Академик дмитрий лихачев. Великое наследие академика Д.С. Лихачева

Евсеев Алексей

Читателям хорошо знакомо творчество одного из крупнейших ученых-филологов России Д.С.Лихачева. Он был символом духовности, воплощением истинно русской гуманитарной культуры. Жизнь и творчество Дмитрия Сергеевича Лихачева – целая эпоха в истории нашей науки и культуры, многие десятилетия он был ее лидером и патриархом.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Д.С.Лихачев и русская культура

сочинение

«В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только то, что культура держит в памяти, было достойно ее».

Д.С.Лихачев

28 ноября 2006 года Дмитрию Сергеевичу Лихачеву исполнилось 100 лет. Многие его ровесники давно уже стали частью истории, но о нем до сих пор невозможно думать в прошедшем времени. Несколько лет прошло с его смерти, но стоит только увидеть на телеэкране его умное, тонкое лицо, услышать его спокойную, интеллигентную речь, как смерть перестает казаться всемогущей реальностью... Несколько десятилетий Дмитрий Сергеевич был для интеллигенции не просто одним из крупнейших ученых-филологов, но и символом духовности, воплощением истинно русской гуманитарной культуры. И нам было бы обидно, если бы мы, которым не посчастливилось жить, чувствуя себя современниками Лихачева, так и не узнали о нем ничего.

М. Виноградов писал: «Светлое имя академика Д.С. Лихачёва стало одним из символов XХ века. Вся долгая подвижническая жизнь этого удивительного человека была освящена деятельным служением высоким идеалам гуманизма, духовности, подлинного патриотизма и гражданственности».

Д.С. Лихачёв стоял у истоков исторических событий, связанных с рождением новой России, начавшихся после распада СССР. До последних дней своей большой жизни он, великий русский учёный, вёл активную общественную работу по формированию гражданского самосознания россиян.

Простые россияне писали Лихачёву о гибнущих церквях, о разрушении архитектурных памятников, об угрозах экологического характера, о бедственном положении провинциальных музеев и библиотек, писали с уверенностью: Лихачёв не отвернётся, поможет, добьётся, защитит.

Патриотизму Д.С. Лихачёва, истинного русского интеллигента, были чужды любые проявления национализма и самоизоляции. Изучая и проповедуя всё русское - язык, литературу, искусство, раскрывая их красоту и самобытность, он всегда рассматривал их в контексте и взаимосвязи с мировой культурой.

Незадолго до рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева, Антон Павлович Чехов отправил своему брату-художнику длинное письмо о воспитанности, ее признаках и условиях. Закончил письмо словами: «Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...» Дмитрий Сергеевич провел так всю жизнь - и когда был «ученым корректором», и когда стал прославленным академиком. Какая-то особая, изысканная и вместе с тем очень простая интеллигентность, воспитанность, сквозившая в каждой черте, каждом слове, улыбке, жесте, прежде всего, поражали и пленяли в нем. Жизнь отдавалась служению высокой науке и культуре, изучению ее, защите — словом и делом. И это служение Родине не прошло незамеченным. Такого всемирного признания заслуг одного человека, пожалуй, никто не припомнит.

Д.С. Лихачев родился в Петербурге 15 (28) ноября 1906 года. Учился в лучшей классической гимназии Петербурга - гимназии К.И. Мая, в 1928 году окончил Ленинградский университет одновременно по романо-германскому и славяно-русскому отделениям и написал две дипломные работы: «Шекспир в России в XVIII веке» и «Повести о патриархе Никоне». Там он прошел солидную школу у профессоров В.Е. Евгеньева-Максимова, приобщившего его к работе с рукописями, Д.И. Абрамовича, В.М. Жирмунского, В.Ф. Шишмарева, слушал лекции Б.М. Эйхенбаума, В.Л. Комаровича. Занимаясь в пушкинском семинаре профессора Л.В. Щербы, освоил методику «медленного чтения», из которой впоследствии выросли его идеи «конкретного литературоведения». Из философов, оказавших на него в то время влияние, Дмитрий Сергеевич выделял «идеалиста» С.А. Аскольдова.

В 1928 году за участие в научном студенческом кружке Лихачев был арестован. Первые научные опыты Дмитрия Сергеевича появились в печати особого рода, в журнале, издававшемся в Соловецком лагере особого назначения, куда 22-летний Лихачев был определен как «контрреволюционер» на пятилетний срок. В легендарном СЛОНе и продолжилось, как отмечал сам Дмитрий Сергеевич, его «образование», там русский интеллигент прошел суровую до жестокости школу жизни советского образца. Изучая мир особой жизни, порожденной той экстремальной ситуацией, в которой оказались люди, Д.С. собрал в упомянутой статье интересные наблюдения о воровском арго. Прирожденные качества русского интеллигента и лагерный опыт позволили Дмитрию Сергеевичу противостоять обстоятельствам: «Человеческого достоинства стремился не ронять и перед начальством (лагерным, институтским и пр.) на брюхе не ползал».

В 1931-1932 гг. находился на строительстве Беломоро-Балтийского канала и был освобожден как «ударник Белбалтлага с правом проживания по всей территории СССР».

В 1934-1938 гг. Лихачев работал в Ленинградском отделении издательства АН СССР. Был приглашен на работу в отдел древнерусской литературы Пушкинского Дома, где прошел путь от младшего научного сотрудника до действительного члена Академии наук. В 1941 Лихачев защитил кандидатскую диссертацию «Новгородские летописные своды XII века».

В осажденном фашистами Ленинграде Лихачев в соавторстве с археологом М.А. Тиановой написал брошюру «Оборона древнерусских городов». В 1947 году Лихачев защитил докторскую диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания XI-XVI вв.».

Будучи еще литературным редактором, он принял участие в подготовке к печати посмертного издания труда академика А.А. Шахматова «Обозрение русских летописных сводов». Эта работа сыграла важную роль в формировании научных интересов Д.С. Лихачева, введя его в круг изучения летописания как одной из главнейших и труднейших комплексных проблем исследования древнерусской истории, литературы, культуры. И через десять лет Дмитрий Сергеевич подготовил докторскую диссертацию по истории русского летописания, сокращенный вариант которой издан в виде книги «Русские летописи и их культурно-историческое значение».

Будучи последователем разработанных А.А. Шахматовым методов, он нашел свой путь в изучении летописания и впервые после академика М.И. Сухомлинова оценил летописи в целом как литературное и культурное явление. Более того - Д.С. Лихачев впервые рассмотрел всю историю русского летописания как историю литературного жанра, при этом постоянно изменявшегося в зависимости от историко-культурной ситуации.

Из занятий летописанием выросли книги: ППовесть временных лет» - издание древнерусского текста с переводом и комментарием монографии «Национальное самосознание Древней Руси», «Новгород Великий».

Уже в ранних работах Д.С. Лихачева раскрылось его научное дарование, уже тогда он поразил специалистов своей необычной трактовкой древнерусской литературы, и поэтому крупнейшие ученые отзывались о его работах как о чрезвычайно свежих по мысли. Нетрадиционность и новизна исследовательских подходов ученого к древнерусской литературе состояли в том, что он рассматривал древнерусскую литературу, прежде всего, как явление художественное, эстетическое, как органическую часть культуры в целом. Д.С. Лихачев настойчиво искал пути для новых обобщений в области литературной медиевистики, привлекая к изучению литературных памятников данные истории и археологии, архитектуры и живописи, фольклора и этнографии. Появилась серия его монографий: «Культура Руси эпохи образования русского национального государства», «Культура русского народа X-XVII вв.», «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого».

Едва ли можно найти в мире другого такого русиста-медиевиста, который за свою жизнь выдвинул и разработал бы больше новых идей, чем Д.С. Лихачев. Поражаешься их неисчерпаемости и богатству его творческого мира. Ученый всегда изучал ключевые проблемы развития древнерусской литературы: ее возникновение, жанровая структура, место среди других славянских литератур, связь с литературой Византии.

Творчеству Д.С. Лихачева всегда была свойственна целостность, оно никогда не выглядело как некая сумма разнохарактерных новаций. Представление об исторической изменяемости всех явлений литературы, пронизывающее труды ученого, напрямую соединяет их с идеями исторической поэтики. Он легко перемещался по всему пространству семивековой истории древнерусской культуры, свободно оперируя материалом литературы в многообразии ее жанров и стилей.

Три капитальных труда Д.С. Лихачева: «Человек в литературе Древней Руси» (1958; 2-изд. 1970), «Текстология. На материале русской литературы X-XVII вв.» (1962; 2-е изд. 1983), «Поэтика древнерусской литературы» (1967; 2-е изд. 1971; и др. изд.), - вышедшие в пределах одного десятилетия, тесно между собой связаны, являя собой своего рода триптих.

Именно Д.С. Лихачев дал мощный толчок изучению «Слова о полку Игореве». В 1950 году он писал: «Мне кажется, надо работать над «Словом о полку Игореве». Ведь о нем есть только популярные статьи и нет монографии. Я сам собираюсь работать над ним, но «Слово» заслуживает не одной монографии. Эта тема останется всегда нужной. У нас никто не пишет диссертации о «Слове». Почему? Ведь там всё не изучено!». Тогда же Д.С. Лихачев наметил темы и проблемы, которые были реализованы им в ближайшие десятилетия. Его перу принадлежит серия принципиально важных монографических исследований, многочисленных статей и научно-популярных изданий, посвященных «Слову о полку Игореве», в которых ученый раскрыл ранее неизвестные особенности великого памятника, наиболее полно и глубоко рассмотрел вопрос о связи «Слова» с культурой его времени. Острое и тонкое чувство слова и стиля сделали Дмитрия Сергеевича одним из лучших переводчиков «Слова». Он осуществил несколько научных переводов произведения (объяснительный, прозаический, ритмический), обладающих поэтическими достоинствами, как если бы их выполнил поэт.

Лихачев получил мировую известность как литературовед, историк культуры, текстолог, популяризатор науки, публицист. Его фундаментальное исследование «Слово о полку Игореве», многочисленные статьи и комментарии составили целый раздел отечественной филологии, переведены на десятки иностранных языков.

Дмитрий Сергеевич Лихачев умер 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге, похоронен в Комарово (под Петербургом).

Культурология, разрабатываемая Лихачевым в историческом и теоретических аспектах, основана на видении им русской литературы и культуры в тысячелетней истории, в которой он жил вместе с богатым наследием русского прошлого. Судьбу России он воспринимает с момента принятия ею христианства как часть истории Европы. Интегрированность русской культуры в европейскую обусловлена самим историческим выбором. Понятие Евразия - искусственный миф Нового времени. Для России значим культурный контекст, названный ученым Скандо-Византией. Из Византии, с юга Русь получила христианство и духовную культуру, с севера, из Скандинавии - государственность. Этот выбор определил обращение Древней Руси к Европе.

В предисловии к своей последней книге «Раздумья о России» Д.С. Лихачёв писал: «Я не проповедую национализм, хотя и пишу с болью о родной для меня и любимой России. Я просто за нормальный взгляд на Россию в масштабах её истории».

Почётный гражданин Санкт-Петербурга Д.С. Лихачёв в самых различных обстоятельствах своей жизни и деятельности являлся образцом подлинной гражданственности. Он высоко ценил не только собственную свободу, включая свободу мысли, слова, творчества, но и свободу других людей, свободу общества.

Всегда безупречно корректный, выдержанный, внешне спокойный - воплощение образа петербургского интеллигента - Дмитрий Сергеевич становился твёрдым и непреклонным, отстаивая правое дело.

Так было, когда в руководстве страны возникла бредовая идея о повороте северных рек. Здравомыслящим людям с помощью Лихачёва удалось остановить эту гибельную работу, грозившую затопить веками обжитые земли, уничтожить бесценные творения народной архитектуры, создать экологическую катастрофу на огромных пространствах нашей страны.

Активно защищал Дмитрий Сергеевич от бездумной реконструкции и культурно-исторический ансамбль родного Ленинграда. Когда был разработан проект реконструкции Невского проспекта, предусматривающий перестройку ряда зданий и создание по всей длине проспекта наклонных витрин, Лихачёву и его единомышленникам с трудом удалось убедить городские власти отказаться от этой идеи.

Наследие Дмитрия Сергеевича Лихачёва огромно. За свою богатую творческую жизнь он написал более полутора тысяч работ. Д.С.Лихачёв искренне переживал за культуру России, состояние храмов, церквей, парков и садов…

Д.С.Лихачев как-то заметил: «Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».

А корни, как известно, - это малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции. У каждого человека, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и милый сердцу уголок, где человек родился, живёт и трудится. Но так ли много мы, подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края, о родословной своих семей? Наверно, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя, надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории.

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре», - писал Лихачев.

Простая истина: любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры и каждого из нас, и всего общества в целом. Дмитрий Сергеевич говорил, что за всю свою жизнь он хорошо знал только три города: Петербург, Петроград и Ленинград.

Д. С. Лихачев выдвинул особое понятие - «экология культуры», поставил задачу бережного сохранения человеком среды, созданной «культурой его предков и им самим». Этой заботе об экологии культуры в значительной мере посвящен цикл его статей, вошедших в книгу «Заметки о русском». К этой же проблематике Дмитрий Сергеевич неоднократно обращался в своих выступлениях по радио и телевидению; ряд его статей в газетах и журналах остро и нелицеприятно поднимал вопросы охраны памятников старины, их реставрации, уважительного отношения к истории отечественной культуры.

О необходимости знать и любить историю своей страны, ее культуру говорится во многих статьях Дмитрия Сергеевича, обращенных к молодежи. Этой теме посвящены в значительной своей части его книги «Земля родная» и «Письма о добром и прекрасном», специально адресованные молодому поколению. Огромен вклад Дмитрия Сергеевича в различные области научного знания - литературоведение, историю искусства, историю культуры, методологию науки. Но многое сделал Дмитрий Сергеевич для развития науки не только своими книгами и статьями. Значительна его преподавательская и научно-организационная деятельность. В 1946 - 1953 гг. Дмитрий Сергеевич преподавал на историческом факультете Ленинградского государственного университета, где вел спецкурсы - «История русского летописания», «Палеография», «История культуры древней Руси» и спецсеминар по источниковедению.

Он жил в жестокий век, когда попирались нравственные основы существования человека, однако стал «собирателем» и хранителем культурных традиций своего народа. Выдающийся русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачёв не только трудами своими, но и всей жизнью утверждал принципы культуры и нравственности.

Целенаправленно и последовательно великий гуманист приобщал современников к живительной и неистощимой сокровищнице отечественной культуры — от киевских и новгородских летописей, Андрея Рублёва и Епифания Премудрого до Александра Пушкина, Фёдора Достоевского, философов и писателей двадцатого века. Он всегда вставал на защиту ценнейших исторических памятников. Его деятельность была яркой, а слова убедительными, не только благодаря таланту литературоведа и публициста, но и вследствие его высокой позиции гражданина и человека.

Будучи поборником культурного единства человечества, он выдвинул идею создания своеобразного Интернационала интеллигенции, сформулировав «девять заповедей гуманизма», во многом перекликающихся с десятью христианскими заповедями.

В них он призывает культурную элиту:

  1. не прибегать к убийству и не начинать войн;
  2. не считать свой народ врагом других народов;
  3. не красть и не присваивать себе плодов труда своего ближнего;
  4. стремиться лишь к правде в науке и не использовать ее во вред кому бы то ни было или в целях собственного обогащения; уважать идеи и чувства других людей;
  5. уважать своих родителей и предков, сохранять и уважать их культурное наследие;
  6. бережно относиться к Природе как к своей матери и помощнице;
  7. стремиться к тому, чтобы твой труд и идеи были плодом свободного человека, а не раба;
  8. преклоняться перед жизнью во всех ее проявлениях и стремиться осуществить все воображаемое; быть всегда свободным, ибо люди рождаются свободными;
  9. не создавать себе ни кумиров, ни вождей, ни судей, ибо наказание за это будет ужасным.

Как культуролог Д.С. Лихачев выступает последовательным противником всякого рода культурной исключительности и культурного изоляционизма, продолжая линию примирения традиций славянофильства и западничества, восходящую к Ф.М. Достоевскому и Н.А. Бердяеву, поборником культурного единства человечества при безусловном сохранении всех национальных своеобразий. Оригинальным вкладом ученого в общую культурологию стала предложенная им под влиянием В.И. Вернадского идея «гомосферы» (т.е. человеческой сферы) Земли, а также разработка основ новой научной дисциплины — экологии культуры.

Книга «Русская культура», вышедшая в свет уже после смерти Лихачева, снабжена более чем 150-ю иллюстрациями. Большинство иллюстраций отражают православную культуру России — это русские иконы, соборы, храмы, монастыри. По словам издателей, помещенные в этой книге работы Д.С. Лихачева раскрывают «природу национальной самобытности России, проявляющейся в канонах исконно русской эстетики, в православной религиозной практике».

Эта книга призвана помочь «каждому читателю обрести сознание причастности к великой русской культуре и ответственности за нее». «Книга Д.С. Лихачева «Русская культура», — по мнению ее издателей, — является итогом подвижнического пути ученого, отдавшего жизнь исследованию России». Это прощальный дар академика Лихачева всему народу России.

Открывается книга статьей «Культура и совесть». Эта работа занимает всего одну страницу и набрана курсивом. Учитывая это, ее можно считать пространным эпиграфом ко всей книге «Русская культура». Вот три отрывка из этой статьи.

«Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно, Нет, конечно. И не потому, что кто-то извне воздвигает ему запреты, а потому, что поступки человека часто диктуются эгоистическими побуждениями. Последние же не совместимы со свободным принятием решения».

«Страж свободы человека — его совесть. Совесть освобождает человека от корыстных побуждений. Корысть и эгоизм внешне по отношению к человеку. Совесть и бескорыстие внутри человеческого духа. Поэтому поступок, совершенный по совести, — свободный поступок». «Среда действия совести не только бытовая, узкочеловеческая, но и среда научных исследований, художественного творчества, область веры, взаимоотношения человека с природой и культурным наследием. Культура и совесть необходимы друг другу. Культура расширяет и обогащает «пространство совести».

Следующая статья рассматриваемой книги называется «Культура как целостная среда». Начинается она словами: «Культура — это то, что в значительной мере оправдывает пред Богом существование народа и нации».

«Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства».

«Культура — это святыни народа, святыни нации».

Следующая статья называется «Два русла русской культуры». Здесь ученый пишет о «двух направлениях русской культуры на всем протяжении ее существования — напряженные и постоянные размышления над судьбой России, над ее предназначением, постоянное противостояние духовных решений этого вопроса государственным».

«Предвещателем духовной судьбы России и русского народа, от которого в значительной мере пошли все другие идеи духовной предназначенности России, явился в первой половине XI века киевский митрополит Иларион. В своей речи «Слово о Законе Благодати» он попытался указать на роль России в мировой истории». «Нет сомнения, что духовное направление в развитии русской культуры получило значительные преимущества перед государственным».

Следующая статья называется «Три основы европейской культуры и русский исторический опыт». Здесь ученый продолжает свои историософские наблюдения над русской и европейской историей. Рассматривая положительные стороны культурного развития народов Европы и России, он в то же время замечает и отрицательные тенденции: «Зло, по моему убеждению, — это, прежде всего, отрицание добра, его отражение со знаком минус. Зло выполняет свою негативную миссию, атакуя наиболее характерные черты культуры, связанные с ее миссией, с ее идеей».

«Характерна одна деталь. Русский народ всегда отличался своим трудолюбием, и точнее, «земледельческим трудолюбием», хорошо организованным земледельческим бытом крестьянства. Земледельческий труд был свят.

И вот именно крестьянство и религиозность русского народа были усиленно уничтожаемы. Россия из «житницы Европы», как ее постоянно называли, стала «потребительницей чужого хлеба». Зло приобрело материализованные формы».

Следующая работа, помещенная в книге «Русская культура» — «Роль крещения Руси в истории культуры Отечества».

«Я думаю, — пишет Д.С. Лихачев, — что с крещения Руси вообще можно начинать историю русской культуры. Так же как и украинской и белорусской. Потому, что характерные черты русской, белорусской и украинской культуры — восточнославянской культуры Древней Руси — восходят к тому времени, когда христианство сменило собой язычество».

«Сергий Радонежский был проводником определенных целей и традиций: с Церковью связывалось единство Руси. Андрей Рублев пишет Троицу «в похвалу преподобному отцу Сергию» и — как сказано у Епифания — «дабы воззрением на Святую Троицу уничтожался страх розни мира сего».

Научное наследие Дмитрия Сергеевича Лихачева обширно и весьма многообразно. Непреходящая значимость Д.С. Лихачева для русской культуры связана с его личностью, соединившей высокую образованность, остроту, яркость и глубину исследовательского мышления с мощным общественным темпераментом, направленным на духовное преображение России. Как осветить существеннейшие черты этого выдающегося ученого, создателя огромного мира идей, крупного организатора науки и неутомимого деятеля во благо Отечества, чьи заслуги на этом поприще отмечены многими наградами. Он вложил в каждую статью всю свою «душу». Лихачёв надеялся, что это всё оценится по достоинству, так оно и произошло. Можно сказать, что он выполнил всё, что задумал. Его вклад в Русскую культуру не оценим.

Когда произносишь имя Д. С. Лихачева, то невольно хочется употребить слова высокого, торжественного «штиля» подвижник, патриот, праведник. И рядом с ними такие понятия, как «благородство», «мужество», «достоинство», «честь». Это великое счастье для народа - знать, что еще совсем недавно рядом с нами жил человек, которому в самые трудные времена не нужно пересматривать жизненные принципы, потому что принцип-то у него одни: Россия - великая страна с необычайно богатым культурным наследием и жить в такой стране - это значит бескорыстно отдавать ей свой ум, знания, талант.

Блестящие достижения в науке, широкая международная известность, признание научных заслуг академиями и университетами многих стран мира - все это может создать представление о легкой и безоблачной судьбе ученого, о том, что жизненный и научный путь, пройденный им с момента поступления в Отдел древнерусской литературы в 1938 году от младшего научного сотрудника до академика, был исключительно благополучным, беспрепятственным восхождением к вершинам научного Олимпа.

Жизнь и творчество Дмитрия Сергеевича Лихачева - целая эпоха в истории нашей науки, многие десятилетия он был ее лидером и патриархом. Ученый, известный филологам всего мира, труды которого имеются во всех научных библиотеках, Д.С. Лихачев являлся иностранным членом многих академий: Академий наук Австрии, Болгарии, Британской Королевской академии, Венгрии, Гёттингена (Германия), Итальянской, Сербской Академии наук и искусств, США, Матицы Сербской; почетным доктором университетов Софии, Оксфорда и Эдинбурга, Будапешта, Сиены, Торуни, Бордо, Карлова университета в Праге, Цюриха и др.

Литература

1. Лихачев Д.С. Прошлое - будущему: статьи и очерки. [Текст]/Д.С.Лихачев. - Л.: Наука, 1985.

2. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. [Текст]/Д.С.Лихачев.- Л., Наука. 1973.

3. Лихачев Д С. Изображение людей в летописи XII-XIII веков // Труды Отдела древнерусской литературы. [Текст]/Д.С.Лихачев. - М.; Л., 1954. Т. 10.

4. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. [Текст]/Д.С.Лихачев. - М.: Наука, 1970.

5. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. [Текст]/Д.С.Лихачев. - Л., 1967.

6. Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. [Текст]/Д.С.Лихачев. - Л.,1985.

7.Лихачёв Д.С. «Раздумья о России», [Текст]/Д.С.Лихачев. - Логос, М.: 2006.

8. Лихачёв Д.С. «Воспоминания». [Текст]/Д.С.Лихачев. - Вагриус, 2007.

9. Лихачёв Д.С. «Русская культура». [Текст]/Д.С.Лихачев. - М.: Искусство, 2000

28 ноября 1906 года родился в Санкт-Петербург выдающийся ученый и академик Лихачев Дмитрий Сергеевич. Обучался в царской гимназии, позже в советской школе, после её окончания в 1923 году поступил в Петроградский университет, где заинтересовался и изучал историю славянской литературы. За участие в студенческом кружке Лихачева арестовали, и он провел 4 года в исправительном лагере.

В 1935 году выходит его первая статья, которую он начал писать во время заключения. После чего в Институт русской литературы в качестве научного сотрудника.

В 1941-1944 годах Дмитрий Сергеевич продолжает заниматься научной деятельностью и выпускает небольшую книжку «Оборона древнерусских городов», это достаточно символично, поскольку эти годы он провел в блокадном Ленинграде.

Послевоенные годы становятся самыми плодотворными для ученого, в 1947 году Лихачев получает доктора наук, с 40-х годов по 80-е выходит множество его трудов, посвященных истории славянской культуры, ее становлению и развитию. Он много работает с летописями. Его перевод со старославянского «Слова о полку Игореве» признан эталонным и признан учеными разных стран.

В 1970 году он получает звание академика СССР. В период перестройки он занимает должность советника по культуре, ведет насыщенную научную и общественную жизнь. Умер Дмитрий Сергеевич в 1999 году в Санкт-Петербурге, оставив миру более 1000 научных работ.

Краткая биография Лихачева Дмитрия Сергеевича для детей

Дмитрий Сергеевич Лихачев прожил трудную, но очень интересную жизнь. Родился он в семье петербуржских интеллигентов, в 1906 году. Жили очень скромно, высоко ценили благородство и ученость. После гимназии Дмитрий Сергеевич поступил в Петроградский университет, где получил возможность получить образование по нескольким специальностям филологии. Занимался историей славянской литературы, ее историей и развитием. Посещал студенческие дискуссионные кружки. Часто выступал, доказывая необходимость изучения истории и языка, своего государства. После одного из них, по оговору, был арестован. Четыре года провел в лагерях.

За хороший, добросовестный труд был досрочно освобожден, без ограничения прав в работе. Но в аспирантуру Института русской литературы поступить ему не позволили, создав неприемлемые условия. Лагеря, закалили Лихачева и он никогда, в своей жизни не изменил своим нравственным и духовным принципам. Он любил и работал во благо своей Родины. В блокадном Ленинграде, уникальный ученый и настоящий человек, вместе со всеми русскими людьми, пережил трудные, голодные дни и ночи.

Он перевел литературные памятники «Слово о полку Игореве» и «Повесть временных лет». Они, считаются, самыми лучшими работами, где древнерусские тексты переложены на современный язык и стали понятны всем, кого интересует эта страничка нашего развития. Великий ученый, Дмитрий Сергеевич Лихачев, всю свою сознательную жизнь трудился в заведениях глубоко изучающих славянскую литературу. К его слову, статьям, выступлениям, прислушивались. Этот «рупор правды» горячо приветствовал Перестройку.

Академик Лихачев видел в этом времени « освобождение от идеологических пут». Его ум и знания высоко ценились во многих странах, их университетах. Он являлся почетным членом многих ученых советов. Его авторитет был непререкаем. Он много сделал для возрождения национальных традиций. Дмитрий Лихачев, прожил длинную, 96-летнюю, нелегкую жизнь. Но, его слова, и знания по истории и словесности дают юным поколениям знания и право на гордость за прошлое и надежду в великое будущее.

Интересные факты и даты из жизни

Российский ученый-литературовед, академик, общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачев олицетворял собой подвижника культуры. Он сражался мыслью и словом за Культуру и высоко нес честь российского интеллигента.

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999).

Д.С. Лихачев родился в семье инженера. Большим увлечением его родителей был балет. Вместе с родителями с четырехлетнего возраста театр посещал и маленький Дмитрий.

В 1914 году, через месяц после начала Первой мировой войны, Митя Лихачев пошел в школу. Он учился в Гимназии Человеколюбивого Общества (1914-1915), в Гимназии и реальном училище К.И. Мая (1915-1917), в школе имени Л. Лентовской (1918-1923). В 1923 году Д. Лихачев решает стать филологом и поступает на этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных наук Петроградского университета.

Лекции, занятия в архивах и библиотеках, бесконечные разговоры на мировоззренческие темы в длинном университетском коридоре, посещение публичных выступлений и диспутов, философских кружков — все это увлекало, духовно и интеллектуально обогащало юношу.

Д.С. Лихачев в 20-е годы посещал кружок под названием Хельфернак («Художественно-литературная, философская и научная академия»), заседания проходили на квартире школьного преподавателя Лихачева И.М. Андреевского.

1 августа 1927 г. кружок по решению участников был преобразован в Братство святого Серафима Саровского. Кроме того, Д.С. Лихачев участвовал и в другом кружке, — Космической Академии Наук. Деятельность этой шуточной академии, состоявшая из написания и обсуждения полусерьезных научных докладов, прогулок в Царское Село и дружеских розыгрышей, привлекла внимание властей, и члены ее были арестованы. Вслед за тем были арестованы и участники Братства святого Серафима Саровского (следствие по обоим кружкам было объединено в одно дело). День ареста — 8 февраля 1928 г. — стал началом новой страницы в жизни Д.С. Лихачева. После полугодового следствия Дмитрий Сергеевич был приговорен к пяти годам лагерей. Через несколько месяцев после окончания Ленинградского университета (1927) его отправили на Соловки, которые Д.С. Лихачев назовет своим «вторым, и главным, университетом».

В 1931 г. Д.С. Лихачева переводят с Соловков на Беломоро-Балтийский канал, а 8 августа 1932 г. он освобождается из заключения и возвращается в Ленинград. В это время Дмитрий Сергеевич много читает, возвращается к научной деятельности. В 1935 г. Д.С. Лихачев женился на З.А. Макаровой, а в 1937 г. в семье родились две девочки-близнецы Вера и Людмила. В 1938 г. Д.С. Лихачев поступил на работу в Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, где 11 июня 1941 г. защитил диссертацию на степень кандидата филологических наук по теме «Новгородские летописные своды XII века».

Через одиннадцать дней после защиты диссертации началась Великая Отечественная война. По состоянию здоровья Д.С. Лихачев не был призван на фронт и до июня 1942 г. оставался в блокадном Ленинграде.

После войны Д.С. Лихачев активно занимался наукой. В 1945-1946 гг. выходят в свет его книги «Национальное самосознание Древней Руси», «Новгород Великий», «Культура Руси эпохи образования русского национального государства». В 1947 г. он защищает докторскую диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания XI-XVI веков». В 1950 г. Д.С. Лихачев подготовил к изданию в серии «Литературные памятники» два важнейших произведения древнерусской литературы — «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». В 1953 г. он избирается членом-корреспондентом Академии Наук СССР, а в 1970 г. — действительным членом Академии Наук СССР. Д.С. Лихачев становится одним из самых авторитетных в мире славистов. Наиболее значительные его труды: «Человек в литературе Древней Руси» (1958), «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» (1962), «Текстология» (1962), «Поэтика древнерусской литературы» (1967), «Эпохи и стили» (1973), «Великое наследие» (1975).

Д.С. Лихачев не только сам занимался исследованием древнерусской литературы, но и смог собрать и организовать научные силы для ее изучения. С 1954 г. до конца жизни он являлся заведующим Сектором (с 1986 г. — Отделом) древнерусской литературы Пушкинского дома, который стал главным научным центром страны по этой тематике. Ученый очень много сделал и для популяризации древнерусской литературы, для того, чтобы семь веков ее истории стали известны широкому кругу читателей. По его инициативе и под его руководством была издана серия «Памятники литературы Древней Руси», удостоенная Государственной премии Российской Федерации в 1993 г.

В 1980-1990-х годах особенно громко звучал голос Д.С. Лихачева-публициста. В своих статьях, интервью, выступлениях он поднимал такие темы, как охрана памятников культуры, экология культурного пространства, историческая память как нравственная категория и др. Много сил он отдавал работе в созданном по его инициативе Советском (с 1991 г. — Российском) фонде культуры. Духовный авторитет Д.С. Лихачева был так велик, что его справедливо называли «совестью нации».

С 1986 по 1993 гг. он избирается Председателем правления Советского (с 1991 - Российского) фонда культуры, защищая отечественную культуру от небрежения, разрушений, невежественных посягательств и произвола чиновников.

Создание Д.С. Лихачевым в 1995 г. «Декларации прав культуры» и первые шаги, сделанные в Санкт-Петербурге для ее реализации, вселяли определенные надежды, давали опору тем, кто был готов отстаивать и охранять духовные ценности, которыми располагает Россия. «Декларация прав культуры» - плод многолетних раздумий ученого, прошедшего путем испытаний и лишений, глубоко знавшего и любившего культурные истоки. «Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла». [Декларация прав культуры (проект). СПб., С.2.]

В 1996 году в Москве была учреждена Международная Лига защиты культуры. Д.С. Лихачев и многие выдающиеся ученые и деятели культуры поддержали инициативу Международного Центра Рерихов создать организацию, призванную защищать культуру, пррррдолжая дело основанной Н.К. Рерихом в 1931 году Всемирной Лиги Культуры. Д.С. Лихачев стал Почетным членом Исполкома Лиги защиты культуры и поддержал кандидатуру академика РАН Б.В. Раушенбаха на пост Почетного президента Лиги. В последующие годы Д.С. Лихачев часто обращался от имени Лиги к Президенту России, министрам, другим официальным лицам, защищая культуру.

Через два года после основания Международной Лиги защиты культуры Д.С. Лихачев писал: «Мне кажется, что сама идея Международной Лиги Защиты Культуры очень удачна. Декларация прав культуры еще не говорит о путях, которыми нужно защищать культуру, каким образом оправдывать права культуры. Вот Лига защиты культуры, мне кажется, отвечает на этот вопрос. Желаю вам полного, полного успеха, так же как и всем нам».

В 1998 г. за вклад в развитие отечественной культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев был награжден орденом Апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству». Дмитрий Сергеевич стал первым кавалером ордена Апостола Андрея Первозванного после восстановления в России этой высшей награды.

Ушел из жизни Дмитрий Сергеевич Лихачев 30 сентября 1999 г. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием, изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь.

(1906-1999) русский ученый-литературовед, общественный деятель

Имя Дмитрия Сергеевича Лихачева известно каждому жителю России, и многие назовут его защитником русской культуры, символом русской интеллигенции XX века.

Дмитрий Лихачев родился в Петербурге, где его отец работал инженером-электриком. В 1915 году будущий ученый поступил в гимназию, которую закончил уже после революции, в 1923 году. В том же году он начал учиться в Петроградском университете, причем сразу на двух отделениях - славянорусском и романо-германском, у таких крупных филологов, как будущий академик В. Жирмунский и крупнейший исследователь творчества Н. Некрасова В. Евгеньев-Максимов.

Однако судьбу Лихачева как ученого определила работа в семинаре профессора Д. Абрамовича, где он занимался историей литературы Древней Руси. Поэтому, заканчивая университет, Лихачев написал сразу две дипломные работы: одну - официальную - по творчеству У. Шекспира, а вторую - по литературе XVI века.

После окончания университета ему не сразу удалось заняться научной работой. Только через десять лет он стал сотрудником Института русской литературы (Пушкинского дома), пройдя в нем путь от младшего научного сотрудника до заведующего отделом.

Первые шаги Лихачев сделал в должности ученого корректора издательства Академии наук, где готовил к печати издание труда академика А. Шахматова «Обозрение русских летописных сводов». Можно смело утверждать, что подобная работа оказалась настоящей удачей, поскольку Лихачев представил широкому читателю национальное достояние, свод сведений о важнейших областях жизни людей России XII века.

Работа над книгой Шахматова, определила тему кандидатской диссертации Дмитрия Сергеевича Лихачева «Новгородские летописи XII века», которую он успешно защитил в 1941 году. Те же самые проблемы легли в основу и докторской диссертации ученого, посвященной литературным формам русского летописания. Завершением этой работы стала подготовка первого в истории русской науки перевода «Повести временных лет» на современный русский язык. Лихачев дал в руки исследователей бесценный источник по истории и культуре Руси - ведь раньше летопись была доступна лишь специалистам, владеющим старославянским языком. Это издание, вышедшее в серии «Литературные памятники», стало материалом для нескольких десятков исследований специалистов самых разных областей знаний - историков, лингвистов, искусствоведов.

Проведенные исследования позволили ученому осознать тот факт, что древнерусскую литературу необходимо изучать в контексте всей истории русской культуры, поскольку ее особенности проявляются и в иконописи, и в приемах оформления архитектурных памятников, и в прикладном искусстве.

Через несколько десятилетий подобный подход будет блестяще реализован в его книгах «Человек в литературе Древней Руси» и «Поэтика древнерусской литературы».

В начале пятидесятых годов в сферу научных интересов Лихачева вошла работа над «Словом о полку Игореве». Первым результатом стало издание книги в серии «Литературные памятники», а своеобразным завершением - фундаментальная энциклопедия в пяти томах, в которой как бы подводились итоги изучения «Слова» в XX веке.

Участвуя в разработке «Истории культуры Древней Руси», Лихачев впервые отметил значение книги как составной части повседневной жизни древнерусского человека. К ней обращались как к источнику знаний, книга становилась руководством в практической деятельности и даже объектом поклонения, средством общения между народами: ее дарили как символ расположения, давали в приданое, меняли на оружие и коней.

С этим исследованием связано и обращение Лихачева к древнейшему русскому фольклору домонгольского периода. Опираясь на содержащиеся в различных памятниках фрагменты фольклорных текстов, он смог реконструировать устное народное творчество давно минувшей эпохи.

Впервые в русской науке, Дмитрий Сергеевич Лихачев показал, что фольклор существовал на Руси всегда и его приемы широко использовались в процессе становления литературы, такое взаимодействие было необходимо для обновления поэтических приемов и создания новых форм.

Важной сферой научных интересов Лихачева всегда была текстология, приемы работы ученых с литературными памятниками. В фундаментальном труде «Текстология», ставшем итогом многолетней работы, он показал, что это самостоятельная научная дисциплина, которой необходимо обучать студентов.

Выдающиеся научные достижения ученого были увенчаны его избранием в 1970 году действительным членом Академии наук СССР, Лихачев также являлся почетным доктором Оксфордского, Эдинбургского и многих других зарубежных университетов и академий.

Обычно жизнь Лихачева представляют себе достаточно ровной и спокойной, протекавшей в тиши кабинетов и библиотек. На самом деле ученый на собственной судьбе испытал все катаклизмы и трагедии XX века.

В 1938 году, как и многих других представителей интеллигенции, его арестовали и отправили в Соловецкий лагерь особого назначения. Потом Лихачев, правда, был освобожден по состоянию здоровья, но испытать ему довелось многое. Все пережитое ученый изложил в своих воспоминаниях «Раздумья» и в «Письмах о добром и прекрасном», где размышляет о судьбе интеллигенции в эпоху войн и революций, а также тоталитарного режима.

Много сил Лихачев отдавал общественной деятельности. Он был одним из организаторов Общества охраны памятников истории и культуры и некоторое время являлся его председателем.

Лихачев Дмитрий Сергеевич был известен и как пропагандист русской истории. Он участвовал в создании целого ряда документальных фильмов, где непосредственно обращался к потомкам с призывами сохранять культурное наследие. Именно поэтому он пишет не только о литературе, но и о культуре вообще. Ему принадлежит уникальный труд «Поэзия садов», в котором он воссоздает историю развития садово-паркового искусства XVIII века.

Лихачеву довелось многое пережить и в личной жизни. Трагически погибла его дочь, видный искусствовед. А сам он всю жизнь боролся как с болезнью, так и с людским непониманием, сохраняя высокую энергию духа, помогавшую ему выстоять и не потерять интерес к жизни.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1906 года. В возрасте 11 лет он стал свидетелем революции 1917 года. Через несколько лет, уже будучи студентом, был арестован за участие в собрании одного из популярных тогда студенческих кружков, приговорен к пяти годам исправительных работ и сослан на Соловки в бывший Соловецкий монастырь, расположенный на севере России, который стал одним из первых лагерей печально известной системы ГУЛАГ. Этот опыт не сломил, а закалил юного Лихачева ; он писал, что "все неудобства, лишения и даже несчастья, через которые, возможно, придется пройти из-за своих убеждений, ничто по сравнению с теми душевными и духовными мучениями, которые неизбежны в случае отказа от своих принципов". Лихачев смог пережить советскую эру, не поступившись ни своими глубокими религиозными убеждениями, ни патриотической любовью к России. Он более, чем кто-либо другой, имел отношение к формированию той истинной "российской индивидуальности", которая сочетает в себе здоровый патриотизм, глубокое понимание и почитание всех аспектов российской культуры, а также широкую открытость и восприимчивость по отношению к западным и другим нерусским культурам (в том числе к многочисленным культурам малых народностей, вошедших в состав Руси задолго до основания Петром Первым Санкт-Петербурга - родного города Дмитрия Лихачева ); и сам же он был воплощением этой индивидуальности.

Являясь членом Российской Академии наук, Дмитрий Лихачев возглавлял Отдел древнерусской литературы Института русской литературы ("Пушкинский дом") РАН в Санкт-Петербурге. Он был не только крупнейшим ученым своего времени, одним из наиболее авторитетных специалистов в области древнерусской литературы, но и одним из самых громких и настойчивых голосов, призывавших нацию к гуманизму и демократии.

Вслед за Михаилом Горбачевым, который был всенародно признанным лидером в середине 80-х годов, Лихачев стал в своей стране одним из наиболее почитаемых и авторитетных деятелей, который для миллионов "простых" людей был символом борьбы за торжество истины и восстановление гуманитарных и духовных традиций, безжалостно уничтожавшихся в советскую эру.

Лихачев был советником Михаила и Раисы Горбачевых по культурным и духовным вопросам. Он был заметной фигурой в советском парламенте. Во время попытки путчистского переворота в августе 1991 года, когда на весах было будущее России, он выступил с одной из наиболее искренних и трогательных речей, отметив, что только возможность высказывать вслух свои мысли имеет истинно высокий моральный смысл, даже если последствия и результаты невозможно предсказать. И он же впоследствии убедил Президента Ельцина принять участие в "очень спорном" мероприятии - погребении останков последнего царя Российской империи Николая и членов императорской семьи 18 июля 1997 года. Он же помог в составлении волнующей речи Президента.

Лихачев являлся почетным сопредседателем Российской программы лидерства «Открытый мир», учрежденной и финансируемой Конгрессом США. Он скончался 30 сентября в день окончания программы обменов 1999 года. Личная преданность Дмитрия Лихачева программе (он лично занимался отбором всех участников, номинированных в 1999 году) и его высочайший авторитет в России для многих участников стали решающим аргументом для участия в программе «Открытый мир». По большому счету, Дмитрий Сергеевич Лихачев действительно был "совестью России" и воплощением великой русской традиции веры и духовного сподвижничества как в литературе, так и в жизни.


Top