Эволюция человека. Продолжается ли она и куда ведёт

По противникам Дарвина нанесен очередной удар. Биологи нашли новое доказательство того, что эволюция человека продолжается

Через пару лет каждый шестнадцатый житель американского города Фрамингхем окажется в клинике. Туда их будут настойчиво звать сами врачи. Сначала они пришлют горожанам вежливые письма с приглашениями. Затем станут звонить на домашний телефон. В итоге, надеются медики, на подробный медицинский осмотр придут 4000 из 60 000 жителей городка. Их будут измерять и взвешивать, делать им анализы крови и заставлять заполнять длинные анкеты. В Фрамингхеме к этому давно привыкли.

Еще в 1948 году здесь началось масштабное медицинское исследование - ученые пригласили для участия в эксперименте 5000 человек самого разного возраста. Добровольцев осматривали каждые два года, а в 1971 году исследователи переключились на их детей. Сейчас врачи работают уже с третьим поколением волонтеров. 100 участников эксперимента послужили науке и после смерти - они завещали свой мозг нейрофизиологам.

Результаты всех исследований поступают в единую базу данных. С ее помощью ученые пытаются разобраться, в какой степени склонность к различным заболеваниям передается по наследству. А совсем недавно знаменитый эксперимент привлек внимание ученых из другой области биологии. Стивен Стирнс из Йельского университета изучил, как изменялись его участники в поколениях. Ему удалось доказать: в современной популяции людей до сих пор происходит самая настоящая эволюция.

Многие ученые считают, что человек давно перестал изменяться. Семь лет назад знаменитый британский генетик Стив Джонс отправил на кладбище всех несогласных с этим тезисом. «Посмотрите на старые викторианские надгробья. Сразу увидите, сколько людей тогда умирало в раннем детстве», - говорил Джонс журналистам, перед тем как выступить на семинаре по эволюционной теории. Успехи современной медицины, объяснял он, поставили крест на эволюции человека: носители неблагоприятных генов теперь не только доживают до старости, но и оставляют потомство - какой уж тут естественный отбор. Стивен Стирнс убедительно опровергает своего британского тезку.

Исследователь сравнил результаты медицинских осмотров 5000 жителей Фрамингхема разных поколений. Он интересовался исключительно женщинами - просто потому, что за их состоянием врачи наблюдали с особым вниманием. Каждую участницу эксперимента обследовали не менее девяти раз.

Стирнсу удалось обнаружить любопытную закономерность - дочери заметно отличались от своих матерей по целому ряду показателей. В первую очередь в глаза ученому бросилась разница в пропорциях. В среднем дочери оказывались немного более грузными, чем их матери. Речь шла не об ожирении, а о незначительном увеличении жировой прослойки. Зато артериальное давление и уровень холестерина в крови дочерей были ниже, чем у родительниц. Этими простыми показателями разница между поколениями не ограничивалась. Представительницы младшего поколения дольше сохраняли способность к размножению - менопауза у них наступала позже. Все различия между матерями и дочерьми были не очень велики - какие-то доли процента. Однако Стирнс доказал, что все его наблюдения статистически достоверны.

Среди участниц эксперимента были женщины самого разного происхождения - с английскими, ирландскими, итальянскими и французскими корнями. Все они попадали под обнаруженную биологом закономерность. Исследователь принял во внимание и возможные социальные различия между добровольцами. На медицинские показатели все это влияло очень слабо.

Наконец, разницу между поколениями могло бы объяснить вмешательство медицины - на результаты осмотра не могли не влиять принимаемые женщинами препараты. В первую очередь это сильные гормональные средства. Биолог опроверг и эту версию - во время эксперимента женщины отчитывались о гормональных препаратах, которые они принимали. Стирнс изучил их список и пришел к выводу, что никакого влияния они не оказывали.

Теперь Стирнс утверждает, что его наблюдения отражают не что иное, как ход эволюции. За многие годы эксперимента в популяции современных людей шел естественный отбор, говорит он. А разница между поколениями - результат изменений в генотипе. «Не нужно думать о естественном отборе слишком категорично, - говорит Стирнс. - Для того чтобы определенные гены получили распространение в популяции, они не обязательно должны прямо влиять на выживаемость их обладателей». Вполне достаточного того, что люди с определенным генотипом будут в среднем иметь больше потомства. Свои рассуждения биолог подкрепляет статистикой. Например, незначительное повышение веса у дочерей по сравнению с матерями коррелировало с ростом количества детей.

«Известно, что гормональный статус сильно зависит от уровня жира, - рассуждает Стирнс. - Изменения этого параметра вполне могут влиять на репродуктивную способность». На количество детей не мог не повлиять еще один фактор - более поздняя менопауза. По словам биолога, отбор женщин по этим признакам идет уже не одно поколение и его исследование охватывает всего лишь незначительный этап такой эволюции. Однако нельзя сказать, что она идет так уж медленно. «С таким же темпом изменяются признаки в популяциях некоторых видов рыб», - говорит Стирнс. Он приводит в пример чавычу - один из самых крупных видов лососевых. На рыб, понятное дело, действует самый настоящий естественный отбор.

Биолог построил математическую модель, способную дать прогноз человеческой эволюции на много лет вперед. Если все будет идти так и дальше, через 300 лет вес ведущей здоровый образ жизни женщины увеличится примерно на 2%, зато менопауза в среднем будет наступать почти на год позже.

«Эта работа - весомый аргумент в пользу того, что в современной популяции продолжается отбор», - рассуждает в своем блоге известный ученый и борец с креационизмом Джерри Койн. Комментарии к этой записи почти целиком состоят из специальных терминов и ссылок на публикации - новость обсуждают профессиональные биологи. Профессор Гарвардской медицинской школы Шамиль Сюняев в восторге от новой работы: «Никому еще не удавалось проследить за изменениями человеческого организма за такой небольшой для эволюции срок». Правда, по его словам, окончательно доказать наличие эволюции в современном обществе может только масштабный генетический анализ.

Возможно, скоро это произойдет. Такими наблюдениями занимаются все больше ученых. И уже сейчас с помощью этих исследований удается доказать, что эволюция человека происходила еще совсем недавно. В 2007 году международная группа генетиков под руководством Леены Пелтонен из Университета Хельсинки провела масштабное сравнение геномов представителей самых разных национальностей. Ученые искали особые формы генов, отвечающих за нормальное усвоение лактозы. Этот содержащийся в молоке углевод способен вызвать у некоторых людей серьезное расстройство желудка.

После первых пяти лет жизни организм начинает терять способность усваивать это вещество. Насколько быстро это происходит - зависит от генов. Реже всего непереносимость лактозы встречается у населения Европы. А вот жителям Азии не повезло. Почти все они страдают от этого врожденного недостатка. Об этом можно прочесть в любом учебнике биологии.

Европейцы начали употреблять молоко почти 10 000 лет назад. В то время устойчивость к лактозе была не очень распространена в популяции. Со временем варианты генов, позволяющие пить молоко без проблем, вышли на первый план - на них действовал отбор. Группа Пелтонен доказала, что с классическим школьным примером все не так просто. Ученые обнаружили в генотипе жителей Южной Италии и Басконии ранее не описанные варианты генов, определяющих устойчивость к лактозе. Эти гены не были похожи друг на друга, но кое-что их объединяло - анализ показал, что они возникли всего 1500 лет назад. Для эволюции это ничтожно малый срок.

Строго говоря, эволюция человека продолжается на всём протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что касается же биологической эволюции, то с тех пор как человек выделился из животного мира, по крайней мере, она перестала играть решающую роль. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря усилиям и успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире всё более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости. Например, снижение в Европе уровня смертности от туберкулёза с 4000 на 1 млн. человек в 1840 г. до 13 человек на тот же миллион в настоящее время свидетельствует о том, что отбор по сопротивляемости данной болезни, по существу, прекратился. Это же можно сказать и о многих других заболеваниях.

Сегодня наблюдается, с одной стороны, очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором, и большое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции человечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли культуры в эволюции homosapiens.

Естественный отбор у человек происходит главным образом на уровне зародышевых клеток. В основном дети рождаются в генетическом отношении клеток.

Физическое здоровее человека за историю homosapiens существенно улучшилось. Комплексным показателем может служить увеличение средней продолжительности жизни населения.

Под влиянием социальных условий она возросла с 20-22 лет в древности до 30 лет в XVIII в. К началу XX в. в странах Западной Европы средняя продолжительность жизни была примерно 56 лет. Сегодня в этих странах она достигла 75-78 лет, т.е., по данным современной науки, её уровень приближается к средней «нормальной» продолжительности жизни 80 – 90 лет.

Теперь обратимся к вопросу о развитии умственных способностей. Английский психолог и антрополог Гальтон был убеждён в том, что интеллект современного человека снижается, так как представители низших классов, имеющие низкий коэффициент ума, имеют большее число детей. На основании этого Гальтоном и некоторыми другими учёными делался вывод о том, что человеческий вид будет всё более наполняться «худшими породами» людей и, следовательно, уменьшать свой коэффициент ума (IQ). Однако теперь это теория считается ошибочной, так как сегодня нельзя считать доказанным, что IQ у людей обусловлен генетически. (см. 3, стр.71)

Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида прекратился со времени появления homosapiens. Прежде всего об этом свидетельствует тот факт, что в течение данного периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось.

Итак, развитие процесса антропогенеза завершается вместе с прекращением видообразования человека, что произошло 30-40 тыс. лет назад. В основе эволюции лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности. Необходимо отметить также, что с возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает своё главенствующее значение в его жизнедеятельности. Она заменяется социальной информацией. А развитие последней определяется уже не столько естественным отбором наиболее умелых и одарённых, сколько социальными факторами, которым подчиняется и общебиологический процесс.

Многих ученых беспокоит вопрос: «Остановилась ли эволюция человека»? Большая часть из них считает, что ответ должен быть положительным. Действительно, если рассматривать этот процесс как естественный отбор, то разве может эволюционировать человек, полностью покоривший природу и способный прокормить себя и детей? А учитывая современные достижения медицины, любые сомнения отпадают – он достиг своего совершенства. Но подобная позиция имеет свои слабые места. Незаметность отнюдь не означает отсутствие. Современная эволюция человека – процесс достаточно медленный, поэтому его очень сложно отследить в реальном времени. Более того, предположение о недвижимости развития приводит к выводу, который противоречит результатам исследования человеческого генома.

Простейшее значение слова «эволюция» гласит, что это процесс изменения частот аллелей в популяции с течением времени. Большинство такого рода изменений заключается в замещении одних аллелей другими под влиянием естественного отбора. Чтобы определить, как движется эволюция человека, достаточно найти любые признаки изменения частот аллелей в геноме. Последние исследования позволили определить несколько наиболее ярких примеров эволюции современного человека. Первое – это, так называемая, высотная болезнь. Народы, поселившиеся на высокогорных участках планеты, столкнулись с недостаточным количеством кислорода в воздухе. Подобное голодание приводит к утомлению, головокружению и бессоннице. В особо тяжелых случаях последствия бывают необратимы – отек легких и последующая тяжелая смерть. Причем акклиматизация позволяет избавиться только от части симптомов.

В ходе исследований было обнаружено, что коренные жители Тибета адаптировались к создавшимся условиям в виде недостатка кислорода. Было обнаружено, что у большей части тибетцев кровь на 10% насыщеннее кислородом, по сравнению с обычными людьми. Такая особенность передается по наследству, так что можно смело выдвинуть предположение, что зависит она от одного гена. Вторым ярким примером является непереносимость лактозы. Она представляет собой углевод, который содержится только в молоке млекопитающих. Она усваивается в организме человека при помощи особенного фермента – лактазы, который усиленно вырабатывается на первом году жизни, после чего синтез этого вещества идет на спад. У большей части взрослых лактаза не синтезируется, поэтому лактоза практически не усваивается. Удивительно, но американские индейцы, австралийские аборигены, обитатели Юго-восточной Азии и южной Африки страдают от употребления цельного молока. Оно вызывает вздутие живота, диарею, колики, рвоту и тошноту. При этом они могут употреблять кисломолочные продукты, так как процесс брожения расщепляет лактозу. Способность усваивать лактозу в более зрелом возрасте человек приобрел на двух различных континентах – Европе и северной Африке. При этом они возникли независимо друг от друга и проявляются в разных частях генома. Такая двойная мутация стала надежным признаком того, что эволюция человека продолжается. Отдельное внимание стоит уделить проблеме СПИДа. Пандемия этого заболевания, начавшаяся в 80-е годы, стала одним из основных демографических факторов на данный момент. Практически 40 млн. человек страдают от этого заболевания, причем пик эпидемии приходится на южноафриканский регион, где заражено около 25% взрослых. Были пройдены многие стадии эволюции человека – но ключевой из них является естественный отбор. Именно он и стал одним из факторов появления СПИДа, так как подразумевает собой определенные мутационные процессы, обеспечивающие защиту от заболевания. И, скорей всего, с течением времени, в человеческом организме образуются определенные соединения, которые смогут эффективно бороться с этой неизлечимой болезнью. Происхождение и эволюция человека заняли не одну тысячу лет. За это время у нас увеличился объем мозга, изменились черты лица, мы стали ходить прямо, научились разговаривать. Изо дня в день мы развиваемся, приобретаем новые навыки и способности, эффективно боремся с заболеваниями и стараемся выжить в сложном мире, поэтому нельзя сказать, что эволюция остановилась, просто она немного замедлила свой ход.

Мир изменяется, каждое последующее десятилетие, столетие или тысячелетие приносит свои, характерные лишь ему изменения, а скорость перемен лишь возрастает. И наравне с изменяющимся миром – меняется человек. Эволюция продолжается. На данный момент существует множество различных теорий, которые дают свои варианты развития человека в будущем. Однако некоторые антропологи и исследователи все же считают, что эволюционные процессы уже не играют столь важной роли, которую играли раньше.

Биологическая эволюция – естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом (с) Wikipedia

Так, например, по мнению профессора Стива Джонса из Университетского колледжа Лондона, эволюция уходит на второй план. Если в далеком прошлом, выживал сильнейший, то в современном мире, человек, окруженный комфортом, вряд ли продолжит мутацию. В то же время, ученые не исключают вероятности изменения и развития наших тел.

Кроме того, нельзя забывать о существовании закона Харди-Вейньерга, который гласит, что эволюционное изменение является математически необходимым до тех пор, пока генетическая популяция остается под влиянием как минимум одного из пяти факторов:

  • Мутация
  • Неслучайное спаривание
  • Поток генов
  • Дрейф генов
  • Естественный отбор

На основе этого закона можно сделать простой вывод – эволюционным процессам быть. Именно поэтому многие ученые не останавливаются на споре «за» или «против» эволюции, а выдвигают свои предположения на тему того, как человек будет выглядеть в будущем и каким эволюционным изменениям нам грозят последующие тысячелетия.

Изменение роста

Доподлинно известна и изучена тенденция к увеличению роста. Если брать в расчет хотя бы последние 100-150 лет, то не сложно подсчитать, что человечество стало выше в среднем на 10 сантиметра. Так, например, каждый пятый житель Италии имеет рост выше 180 см, а в послевоенное время (после Второй Мировой войны), количество людей с таким ростом составляло не более 6% от всего населения.

Средний рост мужчин на карте мира

Как считают исследователи, одной из главных причин подобного изменения является изобилие питательных веществ, которые доступны современному человеку. И если раньше голод мешал организму развиваться, то сейчас в немалой части мира подобный вопрос уже второстепенен.

Размер головы человека

Интересно, что по вопросу изменения размеров черепной коробки существует два мнения. Первое гласит, что размеры черепа будут увеличиваться. Это обусловлено в первую очередь развитием самого человека, ведь технологическое развитие подразумевает необходимость в развитии интеллектуальном и развитии мозга. Именно поэтому, как считает часть ученых, будем мы в будущем выглядеть как самые настоящие стандартные «инопланетяне».

Впрочем, есть и обратное данному предположению мнение, которое гласит, что размер черепной коробки если и претерпит изменения, то несущественные. Палеонтолог Питер Уорд, из университета Вашингтона в Сиэтле считает иначе. Причина очень проста – любая женщина, которая хотя бы раз в своей жизни рожала, с полной уверенностью скажет вам, что голова ребенка уже сейчас довольно крупных размеров. Именно поэтому в наши дни все чаще используется метод Кесарева сечения и именно поэтому эволюция вряд ли пойдет на такой шаг (нет, мы не считаем эволюцию чем-то, что имеет собственную волю – прим. ред.).

Цвет кожи и черты лица

Моноэтничость – вот слово, которое приходит на ум многим ученым, когда речь заходит о далеком будущем человечества. Смешанные браки уже давно перестали быть чем-то из ряда вон выходящим и «чистота крови» сохраняется лишь у определенных этнических групп, которые, обычно, находятся в определенной изоляции, территориальной, религиозной или любой другой.

Тем не мене, глобализация и культурное слияние вместе с доступностью свободного перемещения делают свое дело и рано или поздно все это приведет к усреднению черт лица и цвета кожи. Об этом говорит профессор Йельского университета Стивен Стернс. По прогнозам различных исследователей, цвет кожи и волос потемнеет. Поэтому есть мнение, что через несколько веков или чуть позже, большая часть населения Земли будут выглядеть приблизительно как бразильцы.

Есть и параллельная точка зрения, приверженцы которой считают, что со временем человечество или отдельные люди смогут приобрести способность к мимикрии, а стало быть, появится возможность изменять цвет кожи по собственному желанию. Подобные заявления можно было бы считать фантастикой, однако уже сейчас ученые экспериментируют с внедрением хроматофоров (пигментсодержащих клеток, которые присутствуют у земноводных, рептилий и т.д.).

Человеческие волосы

Ни для кого не секрет, что древние люди были куда более волосаты, чем мы. Нет, это не значит, что у них были очень длинные волосы, отнюдь, просто волосяной покров был куда более заметен, чем сейчас. Известный ученый Чарльз Дарвин в свое время говорил, что волосы на наших телах не более чем рудимент, своеобразный привет из прошлого человечества.

Волосяной покров в те далекие времена заменял человеку одежду, однако со временем подобная потребность отпала в связи с распространением и доступностью одежды и отопления. Поэтому есть не малая вероятность, что в будущем человечество станет практически лысым. Однако и тут нельзя говорить об уверенности в подобных изменениях. Так, например, волосы выступают в качестве одного из показателей при выборе полового партнера, а значит, если надобность в волосах окончательно не пропадет, то и волосы никуда не денутся, разве только их станет немного меньше.

Зубы

Если вы посмотрите на челюсти человека, проживавшего около 100000 лет назад и на челюсти современного человека, то даже невооруженным взглядом заметите изменения. В прошлом, размер зубов человека был в два раза больше. Это необходимо было для того, что бы можно было разгрызать орехи, рвать зубами сырое мясо и т.п. Позже, мозг человека развивался, менялся его рацион и как следствие, челюсти, как и зубы, начали уменьшаться.

Одно из самых заметных изменений – исчезновение зубов мудрости. Уже сейчас практически 25% людей рождаются без зачатков зубов мудрости, что можно списать на влияние естественного отбора, а в будущем, данный процент будет лишь увеличиваться. По предположениям ученых, продолжат уменьшаться и зубы человека, а возможно, даже пропадать.

Мышцы

То, что человечество потеряет в мышечной массе - всего лишь вопрос времени, в этом практически уверены ученые. Уже сейчас человечество слабее своего прошлого «я». Это обусловлено все меньшими объемами физического труда, который по не многу вытесняется техникой. Чем быстрее будет проходить развитие технологий и автоматизация, тем быстрее человечество станет в плане физической силы.

Между тем, уже сейчас проводятся серьезные разработки по созданию искусственных и усиленных частей тела, мышечных тканей, экзоскелетов и прочего. Все это может привести к тому, что конечности людей могут начать изменяться. Сокращение мышечной массы, ноги станут короче, а ступни меньше.

Кроме того, есть второй вариант развития событий, который предполагает, что человечество потеряет мышечную массу в связи с «переселением» в космос. Многие знают, что после возвращения на Землю из космоса, космонавтам приходится заново набирать свою физическую форму. А теперь представьте, что будет, если подобный полет затянется на о-о-очень долгий срок.

Функции мозга

Естественно, что и мозг не останется без изменений. В современном мире уже сейчас видно влияние технологий на наше мышление. Мозг человека работает так, что бы выполнять задачу максимально эффективно, поэтому вместо того, что бы запомнить определенный объем информации, мозг предпочитает запомнить непосредственно источник, откуда можно взять необходимые данные. Так, например, куда легче запомнить, куда ты положил книгу, а не то, что написано на 329 странице в 3 абзаце. Поэтому в будущем, велика вероятность ухудшения состояния нашей памяти. С другой стороны, человечество не раскрыло весь своей «мозговой» потенциал, поэтому за будущие поколения не стоит слишком опасаться.

Еще одно интересное изменение может коснуться нашего слуха. На протяжении эволюционного процесса, человек научился акцентировать свое внимание на определенные звуковые волны улавливаемые ухом и вычленять то, что ему больше необходимо. Хотя само собой, подобный навык не всесилен, однако во время шумной вечеринки мы в состоянии среди множества разговоров и шумов выделить речь нашего собеседника. Само собой, подобным механизмом обладает не ухо, а наш с вами мозг, который исполняет роль аналитического фильтра. В это же время, развитие медиа и сети Интернет все более забивается ненужным «шумом» и бесполезной информацией, которую человек пытается сортировать уже сейчас. На основе этого можно прийти к выводу, что в условиях подобного информационного окружения, человечеству придется более эффективно научиться определять, что для него полезно и вычленять это среди бурного общего потока.

На этом все. Нет, конечно, существует еще множество вариантов эволюционных изменений, однако всех их перечислить довольно сложно, да и не очень нужно. Мы же, постарались вкратце описать наиболее заметные из них и дать общее представление о том, что ждет наши потомков в далеком (или не очень) будущем. Удачи и эволюционируйте!

Лев Александрович Рудкевич - доктор психологических наук, антрополог, биолог, автор книги «Я знаю будущее моего ребенка. Тайны наследственности», - рассказал «Психологической газете» о том, как процесс эволюции влияет на психику человека, чем современные школьники отличаются от школьников, которые получали образование в конце прошлого столетия, и какие изменения в подходе к воспитанию подрастающего поколения актуальны в настоящее время.

- Почему вас заинтересовала тема эволюции человека?

Человек как объект исследования интересовал меня всегда. Я получил два образования - биологическое и психологическое. По основной своей специальности (биологии) я занимаюсь эволюцией человека и другими проблемами эволюции. На основании многолетних наблюдений и исследований я пришел к выводу, что эволюция человека продолжается в наши дни. Этот вывод имеет большое значение не только для биологии, но и для психологии как науки, поскольку эволюционный процесс неразрывно связан с необходимостью изменений в подходе к человеку. Более подробно об этом я расскажу немного позже.

- Насколько быстро идет процесс эволюции человека, какие изменения при этом происходят?

Достаточно быстро. Наглядные проявления процесса эволюции можно увидеть, сравнив внешний вид наших современников с фотографиями людей, которые жили в начале прошлого века. Внимательно рассмотрев фотографии, вы, скорее всего, увидите множество различий в телосложении. Если говорить научным языком, то надо отметить, что сейчас идет процесс астенизации населения, скорость биологического развития людей замедляется (это явление получило название «ретардация развития»). В наши дни дети позже проходят предростовой скачок, прохождение которого служит показателем готовности ребенка к школе – в возрасте примерно 8 лет, а пубертатный период (по сравнению с 60-70 годами прошлого века) отодвинулся на 2-2,5 года. В популяции увеличилось количество людей с доминированием правого полушария и амбидекстров, у которых доминирование полушарий, как правило, выражено нечетко.

Важной тенденцией эволюции современного человека является также ювенилизация, которая выражается в усилении мозгового черепа и, одновременно, в ослаблении или редукции лицевого черепа. Среди ювенильных детей и подростков чаще встречаются леворукие дети и амбидекстры, такие дети позже созревают, они обладают признаками андрогинии и грацильности. Грацилизация – утончение скелета и общее ослабление опорно-двигательного аппарата у представителей разных конституциональных типов (в том числе, и у атлетиков или мезоморфов). Андрогиния заключается в частичном сглаживании половых различий или полового диморфизма. Все эти тенденции свидетельствуют о продолжении процесса эволюции человека. Я прогнозирую, что этот процесс не завершится еще в течение многих столетий.

- Значит ли это, что современные люди стали более развитыми, по сравнению со своими предками?

Да, в определенной степени, это так. В ходе эволюции в каждом следующем поколении интеллект возрастает. Исследования свидетельствуют о необычайно быстрых темпах психологической эволюции - каждые пять лет IQ ребенка увеличивается на 1 балл. Люди, обладающие признаками ювенильности и теми особенностями, которые я уже перечислил, наделены более высоким интеллектом, особенно невербальным, большими креативными способностями, меньшей степенью экстравертированности, большей критичностью, самодостаточностью, независимостью мышления. В то же время, их нервная система слабее, они более пассивны, динамика их суточной активности сдвинута на вторую половину дня (таких людей называют «совами», в противовес «жаворонкам», которые, напротив, активнее и эффективнее в первой половине дня).

- Какое влияние оказывают перечисленные вами изменения на психику человека?

Изменения конституции неизбежно затрагивают психику современного человека. Их необходимо учитывать, разрабатывая новые подходы к воспитанию детей и обучению их в школе, ведь современные дети существенно отличаются от тех детей, которые учились в школах даже 30-40 лет назад. Например, многим детям, рожденным в начале 21 века, намного труднее вставать утром, так как большинство из них «совы». Если педагоги заинтересованы в эффективном обучении детей, было бы целесообразно учесть изменение условий и, в свою очередь, изменить школьное расписание так, чтобы уроки начинались на 2 часа позже обычного, в 11 часов утра. Тогда «совы» будут более активно воспринимать информацию и, следовательно, лучше учиться. При этом режиме и «жаворонки» смогут придерживаться привычного для себя графика, так как, проснувшись рано утром, сделают уроки. Выиграют и те, и другие.

- Учитывая эти параметры, нужно будет изменить школьную программу?

Да. Поскольку я придерживаюсь эволюционного подхода, я абсолютно не согласен с тем, как в школах организован процесс обучения детей физкультуре. Специалистам по лечебной физкультуре известно, что «совам» вредно начинать день с занятий спортом, так как их организм еще не проснулся до конца и для них утренний спорт связан с запредельными умственными и физическими нагрузками. Кроме того, астеники и грацильные дети, которые в наши дни составляют большинство, физически слабее, чем дети, которые ходили в школу в прошлом веке. Поэтому нельзя нагружать их физическими упражнениями, с которыми легко справлялись дети еще 30-40 лет назад. Изменяющиеся условия неизбежно требуют новых подходов к обучению, если мы хотим воспитать здоровых и гармоничных детей. Например, если говорить о физкультуре, выходом из положения могла бы стать замена уроков физкультуры так называемыми физкультурными паузами, во время которых дети выполняли бы специальные упражнения, разработанные специалистами по лечебной физкультуре.

Также необходимо учитывать, что дети в наши дни развиваются медленнее. Первый возрастной скачок (предростовый спурт) в наши дни приходится не на старший дошкольный возраст, как было еще 20-30 лет назад, а на младший школьный возраст - на 7-8 лет. Из этого следует, что значительная часть детей, обучающихся в начальных классах, еще сохраняет игровую мотивацию. Поэтому маленьким ученикам первого и второго классов целесообразно подавать материал в игровой форме, так же, как это делают воспитатели детских садов. Несмотря на данную особенность, интеллект первоклассников сейчас существенно выше, чем раньше. Современные дети становятся обучаемыми с 5 или даже с 4,5 лет, а к 6,5 годам уже могут освоить школьную программу для первого класса (разумеется, при организации занятий в игровой форме). Поэтому дошкольное образование абсолютно необходимо, оно должно стать таким же обязательным, как и школьное. Если интеллект ребенка, уже сформированный и готовый активно воспринимать информацию, не получает должного развития в младенческом возрасте, это очень опасно. Отсутствие соответствующих условий для развития интеллекта приводит не только к задержке общего интеллектуального развития. Это было бы не так страшно, поскольку ее можно компенсировать в дальнейшем. Главная опасность заключается в том, что недостаток развития, связанный с внешними причинами, такими, как недостаток умственной нагрузки, приводит к интеллектуальной депривации, а это, в свою очередь, уже в подростковом возрасте может привести к наркомании, чрезмерному увлечению компьютерными играми и другим зависимостям.

- Что же можно сделать для профилактики зависимостей?

Как я уже говорил - учитывать вышеперечисленные факторы и своевременно создавать детям подходящую развивающую среду, в которой они смогут получить необходимые знания. Это очень важно. Я подчеркиваю, что невостребованный интеллектуальный потенциал или интеллектуальная депривация ведет не только к задержке умственного развития, но, нередко, к патологическим зависимостям (алкоголизму, наркомании, увлечению компьютерными играми и поп-музыкой), и к антисоциальному поведению. В гимназиях следовало бы усилить программу не только по отдельным предметам, соответствующим гимназическому профилю, но по всем фундаментальным, развивающим интеллект дисциплинам: по русскому и литературе, по иностранному языку, по математике, истории и естественным наукам. Исключить те предметы, которые не востребованы в жизни и не развивают интеллект школьников - труд, физкультуру, черчение, ОБЖ.. Также следовало бы сделать обучение менее прерывистым, сократить летние каникулы. В странах Европы дети отдыхают летом только 1,5 месяца и им этого хватает. В то же время, не следует сокращать в математических гимназиях гуманитарные предметы, а в гуманитарных - математические, это приведет лишь к однобокому, дисгармоничному развитию личности.

- Каковы особенности подросткового поведения детей разных типов?

Говоря об особенностях поведения, я хочу развеять один устойчивый миф. Традиционно психологи, опираясь на опыт работы с детьми, ожидают, что в подростковом возрасте дети станут более агрессивными и начнут активно интересоваться вопросами пола. Это ожидание не всегда оправдано, поскольку появление определенных особенностей поведения может быть связано в большей степени не с возрастом, а с конституционально-психологическим типом ребенка (в данном примере - ярко выраженного акселеранта). Акселерация была массовым явлением в 60-х - начале70-х годов прошлого века. Сейчас, в 21 веке, акселерированных детей стало намного меньше, гораздо чаще встречаются ювенильные и ретардированные дети, которых в ближайшие десятилетия будет становиться все больше. Тем не менее, хочу сказать еще несколько слов об акселерантах, прежде чем рассказывать о ювенильных детях.

Проблемы акселерированных детей связаны с тем, что половое созревание у них происходит раньше и протекает достаточно сложно. В это время у детей могут отмечаться головные боли, головокружения, нарушения работы кишечника, повышенная утомляемость, сонливость. Поэтому в переходный период акселерированные дети иногда хуже учатся, пропускают занятия из-за плохого самочувствия. Кроме того, акселерированные подростки больше, чем их сверстники других типов, интересуются вопросами пола. В период взросления у подростка-акселеранта могут появиться проблемы во взаимоотношениях с родителями и педагогами, поскольку акселеранты рано чувствуют себя взрослыми. Подростка, который физически созрел уже в 6 классе школы, редко привлекает мысль о высшем образовании. Он более склонен получить в течение нескольких лет специальное образование и начинать жить самостоятельной жизнью.

Более часто встречающиеся в наше время ювенильные и ретардированные дети, напротив, легче переносят переходный период, они минуют стадию юношеской гиперсексуальности, такие дети более ориентированы на учебу и позднее созревают. Они сохраняют учебно-познавательную мотивацию на протяжении всей жизни. Поскольку различия между ювенильными детьми и акселерантами достаточно велики, встает вопрос о том, что их раздельное обучение было бы более эффективно, чем современное совместное обучение.

- Что вы можете сказать об обучении левшей и амбидекстров?

В настоящее время существенно увеличилось количество леворуких детей с доминирующим правым полушарием и амбидекстров, у которых доминирование полушарий, как правило, не выражено или выражено неявно. Доля левшей и амбидекстров среди взрослых в наши дни составляет 6 %, среди детей левшей уже 11 %, а амбидекстров - 50%. Возможно, уже к 20-м годам нынешнего столетия пропорция левшей и правшей сравняется. Часто левши и амбидекстры более интровертированы, чем праворукие, более склонны к риску, менее хладнокровны, впечатлительны и склонны к депрессиям. Постольку леворукие дети и амбидекстры менее агрессивны, с увеличением в популяции левшей и амбидекстров риск делинквентного поведения должен снижаться.

Левши и амбидекстры, обладающие развитым правым полушарием, отвечающим за наглядно-образное мышление, владеют более развитой интуицией. Из таких людей получаются талантливые дизайнеры, модельеры, архитекторы, психологи. Это наблюдение имеет ценность для профессиональной ориентации старших школьников. Особенность левшей также в том, что они воспринимают информацию иначе, чем праворукие - одновременно, а не последовательно. Например, когда учитель излагает материал последовательно (а в традиционной школе он делает именно так), левши и амбидекстры слушают некоторое время, а затем отвлекаются. Они могут воспринимать информацию, изложенную последовательно, но это для них довольно трудно. Зато, если учитель преподносит материал одновременно: описывает висящую перед глазами учеников схему, карту, таблицу или макет, левши и амбидекстры схватывают информацию быстрее и запоминают надежнее, чем праворукие дети. В некоторых странах Европы левшей и амбидектров обучают достаточно оригинальным способом - уроки ведут учителя-левши. В любом случае, обучая языкам левшей и амбидекстров, следует идти не от грамматики к правильному письму и речи, а наоборот: сначала учить детей разговаривать, приводить им примеры из жизни, быта, а потом уже объяснять правила грамматики.

Родители и педагоги должны знать, что переучивание леворуких детей недопустимо. Даже очень маленькому ребенку надо дать возможность выбора, если он берет игрушку в левую руку, значит, ему так удобнее и его выбор надо уважать. Это окажет положительное влияние на развитие и, возможно, на всю дальнейшую жизнь ребенка. Однако, для профилактики одностороннего развития детей, нужно постепенно, в факультативной форме, тренировать и другое, менее развитое полушарие.

Подводя итоги, хочу еще раз обратить внимание на то, что необходимость изменения подхода к образованию детей в начале нового века стала достаточно насущной. Я привел множество примеров того, что именно нужно изменить, и обосновал целесообразность этого. Если перемены не заставят себя долго ждать, от этого выиграют не только дети, но и педагоги и, в конечном счете, все общество.

Беседовала Юлия Смирнова


Top