Принудительные работы исполняются. Что такое и где проходят принудительные работы? Администрация организаций, где работает осужденный

Места отбывания:

Исправительные центры в пределах тер-ии субъекта в кот проживал или был осужден

Исправительные центры на тер-ии другого суб-та(при отсутствии центра на тер-ии места жительства, в случае невозможности привлечения к труду) – по согласованию с органами УИ системы

Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры и могут создаваться при исправительных учреждениях.

Направление осу3жденных к месту отбывания наказания:

Если осужденный на свободе, то следует за счет гос-ва к месту отбывания наказания самост

Осужденным которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами – за счет гос самост(территориальный орган исполнительной системы непосредственно или через учреждение исполняющее наказание не позднее 10 суток со дня получения приговора вручает осужденному предписание о направлении к месту отбывания наказания; в предписании указывается срок)

Осужденные наход под стражой следуют к месту отбытия наказания под конвоем(по прибытию в чентр освобождаются из-под стражи). В случае уклонения о получении предписания, неприбытия к месту отбывания наказания, осужденный объявляется в розыск, подлежит задержанию до 48 часов, или до 30 суток. После задержания суд принимает решение о закл под стражу и замене принудительных работ лишением свободой

Исчисление сроков:

День прибытия в центр – начало

В срок засчитывается время задержания по подозрению, время задержания по стражей, время следования под конвоем в центр, время краткосрочных выездов

Не засчитывается в срок время самовольного отсутствия в центре свыше 1 суток

Порядок отбывания:

В центре действуют правила внутреннего распорядка

Осужденные находятся под надзором и обязаны:

1.выполнять правила внутреннего распорядка

2.работать там, куджа напрвить администрация центра

3. постоянно находиться на терр-ии центра, проживать в спец общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время и выходные без разрешения

4.участвовать без оплаты труда по благоустройству, в порядке очередности и в нерабочее время(не более 2 часов в неделю)

5.иметь при себе документ специальный

Краткосрочные выезды допускаются, для разрешения неотложных вопросов, 5 суток

Осужденным запрещается:

1.приобретать, хранить и использовать предметы и вещ-ва, в случае обнаружения этих предметов они подлежат изъятию

2. осужденные могут подвергаться обыску, а их вещи подлежать досмотру, помещения где они проживают тоже(основания и порядок определяется федер органом исполнительной власти)

Осужденные недопускающие нарушение правил и отбывшие не менее 1/3 срока, им разрешается проживать с семьей на арендованной или собст-ой площади вне центра, но в пределах МО на котором распр центр. Они обязаны явл для регистрации в центр не менее 4 раз в месяц.



Осужденные неимеющие взысканий администрации, им разрешается выезд за пределы центра на период отпуска

Осужденным разрешается обучение в образовательных учреждениях среднего и профессионального образования по заочной форме, если учебное заведение в пределах МО где наход этот центр

Трудоустройство осужденных:

Обязанность трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией центра, с учетом пола, возраста, дееспособности, специальности

Условия труда: в соотв с трудовым законодательством, за искл приема, увольнения и перевода на другую работу, отказа от выполнении работы и предоставления отпусков

Перевод на другую работу осущ администрацией организации с администрацией центра, по возможности с учетом мнения осужденного

Не вправе отказаться

Отпуск ежегодный оплачиваемый 18 дней

Удержание из з\п:

Удержание в размере установленном приговором(5-20%)

Удержание для возмещения расходов по содержанию. Осужденным выплачивается не менее 20% от з\п. Возмещение расходов по содержанию производиться после удовлетворения всех требований(ФЗ «об исполнительном производстве»). О снижении размера удержаний – ходатайство осужденного в суд.

Администрация организаций, где работает осужденный:

Обеспечение привлечения к труду

Запрещение увольнения(за искл случаев, освобождения от наказания, перевод на другую работу или в другой центр, замена наказания, невозможность выполнения работы)

Удержание из з\п осужденного

Администрация исправительного центра:

Ведение учета осужденных

Организация бытового устройства

Обеспечение порядка и условий отбывания

Воспитательная работа

Меры по предупреждению нарушений

Принятие мер поощрения, взыскания

Подготовка осужденных к освобождению

Воспитательная работа, с учетом особенности личности и обст-в совершенного преступления:

Меры поощрения

– за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду

Досрочное снятие взыскания

Возможность выезда за пределы центра

Меры взыскания

За нарушение порядка условий отбывания: выговор, отмена проживания внеобщаги, водворение в помещение для нарушителей до 15 суток

Порядок применения мер поощрения и взыскания

Меры поощрения – начальником центра, либо лицом его замещающим

Меры взыскания – учитываются обст-ва совершения нарушения, личность осужденного, его предыдущее поведение

Взыскание налагается не позднее 10 суток(если проводилась проверка то со дня ее окончания, но не позднее 30 суток). Взыскание исполняется немедленно.

Материальная отв-ть осужденных:

За причинение материального ущерба гос-ву, ФЛ, ЮЛ, в размере и порядке установленном законодательством РФ

За причинение ущерба центру

Нарушение порядка и условий отбывания наказания:

Нарушение общ порядка, привлечение к административной отв-ти

Нарушение установленных Правил проживания в центре

Неявка в центр для регистрации без уважительных причин

Злостное нарушение:

Употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных вещ-в

Мелкое хулиганство

Неповиновение представителям администрации центра, при отсутствии признаков преступления

Изготовление, хранение и передача запрещенных предметов и вещ-в

Отказ от работы

Самовольное оставление центра

Несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания, свыше 24 часов

Организация забастовок, либо иных групповых неповиновений, а равно участие в них

Злостным признается нарушитель - за совершение злостного нарушения, либо в течение 1 года 3 нарушения(решение принимает комиссия центра по представлению начальника центра). В отношении злостного нарушителя начальник центра направление в суд представление о замене принудительных работ лишением свободы. Этот осужденный выдворяется в помещение для нарушителей.

Уклонение от отбывания наказания:

Уклоняющийся от предписания

Не прибывший к месту отбывания в установленный предписанием срок

Не возвратившийся в центр по истечению срок разрешенного выезда

Самовольно оставивший центр, место работы или проживания, свыше 24 часов

Технические средства надзора и контроля:

Использование аудио-визуальных, электронных и иных тех средств(для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания наказания, для получения инф-ии о поведении осужденных)

О применении администрация уведомляет осужденного

Надзор осущ администрация. Если поведение осужденного создает угрозу для жизни и здоровья окружающих или осужденного, он м\б помещен в безопасное помещение для краткосрочного содержания, до 24 часов.

Материально-бытовое обеспечение:

Предоставление индивидуального спального места и постельных принадлежностей, норма 4 кв.метра

Обеспечение питанием, одеждой за счет собст-в средств, за искл робы для работ. Если средств осужденного нет, тогда гос-ву покупает, потом он возмещает.

Имеет право осужденный иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими

Расходы центра на оплату коммунально-бытовых услуг за счет доходов от осужденных

Медико-санитарное обеспечение:

Лечебно-профилактическая, санитарно-профилактическая помощь в соота в законодательством РФ

Обязательное соц страхование:

Подлежат

Подлежат обязательному пенсионному

Утратившие трудоспособность имеют право на возмещение ущерба

Всем известно, что за совершенное преступление наступает ответственность, которая принимает различные формы.

Наряду с лишением свободы, виновника могут ожидать солидный денежный штраф или же выполнение разного рода общественных работ.

Они бывают принудительными, исправительными или обязательными. В рамках этого материала мы рассмотрим только принудительные работы как вид уголовного наказания.

Рассматриваемый тип наказания подразумевает выполнение в рамках исправительного учреждения разноплановых работ, поручаемых руководством, и соответствующих квалификации или состоянию здоровья осужденного.

Такого типа работы призваны заменить для некоторых категорий сограждан наказание, связанной с лишением свободы.

За свой труд лицо получает определенное вознаграждение. Однако из его суммы определенная часть удерживается в государственную казну. Определяемый судом размер отчислений находится в пределах от 5 до 20 процентов.

Обычно, исправительные работы выполняются на территории проживания или осуждения гражданина. При невозможности отбывать наказание по месту, лицо отправляется в другой регион РФ.

Кому и за что назначаются исправительные и принудительные работы

В первую очередь, данная альтернативная мера наказания применяется по отношению к людям, первый раз в своей жизни совершившим преступление, вплоть до тяжкого, при условии, что наказание за него не превышает пятилетнее лишение свободы.

При этом возможность назначения принудительных работ должна быть прописана в тексте соответствующей статьи УК РФ.

Например, именно такие работы в большинстве случаев назначаются неплательщикам алиментов.

Возможна замена лишения свободы исправительными работами и уже в период отбывания наказания. Произойдет это тогда, когда суд посчитает, что именно труд поможет человеку быстрее встать на путь исправления. В этом случае осужденный этапируется к будущему месту выполнения работ.

Кому не назначаются

Существует несколько категорий граждан, по отношению к которым принудительные работы не могут быть применены в любом случае. Данный список составляют:

  • несовершеннолетние люди;
  • женщины, готовящиеся стать матерью, или воспитывающие детей в возрасте до 3-х лет;
  • инвалиды с 1 или 2 группой независимо от диагноза;
  • лица, достигшие пенсионного возраста (для женщин 55 лет, для мужчин – 65);
  • граждане, находящиеся на военной службе.

Кроме того, принудительные работы не устанавливаются по тем преступлениям, которые предполагают наказание в форме лишения свободы на 5 или более лет.

Места отбывания

Для этого существуют специальные учреждения – исправительные центры. Они создаются в ряде регионов РФ.

Каждый центр имеет свои правила, которым должен следовать каждый заключенный.

Своего рода исполнительный центр представляет собой подобие колонии со значительно упрощенным режимом содержания.

В частности, осужденные могут периодически видеться со своими родными. Проживают люди не в тюремных камерах, а в специально созданных для этого общежитиях. Кроме того, не исключено и проживание с собственными семьями.

В распоряжении осужденного могут оставаться денежные средства, вещи и предметы по списку, определенными нормами внутреннего трудового распорядка.

С целью прибытия в исполнительный центр, гражданину выдается на руки специальное предписание. В нем указывается дата приезда с учетом времени, необходимого для проезда. Его оплата осуществляется за государственный счет.

Порядок отбывания

Срок исчисления назначенного наказания начинается со дня прихода в исправительный центр.

На период всего времени нахождения там, у осужденного есть целый ряд обязанностей.

В частности, сюда входит соблюдение внутренних правил, работа на участках, определенных администрацией, постоянное нахождение на территории центра, ношение с собой документов, удостоверяющих личность и т.д.

Выше упоминалось, что отбывающие принудительные работы проживают на территории специальных общежитий. Покидать их ночью и в нерабочие дни без согласования с администрацией запрещается. Кроме того, стоит быть готовым к периодическим обыскам в комнатах и досмотру личных вещей.

В случае неотложной потребности гражданину может быть позволено оставить центр, но на срок не более 5 дней.

Если осужденный продемонстрировал примерное поведение, то ему может быть разрешено проживать вместе с семьей в том регионе, где расположен исправительный центр. Поставить вопрос об этом можно после истечения трети срока назначенного наказания. При положительном его решении необходимо будет отмечаться в центре не реже 4 раз в месяц.

Также при надлежащем исполнении своих обязанностей гражданин вправе покинуть центр на время ежегодного отпуска.

Проблемы исполнения

Часто в регионе не находится подходящего исполнительного центра. Поэтому зная, это суды назначают лишение свободы вопреки доводам защиты.

Проблемным моментом также является и материальное обеспечение исполнительных центров.

Часто это не позволяет эффективным образом реализовать заключенным свое право на труд.

Кроме того, не до конца проработан механизм отбывания принудительных работ. В частности не до конца регламентированы процедуры удержаний из зарплаты осужденного, порядок его проезда к исполнительному центру и т.д.

Чем отличается от обязательных и исправительных работ?

Что такое исправительные работы как вид уголовного наказания? Существует несколько различий между этими видами работ. Первое из них заключается в месте и времени, отводимых для их выполнения.

Если принудительный труд совершается на определенной территории, то исправительную повинность можно отбывать и по месту собственного основного трудоустройства.

Что касается обязательных работ, то выполнению их уделяется время, свободное от основной занятости.

При этом ежедневная продолжительность труда не должна превышать 4 часа.

Несмотря на свое осуждение, человек в рамках исправительных и принудительных работ получает зарплату за вычетом необходимых удержаний. Обязательные работы проводятся на общественных началах, т.е. бесплатно.

Все три типа рассматриваемых работ отличает их максимальная продолжительность.

Так, обязательные работы назначаются на период не более чем в 480 часов (т.е. в общей сложности 20 дней). Для исправительных и принудительных работ граничные сроки наказания составляют два года и 5 лет, соответственно.

Как часто применяются на практике

Во многом назначение принудительных работ зависит от характера совершенного преступления, личности обвиняемого, наличия смягчающих обстоятельств, в число которых входит добровольное раскаяние и готовность возместить ущерб.

Важной также является и линия защиты, выстроенная адвокатом. Он должен убедить суд в том, что именно принудительные работы будут наиболее эффективной мерой наказания для подзащитного.

Принимая во внимание загруженность пенитенциарной системы, суды назначают принудительные работы достаточно часто. Подчеркнем, очень важно при этом правильно выстроить линию защиты.

Злостное уклонение

Оно чревато тем, что не истекший период общественных работ превращается в равноценное по продолжительности лишение свободы.

Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Осужденные, которым принудительные работы назначены в порядке замены иного вида наказания, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи.

Осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, направляются к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы (под конвоем). Эти лица подлежат освобождению из-под стражи по прибытии в исправительный центр.

Срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр.

В срок принудительных работ засчитываются время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения, время следования в исправительный центр под конвоем, а также время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному, из расчета один день содержания под стражей, один день следования в исправительный центр под конвоем, один день краткосрочного выезда за один день принудительных работ.

В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток.

В исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны:

а) выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров;

б) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;

в) постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра;

г) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю;

д) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.

Осужденным к принудительным работам для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет.

Осужденные к принудительным работам и помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру.

Осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска.

Осужденным к принудительным работам разрешается обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования по заочной форме обучения, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.

В общежитиях исправительных центров осужденным к принудительным работам предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не может быть менее четырех квадратных метров.

Обеспечение осужденных к принудительным работам одеждой и обувью, за исключением одежды и обуви, являющихся средствами индивидуальной защиты, и питанием осуществляется за счет их собственных средств. При отсутствии у осужденных собственных средств обеспечение их одеждой, обувью и питанием осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Осужденные к принудительным работам, находящиеся в исправительных центрах, вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, а также приобретать, хранить и использовать все предметы, изделия и вещества, за исключением предметов, изделий и веществ, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка исправительных центров.

Расходы исправительных центров на оплату коммунально-бытовых услуг и содержание имущества осуществляются за счет доходов, полученных от удержаний из заработной платы осужденных к принудительным работам, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Администрация исправительных центров обязана исходя из наличия рабочих мест привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и (по возможности) специальности. Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы.

За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду администрацией исправительного центра к осужденным к принудительным работам могут применяться следующие меры поощрения:

а) благодарность;

б) досрочное снятие ранее наложенного взыскания;

в) предоставление возможности выезда за пределы исправительного центра в границах муниципального образования, на территории которого он расположен, в выходные и праздничные дни.

К осужденным к принудительным работам, допустившим нарушения порядка и условий отбывания принудительных работ, администрацией исправительного центра могут применяться следующие меры взыскания:

а) выговор;

б) отмена права проживания вне общежития;

в) водворение в помещение для нарушителей на срок до 15 суток.

Нарушениями порядка и условий отбывания принудительных работ являются:

а) нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности;

б) нарушение трудовой дисциплины;

в) нарушение установленных для осужденного правил проживания в исправительном центре;

г) неявка без уважительных причин на регистрацию в исправительный центр осужденного, которому разрешено проживание за его пределами.

Злостными нарушениями порядка и условий отбывания принудительных работ являются:

а) употребление спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ;

б) мелкое хулиганство;

в) неповиновение представителям администрации исправительного центра или их оскорбление при отсутствии признаков преступления;

г) изготовление, хранение или передача запрещенных предметов и веществ;

д) организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно участие в них;

е) отказ от работы;

ж) самовольное без уважительных причин оставление территории исправительного центра;

з) несвоевременное (свыше 24 часов) возвращение к месту отбывания наказания.

Уклоняющимся от отбывания принудительных работ признается осужденный к принудительным работам:

а) уклоняющийся от получения предписания;

б) не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок;

в) не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда;

г) самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов.

  • Лядов Эдуард Владимирович , кандидат наук, доцент, профессор
  • Академия ФСИН России
  • ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
  • ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  • НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы перспектив назначения и исполнения нового уголовного наказания в виде принудительных работ и пути их возможного устранения.

  • К вопросу о содержании уголовного наказания в виде обязательных работ
  • Результаты оперативно-розыскной деятельности как иные документы в уголовном судопроизводстве России
  • Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты
  • Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России
  • Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Уголовный Кодекс Российской Федерации наряду с уже существующими обязательными и исправительными работами был введен новый вид наказания – принудительные работы.

Согласно ст. 53.1 УК РФ принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Исходя из анализа законодательства можно отметить, что в целом, наказание в виде принудительных работ может применяться в следующих случаях: 1) в соответствии с санкциями норм о преступлениях небольшой или средней тяжести; 2) при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); 3) в случаях злостного уклонения от отбывания штрафа, обязательных работ или исправительных работ в порядке замены более строгим наказанием (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50 УК РФ) .

Срок введения в действие данного наказания дважды переносился. Первый раз федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок введения был перенесен с 1 января 2013 г. на 1 января 2014 г., второй раз федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 431-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – с 1 января 2014 г. на 1 января 2017 г.

Рассмотрим некоторые проблемные аспекты принудительных работ как вида уголовного наказания, связанные с перспективой введения их в действие.

Данный вид наказания заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы при этом отбывает он его в специальном учреждении – исправительном центре. По общему правилу, расположение его должно быть в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживал или был осужден. В случае отсутствия такого центра на территории субъекта РФ осужденный может отбывать принудительные работы в исправительном центре другого субъекта или же в изолированном участке исправительного учреждения, функционирующего как исправительный центр.

В данном аспекте необходимо обратить внимание на возможное нарушение прав осужденных при выборе вида наказания со стороны судов Российской Федерации в связи с тем, что с 1 января 2017 г. из планируемых в начале 30 исправительных центров предполагается ввести в действие лишь четыре соответственно в четырех регионах: Тюменской и Тамбовской областях, в Ставропольском и Приморском краях, кроме того будут введены семь участков, планируемое общее количество осужденных, которое они смогут принять составляет 900 осужденных , общее же количество исправительных центров, необходимых для реализации данного вида наказания составляет 150 на 30 тыс. мест. Исходя из данной информации подсудимым при рассмотрении уголовного дела и назначении наказания в случае отсутствии исправительного центра или участка на территории конкретного субъекта судами или не будет применяться данный вид наказания или при назначении такового, они будут его отбывать на территории другого субъекта Российской Федерации.

Следует согласиться с мнением Е.В. Благова, отмечающего, что оправданность заменяющего характера принудительных работ вызывает сомнение. Требование закона сначала назначить одно наказание, а потом вместо него другое противоречит логике принятия уголовно-правовых решений. С одной стороны, рассматриваемая замена наказания, т.е. более строгого менее строгим, противоположна общему правилу, изложенному в ч. 1 ст. 60 УК. Согласно ему «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания». Обратный порядок допустим в особом случае назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК) .

Возникает также вопрос, заключающийся в том, что суд при замене лишения свободы на принудительные работы фактически должен в одном судебном заседании при разрешении одного и того же дела дважды вынести приговор: один о назначении осужденному наказания в виде лишения свободы, а затем второй – о замене наказания в виде лишения свободы другим видом наказания, а именно, принудительными работами, предусмотренными ст. 53.1 УК РФ. Хотя законодатель и дополнил ст. 299 УПК РФ «Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора» пунктом 7.1., предусматривающим возможность рассмотрения вопроса о замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами в порядке, установленном статьей 53.1 УК РФ, однако, на наш взгляд, данный вопрос суд, должен рассматривать в процессе исполнения назначенного наказания в соответствии с п. 5 ст. 397 УПК РФ, регламентирующим вопрос о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со статьей 80 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Законодатель в ч.1 ст.53.1 УК РФ конкретно указывает, что наказание в виде принудительных работ является альтернативой лишению свободы . Но проанализировав в целом данный вид наказания можно найти в нем признаки, которые близки лишению свободы с отбыванием в колонии-поселении. Помимо этого, согласно ч. 6 указанной статьи в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ. Аналогично, время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки принудительных работ из расчета один день за один день. Получается, что данный вид наказания вовсе не альтернатива лишению свободы, а равнозначен ему.

Помимо этого, поддержим мнение А.Г. Антонова отмечающего, что принудительные работы по репрессивности не уступают лишению свободы . Данный вывод он делает основываясь на положениях закона регламентирующих, в частности, степень материальной обеспеченности осужденного к принудительным работам и обязательности привлечения последнего к труду, тогда как, например, в колонии общего режима осужденный вообще может не трудится и быть при этом обеспеченным всем необходимым в отличии от осужденного к принудительным работам, которого, во-первых, принуждают трудиться, а во-вторых, последний за некоторым исключением обязан сам себя обеспечивать питанием, одеждой и т. п. Однако вместе с тем следует акцентировать внимание на том, что ни в УК РФ, ни в УИК РФ не имеется четкой формулировки закрепляющей именно обязательность привлечения к труду всех лиц, отбывающих наказание в виде принудительных работ. Более того, возможен вариант, что осужденный не будет обеспечен работой. Об этом можно судить исходя из содержания ч. 5 ст. 60 8 УИК РФ, указывающей, что осужденным, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется. Помимо этого, как нам представляется, акцент в п. «б» ч. 2 ст. 60 4 и ч.1 ст. 60 7 УИК РФ сделан не на обязательности труда осужденных, а на обязательности трудится в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного центра .

В соответствии с ч.1 ст. 60.17. УИК РФ уклоняющимся от отбывания принудительных работ признается осужденный к принудительным работам: а) уклоняющийся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания; б) не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок; в) не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда; г) самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов.

Часть 3 ст. 60.17. УИК РФ регламентирует, что в отношении осужденного, уклонившегося от отбывания принудительных работ, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания в виде принудительных работ лишением свободы. Однако при решении поставленного вопроса о замене неотбытой части принудительных работ лишением свободы в судебном заседании появляются правовые проблемы .

Суд при рассмотрении данного представления в первую очередь должен руководствоваться статьей 397 УПК РФ, регламентирующей вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора. Однако при ее анализе мы не видим положений данной статьи, относящихся к принудительным работам, то есть суд фактически не может принять к рассмотрению представление начальника исправительного центра и соответственно разрешить его в законном порядке. Аналогичным образом складывается ситуация и с осужденным к принудительным работам, признанным злостным нарушителем.

Выход из сложившейся ситуации А.В. Звонов предлагает путем внесения изменений в ст. 397 УПК РФ дополнив ее пунктом «2.1) о замене принудительных работ в соответствии со статьей 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;» .

Далее следует отметить, что вопрос о месте отбывания уголовного наказания в виде принудительных работ в материальном праве не регламентирован, что вряд ли является оправданным . Ответ на данный вопрос содержится в ч. 1 ст. 60.1 УИК РФ «Места отбывания принудительных работ». Согласно этой норме осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях – исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. Однако поскольку в отношении других видов уголовных наказаний (например, лишения свободы и исправительных работ) этот вопрос решен в рамках уголовного законодательства, думается, следует дополнить ч.1 ст.53.1 УК РФ положением, аналогичным ч.1 ст.60.1 УИК РФ .

Необходимо сказать также о природе рассматриваемого вида наказания. В ч. 1 ст. 45 УК РФ принудительные работы наряду с обязательными работами, исправительными работами, ограничением по военной службе, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы на определенный срок, пожизненным лишением свободы и смертной казнью отнесены законодателем к основным (самостоятельным) видам наказания. Однако исходя из буквального толкования ч.1 ст.53.1 УК РФ принудительные работы не относятся к самостоятельному виду уголовного наказания, а являются лишь альтернативой лишению свободы и применяются в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Дальнейшее подтверждение невозможности применения данного вида наказания как самостоятельного прослеживается в ч.2 ст.53.1 УК РФ, в которой регламентируется возможность назначения принудительных работ только в порядке замены лишения свободы.

Но если рассматривать его с позиций, закрепленных именно в ч.1 ст.45 УК РФ, то в соответствии с последней данный вид наказания применяется только в качестве основного вида наказания, поэтому согласно части 4 статьи 47 УК РФ к принудительным работам может быть назначено в качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В этом случае дополнительное наказание, то есть лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, распространяется на все время отбывания принудительных работ, но при этом срок отбытия дополнительного наказания исчисляется с момента их отбытия.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 УК РФ в отношении осужденного, отбывающего принудительные работы, может быть применен институт условно-досрочного освобождения. Согласно ч. 4 1 вышеуказанной статьи УК РФ при рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в числе прочих суд учитывает заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения, однако, при этом, не предусмотрено представление в суд заключения администрации исправительного центра, который в соответствии с ч. 1 ст. 74 УИК РФ не является исправительным учреждением.

Данные пробелы в законодательстве будут препятствовать применению института условно-досрочного освобождения в отношении осужденных к принудительным работам.

Список литературы

  1. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 07 декабря 2011 г. № 420-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 50. Ст. 7362.
  2. Уголовно-правовое воздействие: монография / Г.А. Есаков, Т.Г. Понятовская, А.И. Рарог и др.; под ред. А.И. Рарога. М.: Проспект, 2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федер. закон Рос. Федерации от 30 декабря 2012 г. № 307-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7632.
  4. О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федер. закон Рос. Федерации от 28 декабря 2013 г. № 431-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6996.
  5. Лейва М. В России с 2017 года начнут применять новый вид уголовного наказания. URL: http://www.rbc.ru/politics/04/10/2016/57f3595b9a7947547436eb84 (дата обращения: 05.11.16)
  6. Благов Е.В. Принудительные работы // Уголовное право. 2012. N 2. С. 15-16.
  7. Уголовно-исполнительное право: учебник: Особенная часть / под общ. ред. Г.А. Корниенко; науч. ред. А.Я. Гришко, В.Н. Чорный. – 3-е изд., испр. и доп. – Рязань: Академия ФСИН России, 2013. С. 558.
  8. Антонов А.Г. Принудительные работы: понятие, содержание и место в системе уголовных наказаний // Организация исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ: сб. материалов науч.-практ. конф. (Москва, 20 сент. 2012 г.). - М.; Рязань: НИИ ФСИН России; Академия ФСИН России, 2012. С. 7.
  9. Лядов Э.В. Правовой статус осужденных, отбывающих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества // Вестник Томского государственного университета. Право. 2015. №2 (16). С. 73-74.
  10. Звонов А.В. К вопросу о замене принудительных работ лишением свободы // Организация исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ: сб. материалов науч.-практ. конф. (Москва, 20 сент. 2012 г.). - М.; Рязань: НИИ ФСИН России; Академия ФСИН России, 2012. С. 12.
  11. Верина Г.В. Новые концептуальные подходы к вопросам преступления и наказания в российской уголовно-правовой политике // Журнал российского права. 2012. N 5. С. 57.
  12. Лядов Э.В. Принудительные работы как вид уголовного наказания: реалии и перспективы // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1 (80). С. 100.

Срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр (ст. 60 3 УИК РФ).

В срок принудительных работ засчитываются время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения, время следования в исправительный центр под конвоем, а также время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному в соответствии со ст. 60 4 УИК РФ, из расчета один день содержания под стражей, один день следования в исправительный центр под конвоем, один день краткосрочного выезда за один день принудительных работ.

В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток.

Порядок отбывания принудительных работ

Порядок отбывания принудительных работ регламентируется положениями ст. 60 4 УИК РФ.

В исправительных центрах устанавливаются правила внутреннего распорядка исправительных центров, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны:

  • а) выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров;
  • б) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;
  • в) постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных УИК РФ), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра;
  • г) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю;
  • д) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.

Осужденным к принудительным работам для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет и его регистрации по месту пребывания (для гражданина Российской Федерации) или постановки на миграционный учет по месту пребывания (для иностранного гражданина или лица без гражданства).

Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения у осужденных таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются, о чем составляется соответствующий акт.

Осужденные к принудительным работам и помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру. Основания и порядок проведения обысков и досмотров определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Осужденным к принудительным работам, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее одной трети срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Указанные осужденные обязаны являться в исправительный центр для регистрации четыре раза в месяц. Дни регистрации устанавливаются постановлением начальника исправительного центра.

Осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска.

Осужденным к принудительным работам разрешается обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования по заочной форме обучения, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Порядок заочного обучения осужденных при отбывании принудительных работ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.


Top