Налогообложение ао в году последние данные

Безвозмездный платеж взимается индивидуально в обязательном порядке органами государственной власти – как с граждан этого государства, так и с организаций для финансирования любой деятельности самого государства. Такие взимания производятся в виде денежных средств. Они являются основным источником доходов для государственного бюджета. Именно с помощью налогов перераспределяется совокупный продукт общества между производителями этого продукта и государством.

Существует три основных функции, которые выполняют налоги:

  1. Фискальная (слово «фиск» означает «государственная казна») – объясняет причину появления таких выплат и их назначение.
  2. Экономическая – регулирует, распределяет, стимулирует, влияет на производственный процесс («налоговая война»):
    • распределительная подфункция – налоговые выплаты используются как инструмент для распределения (или перераспределения) валового внутреннего продукта;
    • стимулирующая подфункция дифференцирует налоговые ставки (вводятся льготы в этой финансовой сфере);
    • социальная подфункция заключается в поддержке соцобеспечения и соцстрахования;
    • воспроизводственная подфункция – налоговые отчисления зачисляются на бюджетные спецсчета с целью их дальнейшего использования.
  3. Контрольная – следит за правильностью и своевременностью выплат, назначенных налоговой службой.

Современные методы налогообложения и уплаты налогов

Сейчас в Российском государстве практически работает четыре метода налогообложения:

  1. Равного налогообложения – все налогоплательщики должны выплачивать одинаковые суммы, которые не зависят от доходности и стоимости имущества (это необходимо для простоты налоговых расчетов).
  2. Пропорционального налогообложения – величина налоговой ставки для плательщиков одинаковая (но сумма выплат будет разная).
  3. Прогрессивного налогообложения – дает возможность выплат по разным ставкам, которые зависят от доходов и стоимости имущества (при повышении доходности, повышается и сумма налоговой выплаты).
  4. Регрессивного налогообложения – при высокой доходности налоговые ставки понижены (применяется в сфере косвенного налогообложения).

При этом существует несколько способов уплаты таких денежных выплат:

  • кадастровый («кадастр» – реестр объектов, которые проходят по классификации, соответствующей внешним признакам-показателям средней доходности) – по определенным внешним признакам установлены разряды налогообложения;
  • «у источника» – первоначально налогоплательщик платит налог, а потом получает свой доход;
  • по декларации – изначально плательщик получает доход, после чего вычисляется из его суммы налог, который выплачивается в бюджет государства.

Налоговое законодательство в России

Налоговое законодательство является частью финансовой правовой отрасли. В него входят нормы правовых взаимоотношений, которые регулируются сферой налогообложения.

Налоговый кодекс Российской Федерации предопределяет не только систему налоговых сборов, но и правила, по которым эта система работает:

  • обязанности по уплате (основания для этих действий, их изменения и прекращения);
  • нововведения;
  • права самих налогоплательщиков, а также соответствующих государственных органов;
  • контроль за выполнением названных обязанностей, его формы, методы;
  • правонарушения и ответственность за их совершение;
  • возможности обжалования налоговых актов.

Вся эта совокупность правовых норм, которые подтверждаются законодательными актами РФ, а также регулировкой налоговых обязанностей и называется налоговым законодательством.

Рассмотрим основные принципы налогообложения:

  1. Законность – все действия в сфере налогообложения регулируются нормами определенного закона.
  2. Публичность – конституционная обязанность каждого российского гражданина платить налоги и сборы, установленные законами России.
  3. Справедливость – запрещает любые виды дискриминации по отношению к гражданам Российского государства.
  4. Единство – единая финансовая политика (ограничения могут быть только в федеральном законодательстве, при условии необходимости обеспечения безопасных условий для защиты жизни и здоровья граждан России).
  5. Законодательная форма – налоги, не установленные Налоговым кодексом РФ, взиматься с граждан России не могут.
  6. Федерализм – налоги, которые взимаются в федеральный бюджет, определяются федеральным законом.
  7. Однократность – гражданин, который выплатил определенный налог за соответствующий период времени, не может облагаться этим же налогом еще раз.
  8. Определенность – конкретизация всей документации, которая сопровождает соответствующие выплаты и исчисления.

Изменения в налоговом российском законодательстве в 2016 году

Главные направления налоговой политики России уже определены и на 2016 год, и на два последующих – 2017 и 2018. Основная идея заключается в том, что правительством не должно допускаться повышение налоговой нагрузки в сфере экономики. Также определены изменения, затрагивающие малый и средний бизнес:

  1. Налог на имущество организаций в 2016 году. Продолжается эксперимент, который касается налога на имущество организаций. Суть его состоит в освобождении всего движимого имущества от налога, которое было принято на учет после 1 января 2013 года. В этом году (2015) освободили еще и основные средства 1-2 группы, у которых срок службы от одного до трех лет (это и компьютерная техника, и мелкое оборудование). Но остальное движимое имущество находится в налогооблагаемой базе по «льготе», то есть выплаты взимаются, если такое имущество получено организацией в результате реорганизации или от взаимозависимого лица. Такие меры повлекли некоторые проблемы, из-за которых необходим дополнительный мониторинг сложившейся ситуации (при этом должна учитываться основная идея налоговой политики России – не повышения нагрузки на налоги).
  1. Учет основных средств в 2016 году. Существенное изменение планируется в учете основных средств амортизируемого имущества. С началом 2016 года поднимется порог стоимости такого имущества — до 100 тысяч рублей. Хотя в сфере бухгалтерского учета изменений не предвидится – порог стоимости указанных средств останется до 40 тысяч рублей.
  1. Налоговые режимы в 2016 году. Еще предстоят изменения в специальных налоговых режимах. В текущем году государство предоставило право новоиспеченным предпринимателям на налоговые каникулы в течение двух лет (налоговую ставку снизили до 0). В 2016 году будет предоставлена возможность субъектам Российской Федерации снизить ставку единого налога УСН:
  • с объектом «доходы» – 6% до 1%;
  • с объектом «доходы минус расходы» – от 15% до 5%.

Для городов федерального значения предусмотрено снижение ставки ЕНВД от 15% до 7,5% (это зависит от категории налогоплательщиков и их деятельности). К тому же регионы получат больше прав для стимуляции какой-либо деятельности предпринимателей.

  1. Налог на прибыль и авансовый платеж. 2016 год начнется с изменений, касающихся налогоплательщиков, у которых выручка от реализации продукции будет свыше 60 миллионов рублей (за последние четыре квартала). Они будут платить авансом налог на прибыль каждый месяц, все остальные категории налогоплательщиков от этой процедуры будут освобождены.
  1. Отчетность налоговых агентов по НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Вводятся нововведения по оформлению отчетной документации для тех руководителей, которые выплачивают зарплату работникам, привлекаемым по договору подряда – «расчет суммы НДФЛ» (каждый квартал). Сроком подачи такого отчета установлен последний день последующего за отчетным периодом месяца. Изменения не коснулись сроков сдачи годовых отчетов – до 1 апреля следующего года.

Ответственность налоговых агентов также меняется: если необходимый отчет не представлен в установленный срок, то налоговая организация уполномочена (по прошествии десяти дней) остановить банковские операции по счетам нарушителя, а также переводы электронных денежных средств на эти счета. Предусмотрен штраф за такое нарушение размером в 1000 рублей за каждый месяц (начисляется со дня, что был установлен для предоставления отчетной документации).

Штрафом будут облагаться и те агенты, которые подадут недостоверные сведения в налоговую инспекцию – за каждый такой документ по 500 рублей.

Отдельно необходимо отметить такую ее самостоятельную разновидность как «ужесточение налогообложения в отношении физических лиц». Данная тенденция проявляется буквально по всем основным аспектам налогообложения: постановка на учет, налоговый и иные виды контроля, отчетность (см. «самоуведомления»), прямое повышение налогового бремени и т.д.

Многие в наше время считают, что подобный «поход на физиков» - ответная реакция государства на падение бюджетных доходов из-за падения цен на нефть, и, таким образом, попытка их компенсировать посредством вовлечения более широких слоев населения в процессы, связанные с его налоговым обложением.

Однако с подобным утверждением можно согласиться только отчасти, т.к. говорить о необходимости «усиления налогов с граждан», политики, чиновники и эксперты стали еще до падения мировых цен на энергоресурсы . Другое дело, что в условиях профицитности бюджетной системы (при цене на нефть более 140 долларов за баррель), подобные разговоры только «разговорами» и оставались.

Но уже в 2013-2014 гг. тренд на «усиление» в этом секторе начал набирать темпы.

Так, еще до 2014 г. начались перерасчеты размеров земельного налога в связи с переходом на кадастровую стоимость земли при его исчислении.

Кроме того в 2014 г.:

Индивидуальные предприниматели (ИП), находящиеся на специальных налоговых режимах, лишились льготы по налогу на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости ();

Введена обязанность для физических лиц сообщить в налоговый орган об объектах, по которым не формируется уведомление об уплате имущественных налогов (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ);

Иными словами, начиная уже с 2014 г. «взор государев» все последовательнее стал обращаться в сторону «налогов с граждан». И хотя особо радикальных шагов в этом направлении пока не делается (наоборот, в конце 2016 г. и Президент РФ В.В. Путин и премьер-министр Д.А. Медведев почти в унисон объявили о том, что они против отмены плоской шкалы по НДФЛ), тенденция налицо.

Не стал исключением в этой тенденции и 2016 г., что можно продемонстрировать со стороны как политики, законодательства, так и практики налогового контроля, которая, кстати, очень часто находит поддержку со стороны судов.

Политика. В 2016 г. не было недостатка в идеях о дополнительном налогообложении физических лиц.

1) Так, буквально с самого начала 2016 г., в СМИ возникла дискуссия о выводе «из тени» так называемой «гаражной экономики». Своеобразной «кульминацией» этой дискуссии стало закрытое совещание членов Правительства РФ в середине июля 2016 г. у Президента РФ В.В. Путина, который дал поручение заняться решением этой проблемы (подробнее см. ).

2) Кроме того, на протяжении 2016 г. обсуждался вопрос о введении особого взноса - «на тунеядство»: 10.000 руб. в фонд медицинского страхования, 12.000 руб. в ПФР. Думается, что эти предложения возникли не на пустом месте. И хотя представители властей, каждый раз, после очередного информационного взброса в СМИ, пытались опровергнуть эту «новость», представляется, что идеи о «дополнительном самообложении неработающих», имеют под собой все основания.

3) Другой мерой, обсуждаемой в 2016 г. вновь была тема введения «налогового контроля за расходами физических лиц». Несмотря на то, что в РФ имели место две неудачные попытки введения такого контроля , этот вопрос по-прежнему на повестке дня .

Пока в прессе обсуждается только сама гипотетическая возможность введения такого контроля за расходами населения (некоторые особо отмечают «крупными расходами»), однако по заверениям чиновников технически наладить такой контроль вполне возможно. Тем более, что некоторые механизмы контроля за расходами сегодня уже внедрены и функционируют, в частности, большое число госслужащих, а также сотрудников госкомпаний ежегодно декларируют доходы, состояние и крупные расходы .

Интересно отметить, что попытка ввести налоговый контроль за расходами «в отдельно взятом регионе» имела место в 2013-2014 гг. в Белгородской области, когда местные налоговики (при поддержке судов общей юрисдикции), со ссылками на подп. 7 п.1 ст. 31 НК РФ, попытались через «расчетный метод» облагать разницу между расходами и доходами тех лиц, которые были замечены в крупных покупках.

Однако в 2015 г. Верховный Суд РФ указал, что удерживать НДФЛ с расходов, даже если они превышали официальные доходы, нельзя, т.к. это противоречит действующему налоговому законодательству .

В каком виде новая инициатива со старым содержанием найдет свое воплощении в будущем сказать в настоящее время трудно, однако в том, что она «есть и развивается» сомневаться трудно.

4) Так же хотелось бы отметить, что власти, не решаясь пока объявить полномасштабное наступление на плоскую шкалу НДФЛ и переложить бремя уплаты страховых взносов на физических лиц (о чем, тем не менее, постоянно напоминают в смысле «а почему бы и нет»), тем не менее, активно обсуждают повышение именно имущественного налогообложения.

Во всяком случае и о повышении транспортного налога для дорогих автомобилей, и о введении дополнительного налогообложения по недостроенным объектам на земельных участках (по которым также предлагается ввести повышенные ставки земельного налога) и прочее, постоянно находится в информационном поле.

Законодательство . Не отставал в 2016 г. от политиков и федеральный законодатель.

1) Так, для более ускоренного и упрощенного судебного порядка взыскания недоимок с физических лиц в Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) были внесены поправки о приказном порядке рассмотрения споров между физическими лицами и налоговыми органами (Федеральный закон от 06.04.2016 № 103-ФЗ).

Создается такое впечатление, что по этому вопросу «надо было что-то срочно принять вот и приняли что было» , но законотворческая работа в этом направлении продолжится, о чем, кстати, свидетельствует внесение 27.01.2017 в ГосДуму депутатами от «Единой России» П.В. Крашенинниковым и А.М. Макаровым законопроекта № 87981-7 «О внесении изменений в часть первую ГК РФ». Проектом предлагается освободить граждан при осуществлении некоторых видов приносящей доход деятельности от необходимости несения зачастую обременительных обязанностей, установленных для ИП.

Таким образом, очевидно, что в ближайшее время работа в этом направлении будет продолжена и получит свое развитие.

Повышение размера налогов для уплаты в бюджет также имело место практически повсеместно.

Так, в Свердловской области инвентаризационная стоимость имущества физических лиц выросла на 14,7 %, а с 2017 этот коэффициент станет 1,329 (т.е. вырастет на 32.9%). Так же еще раз необходимо отметить, что 31 декабря 2016 г. закончился срок для льготного «самоуведомления» по объектам налогообложения, о которых не знает налоговый орган.

Вообще, говоря о таком достаточно новом налогово-правовом институте как «самоуведмоление» об облагаемых объектах, введенном Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ , можно предположить, что, отчаявшись навести порядок в поимущественном налогообложении физических лиц (в части определения объектов, подлежащих налогообложению) государство решило переложить свои проблемы «с больной головы на здоровую».

Практика налогового контроля . Налоговые органы в 2016 г. все активнее осуществляли контрольные мероприятия в отношении физических лиц, подозреваемых в неуплате или в неполной уплате налогов.

Все «тренды», конечно, перечислить в данном материале не представляется возможным, однако вот несколько самых ярких примеров.

1) Налоговые органы, при выявлении фактов ведения физическими лицами предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации (ИП), предъявляют таким лицам не только НДФЛ (причем, очень часто НДФЛ как раз и уплачивается такими лицами в общеустановленном порядке), но и НДС. В частности, нам известно множество случаев, когда налоговые органы рассматривали доходы физических лиц, полученные ими по договорам аренды (даже при условии удержания и уплаты 13 % НДФЛ), как предпринимательские, с требованием исчисления НДС.

2) Как было указано выше, еще в 2014-2015 г. налоговые органы Белгородской области предприняли масштабное налоговое наступление на граждан, определяя налоговую базу как «превышение расходов над доходами». Сколько было проведено доначислений по этому поводу - неизвестно, однако только вмешательство Верховного Суда РФ, указавшему, что «расходы - не доходы», прекратило эту незаконную практику. Однако самое примечательное то, что налоговые органы не прекратили своей практики по «контролю за расходами» и осуществляют ее не гласно, а иногда и с составлением актов (причем не только в Белгородской области, такая практика стала распространяться и на другие регионы).

3) Повсеместно, налоговые органы проводят проверки продажи физическими лицами нежилой (а иногда и жилой) недвижимости, а также проверки продажи ИП имущества, принадлежащего им на праве собственности.

Дело в том, что в соответствии с подп.4 п.2 ст.220 НК РФ имущественный налоговый вычет при продаже физическими лицами имущества не предоставляется, если это имущество использовалось в предпринимательской деятельности.

Однако многие физические лица, и даже ИП, до сих пор пребывают в уверенности, что обладаю тем или иным имуществом более 3 лет они имеют право на полный имущественный налоговый вычет, что не соответствует требованиям законодательства.

Поэтому налоговые органы уделяют повышенное внимание налоговым декларациям, в которых отражены «доходы от продажи имущества», а также особо тщательно проверяют данные регистрирующих органов, которые предоставляют налоговым органам данные о сделках купли-продажи (недвижимость, транспортные средства).

4) Так же хотелось бы отметить активизацию контрольной деятельности налоговых органов при применении физическими лицами налоговых льгот. В частности, налоговые органы ужесточают требования по их подтверждению.

Данную «активность» поддерживает и судебная практика.

В качестве примера можно привести из 2016 г. дело №

Продавец может избежать штрафа за неприменение ККТ, если сам сообщит в ИФНС, что он торговал без онлайн-кассы, например, из-за ее поломки.

Изменения по налогу на прибыль 2016

Какие изменения произошли в 2016 году для плательщиков налога на прибыль?

Лимит основных средств в 2016 году

С 2016 году амортизируемым признается имущество, первоначальная стоимость которого превышает 100 тыс. руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2016). Это относится к объектам (основным средствам и нематериальным активам), вводимым в эксплуатацию после 1 января 2016 г. А вот затраты на приобретение имущества стоимостью до 100 тыс. руб. в 2016 году можно сразу списывать на расходы по мере передачи имущества в эксплуатацию.

До 2016 года лимит стоимости основных средств составлял 40 тыс. руб. Поэтому имущество, введенное в эксплуатацию до 1 января 2016 г. стоимостью свыше 40 000 руб. и до 100 000 руб. включительно, нужно продолжать амортизировать и в 2016 году.

Имейте в виду, в бухучете в качестве основных средств по-прежнему учитывается имущество стоимостью более 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01 ). Этот лимит стоимости основных средств в бухучете не увеличился.

Изменение порядка уплаты квартальных авансов

Организации, у которых за предыдущие четыре квартала выручка не превысила в среднем 15 млн руб. за каждый квартал (или 60 млн руб. за четыре квартала) могут в 2016 году уплачивать только квартальные авансовые платежи (п. 3 ст. 286 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2016). В 2015 году этот лимит составлял 10 млн руб. в среднем за квартал.


Top