Зависимость от компьютерных игр: как мы вылечили игровую зависимость у мужа. Как избавиться, или избавить близкого человека от зависимости от компьютерных игр

Зависимость от компьютерных игр – это одна из форм психологической зависимости, которая проявляется у человека в навязчивом увлечении компьютерными играми. Такая зависимость является одной из форм аддиктивного поведения человека, способ ухода от существующей реальности путем трансформации своего психоэмоционального поведения и требует грамотной коррекции.

Причины

Компьютерная зависимость у детей приобрела масштаб эпидемии. Среднестатистический школьник проводит за компьютером от 2 до 6 часов. Около 70% американских детей проводит свободное время за играми с сюжетами жестокости и насилия. В этих играх убийство является целью и главным элементом игры. Дети путают виртуальную реальность с настоящей, поэтому все чаще несовершеннолетние в Америке открывают огонь из ружей и пистолетов в школе.

Любая зависимость или мания является следствием глубоких психологических проблем. С помощью компьютерных игр человек пытается уйти от волнующей его жизненной ситуации или заменить какой-то недостающий элемент в своей жизни (внимание близких, социальный статус, отсутствие любимого человека).

Возможные причины возникновения компьютерной зависимости:

  • Различные нарушения психики (психопатии). Патологические черты характера человека, необщительность, закомплексованность и скромность часто приводят человека к интернет-зависимости. Некоторые больные при помощи компьютера реализуют свои детские страхи и фантазии;
  • Дефицит общения. Эта проблема актуальна для детей и подростков, родители которых постоянно заняты заработком денег;
  • Внутрисемейные конфликты. Чтобы уйти от семейных скандалов некоторые люди погружаются в виртуальный мир, что в дальнейшем усугубляет ситуацию и приводит к разводам;
  • Социальные фобии. Человек боится реального общества, межличностных отношений. Компьютерные игры позволяют уйти от реальности, почувствовать себя сильным и значимым. Компьютер для человека становится собеседником, спутником жизни и сексуальным партнером.

Симптомы

Патофизиологические механизмы формирования компьютерной зависимости и лудомании одинаковы. Они основаны на стимуляции различных центров удовольствия в головном мозге. В зависимость от компьютерных игр впадают и подростки, и взрослые самостоятельные люди.

Это патологическое состояние проявляется в виде чувства эйфории и психоэмоционального подъема во время погружения в виртуальный мир. Больной не может планировать свое время нахождения за компьютером. Для того, чтобы побороть сон и стимулировать мыслительную деятельность, он начинает употреблять кофеинсодержащие напитки и другие психостимуляторы. Для некоторых взрослых геймеров основным продуктом «питания» становятся пиво и различный фаст-фуд. Человек, который большую часть погружен в виртуальный мир, не соблюдает правила личной гигиены: забывает чистить зубы, расчесываться, принимать душ. Он плохо питается, спит и ведет малоподвижный образ жизни.

Если сломался компьютер, больной находится в расстроенном состоянии, может быть агрессивным с близкими и окружающими людьми. Такой человек начинает тратить все свои деньги на обновление программ, компьютерные приставки, новые игры. Он не задумывается о своей личной жизни, о работе или учебе, его мир сужается до прохождения очередной миссии в игре.

По мере прогрессирования зависимости, человек не может отказаться от компьютерных игр, хотя хорошо понимает их бесполезность. Он постоянно уходит от существующей реальности и погружается в виртуальный мир, принимает роль определенного
персонажа и живет его «компьютерной» жизнью.

Больной общается с другими людьми на различные компьютерные темы. Игровая зависимость ведет к перегрузке центральной нервной системы, в головной мозг человека постоянно поступают возбуждающие импульсы.

Через некоторое время у больного наблюдается снижение настроения, общего самочувствия, социальной активности, наблюдается повышенная тревожность и нарушение адаптации в обществе. По мере развития компьютерной зависимости у взрослых формируется неудовлетворенность собой, теряется смысл жизни, развивается глубокая депрессия.

У взрослых людей с игровой зависимостью снижается либидо, возникают различные нарушения в сексуальной сфере. «Зависимые» люди, как правило, имеют неустроенную личную жизнь, замкнуты, неразговорчивы.

Проявления у подростков и детей

Компьютерная зависимость у подростков, как правило, носит тяжелый характер. Они становятся злыми и агрессивными, если родители хоть на минуту просят оторваться от компьютера. Признаками игровой зависимости у детей является тот факт, что они начинают прогуливать школу, врать родителям и учителям. Некоторые несовершеннолетние больные просят или воруют деньги, для того, чтобы потратить на любимую компьютерную игру.

Компьютерные игры вызывают у детей жестокость, потому что там надо стрелять и убивать, а за это положено вознаграждение в виде очков, бонусов и подарков. Незрелая психика ребенка перегружена игровыми эффектами. В сознании современного ребенка виртуальная реальность не отличается от реальной жизни.

Компьютерная зависимость у подростков отрицательно сказывается на их здоровье и успеваемости. Ребенок начинает пить и есть, не отходя от монитора компьютера. В школе все его мысли и желания направлены на предвкушение игры дома.

Подростки с игроманией отказываются от друзей, начинают питаться нездоровой пищей, забрасывают учебу. Многие несовершеннолетние больные становятся агрессивными, склонными к насилию. Некоторые ученые утверждают, что компьютерная зависимость у детей ведет к слабоумию.

Последствия

Зависимость от компьютерных игр отрицательно сказывается на здоровье человека. Со временем у него ухудшается зрение, появляются проблемы с позвоночником и суставами. Многие «зависимые» страдают головной болью, бессонницей. В результате долгого сидения за компьютером у человека возникает слабость, повышенная утомляемость, снижается аппетит. Долгое сидение за компьютером приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний: стенокардия и ишемическая болезнь сердца.

Длительное употребление напитков, содержащих кофеин и другие стимуляторы, приводит к истощению нервной системы, артериальной гипертензии. Учитывая, что «зависимые» люди плохо питаются, у них развивается гастрит и гастродуоденит, склонность к запорам.

Компьютерные игры у детей развивают те участки головного мозга, которые ответственны за зрение и движение. Игромания приостанавливает развитие лобных долей, которые несут ответственность за тренировку памяти, обучения, эмоции.

Дети с зависимостью от компьютерных игр мало времени проводят на свежем воздухе, не занимаются спортом. Чаще всего такие дети имеют бледный вид, «синяки» под глазами, плохо развитую костно-мышечную систему.

Критерии диагностики

Перед тем, как обращаться за квалифицированной медицинской помощью необходимо удостовериться в том, что у вашего члена семьи есть компьютерная зависимость, а не просто чрезмерное увлечение видеоиграми. Есть ряд критериев, опираясь на которые можно дифференцировать проблему:

  • Пациент не хочет отвлечься от игры и агрессивно реагирует на подобные просьбы;
  • Отсутствие критического отношения к своему поведению;
  • Пациент пренебрегает своими социальными обязанностями (учеба, работа), не участвует в делах семьи и его социальная активность резко снижена;
  • Пациент теряет интерес к окружающему миру, а эмоциональный подъем испытывает только во время компьютерной игры;
  • Пренебрежение к нормам личной гигиены, поведения в обществе;

Помимо девиантного поведения у больного наблюдаются нарушение сна, головные боли, неприятные ощущения в области спины. Также из-за длительного вынужденного положения кисти возможно развитие синдрома карпального канала.

При наличии этих критериев у пациента можно диагностировать зависимость от компьютерных игр.

Методы терапии

Нельзя рассматривать компьютерную зависимость как
полностью самостоятельное заболевание. Оно является следствием более серьезных психологических проблем. Поэтому специалисту важно выявить первопричину недуга и бороться именно с ней.

Для лечения последствий компьютерной зависимости применяется психотерапия, медикаментозные методы, гипноз. Важно применить комплексный подход.

При этой зависимости психиатрами применяется аутогенная тренировка, поведенческая, семейная психотерапия, психосинтез. Психотерапия направлена на коррекцию внутрисемейных отношений, устранение различных психологических установок человека (замкнутость и необщительность), лечение детских страхов и сексуальных проблем у взрослых.

У взрослых успешно применяются методы гештальт-терапии. Это связано с тем, что увлеченность компьютерными играми является способом уйти от нерешенной ранее проблемы. А данные методики подсказывают как «закрыть гештальт» т.е. разрешить ситуацию.

Симптоматическая медикаментозная терапия направлена на лечение бессонницы, раздражительности, повышенной тревожности и депрессии. Взрослым пациентам с игровой зависимостью назначаются растительные успокоительные препараты с целью снизить возбудимость нервной системы. Это могут быть травяные настойки, но чаще всего врачи назначают транквилизаторы или антипсихотики. Для нормализации циклы сна применяются снотворные препараты.

Обязательными препаратами при лечении компьютерной зависимости являются антидепрессанты. Они снимают психоэмоциональное напряжение, нормализуют настроение и улучшают общее самочувствие.

Важно наладить правильное питание, которое учитывает уже сформировавшиеся проблемы с пищеварением. Пациенту дополнительно назначают курс витаминов и общеукрепляющих медикаментов.

Этапы психологической помощи

Специализированная помощь имеет определенную стадийность. Такая структура была определена как наиболее эффективная при лечении компьютерной зависимости

На первом этапе важно помочь пациенту преодолеть внутреннее сопротивление лечению. Это ключевой момент, без которого дальнейшая терапия теряет смысл. Пациент должен осознать проблему, а также необходимость помощи извне для ее разрешения.

Второй этап направлен на определении глубины проблемы. Больной вместе с лечащим врачом должен выявить все подводные камни, которые могут помешать социальной реабилитации. Тактика врача в этом случае поддерживающая и направляющая.

В двадцать первом веке игромания стала одной из наиболее вредных привычек наравне с наркоманией и алкоголизмом. В основе игровой аддикции лежит то же понятие психологической зависимости, - в данном случае от время от времени переживаемого чувства азарта. Адреналиновая зависимость и возникающая на ее фоне потребность в мимолетном счастье с помощью выигрыша по своей силе воздействия практически не сравнимы ни с каким другим ощущением.

Согласно результатам исследований, игры в сети Интернет оказывают более пагубное влияние на психику: в казино и за игровым столом человек находится на виду, и рано или поздно ему приходится прекращать игру по своей воле или из - за отсутствия денег, в то время как компьютерная игромания опасна из - за наличия возможности играть в нее бесконечно долго, совершенно забыв о времени.

Как определить потенциального игромана?
Мировая статистика говорит о 3% зависимых от азартных игр людей. Это те особы, которые уже нуждаются в помощи не только психолога, но и врача - нарколога, поскольку игромания является серьезной болезнью, уровень зависимости которой, возможно, даже выше, чем у проблемы алкоголизма.

Подверженность игромании не имеет полового признака и может быть характерна как для представителей сильного, так и для представительниц слабого пола. Также нехватка азартных ощущений не характерна для какого - либо конкретного возраста. Так, например, в Америке 80% пенсионеров играют в лотереи, а в России таким видом азартных игр увлечены преимущественно подростки и дети. Если ребенок приучается играть в то, что вызывает зависимость, то уже к сознательному возрасту ему потребуется лечение от игромании. Что касается женщин, то склонность к азарту для них наступает в возрасте около 30 лет. Стоит отметить, что женщинам сложнее излечиться от игромании, поскольку они более эмоционально воспринимают мир. У представительниц прекрасного пола данная болезнь может появиться в результате неудавшегося брака, финансовых проблем, тяжелой утраты, невозможности реализовать себя в жизни.

Подростки находят в сетевых играх возможность реализации скрытого потенциала. Также это могут быть юноши и девушки, склонные к асоциальному поведению. При помощи игр они выплескивают свою агрессию и неудовлетворенность, и в какой - то момент подобное поведение может перейти на представителей невиртуальной реальности.

Истоки детской и юношеской игромании следует искать, прежде всего, в семье. Если малыш с самого детства был лишен внимания и поддержки родителей, то очень велика вероятность сценария, когда он будет находить все это у карточного стола, у игрового автомата или за монитором компьютера.

Интересен тот факт, что часто игровая зависимость возникает у людей, получивших черепно - мозговую травму и страдающих от периодических головных болей. Их мозг наиболее чувствительно реагирует на стресс, который возникает во время игры.

Игровая зависимость может проявляться в виде одной из двух форм – социализированной и индивидуализированной.
Индивидуализированная форма – худший вариант, для нее характерна утрата контактов с окружающими. Человек очень много времени проводит за компьютером или игровым автоматом, потребности общаться с семьей, друзьями, окружающими у него не возникает. Игра и все, что с ней связано, становится своеобразным наркотиком (необходимо регулярно принимать очередную «дозу»). В противном случае возникает «ломка» в виде депрессии, повышенной раздражительности. Для социализированной формы характерно сохранение социальных контактов. Люди, страдающие подобной зависимостью, предпочитают сетевые игры и игровые залы. Подобное занятие для них является не столько наркотиком, сколько соревнованием. Данная форма менее пагубна для психики по сравнению с индивидуализированной.

Симптомы игровой зависимости:

  • один из основных симптомов - выраженное раздражение, возникающее в ответ на вынужденную необходимость отстранения от любимого занятия. Когда же игра возобновляется, сразу происходит эмоциональный подъем;
  • неспособность спрогнозировать время завершения сеанса (играющий будет откладывать его снова и снова);
  • компьютер/карты/игровой автомат становится центром жизни зависимого человека, поэтому при общении с окружающими самым интересным для него будет обсуждение любимой игры;
  • по мере прогрессирования зависимости нарушается социальная, трудовая и семейная адаптация человека: он забывает о служебных и домашних делах, об учебе и работе (утрачивает интерес к любой деятельности, кроме игровой);
  • игроман часто принимает пищу, не отходя от монитора/игрового стола или автомата, пренебрегает личной гигиеной, меньше спит, в результате игровые сеансы удлиняются.
Стадии игровой зависимости:

1) Стадия «выигрышей» (интерес - начало заболевания)
Игровая зависимость начинается после нескольких крупных выигрышей, которые идут подряд. Человек начинает частую практику в компьютерных/азартных играх после существенных побед или денежного дохода от них, - затем наступает период, во время которого игровые сеансы учащаются. Параллельно с этим увеличиваются размеры ставок, выигрыши чередуются с неудачами. Из - за размышлений о новых выигрышах игрок испытывает приподнятое настроение. Появившиеся незначительные финансовые трудности (в случае с азартными играми) разрешаются периодическими победами.

2) Стадия «проигрышей» (увлеченность – тяга к игре уже заметна)
Появление за компьютером/в игровых залах становится систематическим. Свой поход в казино человек сопровождает мыслями о небольших ставках (только на часть имеющихся денег). В итоге проигрываются все наличные средства. Игрок начинает искать возможность «отыграться»: берет дополнительные сеансы интернет - игры/занимает средства для ставки. Если говорить об азартных играх, то игроман сперва занимает деньги у знакомых и близких, затем берет банковские кредиты, - при этом он постоянно говорит неправду и скрывается от близких.

Благодаря возникшим из - за игры проблемам с займами мысли о возвращении в игровые заведения усиливаются. Однако, в случае выигрыша игрок редко покидает зал, и постепенно самоконтроль во время игры окончательно утрачивается. Выигранные деньги редко направляются на решение финансовых проблем, - как правило, они снова возвращаются в игру. Человек не может понять, как выпустил ситуацию из - под контроля, жалеет о происходящем, даёт клятвы о прекращении игры, но со временем все обещания забываются.

3) Стадия отчаяния (собственно зависимость)
С постоянным развитием игровой зависимости ухудшаются отношения с близкими и родными людьми. Знакомые отворачиваются от игромана, семья отказывается выплачивать долги и кредиты. Понимание происходящего происходит постепенно. Появляются периоды без игры (чаще всего из - за отсутствия денег), и создаётся обманчивое ощущение победы над зависимостью. Иллюзия того, что всё позади, заставляет расслабиться, но при первом появлении денег человек снова оказывается «на крючке». Срыв происходит неожиданно и абсолютно не контролируется зависимым игроком, в результате чего игроман начинает страдать расстройством сна, становится еще более лживым и скрытным, обращается к алкоголю или наркотикам, его посещают навязчивые мысли, может появится депрессия, а также склонность к совершению преступления или суициду.

4) Стадия привязанности (может наступить через несколько месяцев, или даже лет) Предыдущая стадия может иметь относительно благополучное продолжение, когда игровая активность угасает: человек начинает интересоваться чем - то новым, налаживать социальные и трудовые контакты. Однако, совсем «распрощаться» с игрой самостоятельно у него не получается. Эта стадия может длиться долгие годы, и появление новых игр может провоцировать всплеск игровой активности.

Предотвращение игровой зависимости:
Важно понимать, что у игромана не существует никаких жизненных интересов, помимо игры. Как и все остальные, этот человек продолжает заниматься повседневными делами, но все его мысли направлены на то, чтобы поскорее начать игру. Игроманы всегда ищут даже ничтожный аргумент в оправдание своей болезни и никогда не признаются в том, что имеют проблему. Человек с игровой зависимостью невнимателен, рассеян, в целом имеет болезненный облик (из - за недосыпа, недоедания), во время игры может переживать повышенную потливость, нервозность, боязнь потерять доступ к игре. Внешний вид игромана: в целом болезненный облик, эти люди страдают бессонницей, поскольку часто проводят ночи за игровым столом или компьютером, у них появляется снижение работоспособности, круги и мешки под глазами, нездоровый цвет лица, ухудшение самочувствия.

Если игромания настигла подростка, то он будет чаще прогуливать школу, ему будет крайне сложно заниматься всеми видами общественной деятельности, пропадает интерес к общению с друзьями и вообще к чему бы то ни было. Голова игрока постоянно занята лишь одной мыслью: когда снова начнется игра и как отыграться.

Отрицательные последствия игровой зависимости очевидны. Тем не менее, выход есть даже из ситуаций, которые кажутся безвыходными. Лечение игровой зависимости возможно как самостоятельно (что является крайне сложным), так и в тандеме с квалифицированным психологом. Необходимо увидеть свою жизнь со стороны, осознать, на что она стала похожа. Стопроцентной гарантии на излечение дать невозможно, поскольку главная составляющая успеха – это сильное желание самого человека исцелиться от пагубной игровой привычки. Чем сильнее упорство и тяга к выздоровлению, тем выше шансы на возвращение к нормальной жизни. Вместе с поддержкой друзей и близких это даёт хороший прогноз для преодоления игровой зависимости.

Как понять, насколько безобидна компьютерная игра? Что такое зависимость от компьютерных игр и как с ней бороться?

Всемирный технологический прогресс подарил нам много всего нового и интересного. Компьютер, который еще несколько десятилетий назад был уникальным чудом техники, доступным только избранным, теперь присутствует почти в каждом доме. Современному человеку сложно себе представить свой день без этого универсального устройства – оно является нашим верным спутником и на работе, и дома, когда мы «отдыхаем» после тяжелого дня. Бесспорно, нет ничего ужасного в том, чтобы вечером посмотреть интересный фильм во «всемирной паутине» или поискать нужные данные. Но ведь это далеко не все, что может нам предложить компьютер…

Наверное, мало осталось на Земле людей, которые не знакомы с компьютерными играми, или, по крайней мере, о них не слышали. По утверждению специалистов, история компьютерных игр насчитывает чуть более полувека – первые из них возникли в далеких 50-х годах. По определению, компьютерной игрой называется программа, которая служит для организации игрового процесса, связи с игровыми партнерами и/или сама являющаяся партнером. Нередко такие игры создаются на основе книг и фильмов. А с 2011 года в США компьютерные игры были официально признаны отдельным видом искусства.

В последние годы производство компьютерных игр стало целой огромной индустрией. Конечно, спрос рождает предложение, а, значит, все больше и больше людей хотят играть. Естественно, час-два игры раз в неделю «для расслабления» никого не убьет. Но так ли все просто с компьютерными играми, как нам хочется верить? Давайте разберемся.


Игровая компьютерная зависимость, или игромания - форма зависимости, которая проявляется через навязчивое увлечение компьютерными играми и видеоиграми. Особенно быстро зависимость формируется в случаях, когда с помощью игры человек пробует решать свои психологические проблемы и задачи. Например, в игре можно почувствовать себя совершенно другим человеком, не таким, как в реальной жизни; можно проявлять чувства, которые не принято испытывать открыто: агрессию, злость; можно отбросить реальную тревогу из настоящего времени и уйти в виртуальный мир. По исследованиям специалистов, наиболее сильную зависимость вызывают сетевые игры. В истории известны случаи фатальных последствий подобных забав – например, в 2005 году китайская девочка, много суток подряд проигравшая в «World of Warcraft», умерла от истощения.

На данный момент игровая зависимость не признана заболеванием. Такой недуг не содержится официально в Международном классификаторе болезней. Но дебаты по поводу принятия данного термина ведутся постоянно. По мнению специалистов, для детального изучения влияния игровой зависимости на организм человека необходимы дополнительные тесты.

Тем не менее, результаты «на местах» говорят сами за себя. Сетевые игры захватили умы человечества. Количество игроков исчисляется уже миллионами человек. В чем же подвох такого, на первый взгляд, безобидного занятия? А все дело в том, что оно, как и любая другая зависимость, способно затягивать в свои сети. Игрок забывает обо всем на свете: о еде, сне, элементарной гигиене, обязанностях перед семьей, близкими, детьми, не говоря уже о физической активности и прогулках на природе. Не в силах прервать игровой процесс, игроманы могут потерять работу и семью. Реальный мир для них полностью заменяется виртуальным.

Но, естественно, тяжелее всего приходится подросткам. Эти «уже не дети, но еще не взрослые», переживающие и так один из самых непростых периодов в своей жизни, уходят в игры «с головой». В результате портятся отношения с семьей, «заваливаются» экзамены, не сдаются сессии. Бывшие отличники скатываются на двойки. Кроме того, со временем игры начинают требовать все больше и больше денежных вложений. А где их взять человеку, который еще не зарабатывает самостоятельно? Многие начинают выпрашивать у родителей, а, когда те перестают давать, то и брать без спроса. В таких случаях требуется уже неотложная помощь – молодой человек теперь не способен выбраться из этого бесконечного марафона в одиночку…


Как же распознать игровую компьютерную зависимость? Специалисты называют такие симптомы:

  1. Нежелание отвлечься от компьютерной игры;
  2. Раздражение при вынужденном отвлечении от игры;
  3. Эйфория или просто хорошее самочувствие, находясь за компьютером и играя в игру;
  4. Неспособность запланировать окончание сеанса игры и время, проведенное за компьютером;
  5. Забывание о домашних и рабочих обязанностях, учебе, договоренностях, запланированных встречах в ходе игры на компьютере;
  6. Большие денежные вложения на обеспечение постоянного обновления устройств и программного обеспечения компьютера;
  7. Пренебрежение сном, гигиеной, здоровьем, в пользу проведения как можно большего количества времени в игре;
  8. Отказ от нормальных приемов пищи, предпочтение механического «поглощения» нерегулярной, однообразной еды перед компьютером;
  9. Злоупотребление психостимуляторами: кофе, различными энергетиками;
  10. Навязчивое желание обсуждать компьютерную игру со всеми, кто хоть что-то в этом понимает.

Кроме того, зависимость от компьютерных игр негативно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье человека. Нередки такие физические симптомы:

  • Нарушения зрения, сухость в глазах;
  • Головные боли;
  • Изменения режима сна, расстройства сна;
  • Нарушения пищеварения вследствие нерегулярного и неправильного питания;
  • Частые боли в спине, вызванные долгим сидячим положением;
  • Проблемы с осанкой;
  • Снижение иммунитета;
  • Постоянное чувство усталости;
  • Туннельный синдром – поражение нервных стволов в области запястья. Такое нарушение возникает из-за неудобных условий работы с мышкой и клавиатурой и длительного перенапряжения мышц;
  • Пренебрежение личной гигиеной и связанные с этим проблемы.

Психологические симптомы зависимости менее заметны невооруженным глазом, но от этого не менее значимы. Сам игрок может и не замечать, какую уйму времени он тратит на игры, как забывает поесть и отдаляется от родных и близких.

По утверждению психологов, наиболее подвержены игровой компьютерной зависимости люди, неуверенные в себе, с низкой самооценкой, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенные жизнью и собой, застенчивые от природы и имеющие комплексы. Игра дает им возможность уйти в другую реальность, осуществить свои желания, испытать новые эмоции, почувствовать себя сильным, значимым, вооруженным. То есть, по сути, происходит подмена реальной жизни виртуальной игрой.


К основным причинам развития игровой компьютерной зависимости психологи относят:

  1. Нехватка реального качественного общения. Больше всего данная проблема задевает детей и подростков, родители которых чересчур заняты или склонны к сверхопеке. Дефицит реальных коммуникаций заставляет людей искать их в виртуальном мире;
  2. Отсутствие ярких интересных моментов в жизни. Когда будни человека наполнены серостью и скукой, он пытается «добрать» позитивных эмоций в игре;
  3. Сексуальная неудовлетворенность. В основном «жертвами» игромании становятся люди, недовольные своей личной жизнью или не имеющие таковой. Также иногда под патологическим влечением к играм маскируются разные сексуальные расстройства и отклонения от нормы. Ведь вся прелесть игрушек в том, что игрок, по сути, анонимен, никто не «раскусит» его и не будет тыкать в него пальцами, значит, можно проявлять себя по-разному;
  4. Несформированная психика. Нередко игроки «зависают» психически в детском или подростковом возрасте, не желая принимать взрослую жизнь со всеми ее обязанностями;
  5. Социальные страхи, фобии. Часто за повышенной тягой к играм стоит боязнь межличностных отношений, общества в целом, невозможность приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды, недостаток креативности, гибкости. Виртуальный мир игры в таком случае может заменить человеку ту реальность, которую он так боится, предоставить более комфортную обстановку. Все это создает серьезную угрозу для успеха в реальной жизни;
  6. Конфликты, разлад внутри семьи. Когда все надоело, «не клеится», не получается, возникает большой соблазн уйти туда, где тебя не будут судить, да и вообще никто тебя не знает;
  7. Шанс ухода от реальных жизненных проблем. Человеку начинает казаться, что с помощью игры он сможет снять свой стресс, беспокойство, депрессию, «спастись» от проблем в учебе, перегрузок на работе, разладов в семье и кругу друзей;
  8. Наличие психопатий. Под психопатией подразумевается не болезнь, а патологические свойства характера, которые в неблагоприятных условиях приводят к затяжному стрессу, хроническим болезням. Психопаты считаются наиболее подверженными различным зависимостям.

По мнению психологов, наибольшую опасность представляют собой ролевые игры. Сам смысл таких игр предполагает «вхождение» человека в игру, отожествление себя с персонажем, потерю индивидуальности игрока и его интеграцию с компьютером. И, чем сильнее эффект погружения, тем сложнее становится потом оторваться от игры.


Компьютерные игры привлекают многих людей, но игроманами становятся далеко не все. Игроков условно можно разделить на 4 категории:

  1. Ситуационная игра. Такие люди играют тогда, когда есть внешние факторы: свободное время, конкуренция. Если нет воздействия извне, интереса к игре тоже не возникает;
  2. Эпизодическая игра. В таких случаях люди начинают играть в компьютерные игры время от времени, но они в состоянии контролировать себя и ограничивать время, проведенное в игре;
  3. Систематическая игра. Такие игроки увлекаются компьютерными играми, но потраченное впустую время и невыполненные обязанности вызывают у них угрызения совести, вследствие чего они могут перестать играть;
  4. Азартная игра. Для людей из этой группы игра становится смыслом жизни и занимает фактически все время. Когда в данный момент у человека нет возможности играть, он в мыслях все равно планирует ход игры, ожидая момента возвращения к ней. Невыполненные обязательства, незакрытые дела, проигрыши вместо отстранения от игры, наоборот, провоцируют его продолжать дальше и дальше. В данном случае мы говорим уже об истинной игромании.

Развитие зависимости от компьютерных игр происходит в несколько стадий:

  1. Стадия легкой увлеченности. На данном этапе происходит адаптация к игре;
  2. Стадия увлеченности. Резкое и быстрое формирование зависимости. Возникает усиленное желание играть, игровые сеансы становятся длиннее. Возрастают ставки в игре (если игра ведется «на деньги»). На данном этапе еще нет борьбы между желаниями играть или не играть, и человек еще может отказаться от игры даже при желании сесть за компьютер;
  3. Стадия зависимости. На этом этапе величина зависимости достигает максимального значения. Ярко проявляется борьба мотивов «играть» или «не играть», все сложнее выбрать «не играть». Резко растет время пребывания за компьютером, возрастает азарт, становится очень трудно оторваться от игры. Если игрок получает денежные выигрыши, они сразу же возвращаются в игру;
  4. Стадия привязанности. Сила зависимости на длительный период времени остается устойчивой, потом немного идет на спад и снова фиксируется и остается устойчивой. Теперь игра превращается в центр всей жизни игрока. Деньги становятся только символом игры. На этой стадии человек уже не может самостоятельно преодолеть желание играть. Целью игры становится сам ее процесс, а не выигрыш. Воздерживаться от игры человеку очень сложно, такие промежутки чрезвычайно малы и возникают только принудительно. Игрок все время погружен в свои игровые фантазии.

Какие же последствия влечет за собой игровая компьютерная зависимость? К ним психологи относят:

  • частные и затяжные конфликты дома, нередко — распад семьи;
  • утрата друзей и близкого окружения;
  • потеря социального статуса;
  • большие финансовые долги;
  • деградация личности.


Любое нарушение всегда проще предупредить, чем вылечить. И игромания тому не исключение. По мнению психологов, очень важная часть профилактики игровой компьютерной зависимости (как, впрочем, и других зависимостей) – разъяснительная работа, в первую очередь, среди молодежи. Необходимо приводить им примеры, как подобная зависимость рушила человеческие жизни, приводила игроков к нищете, к потере любимых занятий и прежних интересов. Важно указывать, что нередко игромания является следствием слабого характера и отсутствия силы воли. Также в профилактике игромании среди детей немаловажным является положительный пример самих родителей и близких взрослых – постоянно наблюдая, какой яркой и интересной может быть реальная жизнь, самостоятельно принимая в ней участие, ребенок вряд ли захочет променять ее на виртуальную. И, конечно же, не стоит пренебрегать близким эмоциональным контактом с ребенком – найдя его в кругу родных и друзей, дитя не будет вынуждено гоняться за ним, убегая в компьютер.

Если же такая зависимость уже возникла, важно знать, что она также поддается лечению. Но, в зависимости от стадии привязанности к игре, на ее лечение могут уйти месяцы или годы, полные запретов и ограничений.

Среди признанных методов лечения игровой компьютерной зависимости выделяют такие:

  • Беседы с психологом. Задача таких сеансов – убедить игрока в эфемерности его виртуального мира, показать ему всю красоту, совершенство настоящей, реальной жизни;
  • Медикаментозное лечение. Опытный врач может назначить специальные психотропные препараты – антидепрессанты, нейролептики;
  • Внимание к близкому человеку. Очень важно вовремя заметить, когда член семьи погружается в игры, постараться уделять ему больше внимания, разнообразить жизнь, добавить в нее новых красок и впечатлений. Ведь если у человека помимо компьютерных игр есть и другие интересы и увлечения, учеба, работа, занятия спортом, постоянный живой круг общения, вероятность заболеть игроманией ничтожно мала.

Все эти меры лучше всего работают в комплексе, и под контролем специалистов. Нередко при лечении игромана используют семейную психотерапию – заодно решаются и многие сопутствующие проблемы членов семьи.

Если вас настораживает патологическая увлеченность члена вашей семьи компьютерными играми, не замалчивайте проблему! Очень важно вовремя заметить тревожные «звоночки» и обратиться за квалифицированной помощью. Но не забывайте – свято место пусто не бывает. Если не заполнить освобождающееся от игр пространство живыми продуктивными делами, есть шанс, что на их место придут другие зависимости – алкоголизм или та же наркомания. Ведь, по сути, человек, попавший в такую непростую ситуацию, старается найти выход для себя, своеобразный «суррогат» нормальной жизни, которой в реале для него не существует. А вот помочь ее найти, создать и полюбить – это уже конкретная задача самого игрока и его близких. Задача сложная, но выполнимая, как показывают многие примеры.


«Будьте внимательны к своим близким, выбирайте живое общение, реальную жизнь и будьте всегда счастливы!»
Анна Кутявина

А ддиктивное поведение (от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Синоним – аддикция.

Выделяют основные виды аддикций:

  • злоупотребление одним или несколькими веществами, изменяющими психическое состояние, например, алкоголь, наркотики, лекарства, различные яды;
  • участие в азартных играх, в том числе компьютерных;
  • сексуальное аддиктивное поведение;
  • переедание;
  • работоголизм (трудоголизм);
  • длительное прослушивание музыки, главным образом основанной на ритмах.

При формировании аддикции происходит редукция, т.е. упрощение, сглаживание межличностных эмоциональных отношений.

Симптомокомплекс психических нарушений, вызванных чрезмерным увлечением компьютером или Интернетом, описан психиатрами под названием компьютерная и Интернет-зависимость или компьютерный синдром.

Патологическое влечение к компьютерным играм и Интернету относится к нехимическим или поведенческим аддикциям, то есть зависимостям, не имеющим в основе своей конкретных биохимических субстратов (в отличие от алкоголизма, наркомании, никотиновой зависимости).

1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Ученые предприняли попытки изучить последствия компьютеромании на психофизическом уровне и обнаружили следующее.

Физические изменения в организме обусловлены влиянием нескольких факторов:

  • длительным сидением в однообразной позе, зачастую искажающей осанку и внутренние органы человека;
  • мерцанием монитора;
  • электронным излучением.

К последствиям воздействия вышеперечисленных факторов медики относят:

  1. Снижение иммунитета (защитных свойств организма) – предрасположенность к инфекциям, онкологическим заболеваниям.
  2. Неврологические нарушения – существует ряд наблюдений детских неврологов о развитии судорожных приступов, спровоцированных эффектом мерцания монитора и частой сменой изображения во время игры (происходит фотостимуляция судорожной активности головного мозга).
  3. Нейровегетативные изменения – к ним относят колебания артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, повышение температуры тела, головные боли.
  4. Сосудистые нарушения. За счет однообразной позы развиваются застойные явления в сосудах органов, отеки, варикозное расширение вен.
  5. Изменение осанки.
  6. Нарушение репродуктивной функции.
  7. Ухудшение зрения.
  8. Эндокринные нарушения.

Так, в Японии исследования выявили, что компьютерные игры стимулируют, например, у детей лишь ограниченный участок мозга, поэтому им нужно больше читать, писать и считать. Кроме того, для стимуляции работы мозга и его нормального развития важно, чтобы дети играли со сверстниками на воздухе и больше общались с другими.

Как утверждают американские учёные, чрезмерное увлечение жестокими компьютерными играми приводит к нарушению передачи импульсов между нервными клетками и замедляет работу мозга (что подтвердили результаты исследований функциональной магниторезонансной томографии, проведённой участвовавшим в исследовании подросткам). Особенно сильно подобное торможение проявляется у тинейджеров с нарушениями в поведении, у которых активность в коре лобной доли (отвечающей в том числе за эмоции и импульсивность) и без того значительно снижена.

По данным статистики, полученным в США, в среднем шестиклассник смотрит телевизор 4 часа в день, - и это не считая того времени, которое он проводит за различными играми перед экраном компьютера или телевизора. Дети признают, что часто играют дольше, чем собирались. Не редко из-за этого они запускают учебу.

По некоторым оценкам, около 40 % американских детей в возрасте от 5 до 8 лет страдают ожирением. К этому, очевидно, располагает недостаточная физическая активность - следствие долгих часов, проведенных за телевизором или компьютером. Одна компания даже разработала специальные тренажеры, на которых можно заниматься, не отрываясь от компьютерных игр. Но разве не лучше было бы посвящать этим играм не так много времени, чтобы его хватало и на другие занятия, необходимые для разностороннего развития личности ребенка?

А вот еще одна опасность, которую таят в себе электронные игры: от долгого сидения перед экраном страдают глаза. Факты говорят о том, что, по меньшей мере, каждый четвертый пользователь компьютера имеет проблем со зрением. Одна из причин кроется в сокращении частоты морганий, что вызывает сухость и раздражение глаз. Когда человек моргает, стимулирует выделение слезной жидкости, которая омывает глазное яблоко, защищая его от загрязнения. Дети, увлекшись, забывают обо всем на свете, и потому могут играть за компьютером часами, почти без перерывов. Это приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой. Специалисты рекомендуют через каждый час работы с компьютером делать перерыв на несколько минут.

2. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ

Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно – на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от их работоспособности.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. По прогнозам, в ближайшие годы рынок электронных игр будет неуклонно расширяться. В обществе формируется целый класс людей-фанатов компьютерных игр; игра становится их основной деятельностью. Круг социальных контактов у них очень узок, вся иная деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей; главным становится удовлетворение потребности в игре на компьютере. Опыт показывает, что многим из них это увлечение отнюдь не идет на пользу, а некоторые серьезно нуждаются в помощи. Большинство из них - люди с известными психологическими проблемами: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, потеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и всё, что с этим связано.

Для психического здоровья самая большая опасность компьютерных игр заключается в возникновении зависимости. Зависимости от компьютерных игр человек подвержен наиболее сильно, поскольку события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры непрерывен. До окончания любой игры существуют некие логические стадии, которые, по большей части, достаточно жестко завязаны друг на друге, что заставляет субъекта не отвлекаться, а воспринимать прохождение всей игры от начала до конца, как некий единый процесс.

Компьютерные игры, особенно ролевые, являются одним из способов так называемой аддиктивной реализации, т.е. ухода от реальности.

Полностью погружаясь в игру и достигая в ней определенных успехов, человек реализует таким образом (виртуально) большую часть имеющихся потребностей и игнорирует остальные. В любом обществе находятся люди предпочитающие убегать от проблем. Тех, кто в качестве такого способа выбирает алкоголь называют алкоголиками, наркотики – наркоманами, работу – работоголиками, азартные игры – патологическими гэмблерами. Интернет-зависимыми, компьютерные игры – кибераддиктами и т.д. В последнем случае вместо решения проблем здесь и сейчас человек головой уходит в компьютерную игру. Там, в игре, ему хорошо: он сильный смелый, вооруженный, успешный... Время, проведенное за игрой, не делает его сильнее и успешнее в реальной жизни. Потому, выныривая из виртуального мира в реальный человек испытывает дискомфорт, ощущает себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде. И желает как можно скорее вернуться туда, где он победитель.

Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в некой виртуальной реальности, в неком существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет игроголику прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни. Некоторые из них просиживают за компьютером ночами напролет, выпадая из реальной жизни. Окружающие беспокоятся, но зачастую не знают, что предпринять. Один юный любитель компьютерных игр сказал: Когда я общаюсь с людьми в сети, то кажусь им умным и элегантным. А когда они видят меня в жизни, они советуют мне похудеть.

Таким образом человек уходит от реальности в вымышленный мир. Вот какую меткую характеристику дает любителям компьютерных игр один обозреватель: Для сетевого игрока вымышленный мир гораздо привлекательнее реального. Жизнь вне игры у него сводится лишь к зарабатыванию минимума средств, необходимых для продолжения игры.

Само собой, разработчики подобных программных продуктов заинтересованы в том, чтобы игра увлекала настолько, насколько это возможно. Задача производителей игрового программного обеспечения - создать максимальный эффект погружения, чтобы при выпуске очередной серии, человек, зависимый от компьютерных игр, не раздумывая, купил именно их продукт.

Компьютерные разработки направлены на улучшение передачи мультимедийных эффектов, что непосредственно связано с игровыми процессами. Сегодня существует множество способов создания эффекта участия игрока в процессе, начиная от логики игры (от первого лица, командная игра и проч.) и графического исполнения (трехмерная графика, изометрический вид) до музыкального сопровождения (оцифрованный голос, психологически интригующая или напряженная музыка) и натуральных звуковых эффектов.

Увлечение компьютерными играми – это не пристрастие к какой-либо одной компьютерной игре, поскольку это скорее психологическая цепная реакция. Пройдя одну игру в каком-либо жанре, который понравился больше всех, игроголик ищет другие игры этого же жанра, сделанные в идентичной стилистике и не уступающие по психологическому напряжению, а дальше – тремление пройти все (по крайней мере, известные) игры этого типа, коих в данный момент на рынке огромное множество.

Многие игры имеют совмещенные игровые жанры, что подталкивает аддикта к переходу к другим типам игр. Необходимо отметить, что прохождение новой компьютерной игры занимает от 5-6 часов до нескольких суток, иногда даже недель. Для того чтобы игроголик как можно дольше играл в ту или иную игру, разработчики вводят в них дополнительные небольшие подуровни, так называемые секретки, поиск которых требует массу времени. Человек одержимый компьютерной игрой окончательно не прощается с ней до тех пор, пока не найдет все секретные уровни, комнаты, не соберет все бонусы. Путем создания секретных подуровней, производители как бы подталкивают игрока к некому соревновательному ощущению кто кого? , что является одной из множеств причин возникновения зависимости от компьютерных игр.

Игры, события в которых зависят непосредственно от игрока, т.е. развивающиеся самостоятельно вместе с игроком, ориентируясь на его слабые и сильные места, либо имеющие множество случайных параметров, которые задает игрок, заставляют аддикта проходить их снова и снова. Каждый раз в каждой новой ситуации игрок проверяет, что случится, если развитие событий он поведен по-другому. Подобные игры поглощают еще сильнее, чем те, которые построены на сценариях, поскольку они предоставляют еще большую свободу действий играющему, дают ему возможность почувствовать себя самому разработчикам того или иного уровня или сценария компьютерной игры.

Еще один из способов посадить на компьютерную иглу субъекта, – это предоставление в комплекте с игрой пакета программ для разработки собственных сценарных уровней игры, а иногда даже для создания собственных персонажей и замены голосовых и звуковых эффектов, т.е. предоставление широких мультимедийных возможностей. Подобные программы временно придают популярной игре некий культовый характер. В виртуальных конференция и на сайтах фанатов появляются уровни для той или иной компьютерной игры, сделанные непосредственно игроками и предоставлены для всеобщего прохождения и оценки. Если игра поддерживает многопользовательские системы (одновременная игра двух и более игроков), – это еще более усиливает психологическую зависимость субъектов от игры. Несколько играющих могут посоревноваться друг с другом в том, кто нашел тактику игры эффективней, а игра против компьютера куда менее интересная, чем такая же игра, но против живого человека. Мало того, игра против человека в разработанном самим же игроком уровне, - это действительно возбуждает его сознание, в момент игры ему кажется, что он попал в свой собственный виртуальный мир, где необходимо доказать свою мощь, силу и игровое мастерство.

Таким образом, негативные последствия компьютерных пристрастий – это и зависимость, выражающаяся в психопатологических симптомах (таких, как невозможность переключиться на другие развлечения, чувство превосходства над остальными людьми, оскудение эмоциональной сферы), и сужение круга интересов, и трудности в общении со сверстниками, и соматические нарушения (падение зрения, быстрая утомляемость).

Факторы риска развития компьютерной зависимости можно объединить в три группы:

1) Социальные

Недостаточная профилактическая и разъяснительная работа в семье, ослабление контроля гигиены труда за компьютером.

Массовая увлеченность окружающих ребенка сверстников и взрослых (родителей) компьютерными играми и интернетом.

Финансовый стимул – возможность выиграть деньги, играя в тотализатор, on-line казино.

Отсутствие альтернативного досуга – нежелание или отсутствие возможности заняться чем-либо иным, кроме компьютера.

2) Наследственно-биологические

Наследственно обусловленная предрасположенность к развитию определенного типа высшей нервной деятельности. В геноме человека расшифрован 31 ген, отвечающий за выработку гормонов настроения – нейромедиаторов (дофамина, серотонина, норадреналина, ГАМК). Индивидуальные особенности психики во многом зависят от скорости выработки и передачи этих веществ в центральной нервной системе человека.

Пре-, пери- и постнатальные вредности (вредности периода новорожденности), нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, интоксикации, тяжелые заболевания способствуют развитию органической неполноценности головного мозга и формируют определенные характерологические свойства личности.

3) Психо-характерологические

Молодые люди с низкой самооценкой, неуверенные в себе, эмоционально неустойчивые, испытывающие трудности в общении, погруженные в мир собственных переживаний (интроверты), ощущающие недостаток внимания и поддержки родных и близких более подвержены зависимости от компьютерных игр и Интернета. В игре ему хорошо: он сильный смелый, вооруженный, успешный... Выныривая из виртуального мира в реальный человек испытывает дискомфорт, ощущает себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде, и желает как можно скорее вернуться туда, где он победитель.

Молодой человек настолько вживается в реалистичную компьютерную игру, что ему там становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Там поставлены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям, к плохим оценкам, к ругани со стороны родителей. Сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.

Будущего аддикта привлекает в игре:

  • наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
  • отсутствие ответственности;
  • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  • возможность исправить любую ошибку, путем многократных попыток;
  • возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости к чему они могут привести.

Необходимо отметить, что поскольку в детском возрасте умственные способности человека развиваются в процессе взаимодействия и приспособления к окружающему, и, в отличие от взрослого человека - зрелой личности со сформированными механизмами психологической защиты, ребенок принимает без критики то, что ему предложено, то и зависимым становится быстрее взрослого. Поэтому вопросы ранней профилактики компьютерной зависимости лежат в области компетенции, прежде всего, родителей.

В целом же, механизм затягивания человека, формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли. Эти механизмы включаются сразу после знакомства человека с ролевыми компьютерными играми при более или менее регулярной игре в них и работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые.

Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера, нежели неролевые игры или любые виды неигровой компьютерной деятельности. Очевидно, что психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной по степени своего влияния на личность играющего.

Выделим критерии принадлежности компьютерной игры к классу ролевых игр:

Ролевая игра должна располагать играющего к вхождению в роль компьютерного персонажа и атмосферу игры посредством своих сюжетных и мультимедийных (графическое и звуковое оформление) особенностей.

Ролевая игра должна быть построена таким образом, чтобы не вызывать у играющего мотивации, основанной на азарте – накопить больше очков, побив тем самым чей-то рекорд, перейти на следующий уровень и т.д.

Хотя и в любой компьютерной игре есть элемент азарта, но в ролевой игре этот фактор не должен иметь первостепенного значения.

Предложенная ниже классификация не является всеохватывающей, полной и законченной. Выглядит она следующим образом:

I. Ролевые компьютерные игры.

  • Игры с видом из глаз своего компьютерного героя.
  • Игры с видом извне на своего компьютерного героя.
  • Руководительские игры.

II. Неролевые компьютерные игры.

  • Аркады.
  • Головоломки.
  • Игры на быстроту реакции.
  • Традиционно азартные игры.

СПЕЦИФИКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

I. Ролевые компьютерные игры

Основная особенность – наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина вхождения в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Здесь выделяется три подтипа преимущественно по характеру своего влияния на играющего, силе затягивания в игру, и степени глубины психологической зависимости.

1) Игры с видом из глаз своего компьютерного героя. Этот тип игры характеризуется наибольшей силой затягивания или вхождения в игру. Специфика здесь в том, что вид из глаз провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир.

Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

2) Игры с видом извне на своего компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит себя со стороны, управляя действиями этого героя.

Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом из глаз. Если в случае с последними человек в критические секунды жизни своего героя может бледнеть и ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных врагов, то в случае вида извне внешние проявления более умеренны, однако неудачи или гибель себя в облике компьютерного героя переживается играющим не менее сильно.

3) Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командира отряда спецназа, главнокомандующего армиями, главы государства, даже бога, который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого глубина погружения в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.

II. Неролевые компьютерные игры

Основанием для выделения этого типа является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте прохождения и (или) набирания очков. Выделяется несколько подтипов:

1) Аркадные игры. Такие игры еще называют приставочными, т.к., в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены на игровых приставках. Сюжет, как правило, слабый, линейный. Все, что нужно делать играющему – быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.

2) Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ.

Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.

3) Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности пройти игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4) Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом – компьютерные варианты игрового репертуара казино. Психологические аспекты формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов весьма сходны и, поэтому, мы не будем акцентировать на этом внимание.

Итак, ролевые компьютерные игры в наибольшей мере позволяют человеку войти в виртуальность, отрешиться (минимум на время игры) от реальности и попасть в виртуальный мир. Вследствие этого ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека.

4. СИМПТОМЫ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Проявления синдрома компьютерной зависимости нарастают постепенно и не сразу становятся заметными окружающими. При этом зависимость от компьютерных игр осознают в первую очередь окружающие субъекта друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом аддикции.

Основными симптомами, определяющими данное заболевание, можно считать следующие:

  1. поглощенность, озабоченность игрой (воспоминания о прошлых играх, планирование будущих, мысли о том, как найти деньги на игру);
  2. ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером, взвинченность и возбуждение во время игры;
  3. нежелание отвлечься от игры с компьютером;
  4. переживания, тревоги или раздражения при необходимости остановить игру;
  5. использование игры как средства для того, чтобы избавиться от неприятных переживаний;
  6. попытки отыграться после проигрыша, исправить ситуацию;
  7. ложь и попытки рационального оправдания своего поведения с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;
  8. забывание о домашних делах, обязанностях, учебе, встречах в ходе игры на компьютере, ухудшение отношений в учебном заведении, с родителями, с друзьями;
  9. одалживание денег у других лиц, чтобы приобрести новую игру.
  10. пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

Если у человека есть четыре и более симптомов, это уже болезнь...

5. ЧТО ДЕЛАТЬ?

В настоящее время ученые не могут однозначно сказать: есть ли необходимость жестко решать проблемы компьютерной аддикции в молодежной среде. С одной стороны, подобная зависимость поглощает человека, отнимая массу времени на развитие и образование, исключая субъекта из активного социального процесса, с другой стороны, зависимость от компьютерных игр - это явление проходящее, временное.

Компьютерная зависимость отличается от курения, алкоголя, наркотиков и увлечения азартными играми тем, что в какой-то момент времени наступает насыщение компьютером. Далее субъект либо занимается им профессионально, либо компьютер перестает иметь столь значимое место в его жизни. Данный вопрос остается открытым в первую очередь по той причине, что никогда не ясно, в какой момент у компьютерного аддикта, в частности, у игроголика, наступит момент пресыщения. Не будет ли уже поздно учиться и наверстывать? Не потеряет ли он свой социальный статус, пребывая в эйфории компьютерных игр, в данном случае подразумевается отчисление из школы или института, увольнение с работы, потеря звания или положения.

Возможно, что перенасыщение компьютерными играми в раннем детстве потребует гораздо меньше времени, чем, например, у студента вуза. Не исключено, что ребенку быстрее надоест однообразие экрана, по сравнению с беЗконечностью возможностей и неоткрытых моментов реального мира. Но, к сожалению, нет никаких гарантий, что психика ребенка при подобном неоправданном эксперименте не будет повреждена.

Проверенным способом не дать человеку оказаться в зависимости от компьютерных игр – это привлечь его в реальную жизнь, чтобы он реализовал себя в ней. Существует масса интересных занятий (общение с природой, практики йоги, чтение развивающей литературы и т.д.), которые не только позволяют познавать собственный мир, развивать бдительность и осознанность, а также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Виртуальная же реальность – это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, – не есть жизнь, это лишь её вторичная часть, параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере надобности, а развлечения в виде компьютерных игр совмещать с реальными активными действиями в реальном мире.

С развитием компьютерных технологий возникает огромное количество новых проблем. Одна из них - компьютерная зависимость у подростков. Именно об этом хочется рассказать в данной статье.

Что это такое?

Казалось бы, играет себе ребенок в компьютерные игры, и что? Дома тишина и спокойствие. Однако современные психологи говорят о том, что сегодня все больше детей младшего, среднего и старшего школьного возрастов становятся зависимыми от компьютера. Что же это значит? В принципе, характеристики всех зависимостей схожи между собой. Если наркоман сутками ищет дозу, то ребенок может с нетерпением ждать часа, когда же ему разрешат родители сесть за компьютер. В это время дитя чаще всего не находит себе места, не может ничем иным заняться, мается по дому или квартире. Стоит сказать, что данную проблему нужно лечить, иначе могут быть негативные последствия.

О термине

Следует сказать, что термин «компьютерная зависимость» довольно молод, появился он примерно в 1990 году, когда активно начала развиваться компьютерная промышленность. Определяет термин то состояние человека, при котором он просто не может прожить без данной машины, проводя перед ее монитором все свое свободное время. Однако с той поры сама зависимость несколько трансформировалась и приобрела новые элементы и формы, став проблемой не единиц, а многих людей разного возраста.

Причины

Интересной может показаться информация о том, почему может возникать компьютерная зависимость у подростков. Так, в первую очередь, это обычный недостаток внимания со стороны родителей и сверстников, которое ребенок компенсирует при помощи такого вот друга. Сейчас, в то время, когда очень популярными являются различные социальные сети, эта проблема стала еще более актуальной: там ребенок создает себе новый образ, обзаводится с друзьями и живет не реальной, а виртуальной жизнью. В таком случае говорят не об игромании, а об интернет-зависимости ребенка. Что еще может погнать подростка в иной мир? Неуверенность в себе, в своих силах, возможно также недовольство своей внешностью (особенно если есть какие-то отклонения). Часто дети «подсаживаются» на компьютер, чтобы не отличаться от сверстников (тут чаще всего речь идет об игровой зависимости, однако с развитием социальный сетей эта тенденция изменяется). Занимать все свободное время компьютером ребенок может, если у него нет увлечений или хобби, а свободное время нужно куда-то пристроить. Ну и, конечно же, способствует развитию различных зависимостей манера общения в семье, воспитание. Если ребенку можно в сутки находится за компьютером не более двух часов (а так и должно быть), то у него просто не получится стать интернет-зависимым.

Главные опасности

Важно сказать и о том, что компьютерная зависимость у подростков - дело опасное, которое может повлечь за собой тяжелые последствия. В первую очередь, находясь в виртуальном мире, человек практически никогда адекватно не контролирует время реальное, часто опаздывает. Ребенок может постоянно прогуливать школу, пропускать занятия. Огромную проблему составляет тот уровень агрессии, который может возникать в процессе компьютерной игры. Если у подростка что-то не удается, возникает буря эмоций, постепенно дестабилизируется и расшатывается психика. Это же дитя переносит и в мир реальный, общаясь таким образом со своим ближайшим окружением: родителями и друзьями. Повлиять на будущее может и то, что в компьютерной игре рано или поздно подростку все всегда удается, если не с первого раза, то с n-ного точно. Ребенок может решить, что и в реальной жизни все так просто получается. А это чревато последствиями и сильным разочарованием во взрослой реальной жизни. Также компьютерная зависимость у подростков влияет и на состояние организма. Так, точно нарушается зрение, может быть авитаминоз и иные проблемы, связанные с неправильным питанием (подросток с компьютерной зависимостью чаще всего нормально не питается, живя одними только перекусами). Обычно зависимый ребенок не следит за своим внешним видом, не соблюдает правил личной гигиены.

Виды зависимостей

Следует сказать, что разной бывает зависимость от компьютерных игр. Так, сегодня когда ребенок не может прожить без виртуального мира, и игромания. В свою очередь, зависимость от компьютерных игр делится по типам игры. Так, это ролевые игроманы, когда человек смотрит в игру глазами своего героя (не менее опасными являются и те игры, когда дитя смотрит на героя извне); стратегические игры, которые менее опасны, однако, опять же, готовы втянуть ребенка в свой мир; неролевые игры, такие как различные головоломки, аркады, флеш-игрушки. Особо опасными и в виртуальном мире являются азартные игры, ведь часто они вытягивают много денег с игроков.

Потенциальная категория

У кого может возникнуть проблема компьютерной зависимости? Так, в первую очередь у тех детей, родители которых часто не бывают дома, а ребенок просто предоставлен сам себе. Это же касается и которые также часто находятся дома одни или с обслуживающим персоналом, советов которого они просто не слушают. Больше зависимых подростков среди мальчиков (как говорит статистика, на 10 мальчиков только одна зависимая девочка), что касается возраста, самый опасный - 12-15 лет.

Что повлечет за собой зависимость?

Зависимость от компьютерных игр может повлечь за собой много негативных последствий. Так, в первую очередь, у ребенка постепенно будет уменьшаться круг общения, что приведет к полной изоляции подростка в реальной жизни со всеми вытекающими последствиями. Также могут произойти необратимые изменения со здоровьем. Так, это нарушение зрения, обмена веществ, возможно ожирение различных степеней. Со временем точно нарушится и дестабилизируется психика. Важно сказать и то, что все проблемы игромана из рискуют перейти во взрослую жизнь. А это чревато огромными негативными последствиями. Также ребенок может начать воровать, ведь часто интернет или игры требуют определенной платы. А это уже наказуемо согласно букве закона.

Как возникает зависимость?

Понаблюдав за зависимыми, интересные и вместе с тем страшные выводы сделали психологи. Химическая и компьютерная зависимость: симптомы их практически одинаковы. У таких людей, например, при виде желаемой цели резко Также дети начинают плохо учиться, не следят за собой и своим внешним видом, набирают (различные степени ожирения из-за неправильного питания) или теряют вес (просто забывают или ленятся вовремя покушать), не могут ничем другим заняться, если есть свободное время. Чтобы избежать такого развития событий, нужно всего ничего: не подпускать малыша к телевизору до трехлетнего возраста, а к компьютеру и того дольше, примерно до 10 лет. Именно в этом возрасте и возникает предрасположенность к различного рода зависимостям. Однако в наше время это сделать, к сожалению, практически невозможно.

Механизм зависимого поведения

Аддиктивное, т. е. зависимое поведение формируется у ребенка путем ухода от реальной жизни к виртуальной как с применением, так и без применения различных химических средств. Сам же процесс основан на том, что ребенок уходит от реальных ролей, заменяя их виртуальными, теми, которые ему более удобны или даже близки по духу. Игра или интернет, по своей сути, компенсируют ребенку то, чего ему не достает в реальной жизни. Так, если человек слаб физически и не может дать сверстникам отпор, у него возникнет компьютерная У подростков, которым в реальной жизни, возникнет где можно примерять различные роли и маски (тут может возникнуть проблема самоидентификации личности, что чревато последствиями), дружить с людьми, которые, на первый взгляд, всегда поймут. Однако со временем может наступить разочарование, ведь часто эти друзья мнимые и особой поддержки в трудную минуту от них не дождешься.

Как избежать зависимости?

Чтобы не возникала зависимость подростков от компьютерных игр, от интернета, нужно соблюдать довольно простые, но действенные правила. Так, нужно точно регулировать время нахождения ребенка перед монитором, при этом родителям не воспрещается контролировать, чем же занимается отпрыск в интернете. Огромное влияние имеет личный пример взрослых: если папа все свободное время проводит перед монитором, совсем неудивительно, что и ребенок будет поступать также. Еще нужно грамотно планировать свободное время семьи: больше проводить времени вместе на природе. Какие еще методы приемлет профилактика компьютерной зависимости у подростков? Хорошо загрузить свое дитя как можно больше: отправить на кружки, к репетиторам, уделять больше времени учебе. Тогда на игры и различные зависимости просто не останется времени. Как радикальный способ, можно ограничивать работу за компьютером ребенка при помощи различных программ, которые на это и направлены.

Нюансы

Выявив признаки компьютерной зависимости у подростков, родители должны сразу же принимать меры. Так, хорошо отправиться к психологу и с ним составить план действий. Ведь часто родители поступают неправильно, желая своему ребенку только хорошего. Например, не рекомендуется резко запрещать компьютерные игры, это ни к чему хорошему не приведет. Лучше все делать последовательно, медленно сокращая время, проведенное перед монитором. Также необходимо контролировать, какие же игры пришлись по вкусу вашему чаду. Ведь не все они плохие, есть и полезные, которые развивают интеллект и имеют даже образовательную составляющую. И далеко не все время, проведенное перед монитором компьютера, можно назвать зависимостью, ведь ребенок при помощи интернета может просто учиться.

Лечение

Важным моментом является лечение компьютерной зависимости у подростков. Следует сказать, что оно будет сопровождаться «ломками», которые, к слову, могут оказаться довольно болезненными не только для ребенка, но и для взрослых. Родителям придется выдержать несколько атак со стороны чада: они могут быть не только словесными, но и доходить до рукоприкладства. Ребенок также может начать уговаривать родителей пустить поиграть хотя бы полчасика, обещая при этом все что угодно. Не стоит идти на поводу, ведь так поступают и наркоманы, никогда не выдерживая своего слова. Позиция родителей должна быть четкой и непоколебимой. В это время родителям также придется тяжело, ведь нужно будет стать для своего чада развлекательным элементом, чтобы ребенок хоть на время забывал о своем увлечении. Побольше общения и совместных дел - вот один из элементов лечения от зависимости. Нужно также изменить распорядок дня, привыкание к которому будет не таким уж и быстрым. Часто у родителей могут опускать руки, если они не видят улучшений. Однако бросать это дело не стоит, ведь рано или поздно улучшение наступит, нужно только этого дождаться. Ну и если самостоятельно ничего не получается, лечение компьютерной зависимости у подростков лучше проводить при помощи специалистов.

Близкие люди

Какими бы ни были причины компьютерной зависимости у ребенка, помочь справиться с ней должно ближайшее окружение. Так, самую главную роль играют, конечно же, родители, которые все силы должны бросить на то, чтобы вытащить ребенка в реальный мир. Однако к этому делу нужно привлекать еще и друзей, одноклассников и товарищей ребенка, чтобы в это время он понимал, что он не одинок, что, помимо виртуальной, у него есть еще и реальная, не менее интересная жизнь. А чтобы все получилось, нужно организовывать интересные встречи, выходы на природу, поездки и праздники. Но самым главным правилом, как справиться с зависимостью, является ее признание. Близкое окружение ребенка должно показать подростку, что он болен, что у него есть проблемы, ребенок должен это понять, и только тогда лечение будет адекватным, а результаты видимыми.


Top