Виды подросткового девиантного поведения, причины и факторы. Отклоняющееся поведение подростков

Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписа- ние, установленная мера. «Социальная норма» («социальные нор- мы») - это официально установленные или сложившиеся под воз- действием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических услови- ях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установлен- ные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых является для индивида необходимым условием взаимодействия.

В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий со- циальный опыт общества и осмысление современной действительнос- ти. Они закрепляются в законодательных актах, должностных ин- струкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Сгруппиро- ванные по основным нормообразующим факторам, они подразделя- ются на: правовые, нравственные, этические, религиозные и др., слу- жат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и присутствуют в его повседневной жизни и дея- тельности.


120 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

Человек одновременно выполняет несколько социальных ролей - гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива и пр., в процессе чего он усваивает социальный опыт поведения, необходимый ему для самореализации как личности.

Социальное отклонение - это социальное развитие человека, по- ведение которого не соответствует общественным ценностям и нор- мам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности). Выделяют такие формы социального отклонения: асоциальное поведение и анти- социальное.

Асоциальное поведение (от греч. а - отрицательная частица «не»,

«без» и лат. socialis - общественный, связанный с жизнью и отноше- ниями людей в обществе) - это такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит проти- воправных действий. Антисоциальное (от греч. anti - против и соци- альный) - это противоправное поведение человека.

В социологии выделяют такое явление, характеризующее несоот- ветствующее нормам проявление человека в социальной среде, как аномия. Термин «аномия» предложен французским социологом Д. Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недоста- точность. Американский социолог Р. Мертон в 30-х гг. выдвинул тео- рию социальной аномии, под которой рассматривал состояние «без- нравия» в обществе, побуждающее индивида к отклоняющемуся поведению. По его мнению, во всяком обществе господствуют опреде- ленные цели и средства их достижения. Нарушение равновесия между целями и средствами их достижения и служит основанием для ано- мии. Мертон обосновывает следующие типы реакции человека при аномии (логически возможных вариантов сочетания отношения к целям деятельности и к избираемым при этом средствам их достиже- ния): конформизм, инновативность, ритуализм, ретризм, бунт.


Конформизм (от позднелат. conformns - подобный, сходный) - равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средст- вам их достижения, сложившимся в обществе.

Инновативность (от лат. innovatio - возобновление, перемена) - положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выбо- ре средств, которое ведет к новационному поведению, новационной деятельности человека.

Ритуализм - отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах составляет поведение ри- туального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм и пр.).

Ретризм - отрицание и целей, и любых средств их достижения. Он ведет к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы и т.д.).


Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 121

Бунт - отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революцион- ные перемены в социальных нормах и ценностях.

В социальной педагогике и в социологии выделяют выражение - отклоняющееся поведение. Под этим термином понимается поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и роле- вым предназначениям.

Термин «отклоняющееся» (поведение) часто заменяют термином

«девиантное» (от лат. deviatio - отклонение) или «делинквентное» (от лат. delinquens - правонарушитель). Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступ- ки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, проти- воречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях характеризу- ется как уголовно наказуемое и подлежит административным воздей- ствиям.

В 1950-х гг. американский социолог А. Коэн выдвинул теорию де- линквентных субкультур. В основе этой теории лежит обоснование осо- бой субкультуры у людей делинквентного типа, определяющей ориен- тацию их на успех, но совсем иным путем (иными средствами), чем в

«большом» обществе. К таким представителям принадлежат те, для ко- торых нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других являются мелкие кражи, агрессивность, вандализм. К субкультуре насилия относят агрессивное поведение, воровство и пр. Она функционирует внутри мафии, банды, криминальных групп и оп- ределяет сущность и образ жизнедеятельности их членов.

Существуют различные теории формирования девиантного поведе- ния человека. Среди них: биологические - своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению (Ломброзо, Шелдон); психологические - особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, право- нарушениям (Фрейд); социологические - девиантное поведение челове- ка является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Дюркгейм, Мертон Миллер и др.).

Анализ различных теорий показывает, что и биологические, и пси- хологические теории выделяют особенное в личности, которое может сказаться на ее девиантном развитии, воспитании. Они свидетельст- вуют о том, что человек, с рождения неся в себе агрессивное начало,


122 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

может иметь определенное предрасположение к девиации. Однако любое предрасположение человека к девиации реализуется только при неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последующем негативное (девиантное или делинквент- ное) поведение.

В основе отклоняющегося поведения человека лежат его биопси- хологические характеристики, процесс и результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения: отрицательно выраженная направленность личности (интересы, по- требности, мотивы, цели, идеалы), негативные привычки и соответст- вующие им (негативной направленности и отрицательным привы- чкам) положительные чувства (внутреннее удовлетворение от их проявления), которые выступают регуляторами его антисоциального, аморального поведения, действий и поступков.

Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами становления девиантного поведения являются:

возникновениепротиворечиямежду социальными нормами илич- ностью;

проявлениенесогласия,отрицаниесоциальныхтребованийребен- ком;

проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);

рецидивыпротивозаконныхдействий;

накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганст- во, проституция и др.);

включение в группу с асоциальным поведением;

нарушениезаконов;

совершение преступления.

Чтобы эффективно решать вопросы работы с лицами социально- негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование. К таким группам фак- торов и их составляющих следует отнести (см. схему 1):

А. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низ- кий уровень интеллектуального развития от рождения или как ре- зультат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные от- клонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствую- щие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаж- дений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личнос- ти, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.


Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 123

Б. Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка. Раз- личные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познава- тельной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки, и пр.

В. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию воз- растного развития. Так, например, наиболее сложным в воспитании является подростковый, отроческий возраст (11-13, 14-16 лет) - переходный возраст. В социальном плане подростковая фаза - это продолжение первичной социализации. Подростки - как правило, школьники - находятся на иждивении родителей (или государства), главной деятельностью является учеба. Это период завершения детст- ва и начала «вырастания» из него.

Юношеский возраст (от 17 до 23 лет) представляет собой в бук- вальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически - это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными (достигшими полной половой зрелости), однако на его долю выпадает задача многочисленных «до- делок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномернос- тью созревания.


Несоответствие

индивидуальности


Недостатки в воспитании


Несоответствие воспитания возрасту


Негативная личностная позиция ребенка

Ребенок

Отклонения в психическом и физиологическом развитии

(врожденные и приобретенные) Негативные факторы среды

Схема 1. Группы факторов, существенно влияющих

на формирование девиантного поведения человека


124 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

К проблемам подросткового возраста, неучет которых приводит к отклоняющемуся поведению, относятся:

а) кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте: ускоренное и неравномерное раз- витие организма в период полового созревания; неразвитость сердеч- но-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка; «гормональная буря» эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбу- димости, эмоциональной неустойчивости;

б) обострения взаимоотношений со взрослыми, родителями, учи- телями, выражающиеся в «конфликте» морали старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

в) стремления заменить отношения с позиции «морали подчине- ния» на «мораль равенства»;

г) повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых;

д) изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, по- требность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие порой к негативным формам и др.

Г. Негативные факторы среды формирования личности.

Семья, как фактор негативного формирования личности:

а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает нега- тивный пример для подражания, формирует соответствующее миро- воззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребен- ком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостат- ку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному внима- нию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, по- буждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория

«детей улицы», безнадзорных и беспризорных. Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в тече- ние длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на де- душку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом


Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 125

пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходи- мое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их без- надзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.

Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.

Негативное влияние средств массовой информации, особенно теле- видения, видеопродукции.

Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающие- ся на воспитание человека.

Д. Недостатки в воспитании ребенка, подростка:

а) ошибки семейного воспитания;

б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формирова- нию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать че- ловеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные слож- ности в критической ситуации;

в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в обра- зовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;

г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

д) научение ребенка, подростка определенным негативным моде- лям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих услови- ях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности. Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, кото- рые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступ- ной деятельности;

е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товари- щеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к право- нарушению;

ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, нарко- тикам, курению, азартным играм;

з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной дея- тельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и под- ростками и пр.;


126 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонару- шителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (соци- альной среде).

Е. Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка:

а) отклонения в самооценке подростка: завышенная - ведет к воз- никновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в со- четании с аморальной способностью самовыражения приводит к пра- вонарушениям; заниженная - рождает неуверенность в себе, поведен- ческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;

б) отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как пра- вило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопреде- ляют личную позицию подростка и активность в достижении целей;

в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствова- нию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и не- сформированностью потребности быть лучше;

г) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и со- перничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое со- перничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактив- ности;

д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потреб- ности и активного желания самоисправления;

е) стремление подростка к общению, участию в неформальных мо- лодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.

Описав основные группы факторов, обусловливающих формиро-

вание негативного, отклоняющего поведения детей и подростков, не- обходимо определить и наиболее важные направления педагогичес- кой деятельности по их профилактике и преодолению.

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.А.ДОБРОЛЮБОВА

Контрольная работа по

Социологии на тему:

«Девиация как социальное явление. Источники ее возникновения»

Выполнено:

Студенткой 2 курса группы 8МВ

Смирновой

Екатериной Львовной

г.Нижний Новгород

ДЕВИАЦИЯ - девиантное поведение – социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте. Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство и т.д.) Часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом. Однако социальному осуждению подвергается и множество поступков, которые не являются незаконными, но которые самим обществом определяются как девиантные или на которые "наклеивается ярлык" девиантных. Социология изучает девиацию как социально обусловленное явление, поскольку представления о норме и девиации связаны с социальным контекстом и варьируют в различных обществах и даже субкультурах. "Действия не являются естественно хорошими или плохими; нормальность и девиация определяются социально". "Девиация является не качеством совершаемого личностью действия, а скорее следствием применения другими правил и санкций к "нарушителю". (Х.С.Беккер) Определение действия как девиантного предполагает наличие в обществе некоторого нормативного консенсуса – фундаментального согласия по базисным ценностям. Однако современное общество не обладает культурным единством и ценностным консенсусом, для него характерен широкий плюрализм ценностей и норм. В такой ситуации различие между нормой и девиацией становится неопределенным, все более и более локальным, групповым, а социальная реакция на девиацию носит не всеобщий, а социально ограниченный характер. Поэтому главным вопросом становится вопрос о том, кто в обществе определяет девиацию, "наклеивает ярлык" девиантности. Некоторые социологи считают, что все люди в какой-то мере девиантны, поскольку никто не соответствует полностью социальному идеалу, канонам социально приемлемого поведения. Социология изучает девиацию в связи с механизмами социализации. Девиация является продуктом определенных социальных процессов, приводящих к выпадению индивидов из "нормальных" ролей и групп, ограничению их доступа к обычным ролям и видам деятельности, к принятию ими ценностей девиантной культуры. Результатом становятся девиантное самоопределение и "девиантная карьера", которые ведут к социальной изоляции, еще более увеличивающей вероятность дополнительной девиантности.

Происхождение девиации в поведении человека.

Понятие девиантного поведения.

Понятие девиации.

К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин “социальное отклонение” означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального “зла” всегда привлекали интерес ученых.

Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная социологическая теория - социология девиантного (от латинского deviatio - уклонение) поведения. У истоков социологии девиантного (отклоняющегося) поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как “состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились”.

Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое “идет вразрез с институционализированными ожиданиями”, а англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что “социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус”, то есть только субъективное обозначение, “ярлык”, а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.

Более широкую трактовку определения девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам”, то есть речь идет о нарушении любых социальных норм.

Социальные отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.

Как пишет профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:

а)человека, которому свойственно определенное поведение;

б)норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного;

в)другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение.

Таким образом, девиантность определяется в социологии как отклоняющееся поведение, деятельность человека (группы людей), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям.

Норма и отклонение от нее.

Социология девиантного поведения относится к “сквозным” теориям, то есть специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным бездельником. Нас как сотрудников правоохранительных органов в первую очередь интересуют причины негативного девиантного поведения.

Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило проблемы девиации и ее происхождения в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, криминологов. Наряду с ростом позитивных (культурно одобряемых) девиаций (политическая активность, экономическая предприимчивость и т. п.) усиливаются девиации негативные - насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, аморальность.

Объяснить причины, условия и факторы, порождающие эти социальные явления, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопрос о сущности категории “социальная норма” и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и развитом обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен.

“Социальная норма, -отмечает Я. И. Гилинский, -определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций”.

Социальная норма находит свою поддержку и воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений.

Отклонения не существует без нормы. Понятие нормы относят к числу самых трудных и неопределенных научных представлений. В действительности не существует никакой нормы как реальности, с четко обозначенными границами, за которыми начинается ненорма, то есть отклонение от нормы. Отклонение имеет множество вариаций с различной степенью дистанционности от нормы. Значительное отклонение от нормы определяется легко, труднее определить незначительные отклонения.

Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Разрушив нормы, сформированные в советское время мы лихорадочно пытаемся создать нормы для нынешнего этапа своего развития, обращая свои взоры или на Запад или в дореволюционное прошлое.

В кризисные моменты скачкообразного развития государства невиданный импульс получает развитие преступности. “В такие периоды развития государства, -отмечает Н. Г. Иванов, -нормы, выработанные в криминальной среде, становятся доминантными и сами, будучи порождением безнравственности, начинают свою работу по выработке соответствующих безнравственных идеалов”.

Например, результаты социологического исследования показали, что 1/4 респондентов признает, что они совершали противоправные действия, но в целом оценивают это поведение как нормальное для своей возрастной когорты. В данном случае мы сталкиваемся с феноменом “институционализации девиации”, своего рода превращением ее в социально приемлемый и негласно одобряемый тип поведения.

Причины отклоняющегося поведения.

Определение причин девиации различными учеными.

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения отклоняющегося поведения. Так, Роберт Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие аномии (например, в работе “Социальная структура и аномия”), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения. Люди начинают приспосабливаться к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом, либо различными видами отклоняющегося поведения (“инновация”, “ритуализм”, “ретретизм” и “мятеж”), в которых отвергаются или цели, или средства. или то и другое вместе.

Второе направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (А. Коэн). Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.

Еще одно направление в изучении причин девиации представляет австрийский теоретик психологии личности Виктор Франкл, разработавший основы логотерапии, которая проявила себя как эффективное средство в решении проблем утраты людьми смысла жизни. Теория логотерапии и экзистенциального анализа Франкла представляет собой сложную систему воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути и способы коррекции аномалий в развитии личности.

Ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести нередко без возможности какого-либо реального выбора и невозможность найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации “новых” и отсутствия культуры мировозренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим, неповторимым путем,- этим во многом объясняются те социальные патологии, которые широко распространяются в модернизируемом обществе.

В современной отечественной социологии, несомненно, интерес представляет позиция Я.И.Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Известно - любые действия в конечном счете осуществляются ради удовлетворения потребностей. И, переходя к проблеме причин изучаемых процессов, можно предположить, что в иерархии противоречий социально-экономического развития, составляющих “причинный комплекс” девиантного поведения, наиболее значимо противоречие между относительно равномерно растущими потребностями и весьма неравными возможностями их удовлетворения, зависящими прежде всего от социальной позиции индивидов и общественных групп, их места в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения как социального явления служит социальное неравенство.

На уровне индивидуального поведения наиболее общей причиной девиации служит “социальная неустроенность” как результат несоответствия объективных свойств индивида, включая его задатки, способности, а также свойства, приобретенные в процессе социализации требованиям занимаемой позиции в системе общественных отношений. Позиция может быть “ниже” (философ-истопник) или “выше” (посредственность в директорском кресле) своих объективных возможностей; индивид может оказаться вне официальной структуры общества (бродяга, тунеядец).

Каждая из этих позиций имеет право на существование, так как дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций.

Маргинализация и отклоняющееся поведение.

Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов.

Отвечая на вопрос, что главным образом детерминирует в настоящее время девиантное поведение, преступность как его тяжелейшую разновидность и социальную аномию в целом, можно с уверенностью сказать, что это те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии “маргинализация”, то есть неустойчивость, “промежуточность”, “переходность”. Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей, причем в классическом случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи.

Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от известной “переоценки ценностей”.

Общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, безработица, беженцы, развал СССР объективно приводят к усилению маргинализации.

Люди смиряются с ухудшением своего материального положения, со своей ущемленностью, зависимостью, бесперспективностью существования. Грозит ли это нам сегодня? К сожалению, да. Человек, ведущий борьбу за выживание и конкурирующий с другими в этой борьбе, постепенно сосредотачивает всю свою энергию и усилия на удовлетворение первичных (материальных) потребностей. На все другое у него не остается сил (или он теряет к этому интерес). Массовое нарушение даже самых простых норм человеческого общения - свидетельство общего понижения уровня культуры людей.

Примитивизация общества как бы оправдывает различные формы социальной патологии, перестает не только вести с ними борьбу, но и осуждать их. Апатия, рождающая цинизм, получает все большее распространение.

Основным социальным источником маргинализации общества является растущая безработица в ее явных и скрытых формах. При допустимой безработице в 5-6 % от трудоспособного населения (пороговая норма) по имеющимся данным реальное число безработных возрастет в ближайшие годы в несколько раз.

Существенное влияние на маргинализацию общества будет оказывать миграция, претерпевающая значительные изменения в связи с расширением масштабов вынужденной миграции, усилением оттока “некоренных народов” (в основном русского населения) из регионов со сложной этнополитической ситуацией. Положение вынужденных мигрантов (особенно беженцев) характеризует не только разрыв прежних социальных связей, но и утрата своего социального статуса и имущественные потери.

Наряду с русскими значительно увеличивается и поток людей других национальностей, уезжающих из родных мест в результате растущей социально-экономической нестабильности. Их социальное обустройство представляется делом еще более сложным, чем русскоязычного населения: сказываются не только языковые трудности, но и уровень квалификации, привязанность к другим традициям и обычаям.

Каковы перспективы самой маргинализации общества? В самом общем виде на этот вопрос можно ответить следующим образом. Под влиянием происходящих в обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть маргиналов будет продолжать движение по нисходящей то есть опускаться на социальное дно (люмпенизироваться). Бомжи, алкоголики, тунеядцы, проститутки и т.д. растущий численно слой люмпенов. Иначе говоря, это та часть людей, которая не сумела(или не пожелала) адаптироваться к новым рыночным условиям, и, потерпев “социальное крушение”, перестала занимать промежуточное положение. Она как бы окончательно “определилась”. Вторая часть (значительно большая) маргиналов находит постепенно способы адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус (а с ним относительную стабильность своего бытия), новые социальные связи и социальные качества. Они заполняют новые ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни.

Конечно, маргинализация общества - это не единственный фактор усиления девиантного поведения. Но этот фактор становится доминирующим именно в нынешних условиях.

Другая группа причин связана с распространением различного рода социальных патологий. В частности, ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения. Каждая из вышеназванных причин, обусловливающих расширение масштабов девиантного поведения, требует специального рассмотрения. Однако, принципиально новым и вместе с тем наиболее опасным для России в настоящее время является угроза наркотизации населения, под которой понимается процесс легализации распространения наркотиков среди различных социальных групп.

Результаты проводящихся в России социологических исследований позволяют сделать выводы об увеличении за последнее время распространение наркотиков. Например, среди городского населения число респондентов, “потребляющих наркотики хоть раз в жизни”, колеблется от 11 до 15 %. Они, таким образом составляют значительную социальную базу для дальнейшего распространения наркомании, увеличения числа людей, зависимых от наркотиков и способных на любые действия ради их употребления.

Обострилась за последние годы проблема алкоголизма. Россия находится на I месте в употреблении алкоголя на душу населения (в 1995 г. этот показатель составлял около 20 литров абсолютного алкоголя на душу населения). Главная причина этого состоит в том, что в стране никогда не было научно обоснованной и последовательно осуществляемой антиалкогольной политики.

Нельзя не отметить, что среди различных видов социальных отклонений широкое распространение в последнее время получили бродяжничество, попрошайничество, проституция. Для них характерна прогрессирующая устойчивость, превращающая подобные социальные отклонения в образ жизни.

Отклоняющаяся социализация и девиантное поведение.

Социализация - это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. В ходе этого процесса индивид из младенца превращается в человеческую личность с комплексом установок и ценностей, целями и намерениями, с неповторимо индивидуальным видением мира.

Социализация не всегда бывает успешной. Более того, результат практически никогда не достигает идеала как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои социализационные функции. Всегда остается некоторый неиспользованный резерв возможностей. Может происходить и определенный перекос в “наложении” социальности на личность, в результате в личности нежелательные для общества черты. Кроме того, сам человек даже при позитивных внешних для него условиях может оказаться за чертой социально одобряемого поведения.

Социализация индивида почти всегда имеет отклонение. При этом социализационная норма может не выполняться в процессе социализации и не достигаться как ее результат. отклонение определяется несоответствием социализации как объективного и субъективного процесса сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме.

Отклоняющаяся, неудавшаяся социализация является одной из причин девиантного поведения. Некоторые формы отклонений могут встречаться и в случае нормального процесса социализации, представляя собой временное и случайное явление (болезнь, опьянение и т.п.) и даже длительные и стойкие состояния (физические дефекты, неврозы, психозы и т.п.). При этом отклоняющееся поведение следует отличать от аномального, обусловленного мозговой патологией.

Девиантное поведение в современных условиях.

Стоит ли говорить, насколько опасно для общества распространение преступной идеологии, ведущей к эррозии моральных ценностей и нравственной деградации значительных слоев населения. Формируются неписаные нормы общественной безнравственности, оправдывающие нетрудовые доходы, воровство, насилие и т.п.

Размытость нынешних, внедряемых свыше современными реформаторами норм, их неубедительность делают проблему определения девиации чрезвычайно сложной. Все труднее и теоретикам и практикам становится ответить на вопрос: В чем и от чего происходит отклонение?

В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.

Социальное влияние и давление преступного мира на общество, распространение его морали, психологическое заражение наименее устойчивой части населения (особенно молодежи) - тревожная реальность наших дней. Происходящая деформация ценностных ориентаций у молодых людей создает предпосылки для воспроизводства закононепослушания, утверждения своеволия, права сильного и жестокого. Борьба с преступностью сегодня превратилась в острейшую, самостоятельную проблему, решение которой требует комплексного подхода. Это значит, что все предпосылки, пограничные к преступлению, явления, связанные с состоянием общественного организма, должны учитываться, ибо грань между аморальностью и преступностью весьма подвижна. Более того, именно отрицание моральных норм лежит в основе многих преступлений.

Разрушительные масштабы девиантности приводят общество к состоянию социальной аномии, общество теряет свою историческую память, девальвирует свою систему ценностей. Иначе говоря, ему грозит перерождение, ведущее к деградации, социальному регрессу. Нечто подобное может произойти сегодня и в России, если не будут приняты эффективные меры по остановке падения производства и снижения жизненного уровня большинства населения страны. Иначе ситуация с девиантным поведением еще более усложнится.

Сегодня эта проблема приобрела особую остроту в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Рассогласованность между ожидаемым и реальным повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.

Есть объективные основания считать, что в ближайшие годы масштабы девиантного поведения будут возрастать, а значит и расширять причинную базу преступности. “Во всяком случае,- пишет доктор юридических наук В.В.Лунеев,- по этим признакам у нас нет сколько-нибудь значимых доказательств снижения криминогенности социальных условий”.

Социальная девиация - социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Виды социальных отклонений.

Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

Индивидуальные и групповые отклонения.

индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре

Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе:

сверхинтеллектуальность.

сверхмотивация.

Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.

Причины возникновения девиантного поведения

Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм.

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.

отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Социология: Объект и предмет социологии как науки

Объект и предмет социологии как науки Структура социологического знания макро мезо микро Мультипарадигмальность Функции социологии ее.. Этапы развития социологии как науки Классики социологии О Конт Э.. Методология и методы социологии Программа и план социологического исследования Генеральная совокупность выборка..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объект и предмет социологии как науки
Предметом социологии непременно должно стать теоретическое осмысление противоречивой целостности современного мира. «Драматичность» этой науки состоит в том, что она должна исследовать и объяснить

Мультипарадигмальность
Мультипарадигмальность означает сосуществование нескольких парадигм, не сводимых друг к другу и неспособных вытеснить друг друга, в рамках одной науки. Это явление хорошо известно в социол

Функции социологии, ее связь с другими науками
Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы: 1) теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерно

Этапы развития социологии как науки
Историю социологии можно разделить на два периода. Первый характерен для социальных теорий, которые еще не выделились в отдельную науку. Второй период начинается в средине ХIХ века, когда французск

Методология и методы социологии
В социологии, как и в любой другой науке, имеются такие основные компоненты, как знание и средства его получения (в данном контексте рассматриваются не субъекты научной деятельности - ученые и науч

Программа и план социологического исследования
Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные д

Генеральная совокупность, выборка, шкалы и индексы
Множество социальных объектов, явлений, процессов, которые являются предметом изучения социологического исследования, образуют генеральную совокупность. Любую генеральную совокупность характеризует

Характеристики шкал
Тип Шкалы Отношения между шкальными значениями Допустимые преобразования шкалы Допустимые статистические расчеты Наличи

Количественные и качественные методы в социологии
Количественная и качественная стратегии, использующиеся в социологических исследованиях, существенно различаются по общей направленности и стадиям социологического анализа. Различия стратегий прояв

Личность как объект социологии
Человек выступает объектом изучения различных гуманитарных наук. Каждая из них имеет свой предмет исследования, стремится выявить интересующую ее систему существенных черт, свойств, качеств личност

Социальные статусы и социальные роли
Социальный статус – социальная позиция человека в рамках группы или общества, связанная с определенными его правами и обязанностями. Типы статусов 1) генеральный (всеобщий, основн

Социальные типы личности
Социальный тип личности можно определить как продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности. Классификация различных типов – это научная проблема, на

Процесс социализации человека
Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социаль

Агенты, виды и факторы социализации
Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать

Личность и культура
Проблема личности всегда находится в центре исследований культуры. Это естественно, ведь культура и личность неразрывно связаны. С одной стороны, в культуре формируется определенный тип личности. О

Основные компоненты культуры
Любая культура обязательно должна включать в себя три основных компонента: ценности, нормы и средства передачи культурных образцов. Культурные ценности представляют собой свойства обществе

Материальная и духовная культура
Духовная культура Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия - не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

Доминирующая культура, субкультура и контркультура
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются большинством членов общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. В то же время общество

Молодежная субкультура в России
В последние три-четыре десятилетия устойчивый интерес исследователей вызывают молодёжные субкультуры. Это связано с тем, что молодёжная субкультура – средство обновления современного общества и тра

Деструктивное, асоциальное, противоправное, девиантное, делинквентное, криминальное поведение личности
Деструктивное поведение человека является основной причиной различных проблем человека, связанных как с межличностными отношениями, так и с физическим здоровьем. Своим деструктивным поведением мы с

Социологические теории, объясняющие причины девиаций
Социологические теории объясняют возникновение девиации через поиск социальных и культурных факторов, влияющих на людей. Теория аномии Дюркгейма представляет собой первое социологическое объяснение

Социальные конфликты
Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; пр

Основные стадии конфликта, его конструктивные и деструктивные последствия
Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимодействия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение конфликт

Конфликтология как прикладная отрасль социологии
В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает п

Основные подходы к пониманию общества в социологии
Говоря «человек - существо социальное», мы прежде всего имеем в виду, что его нормальная жизнедеятельность связана с обществом себе подобных. И хотя существует даже культура отшельничества, когда л

Методологический индивидуализм и социальный реализм
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ - концепция и проблема социальной эпистемологии, обсуждавшаяся, наряду с методологическим коллективизмом, в «понимающей» социологии М. Вебера, в формальной социологии

Системный и структурно-функциональный подходы
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направление методологии специально-науч. познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. С. п. способствует адекватной постановке

Признаки общества, основные законы его развития
В нашем языке термин "общество" используется для обозначения самых различных реалий. В студенческой компании можно услышать восклицание: "Как приятно провести время в нашем обществе!

Социальная структура общества
Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. Социальная структура общества всегда обусловлена способо

Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества
Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики социальной структуры общества Каждое современное общество должно обладать сложной внутренней структурой. Причиной внутренней сложнос

Социальная стратификация, ее виды
Социальная стратификация Страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатель по четырём основным критериям: доход, власть, образование, престиж занятия. Основны

Критерии социальной стратификации
Термин стратификация происходит от латинского stratum слой, пласт и facio - делаю. Таким образом, в этимологии слова заложена задача не просто выявить групповое многообразие, а определить вертикаль

Социальная стратификация современного российского общества
Стратификация современного российского общества В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию. В

Модели стратификации Т.И. Заславской, Н.М. Римашевской
Вопросы социально-стратификационной дифференциации находятся в центре внимания российских социологов. Предлага­ются самые различные теоретические схемы, объясняющие рас­слоение современного российс

Социальная мобильность. Виды мобильности
Социальная мобильность (лат. mobilis - подвижный) - это перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса. Виды социальной мобильности Вертикал

Каналы мобильности
Каким же образом в рамках отличающейся стабильностью социальной структуры общества происходит социальная мобильность, то есть перемещение индивидов по этой самой социальной структуре? Очевидно, что

Социальные общности и социальные группы
Под социальными общностями можно понимать различные по масштабам, устойчивости и сплоченности совокупности людей, которые связаны процессом взаимодействия и общностью интересов. Общности могут выст

Квазигруппа
Понятие и признаки квазигруппы Наряду с массовыми и групповыми общностями, ученные выделяют ряд обществ, которые получили название квазигруппы. Как правило, они появляются непредн

Феномен толпы
Понятия «чернь», «сброд» известны еще с античности. Чего только стоит воспоминание о римском плебее, жаждущем «хлеба и зрелищ» и блаженно вопившем при виде людей, раздираемых львами! Для романтиков

Социальные изменения
Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из од

Теории социальных изменений
Почти за два столетия социология выработала достаточно много концепций, моделей и теорий, связанных с социальными изменениями. К ним в первую очередь, следует отнести теории эволюционизма, теории м

Эволюция, революция, реформа, модернизация
Эволюция и революция - соотносительные социально-философские понятия, конкретизирующие применительно к социальной форме движения материи общефилософский закон перехода количественных изменений в ка

Общественный прогресс и регресс
Прогресс и регресс в общественном развитии (лат. - движение вперед и - возвращение) - противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающие соответственно либо поступ

Общество и человечество в глобальном измерении
После краха капитализма наступит коммунизм Глобальное общество - это новый социологический концепт, который связан с процессами глобализации, происходящими в настоящее время и осмысленными

Глобализация как процесс
В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи

Основные теории глобалистики
Современные теории глобалистики В теории современной глобалистики, которая до окончания еще не сформирована, наметились кое-какие устойчивые перемены глобальности и глобализации, которые з

Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Напротив, во многих случаях происходит их несоблюдение, нарушение. Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением. Социологи дают и другое определение: отклоняющееся поведение - это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживает несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Отрицательные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются прежде всего в преступлениях и других правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т.д.). В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других явлениях.

Отклонение от норм могут носить и позитивный характер, то есть иметь полезные для общества последствия (например, проявления инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений). Бывают и индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачество, эксцентричность.

Проявления отклоняющегося поведения, столь же разнообразны, как различные социальные нормы. Не менее разнообразны последствия этих отклонений, их общая черта - вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения.

Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление. Преступления и другие правонарушения, алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм - эти и другие подобные негативные процессы в развитии общества приносят чрезвычайную потерю человечеству.

Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследователи имеют разные точки зрения по этому вопросу. В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение причины отклонений: наличие у некоторых людей врожденной склонности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и тому подобное. Эти теории впоследствии были подвергнуты убедительной критике.

Другие ученые искали психологическое объяснение причины отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности. Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, которое нарушает установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Например, психологическое исследование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступников названные качества наиболее выражены, причем их допустимости или необходимости оправдывается ими («Всегда лучше показать свою силу", "Бери

от жизни все, что можешь! ").

Ученые пришли к выводу, что названные деформации личности является следствием ее неправильного развития. Например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых.

Исследования показали, что низкое самоуважение, самоуничижение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которой удается привлечь внимание к себе, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признаки "сильной" личности.

Широкое признание получило социологическое объяснение причин отклонений от социальных норм. Известный социолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося поведения, от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных изменений, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падения деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), которая отрицает общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступную среду создает свою субкультуру, свои нормы, противостоят нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодой) норм антиобщественного поведения.

Существуют и другие объяснения отклоняющегося поведения. Подумайте над изложенными точками зрения и попробуйте сами объяснить причины отклонения поведения от социальных норм.

В отношении лиц, допускающих отрицательное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции, то есть наказание за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (ошибка, обман, грубость, халатность и т.д.), корректируются другими людьми - участниками взаимодействия (замечание, юмор, осуждения и т.п.). Более значительные формы социальных отклонений (правонарушения и т.п.) в зависимости от их последствий вызывают осуждение и наказание, исходят не только от общественности, но и государственных органов.

Из многих проявлений отклоняющегося поведения, подробнее рассмотрим преступность, алкоголизме наркоманию.


Top