Система источника административного права его внутреннее сопротивление. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д. понятие и виды административно-правовых норм, их структура

Под источниками административного права обычно понимаются высшие формы выражения административно-правовых норм. Такого рода нормы (административно-правовые) содержатся не только в чисто административно-правовых актах — например, в Кодексе законов об административных правонарушениях, в положениях о министерствах и других органах исполнительной власти, в издаваемых ими нормативных актах, но и в более политически и юридически значимых нормативных актах - в Конституции РФ, конституциях республик в составе РФ, в федеральных конституционных законах, федеральных законах, нормативных указах Президента РФ.

Сложность и многообразие административно-правовых норм обусловливают значительное разнообразие источников административного права, о чем частично выше уже говорилось.

Рассмотрим последовательно основные источники административного права и их основные особенности.

1) Конституция Российской Федерации. Конституция в широком смысле — основной источник российского права в целом и во многом его отдельных отраслей. Значительная часть правовых норм, содержащихся в Конституции, имеет административно-правовую направленность, является по характеру источником административного права. Это, например, ст. 110-117, ч. 2 ст. 77; ч. 1,2, 3 ст. 78, определяющие основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

Нормы, содержащиеся в Конституции (например, те, которые указаны выше), являются прежде всего нормами конституционного и одновременно административного права. Надо подчеркнуть, что с принятием конституций республик в составе РФ конституционная база (форма) источников административного права существенно расширилась.

2) Федеральные конституционные законы, федеральные законы. К числу федеральных законов относятся: Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г.; Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г.; Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. и др.

Следует сказать об одной принципиальной новелле, связанной с законодательной формой источников административного права. Согласно Конституции РФ, законодательные акты принимаются не только на федеральном и республиканском уровнях (ст. 5, 76, 105, 108), но и представительными органами всех субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Данное положение серьезно расширяет законодательную форму источников административного права.

3) Нормативные указы Президента РФ. Правда ст. 90 Конституции РФ не использует формулировку «нормативные указы», а говорит об указах и распоряжениях Президента РФ. А вот в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ применена формулировка «нормативные указы Президента Российской Федерации». В ст. 125 (п. «а» ч. 2) говорится о нормативных актах Президента РФ. В силу того, что законодательная деятельность Государственной Думы и Федерального Собрания в целом не всегда поспевает за потребностями и быстропроисходящими изменениями политического, социально-экономического и государственно-правового развития, Президент РФ достаточно активно использует в своей работе издание нормативных указов, относящихся к различным отраслям российского права, в том числе административного. Таковыми явились, например, нормативные указы Президента РФ от 30 сентября 1992 г., посвященные федеральным органам исполнительной власти, концептуальный по характеру Указ от 10 января 1994 г. о структуре федеральных органов исполнительной власти в четырех разновидностях.

4) Нормативные постановления Правительства Российской Федерации. Однако ст. 115 Конституции РФ не содержит формулировки «нормативные постановления Правительства». В ней сказано: «Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения…» Отсутствие термина «нормативные» дает, по-видимому, основание считать, что не все постановления Правительства – нормативные по своему характеру. Кроме того, возникает вопрос о природе распоряжений Правительства: имеются ли среди них такие, которые являются ненормативными, и в каких случаях они могут быть отнесены к источникам административного права.

Кроме того, Правительство РФ ведет активную деятельность в области административно-правового нормотворчества: утверждает акты об органах исполнительной власти издает правила, положения и иные акты, содержащие административно-правовые нормы либо целиком посвященные административно-правовым вопросам. В первую очередь, это положения о федеральных министерствах и других органах исполнительной власти, например. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ 6 марта 1998 г.);

Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ 23 апреля 1997 г.); Положение о Государственном комитете по стандартизации и метрологии Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 7 мая 1999 г.).

Помимо перечисленных, источниками административного права являются общие правила, типовые положения и другие акты, издаваемые Правительством РФ, например, Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, Правила бытового обслуживания населения РФ, Правила оказания услуг общественного питания.

Приказы, инструкции, распоряжения, указания, методические рекомендации, издаваемые федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, российскими агентствами, федеральными надзорами и другими органами исполнительной власти. При том непременном условии, что в названных актах содержатся административно-правовые нормы, которые распространяют свое действие на соответствующие отрасли и сферы государственного управления либо имеют общеобязательный (надведомственый) характер, такие акты, содержащие административно-правовые нормы надведомственного характера издают, например, Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по налогам и сборам и некоторые другие.

Среди источников административного права важную роль играют комплексные законы-кодексы, например, Кодекс РФ об административных правонарушениях. Таможенный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, которые содержат значительное количество норм административного права. В частности, глава 63 Таможенного кодекса РФ называется «Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, ответственность за такие правонарушения, производство по делам о них и рассмотрение этих дел». В Трудовом кодексе РФ, являющемся фундаментом трудового законодательства и трудового права, содержатся административно-правовые нормы – главы «Коллективный договор», «Трудовой договор (контракт)» и ряд других. Являясь нормами трудового права, названные нормы теснейшим образом связаны с одним из основных институтов административного права — государственной службы, статусом служащих, отношениями, возникающими в процессе служебной деятельности.

Необходимо подчеркнуть роль источников административного права на уровне субъектов РФ, издаваемых органами государственной власти нормативных актов, содержащих административно-правовые нормы. К этим актам относятся конституции и иные нормативно-правовые акты республик в составе РФ; уставы и законы краев и областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также постановления и распоряжения глав администраций данных субъектов РФ.

В связи с многопрофильностью, динамизмом и недостаточной разработанностью многих вопросов административного права необходимы его систематизация и кодификация. Эта проблема требует самостоятельного исследования, что обусловлено в первую очередь коренной реформой многих административных институтов, которая последовательно проводится в России.

2. понятие и виды административно-правовых норм, их структура

Административно-правовая норма – это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Особенности административно-правовых норм:

1. Целью административно-правовых норм является обеспечение организации и функционирования всей системы исполнительной власти.

2. Административно-правовые нормы определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления.

3. Предназначение административно-правовых норм заключается прежде всего в обеспечении эффективной реализации конституционного назначения исполнительной власти.

4. Административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности.

5. Административные отношения являются хорошим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы.

6. С помощью административно-правовых норм обеспечивается урегулированность финансовых, земельных и иных отношений.

8. Административно-правовая норма состоит из

1) гипотеза – условие действия административно-правовых норм.

2) диспозиция – правило поведения, предписываемое, дозволенное или рекомендуемое данной нормой права.

3) санкция – меры административного и дисциплинарного воздействия.

По предмету регулирования различают:

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т.е. их административно-правовой статус;

б) процессуальные – нормы, определяющие методы, способы, порядок деятельности по реализации государственного управления;

2. по форме выражения;

а) обязывающие – предписывающие совершать определенные действия;

б) запрещающие – предусматривающие запрет на совершение определенных действий в определенных условиях.

в) уполномочивающие – выражается возможностью адресата действовать в рамках, установленных требований по своему усмотрению.

г) стимулирующие – обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должного поведения участников регулируемых управленческих отношений. Например: установление налоговых льгот.

3. по содержанию

а) общие – регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер.

Общая часть.

б) особенные – регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности

3. СИСТЕМА ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ

Образование - сложный и целенаправленный процесс, который включает различные виды обучения (образования) и образовательных учреждений. К ним относятся: общеобразовательные – начальные, основные, средние школы, лицеи, гимназии; начальное профессиональное образование – профессиональные училища и центры, профессиональные лицеи центры непрерывного профессионального образования, учебно-курсовые комбинаты, учебно-производственные центры, технические
школы и др.;

среднее специальное образование — техникумы, училища, колледжи, техникумы-предприятия (учреждения); высшее специальное образование — университеты, академии, институты, колледжи. Между этими образовательными учреждениями имеются существенные
различия, определяемые уровнем и характером получаемого образования и установленные в типовых положениях об образовательных учреждениях.

Правовые основы образования и его организации определены в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах.

Статья 43. Конституции Российской Федерации устанавливает:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях
и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители
или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного
общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Специальным комплексным правовым актом, затрагивающим различные аспекты деятельности в области образования, является Закон Российской Федерации «Об образовании»
от 10 июля 1992 г. в редакции Федеральных законов от 12 июля 1995 г., от 16 ноября 1997 г., от 20 июля 2000 г., от 23 июня 2004 г. В данной области действуют и другие многочисленные правовые акты Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Среди них утвержденные Правительством Российской Федерации Положение о Министерстве образования Российской Федераций от 24 марта 2000 г.;

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, Типовые положения об учреждении начального профессионального образования, об общеобразовательном учреждении, об образовательном учреждении среднего профессионального
образования (среднем специальном учебном заведении), об образовательном
учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном
заведении) Российской Федерации и др.; утвержденное Госкомвузом России
Временное положение о лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации и т. д.

Образовательная деятельность осуществляется образовательными учреждениями. В зависимости от организационно-правовых форм они подразделяются на государственные, муниципальные и частные, т.е. негосударственные, но не относящиеся к муниципальным.

Образовательный процесс осуществляется в учреждениях нескольких типов: дошкольных; общеобразовательных (начального общего, общего основного, среднего (полного) общего образования); начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования; дополнительного образования взрослых; дополнительного образования детей; специальных (коррекционных) учебных заведений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

Процесс развития организационно-правовых форм образования прошел за последние годы определенную эволюцию. Длительное время федеральными органами управления в этой области являлись Министерство образования Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1177 на их базе было образовано Министерство общего и профессионального образования России. В 1999 г. данное Министерство было переименовано в Министерство образования РФ (Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651), в настоящее время – Министерство образования и науки.

В Российской Федерации функционируют разнообразные исполнительные органы, являющиеся ведомственными по своему характеру и осуществляющие в соответствии со своим профилем управление подведомственными образовательными учреждениями. Это Министерства обороны, внутренних дел, путей сообщения, здравоохранения, иностранных дел.

В их компетенции находятся:

разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;

разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании;

государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;

установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов;

формирование структуры системы образования;

разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;

разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической Обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;

контроль исполнения законодательства в области образования, государственных обязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Министерство образования РФ (Минобразование России), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 258, является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в установленном порядке деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

В задачи Минобразования
входят:

осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;

разработка системы управления и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях системы образования;

реализация государственной кадровой политики в
области образования и научной деятельности в системе образования;

разработка и утверждение федеральных требований к содержанию образования;

создание системы оценки деятельности образовательных учреждений;

совершенствование организационно-экономического
механизма функционирования сферы образования и др.

В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России:

реализует федеральные целевые программы в области образования;

разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, образовательных учреждений и организаций системы образования, общественных объединений федеральные целевые, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в области образования и научной деятельности в системе образования;

организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений, формирует программы научно-исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию;

разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, разрабатывает и утверждает типовые положения о филиалах государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования и порядок их организации;

обеспечивает контроль за реализацией законодательства в области образования, научной деятельности в системе образования и аттестации научных и научно-педагогических работников;

определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

координирует деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовки по профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям);

устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;

определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающий реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, технических и Других средств обучения;

участвует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании и реализации государственной научной и научно-технической политики, способствующей сохранению и развитию научного потенциала системы образования, взаимодействию высшей школы, фундаментальной и прикладной науки, повышению качества образовательного процесса;

организует разработку государственных образовательных стандартов и утверждает их федеральные компоненты, устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке общеобразовательных программ и профессиональных образовательных программ;

осуществляет совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль за качеством образования;

осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Высшее и послевузовское профессиональное образование составная и в то же время организационно обособленная часть системы образования в ее широком и развернутом понимании.

Высшее и послевузовское профессиональное образование является наиболее высокой формой, ступенью системы государственного образования в целом.

Правовой статус и организация высшего и послевузовского профессионального образования регламентируется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Закон определяет принципы, систему, основы организации высшего и послевузовского профессионального образования в
Российской Федерации. Рассмотрим его основные положения.

Прежде всего отметим значение и характер ст. 2 Закона. Она устанавливает, что государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом РФ «Об образовании», а также на следующих принципах:

суверенность прав субъектов Российской Федерации в определении собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования в части национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

непрерывность и преемственность процесса образования;

интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального
образования.

Организационной основой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования является Федеральная программа развития образования в части, соответствующей высшему и послевузовскому профессиональному образованию.

Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного

заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода Педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный Предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного войска истины, ее свободного изложения и распространения.

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:

государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм;

научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования и др.

К компетенции федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием относятся:

Разработка и реализация совместно с другими федеральными органами управления образованием соответствующих разделов Федеральной программы развития образования и международных программ в области высшего, послевузовского профессионального образования и соответствующего дополнительного образования;

утверждение федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов, утверждение положений об итоговой Государственной аттестации студентов и об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях;

разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, организация издания учебной литературы и производства учебно-наглядных пособий;

осуществление полномочий учредителя (учредителей) подведомственных государственных высших учебных заведений;

содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования;

лицензирование деятельности высших учебных заведений независимо от их организационно-правовых форм и государственных образовательных учреждений соответствующего дополнительного образования, а также их государственная аккредитация.

В соответствии с компетенцией субъектов РФ по общим вопросам высшего и послевузовского профессионального образования субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне установленной рассматриваемым Федеральным законом от 22 августа 1996 г. компетенции Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

Устав высшего учебного заведения принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения.

Военно-учебные заведения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган -ученый совет.

Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор. Ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до 5 лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение.

В случае мотивированного отказа органа управления образованием утвердить кандидатуру, избранную на должность ректора государственного или муниципального высшего учебного заведения, проводятся новые выборы. При этом, если кандидат на должность ректора набирает не менее чем две трети голосов от общего числа участников общего собрания (конференции), он утверждается органом управления
образованием в обязательном порядке.

Задача

Прокурор Оренбургской области обратился в суд с иском о ликвидации общественного объединения – Оренбургского войскового казачьего общества, поскольку согласно его уставу предусмотрено создание вооруженного формирования.

В суде представитель казачьего общества пояснил, что, во-первых, решении о ликвидации данного общественного объединения может быть принято только Президентов РФ, а во-вторых, предусмотренные уставом вооруженные формирования предназначены для несения государственной службы.

Суд вынес решение о ликвидации общественного объединения, поскольку согласно ст. 2 ФЗ «ОБ основах государственной службы», государственной службы является деятельность в государственных органах.

Разрешите дело по существу.

Порядок ликвидации общественных объединений регулируется ст. 26 ФЗ «Об общественных объединений». соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица, в том числе юридического лица — общественного объединения, влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация общественного объединения может быть осуществлена двумя способами:

а) добровольно;

б) в судебном порядке.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет его деятельности независимо от факта государственной регистрации данного общественного объединения. Ст. 44 настоящего закона указывает, в каких случаях общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда, а также устанавливает правила подачи заявления о ликвидации общественных объединений, к которым данной статьей отнесено:

Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:

нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

(часть первая в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

Ликвидация общественного объединения осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ (см. ст. 61-64 ГК РФ). Согласно ст. 116 ГПК гражданские дела по первой инстанции о прекращении деятельности (ликвидации) общероссийских и международных общественных объединений рассматривает Верховный Суд РФ. Дела о ликвидации других общественных объединений рассматривают соответствующие суды субъектов РФ.

Статья 16 вносит ограничения на создание и деятельность общественных объединений:

Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;

подрыв безопасности РФ;

захват или присвоение властных полномочий;

создание незаконных вооруженных формирований;

осуществление террористической деятельности;

возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

унижение национального достоинства;

осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об основах государственной службы» Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Таким образом, следует признать включение Оренбургский войсковым казачьем обществом в Устав общества пункта о создании вооруженного формирования незаконным и руководствуясь ст. 26 « Об общественных объединениях» суд должен принять решении о ликвидации данного общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМой ЛИТЕРАТУРЫ

Гришковец А.А. Право государственного служащего на продвижение по службе //Государство и право. №108, 1998

— это внешние конкретные формы его выражения, т. е. нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права.

Содержанием источников административного права являются правовые нормы, регулирующие конкретные . Они начинают существовать только в результате возникновения правового источника. содержатся в многочисленных законодательных и иных нормативных актах, действующих в Российской Федерации. Сложность и масштабность управленческой деятельности обусловливает необходимость принятия в этой сфере как законов, так и управленческих актов. В современных условиях система источников административного права усложняется, поскольку в субъектах РФ принимаются законодательные акты, определяющие порядок управления в этих субъектах.

Правовые источники административного права подразделяются на федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны) и источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

В соответствии с положениями Конституции РФ (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором Россия является участником, установлены иные положения и правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то действуют и применяются нормы этого договора.

К числу правовых источников административного права относятся:

  • федеральные конституционные законы; федеральные законы;
  • постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
  • правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
  • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:

  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
  • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.

Нормативные правовые акты органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ, а также , являясь источниками административного права, представляют собой форму реализации компетенции данных органов.

В силу многообразия административных правовых норм возникает проблема их систематизации, кодификации и инкорпорации. Теория источников административного права позволяет систематизировать эти нормативные акты.

Нормы административного права находят свое закрепление в различных объективных формах выражения, которые объединяются общим понятием «источник административного права».

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах.

Система источников административного права

Все действующие источники административного права образуют целостную, несамоуправляемую систему, изменять которую вправе многие субъекты. Признак, который лежит в основе этой совокупности, - наличие в каждом из них действующих норм административного права.

Нередко систему источников административного (финансового, семейного и других отраслей права) называют административным (финансовым, семейным и т. д.) законодательством. Это некорректно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах, их очень много в подзаконных актах. И административное законодательство следует понимать как систему законов, в которых имеются нормы административного права. А всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права (СИАП). Административное законодательство образует ядро, важную часть СИАП.

В этом первая особенность СИАП, резко отличающая ее от системы источников уголовного права.

Во-вторых, ст. 72 Конституции России устанавливает, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Уточняет это положение ч. 2 ст. 76 Конституции: «По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации».

В-третьих, особенность СИАП - многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов. Изменяют административное право своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент, и Банк России, и Генеральный прокурор. Акты органов всех ветвей государственной власти являются источниками административного права.

В-четвертых, СИАП огромна по числу входящих в нее источников. Это, прежде всего, объясняется универсализмом и иными особенностями административной власти. Поэтому требуется большое число федеральных и региональных, материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных, общих и внутриаппаратных норм, регулирующих деятельность государственной администрации во многих сферах общественной жизни.

Пятая особенность СИАП - ее мобильность, изменчивость. В систему административно-правовых норм часто вносятся изменения новыми источниками, а старые источники отменяются, изменяются. Нестабильность СИАП объясняется многими объективными факторами. На предметную, универсальную, организующую деятельность государственной администрации непосредственно влияют экономика, политика, тем более в условиях российских реформ, а также огромные размеры самого административного права и системы его источников и др. Нестабильность СИАП связана и с субъективными факторами: ошибками, политическими пристрастиями тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы административного права. К тому же в СИАП много подзаконных актов, которые нетрудно отменить, изменить новому министру, губернатору и Правительству России.

В-шестых, СИАП, а значит, административно-правовые нормы, не систематизированы.

Наличие большого числа источников разной юридической силы, принятых в разное время, - объективный факт, который отрицательно сказывается на состоянии систематизации отрасли. Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать. Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которое требует правовое регулирование и деятельность государственной администрации. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию правотворчества, а значит, лишение возможности административного правотворчества федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Федерации. Полная кодификация административного права означала бы нарушение ст. 72 Конституции России.

Система источников административного права очевидно нуждается в совершенствовании. Д.Н. Бахрах обоснованно и дальновидно указывает, что основными направлениями работы по совершенствованию системы должны стать:

  • * повышение качества, взаимосвязи правовых норм;
  • * принятие всех необходимых для проводимых реформ норм;
  • * усиление роли законов в регулировании прав граждан, формировании и функционировании государственной администрации. Необходимо отметить, что в этом направлении за сравнительно небольшой срок много сделано. Взамен союзных подзаконных актов приняты законы Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии, оперативно-розыскной деятельности, государственной тайне и др.;
  • * устранение пробелов в административно-правовом регулировании (путем принятия актов, регулирующих правовое положение студентов и учащихся, гражданскую альтернативную службу и др.). Один из важных аспектов проблем СИАП для всех юристов - поиск нужных источников. Существует система изданий, в которых публикуются официальные тексты актов.

Все федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и нормативные распоряжения Правительства должны быть опубликованы в Российской газете и в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальное издание общих ведомственных нормативных актов осуществляется в Российской газете и Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств. Кроме того, многие центральные ведомственные органы (Центробанк, Государственный таможенный комитет и др.) издают свои вестники, бюллетени.

Акты субъектов Федерации публикуются в одной из газет, издаваемой на территории субъекта, а также в Собрании законодательства или в журнальном издании с иным названием, специально созданном для официальных публикаций актов субъекта Федерации.

Акты федеральных судов можно найти в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, Вестнике Высшего арбитражного Суда Российской Федерации, Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации. Постановления Конституционного Суда РФ также подлежат обязательному опубликованию в Российской газете и Собрании законодательства Российской Федерации.

К сожалению, с публикацией источников административного права не все обстоит благополучно. Не решен вопрос об официальном издании внутриаппаратных ведомственных актов федеральных органов, нормативных административных договоров, актов муниципальных органов и ряда других источников административного права.

Конечно, юристам трудно пользоваться большим количеством газет и журналов, в которых содержатся тексты нормативных актов. В какой-то степени эти недостатки преодолеваются путем использования компьютерных вариантов систематизации законодательства («Консультант плюс», «Кодекс», «Гарант» и др.), но это многим недоступно, к тому же тексты, извлеченные из компьютеров, не официальны. Представляется, что полезно было бы издавать еженедельную федеральную газету, которая оперативно доводила бы до всей страны официальные тексты всех федеральных органов. Подобные издания могли бы учредить и субъекты Федерации.

Структура административного права в качестве одного из существенных параметров, отражающих его сущность, может быть описана традиционно – как совокупность составляющих административное право норм, объединенных в институты, подотрасли и части административного права.

Административное право – это целостная, логически завершенная система, состоящая из правовых норм и институтов, объединенных общими предметом, методом, принципами и целью регулирования общественных отношений. Они согласуются друг с другом, опираются на единые определения, используют единую терминологию.

Составными элементами системы административного права являются Общая и Особенная части. Каждая часть включает в себя несколько административно – правовых институтов. В состав Общей включены нормы, которые охватывают управление в целом. Они регулируют однородные общественные отношения.

В Общую часть входят следующие группы институтов:

Закрепляющие основы государственного управления;

Регулирующие административно – правовой статус граждан;

Регулирующие основы организации и административно – правовой статус органов исполнительной власти, а также государственных и негосударственных организаций;

Регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих;

Определяющие формы и методы государственного управления;

Обеспечивающие законность управления.

Нормы Особенной части действуют в пределах отдельных сфер или отраслей функционирования исполнительной власти. Она регулирует особенности государственного управления экономикой, социально – культурной и административно – политической сферами, а также особенности межотраслевого регулирования.

Некоторые авторы выделяет третью часть системы административного права. Ее составляют нормы, предназначенные регулировать административно – юрисдикционную деятельность. Эти нормы содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также в законодательстве субъектов РФ об административной ответственности, которое получило название «административно – деликтное право».

Они определяют составы административных правонарушений и ответственность за их совершение; устанавливают органы и круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Административно – правовые нормы должны быть оформлены в таком виде, чтобы участники общественных отношений, которым они адресованы, могли с ними ознакомиться.

Огромное количество административно – правовых норм объясняется многообразием источников административного права, что, в свою очередь, обусловлено многообразием нуждающихся в регулировании управленческих общественных отношений.

К числу источников административного права относятся: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральные законы; акты палат Федерального Собрания; постановления Правительства Российской Федерации и утверждаемые ими положения и правила; постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, издаваемые федеральными органами исполнительной власти; конституции и уставы субъектов Российской Федерации; законы субъектов Российской Федерации, нормативные акты их законодательных органов; акты президентов республик в составе Российской Федерации, имеющие нормативный характер, а также утверждаемые ими положения; постановления правительств субъектов Федерации, а также утверждаемые ими положения и правила; постановления глав администраций (губернаторов) субъектов Федерации и пр.

Наличие столь большого числа источников административного права, причем разной юридической силы, делает невозможным создание единого административного кодекса. Кодифицировать, возможно, лишь отдельные институты административного права, например институт административной ответственности.

Что касается принципов административного права, то можно называть следующие:

Иерархичность построения субъектов и их отношений;

Подзаконность деятельности;

Функционально – специализированный характер деятельности;

Участие граждан и их объединений в государственном управлении;

Осуществление властных полномочий профессиональным постоянно действующим аппаратом и его служащими.

Некоторые ученые предлагают более развернутую систему принципов административного права, основанную на выделение двух категорий принципов: конституционных и организационно – функциональных. Если конституционные принципы (политико – юридические) обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах, то организационные принципы отражают механизмы построения и функционирования исполнительной власти и государственного управления, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах.

В целом под принципами отрасли права в теории понимается совокупность основополагающих идей, представлений, умозаключений, черт и характеристик отрасли, которые лежат в основе формирования ее норм, определяют вектор правового регулирования общественных отношений, составляющих ее предмет, порядок использования приемов и способов, составляющих ее метод, характер, степень и меру вмешательства отрасли права в регулируемые ею отношения.

Административное право – это целостная, логически завершенная система, состоящая из правовых норм и институтов, объединенных общими предметом, методом, принципами и целью регулирования общественных отношений. Они согласуются друг с другом, опираются на единые определения, используют единую терминологию.

Составными элементами системы административного права являются Общая и Особенная части. Каждая часть включает в себя несколько административно-правовых институтов. В состав Общей части включены нормы, которые охватывают управление в целом. Они регулируют однородные общественные отношения.

В Общую часть входят следующие институты:

1) закрепляющие основы государственного управления;

2) регулирующие административно-правовой статус граждан;

3) регулирующие основы организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти, а также государственных и негосударственных организаций;

4) регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих;

5) определяющие формы и методы государственного управления;

6) обеспечивающие законность управления.

Нормы Особенной части действуют в пределах отдельных сфер или отраслей функционирования исполнительной власти, они регулируют особенности государственного управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами, а также особенности межотраслевого регулирования.

Профессор А.П. Коренев обоснованно выделяет третью часть системы административного права. Ее составляют нормы, предназначенные регулировать административно-юрисдикционную деятельность. Эти нормы содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также в законодательстве субъектов РФ об административной ответственности, которое получило название «Административно-деликтное право». Они определяют составы административных правонарушений и ответственность за их совершение; устанавливают органы и круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Профессор Ю.А. Тихомиров предложил при определении системы административного права отказаться от традиционного деления на Общую и Особенную части ввиду их слабой нормативной структурированности. Он считает целесообразным конструировать отрасль административного права, в которую входят следующие подотрасли:

1) нормативно-регулятивная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы, правоотношения);

2) органы исполнительной власти;

3) государственная служба;

4) административно-правовые режимы (например, режимы чрезвычайного и военного положения и т.п.);

5) административный процесс, законность в управлении;

6) организация государственного управления;

7) информационное право;

8) правовое регулирование нормативов.

Противоположный подход к структуре административного права высказывает профессор Ю.Н.


Старилов. Он предлагает сформировать Особенную часть административного права из следующих отраслей (подотраслей):

1) муниципальное право;

2) милицейское (или полицейское) право;

3) строительное право; социальное право; образовательное (в том числе школьное) право;

4) служебное право.

Ю.Н. Старилов предлагает учитывать западноевропейский опыт систематизации правовых отраслей и считает, что такая структура будет способствовать более быстрому развитию как административного права, так и всей правовой системы России в целом.

Источниками административного права являются многочисленные и разнообразные акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. В зависимости от того, каким органом государственной власти или должностным лицом были приняты акты, содержащие административно-правовые нормы, а значит, в зависимости от их юридической силы источники административного права делятся на несколько типов:

1) правовые акты федеральных органов государственной власти , включающие:

· законы Российской Федерации (Конституцию РФ, акты Федерального Собрания РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, декларации, положения, постановления и др.);

· подзаконные федеральные акты (указы, распоряжения Президента РФ; постановления, распоряжения Правительства РФ; приказы, постановления министерств и других федеральных органов власти; приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений);

2) правовые акты субъектов Российской Федерации :

· законы субъектов Российской Федерации (конституции, уставы субъектов РФ; правовые акты представительных органов субъектов РФ; законы; положения, постановления и др.).

· подзаконные правовые акты субъектов Российской Федерации (акты глав исполнительной власти субъектов РФ; акты правительств или администраций субъектов РФ; ведомственные акты органов исполнительной власти субъектов РФ; приказы, инструкции руководителей государственных унитарных предприятий, учреждений субъектов Федерации);

3) правовые акты органов местного самоуправления ;

4) союзные акты (акты органов бывшего СССР). Существование этого типа источников связано с тем, что до 1992 года среди источников административного права преобладали акты высших и центральных органов СССР. После распада Советского Союза некоторые из этих актов продолжают действовать на территории России при соблюдении двух условий: если еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации; если они не противоречат новому российскому законодательству;

5) международно-правовые акты . В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах, в которые они включаются как статьи, пункты, параграфы и т.д. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками административного права и конкретными формами его выражения.


Top