского искусства.

Выполняя такое высокое послушание, старец не останавливает, находясь в Оптиной пустыне, общение и с простым народом. У многих в жизни появляются разного рода тяжелые ситуации, разобраться в которых, по их мнению, может только старец Илий (Ноздрин). Как попасть на прием к нему – вопрос, который беспокоит многих. Впрочем, это очень даже реальная задача, была бы на то Воля Божия и личное желание. Оптинские монахи отмечают, что батюшка постоянно принимает паломников прямо за столом в трапезной и отводит этому процессу большую часть дня.

Перед тем, как продолжить знакомить читателей с ответами схиархимандрита Илия (Ноздрина) на наши вопросы – вопросы, волнующие многих православных, – хотелось бы рассказать об одном эпизоде, свидетелями которого мы стали.

Фото с сайта: vseedino.ru

Среди тех, кто приехал к старцу Илию в тот день, была и женщина с больным сыном – у мальчика ДЦП, он не может ходить. Они из Центральной России. Георгий Богомолов, как только узнал о них, сказал, чтобы их пропустили без очереди. С батюшкой они общались минут семь, не больше. Женщина, воспитывающая сына одна (муж ушел), решила не отнимать у старца слишком много времени. А ей, вероятно, было о чем с ним поговорить… Зато в очереди были и те, кто разговаривал минут 20, а может, и больше. И спрашивали о том, стоит ли продавать корову.

Никто не подслушивал – мы сами случайно стали свидетелями такого разговора.

Много лет назад я слышал, как Георгий Богомолов однажды бросил в толпу: «Приходят и начинают рассказывать о кошках…» Я тогда совершенно не понял смысла этих слов. Какие кошки? О каких кошках беседовать со старцем? Теперь убедился лично, что говорят не только о кошках…

А с мамой этого больного мальчика мы потом познакомились и, пока ждали такси, разговорились. Удивительная женщина: спокойная, стойкая. Ее сын Виктор получил серьезные осложнения после прививки. Но никакой тоски в глазах я не увидел. Она пришла в Церковь три года назад. Теперь ей гораздо легче. И ей было достаточно нескольких минут общения с отцом Илием, чтобы понять что-то главное.

Но продолжим рассказ о нашей беседе со старцем.

– Батюшка, сейчас много распавшихся молодых семей. Да и не только молодые супруги, но и прожившие вместе 20–25 лет, разводятся. Почему так происходит? Что нужно сделать, чтобы сохранить семью?

– Все дело, конечно, в нашей морали. Надо помнить: прежде всего, есть Бог, есть душа у человека. Есть вечность. А чтобы признали эту истину, у нас столько аргументов, что их один человек не сосчитает никогда. Для этого, можно сказать, и миллиона мало. Всё говорит об этом. Погляди, человек, на себя! Погляди вокруг себя! Погляди на жизнь, на историю. У нас есть Священное Писание, которое от Адама и до сего времени свидетельствует о Боге. А сколько примеров, явлений потустороннего мира. У нас этих примеров тоже тысячи! Всё это говорит об Истине Божественной! Против нет ничего! Не ошибемся, если скажем, что ноль. Только прелесть диавола. И те люди несчастны в полном смысле слова, которые не хотят признать Истину. Признать как Истину Божественную. Как действительную историю.

А мы, казалось бы, сколького благодаря христианству, благодаря жизни морально устойчивой достигли! Очень многого: и в техники, и в культуре – очень много всего! В развитии… Например, ракеты, а сейчас беспроволочные телефоны… Благодаря Новому Завету, благодаря христианству.

Но человек никак не хочет признать то, что он вечный. То, что душа есть у него. Конечно, это от диавола. А если бы человек жил по Закону, он бы видел, насколько он беден, если он без Бога! Насколько он несчастен – как в этом мире, так и в будущем, который будет неизбежно. Спросите любую бабушку, спросите у ученого. Ведь у нас столько великих ученых. Первый университет основал Ломоносов – он был глубоко верующим. Как он рассуждает о солнце! Се ужасная громада, как искра пред Тобой – пред Тобой, пред Богом! Посмотрите его стихотворения. Наивеликие ученые в прошлом и в нынешнем веке были.

То, о чем вы спросили, не от учения, нет. Это от развращения души только. Это молодежь, которая не хочет себе добра, не хочет проникнуть в историю. Они ничего не знают! Отказываются от Бога. Они абсолютные профаны. Посмотрите, жизни они не понимают, они не знают жизни! А когда мы живем безбожной жизнью, конечно, жизнь в нас оскудевает, падает. Человек без Бога умаляется. Он не живет по-настоящему: ни внутренне, ни внешне. Однако он не хочет признать то, что составляет истинное положительное в жизни: признать Бога, признать вечность, признать бессмертие своей души. Не хочет. Не потому, что нет у него доказательства, свидетельства, а просто диавол, конечно, вертит. А им только сказать: Господи, дай мне разуметь Твою Истину! Или первые слова Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Это вечность, это жизнь правильная. А если будет в жизни такое последовательное – вот как сейчас – отступление от Бога, то всё! Это грозит ужасными последствиями.

Вот у нас сейчас есть брошюрка «Последний призыв». Неизвестно, может, и взрослый человек, но говорят, что это ребенок написал. Многие читали. Конечно, страшно даже подумать, не хочется даже и говорить, чем грозит это безбожие, это отступление.

Вот вы спросили о семье. Семья – это ячейка, это малая частица нашего общества. Состоянием семьи, прочностью семьи определяется состояние общества. Ослабление семьи грозит ужасными последствиями. Всё это потеря морали, потеря совести. Потеря сознания. Потеря ориентира, того, что есть главное в жизни.

– Батюшка, что значит для России Православие?

– Слава Богу, что сейчас стала хотя бы называться Россией. Хотя бы уже слово в названии страны – Россия. Древнее слово. Сколько веков уже существует. Коммунисты хотели вообще затушевать всё прошлое. А как может развиваться растение, если подрезать в нем корень? Так было у нас при совдепе, при советской власти. Ничего старого они не хотели, только новое. Но это демоническое – это диавол настраивал так людей, чтобы отбросить нашу историю, Россию, наши корни. Тысячи величайших героев и полководцев! Сколько наших изобретателей в прошлом, за что ни возьмись! Они это не упоминали. Только: революция! революция! – как этот кричал, картавый. Ему надо только революцию. И всё. Конечно, Россия – это великая страна. Святая Русь! Называлась Святой Русью. Действительно, она была великой. Какие были люди великие, здоровые, крепкие! Что мы сейчас все? Мелюзга получается. Даже если посмотреть на внешний вид.

Нет, нельзя отрицать: слава Богу, сейчас много людей приходит к вере. Приходят сознательно. Это радует. Это приятно, конечно. Люди наполняют храмы и сознают, для чего человек живет, в чем жизнь и смысл жизни человека. Не в одном только прожигании жизни. Именно в нашей высокой морали, которую христианство породило. Такое достижение здесь жизни правильной и осуществление нашей вечной жизни.

– А почему святые отцы так поощряют воздержание? Что оно нам дает?

– Ну а как же! Это само собой, воздержание. (Смеется.) Конечно, аскетика именно на воздержании строится. Наша мораль, наша крепость, наше сознание на воздержании строятся. Если не воздерживаться, то как можно? Церковь установила свой устав. К глубокому сожалению, люди порочат Церковь, священников, архиереев. Они совершенно не знают сути нашей духовной жизни. Церковной жизни, понимаете? Ведь раньше как воевали? За Веру, Царя и Отечество!

Если не будет воздержанности, то это приведет к нехорошим последствиям. В семье, например. Взять детей: им родители позволяют многое. Немало примеров, когда дети убивали родителей. Отчего? От того, что им слишком много всего позволялось! Понимаете? Это вопрос воспитания. И Церковь – она первая воспитывает человека. Например, в пост. Не всякая семья позволит все, что можно, купить: для пищи, для одежды, – это роскошь.

Вот сын просит: отец, купи мне машину. Подожди, заработай сам, тогда и купи: машину или что-нибудь другое, квартиру, например. Тогда это тебе будет ценно. А когда это всё тебе подали на блюдечке… Надо потрудиться, тогда будешь и ценить свою машину, беречь ее, даже ездить осторожнее.

– Батюшка, вы упомянули архиереев. Кто такой архиерей в Церкви? Каким должно быть к нему отношение паствы?

– Если по-светски рассуждать, то архиерей – это начальник. Христианство надо понимать. Люди нападают на веру, но у них нет никаких точных понятий о вере христианской, о том, что такое вера. История христианства с чего начинается? У нас есть праздник Троицы. Что такое Троица? Это сошествие Святаго Духа на апостолов, а значит – и на мир. Господь обещал, что после Своего Вознесения Он пошлет Духа Святаго. А мы не понимаем… Не зная веры, мы не понимаем сути жизни. Ведь всё – от букашки и до огромного животного: слона, верблюда; от маленького лепестка и до громадных деревьев – всё живет только благодаря действию благодати Божией. Действию силы Божией, Премудростью Божией. Если даже у рецидивиста, о котором страшно и говорить, отнять благодатную силу, он не сможет и дня прожить. Всё живет только благодатью. Молодежь, безбожных людей, разные деноминации, конфессии – всё Бог хранит только благодатью Своей. И в мир после страданий и Воскресения, после Вознесения Своего Господь обещал послать духа Святаго. Сначала на апостолов, а через них на весь мир. Первые преемники Святаго Духа – апостолы. Они посвящали руководителей первых последователей Спасителя. Надо ведь читать об этом. К сожалению, мы не знаем Новый Завет, историю христианства.

А кстати, богословская наука – самая обширная из всех отраслей знания. Ведь она берет начало в Ветхом Завете. Но, к сожалению, люди не хотят этого знать. Диавол, конечно, всех удерживает. Кто-то считает, что верующий человек – недалекий человек. Как Хрущев, который говорил, что дураки крестятся. Конечно, сам он запутался. Через него сколько погибло – тысячи людей! Не подумав, отдал Крым. А Крым всегда был российским. Там пролито море русской крови. Он как предатель оказался. И он считал, что верующих можно в дурдом отправить. Да так и делалось, так и было. Сколько людей отправляли! И сам чуть не попал туда.

– Батюшка, хотелось бы получить ваш комментарий по Украине. Сейчас раскольники хотят забрать Киево-Печерскую Лавру, собирают подписи в интернете. Как украинцам, как русским людям реагировать на это?

– Эта смута украинская началась с Майдана. Разгул этих зарвавшихся дружков. Сколько тысяч людей погибло. А сколько разрушено всего. И до сего дня последствия. Нахальство. Бандитам легко захватывать власть. Совести для них не существует. Закона тоже. Как сказано: дуракам закон не писан.

Последние лет 20 стали крайне популярными экстрасенсы, гадалки, всевозможные целители. Люди готовы платить им за их «помощь» огромные деньги, часто и последние. В чем опасность таких увлечений?

– Это всё отступление. Потеря веры настоящей. Последствия безбожия. В старое дореволюционное время у нас были миссионерские семинарии, духовные школы. Тогда давали правильные понятия о вере. А когда возникают секты и ненормальные учения, это все, конечно, продукты демонической силы. Человек стремится познать что-то истинное, но нет правильного направления, нет правильного учения. Самое страшное для нас – это школа, где дети не получают правильного понятия о сути жизни. И, конечно, когда человек хочет что-то выше обыденного познать, он кидается на всякие приманки. Вот как птица. Взять курицу: для нее нет хорошего корма, и если ей дадут какой-то песок, она будет и его клевать. Так и люди. Заражаются всякими сектами.

– Отец Илий, а как бороться с гордостью? Вот и в храм ходишь, и молишься, но победить ее в себе никак не можешь. Бывают и тревоги, сомнения, уныние. Как им противостоять?

– Помнить, что вся наша земная жизнь короткая. Она не гарантирована даже ни на одни сутки в этом мире. Но Господь указал нам на вечность. Господь мог бы всё создать для этой жизни. Мог бы избавить от диавола и от всего ненормального и обратить к Себе человека. Но поскольку человек – венец творения, он наделен волей. Вот пример 12 апостолов, и среди них – Иуда. Спаситель-Богочеловек знает, что Иуда предаст Его. Он мог бы его, как и других апостолов, сохранить. Господь дал ему все, чтобы он уверовал, но… Так и каждого человека Господь ведет к добру, но сохраняет за ним произволение. Мы временны. Вся наша жизнь слишком коротка, слишком ограничена. И Господь указывает на вечность. Сколько империй, сколько государств было… Господь указывает нам нашу будущую нескончаемую вечность.

– Батюшка, последний вопрос. Вы часто призываете молиться за нашего Президента – Владимира Путина. Расскажите, пожалуйста, читателям портала Православие.Ru, почему важно молиться за Президента?

– Это само собой понятно. Ведь это Президент. Вы сами видите из СМИ, какой выдержкой, силой ума и волей нужно обладать, чтобы управлять такой громадной многонациональной страной, как Россия. Поставь любого – получится ли? Ведь все мы ограниченны, пускай десять пядей во лбу или даже больше. А критики… У нас сейчас многие любят заниматься всякой критикой, хулением на Президента и на другие начальства. Но вот поставь такого человека на одни сутки, он справится? Много ли он сделает? Это как в поговорке: чужую беду пальцем разведу, а свою пятерней не растащу. И в семьях у нас то же самое.

Что сделала революция? Был царский режим – какая страна была сильная и могучая. С сильным флотом, армией, полицией. А когда стали ее подрывать, что получилось? Мало сказать, 70–80 миллионов – да около 100 миллионов людей было погублено из-за геноцида русского народа. Сколько людей без суда и следствия убивали! Что за мораль! Они говорили, что в России была эксплуатация. Это не так. А что сделали коммунисты? Только в одном месте 11 тысяч расстреляли. А сколько барж затопили с людьми! Колыма, Соловки, Магадан… Сколько убитых и расстрелянных. Что сделали эти «честные» люди, прежде всего Ульянов, да и Сталин?

Надо крепко держаться. Народ избрал Президента. Он все свои силы полагает за страну. Молитва за Президента очень необходима и важна. Видно, что его только Бог укрепляет.

Со схиархимандритом Илием (Ноздриным)
беседовал Никита Филатов

Дата рождения: 1932 г. Страна: Россия Биография:

Родился в 1932 г. в с. Становой Колодезь Орловского р-на Орловской обл. в благочестивой крестьянской семье. При крещении был наречен в честь Алексия, человека Божиего. Его отец скончался в госпитале после боевого ранения в 1942 г., мать вырастила четверых детей одна.

В 1949 г. закончил среднюю школу в родном селе. Служил в армии. В 1955-1958 гг. обучался в машиностроительном техникуме в Серпухове. По окончании учебы по распределению направлен в г. Камышин Волгоградской области. Там он принял решение посвятить жизнь служению Церкви, поступил в духовную семинарию г. Саратова.

После закрытия Саратовской семинарии в 1961 г. продолжил образование сначала в , затем в академии. Во время обучения пострижен в монашество с именем Илиан в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Тем же Преосвященным был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха.


Top