Открытый урок по географии на тему: Формирование политической карты мира. «Современная политическая карта мира

Современная политическая карта мира

Форма проведения: урок-зачет.

Цели урока: закрепление изученного материала, проверка знаний и умений по теме. Формирование географической культуры, становления географического мышления о политической карте, об ос­новных проблемах и направлениях миро­вого развития, технологии стран, государ­ственном строе, об особенностях между­народных отношений на современной этапе.

Оборудование урока: политическая карта мира, учебник, атласы, справочник «Страны мира», географические справоч­ники.

Ход урока

Учащиеся работают в течение урока письменно и устно. Для письменных за­даний они заранее подготавливают лист учета знаний, который заполняется посте­пенно и сдается в конце урока.

I этап. Устные вопросы и задания. Уча­щиеся отвечают с места и у доски, рабо­тая с политической картой.

1. Что называется политической кар-то и мира? Сколько стран на политичес­кой карте мира? (230.)

2. Что такое суверенное государство? Сколько суверенных государств на политической карте мира? (195)

3. На политической карте мира пока­зать 7 самых больших по территории стран мира. (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.)

4. На политической карте мира пока­зать 5 стран с населением более 100 млн. человек. (Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия.)

5. На политической карте мира пока­зать несколько полуостровных стран (Ин­дия, Италия, Турция), островных (Вели­кобритания, Ямайка, Куба, Кипр), стран-архипелагов.

II этап . Учащиеся начинают работать с листом учета знаний и умений.

Что общего у следующих стран?

I вариант

А. США, ФРГ, Франция, Великобрита­ния, Япония - все входят в «Большую восьмерку».

Б. Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Бах­рейн, Иран - нефтеэкспортирующие страны.

II вариант

А. Австралия, Новая Зеландия, ЮАР - страны переселенческого капитализма.

Б. Южная Корея, Сингапур, Тайвань - новые индустриальные страны.

Какие из перечисленных ниже стран могут стать примерами:

А. Страны, имеющие республиканскую форму правления. (Болгария, Польша, Ве­ликобритания, Франция, Япония, Саудов­ская Аравия.)

Б. Страны, имеющие федеративное ад­министративно-территориальное устрой­ство. (Великобритания, Куба, США, Фран­ция, Индия, Египет, Бразилия.)

III этап. Устно. «Самое - самое на поли­тической карте мира». Этот этап урока можно провести в виде групповой рабо­ты в форме соревнования.

Вопросы

1. Самое большое по площади государ­ство мира. (Россия, 5 = 17,01 млн. км2)

2. Самое маленькое в мире независимое государство. (Ватикан, 5 = 0,44 га.)

3- Самое маленькое в мире владение. (Гибралтар - 6,5 км2)

4. Государство, чья территория (без уче­та владений) находится одновременно в северном, южном, восточном и западном полушариях. (Республика Кирибати.)

5. Государства, расположенные в двух частях света. (Россия, Казахстан, Турция, Дания с о. Гренландия, Испания с Канар­скими островами, Португалия с о. Ма­дейра.)

6. Самое большое по площади остров­ное государство. (Республика Индонезия - 1904 тыс. км2)

7. Древнейшая в мире республика и одновременно древнейшее из существую­щих государств Европы. (Сан-Марино,рес­публика с 301 г. н.э.)

9. Самое молодое государство (Респуб­лика Палау, 1994 г.)

11. Самая южная столица государства (Веллингтон. Новая Зеландия - 41° 18 "ю.ш., 174°48" в.д.)

IV этап. Учащиеся работают с листом учета знаний и умений. (Письменно .)

Ключевые слова темы. Дать определе­ние терминам.

I вариант

1. Республика.

2. Федеративное государство.

II вариант

1. Монархия.

2. Унитарное государство.

Заполнить пропуски в следующих предложениях

I вариант

Основным критерием типологии стран современного мира служит... (уро­вень социально-экономического разви­тия) того или иного государства, выра­женный через показатель... (ВВП) на душу населения.

II вариант

В основе региональных и локальных конфликтов лежат либо... (пограничные споры), либо... (религиозно-этнические противоречия).

V этап. Проводится устно. Заранее уча­щимся было предложено домашнее зада­ние: выписать в рабочие тетради топони­мические названия любых 5 государств и их столицу.

учитель географии МОУ СОШ 176

Слайд 2

1. Этапы формирования политической карты мира

2. Деление стран:

  • по уровню социально – экономического развития
  • по размерам территории
  • по численности населения
  • по географическому положению
  • по формам правления
  • По особенностям территориально – государственного устройства

3. Политическая география

Слайд 3

Этапы формирования политической карты мира

  • Древний (до V в. н. э.)возникновение и крушение первых государств.
  • Средневековый (V – ХVIвв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии
  • Новый (ХVI- ХIХ вв.) – формирование колониальной империи.
  • Новейший (первая половина ХХ в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы
  • Современный (вторая половина ХХв –современный период)
  • Слайд 4

    Изменения на карте

    • Количественные
      • Территориальные
      • приобретения,
      • потери,
      • добровольные уступки
    • Качественные
      • смена формаций
      • завоевание суверенитета
      • введение нового государственного устройства
  • Слайд 5

    Уровень социально – экономического развития. Выраженный через показатель ВВП и ИЧР

    • Экономически развитые страны
    • Страны «большой- семерки» (ВВП – 20 – 30 тысяч долларов)
    • Менее крупные страны Западной Европы (ВВП, как в странах «большой семерки»
    • Страны переселенческого капитализма (доминионы Великобритании)
  • Слайд 6

    Страны с переходной экономикой

    Бывшие социалистические страны:

    1. Восточная Европа (Россия, Белоруссия, Украина, Болгария…) Их можно отнести к экономически развитым странам

    2. Постсоциалистические и социалистические страны (Лаос, Вьетнам..). Их можно отнести к развивающимся странам

    Слайд 7

    Развивающиеся страны

    • Ключевые страны – обладают большим природным, людским и экономическим потенциалом. ВВП 350 долларов.
    • Страны Латинской Америки, Азии, Северной Африки. ВВП 1000 долларов.
    • НИС – новые индустриальные страны – «азиатские тигры»
    • Нефтеэкспортирующие страны Персидского залива. ВВП 20 – 30 тысяч долларов.
    • «Классические» развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тысячи долларов в год. Большинство стран Африки, а также Азии и Латинской Америки.
    • Наименее развитые страны «четвертый мир» 47 стран с ВВП 100 – 300 долларов в год. Эфиопия, Гаити, Бангладеш…
  • Слайд 8

    На ПКМ более 200 стран и территорий, из которых более 190 суверенные государства, среди них можно выделить:

    ПО РАЗМЕРАМ ТЕРРИТОРИИ

    • Страны – гиганты, площадь более 3млн. км2 (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия)
    • «Крупные страны», их площадь более 500 тыс. км2 (Франция, Испания..), площадь более 1млн. км2 (Судан, Алжир, Ливия..)
    • Микрогосударства – имеющие незначительную Сан- Марино, Лихтенштейн, площадь (Ватикан, Сингапур..)
  • Слайд 9

    ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

    • Страны гиганты численность свыше 100 млн. человек (Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия, Россия…)
    • Средние страны (Алжир, Мексика…)

    3. Небольшие страны, микрогосударства, с населением 10 – 30 тыс. человек и менее (Ватикан, Сан- Марино, Монако…)

    Слайд 10

    ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ

    • С приморским положением (Мексика, Аргентина, Конго, Саудовская Аравия, Польша, Россия..)

    2. Полуостровные (Италия, Индия, Португалия, Корея, Дания..)

    3. Островные (Великобритания, Куба, Исландия, Мадагаскар, ..)

    4. Внутриконтинентальные страны (42 государства лишены выхода в океан: Монголия, Австрия, Чехия, Чад, Руанда…)

    Слайд 11

    По формам правления

    1. Республика– ¾ всех стран мира

    Слайд 12

    2. Монархии

    В мире их 30:

    • Океания 2
    • Азия 13
    • Африка 3
    • Европа 12
  • Слайд 13

    3.Государства в составеСодружества

    • 15 стран, бывшие доминионы Великобритании,
    • формально главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор
  • Слайд 14

    4. Представлено одной Ливией

    • Официально Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахерия (государство народных масс)
  • Слайд 15

    По особенностям территориально– государственного устройства

  • Слайд 16

    Политическаягеография

    • Формирование политической карты мира и отдельных ее регионов
    • Изменения в политических границах
    • Особенностигосударственногостроя
    • Политические партии, группировки и блоки
    • Территориальные аспекты массовых избирательныхкомпаний
    • ГЕОПОЛИТИКА– выражает, государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействию с другими, прежде всего соседними странами
  • Слайд 17

    Выполни задание:

    По форме государственного строя страны бывают:

    А) монархиями

    Б) демократиями

    В) федерациями

    Г) республиками

    По форме государственного территориального устройства страны делятся на:

    А) теократические

    Б) тоталитарные

    В)федеративные Г) унитарные

    Содружество наций – межгосударственное объединение, возглавляемое:

    А) Россией

    Б) Великобританией

    В) Францией

    Слайд 18

    А) Боливия Г) Венгрия

    Б) Израиль Д) Монголия

    В) Украина Е) Мали

    • Всего монархий в мире насчитывается:

    А) 24 Б) 30 В) 37 Г) 43

    • Выберите страныимеющиереспубликанскуюформу правления:

    А) Австрия В) Великобритания Б) Мексика Г) Турция

    Выберите страны, не имеющие выхода к открытому морю:

  • Слайд 19

    • Данную презентацию можно использовать при проведении уроков в 10 классе в курсе «Экономическая и социальная география мира». При изучении темы «Современная политическая карта мира».
    • Знакомит учащихся с новыми терминами и понятиями. Формирует представления и знания о современной ПКМ. Рассматривает особенности и этапы формирования ПКМ представляет основные возможные критерии типологизации стран мира, формирует представления о ведущих критериях современной типологизации стран мира, сформировать представления о геополитике и политической географии.
  • Открытый урок по географии на тему: Формирование политической карты мира.

    Проведен в 10 классе 17 февраля 2015 года в рамках семинара учителей географии «Современные технологии в преподавании географии»

    Цель:

    Рассмотреть и систематизировать изменения, произошедшие на политической карте мира;

    Задачи:

    Образовательные: - рассмотреть понятие «Политическая карта мира» в широком и узком смысле;

    - изучить периоды формирования политической карты мира и их содержание;

    Дать качественную и количественную характеристику политической карте мира;

    Познакомить с понятиями «страна» и «суверенитет»,

    Развивающие : - совершенствовать навыки работы со специальными картами, статистическим материалом и компьютером, и на основе этого делать соответствующие выводы, умозаключения;

    Воспитательные: - продолжить формирование коммуникативных навыков, воспитывать умения работать в малых группах;

    Развитие способности к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование высоких моральных и волевых качеств, необходимых привычек поведения.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    Базовый уровень: давать определения понятиям, различать качественные и количественные изменения на политической карте мира, приводить примеры;

    Повышенный уровень: оценивать влияние исторических событий на формирование ПКМ, прогнозировать дальнейшие события на политической карте мира исходя из современной ситуации, используя информацию современных СМИ;

    Формировать следующие УУД:

    Личностные:

    формирование географической культуры личности, расширение географического кругозора, гражданского патриотизма, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, готовность и способность принимать помощь и мнение старших.

    Регулятивные : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, в сотрудничестве с учителем, классом, находить несколько вариантов решения учебной задачи, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    Познавательные : пользоваться тематическими картами, таблицами, схемами, строить сообщения в устной форме, строить логическое рассуждение и делать выводы, умение определять понятия; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

    Коммуникативные : выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению, формулировать, аргументировать и отстаивать собственное мнение;

    Образовательные технологии :

    исследовательский метод, метод групповой работы.

    Оборудование : настенные карты «Политическая карта мира», «Политическая карта Европы», политический глобус, проектор мульти – медиа, электронная презентация к уроку: «Формирование политической карты мира» , дополнительная литература: «Все о странах мира». Атлас справочник.

    Индивидуальное оборудование : учебник Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина, География. Современный мир: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций, «Мой тренажёр» автор В.В. Николина, Географический атлас, мобильные телефоны с выходом в Интернет, таблица «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», смайлики.

    Методы обучения : словесные, наглядные, практические; объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, исследовательские, репродуктивные.

    Тип урока: изучение нового материала

    Винакурова Ж.И.: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я решила начать с загадки.

    Слайд 1

    В географии чертёж

    На ковёр большой похож.

    На нём каждая страна

    Из конца в конец видна.

    Что это такое?

    Ответы обучающихся: политическая карта мира.

    ВЖИ: Действительно, изучив вопросы, касающиеся культуры, цивилизаций и религий мы подошли к разделу «Политическая карта мира».

    Слайд 2

    Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова:

    «Значение политической карты огромно. Географическая политическая карта реально отражает действительность: международное положение, место стран в современном мире. Вместе с тем она, особенно в динамике, в исторической последовательности, - важнейший документ для государственных деятелей, политиков, политологов и важнейший инструмент для исследований, в том числе в политической географии – ветви экономической и социальной географии»

    Какую информацию несёт ПКМ?

    Со всеми ли доводами, сказанными в эпиграфе вы согласны?

    Какие процессы не отражает ПКМ?

    Ответы обучающихся

    С политической картой мира мы работали и в предыдущих курсах географии. Как вы думаете: какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на уроке? Обратите внимание на вопросы в начале параграфа 20.

    Ответы обучающихся: вопросы формирования политической карты мира, дать количественную и качественную характеристику политической карты мира, что бы перейти к изучению главных объектов ПКМ.

    Тема нашего урока: Формирование политической карты мира (открывается слайд 3)

    Слайд 4 Сегодня на уроке мы рассмотрим понятие «политическая карта мира» в узком и широком смысле, используя знания истории, литературные источники, рассмотрим периоды формирования политической карты мира, познакомимся с понятиями «Страна» и «Суверенитет», дадим качественную и количественную характеристику политической карте мира.

    Для работы на уроке нам понадобится учебник География. Современный мир Гладкий, Николина, «Мой тренажёр» автор В.В. Николина, географический атлас, таблица «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», дополнительная литература и телефоны с выходом в Интернет.

    Слайд 5 (из 5 - 6 изображений ПКМ в разные периоды)

    Многоликий природный фон Земли дополняется культурно – историческим и социально – экономическим разнообразием стран и народов. Множественный характер состояния культуры и цивилизации отражает политическая карта мира. Она включает взаимосвязанные объекты: географические (страны, территории) и этнические (народы). Поэтому облик мира всегда определяется пространством, где происходят события жизни, временем их свершения и народами, существующими в пространстве и времени в качестве действующих персонажей на театре истории. Поскольку мы будем говорить о политической карте, об этапах её формирования, давайте проанализируем карту и дадим определение: что же такое «Политическая карта»?

    Ответы обучающихся

    Слайд 6

    Политическая карта – 1) в широком смысле – свод сведений о политической географии мира, совокупность стран и народов, взятых во всей исторической сложности общественных отношений;

    2) в узком смысле – специальная карта, отображающая территориально – политическое деление земного шара.

    Винакурова Ж.И. Современная политическая карта мира – итог нескольких тысячелетий её развития. В процессе её формирования выделяют несколько периодов.

    Характеристика исторических периодов формирования ПКМ.

    Выступление обучающихся по выполненным опережающим заданиям:

    Слайд 5 Древний период Тамарова Т.(работает с картой Древнего Египта + видеофрагмент о Древнем Риме) Проходят столетия и тысячелетия, а интерес к истории народов не утихает.

    Слайд:6 Средневековый период Татьянченко Т.

    Слайд 7: Новый период: Позднякова А.(карта «Великие географические открытия» и портреты первооткрывателей)

    Слайд 8 : Новейший период Гекова изменения после 2 мир.войны

    (карта изменения после 1 мир. войны)

    Слайд 9: Современный период Рукин Н.

    ВЖИ: Как вы думаете, какие изменения возможны на ПКМ в ближайшие 50 лет?

    Ответы обучающихся

    Коллаж из фото: мировых войн, «горячих точек» и др.

    Используя текст п.5 учебника, дополнительную литературу и интернет – ресурсы выполните задание №2 на с.18 в «Мой тренажёр» авторы Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина.

    По завершении работы обучающиеся называют особенности формирования политической карты мира каждой эпохи.

    Александр Украйченко Читает ученик Аникеев А.

    Политическая карта мира

    Сто лет назад мир был иным

    Взгляните - ка на карту:

    Колонии рассеялись как дым,

    И стали суверенны государства.

    Изменчив мир, он не стоит на месте,

    Границы движутся туда – сюда.

    В мире стран сейчас за двести,

    Их чисто меняется всегда.

    Далее мы будем работать в группах. Поскольку в классе 8 человек, у нас получится 2 группы. Каждая группа выбирает предложенные задания и работает по ним. Вы можете использовать все имеющееся у вас оборудование и телефоны для выхода в Интернет.

    Слайд 7

    Задания 1 группы : Распечатано для группы

    Работая с таблицей «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны» и политической картой мира

    Ответьте на вопросы:

    1. Какой год можно назвать годом Африки. Почему?
    2. Характерной чертой Политической карты мира после второй мировой войны является крушение колониальной системы и появление десятков освободившихся стан. Укажите часть света с наибольшим количеством стран, добившихся политической независимости в этот период.

    Задание 2 группы: Распечатано для группы

    1. Работая с таблицей «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», политической и контурной картами мира ответьте на вопросы:

    1.Что объединяет следующие страны: Мали, Камбоджа, Габон?

    А) Эти страны являются однонациональными;

    Б) Это бывшие колонии Франции;

    В) имеют выход к Индийскому океану.

    2.Нанесите на контурную карту государства Океании, добившиеся политической независимости в 1986 году.

    Выступление групп по предложенным вопросам.

    Слайд 8. Характеризуя данные изменения на ПКМ уместно объяснить понятия: «страна» и «суверенитет». Попробуйте самостоятельно найти определения этих понятий, используя телефоны с выходом в интернет и словари. Один человек работает с ноутбуком.

    Страна - в политико - географическом отношении – территория, имеющая определённые границы, пользующаяся государственным суверенитетом или же находящаяся под властью другого государства.

    Суверенитет – независимость государства во внешних или внутренних делах; основной принцип современного международного права и международных отношений.

    Сегодня мы познакомимся с качественными количественными изменениями, происходящими на политической карта мира.

    Слайд 9

    Анализ рис.31 на с.88. Назовите количественные изменения и приведите примеры.

    Ответы обучающихся.

    Назовите качественные изменения на политической карте мира и приведите примеры.

    Ответы обучающихся.

    Наш урок подходит к концу. Давайте выполним несколько заданий на закрепление материала.

    Слайд 10

    Определите, в каких случаях речь идёт о качественных изменениях на политической карте мира, а в каких – о количественных?

    В 1990 г. Йеменская Арабская республика НДРЙ объединились в единое государство – Йеменская республика.

    По данным института морской геологии и геофизики ДВО РАН в результате землетрясения в Невельске 2 августа 2007 года морское дно поднялось и образовался участок суши общей площадью 3 км2. К образованию ещё одного участка в 1.5км2 ПРИВЕЛО ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛ КАНА Пик Сарычева на курильском острове Матуа в июне 2009г.

    В 1993 году возникло новое государство Эритрея (бывшая провинция Эфиопии на берегу Красного моря).

    Часть территории Нидерландов – это земли, отвоёванные у моря, что привело к изменению политической карты страны.

    Слайд 11 Какого региона на ПКМ изменения коснулись в наименьшей степени, и его можно считать самым устойчивым регионом на ПКМ?

    Слайд 12.Какой регион самый богатый на образование новых государств?.

    Ответы обучающихся.

    Слайд 13 Баренцево море

    15сентября 2010 года Президент РФ и премьер – министр Норвегии подписали договор о разграничении зон юрисдикции в Баренцевом море.

    Фото. О каких изменениях идёт речь?

    Вывод: ПКМ свойственна высокая динамичность. Она отражает главные политико – географические изменения, образование новых независимых государств, слияние одного государства с другим, изменение площади государства, столиц и многое другое. Все эти элементы составляют основное содержание политической карты мира.

    Рефлексия:

    Самооценка.

    Ребята, каждому из вас предлагается заполнить таблицу, где вы должны оценить свою работу на уроке.

    Моя оценка за работу на уроке

    Что я узнал?

    Чему я научился?

    Назовите ваши оценки, что вы узнали, в чем ещё затрудняетесь?

    Если бы вы сейчас писали другу СМС о проведенном мероприятии, то какой бы смайлик вы поставили в конце?

    Обучающиеся поднимают смайлики.

    Сегодня мы рассмотрели этапы формирования ПКМ, работали с разными источниками информации, делали выводы, работали по заданиям. Вы активно работали в течение всего урока. Запишите домашнее задание.

    Слайд14

    П.20 и для учащихся, желающих получить более высокую оценку предлагаю выполнить задание №9 на с.89.

    Слайд 15

    Спасибо за внимание

    Политическая карта географическая карта земного шара, материка или региона, на которой отражено территориально-политическое деление. Основные элементы содержания карты – границы государств и зависимых территорий, столицы, крупные города, иногда на политической карте отображаются пути сообщения, границы автономных образований в составе государств с федеральным устройством, столицы и центры единиц административно-территориального деления.

    В современном мире насчитывается более 250 стран . Они разнообразны по месту в международном разделении труда и в международных отношениях, по уровню экономического развития, по размеру территории, по численности населения, по его этническому и национальному составам, по географическому положению и по многим другим показателям. 193 государства являются членами Организации Объединенных Наций (на 01.01.2018 г.) и 2 государства-наблюдателя : Святой Престол (Ватикан) и Государство Палестина.

    Многообразие стран современного мира.

    Страны мира группируются по разным признакам. Например, выделяются суверенные , независимые страны (около 193 из 250) и зависимые страны и территории. Зависимые страны и территории могут носить разные названия: владения – термин «колонии » не употребляется с 1971 г. (их осталось очень мало), заморские департаменты и территории, самоуправляющиеся территории. Так, Гибралтар является владением Великобритании; остров Реюньон в Индийском океане, страна Гвиана в Южной Америке – заморские департаменты Франции; островная страна Пуэрто-Рико объявлена «свободно присоединившимся к США государством».

    Группировка стран по размерам территории:

    • очень большие страны (территория более 3 млн кв.км): Россия (17,1 млн кв.км), Канада (10 млн кв.км), Китай (9,6 млн кв.км), США (9,4 млн кв.км), Бразилия (8,5 млн кв.км), Австралия (7,7 млн кв.км), Индия (3,3 млн кв.км);
    • крупные страны (имеют площадь более 1 млн км2): Алжир, Ливия, Иран, Монголия, Аргентина и др.;
    • средние и небольшие страны : к ним относится большинство государств мира – Италия, Вьетнам, Германия и др.
    • микро-государства : Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино, Ватикан. К ним же относится Сингапур и островные государства Карибского моря и Океании.

    По численности населения выделяют 10 крупнейших стран мира : Китай (1318 млн чел.); Индия (1132 млн чел.); США (302 млн чел.); Индонезия (232 млн чел.); Бразилия (189 млн чел.); Пакистан (169 млн чел.); Бангладеш (149 млн чел.); Нигерия (144 млн чел.); Россия (142 млн чел.); Япония (128 млн чел.). Численность населения стран постоянно изменяется, поэтому эта «большая десятка» также изменяется. Большинство стран мира относятся к средним по численности населения государствам (менее 100 млн чел.): Иран, Эфиопия, Германия и др. Самые маленькие по численности населения страны – микро-государства. В Ватикане, например, живет 1 тыс. человек.

    Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира.

    Страны мира также различаются по формам правления и по формам территориально-государственного устройства .

    Выделяют две основные формы правления : республики , где законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству (США, ФРГ), и монархии , где власть принадлежит монарху и передается по наследству (Бруней, Великобритания).

    Большинство стран мира имеет республиканскую форму правления. Выделяют президентские республики, где президент возглавляет правительство и имеет большие полномочия (США, Гвинея, Аргентина и др.), и парламентские республики, где роль президента меньше, а главой исполнительной власти является назначаемый президентом премьер-министр. Монархий в настоящее время насчитывается 29 .

    Среди монархий выделяют конституционные и абсолютные. При конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией и деятельностью парламента: реальная законодательная власть принадлежит обычно парламенту, а исполнительная – правительству. Монарх при этом «царствует, но не правит», хотя его политическое влияние довольно большое. К таким монархиям относятся Великобритания, Нидерланды, Испания, Япония и др.

    При абсолютной монархии власть правителя ни чем не ограничена. Государств с такой формой правления сейчас в мире всего шесть: Бруней, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Ватикан.

    Особо выделяют так называемые теократические монархии , т. е. страны, где глава государства одновременно является его религиозным главой (Ватикан и Саудовская Аравия).

    Есть страны, которые имеют специфическую форму правления. К ним относятся государства, входящие в так называемое Содружество (до 1947 г. оно называлось «Британское Содружество наций»). Содружество – объединение стран, в которое входят Великобритания и многие ее бывшие колонии, доминионы и зависимые территории (всего 50 государств). Изначально создавалось Великобританией для сохранения ее экономических и военно-политических позиций в ранее принадлежавших территориях и странах. В 16 странах Содружества главой государства формально считается британская королева . К наиболее крупным из них относятся Канада, Австралия, Новая Зеландия. В них глава государства – королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, а законодательный орган – парламент.

    Тема: Политическая карта мира

    (урок-лекция)

    Цель: познакомить учащихся с современной политической картой мира,

    основными этапами её формирования, группировками и типологией

    стран нашей планеты, их государственным устройством; учить

    старшеклассников составлению характеристики политико-

    географического положения страны; продолжить формировать

    умение анализировать картографическую информацию.

    Оборудование: политическая карта мира, раздаточный материал (информационные сведения о монархиях и федерациях мира; план характеристики политико-географического положения страны), компьютерная презентация «Монархии мира».

    Ход урока:

    I . Организация начала урока.

    II . Актуализация знаний учащихся.

    Сегодня мы приступаем к изучению темы «Политическая карта мира», нам предстоит узнать о многообразии стран современного мира, их государственном устройстве, выявим главные этапы формирования политической карты, научимся составлять характеристику политико-географического положения страны.

    Прежде чем начать это знакомство, давайте попробуем выяснить, что мы знаем о современных государствах мира.

    Диктант «Знаешь ли ты политическую карту мира?»

    Задание: из предложенного учителем перечня государств выпишите только

    те, которые относятся к вашему варианту.

    1 вариант: страны Европы и Африки;

    2 вариант: страны Азии и Южной Америки.

    Мексика (-), Албания (1), Перу (2), Бельгия (1), Гватемала (-), Непал (2),

    Сомали (1), США (-), Парагвай (2), Греция (1), Мавритания (1), Венесуэла (2),

    Танзания (1), Намибия (1), Уругвай (2), Ирак (2), Израиль (2), Польша (1), Индонезия (2).

    III . Новая тема.

    Начиная знакомство с политической картой мира, давайте выясним, какую информацию эта карта несет (атлас, стр. 2-3).

    * Политическая карта мира – карта мира, на которой представлены все страны современного мира.

    В настоящее время на нашей планете насчитывается 193 суверенных государств, а всего государственных образований – более 200, половина всех стран находится на территории Евразии.

    Этапы формирования политической карты мира:

      Древний (до V в. н.э.). Возникновение и разрушение древних государств:

    Карфаген, Древняя Греция, Древний Египет, Древний Рим. Главное

    средство изменений на ПКМ – войны.

      Средневековый ( V - XVI в.в.). Возникновение крупных феодальных

    государств в Европе и Азии, образование внутреннего и внешнего рынков. Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания, Византия, Делийский султанат и др. Крупные изменения – эпоха Великих географических открытий. Португалия – захват Невольничьего берега, Азорских островов, Мадейры; Испания – колонизация Америки.

      Новый ( XVI - XIX в.в.). Зарождение и утверждение капитализма. Колониальные захваты европейцами территорий в Америке, Азии, Африке.

    Англия – Египет, Индия;

    Франция – Алжир.

      Новейший (1-я половина XX в.). Формирование ПКМ связано с I и II

    мировыми войнами.

    Распад Австро-Венгрии; Германия потеряла Эльзас и Лотарингию,

    колонии в Африке и Океании; образование Венгрии, Чехословакии,

    раздел Османской империи.

      Современный (после II мировой войны).

    Образование ГДР и ФРГ, социалистических государств в Европе, Азии и Латинской Америке (Куба).

    Образование независимых государств в Азии и Африке.

    Изменения на политической карте мира в последние 15-20 лет:

    1) 1989 год – освободилась от колониальной зависимости Намибия;

    государств);

    Югославии (в составе Сербии и Черногории) и 4-х автономных государств;

    республика Югославия, на месте бывшей СФРЮ – 6 государств:

    Сербия, Черногория, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина,

    Словения. Февраль 2008 года – суверенитет автономного края Косово

    (он до этого - в составе Сербии, это была исконно сербская территория);

    Словакии;

    6) 1993 год – восстановлена монархическая форма правления Камбоджи

    (через 23 года страна вновь - королевство, бывшая республика Кампучия);

    7) 1993 год – независимость Эритреи (бывшая территория Эфиопии,

    республика, столица – Асмэра);

    8) 1994 год – образование Республики Палау (в Океании, вышла из под опеки

    США);

    9) 1997 год – Республика Заир переименована в Демократическую Республику

    Конго;

    колония Португалии, затем – под гнетом Индонезии; 2 года – контроль

    ООН);

    королевство, теперь – республика).

    Осетии; эти государственные образования были в составе Грузии,

    но благодаря вмешательству России агрессию Грузии удалось остановить.

    Судан и стал независимым государством (Столица г. Джуба). 193-я страна

    мира и 54-я – в Африке.

    14) остаются спорными территории – Гибралтар, Фолклендские острова.

    Стран на нашей планете очень много, все они различаются по площади, численности населения, географическому положению, государственному устройству, уровню экономического развития.

    По количественным показателям принято выделять группировки стран мира, здесь представлены страны лидеры мира по площади, численности населения, выделены группы стран, различающиеся особенностями географического положения.

    Группировки стран мира.

    I . По размерам территории

    (7 самых больших стран, S не менее 3-х млн. км 2 ; на них – ½ суши):

    1) Россия

    2) Канада

    3) Китай

    4) США

    5) Бразилия

    6) Австралия

    7) Индия

    II . По численности населения

    (10 государств численностью населения не менее 100 млн. человек

    каждое, в них проживает 60 % населения мира):

    1) Китай (1 300 000 000 чел.)

    2) Индия (1 100 000 000 чел.)

    3) США (303 000 000 чел.)

    4) Индонезия (215 000 000 чел.)

    5) Бразилия (188 000 000 чел.)

    6) Пакистан (160 000 000 чел.)

    7) Россия (142 000 000 чел.)

    8) Нигерия (135 000 000 чел.)

    9) Бангладеш (130 000 000 чел.)

    10) Япония (128 000 000 чел.)

    III . По особенностям географического положения:

      приморские (Мексика, Россия, США, Египет, Франция и др.)

      внутриконтинентальные (Монголия, Чад, Венгрия, Белоруссия)

      полуостровные (Италия, Индия, Сомали, Дания)

      островные (Мадагаскар, Куба, Мальта, Шри-Ланка)

      страны-архипелаги (Индонезия – 18 тыс. о-вов; Япония – 4 тыс.

    о-вов; Филиппины, Великобритания)

    6) микрогосударства (Ватикан, Монако, Люксембург, Сан-Марино)

    Типология стран мира.

    Типология стран мира основана на выделении групп стран по различиям в общественно-политическом устройстве и в экономических показателях.

    I . Социалистические страны (Китай, Куба, Вьетнам, КНДР).

    II . Развитые капиталистические страны (РКС, около 60 государств):

    1) «Большая восьмерка»:

      Канада

      Великобритания

      Франция

      Италия

      Япония

      Россия

    2) малые капиталистические страны (младшие экономические

    партнеры «большой восьмерки», Западная Европа: Швеция,

    Швейцария, Австрия, Бельгия, Нидерланды и др.)

    3) страны переселенческого капитализма (Канада, ЮАР, Израиль,

    Австралия, Новая Зеландия)

    4) страны со средним уровнем развития капитализма (Греция,

    Ирландия, Португалия)

    5) страны с переходной экономикой (с 90-х годов XX в.

    осуществляется постепенный переход от плановой экономики к

    рыночной: Польша, Украина, Румыния, Болгария, Казахстан,

    Грузия и др.)

    III . Развивающиеся страны мира (РС,около 130 государств):

    1) «ключевые страны» (Индия, Бразилия, Мексика)

    2) новые индустриальные страны (НИС): Южная Корея, Сингапур,

    Тайвань, Гонконг, Малайзия, Тайланд, Индонезия; значительный

    рывок в – в 80-е – 90-е годы XX в.в..

    3) нефтеэкспортирующие страны (высокий ВВП за счет продажи

    нефти; Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, ОАЭ, Ливия,

    Алжир, Бруней, Венесуэла)

    4) страны, отстающие в своем развитии (Колумбия, Боливия, Замбия,

    Либерия, Эквадор, Марокко и др.)

    5) наименее развитые страны (Афганистан, Бангладеш, Йемен, Мали,

    Чад, Мозамбик, Гаити и др.)

    В процессе исторического развития многие государства прошли путь от зависимых территорий до суверенных государственных образований.

    * Колония – страна, лишенная политической и экономической самостоятельности.

    Гибралтар (брит.)

    Макао (владение Португалии с правами внутреннего самоуправления; в декабре 1993 года передано Китаю)

    Гвиана (Французское владение в Южной Америке)

    * Метрополия – страна,владеющая колониями.

    * Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

    Государственный строй стран мира.

    * Монархия – форма правления, при которой власть сосредоточена в руках одного человека и передается по наследству.

    (исключение – Малайзия и ОАЭ, где монарх избирается из числа родственников)

    В мире на май 2008 года насчитывалось 29 монархий (28 мая 2008 г. Непал стал республиканским государством):

    Монархии мира (29):

    Е В Р О П А

      Андорра (княжество)

      Бельгия (королевство)

      Ватикан (папское государство)

      Великобритания (королевство)

      Дания (королевство)

      Испания (королевство)

      Лихтенштейн (княжество)

      Люксембург (Великое герцогство)

      Монако (княжество)

      Нидерланды (королевство)

      Норвегия (королевство)

      Швеция (королевство)

    А З И Я

      Бахрейн (эмират)

      Бруней (султанат, абсолют. )

      Бутан (королевство)

      Иордания (королевство)

      Катар (эмират, абсолют. )

      Камбоджа (королевство)

      Кувейт (эмират)

      Малайзия (султанат)

      Оман (султанат, абсолют .)

      ОАЭ (эмират, абсолют .)

      Саудовская Аравия (королевство, абсолют. )

      Тайланд (королевство)

      Япония (империя)

    А Ф Р И К А

      Лесото (королевство)

      Марокко (королевство)

    3. Свазиленд (королевство)

    О К Е А Н И Я

    1. Королевство Тонга

    Виды монархий:

      Абсолютная (неограниченная власть монарха, монарх – глава

    государства, правительства, вооруженных сил.

    Примеры – см. выше в таблице.

      Конституционная (власть монарха ограничена конституцией; реальная

    законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная –

    правительству; монарх царствует, но не правит).

      Теократическая (во главе государства – духовное лицо).

    Ватикан, Саудовская Аравия.

    * Республика – форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному органу – парламенту, а исполнительная -

    правительству.

    Виды республик:

      Президентская (глава правительства – президент).

    США, Аргентина, Бразилия; Россия – исключение, глава правительства – премьер-министр, но вид республики – президентская.

      Парламентская (глава правительства – премьер-министр).

    Германия, Италия, Австрия, Индия.

    Формы административно-территориального устройства.

    * Унитарное государство – такая форма административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть.

    (лат. Unitas – «единство»)

    Признаки: 1) территория страны не имеет в своем составе самоуправляющихся

    образований;

    2) в стране единая Конституция и система органов власти.

    Китай, Франция, Польша, Великобритания, Япония, Индонезия, Египет и др.

    * Федеративное государство – такая форма административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными органами власти в стране есть отдельные самоуправляющиеся единицы – субъекты.

    (лат. Foederatio – союз, объединение)

    Признаки: 1) территория страны – субъекты (самоуправляющиеся

    образования);

    2) федеральные единицы наряду с едиными (федеральными)

    законами (Конституция) имеют свои законодательные и

    исполнительные органы власти.

    Федерации мира

    С Н Г

    1. Российская Федерация

    З А Р У Б Е Ж Н А Я Е В Р О П А

      Австрийская Республика

      Королевство Бельгия

      Швейцарская Конфедерация

      Федеративная Республика Югославия (в составе Сербии и Черногории с мая 1992г.)

    З А Р У Б Е Ж Н А Я А З И Я

      Республика Индия

      Малайзия

      Союз Мьянма

      Исламская Республика Пакистан

    А Ф Р И К А

    1. Федеративная Исламская Республика

    Коморские острова

    2. Федеративная Республика Нигерия

    3. ЮАР

    4. Эфиопия

    С Е В Е Р Н А Я А М Е Р И К А

    1. Канада

    2. США

    Л А Т И Н С К А Я А М Е Р И К А

      Аргентинская Республика

      Федеративная Республика Бразилия

      Республика Венесуэла

      Мексиканские Соединенные Штаты

      Федерация Сент-Китс и Невис

    А В С Т Р А Л И Я и О К Е А Н И Я

    1. Австралийский Союз

    2. Федеральные Штаты

    Микронезии

    Изменения на политической карте мира:

      количественные (присоединение земель, территориальные потери и

    завоевания, объединение или распад государств, «отвоевывание» суши

    у моря);

    2) качественные (смена общественно-экономических формаций,

    приобретение страной суверенитета, образование международных союзов,

    изменение формы правления и административно-территориального

    устройства).

    IV . Закрепление изученного материала (тест).

    1. Морские границы имеют:

    а) Пакистан и Китай б) Боливия и Монголия

    в) Бутан и Мали г) Белоруссия и Свазиленд

    2. Определите государство с унитарной формой административно-

    территориального устройства:

    а) Бразилия б) Индия в) Венгрия г) Австрия

    3. Какое из перечисленных государств является полуостровным:

    а) Бельгия б) Чили в) Индия г) Габон

    4. Выберите столицу одного из африканских государств:

    а) Манагуа б) Виндхук в) Тхимпху г) Хельсинки

    5. Укажите страну с монархической формой правления:

    а) Япония б) Португалия в) Польша г) Тунис

    6. Выберите часть света, в которой нет стран переселенческого

    капитализма:

    а) Европа б) Азия в) Африка г) Америка

    7. Больше всего наименее развитых стран расположено:

    а) в Азии в) в Латинской Америке

    б) в Африке г) в Океании

    8. Выберите страны, относящиеся к типу промышленно развитых стран:

    а) Италия и Дания в) Алжир и Франция

    б) Лаос и Монголия г) Аргентина и Мексика

    9. Какое из государств имеет такую же форму

    административно-территориального деления, как и Россия:

    а) Перу б) США в) Италия г) Болгария

    10. Укажите страну с переходной экономикой:

    а) Финляндия б) Ангола в) Парагвай г) Грузия

    V . Домашнее задание. Учебник Максаковского (Тема № 1), на контурную

    карту нанести: самые большие страны мира по площади и численности

    населения, по 3-4 примера – внутриконтинентальных стран, приморских,

    островных, полуостровных, стран-архипелагов, «большую восьмерку»,

    малые капиталистические страны (5-7), страны переселенческого

    капитализма, с переходной экономикой, РС (по 3-4 от каждой подгруппы).

    Подготовка к зачету по географической номенклатуре (ПКМ).

    
    Top