Конституции рсфср, cccр, россии. справка. Глава ix конституции "суды и прокуратура" закрепляла, что правосудие в ссср осуществляется верховным судом ссср, верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и авт

Ответами к заданиям 1–19 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

Свержение царского самодержавия породило волну надежды в нерусских популяциях империи. Но после Февральской революции изменения были минимальными, за некоторыми исключениями. В Европе западные районы были также частично оккупированы немцами. Сценарий меняется с Октябрьской революцией.

А спустя несколько дней, 2 ноября, Указ о национальностях определил принципы, которые молодая республика стремилась навязать отношениям с нерусским населением. Включить право на самоопределение народов, которые будут выбирать независимость. Вопреки влиятельным членам ЦК Ленин не выступал против независимости Финляндии и восстановления Польши как суверенных государств.

1. битва на реке Калке

2. убийство князя Андрея Боголюбского

3. Куликовская битва

2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

3

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVIII в.

Ленин хвалил сталинское сочинение, но идеи как по национальному вопросу не совпадали. В странах Балтии ситуация была очень сложной. Возникли три антагонистические тенденции. Большинство проголосовало за независимость. Революционное меньшинство боролось за интеграцию с Советским Союзом, а сектор аграрной буржуазии хотел интеграции с Германией. Вмешательство британской эскадры способствовало решительной победе сторонников независимости. Эстония, Финляндия-угрия; Латвия и Литва, индоевропейцы, поддерживали свои языки и латинский алфавит.

1) коллегия; 2) бироновщина; 3) кондиции; 4) Соборное уложение; 5) ассамблея; 6) местничество.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4

Запишите термин, о котором идёт речь.

В соответствии с Конституцией СССР (от 1936 г.) были проведены выборы в новый высший орган государственной власти ______ .

В Дагестане, Чечне, Ингуччии, мусульманских землях царило хаос в течение многих лет. Под защитой английских штыков страны Закавказья провозгласили независимость. В Грузии ситуация оставалась напряженной во время короткого социал-демократического правительства, которое было установлено.

Но Ленин обнародовал свое несогласие с репрессиями на Кавказе, серьезно критикуя методы, применяемые там Сталиным. Гражданская война продолжалась, и адмирал Колчак, лидер контрреволюции, контролировал часть Средней Азии. В течение почти четырех лет в регионе преобладал хаос.

5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

Глава ix конституции "суды и прокуратура" закрепляла, что правосудие в ссср осуществляется верховным судом ссср, верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами ссср, создаваемыми по постановлению верховного совета ссср, народными судами

Процесс интеграции Украины в Советскую Россию был, пожалуй, самым травматичным. Националисты Петлюры защищали создание независимого государства против мнения русскоязычного меньшинства страны. С немецкой оккупацией замешательство увеличилось. Украина была одной из главных сцен гражданской войны между белыми и революционными силами, но большевики победили.

А) «Статья 3. Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются. Допущение консулов той и другой стороны будет урегулировано специальным соглашением.

Статья 4. Оба правительства далее согласны в том, что для общего правового положения граждан одной стороны на территории другой и для общего урегулирования взаимных торговых и хозяйственных отношений должен действовать принцип наибольшего благоприятствования. Принцип наибольшего благоприятствования не распространяется на преимущества и льготы, которые РСФСР предоставляет другой Советской Республике или государству, которое раньше было составной частью бывшего Российского государства.

Возрождение национализма. Они притворялись, что игнорируют реальность. Во время войны немцы были хорошо приняты важным сюжетом балтийских народов. То же самое произошло и в Украине. А охранники во многих немецких концентрационных лагерях были украинскими сотрудниками.

Это факт, что в Европе и Азии на протяжении десятилетий сосуществование русского большинства с национальными меньшинствами было мирным. То, что преобладало, было на практике концепцией интернационалистического федерализма Сталина, гегемонизированного Россией.

Гомосовет, который должен быть созданием социализма, не выходил за рамки стремления. В конце Второй мировой войны раны, открытые решением Сталина, несовместимые с принципами, которые регулировали национальный вопрос, не были излечены. Изгнание крымских татар в Среднюю Азию, немцев Волги и некоторых народов турецкого происхождения и депортация в Сибирь тысяч стран Балтии оставило глубокие последствия для меньшинств, пострадавших от этих репрессивных мер.

Статья 5. Оба правительства будут в доброжелательном духе взаимно идти навстречу хозяйственным потребностям обеих стран. В случае принципиального урегулирования этого вопроса на международном базисе они вступят между собою в предварительный обмен мнений. Германское правительство объявляет о своей готовности оказать возможную поддержку сообщённым ей в последнее время проектируемым частными фирмами соглашениям и облегчить проведение их в жизнь...»

Возрождение сепаратистского национализма в советском пространстве стало прозрачным с самого начала перестройки. Страны Балтии, где были сильные российские меньшинства, были первыми, кто пробился, выбрав независимость. В Вильнюсе Алькис Чекуолис, литовский, который был директором Агентства новостей в Лиссабоне, сказал мне без капризов, что он антиленин. Молодые антисоветские плакаты были размещены на стенах церквей.

В Алма-Ате, в Казахстане, где за несколько месяцев до того, как антироссийские демонстрации были подавлены оружием, партийный секретарь преуменьшил в разговоре со мной смысл народных протестов, приписывая их хулиганам, маргинальным. Во время визита в Узбекистан меня впечатлило стойкое выживание исламской культуры в этой республике. Меня удивило незнание партийных товарищей об истории иранских и турецких народов, которые создали там великие цивилизации, чье наследие можно увидеть в ослепительных мечетях и медикаментах Самарканда, Хивы и Бухары, объекта всемирного наследия.

Б) «1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.

2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана. Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского Государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития. Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.

В некоторых советских книгах истории даже игнорировалось так называемое временное возрождение, увлекательный период культурного великолепия в литературе, искусстве, астрономии и архитектуре, что стало возможным благодаря потомкам турецкого завоевателя Тамерлана.

П) организация государственного страхования

В незабываемые дни в провинциях Северного Афганистана и на юге Узбекистана у меня была возможность наблюдать, что граница, разделяющая два государства, освещает реальность, которая перевозила меня через разные века человечества. Но этого было достаточно, чтобы пересечь мост, который отделяет узбекский Термез от Афганского Хайратона, чтобы встретиться с обществом, в котором женщина стоила меньше верблюда.

3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчёркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о её полной политической незаинтересованности в этих областях».

1. Соглашение вывело обе стороны, заключившие его, из международной изоляции.

2. Это секретный протокол к договору между странами, его подписавшими.

Но, несмотря на лояльность мусульманской культуре и традициям, республики Средней Азии были последними, кто провозгласил независимость. Разрыв не был конфликтным, отличным от Балтии. В этих странах лидеры государства и партии осуществляли власть в авторитарной манере с железными руками и боялись перехода к формам правительства западной модели. Многие пережили переход к капитализму, особенно в Казахстане и Туркменистане.

За редким исключением западные советники великих университетов продолжают представлять Советский Союз как чудовищное государство и коммунизм как аберрацию. Они настаивают на том, чтобы увидеть Сталина кровожадным диктатором и установить параллели с Гитлером. Но и Ленин изгоняется.

3. Текст соглашения предусматривает разделение сфер влияния между странами, подписавшими документ.

4. Современником событий был В.И. Ленин.

5. Приведён фрагмент Брестского договора.

6. Бессарабия вошла в состав СССР в 1945 г.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А Фрагмент Б

7

Травмированные поражением «модели», которую они защищали в течение десятилетий, они не продемонстрировали возможности адекватного идеологического ответа на наступление противников предыдущего дня. Они утверждают, что они все еще борются за социализм, но они не убеждают. Они берут старые тезисы Каутского, Бауэра и Бернштейна. Приняв порочную концепцию демократии, опошленной священниками капитала, они приходят к аберрации, признавая, что в один прекрасный день человечество придет к социализму через парламентские средства, посредством реформ, осуществляемых в сфере институтов, созданных буржуазией для служения к вашим целям.

Какие три из перечисленных событий произошли в 1920-х гг.?

1. антибольшевистское восстание моряков Кронштадта

2. выступление троцкистско-зиновьевской («объединённой») оппозиции

3. роспуск Учредительного собрания

4. мятеж левых эсеров в Москве

5. принятие первой Конституции РСФСР

6. начало полосы дипломатического признания СССР

Меня никогда не привлекала его личность. Но пребывание вдали от человека не мешает мне описать как антагонистов истории антагонистическую позицию тех, кто осуждает его без обращения как врага человечества, и тех, кто в противоположном плане видит в нем блестящего государственного деятеля революции, который изменил мире.

Сталинский эссе, озаглавленный «Марксизм и национальный вопрос», анализирует, прежде всего, предмет из мнений австрийских марксистов Спрингера и Отто Бауэра, тезисы еврейского Бунда и проблемы кавказских национальностей. Это запутанно и плохо структурировано.

8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) _______ наступательная операция советских войск относится к 1944 г.

Б) Место в Подмосковье, где в составе партизанского отряда действовала Зоя Космодемьянская, называлось __________

Документ о ратификации Соглашения между правительством Испании и Правительством Союза Советских Социалистических Республик о предотвращении двойного налогообложения доходов и имущества, совершенного в Мадриде 1 марта. Дело не в том, что испанское государство похоже на советское государство, или потому, что они прослеживаются, нет, не намного меньше, просто потому, что они являются процессами или попытками независимости части государства.

Л) утверждение единого государственного бюджета ссср и отчета о его исполнении, установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных

Разумеется, следует отметить, что ни одна из республик не оставила Советский Союз на законных основаниях, т.е. в соответствии с действующей в то время советской конституцией. Во-вторых, вопрос об уважении конституции к праву на самоопределение и дискуссии, которые все это влечет за собой. Советское государство было, безусловно, гораздо более многокультурным, чем испанское государство. В разное время во главе государства находились представители грузинских или украинских меньшинств. Это не было российское государство, оно было советским, которое отличает его от чисто испанского государства, но, находясь в том же состоянии, несколько хорошо дифференцированных народов - это контекст, который, безусловно, схож с точки зрения вопроса самоопределения.

В) _______битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

1. Ржевская

2. Петрищево

3. Ясско-Кишинёвская

4. Московская

5. Сталинградская

6 Берлинская

9

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Таким образом, это мультикультурное государство сталкивается с дебатами о самоопределении. Хотя следует отметить, что несколько республик не проводили референдум на своих территориях централизованным образом. Затем были проведены другие референдумы, в которых процентные различия варьировались, но уже были сделаны вне законности центрального советского государства.

Четвертый пункт, возможно, самый сложный, - это вопрос об использовании силы для защиты единства государства в соответствии с конституцией. Поэтому дискуссия об использовании силы в качестве последнего государственного механизма находится на столе Раджоя, как это было ранее в Горбачеве.

10

Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий и назовите деятеля, фамилия которого пропущена в тексте.

«Он, конечно, всеми своими корнями врос в прошлое нашей страны, в централизованную систему партийной и государственной власти. Отсюда первыми его шагами на посту Генерального секретаря ЦК было наведение порядка на.производстве, укрепление государственной дисциплины, основательно расшатанной при Брежневе, борьба с коррупцией и взяточничеством

Пятый пункт - внутренняя дискуссия, как каталонская, так и испанская, о лучшем будущем. Политические, экономические и социальные причины. Обе стороны, по своей довольно бескомпромиссной позиции по их рассуждениям, не принимали участия в этих прениях надлежащим образом. Они оба сосредоточены на конституции, не затрагиваются - самоопределение не обсуждается. Поэтому проблемы и желания тогда и сейчас повторяются, смутные прокламации без четко определенного будущего или открываются, если мы видим это с другой точки зрения.

Все это не означает, что то, что произошло в советском государстве, будет повторяться сейчас, но это пример того, как это происходит, мир не заканчивается, и жизнь продолжается после разлуки. Федеративный Совет России. Государства и его руководящих органов, федеративных республик и полномочий их правительств. местных органов власти и организации исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Важно отметить, что, несмотря на разделение полномочий, Верховный Совет - законодательный орган - был тем, кто назначил других. оба.

Был решительным защитником марксизма-ленинизма, который он, в отличие от Брежнева, знал не по специально подобранным референтами цитатам, а по первоисточникам. В дни столетия со дня смерти Карла Маркса он подготовил и опубликовал интересную, на мой взгляд, работу о судьбах демократии, где впервые поднял основательно забытую нашими коммунистами проблему самоуправления в обществе На самом деле это шло от глубокого понимания того, что порядок в обществе может быть прочным только тогда, когда он опирается на подлинно демократические институты

Не сомневаюсь, что отпусти судьба... еще несколько лет жизни, не было бы у нас ни катастрофических шараханий, ни кровавых межнациональных конфликтов, ни повсеместного ослабления государственной власти...»

11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

1. Сигизмунд III Ваза

3. разгром войск крымского хана у села Молоди

4. реформы Избранной рады

5. Иван Грозный

7. начало опричного террора

9. Стефан Баторий

12

Прочитайте отрывок из исторического источника

«Зачем, царь,... воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе и в ином непотребстве... В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане - соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были предки наши? Не сдались ли тебе крепости немецкие, по мудрости их, им от бога дарованной? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас и со всеми близкими нашими?...

Писано в городе Вол мере, владении государя моего короля Сигизмунда Августа, от которого надеюсь быть пожалован и утешен во всех печалях моих милостью его королевской, а особенно с помощью божьей».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

3. Правление царя, к которому обращается автор, сопровождалось террором и казнями.

6. В правление царя, к которому обращается автор, Россия не воевала со Швецией.

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16

13

Напишите название территории (полуострова) с поддержки национально-освободительного движения народов которого началась война, события которой показаны на схеме.

14

Напишите название перевала, героическая оборона которого обозначена на схеме цифрой «4».

15

Напишите название города-крепости, осада которого обозначена на схеме цифрой «3».

16

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.

1. Город, обозначенный на схеме цифрой «5», стал местом подписания перемирия между Россией и Турцией.

2. Государства, бывшие союзниками России и получившие после войны свою полную независимость, обозначены на схеме цифрами «1» и «2».

3. В ходе данной войны русские войска не дошли до самого Константинополя из-за начавшихся в России революционных беспорядков, вызванных пропагандой народников.

4. Светло-серой линией, отмеченной на схеме цифрой «6», обозначены окончательные границы страны, получившей признание своей независимости после войны.

5. В ходе войны прославились русские военачальники И. Гурко, М. Скобелев, Н. Столетов.

6. Окончательные итоги войны, события которой отражены на схеме, подвёл мирный конгресс в Вене.

17

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18-19

18

Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

Запишите цифры, которыми они обозначены

1. Скульптура была создана в годы правления Н.С. Хрущёва.

2. Скульптура находится в городе, в котором родился Юрий Гагарин

3. Памятник изготовлен из металла, используемого при строительстве космических кораблей

5. Человек, которому посвящён памятник, погиб в результате авиационной катастрофы.

19

Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной государственного деятеля, при котором родился Юрий Гагарин? В ответе запишите цифру, которой обозначено это здание.

1.

2.

3.

4.

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (20, 21 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Из доклада на торжественном заседании по случаю семидесятилетия Октябрьской революции

«Жизненность выдвинутых партией планов, понятых и воспринятых массами, лозунгов и замыслов, в которых был воплощён революционный дух Октября, нашла своё выражение в том поразившем мир энтузиазме, с которым миллионы советских людей включились в строительство советской индустрии. В тяжелейших условиях, при отсутствии механизации, на полуголодном пайке люди творили чудеса. Их вдохновляло то, что они приобщались к великому историческому делу. Не будучи достаточно грамотными, они классовым чутьем понимали, участниками какого грандиозного, невиданного дела они стали.

Наш долг и долг тех, кто пойдёт за нами, помнить об этом подвиге наших дедов и отцов. Каждый должен знать, что их труд и бескорыстная самоотдача не были напрасными. Они преодолели всё, что выпало на их долю, и внесли величайший вклад в утверждение завоеваний Октября, в создание тех основ нашей силы, которая позволила спасти Родину от смертельной опасности, спасти социализм для будущего, для нас с вами, товарищи. Слава им и добрая память! (Продолжительные аплодисменты.)

Вместе с тем период, о котором идёт речь, принёс и потери. Они находились в определённой связи с самими успехами, о которых я говорил. Тогда уверовали в универсальную эффективность жёсткой централизации, в то, что командные методы - самый короткий, лучший путь к решению любых задач. Это сказывалось на отношении к людям, к их жизненным условиям.

Возникла административно-командная система партийно-государственного руководства страной, усиливался бюрократизм, об опасности которого предупреждал в свое время Ленин. Начали складываться и соответствующие структура управления и методы планирования. В промышленности при тогдашних её объемах, когда буквально на виду были все основные объекты индустриального здания, такие методы, такая система управления в общем-то дали свои результаты. Однако столь же жёсткая система централизации и командования была недопустима при решении задач преобразования деревни.

Надо откровенно сказать: на новом этапе не хватило по-ленински внимательного отношения к интересам трудового крестьянства. И главное - недооценили того факта, что крестьянство как класс коренным образом изменилось за годы после революции. Основной фигурой стал середняк. Он утвердился как хозяин, этот крестьянин-труженик, получивший землю от революции и за целое десятилетие убедившийся в том, что Советская власть - это и его власть. Он стал верным и надёжным союзником рабочего класса, союзником на новой основе, убеждался на практике, что его жизнь все более поворачивается к лучшему.

И если бы больше посчитались с объективными экономическими законами и было бы проявлено больше внимания к тем социальным процессам, которые происходили в деревне; если бы вообще отношение к этому огромному массиву трудового крестьянства, большинство которого участвовало в революции и защищало её от белогвардейщины и интервентов, было политически более выверенным; если бы последовательно проводилась линия на союз с середняком против кулака, то не было бы и тех перегибов, которые имели место при проведении коллективизации».

2) «Левые» коммунисты во главе с Н. И. Бухариным - не вступать в переговоры и продолжать борьбу с германским милитаризмом для ускорения победы мировой революции.

3) Л.Д. Троцкий - лозунг «Ни мира, ни войны!», означавший прекращение военных действий и отказ от подписания договора.

Могут быть указаны другие точки зрения

Император Павел I продолжил внешнеполитический курс Екатерины II и энергично противостоял революционной Франции, однако в 1800 г. столь же решительно пошёл с ней на сближение. Объясните, в чём заключались причины такого поворота (приведите три объяснения).

Показать ответ

Могут быть приведены следующие объяснения :

1) Павла I возмутили действия союзников-англичан, отказавшихся предоставить России остров Мальту, который Павел, будучи гроссмейстером Мальтийского рыцарского ордена, считал своим законным владением;

2) «двойная» политика англичан и австрийцев - союзников Павла I по антифранцузской коалиции - наносила немалый ущерб интересам России;

3) Наполеон Бонапарт рассматривался Павлом I как диктатор, способный покончить с «революционной заразой» самостоятельно, без участия внешних сил.

Могут быть приведены другие объяснения

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже представлена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Как ни суровы и ни грубы были приёмы, с помощью которых Пётр вводил русских людей в мир западной культуры, но дальнейший исторический процесс показал, что Пётр взял верный путь...»

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать аргументы :

в подтверждение , например:

Россия стала европейской державой, с сильной армией и флотом; развитие промышленности;

Преобразования привели к стремительной европеизации жизни и сближению с культурой, искусством и бытовым укладом стран Европы;

в опровержение , например:

Но эти преобразования затронули только небольшую часть населения России и одновременно вызвали раскол в русской культуре;

Развитие экономики было построено на крепостническом фундаменте. Это определило постепенное замедление темпов развития и заложило экстенсивный характер экономического развития;

Высокая цена реформ.

Могут быть приведены другие аргументы

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1237-1480 гг.;

2) 1741-1761 гг.;

3) 1953-1964 гг.

В сочинении необходимо:

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Развитие государственного аппарата в послевоенные годы

В военный период выборы в Советы всех уровней не производились. Однако уже 22 июня 1945 г., ровно через четыре года после начала Великой Отечественной войны, в Москве открылась сессия Верховного Совета СССР довоенного созыва, которая на следующий день приняла Закон о демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии. Это свидетельствовало о постепенной передаче военно-оборонных вопросов от ГКО к гражданским органам высшей представительной власти. В сентябре 1945 г. Государственный комитет обороны был упразднен, его дела передавались в другие государственные органы, в том числе в Верховный Совет СССР.

В феврале 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР, а в феврале 1947 г. - в Верховные Советы союзных и автономных республик. Для кандидатов в депутаты был повышен возрастной ценз: для депутатов Верховного Совета СССР - до 23 лет, для депутатов Верховных Советов союзных и автономных республик - до 21 года. В конце 1947 - начале 1948 г. были проведены выборы в местные Советы во всех союзных республиках.

После принятия Конституции СССР 1936 г. произошли изменения наименований, структуры и компетенции ряда государственных органов. В связи с этим в марте 1946 г. Верховный Совет СССР образовал Редакционную комиссию по выработке предложений об изменениях, вносимых в Конституцию.

В 1946-1947 гг. по поручению И.В. Сталина специальная комиссия при ЦК ВКП (б) вела разработку проекта новой Конституции СССР. Но в связи с тем что конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества (допущение мелкого крестьянского хозяйства, децентрализация управления экономикой, хозяйственная самостоятельность местных управленческих организаций), работа над ним была прекращена.

В феврале 1947 г. были созданы комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного Совета, разработавшие принятые в последующем законы: о сельхозналоге, о государственных пенсиях, о расширении прав республик и др.

В первые послевоенные годы (1945-1954) Верховный Совет СССР созывался 9 раз, т.е. гораздо реже, чем это было предусмотрено Конституцией СССР. Круг вопросов, рассматриваемых Верховным Советом СССР, в целом сводился к внесению изменений в Конституцию, утверждению народно-хозяйственных планов, государственного бюджета, указов Президиума Верховного Совета.

В марте 1946 г. с целью превращения Президиума Верховного Совета СССР в более оперативный орган был сокращен его состав с 42 до 33 членов. В феврале 1947 г. в определенной степени была расширена его компетенция: к ведению Президиума были отнесены денонсирование международных договоров СССР, установление почетных званий СССР, воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий. Последнее, несомненно, увеличивало статус присваиваемых званий и рангов, придавая им больший юридический вес.

Реорганизация органов власти и управления. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон, в соответствии с которым Совет народных комиссаров СССР, совнаркомы союзных и автономных республик были преобразованы в соответствующие советы министров. а наркоматы - в министерства.

В соответствии с задачами мирного времени была проведена реорганизация некоторых ведомств, на базе военных наркоматов создавались новые отраслевые органы (например, в марте 1946 г. наркомат минометного вооружения был преобразован в министерство машиностроения и приборостроения, наркомат боеприпасов - в министерство сельскохозяйственного машиностроения, наркомат танковой промышленности - в министерство транспортного машиностроения).

Поиск наиболее эффективных методов управления экономикой и другими сферами жизни общества первоначально привел к чрезмерному укрупнению ведомств (например, угольной, нефтяной промышленности), созданию новых отраслевых органов. К февралю 1947 г. в СССР насчитывалось 36 общесоюзных и 22 союзно-республиканских министерства, что неминуемо привело к увеличению бюрократического управленческого аппарата, неоправданному раздутию штатов, отрыву управленческого аппарата от производства. В целях устранения этих недостатков, объединения отраслей под одним руководством, концентрации производственных сил и ресурсов, в 1948 г. было произведено сокращение министерств: к марту 1949 г. их количество уменьшилось до 28 общесоюзных и 20 союзно-республиканских.

В сфере государственной службы в послевоенные годы создавались новые традиции и нормы служебного поведения. Так, постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) «О судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах» от 38 марта 1947 г. для служащих, работающих в министерствах и ведомствах, вводились особые суды - «суды чести». Эти суды должны были способствовать воспитанию работников государственных органов в духе советского патриотизма, преданности интересам Советского государства и высокого осознания своего государственного и общественного долга. Традиции офицерского корпуса и дореволюционной государственной службы проявлялись также в присвоении специальных званий государственным служащим, введении обязательного ношения вицмундиров, специальных знаков различия, в установлении вознаграждений за выслугу лет на государственной службе.

Реорганизация судебных органов. После окончания войны судебные органы перестраивались на работу в условиях мирного времени. Восстанавливалась обычная подсудность и обычный порядок деятельности в соответствии с довоенными процессуальными нормами. В местностях, где ранее было установлено военное положение, восстанавливалась обычная подсудность военных трибуналов. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта преобразовывались в линейные и окружные суды.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 г. устанавливалась дисциплинарная ответственность судей за нарушения социалистической законности перед дисциплинарными коллегиями. Такие коллегии были образованы при Верховном Суде СССР, Верховных Судах союзных и автономных республик, областных и краевых судах, военных трибуналах округов, флотов и приравненных к ним специальных судах.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и Законом о судоустройстве 1938 г. были проведены выборы в народные суды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1948 г. для народных судей и народных заседателей устанавливался возрастной ценз в 23 года.

Необходимо отметить, что, несмотря на переход судебной системы к условиям мирного времени, военные трибуналы продолжали осуществлять свою деятельность по устранению негативных последствий войны. Так. в 1945-1947 гг. они рассматривали дела военных преступников, бывших военнослужащих германской армии и армий государств-союзников Германии, обвиняемых в совершении военных преступлений против человечества в период Второй мировой войны. Военными трибуналами рассматривались дела лиц - граждан СССР, обвиняемых в сотрудничестве с германскими оккупационными властями, принимавших участие в войне в составе вооруженных формирований вермахта и войск СС. Особое место в судебной практике, например, занимали дела бывших царских генералов и офицеров, активно сотрудничавших во время войны с германским командованием - П.Н. Краснова, А.Г. Шкуро, К. Султан-Гирея. Подобные дела имели не только юридическое, но прежде всего большое политическое значение: они призваны были продемонстрировать неотвратимость возмездия для всех, кто выступал против Советского государства. Военным трибуналам были также подсудны дела по утрате документов, содержавших государственную тайну, о разглашении военной тайны, независимо от юридического статуса подсудимого. В определенных случаях органы военного правосудия использовались при рассмотрении «громких» дел по обвинениям в политических преступлениях в ходе репрессивных кампаний.

В рассматриваемый период продолжали функционировать органы внесудебной репрессии, например Особое совещание при МГБ СССР.

В послевоенные годы роль и значение в правоохранительной системе органов прокуратуры практически не изменились. Прокуратура продолжала осуществлять контрольно-надзорные функции в рамках предоставляемых полномочий т поддержание государственного обвинения в суде. В целях укрепления авторитета прокуратуры, Верховным Советом СССС был принят Закон от 19 марта 1946 г. о присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР. Однако влияние органов прокуратуры в правоохранительной деятельности оставалось по сравнению с органами государственной безопасности менее значительным.

Деятельность правоохранительных органов в новых условиях. Окончание войны и новые внутриполитические задачи внесли определенные изменения в деятельность органов государственной безопасности и внутренних дел. Отпал ряд функций, характерных для военного времени: обеспечение комендантского режима и эвакуации населения, участие в боевых действиях и охраны фронтовых тылов, борьба с мародерством, паникерством, распространением ложных слухов.

В первые послевоенные годы ясно прослеживается курс на понижение роли МВД при одновременном укреплении Министерства государственной безопасности (МГБ). В ноябре 1946 г. в составе последнего было образовано Особое совещание. В январе 1947 г. из МВД в МГБ были переданы внутренние войска и транспортная милиция, в апреле 1948 г. - войска по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог, в апреле 1949 г. - Государственное хранилище ценностей (ГОХРАН). В октябре 1949 г. из МВД в МГБ переданы пограничные войска и милиция.

Согласно приказу МВД СССР «Об усилении работы по розыску бежавших из мест заключения и спецпоселенцев-выселенцев, бежавших из мест обязательного поселения» от 4 февраля 1950 г. ГУББ МВД СССР реорганизовывалось в Главное управление МВД СССР по оперативному розыску. В июле 1950 г. оно было передано в состав МГБ.

МВД СССР меняло свой «профиль», постепенно передавая в МГБ СССР и другие ведомства все большее количество функций, связанных с обеспечением порядка. Кроме названных ранее подобных акций, можно отметить следующие: во исполнение постановления Совета министров СССР от 6 мая 1951 г. войска МВД СССР по охране особо важных объектов промышленности и железных дорог были расформированы, а охрана промышленных предприятий, железных дорог, шоссейных дорог и сооружений была передана военизированной охране министерств и ведомств. В мае того же года конвойные войска были реорганизованы в конвойную охрану МВД СССР, что повлекло сокращение штатной численности, снижение уровня социальной и правовой защиты личного состава. В июне 1951 г. были расформированы войска по охране особых лагерей и тюрем, лагерей военнопленных, а охрана этих, объектов поручалась военизированной охране ГУЛАГа МВД СССР. В августе 1952 г. военизированная охрана из МВД была передана в МГБ.

В то же время на МВД возлагаются все новые обязанности хозяйственного плана. На основании постановления Совета Министров СССР «О мероприятиях по увеличению добычи и производства асбеста» от 20 мая 1950 г. в составе МВД СССР было образовано Главное управление исправительно-трудовых лагерей асбестовой промышленности. Во исполнение постановления Совета Министров СССР «О развитии геологоразведочных работ на золото по МВД СССР в 1951 - 1955 годах» от 30 сентября 1950 г. в составе МВД СССР было создано Геологическое управление и т.д.

Важнейшей задачей органов внутренних дел в первые послевоенные годы стало снижение уровня преступности. Основными направлениями в работе органов милиции становятся борьба с уголовным бандитизмом, спекуляцией, хищениями социалистической собственности, изъятие незаконно хранящегося оружия. Выполнение этих задач требовало чрезвычайных мер. Так, приказом НКВД СССР от 8 декабря 1945 г. в Москве была увеличена численность оперативного состава милиции на 638 единиц, создавались оперативные заслоны и подвижные оперативные группы для предотвращения проникновения уголовного элемента в столицу.

Приказом предписывался немедленный арест лиц, состоящих на оперативных учетах и передача их дел в Особое совещание. На состоявшемся 20-22 марта 1946 г. совещании министров внутренних республик, начальников управлений милиции краев и областей впервые прозвучало предложение о выделении из состава милиции криминальной милиции в целях более эффективной борьбы с преступностью. Данное предложение не получило одобрения, но было принято решение об укреплении уголовного розыска.

В июле 1946 г. Отдел уголовного розыска ГУМ МВД СССР был реорганизован в Управление уголовного розыска, а в июне 1947 г. создается Управление ВХСС. В феврале 1948 г. в составе ГУМ МВД СССР, управлений милиции республик, краев и областей были созданы следственные аппараты. В 1947 г. милиция Москвы, Ленинграда, Архангельска, Мурманска, Владивостока и столиц союзных республик была переведена на особое положение: подразделения милиции строились по войсковому принципу, на них распространялись уставы Советской Армии. Эти и другие меры привели к определенной стабилизации криминогенной обстановки. В 1947 г. общее количество преступлений в СССР по сравнению с 1946 г. снизилось на 17%. К 1953 г. благодаря принятым мерам удалось добиться значительного снижения уровня преступности в СССР, серьезного улучшения охраны общественного порядка.

Стремление улучшить работу милиции, укрепить ее кадры предопределило передачу органов милиции в ведение МГБ СССР в октябре 1949 г. В определенной степени данная мера способствовала укреплению кадрового аппарата милиции: уже в 1950 г. ее численность была увеличена на 15%. В августе 1950 г. МГВ СССР осуществило реорганизацию Главного управления милиции, которое включало теперь три управления: Управление милицейской службы. Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности. Управление уголовного сыска.

В октябре 1952 г. в целях усиления борьбы с хищениями социалистической собственности в составе Управления милицейской службы был создан Отдел вневедомственной наружной сторожевой охраны и соответствующие подразделения этой службы на местах. Передача милиции в ведение МГБ СССР имело в целом положительное значение, однако теперь милиция должны была оказывать содействие органам государственной безопасности, в том числе и в осуществлении политических репрессий.

В 1949-1953 гг. профиль МВД в значительной степени изменился в результате изъятия ряда функции, тем не менее объем решавшихся министерством задач оставался очень значительным, хотя на передний план выдвигалась различного рода хозяйственная деятельность преимущественно силами заключенных ГУЛАГа.

Ситуация изменилась после смерти И.В. Сталина. 5 марта 1953 г. на совместном заседании Пленума ЦК КПСС, Совета министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР было признано целесообразным объединить Министерство внутренних дел и Министерство государственной безопасности в одно министерство - МВД СССР, которое вновь возглавил Л.П. Берия.

Сразу же был взят курс на освобождение МВД от производственно-хозяйственной деятельности.

Деятельность органов государственной безопасности. В послевоенные годы на территории Западной Белоруссии, Западной Украины и Прибалтики продолжало действовать созданное еще в годы войны националистическое подполье. Только на территории Западной Украины членами националистических организаций в 1945-1953 гг. было совершено 14 424 террористических и диверсионных актов, погибло 17 тыс. советских граждан. Борьба с националистическим подпольем стала важнейшей функцией органов государственной безопасности и внутренних дел, пограничных и внутренних войск. На борьбу с бандитизмом были брошены наиболее опытные войсковые силы и кадры МВД - МГБ СССР.

В помощь им только в Западной Украине было создано 278 истребительных батальонов из числа местных жителей. К 1950 г. в западных областях Украины, Белоруссии и Прибалтики было размещено 26 полков внутренних войск. В результате ожесточенной борьбы националистическое подполье было ликвидировано уже в первые послевоенные годы, хотя борьба с остатками бандформирований продолжалась до 1951 г.

На органы государственной безопасности возлагались задачи выявления военных преступников среди находящихся в лагерях военнопленных, а также лиц, сотрудничавших с немецко-фашистскими захватчиками в годы войны. Именно органы государственной безопасности были основным исполнителем мероприятий в рамках массовых репрессий послевоенных лет. Так, 26 октября 1948 г. вышла совместная директива МГБ СССР и Генеральной прокуратуры СССР о повторном аресте и следствии в отношении лиц, уже отбывших наказание по ст. 58 УК РСФСР (контрреволюционная деятельность). Если следствием не были получены доказательства антисоветской деятельности, дела таких лиц передавались в Особое совещание МГБ СССР.

Вооруженные силы. В результате масштабной демобилизации 1945-1948 гг. численность Вооруженных сил СССР сократилась с 11,4 до 2.9 млн. человек. Доля военных расходов в государственном бюджете СССР снизилась с 43 до 17,9%. Перевод Вооруженных сил на мирное положение не ограничивался лишь демобилизацией личного состава: полностью или частично расформировывались многие воинские части и соединения, управления корпусов, армий, флотилий, военные училища, курсы и даже войска (например, войска охраны тыла действующей армии).

Остававшиеся после сокращения части и соединения переводились на штаты мирного времени. Осуществлялась передислокация советских войск из стран Центральной и Восточной Европы, Китая и Кореи, а войска, временно остававшиеся за рубежом СССР по согласованию с правительствами соответствующих государств, объединялись в группы и группировки оперативно-стратегического назначения (например, Группа советских войск в Германии - ГСВГ).

Перевод Вооруженных сил на положение мирного времени коснулся и организации их управления. В сентябре 1945 г., после ликвидации ГКО, упраздняется Ставка Верховного главнокомандования и органы полевого управления войсками, фронты преобразуются в военные округа. С начала 1946 г. Красная армия стала именоваться Советской армией, указом Президиума Верховного Совета СССР руководство сухопутными войсками, авиацией и флотом сосредотачивается в Наркомате Вооруженных сил (с марта 1946 г. - Министерство Вооруженных сил СССР). В июне 1946 г. Воздушно-десантные войска были выведены из состава ВВС и подчинены непосредственно министру ВС СССР. В 1948 г. Войска противовоздушной обороны, учитывая их особое значение в возможной войне, окончательно оформляются в самостоятельный вид Вооруженных сил.

В целях оперативного управления всеми видами Вооруженных Сил СССР были созданы Главные командования Сухопутных войск, Военно-воздушных сил. Военно-морского флота и Войск противовоздушной обороны. При главкомах видов ВС учреждаются Военные советы, а при министре ВС - Высший военный совет. В подчинение министру перешел Генеральный штаб Вооруженных сил СССР. Реформируются и политические органы Вооруженных сил: по решению Политбюро ЦК ВКП(б) было создано единое Главное политическое управление Советской армии и Военно-морского флота с правами отдела ЦК партии.

В целях совершенствования морально-нравственного воспитания военнослужащих-офицеров, борьбы с проступками, роняющими их честь и достоинство, в Вооруженных силах, как и в других ведомствах и министерствах, с 1947 г. создаются «суды чести» офицерского состава. В этих же целях принимается ряд решений, предусматривавших обязательное награждение офицеров орденами и медалями за выслугу лет, предоставление кавалерам орденов надбавок к денежному довольствию, а также иных льгот военнослужащим. В целях повышения уровня политического воспитания военнослужащих, 10 июня 1947 г. Президиумом Верховного Совета СССР был утвержден текст новой Военной присяги.

Боевой и организационный опыт, накопленный Вооруженными силами СССР в годы Великой Отечественной войны, был обобщен и юридически закреплен в новых уставах, носивших ведомственный характер и утверждаемых министром Вооруженных сил. В 1946 г. принимается Дисциплинарный устав ВС СССР и Устав внутренней службы, в 1947 г. - Устав строевой службы, а в 1950 г. - Устав гарнизонной и караульной службы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1951 г. были сокращены до двух и трех лет сроки службы для лиц рядового и сержантского состава, имеющих высшее и среднее образование.

Послевоенные мероприятия по сокращению и организационной перестройке Вооруженных сил СССР были направлены на обеспечение безопасности Советского государства в условиях «холодной войны». В этих целях уже в первые послевоенные годы, несмотря на огромные трудности в экономике, начинается перевооружение армии и флота, на вооружение поступают новые образцы боевой техники - реактивная авиация, усовершенствованные модели бронетехники и артиллерии, стрелкового оружия. В августе 1949 г. СССР объявил об испытании ядерного оружия, а в 1953 г. было произведено первое в мире испытание термоядерной бомбы, что создало основы для образования в последующем новых видов Вооруженных сил стратегического назначения.

Совершенствование военной техники и качественные изменения в военном деле потребовали повышенного внимания развитию и улучшению организации и деятельности организаций, осуществляющих военную подготовку населения. После окончания войны Всеобуч был ликвидирован, начальная военная подготовка учащихся отменена, а в 1948 г. Осовиахим разделен на три разобщенные организации - ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ. В августе 1951 г. решением Совета министров СССР указанные организации были объединены и создано Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР).


Top